Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование языковой и коммуникативной компетенций учащихся в работе над повествованием как типом речи: При изучении глагола в 5-6 классах

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Проведение экспериментальной грамматико-стилистической работы над повествованием как типом речи при изучении глагола в 5−6 классах было завершено написанием учащимися экспериментальных и контрольных классов сочинения-повествования на предложенную тему. Затем был предпринят качественный и количественный анализ работ учащихся по следующим направлениям: текстовые ошибки (нарушение смысловой… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. Научно-методические, психолого-педагогические и лингвистические основы работы над повествованием как типом речи в 5−6 классах
    • 1. 1. Вопрос о повествовании в лингвистической и научнометодической литературе
    • 1. 2. Психолого-педагогические предпосылки работы над повествованием как типом речи в 5−6 классах
    • 1. 3. Педагогические условия и пути обучения школьников сочинению-повествованию
  • Методические
  • выводы
  • ГЛАВА II. Анализ знаний, умений и навыков учащихся 6-го класса в построении текста типа повествования: основные результаты констатирующего эксперимента
    • 2. 1. Содержание и организация констатирующего эксперимента
    • 2. 2. Анализ школьных учебников
    • 2. 3. Ошибки учащихся 6-х классов в построении текста типа повествования и грамматические ошибки в использовании глагола как основного средства повествования
    • 2. 4. Анализ знаний учащихся 6-х классов по морфологии (глагол) и стилистике (повествование)
  • Методические
  • выводы
  • ГЛАВА III. Работа над повествованием как типом речи при изучении глагола в 5−6 классах: обучающий эксперимент
    • 3. 1. Структура и содержание обучающего эксперимента
    • 3. 2. Методика обучения тексту типа повествования на уроках русского языка в 5−6 классах
    • 3. 3. Основные результаты обучающего эксперимента
  • Методические
  • выводы

Формирование языковой и коммуникативной компетенций учащихся в работе над повествованием как типом речи: При изучении глагола в 5-6 классах (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Развитие речи учащихся — главная цель обучения русскому языку в школе. Осуществление данной цели связано с формированием коммуникативной компетенции учащихся, на что указывается в государственном стандарте основного общего образования по русскому языку (2004 г.). Коммуникативная компетенция определяется как «овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы на разных ее этапах (V-VII, VIII-IX классы)» (234, с. 71). При этом, как указывает JI. Г. Антонова, «заявленная в базовых требованиях к гуманитарной подготовке выпускника школы проблема коммуникативной компетенции нуждается в серьезном научном и методическом обеспечении» (11, с. 21).

Одним из основных видов работы по развитию речи школьников является обучение сочинению. Формирование коммуникативных умений и навыков, связанных с написанием сочинения, требует усвоения учащимися знаний как по стилистике, так и по грамматике, потому что создание связного текста предполагает не только организацию его содержательной стороны и композиционное оформление, но и выбор, уместное использование в тексте необходимых языковых средств — тех или иных грамматических единиц. Овладение базовыми знаниями по грамматике обеспечивает формирование языковой компетенции учащихся, к главным составляющим которой относятся «овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение. грамматического строя речи учащихсяформирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов» (234, с. 72).

Важным условием успешной работы по развитию речи выступает такая организация процесса обучения, при которой формирование языковой и коммуникативной компетенций учащихся осуществляется в тесной взаимосвязи. Это возможно на основе текстового подхода к изучению грамматики. Для его реализации современная методика преподавания русского языка располагает необходимым научно-методическим потенциалом, содержащимся в трудах JL Г. Антоновой, Н. Д. Десяевой, В. А. Добромыслова, А. В. Дудникова, А. П. Еремеевой, Н. А. Ипполитовой, В. И. Капинос, Т. А. Ладыженской, М. Р. Львова, В. Н. Мещерякова, Т. М. Пахновой, Н. А. Пленкина и других.

На уроках изучения темы «Глагол» в 5−6 классах обучение тексту типа повествования строится с опорой на принцип взаимосвязи в изучении грамматики и стилистики и принцип обусловленности основного направления преподавания родного языка его коммуникативной функцией (А. В. Дудников).

Исследованию глагола как грамматической единицы посвящены работы известных ученых-лингвистов (А. В. Бондарко, В. В. Виноградова, А. В. Исаченко, М. В. Ломоносова, С. П. Обнорского, А. М. Пешковского, Е. Н. Проко-пович и других) и методистов (С. И. Абакумова, Ф. И. Буслаева, К. Г. Говорова, Н. С. Державина, А. И. Кирпичникова, В. А. Малаховского, Л. И. Поливанова, Д. Н. Ушакова, А. Б. Шапиро и других).

Вопрос о повествовании как типе речи, его структурных и языковых особенностях рассматривается в научно-методических, лингвистических исследованиях и трудах по риторике Д. Н. Александрова, В. И. Аннушкина, Л. Г. Антоновой, С. А. Арефьевой, О. П. Бурцева, О. Д. Вокуевой, А. А. Волкова, А. И. Горшкова, О. Н. Гришиной, Е. Н. Зарецкой, С. Ф. Ивановой, А. А. Ивина, Н. А. Ипполитовой, Е. В. Корпусовой, Т. А. Ладыженской, М. Р. Львова, А. К. Михальской, О. А. Нечаевой, В. В. Одинцова, Л. Н. Омельченко, Е. В. Па-дучевой, Н. В. Поповой, Т. В. Рачеевой, О. И. Тарасовой, Г. А. Хайрутдиновой и других.

Проблема обучения школьников сочинению-повествованию раскрывается в работах известных ученых-методистов А. Д. Алферова, С. А. Арефьевой, Ф. И. Буслаева, В. А. Добромыслова, В. И. Капинос, Т. А. Ладыженской, М. Р. Львова, В. Н. Мещерякова, Е. И. Никитиной и других.

В настоящем исследовании обучение тексту типа повествования связывается с изучением глагола в 5−6 классах на основе грамматико-стилистической работы, которая рассматривается как главное средство организации единого процесса усвоения учащимися знаний по грамматике, о глаголе (формирование языковой компетенции), и развития коммуникативных умений и навыков в области построения и языкового оформления (оценки, выбора и уместного использования глагольных форм) текста типа повествования (формирование коммуникативной компетенции учащихся).

Актуальность исследуемой проблемы обусловлена необходимостью развития речи школьников, формирования языковой и коммуникативной компетенций учащихся в процессе работы по обогащению грамматического строя их речи, развитию коммуникативных умений и навыков в области построения и языкового оформления сочинения типа повествования. Констатирующий эксперимент, проведенный нами, показал, что уровень владения школьниками знаниями по грамматике (о глаголе), стилистике (о повествовании) и коммуникативными умениями, связанными с созданием текста типа повествования, является недостаточным, что находит выражение в многочисленных ошибках, допускаемых учащимися в содержании, композиционном и языковом оформлении (использовании глагольных форм как главного средства реализации характерной черты повествования — динамизма) сочинений-повествований. В связи с этим возникает противоречие между необходимостью развития коммуникативных умений учащихся в процессе изучения основ науки о языке и недостаточной разработанностью методики обучения тексту типа повествования, позволяющей объединить процесс усвоения школьниками знаний по грамматике и формирования коммуникативных умений и навыков в области создания сочинения-повествования на основе ознакомления учащихся со стилистическими свойствами глагольных форм и особенностями их функционирования в тексте типа повествования.

В данной кандидатской диссертации означенная проблема решается в двух аспектах:

1) обучение школьников глаголу как грамматической (морфологической) единице на основе работы над текстом типа повествования;

2) формирование коммуникативных умений учащихся на уроках грамматики (при изучении темы «Глагол») и специальных уроках развития речи в ходе ознакомления школьников со стилистическими свойствами глагола и особенностями функционирования видо-временных глагольных форм в тексте типа повествования.

Объект исследования— процесс формирования учебно-языковых и коммуникативных умений учащихся младшего подросткового возраста (5−6 классы) на уроках грамматики и на специальных уроках развития речи.

Предмет исследования— методические условия формирования языковой и коммуникативной компетенций учащихся в процессе работы над текстом типа повествования на уроках изучения глагола в 5−6 классах.

Цель исследования заключается в разработке научно обоснованной методики обучения школьников тексту типа повествования на уроках изучения глагола в 5−6 классах, направленной на формирование языковой и коммуникативной компетенции учащихся, проявляющейся в сформированных умениях оценивать, выбирать и уместно использовать видо-временные формы глагола как главное средство повествования.

