Игровые технологии обучения как средство формирования информационной культуры старшеклассников
Диссертация
Апробация и внедрение результатов. Основные результаты и выводы исследования докладывались на заседаниях кафедры педагогики и педагогических технологий КЧГУ, а также на П-й межвузовской региональной научной конференции «Формирование и развитие креативности и концептуального мышления дошкольника и младшего школьника средствами искусства и природы» (Карачаевск, 2000), межрегиональной… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
- 1. 1. Содержание понятия информационной культуры старшеклассников
- 1. 2. Научно-педагогические основы игровых методов обучения
- 1. 3. Теоретическое обоснование применения игровых технологий обучения как средства формирования информационной культуры старшеклассников
- Выводы
- Глава II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ СТАРШЕКЛАССНИКОВ С ПОМОЩЬЮ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ
- 2. 1. Диагностика уровня развития информационной культуры старшеклассников
- 2. 2. Экспериментальная модель использования игровых технологий обучения как средства формирования информационной культуры старшеклассников
- 2. 3. Результаты опытно-экспериментальной работы и их интерпретация
- Выводы
Список литературы
- Айламазъян A.M. Актуальные методы воспитания и обучения: Деловаяигра: Учеб.-метод. пособие для студентов психол. фак. гос. ун-тов. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1989. — 56 с.
- Активные формы проведения занятий по социальным дисциплинам: Методические указания к практическим занятиям / Новочерк. гос. техн. унт. Новочеркасск: НГТУ, 1998. 51 с.
- Аникеева Н.П. Воспитание игрой: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1987.- 144 с.
- Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. М., 1988.
- Антонов А.К., Лабзина Т. А. Информатика. Алгоритмизация и программирование. Юнита 2 / Совр. гуманит. ин-т. Москва, 1998. 97 с.
- Арабов И.А. Этническая культура и поликультурное образование: Проблемы развития образования на Северном Кавказе. Сборник научных статей. -Пятигорск: Гос. лингв, университет 1998.- С. 13−19.
- Арзаканьян У.Г. Культура и цивилизация: проблемы теории и истории//Вестник истории мировой культуры. 1966. № 3.
- Арнольдов А.И. Введение в культурологию: Учебное пособие. М., 1993.352с.
- Арутюнов Ю.С., Борисова Н. В. и др. О классификации методов активногообучения// Тез. докл. V межведоств. школы-семинара по активным методам обучения. Рига: Изд-во Латвийского ун-та, 1983. — С. 21−23.
- Архангельский С.И. Лекции по научной организации учебного процесса ввысшей школе. 199 с. М., Высшая школа, 1976.- 200 с. П. Асмолов А. Г. О месте установки в структуре деятельности: Автореф. канд. псих. наук. М., 1976. 24с.
- Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательнойшколе. М.: Просвещение, 1985. — 208 с.
- Базовая культура и самоопределение личности. М., 1989. С. 8, 9
- Байденко В.И. Стандарты в непрерывном образовании: Современное состояние. -М., 1998- 248 с.
- Байчоров К.У. Образовательный стандарт как основа разработки новыхтехнологий подготовки специалиста: Автореф. дисс. докт. пед. наук.-С.-П.-Б.-1997.- 30 с.
- Балабай С.Б. Информатика и общество на пороге XXI века. Дисс. канд.соц. наук. Ставрополь, 2000. 160с.
- Баллер Э.А. Социальный прогресс и культурное наследие. -М., 1987.
- Балыкина Е.Н. Обучающие компьютерные игры по истории. // Обучающие игры в системе непрерывного образования: Сб. науч. статей. / Материалы Республиканского научно-метод. семинара. Минск, 6−7 мая 1991 г. — Мн.: БГУ, 1991.-е. 140- 147.
- Басова Н.В. Педагогика и практическая психология Ростов н/Д: «Феникс», 1999.-416 с.
- Батчаева Х.Х.-М. Традиционная педагогическая культура карачаевскогонарода (история, теория, пратика). Казань: Изд-во Казан, ун-та, 2002.-417с.
- Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.
- Бахтина О. И. Информатизация гуманитарного образования // Советскаяпедагогика. 1990. № 1. С. 160
- Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М., 1995. -243с.
- Бешенков С. А., Ракитина Е. А. Информатика. Систематический курс:
- Учебник для 10 класса. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001., с. 56 -61
- Бешенков С.А., Лыскова В. Ю., Ракитина Е. А. Информация информационные процессы // Информатика и образование. № 8 1998. -С. 39−49.
- Блем И. Н. Олимпиада по информационным технологиям. Информатика иобразование, № 11 2002. С. 63−65
- Большой энциклопедический словарь. М.: «Большая Российская энциклопедия», 1997.- 1456 с.
- Бондаревская Е.В. Образование в поисках человеческих смыслов. Ростов н-Дону, 1995. С. 14
- Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно ориентированного образования. Ростов-на-Дону, 2000. — 352с.
- Бордовская И.В., Реан А. А. Педагогика. Учебник для вузов. СПб: Питер, 2001.-304с.
- Бордовский Г. А., Извозчиков В. А. Новые технологии обучения: вопросытерминологии// Педагогика. 1993. № 5. 128с.
- Борисов В.Н. Логико-методологические аспекты проблемного обучения ввузе // Формы, методы и средства активизации учебно-познавательной деятельности обучаемых. Харьков: Изд-во Харьковского ун-та, 1987. -С. 24−28.
- Бочкин А.И. Методика преподавания информатики: Учеб. пособие.- Мн.:1. Выш.шк., 1998.-431с.
- Брановский Ю.С., «Введение в педагогическую информатику»: Учебноепособие для студентов нефизико математических специальностей педвузов. — Ставрополь: СГПИ, 1995 г. — 205 с.
- Валлон А. Психологическое развитие личности. М.: Просвещение, 1967.-196 е., С. 66
- Варламова С.А. Методические приемы в преподавании Информатики//
- Информатика и образование. 2000. — № 3. — С. 11−18.
- Вартанова Л.Р. Дидактическая игра как антропотехническое средствоформирования коммуникативной культуры будущего педагога. Дисс. канд. пед. наук. Ставрополь, 2001. 185с.
- Василенко Е.А. Методические основы создания и использования средствобучения графическим дисциплинам в школе и педвузах: авт. дисс. докт. пед. наук.-М., 1993.- 40 с.
- Василевская Н. Е. Турнир по информатике // Информатика и образование.10—2002 С. 74−78
- Везиров Т.И. Теория и практика использования информационных и коммуникативных технологий в педагогическом образовании.: Дисс. док. пед. наук. Ставрополь, 2001. 317с.
- Вербицкий А.А. Психологические основы контекстного обучения в высшей школе: авт. дисс. докт. пед. наук. М., 1991. — 51 с.
- Вергасов В.М. Активизация мыслительной деятельности студентов ввысшей школе. Киев: «Вища школа», 1979. — 215 с.
- Вергасов В.М. Проблемное обучение в высшей школе. Киев: Выщашкола, 1977.-94 с.
- Виноградов В.А., Скворцов А. В. Создание инф. культуры для Европы.
- Докл. на VI конф ЕКССИД, 23−25марта 1999 г. Кантербери, Великобрит. // Теор. и прак. общ. науч. информатики. — 1991. № 2. С. 5−29
- Вишнякова С.М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевыепонятия, термины, актуальная лексика. М.: НМЦСПО, 1998 — 538с.
- Власова И.В. Община и обычное право русских крестьян северного приуралья (XVII-XIX вв.) Русские: семейный и общественный быт. М.: Наука, 1989., 24−44
- Возрастная и педагогическая психология./ Под ред. М. В. Гамезо и др.
- М.: Просвещение, 1984.- 190 с.
- Воробьев Г. Г. Твоя информационная культура. М.: Мол. гвард., 1988.363с.
- Вохрышева М.Г. Формирование науки об информационной культуре //
- Проблемы информационной культуры: Сб. ст. Вып. 6. Методология и организация информационно культурологических исследований / Науч. ред.: Ю. С. Зубов, В. А. Фокеев. — М.- Магнитогорск, 1997. — С. 57
- Вундт В. Психология народов: Ют. СПб., 1902. -414с.
- Газман О.С. Базовая культура и самоопределение личности. М., 1989. С. 8.9.
- Гегель Г. В. Ф. Философия права// соч. M.-JL: Госполитиздат, 1934. Т.7.318с.
- Геллер Е.М. Наш друг игра. — Мн.: Нар.асвета. 1979. — 96с.
- Герасимов И. Игра и сознание (к постановке проблемы)//Общественныенауки и современность. 1995. № 1.
- Гервер B.JI. Развитие творческой практической деятельности: авт. дисс.докт. пед. наук. М., -1992.- 33 с.
- Гердер И. Идеи к философии истории человечества. М.: Наука, 1977.703с.
- Гершунский Б.О. Образовательные аспекты исследования российского иамериканского менталитета.// Сравнение систем высшего образования и сравнительная педагогика. М., 1994.-С.22−25.
- Гиркин И.В. Новые подходы к организации учебного процесса с использованием современных компьютерных технологий. // «Информационные технологии», 1998, № 6 с. 44−47.
- Горлова Е.Б. Азбука общения//Информационно-методический вестник №
- Департамент социальной политики. Ставрополь, 1998.
- Горлова Е.Б. Базовая гуманитарная культура личности как фактор социализации младших школьников. Дисс. канд. пед наук. Ставрополь, 2000.- 164с.
- Горовая В.И. Личностное и профессиональное самоопределение в условиях стандартизации образования. //Проблемы внедрения гос. образовательного стандарта высшего профессионального образования.-1996. Вып. 2.: СГУ. С. 18−26.
- Горская Л.В. Отбор учебного материала // Вестник высшей школы.1980. -№ 12. -С. 21−23.
- Горский Д.П. Логика.-М., Учпедгиз, 1963.- С. 292.
- Государственный стандарт общего среднего образования. — М., 1996.
- Греков А.А., Крамаров С. О., Черкезов С. Е. Информационная культураучителя. // Педагогическая информатика, № 1, 1999.
- Гроос К. Душевная жизнь ребенка / Пер. с нем. Киев, 1916., 420с.
- Турина И.А. Формирование познавательной самостоятельности студентов технического вуза средствами дидактических игр. Дисс. канд. пед. наук. Ставрополь, 2002. 169с.
- Деловые игры. Рига, 1989. С. 14
- Демин М.В. Природа деятельности. М.: Изд-во МГУ, 1984, — 168с.
- Деятельность детского коллектива как фактор его развития // Деятельность, общение, игра в развитии коллектива и формировании личности школьника. М., 1983. С. 14, 16
- Ершов А.П. Компьютеризация школы и математическое образование.
- ИНФО, N5−6, 1992 г., с.3−12.
- Журавлев А.П. Языковые игры на компьютере. М., 1988.
- Занько С.Ф., Тюнников Ю. С., Тюнникова С. М. Игра и учение. Теория, практика и перспективы игрового обучения. М., 1992. — 4.1.
- Занько С.Ф., Тюнников Ю. С., Тюнникова С. М. Игра и учение. Теория, практика и перспективы игрового обучения. М., 1992. — 4.2.
- Зверева Г. А. Организационно-деятельностная игра в системе повышенияквалификации. // Советская педагогика. 1989. № 9. С. 68−71
- Землянских С.Д. Культура как общесоциологическая категория.
- Дисс.канд. филос.наук. М., 1985. С.40
- Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т. М. Практикум по игровой терапии. СПб.: Изд-во «Речь" — «ТЦ Сфера», 2001. — 400 с.
- Злобин Н.С. Культура и общественный прогресс. М., 1980.
- Зубрилин А.А., Овчинникова О. В. Игровые моменты при изложении темы «Символьные величины»// Информатика и образование. 2000. — № 3. — С.45−52.
- Зубрилин А. А. Сканворды на уроках информатики // Информатика и образование. -2004. № 5. С. 27−35.
- Зубрилин А.А., Яшина О. В. Игра как метод обучения при решении задачна уроках информатики // Информатика и образование. 2000. — № 1. -С. 69−72.
- Иванец И.И. Педагогические условия развития речевых коммуникацийстарших школьников. Автореф. дис. канд. пед. наук. Ростов н — Дону, 1997.
- Иванов В.В., Замогильнова JI.B. О подготовке учителей информатики. //
- Информатика и образование 2000. — № 1.- С. 27−31.
- Игра детская. //Пед. словарь.-М., АПН СССР, 1960.-Т.1.-774 с.
- Игра дошкольника /Сост. Зворыгина Е.В./ М., 1989.- 230 с.
- Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии.1966. № 6. С. 75
- Игры учащихся феномен культуры. М., 1994.
- Избранные философские произведения. Т.5. М.: Изд-во соц.-эк. лит-ры, 1958−903с.
- Информатика: Учебник/Под ред. проф. Н. В. Макаровой. М.: Финансы истатистика, 2000. 950с.
- Информационная культура в структуре новой парадигмы образования:
- Сб. статей / Науч. ред. Н. И. Гендина. Кемерово: Кемеровская Гос. Академия культуры и искусств. — 1999. -181 с.
- Информационная культура личности: диагностика, технология формирования: Учебно-метод. пособие, 4.1. / Гендина Н. И., Колкова Н. И., Старо дубова Н. И, Скипор И.Л.- Кемерово. 1999. — 167 с.
- Информационная культура личности: диагностика, технология формирования: Учебно-метод. пособие, 4.2. / Гендина Н. И., Колкова Н. И., Ста-родубова Н. И, Скипор И. Л.- Кемерово. 1999. — 108 с.
- Информационная культура. Новосибирск: Наука. Сиб. отд., 1990 133с.
- Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателявысшей школы: воспитательный аспект. Москва-Белгород: 1992.
- Каган М.С. Человеческая деятельность. М., 1974.
- Каймин В.А. Курс информатики: состояние, методика и перспективы // ИнфО. 1990.- № 6.
- Кант И. Сочинения. М., 1965. Т.З., 4.2.
- Карачаево-балкарско-русский словарь. -М.: Рус. яз., 1989. 830 с.
- Карпова С.Н. и Лысюк Л.Г. Игра и нравственное развитие дошкольников. М., 1986. — 420с. d
- Келбакиани В. К. Информационная технология в ОБРАЗОВАНИИ педвуза // Советская педагогика. 1991. № 11. С. 70−73
- Кинелев В.Г. Вступительное слово на II Международном конгрессе «Образование и информатика» //Международное сотрудничество. 1996. № 2. -С.2.
- Ковтун Л.Б. Особенности применения программированных материалов в учебном процессе. Автореф. дисс. канд. пед. наук. Л., 1978 -25с.
- Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учебн. заведений. М.: Изд. центр «Академия», 2001. — 176с.
- Колеченко А.К. Активные методы обучения и воспитания. Методические указания. Ленинградский городской ИУУ. Л., 1988. С. 14−15.
- Колин К. Информационная глобализация общества и гуманитарная ре-волюция//А1та Mater (Вестник высшей школы). 2002. № 8., с. 7
- Колягин Ю.М. Отзыв на статью// Начальная школа. 1998, № 4., 12
- Коменский Я.А. Материнская школа. СПб.- 1892. -64с.
- КонИ.С. Как построить свое «Я». М., 1991. С. 42, 67
- Концепция информатизации высшего образования Российской Федерации. М.: Пресс-Сервис, 1994. — 100с.
- Костина Г. В. Информационные технологии в системе муниципального управления (социально-философский анализ). Дисс. канд. фил. наук. Ставрополь, 2002. 165с.
- Краткий психологический словарь/ Ред.-сост. Л.А.Карпенко- под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2 изд., расш., испр. и доп. -Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 1999. — 512 с.
- Круглова Л.К. Духовная культура как система. Дис. д-ра философ, наук. СПб, 1992.
- Крутова В. М. КВН по информатике // Информатика и образование, № 6−2003. С 41−46
- Кудрявцев Т.В. Психология творческого мышления. М.: Педагогика, 1975.-303 с.
- Лазурский А.Ф. Психология общая и экспериментальная. Л., 1925.
- Лалетин Д.А. Целостность и структурность культуры// Культура как целостное явление. Проблемы и методология изучения. Сб. научных трудов. Л., 1983.
- Ларшина A.M. Формирование общепедагогических умений средствами игры (в процессе подготовки и повышения квалификаций педагогических кадров): Автореф. дис.канд. пед. наук. Казань, 1992. — С. 17.
- Левина М.М. Основы технологии обучения профессиональной педагогической деятельности. М., МО РФ, 1996.-232 с.
- Левина М.М. Технология профессионального педагогического образования. М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 272с.
- Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981.- 185 с.
- Ломакина О.Е. Технологические основы проектирования методической системы обучения иностранным языкам: концепция, теория, практика. -Монография. Волгоград: Перемена, 2002. — 224с.
- Ломов Б.Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии.- М., Просвещение, 1991.- 297 с.
- Лопатин В.В., Лопатина Л. Е. Малый толковый словарь. М., 1990.
- Лосев А.Ф. История античной эстетики. Софисты. Сократ. Платон. — М.: Искусство, 1969.-715с.
- Маврин С.А. Педагогические теории и системы. Часть 2.- Омск.: 1997.124 с.
- Макаренко А.С. Воспитание в семье и школе. Пед. соч.: В 8-ми томах. Т. 5.-М., 1984.
- Макаренко А.С. Педагогические сочинения. В 8 т. Т.4. М.: Педагогика, 1984, -400с.
- Макарова Н. В. Системно-информационная концепция курса школьной информатики // Информатика и образование. 2002. № 12. С.5−14.
- Маргулис Е. Д. Компьютерная игра в учебном процессе // Советская педагогика. 1989. № 4. С. 15−20
- Маркарян Э.С. Понятие «культура» в системе современных социальных наук. М., 1972.
- Марквардт К.Г. В целях активизации познавательной деятельности студентов // Вестник высшей школы. 1977. — № 19. С. 23−24.
- Маркова Галина Георгиевна. Трансформация современной культуры и способы ее познания: социально-философский анализ. Дисс. доктора филос. наук. Ставрополь, 2000. — 282с.
- Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. — М.: Педагогика, 1972. 112 с.
- Матюшкин A.M. Актуальные проблемы психологии высшей школы. -М.: Знание, 1977.-44 с.
- Матюшкин A.M. Психологическая структура, динамика развития познавательной активности // Вопросы психологии. 1982. — № 4. — С.5−17.
- Махмутов М.И. Вопросы организации процесса проблемного обучения.- Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1971. 63 с.
- Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. М.: Просвещение, 1977. — 240 с.
- Махмутов М.И. Проблемное обучение: основные вопросы теории. М.: Педагогика., 1975. — 367 с.
- Медведева Е.А. Основы информационной культуры // Социс. 1994. -№ 11. -С.59
- Мижуев В.М. Культура и история. М.: Политиздат, 1977. 199с.
- Молодцов В.А., Рыжикова Н. В. Современные открытые уроки информатики. 8−11 классы. Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2002. — 352с.
- Мудрик А.В. Учитель: мастерство и вдохновение. -М., 1986, — 160 с.
- Научные проблемы тестового контроля знаний: Тезисы докладов участников школы-семинара. -М.: ИЦПКПС, 1994. 67 с.
- Немов Р.С. Психология. Кн. 3. М., 1995.
- Нодиа Г. О. К философской интерпретации некоторых психологических теорий игры// Философская и социологическая мысль. 1989. № 2. С. 3949.
- О минимальном содержании образовательных программ основной общеобразовательной школы//Первое сентября. 16.08.97. № 79.
- О ходе реализации Программы информатизации образования в Российской Федерации на 1994 1995 г. г. Решение коллегии Министерства образования Российской Федерации 4/1 от 22.02.95 г. ИНФО, N4, 1995 г., с. 7−81.
- Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования. Информатика. Приложение к приказу Минобразования РФ от 30.06.99, № 56.
- Овчинникова К.Р. Информационно-компьютерная культура в контексте готовности личности к самообразованию. // Материалы научной конференции «Гражданское образование в современной школе», ЧелГУ, 1998, с.99−107
- Оконь В. Основы проблемного обучения. М.: Просвещение, 1 968 208с.
- Основные компоненты содержания информатики в общеобразовательных учреждениях. Приложение 2 к решению Коллегии Минобразования РФ от 22.02.95 № 4/1// Информатика и образование. 1995. № 4. С. 17 — 36.
- Основы информационной культуры: Сборник методических материалов / Кемер. гос. ин-т искусств и культуры- Науч-метод. центр гор. упр. образования. Кемерово. — 1999. — 250 с.
- Острейковский В.А. Информатика: Учеб. для вузов. М.: Высш. шк., 2000.-511 с.
- Павлова И.М. Турнир по информатике //Информатика и образ.2002. № 12. С.83−88.
- Панасенко Э.С. Критический анализ исследований социализации школьной молодежи в США: Автореф. дис.канд. философ, наук. -М., 1982.
- Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие. —Ростов н/Д: Феникс, 2002.-544с.
- Педагогика и психология высшей школы. /Ред. С. И. Самыгин.-Р.-на.-Д.: Феникс, 1998. 526 с.
- Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей. Под ред. П. И. Пидкасистого. М., Российское педагогическое агентство, 1996. 602 с.
- Педагогика./ Сост. Макаев В.В.- Часть 1 и И. Пятигорск: Гос. лингв, университет, 1992.-213 с. и 154 с.
- Педагогический словарь. /Ред. Каиров И.А.- М., АПН СССР, 1960.-774 с.
- Петерсон И.Р. Педагогическая игра как средство формирование коммуникативных умений у будущих учителей. Дис. канд. пед. наук. Д., 1984. -С.152.
- Перегудов В. А. Стратегии игр // Информатика и образование, № 7— 2003 С. 45−48
- Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж. С. Технология игры в обучении и развитии: Уч. пособ. М.: МПУ, 1996. — 269 с.
- Плеухова Л.Ф., Ситников Ю. К. Познавательная деятельность студентов в условиях компьютерного обучения// Педагогика. 1999. — № 7. — С. 3438.
- Позднова Е.А., Сиротинина С. А. Командные соревнования по информатике. // Информатика и образование 2000. — № 2.- С.63−66.
- Польщикова О.Н. Деловая игра на уроке информатики // Информатика образование, № 3—2003
- Полонский В.М. Научно-педагогическая информация. Словарь-справочник. М.: Новая школа, 1995. — 256с.
- Попов С.В. Организационно-деятельностные игры: мышление в «зоне риска"//WWW. aha. ru/~amonet/.
- Программа информатизации образования в Российской Федерации на 1994 1995 г. г. ИНФО, № 6, 1993 г., с. 8−23.
- Прутченков А.С. Возможности игровой технологии: понятия и термины педагогика № 3, 1999. С. 121−126.
- Психологический словарь. М., Педагогика, 1983.- 448 с.
- Психология игры. М., 1978. С. 141, 282
- Пышная Е.А., Бекалдиева Э. Х. Урок-игра «Компьютерное кафе» // Информатика и образование, № 2—2004, с. 49
- Разумовский В. Г. Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения физике. М.: Педагогика, 1983.
- Ракитов А.И. Философия компьютерной революции. М.1991, с, 32−33.
- Ракитов А.И. Цивилизация, культура технология и рынок//Вопросы философии, 1992, № 5.
- Розенберг Н. М. Проблемы компьютерного обучения в изданиях последних лет // Педагогика. 1999. № 3−4. С. 113−117.
- Ряузов Н.Н. Общая теория статистики. М., 1997.
- Селевко Г. К. Педагогические технологии // Школьные технологии. 1998, № 2.С.11.
- Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. М., 1998.
- Семакин И. Г. Грамотность, образованность, культура/УИнформатика и образование. 2002. № 1. С. 21−25.
- Семеновкер Б.А. Информационная культура: от папируса до компактных оптических дисков // Библиогр. 1994. — № 1. — С. 12
- Семенюк Э.Л. Информационная культура общества и прогресс информатики // НТИ. Сер.1. 1994. — № 7. — С. З
- Сергин В. Мозг как вычислительная система//Информатика и образование. 1987. № 6.
- Сикорская Н.Г. Развитие гуманитарной культуры учителя как становление его профессионализма. Дис.канд. пед. наук. Ставрополь, 1996.
- Сластенин В.А. и др. Педагогика. Учебное пособие. М.:Школа-Пресс, 2000−512с.
- Сластёнин В.А., Подымова JT.C. Педагогика инновационной деятельности.- М., 1997.-308 с.
- Соколов В.М. Основы проектирования образовательных стандартов. Методология, теория, практический опыт. М., 1996., с. 13−24.
- Сорокопуд Ю.В. Формирование и развитие основ психолого-педагогической компетентности будущих специалистов системы дополнительного общего образования школьников. Авт. дисс.к. пед. н.- Ставрополь, 2000. 185 с.
- Социология спорта США. М.: «Физкультура и спорт», 1987 — 223с.
- Спенсер Г. Основания психологии. СПб., 1897, С. 415.
- Спиваковская А.С. Игра это серьезно! — М.: Педагогика, 1981
- Степакова В.В. Теория и практика становления педагогического мастерства будущего учителя черчения: Дисс. докт. пед. наук.- М., 1997.- 387с.
- Степанова О.С. Научно-педагогические основы применения новых информационных технологий в профессиональной подготовке студентов экономических факультетов. Дисс. канд. пед. наук. Ставрополь, 2000. -160с.
- Столбовича J1.H. Жизнь творчество — человек. М.: Политиздат, 1985. -415с.
- Столяренко Л.Д. Педагогика. Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов н/Д: «Феникс», 2000. 448 с.
- Страздас Н.Н. Система дидактических игр как средство формирования педагогической умелости и направленности: Дис. канд. пед. наук. Л., 1980.-С.78., с. 81.
- Сулейманов P.P. «КВН в кабинете информатики» // Информатика и образование. № 3. — 1999. — С.83−85.
- Сулейманов P.P. Занимательные этюды // Информатика и образование^ 5—2002. С.40−44
- Супонин А.Д., Трушина Г. Г. Информатика. Основы работы на персональных компьютерах. Юнита 1 / Совр. гуманит. ин-т. Москва, 1998. 63 с.
- Суханов А.П. Информация и прогресс. Новосибирск: Наука, 1998 г.
- Тарасюк В.Н. Теоретические основы педагогического стимулирования: Дисс. докт пед. наук.- М., 1997.- 348 с.
- Технология игровой деятельности. Рязань, 1994. С. 7
- Узденова А.А. Формирование профессиональной компетентности будущих учителей как условие развития информационно-компьютерной культуры младших школьников. Дисс. канд. пед. наук. Карачаевск, 2002.- 160с.
- Умников В., Уников Е. От информатики для образования к информатике в культуре // Информатика и образование 1991, № 4, с. 112−113.
- Урсул А. Информатизация партии: необходимость концепции и принципы ее разработки // Кадры партии, 1990, № 2, с. 71.
- Усольцев А. П. Информационная модель мышления. № 4—2002. С.
- Федеральный закон «Об образовании"//Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 3. С. 150.
- Францев Г. Культура// Философская энциклопедия. М.: «Советская энциклопедия», 1983.
- Фрейд 3. По ту сторону принципа удовольствия/ Пер. с нем. М., 1925.
- Фридланд А. Я. Об уточнении понятия «информация»//Педагогическая информатика. 2001. № 4.
- Фридланд А. Я. Основные понятия информатики: информация информационный процесс -информационная культура. Информатика и образование. 2003. № 7.-С. 123
- Фридман JI.M., Кулагина И. Ю. Психологический справочник учителя. -М.: Просвещение, 1991. 287 с.
- Харчев А.Г. Становление личности. -М., 1972.
- Харченко С.Я. Педагогическая игра как метод формирования у студентов общественно-политических умений: Дис. канд. пед. наук. — JL, 1984. -С.164.
- Хорошко Н.Ф. Развитие конструкторской мобильности школьников. В 2 ч. 4.1. Ставрополь: СГПИ, 1993.-261 с.
- Хорошко Н.Ф. Развитие конструкторской мобильности школьников. В 2 ч. 4.2. Ставрополь: СГПИ, 1993. — 266 с.
- Чавчавадзе К.З. Культура и ценности. Тбилиси, 1984.
- Человек как предмет познания. JL, 1968. С. 20
- Черемных Г. И. Дидактические игры для изучения древовидной системы// Информатика и образование. 1999. — № 6. — С. 61−63.
- Чомаева Г. А. Креативные игровые технологии обучения как средство самореализации учителей начальных классов в процессе их профессиональной деятельности. Дисс. канд. пед. наук. Карачаевск, 2002. 187с.
- Шаповалов В.А. Социокультурные аспекты информатизации образования: Научное издание. Ставрополь СГУ, 1996 — 68 с.
- Шеронова А. В. Давайте поиграем//Информатика и образование. 2002. № 9.
- Шиллер Ф. Собрание сочинений. В 8 т. Т.6. Статьи по эстетике. М.: Изд-во худ. лит-ры, 1957. — 791с.
- Штерн В. Психология раннего детства до 6-летнего возраста. Пб., 1922.-С.167.
- Штофф В.А. Моделирование в философии. -М., 1966. 301с.
- Щедровицкий Г. П. Методологические замечания к педагогическому исследованию игры. М., 1966. Кон И. С. Как построить свое «Я». М., 1991. С. 42, 67.
- Эльконин Д.Б. Психология игры. 2-е изд. — М.: ВЛАДОС, 1999. — 360с.
- Эркенова М.А. Технологические основы игрового стимулирования в педагогике: Дис.канд. пед. наук. Карачаевск, 2000.
- Юдаков С. Г. Формирование информационных умений и развитие творческих способностей учащихся. Информатика и образование, № 6— 2000. С. 70−73
- Яковлев В.А. Теория и практика инновационной подготовки учителя в системе высшего педагогического образования. Дисс. на соиск. уч. ст. докт. пед. наук. Майкоп, 2000. — 340 с.
- Якунин В.А. Педагогическая психология: Учеб. пособие / Европ. ин-т экспертов. Спб.: Изд-во Михайлова В. А.: Изд-во «Полиус», 1998. -639с.
- Homo ludens. В тени завтрашнего дня. М., 1992. С. 7
- Piaget J. La formation du Symbolc cher enfant /imitation et jou/ Paris et heuchatcl, 1945.