Педагогическое обеспечение социального становления курсантов военного вуза
Диссертация
Социальное становление в научных публикациях рассматривается и как процесс, и как результат. В первом случае это явление характеризуется как динамика социального развития человека, определяющая его формирова ние как зрелой личности в ходе воспитания, образования и самовоспитания. Во втором случае подразумевается достигнутый уровень социальной зрелости человека на определенном отрезке жизненного… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Теоретические основы педагогического обеспечения социального становления курсантов военного вуза
- 1. 1. Социальное становление личности как педагогическая проблема
- 1. 2. Педагогическое обеспечение: сущность, структура, условия реализации
- 1. 3. Модель социального становления курсантов в военном вузе
- Выводы по первой главе
- Глава II. Педагогическое обеспечение процесса социального становления курсантов военного вуза
- 2. 1. Методика педагогического обеспечения процесса социального становления курсантов
- 2. 2. Условия и средства эффективности педагогического обеспечения социального становления курсантов
- 2. 3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы
- Выводы по второй главе
Список литературы
- Адоевцева И.В. Становление элементов педагогического артистизма у будущих учителей музыки. — Автореф. дис.. канд. пед. наук. Кострома, 2001.-22 с.
- Айсмонтас Б.Б. Педагогическая психология: схемы и тесты. — М., 2002. — 208 с.
- Актуальные проблемы социальной педагогики: теория и практика / Под ред. JI.B. Мардахаева. М., 2009. — 438 с.
- Александрова Н.Б. Формирование терминологического аппарата понятия «преемственность структуры содержания образования» в педагогическом исследовании // Северо-запад России: педагогические исследования молодых ученых. — Вып. 4. СПб., 2007. — С. 97−102.
- Алтунина И.Р. Развитие коммуникативной компетентности у старшеклассников и взрослых людей (с помощью видеотренинга): Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1999. — 22 с.
- Афонин И.Д. Теория и практика индивидуальной воспитательной деятельности командира подразделения в современных условиях: Дис.. канд. пед. наук. М., 1993. — 167 с.
- Баева И.А. Психология в понятиях, образах, переживаниях. М., 1996. -96 с.
- Балунов М.С. Педагогическое стимулирование лидерства у курсантов военно-экономического вуза: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Кострома, 2000. — 22 с.
- Барабанщиков А.В., Дерюгин Н. И. Военно-педагогическая диагностика. -М., 1995.-108 с.
- Баринова В.И. Влияние конфликтогенных факторов на процесс социализации российской молодежи // Стратегия социального развития России и молодежи. Тула, 2001. — С. 31−35.
- Батаршев А.В. и другие. Диагностика профессионально важных качеств.- СПб., 2007. 192 с.
- Бедерханова В.П. Становление личностно-ориентированной позиции педагога: Автореф. дис. д-ра пед. наук. — Краснодар, 2002. 47 с.
- Безрукова B.C. Педагогика. Екатеринбург, 1996. — 344 с.
- Беккер В.Н., Санникова Н. Г. Проблемы социализации личности в теории и практике А.С. Макаренко // Психолого-педагогическое наследие прошлого в современной социально-педагогической деятельности. — Екатеринбург, 2005. С. 42−45.
- Беличева С.А. Социализация как объект междисциплинарного исследования // Социально-педагогическая поддержка ребенка в процессе социализации. М., 2008. — С. 27−31.
- Белкин А.С. Компетентность. Профессионализм. Мастерство. — Челябинск, 2004.- 176 с.
- Белоусова О.В. Социально-педагогический мониторинг уровня воспитанности. М., 2009. — 104 с.
- Биочинский И.В. Организационно-педагогические основы подготовки офицерских кадров в высших училищах Сухопутных войск: Дис.. д-ра пед. наук. Казань, 1993. — 243 с.
- Битянова Н.Р. Психология личностного роста. — М., 1995. 120 с.
- Блаумберг И. В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода.-М., 1973.-270 с.
- Борисов А.С. Социальное общение как объект управленческой деятельности командных кадров Вооруженных Сил: Дис.. канд. филос. наук. — М., 1993.-215 с.
- Боровых А.С., Чейда И. И. Формирование у курсантов профессионально значимых качеств личности. Иваново, 1998. — 19 с.
- Борытко Н.М. Система профессионального воспитания в вузе. М., 2006.- 120 с.
- Бусыгина И.С. Психологические основы процесса социализации // Психолого-педагогическое наследие прошлого в современной социально-педагогической деятельности. — Екатеринбург, 2005. С. 20−27.
- Вадюхина Е.В., Коноплева А. А. Некоторые особенности политической социализации молодежи в современном российском обществе // Стратегия социального развития России и молодежи. — Тула, 2001. С. 39−41.
- Важнова О.Г. Создание среды профессионального становления педагогов / На пути поиска и творчества. Ярославль, 1999. — 315 с.
- Варваров В.И., Мерзляк JI.E. Командир и подчиненные. — М., 1996. -128 с.
- Васильев С.Н. Формирование социальной ответственности у курсантов военного вуза: Автореф. дис.. .канд. пед. наук. — Кострома, 2006. 21 с.
- Василькова Т.А., Василькова Ю. В. Социальная педагогика. М., 2010. -240 с.
- Волков Б.С. Психология ранней юности. М., 2001. — 96 с.
- Ворович Р.В. Творческая самореализация студенческой молодежи в процессе социальной адаптации: Дис.. .канд. пед. наук. М., 2002. — 170 с.
- Воспитательная деятельность вуза. ч.1. — М.} 2008. — 193 с.
- Воспитательная деятельность педагога / Под общ. ред. В. А. Сластенина и И. А. Колесниковой. М., 2005. — 336 с.
- Воспитательная работа в вузе: состояние, проблемы, перспективы развития.-М., 2009.-684 с.
- Воспитательная работа в Вооруженных Силах Российской Федерации / Под ред. И. А. Липского. М., 1995. — 244 с.
- Воспитательная система учебного заведения. М., 1992. — 160 с.
- Гальмук Н.А. Педагогические условия личностно-профессионального становления специалиста социальной сферы в системе среднего профессионального образования: Автореф. дис.. канд. пед. наук. — Тамбов, 2008.-24 с.
- Городов П.Н. Актуальные вопросы перестройки воспитания в высшей военной школе. — М., 1990. 125 с.
- Грибанов А.В. Педагогические условия социального становления личности курсанта вуза МВД России: Автореф. дис. .канд. пед. наук. — Кострома, 2006. 19 с.
- Грунтовский И. Сущность, содержание, организация воспитания и обучения военнослужащих в отделении, экипаже, расчете, взводе // Ориентир. 2006. — № 11. — С. 57−61.
- Гуманитарные аспекты строительства Вооруженных Сил. М., 1994. — 207 с.
- Гусева И.А. Социально-педагогическое обеспечение развития субъект-ности студента в вузе: Автореф. дис. .канд. пед. наук. Кострома, 2006. — 26 с.
- Дахин А.Н. Моделирование компетентности участников открытого образования. М., 2009. — 292 с.
- Дрыгина Е.Н. Обеспечение прав личности в системе воспитания // Социально-педагогическая поддержка ребенка в процессе социализации. М., 2008.- С. 97−100.
- Дьяченко Е.В. Социально-культурная деятельность в воинских частях на основе православных традиций: Дис.. канд. пед. наук. Тамбов, 2004. — 246 с.
- Зубкова Т.Н. Социализация, социальное воспитание, социальное развитие в теории социальной педагогики // Психолого-педагогическое наследие прошлого в современной социально-педагогической деятельности. -Екатеринбург, 2005. С. 11−19.
- Иванов А.В. Социализация как социально-педагогический процесс // Социально-педагогическая поддержка ребенка в процессе социализации. -М., 2008.-С. 31−38.
- Камалдинова Э.Ш. Молодежь как объект и субъект социальной деятельности // Советская педагогика, 1988, № 9. — С. 56−60.
- Капитонов А.И. Социально-культурная деятельность в системе адаптации молодёжи в воинских коллектива: Дис. .канд. пед. наук. — СПб., 2002.-215 с.
- Кевля Ф.И. Педагогические технологии: диагностика, прогнозирование и поддержка личностного развития ребенка. Вологда, 2009. — 226 с.
- Кивелевич А.И. Педагогическое обеспечение социального воспитания в загородном детском центре: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Кострома, 2004. 20 с.
- Клименко Н.Ю. Становление и развитие социально-педагогического образования в России: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. М., 2003. — 40 с.
- Ключко О.Н. Тендерная ассиметрия социализации: Автореф. дис.. канд. филос. наук. Саранск, 1999. — 17 с.
- Коваль Н.М. Профессиональные педагогические технологии в становлении практической деятельности художника педагога: Автореф. дис.. канд. пед. наук. — М., 2005. — 24 с.
- Ковляшкин В.П. Педагогическая технология личностно ориентированного обучения в военном вузе: Автореф. дис.. канд. пед. наук. — Рязань, 2004. 20 с.
- Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Словарь по педагогике. — М., 2005. 448 с.
- Коджаспирова Г. М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах. -М., 2006.-256 с.
- Кон И. С. Социология личности. М., 1967. — 284 с.
- Коняева JI.A. Гуманитаризация воспитательно-образовательного процесса университета как основа формирования ценностных ориентаций студентов: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Кемерово, 2004. — 23 с.
- Копытов JI.A. Педагогические условия становления системы самовоспитания учащихся общеобразовательных учреждений МВД России: Автореф. дис.. .канд. пед. наук. Кострома, 2002. — 19 с.
- Коровин В.М., Свиридов В. А. Подготовка преподавателей российских военно-учебных заведений // Педагогика. 2004. — № 1. — С. 75−84.
- Корчагина С.Г. Психология одиночества. — М., 2008. 228 с.
- Краткий педагогический словарь. — М., 2007. — 181 с.
- Краткий словарь по социологии / Под общ. Ред. Д. М. Гвишиани, Н. И. Лапина. М., 1989. — 479 с.
- Кривов Ю.И. О месте понятия «социализация» в современной педагогике // Педагогика. 2003. — № 2. — С. 11−22.
- Кривов Ю.И. Проблема социализации подрастающих поколений в зарубежной педагогике: Автореф. дис.. канд. пед. наук. — М., 1992.20 с.
- Крысько В.Г. Психология и педагогика в схемах и таблицах. Минск, 1999.-384 с.
- Кузьминов В.Г. Противоречия социализации в конфликтном обществе // Методология, теория и практика воспитательных систем: поиск продолжается. М., 1996. — С. 193−195.
- Культурно-досуговая деятельность учреждений внешкольного воспитания и обучения как условие формирования социально активной личности. -Минск, 2010. -212 с.
- Культурно-досуговая работа в части (на корабле): Справочник / Сост. Н. К. Турундаев, Д. В. Хробостов, А. П. Ченцов. М., 2003. — в 3-х ч., ч. I. — 44 е., ч. II — 37 е., ч. III — 32 с.
- Лазуткин А.Д. Педагогические основы формирования авторитета преподавателя военного училища: Дис.. канд. пед. наук. М., 1998. — 207 с.
- Лекомцева Е.Н. Воспитательная система школы как фактор социального становления старшеклассников: Автореф. дис.. канд. пед. наук. — Ярославль, 1998 19 с.
- Липский И. А. Социальное развитие человека // Социально-педагогическая поддержка ребенка в процессе социализации. М., 2008.-С. 13−21.
- Лисова Е.С. Педагогическое обеспечение социального становления студентов в условиях комплекса «вуз — базовое предприятие»: Автореф. дис.. канд. пед. наук. — Кострома, 2008. — 22 с.
- Люлюк A.M. Организационно-педагогические условия развития воспитательной системы вуза МВД: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Кострома, 2006.-18 с.
- Малышева Е.В. Взаимодействие семьи и школы в становлении профессионального выбора старшеклассников: Автореф. дис.. канд. педс. наук. -Ярославль, 2002.- 23 с.
- Мануйлов Ю.С. Средовой подход в воспитании. Автореф. дис.. д-ра. пед. наук.-М., 1998.-45 с.
- Мануйлов Ю.С. Средовая диагностика. Кустанай, 1997. — 19 с.
- Мардахаев Л.В. Социализация как социально-педагогическая проблема // Социально-педагогическая поддержка ребенка в процессе социализации. -М., 2008.-С. 21−27.
- Мардахаев Л.В. Социальная педагогика. М., 2002. — 256 с.
- Мардахаев Л.В. Приложение к диссертации в виде научного доклада по теме: «Педагогические основы индивидуального подхода в воспитании курсанта». -М., 1997. —61 с.
- Методические рекомендации по использованию форм культурно-досуговой работы в культпросветучреждениях Вооруженных Сил / Сост. Р. Вершинин. М., 2002. — 11 с.
- Мирошкина М.Р. Социальное становление в клубе по месту жительства: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. Ярославль, 2008. — 42 с.
- Митина Л.М. Психология развития конкурентоспособностей личности. -Москва Воронеж, 2002. — 400 с.
- Митрахович В.А. Факторы социального воспитания личности военнослужащих // Социальная педагогика: Диалог теории и практики. Саратов, 2006.-С. 120−123.
- Мищенко И.Н. Социально-педагогические условия совершенствования системы воспитательной работы с курсантами военно-учебных заведений Министерства обороны Российской Федерации: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 2008. — 22 с.
- Монахов О.Н. Формирование политической культуры у курсантов военных вузов: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Ярославль, 2004. — 23 с.
- Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. М., 2009. — 568 с.
- Мудрик А.В. Социализация человека. М., 2004. — 304 с.
- Нефедова Н.А. Теоретические и практические аспекты воспитания студентов высшего учебного заведения. — М., 2008. 24 с.
- Новиков A.M. Профессиональное образование России. Перспективы развития. М., 1997.-231 с.
- Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1990. — 921 с.
- Организационно-методические рекомендации по формированию у курсантов военно-учебных заведений Министерства обороны Российской Федерации военно-профессиональных навыков. М., 1999. — 42 с.
- Осянин А.Н. Адаптационные ресурсы современного студенчества: проблемы формирования: Автореф. дис.. канд. социол. наук. Н. Новгород, 2006. — 33 с.
- Педагогика / Под ред. В. А. Сластенина. М., 1997. — 512 с.
- Педагогика профессионального образования / Под ред. В. А. Сластенина. -М., 2008.-368 с.
- Петрий П.В. Духовные ценности военнослужащих российской армии: содержание и специфика формирования. М., 1998. — 64 с.
- Пилипонский А.Г., Примаков B.JI. Социализация личности и ее особенности в условиях воинской службы. — М., 1998. 47 с.
- Плясунова И.А. Положительные аспекты социализации будущих офицеров в военных вузах // Совершенствование учебно-воспитательной работы в процессе модернизации образования. Ярославль, 2003. — С. 93−95.
- Подобии А.Е. Вариативно-ситуационный подход к формированию профессионально-педагогической направленности личности будущего учителя во внеаудиторной деятельности: Автореф. дис.. канд. пед. наук. — Кострома, 1999.— 23 с.
- Поларшинов Ю.А. Социально-педагогическое обеспечение самореализации курсантов в военном вузе: Автореф. дис.. канд. пед. наук. — Кострома, 2008.- 22 с.
- Понятийный аппарат педагогики и образования /Отв. ред. Е. В. Ткаченко, М. А. Галагузова. Вып. 5. — М., 2007. — 592 с.
- Проблемы социализации личности в период экономической нестабильности: М., — 1999. — 398 с.
- Протасова И.В. Педагогическое обеспечение процесса накопления учащимися социального опыта в условиях школы-гимназии: Автореф. дис.. .канд. пед. наук. — Кострома, 2001. 19 с.
- Психология и педагогика профессиональной деятельности офицера. — В 2-х ч. Ч. 1. М., 1998. — 279 с.
- Психолого-педагогические проблемы становления личности в процессе учебной деятельности. Минск, 2009. — 532 с.
- Птицына Е.В. Сущность понятия «преемственность» // Северо-запад России: педагогические исследования молодых ученых. Вып. 4. — СПб., 2007.-С. 93−97.
- Развитие личности школьника в воспитательном пространстве: проблемы управления. М., 2001. — 284 с.
- Реан А.А., Бордовская Н. В., Розум С. И. Педагогика и психология. -СПб., 2007.-432 с.
- Ремшмидт X. Подросковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности. М., 1994. — 320 с.
- Рожков М.И., Макеева Т. В. Социально-педагогическая деятельность. -Ярославль, 2009. 445 с.
- Романова Е.С. Психодиагностика. СПб., 2006. — 400 с.
- Ромм Т.А. Становление и развитие социальной педагогики в России начала XX века: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М., 1995. 16 с.
- Рувинский Л.И. Теория самовоспитания. — М., 1973. — 263 с.
- Руденский Е.В. Социальная психология. Москва-Новосибирск, 1997. — 224 с.
- Пб.Рыженков М. И. Педагогические условия социально-профессионального становления курсантов военного вуза в процессе войсковых стажировок: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Кострома, 2008. — 21 с.
- Самосват Д.А. Система воспитания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации // Ориентир. 2009. — № 5. — С. 47−51.
- Сапожников В.А. Профессиональная подготовка офицеров Вооруженных Сил Российской Федерации // Военная мысль. 1993. — № 9. — С. 5668.
- Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. М., 1998. -256 с.
- Селиванов B.C. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания.- М., 2000.- 336 с.
- Семенов В.И. Особенности становления и развития воспитательной системы сельской малочисленной школы: Дис.. канд. пед. наук. М., 1998.- 178 с.
- Сечкарева Е.В. Педагогическое обеспечение социального становления одаренных детей дошкольного возраста: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Кострома, 2002. — 23 с.
- Синякова Е.В. Подготовка старшеклассников к решению социально-экономических задач: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Ярославль, 2005.- 19 с.
- Склярова Т.В., Носкова Н. В. Возрастная психология для социальных педагогов. М., 2009. — 336 с.
- Словарь справочник по педагогике / Авт.-сост. В. А. Мижериков. — М., 2004. — 448 с.
- Словарь по социальной педагогике / Авт.-сост. JI.B. Мардахаев. — М., 2002. 368 с.
- Современные образовательные технологии / Под ред. Н. В. Бордовской. — М., 2010.- 432 с.
- Современный словарь иностранных слов. — СПб., 1994. 752 с.
- Соглаев В.В. Педагогические условия формирования готовности курсантов вуза к воспитательной деятельности: Дис.. канд. пед. наук. — Челябинск, 1997.-222 с.
- Сороковых Г. В. Субъектно-деятельностный подход к личностно-профессиональному развитию студентов // Педагогика. 2004. — № 1. — С. 62−68.
- Социальное воспитание: Курс лекций /Под общ. ред. М. А. Галагузовой — М., 2000.-416 с.
- Социальная педагогика / Под общ. ред. И. А. Алехина.- М., 2006.- 269 с.
- Социальная педагогика / Под ред. В. Г. Бочарова.- М., 2004.- 368 с.
- Социальная педагогика: Диалог теории и практики. — Саратов, 2006. — 463 с.
- Социальная педагогика: традиции и инновации. — в 4-х ч.: ч. 2. Екатеринбург, 2009. — 216 с.
- Социально-педагогическая поддержка ребенка в процессе социализации. -М., 2008.- 292 с.
- Социология / Под ред. М. В. Рома. Москва — Новосибирск, 2001. -189 с.
- Стребиж О.А. Формирование субъектности курсанта военного вуза: Автореф. дисс.канд. пед. наук. -М., 2005. — 19 с.
- Субъектная и авторская позиция ребенка в образовании. М., 2008. -167 с.
- Тимонин А.И. Социально-педагогическое обеспечение профессионального становления студентов гуманитарных факультетов университета: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. Кострома, 2008. — 42 с.
- Тимченко М.У. Смысложизненные ориентации как показатель социальной культуры личности: (Опыт социологического анализа проблемы): Автореф. дис.. канд. пед. наук. Барнаул, 2000. — 22 с.
- Тихомирова Е.И. Становление школьника — лидера в воспитывающей среде школы. — Самара, 2001. — 218 с.
- НЗ.Тарский Ю. И. Социально-культурные аспекты функционирования военного училища: деятельность субъектов образовательного процесса: Дис.. д-ра социол. наук. — Саратов, 1997. 448 с.
- Теория и практика воспитания военнослужащих / Под общ. ред. Н. И. Резника. М., 2005. — 340 с.
- Томило О.Г. Научные основы профессиональной деятельности офицера -педагога: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. — Спб., 2005. 40 с.
- Топка Н.Б. Формирование опыта проектной деятельности у студентов в воспитывающей среде факультета: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -Кострома, 2004. 23 с.
- Утепов М.Б. Проектирование индивидуального образовательного маршрута как средства становления личностных достижений старшего школьника: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Оренбург, 2004. — 21 с.
- Фельдштейн Д.И. Сущностные особенности современного детства и задачи теоретико-методологического обеспечения процесса образования — Москва-Воронеж, 2009. 15 с.
- Филиппова Н.М. Педагогическое обеспечение общественной самоорганизации учащейся молодежи: Автореф. дис.. канд. пед. наук Кострома, 2007. — 23 с.
- Философский энциклопедический словарь. М., 2001. — 576 с.
- Хаматнурова Е.Н. Становление экономической компетентности будущего педагога профессионального обучения. Автореф. дис.. канд. пед. наук. Омск, 2007. — 23 с.
- Харитонова И.В. Основные компоненты и приоритетные стратегии воспитательной работы в вузе // Социальное образование и кадровое обеспечение социальной сферы. В 2-х т. Т. 2. — М., 2008. — С. 44−46.
- Хачатрян А. Организация информационно-воспитательной работы в части (на корабле) // Ориентир. 2009. -№ 2. — С. 46−51.
- Хозов В.Ф. Гуманизация дополнительного образования взрослых: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Ярославль, 2003. — 23 с.
- Царев Е.А. Социальное становление старшеклассников в процессе организации физкультурно-спортивной работы: Автореф. дис.. канд. пед, наук. Ярославль, 2001. — 18 с.
- Цыганова Е.С., Ворошилова О. С. Актуальные проблемы социализации // Формирование института социальной работы и образа социального работника в современной России. Смоленск, 2006. — С. 257−259.
- Чернов В.В. Формирование профессиональной направленности личности курсанта в воспитательном пространстве военного вуза: Автореф. дис.. канд. пед. наук. — Кострома, 2002. 19 с.
- Чернявская А.П. Становление партнерской позиции педагога: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. Ярославль, 2007. — 43 с.
- Чернявская А.П. и другие. Образовательные технологии. Ярославль, 2005.- 108 с.
- Чертополох А.А. Информационное обеспечение воспитательной работы в Вооруженных Силах Российской Федерации. М., 1999. — 322 с.
- Чумакова М.П. Педагогические основы процесса воспитания гражданской зрелости старшеклассников: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М., 1980.- 16 с.
- Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога.-М., 2002.- 272 с.
- Шапарь В.Б. Словарь практического психолога.- М., 2005. 734 с.
- Шепелева Н.Ю. Педагогическое обеспечение процесса социализации учащихся в негосударственном образовательном учреждении: Автореф. дис.. канд. пед. наук. — Кострома, 2004. — 19 с.
- Широбокова А.Ю. Психолого-педагогическое обеспечение состояния готовности женщин к соревнованию по спортивным единоборствам: Автореф. дис.. канд. пед. наук. СПб., 2000. — 15 с.
- Эффективные технологии профессионального образования. М., 2005. — 359 с.
- Яруллина Л.Ф. Социальное становление студентов в процессе их экономической подготовки в колледже: Автореф. дис.. канд. пед. наук — Ярославль, 2001. — 18 с.