Деятельность социального педагога по здоровьесбережению детей младшего школьного возраста
Диссертация
В XXI веке проблема ухудшения здоровья детей младшего школьного возраста становится всё более актуальной. На первой Российской ассамблее «Здоровье народов России» (май 1991 г.) констатировалось, что «во всех типах и видах учебных заведений, реализуется такая дидактика, такое содержание образования, которое мешает духовному и физическому развитию личности». В решении коллегии Министерства… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. СОХРАНЕНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК СОЦИАЛЬНО — ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
- 1. 1. Развитие здоровьесберегающей системы детей в теории и практике школьного образования
- 1. 2. Особенности содержания деятельности социального педагога по здоровьесбережению младших школьников
- 1. 3. Педагогические условия деятельности социального педагога по эффективности здоровьесбережения детей младшего школьного возраста
- Выводы по первой главе
- ГЛАВА II. ОПЫТНО — ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
- 2. 1. Цели, задачи и диагностический аппарат экспериментальной работы
- 2. 2. Реализация педагогических условий здоровьесбережения младших школьников в деятельности социального педагога
- 2. 3. Анализ и интерпретация результатов опытноэкспериментальной работы
- Выводы по второй главе
Список литературы
- Авдеева H.H., Ашмарин И. Н., Степанова Г. Б. Здоровье как ценность и предмет научного знания // Мир психологии. 2000. — № 1. — С. 68−75.
- Айзман Р.И. Оценка степени готовности детей к обучению в школе: Метод, рек. для студентов пед. институтов и училищ. Новосибирск: НГУ, 1987.-27 с.
- Айзман Р.И. Подготовка ребенка к школе. Томск: Пеленг, 1994.203 с.
- Акбашев Т. Всеобщая валеограмотность: шаг первый // Народное Образование. 1995. — № 5. — С. 107−122.
- Акофф Р. Искусство решения проблем. М.: Мир, 1982. — 220 с.
- Акофф Р., Эмери Ф. О целеустремеленных системах. Сов. радио, 1974.-271 с.
- Алексеев C.B., Петленко В. П. Мудрость здоровья. Культура и образ Жизни: / Под ред. Юрьева В. К. СПб, 1994. — С. 345.
- Алимжанова Г. Д. Становление и развитие опыта охраны здоровья школьников (на материале Казахстана): Дис.. канд.пед.наук. Алма- Ата, 1987.-213 с.
- Альбицкий В.Ю., Баранов A.A. Часто болеющие дети, клинико -социальные аспекты: Пути оздоровления. Саратов: Изд-во Саратского уни-та, 1986.- 184 с.
- Амонашвили Ш. А. Педагогика здоровья. -М.: Педагогика-Пресс, 1992.-228 с.
- Амонашвили Ш. А. Размышления о гуманности педагогике. М.: Издательский дом Шалвы Амонашвили, 1996 — 494 с.
- Амосов Н.М. Раздумья о здоровье.-М.: Молодая гвардия, 1979. 192с. И. Амосов Н. М. Раздумья о здоровье.-М.: Физкультура и спорт, 1987.64 с.
- Анастази А. Психологическое тестирование: Пер с анг. / Под ред. K.M. Гуревича, В. И. Дубовского. М.: Педагогика, 1982. — 60 с.
- Ананьев В.А. Психогигиенические и психопрофилактические основы здорового образа жизни // Здоровый образ жизни: Сб. науч. тр. Ленинградский ин-тут усовершенствования врачей. Д., 1998. — С. 85 — 112.
- Ананьева H.A., Гайдай В. Я. Актуальные вопросы состояния здоровья детей. М.: Медицина, 1980. — 167 с.
- Ананьева H.A., Ямпольская Ю. А. Физическое развитие и адаптационные возможности школьников // Вестник AHM. — 1993. № 5. — С. 19 -24.
- Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития: Инновационный курс. Кн.1. Казань: Изд-во КГУ, 1996. — 567 с.
- Аникин JI.C., Вайнер Э. Н. Состояние здоровья детей Липецкой области и пути его улучшения // Роль и место медицинских и гигиенических знаний в системе высшего педагогического образования.-Псков, 1993 С.92−93.
- Анкета о состоянии здоровья школьника // Воспитание школьников. -2001.-№ 3.-С. 53−57.21 .Антонова Л. Т., Сердюкова Г. Н. О проблеме оценки состояния здоровья детей и подростков в гигиенических исследованиях // Гигиена и санитария. 1995. — № 6. — С. 22−24.
- Антропова М.В. Гигиена детей и подростков. М.: Медицина, 1977.-334 с.
- Антропова М.В., Кольцова М. М. Морфофункциональное созревание основных физиологических систем организма детей школьного возраста. М.: Педагогика, 1983. — 160 с.
- Антропова М.В., Манке Г. Г., Бородкина Г.В Физиологическая оценка эффективности индивидуально дифференцированного обучения учащихся // Гигиена и санитария. — 1997. — № 1. — С. 24−26.
- Антропова М.В., Манке Г. Г., Кузнецова Л. М. Здоровье школьников: результаты лонгитюдного исследования // Педагогика. 1995. — № 2. — С. 26−31.
- Антропова М.В., Манке Г. Г. Обучение с учетом психофизических особенностей подростков // Педагогика. 1993. — № 6. — С. 9−13.
- Антропова М.В. Работоспособность учащихся и ее динамика впроцессе учебной и трудовой деятельности. М.: Просвещение, 1968. — 251 с.
- Антропова М.В., Сальникова Г. П. Школа и охрана здоровья учащихся. -М.: АПН РСФСР, 1958.- 112 с.
- Антропова М. В Физиолого гигиенические рекомендации по нормализации учебной нагрузки учащихся VII — X классов. — М.: АПН СССР, 1985.-33 с.
- Апанасенко Г. Л. Физическое развитие детей и подростков. Киев: Здоровье, 1985.-79 с. 31 .Арон Д. И., Ставицкая А. Б. Материалы по физическому развитию детей и подростков городов и сельских местностей СССР. М.: Физкультура и спорт, 1965. — 62 с.
- Аршавский И.А. Очерки по возрастной физиологии. М.: 1976. — 260с.
- Аршавский И.А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития. М.: Медицина, 1990. — 192 с.
- Асмус В.Ф. Античная философия. М.: Высшая школа, 1976. — 543 с.
- Аулик И.В. Определение физической работоспособности в клинике и спорте. М.: Медицина, 1979. — 192 с.
- Баль Л.В., Кукшина A.A., Михайлов А. Н. Раннее обучение здоровью: взаимодействие семьи и общеобразовательного учреждения // Укрепление здоровья в школе: Тез. докл. Российско-Американской Конф. М., 1996.1. С. 9−10.
- Баль Л.В. Новое направление детских профилактических программ -детское движение в защиту здоровья // Школа здоровья. 1997. — № 3.1. С. 20−24.
- Баранов A.A., Матвеева H.A. Здоровье школьников: Пути укрепления Красноярск: Изд-во Красноярского ун-та, 1989. — 184 с.
- Баранов A.A. Национальная и региональная стратегия и политика укрепления здоровья детей и подростков // Укрепление здоровья в школе: Тез. докл. Российско-Американской Конф. -М., 1996. С. 11−12.
- Бехтерев В.Н. Личность и условия развития ее здоровья. М.: Медицина, 1965. — 468 с.
- Безруких М.М., Ефимова С. П. Как получить «пятерку за здоровье»? -Тула: Арктоус1, 1997. 52 с.
- Безруких М.М., Ефимова С. П., Князева М. Г. Как подготовить ребенка к школе и по какой программе лучше учиться? М.: Педагигика, 1993. — 153 с.
- Белицкий М. Забытый мир шумеров. Пер с польского. М.: Наука, 1980. — 397 с.
- Белоусова В.В. Великие русские революционеры демократы Н.Г. Чернышесвкий и H.A. Добролюбов о физическом воспитании: Дис.. канд.пед.наук. — Л., 1948. — 353 с.
- Белоусов А.З. Руководство к практическим занятиям по гигиене детей и подростков. М.: Медицина, 1972. — 301 с.
- Бертрам Д.Т. История розги. Т. 1. М.: Просвет, 1992. — 228 с.
- Беспалько В.П. Слагаемые педагогических технологий. М.: Педагогика, 1989. — 192 с.
- Бим Бад Б. Д. Антропологическое состояние теории и практики современного образования. — М., 1994. — 282 с.
- Битякова М.Р. Психолог в школе: содержание и организация работы. -М.: Сентябрь, 1995.- 128 с.
- Большая медицинская энциклопедия. Т.8. / Под ред. Б. В. Петровского.- М.: Современная энциклопедия, 1978. 528 с.
- Болыиая медицинская энциклопедия. Т. 18./ Под ред. Б. В. Петровского.- М.: Современная энциклопедия, 1982. 528 с.
- Большая советская энциклопедия. Т.31 / Под ред. A.M. Прохорова.-З-е изд. М.: Советская энциклопедия, 1974. — 645 с.
- Брехман И.И. Валеология наука о здоровье. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Физкультура и спорт, 1990. — 42 с.
- Брехман И.И. Валеология наука о здоровье // Новые данные об элеутерококке и других адаптогенах. — Владивосток, 1981. — С. 7−11.
- Брехман И.И. Валеология. СПб.: Наука, 1993. — 240 с.
- Брехман И.И. Валеология: Начало пути // Советская Россия. 1980. -29 мая.
- Брехман И.И. Введение в валеологию. науку о здоровье. — JL: Наука, 1987.- 125 с.
- Брехман И.И. Женьшень. JL: Медгиз, 1957. — 182 с.
- Брехман И.И. Философско методологические аспекты проблемы здорового школьника // Вопросы философии. — 1982. — № 2. — С. 48−49.
- Брехман И.И. Человек и биологически активные вещества. -2-е изд., перераб. М.: Наука, 1980. — 120 с.
- Брехман И.И. Элеутерококк. JL: Наука, 1968. — 186 с.
- Брудный A.A., Сыдыкбекова Д. Т. Знак как средство коммуникативного воздействия: Психосемиотика познавательной деятельности и общения. М., 1983. — 132 с.
- Великанова Л.К., Гуминский A.A., Загорская В. Н. Практические занятия по возрастной физиологии и школьной гигиене: Учеб. пособие. М.: Педагогика, 1992. — 132 с.
- Весна М.А. Методы педагогической диагностики. Курган.: Курганский пед. ин-тут, 1992. — 46 с.
- Весна М.А. Моделирование как средство научно педагогического познания // Педагогические исследования: гипотезы, проекты, внедрения: Сб. науч. тр. — №¾. — Курган, 1999. — № 3 — 4. — С. 3−12.
- Весна М.А. Технология проведения педагогического лонгитюдного исследования (цель, задачи, этапы, методы, результаты) // Педагогические исследования: гипотезы, проекты, внедрения: Сб. науч. тр. Курган, 1999.-С. 3−25.
- Виленский М.Я. Социально педагогические детерминанты формирования здорового образа жизни // Теория и практика физической культуры. — 1994 — № 10 — С. 9−15.
- Винничук Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима. М.: Высшая школа, 1988. — 496 с.
- Волков В.Н., Бурмистров Н. И. Физкультминутки на уроках. // Физкультура в школе. 1987. — № 8. — С. 39−43.
- Волкова М.А. Нормализация учебной нагрузки школьников на основе системы задач репродуктивного и продуктивного характера различного типа: Дис. .канд.пед.наук. Челябинск, 2001. — 183 с.
- Вопросы охраны здоровья школьников / Под ред. М. П. Кравцова, Р. Я. Якимович. Минск: Минск.пед.ун-тет им. М. Горького, 1983. — 34 с.
- Ворожейкина О. Нужна валеологическая служба // Народное образование. 1994. — № 7. — С. 44−45.
- Воронцов И.М. Закономерности физического развития детей и методы его оценки: Учеб. метод, пособие. — Л.: Лен.гос.мед.ин-тут, 1986. — 56 с.
- Воскресенский В.А. Здоровый образ жизни и гигиеническое Воспитание подростков и молодежи. -М.: Знание, 1987. 39 с.
- Все ли мы делаем для здоровья наших детей? // Народное образование. 1996. — № 7.-С. 79−84.
- Газман О.С., Иванов A.B. Содержание деятельности и опыта работы освобожденного классного руководителя (классного воспитателя). Метод, рек. -М.: — 1992.- 115 с.
- Гвишиани Д.М. Глобальные проблемы и роль науки в их решении // Вопросы философии. 1979. — № 7. — С. 91−101.
- Гвишиани Д.М. Наука и глобальные проблемы современности // Вопросы философии. 1981. — № 3.- С. 97−108.
- Гегель. Энциклопедия философских наук. Т.2. Философия природы. -М.: Мысль, 1975.-695 с.
- Гершунский Б.С. Россия: Образование и будущее: Кризис образования в России на пороге XXI века. Челябинск, 1993. — 229 с.
- Глинянова И.Ю. Реформа педагогического вуза основа оздоровления общества // Здоровье и образование. — СПб, 1994. — С. 37−39.
- Глинянова И.Ю. Формирование у студентов педагогического вуза основ готовности к валеологической работе со школьниками: Дис.. канд. пед. наук. Волгоград, 1995. — 183 с.
- Гольдферльд А.Я. Очерки по истории педиатрии СССР. М.: Медицина, 1970. — 184 с.
- Горячев В. Здоровье категория педагогическая. // Народное образование. — 1999. — № 9. — С. 219−231.
- Гребняк Н.П. Физиолого гигиенические особенности адаптации школьников 1-х классов к обучению // Гигиена и санитария. — 1985. — № 12. — С. 27−30.
- Громбах С.М. Принципы гигиенического нормирования в воспитании детей дошкольного возраста // Тезисы 2 Международной конференции по охране здоровья детей раннего возраста. М., 1978. — С. 25−56.
- Громбах С.М. Школа и психическое здоровье учащихся. М.: Медицина, 1988. — 272 с.
- Громбах С.М. Школьная зрелость как гигиеническая проблема // Гигиена и санитария. 1969. — № 9. — С. 45−47.
- Гуткина Н.И. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6−7 лет к школьному обучению. М.: Педагогика, 1993. — 35 с.
- Дарская С.С. Техника определения типов конституции у детей и подростков. Оценка типов конституции у детей и подростков. М.: Физкультура и спорт, 1975. — 25 с.
- Дедабришвили О.И. Влияние аэрации классных комнат на работоспособность учащихся // Режим дня для детей и подростков. М., 1959.-С. 14−16.
- Демидова Е. Будь здоров, малыш // Народное образование 1996. -№ 32. — С. 77−79.
- Демолен Э. Новое воспитание. М., 1990. — 56 с.
- Дерюгин В.В. Диагностика готовности детей к обучению в школе // Модернизация воспитательно оздоровительной работы детского сада. -Шадринск, 1994. — С. 60−62.
- ЮО.Дильман В. М. Большие биологические часы: Введение в интегральную медицину. М.: Знание, 1981. — 201 с.
- Довгялло A.M. Математические модели в исследовании программного обеспечения // Организация учебно воспитательного процесса. Программированное обучение. — Новосибирск, 1968. — Вып.2. — С. 27−28.
- Додонова Л.П. Конституционная обусловленность показателей физического развития детей // Гигиена и санитария. 1994. -№ 39. — С. 21−23.
- Дубровский A.A. Лечебная педагогика. М.: АПН СССР, 1989.345с.
- Дьячков А.И. Воспитание и обучение глухонемых детей. М.: Просвещение, 1957. — 247 .с
- Жолдак В.И. Спортивно валеологическое воспитание // Социально — культурные аспекты физкультуры и здорового образа жизни. — М., — 1996. -С. 62−70.
