Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование методологической грамотности студентов вуза на начальном этапе подготовки

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Понятие «методологическая культура» философы и логики употребляют по отношению к человеку, владеющему методологическим аппаратом. В рамках образования методологическая культура призвана решать двуединую задачу: с одной стороны — повышение общего культурного уровня студента, а с другой — создание общенаучной методологической базы высшего образования. Формирование методологической культуры… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы формирования методологической грамотности будущего инженера
    • 1. Традиционная система инженерного образования и современные требования к профессиональной компетентности инженера
      • 1. 1. Из истории формирования представлений об об* разовательных системах (историческая сменяемость моделей педагогической деятельности)
      • 1. 2. Традиционная методология организации инженерного образования в России
      • 1. 3. Современные требования к профессиональной
    • 1. компетентности инженера
    • 2. Концепция методологической грамотности студента вуза
      • 2. 1. Методологическая грамотность студента как структурная составляющая модели подготовки специалиста
      • 2. 2. Цели формирования методологической грамотности студента
      • 2. 3. Измерители степени успешности процесса формирования методологической грамотности студента
      • 2. 4. Выводы по главе I
  • I. Глава 2. Организационно-педагогические условия формирования методологической грамотности студента инженерного вуза на основе системно-деятель
    • I. ностного подхода
    • 1. Проектирование целей обучения в инженерном I вузе в контексте формирования методологиче-f ской грамотности студента j 1.1. Основные принципы системы целеполагания учебного процесса
      • 1. 2. Проектирование подцели «Формирование методо ~ н 69 w логической грамотности студента
    • 2. Проектирование содержания обучения в инженерном вузе в контексте формирования методологической грамотности студента
      • 2. 1. Проектирование рабочего учебного плана специальности (направления профессиональной подготовки) в контексте формирования методологической грамотности студента
      • 2. 2. Проектирование содержания учебных курсов для целенаправленного формирования методологической грамотности студента
        • 2. 2. 1. Спецкурс «Введение в специальность»
        • 2. 2. 2. Элективный курс «Методология научного познания»
        • 2. 2. 3. Элективный курс «Основы моделирования и сис-темологии»
        • 2. 2. 4. Элективный курс «Введение в ТРИЗ»
        • 2. 2. 5. Элективный курс «Риторика»
      • 2. 3. Принципы проектирования рабочих программ отдельных дисциплин учебного плана в контексте формирования методологической грамотности студента
    • 3. Проектирование учебного процесса с учетом формирования методологической грамотности студента
      • 3. 1. Принципы проектирование модели интенсификации учебного процесса с применением элементов предметной системы обучения
      • 3. 2. Принципы проектирования организации учебного занятия с учетом формирования методологической грамотности
      • 3. 3. Формирование методологической грамотности студентов как результат системно-деятельност-ного подхода к организации учебного процесса
    • 4. Экспериментальная проверка эффективности организационно-педагогических условий формирования методологической грамотности
      • 4. 1. Методы формирования методологической грамотности (поисковый этап эксперимента)
      • 4. 2. Психодиагностика студентов 1 и 2-го курсов (формирующий этап эксперимента)
      • 4. 3. Статистический анализ экспериментальных данных

Формирование методологической грамотности студентов вуза на начальном этапе подготовки (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Одной из главных проблем образования справедливо полагают противоречие между растущим объемом знаний и ограниченностью времени обучения. Исследователи проблем высшего образования сегодня приходят к выводу, что единственным конструктивным путем разрешения этого противоречия является методологизация учебного процесса как важнейшая составная часть фундаментализации, особенно при подготовке студентов инженерных вузов. Актуальность нашего исследования дополняется также противоречием между требованиями, предъявляемыми к подготовке инженеров современной концепцией высшего образования, и практикой, сложившейся в рамках прошлой образовательной парадигмы.

В традиционной системе высшего образования пока не сложилась системная целостность подготовки специалистов: императив усвоения готовых знаний, недостаточное внимание к личности.

Ф студента как равноправного субъекта образовательного процесса и гражданина, недостаточное внимание к развитию креативных способностей студента, недостаточная взаимосвязь общеобразо.

J «вательных, обще культурных, общетехнических и специальных дисциплин, недостаточная оснащенность вуза современными технологиями и техникой, отрыв уровня практической подготовки от теоретической и др. Все это требует принципиально иного подхода и иной оценки характера и результатов деятельности будущего специалиста с высшим образованием.

Таким образом, актуальность настоящего исследования обусловлена неразработанностью как общей методологической основы высшего, в том числе инженерного образования, так и методологии преподавания частных дисциплин.

Ведущей проблемой в подготовке специалиста, в формировании его компетенции, становится проблема выработки адекватной современным требованиям методологической грамотности, реализация которой наиболее целесообразна уже на начальном этапе вузовской подготовки. В качестве начального этапа мы рассматриваем первые два года подготовки из традиционной пятилетней программы обучения в вузе по очной форме. Этот период определен как начальный этап в государственных образовательных стандартах и вузам рекомендуется сохранять для него позиции примерных учебных планов Минобразования. В первые два года закладываются фундаментальные основы высшего технического образования и от того, в какой степени будущий инженер освоит принципы методологии научного познания, во многом зависит уровень профессиональной компетентности, которого он сможет достичь, как на момент окончания вуза, так и в дальнейшей профессиональной карьере.

Нельзя сказать, что работа в этой области совсем не проводились. Известен ряд работ по исследованию методологической культуры педагогической деятельности и формированию методологической культуры студентов педагогических вузов. Среди них следует назвать работы О. С. Анисимова, А. Дорожкина и А. Касьяна, О. Е. Лебедева, П. Г. Кабанова, Г. Ключарева и Е. Огарева, В. В. Краевского, B.C. Лукашова, Л. Б. Соколовой, А. П. Тряпицыной, А. Н. Ходусова. В то же время среди перечисленных авторов только работа B.C. Лукашова выполнена на материале подготовки военных инженеров, остальные на базе общеобразовательных и педагогических учебных заведений.

Понятие «методологическая грамотность» исследуется только в статье В. В. Краевского, да и то по отношению к аспирантам педвузов. Поскольку среди вузов страны инженерным вузам принадлежит первое место как по численности приема и выпуска, так и по востребованности, мы сочли целесообразным исследовать проблему методологической грамотности студентов на примере именно этой категории вузов. Актуальность обращения к методологии в учебном процессе технических вузов связана с переориентацией технократической подготовки на развитие личности специалиста, овладение культурой и методологией учебной и профессиональной деятельности, стремлением к целостному постижению мира.

Понятие «методологическая культура» философы и логики употребляют по отношению к человеку, владеющему методологическим аппаратом. В рамках образования методологическая культура призвана решать двуединую задачу: с одной стороны — повышение общего культурного уровня студента, а с другой — создание общенаучной методологической базы высшего образования. Формирование методологической культуры — процесс длительный, можно сказать, пожизненный и начинать его следует с формирования культуры мышления. К моменту окончания высшего учебного заведения специалист должен освоить необходимый методологический минимум, который, как мы считаем, правильнее называть методологическая грамотность. Необходимость развития методологической грамотности студентов инженерных вузов отмечается в работах К. К. Гомоюнова, Г. Ключарева и Е. Огарева, Ю.П. По-холкова и Б. Л. Аграновича и других.

В складывающемся в XXI веке стиле высшего образования смыслообразующим фактором должна стать профессиональная компетентность специалиста, а системообразующей основой — формирование необходимого уровня его методологической грамотности. Это положение и выдвинуто нами в качестве главной идеи исследования .

Темой исследования стало «Формирование методологической грамотности студентов вуза на начальном этапе подготовки» .

Объект исследования: процесс подготовки специалистов на начальном этапе обучения в вузе.

Предмет исследования: организационно-педагогические условия, обеспечивающие формирование методологической грамотности будущих специалистов.

Целью исследования является определение и реализация условий поэтапного формирования методологической грамотности студента на основе системно-деятельностного подхода.

Гипотеза исследованияформирование методологической грамотности студентов как фактор профессиональной компетентности выпускников технического вуза более высокого уровня, чем это имело место в рамках прежней образовательной парадигмы, возможно, если:

— в содержание профессиональной подготовки будут включены методологические знания, необходимость которых обусловлена особенностями современной профессиональной деятельности инженера;

— содержание методологических знаний будет представлено знанием о человеке как субъекте образовательного процесса и профессиональной деятельности;

— при формировании методологических знаний в образовательном процессе будет учитываться специфика будущей профессиональной деятельности в соответствии с востребованностью обществом тех или иных видов инженерной, инженерно-педагогической или предпринимательской деятельности,.

— будут разработаны и реализованы организационно-педагогические условия формирования и развития методологической грамотности студента на начальном этапе подготовки в техническом вузе.

Задачи исследования:

1) Провести анализ исследований условий профессиональной деятельности и требований к профессиональной компетентности специалиста на пороге XXI века.

2) Провести анализ системы подготовки кадров на современном этапе развития российского общества.

3) Осуществить анализ исследований в области формирования стиля мышления и развития интеллекта в целом.

4) Изучить опыт работы технических вузов, реализующих современную концепцию профессионального образования. Осуществить констатирующее наблюдение и поисковый эксперимент в организациях системы высшего технического образования в регионе. Дать анализ профессиональной компетентности выпускников ряда технических вузов и выявить условия, способствующие повышению его уровня.

5) Разработать методику поэтапного формирования методологической грамотности студента, предложить критерии оценки его эффективности и проверить их на практике.

6) Разработать модель учебного плана, программы и методические рекомендации, позволяющие включить в практику работы технического вуза выводы проведенного исследования.

Теоретическую основу исследования составили труды ученых в области общей философии и философии образования (Б.С. Гер-шунский, В. А. Лекторский, А. Ф. Лосев, И.Б. Новик) — гуманитарной психологии и педагогики (А.А. Алексеев, В. И. Андреев, Л. Н. Антилогова, М. Н. Аплетаев, А. Г. Асмолов, С. Я. Батышев, В. П. Беспалько, Н. Ш. Валеева, Ю. В. Варданян, А. А. Вербицкий, Л. С. Выготский, К. К. Гомоюнов, В. В. Давыдов, В. А. Далингер, Г. Л. Ильин, Л. В. Ишкова, Жак Карпей, М. В. Кларин, Б.Б. Кос-сов, В. В. Краевский, Т. В. Кудрявцев, Н. В. Кузьмина, И. Я. Лернер, С. И. Маврин, И. А. Маврина, А. А. Макареня, Д. Манн, А. К. Маркова, Т. С. Назарова, Р. С. Немов, Оих Ван Р., С. Д. Смирнов, Н. Н. Суртаева, Н. Ф. Талызина, А. П. Тряпицына, Н.В. Чека-лева, Д. В. Чернилевский, В. Д. Шадриков, Л. А. Шипилина, Л. В. Шкерина) — работы отечественных и зарубежных ученых и инженеров по вопросам инженерного образования (B.J1. Агранович, Н. Н. Грачев, В. Е. Жураковский, М. М. Зиновкина, Н. В. Карлов, Тимоти Клэпп, Тор Кихльман, Ю. П. Похолков, И. Федоров, П. К. Энгельмайер, С. Ячин) — работы в области науковедения, техниковедения и эдукологии (Г.А. Бордовский, С. Ф. Денисов, Л. М. Дмитриева, В. А. Извозчиков, И. Геращенко, И. К. Корнилов, В. И. Кузнецов, В.А. Лекторский) — работы по методологии педагогики и организации педагогических исследований (О.С. Анисимов, М. З. Бор, К. Я. Вазина, В. Ф. Взятышев, А. Дорожкин, В.И. За-гвязинский, В. И. Каган, С. Козлов, B.C. Лукашов, В. Я. Ляудис, Н. Д. Никандров, А. А. Остапенко, И. К. Шалаев, В. А. Шаповалов, В.Е. Шукшунов).

В качестве методологической базы исследования принят системнодеят ельностный подход. В основе системного подхода (Т.А. Ильина, Ф. Ф. Королев, Ф. И. Перегудов, Э. Г. Юдин и др.) лежит отказ от односторонних, линейно детерминированных методов исследования. Основной акцент делается на целостности интегрированных качеств объекта (в данном случае — учебного процесса), их происхождении, поэтому внимание сосредотачивается на выявлении связей и их взаимоотношений, как в самом объекте, так и с окружающей средой.

С позиций педагогической психологии деятельностный подход к учебному процессу (В.В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, Д.Б. Элько-нин и др.) предполагает передачу знаний, навыков, умений в процессе совместной деятельности преподавателя и студента.

Обучающий в процессе общения с использованием дидактических средств организует познавательную деятельность обучающегося адекватно целям обучения. Опираясь на исследование Д.В. Чер-нилевского и O.K. Филатова, принимаем, что системно-деятельностный подход, рассматривает содержание образовательного процесса как элемент педагогической системы. Он предполагает отбор образовательного материала по критерию полноты и системности видов деятельности, нужных для развития интеллектуальных способностей личности и привития квалификационных умений, необходимых для выполнения главных видов деятельности на различном уровне ее сложности.

Теоретико-методологическая база исследования предопределила выбор комплекса методов педагогического исследования, который включает: теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследованияпринятые в педагогике анкетирование, интервьюирование, тестированиепоисковый и формирующий этапы эксперимента, количественный и качественный анализ результатов. Графические построения проводились с применением элементов математической теории графов.

Положения, выносимые на защиту:

1) Концепция формирования методологической грамотности специалиста (педагогические реалии, факторы, условия и предвидимые трудности его формирования).

2) Организационно-педагогические условия формирования методологической грамотности на начальном этапе подготовки, обеспечивающие более высокий уровень профессиональной компетентности специалиста.

3) Педагогическая система формирования методологической грамотности и ее методическое обеспечение.

Исследование проводилось в течение 1991;2001гг. на базе.

Тобольского индустриального института — филиала Тюменского государственного нефтегазового университета (ТИИ ТюмГНГУ) и Тобольского филиала Тюменской государственной архитектурно-строительной академии (ТФ ТюмГАСА) и проходило в три этапа:

— 1991;95 гг. — на основании изученной литературы и анализа деятельности ряда технических учебных заведений, прежде всего тех, где работал автор, был осуществлен выбор темы и определена ведущая идея исследования;

— 1996;97гг. — определены методика исследования и объект;

— 1998;2001гг. — уточнены и скорректированы цели и тема исследования, сформулированы концептуальные основы формирования методологической грамотности студентов на начальном этапе подготовки, апробированы экспериментальные рабочие учебные планы и программы дисциплин, проведено экспериментальное исследование степени эффективности выделенных организационно-педагогических условий формирования методологической грамотности студентов.

Научная новизна и теоретическая значимость: создана научно-обоснованная концепции формирования методологической грамотности будущего специалиста с более высоким уровнем профессиональной компетентности, соответствующим требованиям современного инженерного образованияразработана модель учебного плана и графика подготовки специалиста, включающего специальные курсы, обеспечивающие более высокий уровень его интеллектуальной и практической подготовкисоздана педагогическая система формирования методологической грамотности специалиста на основе актуализации общеобразовательной, общекультурной и общенаучной подготовки.

Практическое значение: создание и реализация педагогической системы, позволяющей формировать методологическую грамотность специалиста на основе:

— модели учебного плана и графика учебного процесса, структуры содержания курсов, объединенных в цикле «Формирование методологической грамотности» ;

— методических рекомендаций к преподаванию системы дисциплин, обеспечивающих формирование системного стиля мышления и проверку ее эффективности;

— методических рекомендаций к разработке рабочих программ частных дисциплин учебного плана в контексте формирования методологической грамотности студентов.

Апробация результатов: по инициативе автора были разработаны и внедрены графики учебного процесса и рабочие учебные планы ряда специальностей, включающие программы элективных курсов, обеспечивающие формирование методологической грамотности студента технического вуза в течение первых двух лет обучения. Материалы диссертационного исследования опубликованы в журналах: «Новые знания» (Москва), «Региональное образование XXI в.: проблемы и перспективы» (Новокузнецк) — в сборниках материалов международных научно-практических конференций в гг. Н. Новгород, Тюмень, Тобольскв сборниках материалов Всероссийских научно-практических конференций и совещаний в гг. Бирск, Новокузнецк, Туапсе, ТюменьВсероссийских Менделеевских чтенийобсуждены на заседаниях методических советов и семинарах профессорско-преподавательского состава Тобольского индустриального института филиала ТюмГНГУ и Тобольского филиала ТюмГАСА.

Структура и объем диссертации

: Диссертация изложена на 190 страницах и состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка литературы (233 наименования, в т. ч. 4 на иностранном языке), 9 рисунков, 8 таблиц, 3 диаграммы, 5 приложений.

Выводы:

1) В результате анализа исследований условий профессиональной деятельности и требований к профессиональной компетентности современного специалиста, анализа исследований в области формирования стиля мышления и развития интеллекта в целом, разработана методика поэтапного формирования методологической грамотности студента, предложены показатели ее оценки, эффективность показателей проверена на практике.

2) Сформулированы основные положения концепции формирования методологической грамотности студентов вуза на начальном этапе подготовки.

3) Экспериментально подтверждена эффективность организационно-педагогических условий реализации концепции.

4) Разработанные принципы интенсификации учебного процесса на основе применения элементов предметной системы обучения апробированы на практике, их эффективность подтверждена экспериментально.

5) В результате исследования, с учетом принятых научных допущений, экспериментально доказан статистически значимый рост средней величины условного коэффициента, принятого в качестве измерителя уровня системности мышления, для экспериментальных групп по окончании первых двух лет обучения.

6) Разработанное методическое обеспечение (модели учебного плана и графика учебного процесса, принципы проектирования рабочих программы и методические рекомендации), позволяют включить в практику работы технических вузов содержание и выводы проведенного исследования.

Таким образом, в контексте принятых нами научных допущений, делаем вывод об успешности разрешения задачи реализации организационно-педагогических условий формирования методологической грамотности студентов на начальном этапе обучения в техническом вузе как факторе повышения уровня профессиональной компетентности будущего специалиста.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Настоящее исследование представляет собой один из путей формирования методологической грамотности студента как фактора профессиональной компетентности выпускника технического вуза более высокого уровня, чем это имело место в рамках прежней образовательной практики.

Целью исследования стало создание и реализация организационно-педагогических условий поэтапного формирования методологической грамотности студента на основе системно-деятельностного подхода.

В процессе исследования в полном объеме выполнены задачи исследования, нашли экспериментальное подтверждение гипотеза исследования и положения, выносимые на защиту.

Основные положения концепции методологической грамотности и организационно-педагогические условия ее реализации апробированы в ходе опытно-экспериментальной работы в Тобольском филиале Тюменской государственной архитектурно-строительной академии с 1998 по 2001 годы.

Согласно условиям эксперимента, отличительными признаками учебного процесса экспериментальной группы по сравнению с группой сравнения, стало введение в рабочие учебные планы системы элективных курсов, целенаправленных на формирование методологической грамотности, методическое упорядочение очередности изучения учебных дисциплин, а также введение в учебный процесс экспериментальной группы набора 1999 графика учебного процесса с элементами предметной системы обучения.

Эксперимент показал, что абсолютная и качественная успеваемость на момент окончания летней экзаменационной сессии экспериментальной группы набора 1999 года существенно выше, чем у группы сравнения.

Принятые в качестве научных допущений положения о том, что: уровень методологической грамотности можно оценить по уровню системности мышленияи умение системно мыслить, можно оценить по результатам тестирования с помощью специально подобранных психологических тестов, позволили провести психодиагностическое обследование студентов экспериментальной и группы сравнения.

Результаты обследования за четыре года экспериментально доказано, что величина среднего условного коэффициента системности мышления студентов первого курса в начале учебного года примерно одинакова как в экспериментальной, так и в группе сравнения.

В результате исследования, экспериментально подтверждено статистически значимое превышение средней величины условного коэффициента, принятого в качестве измерителя уровня системности мышления, для экспериментальных групп по сравнению с группой сравнения по окончании первых двух лет обучения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Е. Мистер Компьютер-миллионер//Крестьянка.-1997. № 9. — С.82−84.
  2. О., Кривошеев А., Ушаков А. Проектно-созидательная модель обучения//Вестник высшей школы. -1994. № 1. — С.18−22.
  3. В.А. Теоретические основы формирования профессиональной компетентности учителя: Автореф. дис.. д-ра пед. наук/Краснояр. гос. у-нт. 1998. — 48 с.
  4. А.А., Громова JI.A. Поймите меня правильно.-СПб.: «Экономическая школа», 1993. 352 с.
  5. Г. С. Алгоритм изобретения. М.: Моск. Рабочий, 1973. — 296 с.
  6. Г. С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач. 2-е изд., доп. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1991. — 225 с.
  7. В. И. Конфликтология (искусство спора, ведения переговоров, разрешения конфликтов). М.: Народное образование. 1995. — 128 с.
  8. В.И. Педагогика творческого саморазвития. Кн. 2. Казань: Изд-во Казанского университета, 1998.- 320 с.
  9. В.Е., Пантина Н. С. Методические вопросы разработки модели специалиста//Сов. педагогика.- 1977. № 5.
  10. Н.М. Теоретические и экспериментальные основы технологии обучения студентов изобретательской и инновационной деятельности:: Автореф. дис.. д-ра пед. наук/Липец. гос. пед. ин-т. 1998. — 41 с.
  11. О.С. Методологическая культура педагогической деятельности и мышления. М.: Экономика, 1991.
  12. Антилогова Л.Н. Этико-психологические аспекты труда
  13. М.Н. Нравственная деятельность как феномен об-разования//Образование в Сибири. 1998.- № 1.- С.18−24.
  14. А.Г. Психология личности: Учебник. М.: Издательство МГУ, 1990. — 367 с.
  15. В.Г. Системность и общество. М.: Политиздат, 1980. — 368 с.
  16. В., Митин В. Из опыта оценки качества учебных занятий//Высшее образование в России. 1995. — № 3.-С.90−95.
  17. В.П., Митин В. Я. Об оценке качества лекции/Высшее образование в России. 1994. — № 1.1. С.160−165.
  18. В.В., Власов В. В. Что определяет облик специалиста?//Вестник высшей школы, — 1989.- № 2. С.8−13.
  19. А., Михелькевич В. Интегрированная система многоуровневого высшего образования//Высшее образование в России. 1995. — № 2. — С.111−121.
  20. А., Михелькевич В. Многоступенчатые структуры интегрированных систем образования//Высшее образование в России. 1996. — № 3. — С.37−50.
  21. А.Н., Михелькевич В. Н. Интегрированная система высшего инженерного образования//Высшее образование в России. 1994. — № 2. — С.125−128.
  22. В.П. Опыт разработки и использования критериев качества усвоения знаний//Советская педагогика. 1968. № 4. — С. 52−69.
  23. В.П. Основы теории педагогических систем. Воронеж, 1977.
  24. В. П. Педагогика и прогрессивные технологии1.
  25. А. Еще раз о предметном обучении//Высшее образование в России. 2001. — № 2. — С.129−131.
  26. Бор М. З. Основы экономических исследований. Логика, методология, организация, методика. М.: Издательство «ДОС», 1998. — 144 с.
  27. Г., Извозчиков Б. Эдукология как наука об образовании//Вестник высшей школы. 1991. № 3.1. С.24−32.
  28. И. В. Несколько замечаний о преподавании ТРИЗ.: http://www.triz.minsk.by/e/23 304.htm.
  29. Т. Гуманитарная культура и профессиональная компетентность специалиста//Новые знания. 1998. — N'3. -С.28−30.
  30. В., Лагерев В. Концепция гуманитарно-технической подготовки выпускников инженерного ву-за//Высшее образование в России.- 1996.- № 1. С.89−92.
  31. К.Я. Коллективная мыследеятельность модель саморазвития человека — Н.Новгород: «Педагогика», 1990. -196 с.
  32. К.Я., Яблоков В. А. Сруктурирование учебных программ/ /Вестник высшей школы. 1986. — № 3. — С. 27−31.
  33. Ван Оих Р. Психологические отмычки СПб.: Питер Пабли-шинг, 1997. — 224 с. — (серия «Мастера психологии»).
  34. Ю.В. Строение и развитие профессиональной компетентности специалиста с высшим образованием: Автореф. дис.. д-ра пед. наук: (на материале подгот. педагога и психолога)/ Моск. пед. гос. ун-т. 1999. — 38 с.
  35. Е.А. Творческая инженерная активность специалиста и реализация методик ее формирования у студента в техническом вузе. Электронный журнал «Педагог».1999. № 7. — htt://www.informmika.ru/text/magaz/ pedagog/pedagog7/a07.html.
  36. А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: Метод, пособие. М.: Высш. шк., 1991.- 207 с.
  37. В., Романкова J1. Социальные технологии в образовании//Высшее образование в России. 1998. — № 1. -С.28−38.
  38. В., Ямщикова Н. Образованию профессиональную ориентацию//Высшее образование в России. — 1994. — № 4.- С.29−32.
  39. JI.C. Педагогическая психология. М.: Педагогика-Пресс, 1996. — 534с.
  40. А. И. О преподавании теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) в вузах.: http://www.triz.minsk. Ьу/е23 303.htm.
  41. И. Принцип неопределенности в образовании/ /Высшее образование в России.- 1999.- № 1.- С.32−36.
  42. B.C. Философия образования. М.: Московский психолого-социальный институт, Флинта, 1998. — 432 с.
  43. С.А. Диагностика качеств творческой индивидуальности педагога. Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 1988, — 88 с.
  44. А. Д. Роль фундаментального естественнонаучного образования в становлении специалиста//Высшее образование в России. 1994. — № 4. — С.21−23.
  45. О.Н. Концепция фундаментального естественнонаучного курса в новой парадигме образования//Высшее образование в России. 1994. — № 4. — С.23−27.
  46. К. К. О фундаментализации технического образования//Вестник высшей школы. 1989. — № 4. — С.21−26.
  47. Ю., Свистунов Б. К иной парадигме//Высшее образование в России. 1999. — N'3. — С. 60−66.
  48. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Направление 550 200 Автоматизация и управление. Квалификация магистр техники и технологии — М.: Министерство образования Российской Федерации. — 2000.
  49. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Напрвление 551 800 Технологические машины и оборудование. — квалификация — бакалавр техники и технологии — М.: Министерство образования Российской Федерации. — 2000.
  50. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования Направление полготовки дипломированного специалиста 650 800 Теплоэнергетика. Квалификация: инженер. — М.: Министерство образования Российской Федерации. — 2000.
  51. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования Направление полготовки дипломированного специалиста 651 400 Машиностроительные технологии и оборудование. Квалификация: инженер
  52. М.: Министерство образования Российской Федерации. 2000.
  53. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования Направление полготовки дипломированного специалиста 653 500 Строительство. Квалификация: инженер. — М.: Министерство образования Российской Федерации. — 2000.
  54. Н.Н. Психология инженерного труда. М.: Высш. шк., 1998. — 333 с.
  55. М. Образование взрослых в условиях социальных перемен//Новые знания. 1999. — № 2. — С.20−22.
  56. М. Позиции и амбиции//Высшее образование в России. 1999. — № 2. — С.61−71.
  57. Г., Груздева В. Педагогическая технология эвристического типа//Высшее образование в России. 1996. -N'1. — С.117−121.
  58. М.В. Парадигма биоцентризма и фундаментальное образование/ /Высшее образование в России. 1994. — № 4. -С.27−29.
  59. Э.Н. Построение теории образования на основе междисциплинарного системного подхода: Автореф. дис.. д-ра пед. наук/ Моск. пед. гос. ун-т им. В. И. Ленина, Дис. совет Д 053.01.02.- 1994.- 32 с.
  60. В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986. — 240с.
  61. В. А. Формирование у студентов умений математического и информационного моделирования основа эффективности профильной дифференциации в школе. http://src.ru.conf/nit/96/sect6/node7.html.
  62. И., Томина Н. Системный взгляд на преподавание организационно-управленческих дисциплин//Проблемы теории и практики управления. 1997. — № 5.
  63. А., Касьян А. Методологическое сознание и методологическая культура//Вестник высшей школы. 1991.- № 4. С.18−21.
  64. А.В., Столяренко Л. Д. История зарубежной педагогики и философии образования. Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов н/Д: Феникс, 2000. — 4 80 с.
  65. В., Приходько В., Федоров И. Инженер на рынке труда//Высшее образование в России. 1999. — № 2.- С. З-б.
  66. В.И. Методология и методика дидактического исследования. М.: Педагогика, — 1982. — 160 с.
  67. В.И. Опосредованное влияние методологии на практику//Советская педагогика. 1990.- N'3. — С.65−67.
  68. М. Креативная технология образования//Высшееобразование в России. 1999. — № 3.- С.101−104.
  69. М., Гареев Р. Креативное инженерное образование/ /Высшее образование в России, — 2000.- № 6.- С.98−99.
  70. М., Хохлов Н. Технология формирования инженера -творца/ /Высшее образование в России. 1995. — № 3.-С. 45−53.
  71. М.М. Инженерное мышление (Теория и инновационные педагогические технологии) М., 1997.
  72. В. Первый технический вуз России//Высшее образование в России. 1998. — N'3.- С. 114−120.
  73. С.И. Наука XXI века//Высшее образование в России. 1998. — № 2.- С.76−79.
  74. С.И. Производство компетентных людей//Новые знания. 1997. — № 1.- С.2−4.
  75. Иванов В, Гурье JI., Зерминов А. Педагогическая деятельность: проблемы, сложности.//Высшее образование в России. 1997. — № 4. — С.44−49.
  76. Г. И. Памятка слушателю семинара «Основы системного мышления в инженерной практике», http://www.triz. minsk. by/e/248 004.htm.
  77. Е.И., Орехов Б. И., Ольховский А. Ф. Технология «РИТМ» в многоуровневой системе образования//Высшее образование в России. 1993. — № 4.- С.115−119.
  78. А.А. Основы теории аргументации: Учебник. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. — 352 с.
  79. Г. Современное образование в зеркале трех револю-ций//Вестник высшей школы. 1997. — № 1. — С. 11−13.
  80. Т. А. Структурно-системный подход к организации обучения. М:. Знание, 1972. 78 с.
  81. Л.В. Педагогическая квалиметрия: статус, структура, функции / Ин-т повышения квалификации г. Новокузнецка. Новокузнецк, 2000. — 187 с.
  82. П. Г. Методологическая культура педагога как предмет философского анализа: Автореф. дис.. канд. фи-лос. наук/Ин-т образования Сибири, Дальнего Востока и Севера РАО. 1997. — 19 с.
  83. В.И., Сыченков И. А. Основы оптимизации процесса обучения в высшей школе. М.: ВШ, 1987. — 144 с.
  84. Н.В. Преобразование образования//Вопросы философии. 1998. — № 11.- С.3−9.
  85. Н.В., Кудрявцев Н. Н. К истории элитного инженерного образования//Вестник Российской академии наук, 2000, т.70, № 7, С.579−588.
  86. Карпей Жак Вслед за Выготским //Мир образования. 1996. № 5.- С.68−73.
  87. Р.Я., Зинченко В. Я., Грандберг И. И. Рейтинговый контроль//Высшее образование в России. 1994. — № 2.-С.83−92.
  88. В.Г. Фундаментализация университетского образования //Высшее образование в России. 1994. — № 4.1. С.6−13.
  89. Г., Логунова Л. От «общего дела» к умному деланью//Высшее образование в России. — 1997. — № 3. -С.19−23.
  90. Кихльман Тор Общечеловеческая ответственность инжене-ра//Вестник высшей школы. 1991. — № 7. — С.90−96.
  91. М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М.: Арена, 1994. — 222 с.
  92. С. Методика: наука? искусство? ремесло? //Высшее образование в России. 2001. — № 2. — С.113−115.
  93. JI.C. Становление психологической культуры личности как ориентир современного образования/ /Электронный журнал «Педагог». 1997. — № 3. http//www.informika.ru/text.magaz/pedagog/pedagog3/atl4. html.
  94. И. Система подготовки инженеров: социологический ракурс//Высшее образование в России. 1996. — № 2.- С.79−87.
  95. Т. Профессионализм и психология//Высшее образование в России. 1995. — N'3.- С. 81−90.
  96. Ф.Ф. Системный подход и возможности его применения в педагогических исследованиях//Сов. педагогика.- 1970. № 9. — С. 108−115.97.
Заполнить форму текущей работой