Формирование языковой и коммуникативной компетенций учащихся в работе над повествованием как типом речи: При изучении глагола в 5-6 классах
Диссертация
Проведение экспериментальной грамматико-стилистической работы над повествованием как типом речи при изучении глагола в 5−6 классах было завершено написанием учащимися экспериментальных и контрольных классов сочинения-повествования на предложенную тему. Затем был предпринят качественный и количественный анализ работ учащихся по следующим направлениям: текстовые ошибки (нарушение смысловой… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. Научно-методические, психолого-педагогические и лингвистические основы работы над повествованием как типом речи в 5−6 классах
- 1. 1. Вопрос о повествовании в лингвистической и научнометодической литературе
- 1. 2. Психолого-педагогические предпосылки работы над повествованием как типом речи в 5−6 классах
- 1. 3. Педагогические условия и пути обучения школьников сочинению-повествованию
- Методические
- выводы
- ГЛАВА II. Анализ знаний, умений и навыков учащихся 6-го класса в построении текста типа повествования: основные результаты констатирующего эксперимента
- 2. 1. Содержание и организация констатирующего эксперимента
- 2. 2. Анализ школьных учебников
- 2. 3. Ошибки учащихся 6-х классов в построении текста типа повествования и грамматические ошибки в использовании глагола как основного средства повествования
- 2. 4. Анализ знаний учащихся 6-х классов по морфологии (глагол) и стилистике (повествование)
- Методические
- выводы
- ГЛАВА III. Работа над повествованием как типом речи при изучении глагола в 5−6 классах: обучающий эксперимент
- 3. 1. Структура и содержание обучающего эксперимента
- 3. 2. Методика обучения тексту типа повествования на уроках русского языка в 5−6 классах
- 3. 3. Основные результаты обучающего эксперимента
- Методические
- выводы
Список литературы
- Абакумов С. И. Учебник русской грамматики. — М., 1924. —285с.
- Абрамова Г. С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. — М.: Академический проект- Екатеринбург: Деловая книга, 2000. — 624 с.
- Акимова М. К., Козлова В. Т. Учет психологических особенностей учащихся в процессе обучения школьников. // Вопр. психологии— 1988.— № 6. —С. 71−77.
- Акишина А. А. Структура целого текста. — М.: Высшая школа проф. движения ВЦСПС, 1979. — Вып. I. — 88 с.
- Александров Д. Н. Основы ораторского мастерства, или в погоне за Цицероном: учеб. пособие / Д. Н. Александров. — М.: Флинта: Наука, 2003. — 487 с.
- Александров Д. Н. Риторика: Учеб. пособие для вузов / Д. Н. Александров. -М.: Юнити-Дана, 1999. — 534 с.
- Алферов А. Д. Родной язык в средней школе. — М., 1911. — 439 с.
- Аннушкин В. И. Первая русская «Риторика»: (Из истории ритор, мысли). — М.: Знание, 1989. —63, 1. с.
- Антонова Л. Г. Обучение старшеклассников жанровым формам речи // Русский язык в школе. — 1994. — № 6. — С. 3−9.
- Антонова Л. Г. Опыты жанра: историческая и современная практика решения // Русский язык в школе. — 2000. — № 3. — С. 21−27.
- Антонова Л. Г., Ухова Л. В. Жанровые опыты (Урок по жанровой стилистике в XI классе) // Русский язык в школе. — 2000. — № 3. — С. 28−32.
- Апалькова И. В. Сочинение в жанре киносценария на основе художественного текста как средство развития речи учащихся 5−6 классов: дис.. канд.пед. наук: 13.00.02 / Апалькова Ирина Викторовна. — Ульяновск, 2000. — 196 с.
- Арефьева С. А. Изучение грамматики во взаимосвязи со стилистикой: Программа для 5−9 классов. — М.: Прометей, 1998. — 26 с.
- Арефьева С. А. Как определить принадлежность текста к функционально-смысловому типу речи // Русский язык в школе и дома. — М., 2004, № 2, С. 22−24.
- Арефьева С. А. К вопросу о стилистических ошибках в письменной речи учащихся // Рус. яз. в шк. — 2000. — № 2. — С. 19−28.
- Арефьева С. А. Синтаксические и стилистические ошибки в письменной речи учащихся. — М.: Прометей, 1997. — 160 с.
- Арефьева С. А. Синтактико-стилистическая подготовка учащихся к сочинениям разных типов: Монография. М.: Прометей, 1998. — 250 с.
- Арефьева С. А. Синтактико-стилистический аспект работы над сочинениями разных типов (на основе учета особенностей речи учащихся): Дис. .докт. пед. наук. — М., 1998. — 488 с.
- Арефьева С. А. Сочинение-повествование // Русский язык в школе и дома. — М., 2002, № 5, С. 21−23.
- Арефьева С. А. Термины «повествование», «описание» и «рассуждение» в лингвистике и методике // Вестник М111И. — Йошкар-Ола: МГПИ, 2004. — С. 128−135.
- Арефьева С. А. Языковые особенности текстов типа повествования // Текст. Структура и семантика: Доклады 8-й международной конференции.— М.: МОТЗУ, 2001. — С. 171−176.
- Арзуманова Jl. А. Обучение монологу-повествованию в V-VI классах // Рус. яз. в нац. шк. —1990. —№ 11. —С. 14−18.
- Арямов И. А. Особенности детского возраста: Очерки. — М.: Учпедгиз, 1953. —192 с.
- Астафурова А. П. Творческие работы по русскому языку в V-VIII классах. М., Учпедгиз, 1962. — 64 с.
- Ахутина Т. В. Порождение речи. — М., 1989. — 213 с.
- Бабайцева В. В. Русский язык: Теория. 5−9 кл.: Учеб. Для общеобраз. учр. / В. В. Бабайцева, Л. Д. Чеснокова.— 10-е изд., стереотип.— М.: Дрофа, 2001. —336 с.
- Баев Б. Ф. Психология внутренней речи: Автореф. дис.. докт. пед. наук.—М., 1984. —16 с.
- Баженова С. И. Стиль. Жанр. Текст. Факультативный курс по русскому языку для старших классов. ЭССР. — Таллинн: Валгус, 1990. —150 с.
- Баранов М. Т. Предупреждение синтаксических недочетов при подготовке учащихся к изложениям // Русский язык в школе. — 1961. — № 4. — С. 47−49.
- Баранов М. Т. Современные критерии и нормативы оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку // Русский язык в школе. — 1994. — № 3. — С. 110−113.
- Баранов М. Т. Умения и навыки в школьном курсе русского языка // Рус. яз. вшк. —1979. —№ 4. —С. 18−24.
- Баранов М. Т., Ивченков П. Ф., Ладыженская Т. А., Напольнова Т. В. Обучающие изложения в VII-VIII классах. — М.: Просвещение, 1964. — 240 с.
- Баранов М. Т., Ладыженская Т. А. Воспитание самостоятельности учащихся в работе над речевыми недочетами в изложениях и сочинениях // Самостоятельная работа учащихся на уроках русского языка. — М.: Учпедгиз, 1962. —С. 117−128.
- Бархин К. Б. Культура слова: Методическое пособие для преподавателей II ступени. — 2-е изд. — М., 1930. — 286 с.
- Бельчиков Ю. А. Стилистика и культура речи / Ю. А. Бельчиков. — М.: УРАО, 2000. —160 с.
- Бельчиков Ю. А. Стилистика и культура речи. 2-е изд., испр. и доп — М., V, 2002. —160 с.
- Блонский П. П. Педология: Кн. для препод, и ст-тов высших пед. учеб. за-вед. / Под ред. В. А. Сластенина. — М.: Владос, 2000. — 288 с.
- Блонский П. П. Развитие мышления школьника // Избранные психологические произведения. — М.: Просвещение, 1964. — 547 с.
- Богданова Г. А. Уроки русского языка в 5 классе: Кн. для учителя: из опыта работы: — М.: Просвещение, 1992. — 222, 2. с.
- Богоявленский Д. Н., Менчинская Н. А. Психология усвоения знаний в школе. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. — 347 с.
- Богоявленский Д. Н. Языковая форма и содержание понятия при усвоении грамматики // Русский язык в школе. — 1972. — № 1. — С. 14−19.
- Божович JI. И. Личность и её формирование в детском возрасте. М.: Про-Ц свещение, 1968. — 21 с.
- Болотнова Н. С. Основы теории текста: Пособие для учителей и студентов филологов пед. ун-та / Том. гос. пед. ун-т. — Томск: Изд-во Том. пед. ун-та, 1999. — 220 с.
- Бондарко А. В., Буланин Л. Л. Русский глагол. Пособие для студентов и учителей. Под ред. проф. Ю. С. Маслова. — Л., «Просвещение». Ленингр. отд-ние, 1967. — 192 с.
- Бондарко А. В. Грамматическая категория и контекст. — Л., «Наука», Ленингр. отд-ние, 1971. — 115 с.
- Брайловский С. Н. Теория словесности или теория слога, прозы и поэзии. Руководство для средних учебных заведений. Варшава, тип. Варшавск.^ учеб. окр., 1910. —340 с.
- Бронская Т. В. Структурно-семантическая организация текстов типа повествования в их функционально-стилистических разновидностях (подготовительный факультет): Автореф. дис.. канд. филол. наук. — JL, 1985. — 16 с.
- Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Комисарова JI. Ю., Текучева И. В. Русский язык, ¦fi. Учебник для 5-го класса основной школы. Под научной редакцией академика РАО А. А. Леонтьева. — М.: «Баласс», 2000. — 416 с.
- Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Комисарова Л. Ю., Текучева И. В. Русский язык. Учебник для 6-го класса основной школы. Под научной редакцией академика РАО А. А. Леонтьева. — М.: «Баласс», 2000. — 384 с.
- Бурвикова Н. Д. Закономерности линейной структуры монологического текста. — Дис. докт. филол. наук. — М., 1981. — 376 с.
- Бурцев О. П. Актантно-предикатные отношения в высказываниях описания и повествования: Автореф. дис.. канд. филол. наук.— Красноярск, 1999.—195 с.
- Буслаев Ф. И. О преподавании отечественного языка. — 2-е изд. — М.: Изд. Братьев Салаевых, 1867. — 472 с.-Ц 55. Буслаев Ф. И. О преподавании отечественного языка. Ч. 2. — М., 1844. — 375 с.
- Буслаев Ф. И. Преподавание отечественного языка: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Рус. Яз. И лит.» — М.: Просвещение, 1992. —512 с.
- Вахтеров В. П. Основы новой педагогики. Т. 1. М.: Типогр. тов-ва И. Д. СыIтина, 1913. —592 с. :
- Виноградов В. В. Русский язык: (Грамматическое учение о слове) / В. В. Виноградов. — 2-е изд. — М.: «Высшая школа», 1972. — 614 с.
- Власенков А. И. Общие вопросы методики русского языка в средней шкоiле. — М.: Просвещение, 1973, с. 326−371. '
- Власенков А. И., Рыбченкова Л. М. Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб- ' ^ ник для 10−11 кл. общеобр. учр. / А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. — 8-еизд. — М.: Просвещение, 2002. — 350 с.
- Власенков А. И., Рыбченкова Л. М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб. пособие для 10−11 кл.. —М., 1998. — 367 с.
- Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков / Под ред. Д. Б. Эльконина, Т. В. Драгуновой. — М.: Просвещение, 1967. — 360 с.
- Вокуева О. Д. Использование текстов разных типов в обучении лексической стороне устной речи на начальном этапе в языковом вузе: дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 / Вокуева Ольга Даниловна. — СПб, 1998. — 203 с.
- Волков А. А. Основы риторики: учеб. пособие для вузов по направлению 520 300 и специальности 21 700 «Филология» / А. А. Волков- МГУ, филол. фак. — М.: Акад. проект, 2003. — 303 с.
- Волкова Т. Н. Методика формирования у учащихся коммуникативных умений на основе использования экранно-звуковых средств на уроках русского языка: Дис. докт. пед. наук. — Иваново, 1995. — 315 с.
- Выготский JI. С. Из неизданных материалов. — М., 1968. — С. 190.
- Выготский JI. С. Мышление и речь. // Выготский JI. С. Собрание сочинений. Т. 2. М., 1982. —504 с.
- Выготский JL С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. — М.: Педагогика, 1991. — 479 с.
- Выготский JI. С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте // Избранные психологические исследования. — М.: АПН РСФСР, 1956. —С. 438−452.
- Выготский JI. С. Психология. — М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. — 1008 с.
- Выготский JL С. Умственное развитие детей в процессе обучения. Сборник статей. — М. — JL: Учпедгиз, 1935. — 133 с.
- Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. — М., 1961. — 471 с.
- Гвоздев А. Н. Формирование у ребенка грамматического строя русского языка.— Ч. 1−2 / Под ред. проф. С. И. Абакумова.— М.: Изд-во АПН РСФСР, 1949 — Ч. 1. — 267 с. — Ч. 2. — 190 с.
- Говоров К. Г. Опыт элементарного руководства при изучении русского языка практическим способом. Элементарная грамматика. Сост. К. Говоров. Изд. 2-е, испр. и пополненное. Курс 1−3. Воронеж, тип. В. Гольдшейна, ь 1864−1865. —310 с.
- Голуб И. Б. Стилистика русского языка: Учебник / И. Б. Голуб. — 3-е изд. — М.: Рольф, 2001. — 448 с.
- Голубков В. В. Пособие для ведения устных и письменных сочинений. М., 1913. —270 с.
- Горшков А. И. Русская словесность: От слова к словесности: Учеб. пособие для учащихся 10−11 кл. общеобразоват. учреждений. — 3-е изд. — М.: Просвещение, 1997. — 336 с.
- Грамматика русского языка. В 2-х т. Ред. коллегия: акад. В. В. Виноградов и др. Изд. испр. Т. 1 —М., Изд-во Акад. наук СССР, 1960. — 719 с.
- Грунский Н. К., Тюкалов М. А. Ведение письменных работ в средней школе, Рига, 1915. —82 с.
- Дегожская А. С. Сочинения в V-VIII классах. — М. — Л., «Просвещение», 1965. —114 с.
- Державин Н. С. Учебник грамматики русского языка: Опыт научно-элементарного курса. — Пг., 1918. — 287 с.
- Десяева Н. Д. Речь учителя русского языка в контексте урока: Учебное пособие по спецкурсу. — М., «Прометей», 1995. — 112 с.
- Добромыслов В. А. Изложения и сочинения в семилетней школе. — М. —i* V
- Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1946. — 256 с.
- Добромыслов В. А. Развитие речи в связи с изучением грамматики (морфологии). — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1954. — 64 с.
- Добромыслов В. А. Развитие речи учащихся V-VIII классов. М., 1963. — 220 с.
- Добромыслов В. А. Развитие связной речи учащихся на уроках грамматики // Рус. яз. в шк. — 1959. — № 3. — С. 32−40.
- Донская Т. К. Динамические тексты на уроках русского языка и развития речи // Рус. яз. в шк. — 1994. — № 3. — С. 11−17.
- Дудников А. В. Методика изучения грамматики в восьмилетней школе. Пособие для учителей. М., «Просвещение», 1977. — 304 с.
- Дудников А. В. О стратегических и тактических принципах методики преподавания русского языка // Русский язык в школе. — 1974. — № 3. — С. 13−17.
- Ерастов Н. П. Процессы мышления в речевой деятельности: Автореф. дис.. докт. псих. наук. — М., 1971. — 34 с.
- Еремеева А. П. Некоторые проблемы развития речи учащихся в связи с изучением грамматики // Проблемы преподавания синтаксиса в школе / Под ред. В. В. Бабайцевой. — М.: Просвещение, 1976. — С. 174−179.
- Еремеева А. П. Развитие речи учащихся при изучении предложений с однородными членами. — М.: МПРСФСР, НИИ школ, 1974. — 111 с.
- Еремеева А. П. Языковая подготовка к сочинению в VIII классе // Русский язык в школе. — 1979. — № 4. — С. 42−48.
- Жеребцова В. И. Урок-практикум по русскому языку в 6 классе по теме «Построение рассказа» (с использованием методики «Взаимообучение») / В. И. Жеребцова // Движение к цели. — Новокузнецк, 1999. — С. 115−118.
- Жинкин Н. И. Механизмы речи. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958. — 370 с.
- Жинкин Н. И. Психологические основы развития речи // Русский язык (прил. к газете «Первое сентября»). — 1999. — № 3. — с. 2−8.
- Жинкин Н. И. Развитие письменной речи учащихся III-VII классов // Язык — речь — творчество: Исследования по семиотике, психолингвистике, поэтике. —М.: Лабиринт, 1998. — С. 183−319.
- Жинкин Н. И. Речь как проводник информации. — М.: Наука, 1982. — 159 с.
- Жинкин Н. И. Язык— речь— творчество: Исследования по семиотике, психолингвистике, поэтике. — М.: Лабиринт, 1998. — 368 с.
- Жуйков С. Ф. Усвоение школьниками глагола как части речи. Сб. «Вопросы психологии усвоения грамматики и орфографии». — М., изд-во АПН РСФСР, 1959. —376 с.
- Зарецкая Е. Н. Риторика: Теория и практика речевой коммуникации. — М.: Дело, 1998. —477 с.
- Зеленкова Т. В. Функционально-статистический анализ сказок, сочиненных детьми // Вопросы психологии. — 2001. — № 6. — С. 17−27.
- Зимняя И. А. Функционально-психологическая схема формирования и формулирования мысли посредством языка // Исследование речевого мышления в психолингвистике. — М., 1985. —170 с.
- Иванова С. Ф. Говори!.: Уроки развивающей риторики. — М.: Школа-пресс, 1997. —399 с.
- Ивин А. А. Риторика: Искусство убеждать: учеб. пособие для гуманитар, вузов / А. А. Ивин. — М.: Гранд: Фаир-пресс, 2003. — 300 с.
- Ипполитова Н. А. Методика работы по грамматической стилистике в средней школе (на материале изучения темы «Глагол» в 4−5 классах): Автореф. дис. .канд. пед. наук. — М., 1975. — 26 с.
- Ипполитова Н. А. Текст в системе изучения русского языка в школе: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. — М. Флинта, Наука, 1998. — 176 с.
- Ипполитова Н. А. Упражнения по грамматической стилистике при изучении частей речи: Пособие для учителей. — М.: Просвещение, 1980. — 142 с.
- Исаченко А. В. Грамматический строй русского языка в сопоставлении с словацким. Морфология, II. Братислава, Изд-во Словацкой академии наук, I960. —577 с.
- Исмаилова Ж А. Повествование как тип художественного текста: (На материале повести В. Распутина «Прощание с Матерой») // Слово и конструкция в художественном тексте. — Тюмень, 1991. — С. 4−10.
- Калганова Т. А. Сочинения различных жанров в старших классах / Т. А. Кал-ганова. — 3-е изд. — М.: Просвещение, 2001. — 191 с.
- Капинос В. И. и др. Развитие речи: теория и практика обучения: 5−7 кл. Кн. для учителя / В. И. Капинос, Н. Н. Сергеева, М. С. Соловейчик. — М.: Просвещение, 1991. — 342 с.
- Капинос В. И. О критериях оценки речи и об ошибках грамматических и речевых // Оценка знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку. — 2-е изд. — М.: «Просвещение», 1986. — С. 78−88.
- Капинос В. И. Работа по развитию речи в свете теории речевой деятельности // Рус. яз. в шк. — 1978. — № 4. — С. 58−66.
- Карнеев Р. К., Карнеева О. А. Изучение особенностей личности учащихся // Библиотечка журнала «Вестник образования». — 2002. — № 3. — С. 30−52.
- Кирпичников А. И. Этимология русского языка для низших классов гимназии, применительно к правописанию (в соавторстве с Ф. А. Гиляровым). — М., 1868. —298 с.
- Кожина М. Н. Стилистика русского языка: Учебник для студентов пед. инт-тов по спец. № 2101 «Рус. яз. и лит.». — 2-е изд., перераб. и доп.— М.: Просвещение, 1983. — 223 с.
- Корпусова Е. В. Прагматический аспект роли говорящего в функционально-смысловых типах речи «описание» и «повествование»: Дис.. канд. филол. наук: 10.02.01 / Корпусова Елена Васильевна. — Кемерово, 2003. — 155 с.
- Краковский А. П. О подростках. (Содержание возрастного, полового и типологического в личности младш. и старш. подростка). М., «Педагогика», 1970. —272 с.
- Крылова О. А. Какое расположение слов считать ошибочным? // Русский язык в школе. — 1972. — № 3. — С. 56−57.
- Кудрявцев В. Т. Воображение ребенка: природа и развитие (статья первая) // Психологический журнал. — 2001. — Т. 22, № 5. — С. 57−68.
- Кудрявцев В. Т. Воображение ребенка: природа и развитие (статья вторая) // Психологический журнал. — 2001. — Т. 22, № 6. — С. 64−76.
- Кулагина И. Ю. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней зрелости: Учеб. пособие для ст-тов высш. спец. учеб. завед. / И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий.— М.: ТЦ «Сфера»: Юрайт— М., 2001. —464 с.
- Ладыженская Т. А. Анализ устной речи учащихся 5−7 классов. М., Учпедгиз, 1963. — 135 с.
- Ладыженская Т. А., Баранов М. Т. Особенности языка ученических изложений. — М.: Просвещение, 1965. — 167 с.
- Ладыженская Т. А. Определение уровня развития связной речи учащихся // Исследования по развитию связной речи учащихся. — М.: Педагогика, 1974. —С. 8−31.
- Латюк А. А. Сочинение-рассказ по картине К. Успенской-Кологривовой «Не взяли на рыбалку» // Рус. яз. в шк. — 1972. — № 2. — С. 59−62.
- Левицкий Ю. А. Проблема сочинения: Учеб. пособие по спецкурсу / Ю. А. Левицкий. — Пермь: ПГУ, 1980. — 81 с.
- Лейтес Н. С. Возрастная одаренность школьников: Учеб. пособие: Для ст-тов высш. пед. учеб. завед. — М.: Изд. центр «Академия», 2000. — 320 с.
- Лейтес Н. С. Умственные способности и возраст. — М.: Педагогика, 1971. —279 с.
- Леонтьев А. А. Основы психолингвистики. Учеб. для ст-тов вузов, обуч. по спец. «Психология». — М.: Смысл, 1997. — 287 с.
- Леонтьев А. А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания. М., 1969. —307 с. 1. Ь
- Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность. М., Изд-во «Просвещение», 1969. —214 с. 138.139.140 141 142,143.144,145 146,147,148,149 150 151,
- Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения.— Т. 1.— М., 1983.—391 с.
- Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения. — Т. 2. — М., 1983.—320 с.
- Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. — М.: Мысль, 1965.— 573 с. Ломоносов М. В. Полное собрание сочинений.— М.— Л.: АН СССР, 1952. — Т. 7 — Труды по филологии. — 995 с.
- Лосева Л. М. Как строится текст: пособие для учителей / Под ред. Г. Я. Сол-ганика. — М.: Просвещение, 1980. — 94 с.
- Львов М. Р. Методы развития речи учащихся // Русский язык в школе. — 1985. —№ 4. —с. 42−47.
- Львов М. Р. Основы теории речи: учеб. пособие для ст-тов пед. вузов. — М.: Академия, 2000. — 248 с.
- Львов М. Р. Основы теории речи: учеб. пособие для ст-тов пед. вузов. — М.: Академия, 2002. — 248 с.
- Львов М. Р. Речь младших школьников и пути ее развития. — М.: Просвещение, 1975. —176 с.
- Львов М. Р. Словарь-справочник по методике преподавания русского языка: Пособие для ст-тов пед. вузов и колледжей.— М.: Академия: Высш. шк., 1999. —272 с.
- Львов М. Р. Тенденции развития речи учащихся. — М., 1979. — Вып. 2. — 79 с.
- Малаховский В. А. Новая грамматика русского языка: Опыт пособия для учителей и пед. техникумов. — Л.: Госиздат, 1925. — 295 с.
- Мамалыга А. И. Соотношение функционально-смысловых типов речи в публицистических текстах // Функционально-стилистический аспект различных типов текста: Межвуз. сб. науч. трудов / Перм. гос. ун-т. — Пермь, 1991, —С. 12−22.
- Мамушин В. Е. Знакомство учащихся с формами передачи разговорной речи в сочинениях-повествованиях // Рус. яз. в шк. — 1966. — № 1. — С. 2630.
- Мамушин В. Е. О речевом контроле в условиях письменной речи учащихся//Рус. яз. вшк. — 1991. —№ 1. —С. 15−20.
- Мамушин В. Е. Причины и пути преодоления некоторых недостатков в связной речи учащихся // Исследования по развитию связной речи учащихся / Под ред. Т. А. Ладыженской. — М.: Педагогика, 1974. — С. 32−48.
- Мамушин В. Е. Психолого-методические основы развития связной речи учащихся: Учеб. пос. по мет. рус. яз. — Иваново: Иван, ун-т, 1976. — 140 с.
- Маркова А. К. Психологические вопросы усвоения стилистики в школе // Вопросы психологии. — 1968. —№ 4. — С. 83−95.
- Маркова А. К. Психология усвоения языка как средства общения. — М.: Педагогика, 1974. — 239 с.
- Маркова А. К. Психология усвоения языка как средства общения. Автореф. дис.. докт. псих. наук. — М., 1974. — 52 с.
- Маркова А. К. Усвоение школьниками коммуникативной функции языка // Вопросы психологии. — 1971. —№ 4. — С. 21−32.
- Матвеенкова JI. М. Предварительная подготовка учащихся к сочинениям повествовательного типа // Рус. яз. в шк. — 1968. — № 2. — С. 51−54.
- Методика преподавания русского языка в школе: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / М. Т. Баранов, Н. А. Ипполитова, Т. А. Ладыженская, М. Р. Львов- Под ред. М. Т. Баранова. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 368 с.
- Методика развития речи на уроках русского языка: Кн. для учителя / Н. Е. Богуславская, В. И. Капинос, А. Ю. Купалова и др.- Под ред. Т. А. Ладыженской. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Просвещение, 1991. — 240 с.
- Методические указания к факультативному курсу «Теория и практика сочинений разных жанров (VII-VIII классы)»: Пособие для учителей / Сост. Т. А. Ладыженская, Т. С. Зепалова. — 2-е изд., испр. — М.: Просвещение, 1982. — 159 с.
- Мещеряков В. Н. Жанры школьных сочинений: Теория и практика написания: Учебно-методическое пособие для студентов и учителей-словесников. — 3-е изд. — М.: Флинта: Наука, 2001. — 256 с.
- Мещеряков В. Н., Охомуш Е. А. Типология учебных текстов. — Днепропетровск: ДГУ, 1980. — 69 с.
- Мещеряков В. Н. Учимся начинать и заканчивать текст: Учебное пособие. — М.: Флинта: Наука, 2004. — 280 с.
- Мещеряков В. Н. Формирование коммуникативных умений учащихся на уроках русского языка с учетом методической типологии текстов: Дис.. докт. пед. наук. — Сумы, 1995. — 778 с.
- Миртов А. В. Как научить и научиться писать сочинения? — М., 1913. — 136 с.
- Михальская А. К. Основы риторики: Мысль и слово: Уч. пособие для учащихся 10−11 кл. общеобразоват. учрежд. —М.: Просвещение, 1996. — 416 с.
- Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для ст-тов, обуч. по пед. спец. — 4-е изд., стереотип. — М.: Академия, 1999. — 456 с.
- Мухина В. С. Психология детства и отрочества: Учебник для ст-тов пси-хол.-пед. фак-тов / Акад. пед. и соц. наук- Моск. психолого-соц. ин-т. — М: Ин-т практ. психологии, 1998. — 488 с.
- Мышление и речь: Сб. статей. / Под ред. Н. И. Жинкина и Ф. Шемякина. — М.: Изд-во Академии пед. наук РСФСР, 1963. — 272 с.
- Нечаева О. А. Закономерности функционирования формы настоящего исторического времени в художественном повествовании // Функционирование языковых единиц в структуре типов речи. — Улан-Удэ: Бурят, пед. ин-т, 1994. —с. 3−10.
- Нечаева О. А. Лингвистические основы школьных сочинений типа повествования, описания и рассуждения // Русский язык в школе. — 1970. — № 3. — С. 37−41.
- Нечаева О. А. Очерки по синтаксической семантике и стилистике функционально-смысловых типов речи. — Улан-Удэ, 1999. —165 с.
- Нечаева О. А. Функционально-смысловые типы речи (описание, повествование, рассуждение). Автореф. дис. на соиск. учен. степ, д-ра филол. наук. М., 1975. —54 с.
- Нечаева О. А. Функционально-смысловые типы речи (описание, повествование, рассуждение). — Улан-Удэ: Бурятское кн. изд-во, 1974. — 261 с.
- Никитина Е. И. Русская речь: Развитие речи. 5 кл.: Учеб. для общеобразо-ват. учреждений. — 10-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2001. — 176 с.
- Никитина Е. И. Русская речь: Развитие речи. 6 кл.: Учеб. для общеобразо-ват. учреждений. — 10-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2001. — 160 с.
- Никитина Е. И. Связный текст на уроках русского языка: Из опыта учителя. — М.: Просвещение, 1966. — 328 с.
- Обнорский С. П. Очерки по морфологии русского глагола. — М., Изд-во Акад. наук СССР, 1953. — 252 с. 187.188,189.190.191.192 193.194,195,19 619 719 8199t
- Обухова JI. Ф. Возрастная психология: Учеб пособие для ст-тов вузов. —3.е изд. — М.: Пед. общество России, 2001. — 442 с.
- Одинцов В. В. Стилистика текста. — М., 1980. — 186 с.
- Одинцов В. В. Стилистика текста: Автореф. дис.. докт. филол. наук. —1. М., 1981. —42 с.
- Падучева, Е. В. О семантике грамматических категорий времени и вида в повествовательном тексте // Семиотика и информатика. — М., 1989. — Вып. 29. —С. 164−176.
- Пахнова Т. М. Текст как основа создании на уроках русского языка развивающей речевой среды // Русский язык в школе. — 2000. — № 4. — С. 3−11. Пешковский А. М. Русский синтаксис в научном освещении, изд. 7-е. М., Учпедгиз, 1928. — 579 с.
- Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. — СПб.: Союз, 1997. — 256 с. Пичугов Ю. С. Обучение сочинениям на свободную тему в 7−8 классах. — М.: Просвещение, 1986. — 206 1. с.
- Пленкин Н. А. Умение создавать текст // Русский язык в школе. — 1981. — № 5. —С. 13−16.
- Пленкин Н. А. Языковой анализ в работе над обучающим изложением: Автореф. дис. .канд. пед. наук. — М., 1969. — 20 с.
- Попова Н. В. Текст-повествование в его жанрово-стилистических разновидностях и обучение речевому общению // Русский язык в школе. — 1990. — № 2. —С. 67−72.
- Практическая психология образования: Учебник для ст-тов высш. и сред, спец. учеб. завед. / Под ред. И. В. Дубровиной. — 2-е изд. — М.: ТЦ «Сфера», 1998. — 528 с.
- Преображенская Е. П., Рындина JI. Ф. Упражнения по развитию речи при изучении грамматики: Из опыта работы: Пособие для учителей. — JL: Учпедгиз, Ленингр. отд-е, 1963. — 134 с.
- Программы для общеобразоват. школ, гимназий, лицеев: Русский язык. 5−9 кл. / Сост. Л. М. Рыбченкова. — 3-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2002. — 160 с.
- Проколиенко Л. Н. Психология усвоения грамматических знаний учащимися среднего школьного возраста: Автореф. дис.. .докт. психол. наук. — Киев, 1975. —70 с.
- Прокопович Е. Н. Стилистика частей речи. (Глагольные словоформы). М., «Просвещение», 1969. — 143 с.
- Психическое развитие младших школьников: Эксперим. психол. исслед. / М. Э. Боцманова, В. В. Давыдов, Н. С. Евланова и др.- Под ред. В. В. Давыдова- НИИ общ. и пед. психологии АПН СССР. — М.: Педагогика, 1990. —168 с.
- Психология усвоения грамматики и орфографии. Сб. 2. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.—183 с.
- Развивайте дар слова: Факультатив, курс «Теория и практика сочинения разных жанров (VII-VIII кл.)»: Пособие для учащихся / Ю. И. Равенский,
- П. Ф. Ивченков, Г. А. Богданова, С. А. Никольская. Сост. Т. А. Ладыженская, Т. С. Зепалова. — 3-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 1986. — 176 с.
- Развитие речи учащихся при изучении синтаксиса: Пособие для учителя / Под ред. А. П. Еремеевой. — М.: НИИ школ, 1977. — 108 с.
- Рачеева Т. В. Методика работы над функционально-смысловыми типами речи в научном и публицистическом тексте в военном вузе гуманитарного профиля: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 / Рачеева Татьяна Викторовна. — М., 1999.— 195 с.
- Русский язык: Практика. 5 кл.: Пособие для общеобразоват. учр. / А. Ю. Купа-лова, А. П. Еремеева, Г. К. Лидман-Орлова и др.- Под ред. А. Ю. Купало-вой. — 8-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2002. — 368 с.
- Русский язык: Практика. 6 кл.: Пособие для общеобразоват. учр. / Г. К. Лидман-Орлова, А. Ю. Купалова, С. Н. Молодцова и др.- Под ред. Г. К. Лидман-Орловой — 9-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2002. — 288 с.
- Русский язык: Учебник для 5 кл. общеобраз. учр. / М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос и др.- Под ред. М. М. Разумовской, П. А. Ле-канта. — 7-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2001. — 384 с.
- Русский язык: Учебник для 6 кл. общеобраз. учр. / М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова и др. — 23-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 2001. —239 с.
- Русский язык: Учебник для 6 кл. общеобраз. учр. / Под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. — 5-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2001. — 368 с.
- Русский язык: Учебник для 5 кл. общеобраз. учр. / Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др. — 28-е изд. — М.: Просвещение, 2001. —303 с.
- Самарин Ю. А. Очерки психологии ума.— М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962. —504 с.
- Севостьянова М. В. Особенности повествования в романе К. Симонова «Живые и мертвые» // Функционирование языковых единиц в структуре типов речи. — Улан-Удэ: Бурят, пед. ин-т, 1994. — С. 86−91.
- Синица И. Е. Психология письменной речи учащихся. Автореф. докт. дисс., Киев, 1968.—47 с.
- Система обучения сочинениям на уроках русского языка (IV-VIII классы). Пособие для учителей. Под ред. Т. А. Ладыженской. Изд. 3-е, испр. М., «Просвещение», 1978. — 286 с.
- Соколова Г. П. Материал для работы по речевому развитию учащихся при изучении глагола: V-VI кл. // Рус. яз. в шк. — 1993. — № 1. — С. 37−39.
- Солганик Г. Я. Стилистика современного русского языка и культура речи: Учеб. пособие / Г. Я. Солганик, Т. С. Дроняева. — М.: ИУЦ «Академия», 2002. — 256 с.
- Солганик Г. Я. Стилистика текста: Учебное пособие для студ., абитуриентов, преподавателей-филологов и учащихся ст. кл. шк. гуманит. профиля. — М.: Флинта- Наука, 1997. — 253 с.
- Стативка В. И. Обучение учащихся V-IX классов умению конструировать зачины сочинений разных типов и стилей речи: Дис. .канд. пед. наук. — М., 1991. —261 с.
- Стилистический энциклопедический словарь русского языка / Под ред. Кожиной М. Н. — М.: Флинта: Наука, 2003. — 696 с.
- Структура и содержание единого государственного экзамена: Русский язык: Учебно-методическое пособие / Под ред. проф. С. А. Арефьевой. — Йошкар-Ола: Министерство образования РМЭ, 2003. — 110 с.
- Суворова Е. П. Обучение восприятию и созданию текста — единый творческий процесс // Рус. яз. в шк. — 2001. — № 6. — С. 3−10.
- Суворова Е. П. Речевое развитие школьников в процессе аналитической и продуктивной текстовой деятельности: ценностно-интеграционный подход: Дис.. д-ра пед. наук: 13.00.02 / Суворова Екатерина Павловна.— Санкт-Петербург, 2002. — 415 с.
- Тамбовкина Т. И., Тамбовкин Ю. Ф. Урок на тему «Построение рассказа» // Рус. яз. в шк. — 1972. — № 2. — С. 56−59.
- Тарасов Е. Ф. Теория речевой деятельности (проблемы психолингвистики).—М., 1968. —114 с.
- Ушаков Д. Н. Русский язык. Краткое систематическое школьное руководство по грамматике, правописанию и произношению. М. — JL, Госиздат, 1926. —286 с.
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть I. Начальное общее образование. Основное общее образование. / Министерство образования Российской Федерации.—М., 2004. — 221 с.
- Федоренко JI. П. Закономерности усвоения родной речи: Учеб. пособие по специальности № 2101 «Рус. яз. и лит.». — М.: Просвещение, 1984. — 159 с.
- Федоренко JI. П. Опыт и теория обучения русскому языку // Русский язык в школе. — 1977. — № 6. — С. 75−83.
- Федоренко JI. П. О структуре речевых навыков // Русский язык в школе. — 1971. —№ 2. —С. 12−17.
- Фридман JI. М., Кулагина И. Ю. Мышление и умственное развитие // Психологический справочник учителя. — М.: Просвещение, 1991. — С. 68−86.
- Фридман JI. М., Кулагина И. Ю. Язык и речь. Понимание // Психологический справочник учителя. — М.: Просвещение, 1991. — С. 91−102.
- Цейтлин С. Н. Ошибки в письменной речи учащихся и способы их классификации // Русский язык в школе. — 1984. — № 2. — С. 40−46.
- Цейтлин С. Н. Речевые ошибки и их предупреждение: Пособие для учителей. — М.: Просвещение, 1982. — 128 с.
- Цейтлин С. Н. Типы детских речевых ошибок // Русский язык в школе. — 1979. —№ 4. —С. 62−63.
- Цейтлин С. Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Гуманит. изд. центр «Владос», 2000. —240 с.
- Цукерман Г. А. Десяти-двенадцатилетние школьники: «Ничья земля» в возрастной психологии // Вопросы психологии. — 1998. — № 3. — С. 17−31.
- Шапиро А. Б. Русский язык: Учебник по грамматике, правописанию и развитию техники речи. — М., 1927. — 272 с.
- Школьная риторика. 5 кл.: В 2-х ч.: Учеб. пособие для общеобр. Учеб. за-вед. / Т. А. Ладыженская, Н. А. Ипполитова, Г. Б. Вершинина и др.- Под ред. Т. А. Ладыженской. — 2-е изд., перераб. — М.: ООО «С-инфо»: ООО «Баласс», 1998. — Ч. 1 — 160 с.
- Школьная риторика. 5 кл.: В 2-х ч.: Учеб. пособие для общеобр. Учеб. за-вед. / Т. А. Ладыженская, Н. А. Ипполитова, Г. Б. Вершинина и др.- Под ред. Т. А. Ладыженской. — 2-е изд., перераб. — М.: ООО «С-инфо»: ООО «Баласс», 1998. — Ч. 2 — 144 с.
- Черниговская Т. В., Деглин В. Л. Проблема внутреннего диалогизма (нейрофизиологические исследования языковой компетенции) // Труды по знаковым системам. Вып. 7. Тарту, 1984. — С.27−41.
- Чистяков М. Б. Курс теории словесности Михаила Чистякова. Ч. 1−2. Спб., Кораблев и Сиряков, 1847. — 285 с.
- Эльконин Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах: Избр. психолог, труды / Под ред. Д. И. Фельдштейна- Акад. пед. и соц. наук- Моск. психоло-го-соц. ин-т. — М. — Воронеж, 1995. — 416 с.
- Юртаев С. В. Тенденции формирования текста в письменной связной речи учащихся на уроках русского языка: Дис. д-ра пед. наук: 13.00.02 / Юртаев Сергей Васильевич. — Москва, 2002. — 377 с.