Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Классификации методов обучения

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В последние годы все большее распространение получает такой метод организации групповой учебной деятельности учащихся, как дидактическая (обучающая) игра. В дидактической игре имитируются реальные процессы и деятельность, что ведет к усвоению предметного содержания; изучаемый материал для ученика становится личностно значимым. Игра формирует коммуникативные качества, стимулирует развитие… Читать ещё >

Классификации методов обучения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Перечислим некоторые классификации методов обучения, наиболее часто используемые в педагогике.

  • • По дидактической цели (М. А. Данилов, Б. П. Есипов):
    • — методы изучения новых знаний;
    • — методы формирования умений и навыков;
    • — методы применения знаний;
    • — методы закрепления знаний;
    • — методы проверки знаний.
  • • По источнику получения знаний (Е. Я. Голант, Н. М. Верзилин):
  • — словесные;
  • — наглядные;
  • — практические.
  • • По характеру познавательной деятельности (И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин):
  • — объяснительно-иллюстративные;
  • — репродуктивные;
  • — проблемного изложения;
  • — частично-поисковые (эвристические);
  • — исследовательские.

Рассмотрим представленные классификации более подробно.

В основе классификации методов обучения по дидактической цели лежат цели обучения. Такой критерий больше ориентирован на деятельность преподавателя по достижению обучающей цели.

Классификация методов обучения по источнику получения знаний основана на трех источниках (слово, наглядность и практика). Соответственно выделяют словесные методы (источником знания является устное или печатное слово), наглядные методы (источником знания являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия, презентации) и практические методы (умения и навыки формируются в процессе практической деятельности).

Словесные методы занимают центральное место в системе методов обучения. К числу таких методов относятся следующие.

Рассказ — это сообщение информации в виде повествования и описания. Воздействуя на чувства человека, рассказ помогает понять и усвоить смысл заключенных в нем нравственных оценок и норм поведения. Рассказ применяется преимущественно в младших классах, реже в старших.

Объяснение — это истолкование законов, теорий, существенных свойств объекта изучения, формирование представлений, понятий. Оно требует четкого изложения проблемы, системы доказательств, последовательности, логики и пр. Для объяснения характерна доказательная форма изложения, основанная на использовании логически связанных умозаключений, устанавливающих основы истинности данного суждения.

Беседа — диалоговый метод подачи информации, при котором педагог путем постановки системы вопросов подводит учащихся к пониманию нового материала или проверяет усвоение ими уже изученного. Беседа как метод обучения может применяться для решения любой дидактической задачи.

Различают индивидуальные беседы (вопросы адресованы одному ученику), групповые (вопросы адресованы группе учащихся) и фронтальные (вопросы адресованы всем учащимся). В зависимости от задач, которые ставит педагог в процессе обучения, от содержания учебного материала, уровня творческой познавательной деятельности учащихся и места беседы в дидактическом процессе выделяют различные виды бесед:

  • — вводные, или вступительные;
  • — беседы-сообщения новых знаний (сократические, эвристические);
  • — синтезирующие, или закрепляющие;
  • — контрольно-коррекционные.

Одной из разновидностей беседы является собеседование.

Дискуссия — это обмен взглядами по определенной проблеме, причем эти взгляды отражают или собственные мнения участников дискуссии, или опираются на мнения других лиц. Дискуссия имеет высокий развивающий потенциал, однако возможна только при наличии определенного уровня способностей и знаний учеников. Дискуссия требует также серьезной методической подготовки от учителя.

Лекция — способ изложения объемного материала, отличающийся строгой структурой, логикой изложения и системным характером освещения знаний. Различают научно-популярные и академические лекции. Обзорной называют лекцию, предназначенную для обобщения, повторения пройденного материала.

Работа с учебником и книгой предполагает изучение учебной информации, печатных источников как при непосредственном руководстве учителя, так и самостоятельно. Главное достоинство данного метода — возможность для ученика в доступном для него темпе и в удобное время многократно обращаться к учебной информации. Существует ряд приемов самостоятельной работы с печатными источниками: конспектирование, тезирование, реферирование, составление плана текста, цитирование, аннотирование, составление справки, формально-логической модели, тематического тезауруса, матрицы идей и др.

Вторую группу по этой классификации составляют наглядные методы обучения, при которых усвоение учебного материала находится в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядных пособий, схем, таблиц, рисунков, моделей, приборов, технических средств. Они предполагают наглядно-чувственное ознакомление учащихся с предметами, явлениями и процессами и применяются во взаимосвязи со словесными и практическими методами.

Наглядные методы условно подразделяются на две группы: метод демонстраций и метод иллюстраций. Оба способа преследуют одну и ту же цель — более полное усвоение содержания дисциплины, однако реализуются они по-разному.

Метод демонстраций служит преимущественно для раскрытия динамики изучаемых явлений, но используется и для ознакомления с внешним видом предмета, его внутренним устройством. Демонстрация позволяет показать реальный предмет или объект в процессе деятельности. Так, демонстрацией является химический опыт или кинофрагмент.

Метод иллюстраций предполагает показ предметов, процессов и явлений в их символическом изображении с помощью схем, плакатов, карт, рисунков, репродукций, плоских моделей и т. п. Иллюстрации предполагают включение абстрактного, образного мышления, а демонстрации опираются на наглядно-действенное мышление.

Таким образом, можно заключить, что демонстрационные материалы доступны учащимся любого возраста, а иллюстрационные — только начиная со среднего звена школы. Однако это не значит, что лучше отказаться от иллюстраций в пользу демонстраций. Иллюстрации экономически выгодны и сравнительно безопасны, но главное не в этом. Если использовать только безусловно понятные и доступные всем демонстрационные методы, то наглядно-действенное мышление будет перегружено, и перехода к наглядно-образному, а затем и к абстрактному мышлению не произойдет, так как они не задействованы в учебном процессе и, следовательно, не будут развиваться.

Методы демонстрации и иллюстрации используются в тесной связи, взаимно дополняя и усиливая друг друга. В последнее время практика наглядности обогатилась целым рядом новых средств (многокрасочные карты с пластиковым покрытием, альбомы, атласы и т. п.).

Практические методы обучения основаны на практической деятельности учащихся. Их главное назначение — формирование практических умений и навыков. К практическим методам относятся упражнения, лабораторные и практические работы.

Упражнение — многократное (повторное) выполнение учебных действий (умственных или практических) с целью овладения ими или повышения их качества. Различают следующие виды упражнений:

  • — устные, способствующие развитию культуры речи, логического мышления, памяти, внимания, познавательных возможностей учащихся;
  • — письменные, главное назначение которых состоит в закреплении знаний, выработке необходимых умений и навыков их применения;
  • — графические, применение которых помогает лучше воспринимать, осмысливать и запоминать учебный материал, способствует развитию пространственного воображения. К графическим упражнениям относятся работы, но составлению графиков, чертежей, схем, технологических карт, зарисовок и т. д.;
  • — учебно-трудовые, целью которых является применение теоретических знаний в трудовой деятельности. Они способствуют овладению навыками обращения с орудиями труда, приборами, измерительной аппаратурой, развивают конструкторско-технические умения.

Любые упражнения в зависимости от степени самостоятельности учащихся могут носить воспроизводящий, тренировочный или творческий характер. Для активизации учебного процесса, сознательного выполнения учебных заданий используются комментированные упражнения, сущность которых состоит в том, что учащиеся комментируют выполняемые действия, вследствие чего они лучше осознаются и усваиваются.

К практическим методам обучения относятся лабораторные работы, основанные на самостоятельном проведении учащимися экспериментов, опытов с использованием приборов и инструментов, т. е. специального оборудования. Работа может проводиться индивидуально или в группах.

Обобщающий характер носят практические работы, которые проводятся после изучения крупных разделов и тем. К особому виду относятся практические занятия, проводящиеся с использованием тренажеров, обучающих и контролирующих машин.

Такова краткая характеристика методов обучения, классифицируемая по источникам знаний. Эту классификацию в педагогической литературе неоднократно и достаточно обоснованно подвергали критике, поскольку она не отражает характер познавательной деятельности учащихся в обучении и степень их самостоятельности в учебной работе.

Существуют и другие классификации методов обучения. Некоторые авторы выделяют активные и пассивные методы обучения. Они считают, что учащийся активен во время самостоятельной работы и пассивен во время объяснения учителя. Однако такое разделение активности и пассивности опирается лишь на внешние проявления. Если посмотреть в глубь происходящих во время обучения психических процессов, то становится понятно, что во время объяснения учащийся должен осмыслить материал, перевести его на язык доступных терминов и законспектировать важное для себя — то, что затем вызовет у него целую лавину воспоминаний об услышанном.

Именно поэтому лекции, записанные под диктовку, так же как и лекции, одолженные у товарища, имеют мало смысла — они не содержат индивидуального отношения и опираются на моменты, важные для лектора или соседа. Конечно, можно предположить, что лектор — это специально обученный человек, который создаст универсальную систему поддерживающих сигналов, способную подняться над индивидуальными.

Картина мира каждого из нас субъективна, и только собственная расстановка приоритетов, собственная логика субъекта способствуют усвоению и запоминанию. Вряд ли мы способны вспомнить подробности, например, своего восьмого дня рождения, но если мы посмотрим на старые фотографии, то не исключено, что вспомним даже запахи, которые тогда доносились с кухни.

Когда мы пытаемся по конспекту друга освоить ту или иную дисциплину, это можно сравнить с попыткой по фотографиям друга, с которым вы познакомились только в институте, «вспомнить», с какой начинкой были пирожки на его восьмом дне рождения.

Те люди, которые сегодня утверждают, что чтение лекций можно легко заменить работой с учебниками, не совсем понимают смысл и активность этой работы. Лектор выбирает самое важное и обращает внимание на все проблемные моменты, а затем обучающийся создает для себя собственную систему поддерживающих сигналов и фиксирует их. На семинаре же учащийся в основном лишь воспроизводит полученные на первом, таком сложном этапе знания, для того чтобы проверить точность воспроизведения начальной модели. Важно понимать, что здесь мы говорим о специфике тех этапов обучения, которые носят творческий характер, т. е., скорее, о старших классах школы и о высшем образовании, в то время как в начальном и среднем звене школы установка на запоминание и точное воспроизведение является основной.

Логическим продолжением идеи относительности активности учащихся и наиболее полной представляется классификация М. Н. Скаткина и И. Я. Лернера, методы обучения в которой классифицированы по характеру познавательной деятельности учащихся. Характер познавательной деятельности — это уровень мыслительной активности учащихся. Здесь уже можно говорить о том, что активность не всегда непосредственно наблюдается, она может быть незаметной, но насыщенной. В этой классификации выделяют следующие методы обучения.

Объяснительно-иллюстративные методы реализуются, если преподаватель разными способами (словесными и наглядными) предъявляет информацию об объекте изучения, а обучающиеся воспринимают ее, осознают и фиксируют в памяти. Познавательная деятельность учащихся сводится к запоминанию готовых знаний, которое может быть и неосознанным. В данном случае уровень мыслительной активности достаточно низкий. Такие методы реализуются в ходе лекций или в части урока, посвященной объяснению нового материала.

Репродуктивные методы предполагают, что преподаватель сообщает, объясняет знания в готовом виде, а учащиеся усваивают их и могут воспроизвести, повторить по заданию преподавателя. Критерием усвоения является правильное воспроизведение (репродукция) знаний. Репродуктивные методы активно реализуются в ходе любых проверочных и контрольных мероприятий.

Главное преимущество объяснительно-иллюстративных и репродуктивных методов заключается в их экономичности. Эти методы обеспечивают возможность передачи значительного объема знаний, формирования умений за минимально короткое время и с небольшими затратами усилий. Прочность знаний достигается благодаря возможности их многократного повторения. Оба эти метода характеризуются тем, что формируют особые мыслительные операции, но не гарантируют развития творческих способностей учащихся. Эта цель достигается другими методами, в частности методом проблемного изложения.

Проблемное изложение предполагает, что в процессе объяснения нового материала педагог ставит проблему и сам (или в соавторстве с учащимися) раскрывает противоречивый путь решения, предоставляя ученикам контроль за логикой изложения, побуждая к вопросам или, наоборот, вопросами наталкивая на определенную цепочку ответов. Учащиеся при таком методе обучения учатся самостоятельному разрешению познавательных затруднений — неординарному, гибкому, креативному мышлению.

Считается, что метод проблемного изложения одновременно и самый древний, и наиболее актуальный в современных условиях. Древний потому, что его создание приписывают Сократу с его стремлением установить истину в процессе направляемого вопросами учителя диалога.

Как известно из свидетельств Платона, Сократ строил свои обучающие диалоги как театральное представление, заранее продумывая цепочку вопросов, подразумевающих предсказуемые ответы, позволяющие ученику прийти к истине как бы самостоятельно. «Как бы» является здесь основой познавательного процесса, предполагающего, что учитель все спроектировал и предсказал, а ученик получил короткий и в то же время собственный путь к открытию.

Разумеется, такой метод очень сложен для учителя, но он наиболее продуктивен, так как самостоятельно приобретенные знания гарантированно останутся в памяти ученика — не всегда можно повторить истину, но путь, который прошел к ней самостоятельно, всегда пройдешь снова.

Такой метод реализуется в ходе проблемных лекций или дискуссий. Наиболее простой формой его реализации является постановка проблемы в начале объяснения и разрешение познавательной задачи, когда вся необходимая информация изложена. Размышляя о постановочной трудности этого метода, стоит вспомнить довольно категоричное высказывание А. Дистервега: «Плохой учитель преподносит истину, а хороший учит ее находить».

Частично-поисковые (эвристические) методы — постепенное привлечение обучающихся к самостоятельному решению научных проблем через самостоятельный поиск способов их разрешения. Учебная проблема подразумевает, что научный мир знает ее «правильное решение», а ученик должен совершить маленькое учебное открытие в процессе самостоятельной деятельности, а затем предъявить результат своего учебного открытия на суд преподавателя.

Такая работа реализуется в процессе выполнения реферативных исследований, докладов, проектных и курсовых работ. Данные методы применяются главным образом для того, чтобы ученик научился приобретать знания, исследовать предмет или явление, делать выводы и применять добытые знания и сформированные умения в жизни.

Исследовательские методы обучения базируются на самостоятельной постановке и творческом решении исследовательских задач или отдельных их частей. Главный недостаток этих методов обучения состоит в том, что они требуют значительных временных затрат. Нужно представлять себе, что это вершина познавательного процесса, здесь познание ученика смыкается с познанием ученого, и ученик становится исследователем.

Когда мы говорим о научной задаче, то подразумеваем, что ес решение никому пока не известно или имеющееся решение не является в достаточной степени изящным и (или) экономичным. Ученик-исследователь в рамках исследовательских методов предлагает собственную объяснительную концепцию и обосновывает для представителей научной общественности ее логичность и непротиворечивость.

Такие методы реализуются в процессе выполнения исследовательских работ, дипломных проектов, а также диссертаций различного уровня. Основой является самостоятельность научного поиска, его мотивация, а она достигается за счет самостоятельного конструирования исследовательской задачи. Для преподавателя основой деятельности здесь становится умение показать противоречия, существующие в окружающем мире, и таким образом «выпустить» ученика в научное проблемное поле.

Понятно, что место научным исследованиям есть и в школе, но важно понимать, какими здесь будут уровень достижений и сложность поставленной проблемы.

Существуют и другие классификации методов обучения. Например, некоторые авторы во второй половине прошлого столетия в особую группу стали выделять активные и интенсивные методы обучения.

К активным методам обучения относятся такие, при которых деятельность обучаемого носит творческий, поисковый, продуктивный характер. К активным методам обучения относятся дидактические игры, решение проблемных задач, анализ конкретных ситуаций, обучение по алгоритму, мозговая атака, внеконтекстные операции с понятиями и др.

Интенсивные методы обучения используются для организации обучения в короткие сроки с длительными одноразовыми сеансами (метод погружения). Применяются они при обучении иностранному языку, бизнесу, маркетингу, в практической психологии и педагогике.

Сторонники такого подразделения методов считают, что активные и интенсивные методы располагают значительными возможностями для развития познавательной активности ученика, тогда как традиционная технология обучения направлена на то, чтобы ученик слушал, запоминал и воспроизводил сказанное учителем.

В последние годы все большее распространение получает такой метод организации групповой учебной деятельности учащихся, как дидактическая (обучающая) игра. В дидактической игре имитируются реальные процессы и деятельность, что ведет к усвоению предметного содержания; изучаемый материал для ученика становится личностно значимым. Игра формирует коммуникативные качества, стимулирует развитие творческого мышления, способностей, компетенций учащихся. Вместе с тем применение игры в обучающих целях имеет определенные ограничения, поскольку игровой азарт, стремление обязательно победить часто заслоняют для ученика познавательные цели.

В качестве метода обучения используется такой распространенный метод научного исследования, как мозговая атака (мозговой штурм). Суть этого метода состоит в том, что ученики в течение определенного времени (10—20 мин) выдвигают идеи и предложения для решения поставленной проблемы. Они записываются на доске, после чего анализируются и обсуждаются. Ведущая роль отводится учителю. Правила мозговой атаки: высказываться могут любые идеи, критика идей во время сеанса запрещается, допускается только их дополнение, развитие.

В школе метод мозговой атаки может применяться при повторении раздела или темы, при изучении нового материала проблемным способом и в некоторых других случаях. Данный метод активизирует мыслительную деятельность учащихся, развивает эвристические способности.

В последние годы разрабатываются направления в педагогике, использующие скрытые возможности обучаемых:

  • — обучение средствами внушения (суггестопедия и кибернетикосуггестопедия);
  • — обучение во сне (гипнопедия);
  • — обучение с помощью фармацевтических средств (фармакопедия).

Применяют эти методы в процессе изучения иностранных языков и некоторых специальных дисциплин.

Разумеется, решить все учебные задачи в рамках одного метода невозможно, они всегда должны применяться комплексно, наиболее полно учитывая особенности учебного процесса.

Таким образом, в настоящее время не существует единого взгляда на проблему классификации методов обучения. Ни один метод обучения не является универсальным. Любой метод, будучи использован исключительно сам по себе, не обеспечивает нужных результатов. Любая из рассмотренных классификаций методов обучения имеет как преимущества, так и недостатки, которые необходимо учитывать на стадии выбора и в процессе реализации конкретных методов обучения.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой