Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование эмоционально-нравственного опыта детей в дошкольном образовательном учреждении и семье

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Формирование, развитие социокультурного опыта возможно только с проявлением интереса ребенка к окружающей действительности, который побуждает, стимулирует процесс приобретения информации, знаний и ценностных установок, норм и способов взаимодействия с объектами социоприродного пространства, способствует их апробации, подтверждению в собственной практике. Эффективность формирования… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава I. Теоретические предпосылки разработки проблемы формирования эмоционально-нравственного опыта де- 10−84 тей в дошкольном образовательном учреждении и семье
    • 1. 1. Анализ современных исследований проблемы формирования опыта ребенка
    • 1. 2. Психолого-педагогические подходы к формированию эмоционально-нравственного опыта детей
    • 1. 3. Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьей
  • Глава II. Опытно-экспериментальное исследование формирования эмоционально-нравственного опыта детей во взаимодействии дошкольного образовательного учреждения и семьи
    • 2. 1. Организация опытно-экспериментального исследования формирования эмоционально-нравственного опыта детей
    • 2. 2. Содержание и механизмы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи
    • 2. 3. Результаты исследования формирования эмоционально-нравственного опыта детей

Формирование эмоционально-нравственного опыта детей в дошкольном образовательном учреждении и семье (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Ведущей целью воспитания в современных условиях является подготовка детей к жизненному самоопределению, формирование у них потребности в саморазвитии и самореализации, что отражено в таких основополагающих документах как закон «Об образовании», Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года и других. Воспитание рассматривается в них как «целенаправленная деятельность, осуществляемая в процессе образования, ориентированная на создание условий для развития духовности обучающихся на основе общечеловеческих ценностейоказание им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении, создание условий для самореализации личности"1.

Готовность ребенка к самоопределению, осуществляемый им выбор ценностей, нравственных норм, поступков, видов деятельности и референтных групп во многом зависит от качества его личного социального опыта, который приобретается им с раннего детства в семье, образовательных учреждениях, в процессе взаимодействия с окружающей средой. Определению условий для формирования у детей позитивного социального опыта, таким образом, должно уделяться особое внимание при изучении проблем организации воспитательного процесса в образовательных учреждениях разного типа и семье. Однако в современной теории и методике воспитания категория личного социального опыта ребенка недостаточно разработана. На протяжении многих десятилетий педагогические исследования, направленные на изучение содержания, видов личного опыта ребенка, возможностей его формирования в процессе воспитания, зависимости развития личности от качества социального опыта, фактически отсутствовали, что, вероятно, было обусловлено определенными идеологическими установками, связанными с приоритетом общественного над личным, идеализацией воспитывающего потенциала социалистического социума. В современных условиях проблема формирования социального опыта ребенка в педагогических исследованиях, методических разработках Министерства образования и науки РФ, публикациях обозначается все чаще.

Проблема формирования личного опыта ребенка актуальна применительно ко всем возрастным этапам развития личности. Особый интерес представляет процесс формирования опыта в дошкольном детстве, поскольку в этот период интенсивность его накопления наиболее высока, и опыт, полученный в этот период, выступает первичной основой развития субъектной позиции ребенка в процессе воспитания.

1 Закон «Об образовании» // Воспитать человека: сборник документов и материалов. — М.: Министерство образования РФ, 2002. — С. 4−6.

В силу психологических особенностей дошкольного возраста специального внимания заслуживает эмоционально-нравственный опыт ребенка. Высокая эмоциональность дошкольника обусловливает значение получаемого опыта для дальнейшего развития личности. В период дошкольного детства происходит становление первых представлений о нравственных нормах, отношениях, закладываются основы личностной позиции, в соответствии с которой ребенок в дальнейшем будет осуществлять свой нравственный выбор.

Основными источниками личного опыта ребенка дошкольного возраста являются семья и дошкольное образовательное учреждение, что обуславливает целесообразность изучения проблемы формирования эмоционально-нравственного опыта ребенка в тесной взаимосвязи с вопросами взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи. Анализ исследований показал, что процесс формирования эмоционально-нравственного опыта у детей дошкольного возраста не являлся до сих пор предметом специального исследования, а при изучении вопросов взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи категория личного опыта ребенка специально не анализировалась.

Таким образом, необходимость разработки теории и потребность современной практики воспитания в изучении формирования у детей личного опыта, недостаточная изученность потенциала дошкольного образовательного учреждения и семьи в процессе формирования эмоционально-нравственного опыта детей дошкольного возраста, его научно-методического обеспечения обусловили выбор темы исследования: «Формирование эмоционально-нравственного опыта детей в дошкольном образовательном учреждении и семье».

Объект исследования — эмоционально-нравственный опыт детей.

Предмет исследования — процесс формирования у детей эмоционально-нравственного опыта во взаимодействии дошкольного образовательного учреждения и семьи.

Цель исследования — разработать и обосновать содержание процесса формирования у детей эмоционально-нравственного опыта и обеспечивающие его эффективность механизмы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи.

Задачи исследования:

1. Раскрыть сущность эмоционально-нравственного опыта детей и выявить закономерности его формирования в дошкольном возрасте.

2. Обосновать содержание процесса формирования эмоционально-нравственного опыта детей в дошкольном образовательном учреждении и семье.

3. Разработать механизмы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи, обеспечивающие эффективность формирования у детей эмоционально-нравственного опыта.

Гипотеза. Процесс формирования эмоционально-нравственного опыта детей в дошкольном образовательном учреждении и семье эффективен, если:

— взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи направлено на формирование следующих элементов эмоционально-нравственного опыта: подтвержденные практикой нравственные представления ребенка, апробированные в ней правила и способы взаимодействия с окружающим миром, сопровождающиеся выражением чувств и своего отношения, эмоцииональной выразительностью и саморегуляцией;

— в качестве содержания процесса формирования у детей эмоционально-нравственного опыта выступает активно-действенное освоение детьми культурных ценностей, нравственных норм и социальных ролей в педагогических ситуациях, которые, сочетая в себе модели реальной действительности и сказочные сюжеты, обеспечивают включение ребенка в игровую, творческую, познавательную эмоционально окрашенную деятельность;

— основными механизмами взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи являются: включение родителей в творческую совместную деятельность с педагогами и детьмипедагогизация воспитательного процесса в семье и ее психолого-педагогическое сопровождениестимулирование активной воспитательной позиции родителей за счет включения их в проектирование воспитательного процесса, предметно-пространственной среды дошкольного образовательного учреждения.

Методологическую основу исследования составили положения социальной философии, педагогики и психологии о человеке как субъекте и объекте общественных отношений, ребенке как субъекте воспитаниявзаимосвязи теории и практики в процессе онтогенезаобъективных и субъективных факторах развития личности и обществавоспитании как процессе трансляции опыта от поколения к поколениюсоциальном опыте как факторе социализациикультурно-исторической обусловленности развития психики человекаоб активности личности в овладении ею социальным опытом, воплощенном в орудиях труда, языке, произведениях искусства, способах общения и т. п.

