Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Игровые технологии обучения как средство формирования информационной культуры старшеклассников

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация и внедрение результатов. Основные результаты и выводы исследования докладывались на заседаниях кафедры педагогики и педагогических технологий КЧГУ, а также на П-й межвузовской региональной научной конференции «Формирование и развитие креативности и концептуального мышления дошкольника и младшего школьника средствами искусства и природы» (Карачаевск, 2000), межрегиональной… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
    • 1. 1. Содержание понятия информационной культуры старшеклассников
    • 1. 2. Научно-педагогические основы игровых методов обучения
    • 1. 3. Теоретическое обоснование применения игровых технологий обучения как средства формирования информационной культуры старшеклассников
  • Выводы
  • Глава II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ СТАРШЕКЛАССНИКОВ С ПОМОЩЬЮ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ
    • 2. 1. Диагностика уровня развития информационной культуры старшеклассников
    • 2. 2. Экспериментальная модель использования игровых технологий обучения как средства формирования информационной культуры старшеклассников
    • 2. 3. Результаты опытно-экспериментальной работы и их интерпретация
  • Выводы

Игровые технологии обучения как средство формирования информационной культуры старшеклассников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. За последнее тысячелетие человечество пережило три информационные революции, которые кардинальным образом повлияли на развитие общества и цивилизации в целом. Первая революция связана с изобретением в XV в. печатного станка, вторая с изобретением XIX в. телефона и радиосвязи и третья революция связана с изобретением компьютера во второй половине XX в.

Последняя информационная революция выдвигает на первый план новую отрасль — информационную индустрию. Важнейшей составляющей информационной индустрии стали все виды информационных технологий.

Информационная индустрия привела к изменению динамики процессов во всех сферах деятельности человека, с одной стороны, к росту потребностей в знаниях, а с другой — к созданию новых средств и способов удовлетворения этих потребностей.

Бурное развитие компьютерной техники и информационных технологий послужило толчком к развитию общества, построенного на использовании различной информации и получившего название информационного общества, в котором одним из важнейших видов деятельности человека становится оперативная и качественная работа с информацией на базе компьютерных технологий. Научным фундаментом процесса информатизации общества является научная дисциплина — информатика. Квалифицированная работа с информацией требует и соответствующего уровня информационной культуры человека, фундамент которой должен закладываться в школе.

В исследовании избранной нами проблемы большую роль сыграло изучение трудов, посвященных культуре (С.Ф. Анисимов, А. И. Арнольдов, Э. А. Баллер, Е. В. Бондаревская, J1.M. Баткин, Н. С. Злобин, JI.K. Круглова,.

Д.А. Лалетин, Э. С. Маркарян, В. М. Мижуев, П. П. Пиотровский.

Н.Г. Сикорская, К. З. Чавчавадзе, JI.M. Челидзе, В. Давидович и др.) и информационной культуре (С.А.Бешенков, В. А. Виноградов, Б. Г. Гершунский, А. А. Греков, С. Н. Иконникова, К. К. Колин, С. О. Крамаров, В. Ю. Лыскова, Н. В. Макарова, Е. А. Медведева, Е. А. Ракитин, А. И. Ракитов, А. П. Суханов, Б. А. Семеновкер, Э. Л. Семенюк, А. В. Скворцов, А. Я. Фридланд, С. Е. Черкезов, В. А. Шаповалов и др.).

Проблема формирования должного уровня информационной культуры приводит к необходимости расширения границ целевых установок школьной образовательной системы, а также разработки соответствующей методической системы обучения.

Знание основ информатики, умение свободно ориентироваться в мировом информационном пространстве, получение навыков использования компьютеров и современных информационных технологий становится обязательным требованием для все большего числа людей.

Как показывают психолого-педагогические исследования, в процессе компьютерного обучения по-прежнему преобладают традиционные формы, методы и приемы работы, которые имеют следующие недостатки: использование методов обучения, направленных на увеличение объема передаваемой информации, ее спрессовывание и ускорение процессов считываниярабочие программы по информатике составлены по существующим требованиям, но не учитывают возможностей новых информационных технологий.

Потенциальные возможности предмета «Информатика» позволяют использовать ряд групповых форм активного обучения.

Теоретические вопросы игровых технологий являлись предметом специального изучения и нашли отражение в работах Н. Г. Алексеева, Б. Г. Ананьева, В. М. Демина, М. С. Кагана, В. И. Устиненко, Г. П. Щедровицкого, В. А. Яковлева и др. Психологический анализ игры дан в свое время JI.C. Выготским, А. Н. Леонтьевым, C. JL Рубинштейном, Д. Б. Элькониным.

Педагогическим отбором и пропагандой игр как средства воспитания и обучения занимались А. Я. Герд, Е. М. Дементьев, П. Ф. Лесгафт, А. Скотак и др. Организаторами методической работы по игре были Н. П. Булатов, В. В. Гориневский, В. Г. Марц, Е. М. Минский и др.

Использование дидактических игр в процессе обучения старшеклассников всецело соответствует тенденции перехода от преимущественно информативных к активным формам и методам обучения с включением элементов проблемности, исследовательского поиска, использования резервов самостоятельной работы старшеклассников, созданию условий для творчества. Преимущества этой формы работы:

— значительно повышается мотивация учебной деятельности старшеклассников, их социальной и познавательной активности, т.к. включаются механизмы естественного, а не навязанного извне соревнования интеллектуальных, организационных, коммуникативных способностей человека;

— в игре реализуются те стороны личности, которые в повседневной, достаточно однообразной жизни, не находят применения и развития;

— приобретается опыт коллективной деятельности, взаимного уважения, товарищеской поддержки, того сотрудничества, без которого невозможен труд в человеческом обществе.

Большой интерес вызывают публикации И. Н Блема, А. И. Бочкина, С. А. Варламовой, Е. Н. Василевской, А. Н. Грищенко, И. А. Гуриной, А. А. Зубрилина, Е. А. Ланцовой, О. В. Овчинниковой, И. М. Павлова, Е. А. Поздновой, С. А. Сиротиной, P.P. Сулейманова, Г. И. Черемных, А. В. Шеронова, О. В. Яшина и др., в которых исследователи рассматривают педагогические возможности дидактических игр, используемых в процессе компьютерного обучения.

Несмотря на то, что проблема реализации игровых методов достаточно широко представлена в психолого-педагогической литературе, до сих пор за пределами исследований остались такие важные аспекты, как результативность применения игровой методики в формировании и развитии информационной культуры старшеклассников с учетом специфики компьютерного обучения. Обнаруживается противоречие между недостаточной разработанностью теории формирования информационной культуры старшеклассников с помощью игровых технологий обучения и потребностью ее практического воплощения в процессе преподавания информатики.

Все это обусловило выбор темы нашего исследования «Игровые технологии обучения как средство формирования информационной культуры старшеклассников».

Проблема исследования связана с разрешением данного противоречия — каким образом использование игровых технологий обучения способствуют процессу формирования информационной культуры старшеклассников с учетом специфики компьютерного обучения.

Целью данной диссертационной работы является разработка и экспериментальная проверка эффективности применения дидактических игр, введенных в традиционную систему компьютерного обучения, как средства формирования информационной культуры старшеклассников.

Объектом исследования является учебный процесс по информатике в старших классах средней общеобразовательной школы.

Предметом исследования является формирование информационной культуры старшеклассников при компьютерном обучении посредством игровых технологий обучения.

Гипотеза исследования — использование в процессе компьютерного обучения игровых технологий обучения является эффективным средством формирования информационной культуры старшеклассников, если:

— педагогически оправдана и обоснована целесообразность применения дидактических игр;

— разработана модель формирования информационной культуры старшеклассников с помощью игровых технологий обучения и определены сущность, критерии и уровни сформированности информационной культуры старшеклассников;

— спроектирована система дидактических игр, обеспечивающая единство и взаимосвязь всех компонентов сформированности информационной культуры старшеклассников.

В соответствии с проблемой, объектом, предметом, целью и гипотезой исследования были выдвинуты следующие задачи: на основе анализа психолого-педагогической литературы установить состояние изученности проблемы, раскрыть сущность понятия информационная культура и осмыслить понятийно-категориальное поле исследованиявыявить характерные особенности и потенциальные возможности игровых технологий обучения как средства формирования информационной культуры старшеклассников при компьютерном обученииопределить сущность, критерии и уровни сформированности информационной культуры старшеклассников в процессе компьютерного обученияпостроить модель формирования информационной культуры старшеклассников через игровые технологии обученияразработать и апробировать систему дидактических игр, а также исследовать эффективность их включения в процесс компьютерного обучения старшеклассников информатике.

Методологической основой исследования являются философские и психолого-педагогические идеи о творческой личности педагога и учащегося, как субъектах деятельности и общенияличностно-ориентированный подход к развитию творческой и активной личности, организованный на принципах гуманистической педагогики и психологии.

Теоретическую базу исследования составляют концепции развивающего обучения и обучения как деятельности (К.А.Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, Е. В. Бондаревская и др.), теоретические изыскания психологов и педагогов-практиков в области разработки развивающих игр (JI.C. Выготский, В. В. Давыдов, Б. И. Никитин, Ж. Пиаже, В. Я. Платов, Н. В. Самоукина, Д.Б. Эльконин), а также работы, посвященные изучению культуры (С.Ф. Анисимов, А. И. Арнольдов, Э. А. Баллер, Е. В. Бондаревская, J1.M. Баткин, Н. С. Злобин, J1.K. Круглова, Д. А. Лалетин, Э. С. Маркарян, В. М. Мижуев, П. П. Пиотровский Н.Г. Сикорская, К. З. Чавчавадзе, Л.М. Челидзе), информационной культуры (С.А.Бешенков, В. А. Виноградов, Б. Г. Гершунский, А. А. Греков, С. Н. Иконникова, К. К. Колин, С. О. Крамаров,.

B.Ю. Лыскова, Н. В. Макарова, Е. А. Медведева, Е. А. Ракитин, А. И. Ракитов, А. П. Суханов, Б. А. Семеновкер, ЭЛ. Семенюк, А. В. Скворцов, А. Я. Фридланд,.

C.Е.Черкезов, В.А. Шаповалов), использованию новых информационных технологий в образовательной практике (Н.А. Аминов, М. Н. Бегеулов, Ю. С. Брановский, В. Тихомиров) и исследования, посвященные анализу включения игр и игровых моментов в процесс обучения информатике (А.И. Бочкин,.

С.А. Варламов, А. А. Зубрилин, О. В. Овчинников, Е. А. Позднова, С. А. Сиротина, P.P. Сулейманов, Г. И. Черемных, О.В. Яшин).

Для решения поставленных задач, проверки положений гипотезы и оценки собранных научно-педагогических фактов использовалась совокупность общенаучных и педагогических методов, взаимопроверяющих и дополняющих друг друга. На теоретическом этапе проводились изучение и теоретический анализ психолого-педагогической, научно-методической, специальной литературы и электронных информационных ресурсов по проблеме исследования, анализ стандартов, программ, учебных пособий и методических материалов института повышения квалификации работников образования в области информатики. На этапе сбора научно-педагогических фактов использовались методы эмпирического познания педагогических явлений: опросно-диагностические (анкетирование, беседа, интервьюирование, тестирование, изучение продуктов деятельности старшеклассников), обсервационные (включенное и невключенное наблюдение) и экспериментальные методы (поисковый, констатирующий и формирующий эксперименты). Полученные в исследовании материалы подвергались статистической обработке.

Научная новизна заключается в следующем: раскрыты сущность и движущие силы формирования информационной культуры старшеклассников в процессе использования игровых технологий обученияпостроена модель формирования информационной культуры старшеклассников, включающая в себя структуру информационной культуры, условия, основные этапы, средства, а также критерии ее сформированностиустановлена эффективность влияния игровых технологий обучения на процесс формирования информационной культуры старшеклассников в компьютерном обучении.

Теоретическая значимость исследования в том, что: уточнены основные компоненты информационной культуры старшеклассниковразработана и теоретически обоснована система дидактических игр различных модификаций, выступающих средством формирования информационной культуры старшеклассниковопределены критерии эффективности формирования информационной культуры старшеклассников с помощью системы дидактических игрспроектирована технология реализации модели формирования информационной культуры старшеклассников через игровые технологии обучения.

Практическая значимость проведенного исследования состоит в том, что разработанные и творчески преобразованные дидактические игры позволяют сформировать адекватный уровень информационной культуры старшеклассников при обучении информатике. Реализована и доказана эффективность разработанной модели формирования информационной культуры старшеклассников с помощью системы дидактических игр. Полученные в исследовании результаты вносят определенный вклад в решение проблемы использования активных методов обучения в образовательном процессе. Расширены знания о возможности и условиях применения игровых технологий обучения в ходе изучения дисциплины «Информатика». Материалы исследования могут быть использованы в школах, педагогических вузах и в других образовательных учреждениях, а также в ходе повышения квалификации школьных учителей информатики.

База исследования. Экспериментальная работа осуществлялась на базе средних школ № 1,4,5 г. Карачаевска, Кызыл Октябрьской СШ и СШ станицы Кардоникской Зеленчукского р-на Карачаево-Черкесской Республики.

Всего исследованием на констатирующем и формирующем этапах эксперимента было охвачено 30 педагогов, 420 учащихся общеобразовательных школ, 36 студентов физико-математического факультета Карачаево-Черкесского государственного университета.

Избранная методологическая основа и поставленные задачи исследования определили ход теоретико-экспериментального исследования проблемы. Оно проводилось в три этапа в период 1999;2004гг. На каждом этапе в зависимости от задач применялись соответствующие методы исследования.

На первом этапе (1999;2001 гг.) — постановочно-теоретическом — изучались и анализировались психолого-педагогические, научно-методические и специальные отечественные и зарубежные источники, диссертационные работы по теме исследования, анализировались государственные образовательные стандарты. Разрабатывалась методика опытно-экспериментальной работы, в ходе которой формулировались вопросы анкет, бесед, интервью с учителями информатики, проводилось тестирование учащихся.

На втором — опытно-экспериментальном этапе (2001;2002гг.) основное место занял формирующий эксперимент, в процессе которого проверялись положения гипотезы, выявлялась эффективность дидактических игр различных модификаций, включенных в традиционный процесс компьютерного обучения и способствующих формированию информационной культуры старшеклассников.

На третьем, заключительном этапе (2002;2004 гг.) проводились анализ и обобщение результатов опытно-экспериментальной работы, статистическая обработка полученных результатов, вырабатывались выводы и методические рекомендации по исследуемой проблемеоформлялись материалы диссертационного исследования.

Достоверность и обоснованность полученных результатов, выводов и рекомендаций обеспечивается применением комплекса методов, адекватных предмету, цели и задачам исследованиявсесторонним изучением проблемы, репрезентативностью выборки количества испытуемыхвнедрением в практику разработанных нами рекомендаций и их положительной оценкой учащимися и учителямистатистической значимостью экспериментальных данных, сочетанием количественного и качественного их анализа.

Апробация и внедрение результатов. Основные результаты и выводы исследования докладывались на заседаниях кафедры педагогики и педагогических технологий КЧГУ, а также на П-й межвузовской региональной научной конференции «Формирование и развитие креативности и концептуального мышления дошкольника и младшего школьника средствами искусства и природы» (Карачаевск, 2000), межрегиональной научно-практической конференции «Развитие личности как стратегия гуманизации образования» (Ставрополь, 2002), на IV региональной научной конференции «Дни науки» (Пятигорск, 2003;2004), на V Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и студентов «Молодежь. Образование. Экономика» (Ярославль, 2004), на Международной научно-технической конференции «Информационные технологии в экономике» (Пенза, 2004), на ежегодных научных конференциях преподавателей и аспирантов КЧГУ «Алиевские чтения» (Карачаевск, 2001, 2004гг.). Результаты исследования нашли свое отражение в 11 публикациях.

На защиту выносятся следующие положения: • уточненное и конкретизированное понятие «информационная культура», под которой понимаем качественную характеристику жизнедеятельности человека в области получения, накопления, кодирования информации любого рода и в создании на этой основе качественно новой информации, ее передаче, практическом использовании;

• модель формирования информационной культуры старшеклассников с помощью игровых технологий обучения, включает в себя структуру, условия, основные этапы, средства формирования, уровни и критерии сформированности информационной культуры старшеклассников;

• разработана технология использования системы дидактических игр, является эффективным средством формирования информационной культуры старшеклассников.

Структура диссертации определялась логикой исследования и поставленными задачами. Она включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы. Общий объем работы составляет 168 страниц машинописного текста, включающих 9 рисунков, 2 гистограммы и 2 таблицы.

Список литературы

включает 240 работ отечественных и зарубежных авторов.

Выводы.

Успешность формирования информационной культуры учащихся в компьютерном обучении посредством дидактических игр зависит от наличия необходимой структурно-функциональной модели. Такая модель должна включать цели формирования информационной культуры учащихся, структуру информационной культуры учащихся, систему детерминант, обеспечивающих успешность реализации модели, средства формирования информационной культуры учащихсяосновные этапы формирования, критерии сформированности и предполагаемый результат.

Выделены особенности, функции и возможности использования дидактических игр, определены правила и требования, на основе которых они разрабатываются.

Пути и формы создания дидактической игры — творческая работа, несущая в себе отпечаток личности автора или авторов, предполагающая соблюдение основных организационно-педагогических условий. Нами разработана система дидактических игр, обеспечивающая единство и взаимосвязь всех компонентов информационной культуры учащихся соответствующая специфике организации компьютерного обучения.

Экспериментальная проверка функциональной модели формирования информационной культуры в компьютерном обучении посредством дидактических игр и практическое использование разработанных и творчески преобразованных игр показало, что при экспериментальном обучении наблюдается положительная динамика по всем критериям сформированности информационной культуры старшеклассников, несмотря на более низкие показатели на начальном этапе. Результаты предпринятой коррекционно-педагогической работы свидетельствуют, что дидактическая игра создает определенную мотивацию — интерес к самой деятельности, её содержательно-операционной стороне.

Полученные в ходе проведения эксперимента данные подтвердили гипотезу о том, что использование в процессе компьютерного обучения дидактических игр является эффективным средством формирования информационной культуры учащихся. Это проявилось в росте высокого и среднего уровней информационной культуры, устойчивой положительной мотивации к изучению предмета.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проблема формирования информационной культуры в условиях информатизации образования, при переходе от постиндустриального общества к информационному является одной из актуальнейших проблем.

Сегодня мир без информационных средств представить невозможно, а сами средства как никогда развиваются быстро, подхлестываемые глобальностью информационных процессов, компьютеризацией всех видов человеческой деятельности. Однако успехи информатики невозможны и сомнительны без необходимого уровня информационной культуры как в масштабе социума, так и в масштабе личности.

Информационная культура понимается нами как умение целенаправленно работать с информацией и использовать для ее получения, обработки и передачи компьютерную информационную технологию, современные технические средства и методы.

Анализ психолого-педагогической, научно-методической, специальной литературы и электронных информационных ресурсов по проблеме исследования, анализ стандартов, программ, учебных пособий и методических материалов позволил установить, что при изучении дисциплин образовательной области «Информатика» используются однотипные и стандартные методы обучения. Однако потенциальные возможности изучаемых дисциплин позволяют использовать ряд групповых форм активного обучения.

Изучение вопроса об исследовании игровой деятельности показало наличие следующих направлений: биологизаторские концепции (К. Гроос, В. Штерн, Ф. Бонтендайк и др-) — игра как форма жизни и особая деятельность ребенка (М.Я.Басов, JI.C.

Выготский, Д. Б. Эльконин и др.) — игра как основа культуры (Ф.Шиллер, И. Хейзинга и др.);

Дидактическая игра — это коллективная, целенаправленная учебная деятельность, когда каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют свое поведение на выигрыш.

Нами обоснована технология использования дидактических игр в процессе компьютерного обучения, выделены особенности, функции и возможности использования игровой методики в школе. Разработаны и творчески преобразованы дидактические игры различных модификаций, которые способствуют вовлечению учащихся в активную учебную деятельность, выступают средством развития информационной культуры учащихся.

Для успешного формирования информационной культуры учащихся в компьютерном обучении посредством дидактических игр нами создана модель, которая включает цель, структуру, систему детерминант, обеспечивающих успешность реализации модели, средства формирования, а также основные этапы и критерии сформированности информационной культуры старшеклассников.

Экспериментальная проверка функциональной модели формирования информационной культуры в компьютерном обучении посредством дидактических игр и практическое использование разработанных и творчески преобразованных игр показало, что при экспериментальном обучении наблюдается положительная динамика по всем критериям сформированности информационной культуры учащихся, несмотря на более низкие показатели на начальном этапе. Результаты предпринятой коррекционно-педагогической работы свидетельствуют, что дидактическая игра создает определенную мотивацию — интерес к самой деятельности, её содержательно-операционной стороне.

Полученные в ходе проведения эксперимента данные подтвердили гипотезу о том, что использование в процессе компьютерного обучения дидактических игр является эффективным средством формирования информационной культуры старшеклассников. Это проявилось в росте высокого и среднего уровней информационной культуры, устойчивой положительной мотивации к изучению предмета.

Подводя итоги нашего исследования, есть основание заключить, что общая гипотеза в основном подтвердилась, а поставленные задачи, на наш взгляд, решены.

Осуществленное нами исследование ни в коей мере не претендует на то, чтобы дать исчерпывающие ответы на вопросы, связанные с проблемами формирования информационной культуры и применения игровых технологий обучения в преподавании информатики.

Показать весь текст

Список литературы

  1. A.M. Актуальные методы воспитания и обучения: Деловаяигра: Учеб.-метод. пособие для студентов психол. фак. гос. ун-тов. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1989. — 56 с.
  2. Активные формы проведения занятий по социальным дисциплинам: Методические указания к практическим занятиям / Новочерк. гос. техн. унт. Новочеркасск: НГТУ, 1998. 51 с.
  3. Н.П. Воспитание игрой: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1987.- 144 с.
  4. С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. М., 1988.
  5. А.К., Лабзина Т. А. Информатика. Алгоритмизация и программирование. Юнита 2 / Совр. гуманит. ин-т. Москва, 1998. 97 с.
  6. И.А. Этническая культура и поликультурное образование: Проблемы развития образования на Северном Кавказе. Сборник научных статей. -Пятигорск: Гос. лингв, университет 1998.- С. 13−19.
  7. У.Г. Культура и цивилизация: проблемы теории и истории//Вестник истории мировой культуры. 1966. № 3.
  8. А.И. Введение в культурологию: Учебное пособие. М., 1993.352с.
  9. Ю.С., Борисова Н. В. и др. О классификации методов активногообучения// Тез. докл. V межведоств. школы-семинара по активным методам обучения. Рига: Изд-во Латвийского ун-та, 1983. — С. 21−23.
  10. С.И. Лекции по научной организации учебного процесса ввысшей школе. 199 с. М., Высшая школа, 1976.- 200 с. П. Асмолов А. Г. О месте установки в структуре деятельности: Автореф. канд. псих. наук. М., 1976. 24с.
  11. Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательнойшколе. М.: Просвещение, 1985. — 208 с.
  12. Базовая культура и самоопределение личности. М., 1989. С. 8, 9
  13. В.И. Стандарты в непрерывном образовании: Современное состояние. -М., 1998- 248 с.
  14. К.У. Образовательный стандарт как основа разработки новыхтехнологий подготовки специалиста: Автореф. дисс. докт. пед. наук.-С.-П.-Б.-1997.- 30 с.
  15. С.Б. Информатика и общество на пороге XXI века. Дисс. канд.соц. наук. Ставрополь, 2000. 160с.
  16. Э.А. Социальный прогресс и культурное наследие. -М., 1987.
  17. Е.Н. Обучающие компьютерные игры по истории. // Обучающие игры в системе непрерывного образования: Сб. науч. статей. / Материалы Республиканского научно-метод. семинара. Минск, 6−7 мая 1991 г. — Мн.: БГУ, 1991.-е. 140- 147.
  18. Н.В. Педагогика и практическая психология Ростов н/Д: «Феникс», 1999.-416 с.
  19. Батчаева Х.Х.-М. Традиционная педагогическая культура карачаевскогонарода (история, теория, пратика). Казань: Изд-во Казан, ун-та, 2002.-417с.
  20. М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.
  21. О. И. Информатизация гуманитарного образования // Советскаяпедагогика. 1990. № 1. С. 160
  22. В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М., 1995. -243с.
  23. С. А., Ракитина Е. А. Информатика. Систематический курс:
  24. Учебник для 10 класса. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001., с. 56 -61
  25. С.А., Лыскова В. Ю., Ракитина Е. А. Информация информационные процессы // Информатика и образование. № 8 1998. -С. 39−49.
  26. И. Н. Олимпиада по информационным технологиям. Информатика иобразование, № 11 2002. С. 63−65
  27. Большой энциклопедический словарь. М.: «Большая Российская энциклопедия», 1997.- 1456 с.
  28. Е.В. Образование в поисках человеческих смыслов. Ростов н-Дону, 1995. С. 14
  29. Е.В. Теория и практика личностно ориентированного образования. Ростов-на-Дону, 2000. — 352с.
  30. И.В., Реан А. А. Педагогика. Учебник для вузов. СПб: Питер, 2001.-304с.
  31. Г. А., Извозчиков В. А. Новые технологии обучения: вопросытерминологии// Педагогика. 1993. № 5. 128с.
  32. В.Н. Логико-методологические аспекты проблемного обучения ввузе // Формы, методы и средства активизации учебно-познавательной деятельности обучаемых. Харьков: Изд-во Харьковского ун-та, 1987. -С. 24−28.
  33. А.И. Методика преподавания информатики: Учеб. пособие.- Мн.:1. Выш.шк., 1998.-431с.
  34. Ю.С., «Введение в педагогическую информатику»: Учебноепособие для студентов нефизико математических специальностей педвузов. — Ставрополь: СГПИ, 1995 г. — 205 с.
  35. А. Психологическое развитие личности. М.: Просвещение, 1967.-196 е., С. 66
  36. С.А. Методические приемы в преподавании Информатики//
  37. Информатика и образование. 2000. — № 3. — С. 11−18.
  38. Л.Р. Дидактическая игра как антропотехническое средствоформирования коммуникативной культуры будущего педагога. Дисс. канд. пед. наук. Ставрополь, 2001. 185с.
  39. Е.А. Методические основы создания и использования средствобучения графическим дисциплинам в школе и педвузах: авт. дисс. докт. пед. наук.-М., 1993.- 40 с.
  40. Н. Е. Турнир по информатике // Информатика и образование.10—2002 С. 74−78
  41. Т.И. Теория и практика использования информационных и коммуникативных технологий в педагогическом образовании.: Дисс. док. пед. наук. Ставрополь, 2001. 317с.
  42. А.А. Психологические основы контекстного обучения в высшей школе: авт. дисс. докт. пед. наук. М., 1991. — 51 с.
  43. В.М. Активизация мыслительной деятельности студентов ввысшей школе. Киев: «Вища школа», 1979. — 215 с.
  44. В.М. Проблемное обучение в высшей школе. Киев: Выщашкола, 1977.-94 с.
  45. В.А., Скворцов А. В. Создание инф. культуры для Европы.
  46. Докл. на VI конф ЕКССИД, 23−25марта 1999 г. Кантербери, Великобрит. // Теор. и прак. общ. науч. информатики. — 1991. № 2. С. 5−29
  47. С.М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевыепонятия, термины, актуальная лексика. М.: НМЦСПО, 1998 — 538с.
  48. И.В. Община и обычное право русских крестьян северного приуралья (XVII-XIX вв.) Русские: семейный и общественный быт. М.: Наука, 1989., 24−44
  49. Возрастная и педагогическая психология./ Под ред. М. В. Гамезо и др.
  50. М.: Просвещение, 1984.- 190 с.
  51. Г. Г. Твоя информационная культура. М.: Мол. гвард., 1988.363с.
  52. М.Г. Формирование науки об информационной культуре //
  53. Проблемы информационной культуры: Сб. ст. Вып. 6. Методология и организация информационно культурологических исследований / Науч. ред.: Ю. С. Зубов, В. А. Фокеев. — М.- Магнитогорск, 1997. — С. 57
  54. В. Психология народов: Ют. СПб., 1902. -414с.
  55. О.С. Базовая культура и самоопределение личности. М., 1989. С. 8.9.
  56. Гегель Г. В. Ф. Философия права// соч. M.-JL: Госполитиздат, 1934. Т.7.318с.
  57. Е.М. Наш друг игра. — Мн.: Нар.асвета. 1979. — 96с.
  58. И. Игра и сознание (к постановке проблемы)//Общественныенауки и современность. 1995. № 1.
  59. B.JI. Развитие творческой практической деятельности: авт. дисс.докт. пед. наук. М., -1992.- 33 с.
  60. И. Идеи к философии истории человечества. М.: Наука, 1977.703с.
  61. .О. Образовательные аспекты исследования российского иамериканского менталитета.// Сравнение систем высшего образования и сравнительная педагогика. М., 1994.-С.22−25.
  62. И.В. Новые подходы к организации учебного процесса с использованием современных компьютерных технологий. // «Информационные технологии», 1998, № 6 с. 44−47.
  63. Е.Б. Азбука общения//Информационно-методический вестник №
  64. Департамент социальной политики. Ставрополь, 1998.
  65. Е.Б. Базовая гуманитарная культура личности как фактор социализации младших школьников. Дисс. канд. пед наук. Ставрополь, 2000.- 164с.
  66. В.И. Личностное и профессиональное самоопределение в условиях стандартизации образования. //Проблемы внедрения гос. образовательного стандарта высшего профессионального образования.-1996. Вып. 2.: СГУ. С. 18−26.
  67. Л.В. Отбор учебного материала // Вестник высшей школы.1980. -№ 12. -С. 21−23.
  68. Д.П. Логика.-М., Учпедгиз, 1963.- С. 292.
  69. Государственный стандарт общего среднего образования. — М., 1996.
  70. А.А., Крамаров С. О., Черкезов С. Е. Информационная культураучителя. // Педагогическая информатика, № 1, 1999.
  71. К. Душевная жизнь ребенка / Пер. с нем. Киев, 1916., 420с.
  72. И.А. Формирование познавательной самостоятельности студентов технического вуза средствами дидактических игр. Дисс. канд. пед. наук. Ставрополь, 2002. 169с.
  73. Деловые игры. Рига, 1989. С. 14
  74. М.В. Природа деятельности. М.: Изд-во МГУ, 1984, — 168с.
  75. Деятельность детского коллектива как фактор его развития // Деятельность, общение, игра в развитии коллектива и формировании личности школьника. М., 1983. С. 14, 16
  76. А.П. Компьютеризация школы и математическое образование.
  77. ИНФО, N5−6, 1992 г., с.3−12.
  78. А.П. Языковые игры на компьютере. М., 1988.
  79. С.Ф., Тюнников Ю. С., Тюнникова С. М. Игра и учение. Теория, практика и перспективы игрового обучения. М., 1992. — 4.1.
  80. С.Ф., Тюнников Ю. С., Тюнникова С. М. Игра и учение. Теория, практика и перспективы игрового обучения. М., 1992. — 4.2.
  81. Г. А. Организационно-деятельностная игра в системе повышенияквалификации. // Советская педагогика. 1989. № 9. С. 68−71
  82. С.Д. Культура как общесоциологическая категория.
  83. Дисс.канд. филос.наук. М., 1985. С.40
  84. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т. М. Практикум по игровой терапии. СПб.: Изд-во «Речь" — «ТЦ Сфера», 2001. — 400 с.
  85. Н.С. Культура и общественный прогресс. М., 1980.
  86. А.А., Овчинникова О. В. Игровые моменты при изложении темы «Символьные величины»// Информатика и образование. 2000. — № 3. — С.45−52.
  87. А. А. Сканворды на уроках информатики // Информатика и образование. -2004. № 5. С. 27−35.
  88. А.А., Яшина О. В. Игра как метод обучения при решении задачна уроках информатики // Информатика и образование. 2000. — № 1. -С. 69−72.
  89. И.И. Педагогические условия развития речевых коммуникацийстарших школьников. Автореф. дис. канд. пед. наук. Ростов н — Дону, 1997.
  90. В.В., Замогильнова JI.B. О подготовке учителей информатики. //
  91. Информатика и образование 2000. — № 1.- С. 27−31.
  92. Игра детская. //Пед. словарь.-М., АПН СССР, 1960.-Т.1.-774 с.
  93. Игра дошкольника /Сост. Зворыгина Е.В./ М., 1989.- 230 с.
  94. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии.1966. № 6. С. 75
  95. Игры учащихся феномен культуры. М., 1994.
  96. Избранные философские произведения. Т.5. М.: Изд-во соц.-эк. лит-ры, 1958−903с.
  97. Информатика: Учебник/Под ред. проф. Н. В. Макаровой. М.: Финансы истатистика, 2000. 950с.
  98. Информационная культура в структуре новой парадигмы образования:
  99. Сб. статей / Науч. ред. Н. И. Гендина. Кемерово: Кемеровская Гос. Академия культуры и искусств. — 1999. -181 с.
  100. Информационная культура личности: диагностика, технология формирования: Учебно-метод. пособие, 4.1. / Гендина Н. И., Колкова Н. И., Старо дубова Н. И, Скипор И.Л.- Кемерово. 1999. — 167 с.
  101. Информационная культура личности: диагностика, технология формирования: Учебно-метод. пособие, 4.2. / Гендина Н. И., Колкова Н. И., Ста-родубова Н. И, Скипор И. Л.- Кемерово. 1999. — 108 с.
  102. Информационная культура. Новосибирск: Наука. Сиб. отд., 1990 133с.
  103. И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателявысшей школы: воспитательный аспект. Москва-Белгород: 1992.
  104. М.С. Человеческая деятельность. М., 1974.
  105. В.А. Курс информатики: состояние, методика и перспективы // ИнфО. 1990.- № 6.
  106. И. Сочинения. М., 1965. Т.З., 4.2.
  107. Карачаево-балкарско-русский словарь. -М.: Рус. яз., 1989. 830 с.
  108. С.Н. и Лысюк Л.Г. Игра и нравственное развитие дошкольников. М., 1986. — 420с. d
  109. В. К. Информационная технология в ОБРАЗОВАНИИ педвуза // Советская педагогика. 1991. № 11. С. 70−73
  110. В.Г. Вступительное слово на II Международном конгрессе «Образование и информатика» //Международное сотрудничество. 1996. № 2. -С.2.
  111. Л.Б. Особенности применения программированных материалов в учебном процессе. Автореф. дисс. канд. пед. наук. Л., 1978 -25с.
  112. Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учебн. заведений. М.: Изд. центр «Академия», 2001. — 176с.
  113. А.К. Активные методы обучения и воспитания. Методические указания. Ленинградский городской ИУУ. Л., 1988. С. 14−15.
  114. К. Информационная глобализация общества и гуманитарная ре-волюция//А1та Mater (Вестник высшей школы). 2002. № 8., с. 7
  115. Ю.М. Отзыв на статью// Начальная школа. 1998, № 4., 12
  116. Я.А. Материнская школа. СПб.- 1892. -64с.
  117. КонИ.С. Как построить свое «Я». М., 1991. С. 42, 67
  118. Концепция информатизации высшего образования Российской Федерации. М.: Пресс-Сервис, 1994. — 100с.
  119. Г. В. Информационные технологии в системе муниципального управления (социально-философский анализ). Дисс. канд. фил. наук. Ставрополь, 2002. 165с.
  120. Краткий психологический словарь/ Ред.-сост. Л.А.Карпенко- под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2 изд., расш., испр. и доп. -Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 1999. — 512 с.
  121. Л.К. Духовная культура как система. Дис. д-ра философ, наук. СПб, 1992.
  122. В. М. КВН по информатике // Информатика и образование, № 6−2003. С 41−46
  123. Т.В. Психология творческого мышления. М.: Педагогика, 1975.-303 с.
  124. А.Ф. Психология общая и экспериментальная. Л., 1925.
  125. Д.А. Целостность и структурность культуры// Культура как целостное явление. Проблемы и методология изучения. Сб. научных трудов. Л., 1983.
  126. A.M. Формирование общепедагогических умений средствами игры (в процессе подготовки и повышения квалификаций педагогических кадров): Автореф. дис.канд. пед. наук. Казань, 1992. — С. 17.
  127. М.М. Основы технологии обучения профессиональной педагогической деятельности. М., МО РФ, 1996.-232 с.
  128. М.М. Технология профессионального педагогического образования. М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 272с.
  129. И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981.- 185 с.
  130. О.Е. Технологические основы проектирования методической системы обучения иностранным языкам: концепция, теория, практика. -Монография. Волгоград: Перемена, 2002. — 224с.
  131. .Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии.- М., Просвещение, 1991.- 297 с.
  132. В.В., Лопатина Л. Е. Малый толковый словарь. М., 1990.
  133. А.Ф. История античной эстетики. Софисты. Сократ. Платон. — М.: Искусство, 1969.-715с.
  134. С.А. Педагогические теории и системы. Часть 2.- Омск.: 1997.124 с.
  135. А.С. Воспитание в семье и школе. Пед. соч.: В 8-ми томах. Т. 5.-М., 1984.
  136. А.С. Педагогические сочинения. В 8 т. Т.4. М.: Педагогика, 1984, -400с.
  137. Н. В. Системно-информационная концепция курса школьной информатики // Информатика и образование. 2002. № 12. С.5−14.
  138. Е. Д. Компьютерная игра в учебном процессе // Советская педагогика. 1989. № 4. С. 15−20
  139. Э.С. Понятие «культура» в системе современных социальных наук. М., 1972.
  140. К.Г. В целях активизации познавательной деятельности студентов // Вестник высшей школы. 1977. — № 19. С. 23−24.
  141. Маркова Галина Георгиевна. Трансформация современной культуры и способы ее познания: социально-философский анализ. Дисс. доктора филос. наук. Ставрополь, 2000. — 282с.
  142. A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. — М.: Педагогика, 1972. 112 с.
  143. A.M. Актуальные проблемы психологии высшей школы. -М.: Знание, 1977.-44 с.
  144. A.M. Психологическая структура, динамика развития познавательной активности // Вопросы психологии. 1982. — № 4. — С.5−17.
  145. М.И. Вопросы организации процесса проблемного обучения.- Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1971. 63 с.
  146. М.И. Организация проблемного обучения в школе. М.: Просвещение, 1977. — 240 с.
  147. М.И. Проблемное обучение: основные вопросы теории. М.: Педагогика., 1975. — 367 с.
  148. Е.А. Основы информационной культуры // Социс. 1994. -№ 11. -С.59
  149. В.М. Культура и история. М.: Политиздат, 1977. 199с.
  150. В.А., Рыжикова Н. В. Современные открытые уроки информатики. 8−11 классы. Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2002. — 352с.
  151. А.В. Учитель: мастерство и вдохновение. -М., 1986, — 160 с.
  152. Научные проблемы тестового контроля знаний: Тезисы докладов участников школы-семинара. -М.: ИЦПКПС, 1994. 67 с.
  153. Р.С. Психология. Кн. 3. М., 1995.
  154. Г. О. К философской интерпретации некоторых психологических теорий игры// Философская и социологическая мысль. 1989. № 2. С. 3949.
  155. О минимальном содержании образовательных программ основной общеобразовательной школы//Первое сентября. 16.08.97. № 79.
  156. О ходе реализации Программы информатизации образования в Российской Федерации на 1994 1995 г. г. Решение коллегии Министерства образования Российской Федерации 4/1 от 22.02.95 г. ИНФО, N4, 1995 г., с. 7−81.
  157. Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования. Информатика. Приложение к приказу Минобразования РФ от 30.06.99, № 56.
  158. К.Р. Информационно-компьютерная культура в контексте готовности личности к самообразованию. // Материалы научной конференции «Гражданское образование в современной школе», ЧелГУ, 1998, с.99−107
  159. В. Основы проблемного обучения. М.: Просвещение, 1 968 208с.
  160. Основные компоненты содержания информатики в общеобразовательных учреждениях. Приложение 2 к решению Коллегии Минобразования РФ от 22.02.95 № 4/1// Информатика и образование. 1995. № 4. С. 17 — 36.
  161. Основы информационной культуры: Сборник методических материалов / Кемер. гос. ин-т искусств и культуры- Науч-метод. центр гор. упр. образования. Кемерово. — 1999. — 250 с.
  162. В.А. Информатика: Учеб. для вузов. М.: Высш. шк., 2000.-511 с.
  163. И.М. Турнир по информатике //Информатика и образ.2002. № 12. С.83−88.
  164. Э.С. Критический анализ исследований социализации школьной молодежи в США: Автореф. дис.канд. философ, наук. -М., 1982.
  165. Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие. —Ростов н/Д: Феникс, 2002.-544с.
  166. Педагогика и психология высшей школы. /Ред. С. И. Самыгин.-Р.-на.-Д.: Феникс, 1998. 526 с.
  167. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей. Под ред. П. И. Пидкасистого. М., Российское педагогическое агентство, 1996. 602 с.
  168. Педагогика./ Сост. Макаев В.В.- Часть 1 и И. Пятигорск: Гос. лингв, университет, 1992.-213 с. и 154 с.
  169. Педагогический словарь. /Ред. Каиров И.А.- М., АПН СССР, 1960.-774 с.
  170. И.Р. Педагогическая игра как средство формирование коммуникативных умений у будущих учителей. Дис. канд. пед. наук. Д., 1984. -С.152.
  171. В. А. Стратегии игр // Информатика и образование, № 7— 2003 С. 45−48
  172. П.И., Хайдаров Ж. С. Технология игры в обучении и развитии: Уч. пособ. М.: МПУ, 1996. — 269 с.
  173. Л.Ф., Ситников Ю. К. Познавательная деятельность студентов в условиях компьютерного обучения// Педагогика. 1999. — № 7. — С. 3438.
  174. Е.А., Сиротинина С. А. Командные соревнования по информатике. // Информатика и образование 2000. — № 2.- С.63−66.
  175. О.Н. Деловая игра на уроке информатики // Информатика образование, № 3—2003
  176. В.М. Научно-педагогическая информация. Словарь-справочник. М.: Новая школа, 1995. — 256с.
  177. С.В. Организационно-деятельностные игры: мышление в «зоне риска"//WWW. aha. ru/~amonet/.
  178. Программа информатизации образования в Российской Федерации на 1994 1995 г. г. ИНФО, № 6, 1993 г., с. 8−23.
  179. А.С. Возможности игровой технологии: понятия и термины педагогика № 3, 1999. С. 121−126.
  180. Психологический словарь. М., Педагогика, 1983.- 448 с.
  181. Психология игры. М., 1978. С. 141, 282
  182. Е.А., Бекалдиева Э. Х. Урок-игра «Компьютерное кафе» // Информатика и образование, № 2—2004, с. 49
  183. В. Г. Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения физике. М.: Педагогика, 1983.
  184. А.И. Философия компьютерной революции. М.1991, с, 32−33.
  185. А.И. Цивилизация, культура технология и рынок//Вопросы философии, 1992, № 5.
  186. Н. М. Проблемы компьютерного обучения в изданиях последних лет // Педагогика. 1999. № 3−4. С. 113−117.
  187. Н.Н. Общая теория статистики. М., 1997.
  188. Г. К. Педагогические технологии // Школьные технологии. 1998, № 2.С.11.
  189. Г. К. Современные образовательные технологии. М., 1998.
  190. И. Г. Грамотность, образованность, культура/УИнформатика и образование. 2002. № 1. С. 21−25.
  191. .А. Информационная культура: от папируса до компактных оптических дисков // Библиогр. 1994. — № 1. — С. 12
  192. Э.Л. Информационная культура общества и прогресс информатики // НТИ. Сер.1. 1994. — № 7. — С. З
  193. В. Мозг как вычислительная система//Информатика и образование. 1987. № 6.
  194. Н.Г. Развитие гуманитарной культуры учителя как становление его профессионализма. Дис.канд. пед. наук. Ставрополь, 1996.
  195. В.А. и др. Педагогика. Учебное пособие. М.:Школа-Пресс, 2000−512с.
  196. В.А., Подымова JT.C. Педагогика инновационной деятельности.- М., 1997.-308 с.
  197. В.М. Основы проектирования образовательных стандартов. Методология, теория, практический опыт. М., 1996., с. 13−24.
  198. Ю.В. Формирование и развитие основ психолого-педагогической компетентности будущих специалистов системы дополнительного общего образования школьников. Авт. дисс.к. пед. н.- Ставрополь, 2000. 185 с.
  199. Социология спорта США. М.: «Физкультура и спорт», 1987 — 223с.
  200. Г. Основания психологии. СПб., 1897, С. 415.
  201. А.С. Игра это серьезно! — М.: Педагогика, 1981
  202. В.В. Теория и практика становления педагогического мастерства будущего учителя черчения: Дисс. докт. пед. наук.- М., 1997.- 387с.
  203. О.С. Научно-педагогические основы применения новых информационных технологий в профессиональной подготовке студентов экономических факультетов. Дисс. канд. пед. наук. Ставрополь, 2000. -160с.
  204. Столбовича J1.H. Жизнь творчество — человек. М.: Политиздат, 1985. -415с.
  205. Л.Д. Педагогика. Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов н/Д: «Феникс», 2000. 448 с.
  206. Н.Н. Система дидактических игр как средство формирования педагогической умелости и направленности: Дис. канд. пед. наук. Л., 1980.-С.78., с. 81.
  207. P.P. «КВН в кабинете информатики» // Информатика и образование. № 3. — 1999. — С.83−85.
  208. P.P. Занимательные этюды // Информатика и образование^ 5—2002. С.40−44
  209. А.Д., Трушина Г. Г. Информатика. Основы работы на персональных компьютерах. Юнита 1 / Совр. гуманит. ин-т. Москва, 1998. 63 с.
  210. А.П. Информация и прогресс. Новосибирск: Наука, 1998 г.
  211. В.Н. Теоретические основы педагогического стимулирования: Дисс. докт пед. наук.- М., 1997.- 348 с.
  212. Технология игровой деятельности. Рязань, 1994. С. 7
  213. А.А. Формирование профессиональной компетентности будущих учителей как условие развития информационно-компьютерной культуры младших школьников. Дисс. канд. пед. наук. Карачаевск, 2002.- 160с.
  214. В., Уников Е. От информатики для образования к информатике в культуре // Информатика и образование 1991, № 4, с. 112−113.
  215. А. Информатизация партии: необходимость концепции и принципы ее разработки // Кадры партии, 1990, № 2, с. 71.
  216. А. П. Информационная модель мышления. № 4—2002. С.
  217. Федеральный закон «Об образовании"//Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 3. С. 150.
  218. Г. Культура// Философская энциклопедия. М.: «Советская энциклопедия», 1983.
  219. Фрейд 3. По ту сторону принципа удовольствия/ Пер. с нем. М., 1925.
  220. А. Я. Об уточнении понятия «информация»//Педагогическая информатика. 2001. № 4.
  221. А. Я. Основные понятия информатики: информация информационный процесс -информационная культура. Информатика и образование. 2003. № 7.-С. 123
  222. JI.M., Кулагина И. Ю. Психологический справочник учителя. -М.: Просвещение, 1991. 287 с.
  223. А.Г. Становление личности. -М., 1972.
  224. С.Я. Педагогическая игра как метод формирования у студентов общественно-политических умений: Дис. канд. пед. наук. — JL, 1984. -С.164.
  225. Н.Ф. Развитие конструкторской мобильности школьников. В 2 ч. 4.1. Ставрополь: СГПИ, 1993.-261 с.
  226. Н.Ф. Развитие конструкторской мобильности школьников. В 2 ч. 4.2. Ставрополь: СГПИ, 1993. — 266 с.
  227. К.З. Культура и ценности. Тбилиси, 1984.
  228. Человек как предмет познания. JL, 1968. С. 20
  229. Г. И. Дидактические игры для изучения древовидной системы// Информатика и образование. 1999. — № 6. — С. 61−63.
  230. Г. А. Креативные игровые технологии обучения как средство самореализации учителей начальных классов в процессе их профессиональной деятельности. Дисс. канд. пед. наук. Карачаевск, 2002. 187с.
  231. В.А. Социокультурные аспекты информатизации образования: Научное издание. Ставрополь СГУ, 1996 — 68 с.
  232. А. В. Давайте поиграем//Информатика и образование. 2002. № 9.
  233. Ф. Собрание сочинений. В 8 т. Т.6. Статьи по эстетике. М.: Изд-во худ. лит-ры, 1957. — 791с.
  234. В. Психология раннего детства до 6-летнего возраста. Пб., 1922.-С.167.
  235. В.А. Моделирование в философии. -М., 1966. 301с.
  236. Г. П. Методологические замечания к педагогическому исследованию игры. М., 1966. Кон И. С. Как построить свое «Я». М., 1991. С. 42, 67.
  237. Д.Б. Психология игры. 2-е изд. — М.: ВЛАДОС, 1999. — 360с.
  238. М.А. Технологические основы игрового стимулирования в педагогике: Дис.канд. пед. наук. Карачаевск, 2000.
  239. С. Г. Формирование информационных умений и развитие творческих способностей учащихся. Информатика и образование, № 6— 2000. С. 70−73
  240. В.А. Теория и практика инновационной подготовки учителя в системе высшего педагогического образования. Дисс. на соиск. уч. ст. докт. пед. наук. Майкоп, 2000. — 340 с.
  241. В.А. Педагогическая психология: Учеб. пособие / Европ. ин-т экспертов. Спб.: Изд-во Михайлова В. А.: Изд-во «Полиус», 1998. -639с.
  242. Homo ludens. В тени завтрашнего дня. М., 1992. С. 7
  243. Piaget J. La formation du Symbolc cher enfant /imitation et jou/ Paris et heuchatcl, 1945.
Заполнить форму текущей работой