Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

План-конспект урока-экскурсии «Культовые памятники Минска»

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В XVI веке крымский хан сжег Минск, почти все жители были уничтожены или взяты в плен. Но постепенно город вновь заселился людьми. В то время на белорусских землях господствовала католическая церковь, поэтому православных жителей в Минске было немного. Подвергавшиеся притеснениям, они все же создали в городе свою общину и решили построить собственную большую каменную церковь. Здесь же должен был… Читать ещё >

План-конспект урока-экскурсии «Культовые памятники Минска» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Задачи урока:

  • 1. Познакомить учащихся с архитектурными памятниками Минска и их историей.
  • 2. Развивать у учащихся чувство вкуса и восхищения красотой и величественностью архитектурных памятников прошлого.
  • 3. На практике закрепить знания учащихся об архитектурных стилях разных эпох.

Экскурсионный метод: изложение с элементами беседы.

Рекомендации по проведению урока:

Данному уроку-экскурсии желательно посвятить 1,5−2 учебных часа. Урок пройдёт интереснее если группа учеников в количестве 4−5 человек подготовит небольшие сообщения о истории создания культовых сооружений и выступит с этими сообщениями непосредственно при осмотре объектов. Роль учителя, в таком случае, будет сводится к организации экскурсии, рассказе об архитектурных особенностях тех или иных сооружениях, проведении беседы с учащимися после осмотра обьекта. Возможна и такая форма проведения урока, как «виртуальная» экскурсия, которую можно проводить в кабинете истории. При этом, излагать материал учитель должен с опорой на наглядность.

План урока Сбор группы, вступительное слово учителя (указание темы и задач урока оглашение маршрута, инструктаж).

Слово учителя: Сегодня у нас необычный урок. Нам предстоит посетить несколько культовых памятников, получить знания о их нелёгкой истории, познакомится с особенностями их архитектурных стилей. Начнём мы с обзора Петропавловской церкви, затем проследуем к Кафедральному собору, после чего посетим Иезуитский костёл и завершим экскурсию осмотром Костёла святых Семиона и Елены. Итак, начнём.

1. Петропавловская церковь Слово учителя (либо выступление одного из учащихся):

Сооруженное в 1611—1613 годах это строение является одним из самых древних в Минске. Связанные с ним события представляют интерес не только для историков и архитекторов, но и для всех жителей Минска, кому дорого прошлое и небезразлично будущее города.

В XVI веке крымский хан сжег Минск, почти все жители были уничтожены или взяты в плен. Но постепенно город вновь заселился людьми. В то время на белорусских землях господствовала католическая церковь, поэтому православных жителей в Минске было немного. Подвергавшиеся притеснениям, они все же создали в городе свою общину и решили построить собственную большую каменную церковь. Здесь же должен был находиться монастырь, русская православная школа, типография для печатания религиозных славянских изданий и больница для бедных. Православная княжна Друцкая-Горская поддержала общину, и в 1611 году для строительства монастыря с церковью подарила городу участок земли недалеко от Свислочи. В следующем, 1612 году минчане начали на этом месте строительство монастыря и соборной церкви. Католическая шляхта, конечно же, не желала строительства в городе православного храма, а тем более монастыря, и, ссылаясь на королевские указы о запрете самовольной постройки церквей, дважды предлагала прекратить работы. Постройка храма велась на пожертвования и с помощью минских православных жителей. В 1613 году монастырский храм был в основном построен, в этом же году здесь поселились монахи, приехавшие из Вильно, и начались ежедневные службы.

Через четыре года при монастыре уже существовала православная школа. Католические священнослужители пытались закрыть церковь и монастырь, а здание передать униатским священнослужителям, враждебным православию. Однако, несмотря на притеснения, монастырь приобретал все большее влияние: в 1613 году сам польский король Владислав IV даровал ему привилегии.

Вопрос к учащимся: Что такое привилегии?

Религиозные войны, бушевавшие в средние века в Европе, иногда приводили верующих к жестоким столкновениям. Еще в 1617 году, после открытия в Минске Петропавловской церковной школы, униатские священники устроили избиение учеников. Два года спустя толпа фанатичных униатов решила разгромить монастырь. Монахи и прибывшие им на помощь местные жители три дня отбивались от разъяренной толпы. В 1734 году толпа польских шляхтичей учинила в церкви погром. После этого монастырь пришел в упадок. К 1787 году в нем жили всего пять монахов, да и православных оставалось в Минске немного. Горожане придерживались в основном католической и униатской веры.

Вопрос к учащимся: Что вы знаете о религиозных войнах?

В 1793 году Белорусские земли был присоединен к Российской империи. Петропавловский мужской монастырь упразднили, здание обновили, Минский кафедральный собор назвали Екатерининским в честь русской императрицы. Царица сделала новой церкви подарки: свой личный гардероб и три небольших серебряных подсвечника. В 1797 году на богослужении в церкви присутствовал новый русский император Павел Первый и остался доволен устройством здания и церковной службой.

Однако минские церковные власти пришли к выводу, что собор находится на очень неудачном и непривлекательном месте. Собор был перенесен, лишен значения кафедрального и превратился в обычную церковь.

После изгнания армии Наполеона здание церкви отремонтировали на средства, отпущенные правительством. С этого времени в течение более чем столетнего периода Екатерининская церковь на Немиге выполняла роль идеолога русского самодержавия. В 1871 году пришедший в ветхость храм был почти совершенно перестроен. Появились глухие главы с куполами в центре нефа и над алтарем, а также переделанные по древним образцам главы на колокольнях. Был уничтожен «навес, составлявший как бы притвор храма с западной стороны… на довольно высоких колоннах». Экстерьер украшен множеством мелких деталей в стиле провинциального классицизма, совершенно чуждого общему облику храма. В 1911 году вновь власти обратились в императорскую археологическую комиссию с вопросом о ремонте. После Октябрьской социалистической революции церковь закрыли. В 1926 году объявлена памятником архитектуры и взята под охрану государства. Во время Великой Отечественной войны церковь действовала и даже была заново расписана. После освобождения Минска от немецко-фашистских захватчиков здание церкви было переделано под жилье. В 1972—1979 годах храм реставрировался по проекту Минских научно-реставрационных и производственных мастерских Министерства культуры БССР (архитектор А. И. Курто). На здании укреплена мемориальная доска. Уже более трех с половиной столетий стоит на Немиге Екатерининская церковь, часть истории Минска.

Повествование учителя об архитектурных особенностях храма: Архитектура храма не поддается однозначной классификации, однако целый ряд особенностей не только позволяет судить о его национальном белорусском характере, но и сближает Петропавловскую церковь с другими несколько более поздними культовыми сооружениями Минска, построенными в стиле барокко.

Вопрос к учащимся: Перечислите характерные особенности стиля барокко в архитектуре.

Петропавловская церковь скорее всего принадлежит к числу сооружений, развивающих традиции каменной белорусской архитектуры — это монументальные, простые по композиции, лаконичные по декору, однонеф-ные, значительно реже — трехнефные здания.

В Белоруссии в разные периоды существовали «оборонные храмы» или «храмы-крепости». Некоторые исследователи допускают, что Петропавловская церковь является одной из позднейших модификаций храмов этого типа. В основу объемно-пространственной и планировочной композиции церкви положен принцип симметрии. План храма традиционен: его внутреннее пространство c помощью шести массивных столбов разделено на три части, средняя из которых выше и шире боковых и заканчивается на востоке граненой апсидой. Главный западный фасад представлен двумя квадратными башнями. Правая башня трехъярусная, левая — двухъярусная. Обе убраны арочными проемами и нишами.

Вопросы к учащимся: Что такое «неф», «фасад»? Почему Петропавловский собор называют «храмом-крепостью»?

2. Кафедральный собор

Повествование учителя (одного из учеников):В конце XVI— начале XVII века в Минске начинает формироваться оригинальный архитектурный ансамбль новой площади, получившей впоследствии название Верхний рынок. В центре площади размещаются ратуша и гостиный двор. По периметру возводятся монументальные здания униатских, доминиканского и бернардинских монастырей, дворцы феодальной знати, дома купцов и богатых ремесленников.

Вопрос к учащимся: Кто такие униаты, доминиканцы, бернардинцы?

После возведения монастыря и костела бернардинцев начинается строительство костела и монастыря бернардинок. По данным поэта В. Сырокомли, каменный монастырский комплекс был построен в 1642 году. Монастырь бернардинок занимал целый квартал. С трех сторон внутренний дворик окружали трехэтажные каменные здания (в настоящее время — жилые дома), с четвертой стороны центром комплекса был монастырский храм. Построен собор в стиле барокко. Характерная черта белорусской архитектуры периода барокко — старательная отделка главного фасада и выявление в нем основных стилевых черт. Монастырский храм бернардинок двухбашенный и именно на этих островерхих живописных башнях собрано все богатство внешней отделки. Во дворе монастыря бернардинок под землю вели два входа, которые закрывались массивными железными дверьми. Один из них довольно просторный, в рост человека, был выложен кирпичом и вел в сторону реки Свислочи. Спуститься в тоннель можно было по кирпичному сходу. Другой вход шел под землей к костелу и монастырю бонифаторов. К северо-востоку от монастыря располагался каменный двухэтажный флигель и деревянные хозяйственные постройки: амбар, конюшни, винокурня и др. Костел был освящен в 1687 году. Московский столоначальник П. А. Толстой, посетивший его, писал, что в нем «играли на органах на хорах и пели зело предивно». Хотя в целом главный фасад костела решен довольно сдержанно, его стройные пропорции придают храму особую выразительность и устремленность вверх. После пожара 1741 года восстановлен. В результате ряда перестроек XIX века многие декоративные элементы главного фасада костела утрачены: исчезла часть карнизов, в нижних ярусах пробиты новые окна. В 1852 году женский монастырь был упразднен. В 1870 году постройки женского бернардинского монастыря занял православный монастырь Святого Духа. Интерьеры памятника дошли до нас с незначительными изменениями. Сейчас в здании бывшего костела размещается православный кафедральный собор одна из наиболее значительных архитектурных достопримечательностей города. С 1986 года с соборной колокольни разносится над городом колокольный звон.

3. Иезуитский костёл.

Повествование учителя: Последний в ряду памятников эпохи Барокко, сохранившийся до нашего времени, — Иезуитский костел. Он являлся главным элементом сформировавшегося на протяжении XVI — XVIII веков ансамбля иезуитского коллегиума — опорного пункта католического ордена иезуитов. В Минске иезуиты появились в 1654 году. Их резиденция находилась в усадьбе богатого мещанина Егора Гегера, купленной смоленским епископом И. Сангушко за 8000 злотых и подаренной ордену иезуитов (располагалась на месте дома № 1 по улице Революционной). Усадьбу окружала высокая каменная стена с несколькими брамами, во дворе находились старый деревянный дом, конюшня, пивоварня, амбар.

Вопрос к учащимся: Кто такие иезуиты и когда они появились в Беларуси?

Наиболее выразительным сооружением всей усадьбы был небольшой каменный двухэтажный жилой дом, обращенный фасадом на площадь. Позже иезуиты перестроили его под жилье для ксендзов и небольшой костел. Получив поддержку местной магнатской верхушки, иезуиты начинают создавать единый монументально-архитектурный комплекс. В 1699 году они построили двухэтажное каменное здание иезуитской школы (ныне музыкальная школа, площадь Свободы, 7). Рядом было начато строительство костела Иисуса, Марии и святой Барбары. Закладка фундамента нового храма состоялась в торжественной обстановке в 1700 году, а 16 марта 1710 года новый костел был освящен виленским епископом. Но еще довольно долго продолжалась его достройка и отделка: в 1720 году сооружается сакристия (особое помещение в католическом храме для хранения принадлежностей культа), в 1722 году — каплица святого Фелициана (не случайно Иезуитский костел имел и второе название — костел святого Фелициана), в 1732 году — две башни. Построенное в 1747 году здание коллегиума (учебные заведения) завершает формирование ансамбля иезуитского комплекса, самого выразительного и представительного на площади Высокого рынка и занимающего почти всю ее западную сторону. Центральное место в комплексе отводилось иезуитскому костелу, который представлял собой 3-нефное двухбашенное здание с двумя каплицами (Троицкой и Фелициановской) по обеим сторонам. В глубоких полуциркульных нишах башен размещались деревянные резные скульптуры святых Петра и Павла, а фронтон украшала фигура Марии с младенцем. На башнях было установлено четыре колокола — «Казимир», «Тадеуш», «Фелициан» и «Якоб» (последний самый большой — 350 пудов). Богато и пышно был расписан костел внутри: своды оформлены орнаментальной живописью, стены расписаны сюжетными композициями, выполненными в технике фрески художником Казимиром Антошевским. Привлекали внимание пилястры с характерными чертами барокко с двенадцатью резными деревянными фигурами апостолов. В храме находилось большое количество полотен, среди которых были работы Т. Чеховича и И. Олешкевича. Самым оригинальным, самым замечательным достижением архитектуры в XVIII веке в Минске являлся именно ансамбль иезуитского комплекса. Раскрытая композиция построек, единым фронтом развернувшихся вдоль западной стороны площади, существенно отличала его от других монастырей, находившихся на площади (все они имели замкнутую структуру с внутренним закрытым двориком). За костелом в глубине квартала на землях, принадлежавших этому ордену, располагались огороды, хозяйственные постройки. После Октябрьской революции и образования БССР коллегиум стал местом расположения первых правительственных органов республики. В помещении бывшего дома губернатора, получившего название 1-го Дома Советов, в 1919 году разместилось первое правительство Советской Белоруссии. В годы Великой Отечественной войны архитектурный комплекс иезуитов был частично поврежден. Здание костела в 1951 году реконструируется под Дом физкультуры: меняется главный фасад, интерьер, но почти не меняется алтарная часть, уходящая в глубь квартала (своеобразный старинный колорит хорошо просматривается со двора дома). Иезуитский костел взят под охрану государства как памятник архитектуры.

Задание для школьников: Перечислите все здания, входящие в состав архитектурного ансамбля иезуитского комплекса.

4. Костёл святых Симона и Елены.

Слово учителя: Кроме официальной версии его постройки, существует также некоторое количество легенд. Одна из них, в частности, гласит: богатый, но неверующий купец не желал жертвовать деньги на божий храм. В связи с чем Господь его покарал двое его малолетних детей умерли, причём дочь перед смертью передала отцу, что он должен воздвигнуть в их память храм. Купец, похоронив детей, занялся постройкой. Кирпичи, которые привозили на стройку издалека, были завёрнуты (каждый) в пергамент. И Господь после такого поступка простил ему неверие и даровал покой. Костел Симона и Елены построен по проекту польских архитекторов В. Маркони и Т. Пояздерского. Строительство осуществлял архитектор Г. Ю. Гай и инженер С. 3. Свинтицкин. Это трехнефный трехбашенный храм с трансептом, завершается полуциркульной апсидрй, которую фланкируют две высокие четырехгранные башни, накрытые шатровыми кровлями. Центральный неф трансепт накрыты двускатными кровлями, расположенными перпендикулярно. На главном фасаде и трансепте кровля заканчивается высокими треугольными шпицами. Центральный и боковые входы выделены тамбурами с тремя арочными пролетами. С западной стороны к основному объему примыкает невысокая арочная галерея, огораживающая небольшой дворик.

Вопрос к ученикам: Что такое «аспида» и «трансепт»? Покажите их на храме.

С восточной стороны главного фасада расположена четырехгранная многоярусная башня-колокольня с пологой двускатной крышей. Она и является доминантой всей композиции. Благодаря этом башне храм просматривается со многих точекгорода. В декоративном оформлении храма, его объемной композиции эклектически использованы мотивы романской и готической средневековой архитектуры. Стену главного фасада и степы трансепта украшает большое круглое окно-риза. Верхняя часть башни колокольни имеет декоративный фриз. В 1975 г. здание реконструировано (арх. И. Михайлова). Какое-то время в костёле размещался Дом кино, однако после объявления независимости Республики Беларусь, костёл был возвращён католической церкви. На сегодняшний день это — действующий.

Подведение итогов экскурсии:

  • 1. Что вы узнали нового из данной экскурсии?
  • 2. Какие ещё памятники хотели бы посмотреть?
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой