Формирование методологической грамотности студентов вуза на начальном этапе подготовки
Диссертация
Понятие «методологическая культура» философы и логики употребляют по отношению к человеку, владеющему методологическим аппаратом. В рамках образования методологическая культура призвана решать двуединую задачу: с одной стороны — повышение общего культурного уровня студента, а с другой — создание общенаучной методологической базы высшего образования. Формирование методологической культуры… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Теоретические основы формирования методологической грамотности будущего инженера
- 1. Традиционная система инженерного образования и современные требования к профессиональной компетентности инженера
- 1. 1. Из истории формирования представлений об об* разовательных системах (историческая сменяемость моделей педагогической деятельности)
- 1. 2. Традиционная методология организации инженерного образования в России
- 1. 3. Современные требования к профессиональной
- 1. компетентности инженера
- 2. Концепция методологической грамотности студента вуза
- 2. 1. Методологическая грамотность студента как структурная составляющая модели подготовки специалиста
- 2. 2. Цели формирования методологической грамотности студента
- 2. 3. Измерители степени успешности процесса формирования методологической грамотности студента
- 2. 4. Выводы по главе I
- 1. Традиционная система инженерного образования и современные требования к профессиональной компетентности инженера
- I. ностного подхода
- 1. Проектирование целей обучения в инженерном I вузе в контексте формирования методологиче-f ской грамотности студента j 1.1. Основные принципы системы целеполагания учебного процесса
- 1. 2. Проектирование подцели «Формирование методо ~ н 69 w логической грамотности студента
- 2. Проектирование содержания обучения в инженерном вузе в контексте формирования методологической грамотности студента
- 2. 1. Проектирование рабочего учебного плана специальности (направления профессиональной подготовки) в контексте формирования методологической грамотности студента
- 2. 2. Проектирование содержания учебных курсов для целенаправленного формирования методологической грамотности студента
- 2. 2. 1. Спецкурс «Введение в специальность»
- 2. 2. 2. Элективный курс «Методология научного познания»
- 2. 2. 3. Элективный курс «Основы моделирования и сис-темологии»
- 2. 2. 4. Элективный курс «Введение в ТРИЗ»
- 2. 2. 5. Элективный курс «Риторика»
- 2. 3. Принципы проектирования рабочих программ отдельных дисциплин учебного плана в контексте формирования методологической грамотности студента
- 3. Проектирование учебного процесса с учетом формирования методологической грамотности студента
- 3. 1. Принципы проектирование модели интенсификации учебного процесса с применением элементов предметной системы обучения
- 3. 2. Принципы проектирования организации учебного занятия с учетом формирования методологической грамотности
- 3. 3. Формирование методологической грамотности студентов как результат системно-деятельност-ного подхода к организации учебного процесса
- 4. Экспериментальная проверка эффективности организационно-педагогических условий формирования методологической грамотности
- 4. 1. Методы формирования методологической грамотности (поисковый этап эксперимента)
- 4. 2. Психодиагностика студентов 1 и 2-го курсов (формирующий этап эксперимента)
- 4. 3. Статистический анализ экспериментальных данных
Список литературы
- Аверина Е. Мистер Компьютер-миллионер//Крестьянка.-1997. № 9. — С.82−84.
- Агапова О., Кривошеев А., Ушаков А. Проектно-созидательная модель обучения//Вестник высшей школы. -1994. № 1. — С.18−22.
- Адольф В.А. Теоретические основы формирования профессиональной компетентности учителя: Автореф. дис.. д-ра пед. наук/Краснояр. гос. у-нт. 1998. — 48 с.
- Алексеев А.А., Громова JI.A. Поймите меня правильно.-СПб.: «Экономическая школа», 1993. 352 с.
- Альтшуллер Г. С. Алгоритм изобретения. М.: Моск. Рабочий, 1973. — 296 с.
- Альтшуллер Г. С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач. 2-е изд., доп. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1991. — 225 с.
- Андреев В. И. Конфликтология (искусство спора, ведения переговоров, разрешения конфликтов). М.: Народное образование. 1995. — 128 с.
- Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Кн. 2. Казань: Изд-во Казанского университета, 1998.- 320 с.
- Анисимов В.Е., Пантина Н. С. Методические вопросы разработки модели специалиста//Сов. педагогика.- 1977. № 5.
- Анисимов Н.М. Теоретические и экспериментальные основы технологии обучения студентов изобретательской и инновационной деятельности:: Автореф. дис.. д-ра пед. наук/Липец. гос. пед. ин-т. 1998. — 41 с.
- Анисимов О.С. Методологическая культура педагогической деятельности и мышления. М.: Экономика, 1991.
- Антилогова Л.Н. Этико-психологические аспекты труда
- Аплетаев М.Н. Нравственная деятельность как феномен об-разования//Образование в Сибири. 1998.- № 1.- С.18−24.
- Асмолов А.Г. Психология личности: Учебник. М.: Издательство МГУ, 1990. — 367 с.
- Афанасьев В.Г. Системность и общество. М.: Политиздат, 1980. — 368 с.
- Багмутов В., Митин В. Из опыта оценки качества учебных занятий//Высшее образование в России. 1995. — № 3.-С.90−95.
- Багмутов В.П., Митин В. Я. Об оценке качества лекции/Высшее образование в России. 1994. — № 1.1. С.160−165.
- Безлепкин В.В., Власов В. В. Что определяет облик специалиста?//Вестник высшей школы, — 1989.- № 2. С.8−13.
- Бекренев А., Михелькевич В. Интегрированная система многоуровневого высшего образования//Высшее образование в России. 1995. — № 2. — С.111−121.
- Бекренев А., Михелькевич В. Многоступенчатые структуры интегрированных систем образования//Высшее образование в России. 1996. — № 3. — С.37−50.
- Бекренев А.Н., Михелькевич В. Н. Интегрированная система высшего инженерного образования//Высшее образование в России. 1994. — № 2. — С.125−128.
- Беспалько В.П. Опыт разработки и использования критериев качества усвоения знаний//Советская педагогика. 1968. № 4. — С. 52−69.
- Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем. Воронеж, 1977.
- Беспалько В. П. Педагогика и прогрессивные технологии1.
- Бойко А. Еще раз о предметном обучении//Высшее образование в России. 2001. — № 2. — С.129−131.
- Бор М. З. Основы экономических исследований. Логика, методология, организация, методика. М.: Издательство «ДОС», 1998. — 144 с.
- Бордовский Г., Извозчиков Б. Эдукология как наука об образовании//Вестник высшей школы. 1991. № 3.1. С.24−32.
- Борщевский И. В. Несколько замечаний о преподавании ТРИЗ.: http://www.triz.minsk.by/e/23 304.htm.
- Браже Т. Гуманитарная культура и профессиональная компетентность специалиста//Новые знания. 1998. — N'3. -С.28−30.
- Буглаев В., Лагерев В. Концепция гуманитарно-технической подготовки выпускников инженерного ву-за//Высшее образование в России.- 1996.- № 1. С.89−92.
- Вазина К.Я. Коллективная мыследеятельность модель саморазвития человека — Н.Новгород: «Педагогика», 1990. -196 с.
- Вазина К.Я., Яблоков В. А. Сруктурирование учебных программ/ /Вестник высшей школы. 1986. — № 3. — С. 27−31.
- Ван Оих Р. Психологические отмычки СПб.: Питер Пабли-шинг, 1997. — 224 с. — (серия «Мастера психологии»).
- Варданян Ю.В. Строение и развитие профессиональной компетентности специалиста с высшим образованием: Автореф. дис.. д-ра пед. наук: (на материале подгот. педагога и психолога)/ Моск. пед. гос. ун-т. 1999. — 38 с.
- Варнавских Е.А. Творческая инженерная активность специалиста и реализация методик ее формирования у студента в техническом вузе. Электронный журнал «Педагог».1999. № 7. — htt://www.informmika.ru/text/magaz/ pedagog/pedagog7/a07.html.
- Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: Метод, пособие. М.: Высш. шк., 1991.- 207 с.
- Взятышев В., Романкова J1. Социальные технологии в образовании//Высшее образование в России. 1998. — № 1. -С.28−38.
- Власов В., Ямщикова Н. Образованию профессиональную ориентацию//Высшее образование в России. — 1994. — № 4.- С.29−32.
- Выготский JI.C. Педагогическая психология. М.: Педагогика-Пресс, 1996. — 534с.
- Гасанов А. И. О преподавании теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) в вузах.: http://www.triz.minsk. Ьу/е23 303.htm.
- Геращенко И. Принцип неопределенности в образовании/ /Высшее образование в России.- 1999.- № 1.- С.32−36.
- Гершунский B.C. Философия образования. М.: Московский психолого-социальный институт, Флинта, 1998. — 432 с.
- Гильманов С.А. Диагностика качеств творческой индивидуальности педагога. Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 1988, — 88 с.
- Гладун А. Д. Роль фундаментального естественнонаучного образования в становлении специалиста//Высшее образование в России. 1994. — № 4. — С.21−23.
- Голубева О.Н. Концепция фундаментального естественнонаучного курса в новой парадигме образования//Высшее образование в России. 1994. — № 4. — С.23−27.
- Гомоюнов К. К. О фундаментализации технического образования//Вестник высшей школы. 1989. — № 4. — С.21−26.
- Горин Ю., Свистунов Б. К иной парадигме//Высшее образование в России. 1999. — N'3. — С. 60−66.
- Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Направление 550 200 Автоматизация и управление. Квалификация магистр техники и технологии — М.: Министерство образования Российской Федерации. — 2000.
- Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Напрвление 551 800 Технологические машины и оборудование. — квалификация — бакалавр техники и технологии — М.: Министерство образования Российской Федерации. — 2000.
- Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования Направление полготовки дипломированного специалиста 650 800 Теплоэнергетика. Квалификация: инженер. — М.: Министерство образования Российской Федерации. — 2000.
- Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования Направление полготовки дипломированного специалиста 651 400 Машиностроительные технологии и оборудование. Квалификация: инженер
- М.: Министерство образования Российской Федерации. 2000.
- Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования Направление полготовки дипломированного специалиста 653 500 Строительство. Квалификация: инженер. — М.: Министерство образования Российской Федерации. — 2000.
- Грачев Н.Н. Психология инженерного труда. М.: Высш. шк., 1998. — 333 с.
- Громкова М. Образование взрослых в условиях социальных перемен//Новые знания. 1999. — № 2. — С.20−22.
- Громкова М. Позиции и амбиции//Высшее образование в России. 1999. — № 2. — С.61−71.
- Груздев Г., Груздева В. Педагогическая технология эвристического типа//Высшее образование в России. 1996. -N'1. — С.117−121.
- Гусев М.В. Парадигма биоцентризма и фундаментальное образование/ /Высшее образование в России. 1994. — № 4. -С.27−29.
- Гусинский Э.Н. Построение теории образования на основе междисциплинарного системного подхода: Автореф. дис.. д-ра пед. наук/ Моск. пед. гос. ун-т им. В. И. Ленина, Дис. совет Д 053.01.02.- 1994.- 32 с.
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986. — 240с.
- Далингер В. А. Формирование у студентов умений математического и информационного моделирования основа эффективности профильной дифференциации в школе. http://src.ru.conf/nit/96/sect6/node7.html.
- Донцов И., Томина Н. Системный взгляд на преподавание организационно-управленческих дисциплин//Проблемы теории и практики управления. 1997. — № 5.
- Дорожкин А., Касьян А. Методологическое сознание и методологическая культура//Вестник высшей школы. 1991.- № 4. С.18−21.
- Духавнева А.В., Столяренко Л. Д. История зарубежной педагогики и философии образования. Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов н/Д: Феникс, 2000. — 4 80 с.
- Жураковский В., Приходько В., Федоров И. Инженер на рынке труда//Высшее образование в России. 1999. — № 2.- С. З-б.
- Загвязинский В.И. Методология и методика дидактического исследования. М.: Педагогика, — 1982. — 160 с.
- Загвязинский В.И. Опосредованное влияние методологии на практику//Советская педагогика. 1990.- N'3. — С.65−67.
- Зиновкина М. Креативная технология образования//Высшееобразование в России. 1999. — № 3.- С.101−104.
- Зиновкина М., Гареев Р. Креативное инженерное образование/ /Высшее образование в России, — 2000.- № 6.- С.98−99.
- Зиновкина М., Хохлов Н. Технология формирования инженера -творца/ /Высшее образование в России. 1995. — № 3.-С. 45−53.
- Зиновкина М.М. Инженерное мышление (Теория и инновационные педагогические технологии) М., 1997.
- Змеев В. Первый технический вуз России//Высшее образование в России. 1998. — N'3.- С. 114−120.
- Змеев С.И. Наука XXI века//Высшее образование в России. 1998. — № 2.- С.76−79.
- Змеев С.И. Производство компетентных людей//Новые знания. 1997. — № 1.- С.2−4.
- Иванов В, Гурье JI., Зерминов А. Педагогическая деятельность: проблемы, сложности.//Высшее образование в России. 1997. — № 4. — С.44−49.
- Иванов Г. И. Памятка слушателю семинара «Основы системного мышления в инженерной практике», http://www.triz. minsk. by/e/248 004.htm.
- Иванов Е.И., Орехов Б. И., Ольховский А. Ф. Технология «РИТМ» в многоуровневой системе образования//Высшее образование в России. 1993. — № 4.- С.115−119.
- Ивин А.А. Основы теории аргументации: Учебник. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. — 352 с.
- Ильин Г. Современное образование в зеркале трех револю-ций//Вестник высшей школы. 1997. — № 1. — С. 11−13.
- Ильина Т. А. Структурно-системный подход к организации обучения. М:. Знание, 1972. 78 с.
- Ишкова Л.В. Педагогическая квалиметрия: статус, структура, функции / Ин-т повышения квалификации г. Новокузнецка. Новокузнецк, 2000. — 187 с.
- Кабанов П. Г. Методологическая культура педагога как предмет философского анализа: Автореф. дис.. канд. фи-лос. наук/Ин-т образования Сибири, Дальнего Востока и Севера РАО. 1997. — 19 с.
- Каган В.И., Сыченков И. А. Основы оптимизации процесса обучения в высшей школе. М.: ВШ, 1987. — 144 с.
- Карлов Н.В. Преобразование образования//Вопросы философии. 1998. — № 11.- С.3−9.
- Карлов Н.В., Кудрявцев Н. Н. К истории элитного инженерного образования//Вестник Российской академии наук, 2000, т.70, № 7, С.579−588.
- Карпей Жак Вслед за Выготским //Мир образования. 1996. № 5.- С.68−73.
- Касимов Р.Я., Зинченко В. Я., Грандберг И. И. Рейтинговый контроль//Высшее образование в России. 1994. — № 2.-С.83−92.
- Кинелев В.Г. Фундаментализация университетского образования //Высшее образование в России. 1994. — № 4.1. С.6−13.
- Кириленко Г., Логунова Л. От «общего дела» к умному деланью//Высшее образование в России. — 1997. — № 3. -С.19−23.
- Кихльман Тор Общечеловеческая ответственность инжене-ра//Вестник высшей школы. 1991. — № 7. — С.90−96.
- Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М.: Арена, 1994. — 222 с.
- Козлов С. Методика: наука? искусство? ремесло? //Высшее образование в России. 2001. — № 2. — С.113−115.
- Колмогорова JI.C. Становление психологической культуры личности как ориентир современного образования/ /Электронный журнал «Педагог». 1997. — № 3. http//www.informika.ru/text.magaz/pedagog/pedagog3/atl4. html.
- Корнилов И. Система подготовки инженеров: социологический ракурс//Высшее образование в России. 1996. — № 2.- С.79−87.
- Корнилова Т. Профессионализм и психология//Высшее образование в России. 1995. — N'3.- С. 81−90.
- Королев Ф.Ф. Системный подход и возможности его применения в педагогических исследованиях//Сов. педагогика.- 1970. № 9. — С. 108−115.97.