Методология и методика педагогического исследования
![Реферат: Методология и методика педагогического исследования](https://westud.ru/work/6454528/cover.png)
Методология педагогики — система знаний об отправных положениях педагогической теории, о принципах подхода к рассмотрению педагогических явлений и методах их исследования, а также путях внедрения добытых знаний в практику воспитания, обучения и образования. Учение о принципах, методах, формах и процессах познания и преобразования педагогической действительности. Методология (от греч. methodos… Читать ещё >
Методология и методика педагогического исследования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Методология педагогики
Методология (от греч. methodos — путь исследования или познания, теория, учение и logos — слово, понятие) — это: 1) система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности; 2) учение о научном методе познания; 3) совокупность методов, применяемых в какой-либо науке.
Методология педагогики — система знаний об отправных положениях педагогической теории, о принципах подхода к рассмотрению педагогических явлений и методах их исследования, а также путях внедрения добытых знаний в практику воспитания, обучения и образования. Учение о принципах, методах, формах и процессах познания и преобразования педагогической действительности.
Методология имеет теоретическую сторону, связанную с установлением основных педагогических закономерностей как исходных посылок научного поиска и включающую мировоззренческую функцию, т. е. функцию, определяющую, па каких философских, науковедческих, биологических и психологических идеях выстраивается педагогическое исследование, объясняются получаемые результаты и делаются выводы. Нормативная сторона методологии — изучение общих принципов подхода к педагогическим объектам, изучение системы общих и частных методов и приемов научного педагогического исследования.
Научное педагогическое исследование — процесс формирования новых педагогических знаний', вид познавательной деятельности, направленный на открытие объективных закономерностей обучения, воспитания и развития. Научные исследования в педагогике представляют определенные сложности, так как педагогические процессы отличаются своей неповторимостью, неоднозначностью протекания: любой педагогический процесс при повторном воспроизведении уже далеко не тот же самый, что в предыдущий раз.
М. Н. Скаткин
" …Житейские знания хотя и играют большую роль в деятельности людей, но имеют существенные недостатки. Эти знания поверхностны. Они отражают что бросается, но не проникают и глубину, не раскрывают сущности явлений, диалектического процесса развития, его закономерностей и движущих сил. Житейские знания недостаточно достоверны, недостаточно доказательны, часто ошибочны. Поэтому они во многих случаях не обеспечивают достижения намеченной педагогической цели.
Задача науки — преодолеть эти недостатки, сделать педагогические знания более глубокими, достоверными, доказательными, правильными, чтобы, опираясь па них, можно было более эффективно строить педагогический процесс.
Научно-исследовательская деятельность имеет свою «технологию», отличную от «технологии» деятельности учителя — практика и методиста. Это объясняется тем, что у них разные цели деятельности, разные средства и конечные продукты.
Цель деятельности учителя: учить и воспитывать детей; результат этой деятельности: знания, умения, навыки, воспитанность детей, сформированное мировоззрение.
Цель деятельности методиста: опираясь на науку и обобщение передового опыта, помогать учителю правильно строить педагогический процесс, вооружать эффективными средствами обучения и воспитания; результат деятельности: методические рекомендации, предписания, разработки.
Цель ученого (исследователя): исследовать объективные закономерности учебно-воспитательного процесса; результат деятельности: раскрытая сущность, научная классификация, закономерные связи педагогических явлений"[1].
- [1] Скаткин М. Н. Методология и методика педагогических исследований. М, 1986.