Гипотеза исследования. Формирование языковой и коммуникативной компетенций учащихся на уроках изучения глагола в 5−6 классах будет результативным, если использовать в качестве оптимальной дидактической единицы текст типа повествования, работа над которым способствует организации единого процесса усвоения глагола и овладения умениями оценивать, выбирать и использовать глагольные формы в тексте типа повествованияосуществлять обучение грамматике (глаголу) с учетом специфических принципов методики (принципа взаимосвязи в изучении грамматики и стилистики, принципа обусловленности основного направления в преподавании родного языка его коммуникативной функцией) и принципа коммуникативной целесообразности речиучитывать в процессе обучения грамматике особенности формирования грамматического строя речи учащихся, то есть строить уроки изучения глагола таким образом, чтобы усилить влияние изучаемого грамматического мате.

1*4 риала на частотность употребления грамматических форм в речисчитать грамматико-стилистическую работу главным средством формирования языковой и коммуникативной компетенций учащихся на уроках изучения глагола и уроках развития речиориентировать учащихся на овладение коммуникативной функцией языка как учебной деятельностью на основе поэтапного сообщения теоретических сведений о типологической структуре текстов типа повествования, описания, рассужденияо композиционных элементах текста типа повествованияо языковых средствах повествования (стилистической функции глагольных форм) и формирования коммуникативных умений и навыков.

Цель исследования и выдвинутая гипотеза предполагают решение следующих задач:

•К 1. Определить научно-методические, лингвистические основы и психолого-педагогические предпосылки работы над повествованием как типом речи при изучении глагола в 5−6 классах и составить перечень учебно-языковых и коммуникативных умений, формируемых в процессе обучения тексту типа повествования.

2. Определить пути и условия формирования языковой и коммуникативной компетенций учащихся в ходе работы над повествованием как типом речи на уроках изучения темы «Глагол» и специальных уроках развития речи в 5−6 классах.

3. Провести констатирующий эксперимент и установить уровень овладения учащимися знаниями по морфологии (о глаголе) и стилистике (о повествовании) — степень сформированности коммуникативных умений школьников создавать текст типа повествования (умение передавать его содержание в соответствии с композиционной формой и языковыми средствами, что предполагает умения оценивать, выбирать и уместно использовать видо-временные формы глагола как главное средство повествования).

4. Разработать систему грамматико-стилистических упражнений, направленную на формирование коммуникативных умений учащихся на основе использования текстов типа повествования в качестве оптимальной дидактической единицы.

5. Проверить эффективность предлагаемой методики формирования языковой и коммуникативной компетенций учащихся на основе работы над текстом типа повествования на уроках изучения темы «Глагол» в 5−6 классах в процессе опытного обучения.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы:

1. Изучение научно-методической, психолого-педагогической и лингвистической литературы по теме исследования.

2. Анализ учебно-методической литературы (программ, учебников, методических пособий и рекомендаций для школы).

3. Анкетирование учащихся.

4. Наблюдение за учебным процессом в школе, беседы с учителями и учащимися.

5. Констатирующий и обучающий эксперименты.

6. Статистический метод.

Экспериментальной базой исследования послужили 5−6 классы средних школ № 19 и № 27 г. Йошкар-Олы Республики Марий Эл.

Экспериментальная работа в школе проводилась в два этапа:

1) 2000;2001 гг. — констатирующий эксперимент;

2) 2001;2003 гг. — обучающий эксперимент.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1. Теоретически обоснована и экспериментально проверена методика обучения тексту типа повествования при изучении глагола в 5−6 классах на основе принципа взаимосвязи в изучении грамматики и стилистики, направленная на формирование языковой и коммуникативной компетенций учащихся.

Определены коммуникативные умения и навыки, формируемые в ходе работы над текстом типа повествования (умения анализировать типологическую структуру, композиционную форму и языковые средства повествованиясоставлять ^ тематическую и композиционную схемы текста типа повествованияоценивать, выбирать и целесообразно использовать в повествовании видо-временные глагольные формыстроить текст типа повествования в соответствии с его типологической структурой, композиционной формой, языковыми особенностяминаходить и исправлять речевые и грамматические ошибки в собственном сочинении-повествовании). Уточнен круг понятий, необходимых для формирования языковой и коммуникативной компетенций учащихся в процессе изучения глагола с использованием текстов типа повествования как оптимальной дидактической единицы.

2. Определены принципы, методы и содержание грамматико-стилис-тической работы на уроках русского языка как главного средства организации единого процесса усвоения учащимися знаний по грамматике (языковая компеf* тенция) и развития умений и навыков в области построения текста (коммуникативная компетенция).

3. Разработана система грамматико-стилистических упражнений, направленная на формирование учебно-языковых и коммуникативных умений и навыков учащихся, на основе текста типа повествования: упражнения, связанные с анализом типологической структуры, композиционной формы и языковых средств текста типа повествованияупражнения в построении тематической и композиционной схем текста типа повествованияупражнения на построение текста типа повествованияупражнения, связанные с редактированием текста типа повествования.

Теоретическая значимость исследования состоит: ^ 1) в обосновании научно-методических и лингвистических основ, психолого-педагогических предпосылок работы над повествованием как типом речи при изучении глагола в 5−6 классах;

2) в определении методических принципов развития коммуникативных умений и навыков учащихся в области построения и языкового оформления текста типа повествования, формирования языковой и коммуникативной компетенций школьников;

3) в определении условий результативности обучения учащихся тексту типа повествования во взаимосвязи с изучением грамматики (темы «Глагол») в 5−6 классах;

4) в уточнении перечня учебно-языковых и коммуникативных умений, формируемых в ходе изучения темы «Глагол» на текстовой основе и обучения учащихся повествованию как типу речи во взаимосвязи с изучением грамматики;

5) в доказательстве эффективности разработанной методики обучения тексту типа повествования во взаимосвязи с изучением грамматики (темы «Глагол») в 5−6 классах в ходе экспериментального обучения.

Практическая значимость исследования заключается:

1) в создании дидактического материала, позволяющего организовать эффективную работу над повествованием как типом речи в связи с изучением глагола в 5−6 классах;

2) в создании системы грамматико-стилистических упражнений, включающих стилистический анализ текста, построение и редактирование текста типа повествования и направленных на формирование умений оценивать, выбирать и целесообразно использовать видо-временные формы глагола в тексте данного типа;

3) в разработке системы уроков обучения повествованию как типу речи на основе принципа взаимосвязи в изучении грамматики и стилистики.

Достоверность результатов исследования обеспечивается опорой на достижения в области лингвистики, методики преподавания русского языка, психологии и педагогикикомплексом методов, адекватных предмету, целям и задачам исследованияприменением качественного и количественного анализа экспериментального материала и личным опытом работы диссертанта в качестве учителя русского языка общеобразовательной школы.

Апробация и внедрение результатов исследования. Ход и результаты проведенного исследования обсуждены на кафедре русского языка Марийского государственного педагогического института им. Н. К. Крупской, использованы в практике работы школы, изложены в докладах на заседаниях кафедры русского языка Ml НИ им. Н. К. Крупской, в выступлениях на научно-практических конференциях в Марийском государственном техническом университете (Йошкар-Ола, 2001), Московском педагогическом государственном университете (Москва, 2002), Соликамском государственном педагогическом институте (Соликамск, 2004), Марийском государственном педагогическом институте им. Н. К. Крупской (Йошкар-Ола, 2001, 2002, 2003, 2004, 2005), Ела-бужском государственном педагогическом университете (Елабуга, 2005). Материалы исследования использовались в работе учителей Республики Марий Эл: средних школ № 19 и № 27 г. Йошкар-Олы.

На защиту выносятся следующие основные положения:

1. Методическая система работы над повествованием как типом речи при изучении глагола в 5−6 классах, построенная на основе коммуникативно-деятельностного подхода с учетом принципов взаимосвязи в изучении грамматики и стилистики, обусловленности основного направления преподавания родного языка его коммуникативной функцией (А. В. Дудников) и направленная на формирование коммуникативных умений и навыков в области построения и языкового оформления текста типа повествования, позволяет организовать единый процесс формирования языковой и коммуникативной компетенций учащихся.

2. Обучение на уроках русского языка в 5−6 классах тексту типа повествования, используемому в качестве оптимальной дидактической единицы, способствует созданию необходимых условий для усвоения школьниками глагола как грамматической единицы, его стилистической роли как главного средства выражения характерной черты повествования — динамизма — и особенностей функционирования глагольных форм в тексте типа повествования.

3. Основное средство обучения тексту типа повествования— граммати-ко-стилистическая работа, направленная на обогащение грамматического строя речи учащихся, ознакомление школьников со стилистическими свойствами глагольных форм на уроках грамматики при изучении темы «Глагол» и обучение школьников построению и языковому оформлению (оценке, выбору, целесообразному использованию глагольных форм как главного средства повествования) сочинения-повествования на специальных уроках развития речи в 5−6 классах.

4. Формирование языковой и коммуникативной компетенций учащихся в процессе обучения тексту типа повествования при изучении глагола в 5−6 классах осуществляется на понятийно-терминологической основе путем ознакомления школьников с типологическими признаками повествования, композицией текста типа повествования, языковыми средствами повествования.

Структура и содержание диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

3. 3. Основные результаты обучающего эксперимента.

Опытное обучение по разработанной нами «Программе экспериментального обучения тексту типа повествования в процессе изучения глагола в 5−6 классах» проводилось в 5-А, 5-Г, 5-Д, 6-А, 6-Б, 6-Г классах средней школы № 27 г. Йошкар-Олы. Указанные классы составили экспериментальную группу. Для выявления степени эффективности предложенной нами методики обучения тексту типа повествования результаты опытного обучения, полученные в экспериментальной группе, были сопоставлены с результатами обучения по традиционной методике в трех пятых и трех шестых классах той же школы (5-В, 5-Е, 5-Ж, 6-В, 6-Д, 6-Е), вошедших в контрольную группу. В целях получения объективных данных об эффективности разработанной нами методики в качестве экспериментальной и контрольной были выбраны группы, примерно равные по количеству и уровню успеваемости учащихся. В качестве проверочной работы пятиклассникам было предложено написать сочинение-повествование на тему «Как я однажды.», ученикам 6-го класса — сочинение-повествование на основе услышанного на тему «Когда моя мама (сестра, сосед, дедушка и т. д.) училась в школе (начинала работать, воевала, путешествовала, отдыхала в горах и т. п.)», данную в учебнике по русскому языку для 6-го класса М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской и других (215, с. 210).

Проанализированные и сопоставленные результаты обучающего эксперимента изложены в данном параграфе в следующем порядке: качественный и количественный анализ сочинений учащихся, итоги, выводы.

Проведение экспериментальной грамматико-стилистической работы над повествованием как типом речи при изучении глагола в 5−6 классах было завершено написанием учащимися экспериментальных и контрольных классов сочинения-повествования на предложенную тему. Затем был предпринят качественный и количественный анализ работ учащихся по следующим направлениям: текстовые ошибки (нарушение смысловой цельности текста: отсутствие взаимосвязи между заголовком и темой сочинения, отсутствие взаимосвязи между заголовком и основной мыслью сочинения, нарушение тематического единства, нарушение единства основной мысли, несоответствие типа речи поставленной задаченарушение связности текста: нарушение логики в развитии мысли, нарушение последовательности в развитии текста) — соответствие строения сочинений учащихся композиции текста типа повествованиявыявление речевых (лексических и стилистических) ошибок и грамматических (синтаксических, морфологических и словообразовательных), ошибок в использовании учащимися глагола.

На основе анализа сочинений-повествований учащихся 5−6 классов были сделаны основные выводы о результативности разработанной нами методики. Раскроем их, опираясь на результаты экспериментального обучения.

Во-первых, изучение на уроках русского языка дополнительных теоретических сведений о типологической структуре повествования путем введения понятий «типологические признаки текста» («логическая основа», «функция речи», «характерная черта») способствует формированию у школьников умения строить текст типа повествования в соответствии с его типологической структурой и сокращению текстовых ошибок в нарушении смысловой цельности (отсутствие взаимосвязи между заголовком и темой сочинения, отсутствие взаимосвязи между заголовком и основной мыслью сочинения, ошибки в оформлении текста, нарушение тематического единства, нарушение единства основной мысли, несоответствие типа речи коммуникативной задаче), связности (нарушение логики в развитии мысли, нарушение последовательности в развитии темы) текста.

Анализ сочинений-повествований учащихся 5−6 классов показал, что в экспериментальной группе процент работ, выполненных без текстовых ошибок, значительно выше (87,2% — 5-е классы- 83,4% — 6-е классы), чем в контрольной группе (36,2%— 5-е классы- 40,3%— 6-е классы) и группе констатирующего эксперимента (40%). Указанные результаты обозначены в диаграммах 19, 20 и таблицах 17, 18.

Диаграмма соотношения сочинений (в%), выполненных без текстовых ошибок (5-е классы).

20 О.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное нами исследование методических средств формирования умений и навыков работы учащихся над текстом типа повествования связано с актуальными проблемами современной методики преподавания русского языка.

В подтверждение этого можно привести слова В. И. Капинос: «Развитие связной речи учащихся— важнейший аспект обучения родному языку. Последнее время коммуникативному воспитанию школьников придается особое значение, так как в нем совершенно справедливо видят залог успешного формирования социально активной личности» (116, 3).

В ходе анализа научно-методической, психолого-педагогической и лингвистической литературы по исследуемой проблеме были определены теоретические основы и психолого-педагогические предпосылки созданной нами методики обучения тексту типа повествования на уроках русского языка в 5−6 классах, нацеленной на формирование умений и навыков работы учащихся 5−6 классов над сочинением типа повествования (структурной и композиционной организации текста, языкового оформления высказывания, в частности использования в тексте данного типа видо-временных глагольных форм как главного средства выражения характерной черты повествования — динамизма), а также педагогические условия эффективного формирования коммуникативных умений и навыков, связанных с созданием текста типа повествования.

Вслед за виднейшими учеными-лингвистами и учеными-методистами С. А. Арефьевой, Т. В. Бронской, А. И. Власенковым, В. И. Капинос, — М. Р. Львовым, А. И. Мамалыгой, О. А. Нечаевой, Е. И. Никитиной, I I.

В. В. Одинцовым, Г. Я. Солгаником и другими в настоящем исследовании повествование рассматривается как «функционально-смысловой тип речи, содержащий сообщение о развивающихся действиях или состояниях и располагающий для реализации этой функции специфическими языковыми средствами» (181, с. 23). Данный подход к обучению школьников тексту типа повествования является наиболее приемлемым для современной школы и методики работы над связной речью, поскольку он позволяет формировать коммуникативные умения и навыки в области композиционного и языкового оформления текста типа повествования на понятийно-терминологической основе: в процессе ознакомления учащихся со стилистическими понятиями путем сообщения школьникам теоретических сведений по стилистике с последующим разбором и закреплением их в ходе выполнения грамматико-стилистических упражнений.

В результате проведенного исследования нами была разработана научно обоснованная методика работы над повествованием как типом речи при изучении глагола в 5−6 классах, направленная на овладение учащимися умениями и навыками построения текста типа повествования и правильного употребления в нем главного средства оформления динамики— видо-временных глагольных форм.

На основе изучения психолого-педагогической литературы по проблеме исследования нами были определены главные ступени речевой деятельности, психологические особенности письменной речи как одного из видов внешней речи, основные черты психического развития десяти — двенадцатилетних детей, уровень речевого развития учащихся 5−6 классов (степень овладения грамматическим строем речи и умениями в области построения связного высказывания). При создании методики работы над повествованием как типом речи мы опирались на положение о том, что период обучения школьников в 5−6 классах (10−12 лет) является сензитивным для введения работы над текстом типа повествования на уроках русского языка. По мнению психологов Г. С. Абрамовой, П. П. Блонского, И. В. Дубровиной, А. П. Краковского, Н. С. Лейтеса, В. С. Мухиной и других, на это указывают такие особенности психического развития детей данного возраста, как преобладание конкретного типа мышления, повышение умственной активности, развитие воображения, проявление способности к творчеству, интерес к повествовательным жанрам художественной литературы. Согласно исследованиям Т. А. Ладыженской, М. Р. Львова и других, овладение учащимися 5−6 класса грамматическим строем речи характеризуется высокой частотностью употребления глаголов в письменной речи, активностью в усвоении и использовании различных видо-временных глагольных форм, основных синтаксических конструкций. Т. В. Зеленкова, Н. И. Жинкин, А. К. Маркова и другие, анализируя уровень сформированности коммуникативных умений и на-fh выков учащихся 5−6 классов в работе над созданием связного высказывания, констатируют факты усвоения детьми данного возраста коммуникативной функции языка и проявления у школьников склонности к повествованию, выражающиеся в стремлении к сюжетному изложению материала в работах по развитию речи, построении более сложных образцов текста типа повествования, включающих его основные композиционные элементы.

