Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование навыков сотрудничества детей дошкольного возраста

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Материалы: белый картон (½ листа) с нанесённым на него карандашным рисунком (солнышко, тропинка и колобок), контейнер с клеем для бумаги, кисть для клея, салфетка из ткани, небольшой кусочек клеёнки, кружки разного диаметра из цветной бумаги жёлтого цвета. Ход занятия: — Дети, посмотрите, светит ли сегодня солнышко? (Ответы детей.) — Когда я шла сегодня к нам в садик, я заглянула в почтовый ящик… Читать ещё >

Формирование навыков сотрудничества детей дошкольного возраста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Общение дошкольников, в отличие от взрослых, чаще всего происходит не самостоятельно — оно сопутствует различным видам деятельности. С детьми, начиная с раннего возраста, необходимо проводить занятия и дидактические упражнения, направленные на развитие предметной деятельности, речи, движений (в том числе и мелкой моторики), и тем самым знакомить их с окружающим миром. Хочется особо отметить ту лёгкость, с какой дети раннего возраста усваивают информацию, получаемую от взрослых. Знания, умения и навыки, приобретённые в раннем возрасте, являются наиболее прочными и составляют базисную основу для дальнейшего обучения. Изобразительная деятельность возникает на основе предметной и предполагает конкретную исследовательскую направленность. Первые действия с изобразительным материалом можно определить как одно из частных проявлений предметной деятельности. Они носят характер манипулятивных и имеют неспецифическое назначение — исследовать пишущий предмет. Позже, к 2−3 годам, изобразительная деятельность начинает реализовывать игровые мотивы детей, у неё появляется замысел, пусть ещё не совершенный, меняющийся под влиянием случайно возникшей у ребёнка новой ассоциации, но по своей сути игровой. Ребёнок стремится изобразить интересные для него предметы, явления и передать свои впечатления от них. Правда, в отличие от игры и общения, где нет необходимости проявлять ручную умелость, в изобразительной деятельности надо уметь управлять карандашом и координировать свои действия. Занимаясь изобразительной деятельностью, ребёнок освобождается от нервного напряжения, которое, как правило, всегда сопровождает обучение. В этом заключается особая терапевтическая функция изобразительного искусства. Оно оказывает сильнейшее воздействие на правое полушарие головного мозга, отвечающее за образное мышление, что делает упомянутую деятельность незаменимой для развития общих и специальных способностей ребёнка.

Для детей младшего дошкольного возраста мы предлагаем различные увлекательные игровые упражнения. Одно из них называется «Дождь». Оно позволяет развивать технику изобразительной деятельности, в частности, учит ребёнка закрашивать карандашом, не выходя за контуры рисунка, придерживаясь определённой амплитуды и размаха штрихов. Детям предлагается зарисовать некоторые приметы, одни из которых как бы «находятся под дождём», другие — «под зонтиком». Ребёнок должен закрасить рисунок, оставив незакрашенными предметы «под зонтом». В этом упражнении важно объяснить детям способ закрашивания: что карандаш движется сверху вниз или слева направо, притормаживая у края контура, что в сере дине рисунка штрихи длиннее и наносятся быстрее и без просветов. Другое упражнение — «Самолёты за облаками» — учит детей регулировать силу нажима на карандаш.

В одном случае малыш закрашивает толь контур самолёта, «попавшего» в зону невидимости, за тучу — в этом случае нажим на карандаш должен быть сильным, к тому же ребёнок учится делать штриховку, не выходя, в данном примере, за контур облака. На другом рисунке самолёт уже «вылетел» из тучи и виден отчётливо, — здесь нажим должен быть слабым. Контуры самолетов и облаков рисует педагог, и они должны быть идентичны. В упражнение можно внести игровой мотив. Для этого надо два получившихся рисунка наложить друг на друга и склеить сверху, затем взять карандаш и аккуратно завернуть его в бумагу первого рисунка, снизу вверх, второй оставить без изменений, а после энергичным движение развернуть первый рисунок.

Возникает эффект изменения рисунка, элемент, моделирующий мультипликацию («ожившая картинка»). Только для этого бумага не должна быть слишком плотной. Упражнение «Угадай, на что похо-же» помогает детям улучшить технику рисунка, увлечь их самим процессом изобразительной деятельности и обучить навыкам взаимодействия. Один ребёнок рисует задуманное им изображение, а другие дети пытаются угадать, что он такое создаёт.

Другое игровое упражнение — «До рисуй, чтобы стало похоже» — также способствует развитию техники рисунка у малыша. Ребёнок дорисовывает изображение, частично подготовленное взрослым. Игровые упражнения помогают дошкольникам легче усваивать технику изображения, развивают ручную умелость, дети приобретают навыки изобразительной грамоты, учатся взаимодействовать с партнёрами по деятельности. Педагогу важно только учитывать возрастные особенности своих воспитанников. В работе с малышами главное постараться привить им интерес к изобразительной деятельности, показать возможности различных изобразительных материалов и научить удерживать карандаш в руке.

Вместе с тем мы рекомендовали бы ограничивать художественный материал и использовать в большей степени фломастеры, нежели карандаши. А также различные мелки, в частности, восковые. Данные материалы легко оставляют след на бумаге и дают возможность ребёнку держать руку без напряжения. Это обеспечивает относительную выразительность контуров рисунка, несмотря на недостатки указанных изобразительных материалов: фломастеры имеют едкий цвет, без оттенков, а мелки очень мягкие и ломаются.

Восковые мелки вообще очень интересный материал, и их можно использовать и с детьми старшего возраста, в отличие от фломастеров, которые могут применяться при рисовании лишь с младшими детьми. Мелки оставляют на бумаге широкую фактурную линию с просветами. Даже при слабом нажиме мелок оставляет толстую линию на бумаге. Мелок словно бы является продолжением руки ребёнка и действие не требует длительного обучения. Для занятия с детьми раннего возраста можно использовать мел, которым обычно рисуют на асфальте или школьной доске.

Использование различных материалов на занятиях по изобразительной деятельности с детьми дошкольного возраста широко и достаточно поучительно представлено в трудах всемирно известного отечественного учёного Т. С. Комаровой. Такой приём, как сотворчество в работе с детьми младшего дошкольного возраста позволяет представить рисунок, аппликацию, поделку более эффектно. Воспитатель рисует рисунок, а ребёнку предлагается его «оживить», подрисовать детали. Приведём пример подобного занятия.

Конспект занятия по аппликации «Волшебный клей» Задачи занятия. Познакомить детей с новыми материалами: клей, кисть для клея, цветная бумага. На учить приёмам наклеивания бумаги на обозначенный контур. Приучать к аккуратности. Задачи развития общения. Ввести в активный словарь обозначение цве та «жёлтый» и размера «маленький», «большой». Прививать интерес к изобразительной деятельности, желание высказываться и отвечать на вопросы. Учить задавать вопросы и слушать педагога, не перебивая и терпеливо ожидая своей очереди. Предварительная работа: чтение русской народной сказки в обработке К. Ушинского «Колобок», рассматривание книжных иллюстраций.

Материалы: белый картон (½ листа) с нанесённым на него карандашным рисунком (солнышко, тропинка и колобок), контейнер с клеем для бумаги, кисть для клея, салфетка из ткани, небольшой кусочек клеёнки, кружки разного диаметра из цветной бумаги жёлтого цвета. Ход занятия: — Дети, посмотрите, светит ли сегодня солнышко? (Ответы детей.) — Когда я шла сегодня к нам в садик, я заглянула в почтовый ящик и получила конверт списьмом (показывает красиво оформленный конверт, достаёт письмо). Побуждайте детей задавать вопросы, от кого могло прийти письмо… — Это письмо от Колобка. Он пишет, что в сказочной стране давно нет солнышка, и поэтому он грустит. — Смотрите, какой он нам нарисовал рисунок (тот же рисунок, с которым будут работать дети). Чего в нём не хватает? (Ответы детей.) Как помочь Колобку? — Правильно, надо наклеить солнышко на обозначенное карандашом место. С помощью чего надо клеить? (Ответы детей.) — Вот у нас есть клей. Почему клей волшебный? (Ответы детей.) Чем клеить, чтобы не испачкать руки? Помните Королеву Кисточку? А у неё есть младшая сестрёнка, Принцесса, она специально предназначена для клея. — Посмотрите, какая у неё грубая щетина (показывает кисточку каждому ребенку). Ей очень удобно наносить клей на бумагу (показывает приёмы наклеивания). — Посмотрите на рисунок Колобка. Мы наклеили солнышко. А где же сам Колобок? Его тоже надо наклеить (надо попросить одного ребёнка показать приёмы наклеивания). — Вот, какие мы молодцы, развеселили Колобка! Мы исправили его ри сунок, сделали ярким и красивым. Какого цвета солнышко? А какого цвета Колобок? Чем же они отличаются? (круг для солнца — большого диаметра, а круг для колобка — маленького диаметра). — Теперь и вы также исправьте рисунок Колобка, работая за своими столами.

