Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Пути воспитания эмоционально-волевой устойчивости курсантов вузов ГПС МЧС России

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

ЭВУ представляется как система, системообразующий фактор которой интегрирует в неё три подсистемы: сознанияволиаффекта. Между подсистемой сознания и двумя другими существуют субординационные связи, а между подсистемами воли и аффекта — координационный тип связи. В подсистему сознания вовлекаются переменные компоненты, необходимые для психического обеспечения конкретной деятельностив подсистему… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ПРОБЛЕМЫ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 1. 1. Становление эмоционально-волевого воспитания как составной части психологической подготовки и профессионального образования специалистов силовых ведомств
    • 1. 2. Воспитание эмоционально-волевой устойчивости в процессе профессионально-прикладной физической подготовки
    • 1. 3. Средства, формы и методы воспитания эмоционально-волевой устойчивости в ВУЗах ГПС МЧС России
    • 1. 4. Прогностический вектор изучения и формирования ЭВУ и задачи исследования
  • ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ 11ЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ И ПУТЕЙ ВОСПИТАНИЯ ЭВУ
    • 2. 1. Влияние служебной деятельности на психофизическую сферу пожарных
    • 2. 2. Анализ и определение понятия эмоционально-волевая устойчивость"
      • 2. 2. 1. Системный подход и теория функциональной системы — теоретический базис изучения ЭВУ
      • 2. 2. 2. Структурно-компонентный состав и функционирование ЭВУ
    • 2. 3. Физкультурно-спортивная деятельность как средство создания эмоциогенных условий
    • 2. 4. Предпосылки дифференциации психологии физической подготовки как теоретического фундамента формирования эмоционально-волевой устойчивости
    • 2. 5. Потенциальные возможности воспитания ЭВУ в образовательном процессе ВУЗов ГПС МЧС России
      • 2. 5. 1. Влияние профессорско-преподавательского состава на формирование ЭВУ в ходе образовательного процесса
      • 2. 5. 2. Роль командного состава курса, факультета,
  • ВУЗа в формировании ЭВУ курсантов
    • 2. 5. 3. Совершенствование ЭВУ курсантов в процессе самовоспитания
  • ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПУТЕЙ ВОСПИТАНИЯ ЭВУ
    • 3. 1. Организация и методы исследования
    • 3. 2. Результаты педагогического эксперимента и их обсуждение

Пути воспитания эмоционально-волевой устойчивости курсантов вузов ГПС МЧС России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

Профессиональная деятельность сотрудников МЧС вообще и ГПС в частности связана с выполнением таких задам как профилактика и тушение пожаров, спасение людей и имущества, проведение аварийно-спасательных и поисковых работ. По сущности своей профессии эти специалисты трудятся в условиях чрезвычайных ситуаций, которые, в свою очередь, обусловливают наличие высокого риска, сильного нервно-психического напряжения и максимальных (субмаксимальных) физических нагрузок. Практика служебной деятельности сотрудников ГПС показывает, что часто причинами неадекватных действий пожарных, иногда и несчастных случаев с ними, становятся недостаточный уровень психической и физической готовности к воздействию неблагоприятных факторов чрезвычайных ситуаций, в том числе и пожаров.

Таким образом, сложилась противоречивая картина, отражающая несоответствие между требованиями профессиональной деятельности к психической и физической готовности пожарных и реальным уровнем развития различных компонентов, отражающих эти состояния (стороны) готовности. В связи с этим необходимо решать эту проблему в двух направлениях: повышение уровня профессиональной пригодности (как основы психической и физической готовности) в пожарных отрядах, частях и т. п. и в учебных заведениях системы ГПС МЧС России.

Объект исследования — профессиональное обучение слушателей и курсантов Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России.

Предмет исследования — воспитание эмоционально-волевой устойчивости (ЭВУ) у обучаемых, как ведущего фактора, обеспечивающего психическую готовность.

В основе рабочей гипотезы лежит предположение о том, что, во-первых, наиболее эффективно ЭВУ можно воспитывать в условиях воздействия эмоциогенных факторовво-вторых, необходимо выявить педагогические условия и пути воспитания ЭВУ в образовательном процессе, где есть естественные и можно создавать искусственные ситуации для проявления эмоционально-волевых качеств курсантов и слушателей.

Цель диссертационного исследования — теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность путей воспитания ЭВУ курсантов и слушателей Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России.

Задачи исследования:

— осуществить теоретический анализ и обобщение библиографических источников по проблеме психологической подготовки вообще и воспитанию ЭВУ в частности;

— выявить модельные характеристики структурно-компонентного состава и функционирования ЭВУ;

— теоретически обосновать педагогические условия и пути воспитания.

ЭВУ;

— экспериментально проверить эффективность путей воспитания ЭВУ у курсантов и слушателей Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России.

Теоретическую основу исследования составили:

— основные положения методологии науки и системного подхода (В .Г. Афанасьев, П. К. Анохин, А. Н. Аверьянов, И. В. Блауберг, В. И. Вернадский, П. П. Гайденко, В. П. Кузьмин, Э. М. Мирский, Л. А. Радзиховский, В. М. Розин, К. Д. Скрипник, Э. Г. Юдин, и др.);

— труды, раскрывающие сущность деятельностно-личностного подхода (Б.Г. Ананьев, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, А. Г. Ковалёв, С. Л. Рубинштейн, Г. В. Суходольский, и др.);

— психолого-педагогичские концепции обучения и воспитания (В .П. Беспалько, В. И. Генецинский, В. П. Давыдов, Т. А. Ильина, И. Я. Лернер, В. В. Краевский, Н. В. Кузьмина, А. П. Петровский, В. Ю. Рыбников, С. Д. Смирнов, Н. Ф. Талызина, Б. М. Теплов, и др.);

— основополагающие труды в области психологической, в том числе и эмоционально-волевой подготовки (Ю.К. Демьяненко, Т. Т. Джамгаров, П. Б. Зильберман, Е. П. Ильин, М. Т. Лобжа, B.JI. Маршцук, Н. П. Рапохин, В. И. Селиванов, В. Я. Слепов, и др.);

— положения педагогики и психологии о сущности обучения, воспитания и служебной деятельности в особых условиях профессиональной подготовки сотрудников МЧС России и других ведомств (B.C. Артамонов, Ю. Г. Баскин, А. Э. Болотин, Н. Г. Винокурова, A.A. Грешных, A.B. Зюкин, C.B. Литвиненко, A.A. Луговой, О. В. Новосельцев, В. А. Торопов, A.C. Узун, В. А. Щёголев, и др.).

Организация исследования:

На первом этапе (2007;2008) изучалась библиография, отражающая исторический вектор проблематики психологической подготовки, проводилось обобщение её средств, форм и методов в силовых министерствах и ведомствах, а также в сфере физической культуры, спорта и профессионально прикладной физической подготовки.

На втором этапе (2009;2010) анализировался понятийно-терминологический аппарат, характеризующий структурно-компонентный и функциональный аспекты ЭВУ, как основного феномена психологической подготовки, кроме того, на этом этапе проводилось теоретическое обоснование необходимой и достаточной атрибутики педагогических условий и путей воспитания ЭВУ.

На третьем этапе (2010;2011) проводились экспериментальные работы, позволившие подтвердить или опровергнуть принятую гипотезу исследования, а также проверить эффективность теоретически обоснованных путей воспитания ЭВУ у курсантов и слушателей Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России.

В процессе исследования использовались: теоретические методы (сравнительно-исторический анализ, теоретический анализ и обобщение, моделирование);

— эмпирические методы (наблюдения, анкетирование, тестирование, эксперимент, статистическая обработка данных).

На защиту выносятся:

— педагогические условия, включающие необходимые и достаточные атрибуты, обеспечивающие воспитательное воздействие на эмоционально-волевую сферу курсантов и слушателей;

— пути воспитания ЭВУ, как интегральные и относительно самостоятельные организационно-методические формы и средства педагогического воздействия;

— модельные характеристики, включающие структурно-компонентный состав и функциональный аспект ЭВУ, как объект воспитательных воздействий преподавателей, командиров (начальников) и самовоспитания.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

— воспитание ЭВУ осуществляется как целенаправленный процесс, включающий конкретные педагогические условия и пути, в русле которых формируется необходимый уровень её развития;

— выявлены атрибуты педагогических условий для формирования ЭВУ, которые обусловливают: наличие стресс-факторов и двух направлений, обеспечивающих формирование духовной основы и теоретической базы у воспитуемых в области психолого-педагогических наук и эмпирическую готовность курсантов к действиям в экстремальных ситуациях;

— теоретически обоснована и экспериментально подтверждена эффективность путей воспитания ЭВУ, включающих совокупное воздействие профессорско-преподавательского, командного состава курса, факультета, ВУЗа и самовоспитание курсантов и слушателей;

— определены модельные характеристики, отражающие компонентные (воля — мотив, действиеаффект — эмоции, чувства), структурные (три подсистемы с субординационными и координационными видами связей) и функциональные аспекты (внутреннего и внешнего функционирования) ЭВУ как системы, обеспечивающей надёжную профессиональную деятельность специалистов ГПС в эмоциогенных условиях.

— обоснованы частные принципы самовоспитания ЭВУ, позволяющие отразить служебно-профессиональную направленность, конкретизировать программу самосовершенствования и обеспечить безусловность выполнения самообязательств на различных этапах самовоспитания.

Теоретическая значимость исследования определяется тем, что автором выявлена структурно-компонентно-функциональная модель ЭВУ, предложены теоретически обоснованные пути её воспитания.

