Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Педагогическое обеспечение социального становления курсантов военного вуза

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Социальное становление в научных публикациях рассматривается и как процесс, и как результат. В первом случае это явление характеризуется как динамика социального развития человека, определяющая его формирова ние как зрелой личности в ходе воспитания, образования и самовоспитания. Во втором случае подразумевается достигнутый уровень социальной зрелости человека на определенном отрезке жизненного… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретические основы педагогического обеспечения социального становления курсантов военного вуза
    • 1. 1. Социальное становление личности как педагогическая проблема
    • 1. 2. Педагогическое обеспечение: сущность, структура, условия реализации
    • 1. 3. Модель социального становления курсантов в военном вузе
  • Выводы по первой главе
  • Глава II. Педагогическое обеспечение процесса социального становления курсантов военного вуза
    • 2. 1. Методика педагогического обеспечения процесса социального становления курсантов
    • 2. 2. Условия и средства эффективности педагогического обеспечения социального становления курсантов
    • 2. 3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы
  • Выводы по второй главе

Педагогическое обеспечение социального становления курсантов военного вуза (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В последние десятилетия в программных документах политических партий, в исследованиях ученых, выступлениях общественных деятелей как нашей, так и других стран мира указывается на возникновение новой культурно-исторической ситуации, которая характеризуется переходом от отраслевого общественного и промышленного производства к интегративному и нелинейному, к изменениям типа коммуникации на всех уровнях, к иным требованиям к личностным качествам специалистов. Все это определяет новый социально-педагогический идеал выпускников образовательных учреждений, заставляет переосмысливать понимание содержания социального становления детей и молодежи, делает необходимым педагогическое обеспечение такого сложного и многогранного процесса.

Модернизация российского образования затрагивает и высшую военную школу, от которой требуется определение теоретических и технологических приоритетов в подготовке будущих офицеров, ориентированных не только на качественное выполнение своих прямых обязанностей, но и готовых выстраивать толерантные отношения с людьми, различными социально-профессиональными и этническими группами, обладающими гибкостью в способах мышления и действия, полипозиционностью суждений, социальной грамотностью, способностью оперативно реагировать на перемены, рефлексировать, самоорганизовываться. Последнее обстоятельство возможно, если в процессе обучения и воспитания в военно-учебных заведениях достойное место занимает обеспечение социального становления, социального взросления курсантов.

Анализ научной литературы и исследований позволяет констатировать, что различные аспекты проблемы формирования и становления личности нашли отражение в работах К.А.Абульхановой-Славской, Л. В. Байбородовой, Л. И. Божович, Н. А. Гальмук, А. В. Грибанова, И. С. Кона, Е. Н. Лекомцевой, И. А. Липского, М. Р. Мирошкиной, А. В. Мудрика, М. И. Рожкова, Е. А. Царева,.

Л.Ф.Яруллиной и других. В них освещены вопросы влияния воспитательной системы школы, физкультурно-спортивной деятельности на социальное становление старшеклассников, рассмотрены особенности этого процесса в клубе по месту жительства, в системе среднего профессионального образования, в вузах МВД России, в ходе экономической подготовки в колледже, а также отражено влияние отдельных условий на формирование у студентов социально-профессиональных качеств личности, обеспечивающих их социальное взросление. В то же время процесс социального становления курсантов военного вуза и его педагогическое обеспечение не стали объектом специального изучения, что проявляется в ряде противоречий:

— между требованиями, предъявляемыми обществом, работодателями к выпускникам образовательных учреждений, их социальной зрелости, и неразработанностью вопросов теории и методики педагогического обеспечения социального становления молодежи в современной науке;

— между наличием в образовательной практике программ, направленных на социальное становление школьников, студентов, курсантов, и неразработанностью педагогического обеспечения их реализации в высшей школе;

— между необходимостью педагогического содействия процессу социального становления курсантов военного вуза и отсутствием его обеспечения, неподготовленностью преподавателей и командиров к его реализации.

Исходя из актуальности темы, ее недостаточной разработанности, наличия вышеуказанных противоречий, стало возможным определение проблемы исследования: при каких условиях педагогическое обеспечение будет способствовать эффективности процесса социального становления курсантов военного вуза?

Объект исследования: процесс социального становления курсантов военного вуза.

Предмет исследования: условия эффективности педагогического обеспечения процесса социального становления курсантов военного вуза.

Цель исследования: разработать, обосновать и в ходе опытно-экспериментальной работы проверить условия эффективности педагогического обеспечения социального становления курсантов военного вуза.

Гипотеза исследования. Педагогическое обеспечение процесса социального становления курсантов военного вуза будет эффективным при соблюдении следующих условиий: наличии программы развития субъектной позиции курсанта в учебной, внеаудиторной и военно-служебной деятельностиреализации интерактивных технологий в организации воспитательной работы с курсантамиориентации на педагогизацию образовательной среды военного вуза.

Для достижения цели и проверки гипотезы предполагается решение определенной совокупности задач:

1. Конкретизировать понятие «социальное становление курсантов военного вуза» и раскрыть сущность этого процесса.

2. Разработать модель социального становления курсантов и обосновать содержание педагогического обеспечения этого процесса в военном вузе.

3. Выявить условия эффективности реализации разработанной модели и ее педагогического обеспечения.

4. Апробировать методику педагогического обеспечения социального становления курсантов в военном вузе.

5. Охарактеризовать критерии и показатели эффективности педагогического обеспечения изучаемого процесса.

Теоретико-методической основой исследования являлись: системный (И.В.Блауберг, Л. И. Новикова, Ю. П. Сокольников, Л. Ф. Спирин, Э. Г. Юдин и др.), личностно-ориентированный (Е.В.Бондаревская, С. В. Кульневич, В. В. Сериков, И. С. Якиманская и др.), антропологический (Б.М.Бим-Бад, И. А. Зимняя, В. И. Слободчиков и др.), ресурсный (А.В.Волохов, А. И. Тимонин и др.) подходысовременные концепции социализации подрастающих поколений и их социального воспитания (С.А.Беличева, В. Г. Бочарова, А. В. Волохов, И. С. Кон, И. А. Липский, А. В. Мудрик, М. М. Плоткин, М. И. Рожков и др.) — исследования, посвященные различным сторонам педагогического обеспечения (И.А.Гусева, А. Ф. Драничников, Т. Е. Коровкина, Е. С. Лисова, Ю. А. Поларшинов, И. В. Протасова, А. И. Тимонин, Н. Ю. Шепелева и др.) — работы по социальному становлению личности на разных возрастных этапах (А.В.Грибанов, Е. Н. Лекомцева, М. Р. Мирошкина, М. И. Рожков, М. И. Рыжанков, Ю. И. Фельдштейн, Е. А. Царев, Л. Ф. Яруллина и др.) — труды по военной педагогике и психологии, особенностям организации воспитания военнослужащих (В.А.Андрощук, В. И. Герасимов, И. А. Липский, Л. В. Мардахаев, И. Н. Мищенко, Ю. В. Савин, Г. И. Шпак и др.).

Исследование проводилось с применением теоретических (анализа, сравнения, сопоставления, моделирования) и эмпирических (включенного наблюдения, изучения документации и педагогического опыта, анкетирования, опытно-экспериментальной работы) методов исследования.

Базой исследования стали: Костромская академия войск радиационной, химической и биологической защиты и инженерных войск им. Маршала Советского Союза С. К. Тимошенко и база обеспечения учебного процесса.

В опытно-экспериментальной работе приняли участие 189 курсантов первых — пятых курсов, 15 преподавателей-наставников, 6 командиров подразделений. Из них 95 составили контрольную и 94 экспериментальную группы.

Исследование осуществлялось в три взаимосвязанных этапа: на первом (2006 г.) — поисковом этапе — изучалось состояние вопроса в философской, социологической, психолого-педагогической литературе, уточнялся понятийный аппарат, конкретизировались подходы, отбирались методики исследования, проводилось пилотажное обследование, создавалась программа опытно-экспериментальной работы;

— на втором (2006 — 2009 гг.) — преобразующем этапе — реализовыва-лась программа исследования, обосновывалась модель социального становления курсантов, апробировалось содержание его педагогического обеспечения, проверялись условия их эффективности, осмысливались результаты промежуточной диагностики, вносились исправления и дополнения;

— на третьем (2010 г.) — обобщающем этапе — систематизировались полученные эмпирические данные, формулировались выводы, разрабатывались рекомендации, литературно оформлялся текст диссертации.

Личное участие автора состояло в разработке теоретических подходов, программы опытно-экспериментальной работы, в проведении всего комплекса предусмотренных исследовательских процедур, их осмыслении и интерпретации результатов в качестве заместителя начальника факультета по воспитательной работе.

Достоверность и обоснованность выводов и обобщений исследования обеспечивались изучением явления на междисциплинарном уровне, непротиворечивостью методологических подходов, взаимопроверяемостью методик, их соответствием целям, задачам, предмету и объекту, повторяемостью и переносимостью результатов.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

— раскрыта сущность процесса социального становления курсантов в военном вузе;

— разработана и обоснована модель процесса социального становления курсантов в учебной, внеаудиторной и военно-служебной деятельности;

— охарактеризовано содержание педагогического обеспечения исследуемого процесса в условиях военного вуза;

— апробирована методика реализации такого обеспечения;

— обоснованы условия эффективности разработанной модели и выявленного содержаниявыделены и охарактеризованы средства реализации педагогического обеспечения социального становления курсантов в военном вузе.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в нем уточнено понятие «социальное становление личности», расширены представления о его процессе, дополнены знания о педагогическом обеспечении, установлены связи между характером социального опыта курсантов и эффективностью социального становления, между особенностями обеспечения и уровнем социального развития курсантов, раскрыты критерии и показатели результативности такого становления.

Практическая значимость исследования находит свое выражение в том, что разработанные, обоснованные и доведенные до уровня использования диагностические и программно-методические материалы и рекомендации по педагогическому обеспечению эффективности процесса социального становления курсантов военного вуза помогут оптимизировать социальное и профессиональное воспитание будущих офицеров.

Полученные в ходе исследования данные, выводы и обобщения могут использоваться в системе повышения квалификации командно-преподавательского состава военных вузов, при формировании у курсантов командно-педагогических навыков, в преподавании курсов «Педагогика» и «Психология».

Апробация и внедрение результатов исследования проходили на заседаниях кафедр социальной педагогики и социальной работы КГУ им. Н. А. Некрасова, кафедр гуманитарных и социально-экономических дисциплин, управления повседневной деятельностью войск Военной академии войск радиационной, химической и биологической защиты и инженерных войск им. Маршала Советского Союза С. К. Тимошенко, на научно-практических конференциях (Кострома, 2006;2009; Москва, 2007;2009; Н. Новгород, 2008).

Положения, выносимые на защиту:

1. Социальное становление — сложный многогранный целенаправленный поэтапный процесс освоения личностью опыта социальных отношений в результате решения человеком естественно-культурных, социально-культурных и социально-психологических возрастных задач, способствующий его социальному взрослению.

2. Модель социального становления курсантов военного вуза включает целевой, мотивационный, содержательный, деятельностный и рефлексивный компоненты, строится на принципах природосообразности, культуросооб-разности, ценностно-смысловой ориентированности, индивидуализации, дифференциации, диалогичности, ситуативности.

3. Педагогическое обеспечение — это содействие курсанту в достижении результативности в учебной, военно-служебной и внеаудиторной деятельности за счет рационального использования педагогических средств, организации помощи и поддержки участников процесса социального становления, актуализации ресурсов личности.

4. Методика педагогического обеспечения социального становления курсантов военного вуза базируется на личностной ориентированности, кон-цептуальности, системности, гуманизме, активности, целенаправленности и предполагает диагностический, прогностический, организационный, реализационный, коррекционный, экспертно-оценочный этапы.

5. Педагогические условия эффективности педагогического обеспечения социального становления курсантов:

— наличие программы развития субъектной позиции личности курсанта в учебной, внеаудиторной и военно-служебной деятельности;

— реализация интерактивных технологий в организации воспитательной работы с курсантами;

— ориентация на педагогизацию образовательной среды военного вуза.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложения.

Выводы по второй главе.

Педагогическое обеспечение процесса социального становления курсантов реализовалось на практике с опорой на методику, базирующуюся на личностной ориентированности, концептуальности, системности, гуманизме, активности, целенаправленности и включает диагностический, прогностический, организационный, реализационный, коррекционный, экспертно-оценочный этапы.

Первый — диагностический этап — предусматривает входную (начальную) диагностику, смысл которой в определении индивидуальных ресурсов курсантов, их позитивного потенциала, особенностей жизненной позиции, сформированности социально и профессионально значимых качеств личности, ценностных ориентаций.

Второй этап — прогнозирование, которое, с одной стороны, базируется на наличии достаточно полной информации об объекте, личном опыте курсантов и специалистов, участвующих в этом процессе, с другой стороны, предполагает описание ситуации, выявление ресурсов, ограничений и опасностей с использованием SWOT-анализа, перспективных для решения проблем, определение путей достижения значимых результатов.

Третий этап — организационный, на котором продумываются официальный порядок действия, способы включения курсантов в реализацию программы, адаптации технологий, подготовка командиров и преподавателей-наставников в рамках методических сборов и специальных дополнительных групповых занятий.

За основу нами были взяты технологии коллективной деятельности, контекстного обучения, развития инициативности, которые использовались как на занятиях, самоподготовке, так и лежали в основе организации воспитательной работы в подразделении и культурно-досуговой деятельности курсантов в свободное время в академии.

Реализационный этап предполагает планирование, проведение воспитательной работы, педагогический анализ, «последействие».

Коррекционный этап в этом процессе предполагает внесение дополнений и изменений в программу обеспечения.

Завершающий этап — экспертно-оценочный. На нем определяется педагогическая целесообразность разработанного обеспечения в контексте оценки эффективности воспитательной работы в соответствии с Концепцией воспитания военнослужащих Вооруженных сил Российской Федерации, процесса социального становления курсантов. Оценка результативности такого обеспечения предполагает анализ оптимальности информации, заключенной в немдостаточности предлагаемого методического инструментария, его соответствия цели, задачам, возрасту, жизненному опыту курсантов, социокультурной ситуациидоступности для реализации преподавателями, педагогами-наставниками и командирами с разным уровнем методической и психолого-педагогической подготовленности.

Адаптация разработанной нами модели социального становления курсантов, содержания и методики ее педагогического обеспечения позволила выявить ряд условий его эффективности, которыми, как свидетельствуют результаты нашей опытно-экспериментальной работы, являются:

— наличие программы развития субъективной позиции личности курсанта в учебной, внеаудиторной и военно-служебной деятельности;

— реализация интерактивных технологий в организации воспитательной работы с курсантами;

— ориентация на педагогизацию образовательной среды военного вуза.

Полученные в ходе исследования эмпирические данные указывают на: положительную динамику в экспериментальных группах, как в личностном продвижении входящих в нее курсантов, так и в сравнении с показателями в контрольной группепреобладание внутренней мотивации профессиональной деятельности над внешнейстремление к повышению собственного статуса и расширению кругозора, уверенности и ответственности за свои решения, самостоятельности и адекватности при их принятии.

Заключение

.

Модернизация российского образования затрагивает и высшую военную школу, от которой требуется определение теоретических и технологических приоритетов в подготовке будущих офицеров, ориентированных не только на качественное выполнение своих прямых обязанностей, но и готовых выстраивать толерантные отношения с людьми, различными социально-профессиональными и этническими группами, обладающими гибкостью в способах мышления и действия, полипозиционностью суждений, социальной грамотностью, способностью оперативно реагировать на перемены, рефлексировать, самоорганизовываться. Последнее обстоятельство возможно, если в процессе обучения и воспитания в военно-учебных заведениях достойное место занимает обеспечение социального становления, социального взросления курсантов.

Выполненный нами анализ понятия «социальное становление» свидетельствует о том, что данная категория изучается различными гуманитарными науками, исследуется на междисциплинарном уровне.

В философии становление — это переход от одной определенности бытия к другой, неразрывное развитие, выступающее в качестве связующего звена между прошлым, настоящим и будущим, как совокупность социокультурных динамических циклов.

В социологии становление рассматривается как процесс и результат социализации, протекающий под влиянием внешних и внутренних факторов.

В педагогике вопросы становления личности в последние годы изучаются довольно интенсивно, правда, как показывает осуществленный нами анализ литературы, преимущественно рассматриваются различные стороны профессионального становления будущего специалиста.

Социальное становление в научных публикациях рассматривается и как процесс, и как результат. В первом случае это явление характеризуется как динамика социального развития человека, определяющая его формирова ние как зрелой личности в ходе воспитания, образования и самовоспитания. Во втором случае подразумевается достигнутый уровень социальной зрелости человека на определенном отрезке жизненного пути, который свидетельствует о его способности осознавать себя в обществе, понимать занимаемое в нем положение, самостоятельно определять для себя цели, выстраивать маршруты для их достижения, а также подразумевается наличие комплекса социально значимых качеств личности в соответствии с возрастом, стремление к максимально возможному самосовершенствованию.

Социальное становление на каждом возрастном этапе, как подчеркивает А. В. Мудрик, обеспечивается решением определенного круга естественно-культурных, социально-культурных и социально-психологических задач. Из этого можно сделать вывод о том, что, социальное становление касается всех сущностных сфер личности (потребностно-мотивационной, эмоционально-волевой, познавательной, морально-нравственной, действенно-практической, межличностно-социальной), характеризуется обретением человеком свойств самостоятельности, независимости, самодостаточности, способностью принимать ответственные решения, реализовывать их на практике.

Мы в своем исследовании, опираясь на точку зрения И. А. Липского, который считает, что социальное становление входит в процесс социального развития человека и представляет собой процесс поступательного изменения человека в направлении превращения его в субъект социальной деятельности и социального общения, социальное становление определяем как сложный многогранный целенаправленный поэтапный процесс освоения личностью опыта социальных отношений, духовно-нравственного развития в результате решения человеком естественно-культурных, социально-культурных и социально-психологических возрастных задач, способствующий его социальному взрослению.

Результатом социального становления курсантов является социально зрелая личность выпускника, который способен осознавать себя в обществе, самостоятельно ставить для себя цели и достигать их, быть социально и профессионально компетентным.

Предложенная модель социального становления курсантов военного вуза включает целевой, мотивационный, содержательный, деятельностный и рефлексивный компоненты, базируется на принципах природои культуро-сообразности, ценностно-смысловой ориентированности, индивидуализации, дифференциации, диалогичности, ситуативности.

Будучи сложным и противоречивым, процесс социального становления человека на любом возрастном этапе нуждается в обеспечении.

Мы под педагогическим обеспечением процесса социального становления курсантов понимаем содействие им в достижении результативности в учебной, военно-служебной и внеаудиторной деятельности за счет рационального использования педагогических средств, организации помощи и поддержки его участников, актуализации ресурсов личности.

Методика такого обеспечения базируется на личностной ориентированности, концептуальности, системности, гуманизме, активности, целенаправленности и включает диагностический, прогностический, организационный, реализационный, коррекционный, экспертно-оценочный этапы.

Адаптация разработанной нами модели социального становления курсантов, содержания и методики ее педагогического обеспечения позволила выявить ряд условий его эффективности, которыми, как свидетельствуют результаты нашей опытно-экспериментальной работы, являются: наличие программы развития субъективной позиции личности курсанта в учебной, внеаудиторной и военно-служебной деятельностиреализация интерактивных технологий в организации воспитательной работы с курсантамиориентация на педагогизацию образовательной среды военного вуза.

Полученные в ходе исследования эмпирические данные указывают на: положительную динамику в экспериментальных группах, как в личностном продвижении входящих в нее курсантов, так и в сравнении с показателями в контрольной группепреобладание внутренней мотивации профессиональной деятельности над внешнейстремление к повышению собственного статуса и расширению кругозора, уверенности и ответственности за свои решения, самостоятельности и адекватности при их принятии.

Таким образом, проведенное исследование обнаруживает позитивную динамику в социальном становлении курсантов при реализации предложенных условий педагогического обеспечения и позволяет сделать следующие выводы:

1. Социальное становление — сложный многогранный целенаправленный поэтапный процесс освоения личностью опыта социальных отношений, соответствие в духовно-нравственном развитии, требованиям естественно-культурных, социально-культурных и социально-психологических возрастных задач, социальной ситуации развития.

2. Модель социального становления курсантов военного вуза включает целевой, мотивационный, содержательный, деятельностный и рефлексивный компоненты, ориентирует на актуализацию и развертывание социальных потенциалов личности.

3. Педагогическое обеспечение процесса социального становления курсантов военного вуза предполагает организацию содействия в приобретении или расширения ими опыта образовательной, военно-служебной, внеаудиторной деятельности.

4. Методика педагогического обеспечения социального становления курсантов военного вуза базируется на личностной ориентированности, кон-цептуальности, системности, гуманизме, активности, целенаправленности и предполагает диагностический, прогностический, процедурно-организационный, реализационный, коррекционный, экспертно-оценочный этапы.

5. Педагогическими условиями эффективности педагогического обеспечения социального становления курсантов являются: наличие программы развития субъективной позиции личности курсанта в учебной, внеаудиторной и военно-служебной деятельностиреализация интерактивных технологий в организации воспитательной работы с курсантамиориентация на педагогизацию образовательной среды военного вуза. Проведенное исследование не исчерпывает всех сторон этой сложной проблемы. В дальнейшем следует более обстоятельно изучить средства, обеспечивающие социальное становление курсантов, определить место индивидуальных и групповых форм воспитательного процесса в нем, потенциалы предметов социально-гуманитарного и профессионального циклов, роль наставников.

Показать весь текст

Список литературы

  1. И.В. Становление элементов педагогического артистизма у будущих учителей музыки. — Автореф. дис.. канд. пед. наук. Кострома, 2001.-22 с.
  2. .Б. Педагогическая психология: схемы и тесты. — М., 2002. — 208 с.
  3. Актуальные проблемы социальной педагогики: теория и практика / Под ред. JI.B. Мардахаева. М., 2009. — 438 с.
  4. Н.Б. Формирование терминологического аппарата понятия «преемственность структуры содержания образования» в педагогическом исследовании // Северо-запад России: педагогические исследования молодых ученых. — Вып. 4. СПб., 2007. — С. 97−102.
  5. И.Р. Развитие коммуникативной компетентности у старшеклассников и взрослых людей (с помощью видеотренинга): Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1999. — 22 с.
  6. И.Д. Теория и практика индивидуальной воспитательной деятельности командира подразделения в современных условиях: Дис.. канд. пед. наук. М., 1993. — 167 с.
  7. И.А. Психология в понятиях, образах, переживаниях. М., 1996. -96 с.
  8. М.С. Педагогическое стимулирование лидерства у курсантов военно-экономического вуза: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Кострома, 2000. — 22 с.
  9. А.В., Дерюгин Н. И. Военно-педагогическая диагностика. -М., 1995.-108 с.
  10. В.И. Влияние конфликтогенных факторов на процесс социализации российской молодежи // Стратегия социального развития России и молодежи. Тула, 2001. — С. 31−35.
  11. А.В. и другие. Диагностика профессионально важных качеств.- СПб., 2007. 192 с.
  12. В.П. Становление личностно-ориентированной позиции педагога: Автореф. дис. д-ра пед. наук. — Краснодар, 2002. 47 с.
  13. B.C. Педагогика. Екатеринбург, 1996. — 344 с.
  14. В.Н., Санникова Н. Г. Проблемы социализации личности в теории и практике А.С. Макаренко // Психолого-педагогическое наследие прошлого в современной социально-педагогической деятельности. — Екатеринбург, 2005. С. 42−45.
  15. С.А. Социализация как объект междисциплинарного исследования // Социально-педагогическая поддержка ребенка в процессе социализации. М., 2008. — С. 27−31.
  16. А.С. Компетентность. Профессионализм. Мастерство. — Челябинск, 2004.- 176 с.
  17. О.В. Социально-педагогический мониторинг уровня воспитанности. М., 2009. — 104 с.
  18. И.В. Организационно-педагогические основы подготовки офицерских кадров в высших училищах Сухопутных войск: Дис.. д-ра пед. наук. Казань, 1993. — 243 с.
  19. Н.Р. Психология личностного роста. — М., 1995. 120 с.
  20. И. В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода.-М., 1973.-270 с.
  21. А.С. Социальное общение как объект управленческой деятельности командных кадров Вооруженных Сил: Дис.. канд. филос. наук. — М., 1993.-215 с.
  22. А.С., Чейда И. И. Формирование у курсантов профессионально значимых качеств личности. Иваново, 1998. — 19 с.
  23. Н.М. Система профессионального воспитания в вузе. М., 2006.- 120 с.
  24. И.С. Психологические основы процесса социализации // Психолого-педагогическое наследие прошлого в современной социально-педагогической деятельности. — Екатеринбург, 2005. С. 20−27.
  25. Е.В., Коноплева А. А. Некоторые особенности политической социализации молодежи в современном российском обществе // Стратегия социального развития России и молодежи. — Тула, 2001. С. 39−41.
  26. О.Г. Создание среды профессионального становления педагогов / На пути поиска и творчества. Ярославль, 1999. — 315 с.
  27. В.И., Мерзляк JI.E. Командир и подчиненные. — М., 1996. -128 с.
  28. С.Н. Формирование социальной ответственности у курсантов военного вуза: Автореф. дис.. .канд. пед. наук. — Кострома, 2006. 21 с.
  29. Т.А., Василькова Ю. В. Социальная педагогика. М., 2010. -240 с.
  30. .С. Психология ранней юности. М., 2001. — 96 с.
  31. Р.В. Творческая самореализация студенческой молодежи в процессе социальной адаптации: Дис.. .канд. пед. наук. М., 2002. — 170 с.
  32. Воспитательная деятельность вуза. ч.1. — М.} 2008. — 193 с.
  33. Воспитательная деятельность педагога / Под общ. ред. В. А. Сластенина и И. А. Колесниковой. М., 2005. — 336 с.
  34. Воспитательная работа в вузе: состояние, проблемы, перспективы развития.-М., 2009.-684 с.
  35. Воспитательная работа в Вооруженных Силах Российской Федерации / Под ред. И. А. Липского. М., 1995. — 244 с.
  36. Воспитательная система учебного заведения. М., 1992. — 160 с.
  37. Н.А. Педагогические условия личностно-профессионального становления специалиста социальной сферы в системе среднего профессионального образования: Автореф. дис.. канд. пед. наук. — Тамбов, 2008.-24 с.
  38. П.Н. Актуальные вопросы перестройки воспитания в высшей военной школе. — М., 1990. 125 с.
  39. А.В. Педагогические условия социального становления личности курсанта вуза МВД России: Автореф. дис. .канд. пед. наук. — Кострома, 2006. 19 с.
  40. И. Сущность, содержание, организация воспитания и обучения военнослужащих в отделении, экипаже, расчете, взводе // Ориентир. 2006. — № 11. — С. 57−61.
  41. Гуманитарные аспекты строительства Вооруженных Сил. М., 1994. — 207 с.
  42. И.А. Социально-педагогическое обеспечение развития субъект-ности студента в вузе: Автореф. дис. .канд. пед. наук. Кострома, 2006. — 26 с.
  43. А.Н. Моделирование компетентности участников открытого образования. М., 2009. — 292 с.
  44. Е.Н. Обеспечение прав личности в системе воспитания // Социально-педагогическая поддержка ребенка в процессе социализации. М., 2008.- С. 97−100.
  45. Е.В. Социально-культурная деятельность в воинских частях на основе православных традиций: Дис.. канд. пед. наук. Тамбов, 2004. — 246 с.
  46. Т.Н. Социализация, социальное воспитание, социальное развитие в теории социальной педагогики // Психолого-педагогическое наследие прошлого в современной социально-педагогической деятельности. -Екатеринбург, 2005. С. 11−19.
  47. А.В. Социализация как социально-педагогический процесс // Социально-педагогическая поддержка ребенка в процессе социализации. -М., 2008.-С. 31−38.
  48. Э.Ш. Молодежь как объект и субъект социальной деятельности // Советская педагогика, 1988, № 9. — С. 56−60.
  49. А.И. Социально-культурная деятельность в системе адаптации молодёжи в воинских коллектива: Дис. .канд. пед. наук. — СПб., 2002.-215 с.
  50. Ф.И. Педагогические технологии: диагностика, прогнозирование и поддержка личностного развития ребенка. Вологда, 2009. — 226 с.
  51. А.И. Педагогическое обеспечение социального воспитания в загородном детском центре: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Кострома, 2004. 20 с.
  52. Н.Ю. Становление и развитие социально-педагогического образования в России: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. М., 2003. — 40 с.
  53. О.Н. Тендерная ассиметрия социализации: Автореф. дис.. канд. филос. наук. Саранск, 1999. — 17 с.
  54. Н.М. Профессиональные педагогические технологии в становлении практической деятельности художника педагога: Автореф. дис.. канд. пед. наук. — М., 2005. — 24 с.
  55. В.П. Педагогическая технология личностно ориентированного обучения в военном вузе: Автореф. дис.. канд. пед. наук. — Рязань, 2004. 20 с.
  56. Г. М., Коджаспиров А. Ю. Словарь по педагогике. — М., 2005. 448 с.
  57. Г. М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах. -М., 2006.-256 с.
  58. Кон И. С. Социология личности. М., 1967. — 284 с.
  59. JI.A. Гуманитаризация воспитательно-образовательного процесса университета как основа формирования ценностных ориентаций студентов: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Кемерово, 2004. — 23 с.
  60. JI.A. Педагогические условия становления системы самовоспитания учащихся общеобразовательных учреждений МВД России: Автореф. дис.. .канд. пед. наук. Кострома, 2002. — 19 с.
  61. В.М., Свиридов В. А. Подготовка преподавателей российских военно-учебных заведений // Педагогика. 2004. — № 1. — С. 75−84.
  62. С.Г. Психология одиночества. — М., 2008. 228 с.
  63. Краткий педагогический словарь. — М., 2007. — 181 с.
  64. Краткий словарь по социологии / Под общ. Ред. Д. М. Гвишиани, Н. И. Лапина. М., 1989. — 479 с.
  65. Ю.И. О месте понятия «социализация» в современной педагогике // Педагогика. 2003. — № 2. — С. 11−22.
  66. Ю.И. Проблема социализации подрастающих поколений в зарубежной педагогике: Автореф. дис.. канд. пед. наук. — М., 1992.20 с.
  67. В.Г. Психология и педагогика в схемах и таблицах. Минск, 1999.-384 с.
  68. В.Г. Противоречия социализации в конфликтном обществе // Методология, теория и практика воспитательных систем: поиск продолжается. М., 1996. — С. 193−195.
  69. Культурно-досуговая деятельность учреждений внешкольного воспитания и обучения как условие формирования социально активной личности. -Минск, 2010. -212 с.
  70. Культурно-досуговая работа в части (на корабле): Справочник / Сост. Н. К. Турундаев, Д. В. Хробостов, А. П. Ченцов. М., 2003. — в 3-х ч., ч. I. — 44 е., ч. II — 37 е., ч. III — 32 с.
  71. А.Д. Педагогические основы формирования авторитета преподавателя военного училища: Дис.. канд. пед. наук. М., 1998. — 207 с.
  72. Е.Н. Воспитательная система школы как фактор социального становления старшеклассников: Автореф. дис.. канд. пед. наук. — Ярославль, 1998 19 с.
  73. И. А. Социальное развитие человека // Социально-педагогическая поддержка ребенка в процессе социализации. М., 2008.-С. 13−21.
  74. Е.С. Педагогическое обеспечение социального становления студентов в условиях комплекса «вуз — базовое предприятие»: Автореф. дис.. канд. пед. наук. — Кострома, 2008. — 22 с.
  75. A.M. Организационно-педагогические условия развития воспитательной системы вуза МВД: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Кострома, 2006.-18 с.
  76. Е.В. Взаимодействие семьи и школы в становлении профессионального выбора старшеклассников: Автореф. дис.. канд. педс. наук. -Ярославль, 2002.- 23 с.
  77. Ю.С. Средовой подход в воспитании. Автореф. дис.. д-ра. пед. наук.-М., 1998.-45 с.
  78. Ю.С. Средовая диагностика. Кустанай, 1997. — 19 с.
  79. Л.В. Социализация как социально-педагогическая проблема // Социально-педагогическая поддержка ребенка в процессе социализации. -М., 2008.-С. 21−27.
  80. Л.В. Социальная педагогика. М., 2002. — 256 с.
  81. Л.В. Приложение к диссертации в виде научного доклада по теме: «Педагогические основы индивидуального подхода в воспитании курсанта». -М., 1997. —61 с.
  82. Методические рекомендации по использованию форм культурно-досуговой работы в культпросветучреждениях Вооруженных Сил / Сост. Р. Вершинин. М., 2002. — 11 с.
  83. М.Р. Социальное становление в клубе по месту жительства: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. Ярославль, 2008. — 42 с.
  84. Л.М. Психология развития конкурентоспособностей личности. -Москва Воронеж, 2002. — 400 с.
  85. В.А. Факторы социального воспитания личности военнослужащих // Социальная педагогика: Диалог теории и практики. Саратов, 2006.-С. 120−123.
  86. И.Н. Социально-педагогические условия совершенствования системы воспитательной работы с курсантами военно-учебных заведений Министерства обороны Российской Федерации: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 2008. — 22 с.
  87. О.Н. Формирование политической культуры у курсантов военных вузов: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Ярославль, 2004. — 23 с.
  88. А.В. Введение в социальную педагогику. М., 2009. — 568 с.
  89. А.В. Социализация человека. М., 2004. — 304 с.
  90. Н.А. Теоретические и практические аспекты воспитания студентов высшего учебного заведения. — М., 2008. 24 с.
  91. A.M. Профессиональное образование России. Перспективы развития. М., 1997.-231 с.
  92. С.И. Словарь русского языка. М., 1990. — 921 с.
  93. Организационно-методические рекомендации по формированию у курсантов военно-учебных заведений Министерства обороны Российской Федерации военно-профессиональных навыков. М., 1999. — 42 с.
  94. А.Н. Адаптационные ресурсы современного студенчества: проблемы формирования: Автореф. дис.. канд. социол. наук. Н. Новгород, 2006. — 33 с.
  95. Педагогика / Под ред. В. А. Сластенина. М., 1997. — 512 с.
  96. Педагогика профессионального образования / Под ред. В. А. Сластенина. -М., 2008.-368 с.
  97. П.В. Духовные ценности военнослужащих российской армии: содержание и специфика формирования. М., 1998. — 64 с.
  98. А.Г., Примаков B.JI. Социализация личности и ее особенности в условиях воинской службы. — М., 1998. 47 с.
  99. И.А. Положительные аспекты социализации будущих офицеров в военных вузах // Совершенствование учебно-воспитательной работы в процессе модернизации образования. Ярославль, 2003. — С. 93−95.
  100. А.Е. Вариативно-ситуационный подход к формированию профессионально-педагогической направленности личности будущего учителя во внеаудиторной деятельности: Автореф. дис.. канд. пед. наук. — Кострома, 1999.— 23 с.
  101. Ю.А. Социально-педагогическое обеспечение самореализации курсантов в военном вузе: Автореф. дис.. канд. пед. наук. — Кострома, 2008.- 22 с.
  102. Понятийный аппарат педагогики и образования /Отв. ред. Е. В. Ткаченко, М. А. Галагузова. Вып. 5. — М., 2007. — 592 с.
  103. Проблемы социализации личности в период экономической нестабильности: М., — 1999. — 398 с.
  104. И.В. Педагогическое обеспечение процесса накопления учащимися социального опыта в условиях школы-гимназии: Автореф. дис.. .канд. пед. наук. — Кострома, 2001. 19 с.
  105. Психология и педагогика профессиональной деятельности офицера. — В 2-х ч. Ч. 1. М., 1998. — 279 с.
  106. Психолого-педагогические проблемы становления личности в процессе учебной деятельности. Минск, 2009. — 532 с.
  107. Е.В. Сущность понятия «преемственность» // Северо-запад России: педагогические исследования молодых ученых. Вып. 4. — СПб., 2007.-С. 93−97.
  108. Развитие личности школьника в воспитательном пространстве: проблемы управления. М., 2001. — 284 с.
  109. А.А., Бордовская Н. В., Розум С. И. Педагогика и психология. -СПб., 2007.-432 с.
  110. X. Подросковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности. М., 1994. — 320 с.
  111. М.И., Макеева Т. В. Социально-педагогическая деятельность. -Ярославль, 2009. 445 с.
  112. Е.С. Психодиагностика. СПб., 2006. — 400 с.
  113. Т.А. Становление и развитие социальной педагогики в России начала XX века: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М., 1995. 16 с.
  114. Л.И. Теория самовоспитания. — М., 1973. — 263 с.
  115. Е.В. Социальная психология. Москва-Новосибирск, 1997. — 224 с.
  116. Пб.Рыженков М. И. Педагогические условия социально-профессионального становления курсантов военного вуза в процессе войсковых стажировок: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Кострома, 2008. — 21 с.
  117. Д.А. Система воспитания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации // Ориентир. 2009. — № 5. — С. 47−51.
  118. В.А. Профессиональная подготовка офицеров Вооруженных Сил Российской Федерации // Военная мысль. 1993. — № 9. — С. 5668.
  119. Г. К. Современные образовательные технологии. М., 1998. -256 с.
  120. B.C. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания.- М., 2000.- 336 с.
  121. В.И. Особенности становления и развития воспитательной системы сельской малочисленной школы: Дис.. канд. пед. наук. М., 1998.- 178 с.
  122. Е.В. Педагогическое обеспечение социального становления одаренных детей дошкольного возраста: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Кострома, 2002. — 23 с.
  123. Е.В. Подготовка старшеклассников к решению социально-экономических задач: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Ярославль, 2005.- 19 с.
  124. Т.В., Носкова Н. В. Возрастная психология для социальных педагогов. М., 2009. — 336 с.
  125. Словарь справочник по педагогике / Авт.-сост. В. А. Мижериков. — М., 2004. — 448 с.
  126. Словарь по социальной педагогике / Авт.-сост. JI.B. Мардахаев. — М., 2002. 368 с.
  127. Современные образовательные технологии / Под ред. Н. В. Бордовской. — М., 2010.- 432 с.
  128. Современный словарь иностранных слов. — СПб., 1994. 752 с.
  129. В.В. Педагогические условия формирования готовности курсантов вуза к воспитательной деятельности: Дис.. канд. пед. наук. — Челябинск, 1997.-222 с.
  130. Г. В. Субъектно-деятельностный подход к личностно-профессиональному развитию студентов // Педагогика. 2004. — № 1. — С. 62−68.
  131. Социальное воспитание: Курс лекций /Под общ. ред. М. А. Галагузовой — М., 2000.-416 с.
  132. Социальная педагогика / Под общ. ред. И. А. Алехина.- М., 2006.- 269 с.
  133. Социальная педагогика / Под ред. В. Г. Бочарова.- М., 2004.- 368 с.
  134. Социальная педагогика: Диалог теории и практики. — Саратов, 2006. — 463 с.
  135. Социальная педагогика: традиции и инновации. — в 4-х ч.: ч. 2. Екатеринбург, 2009. — 216 с.
  136. Социально-педагогическая поддержка ребенка в процессе социализации. -М., 2008.- 292 с.
  137. Социология / Под ред. М. В. Рома. Москва — Новосибирск, 2001. -189 с.
  138. О.А. Формирование субъектности курсанта военного вуза: Автореф. дисс.канд. пед. наук. -М., 2005. — 19 с.
  139. Субъектная и авторская позиция ребенка в образовании. М., 2008. -167 с.
  140. А.И. Социально-педагогическое обеспечение профессионального становления студентов гуманитарных факультетов университета: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. Кострома, 2008. — 42 с.
  141. М.У. Смысложизненные ориентации как показатель социальной культуры личности: (Опыт социологического анализа проблемы): Автореф. дис.. канд. пед. наук. Барнаул, 2000. — 22 с.
  142. Е.И. Становление школьника — лидера в воспитывающей среде школы. — Самара, 2001. — 218 с.
  143. НЗ.Тарский Ю. И. Социально-культурные аспекты функционирования военного училища: деятельность субъектов образовательного процесса: Дис.. д-ра социол. наук. — Саратов, 1997. 448 с.
  144. Теория и практика воспитания военнослужащих / Под общ. ред. Н. И. Резника. М., 2005. — 340 с.
  145. О.Г. Научные основы профессиональной деятельности офицера -педагога: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. — Спб., 2005. 40 с.
  146. Н.Б. Формирование опыта проектной деятельности у студентов в воспитывающей среде факультета: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -Кострома, 2004. 23 с.
  147. М.Б. Проектирование индивидуального образовательного маршрута как средства становления личностных достижений старшего школьника: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Оренбург, 2004. — 21 с.
  148. Д.И. Сущностные особенности современного детства и задачи теоретико-методологического обеспечения процесса образования — Москва-Воронеж, 2009. 15 с.
  149. Н.М. Педагогическое обеспечение общественной самоорганизации учащейся молодежи: Автореф. дис.. канд. пед. наук Кострома, 2007. — 23 с.
  150. Философский энциклопедический словарь. М., 2001. — 576 с.
  151. Е.Н. Становление экономической компетентности будущего педагога профессионального обучения. Автореф. дис.. канд. пед. наук. Омск, 2007. — 23 с.
  152. И.В. Основные компоненты и приоритетные стратегии воспитательной работы в вузе // Социальное образование и кадровое обеспечение социальной сферы. В 2-х т. Т. 2. — М., 2008. — С. 44−46.
  153. А. Организация информационно-воспитательной работы в части (на корабле) // Ориентир. 2009. -№ 2. — С. 46−51.
  154. В.Ф. Гуманизация дополнительного образования взрослых: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Ярославль, 2003. — 23 с.
  155. Е.А. Социальное становление старшеклассников в процессе организации физкультурно-спортивной работы: Автореф. дис.. канд. пед, наук. Ярославль, 2001. — 18 с.
  156. Е.С., Ворошилова О. С. Актуальные проблемы социализации // Формирование института социальной работы и образа социального работника в современной России. Смоленск, 2006. — С. 257−259.
  157. В.В. Формирование профессиональной направленности личности курсанта в воспитательном пространстве военного вуза: Автореф. дис.. канд. пед. наук. — Кострома, 2002. 19 с.
  158. А.П. Становление партнерской позиции педагога: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. Ярославль, 2007. — 43 с.
  159. А.П. и другие. Образовательные технологии. Ярославль, 2005.- 108 с.
  160. А.А. Информационное обеспечение воспитательной работы в Вооруженных Силах Российской Федерации. М., 1999. — 322 с.
  161. М.П. Педагогические основы процесса воспитания гражданской зрелости старшеклассников: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М., 1980.- 16 с.
  162. М.В. Методика и технология работы социального педагога.-М., 2002.- 272 с.
  163. В.Б. Словарь практического психолога.- М., 2005. 734 с.
  164. Н.Ю. Педагогическое обеспечение процесса социализации учащихся в негосударственном образовательном учреждении: Автореф. дис.. канд. пед. наук. — Кострома, 2004. — 19 с.
  165. А.Ю. Психолого-педагогическое обеспечение состояния готовности женщин к соревнованию по спортивным единоборствам: Автореф. дис.. канд. пед. наук. СПб., 2000. — 15 с.
  166. Эффективные технологии профессионального образования. М., 2005. — 359 с.
  167. Л.Ф. Социальное становление студентов в процессе их экономической подготовки в колледже: Автореф. дис.. канд. пед. наук — Ярославль, 2001. — 18 с.
Заполнить форму текущей работой