Теоретическую базу исследования составляют:

— современные социально-педагогические концепции воспитания и семьи, теоретические работы в области социального и нравственного воспитания (Е.В.Бондаревская, Ш. А. Амонашвили, В. Г. Бочарова, О. И. Волжина, Г. Н. Волков, С. В. Дармодехин, Н. С. Дежникова, В. А. Караковский, И. С. Кон, В. В. Краевский, К. В. Кулаев, Б. Т. Лихачев, А. В. Мудрик, Н. Д. Никандров, Л. И. Новикова, В. И. Петрова, Р. М. Рогова, Г. Н. Филонов, И. В. Цветкова, А. И. Шемшурина, Н.Е.Щуркова) — социально-психологичес1сие работы по проблемам формирования у детей социального опыта, теории присвоения ценностей культурно-исторического опыта (А.В.Запорожец, Л. С. Выготский, Л. А. Беляев, А. Г. Здравомыслов, А. Н. Леонтьев, В.Н.Мясищев) — теоретические подходы к образованию и воспитанию детей дошкольного возраста (К.А.Абульханова-Славская, А. Г. Асмолов, Т. И. Бабаева, Л. А. Венгер, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. В. Запорожец, С. А. Козлова, М. В. Крулехт, В. Т. Куцрявцев, В. С. Мухина, А. В. Петровский, Д. И. Фельдштейн, Д. Б. Эльконин и др.) — психолого-педагогические концепции нравственного воспитания детей дошкольного возраста, воспитания гуманности, нравственных чувств, отзывчивости и взаимопомощи, усвоения нравственных норм поведения, развития у дошкольников эмоциональной сферы личности (Л.И.Божович, В. С. Мухина, В. И. Логинова, В. Г. Нечаева, Е. В. Субботский, А. М. Виноградова, Л. П. Стрелкова, Л. П. Князева, А. Д. Кошелева, Ф.С.Левин-Ширина, Л. А. Пеньевская, Т.И.Понима-нская, Т. А. Репина, А. Г. Рузская, С. ГЯкобсон);

— теории семейного воспитания (В.М.Бехтерев, К. Н. Вентцель, П.Ф.Капте-рев, П. Ф. Лесгафт, В. В. Розанов, К. Д. Ушинский, И.Я.Яковлев) — исследования роли семьи в процессе становления личности ребенка (Г.Н.Гришина, И. В. Гребенников, В. К. Котырло, С. А. Ладывир, М. И. Лисина, Т. А. Маркова, А.Г.Харчев) — психолого-педагогические исследования совместной деятельности и взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи (В.И.Безлюдная, В. П. Дуброва, И. Ч. Красовская, А. А. Петрикевич, Л.И.Уманский).

Особое значение для исследования имели теоретические подходы к изучению воспитания как социокультурного феномена и педагогического процесса Государственного НИИ семьи и воспитания, результаты НИР по комплексной программе РАО «Воспитание как социальный феномен: состояние и перспективы развития».

Методы исследования. Применялась совокупность теоретических и эмпирических методов: теоретический анализ философской, педагогической, психологической литературы по проблеме исследованияобобщение опыта деятельности дошкольных образовательных учрежденийпедагогическое наблюдениебеседыанкетированиеанализ педагогической документации и методических материалов по вопросам содержания воспитательной деятельности и ее управленияанализ результатов творческой деятельности детейконстатирующий и формирующий педагогический эксперименты.

Исследование осуществлялось в три этапа:

Первый этап (1998;1999 гг.). Изучение научной литературы по теме исследованияанализ комплексных и парциальных программ воспитания и обучения детей дошкольного возраста, воспитательно-образовательных процессов в дошкольных образовательных учреждениях. Разработка плана экспериментальной работы.

Второй этап (2000;2002 гг.). Научное обоснование экспериментального исследования. Разработка механизмов и этапов взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи. Определение критериев и показателей сформированное&tradeэмоционально-нравственного опыта детей дошкольного возраста. Организация процесса формирования эмоционально-нравственного опыта в дошкольном образовательном учреждении и семье. Проведение опытно-экспериментальной работы по формированию эмоционально-нравственного опыта детей в процессе реализации содержания образовательных программ. Диагностика, сопоставление данных констатирующего и формирующего эксперимента.

Третий этап (2003;2004гг.). Обобщение результатов экспериментальной работы, уточнение теоретических положений, составляющих основу диссертационного исследования. Формулирование выводов и оформление работы.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в следующем: на основе теоретического анализа категории «опыта» и современных подходов к его формированию у детей выявлены сущностные характеристики эмоционально-нравственного опыта детей дошкольного возраста, состоящие в подтвержденных практикой знаниях, нравственных представлениях ребенка, апробированных в ней правил и способов взаимодействия с окружающими, сопровождающихся выражением чувств и своего отношения, эмоциональной выразительностью и саморегуляциейраскрыты закономерности формирования у детей эмоционально-нравственного опыта, заключающиеся в обусловленности качества опыта познавательными интересами ребенкав перенесении ребенком опыта проживания сказочных сюжетов, игровых ситуаций и ролей в реальную практику взаимодействия с окружающим миромв воспроизведении в опыте ребенка поведения окружающихв особом значении многократно упражняемого и одобряемого опыта нравственного поведенияопределено примерное содержание процесса формирования у дошкольников эмоционально-нравственного опыта в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи: активное освоение детьми культурных ценностей и социальных ролей в совместной с педагогами и родителями познавательной, игровой, творческой деятельности, основанной на сюжетах сказок и реальной действительности, эмоционально окрашеннойвыявлены критерии (когнитивный, коммуникативный, поведенческий, эмоциональный, интеллектуальный, волевой) и раскрыта система показателей сформированности у детей эмоционально-нравственного опытаразработаны механизмы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи, обеспечивающие эффективность формирования у детей дошкольного возраста эмоционально-нравственного опыта: включение родителей в творческую совместную деятельность с педагогами и детьмипедагогизация воспитательного процесса в семьепсихолого-педагогическое сопровождение семьистимулирование активной воспитательной позиции родителей, их участия в управлении образовательным учреждением, проектировании его предметно-пространственной среды и воспитательного процесса.

Практическая значимость исследования заключается в разработке и апробации содержания процесса формирования у детей эмоционально-нравственного опыта, его научно-методическом обеспечении, разработке методов диагностики эмоционально-нравственного опыта, в определении и экспериментальном обосновании механизмов взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи, содержания подготовки педагогов и родителей к эмоционально-личностному взаимодействию с детьми, способствующие формированию эмоционально-нравственного опыта дошкольников. Результаты исследования могут использоваться при подготовке будущих специалистов дошкольного воспитания в средних специальных, высших учебных заведениях и в системе повышения квалификации педагогических кадров.

Достоверность выводов исследования обеспечена применением адекватного проблеме исследования методологического аппарата педагогической наукикомплексом совокупных методов, соответствующих предмету, целям и задачам исследованияосуществлением педагогических исследований в единстве с практической деятельностью и опорой на нее, сравнением результата исследования с результатами исследований других авторов и коллективовположительными результатами внедрения разработанного автором содержания воспитания детей во взаимодействии дошкольного образовательного учреждения и семьи, обеспечивающего формирование у них актуального эмоционально-нравственного опыта, апробацией материаловличным опытом работы диссертанта в дошкольных образовательных учреждениях.

Апробация и внедрение результатов проведенного исследования осуществлялись при непосредственном участии диссертанта в процессе организации педагогической деятельности в дошкольных образовательных учреждениях № 123,193 г. Тольятти, курсах повышения квалификации работников дошкольного образования при Институте непрерывного профессионального образования Тольяттинского государственного университета, Объединении дошкольных образовательных учреждений АО"АвтоВАЗ" г. Тольятти. Основное содержание диссертации отражено в выступлениях автора перед практическими работниками дошкольных образовательных учреждений г. Тольятти и Ставропольского района Самарской области. Основные теоретические положения и практические результаты исследования обсуждались на научно-практических конференциях г. Москвы (Московский государственный открытый педагогический университет, Московский городской педагогический университет, Академия повышения квалификации и подготовки работников образования), Тольятти (Тольяттинский филиал Самарского государственного педагогического университета, в настоящее время Тольяттинский государственный университет), Уфы (Башкирский государственный педагогический институт), Ростова-на-Дону (Ростовский государственный университет), на заседаниях научно-методического центра педагогического мастерства ГосНИИ семьи и воспитания РАО.

Положения, выносимые на защиту:

1. Сущность эмоционально-нравственного опыта ребенка дошкольного возраста заключается в совокупности апробированных в практике представлений о нравственных нормах, правилах и способах взаимодействия с окружающим миром, эмоционально окрашенных и обусловливающих его саморегуляцию и отношение к окружающему миру.

2. Основными закономерностями формирования эмоционально-нравственного опыта детей выступают: 1) обусловленность качества опыта познавательными интересами ребенка, 2) перенесение ребенком опыта проживания сказочных сюжетов, игровых ситуаций и ролей в реальную практику взаимодействия с окружающим миром, 3) воспроизведение в опыте ребенка поведения окружающих, 4) зависимость влияния опыта на развитие личности от многократности его упражнения и одобрения со стороны взрослых.

3. Содержание процесса формирования эмоционально-нравственного опыта детей в дошкольном образовательном учреждении и семье заключается в активном освоении детьми культурных ценностей и социальных ролей в совместной с педагогами и родителями эмоционально окрашенной познавательной, игровой, творческой деятельности, основанной на сказочно-мифологических сюжетах и реальной действительности.

4. Эффективность формирования эмоционально-нравственного опыта детей обеспечивается реализацией следующих механизмов взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи: а) включение родителей в творческую совместную деятельность с педагогами и детьмиб) педагогизация воспитательного процесса в семьев) психолого-педагогическое сопровождение семьиг) стимулирование активной воспитательной позиции родителей, их участия в проектировании предметно-пространственной среды и воспитательного процесса образовательного учреждения.

Структура диссертационного исследования определена логикой и последовательностью решения исследовательских задач диссертации. Работа состоит из введения, двух глав (шести параграфов), заключения, библиографии (более 250 источников) и приложений.

2.3. Результаты исследования формирования эмоционально-нравственного опыта детей.

В процессе проведения итогового этапа формирующего эксперимента мы использовали диагностические методики, применяемые нами в констатирующем эксперименте (беседы с детьми, наблюдения, создание педагогических ситуаций), свидетельствующие о положительной динамике формирования эмоционально-нравственного опыта у детей среднего и старшего дошкольного возраста. Для подтверждения или опровержения этих данных нами был проведен контрольный срез, который позволил получить точные данные о состоянии когнитивного, коммуникативного, поведенческого, эмоционального, интеллектуального и волевого компонентов (критериев) сформированное&tradeэмоционально-нравственного опыта у детей экспериментальных и контрольных групп среднего и старшего дошкольного возраста, а также проследить зависимость их сформированности от развития познавательных интересов детей. Для выявления динамики развития познавательных интересов детей дошкольного возраста мы использовали методики констатирующего эксперимента, в частности беседы с детьми, методику «Ситуация выбора», целенаправленное наблюдение, анализ продуктов деятельности детей (Приложение 6). В связи с тем, что для нас важно проследить количественные и качественные изменения в показателях уровней развития познавательных интересов у детей к русской народной сказке, мы провели так же методики на выявление сказок детьми (Приложение 14).

Уровни развития познавательных интересов детей к сказке мы оценивали по следующим критериям и показателям: 1) избирательный: широта, глубина, устойчивость- 2) эмоциональный: экспрессивность, избирательность по отношению к познавательному материалу, степень владения своими эмоциями в различных ситуациях- 3) интеллектуальный: пополнение своих знаний через различные источники информации, активность в обмене информации, отражение в деятельности- 4) волевой: активность в деятельности, степень сосредоточенности, соподчинение мотивов.

На основе полученных результатов нами были составлены диаграммы уровней развития познавательных интересов на каждого ребенка (Приложение 5), на детальном анализе которых мы условно разделили детей на три уровня (высокий, средний и низкий), а также провели анализ полученных диаграмм с первоначальными диаграммами (на этапе констатирующего эксперимента).

Сравнительные результаты экспериментальной и контрольной групп детей среднего дошкольного возраста показали: 1. к высокому уровню познавательных интересов в экспериментальной группе мы отнесли 10% детей (на начало экспериментальной работы данный уровень составлял 0%) — в контрольной группе мы не могли отнести к этому уровню ни одного ребенка- 2. средний уровень развития познавательных интересов в экспериментальной группе изменился с 33% до 62%, в контрольной группе с 35% до 45%- 3. на низком уровне развития познавательных интересов к началу работы находились 67% детей экспериментальной группы и 65% контрольной, по окончании опытно-экспериментальной работы остались на данном уровне развития — 28% детей экспериментальной и 55% детей контрольной групп.

Количественные результаты изменений уровней развития познавательных интересов у детей среднего дошкольного уровня отражены в таблице 3.

Заключение

.

Проведенное теоретико-эмпирическое исследование позволяет сформулировать следующие выводы.

Личный опыт ребенка представляет собой конкретную определенность деятельности, порожденное ею содержание, откристаллизовавшееся в виде знаний, умений, навыков, норм, правил, приемов, целей, ориентиров, идеалов. Опыт существует в объективной и субъективной форме.

Результатом освоения окружающего социоприродного пространства является определенный социокультурный опыт ребенка и готовность к созиданию на имеющейся основе нового социокультурного опыта с учетом опыта предшествующих поколений. Социокультурный опыт обуславливает характер личностной и «внутренней позиции» (Л.И.Божович) ребенка.

Сущность эмоционально-нравственного опыта ребенка дошкольного возраста заключается в совокупности апробированных в практике представлений о нравственных нормах, правилах и способах взаимодействия с окружающим миром, эмоционально окрашенных и обусловливающих его саморегуляцию и отношение к окружающему миру.

Эмоционально-нравственный опыт включает в себя: 1) опыт сочувствия, сопереживания- 2) опыт выражения своих эмоций через речь, мимику, пантомимику- 3) опыт эмоциональной саморегуляции- 4) опыт мотивированной оценки и самооценки- 5) опыт самостоятельного нравственного поведения, проявления его в различных ситуациях- 6) опыт избирательного отношения к познаваемому материалу- 7) опыт пополнения знаний через различные источники информации- 8) опыт активного обмена информации- 9) опыт активности в деятельности (опыт принятия цели, планирования деятельности, достижения результата) — 10) опыт соподчинения мотивов.

Формирование, развитие социокультурного опыта возможно только с проявлением интереса ребенка к окружающей действительности, который побуждает, стимулирует процесс приобретения информации, знаний и ценностных установок, норм и способов взаимодействия с объектами социоприродного пространства, способствует их апробации, подтверждению в собственной практике. Эффективность формирования эмоционально-нравственного опыта у детей дошкольного возраста выражается в критериях: когнитивный, коммуникативный, поведенческий, эмоциональный, интеллектуальный, волевой. Каждый из выделенных критериев включает в себя три показателя: 1) когнитивный (знания, представления) — адекватные, аргументированные, определяют поступки детей- 2) коммуникативный (чувства, отношения) — эмпатия, отношение к поступкам других, отношение к своим поступкам- 3) поведенче-9 ский (поступки, поведение, привычки) — степень самостоятельности, принятие на себя роли, постоянство проявления в различных ситуациях- 4) эмоциональный — экспрессивность, избирательность в отношении к познавательному материалу, степень владения своими эмоциями в различных ситуациях- 5) интеллектуальный — пополнение своих знаний через различные источники информации, активность в обмене информацией, отражение в деятельности- 6) волевой — активность в деятельности, степень сосредоточенности, соподчинение мотивов.

На основе выделенных критериев, показателей разработана и апробирована система определения уровней эмоционально-нравственного опыта (высокий, средний и низкий), направленная на своевременное выявление и эффективную коррекцию процесса формирования эмоционально-нравственного опыта детей педагогами дошкольных образовательных учреждений.

Основные уровни развития познавательных интересов дошкольников, определяются на основе избирательного (широта, глубина, устойчивость), эмоционального, интеллектуального и волевого критериев.

Содержание процесса формирования у детей эмоционально-нравственного опыта в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи заключается в активном освоении детьми культурных ценностей и социальных ролей в совместной с педагогами и родителями эмоционально окрашенной познавательной, игровой, творческой деятельности, основанной на сказочно-мифологических сюжетах и реальной действительности.

Реализация процесса формирования у детей эмоционально-нравственного опыта наиболее действенна на основе развития познавательного интереса ребенка к русской народной сказке, которая своей формой, содержанием и приемами воздействия на детей соответствует условиям и требованиям к ней как к педагогическому материалу. Интересным содержанием, простой, выразительной формой, живым, образным языком она привлекает внимание ребенка, действует на его чувства, способствует нравственному и эмоциональному воспитанию детей.

Наиболее эффективные формы воспитательно-образовательной работы с детьми по формированию эмоционально-нравственного опыта: занятия, включающие в себе рассказывание сказки, беседу по нейсовместная деятельность педагога с детьми — познавательная, художественно-речевая, театрализованная и самостоятельная деятельность детей — игровая, театрализованная, продуктивная и т. д.- экскурсииа также игры-упражнения для воспитания гуманного отношения к сверстникам, упражнения на выражение дружеских чувств, симпатий, сочувствия к окружающим, специально подготовленные и естественные ситуации-упражнения с нравственным содержанием, с целью обогащения детей нравственными представлениями на основе реализации имеющихся знаний в деятельности через пробуждение сочувствия, сопереживания, стремлении к оказанию помощи, вниманияприобретения детьми опыта эмоционально-нравственного поведения.

Основными закономерностями формирования у детей эмоциональнонравственного опыта выступают: 1) обусловленность качества опыта познавательными интересами ребенка, 2) перенесение ребенком опыта проживания сказочных сюжетов, игровых ситуаций и ролей в реальную практику взаимодействия с окружающим миром, 3) воспроизведение в опыте ребенка поведения окружающих, 4) зависимость влияния опыта на развитие личности от многократности его упражнения и одобрения со стороны взрослых.

Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи рассматривается как форма совместной деятельности педагогов и родителей, построенная, во-первых, на добровольных, доверительных, партнерских взаимоотношениях, согласованных действиях обоих сторон, во-вторых, имеющая общую цель воспитания детей, в-третьих, требующая создания и выполнения ряда условий, как в дошкольном учреждении, так и в семье.

Эффективность формирования у детей эмоционально-нравственного опыта обеспечивается реализацией следующих механизмов взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи: а) включение родителей в творческую совместную деятельность с педагогами и детьмиб) педагоги-зация воспитательного процесса в семьев) психолого-педагогическое сопровождение семьиг) стимулирование активной воспитательной позиции родителей, их участия в управлении образовательным учреждением, проектировании его предметно-пространственной среды и воспитательного процесса.

Дифференцированная работа с родителями в зависимости от степени их активности (полное, частичное, недостаточное взаимодействие и отсутствие взаимодействия) приводит к качественным изменениям у детей: активность ребенка в группе, свобода в общении, в эмоциональной выразительности, в высказывании своих суждений, в оценке и самооценке своего поведения и поведения других детей, взрослых, героев произведений, в уверенности в правильности своих высказываний, изменения поведения ребенка, проявление его интересов, эмоциональное состояние.

Проведенное нами исследование не исчерпывает всех возможных аспектов проблемы формирования эмоционально-нравственного опыта дошкольников. Каждое из условий (дошкольное образовательное учреждение и семья) может быть подвергнуто более глубокому изучению и выявлению дополнительных факторов, способствующих дальнейшему формированию эмоционально-нравственного опыта.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.К. Развитие познавательных интересов у учащихся первого и второго классов начальной школы: Автореф.дис.канд.пед.наук (по психологии).- М., 1953.-15 с.
  2. В.В. Роль совместной деятельности в проявлении гуманного отношения к сверстнику у дошкольников: Автореф.канд.психол. наук — М., 1981.-27 с.
  3. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности.-М.: Наука, 1980.- 336 с.
  4. Ю.П. Семейная педагогика. Педагогика любви и свободы.- М.: Аргументы и факты, 1993.-603 с.
  5. Н.М. Воспитание детей раннего возраста.-М.:Медицина, 1977. -143 с.
  6. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении / Под ред. Г. И. Щукиной.-М.: Просвещение, 1984.-176 с.
  7. Актуальные проблемы культуры XX в-М.: О-во «Знание» РФ, 1993−191с.
  8. А.В. Особенности поведения застенчивых детей и методы их воспитания: Автореф.дис.канд.пед.наук.-JI., 1976.-13 с.
  9. Ш. А. Созидая человека.-М.: Знание, 1982.-96 с.
  10. .Г. Познавательные интересы и потребности // Ученые записки ЛГУ.-1959.- № 256. Вып. 6. -С. 41−60.
  11. .Г. Человек как предмет познания.-Л.: Изд-во ЛГУ, 1968−339с.
  12. А.А. Влияние стиля педагогического общения на познавательную активность учащихся на уроке: Автореф.дис.канд.психол.наук.-Л., 1984.-20 с.
  13. О.А. И.И.Бецкой о воспитании детей дошкольного возраста // Межвузовский сборник научных трудов.-Шадринск, 1992.-С.4−14.
  14. Н.Е. Особенности осознания своих умений у детей 5−7 лет: Автореф.дис.канд.пед.наук (по психологии).-М., 1959.-18 с.
  15. А.И., Медков В. М. Социология семьи.-М.:Изд-во Международного университета бизнеса и управления, 1996−304 с.
  16. Т.В. Значение способов общения в игре для регуляции детских отношений // Деятельность и взаимоотношения дошкольников / Под ред. Т. А. Репиной.-М.: Педагогика, 1987.-189с.-С.71 -107.
  17. Д.М., Заика Е. В. Идеи А.В.Запорожца о развитии личности дошкольника // Вопросы психологии, 1995, № 5.-С. 87−99.
  18. Е.А. Ребенок в дошкольные годы / Под ред. А. В .Запорожца, В. В. Давыдова.-М.: Просвещение, 1968.-445 с.
  19. А.Г. Психология личности.-М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990.-367 с.
  20. Ю.К. Педагогика.-М.:Педагогика, 1983 540 с.
  21. Е.С. Формирование у детей старшего дошкольного возраста интереса к русской семейной традиционной культуре: Автореф.дис. канд.пед.наук.-М., 1996−21с.
  22. И.А. Особенности общения со сверстниками и взрослыми у дошкольников с разным опытом жизни и воспитания // Новые исследования в психологии, 1992, № 2.- С. 38−42.
  23. Г. И., Кузина Г. Ф. Народная педагогика в воспитании дошколь-ников.-М.: А.П.О., 1995−72 с.
  24. В.И. Взаимодействие детского сада и семьи в педагогической коррекции отношений дошкольников со сверстниками: Автореф.дис. канд.пед.наук.-М., 1988.-24 с.
  25. М.Ф. Основные положения психологии интереса / Ученые записки Иркутс.пед.ин-та.- 1940.- Вып. 5.-С. 212−257.
  26. JI.A. Философия воспитания как основа педагогической деятельности -Екатеринбург, 1993 С.96−109.
  27. Н.А. Философия свободы. Смысл творчества.-М.: Правда, 1989 — 608 с.
  28. .А. Взаимодействие детского сада и семьи как фактор совершенствования подготовки детей 5−6 лет к школе (по материалам России и Бенина): Дис.канд.пед.наук -СПб, 1993 200 с.
  29. М. Народная сказка и ее роль в воспитательной работе с детьми //Дошкольное воспитание, 1943, № 5-С.2.
  30. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте.-М.: Просвещение, 1968.-464 с.
  31. Л.И. Познавательные интересы и пути их изучения.-М.: Известия АПН РСФСР, 1955. Вып.З.-С. 3−14.
  32. Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков.-М.: Педагогика, 1972.-С. 7−74.
  33. Л.И. Психологический анализ условий формирования и строения гармоничной личности / Психология формирования и развития личности.-М.: Наука, 1981.-365 с.
  34. Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности / Под ред Д. И. Фельдштейна.-М.: Междунар.пед.акад., 1995.-209 с.
  35. JI.И., Конникова Т. Е. О нравственном развитии и воспитании детей // Вопросы психологии, 1975, № 1.-С.80−89.
  36. В.В. Общение и взаимовлияние в процессе воспитания // Сов. Пе-дагогика-1988, № 2- С.65−69.
  37. В.Б. Познавательный интерес личности // Народное образование, 1966, № 1.- С. 42−48.
  38. Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения.-М.: Педагогика, 1990.— 144 с.
  39. И.Н. Особенности осознания поступков детьми от 2 до 5 лет: Автореф.дис.канд.пед.наук (по психологии).-М., 1965.-20 с.
  40. С.С. Формирование гуманистической направленности общения у старших дошкольников: Автореф.дис.канд.пед.наук.-Липецк, 1999.-22 с.
  41. С.А. Художественно-творческая деятельность в семье как фактор развития детей дошкольного возраста: Автореф.дис.канд.пед. на-ук.-Минск, 1999.-20 с.
  42. А. Психическое развитие ребенка.-М.: Просвещение, 1967.-195с.
  43. Ю.В., Василькова Т. А. Социальная педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие для студ.пед.вузов и колледжей-М.:Издательский центр «Академия», 1999.-440 с.
  44. Л.А. и др. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / Под ред. Л. А. Венгера.-М.: Педагогика, 1986.-222 с.
  45. Л.А., Мухина B.C. Психология.-М.:Просвещение, 1988.-335 с.
  46. К.Н. Свободное воспитание: Сб.избр.тр.-М.:АПО, 1993.-170 с.
  47. Н.А. Пути косвенного влияния на самостоятельную художественную деятельность детей // Самостоятельная художественная деятельность дошкольников / Под ред. Н. А. Ветлугиной.-М.:Педагогика, 1980.208 C.-C.36−61.
  48. В.К. Психология эмоциональных явлений.-М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976.-143 с.
  49. О.И. Семья как социокультурная ценность: Автореф.дис. д-ра. социол. наук-М., 2002.-40 с.
  50. А.Г. Семья объект демографии. -М.: Мысль, 1986.-271 с.
  51. Г. Н. Этнопедагогика.-М.: Академия, 1999.-168 с.
  52. С.Я. Семья и брак в историческом развитии.-М., 1937.
  53. Воспитание гуманных чувств у детей / Под ред.Л. Н. Проколиенко, В. К. Котырло.-Киев: Рад.шк., 1987.-172 с.
  54. Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова.-М.: Педагогика, 1991.-480 с.
  55. Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол. очерк-М.: Просвещение, 1991.-93 с.
  56. Л.С. Вопросы детской психологии.-СПб.:СОЮЗ, 1997.-220с.
  57. Л.С. Избранные психологические произведения.-М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959.-519 с.
  58. П.Я. Методы обучения и умственного развития ребенка.-М.: Изд-во МГУ, 1985.-45 с.
  59. Г. В. Сочинения.-T.IV.-M.: Соцэкгиз, 1959 440 с.
  60. И.Г. Философско-методологические проблемы изучения кооперативных процессов в обществе // Самоорганизация: кооперативные процессы в природе и обществе.-М., 1990- С. 94.
  61. Д.П. Общение со взрослыми и познавательная активность детей // Дошкольное воспитание, 1977, № 9.-С. 44−48.
  62. Л.А. Потребности и интересы // Советская педагогика, 1939, № 8−9-С. 129−143.
  63. Л.А. Психология и педагогика интереса.-Киев: Родянска школа, 1940.-58 с.
  64. И.В. Основы семейной жизни .-М.:Просвещение, 1991.-156с.
  65. И.В. Укрепление взаимосвязи общественного и семейного воспитания детей и подростков // Сов. педагогика, 1985, № 1- С.80−86.
  66. Г. Н. Народная игра как средство развития взаимоотношений между родителями и детьми в семье: Автореф.дис.канд.пед.наук.-М., 1990—17с
  67. В.В. Личности надо «выделаться».// С чего начинается лич-ность.-М., 1979.
  68. В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теорет. и экспе-рим.психол.исслед.-М.:Педагогика, 1986.-239 с.
  69. A.M. Роль игровой деятельности в развитии познавательных интересов у детей 4 года жизни: Автореф.дис.канд.пед.наук.-Ереван, 1988.-20 с.
  70. С.В. Семья и государство: Монография-М.: Государственный НИИ семьи и воспитания, 2001.-208 с.
  71. Детский сад и семья/ Н. Ф. Виноградова, Г. Н. Година, Л. В. Загик и др.- Под ред.Т. А. Марковой.- 2-е изд., испр. и доп.-М.:Просвещение, 1986.-207 с.
  72. Н.Д. Интерес и внимание: Ученые записки ин-та им. К.Либк-нехта-М., 1941. Т.5.-С. 21−38.
  73. О.Г. Проблемы нравственности -М.: Наука, 1977 333 с.
  74. В.Н. Психология семьи.-М.: КСП, 1996.- 160 с.
  75. В.П. Влияние педагогической позиции родителей на воспитание самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дис.канд.пед.наук.-Минск, 1997.-21 с.
  76. В.П. Теоретико-методические аспекты взаимодействия детского сада и семьи: Учебное пособие-Минск, 1997.-74 с.
  77. М.А. Коррекционно-педагогическая работа по социальному воспитанию дошкольников в детском доме: Автореф.канд.пед.наук.-М., 1998.-16 с.
  78. В.В. Перспективы исследований семьи: Анализ, моделирование, управление.-М.:Мысль, 1987- 173 с.
  79. Т.И. Педагогические условия формирования доброжелательных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста: Авто-реф.дис.канд.пед.наук.-М., 1986.-22 с.
  80. И.В. Эмоция как знак и символ внутреннего мира ребенка // Ребенок в мире культуры / Под общ.ред. Р. М. Чумичевой.-Ставрополь: Ставро-польсервисшкола, 1998.-С.226−254.
  81. А.Л. Совместная деятельность как объект социально-психологического исследования // Совместная деятельность: методология, теория, практика.-М., 1988- С. 19−36.
  82. Л.В. Пути активизации влияния семьи на воспитание коллективистской направленности поведения детей старшего дошкольного возраста: Автореф.дис.канд.пед.наук.-М., 1976.-23 с.
  83. А.В. Воспитание эмоций и чувств у дошкольника // Эмоциональное развитие дошкольника / Под ред. А. Д. Кошелевой.-М.: Просвещение, 1985.-176 с-С.8−28.
  84. А.В. Значение ранних периодов детства для формирования детской личности // Принцип развития в психологии: Сб.статей.-М.: Наука, 1978.-368 с.
  85. А.В. Избранные психологические труды: В 2-х т. Т.1. Психическое развитие ребенка.-М.: Педагогика, 1986.-е. 308.
  86. А.В. Об эмоциях и их развитии у ребенка // Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста: Психологические исследования / Под ред. А. В. Запорожца, Я. З. Неверович. НИИ дошкольного воспитания АПН СССР.-М.: Педагогика, 1986.- 176 с.
  87. А.В. Психология восприятия сказки ребенком дошкольником // Дошкольное воспитание, 1948, № 9 -С.34−41.
  88. Л.Ф. Особенности возникновения и развития познавательного интереса к сезонным изменениям в жизни растений у детей среднего и старшего дошкольного возраста: Автореф.дис.канд.пед.наук.-М., 1970.-21 с.
  89. Г. В. Моделирование воспитательного процесса в детском оздоровительном лагере (на примере Всероссийского детского центра «Орленок»): Автореф.дис.канд.пед.наук.-М., 2003- 26 с.
  90. О.Л., Ганичева А. Н. Семейная педагогика и домашнее воспита-ние.-М.: Академия, 1999.-160 с.
  91. А.Г. К классификации эмоций // Вопросы психологии, 1991, № 4. -С. 96−98.
  92. Р.Н. Первые зачатки чувства долга у детей дошкольного возраста: Автореф.дис.канд.пед.наук-М., 1951.-18 с.
  93. И.И. Речевая коммуникация культурный способ жизнедеятельности ребенка // Ребенок в мире культуры / Под общ.ред. Р. М. Чумичевой.-Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 1998.-С.370−407.
  94. В.Г. Основные положения теории интереса в свете проблемы отношений человека Ученые записки ЛГУ.- 1959.- № 214.- Вып. 9-С.64−67.
  95. В.М. Игра как средство нравственного воспитания младшего дошкольника в семье: Автореф.дис.канд.пед.наук.-М., 1983.-24 с.
  96. А.Г. Индивидуальный стиль педагогического общения воспитателя детского сада: Автореф.дис.канд.психол.наук.-М, 1989.-16 с
  97. Истоки: Базисная программа развития ребенка-дошкольника / 2-е издание, испр. и доп.-М.: Издательский дом «Карапуз», 2001.-303 с.
  98. К вопросу о генезисе, функциях и структуре эмоциональных процессов у ребенка // Вопросы психологии, 1974.-С59−73.
  99. З.Р. Формирование нравственных норм у старших дошкольников в разных условиях семейного воспитания: (На материале нравственной нормы «отзывчивость»): Автореф.дис.канд.психол.наук.-М, 1987.-26 с.
  100. Н.С. Роль народной сказки в воспитании ребенка-дошкольника.-Известия АПН РСФСР, 1947.-Вып. 11.-С. 141−155.
  101. Н.С. Художественное слово в воспитании детей (ранний и дошкольный возраст).-М.: Педагогика, 1972.-151 с.
  102. С.Н., Лысюк Л. Г. Игра и нравственное развитие дошкольника.-М.: Изд-во МГУ, 1986.-142 с.
  103. О.Л., Маханева М. Д., Стеркина Р. Б. Перспективная модель организации деятельности дошкольного образовательного учреждения.-М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1998.-72 с.
  104. А.Г. Воспитание чувств.-М.:Педагогика, 1971.-195 с.
  105. А.Г. Психология личности.-М.: Просвещение, 1970 — 391 с.
  106. А.Г., Мясищев В. Н. Психологические особенности человека.Т1. Характер.-Л., 1957.-188 с.
  107. Я.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка.-М.: Просвещение, 1981.-127 с.
  108. С. «Я Человек»: Программа приобщения ребенка к социальному миру.-М.: МГПУ, 1996.- 20 с.
  109. С.А. Концепция социального развития ребенка дошкольного возраста // В кн.: Теоретические проблемы воспитания и обучения дошкольников: Сборник научных трудов / Отв.ред. С. А. Козлова.-М.: МГПУ, 2001.-166c.-C.7−13.
  110. С.А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ.сред.пед.учеб.заведений.-М.:Издательский центр «Академия», 1998- 432с
  111. Конвенция о правах ребенка и ее реализация в современной России: Материалы науч.-практ. конф., посвященной 10-летию принятия ООН Конвенции о правах ребенка.-М.: Государственный НИИ семьи и воспитания, 2001.-100 с.
  112. Концепция дошкольного воспитания // Дошкольное воспитание, 1989, № 5- № 9.-С. 10−23- С. 48−69.
  113. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.-Москва, 2002.-28 с.
  114. А.А., Тамбовцева Т. С. Исследование индивидуального стиля педагогического общения // Вопросы психологии, 1990, № 2-С.62−69.
  115. В.К., Кулачковская С. Е., Ладывир С. А. Воспитание гуманныхчувств у детей-Киев, 1987.
  116. В.К., Ладывир С. А. Детский сад и семья-Киев: Радянска школа, 1984.-120 с.
  117. А.Д. Взаимодействие «взрослый-ребенок» и функциональная роль эмоциональных процессов в онтогенезе / Проблемы гуманизации воспитательно-образовательного процесса в детском саду: Межвуз. сб. науч. тр-Пермь: ПГПИ, 1993.-С.73−87.
  118. И.Ч. Формирование у старших дошкольников интереса к явлениям общественной жизни: (в совместной деятельности детского сада и семьи): Автореф.дис.канд.пед.наук-Минск, 1988.-20 с.
  119. В.Т. Развитое детство и развивающее образование: культурно-исторический подход, В 2-х Ч.-Дубна, 1997 -174с., 87с.
  120. Т.А. О воспитании у детей познавательных интересов // Дошкольное воспитание, 1976, № 9.-С. 38−42.
  121. Т.А. Воспитание познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста / Изучение познавательной и учебной деятельности школьников.-М.: МГЗПИ, 1981.-131с.-С. 11−13.
  122. Т.А. Воспитание познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста (на материале экскурсий в природу): Автореф. дис.канд.пед.наук.-М., 1978.-21 с.
  123. И.Э. Категориальное видение картины мира ребенком // Ребенок в мире культуры / Под общ.ред. Р. М. Чумичевой.-Ставрополь: Став-ропольсервисшкола, 1998.-С.295−347.
  124. И.Э. Ребенок в мире знаков речи. Ребенок в мире англоязычной культуры // Ребенок в мире культуры / Под общ.ред. Р. М. Чумичевой.-Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 1998.-С.407−456.
  125. Культурология. История мировой культуры: Учебное пособие для вузов / Под ред. А. Н. Марковой -М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1995.-221 с.
  126. Культурология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений // Под ред.Г. В. Драча.-Ростов-на-Дону, 1997.-576 с.
  127. Е.И. Воспитание чувств детей в семье.-Киев: Радянска школа, 1983.-120 с.
  128. Г. П. Роль эмоций в овладении дошкольниками правилами взаимоотношений со сверстниками: Автореф.канд.психол.наук.-Киев, 1982.-22 с.
  129. Левин-Щирина Ф. С. Воспитание чувств // Дошкольное воспитание, 1956, № 10.-С.4−14.
  130. А.А. Язык и разум человека.-М.:Политиздат, 1965.-128 с.
  131. А.Н. Потребности, мотивы и эмоции // Психология эмоций: Тексты / Под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер.-М.:Изд-во МГУ, 1984.-287c.-C. 162−171.
  132. А.Н. Проблемы развития психики.-М.:Изд-во Моск. ун-та, 1981.-284 с.
  133. П.Ф. Семейное воспитание и его значение.-М.: Педагогика, 1991.-146 с.
  134. В.Л. Влияние общения воспитателя с ребенком 5 года жизни на его эмоциональное благополучие: Автореф.дис.канд.пед.наук.-М., 1994—16с
  135. М.И. Общение со взрослыми у детей первых семи лет жизни.- В кн.: Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии.-М.: Изд-во МГУ, 1980.-304 с.-С. 107−113.
  136. М.И. Проблема онтогенеза общения.-М.: Педагогика, 1986.-144с.
  137. .Т. Педагогика. Курс лекций.-М.:Прометей, 1992.-528 с.
  138. Д.С. Заметки о русском.-М.: Сов. Россия, 1984.-62 с.
  139. Г. В. Гуманистические идеи русской народной педагогики в воспитании оптимистического мироощущения у дошкольников: Автореф.дис.канд.пед.наук.-М., 1995.-21 с.
  140. А.А. Проблема личного примера и авторитета родителей в воспитании детей: Автореф.дис.канд.пед.наук.-М, 1973.-29 с.
  141. А.А. Детская психология. -М.: Просвещение, 1971.-415 с.
  142. А.А. Очерки психического развития ребенка.-2-е изд.- пе-рераб.-М.: Просвещение, 1965.-363 с.
  143. Л.М. Формирование познавательных интересов у старших дошкольников в процессе организации элементарной поисковой деятельности (На материале природоведения): Автореф.дис.канд.пед.наук.-Л., 1975.-17 с.
  144. Т.А. Влияние семьи и семейного воспитания на формированиеличности ребенка// Основы дошкольной педагогики.-М.:Педагогика, 1980-С.229−250.
  145. Т.А. Детский сад и семья // Современные проблемы воспитания и обучения дошкольников в детском саду и семье: Сб.науч.тр.(АПН СССР, НИИ дошк.восп.).-М., 1982.-115с.-С.50−58.
  146. А. Самоактуализация // Психология личности: Тексты.-М.: Изд-во МГУ, 1982 -110 с.
  147. М.С. Социология семьи: Проблемы, теории, методология и методики.-М.:Наука, 1989- 112 с.
  148. Н.А. Развитие чувств у ребенка // Дошкольное воспитание, 1946, № 11−12.-С.7−10.
  149. А.И. Соотношение органического и социального в первоначальном развитии ребенка (на материале обучения слепоглухонемых) // Соотношение биологического и социального в человеке/ Под ред. А. В. Брушлинского.-М., 1975.-856 е.-С.456−468.
  150. В.М. Психологические особенности эмоционального развития ребенка в дошкольном учреждении: Автореф.дис.канд.психол.наук.-М, 2000.-22 с.
  151. М.Ф. Возникновение и развитие учебных интересов у детей младшего школьного возраста // Известия АПН РСФСР. Вып. 73., 1955. -С.15−54.
  152. Н.Г. Воспитание познавательных интересов у детей в семье — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.- 224 с.
  153. Н.Г. Учителю о познавательном интересе.-М.: Знание, 197 948 с.
  154. А.В. Введение в социальную педагогику. Учебное пособие для студентов-М.:Инстатут практической психологии, 1997.-365 с.
  155. А.Г. Развитие воспитательной деятельности педагогов детского оздоровительного центра в современных условиях (на примере МДЦ «Артек»): Автореф.дис.канд. пед. наук. -М., 2002 18 с.
  156. B.C. Значение ориентации на сверстника в усвоении нравственных норм детьми дошкольного возраста: Автореф.дис.канд.психол. наук.-М., 1999.-23 с.
  157. B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ.вузов.- 2-е изд., испр. и доп. -М.: Издательский центр «Академия».-456 с.
  158. B.C. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта.-М.: Педагогика, 1981.-240 с.
  159. В.Н. Основные проблемы и современное состояние психологии отношений человека // Психологическая наука в СССР / Ред. Коллегия Б. Г. Ананьева и др.- Т.2.- М.: Изд-во АПН РСФСР, I960.- 656 c.-C.l 10−125.
  160. Е.И. Дифференцированный подход к работе по повышению педагогической культуры родителей: Автореф.дис.канд.пед.наук.-М, 1979.-18 с.
  161. A.M. Брак, семья, закон-М.: Просвещение, 1984.-34 с.
  162. В.Г. Нравственное воспитание детей дошкольного возраста // В кн.: Основы дошкольной педагогики / Под ред. А. В. Запорожца, Т. А. Марковой.-М.: Педагогика, 1980.-272 с. -С. 122−148.
  163. В.Г., Маркова Т. А. Задачи, содержание и методы нравственного воспитания в детском саду.- В кн.: Нравственное воспитание в детском саду / Под ред.В. Г. Нечаевой, Т. А. Марковой.-М.: Просвещение, 1978.-256 с.
  164. В.И. Теоретические основы нравственного воспитания младших школьников в современной социокультурной ситуации: Автореф. дис. д-ра.пед.наук.-Ростов-на-Дону, 2004.-43 с.
  165. Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы.-М.: Три-вола, 1995.- 357 с.
  166. Общение детей в детском саду и семье / Под ред. Т. А. Репиной, Р.Б.Стер-киной.-М.: Педагогика, 1990.-150 с.
  167. Общение и оптимизация совместной деятельности / Под ред. Г. М. Андреевой, Я.Яноушека.-М.:Изд-во МГУ, 1987.-301 с.
  168. М.Р. Патриотическое и интернациональное воспитание старших дошкольников в семье и в детском саду: Автореф.дис.канд.пед. наук.-Ереван, 1988 17 с.
  169. Л.Ф. Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников: Книга для воспитателей детского сада.-М.: Просвещение, 1990.159 с.
  170. И.П. Лекции о работе больших полушарий головного мозга: Лекция 1 //Полн.собр.соч. -Т.4.-М.-Л., 1951.-С. 15−30.
  171. Е.А. О некоторых психологических вопросах взаимосвязи семейного и общественного воспитания // Психолого-педагогические проблемы семейного воспитания: Тез.докл. и выст.-Могилев, 1985.-Ч.1.-161 c.-C.l8−21.
  172. Педагогическая энциклопедия / Гл.ред. И. А. Каиров.-М.: Сов. энциклопедия, 1965.-Т 2.-911 с.
  173. Н.В. Роль организации когнитивного опыта ребенка старшего дошкольного возраста в развитии продуктивного воображения: Авто-реф.дис.канд.психол.наук.-М, 1999.-24 с.
  174. С.В. Теория и методика повышения эффективности процесса нравственного воспитания в дошкольном учреждении: Автореф.дис. докт.пед.наук- JL, 1991.-40 с.
  175. А.В. Дети и тактика семейного воспитания.-М.: Знание, 1981.-95 с.
  176. А.В. Проблема развития личности с позиции советской психологии // Вопросы психологии, 1984, № 4.-С. 15−29.
  177. . Избранные психологические труды.-М.: Просвещение, 1 969 659 с.
  178. Н.Н., Поддьяков А. Н. Проблемы обучения и развития творчества дошкольников Нижний Новгород, 1999 — 40 с.
  179. Н.К. Развитие познавательных интересов у старших дошкольников (В процессе труда по выращиванию растений): Автореф. дис.канд.пед.наук.- JL, 1968 23 с.
  180. А.И. Семья как организованный феномен // Динамика изменения положения женщины и семья.-М., 1972.
  181. Программа «Развитие» (основные положения).-М.: Новая школа, 199 464 с.
  182. Программа воспитания и обучения в детском саду / Отв.ред.М. А. Васильева.- М.:Просвещение, 1987.-192 с.
  183. Программа развития и воспитания детей в детском саду: Детство / В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и др.- Под ред. Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой, Л. М. Гурович.-СПб.: Акцидент, 1995.-288 с.
  184. М.М. Семья как самоорганизующаяся среда воспитания детей: Автореф.дис.канд.пед.наук.-Якутск, 1999.-22 с.
  185. В. Я. Исторические корни волшебной сказки — Л.: Изд-во Ленигр. Гос. ун-та., 1946.-340 с.
  186. A.M. Большой энциклопедический словарь— М.: Советская энциклопедия, 1991.-Т. 1.-862 с.
  187. Психология личности в трудах отечественных психологов.-СПб.: Питер, 2001.-480 с.
  188. Психология. Словарь / Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского.-2изд-М. Политиздат, 1990.-495 с.
  189. Н.Ф. Взаимодействие педагогов и старших школьников.-Л.:1. ЛГПИД989 83 с.
  190. Радуга: программа воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста в условиях детского сада / Т. Н. Доронова, С. Г. Якобсон, Е. В. Соловьева и др.-М.:Просвещение, 2003.-78 с.
  191. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста: Психологические исследования / Под ред. А. В. Запорожца, Я. З. Неверович. НИИ дошкольного воспитания АПН СССР.-М.: Педагогика, 1986.- 176 с.
  192. С. Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста как средство формирования личности: Автореф.дис. канд.пед.наук.-Душамбе, 1971.-34 с.
  193. Ребенок в мире культуры / Под общ.ред. Р. М. Чумичевой.-Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 1998.-558 с.
  194. Е.А. Общение как условие развития личности (Психология формирования и развития личности).-М., 1981- 188 с.
  195. Д.Э., Теленкова М. А. Словарь трудностей русского языка. Около 30 000 слов.-М.:Русский язык, 1976.-254 с.
  196. А.А. Психологический конфликт и особенности развития личности ребенка.-М.: Педагогика, 1988- 117 с.
  197. СЛ. Проблемы общей психологии.- М.: Педагогика, 1973.— 424 с.
  198. C.JI. Основы общей психологии-М.:Учпедгиз, 1980- 596 с.
  199. Л.И. О психологической сущности процесса воспитания.-М., 1982
  200. П.Г. Роль деятельности и руководство ее в развитии наблюдательности детей старшего дошкольного возраста // Ученые записки ЛГПИ им. А. И. Герцена. Т. 319 Л., 1966 — С. 22−29.
  201. Ю.И. Происхождение брака и семьи.-М.:Мысль, 1974- 309 с.
  202. Р.К. «Домашний театр» как средство гуманизации воспитательного процесса в нуклеарной однодетной семье: Автореф.дис.канд. пед. наук-М., 1995.-18 с.
  203. И.М. Избранные произведения.-М., 1953.-106 с.
  204. П.Г. Познавательные интересы дошкольников (от 3-х до 7-ми лет): Автореф.дис.канд.пед.наук (по психологии).-Тбилиси, 1966.-22 с.
  205. Словарь по этике / Под ред А. А. Гусейнова, И. С. Кона.-М.: Полииздат, 1989.-447 с.
  206. В.Н. Технология педагогического управления образовательным учреждением как условие успешной социализации дошкольника: Автореф.дис. кан.пед.наук.-Екатеринбург, 2002.-23 с.
  207. Е. Ранний дошкольный возраст: становление произвольного поведения // Дошкольное воспитание, 1998, № 3- С.85−94.
  208. Советский энциклопедический словарь / Гл.ред. А. М. Прохоров. 4-е изд,-М.:Сов.энциклопедия, 1989.- 1632 с.
  209. В.М. Социология нравственного развития личности.-М.: Политиздат, 1986.-239 с.
  210. Социологический энциклопедический словарь.-М.: Издательская группа ИНФРА-М-НОРМА, 1998.-488 с.
  211. Л.П. Психологические особенности развития эмпатии у дошкольников: Автореф.дис.канд.психол.наук.-М., 1987.-24 с.
  212. Л.П. Формирование сопереживания и сочувствия у дошкольников под влиянием сказки.- Педагогика и народное образование в СССР: Экспресс-информация, 1982, № 4.-С. 4−16.
  213. Е.И. Формирование положительных межличностных отношений у детей среднего дошкольного возраста: Автореф.дис.канд.пед.наук.-Киев, 1990.-24 с.
  214. Е.В. Ребенок открывает мир: Кн. для воспитателя дет.сада.-М.:Просвещение, 1991.-207 с.
  215. Н.Е. Полоролевое поведение ребенка как образ культурной жизни человека // Ребенок в мире культуры / Под общ.ред. Р. М. Чумичевой.-Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 1998.-С. 146−187.
  216. В.Я. Семья и формирование личности.-М.:Мысль, 1987.-351с.
  217. Н.И. Гуманистические основы воспитания детей в научном наследии А.В .Запорожца: Автореф.дис. канд.пед.наук.-М., 2001.-18 с.
  218. Л.И. Методы экспериментального исследования социально-психологических феноменов // Методология и методы социальной пси-хологии.-М.:Наука, 1977.-247 е., С.54−57.
  219. Учимся общаться с ребенком: Руководство для воспитателей детского сада / В. А. Петровский, А. М. Виноградова, Л. М. Кларина и др.-М.: Просвещение, 1993.-191 с.
  220. О.С., Танина Л. В. Развитие словесного творчества в разных видах художественной деятельности-Тольятти: Изд-во ТФ СГПУ, 2000.-104 с.
  221. К.Д. Собрание сочинений. В 10 Т.-М.-Л., 1948−1950.
  222. Д.И. Социализация и индивидуализация — содержание социального взросления и социально-психологической реализации детства // Мир психологии, 1998, № 1-С.5.
  223. Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова.-М.: Полииздат, 1991 .-559с.
  224. Философский энциклопедический словарь.-М.: ИНФРА-М, 1997.-576 с.
  225. А.Г. Брак и семья в СССР.-М.:Мысль, 1979 -367 с.
  226. Е.В. Формирование интереса к русской народной песне у детей 4−6 лет на занятиях по постановке голоса: Автореф.дис.канд. пед.наук.-М., 1996.-19 с.
  227. E.JI. Народная педагогика: Историографические и теоретико-методологические проблемы: Автореф.дис.канд.пед.наук-М., 1988 -20с.
  228. И.В. Как создать программу воспитания в образовательном уч-реждении.-М.: Просвещение, 2005. 182 с.
  229. Н.И. Формирование опыта и привычек гуманного поведения у детей старшего дошкольного возраста: Автореф.дис.канд.пед.наук-Брянск, 1994.-20 с
  230. Л.Ф. Педагогическая диагностика нравственной воспитанности детей старшего дошкольного возраста: Автореф.дис.канд.пед.наук.-М., 2001.-20 с.
  231. Т.В. Идеи и традиции русской педагогики в воспитании культуры отношений современных дошкольников: Автореф.дис.канд.пед. наук.-М., 1996.-22 с.
  232. Д.М. Брак, семья, закон: (Социально-правовые очерки).-Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1984.-208 с.
  233. P.M. Развитие основ художественно-эстетической культуры ребенка // Ребенок в мире культуры / Под общ.ред. Р. М. Чумичевой.-Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 1998.-С.456−502.
  234. Т.С. Ребенок в мире математических знаков // Ребенок в мире культуры / Под общ.ред. Р. М. Чумичевой.-Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 1998.-С.347−370.
  235. А.И. Основы этической культуры: Книга для учителя: Учеб.-метод.пособие.-М.:Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001 П2 с.
  236. А.И. Путешествие в страну Добронравию.-М.: Этвос, 2004. -36 с.
  237. Г. Х. Эмоции и чувства как формы отражения действительнос-ти.-М.:Наука, 1971.-223 с.
  238. Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся вучебном процессе.-М., 1979.
  239. Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике.-М.: Педагогика, 1971 -350 с.
  240. Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся.-М.: Педагогика, 1988.-205 с.
  241. Д.Б. Детская психология (Развитие ребенка от рождения до 7 лет).-М.: Учпедгиз, I960 328 с.
  242. Д.Б. Избранные психологические труды / Под ред. В. В. Давыдова, И. В. Зинченко.-М.: Педагогика, 1989- 554 с.
  243. Д.Б., Коссаковский А. Основные этапы психического развития //Педагогика, 1978, № 2.-С.79−92.
  244. Эмоциональное развитие дошкольника / Под ред. А. Д. Кошелевой.-М.: Просвещение, 1985.-176 с.
  245. Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государст-ва.-М.: Полииздат, 1989.-222 с.
  246. Я Ты — Мы. Программа социально-эмоционального развития дошкольников / Сост.: О. Л, Князева.-М.:Мозаика-Синтез, 2003.-168 с.
  247. С., Воюева Л., Прокофьева Т., Чернавина С. Материалы к программе морального воспитания детей 5−7 лет // Дошкольное воспитание, 1999, № 4-С.15−19, № 5-С.21−27, № 6-С. 2−7.
  248. С.Г. Психологические проблемы этического развития детей-М.: Педагогика, 1984.-142 с.
  249. С.Г., Щур В.Г. Психологические механизмы усвоения детьми этических норм /В кн.: Психологические проблемы нравственного воспитания детей: Сб.науч.тр.-М.: НИИ ОП, 1977.-158 с.
  250. Е.Ю. Воспитание культуры общения у детей старшего дошкольного возраста в условиях семьи и детского сада: (7 год жизни): Авто-реф.дис.канд.пед.наук.-Киев, 1984.-24 с.
  251. Kohlberg L. A just community approach to moral education in theory and practice. Hillsdale N.S.: Lawrence, Erebaum Associates, 1985.
  252. Kohlberg L. Essays on moral development. Vol.2. The psychology of moral development. San Francisco: Harper & Row, 1984.
  253. Roth J. Eltern erziehen Kinder. Kinder erziehen Eltern: Elternbewegung. -Koln: Kierperhener witsen, 1976 — 152 s.
Заполнить форму текущей работой