Практическая ценность исследования состоит в потенциальной возможности использовать в воспитательном процессе экспериментально проверенные атрибуты педагогических условий, средства и методы воспитания ЭВУ в русле образовательного процесса, служебной деятельности и самовоспитания курсантов и слушателей ВУЗов ГПС МЧС России.

Достоверность и обоснованность основных результатов и выводов обеспечивалась фундаментальными общенаучными положениями методологического уровня, комплексом валидных и надёжных методов и методик теоретического и эмпирического характера, применением методов математической статистики при обработке данных, полученных в ходе педагогического эксперимента, репрезентативной выборкой и корректной интерпретацией материалов исследования.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась на научных, научно-практических конференциях: III Международная научно-практическая конференция «Технические средства противодействия террористическим и криминальным взрывам», СПб.: СПбУ ГПС МЧС России, 2007; VI Международная научно-практическая конференция «Подготовка кадров в системе предупреждения чрезвычайных ситуаций», СПб.: СПбУ ГПС МЧС России, 2008; V Международная научно-практическая конференция «Технические средства противодействия террористическим и криминальным взрывам», СПб.: СПбУ ГГ1С МЧС России, 2009; III Международная научно-практическая конференция «Сервис безопасности в России: опыт, проблемы, перспективы», СПб.: СПбУ ГПС МЧС России, 2010.

Практические рекомендации, сформулированные на основе результатов диссертационной работы, внедрены в учебно-воспитательный процесс Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Таким образом, результаты экспериментального исследования подтверждают высокую эффективность путей воспитания ЭВУ курсантов и слушателей Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России, что позволяет сформулировать следующие выводы:

1. Теоретический анализ и обобщение библиографических источников по проблеме психологической подготовки вообще и воспитанию ЭВУ в частности позволяет говорить о недостаточном внимании со стороны руководства и учёных образовательных ВУЗов ГПС к данной проблеме. Психологическая подготовка пожарных, в том числе и в ВУЗах, ограничивалась культивированием пожарно-прикладного спорта. Только в 80-е годы прошлого века стали появляться исследования, благодаря которым воспитание психических качеств курсантов ВУЗов ГПС приобрело тенденцию осуществляться как целенаправленный процесс, использующий педагогические условия и пути, в русле которых развиваются профессионально-важные психические качества.

2. ЭВУ представляется как система, системообразующий фактор которой интегрирует в неё три подсистемы: сознанияволиаффекта. Между подсистемой сознания и двумя другими существуют субординационные связи, а между подсистемами воли и аффекта — координационный тип связи. В подсистему сознания вовлекаются переменные компоненты, необходимые для психического обеспечения конкретной деятельностив подсистему воли включаются такие компоненты как мотив и действия, а в подсистему аффекта — эмоции и чувства. Модельные характеристики функционального аспекта ЭВУ отражают его внутреннюю и внешнюю направленность: первая обеспечивает интегральную координацию взаимодействия подсистем и их компонентов, а вторая — выполняет системосохраняюгцие функции ЭВУ, достижения фокусированного полезного результата этой системы и осуществляет связи с другими системами (рядоположенными и вышестоящими).

3. Педагогические условия для воспитания ЭВУ включают: а) наличие стресс-факторов, создающих эмоциогенный фон и требующих от курсантов проявления волевых усилийб) организацию двух направлений, обеспечивающих формирование духовной, идейной основы и теоретической базы у воспитуемых в области психолого-педагогических наук, а также осуществляющих эмпирическую готовность (получение волевого опыта) к действиям в экстремальных ситуациях.

4. Воспитание ЭВУ организуется по трём взаимосвязанным путям: в образовательном процессе — профессорско-преподавательским составомво время служебной деятельности — командирами курсантских подразделенийв процессе самовоспитания (самообразования).

5. Эффективность разработанных педагогических условий и путей воспитания ЭВУ доказана в ходе формирующего педагогического эксперимента. Практически во всех тестах, отражающих уровень развития эмоционально-волевых качеств, у испытуемых экспериментальных групп он оказался статистически достоверно выше, чем в контрольных группах. Так, после прохождения экспериментального курса, в котором формировались идейные основы и теоретические знания психолого-педагогических основ ЭВУ, испытуемые ЭГ достоверно (Pt<0,05) повысили ранговые места эмоционально-волевых качеств на 4 и 3 места соответственно. Существенно повысились результаты испытуемых ЭГ в тестах, требующих проявления решительности, помехоустойчивости, терпения, и ситуативной тревожности, которые составляют основу эмоциональной и волевой сфер человека.

6. Физическая подготовка является одним из основных путей воспитания ЭВУ. Среди многообразия эмоций, возникающих при выполнении различных упражнений, особое место занимают эмоции, связанные с переживанием опасности и риска. Физкультурно-спортивная деятельность предстаёт смысловой основой, фоном, на котором педагогические воздействия преподавателя оказывают влияние на эмоционально-волевую сферу занимающихся. Поэтому в качестве теоретической платформы воспитания ЭВУ целесообразно использовать совокупность психолого-педагогических концепций, интегрированных в научном комплексе «Психология физической подготовки», предметом которой являются закономерности процесса формирования психической готовности с помощью физических упражнений и управление этим процессом.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Психология личности идеятельности. М., 1980. 335 с.
  2. Ю. Спорт в нашей службе// Пожарное дело, 1985. -№ 2 С.26−27.
  3. С.С. Педагогические основы развития физической культуры в ВУЗах ГПС МЧС России.// Вестник СПб института ГПС, 2006. № 1 (12)-2(13). — С. 168−176.
  4. С.С. Развитие физической культуры в ВУЗах ГПС МЧС России// Вестник СПб института ГПС, 2006. № 1 (12)-2(13). -С. 205−210.
  5. С.С., Лобжа М. Т., Стригельская И. Ю., Титаренко Ю. А., Титаренко С. А. Методы и методики исследования проблем физической подготовки. СПб, 2007. — 44 с.
  6. В.А. Реорганизация и становление спасательной службы РФ// Вестник СПб института ГПС, 2005. № 4 (11). — С.13−15.
  7. .Г. О соотношении способности и одарённости/ Проблемы способностей. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962. — С. 1532.
  8. В.И. Профессиональная направленность физической подготовки курсантов пожарно-технических училищ МВД России. М.: МЮИ МВД России, 1995.
  9. А. Физподготовка личного состава пожарных команд// Пожарное дело, 1931. № 1. — С.8−9.
  10. B.C. Подготовка кадров для системы МЧС России в СПб институте ГПС МЧС России// Вестник СПб института ГПС, 2005. № 2 (9). — С.5−8.
  11. B.C., Алексеик Е. Б., Щаблов H.H., Солнцев В. О. История пожарной охраны России.- СПб, 2007. 196 с.
  12. В.Г. Системность и общество. М.: Политиздат, 1980. — 368 с.
  13. .А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. М.: ФиС, 1978. — С. 7579.
  14. A.B., Глоточкин Н. Д., Феденко Н. Ф., Шеляг В. В. Проблемы психологии воинского коллектива. М.: Воениздат, 1973 -301 с.
  15. Ю.Г. Педагогическая система оценки социально-психологического состояния учебных коллективов в ВУЗах МЧС России. Дис. докт. пед. наук. СПб, 2005. — 305 с.
  16. Ю. Обучение пожарных профессионалов и добровольцев// Пожарное дело., 1926. № 10. — С. 7−8.
  17. В. Заочный пожарный техникум// Пожарное дело., 1931. № 4.- С. 3−4.
  18. В. Итоги десятилетней работы// ПТ, 1934. -№ 3. С. 2−3.
  19. В. Ленинградский пожарный техникум// Пожарное дело, 1931. № 9. — С.14−16.
  20. В. Молодые пожарные техники// Пожарное дело, 1929. № 4. — С. 3−4.
  21. В. Первый выпуск Пожарного техникума// Пожарное дело, 1928. № 3. — С. 6−8.
  22. Бекташев В. Пожарный инженер// Пожарная техника, 1933.-№ 3.-С. 8−9.
  23. В.П. Слагаемые педагогической технологии-М.: Педагогика, 1989.
  24. И.В., Мирский Э. М., Садовский В. Н. Системный подход и системный анализ/ Системные исследования. Методологические проблемы. М.: Наука, 1982 — с. 47−49.
  25. М.И. Социально-психологические проблемы организации надежной профессиональной деятельности // Психологические проблемы профессиональной деятельности. М., 1991. С. 121−135.
  26. В.А. и др. Психологический отбор летчиков и космонавтов. М.: Наука, 1984. 264 с.
  27. В.А., Лукьянова Н. Ф. Личностные особенности пилотов и профессиональная эффективность // Психологический журнал 1981. Т.2 № 2. с. 51−65.
  28. А.Э. Специальные задачи физической подготовки личного состава различных видов Вооружённых Сил/Теория и организация физической подготовки войск. СПб, 1992.-С. 141−170.
  29. A.C., Тютин В. И. Физическая подготовка и спорт в подразделениях пожарной охраны НКВД г. Ленинграда в годы Великой Отечественной войны/ Тез. докл. итог, научн. конф. за 1975 год. Л.: ВДКИФК, 1976. — С. 62−64.
  30. А. Спорт в пожарных командах// Пожарное дело, 1925. -№ 6.-С. 14−15.
  31. Д., Шумекер Д. Статистика. М.: Статистика, 1979. — 392 с.
  32. М. Первые шаги ЦЗПТ// Пожарное дело, 1931. № 9. — С.13.
  33. В.Н., Щаблов H.H., Бессонов В. П. Сокровища Пандоры. СПб., 2006. — 592 с.
  34. A.A. Чрезвычайные происшествия и несчастные случаи в спорте. М: Сов. спорт, 2001 77 с.
  35. В. Совершенствовать боевое мастерство// Пожарное дело, 1955. № 7. — С. 11−12.
  36. Г. А., Поярков A.A., Пашута A.B. Актуальные проблемы организации морально-психологической подготовки выпускников вузов силовых структур РФ//Актуальные проблемы физической подготовки силовых структур. СПб.: ВИФК, 2008.-С. 20−32.
  37. В.М., Филин В. П. Спортивный отбор. М.: ФиС, 1983.- 176 с.
  38. A.A. Формирование готовности к профессиональной деятельности курсантов ВУЗов ГПС России. Дис. канд. пед. наук. СПб, 2004. — 185 с.
  39. JI.X., Квакина Е. Б., Уколова М. А. Адаптационные реакции и резистентность организма. Ростов Н/Д, 1979, — 128 с.
  40. В.П. Дис.. докт. пед. наук на спец. тему. -СПб, 2005.-498 с.
  41. Гласс Д- Стенли Д. Статистические методы в педагогике и психологии. М.: Прогресс, 1976. — С. 354−404.
  42. Голованов Ю. Н. Оценка и формирование психологическойготовности сотрудников специальных подразделений МВД
  43. России к деятельности в экстремальных ситуациях (напримере ОМОН МВД России).- дисс. Канд. Психол. Наук,
  44. М.-ВНИИ МВД России, 2001. 230с.
  45. С. Гимнастика в пожарных командах// Пожарный, 1924. № 23. — С.9.
  46. E.H., Мартынов Б. И. Психология физического воспитания и спорта М.: Academia, 2003 — 288 с.
  47. A.A. Педагогическая технология управления подготовкой специалистов пожарно-спасательного1.lпрофиля в ВУЗах МЧС России. Дис.. док. пед. наук. СПб, 2006. — 364 с.
  48. A.A. Работа курсантов, слушателей и студентов СПб института ГПС МЧС России в 2004/2005 учебном году// Вестник СПб института ГПС, 2005. -№ 4(11.- С. 94−98).
  49. В.П. Практическое руководство пожарного дела. СПб, 1894.
  50. М.Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности: Учебное пособие для вузов. М, 2003−415 с.
  51. Е.В., Генкин A.A. Применение непараметрических критериев статистики в медико-биологических исследованиях. Л.: Медицина, 1973. — С. 18−19.
  52. Ю.К. Об использовании физических упражнений для психологической подготовки военных специалистов/Тез. итог, научн. конф. Л., 1978. — С. 95−97.
  53. Ю.К. Основные приёмы математической обработки и интерпретации результатов исследований по физической подготовке и спорту. Л, 1972 — С. 66−68.
  54. Т.Т., Марищук В. Л. Комплексная методика по исследованию быстроты действий, переключения внимания и эмоциональной устойчивости. М., 1963. — С. 45−48.
  55. В.А. Спортивные соревнования как модель эмоционально-психического напряжения военнослужащих, возникающих в процессе боевой деятельности. Дис.. канд. пед. наук. Л.: ВДКИФК, 1983. — 273с.
  56. В.А., Лаврентьева H.A., Мирошников М. П., Шарай В. Б. Тест дифференцированной самооценки функционального состояния//Вопросы психологии. 1973. — № 6. -С. 141−146.
  57. И. Общая физическая подготовка пожарных// Пожарное дело, 1927. № 2.- С. 7−8.
  58. И.Ф. Состояние и перспективы проблемы профессионального психологического отборавоеннослужащих // Сборник докладов 1 научно-практической конференции врачей психофизиологов ВМФ. -Л.: Воениздат, 1989 с. 22−26.
  59. О.Ю. Теория и практика педагогической диагностики в высшей военной школе России. СПб, 2001. — 168 с.
  60. М. Центр практического обучения// Пожарное дело, 1980. № 7 С. 18.
  61. В.М. Основы спортивной метрологи. -М.: ФиС, 1979. С. 9−27.
  62. В.А., Солнцев В. О. Психологическая характеристика чрезвычайной ситуации// Вестник СПб ИГПС, 2005. № 2. — С. 73−78.
  63. Ф. О методике боевой подготовки// Пожарное дело, 1956. № 4. — С. 10−11.
  64. С.П., Кузьменкова Л. В. К вопросу о формировании развитой системы психологического обеспечения профессиональной деятельности сотрудников МЧС России// Вестник СПб ГПС, 2006. № 1(12)-2(13). — С. 178−181.
  65. П. Профиль пожарного специалиста// Пожарное дело, 1932. № 1. — С.6.
  66. Е.П. Психология спорта. СПб.: Питер, 2009. -352 с.
  67. М.С. Человеческая деятельность. М.: Политиздат, 1974. — 328 с.
  68. Е.А. Психология профессионала. м., 1996, — 168 с.
  69. А.Г. Психология личности. М.: Педагогика, 1970. — 329 с.
  70. М., Скворцов А. О прикладной физической подготовке пожарных// Пожарное дело, 1958 № 5 — С. 13.
  71. Л.И., Кузницина С. Л. Некоторые направления совершенствования профессиональной подготовки курсантов в Ленинградском пожарно-техническом училище МВД СССР во второй половине XX в.// Вестник СПб ИГПС, 2006. -№ 1(12)-2(13) С. 200−210.
  72. В. Психологическая подготовка пожарных Москвы// Пожарное дело, 1980. № 9 — С. 17−18.
  73. . Систему обучения надо перестроить// Пожарное дело, 1959. № 4. — С. 15−16.
  74. А. Союз техники и пожарного дела// Пожарный, 1924. № 1. — С. 8−9.
  75. A.A., Уткин С. И. Совершенствование психологической подготовленности будущих офицеров к профессиональной деятельности// Вестник СПб ИГПС, 2005. № 1. -С. 101−104.
  76. В.В. Общие основы педагогики. М.: Академия, 2003.
  77. Краткий психологический словарь/Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1985. — С. 361.
  78. Н. Призывники-пожарные в РККА// Пожарное дело, 1930. № 4. — С. 13−14.
  79. О.В. Психолого-педагогическое обеспечение профессиональной подготовки курсантов пожарно-технического училища. Автореф. дис.. канд. пед. наук.- Воронеж, 2006. 26 с.
  80. В., Полищук Е. Усилить практическую подготовку слушателей // Пожарное дело, 1990. № 4. — С. 11−12.
  81. В.В. Методика формирования профессионально-важных качеств выпускников ГПС МЧС России в ходе психологического сопровождения образовательного процесса. Автореф. дис.. канд. психол. наук. СПб ИГПС МЧС России, 2005. — 26 с.
  82. В.П. Исторические предпосылки и гносеологические основы системного подхода// Психол. журн., 1982.-№ 3.-с. 3−14.
  83. .В. Основы профессиональной психодиагностики. JL: Медицина, 1984. — С. 40−47.
  84. В.И. Личность в экстремальных условиях. -М: Политиздат, 1989. 304 с.
  85. А.Н. Избранные психол. произведения. -Т.1.-М, 1980. С.286−324.
  86. М.Т. Дис.. докт. пед. наук, на спец. тему. -СПб, 1997.-317 с.
  87. М.Т., Жернаков Д. В. Структурно-компонентные аспекты эмоционально-волевой устойчивости// Проблемы управления рисками в техносфере, 2008.- № 1 (5.- С. 159 164).
  88. М. Улучшить подготовку личного состава// Пожарное дело, 1957. № 9. — С. 10−11.
  89. Н.М. Профессиональное становление курсантов ВУЗов ГПС МЧС России в ходе образовательного процесса. Дис. канд. пед. наук. СПб, 2004. — 207 с.
  90. В.Л., Миронов В. В., Щёголев В. А. и др. Методика воспитания морально-политических и психических качеств военнослужащих в процессе физическойподготовки/Теория и организация физической подготовки войск. -СПб., 1992.-С. 268−276.
  91. Марищук B. JL, Романенко Н. В., Пашута В. А. Педагогика физической подготовки и спорта. СПб: ВИФК, 2004. -399 с.
  92. М.И. и др. Психологическое обеспечение деятельности ОВД в экстремальных условиях.- М.: ГУК и КП МВД России, 2001.-308с.
  93. Л.П. Общая теория спорта и её прикладные аспекты. СПб, 2005 — 377 с.
  94. Ю. За физподготовку в пожарных командах// ПТ, 1933. № 3. — С. 7−8.
  95. Методы организации и проведения военно-научных исследований по физической подготовке и спорту/ Под. ред. В. А. Щёголева, М. Т. Лобжа. Л, 1991. — 146 с.
  96. Д.С. Педагогические условия формирования профессионализма у обучающихся в ВУЗах МЧС России. Дис.. канд. пед. наук. СПб, 2006. — 142 с.
  97. Ф. Пожарно-техническое образование после революции// Пожарное дело., 1927. № 10. — С. 6−8.
  98. В.Б. Социологический анализ труда в подразделениях повышенного риска// Вестник СПб ИГПС, 2004. -№ 4(7).-С. 13−17.
  99. В.Б., Ткачёв П. А., Урусов A.B. Организация работы с кадрами ГПС. СПб, 2003. — 128 с.
  100. В.Б., Трофимов А. Б., Марченко В. А. Воспитательная работа с личным составом ГПС МЧС России. -СПб.: ИГПС МЧС РФ, 2004. 206 с.
  101. A.A. Оценка уровня развития психомоторики кандидатов на учёбу в высшие военно-морские училища при профессиональном отборе. Л.: ВМУЗ, 1987. — 68 с.
  102. C.B. Спортивная метрология .- М.: Academia, 2005.-238 с.
  103. К. Подготовка пожарно-технических кадров за 20 лет// ПТ, 1937. № 6. — С. 10−11.
  104. Об утверждении Нормативных правовых актов по ГДЗС ГПСС. Приказ МВД № 38 от 30.06.1997.
  105. Я. Факторный анализ. М.: Статистика, 1974.
  106. И.М. Дидактика М.: Академия, 2006.
  107. В.В., Поваль М. С., Лобвиненко В. М., Поцюрько О. Ю. Логика как необходимый элемент подготовки спасателей//Пожаро-взрывобезопасность, 2007. № 5. — С. 6−9.
  108. Педагогика профессионального образования/Под. ред. В. А. Сластенина. -М.: Академия, 2004.
  109. Педагогика: теории, системы, технологии/ Под. ред. С. А. Смирнова. М.: Академия, 2006.
  110. В. Психологическая подготовка// Пожарное дело, 1980. № 6. С. 20−21.
  111. Г. Подготовка инженеров по пожарному делу// Пожарное дело, 1932. № 9. — С. 8−9.
  112. К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. М.: Высш.шк., 1984. — С. 106.
  113. Н. Пожарно-прикладной спорт ближе к практике// Пожарное дело, 1960. — № 9. — С. 15−16.
  114. В.А. Физические качества и их развитие в процессе физической подготовки военнослужащих. Л., 1971. С. 25−58.
  115. JI. Психологическая подготовка в отряде// Пожарное дело, 1980.- № 8 С. 24.
  116. Пожарные. Труд. Утомление. Заболеваемость.- Изд.: НКВД, М., 1928.- 198 с.
  117. В.П. Воинское воспитание курсантских коллективов воен.-физк. ВУЗа. Дис. канд. пед. наук. Л., 1991.
  118. И. Славный путь// Пожарное дело, 1956. -№ 7. С. 13−14.
  119. В.И., Дорофеев В. А., Силин Ю. В. О взаимодействии физической и профессиональной подготовленности в процессе становления военных специалистов/ Тезисы докл. итог. науч. конф. за 1987 год. Л.: ВИФК, 1988. — С. 51−52.
  120. А. Физкультуру пожарному работнику// Пожарное дело, 1932. — № 1. — С.6.
  121. Профессиография основных видов деятельностисотрудников ГПС МВД России. М., 1998. — С. 102.
  122. В.А. О состоянии защиты населения и территории РФ от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в 2005 году// Вестник СПб института ГПС, 2006. № 1 (12) — 2 (13).- С.32−35.
  123. И. О подготовке пожарно-технических кадров//Пожарное дело, 1931. № 1. — С. 5−8.
  124. Д.И. «Полундра» (Жизнь пожарных). Изд.: НКВД, М, 1928. 40 с.
  125. Д.И. Рабочий день и производительность труда пожарного// Пожарное дело, 1927. № 8. — С. 7−9.
  126. .Н., Сальницкий В. П. Методика оценки уровня психологической напряжённости у оператора //
  127. Космическая биология и авиакосмическая медицина. 1983. — № 5. -С.83−34.
  128. Рекомендации по организации и проведению экспериментальных исследований по физической подготовленности военнослужащих/Под ред. Ю. К. Демьяненко, И. И. Петрушевского. Л., 1977. — С. 65−106.
  129. А.Т. Формирование профессиональной пригодности. Мн.: Высш.шк., 1984 — С. 8.
  130. П.А. Формирование волевых черт личности в процессе спортивной деятельности/Тез. докл. на 1-м съезде общества психологов. Вып. 1. -М., 1959. С. 28−30.
  131. И. О поднятии производительности труда пожарного// Пожарное дело, 1925. № 4. — С. 11−12.
  132. А.П. Влияние экстремальных условий на эффективность действий пожарного подразделения в связи с некоторыми индивидуальными особенностями пожарных. Автореф. дис. канд. психол. наук. М, 1978. 22 с.
  133. Г. А., Анализ успеваемости и некоторых психических характеристик курсантов ВИФК, имеющих высокий уровень подготовленности по лыжному спорту. СПб.: ВИФК, 1995. -С.111−112.
  134. H.H. Управление физической подготовкой личного состава подразделений ГПС МЧС России с учётом особенностей профессиональной деятельности/ Автореф. дисс. канд. пед. наук. СПб, 2005. — 24 с.
  135. Г. Очерки об адаптационном синдроме. М.: Медицина, 1960. — 254 с.
  136. И.М. Рефлексы головного мозга/ Избр. произв. М., 1952 — С. 9.
  137. Словарь физиологических терминов. М.: Наука, 1987. — С. 294.
  138. Спортивная метрология/ Под.ред. В. М. Зациорского. -М.:ФиС, 1982−256 с.
  139. И.Ю. Интенсификация боевой и физической подготовки курсантов в ВУЗах ГПС МЧС России. Дисс. канд. пед. наук, СПб, 2005. 210 с.
  140. Теория и методика физической культуры/ Под. Ред. Ю. Ф. Курамшина. 3-е изд., Стереотип. — М.: Советский спорт, 2007.-464 с.
  141. .М. Проблемы индивидуальных различий. -М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. 356 с.
  142. С. А. Педагогическая диагностика профессиональной деятельности командиров учебных подразделений ВУЗов ГПС МЧС России. Автореф. дис.. канд. пед. наук. СПб, 2005. — 26 с.
  143. В.И., Шульженко В. П. Физическая подготовка сотрудников ГПС МЧС России в составе пожарного расчёта. -Белгород: Изд-во Бел. ГУ, 2006. 104 с.
  144. П.А., Моторин В. Б. Порядок отбора и приёма кадров на службу в подразделения ГПС и основные требования, предъявляемые к ним.- СПб.: университет МВД РФ, 1999. 30 с.
  145. П.А., Смирнов A.C., Войтенок О. В. Системный подход к анализу качества образования в СПб УГПС МЧС России// Вестник СПб ИГПС МЧС России, 2006. № 4(15). -С. 91−95.
  146. JI.C. Теория и практика профессиональной подготовки курсантов ВУЗов МВД России к действиям в экстремальных ситуациях. Дис. док. пед. наук. СПб, 1999.
  147. В.Г. Структура тренировочного процесса// Основы теории и методики физической культуры. СПб, 1998. — С. 193−207.
  148. И. Нужны ли изменения в нормативах// Пожарное дело, 1959. № 10.- С. 18−19.
  149. В.И. Акмеологические основы конфликтологии.1. СПб., 1994. 288 с.
  150. Хроника// ПТ, 1939. № 1. — С. 24.
  151. B.C. Экспертные оценки в педагогических исследованиях. М.: Педагогика, 1989. — 152 с.
  152. К. Назревшие вопросы спортивной подготовки// Пожарное дело, 1955. № 7. — С. 13−14.
  153. В. Д., О содержании понятий «способности» и «одарённость» // Психологический журнал. -1983. -№ 5. -С.3−10.
  154. A.B., Кузнецов В. В. Принципы психологического обеспечения в кадровой работе при приёме кандидатов в ГПС МЧС России// Вестник СПб ИГПС, 2005. -№ 2(9). С. 85−90.
  155. И.П. О трудовом методе профессиографии//Гигиена труда, 1927. № 10. — С. 68−71.
  156. H.H. История развития системы подготовки специалистов пожарной безопасности в России. Дис.. канд. пед. наук., СПб ИГПС МЧС России, 2004. 158 с.
  157. H.H., Виноградов В. Н., Бессонов В.П.Пожарное дело в России. СПб, 2007. — 688 с.
  158. В.А. Воспитание воинского коллектива в системе физической подготовки JI, 1990 — 169 с.
  159. В.А. Дис. докт. пед. наук, на спец. тему. -СПб, 1991.-418 с.
  160. В.А., Маликов H.H. Социально-педагогический механизм управления развитием спортивной работы// Вестник СПб института ГПС, 2005. № 4 (11.-С. 92−94).
  161. М. Каждый пожарный должен быть спортсменом// Пожарное дело, 1957. № 6. — С. 14.
  162. Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. М.: Наука, 1978. 392 с.
  163. K.M. Охрана труда пожарных работников// ПТ, 1938. № 5. — С.6−7.
  164. K.M. Охрана труда пожарных//Пожарная техника, 1938. № 5. — С. 6−7.
  165. K.M. Подготовка новых пожарных кадров// Пожарное дело, 1929. № 10.- С. 1−2.
  166. Bertalanffy L. An outline of general system theory // Brit. J. Philos. Sei. 1950. Vol. l.-p. 134−164.
  167. Francois Bertin. Sapeurs Pompiers Techniciens du Risque at de JUrgence// Editions Onest France. Edilarge S.A., 2000/
  168. Hahn E. Stress und Stressbewaltigung im Hochleistungssport. V Internationaler kongress fur sportpsychologie. -Prag, 1979.-S. 237−240.
  169. Rohracher H. Microschwingungen des menschlicher Kozpers. Uzban Schwarzenburg. Wien, 1949.
  170. Undris I. Beanspruchugserlebnis und Personlichkeit. -Zurich. 1974
  171. Wallbott H.J. Mimik im Kontext. Die Bedeutung vorschiedener Thoormationskomponent fur das erkennen von Emotionen. Tottingen: Hogrefe, 1990. 244 s.1. ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Заполнить форму текущей работой