Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Деятельность социального педагога по здоровьесбережению детей младшего школьного возраста

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В XXI веке проблема ухудшения здоровья детей младшего школьного возраста становится всё более актуальной. На первой Российской ассамблее «Здоровье народов России» (май 1991 г.) констатировалось, что «во всех типах и видах учебных заведений, реализуется такая дидактика, такое содержание образования, которое мешает духовному и физическому развитию личности». В решении коллегии Министерства… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. СОХРАНЕНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК СОЦИАЛЬНО — ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
    • 1. 1. Развитие здоровьесберегающей системы детей в теории и практике школьного образования
    • 1. 2. Особенности содержания деятельности социального педагога по здоровьесбережению младших школьников
    • 1. 3. Педагогические условия деятельности социального педагога по эффективности здоровьесбережения детей младшего школьного возраста
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА II. ОПЫТНО — ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
    • 2. 1. Цели, задачи и диагностический аппарат экспериментальной работы
    • 2. 2. Реализация педагогических условий здоровьесбережения младших школьников в деятельности социального педагога
    • 2. 3. Анализ и интерпретация результатов опытноэкспериментальной работы
  • Выводы по второй главе

Деятельность социального педагога по здоровьесбережению детей младшего школьного возраста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Ведущая тенденция гуманизации науки и общества в современных социально-экономических условиях, находят своё отражение в проблеме сохранения и укрепления здоровья человека.

Тенденция на сохранение и укрепление здоровья, не появляется спонтанно, а формируется в результате влияния социально-педагогических факторов, где особое место занимает деятельность социального педагога.

Новая парадигма образования нацелена на полноценное развитие личности ребёнка. В этих условиях, всё более возрастает значимость сохранения и укрепления здоровья, как в процессе обучения, так и в период организации свободного времени, определяющая в дальнейшем полноту реализации жизненных целей и смыслов человека.

Проблемы здоровья ребёнка остаются наиболее актуальными в практике общественного и семейного воспитания. В Конвенции о правах ребёнка и в документе «Всемирная декларация об обеспечении выживания, зашиты и развития детей», подчёркивается, что современное образование должно стать здоровьесберегающим. В Законе «Об образовании», сохранение и укрепление здоровья детей выделено в приоритетную задачу.

В XXI веке проблема ухудшения здоровья детей младшего школьного возраста становится всё более актуальной. На первой Российской ассамблее «Здоровье народов России» (май 1991 г.) констатировалось, что «во всех типах и видах учебных заведений, реализуется такая дидактика, такое содержание образования, которое мешает духовному и физическому развитию личности». В решении коллегии Министерства образования Российской Федерации от 12.05.1995 г. «О работе органов управления образованием по охране здоровья детей и подростков в образовательных учреждениях Российской Федерации», отмечается, что за последние годы в РФ наметилась тенденция ухудшения состояния здоровья детей и подростков. Так, по данным Минздрава России, в начальной школе абсолютно здоровыми являются лишь 10−12% детей. Результаты исследования В. К. Юрьева, A.C.Симоходского, Е. П. Усановой и др. свидетельствуют о том, что эта тенденция в настоящее время приняла устойчивый характер, наблюдается неблагоприятная динамика основных показателей здоровья учащихся по мере их обучения в школе, увеличение частоты перехода острых заболеваний в хронические, рост инвалидности среди детей, а из числа выпускников школ лишь 5−7% практически здоровы.

Исследования таких физиологов и гигиенистов, как М. Б. Антропова, Д. И. Зелинский, Г. Л. Манке, и др. выявили несоответствие учебно-воспитательного режима общеобразовательных учреждений требованиям гигиены и естественнонаучным основам возрастной физиологии, что вызывает дезадаптацию учащихся, хроническое переутомление и рост заболеваний.

Как показал теоретический анализ, на современном этапе в отношении здоровья учащихся проявляются некоторые негативные тенденции: у детей не сформирована мотивация на здоровый образ жизни, так как в учебных планах и программах не предусмотрен приоритет здоровьязначительная часть учащихся страдает серьёзными нарушениями в здоровье и физическом развитиив общеобразовательных учреждениях не существует службы по поддержке здорового образа жизни, недостаточен системный контроль за состоянием физического развития и здоровья детей, за организацией и содержанием образовательного процесса с точки зрения направленности на сохранение и укрепление здоровьяв связи с отсутствием в штатном расписании ряда школ должности социального педагога, не ведётся целенаправленная работа с родителями, что могло бы в значительной степени разрешить проблему организации здорового образа жизни.

На основе анализа рассматриваемой проблемы, можно выделить ряд противоречий между:

— потребностью общества в сохранении здоровья учащихся и реальным состоянием здоровья детей младшего школьного возраста;

— между имеющимися в педагогической теории подходами к осуществлению здоровьесбережения учащихся и недостаточной разработанностью данного аспекта в научных подходах к деятельности социального педагога;

— потребностью общеобразовательных учреждений в деятельности здоровьесберегающих служб и не разработанностью научно-методических рекомендаций для социальных педагогов по здоровьесбережению детей.

Учитывая актуальность, практическую значимость и недостаточную теоретическую и практическую разработанность проблемы, мы избрали тему исследования: «Деятельность социального педагога по осуществлению здоровьесбережения детей младшего школьного возраста».

Данное исследование имеет ограничение: в нем рассматриваются не все аспекты деятельности социального педагога по здоровьесбережению, а только педагогические условия эффективности деятельности социального педагога по осуществлению здоровьесбережения детей младшего школьного возраста.

Цель исследования: разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия эффективности деятельности социального педагога по сохранению и укреплению здоровья младших школьников.

Объект исследования: деятельность социального педагога по сохранению и укреплению здоровья младших школьников.

Предмет исследования: педагогические условия деятельности социального педагога по сохранению и укреплению здоровья детей младшего школьного возраста.

Предмет и цель обусловили формулировку следующей гипотезы исследования: деятельность социального педагога по сохранению и укреплению здоровья детей младшего школьного возраста, будет эффективной, если: а) будут выявлены показатели и критерии здоровьесбережения детей младшего школьного возрастаб) определены особенности содержания деятельности социального педагога по здоровьесбережению младших школьниковв) определены педагогические условия эффективной деятельности социального педагога по здоровьесбережению детей младшего школьного возраста.

В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой, определены следующие задачи исследования:

1. Выявить состояние проблемы и степени её разработанности в педагогической теории и практике.

2. Определить особенности содержания деятельности социального педагога по здоровьесбережению младших школьников.

3. Выявить педагогические условия эффективной деятельности социального педагога по здоровьесбережению детей младшего школьного возраста.

4. Разработать и внедрить в практику работы социальных педагогов методические рекомендации по здоровьесбережения детей младшего школьного возраста.

Методологической основой исследования являются психологопедагогические положения теории деятельности (Л.С.Выготский, П. Я. Гальперин, А. Н. Леонтьев, Д.Б.Эльконин), зарубежные учёные (Л.Фон Берталанфи, Л. Шенкон) — работы по теории и методике психологопедагогических исследований (А.Г.Асмолов, Ю. К. Бабанский, А. А. Деркач,. В. И. Загвязинский, И. А. Зимняя, А .Я. Найн, С.Г.Сериков) — работы по личностно ориентированному подходу в образовании (Ш.А. Амонашвили, А. Г. Гостев, Г. Н. Сериков и др.) — комплекс идей и научных положений, обусловленных валеологической концепцией (Н.А.Амосов, В. М. Бехтерев, И. И. Брехман, Л. Г. Татарникова, А.Г.Сухарев) — теоретические разработки в области медицины и гигиены (М.В.Антропова, А. А. Баранов, И. И. Брехман, Г. Н. Сердюковская, А.Г. Хрипкова) — работы по теории и методике физиологических исследований (H.A. Ананьева, М. В. Антропова, И. А. Аршавский, Л. Ф. Бережков, Д. В. Колесов, А. П. Кузнецов, H.A. Фомин, А. Г. Хрипкова, Ю. А. Ямпольская,) — теоретические положения о сущности деятельности социального педагога и его обусловленности социальными факторами (В.Г. Бочарова, Б. З. Вульфов, М. А. Галагузова, Р. А. Литвак, Ф. А. Мустаева,) — психолого-педагогический, историко-педагогический, медико-педагогический, валеологический, исторический анализ проблемыизучение и анализ нормативных документовпедагогическое моделированиенаблюдениеанкетированиеинтервьюированиеопросные методы экспертной оценкилинейный экспериментиндивидуализирующий лонгитюдный метод исследования и оценка физической и умственной работоспособностиметоды математической статистики.

Экспериментальной базой исследования общеобразовательных школ №№ 6−7- 10- 16- 17 г. Миасса, а также, 350 младших школьников их семьи, 20 учителей социальных педагогов.

Этапы исследования:

На первом этапе (1997;1998гг) — проводился анализ исследуемой проблемы в теории и практике здоровьесбережения, изучалась психолого-педагогическая, медицинская, историко-педагогическая литературы по проблеме, разрабатывались и апробировались подходы, методы деятельности социального педагога по здоровьесбережению младших школьников, уточнялись методологические и теоретические основы исследования, формулировались противоречия проблемыопределялся понятийный аппарат исследования.

На втором этапе (1998;1999гг) — проводилась опытно-экспериментальная работа на основе выделенных особенностей содержания деятельности социального педагога по здоровьесбережению младших школьников, уточнялись педагогические условия эффективности деятельности. В процессе этой работы анализировались полученные результаты, уточнялись критерии и уровни деятельности социального педагога по здоровьесбережению младших школьников. Опытно-экспериментальная работа проводилась в естественных условиях.

На третьем этапе (2000;2002гг) — корректировалась теоретическая модель деятельности социального педагога по здорровьесбережению младших школьников по средствам технологий, завершена апробация педагогических условий и систематизация результатов опытно-экспериментальной работы. Оформление научных результатов. Предложены методические рекомендации.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1 .На основании теоретического анализа понятия «здоровье», мы уточнили определение «здоровьесбережение». Категория «здоровье» представлена как многофакторное понятие, отражающее онтогенетическую природу, и рассматривается нами как динамическое состояние сохранения и развития биологического, физиологического, психического состояния и социальной активности ребенка. Здоровьесбережение — процесс, важнейшими компонентами которого является культура здоровья, ориентация детей на комплексность здоровья и формирование здорового образа жизни.

2. На основе системно — функционального подхода определена специфика содержания деятельности социального педагога: диагностико-исследовательскаяаналитико-прогностическаяорганизационно-информационнаяконсультативно-коррекционнаявалеолого-педагогическая деятельностьреализованы инновационные здоровьесберегающие технологии.

3. Разработаны и экспериментально проверены педагогические условия эффективной деятельности социального педагога по здоровьесбережению младших школьников: а) модель здоровьесберегающей деятельности социального педагогаб) программа деятельности социального педагога по здоровьесбережениюв) осуществлён валеолого-педагогический мониторинг.

Теоретическая значимость исследования состоит в уточнении понятия «здоровьесбережение детей» как педагогической категориив уточнении принципов деятельности социального педагога и вычленении особенностей этой деятельностив разработке критериев эффективности здоровьесберегающей деятельности.

Практическая значимость работы заключается в том, что использование в практике работы школ предложенной нами модели валеолого-педагогической деятельности при наличии выявленных педагогических условий позволит организовать учебно-воспитательный процесс без ущерба для здоровья детей.

Результаты исследования могут быть включены в лекционные курсы для студентов вузов педагогических специальностей.

Научная обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивается непротиворечивостью исходных методологических оснований, междисциплинарным уровнем рассматриваемых проблем, использование комплекса взаимодополняющих методов исследования, адекватным целям и задачам, практическим подтверждением основных положений диссертационного исследования в экспериментальной работе, данными валеологического мониторинга, раскрывающего положительную динамику основных показателей, использованием методов математической статистики.

Положения выносимые на защиту.

1. Специфика содержания деятельности социального педагога по здоровьесбережению младших школьников включает в себя: диагностико-исследовательскую, аналитико-прогностическую, организационно-информационную, консультативно-коррекционную и валеолого-педагогическую деятельность с семьей.

2. Педагогические условия эффективной здоровьесберегающей деятельности социального педагога выступают как единство следующих составляющих: модели здоровьесберегающей деятельности социального педагога с младшими школьникамипрограммы деятельности социального педагога по здоровьесбережению младших школьниковпролонгированного валеолого-педагогического мониторинга. Апробация и внедрение результатов исследования: Основные положения и результаты проведённого исследования докладывались и обсуждались на региональной научно-практической конференции «Личность — семья — общество: социальные проблемы, тенденции, прогнозы». (Челябинск, 1997) — на научно-практической конференции «Проблемы управления и развития образования» (Челябинск, 1998) — на областной научно-практической конференции «Современные проблемы медицины и биологии» (Челябинск, 1999) — на региональной научно-практической конференции «Основные понятия теории обучения и воспитания» (Челябинск, 1999;2001) — на научно-практической конференции «Социально-педагогическая защита и поддержка детства» (ЧГПУ, кафедра социальной педагогики и психологии, 2000;2002) — «Основные проблемы социального воспитания и образования» (ЧГПУ, кафедра социальной педагогики и психологии, 2001)-на региональной конференции по экологии образования (ЮрГУЧелябинск, 2002) — на Всероссийской научной конференции «Здоровьесохраняющие технологии в образовании» (Санкт-Петербург, 2002) — материалы исследования обсуждались на заседаниях кафедры социальной педагогики и психологии ЧГПУ и были включены в спецкурс «Деятельность социального педагога по здоровьесбережению детей» отделения социальной педагогики ЧГПУ.

Структура диссертационного исследования определена задачами работы, логикой раскрытия темы. Состоит из введения, 2-х глав, заключения и библиографии.

Выводы по второй главе.

1. Содержание здоровьесберегающей деятельности в общеобразовательной школе, разработанное нами в диссертационном исследовании с позиций выдвинутой гипотезы, включает: реализацию здоровьесберегающего режима работы школывалеолого-педагогический мониторингмероприятия оздоровительного цикла.

2. Под здоровьесберегающим режимом работы школы мы понимаем совокупность организационно-педагогических (расписание учебных, факультативных и кружковых занятийрежим и организация перерывов для отдыхаорганизация учебных сессий, режимы каникулярного времени) и санитарно-гигиенических (соблюдение санитарно-гигиенических норм и требований) условий, позволяющих обеспечить распределение учебной нагрузки, труда и отдыха учащихся в течение дня, недели, четверти и учебного года с учетом возрастных анатомо-физиологических особенностей детей.

3. Валеолого — педагогический мониторинг подразумевает научно обоснованную систему непрерывного слежения за показателями, характеризующими состояние здоровья детей в течение всего периода обучения в начальной школе с целью формирования, сохранения и укрепления их здоровья. Первоначальная диагностика проводилась на этапе отбора детей при поступлении в школу и выявляла степень их готовности к обучению. Последующее диагностическое обследование учащихся было организовано на основании лонгитюдного метода, что позволило отслеживать и контролировать динамику индивидуального развития каждого ребенка за весь период обучения. В ходе обследования определялись показатели физического развития, уровень которого оценивался совокупностью соматоскопических, соматометрических, физиометрических показателейфизической работоспособности, психического развития и др.

4. Программа по валеологическому образованию учащихся и педагогов гимназии для учащихся была реализована в курсе «Валеология» для начальных классов и ежегодных валеологических конференций.

5. Наряду с проведением диагностики и реализацией образовательной валеологической программы, в ходе эксперимента использовался комплекс организационно-педагогических мероприятий оздоровительного цикла, наиболее эффективными среди которых являлись: занятия лечебной физкультуры (ЛФК), использование здоровьесохраняющих технологий, уроки физического воспитания и занятия в спортивных секциях, деятельность медицинского работника, психолога. Интерпретация результатов экспериментальной работы проводилась на основе оценочно-аналитического компонента модели здоровьесберегающей деятельности социального педагога в школе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

На первой российской ассамблее «Здоровье народов России» (май, 1991 г.) констатировалось, что «во всех типах и видах учебных заведений реализуется такая дидактика и такое содержание образования, которое мешает духовному и физическому развитию личности». Перед педагогами, психологами, медицинскими работниками, учёными стоит невероятно сложная задача сохранения и укрепления здоровья детей в современных условиях, при недостаточном финансировании, отсутствии средств на новейшее оборудование, диагностик.

Не менее важной является задача по сохранению кадрового, интеллектуального потенциала и тех научных направлений в укреплении здоровья школьников, которое за последнее десятилетие характеризуется ухудшением в разных возрастных группах. Но ни одна школа не ставит своей целью выпустить ребёнка, обладающего большой суммой знаний, но с надломленной психикой и разрушенным здоровьем. Однако, именно это мы и имеем в настоящее время. Среди школьников продолжается рост числа заболеваний, которые обусловлены действием комплекса причин: увеличение учебной нагрузки, сложные стрессовые ситуации, снижение функциональных возможностей различных систем организма, отсутствием или слабостью систем деятельности реабилитационных служб в ряде регионов страны.

В последнее десятилетие основное внимание было сосредоточено на решении проблем больного ребёнка, что не привело к увеличению числа здоровых детей. Главная причина такой ситуации заключается в том, что за ростом внимания к больному ребёнку было забыто всё то, что за пониманием диагностики и коррекции индивидуального здоровья: ухудшение физического, нервно-психического и нравственного здоровья. Одним из важных направлений воспитания, сохранения и укрепления здоровья школьников, является тот факт, что в иерархии ценностей человека (ребёнка, подростка и взрослого человека) здоровье, как ценность находится не на первом месте (как в других странах), а лишь на пятом. Следовательно, одной из важных задач образовательных учреждений становится создание системы формирования личностного восприятия здорового образа жизни, зависимости жизненного успеха от состояния здоровья и работоспособности.

Проведённый анализ показывает, что современная школа находится в процессе поиска новых моделей обучения, предусматривающих разностороннее развитие личности с учётом индивидуальных психофизиологических и интеллектуальных возможностей, что подтверждается в Законе РФ «Об образовании». В связи с существенным обновлением содержания процесса образования, форм и методов обучения, наблюдается усиленная интенсификация учебного процесса. При этом, к сожалению, зачастую учебные программы не адаптированы к особенностям развития и состоянию здоровья современных школьников, а педагоги имеют слабую подготовку в области формирования и сохранения здоровья учащихся. Сохраняется пассивная позиция семьи и детей к собственному здоровью и состоянию окружающей среды.

В настоящее время любому педагогическому учреждению необходима оздоровительная инфраструктура, которая должна базироваться на научных основах здоровья, систематизация имеющихся в этой области разработок, научное обоснование современных организационнометодических подходов к воспитанию здорового ребёнка. Обостряется противоречие между негативным влиянием школьной среды на здоровье учащихся и отсутствием в общеобразовательных учреждениях целостной системы, осуществляющей валеолого-педагогическую деятельность.

Из противоречия вытекает проблема: организация учебно-воспитательного процесса без ущерба для здоровья учащихся. Она является особенно актуально как для инновационных учебных заведений (гимназий, лицеев), где обучение имеет свои особенности и предъявляет повышенные требования к детям из-за более сложных учебных программ, так и для общеобразовательной школы.

Проведенный теоретический анализ литературы (психолого-педагогической, историко-педагогической, валеологической и др.) позволил нам выделить и охарактеризовать три основных историко-педагогических периода в развитии охраны здоровья детей: естественно-охранительный, государственно-охранительный, инновационно-валеологический.

В ходе исследования был разработан понятийный аппарат. Здоровьесберегающая деятельность — вид деятельности, направленной на формирование, сохранение и укрепление здоровья детей в ходе осуществления учебно-воспитательного процесса.

В результате педагогического моделирования в ходе исследования нами была сконструирована модель здоровьесберегающей деятельности социального педагога.

Модель представляет собой структурированный и целостно ориентированный способ повышения эффективности учебно-воспитательного процесса школы с точки зрения его влияния на здоровье учащихся, основанный на выполнении педагогических условий: осуществление валеолого-педагогического мониторингареализация валеологически целесообразного режима работы учрежденияповышение валеологической компетентности учащихся и учителейиспользование здоровьесохраняющих технологий в обучении и воспитании.

В результате опытно-экспериментальной работы по апробированию условий эффективности здоровьесберегающей деятельности социального педагога уровень ее организации повысился, эффективность ее организации достигла высокого уровня. Это позволило обеспечить сохранение здоровья детей при обучении в школе, о чем свидетельствует положительная динамика по всем рассматриваемым показателям.

Таким образом, результаты исследования дают основание сделать вывод о том, что выдвинутая гипотеза получила экспериментальное подтверждение, а поставленные задачи решены.

Вместе с тем, разработанные нами педагогические условия открывают возможности для продолжения исследований в рассматриваемой проблемной области. Дальнейшими направлениями научной работы могут быть: организация валеолого-педагогической деятельности во всех видах общеобразовательных учреждений, разработка учебных и методических пособий по валеолого-педагогической деятельности и др.

Показать весь текст

Список литературы

  1. H.H., Ашмарин И. Н., Степанова Г. Б. Здоровье как ценность и предмет научного знания // Мир психологии. 2000. — № 1. — С. 68−75.
  2. Р.И. Оценка степени готовности детей к обучению в школе: Метод, рек. для студентов пед. институтов и училищ. Новосибирск: НГУ, 1987.-27 с.
  3. Р.И. Подготовка ребенка к школе. Томск: Пеленг, 1994.203 с.
  4. Т. Всеобщая валеограмотность: шаг первый // Народное Образование. 1995. — № 5. — С. 107−122.
  5. Р. Искусство решения проблем. М.: Мир, 1982. — 220 с.
  6. Р., Эмери Ф. О целеустремеленных системах. Сов. радио, 1974.-271 с.
  7. C.B., Петленко В. П. Мудрость здоровья. Культура и образ Жизни: / Под ред. Юрьева В. К. СПб, 1994. — С. 345.
  8. Г. Д. Становление и развитие опыта охраны здоровья школьников (на материале Казахстана): Дис.. канд.пед.наук. Алма- Ата, 1987.-213 с.
  9. В.Ю., Баранов A.A. Часто болеющие дети, клинико -социальные аспекты: Пути оздоровления. Саратов: Изд-во Саратского уни-та, 1986.- 184 с.
  10. Ш. А. Педагогика здоровья. -М.: Педагогика-Пресс, 1992.-228 с.
  11. Ш. А. Размышления о гуманности педагогике. М.: Издательский дом Шалвы Амонашвили, 1996 — 494 с.
  12. Н.М. Раздумья о здоровье.-М.: Молодая гвардия, 1979. 192с. И. Амосов Н. М. Раздумья о здоровье.-М.: Физкультура и спорт, 1987.64 с.
  13. А. Психологическое тестирование: Пер с анг. / Под ред. K.M. Гуревича, В. И. Дубовского. М.: Педагогика, 1982. — 60 с.
  14. В.А. Психогигиенические и психопрофилактические основы здорового образа жизни // Здоровый образ жизни: Сб. науч. тр. Ленинградский ин-тут усовершенствования врачей. Д., 1998. — С. 85 — 112.
  15. H.A., Гайдай В. Я. Актуальные вопросы состояния здоровья детей. М.: Медицина, 1980. — 167 с.
  16. H.A., Ямпольская Ю. А. Физическое развитие и адаптационные возможности школьников // Вестник AHM. — 1993. № 5. — С. 19 -24.
  17. В.И. Педагогика творческого саморазвития: Инновационный курс. Кн.1. Казань: Изд-во КГУ, 1996. — 567 с.
  18. JI.C., Вайнер Э. Н. Состояние здоровья детей Липецкой области и пути его улучшения // Роль и место медицинских и гигиенических знаний в системе высшего педагогического образования.-Псков, 1993 С.92−93.
  19. Анкета о состоянии здоровья школьника // Воспитание школьников. -2001.-№ 3.-С. 53−57.21 .Антонова Л. Т., Сердюкова Г. Н. О проблеме оценки состояния здоровья детей и подростков в гигиенических исследованиях // Гигиена и санитария. 1995. — № 6. — С. 22−24.
  20. М.В. Гигиена детей и подростков. М.: Медицина, 1977.-334 с.
  21. М.В., Кольцова М. М. Морфофункциональное созревание основных физиологических систем организма детей школьного возраста. М.: Педагогика, 1983. — 160 с.
  22. М.В., Манке Г. Г., Бородкина Г.В Физиологическая оценка эффективности индивидуально дифференцированного обучения учащихся // Гигиена и санитария. — 1997. — № 1. — С. 24−26.
  23. М.В., Манке Г. Г., Кузнецова Л. М. Здоровье школьников: результаты лонгитюдного исследования // Педагогика. 1995. — № 2. — С. 26−31.
  24. М.В., Манке Г. Г. Обучение с учетом психофизических особенностей подростков // Педагогика. 1993. — № 6. — С. 9−13.
  25. М.В. Работоспособность учащихся и ее динамика впроцессе учебной и трудовой деятельности. М.: Просвещение, 1968. — 251 с.
  26. М.В., Сальникова Г. П. Школа и охрана здоровья учащихся. -М.: АПН РСФСР, 1958.- 112 с.
  27. Антропова М. В Физиолого гигиенические рекомендации по нормализации учебной нагрузки учащихся VII — X классов. — М.: АПН СССР, 1985.-33 с.
  28. Г. Л. Физическое развитие детей и подростков. Киев: Здоровье, 1985.-79 с. 31 .Арон Д. И., Ставицкая А. Б. Материалы по физическому развитию детей и подростков городов и сельских местностей СССР. М.: Физкультура и спорт, 1965. — 62 с.
  29. И.А. Очерки по возрастной физиологии. М.: 1976. — 260с.
  30. И.А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития. М.: Медицина, 1990. — 192 с.
  31. В.Ф. Античная философия. М.: Высшая школа, 1976. — 543 с.
  32. И.В. Определение физической работоспособности в клинике и спорте. М.: Медицина, 1979. — 192 с.
  33. Л.В., Кукшина A.A., Михайлов А. Н. Раннее обучение здоровью: взаимодействие семьи и общеобразовательного учреждения // Укрепление здоровья в школе: Тез. докл. Российско-Американской Конф. М., 1996.1. С. 9−10.
  34. Л.В. Новое направление детских профилактических программ -детское движение в защиту здоровья // Школа здоровья. 1997. — № 3.1. С. 20−24.
  35. A.A., Матвеева H.A. Здоровье школьников: Пути укрепления Красноярск: Изд-во Красноярского ун-та, 1989. — 184 с.
  36. A.A. Национальная и региональная стратегия и политика укрепления здоровья детей и подростков // Укрепление здоровья в школе: Тез. докл. Российско-Американской Конф. -М., 1996. С. 11−12.
  37. В.Н. Личность и условия развития ее здоровья. М.: Медицина, 1965. — 468 с.
  38. М.М., Ефимова С. П. Как получить «пятерку за здоровье»? -Тула: Арктоус1, 1997. 52 с.
  39. М.М., Ефимова С. П., Князева М. Г. Как подготовить ребенка к школе и по какой программе лучше учиться? М.: Педагигика, 1993. — 153 с.
  40. М. Забытый мир шумеров. Пер с польского. М.: Наука, 1980. — 397 с.
  41. В.В. Великие русские революционеры демократы Н.Г. Чернышесвкий и H.A. Добролюбов о физическом воспитании: Дис.. канд.пед.наук. — Л., 1948. — 353 с.
  42. А.З. Руководство к практическим занятиям по гигиене детей и подростков. М.: Медицина, 1972. — 301 с.
  43. Д.Т. История розги. Т. 1. М.: Просвет, 1992. — 228 с.
  44. В.П. Слагаемые педагогических технологий. М.: Педагогика, 1989. — 192 с.
  45. Бим Бад Б. Д. Антропологическое состояние теории и практики современного образования. — М., 1994. — 282 с.
  46. М.Р. Психолог в школе: содержание и организация работы. -М.: Сентябрь, 1995.- 128 с.
  47. Большая медицинская энциклопедия. Т.8. / Под ред. Б. В. Петровского.- М.: Современная энциклопедия, 1978. 528 с.
  48. Болыиая медицинская энциклопедия. Т. 18./ Под ред. Б. В. Петровского.- М.: Современная энциклопедия, 1982. 528 с.
  49. Большая советская энциклопедия. Т.31 / Под ред. A.M. Прохорова.-З-е изд. М.: Советская энциклопедия, 1974. — 645 с.
  50. И.И. Валеология наука о здоровье. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Физкультура и спорт, 1990. — 42 с.
  51. И.И. Валеология наука о здоровье // Новые данные об элеутерококке и других адаптогенах. — Владивосток, 1981. — С. 7−11.
  52. И.И. Валеология. СПб.: Наука, 1993. — 240 с.
  53. И.И. Валеология: Начало пути // Советская Россия. 1980. -29 мая.
  54. И.И. Введение в валеологию. науку о здоровье. — JL: Наука, 1987.- 125 с.
  55. И.И. Женьшень. JL: Медгиз, 1957. — 182 с.
  56. И.И. Философско методологические аспекты проблемы здорового школьника // Вопросы философии. — 1982. — № 2. — С. 48−49.
  57. И.И. Человек и биологически активные вещества. -2-е изд., перераб. М.: Наука, 1980. — 120 с.
  58. И.И. Элеутерококк. JL: Наука, 1968. — 186 с.
  59. A.A., Сыдыкбекова Д. Т. Знак как средство коммуникативного воздействия: Психосемиотика познавательной деятельности и общения. М., 1983. — 132 с.
  60. Л.К., Гуминский A.A., Загорская В. Н. Практические занятия по возрастной физиологии и школьной гигиене: Учеб. пособие. М.: Педагогика, 1992. — 132 с.
  61. М.А. Методы педагогической диагностики. Курган.: Курганский пед. ин-тут, 1992. — 46 с.
  62. М.А. Моделирование как средство научно педагогического познания // Педагогические исследования: гипотезы, проекты, внедрения: Сб. науч. тр. — №¾. — Курган, 1999. — № 3 — 4. — С. 3−12.
  63. М.А. Технология проведения педагогического лонгитюдного исследования (цель, задачи, этапы, методы, результаты) // Педагогические исследования: гипотезы, проекты, внедрения: Сб. науч. тр. Курган, 1999.-С. 3−25.
  64. М.Я. Социально педагогические детерминанты формирования здорового образа жизни // Теория и практика физической культуры. — 1994 — № 10 — С. 9−15.
  65. Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима. М.: Высшая школа, 1988. — 496 с.
  66. В.Н., Бурмистров Н. И. Физкультминутки на уроках. // Физкультура в школе. 1987. — № 8. — С. 39−43.
  67. М.А. Нормализация учебной нагрузки школьников на основе системы задач репродуктивного и продуктивного характера различного типа: Дис. .канд.пед.наук. Челябинск, 2001. — 183 с.
  68. Вопросы охраны здоровья школьников / Под ред. М. П. Кравцова, Р. Я. Якимович. Минск: Минск.пед.ун-тет им. М. Горького, 1983. — 34 с.
  69. О. Нужна валеологическая служба // Народное образование. 1994. — № 7. — С. 44−45.
  70. И.М. Закономерности физического развития детей и методы его оценки: Учеб. метод, пособие. — Л.: Лен.гос.мед.ин-тут, 1986. — 56 с.
  71. В.А. Здоровый образ жизни и гигиеническое Воспитание подростков и молодежи. -М.: Знание, 1987. 39 с.
  72. Все ли мы делаем для здоровья наших детей? // Народное образование. 1996. — № 7.-С. 79−84.
  73. О.С., Иванов A.B. Содержание деятельности и опыта работы освобожденного классного руководителя (классного воспитателя). Метод, рек. -М.: — 1992.- 115 с.
  74. Д.М. Глобальные проблемы и роль науки в их решении // Вопросы философии. 1979. — № 7. — С. 91−101.
  75. Д.М. Наука и глобальные проблемы современности // Вопросы философии. 1981. — № 3.- С. 97−108.
  76. Гегель. Энциклопедия философских наук. Т.2. Философия природы. -М.: Мысль, 1975.-695 с.
  77. .С. Россия: Образование и будущее: Кризис образования в России на пороге XXI века. Челябинск, 1993. — 229 с.
  78. И.Ю. Реформа педагогического вуза основа оздоровления общества // Здоровье и образование. — СПб, 1994. — С. 37−39.
  79. И.Ю. Формирование у студентов педагогического вуза основ готовности к валеологической работе со школьниками: Дис.. канд. пед. наук. Волгоград, 1995. — 183 с.
  80. А.Я. Очерки по истории педиатрии СССР. М.: Медицина, 1970. — 184 с.
  81. В. Здоровье категория педагогическая. // Народное образование. — 1999. — № 9. — С. 219−231.
  82. Н.П. Физиолого гигиенические особенности адаптации школьников 1-х классов к обучению // Гигиена и санитария. — 1985. — № 12. — С. 27−30.
  83. С.М. Принципы гигиенического нормирования в воспитании детей дошкольного возраста // Тезисы 2 Международной конференции по охране здоровья детей раннего возраста. М., 1978. — С. 25−56.
  84. С.М. Школа и психическое здоровье учащихся. М.: Медицина, 1988. — 272 с.
  85. С.М. Школьная зрелость как гигиеническая проблема // Гигиена и санитария. 1969. — № 9. — С. 45−47.
  86. Н.И. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6−7 лет к школьному обучению. М.: Педагогика, 1993. — 35 с.
  87. С.С. Техника определения типов конституции у детей и подростков. Оценка типов конституции у детей и подростков. М.: Физкультура и спорт, 1975. — 25 с.
  88. О.И. Влияние аэрации классных комнат на работоспособность учащихся // Режим дня для детей и подростков. М., 1959.-С. 14−16.
  89. Е. Будь здоров, малыш // Народное образование 1996. -№ 32. — С. 77−79.
  90. Э. Новое воспитание. М., 1990. — 56 с.
  91. В.В. Диагностика готовности детей к обучению в школе // Модернизация воспитательно оздоровительной работы детского сада. -Шадринск, 1994. — С. 60−62.
  92. ЮО.Дильман В. М. Большие биологические часы: Введение в интегральную медицину. М.: Знание, 1981. — 201 с.
  93. A.M. Математические модели в исследовании программного обеспечения // Организация учебно воспитательного процесса. Программированное обучение. — Новосибирск, 1968. — Вып.2. — С. 27−28.
  94. Л.П. Конституционная обусловленность показателей физического развития детей // Гигиена и санитария. 1994. -№ 39. — С. 21−23.
  95. A.A. Лечебная педагогика. М.: АПН СССР, 1989.345с.
  96. А.И. Воспитание и обучение глухонемых детей. М.: Просвещение, 1957. — 247 .с
  97. В.И. Спортивно валеологическое воспитание // Социально — культурные аспекты физкультуры и здорового образа жизни. — М., — 1996. -С. 62−70.
  98. Г. Е. Очерки по истории античной педагогики. М.: Просвещение, 1993. — 500 с. 109.3агвязинский В. И. Методология и методика дидактического исследования. М.: Педагогика, 1982. — 160 с.
  99. Ю.Зайцев Г. К" Зайцев А. Г. Твое здоровье: Укрепление организма. -СПб.: Акцидент, 1998. 112 с.
  100. Г. К. Здоровье школьников и учителей: Опыт валеологического исследования. СПб.: Комитет по образованию Мэрии СПб.: СПб ГГУПМ, 1995. — 53 с.
  101. Г. К., Колбанов В. В., Колесникова М. Г. Педагогика здоровья: образовательные программы по валеологии. СПб.: СПбГУПМ, 1994. — 78 с.
  102. Здоровье, образование Опыт и перспективы деятельности локальной образовательной системы по созданию здоровьесберегающего образовательного пространства: Материалы городской науч. практ. конф. -Челябинск: Управление по делам образования, 1998. — 76 с.
  103. А.Я. «Здоровье» и «болезнь» в системе ценностных ориентации человека // Вестник АМН СССР. 1982. — № 4. — С. 29−33.
  104. JI.A. Формирование химико валеологический знаний при решении задач гуманистической концепции образования: Дис.. канд. пед. наук. — Тобольск, 1997. — 176 с.
  105. В.И. Здоровье личности как проблема национальных ценностей образования: история и современность // Материалы XVII сессии научного совета по проблемам истории образования и педагогической науки / Под ред. З. И. Равкина. М., 1996. — С. 19−22.
  106. А.П. и др. Образовательный проект «Валеологический лагерь» (лагерь здоровья). Челябинск: ЮурГУ, 1999. — 77 с.
  107. А.П., Шорон Г. А., Кабанов С. А. Синдром хронической усталости: лечение и профилактика. — Челябинск: Версия, 1997. 112 с.
  108. Историки античности: Древняя Греция. Т.1. / Сост. М. Томашевская. -М.: Правда, 1989. -622 с.
  109. С.А., Исаев А. П., Мишаров Н. Э. Информационные педагогические технологии в системе физкультурного образования и спорта. -Челябинск: ЮурГУ, 2000. 25 с.
  110. Э. Концепция школы гимназии // Народное образование. -1993.-№ 6.-С. 42−55.
  111. P.A. Школьная медицина. М.: Медицина, 1975. — 391 с.
  112. Н.И. Учебный процесс и здоровье детей // Роль и место медицинских и гигиенических знаний в системе высшего педагогического образования: Тез. докл. республ. конф. Псков, 1993. — С. 3−4.
  113. П.А. Эксперимент, теория, практика. М.: Наука, 1981.495с.
  114. М.Я. Образование и здоровье. Казань, 1994. — 183 с.
  115. В.М. Физическое развитие детей и подростков и охрана здоровья подрастающего поколения // Вестник Российской Академии Медицинских Наук. 1993. — № 5. — С. 25−27.
  116. Д.А. Из истории физического воспитания учащихся в дореволюционной России // Теория и практика физической культуры. 1945. -№ 6−7. — С. 60−68.
  117. Карпман B. JL, Белоцековский З. Б. Тестирование в спортивной медицине. М.: Физкультура и спорт, 1988. — 208 с.
  118. Карсаевская Т. В Демографическая ситуация в современной России: (цивилизованный аспект). // Социально-политический журнал. 1996.- № 6. С. 50−64.
  119. В.Н. Комплексная программа здоровья в школе // Школа здоровья. 1997. — № 3. — С. 7−19.
  120. В.П. Педагогическая коррекция: исправление недостатков характера у детей и подростков. М.: Академия, 1999. — 304 с.
  121. В.П. Экологические и медико биологические мотивы современного образования. — Курган: Изд-во Кург.гос.пед.ин-та, 1995. — 61 с.
  122. А.И. Обучение и здоровье. М.: Высшая школа, 1985.105с.
  123. Мб.Ковина Т. Е. Опыт Санкт Петербурга в работе по охране жизни и здоровья детей. Коллегия МОРФ. — СПб., 1995. — 73 с.
  124. В.В., Берсенева Т. А. К вопросу о валеологическом образовании педагога // Здоровье и образование: проблемы педагогической валеологии. СПб., 1995. — С. 9−13.
  125. В.В. Валеологический аспект гуманизации школьного образования // Проблемы педагогической валеологии. СПБ.: СПб. ГУПМ, 1997. — С. 26−28.
  126. В.В., Зайцев Т. К. Валеология в школе. СПб., 1992.
  127. В.В. Современные педагогические проблемы валеологии // Здоровье и образование. Педагогические проблемы. СПБ., 1997. — С. 3−7.
  128. А. Цена реформ и ценности учебы // Народное образование. 1995. — № 5.-С. 6−12.
  129. Я.А. Избранные педагогические сочинения. Т.2. — М.: Педагогика, 1982. — 576 с.
  130. Я.А., Локк Д., Руссо Ж. Ж., Песталоцци И. Г. Педагогическое наследие. М.: Педагогика, 1987. — 116 с.
  131. H.A., Медынский E.H., Шабаева М. Ф. История педагогики. М.: Просвещение, 1982. — 447 с.
  132. Г. Б., Бликштейн JI.C. Школа, воспитание и педагогика цивилизации Ближнего Востока. —М.: Межд.пед.акад., 1993. 67 с.
  133. Г. Б. Воспитание в первобытном обществе: возникновение, сущность, эволюция. М.: Педагогика. 1993. — 90 с.
  134. JI.A. Организация системы валеологической службы в школе как условие формирования физически и духовно здоровой личности: Дис. .канд.пед.наук. Казань, 1997. — 187 с.
  135. И. Россия без будущего нет вопросов! // Здоровье. АИФ. — 1997.-№ 7.-С. 5−11.
  136. Критерии оценки эффективности оздоровления детей в сезонных пионерских лагерях общего и санитарного типа: Метод, рек. / Сост. Э. Б. Боровик, Г. М. Баранова, Ю. В. Подлунный и др. М.: Изд-во Мин.здравоохр. СССР, 1990.-21 с.
  137. Культура человек — философия: К проблеме интеграции и развития. Ст. 1 // Вопросы философии, — 1982. — № 1. — С. 33−51.
  138. В.В., Виноградова Н. Д. Принцип природосообразности и возрождение школы // Педагогика. 1995. — № 2. — С. 14−20.
  139. В.В. Школу спасет педагогика. Но природосообразная // Народное образование. — 1997. — № 5. — С. 10−20.
  140. Н.В., Шаламова Е. Ю. Зрительный анализатор (возрастные особенности строения и функционирования): Метод, рек. Курган: КГУ, 1999. -40 с.
  141. Н.В., Шаламова Е. Ю., Филиппова И. Б. Здоровьесохраняющие технологии в учебно воспитательном процессе. Метод, материалы. -В 3-х ч. 4.II. — Курган: ГлавУО, 1998. — 75 с.
  142. Р.В. и др. Состояние здоровья детей, проживающих на экологически неблагоприятных территориях // Гигиена и санитария. 1993. -№ 11.-С. 38−41.
  143. Н.Т., Колосовская A.A. Оздоровительная эффективность двигательных режимов в первых классах школ // Возрастные особенности физиологических систем детей и подростков: Тез. IV науч. практ. конф. — М., 1990.-С. 169−170.
  144. Т.Н. Основы гигиенического нормирования общей двигательной активности младших школьников: Автореф. дис.. .д-ра.мед.наук. -М., 1973.-42 с.
  145. В.И. Лучше меньше, да лучше // Полн.собр.соч. т.45. — 729 с.
  146. П.Ф. О преподавании естественных наук в средних учебных заведениях: Избр. тр. — М.: Физкультура и спорт, 1987. — 358 с.
  147. П.Ф. Руководство по физическому воспитанию детей школьного возраста. Т.4. М.: АПН РСФСР, 1953. — 482 с.
  148. П.Ф. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1988. — 398 с.
  149. Лечебная физкультура и врачебный контроль / Под ред. В. А. Епифанова, Г. Л. Апанасенко. М.: Медицина. 1990. — 367 с.
  150. Ю.П. Образ жизни и здоровье населения, М.: Знание, 1982. -326 с.
  151. Ю.П. Книга о здоровье. М.: Медицина, 1988. — 118 с.
  152. B.C. Учитесь быть здоровым. Киев: Центр здоровья, 1993.- 160 с.
  153. Д.Н., Лукьянов B.C. Азбука здоровья. М.: Профиздат, 1990. — 176 с.
  154. В.И., Дестева Г. Н., Коноплев О. Н. Состояние здоровья детей школьного возраста при экспериментальных формах обучения // Гигиена и санитария. 1997. — № 3. — С. 33.
  155. H.A., Кононенко А. Л. Гигиеническая оценка некоторых элементов режима дня учащихся средних школ с различным профилем обучения // Гигиена и санитария. 1986. — № 12. — С. 72−73.
  156. H.B. Охрана здоровья детей в СССР. М.: Медицина, 1973.-280 с.
  157. К., Энгельс Ф. Инструкция делегатам Временного Центрального Совета по отдельным вопросам // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. -Т.15.- 1959, — 795 с.
  158. Э.Г. Методы исследования в спортивной антропологии. М.: Физкультура и спорт, 1982. — 199 с.
  159. И.М. Влияние физкультурно оздоровительных мероприятий на физическое состояние детей старшего дошкольного возраста с ослабленным здоровьем: Дис.. канд.пед.наук. -М., 1998. — 148 с.
  160. H.A. Динамика физического развития школьников Нижнего Новгорода // Гигиена и санитария. 1997. — № 2. — С. 26−28.
  161. Я.Л., Судник С. И. Здоровый образ жизни: Учеб. пособие. -Минск: Минск. ин-т культуры, 1992. 150 с.
  162. Ф.З. Адаптация, стресс и профилактика. М.: Наука, 1981.178 с. 191 .Методические разработки к практическим занятиям по валеологии для студентов медицинских высших учебных заведений. Пермь: Пермская гос.мед.академия, 1999. — 67 с.
  163. Методические рекомендации по комплексной оценке состояния здоровья детей и подростков при массовых врачебных осмотрах. / Под. ред. Г. Н. Сердюковской. -М., 1982. 17 с.
  164. H.H., Соловьева B.C., Година Е. З. Ростовые процессы у детей и подростков. М.: МГУ, 1988. — 183 с.
  165. Е.Г. Формула жизни: Медико биолог, основы оздоровительной физ. культуры. — М.: Физкультура и спорт, 1991. — 112с.
  166. П. История педагогики. 4.1. М.: Мир, 1911. — 325 с.
  167. П. История педагогики. 4.2. М.: Мир, 1911. — 372 с.
  168. М. Метод научной педагогики, применяемый к детскому воспитанию в домах ребенка. И.: Изд-во «Задруга», 1920. — 243 с.
  169. А.Я., Сериков С. Г. Проблема здоровья участников образовательного процесса // Педагогика. 1998. — № 6. — С. 53−57.
  170. А .Я., Гостев А. Г. Какой быть новой педагогике: Учеб. пособие. Челябинск: Юж-Урал.кн.изд-во, 1993. — С.
  171. А.Я. Инновации в образовании. Челябинск: Челяб. филиал ИПО МО РФ, 1995. — 288 с.
  172. А.Я. Методология и методика научного исследования. -Челябинск: ФИПО МО РФ, 1993. 79 с.
  173. Н.Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже столетий. Екатеринбург: УГППУ, 2000. — 255 с.
  174. .А. Оценка физического развития и работоспособности школьников при комплектовании групп начальной спортивной подготовки. — М., 1986.-42 с.
  175. .А. Проблема конституции в психологической антропологии // Бюл. Сиб. отдела АМН СССР. 1986. — № 33. — С. 8−12.
  176. В.Н., Даниленко Г. П. Влияние интенсификации учебно -производственного обучения на состояние здоровья 14 летних школьников // Гигиена и санитария. — 1990. — № 12. — С. 54−56.
  177. Организация и методика формирования здорового образа жизни в дошкольных учреждениях / Под ред. С. Т. Камеловой, П. С. Гречкиной. -1991.-35 с.
  178. A.A. Содержание курса «Здоровый образ жизни» в подготовке социальных работников // Здоровье и образование: Материалы
  179. XIV Всемирной конф. по сан.просвещению.-Л., 1991. С. 77−81.
  180. Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Роспедагенство, 1996.-602 с.
  181. Педагогика / Под ред. Ю. К. Бабанского. М.: Просвещение. 1988.478 с.
  182. Педагогическая энциклопедия. Т.4. / Гл. ред. И. А. Каиров, Ф. Н. Петров. М.: Советская энциклопедия, 1968. 911 с.
  183. Педагогическая энциклопедия. Т.2. М.: Советская энциклопедия, 1965.-912 с.
  184. Первая Российская Ассамблея «Здоровье человека» / Под ред. А. Г. Чучалина, B.C. Воробьева. -М.: Голос, 1992. 75 с.
  185. В.П., Ефимова С. П., Крушов Б. А. Почему учиться трудно?— М.: Семья и школа. 1997. 201 с.
  186. В.И., Савельев Д. С. Гимназия вид общеобразовательной школы // Советская педагогика. — 1990. — № 8. — С. 57−62.
  187. Письмо Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 24.10.96 № 1983 / 29−11 «О неудовлетворительном исполнении законодательства по охране здоровья обучающихся».
  188. Н.П. Охрана здоровья подрастающего поколения как педагогическая проблема: история, современность: Дис.. канд.пед.наук. -Кривой Рог, 1996. 210 с.
  189. Положение детей в Российской Федерации: Государственный доклад / Под ред. Лиханова A.A., Безлепкиной Л. Ф. М.: Дом, 1994. — 130 с.
  190. Проблемы оптимизации учебно воспитательного процесса в ИФК. Вып. / Под ред. проф. А. Я. Найна. — Челябинск: ЧГИФК, 1991.- С.
  191. Проблемы теории и практики лечебной педагогики: Материалы науч.- практ. конф. «Здоровье школьников: проблемы, перспективы» / Под ред. H.H. Шаровой. Н. Новогород: НИПРО, 1993.- 128 с.
  192. Примерный объем знаний и навыков школьников различных возрастных групп по вопросам гигиены и охраны здоровья. -М.: Просвещение, 1978.-64 с.
  193. Программа физического воспитания учащихся I IX классов, основанная на одном из видов спорта (баскетбол). — М.: Просвещение. 1993.-78 с.
  194. Программа непрерывного валеологического образования педагогов учреждений системы образования Курганской области. Курган: Издательство ГлавУО, 1996.-91 с.
  195. Проект «Школа здоровья» / Под общ. ред. И.В. Кузнецовой1 М., 1999.-208 с.
  196. .Г. Валеология в школе и дома // Народное образование. -1996.-№ 10.-С. 52.
  197. A.B. Оценка уровня здоровья: Метод, рек. Курган, 1998.-27 с.
  198. Ю.В. Психологическая готовность ребенка к школе: Метод, рек. для родителей, воспитателей детских садов, учителей начальных классов. -Курган, 1990.-35 с.
  199. К.И., Безрогов В.Г., Бим-БАД Б.М. и др. Очерки истории школы и педагогики за рубежом. ч.1. — М.: Акад.пед.наук СССР, 1988. -203с.
  200. JI.M. Школа здоровья: Обучение детей с особыми образовательными потребностями в условиях общеобразовательной школы. // Начальная школа. 2001. — № 11. — С. 15−17.
  201. Г. Н., Бережков Л. Здоровье наших детей // Народное образование. 1994. — № 5. — С. 43−45.
  202. Г. Н. Здоровье, развитие, личность, М.: Медицина, 1990.-707 с.
  203. Г. Н., Громбах С. М. Гигиеническая оценка обучения учащихся в современных школах. М., 1975.
  204. Г. Н. Самообразование и совершенствование подготовки специалистов. Иркутск: ИГУ, 1992. — 232 с.
  205. С.Г. Здоровьесбережение учащихся в образовательных процессах. Шадринск: ПО Исеть, 2001. — 320 с.
  206. С.Г. Охрана здоровья учащихся в системе учения и самообразования: Науч. метод, пособие. — Нижний Новгород: Изд-во Волжского гос. инженерно — пед. Ин-та, 200. — 79 с.
  207. Г. А., Самойлюк И. И. Комплексное воздействие гигиенического воспитания и оздоровительных мероприятий на состояние здоровья детей и подростков на территории Воронежской области // Гигиена и санитария. 1996. — № 6. — С. 64−65.
  208. Словарь античности / Сост. Йоханнес Ирмшер, Ренат Йене. М.: Прогресс, 1989. — 74 с.
  209. С.Е. Школьная гигиена. М.: Просвещение, 1956. — 247 с.
  210. Советский энциклопедический словарь / Под ред. A.M. Прохорова. -М.: Советская энциклопедия, 1986. 1600 с.
  211. А. Компьютер советует: Диме бегать пять минут // Народное образование. 1996. — № 2. — С. 79−80.
  212. А.И. Проблемы организации научно исследовательской работы лицеистов и охраны их здоровья: Дис. .канд.пед.наук. / НИИ педагогики АПН Украины. — К., 1995. — 232 с.
  213. Е.В. Здоровье по собственному желанию // Народное образование. 1996. — № 8. — С. 49−50.
  214. Состояние здоровья детей и подростков в условиях неблагоприятного воздействия окружающей среды / Под ред. Г. С. Кулинич и др. Нижний Новгород: НМИ, 1991. — 27 с.
  215. В.П., Балашова В. А. Опыт оздоровления учащихся и сотрудников школы № 942 г. Москвы // Школа здоровья. 1996. — № 4.-С. 128−129.
  216. В.А. Павлышская средняя школа. М.: Просвещение, 1979.-396 с.
  217. В.А. Разговор с молодым директором школы. — М.: Просвещение, 1981. 206 с.
  218. В.А. Сердце отдаю детям. Киев: Наукбва думка, 1973.-280 с.
  219. Л.Г. Педагогическая валеология: Генезис. Тенденция развития. СПб.: Петроградский и К, 1995. — 352 с.
  220. Л.Г. Медико психологические знания у учителя -здоровье ребенка // Международная конференция по санитарному просвещению. — Хельсинки, 1991. — С. 253−256.
  221. Л.Г. Педагогическая валеология. Генезис. Тенденции развития. СПБ.: «Петроградский и К», 1997. — 416 с.
  222. Л.Г., Поздеева М. В. Валеология подростка: Пособие к курсу «Валеология» для учащихся 5−7 классов. СПб: «Петроградский и К», 1996.-288 с.
  223. Л.Г. Российская школа здоровья и индивидуального развития детей. СПб: СПб. Ун-т.пед.мастерства, 1993. — 178 с.
  224. Теоретические основы здорового образа жизни: Метод, указания для студентов мед. вузов / Под ред. Е. А. Вагнера. Пермь: ПГМИ, 1991. — 42 с.
  225. Е.В. Российское образование: Дороги реформ. Махачкала: Юпитер, 1994. — 232 с.
  226. З.И., Кваша Б. Ф. Валеология и образование. СПб.: МАНЭБ, 2000. — 380 с.
  227. Устав общеобразовательного учреждения: Типовое положение // Учительская газета. 1995. — 21 фев. — С. 1−4 (прилож.).
  228. Л.П. и др. Некоторые подходы к сохранению здоровья школьников / Л. П. Уфимцева, Л. Д. Смольская, Т. А. Суетова // Начальная школа. 2001. — № 11. — С.6−9.
  229. Г. М., Ломакина О. Ф., Лисицин М.К Концепция развития и функционирования будущего педагога в гимназии. Курган: Периодика, 1994.-96 с.
  230. И.Б. Модель валеологической службы: Метод, материалы. Курган: Изд-во ГлавУНО, 1996. — 15 с.
  231. И.Б. Нам нужна валеологическая служба // Педагогическое Зауралье. 1996. — № 1. — С. 13−19.
  232. И.Б. Образование и здоровье детей. Курган: Изд-во ГлавУНО, 1996. — 29 с.
  233. H.A. Психофизиология здоровья. Челябинск: Изд-во Татьяны Лурье, 1998. — 392 с.
  234. Формирование здорового образа жизни детей: комплексный межотраслевой подход / Под ред. К. А. Тулебаева, Э. М. Курлеутова. Алма -Ата, 1991.- 189 с.
  235. С. Избранные педагогические сочинения. Пер. с фр. М.: Прогресс, 1990.-304 с.
  236. Л.М. Наглядность и моделирование в обучении. -М., 1984. -89 с.
  237. Ф. И. Как превратить обычную школу в школу здоровья / Ф. Харисов, В. Касаткин, С. Чечельницкая. // Народное образование. 1999. -№ 6. — Спец.Вып. — С. 151−158.
  238. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики: Учеб. пособие / Сост. и авт. вводных ст. А. И. Пискунов. М.: Просвещение, 1981. — 528 с.
  239. Хрестоматия по истории школы и педагогики в России (до Великой октябрьской социалистической революции): Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Сост. и авт. вводных ст. С. Ф. Егоров. М.: Просвещение, 1986. — 432 с.
  240. Хрестоматимя по истории школы и педагогики в России / Сост. С. Ф. Егоров. М.: Просвещение, 1974. — 527 с.
  241. Хрестоматия по педагогики:: Пособие для учащихся пед.училищ. / Сост. С. Н. Полянский М.: Просвещение, 1972. — 512 с.
  242. А., Антропова М. Быть здоровым Миф или реальность? // Народное образование. — 1995. — № 6. — С. 50−53.
  243. а.Г. и др. Возрастная физиология и школьная гигиена: пособие для студентов. М.: Просвещение. 1990. — 319 с.
  244. А.Г., Колесов Д. В. Гигиена и здоровье школьника. М.: Просвещение, 1988. — 191 с.
  245. К.С. Интегральная модель валеологии как целостной науки и практики: Перспективы развития конституциональных исследований // Валеология.- 1997.-№ 2.-С. 13−15.
  246. Н.Г. Влияние физического воспитания га показатели умственной работоспособности школьников // Роль и место медицинских и гигиенических знаний в системе высшего педагогического образования: Тез. докл. Республ. конф. Псков, 1993. — С. 82.
  247. В.И., Платонова А. Г. Госсанэпиднадзор за условиями обучения и воспитания детей в 1997 г. // ЗниСО. 1998. — № 8. — С. 1−4.
  248. М.М., Пичужкина Н. М., Фуфаева O.A. Состояние здоровья детей в учебных заведениях нового типа // Гигиена и санитария. — 1997. № 2. -С. 21−23.
  249. .Н. Валеология. М.: Роспедагентство, 1997. — 245 с.
  250. Ю.Н. Закаливание школьников: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1985. — 128 с.
  251. Е.А. Психологические аспекты укрепления здоровья учащихся в режиме работы учебного заведения: Метод, рек. в помощь учителям общеобразовательной школы, лицея, гимназии. Рязань, 1995. — 24 с.
  252. Д.Д. Охрана здоровья школьников. Ташкент: Медицина, 1984.-100 с.
  253. С.Т. Работа для будущего. Документальное повествование: Кн. для учителя / Сост. В. И. Малинин, Ф. Фрадкин. М.: Просвещение, 1989. -222 с.
  254. Школа и педагогическая мысль Средних веков, Возрождения и начала Нового времени (исследования и материалы): Сб.науч.трудов / Под ред. К. И. Салимовой, В. Г. Безрогова. -М.: Изд-во АПН СССР, 1991. 285 с.
  255. Штода JI.3. Методы оценки достигнутого уровня развития детей и подростков: Метод, материалы. Курган: ГлавУО, 1996. — 134 с.
  256. Л.З., Филиппова И. Б. Основы закаливания. Курган: КГУ, 1999.-34 с.
  257. Л.З., Филиппова И. Б. Программа курса «Валеология» для учащихся 1 9 классов общеобразовательных школ Курганской области. -Курган, 1998.-42 с.
  258. В.А. Моделирование и философия. М. — Л.: Наука, 1986.-301 с.
  259. B.C., Шиняева О. В. Здоровье учащихся и образовательная среда. // СОЦИС: Социологические исследования. 2000. — № 5. — С. 75−80.
  260. А.Г. Педагогика наука о детстве как фундаментальная основа валеологии и педагогики. — Новосибирск, 1996. — 43 с.
  261. Ю.А. Здоровье населения и окружающей среды. М., 1994.- 78 с.
  262. D., Wyche I., Lawson E. / Ed / Defining a Comprehensive School Health Program: An Interim Statement National Academy Press, Washington D.C. 1995.
  263. Allenworth D.D., Kolle L.I. The Comprehensive School Health. 1987. 57 (10): 409−411.
  264. Botkin I.W., Elmanira M., No limits to learning. Bridging the human gap.: A report to the club of Rome. Press, 1979/
  265. Elyot Th. The Boke named the Governour L., 1907. — C. 72−73.306.111ich I. Limits to medicine. Medical nemesis: The expropriation of health.
  266. Harmonds worth. Penguin Books. 1977 — Q. 273/
  267. Kolbe L.I. Increasing the Impact of School Health promotion Program: Emerging Resefrch Perspectives // Journal of Heaih Education. 1986. 17 (5). 47−52.
  268. Wallace H.M., Patrick K., Parcel G.S., Igoe I.B., eds. Principal and fratices of student Heath. V.2. Oakland, Calif School Heath: Third Party Publishing Company, 1992.
Заполнить форму текущей работой