Мы положим ваши рисунки в конверт и отправим их в волшебную страну. В стране Колобка опять засияет солнце, и он перестанет грустить. Дети садятся за столы, на которых приготовлено всё необходимое. Педагог следит за аккуратностью детей, помогает индивидуально осваивать приёмы наклеивания. Потом все рисунки детей надо поместить в конверт. На следующем занятии можно нарисовать природные явления, которые дети наблюдали на прогулке: как моросит дождь, идёт снег, падают листья или следы, оставленные зайцем на снегу, детьми — на мокром асфальте… Бумага, на которой рисуют дети, может быть любого цвета, но это должна быть бумага средней плотности или картон. Кроме того, с детьми можно выполнить одно увлекательное упражнение. Дети рисуют на цветном картоне пальцами, используя акварель или гуашь белого цвета. Забавным получается отпечаток следа маленькой человеческой ноги, если к листу бумаги приложить кулачок, а затем подрисовать пальцы ног. Вместе с интересом к изобразительному виду деятельности у детей развивается мелкая моторика, появляется тактильное восприятие.

Большую радость детям младшего дошкольного возраста доставляет наклеивание готовых контуров на затонированый лист бумаги большого формата. Объединение индивидуально выполненных работ в одну общую композицию является оправданным приёмом организации коллективной деятельности при работе с детьми трёх-четырёх лет.

Следующее занятие «Путешествие на планету Водный мир». Программное содержание: Развивать воображение. Закреплять приемы заливки цветом, засыпки сыпучими материалами, рисование по сырому фону, навыки лепки, аппликации. Продолжать развивать навыки доброжелательного отношения, умения работать в группе. Материалы и оборудование: ватман, краски, клей, речной песок или манная крупа, камешки, ракушки, тесто декоративное Ход занятия: Ну вот и настал тот день, когда мы можем отправиться на планету Водный мир. Сегодня мы — экологи, которые спасают планету. Давайте посмотрим на карте, где находится эта планета. Занимаем места в своих кораблях (капитан держит корабль, дети прицепляются друг за друга), надеваем скафандры и отправляемся. Звучит музыка).

Приземлившись, снимаем снаряжение. Экспедицию никто не встречает. Дети находят записку от жителей планеты: На планете пересохли все реки, погибли растения и животные. Люди переселились на соседнюю планету и ждут вашей помощи.

Что ж, дорогие экологи, нам предстоит много работы. Посмотрите во что превратилась планета (показываю лист ватмана). Это же пустыня. Давай нальем в это высохшее море воды. Разводим в прозрачных стаканчиках голубую краску. Как вы думаете, на дне и у поверхности моря вода одинаковой температуры? (на дне холодная, на поверхности теплая) Почему? (нагрелась от солнышка, а до дна солнечные лучи на достают). Представьте, что вы опустились на самое дно. Как вы себя чувствуете? (холодно, темно). Давайте нальем на дно моря ледяной воды. (добавляем фиолетовой краски в голубую воду). Дети заполняют дно. Выше вода становится теплее. И у самой поверхности добавим в нее солнечные лучики (желтую краску). Заполнив море водой, насыпаем на дно песок, камешки.

Итак, будем садить растения. Возьмите землю (лист бумаги), полейте в землю воды (смачиваем лист водой) и посадите зернышко (пятно краски).Оно может быть любого цвета и формы. Смотрите, на ваших газах распускаются чудесные растения! А вот кораллы любят соленую морскую воду, их можно присыпать солью. Когда растения высохнут, дети вырезают. Давайте пересадим растения из ваших горшочков в море. (приклеиваем на фон).Замечательно справились со своей работой эклоги. Отдохнем. Какая чистая вода… так и хочется нырнуть. Поплаваем? Игра «Море волнуется». Какие причудливые формы у вас получились. Интересно, как выглядели обитатели море и океанов этой планеты? (умели плавать, дышать под водой, обтекаемая форма, хвост/плавники, чтоб удобно было плавать, с глазами, чтоб смотреть, рот, чтоб говорить). Какой окраски? Почему? Ну что, справимся с этой задачей? У нас есть самая настоящая биомасса из которой мы можем вырастить животных. Возьмите ее в ладошки и поднесите к уху. Она разговаривает. Кто в ней спрятался? Освободите его с помощью ваших пальчиков. Дети изображают обитателей моря из декоративного теста. Дети дают названия вылепленным существам. Обсудив результаты работы, полюбовавшись творением своих рук, отправляемся в обратный путь.

В процессе занятий мы стремились показать детям, что художник, изображая объективную реальность, силой своего воображения так её преобразовывает, что в рисунке отражается его состояние, чувства, переживания.

Таким способом мы старались привить детям стремление понять другого человека, принять его точку зрения, представить себя на его месте. Созерцая изображение, ребёнок включается в диалог с окружающими людьми о художественном образе. Такой диалог способствует возникновению у малыша личностного отношения к действительности, которое выражается в произведении искусства.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой