Программа социально-педагогической работы в учреждении дополнительного образования с семьями, имеющими ребенка-инвалида
С реализацией программы по работе с детьми с ОВЗ «Мы рядом» появилась новая возможность разнообразить виды деятельности на базе учреждения и предоставить широкий спектр образовательных услуг по художественно-эстетическому, социально-педагогическому, физкультурно-спортивному и культурологическому направлению. Появились возможности использовать новейшие технологии в процессе социализации детей… Читать ещё >
Программа социально-педагогической работы в учреждении дополнительного образования с семьями, имеющими ребенка-инвалида (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
База исследования: МБОУ ДОД «Дом детского творчества» г. Кингисеппа.
С реализацией программы по работе с детьми с ОВЗ «Мы рядом» появилась новая возможность разнообразить виды деятельности на базе учреждения и предоставить широкий спектр образовательных услуг по художественно-эстетическому, социально-педагогическому, физкультурно-спортивному и культурологическому направлению. Появились возможности использовать новейшие технологии в процессе социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Дети с ограниченными возможностями здоровья требуют к себе повышенного внимания и заботы, поэтому данная работа, требует особого подхода, учёта индивидуальных возможностей ребёнка.
Дом детского творчества располагает многими возможностями для успешной социализации личности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья. Структура образовательно-воспитательной деятельности включает разнообразные направления, позволяющие добиться положительных результатов в творческом развитии детей с особенностями развития.
Для детей работают объединения по интересам:
- · это изостудии «Палитра» и «Кисточка»;
- · хореографические объединения «Ритмикс», «Бэби — стайл»;
- · объединения вокального и хорового пения «Созвучие», «Серебряные капельки», «Росинка»;
- · объединения декоративно-прикладного творчества «Клубок», «Умелые ручки», «Калейдоскоп»;
- · объединение культурологической направленности «Народные умельцы»;
- · театральное объединение «Театрель»;
- · фотостудия «Объектив»;
- · развивающие объединения- «Ступеньки» и «Умка»;
- · объединения физкультурно-спортивной и туристско-краеведческой направленности — «Дебют», «Футбол», «Азимут», «Истоки», «Горизонт».
Дети выбирают на свой вкус любое объединение, развивают свои творческие и физические способности.
Приходиться встречаться со многими проблемами в процессе работы с детьми-инвалидами, но активно помогают родители, работники спецслужб, специалисты комитета социальной защиты населения, центр «Контакт» психолого-педагогической помощи, центр работы с молодежью «Выбор», медицинские работники, работники городских библиотеки и многие другие учреждения.
Педагогический коллектив Дома детского творчества активно работает над программой социально-педагогической и социально-психологической поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья «Мы рядом», которая является наиболее приоритетной в плане становления, самореализации и самоутверждения ребёнка в современном обществе.
В решении комплекса задач воспитания принимают участие педагоги, воспитанники, и их семьи. Также привлекаются специалисты учреждений культуры, психологи, представители правоохранительных органов, работники библиотек. Общая задача для наших партнёров в плане социализации детей-инвалидов основана на эффективном взаимодействии, создании общего образовательно-воспитательного пространства.
Работа педагогов с семьями направлена на разностороннее воспитание детей, их творческое развитие и реализацию своих способностей в общественной жизни. Формы и методы работы разнообразны, но всё же опираются на многолетние традиции, совместные праздники и мероприятия. Очень важно — создать развивающую среду. В учреждении есть свои формы и методы работы, позволяющие добиться хороших результатов и в области общения, контакта не только с ребёнком, но и его семьёй. В психолого-педагогическом комфорте развиваются таланты воспитанников, а положительный эмоциональный фон способствует оздоровлению.
В настоящее время необходимо использовать не только традиционные формы работы, но и Интернет-ресурсы, в частности, дистанционное обучение.
Для детей, находящихся на надомном обучении это особенно актуально. Успешная социализация невозможна без овладения самой разнообразной информацией. Средства Интернет-обучения расширяет возможности получения новой информации.
Преимущества такого обучения:
- · дети могут заниматься в удобное время, на любом расстоянии от образовательного учреждения (а это важно, т.к. дети-инвалиды часто находятся в реабилитационных лечебных центрах, санаториях, не могут посещать образовательные учреждения по состоянию здоровья);
- · дети получают возможность общаться через Интернет.
В перспективе планируется реализовывать программы дистанционного обучения по двум направлениям:
- · Во-первых, обучение может проходить в режиме онлайн. Это будет диалог педагога с воспитанником через веб-камеру.
- · Во-вторых, возможно самостоятельное обучение воспитанников, которые осваивают разработанные педагогом поэтапные занятия с подробным описание способов работы, фотои видеоматериалами, технологическими картами, образцами, системой тестов, позволяющих закреплять материал. При этом ребенок сам выбирает темп освоения каждой темы.
Но есть проблемы и трудности в обучении на расстоянии, так как многим детям необходим «живой» контакт с педагогом, ведь у детей-инвалидов и их семей и так ограничен круг общения. А педагог, в том числе и социальный педагог, может дать ребёнку положительный эмоциональный настрой, успокоить в случае неудачи, скорректировать занятие под настроение, дать консультацию и побеседовать с родителями. Но, тем не менее, надо изучить все возможности использования Интернет-ресурсов.
В Доме детского творчества детям с ограниченными возможностями здоровья предлагается широкий спектр педагогических услуг. Педагогический коллектив старается создать максимально-благоприятные условия для социализации личности ребёнка-инвалида.
Подготовка педагогических кадров — наиболее важная задача для всего учреждения. Ведь работа с детьми-инвалидами требует определённого настроя, терпимости, знаний коррекционной педагогики, психологии. На сегодняшний день в учреждение приходят педагоги, не обученные мастерству работы с детьми-инвалидами, но это проблема решается самостоятельно, а также с привлечением специалистов.
Обучение на дому необходимо детям со сложными диагнозами, которые по состоянию здоровья не могут посещать Дом детского творчества. Методики обучения включают нетрадиционные формы работы, использование специальных пособий и тренажёров на развитие мелкой моторики рук. Социализация личности ребёнка-инвалида не возможна без создания вариативных условий для получения образования детьми. В учреждениях дополнительного образования есть возможности коррекции образовательных программ в соответствие возможностям ребёнка-инвалида, тем самым, развивая его талант и индивидуальное развитие. В программе «Мы рядом» отражены все аспекты образовательно-воспитательной деятельности учреждения в плане работы с детьми-инвалидами. Ежегодно она дополняется в соответствии с новыми требованиями. Основная идея программы основана на творческом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья, их социально-педагогической поддержки и сопровождении.
Методическое сопровождение позволяет улучшить качество образовательно-воспитательного процесса. Плодотворно работает методическая служба, которая является основой научно-педагогической деятельности.
Для детей дошкольного возраста работают объединения «Ступеньки» и «Бэби — стайл».
Педагогам важно не только научить ребёнка какому-нибудь делу, ремеслу, но и помочь ему в том, чтобы эти знания пригодились ему в дальнейшей жизни, а возможно, стали его профессией. Особенно это касается детей с ограниченными возможностями здоровья.
В сотрудничестве с родителями педагоги видят сегодня большие воспитательные возможности. Общение с родителями, дают возможность изучить их позицию, учитывать её при организации работы, выборе форм и направлений деятельности. Поэтому каждый родитель — желанный гость в творческих объединениях. Их мнения, пожелания, оценочные суждения учитываются педагогами.
Используются самые разнообразные формы работы с семьёй: Дни открытых дверей, семейные гостиные, родительские собрания и индивидуальные консультации, анкетирование родителей, выставки творческих работ, открытые занятия, детские концерты, спортивные праздники. Работает «Школа для родителей», в которую привлечены различные специалисты (психологи, логопеды, медработники, работники социальной защиты, пенсионного фонда, работники культуры, библиотек и т. д.).