Пути воспитания эмоционально-волевой устойчивости курсантов вузов ГПС МЧС России
Диссертация
ЭВУ представляется как система, системообразующий фактор которой интегрирует в неё три подсистемы: сознанияволиаффекта. Между подсистемой сознания и двумя другими существуют субординационные связи, а между подсистемами воли и аффекта — координационный тип связи. В подсистему сознания вовлекаются переменные компоненты, необходимые для психического обеспечения конкретной деятельностив подсистему… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ПРОБЛЕМЫ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ
- 1. 1. Становление эмоционально-волевого воспитания как составной части психологической подготовки и профессионального образования специалистов силовых ведомств
- 1. 2. Воспитание эмоционально-волевой устойчивости в процессе профессионально-прикладной физической подготовки
- 1. 3. Средства, формы и методы воспитания эмоционально-волевой устойчивости в ВУЗах ГПС МЧС России
- 1. 4. Прогностический вектор изучения и формирования ЭВУ и задачи исследования
- ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ 11ЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ И ПУТЕЙ ВОСПИТАНИЯ ЭВУ
- 2. 1. Влияние служебной деятельности на психофизическую сферу пожарных
- 2. 2. Анализ и определение понятия эмоционально-волевая устойчивость"
- 2. 2. 1. Системный подход и теория функциональной системы — теоретический базис изучения ЭВУ
- 2. 2. 2. Структурно-компонентный состав и функционирование ЭВУ
- 2. 3. Физкультурно-спортивная деятельность как средство создания эмоциогенных условий
- 2. 4. Предпосылки дифференциации психологии физической подготовки как теоретического фундамента формирования эмоционально-волевой устойчивости
- 2. 5. Потенциальные возможности воспитания ЭВУ в образовательном процессе ВУЗов ГПС МЧС России
- 2. 5. 1. Влияние профессорско-преподавательского состава на формирование ЭВУ в ходе образовательного процесса
- 2. 5. 2. Роль командного состава курса, факультета,
- 2. 5. 3. Совершенствование ЭВУ курсантов в процессе самовоспитания
- 3. 1. Организация и методы исследования
- 3. 2. Результаты педагогического эксперимента и их обсуждение
Список литературы
- Абульханова-Славская К. А. Психология личности идеятельности. М., 1980. 335 с.
- Аверин Ю. Спорт в нашей службе// Пожарное дело, 1985. -№ 2 С.26−27.
- Аганов С.С. Педагогические основы развития физической культуры в ВУЗах ГПС МЧС России.// Вестник СПб института ГПС, 2006. № 1 (12)-2(13). — С. 168−176.
- Аганов С.С. Развитие физической культуры в ВУЗах ГПС МЧС России// Вестник СПб института ГПС, 2006. № 1 (12)-2(13). -С. 205−210.
- Аганов С.С., Лобжа М. Т., Стригельская И. Ю., Титаренко Ю. А., Титаренко С. А. Методы и методики исследования проблем физической подготовки. СПб, 2007. — 44 с.
- Акимов В.А. Реорганизация и становление спасательной службы РФ// Вестник СПб института ГПС, 2005. № 4 (11). — С.13−15.
- Ананьев Б.Г. О соотношении способности и одарённости/ Проблемы способностей. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962. — С. 1532.
- Андреев В.И. Профессиональная направленность физической подготовки курсантов пожарно-технических училищ МВД России. М.: МЮИ МВД России, 1995.
- Антропов А. Физподготовка личного состава пожарных команд// Пожарное дело, 1931. № 1. — С.8−9.
- Артамонов B.C. Подготовка кадров для системы МЧС России в СПб институте ГПС МЧС России// Вестник СПб института ГПС, 2005. № 2 (9). — С.5−8.
- Артамонов B.C., Алексеик Е. Б., Щаблов H.H., Солнцев В. О. История пожарной охраны России.- СПб, 2007. 196 с.
- Афанасьев В.Г. Системность и общество. М.: Политиздат, 1980. — 368 с.
- Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. М.: ФиС, 1978. — С. 7579.
- Барабанщиков A.B., Глоточкин Н. Д., Феденко Н. Ф., Шеляг В. В. Проблемы психологии воинского коллектива. М.: Воениздат, 1973 -301 с.
- Баскин Ю.Г. Педагогическая система оценки социально-психологического состояния учебных коллективов в ВУЗах МЧС России. Дис. докт. пед. наук. СПб, 2005. — 305 с.
- Баум Ю. Обучение пожарных профессионалов и добровольцев// Пожарное дело., 1926. № 10. — С. 7−8.
- Бекташев В. Заочный пожарный техникум// Пожарное дело., 1931. № 4.- С. 3−4.
- Бекташев В. Итоги десятилетней работы// ПТ, 1934. -№ 3. С. 2−3.
- Бекташев В. Ленинградский пожарный техникум// Пожарное дело, 1931. № 9. — С.14−16.
- Бекташев В. Молодые пожарные техники// Пожарное дело, 1929. № 4. — С. 3−4.
- Бекташев В. Первый выпуск Пожарного техникума// Пожарное дело, 1928. № 3. — С. 6−8.
- Бекташев В. Пожарный инженер// Пожарная техника, 1933.-№ 3.-С. 8−9.
- Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии-М.: Педагогика, 1989.
- Блауберг И.В., Мирский Э. М., Садовский В. Н. Системный подход и системный анализ/ Системные исследования. Методологические проблемы. М.: Наука, 1982 — с. 47−49.
- Бобнева М.И. Социально-психологические проблемы организации надежной профессиональной деятельности // Психологические проблемы профессиональной деятельности. М., 1991. С. 121−135.
- Бодров В.А. и др. Психологический отбор летчиков и космонавтов. М.: Наука, 1984. 264 с.
- Бодров В.А., Лукьянова Н. Ф. Личностные особенности пилотов и профессиональная эффективность // Психологический журнал 1981. Т.2 № 2. с. 51−65.
- Болотин А.Э. Специальные задачи физической подготовки личного состава различных видов Вооружённых Сил/Теория и организация физической подготовки войск. СПб, 1992.-С. 141−170.
- Булатов A.C., Тютин В. И. Физическая подготовка и спорт в подразделениях пожарной охраны НКВД г. Ленинграда в годы Великой Отечественной войны/ Тез. докл. итог, научн. конф. за 1975 год. Л.: ВДКИФК, 1976. — С. 62−64.
- Вагнер А. Спорт в пожарных командах// Пожарное дело, 1925. -№ 6.-С. 14−15.
- Вайнберг Д., Шумекер Д. Статистика. М.: Статистика, 1979. — 392 с.
- Вассерман М. Первые шаги ЦЗПТ// Пожарное дело, 1931. № 9. — С.13.
- Виноградов В.Н., Щаблов H.H., Бессонов В. П. Сокровища Пандоры. СПб., 2006. — 592 с.
- Власов A.A. Чрезвычайные происшествия и несчастные случаи в спорте. М: Сов. спорт, 2001 77 с.
- Возяков В. Совершенствовать боевое мастерство// Пожарное дело, 1955. № 7. — С. 11−12.
- Войсковой Г. А., Поярков A.A., Пашута A.B. Актуальные проблемы организации морально-психологической подготовки выпускников вузов силовых структур РФ//Актуальные проблемы физической подготовки силовых структур. СПб.: ВИФК, 2008.-С. 20−32.
- Волков В.М., Филин В. П. Спортивный отбор. М.: ФиС, 1983.- 176 с.
- Вострецов A.A. Формирование готовности к профессиональной деятельности курсантов ВУЗов ГПС России. Дис. канд. пед. наук. СПб, 2004. — 185 с.
- Гаркави JI.X., Квакина Е. Б., Уколова М. А. Адаптационные реакции и резистентность организма. Ростов Н/Д, 1979, — 128 с.
- Гилёв В.П. Дис.. докт. пед. наук на спец. тему. -СПб, 2005.-498 с.
- Гласс Д- Стенли Д. Статистические методы в педагогике и психологии. М.: Прогресс, 1976. — С. 354−404.
- Голованов Ю. Н. Оценка и формирование психологическойготовности сотрудников специальных подразделений МВД
- России к деятельности в экстремальных ситуациях (напримере ОМОН МВД России).- дисс. Канд. Психол. Наук,
- М.-ВНИИ МВД России, 2001. 230с.
- Голубев С. Гимнастика в пожарных командах// Пожарный, 1924. № 23. — С.9.
- Гочунов E.H., Мартынов Б. И. Психология физического воспитания и спорта М.: Academia, 2003 — 288 с.
- Грешных A.A. Педагогическая технология управления подготовкой специалистов пожарно-спасательного1.lпрофиля в ВУЗах МЧС России. Дис.. док. пед. наук. СПб, 2006. — 364 с.
- Грешных A.A. Работа курсантов, слушателей и студентов СПб института ГПС МЧС России в 2004/2005 учебном году// Вестник СПб института ГПС, 2005. -№ 4(11.- С. 94−98).
- Григорьев В.П. Практическое руководство пожарного дела. СПб, 1894.
- Громова М.Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности: Учебное пособие для вузов. М, 2003−415 с.
- Гублер Е.В., Генкин A.A. Применение непараметрических критериев статистики в медико-биологических исследованиях. Л.: Медицина, 1973. — С. 18−19.
- Демьяненко Ю.К. Об использовании физических упражнений для психологической подготовки военных специалистов/Тез. итог, научн. конф. Л., 1978. — С. 95−97.
- Демьяненко Ю.К. Основные приёмы математической обработки и интерпретации результатов исследований по физической подготовке и спорту. Л, 1972 — С. 66−68.
- Джамгаров Т.Т., Марищук В. Л. Комплексная методика по исследованию быстроты действий, переключения внимания и эмоциональной устойчивости. М., 1963. — С. 45−48.
- Дорофеев В.А. Спортивные соревнования как модель эмоционально-психического напряжения военнослужащих, возникающих в процессе боевой деятельности. Дис.. канд. пед. наук. Л.: ВДКИФК, 1983. — 273с.
- Доскин В.А., Лаврентьева H.A., Мирошников М. П., Шарай В. Б. Тест дифференцированной самооценки функционального состояния//Вопросы психологии. 1973. — № 6. -С. 141−146.
- Дусс И. Общая физическая подготовка пожарных// Пожарное дело, 1927. № 2.- С. 7−8.
- Дьяконов И.Ф. Состояние и перспективы проблемы профессионального психологического отборавоеннослужащих // Сборник докладов 1 научно-практической конференции врачей психофизиологов ВМФ. -Л.: Воениздат, 1989 с. 22−26.
- Ефремов О.Ю. Теория и практика педагогической диагностики в высшей военной школе России. СПб, 2001. — 168 с.
- Захаров М. Центр практического обучения// Пожарное дело, 1980. № 7 С. 18.
- Зациорский В.М. Основы спортивной метрологи. -М.: ФиС, 1979. С. 9−27.
- Зверев В.А., Солнцев В. О. Психологическая характеристика чрезвычайной ситуации// Вестник СПб ИГПС, 2005. № 2. — С. 73−78.
- Зильберштейн Ф. О методике боевой подготовки// Пожарное дело, 1956. № 4. — С. 10−11.
- Иванова С.П., Кузьменкова Л. В. К вопросу о формировании развитой системы психологического обеспечения профессиональной деятельности сотрудников МЧС России// Вестник СПб ГПС, 2006. № 1(12)-2(13). — С. 178−181.
- Игнатьев П. Профиль пожарного специалиста// Пожарное дело, 1932. № 1. — С.6.
- Ильин Е.П. Психология спорта. СПб.: Питер, 2009. -352 с.
- Каган М.С. Человеческая деятельность. М.: Политиздат, 1974. — 328 с.
- Климов Е.А. Психология профессионала. м., 1996, — 168 с.
- Ковалёв А.Г. Психология личности. М.: Педагогика, 1970. — 329 с.
- Козырев М., Скворцов А. О прикладной физической подготовке пожарных// Пожарное дело, 1958 № 5 — С. 13.
- Коновалова Л.И., Кузницина С. Л. Некоторые направления совершенствования профессиональной подготовки курсантов в Ленинградском пожарно-техническом училище МВД СССР во второй половине XX в.// Вестник СПб ИГПС, 2006. -№ 1(12)-2(13) С. 200−210.
- Кононов В. Психологическая подготовка пожарных Москвы// Пожарное дело, 1980. № 9 — С. 17−18.
- Кончаев Б. Систему обучения надо перестроить// Пожарное дело, 1959. № 4. — С. 15−16.
- Королёв А. Союз техники и пожарного дела// Пожарный, 1924. № 1. — С. 8−9.
- Кочин A.A., Уткин С. И. Совершенствование психологической подготовленности будущих офицеров к профессиональной деятельности// Вестник СПб ИГПС, 2005. № 1. -С. 101−104.
- Краевский В.В. Общие основы педагогики. М.: Академия, 2003.
- Краткий психологический словарь/Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1985. — С. 361.
- Крылов Н. Призывники-пожарные в РККА// Пожарное дело, 1930. № 4. — С. 13−14.
- Крюков О.В. Психолого-педагогическое обеспечение профессиональной подготовки курсантов пожарно-технического училища. Автореф. дис.. канд. пед. наук.- Воронеж, 2006. 26 с.
- Кудаленкин В., Полищук Е. Усилить практическую подготовку слушателей // Пожарное дело, 1990. № 4. — С. 11−12.
- Кузнецов В.В. Методика формирования профессионально-важных качеств выпускников ГПС МЧС России в ходе психологического сопровождения образовательного процесса. Автореф. дис.. канд. психол. наук. СПб ИГПС МЧС России, 2005. — 26 с.
- Кузьмин В.П. Исторические предпосылки и гносеологические основы системного подхода// Психол. журн., 1982.-№ 3.-с. 3−14.
- Кулагин Б.В. Основы профессиональной психодиагностики. JL: Медицина, 1984. — С. 40−47.
- Лебедев В.И. Личность в экстремальных условиях. -М: Политиздат, 1989. 304 с.
- Леонтьев А.Н. Избранные психол. произведения. -Т.1.-М, 1980. С.286−324.
- Лобжа М.Т. Дис.. докт. пед. наук, на спец. тему. -СПб, 1997.-317 с.
- Лобжа М.Т., Жернаков Д. В. Структурно-компонентные аспекты эмоционально-волевой устойчивости// Проблемы управления рисками в техносфере, 2008.- № 1 (5.- С. 159 164).
- Малыхин М. Улучшить подготовку личного состава// Пожарное дело, 1957. № 9. — С. 10−11.
- Мамедов Н.М. Профессиональное становление курсантов ВУЗов ГПС МЧС России в ходе образовательного процесса. Дис. канд. пед. наук. СПб, 2004. — 207 с.
- Марищук В.Л., Миронов В. В., Щёголев В. А. и др. Методика воспитания морально-политических и психических качеств военнослужащих в процессе физическойподготовки/Теория и организация физической подготовки войск. -СПб., 1992.-С. 268−276.
- Марищук B. JL, Романенко Н. В., Пашута В. А. Педагогика физической подготовки и спорта. СПб: ВИФК, 2004. -399 с.
- Марьин М.И. и др. Психологическое обеспечение деятельности ОВД в экстремальных условиях.- М.: ГУК и КП МВД России, 2001.-308с.
- Матвеев Л.П. Общая теория спорта и её прикладные аспекты. СПб, 2005 — 377 с.
- Меккер Ю. За физподготовку в пожарных командах// ПТ, 1933. № 3. — С. 7−8.
- Методы организации и проведения военно-научных исследований по физической подготовке и спорту/ Под. ред. В. А. Щёголева, М. Т. Лобжа. Л, 1991. — 146 с.
- Мирошников Д.С. Педагогические условия формирования профессионализма у обучающихся в ВУЗах МЧС России. Дис.. канд. пед. наук. СПб, 2006. — 142 с.
- Михайлов Ф. Пожарно-техническое образование после революции// Пожарное дело., 1927. № 10. — С. 6−8.
- Моторин В.Б. Социологический анализ труда в подразделениях повышенного риска// Вестник СПб ИГПС, 2004. -№ 4(7).-С. 13−17.
- Моторин В.Б., Ткачёв П. А., Урусов A.B. Организация работы с кадрами ГПС. СПб, 2003. — 128 с.
- Моторин В.Б., Трофимов А. Б., Марченко В. А. Воспитательная работа с личным составом ГПС МЧС России. -СПб.: ИГПС МЧС РФ, 2004. 206 с.
- Надуваев A.A. Оценка уровня развития психомоторики кандидатов на учёбу в высшие военно-морские училища при профессиональном отборе. Л.: ВМУЗ, 1987. — 68 с.
- Начинская C.B. Спортивная метрология .- М.: Academia, 2005.-238 с.
- Новиков К. Подготовка пожарно-технических кадров за 20 лет// ПТ, 1937. № 6. — С. 10−11.
- Об утверждении Нормативных правовых актов по ГДЗС ГПСС. Приказ МВД № 38 от 30.06.1997.
- Окунь Я. Факторный анализ. М.: Статистика, 1974.
- Ословская И.М. Дидактика М.: Академия, 2006.
- Ощановский В.В., Поваль М. С., Лобвиненко В. М., Поцюрько О. Ю. Логика как необходимый элемент подготовки спасателей//Пожаро-взрывобезопасность, 2007. № 5. — С. 6−9.
- Педагогика профессионального образования/Под. ред. В. А. Сластенина. -М.: Академия, 2004.
- Педагогика: теории, системы, технологии/ Под. ред. С. А. Смирнова. М.: Академия, 2006.
- Переведенцев В. Психологическая подготовка// Пожарное дело, 1980. № 6. С. 20−21.
- Перес Г. Подготовка инженеров по пожарному делу// Пожарное дело, 1932. № 9. — С. 8−9.
- Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. М.: Высш.шк., 1984. — С. 106.
- Платонов Н. Пожарно-прикладной спорт ближе к практике// Пожарное дело, 1960. — № 9. — С. 15−16.
- Плахтиенко В.А. Физические качества и их развитие в процессе физической подготовки военнослужащих. Л., 1971. С. 25−58.
- Подлинский JI. Психологическая подготовка в отряде// Пожарное дело, 1980.- № 8 С. 24.
- Пожарные. Труд. Утомление. Заболеваемость.- Изд.: НКВД, М., 1928.- 198 с.
- Понасюк В.П. Воинское воспитание курсантских коллективов воен.-физк. ВУЗа. Дис. канд. пед. наук. Л., 1991.
- Пономарёв И. Славный путь// Пожарное дело, 1956. -№ 7. С. 13−14.
- Попов В.И., Дорофеев В. А., Силин Ю. В. О взаимодействии физической и профессиональной подготовленности в процессе становления военных специалистов/ Тезисы докл. итог. науч. конф. за 1987 год. Л.: ВИФК, 1988. — С. 51−52.
- Постников А. Физкультуру пожарному работнику// Пожарное дело, 1932. — № 1. — С.6.
- Профессиография основных видов деятельностисотрудников ГПС МВД России. М., 1998. — С. 102.
- Пучков В.А. О состоянии защиты населения и территории РФ от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в 2005 году// Вестник СПб института ГПС, 2006. № 1 (12) — 2 (13).- С.32−35.
- Радынов И. О подготовке пожарно-технических кадров//Пожарное дело, 1931. № 1. — С. 5−8.
- Рейтынбарг Д.И. «Полундра» (Жизнь пожарных). Изд.: НКВД, М, 1928. 40 с.
- Рейтынбарг Д.И. Рабочий день и производительность труда пожарного// Пожарное дело, 1927. № 8. — С. 7−9.
- Рыжов Б.Н., Сальницкий В. П. Методика оценки уровня психологической напряжённости у оператора //
- Космическая биология и авиакосмическая медицина. 1983. — № 5. -С.83−34.
- Рекомендации по организации и проведению экспериментальных исследований по физической подготовленности военнослужащих/Под ред. Ю. К. Демьяненко, И. И. Петрушевского. Л., 1977. — С. 65−106.
- Ростунов А.Т. Формирование профессиональной пригодности. Мн.: Высш.шк., 1984 — С. 8.
- Рудик П.А. Формирование волевых черт личности в процессе спортивной деятельности/Тез. докл. на 1-м съезде общества психологов. Вып. 1. -М., 1959. С. 28−30.
- Русаков И. О поднятии производительности труда пожарного// Пожарное дело, 1925. № 4. — С. 11−12.
- Самонов А.П. Влияние экстремальных условий на эффективность действий пожарного подразделения в связи с некоторыми индивидуальными особенностями пожарных. Автореф. дис. канд. психол. наук. М, 1978. 22 с.
- Сергеев Г. А., Анализ успеваемости и некоторых психических характеристик курсантов ВИФК, имеющих высокий уровень подготовленности по лыжному спорту. СПб.: ВИФК, 1995. -С.111−112.
- Северин H.H. Управление физической подготовкой личного состава подразделений ГПС МЧС России с учётом особенностей профессиональной деятельности/ Автореф. дисс. канд. пед. наук. СПб, 2005. — 24 с.
- Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме. М.: Медицина, 1960. — 254 с.
- Сеченов И.М. Рефлексы головного мозга/ Избр. произв. М., 1952 — С. 9.
- Словарь физиологических терминов. М.: Наука, 1987. — С. 294.
- Спортивная метрология/ Под.ред. В. М. Зациорского. -М.:ФиС, 1982−256 с.
- Стригельская И.Ю. Интенсификация боевой и физической подготовки курсантов в ВУЗах ГПС МЧС России. Дисс. канд. пед. наук, СПб, 2005. 210 с.
- Теория и методика физической культуры/ Под. Ред. Ю. Ф. Курамшина. 3-е изд., Стереотип. — М.: Советский спорт, 2007.-464 с.
- Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. -М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. 356 с.
- Титаренко С. А. Педагогическая диагностика профессиональной деятельности командиров учебных подразделений ВУЗов ГПС МЧС России. Автореф. дис.. канд. пед. наук. СПб, 2005. — 26 с.
- Ткачёв В.И., Шульженко В. П. Физическая подготовка сотрудников ГПС МЧС России в составе пожарного расчёта. -Белгород: Изд-во Бел. ГУ, 2006. 104 с.
- Ткачёв П.А., Моторин В. Б. Порядок отбора и приёма кадров на службу в подразделения ГПС и основные требования, предъявляемые к ним.- СПб.: университет МВД РФ, 1999. 30 с.
- Ткачёв П.А., Смирнов A.C., Войтенок О. В. Системный подход к анализу качества образования в СПб УГПС МЧС России// Вестник СПб ИГПС МЧС России, 2006. № 4(15). -С. 91−95.
- Узун JI.C. Теория и практика профессиональной подготовки курсантов ВУЗов МВД России к действиям в экстремальных ситуациях. Дис. док. пед. наук. СПб, 1999.
- Фёдоров В.Г. Структура тренировочного процесса// Основы теории и методики физической культуры. СПб, 1998. — С. 193−207.
- Филатов И. Нужны ли изменения в нормативах// Пожарное дело, 1959. № 10.- С. 18−19.
- Хальзов В.И. Акмеологические основы конфликтологии.1. СПб., 1994. 288 с.
- Хроника// ПТ, 1939. № 1. — С. 24.
- Черепанов B.C. Экспертные оценки в педагогических исследованиях. М.: Педагогика, 1989. — 152 с.
- Чернышенко К. Назревшие вопросы спортивной подготовки// Пожарное дело, 1955. № 7. — С. 13−14.
- Шадриков В. Д., О содержании понятий «способности» и «одарённость» // Психологический журнал. -1983. -№ 5. -С.3−10.
- Шленков A.B., Кузнецов В. В. Принципы психологического обеспечения в кадровой работе при приёме кандидатов в ГПС МЧС России// Вестник СПб ИГПС, 2005. -№ 2(9). С. 85−90.
- Шпильрейн И.П. О трудовом методе профессиографии//Гигиена труда, 1927. № 10. — С. 68−71.
- Щаблов H.H. История развития системы подготовки специалистов пожарной безопасности в России. Дис.. канд. пед. наук., СПб ИГПС МЧС России, 2004. 158 с.
- Щаблов H.H., Виноградов В. Н., Бессонов В.П.Пожарное дело в России. СПб, 2007. — 688 с.
- Щеголев В.А. Воспитание воинского коллектива в системе физической подготовки JI, 1990 — 169 с.
- Щёголев В.А. Дис. докт. пед. наук, на спец. тему. -СПб, 1991.-418 с.
- Щёголев В.А., Маликов H.H. Социально-педагогический механизм управления развитием спортивной работы// Вестник СПб института ГПС, 2005. № 4 (11.-С. 92−94).
- Щербаков М. Каждый пожарный должен быть спортсменом// Пожарное дело, 1957. № 6. — С. 14.
- Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. М.: Наука, 1978. 392 с.
- Яичков K.M. Охрана труда пожарных работников// ПТ, 1938. № 5. — С.6−7.
- Яичков K.M. Охрана труда пожарных//Пожарная техника, 1938. № 5. — С. 6−7.
- Яичков K.M. Подготовка новых пожарных кадров// Пожарное дело, 1929. № 10.- С. 1−2.
- Bertalanffy L. An outline of general system theory // Brit. J. Philos. Sei. 1950. Vol. l.-p. 134−164.
- Francois Bertin. Sapeurs Pompiers Techniciens du Risque at de JUrgence// Editions Onest France. Edilarge S.A., 2000/
- Hahn E. Stress und Stressbewaltigung im Hochleistungssport. V Internationaler kongress fur sportpsychologie. -Prag, 1979.-S. 237−240.
- Rohracher H. Microschwingungen des menschlicher Kozpers. Uzban Schwarzenburg. Wien, 1949.
- Undris I. Beanspruchugserlebnis und Personlichkeit. -Zurich. 1974
- Wallbott H.J. Mimik im Kontext. Die Bedeutung vorschiedener Thoormationskomponent fur das erkennen von Emotionen. Tottingen: Hogrefe, 1990. 244 s.1. ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