- Жураковский Г. Е. Очерки по истории античной педагогики. М.: Просвещение, 1993. — 500 с. 109.3агвязинский В. И. Методология и методика дидактического исследования. М.: Педагогика, 1982. — 160 с.
- Ю.Зайцев Г. К" Зайцев А. Г. Твое здоровье: Укрепление организма. -СПб.: Акцидент, 1998. 112 с.
- Зайцев Г. К. Здоровье школьников и учителей: Опыт валеологического исследования. СПб.: Комитет по образованию Мэрии СПб.: СПб ГГУПМ, 1995. — 53 с.
- Зайцев Г. К., Колбанов В. В., Колесникова М. Г. Педагогика здоровья: образовательные программы по валеологии. СПб.: СПбГУПМ, 1994. — 78 с.
- Здоровье, образование Опыт и перспективы деятельности локальной образовательной системы по созданию здоровьесберегающего образовательного пространства: Материалы городской науч. практ. конф. -Челябинск: Управление по делам образования, 1998. — 76 с.
- Иванюшкин А.Я. «Здоровье» и «болезнь» в системе ценностных ориентации человека // Вестник АМН СССР. 1982. — № 4. — С. 29−33.
- Ивченко JI.A. Формирование химико валеологический знаний при решении задач гуманистической концепции образования: Дис.. канд. пед. наук. — Тобольск, 1997. — 176 с.
- Ирхин В.И. Здоровье личности как проблема национальных ценностей образования: история и современность // Материалы XVII сессии научного совета по проблемам истории образования и педагогической науки / Под ред. З. И. Равкина. М., 1996. — С. 19−22.
- Исаев А.П. и др. Образовательный проект «Валеологический лагерь» (лагерь здоровья). Челябинск: ЮурГУ, 1999. — 77 с.
- Исаев А.П., Шорон Г. А., Кабанов С. А. Синдром хронической усталости: лечение и профилактика. — Челябинск: Версия, 1997. 112 с.
- Историки античности: Древняя Греция. Т.1. / Сост. М. Томашевская. -М.: Правда, 1989. -622 с.
- Кабанов С.А., Исаев А. П., Мишаров Н. Э. Информационные педагогические технологии в системе физкультурного образования и спорта. -Челябинск: ЮурГУ, 2000. 25 с.
- Кайнова Э. Концепция школы гимназии // Народное образование. -1993.-№ 6.-С. 42−55.
- Калюжная P.A. Школьная медицина. М.: Медицина, 1975. — 391 с.
- Каминская Н.И. Учебный процесс и здоровье детей // Роль и место медицинских и гигиенических знаний в системе высшего педагогического образования: Тез. докл. республ. конф. Псков, 1993. — С. 3−4.
- Капица П.А. Эксперимент, теория, практика. М.: Наука, 1981.495с.
- Капустин М.Я. Образование и здоровье. Казань, 1994. — 183 с.
- Кардашенко В.М. Физическое развитие детей и подростков и охрана здоровья подрастающего поколения // Вестник Российской Академии Медицинских Наук. 1993. — № 5. — С. 25−27.
- Кардман Д.А. Из истории физического воспитания учащихся в дореволюционной России // Теория и практика физической культуры. 1945. -№ 6−7. — С. 60−68.
- Карпман B. JL, Белоцековский З. Б. Тестирование в спортивной медицине. М.: Физкультура и спорт, 1988. — 208 с.
- Карсаевская Т. В Демографическая ситуация в современной России: (цивилизованный аспект). // Социально-политический журнал. 1996.- № 6. С. 50−64.
- Касаткин В.Н. Комплексная программа здоровья в школе // Школа здоровья. 1997. — № 3. — С. 7−19.
- Кащенко В.П. Педагогическая коррекция: исправление недостатков характера у детей и подростков. М.: Академия, 1999. — 304 с.
- Кветков В.П. Экологические и медико биологические мотивы современного образования. — Курган: Изд-во Кург.гос.пед.ин-та, 1995. — 61 с.
- Киколов А.И. Обучение и здоровье. М.: Высшая школа, 1985.105с.
- Мб.Ковина Т. Е. Опыт Санкт Петербурга в работе по охране жизни и здоровья детей. Коллегия МОРФ. — СПб., 1995. — 73 с.
- Колбанов В.В., Берсенева Т. А. К вопросу о валеологическом образовании педагога // Здоровье и образование: проблемы педагогической валеологии. СПб., 1995. — С. 9−13.
- Колбанов В.В. Валеологический аспект гуманизации школьного образования // Проблемы педагогической валеологии. СПБ.: СПб. ГУПМ, 1997. — С. 26−28.
- Колбанов В.В., Зайцев Т. К. Валеология в школе. СПб., 1992.
- Колбанов В.В. Современные педагогические проблемы валеологии // Здоровье и образование. Педагогические проблемы. СПБ., 1997. — С. 3−7.
- Колодин А. Цена реформ и ценности учебы // Народное образование. 1995. — № 5.-С. 6−12.
- Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. Т.2. — М.: Педагогика, 1982. — 576 с.
- Коменский Я.А., Локк Д., Руссо Ж. Ж., Песталоцци И. Г. Педагогическое наследие. М.: Педагогика, 1987. — 116 с.
- Констатинов H.A., Медынский E.H., Шабаева М. Ф. История педагогики. М.: Просвещение, 1982. — 447 с.
- Корнетов Г. Б., Бликштейн JI.C. Школа, воспитание и педагогика цивилизации Ближнего Востока. —М.: Межд.пед.акад., 1993. 67 с.
- Корнетов Г. Б. Воспитание в первобытном обществе: возникновение, сущность, эволюция. М.: Педагогика. 1993. — 90 с.
- Коротаева JI.A. Организация системы валеологической службы в школе как условие формирования физически и духовно здоровой личности: Дис. .канд.пед.наук. Казань, 1997. — 187 с.
- Крапивка И. Россия без будущего нет вопросов! // Здоровье. АИФ. — 1997.-№ 7.-С. 5−11.
- Критерии оценки эффективности оздоровления детей в сезонных пионерских лагерях общего и санитарного типа: Метод, рек. / Сост. Э. Б. Боровик, Г. М. Баранова, Ю. В. Подлунный и др. М.: Изд-во Мин.здравоохр. СССР, 1990.-21 с.
- Культура человек — философия: К проблеме интеграции и развития. Ст. 1 // Вопросы философии, — 1982. — № 1. — С. 33−51.
- Кумарин В.В., Виноградова Н. Д. Принцип природосообразности и возрождение школы // Педагогика. 1995. — № 2. — С. 14−20.
- Кумарин В.В. Школу спасет педагогика. Но природосообразная // Народное образование. — 1997. — № 5. — С. 10−20.
- Кучина Н.В., Шаламова Е. Ю. Зрительный анализатор (возрастные особенности строения и функционирования): Метод, рек. Курган: КГУ, 1999. -40 с.
- Кучина Н.В., Шаламова Е. Ю., Филиппова И. Б. Здоровьесохраняющие технологии в учебно воспитательном процессе. Метод, материалы. -В 3-х ч. 4.II. — Курган: ГлавУО, 1998. — 75 с.
- Кучма Р.В. и др. Состояние здоровья детей, проживающих на экологически неблагоприятных территориях // Гигиена и санитария. 1993. -№ 11.-С. 38−41.
- Лебедева Н.Т., Колосовская A.A. Оздоровительная эффективность двигательных режимов в первых классах школ // Возрастные особенности физиологических систем детей и подростков: Тез. IV науч. практ. конф. — М., 1990.-С. 169−170.
- Лебедева Т.Н. Основы гигиенического нормирования общей двигательной активности младших школьников: Автореф. дис.. .д-ра.мед.наук. -М., 1973.-42 с.
- Ленин В.И. Лучше меньше, да лучше // Полн.собр.соч. т.45. — 729 с.
- Лесгафт П.Ф. О преподавании естественных наук в средних учебных заведениях: Избр. тр. — М.: Физкультура и спорт, 1987. — 358 с.
- Лесгафт П.Ф. Руководство по физическому воспитанию детей школьного возраста. Т.4. М.: АПН РСФСР, 1953. — 482 с.
- Лесгафт П.Ф. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1988. — 398 с.
- Лечебная физкультура и врачебный контроль / Под ред. В. А. Епифанова, Г. Л. Апанасенко. М.: Медицина. 1990. — 367 с.
- Лисицын Ю.П. Образ жизни и здоровье населения, М.: Знание, 1982. -326 с.
- Лисицын Ю.П. Книга о здоровье. М.: Медицина, 1988. — 118 с.
- Лозинский B.C. Учитесь быть здоровым. Киев: Центр здоровья, 1993.- 160 с.
- Лоранский Д.Н., Лукьянов B.C. Азбука здоровья. М.: Профиздат, 1990. — 176 с.
- Макарова В.И., Дестева Г. Н., Коноплев О. Н. Состояние здоровья детей школьного возраста при экспериментальных формах обучения // Гигиена и санитария. 1997. — № 3. — С. 33.
- Малица H.A., Кононенко А. Л. Гигиеническая оценка некоторых элементов режима дня учащихся средних школ с различным профилем обучения // Гигиена и санитария. 1986. — № 12. — С. 72−73.
- Мананникова H.B. Охрана здоровья детей в СССР. М.: Медицина, 1973.-280 с.
- Маркс К., Энгельс Ф. Инструкция делегатам Временного Центрального Совета по отдельным вопросам // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. -Т.15.- 1959, — 795 с.
- Мартиросов Э.Г. Методы исследования в спортивной антропологии. М.: Физкультура и спорт, 1982. — 199 с.
- Масло И.М. Влияние физкультурно оздоровительных мероприятий на физическое состояние детей старшего дошкольного возраста с ослабленным здоровьем: Дис.. канд.пед.наук. -М., 1998. — 148 с.
- Матвеева H.A. Динамика физического развития школьников Нижнего Новгорода // Гигиена и санитария. 1997. — № 2. — С. 26−28.
- Махорский Я.Л., Судник С. И. Здоровый образ жизни: Учеб. пособие. -Минск: Минск. ин-т культуры, 1992. 150 с.
- Меерсон Ф.З. Адаптация, стресс и профилактика. М.: Наука, 1981.178 с. 191 .Методические разработки к практическим занятиям по валеологии для студентов медицинских высших учебных заведений. Пермь: Пермская гос.мед.академия, 1999. — 67 с.
- Методические рекомендации по комплексной оценке состояния здоровья детей и подростков при массовых врачебных осмотрах. / Под. ред. Г. Н. Сердюковской. -М., 1982. 17 с.
- Миклашевская H.H., Соловьева B.C., Година Е. З. Ростовые процессы у детей и подростков. М.: МГУ, 1988. — 183 с.
- Мильнер Е.Г. Формула жизни: Медико биолог, основы оздоровительной физ. культуры. — М.: Физкультура и спорт, 1991. — 112с.
- Монро П. История педагогики. 4.1. М.: Мир, 1911. — 325 с.
- Монро П. История педагогики. 4.2. М.: Мир, 1911. — 372 с.
- Монтессори М. Метод научной педагогики, применяемый к детскому воспитанию в домах ребенка. И.: Изд-во «Задруга», 1920. — 243 с.
- Найн А.Я., Сериков С. Г. Проблема здоровья участников образовательного процесса // Педагогика. 1998. — № 6. — С. 53−57.
- Найн А .Я., Гостев А. Г. Какой быть новой педагогике: Учеб. пособие. Челябинск: Юж-Урал.кн.изд-во, 1993. — С.
- Найн А.Я. Инновации в образовании. Челябинск: Челяб. филиал ИПО МО РФ, 1995. — 288 с.
- Найн А.Я. Методология и методика научного исследования. -Челябинск: ФИПО МО РФ, 1993. 79 с.
- Никандров Н.Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже столетий. Екатеринбург: УГППУ, 2000. — 255 с.
- Никитюк Б.А. Оценка физического развития и работоспособности школьников при комплектовании групп начальной спортивной подготовки. — М., 1986.-42 с.
- Никитюк Б.А. Проблема конституции в психологической антропологии // Бюл. Сиб. отдела АМН СССР. 1986. — № 33. — С. 8−12.
- Новикова В.Н., Даниленко Г. П. Влияние интенсификации учебно -производственного обучения на состояние здоровья 14 летних школьников // Гигиена и санитария. — 1990. — № 12. — С. 54−56.
- Организация и методика формирования здорового образа жизни в дошкольных учреждениях / Под ред. С. Т. Камеловой, П. С. Гречкиной. -1991.-35 с.
- Пашин A.A. Содержание курса «Здоровый образ жизни» в подготовке социальных работников // Здоровье и образование: Материалы
- XIV Всемирной конф. по сан.просвещению.-Л., 1991. С. 77−81.
- Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Роспедагенство, 1996.-602 с.
- Педагогика / Под ред. Ю. К. Бабанского. М.: Просвещение. 1988.478 с.
- Педагогическая энциклопедия. Т.4. / Гл. ред. И. А. Каиров, Ф. Н. Петров. М.: Советская энциклопедия, 1968. 911 с.
- Педагогическая энциклопедия. Т.2. М.: Советская энциклопедия, 1965.-912 с.
- Первая Российская Ассамблея «Здоровье человека» / Под ред. А. Г. Чучалина, B.C. Воробьева. -М.: Голос, 1992. 75 с.
- Петрунек В.П., Ефимова С. П., Крушов Б. А. Почему учиться трудно?— М.: Семья и школа. 1997. 201 с.
- Пирогов В.И., Савельев Д. С. Гимназия вид общеобразовательной школы // Советская педагогика. — 1990. — № 8. — С. 57−62.
- Письмо Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 24.10.96 № 1983 / 29−11 «О неудовлетворительном исполнении законодательства по охране здоровья обучающихся».
- Повещенко Н.П. Охрана здоровья подрастающего поколения как педагогическая проблема: история, современность: Дис.. канд.пед.наук. -Кривой Рог, 1996. 210 с.
- Положение детей в Российской Федерации: Государственный доклад / Под ред. Лиханова A.A., Безлепкиной Л. Ф. М.: Дом, 1994. — 130 с.
- Проблемы оптимизации учебно воспитательного процесса в ИФК. Вып. / Под ред. проф. А. Я. Найна. — Челябинск: ЧГИФК, 1991.- С.
- Проблемы теории и практики лечебной педагогики: Материалы науч.- практ. конф. «Здоровье школьников: проблемы, перспективы» / Под ред. H.H. Шаровой. Н. Новогород: НИПРО, 1993.- 128 с.
- Примерный объем знаний и навыков школьников различных возрастных групп по вопросам гигиены и охраны здоровья. -М.: Просвещение, 1978.-64 с.
- Программа физического воспитания учащихся I IX классов, основанная на одном из видов спорта (баскетбол). — М.: Просвещение. 1993.-78 с.
- Программа непрерывного валеологического образования педагогов учреждений системы образования Курганской области. Курган: Издательство ГлавУО, 1996.-91 с.
- Проект «Школа здоровья» / Под общ. ред. И.В. Кузнецовой1 М., 1999.-208 с.
- Прокофьев Б.Г. Валеология в школе и дома // Народное образование. -1996.-№ 10.-С. 52.
- Речкалов A.B. Оценка уровня здоровья: Метод, рек. Курган, 1998.-27 с.
- Рогов Ю.В. Психологическая готовность ребенка к школе: Метод, рек. для родителей, воспитателей детских садов, учителей начальных классов. -Курган, 1990.-35 с.
- Салимова К.И., Безрогов В.Г., Бим-БАД Б.М. и др. Очерки истории школы и педагогики за рубежом. ч.1. — М.: Акад.пед.наук СССР, 1988. -203с.
- Сенникова JI.M. Школа здоровья: Обучение детей с особыми образовательными потребностями в условиях общеобразовательной школы. // Начальная школа. 2001. — № 11. — С. 15−17.
- Сердюковская Г. Н., Бережков Л. Здоровье наших детей // Народное образование. 1994. — № 5. — С. 43−45.
- Сердюковская Г. Н. Здоровье, развитие, личность, М.: Медицина, 1990.-707 с.
- Сердюковская Г. Н., Громбах С. М. Гигиеническая оценка обучения учащихся в современных школах. М., 1975.
- Сериков Г. Н. Самообразование и совершенствование подготовки специалистов. Иркутск: ИГУ, 1992. — 232 с.
- Сериков С.Г. Здоровьесбережение учащихся в образовательных процессах. Шадринск: ПО Исеть, 2001. — 320 с.
- Сериков С.Г. Охрана здоровья учащихся в системе учения и самообразования: Науч. метод, пособие. — Нижний Новгород: Изд-во Волжского гос. инженерно — пед. Ин-та, 200. — 79 с.
- Скрыпченко Г. А., Самойлюк И. И. Комплексное воздействие гигиенического воспитания и оздоровительных мероприятий на состояние здоровья детей и подростков на территории Воронежской области // Гигиена и санитария. 1996. — № 6. — С. 64−65.
- Словарь античности / Сост. Йоханнес Ирмшер, Ренат Йене. М.: Прогресс, 1989. — 74 с.
- Советов С.Е. Школьная гигиена. М.: Просвещение, 1956. — 247 с.
- Советский энциклопедический словарь / Под ред. A.M. Прохорова. -М.: Советская энциклопедия, 1986. 1600 с.
- Соколов А. Компьютер советует: Диме бегать пять минут // Народное образование. 1996. — № 2. — С. 79−80.
- Сологуб А.И. Проблемы организации научно исследовательской работы лицеистов и охраны их здоровья: Дис. .канд.пед.наук. / НИИ педагогики АПН Украины. — К., 1995. — 232 с.
- Сорокина Е.В. Здоровье по собственному желанию // Народное образование. 1996. — № 8. — С. 49−50.
- Состояние здоровья детей и подростков в условиях неблагоприятного воздействия окружающей среды / Под ред. Г. С. Кулинич и др. Нижний Новгород: НМИ, 1991. — 27 с.
- Степаненко В.П., Балашова В. А. Опыт оздоровления учащихся и сотрудников школы № 942 г. Москвы // Школа здоровья. 1996. — № 4.-С. 128−129.
- Сухомлинский В.А. Павлышская средняя школа. М.: Просвещение, 1979.-396 с.
- Сухомлинский В.А. Разговор с молодым директором школы. — М.: Просвещение, 1981. 206 с.
- Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев: Наукбва думка, 1973.-280 с.
- Татарникова Л.Г. Педагогическая валеология: Генезис. Тенденция развития. СПб.: Петроградский и К, 1995. — 352 с.
- Татарникова Л.Г. Медико психологические знания у учителя -здоровье ребенка // Международная конференция по санитарному просвещению. — Хельсинки, 1991. — С. 253−256.
- Татарникова Л.Г. Педагогическая валеология. Генезис. Тенденции развития. СПБ.: «Петроградский и К», 1997. — 416 с.
- Татарникова Л.Г., Поздеева М. В. Валеология подростка: Пособие к курсу «Валеология» для учащихся 5−7 классов. СПб: «Петроградский и К», 1996.-288 с.
- Татарникова Л.Г. Российская школа здоровья и индивидуального развития детей. СПб: СПб. Ун-т.пед.мастерства, 1993. — 178 с.
- Теоретические основы здорового образа жизни: Метод, указания для студентов мед. вузов / Под ред. Е. А. Вагнера. Пермь: ПГМИ, 1991. — 42 с.
- Ткаченко Е.В. Российское образование: Дороги реформ. Махачкала: Юпитер, 1994. — 232 с.
- Тюмасева З.И., Кваша Б. Ф. Валеология и образование. СПб.: МАНЭБ, 2000. — 380 с.
- Устав общеобразовательного учреждения: Типовое положение // Учительская газета. 1995. — 21 фев. — С. 1−4 (прилож.).
- Уфимцнева Л.П. и др. Некоторые подходы к сохранению здоровья школьников / Л. П. Уфимцева, Л. Д. Смольская, Т. А. Суетова // Начальная школа. 2001. — № 11. — С.6−9.
- Федосимов Г. М., Ломакина О. Ф., Лисицин М.К Концепция развития и функционирования будущего педагога в гимназии. Курган: Периодика, 1994.-96 с.
- Филиппова И.Б. Модель валеологической службы: Метод, материалы. Курган: Изд-во ГлавУНО, 1996. — 15 с.
- Филиппова И.Б. Нам нужна валеологическая служба // Педагогическое Зауралье. 1996. — № 1. — С. 13−19.
- Филиппова И.Б. Образование и здоровье детей. Курган: Изд-во ГлавУНО, 1996. — 29 с.
- Фомин H.A. Психофизиология здоровья. Челябинск: Изд-во Татьяны Лурье, 1998. — 392 с.
- Формирование здорового образа жизни детей: комплексный межотраслевой подход / Под ред. К. А. Тулебаева, Э. М. Курлеутова. Алма -Ата, 1991.- 189 с.
- Френе С. Избранные педагогические сочинения. Пер. с фр. М.: Прогресс, 1990.-304 с.
- Фридман Л.М. Наглядность и моделирование в обучении. -М., 1984. -89 с.
- Харисов Ф. И. Как превратить обычную школу в школу здоровья / Ф. Харисов, В. Касаткин, С. Чечельницкая. // Народное образование. 1999. -№ 6. — Спец.Вып. — С. 151−158.
- Хрестоматия по истории зарубежной педагогики: Учеб. пособие / Сост. и авт. вводных ст. А. И. Пискунов. М.: Просвещение, 1981. — 528 с.
- Хрестоматия по истории школы и педагогики в России (до Великой октябрьской социалистической революции): Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Сост. и авт. вводных ст. С. Ф. Егоров. М.: Просвещение, 1986. — 432 с.
- Хрестоматимя по истории школы и педагогики в России / Сост. С. Ф. Егоров. М.: Просвещение, 1974. — 527 с.
- Хрестоматия по педагогики:: Пособие для учащихся пед.училищ. / Сост. С. Н. Полянский М.: Просвещение, 1972. — 512 с.
- Хрипкова А., Антропова М. Быть здоровым Миф или реальность? // Народное образование. — 1995. — № 6. — С. 50−53.
- Хрипкова а.Г. и др. Возрастная физиология и школьная гигиена: пособие для студентов. М.: Просвещение. 1990. — 319 с.
- Хрипкова А.Г., Колесов Д. В. Гигиена и здоровье школьника. М.: Просвещение, 1988. — 191 с.
- Хруцкий К.С. Интегральная модель валеологии как целостной науки и практики: Перспективы развития конституциональных исследований // Валеология.- 1997.-№ 2.-С. 13−15.
- Чепелев Н.Г. Влияние физического воспитания га показатели умственной работоспособности школьников // Роль и место медицинских и гигиенических знаний в системе высшего педагогического образования: Тез. докл. Республ. конф. Псков, 1993. — С. 82.
- Чибураев В.И., Платонова А. Г. Госсанэпиднадзор за условиями обучения и воспитания детей в 1997 г. // ЗниСО. 1998. — № 8. — С. 1−4.
- Чубирко М.М., Пичужкина Н. М., Фуфаева O.A. Состояние здоровья детей в учебных заведениях нового типа // Гигиена и санитария. — 1997. № 2. -С. 21−23.
- Чумаков Б.Н. Валеология. М.: Роспедагентство, 1997. — 245 с.
- Чусов Ю.Н. Закаливание школьников: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1985. — 128 с.
- Шапошникова Е.А. Психологические аспекты укрепления здоровья учащихся в режиме работы учебного заведения: Метод, рек. в помощь учителям общеобразовательной школы, лицея, гимназии. Рязань, 1995. — 24 с.
- Шарипова Д.Д. Охрана здоровья школьников. Ташкент: Медицина, 1984.-100 с.
- Шацкий С.Т. Работа для будущего. Документальное повествование: Кн. для учителя / Сост. В. И. Малинин, Ф. Фрадкин. М.: Просвещение, 1989. -222 с.
- Школа и педагогическая мысль Средних веков, Возрождения и начала Нового времени (исследования и материалы): Сб.науч.трудов / Под ред. К. И. Салимовой, В. Г. Безрогова. -М.: Изд-во АПН СССР, 1991. 285 с.
- Штода JI.3. Методы оценки достигнутого уровня развития детей и подростков: Метод, материалы. Курган: ГлавУО, 1996. — 134 с.
- Штода Л.З., Филиппова И. Б. Основы закаливания. Курган: КГУ, 1999.-34 с.
- Штода Л.З., Филиппова И. Б. Программа курса «Валеология» для учащихся 1 9 классов общеобразовательных школ Курганской области. -Курган, 1998.-42 с.
- Штофф В.А. Моделирование и философия. М. — Л.: Наука, 1986.-301 с.
- Шувалова B.C., Шиняева О. В. Здоровье учащихся и образовательная среда. // СОЦИС: Социологические исследования. 2000. — № 5. — С. 75−80.
- Щедрина А.Г. Педагогика наука о детстве как фундаментальная основа валеологии и педагогики. — Новосибирск, 1996. — 43 с.
- Ямпольская Ю.А. Здоровье населения и окружающей среды. М., 1994.- 78 с.
- Allensworth D., Wyche I., Lawson E. / Ed / Defining a Comprehensive School Health Program: An Interim Statement National Academy Press, Washington D.C. 1995.
- Allenworth D.D., Kolle L.I. The Comprehensive School Health. 1987. 57 (10): 409−411.
- Botkin I.W., Elmanira M., No limits to learning. Bridging the human gap.: A report to the club of Rome. Press, 1979/
- Elyot Th. The Boke named the Governour L., 1907. — C. 72−73.306.111ich I. Limits to medicine. Medical nemesis: The expropriation of health.
- Harmonds worth. Penguin Books. 1977 — Q. 273/
- Kolbe L.I. Increasing the Impact of School Health promotion Program: Emerging Resefrch Perspectives // Journal of Heaih Education. 1986. 17 (5). 47−52.
- Wallace H.M., Patrick K., Parcel G.S., Igoe I.B., eds. Principal and fratices of student Heath. V.2. Oakland, Calif School Heath: Third Party Publishing Company, 1992.