Изучение психолого-педагогической и научно-методической литературы позволило нам определить педагогические условия результативности обучения школьников глаголу и формирования коммуникативных умений и навыков, связанных с созданием текста типа повествования. К ним относятся: использование в качестве оптимальной дидактической единицы на уроках изучения глагола в 5−6 классах текста типа повествованияопора на методические принципы взаимосвязи в обучении грамматике и стилистике, обусловленности основного направления в преподавании родного языка его коммуникативной функцией (А. В. Дудников), коммуникативной целесообразности речи (М. Р. Львов) при изучении грамматики (глагола) и обучении тексту типа повествованияосознанное усвоение учащимися теоретических сведений о глаголеорганизация уроков грамматики с усилением влияния изучаемого грамматического материала на частотность употребления грамматических форм в речивведение грам-матико-стилистической работы как главного средства формирования коммуникативных умений и навыков на уроках изучения глагола и уроках развития речиучет тенденций и закономерностей формирования грамматического строя речи учащихся при обучении тексту типа повествования в 5−6 классахориентация учащихся на овладение коммуникативной функцией языка как учеб ной деятельностью на основе поэтапного сообщения теоретических сведений в 5−6 классах путем введения стилистических понятий и формирования на их основе коммуникативных умений и навыковпредъявление школьникам грамматико-стилистических упражнений в целях актуализации изученного грамматического материала в речи.

В ходе экспериментального исследования нами были получены доказать тельства того, что основным путем обучения школьников тексту типа повествования выступает грамматико-стилистическая работа над повествованием как типом речи при изучении грамматики, а именно глагола в 5−6 классах.

Овладение умениями и навыками построения и языкового оформления текста типа повествования осуществляется в процессе усвоения типологической структуры, композиционной формы и языковых особенностей данного типа речи. В связи с развитием указанных умений и навыков учащихся нами была разработана система грамматико-стилистических упражнений, направленная на формирование коммуникативных умений учащихся: анализировать типологическую структуру, композиционную форму, языковые средства текстов типа повествования, описания и рассуждениясопоставлять тексты типа повествования, описания, рассужденияопределять стилистическую функцию глагольных форм в тексте типа повествованиястроить текст типа повествования в соответствии с его типологической структурой, композиционной формойоценивать, выбирать и уместно использовать в тексте типа повествования видо-временные формы глагола как главное средство повествованиянаходить и исправлять ошибки в построении и речевом оформлении сочинения-повествования.

Обучающий эксперимент, в ходе которого была апробирована созданная нами методика обучения тексту типа повествования, подтвердил, что разработанная методика дает возможность организовать более эффективную работу над текстом типа повествования на уроках русского языка, что способствует росту уровня коммуникативных умений учащихся.

Результаты проведенного исследования в целом являются подтверждением положений, выносимых на защиту:

1. Методическая система работы над повествованием как типом речи при изучении глагола в 5−6 классах, построенная на основе коммуникативно-деятельностного подхода с учетом принципов взаимосвязи в изучении грамматики и стилистики, обусловленности основного направления преподавания родного языка его коммуникативной функцией (А. В. Дудников) и направленная на формирование коммуникативных умений и навыков в области построения и языкового оформления текста типа повествования, позволяет организовать единый процесс формирования языковой и коммуникативной компетенций учащихся.

2. Обучение на уроках русского языка в 5−6 классах тексту типа повествования, используемому в качестве оптимальной дидактической единицы, способствует созданию необходимых условий для усвоения школьниками глагола как грамматической единицы, его стилистической роли как главного средства выражения характерной черты повествования — динамизма — и особенностей функционирования глагольных форм в тексте типа повествования.

3. Основной путь обучения тексту повествования— грамматико-стилис-тическая работа, направленная на обогащение грамматического строя речи учащихся, ознакомление школьников со стилистическими свойствами глагольных форм на уроках грамматики при изучении темы «Глагол» и обучение школьников построению и языковому оформлению (оценке, выбору, целесообразному использованию глагольных форм как главного средства повествования) сочинения-повествования на специальных уроках развития речи в 5−6 классах.

4. Формирование языковой и коммуникативной компетенций учащихся в процессе обучения тексту типа повествования при изучении глагола в 5−6 классах осуществляется на понятийно-терминологической основе путем ознакомления школьников с типологическими признаками повествования, композицией текста типа повествования, языковыми средствами повествования.

На основе изложенного выше можно сделать вывод, что предлагаемая в настоящем исследовании методика обучения тексту типа повествования при изучении глагола в 5−6 классах эффективна и может быть использована на уроках русского языка.

Среди перспективных задач исследования данной проблемы можно назвать следующие:

1. Сопоставительный анализ художественного и публицистического повествования как средство развития коммуникативных умений и навыков школьников.

2. Функционально-смысловые типы речи как вторичные стилеобразую-щие факторы различных функциональных стилей.

3. Обучение учащихся 5-го класса синтаксическим средствам передачи динамики в тексте типа повествования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. С. И. Учебник русской грамматики. — М., 1924. —285с.
  2. Г. С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. — М.: Академический проект- Екатеринбург: Деловая книга, 2000. — 624 с.
  3. М. К., Козлова В. Т. Учет психологических особенностей учащихся в процессе обучения школьников. // Вопр. психологии— 1988.— № 6. —С. 71−77.
  4. А. А. Структура целого текста. — М.: Высшая школа проф. движения ВЦСПС, 1979. — Вып. I. — 88 с.
  5. Д. Н. Основы ораторского мастерства, или в погоне за Цицероном: учеб. пособие / Д. Н. Александров. — М.: Флинта: Наука, 2003. — 487 с.
  6. Д. Н. Риторика: Учеб. пособие для вузов / Д. Н. Александров. -М.: Юнити-Дана, 1999. — 534 с.
  7. А. Д. Родной язык в средней школе. — М., 1911. — 439 с.
  8. В. И. Первая русская «Риторика»: (Из истории ритор, мысли). — М.: Знание, 1989. —63, 1. с.
  9. Л. Г. Обучение старшеклассников жанровым формам речи // Русский язык в школе. — 1994. — № 6. — С. 3−9.
  10. Л. Г. Опыты жанра: историческая и современная практика решения // Русский язык в школе. — 2000. — № 3. — С. 21−27.
  11. Л. Г., Ухова Л. В. Жанровые опыты (Урок по жанровой стилистике в XI классе) // Русский язык в школе. — 2000. — № 3. — С. 28−32.
  12. И. В. Сочинение в жанре киносценария на основе художественного текста как средство развития речи учащихся 5−6 классов: дис.. канд.пед. наук: 13.00.02 / Апалькова Ирина Викторовна. — Ульяновск, 2000. — 196 с.
  13. С. А. Изучение грамматики во взаимосвязи со стилистикой: Программа для 5−9 классов. — М.: Прометей, 1998. — 26 с.
  14. С. А. Как определить принадлежность текста к функционально-смысловому типу речи // Русский язык в школе и дома. — М., 2004, № 2, С. 22−24.
  15. С. А. К вопросу о стилистических ошибках в письменной речи учащихся // Рус. яз. в шк. — 2000. — № 2. — С. 19−28.
  16. С. А. Синтаксические и стилистические ошибки в письменной речи учащихся. — М.: Прометей, 1997. — 160 с.
  17. С. А. Синтактико-стилистическая подготовка учащихся к сочинениям разных типов: Монография. М.: Прометей, 1998. — 250 с.
  18. С. А. Синтактико-стилистический аспект работы над сочинениями разных типов (на основе учета особенностей речи учащихся): Дис. .докт. пед. наук. — М., 1998. — 488 с.
  19. С. А. Сочинение-повествование // Русский язык в школе и дома. — М., 2002, № 5, С. 21−23.
  20. С. А. Термины «повествование», «описание» и «рассуждение» в лингвистике и методике // Вестник М111И. — Йошкар-Ола: МГПИ, 2004. — С. 128−135.
  21. С. А. Языковые особенности текстов типа повествования // Текст. Структура и семантика: Доклады 8-й международной конференции.— М.: МОТЗУ, 2001. — С. 171−176.
  22. Jl. А. Обучение монологу-повествованию в V-VI классах // Рус. яз. в нац. шк. —1990. —№ 11. —С. 14−18.
  23. И. А. Особенности детского возраста: Очерки. — М.: Учпедгиз, 1953. —192 с.
  24. А. П. Творческие работы по русскому языку в V-VIII классах. М., Учпедгиз, 1962. — 64 с.
  25. Т. В. Порождение речи. — М., 1989. — 213 с.
  26. В. В. Русский язык: Теория. 5−9 кл.: Учеб. Для общеобраз. учр. / В. В. Бабайцева, Л. Д. Чеснокова.— 10-е изд., стереотип.— М.: Дрофа, 2001. —336 с.
  27. . Ф. Психология внутренней речи: Автореф. дис.. докт. пед. наук.—М., 1984. —16 с.
  28. С. И. Стиль. Жанр. Текст. Факультативный курс по русскому языку для старших классов. ЭССР. — Таллинн: Валгус, 1990. —150 с.
  29. М. Т. Предупреждение синтаксических недочетов при подготовке учащихся к изложениям // Русский язык в школе. — 1961. — № 4. — С. 47−49.
  30. М. Т. Современные критерии и нормативы оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку // Русский язык в школе. — 1994. — № 3. — С. 110−113.
  31. М. Т. Умения и навыки в школьном курсе русского языка // Рус. яз. вшк. —1979. —№ 4. —С. 18−24.
  32. М. Т., Ивченков П. Ф., Ладыженская Т. А., Напольнова Т. В. Обучающие изложения в VII-VIII классах. — М.: Просвещение, 1964. — 240 с.
  33. М. Т., Ладыженская Т. А. Воспитание самостоятельности учащихся в работе над речевыми недочетами в изложениях и сочинениях // Самостоятельная работа учащихся на уроках русского языка. — М.: Учпедгиз, 1962. —С. 117−128.
  34. К. Б. Культура слова: Методическое пособие для преподавателей II ступени. — 2-е изд. — М., 1930. — 286 с.
  35. Ю. А. Стилистика и культура речи / Ю. А. Бельчиков. — М.: УРАО, 2000. —160 с.
  36. Ю. А. Стилистика и культура речи. 2-е изд., испр. и доп — М., V, 2002. —160 с.
  37. П. П. Педология: Кн. для препод, и ст-тов высших пед. учеб. за-вед. / Под ред. В. А. Сластенина. — М.: Владос, 2000. — 288 с.
  38. П. П. Развитие мышления школьника // Избранные психологические произведения. — М.: Просвещение, 1964. — 547 с.
  39. Г. А. Уроки русского языка в 5 классе: Кн. для учителя: из опыта работы: — М.: Просвещение, 1992. — 222, 2. с.
  40. Д. Н., Менчинская Н. А. Психология усвоения знаний в школе. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. — 347 с.
  41. Д. Н. Языковая форма и содержание понятия при усвоении грамматики // Русский язык в школе. — 1972. — № 1. — С. 14−19.
  42. JI. И. Личность и её формирование в детском возрасте. М.: Про-Ц свещение, 1968. — 21 с.
  43. Н. С. Основы теории текста: Пособие для учителей и студентов филологов пед. ун-та / Том. гос. пед. ун-т. — Томск: Изд-во Том. пед. ун-та, 1999. — 220 с.
  44. А. В., Буланин Л. Л. Русский глагол. Пособие для студентов и учителей. Под ред. проф. Ю. С. Маслова. — Л., «Просвещение». Ленингр. отд-ние, 1967. — 192 с.
  45. А. В. Грамматическая категория и контекст. — Л., «Наука», Ленингр. отд-ние, 1971. — 115 с.
  46. С. Н. Теория словесности или теория слога, прозы и поэзии. Руководство для средних учебных заведений. Варшава, тип. Варшавск.^ учеб. окр., 1910. —340 с.
  47. Т. В. Структурно-семантическая организация текстов типа повествования в их функционально-стилистических разновидностях (подготовительный факультет): Автореф. дис.. канд. филол. наук. — JL, 1985. — 16 с.
  48. Р. Н., Бунеева Е. В., Комисарова JI. Ю., Текучева И. В. Русский язык, ¦fi. Учебник для 5-го класса основной школы. Под научной редакцией академика РАО А. А. Леонтьева. — М.: «Баласс», 2000. — 416 с.
  49. Р. Н., Бунеева Е. В., Комисарова Л. Ю., Текучева И. В. Русский язык. Учебник для 6-го класса основной школы. Под научной редакцией академика РАО А. А. Леонтьева. — М.: «Баласс», 2000. — 384 с.
  50. Н. Д. Закономерности линейной структуры монологического текста. — Дис. докт. филол. наук. — М., 1981. — 376 с.
  51. О. П. Актантно-предикатные отношения в высказываниях описания и повествования: Автореф. дис.. канд. филол. наук.— Красноярск, 1999.—195 с.
  52. Ф. И. О преподавании отечественного языка. — 2-е изд. — М.: Изд. Братьев Салаевых, 1867. — 472 с.-Ц 55. Буслаев Ф. И. О преподавании отечественного языка. Ч. 2. — М., 1844. — 375 с.
  53. Ф. И. Преподавание отечественного языка: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Рус. Яз. И лит.» — М.: Просвещение, 1992. —512 с.
  54. В. П. Основы новой педагогики. Т. 1. М.: Типогр. тов-ва И. Д. СыIтина, 1913. —592 с. :
  55. В. В. Русский язык: (Грамматическое учение о слове) / В. В. Виноградов. — 2-е изд. — М.: «Высшая школа», 1972. — 614 с.
  56. А. И. Общие вопросы методики русского языка в средней шкоiле. — М.: Просвещение, 1973, с. 326−371. '
  57. А. И., Рыбченкова Л. М. Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб- ' ^ ник для 10−11 кл. общеобр. учр. / А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. — 8-еизд. — М.: Просвещение, 2002. — 350 с.
  58. А. И., Рыбченкова Л. М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб. пособие для 10−11 кл.. —М., 1998. — 367 с.
  59. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков / Под ред. Д. Б. Эльконина, Т. В. Драгуновой. — М.: Просвещение, 1967. — 360 с.
  60. О. Д. Использование текстов разных типов в обучении лексической стороне устной речи на начальном этапе в языковом вузе: дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 / Вокуева Ольга Даниловна. — СПб, 1998. — 203 с.
  61. А. А. Основы риторики: учеб. пособие для вузов по направлению 520 300 и специальности 21 700 «Филология» / А. А. Волков- МГУ, филол. фак. — М.: Акад. проект, 2003. — 303 с.
  62. Т. Н. Методика формирования у учащихся коммуникативных умений на основе использования экранно-звуковых средств на уроках русского языка: Дис. докт. пед. наук. — Иваново, 1995. — 315 с.
  63. JI. С. Из неизданных материалов. — М., 1968. — С. 190.
  64. JI. С. Мышление и речь. // Выготский JI. С. Собрание сочинений. Т. 2. М., 1982. —504 с.
  65. Выготский JL С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. — М.: Педагогика, 1991. — 479 с.
  66. JI. С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте // Избранные психологические исследования. — М.: АПН РСФСР, 1956. —С. 438−452.
  67. JI. С. Психология. — М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. — 1008 с.
  68. Выготский JL С. Умственное развитие детей в процессе обучения. Сборник статей. — М. — JL: Учпедгиз, 1935. — 133 с.
  69. А. Н. Вопросы изучения детской речи. — М., 1961. — 471 с.
  70. А. Н. Формирование у ребенка грамматического строя русского языка.— Ч. 1−2 / Под ред. проф. С. И. Абакумова.— М.: Изд-во АПН РСФСР, 1949 — Ч. 1. — 267 с. — Ч. 2. — 190 с.
  71. К. Г. Опыт элементарного руководства при изучении русского языка практическим способом. Элементарная грамматика. Сост. К. Говоров. Изд. 2-е, испр. и пополненное. Курс 1−3. Воронеж, тип. В. Гольдшейна, ь 1864−1865. —310 с.
  72. И. Б. Стилистика русского языка: Учебник / И. Б. Голуб. — 3-е изд. — М.: Рольф, 2001. — 448 с.
  73. В. В. Пособие для ведения устных и письменных сочинений. М., 1913. —270 с.
  74. А. И. Русская словесность: От слова к словесности: Учеб. пособие для учащихся 10−11 кл. общеобразоват. учреждений. — 3-е изд. — М.: Просвещение, 1997. — 336 с.
  75. Грамматика русского языка. В 2-х т. Ред. коллегия: акад. В. В. Виноградов и др. Изд. испр. Т. 1 —М., Изд-во Акад. наук СССР, 1960. — 719 с.
  76. Н. К., Тюкалов М. А. Ведение письменных работ в средней школе, Рига, 1915. —82 с.
  77. А. С. Сочинения в V-VIII классах. — М. — Л., «Просвещение», 1965. —114 с.
  78. Н. С. Учебник грамматики русского языка: Опыт научно-элементарного курса. — Пг., 1918. — 287 с.
  79. Н. Д. Речь учителя русского языка в контексте урока: Учебное пособие по спецкурсу. — М., «Прометей», 1995. — 112 с.
  80. В. А. Изложения и сочинения в семилетней школе. — М. —i* V
  81. Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1946. — 256 с.
  82. В. А. Развитие речи в связи с изучением грамматики (морфологии). — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1954. — 64 с.
  83. В. А. Развитие речи учащихся V-VIII классов. М., 1963. — 220 с.
  84. В. А. Развитие связной речи учащихся на уроках грамматики // Рус. яз. в шк. — 1959. — № 3. — С. 32−40.
  85. Т. К. Динамические тексты на уроках русского языка и развития речи // Рус. яз. в шк. — 1994. — № 3. — С. 11−17.
  86. А. В. Методика изучения грамматики в восьмилетней школе. Пособие для учителей. М., «Просвещение», 1977. — 304 с.
  87. А. В. О стратегических и тактических принципах методики преподавания русского языка // Русский язык в школе. — 1974. — № 3. — С. 13−17.
  88. Н. П. Процессы мышления в речевой деятельности: Автореф. дис.. докт. псих. наук. — М., 1971. — 34 с.
  89. А. П. Некоторые проблемы развития речи учащихся в связи с изучением грамматики // Проблемы преподавания синтаксиса в школе / Под ред. В. В. Бабайцевой. — М.: Просвещение, 1976. — С. 174−179.
  90. А. П. Развитие речи учащихся при изучении предложений с однородными членами. — М.: МПРСФСР, НИИ школ, 1974. — 111 с.
  91. А. П. Языковая подготовка к сочинению в VIII классе // Русский язык в школе. — 1979. — № 4. — С. 42−48.
  92. В. И. Урок-практикум по русскому языку в 6 классе по теме «Построение рассказа» (с использованием методики «Взаимообучение») / В. И. Жеребцова // Движение к цели. — Новокузнецк, 1999. — С. 115−118.
  93. Н. И. Механизмы речи. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958. — 370 с.
  94. Н. И. Психологические основы развития речи // Русский язык (прил. к газете «Первое сентября»). — 1999. — № 3. — с. 2−8.
  95. Н. И. Развитие письменной речи учащихся III-VII классов // Язык — речь — творчество: Исследования по семиотике, психолингвистике, поэтике. —М.: Лабиринт, 1998. — С. 183−319.
  96. Н. И. Речь как проводник информации. — М.: Наука, 1982. — 159 с.
  97. Н. И. Язык— речь— творчество: Исследования по семиотике, психолингвистике, поэтике. — М.: Лабиринт, 1998. — 368 с.
  98. С. Ф. Усвоение школьниками глагола как части речи. Сб. «Вопросы психологии усвоения грамматики и орфографии». — М., изд-во АПН РСФСР, 1959. —376 с.
  99. Е. Н. Риторика: Теория и практика речевой коммуникации. — М.: Дело, 1998. —477 с.
  100. Т. В. Функционально-статистический анализ сказок, сочиненных детьми // Вопросы психологии. — 2001. — № 6. — С. 17−27.
  101. И. А. Функционально-психологическая схема формирования и формулирования мысли посредством языка // Исследование речевого мышления в психолингвистике. — М., 1985. —170 с.
  102. С. Ф. Говори!.: Уроки развивающей риторики. — М.: Школа-пресс, 1997. —399 с.
  103. А. А. Риторика: Искусство убеждать: учеб. пособие для гуманитар, вузов / А. А. Ивин. — М.: Гранд: Фаир-пресс, 2003. — 300 с.
  104. Н. А. Методика работы по грамматической стилистике в средней школе (на материале изучения темы «Глагол» в 4−5 классах): Автореф. дис. .канд. пед. наук. — М., 1975. — 26 с.
  105. Н. А. Текст в системе изучения русского языка в школе: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. — М. Флинта, Наука, 1998. — 176 с.
  106. Н. А. Упражнения по грамматической стилистике при изучении частей речи: Пособие для учителей. — М.: Просвещение, 1980. — 142 с.
  107. А. В. Грамматический строй русского языка в сопоставлении с словацким. Морфология, II. Братислава, Изд-во Словацкой академии наук, I960. —577 с.
  108. Исмаилова Ж А. Повествование как тип художественного текста: (На материале повести В. Распутина «Прощание с Матерой») // Слово и конструкция в художественном тексте. — Тюмень, 1991. — С. 4−10.
  109. Т. А. Сочинения различных жанров в старших классах / Т. А. Кал-ганова. — 3-е изд. — М.: Просвещение, 2001. — 191 с.
  110. В. И. и др. Развитие речи: теория и практика обучения: 5−7 кл. Кн. для учителя / В. И. Капинос, Н. Н. Сергеева, М. С. Соловейчик. — М.: Просвещение, 1991. — 342 с.
  111. В. И. О критериях оценки речи и об ошибках грамматических и речевых // Оценка знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку. — 2-е изд. — М.: «Просвещение», 1986. — С. 78−88.
  112. В. И. Работа по развитию речи в свете теории речевой деятельности // Рус. яз. в шк. — 1978. — № 4. — С. 58−66.
  113. Р. К., Карнеева О. А. Изучение особенностей личности учащихся // Библиотечка журнала «Вестник образования». — 2002. — № 3. — С. 30−52.
  114. А. И. Этимология русского языка для низших классов гимназии, применительно к правописанию (в соавторстве с Ф. А. Гиляровым). — М., 1868. —298 с.
  115. М. Н. Стилистика русского языка: Учебник для студентов пед. инт-тов по спец. № 2101 «Рус. яз. и лит.». — 2-е изд., перераб. и доп.— М.: Просвещение, 1983. — 223 с.
  116. Е. В. Прагматический аспект роли говорящего в функционально-смысловых типах речи «описание» и «повествование»: Дис.. канд. филол. наук: 10.02.01 / Корпусова Елена Васильевна. — Кемерово, 2003. — 155 с.
  117. А. П. О подростках. (Содержание возрастного, полового и типологического в личности младш. и старш. подростка). М., «Педагогика», 1970. —272 с.
  118. О. А. Какое расположение слов считать ошибочным? // Русский язык в школе. — 1972. — № 3. — С. 56−57.
  119. В. Т. Воображение ребенка: природа и развитие (статья первая) // Психологический журнал. — 2001. — Т. 22, № 5. — С. 57−68.
  120. В. Т. Воображение ребенка: природа и развитие (статья вторая) // Психологический журнал. — 2001. — Т. 22, № 6. — С. 64−76.
  121. И. Ю. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней зрелости: Учеб. пособие для ст-тов высш. спец. учеб. завед. / И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий.— М.: ТЦ «Сфера»: Юрайт— М., 2001. —464 с.
  122. Т. А. Анализ устной речи учащихся 5−7 классов. М., Учпедгиз, 1963. — 135 с.
  123. Т. А., Баранов М. Т. Особенности языка ученических изложений. — М.: Просвещение, 1965. — 167 с.
  124. Т. А. Определение уровня развития связной речи учащихся // Исследования по развитию связной речи учащихся. — М.: Педагогика, 1974. —С. 8−31.
  125. А. А. Сочинение-рассказ по картине К. Успенской-Кологривовой «Не взяли на рыбалку» // Рус. яз. в шк. — 1972. — № 2. — С. 59−62.
  126. Ю. А. Проблема сочинения: Учеб. пособие по спецкурсу / Ю. А. Левицкий. — Пермь: ПГУ, 1980. — 81 с.
  127. Н. С. Возрастная одаренность школьников: Учеб. пособие: Для ст-тов высш. пед. учеб. завед. — М.: Изд. центр «Академия», 2000. — 320 с.
  128. Н. С. Умственные способности и возраст. — М.: Педагогика, 1971. —279 с.
  129. А. А. Основы психолингвистики. Учеб. для ст-тов вузов, обуч. по спец. «Психология». — М.: Смысл, 1997. — 287 с.
  130. А. А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания. М., 1969. —307 с. 1. Ь
  131. А. А. Язык, речь, речевая деятельность. М., Изд-во «Просвещение», 1969. —214 с. 138.139.140 141 142,143.144,145 146,147,148,149 150 151,
  132. А. Н. Избранные психологические произведения.— Т. 1.— М., 1983.—391 с.
  133. А. Н. Избранные психологические произведения. — Т. 2. — М., 1983.—320 с.
  134. А. Н. Проблемы развития психики. — М.: Мысль, 1965.— 573 с. Ломоносов М. В. Полное собрание сочинений.— М.— Л.: АН СССР, 1952. — Т. 7 — Труды по филологии. — 995 с.
  135. Л. М. Как строится текст: пособие для учителей / Под ред. Г. Я. Сол-ганика. — М.: Просвещение, 1980. — 94 с.
  136. М. Р. Методы развития речи учащихся // Русский язык в школе. — 1985. —№ 4. —с. 42−47.
  137. М. Р. Основы теории речи: учеб. пособие для ст-тов пед. вузов. — М.: Академия, 2000. — 248 с.
  138. М. Р. Основы теории речи: учеб. пособие для ст-тов пед. вузов. — М.: Академия, 2002. — 248 с.
  139. М. Р. Речь младших школьников и пути ее развития. — М.: Просвещение, 1975. —176 с.
  140. М. Р. Словарь-справочник по методике преподавания русского языка: Пособие для ст-тов пед. вузов и колледжей.— М.: Академия: Высш. шк., 1999. —272 с.
  141. М. Р. Тенденции развития речи учащихся. — М., 1979. — Вып. 2. — 79 с.
  142. В. А. Новая грамматика русского языка: Опыт пособия для учителей и пед. техникумов. — Л.: Госиздат, 1925. — 295 с.
  143. А. И. Соотношение функционально-смысловых типов речи в публицистических текстах // Функционально-стилистический аспект различных типов текста: Межвуз. сб. науч. трудов / Перм. гос. ун-т. — Пермь, 1991, —С. 12−22.
  144. В. Е. Знакомство учащихся с формами передачи разговорной речи в сочинениях-повествованиях // Рус. яз. в шк. — 1966. — № 1. — С. 2630.
  145. В. Е. О речевом контроле в условиях письменной речи учащихся//Рус. яз. вшк. — 1991. —№ 1. —С. 15−20.
  146. В. Е. Причины и пути преодоления некоторых недостатков в связной речи учащихся // Исследования по развитию связной речи учащихся / Под ред. Т. А. Ладыженской. — М.: Педагогика, 1974. — С. 32−48.
  147. В. Е. Психолого-методические основы развития связной речи учащихся: Учеб. пос. по мет. рус. яз. — Иваново: Иван, ун-т, 1976. — 140 с.
  148. А. К. Психологические вопросы усвоения стилистики в школе // Вопросы психологии. — 1968. —№ 4. — С. 83−95.
  149. А. К. Психология усвоения языка как средства общения. — М.: Педагогика, 1974. — 239 с.
  150. А. К. Психология усвоения языка как средства общения. Автореф. дис.. докт. псих. наук. — М., 1974. — 52 с.
  151. А. К. Усвоение школьниками коммуникативной функции языка // Вопросы психологии. — 1971. —№ 4. — С. 21−32.
  152. JI. М. Предварительная подготовка учащихся к сочинениям повествовательного типа // Рус. яз. в шк. — 1968. — № 2. — С. 51−54.
  153. Методика преподавания русского языка в школе: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / М. Т. Баранов, Н. А. Ипполитова, Т. А. Ладыженская, М. Р. Львов- Под ред. М. Т. Баранова. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 368 с.
  154. Методика развития речи на уроках русского языка: Кн. для учителя / Н. Е. Богуславская, В. И. Капинос, А. Ю. Купалова и др.- Под ред. Т. А. Ладыженской. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Просвещение, 1991. — 240 с.
  155. Методические указания к факультативному курсу «Теория и практика сочинений разных жанров (VII-VIII классы)»: Пособие для учителей / Сост. Т. А. Ладыженская, Т. С. Зепалова. — 2-е изд., испр. — М.: Просвещение, 1982. — 159 с.
  156. В. Н. Жанры школьных сочинений: Теория и практика написания: Учебно-методическое пособие для студентов и учителей-словесников. — 3-е изд. — М.: Флинта: Наука, 2001. — 256 с.
  157. В. Н., Охомуш Е. А. Типология учебных текстов. — Днепропетровск: ДГУ, 1980. — 69 с.
  158. В. Н. Учимся начинать и заканчивать текст: Учебное пособие. — М.: Флинта: Наука, 2004. — 280 с.
  159. В. Н. Формирование коммуникативных умений учащихся на уроках русского языка с учетом методической типологии текстов: Дис.. докт. пед. наук. — Сумы, 1995. — 778 с.
  160. А. В. Как научить и научиться писать сочинения? — М., 1913. — 136 с.
  161. А. К. Основы риторики: Мысль и слово: Уч. пособие для учащихся 10−11 кл. общеобразоват. учрежд. —М.: Просвещение, 1996. — 416 с.
  162. В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для ст-тов, обуч. по пед. спец. — 4-е изд., стереотип. — М.: Академия, 1999. — 456 с.
  163. В. С. Психология детства и отрочества: Учебник для ст-тов пси-хол.-пед. фак-тов / Акад. пед. и соц. наук- Моск. психолого-соц. ин-т. — М: Ин-т практ. психологии, 1998. — 488 с.
  164. Мышление и речь: Сб. статей. / Под ред. Н. И. Жинкина и Ф. Шемякина. — М.: Изд-во Академии пед. наук РСФСР, 1963. — 272 с.
  165. О. А. Закономерности функционирования формы настоящего исторического времени в художественном повествовании // Функционирование языковых единиц в структуре типов речи. — Улан-Удэ: Бурят, пед. ин-т, 1994. —с. 3−10.
  166. О. А. Лингвистические основы школьных сочинений типа повествования, описания и рассуждения // Русский язык в школе. — 1970. — № 3. — С. 37−41.
  167. О. А. Очерки по синтаксической семантике и стилистике функционально-смысловых типов речи. — Улан-Удэ, 1999. —165 с.
  168. О. А. Функционально-смысловые типы речи (описание, повествование, рассуждение). Автореф. дис. на соиск. учен. степ, д-ра филол. наук. М., 1975. —54 с.
  169. О. А. Функционально-смысловые типы речи (описание, повествование, рассуждение). — Улан-Удэ: Бурятское кн. изд-во, 1974. — 261 с.
  170. Е. И. Русская речь: Развитие речи. 5 кл.: Учеб. для общеобразо-ват. учреждений. — 10-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2001. — 176 с.
  171. Е. И. Русская речь: Развитие речи. 6 кл.: Учеб. для общеобразо-ват. учреждений. — 10-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2001. — 160 с.
  172. Е. И. Связный текст на уроках русского языка: Из опыта учителя. — М.: Просвещение, 1966. — 328 с.
  173. С. П. Очерки по морфологии русского глагола. — М., Изд-во Акад. наук СССР, 1953. — 252 с. 187.188,189.190.191.192 193.194,195,19 619 719 8199t
  174. JI. Ф. Возрастная психология: Учеб пособие для ст-тов вузов. —3.е изд. — М.: Пед. общество России, 2001. — 442 с.
  175. В. В. Стилистика текста. — М., 1980. — 186 с.
  176. В. В. Стилистика текста: Автореф. дис.. докт. филол. наук. —1. М., 1981. —42 с.
  177. , Е. В. О семантике грамматических категорий времени и вида в повествовательном тексте // Семиотика и информатика. — М., 1989. — Вып. 29. —С. 164−176.
  178. Т. М. Текст как основа создании на уроках русского языка развивающей речевой среды // Русский язык в школе. — 2000. — № 4. — С. 3−11. Пешковский А. М. Русский синтаксис в научном освещении, изд. 7-е. М., Учпедгиз, 1928. — 579 с.
  179. . Речь и мышление ребенка. — СПб.: Союз, 1997. — 256 с. Пичугов Ю. С. Обучение сочинениям на свободную тему в 7−8 классах. — М.: Просвещение, 1986. — 206 1. с.
  180. Н. А. Умение создавать текст // Русский язык в школе. — 1981. — № 5. —С. 13−16.
  181. Н. А. Языковой анализ в работе над обучающим изложением: Автореф. дис. .канд. пед. наук. — М., 1969. — 20 с.
  182. Н. В. Текст-повествование в его жанрово-стилистических разновидностях и обучение речевому общению // Русский язык в школе. — 1990. — № 2. —С. 67−72.
  183. Практическая психология образования: Учебник для ст-тов высш. и сред, спец. учеб. завед. / Под ред. И. В. Дубровиной. — 2-е изд. — М.: ТЦ «Сфера», 1998. — 528 с.
  184. Е. П., Рындина JI. Ф. Упражнения по развитию речи при изучении грамматики: Из опыта работы: Пособие для учителей. — JL: Учпедгиз, Ленингр. отд-е, 1963. — 134 с.
  185. Программы для общеобразоват. школ, гимназий, лицеев: Русский язык. 5−9 кл. / Сост. Л. М. Рыбченкова. — 3-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2002. — 160 с.
  186. Л. Н. Психология усвоения грамматических знаний учащимися среднего школьного возраста: Автореф. дис.. .докт. психол. наук. — Киев, 1975. —70 с.
  187. Е. Н. Стилистика частей речи. (Глагольные словоформы). М., «Просвещение», 1969. — 143 с.
  188. Психическое развитие младших школьников: Эксперим. психол. исслед. / М. Э. Боцманова, В. В. Давыдов, Н. С. Евланова и др.- Под ред. В. В. Давыдова- НИИ общ. и пед. психологии АПН СССР. — М.: Педагогика, 1990. —168 с.
  189. Психология усвоения грамматики и орфографии. Сб. 2. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.—183 с.
  190. Развивайте дар слова: Факультатив, курс «Теория и практика сочинения разных жанров (VII-VIII кл.)»: Пособие для учащихся / Ю. И. Равенский,
  191. П. Ф. Ивченков, Г. А. Богданова, С. А. Никольская. Сост. Т. А. Ладыженская, Т. С. Зепалова. — 3-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 1986. — 176 с.
  192. Развитие речи учащихся при изучении синтаксиса: Пособие для учителя / Под ред. А. П. Еремеевой. — М.: НИИ школ, 1977. — 108 с.
  193. Т. В. Методика работы над функционально-смысловыми типами речи в научном и публицистическом тексте в военном вузе гуманитарного профиля: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 / Рачеева Татьяна Викторовна. — М., 1999.— 195 с.
  194. Русский язык: Практика. 5 кл.: Пособие для общеобразоват. учр. / А. Ю. Купа-лова, А. П. Еремеева, Г. К. Лидман-Орлова и др.- Под ред. А. Ю. Купало-вой. — 8-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2002. — 368 с.
  195. Русский язык: Практика. 6 кл.: Пособие для общеобразоват. учр. / Г. К. Лидман-Орлова, А. Ю. Купалова, С. Н. Молодцова и др.- Под ред. Г. К. Лидман-Орловой — 9-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2002. — 288 с.
  196. Русский язык: Учебник для 5 кл. общеобраз. учр. / М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос и др.- Под ред. М. М. Разумовской, П. А. Ле-канта. — 7-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2001. — 384 с.
  197. Русский язык: Учебник для 6 кл. общеобраз. учр. / М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова и др. — 23-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 2001. —239 с.
  198. Русский язык: Учебник для 6 кл. общеобраз. учр. / Под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. — 5-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2001. — 368 с.
  199. Русский язык: Учебник для 5 кл. общеобраз. учр. / Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др. — 28-е изд. — М.: Просвещение, 2001. —303 с.
  200. Ю. А. Очерки психологии ума.— М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962. —504 с.
  201. М. В. Особенности повествования в романе К. Симонова «Живые и мертвые» // Функционирование языковых единиц в структуре типов речи. — Улан-Удэ: Бурят, пед. ин-т, 1994. — С. 86−91.
  202. И. Е. Психология письменной речи учащихся. Автореф. докт. дисс., Киев, 1968.—47 с.
  203. Система обучения сочинениям на уроках русского языка (IV-VIII классы). Пособие для учителей. Под ред. Т. А. Ладыженской. Изд. 3-е, испр. М., «Просвещение», 1978. — 286 с.
  204. Г. П. Материал для работы по речевому развитию учащихся при изучении глагола: V-VI кл. // Рус. яз. в шк. — 1993. — № 1. — С. 37−39.
  205. Г. Я. Стилистика современного русского языка и культура речи: Учеб. пособие / Г. Я. Солганик, Т. С. Дроняева. — М.: ИУЦ «Академия», 2002. — 256 с.
  206. Г. Я. Стилистика текста: Учебное пособие для студ., абитуриентов, преподавателей-филологов и учащихся ст. кл. шк. гуманит. профиля. — М.: Флинта- Наука, 1997. — 253 с.
  207. В. И. Обучение учащихся V-IX классов умению конструировать зачины сочинений разных типов и стилей речи: Дис. .канд. пед. наук. — М., 1991. —261 с.
  208. Стилистический энциклопедический словарь русского языка / Под ред. Кожиной М. Н. — М.: Флинта: Наука, 2003. — 696 с.
  209. Структура и содержание единого государственного экзамена: Русский язык: Учебно-методическое пособие / Под ред. проф. С. А. Арефьевой. — Йошкар-Ола: Министерство образования РМЭ, 2003. — 110 с.
  210. Е. П. Обучение восприятию и созданию текста — единый творческий процесс // Рус. яз. в шк. — 2001. — № 6. — С. 3−10.
  211. Е. П. Речевое развитие школьников в процессе аналитической и продуктивной текстовой деятельности: ценностно-интеграционный подход: Дис.. д-ра пед. наук: 13.00.02 / Суворова Екатерина Павловна.— Санкт-Петербург, 2002. — 415 с.
  212. Т. И., Тамбовкин Ю. Ф. Урок на тему «Построение рассказа» // Рус. яз. в шк. — 1972. — № 2. — С. 56−59.
  213. Е. Ф. Теория речевой деятельности (проблемы психолингвистики).—М., 1968. —114 с.
  214. Д. Н. Русский язык. Краткое систематическое школьное руководство по грамматике, правописанию и произношению. М. — JL, Госиздат, 1926. —286 с.
  215. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть I. Начальное общее образование. Основное общее образование. / Министерство образования Российской Федерации.—М., 2004. — 221 с.
  216. JI. П. Закономерности усвоения родной речи: Учеб. пособие по специальности № 2101 «Рус. яз. и лит.». — М.: Просвещение, 1984. — 159 с.
  217. JI. П. Опыт и теория обучения русскому языку // Русский язык в школе. — 1977. — № 6. — С. 75−83.
  218. JI. П. О структуре речевых навыков // Русский язык в школе. — 1971. —№ 2. —С. 12−17.
  219. JI. М., Кулагина И. Ю. Мышление и умственное развитие // Психологический справочник учителя. — М.: Просвещение, 1991. — С. 68−86.
  220. JI. М., Кулагина И. Ю. Язык и речь. Понимание // Психологический справочник учителя. — М.: Просвещение, 1991. — С. 91−102.
  221. С. Н. Ошибки в письменной речи учащихся и способы их классификации // Русский язык в школе. — 1984. — № 2. — С. 40−46.
  222. С. Н. Речевые ошибки и их предупреждение: Пособие для учителей. — М.: Просвещение, 1982. — 128 с.
  223. С. Н. Типы детских речевых ошибок // Русский язык в школе. — 1979. —№ 4. —С. 62−63.
  224. С. Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Гуманит. изд. центр «Владос», 2000. —240 с.
  225. Г. А. Десяти-двенадцатилетние школьники: «Ничья земля» в возрастной психологии // Вопросы психологии. — 1998. — № 3. — С. 17−31.
  226. А. Б. Русский язык: Учебник по грамматике, правописанию и развитию техники речи. — М., 1927. — 272 с.
  227. Школьная риторика. 5 кл.: В 2-х ч.: Учеб. пособие для общеобр. Учеб. за-вед. / Т. А. Ладыженская, Н. А. Ипполитова, Г. Б. Вершинина и др.- Под ред. Т. А. Ладыженской. — 2-е изд., перераб. — М.: ООО «С-инфо»: ООО «Баласс», 1998. — Ч. 1 — 160 с.
  228. Школьная риторика. 5 кл.: В 2-х ч.: Учеб. пособие для общеобр. Учеб. за-вед. / Т. А. Ладыженская, Н. А. Ипполитова, Г. Б. Вершинина и др.- Под ред. Т. А. Ладыженской. — 2-е изд., перераб. — М.: ООО «С-инфо»: ООО «Баласс», 1998. — Ч. 2 — 144 с.
  229. Т. В., Деглин В. Л. Проблема внутреннего диалогизма (нейрофизиологические исследования языковой компетенции) // Труды по знаковым системам. Вып. 7. Тарту, 1984. — С.27−41.
  230. М. Б. Курс теории словесности Михаила Чистякова. Ч. 1−2. Спб., Кораблев и Сиряков, 1847. — 285 с.
  231. Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах: Избр. психолог, труды / Под ред. Д. И. Фельдштейна- Акад. пед. и соц. наук- Моск. психоло-го-соц. ин-т. — М. — Воронеж, 1995. — 416 с.
  232. С. В. Тенденции формирования текста в письменной связной речи учащихся на уроках русского языка: Дис. д-ра пед. наук: 13.00.02 / Юртаев Сергей Васильевич. — Москва, 2002. — 377 с.
Заполнить форму текущей работой