Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Введение. 
Факторы народного воспитания

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Детские игры каждой нации имеют национальные особенности, соответствующие характеру, быту народа. Игры способствуют развитию умственных способностей, нравственных идеалов, физической выносливости и эстетических вкусов. Одной из особенностей детских игр всех народов является то, что они в той или иной мере несут в себе трудовой элемент. Учатся трудовым навыкам при изготовлении и починке игрушек… Читать ещё >

Введение. Факторы народного воспитания (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Гражданское воспитание молодого поколения осуществляется успешнее, если работа в данном направлении начинается с возраста, когда формируются первые представления ребенка об окружающем мире, отношение к нему.

Актуальность выбранной темы данной курсовой работы не вызывает сомнений, вопросы, касающиеся факторов воспитания в народной педагогике рассматриваются в сфере педагогики, психологии и других наук.

«Формируя ребенка, мы формируем не только его — мы создаем будущее нашей страны. Эти милые цыплята, так по-смешному топчущиеся возле своих песочниц или выводящие первые каракули, — будущее наше. Будущие рабочие, колхозники, министры, директора предприятий, академики, писатели, художники, врачи, техники, механизаторы, медсестры — будущие хозяева страны. И какое мы дадим им представление о счастье, как научим их быть счастливыми, такими и будут мечты, труд и счастье целых поколений» [4].

Эти слова Б. М. Неменского говорят о том, что не только семья, но и школа решают, что будут любить и ненавидеть, чем восторгаться и гордиться, чему будут радоваться, а что презирать наши дети, внуки, правнуки. Это теснейшим образом связано с мировоззрением будущего общества.

В последние годы возросло внимание к проблемам теории и практики в вопросах нравственного и умственного воспитания, т. е. формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.

А формировать личность, — отмечают многие писатели, педагоги, деятели культуры (Д. Б. Кабалевский, А. С. Макаренко, Б. М Неменский, В. А. Сухомлинский, Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский), — особенно важно в наиболее благоприятном для этого младшем школьном возрасте. Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создает в ребенке особые эмоционально психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, развивает мышление, память, волю и другие психические процессы. И наши предки, возможно, еще не умея объяснить эти процессы, где — то на подсознательном уровне понимая необходимость воспитания детей, в первую очередь, с целью сохранения рода, занимались воспитанием, опираясь на опыт предыдущего поколения, которое, несомненно, учитывало разнообразные факторы, такие, как природа, игра, слово, традиции, обряд, дело, религия[10].

Ведь очень важно воспитать в ребенке правильные нравственные принципы, жизненные ценности, любовь к родной земле, целостность восприятия мира. Эти важные навыки и качества должны помочь нашим детям занять достойное место в обществе, и выполнить в будущем свой долг перед Родом и с достоинством пройти свой жизненный путь. Для выполнения этой непростой задачи как нельзя лучше подходит народная традиция воспитания ребенка…

Следовательно, можно констатировать тот факт, что современному обществу необходимо учитывать основные факторы, влияющие на воспитание подрастающего поколения, чаще обращаться к опыту народной педагогики, к истокам народного образования и воспитания, поскольку именно там мы находим ответы на многие трудные вопросы сегодняшнего дня. Все очевиднее становится тот факт, что только взаимодействие поколений позволяет должным образом осуществлять воспитание и развитие ребенка, особенно младшего возраста.

Изучение народного опыта воспитания на всех этапах исторического развития входило в круг научных интересов педагогов прошлого и настоящего, многие из них уделяли внимание именно влиянию различных факторов на процесс воспитания и возможности и целесообразности их учета в педагогической практике.

Естественность народного воспитания породила природосообразность в народной педагогике. Природа для каждого человека — это родина, которая имеет неизъяснимую власть над человеком. Природа полна очаровывающей красоты. Любовь к природе порождает чувство любви к родному краю, Родине. Дети на родных просторах проводят свое беззаботное детство, юность и зрелость. Каждый бугорок, каждое дерево становятся им дорогими. В группе, где я работаю, организовала уголок природы. В этом уголке дети наблюдают, фиксируют на календаре изменения погоды, времена года. Проводим эксперименты, сажаем растения, цветы, дети ухаживают за растениями. Так же, дети совместно с родителями пишут доклады о животных, явлениях природы, растениях, которые растут в нашей деревне.

Наши предки Родину считали священной, в старину разными способами ее обожествляли, молились перед каждым памятным местом, горами, «священными» деревьями, водоемами, давали им «подарки». У якутов природа, явления природы, солнце, луна, земля, гора, деревья выступали средством воспитания. Например: солнце было не только источником жизни, но и символом высокой нравственности: «Если говорю неправду, пусть накажет солнце» (якутская пословица)[15].

Мировоззрение ребенка формируется через игру. В дошкольном возрасте игра в жизни детей имеет огромное значение. Игровое отношение, игривость — это не только настроение, но и особое состояние души, которое влияет на характер. Поэтому в своей педагогической деятельности я использую разные виды игр, ведь, по словам профессора В. Ф. Афанасьева «Игры — это не просто забава, они имеют большое педагогическое и психологическое значение в гармоническом развитии личности ребенка».

Детские игры каждой нации имеют национальные особенности, соответствующие характеру, быту народа. Игры способствуют развитию умственных способностей, нравственных идеалов, физической выносливости и эстетических вкусов. Одной из особенностей детских игр всех народов является то, что они в той или иной мере несут в себе трудовой элемент. Учатся трудовым навыкам при изготовлении и починке игрушек. Воспитывается бережное отношение к игрушкам. Вторая особенность — это ее коллективный характер, которым охватываются обычно все дети. Третья особенность развития творческого мышления, рассуждения, смекалки самих игроков. Четвертая особенность — в процессе игры выявляются и развиваются организаторские способности детей. Это качество ценно тем, что впоследствии через игровую деятельность воспитывается умелые, умные лидеры молодежи. Пятая особенность — с помощью игр дети приучаются к общению, между собой, а главное — к взаимной помощи, поддержке. Шестая особенность — правильно организуемые игры и игровые процессы укрепляют у детей дружбу, товарищество, развивают у них критическое мышление, учат, как правильно подойти к той или иной игре и к ее организации.

В народном воспитании самым главным считается воспитание любви и уважения к родителям, а через них и к другим людям, доброте, честности, послушания и подчинения к старшим. Родители и воспитатели своим примером воспитывают вековым традициям, обучают к труду, бережное отношение к результатам своего труда. Положительный пример, авторитет, поведение старших рассматривается как важный фактор воспитания.

Основными факторами народной педагогики, соответственно и народного воспитания, являются природа, игра, слово, дело, общение, традиция, быт, искусство, религия, пример-идеал (идеи-символы, личности-символы, события-символы).

Учёные Волков Г. Н., Измайлов А. Э., Виноградов Г. С., Кукушин В. С., Столяренко Л. Д. и др. выражали идеи гуманизма, подчёркивали необходимость привития молодому поколению высоких нравственных качеств, воспитания их в духе любви к труду, уважения к старшим, дружбы и товарищества, правдивости и честности, что невозможно без учета опыта предыдущих поколений. Я. А. Коменский, В. М. Бехтерев, А. С. Макаренко, М. Демков, А. Шемишурин, В. Шутов и др., большое внимание уделяли дошкольному возрасту и влиянию на ребёнка в этот период главным образом семьи [8].

Анализ научной литературы, трудов известных педагогов, этнографов позволяет сделать вывод о том, что обнаруживаются противоречия между:

  • — потребностью общества в развитии системы народного воспитания подрастающего поколения в условиях преобразования современного общества и отсутствием в настоящее время специальных исследований, закладывающих научные основы его организации;
  • — объективной необходимостью возрождения и сохранения богатого опыта народного воспитания детей, имеющегося в наследии, и недостаточной разработанностью в историко-педагогическом аспекте его творческого использования в современном обществе.

Выявленные противоречия обусловили наличие проблемы: к настоящему времени назрела необходимость разработки различных образовательных программ с учетом влияния факторов воспитания в народной педагогике.

Цель исследования: На основе историко-педагогического анализа изучить влияние таких факторов, как природа, игра, слово, традиции, обряд, дело, религия на воспитание подрастающего поколения в народной педагогике и применить полученные знания на практике при разработке образовательной программы.

Объект исследования — народная педагогика.

Предмет исследования — факторы воспитания в народной педагогике.

В соответствии с проблемой, целью исследования, объектом, предметом сформулированы следующие задачи:

  • — провести анализ основных трудов теоретиков и литературных источников по исследуемой проблеме;
  • — определить взаимосвязь между различными факторами народного воспитания и применить ее при разработке программы;

Методологической основой исследования являются: положения философской и социологической антропологии о человеке как высшей ценности общества; об активном, преобразующем характере человеческой деятельности, а также идеи о значении исторического опыта при решении современных задач; об исторических связях и необходимости исторического подхода при анализе общественных явлений; этнопедагогический подход, обращающий внимание на значимость национального элемента в воспитании подрастающего поколения, современные научные подходы к отечественной истории, такие, как цивилизационный, обеспечивающий обращение к базисным традициям народа, историко-культурный, позволяющий рассматривать педагогическую мысль с точки зрения взаимодействия культур.

Теоретическую базу исследования составили: педагогические труды Я. А. Коменского, Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, Ф. В. Фребеля, В. Г. Белинского, В. Ф. Одоевского, К. Д. Ушинского, Н. И. Пирогова, Н. В. Шелгунова, T.H. Толстого, А. И. Ключарева, И. А. Сикорского, П. Ф. Каптерева, Е. И. Тихеевой, К. Н. Вентцеля, Р. Штейнера, М. Монтессори, Я. Корчака, М. М. Рубинштейна, В. В. Зеньковского, A.C. Макаренко, В. А. Сухомлинского, Д. Н. Узнадзе, И. Я. Яковлева, Г. Н. Волкова, Б. Н. Неменского и др.

Для решения поставленных задач использованы следующие методы исследования: изучение и анализ историко-педагогической, философской, социологической, этнопедагогической и психологической литературы; сравнительно-сопоставительный анализ отечественного и зарубежного народного педагогического опыта воспитания детей и теоретических взглядов педагогов; ретроспективный и логический методы исследования историко-педагогических процессов, обобщение опыта работы известных педагогов.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой