Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Подбор и размещение материалов для организации игровой деятельности дошкольников

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Таким образом, в качестве материалов для развития игровой деятельности детей необходимо рассматривать не только игрушки и материалы в соответствии с их сюжетообразующими функциями с разной степенью обобщенности (по Н. А. Коротковой), но и продукты изобразительной и конструктивной деятельности. Однако очень важно помнить, что требования воспитателя к качеству рисунков или конструкций, выполненных… Читать ещё >

Подбор и размещение материалов для организации игровой деятельности дошкольников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Значение предметно-игровой среды в развитии игровой деятельности дошкольника

В воспитательно-образовательном процессе детского сада игра занимает особое место и рассматривается как «один из видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способам и средствам общения»[1].

В дошкольной педагогике даются различные классификации игры, среди которых особое внимание уделяется сюжетно-ролевым, дидактическим, театрализованным и подвижным. В данном параграфе учебного пособия речь пойдет об организации предметно-пространственной среды для развития сюжетно-ролевых игр и игр с правилами.

Сюжетно-ролевая игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка, внутри и под влиянием которого развиваются другие виды деятельности (А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и другие), что обусловливает важность ее развития на этапе дошкольного детства. Однако проблема развития игровой деятельности — одна из актуальных проблем в современной педагогической науке, теории и практике дошкольного воспитания. Как показывают последние психологические исследования Е. О. Смирновой и О. В. Гударевой, игра постепенно вытесняется из педагогического процесса ДОО, а значит и из жизни ребенка. Исследование показало, что при наличии времени, пространства, партнеров, игрушек, т. е. всего необходимого для игры, почти 40% детей 4—5 лет не играют — в ответ на наводящее предложение взрослого «поиграть» ограничиваются дидактическими играми[2].

Одна из самых главных причин заключается в том, что большая часть игрушек, представленных на рынке, ориентирована на индивидуальное пользование, почти не выпускаются игрушки, направленные на развитие совместных способов действия. Более того, детские игрушки производятся сегодня для «замещения» взрослого. Распространена родительская позиция: игра как способ развития, а не как образ жизни ребенка. Ценность для родителей сегодня представляют ранние интеллектуальные достижения ребенка, которые, но их мнению, не может обеспечить сюжетноролевая игра[3].

Однако, как показывают психолого-педагогические исследования, сюжетно-ролевая игра имеет большое значение для всестороннего развития ребенка. Особо велика роль игры в усвоении социальных норм и правил поведения (Л. С. Выготский, Р. И. Жуковская, Л. Г. Лысюк, Д. В. Менджерицкая, А. П. Усова, Д. Б. Эльконин и другие), в игре формируется саморегуляция действий с учетом задач коллективной деятельности (С. Л. Новоселова и другие), нравственные отношения (Л. В. Артемова), происходит развитие эмоций, возникающих в ходе ролевых и сюжетных игровых действий с персонажами-куклами и эмоциональных отношений со сверстником (А. Д. Кошелева, Л. П. Стрелкова). В работе С. Л. Новоселовой, А. Д. Саар «Умственное воспитание детей в игре» убедительно показано как происходит формирование восприятия, мышления, памяти, речи и воображения — «тех фундаментальных психических процессов, без достаточного развития которых нельзя говорить о воспитании гармоничной личности»[4].

В современной литературе показан также психотерапевтический эффект игры, позволяющей обучить детей искусству общения, установлению межличностных отношений, разрешению внутриличностных конфликтов, предупреждению негативных проявлений (Н. В. Клюева, Н. Л. Кряжева, М. А. Панфилова и другие).

Роль окружающей обстановки в развитии игровой деятельности ребенка показана в педагогических трудах Д. В. Менджерицкой, Н. А. Коротковой, Н. Ф. Тарловской, Е. В. Зворыгиной и других. В этих работах предметно-игровая среда рассматривается как основное условие развития игровой деятельности и как метод косвенного руководства игрой ребенка, которое подразумевает создание условий для развертывания и обогащения сюжета, в том числе средствами внесения новых атрибутов до игры, построения «игрового пространства».

В работе С. Л. Новоселовой, Е. В. Зворыгиной, Л. А. Парамоновой в качестве одного из компонентов содержания метода комплексного руководства, направленного на формирование игровой деятельности, рассматривается своевременное изменение игровой среды, подбор игрушек и игрового материала. По мнению исследователей, это изменение должно способствовать закреплению в памяти ребенка недавних впечатлений, полученных при знакомстве с окружающим. При этом предметно-игровая среда должна изменяться с учетом практического и игрового опыта детей, за счет не только расширения тематики игрушек, но и за счет подбора их с разной степенью обобщенности образа[5].

Особенно велика роль предметно-игровой среды в младшем дошкольном возрасте, так как игрушки и предметы выступают в качестве «пускового», стимулирующего момента самостоятельных детских игр детей. Дети «идут» от действия к мысли, поэтому важно, чтобы игрушки были в поле зрения детей.

В работах Е. О. Смирновой убедительно показано, как куклы и игрушки влияют на развитие сюжета детской игры. По мнению исследователя, кукла может «навязывать» свой конкретный образ и способ действий, она «диктует», что с ней делать. Причем современный рынок игрушек не всегда предлагает куклы, которые способствуют развитию игровых действий. Даже наоборот, многие игрушки сводят игровую задачу к однообразным игровым движениям, ограничивая возможности самостоятельных осмысленных действий. К таким игрушкам, например, относятся электронные, требующие выполнения только одного движения — нажатия на соответствующие кнопки[6].

Итак, в развитии игровой деятельности значимую роль играет создание игровой зоны, наполненной игрушками, разнообразными атрибутами для развертывания и обыгрывания сюжета. В работе Н. А. Коротковой особо подчеркивается значение трех составляющих игровой зоны:

  • • предметов оперирования (игрушек, имитирующих реальные предметы);
  • • игрушек-персонажей;
  • • маркеров (знаков) игрового пространства, т. е. игрушек, указывающих на место действия, обстановку в которой оно происходит.

По мнению исследователя, такая организация игрового пространства соответствует компонентам воображаемой ситуации: персонажи, действия персонажей и пространство действия.

Обогащению содержания игры дошкольников способствует также развитие изобразительной деятельности, которая, как показано в работе Т. Г. Казаковой, Г. Г. Григорьевой, может быть обыграна детьми. При этом выделяются два основных игровых приема: обыгрывание предметов, игрушек (объемных, плоскостных), картин-панно и др.; обыгрывание изображения (рисунка, лепки, аппликации), выполненного или незаконченного. Развитию сюжета и содержания детской игры способствует и ручной труд по изготовлению разнообразной кукольной одежды, мебели, игрушек, а также конструктивная деятельность[7].

Таким образом, в качестве материалов для развития игровой деятельности детей необходимо рассматривать не только игрушки и материалы в соответствии с их сюжетообразующими функциями с разной степенью обобщенности (по Н. А. Коротковой), но и продукты изобразительной и конструктивной деятельности. Однако очень важно помнить, что требования воспитателя к качеству рисунков или конструкций, выполненных даже детьми старшего дошкольного возраста, являются неоправданными, поскольку это может разрушить саму сюжетно-ролевую игру. Взрослый каждый раз должен четко представлять себе, каким видом деятельности заняты дети, и направлять этот вид деятельности соответствующим образом.

Режиссерская игра, являющаяся разновидностью сюжетных игр, представляет собой основную форму индивидуальной игры дошкольников в возрасте от четырех с половиной до семи лет (Е. М. Гаспарова). По мере овладения определенными умениями дети создают все более сложные игровые ситуации, иногда со многими участниками, в роли которых выступают игрушки. Характерно, что ребенок не берет на себя никакой постоянной роли, а, регулируя отношения действующих лиц, организует игру как режиссер. Такая игра типична для детей, ограниченных в контактах со сверстниками: часто болеющих или вообще не посещающих детский сад.

В исследовании Е. М. Гаспаровой доказано, что для организации режиссерских игр достаточно иметь специальные обобщенные игрушки: соразмерные руке ребенка и имеющие схематическое изображение лица человека. С другой стороны, это могут быть игрушки, за которыми закреплена постоянная роль, вытекающая из их образного решения: Снегурочка, пожарный, доктор Айболит, зайчик и т. д. При этом четырехлетние дети опираются в игре на собственный опыт, и, если сюжеты, подсказываемые игрушками (хоккеист, космонавт, пожарный), не совпадают с этим опытом, игра сворачивается[8].

Столь же велика роль предметной среды в организации игр с правилами: игр на физическую компетенцию (подвижных, на ловкость), игр на удачу (шансовых) и умственное развитие (Н. А. Короткова). Высокая педагогическая эффективность подвижных игр обусловлена формированием положительных взаимоотношений детей, усвоением ими норм и правил поведения, развитием мышления, моторики и других функций, что носит активный, деятельностный характер (Т. И. Осокина, Е. А. Тимофеева). Подвижные игры (как и другие игры с правилами), по мнению П. Ф. Лесгафта, выступают как своеобразные законы, выполнение которых обязательно для всех участников игры. Подчинение правилам требует от детей волевых проявлений, организованности, выдержки, умения управлять своими чувствами и движениями.

Несмотря на огромную значимость предметно-игровой среды, все же необходимо отметить решающую роль воспитателя в формировании игры и психологического климата в игровом сообществе. В работе Т. В. Антоновой, Р. А. Иванковой показано, что эмоциональный комфорт детей в игре, достигаемый своевременной помощью и участием педагога в игре, формирует именно взрослый, в деятельности которого недопустима жесткая регламентация, лишающая детей возможности проявлять инициативу и самостоятельность. Но полная передача функций организации игры дошкольникам приводит к тому, что среди них выделяются постоянные лидеры и постоянные подчиненные[9]. Именно поэтому важно применять все компоненты содержания метода комплексного руководства игровой деятельностью. В первичном объяснении правил и формировании интереса к игре с правилами также несравненной является роль заинтересованного, компетентного педагога.

Все вышесказанное актуализирует задачу изучения современного рынка игровых материалов для развития сюжетной игры, их психологического и педагогического влияния на личность ребенка.

  • [1] Игра дошкольника / Л. А. Абрамян [и др.]; под рсд. С. Л. Новоселовой. С. 3.
  • [2] Смирнова Е. Современные пятилетние дети: особенности игры и психического развития // Дошкольное воспитание. 2003. № 10. С. 63—73.
  • [3] Там же.
  • [4] Игра дошкольника. С. 95.
  • [5] Игра дошкольника. С. 9.
  • [6] Смирнова Е. О. Правда и мифы о развивающих игрушках // Современноедошкольное образование. 2009. № 3. С. 72—77.
  • [7] Игра дошкольника. С. 171.
  • [8] Игра дошкольника. С. 115—116.
  • [9] Там же. С. 141.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой