Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Профессиональная мобильность педагогов как условие инновационного развития колледжа

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Основополагающее значение для изучения профессиональной мобильности имеют: социологические и экономические теории и концепции мобильности отечественных (Ю.В. Арутюнян, Т. И. Заславская, М. Н. Руткевич, Ф.Р. Филиппов) и зарубежных (Б. Бендикс, П. Блау, Ф. Гато, Д. Глас, О. Дункан, С. Липсет, П.А. Сорокин) исследователейтеории и концепции развития профессионального образования (С.И. Архангельский… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ КОЛЛЕДЖА
    • 1. 1. Генезис понятия «профессиональная мобильность педагога» и ее производных
    • 1. 2. Сущностные характеристики инновационного развития колледжа
    • 1. 3. Профессиональная мобильность педагога как интегральное качество субъекта в процессе инновационной деятельности
  • ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ КОЛЛЕДЖА
    • 2. 1. Модель формирования профессиональной мобильности педагогов профессиональной школы в условиях инновационного развития
    • 2. 2. Организационно-педагогические условия формирования профессиональной мобильности педагогов колледжа в условиях инновационной деятельности

Профессиональная мобильность педагогов как условие инновационного развития колледжа (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Модернизация профессионального образования ориентирована на развитие инновационной деятельности образовательных учреждений. Организационная структура, содержание обучения и методическое обеспечение педагогического процесса учреждения профессионального образования сегодня должны удовлетворять важнейшему принципу — принципу инновационности, который обеспечивает высокий уровень подготовки кадров, стимулирует внедрение новых педагогических технологий в учебный процесс и качественно меняет отношение педагога к процессу обучения и воспитания. Успешность инновационного развития образовательного учреждения определяется готовностью педагогических работников к гибкому, мобильному реагированию на непрерывное изменение потребностей общества, рынка труда, к оперативному восприятию и освоению развивающихся социально-профессиональных технологий и постоянно обновляющейся информации. Поэтому профессиональная мобильность специалистов становится важнейшим условием инновационного развития всех сфер жизнедеятельности человека.

Системное изучение проблем профессиональной мобильности педагогов сегодня является объективной необходимостью, усиливающей эффект результата модернизации образования. Следует подчеркнуть специфику педагогического аспекта проблемы, суть которого заключается в формировании профессиональной мобильности педагога как фактора инновационного развития образовательного учреждения.

Все это обусловливает актуальность проблемы профессиональной мобильности педагогов в условиях инновационного развития профессионального образовательного учреждения.

На социально-педагогическом уровне актуальность исследования обусловлена потребностями общества, экономики и рынка труда, системы профессионального образования и, в частности, среднего профессионального образования, в педагогах, обладающих профессиональной мобильностью, свободно и критически мыслящих, готовых к реализации контекстно-компетентностного подхода в научно-методической работе, проектированию стратегии собственного профессионально-личностного развития, способных к инновационной образовательной деятельности.

На научно-теоретическом уровне актуальность исследования определяется необходимостью конкретизации понятия «профессиональная мобильность педагога», поиска научно-методологических подходов формирования профессиональной мобильности педагогов системы среднего профессионального образования, выявления характеристик профессиональной мобильности, непосредственно влияющих на успешность инновационного развития образовательного учреждения.

На научно-методическом уровне актуальность исследования определяется потребностью определения комплекса организационно-педагогических условий и методических средств, способствующих формированию ключевых характеристик профессиональной мобильности, разработки методики их диагностики и мониторинга, технологий формирования способности педагогов гибко реагировать на изменяющиеся внешние и внутренние условия.

Ключевые понятия исследования.

Профессиональная мобильность педагога в нашем исследовании понимается как способность педагога гибко реагировать на постоянно меняющиеся условия: внешние, вызванные стратегическими переменами в системе образования, и внутренние, связанные с формированием инновационной среды учебного заведения.

Инновационное развитие колледжа — это совокупность инновационных процессов по разработке и внедрению нововведений в образовательную и управленческую деятельность учреждения с целью получения нового образовательного эффекта, включающего экономический, управленческий, социальный, учебно-методический, экологический, здоровьесберегающие аспекты (Э.Э. Сыманюк).

Контекстно-компетентностный подход — это совокупность принципов, способов и приемов проектирования, организации и достижения результатов образования (компетентностей, компетенций, метакачеств), как норм качества в процессе решения профессионально-подобранных проблемных ситуаций, адаптированных к специфике и содержанию профессиональной деятельности. (A.A. Вербицкий, Э.Ф. Зеер).

Степень разработанности проблемы. Теоретические основы исследования профессиональной мобильности в контексте развития личности как интегрального качества были рассмотрены P.M. Асадулиным, В. А. Беликовым, Е. А. Левановой, Э. Ш. Хамитовым.

Т.П. Дегтярева, Р. В. Рывкина, Н. М. Таланчук обосновали содержание и структуру мобильности, обосновали ее как динамическое качество. З. А. Багишаева, Е. П. Белозерцев, JI.B. Горюнова, Б. М. Игошев,.

Ю.И. Калиновский, Н. В. Лежнева, Н. Ф. Хорошко и другие выявили социокультурные особенности профессиональной мобильности личности специалиста. Современные концепции профессиональной мобильности личности, в том числе и педагога, описаны в работах O.A. Абдуллиной, Л. А. Амировой, В. П. Бездухова, П. М. Блаца, Э. Ф. Зеера, A.B. Кирьяковой, Н. В. Кузьминой, В. А. Сластенина и др.

Однако прикладные вопросы формирования профессиональной мобильности педагога, ориентированной на инновационное развитие колледжа, как структурного компонента системы среднего профессионального образования, исследованы недостаточно.

В ходе анализа психолого-педагогической литературы, образовательной практики по исследуемой проблеме были выявлены следующие противоречия:

• на социально-педагогическом уровне: между возросшими требованиями к личности педагога в условиях модернизации профессионального образования и недостаточным уровнем развития профессиональной мобильности педагогов в аспекте их способности гибко реагировать на постоянно изменяющиеся внешние и внутренние условия профессионально-образовательной среды;

• противоречие на научно-теоретическом уровне состоит в том, что, с одной стороны, инновационное развитие учреждения среднего профессионального образования требует повышения уровня профессиональной мобильности педагогов, а, с другой стороны, в теории профессионального образования недостаточно разработаны аспекты взаимосвязи успешности инновационного развития образовательного учреждения с уровнем сформированности профессиональной мобильности его педагогов, не выявлены характеристики профессиональной мобильности, непосредственно влияющие на успешность их инновационной деятельности;

• на научно-методическом уровне: между необходимостью формирования профессиональной мобильности педагогов, непосредственно влияющей на успешность инновационного развития учреждения среднего профессионального образования, и неразработанностью педагогических технологий формирования способности педагогов гибко реагировать на изменяющиеся условия профессионально-образовательной среды, а также для этого процесса необходимо организационно-методическое обеспечение.

Данные противоречия позволили сформулировать проблему исследования, суть которой заключается в обосновании научно-педагогических подходов к пониманию сущности профессиональной мобильности педагога, выявлению ее типов, специфики структуры в учреждении среднего профессионального образования, влияния качеств профессиональной мобильности на инновационное развитие колледжа и разработки на этой основе технологии ее эффективного формирования.

Актуальность проблемы, выявленные противоречия обусловили выбор темы исследования «Профессиональная мобильность педагогов как условие инновационного развития колледжа».

Цель исследования — теоретически обосновать, разработать и проверить в ходе опытно-поисковой работы технологию формирования профессиональной мобильности педагогов как ресурса инновационного развития колледжа.

Объект исследования — процесс инновационного развития колледжа.

Предмет исследования — формирование профессиональной мобильности педагогов как условие инновационного развития колледжа.

В качестве гипотезы исследования выдвинуто предположение о том, что профессиональная мобильность педагогов, как способность гибко реагировать на изменяющиеся условия профессионально-образовательной среды в учреждении среднего профессионального образования, является необходимым фактором его успешного инновационного развития если:

• обоснована и реализована функциональная модель инновационного развития колледжа, в основу которой должно быть положено формирование профессиональной мобильности педагога;

• формирование профессиональной мобильности состоит из трех взаимосвязанных этапов и происходит на основе логико-смысловой модели профессиональной мобильности личности, позволяющей зафиксировать характеристики профессиональной мобильности, провести их мониторинг, рассчитать уровень профессиональной мобильности.

В соответствии с целью и гипотезой в исследовании поставлены следующие задачи:

1. Дать теоретико-методологический анализ исследуемой проблемы.

2. Обосновать сущность профессиональной мобильности педагога как профессионально значимой характеристики личности — субъекта инновационного развития колледжа.

3. Обосновать, разработать и апробировать функциональную модель инновационного развития колледжа, эффективность которой обеспечивает профессиональная мобильность педагогов.

4. Разработать и внедрить технологию формирования профессиональной мобильности педагогов на основе ее логико-смысловой модели, включающей определение критериев и уровневых показателей, позволяющих осуществить мониторинг формирования профессиональной мобильности педагога как условия инновационного развития колледжа.

Теоретико-методологическая основа исследования. Общую методологию исследования составили социально-философские теории развития современного образования на этапе перехода к постиндустриальному обществу, возрастающей роли образования в обществе и ведущих тенденций его развития, а также системности и взаимообусловленности социальных, в частности педагогических, процессов (А.Н. Аверьянов, В. Г. Афанасьев, И.В. Бестужев-Лада, Б. С. Гершунский, М. Ю. Тихонов и др.).

Основополагающее значение для изучения профессиональной мобильности имеют: социологические и экономические теории и концепции мобильности отечественных (Ю.В. Арутюнян, Т. И. Заславская, М. Н. Руткевич, Ф.Р. Филиппов) и зарубежных (Б. Бендикс, П. Блау, Ф. Гато, Д. Глас, О. Дункан, С. Липсет, П.А. Сорокин) исследователейтеории и концепции развития профессионального образования (С.И. Архангельский, С. Я. Батышев, А. П. Беляева, A.A. Вербицкий, Е. А. Гнатышина, В. А. Ермоленко, П. Ф. Кубрушко, Л. М. Кустов, A.M. Новиков, Г. М. Романцев, Т. И. Руднева, Е. В. Ткаченко, В. А. Федоров, Н.Е. Эрганова) — концепции инновационного образования (B.C. Дудченко, С. А. Новоселов, К. С. Пигров, Т. И. Симоненко, Э. Э. Сыманюк, В.А. Сластенин) — психологические теории личности и деятельности (К.А. Абульханова-Славская, А. Г. Асмолов, A.A. Бодалев, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, A.B. Петровский, Д.И. Фельдштейн) — общие теоретические положения инноватики (П.Ф. Дракер,.

A.И. Пригожин), педагогической инноватики (А.И. Субетто, A.B. Хуторский, Н.Р. Юсуфбекова), исследования проблем, обусловленных интеграционными процессами в образовании (A.C. Гаязов, В. П. Прокопьев, Л. Я. Рубина, Л.Н. Талалова).

Разработка методологического инструментария осуществлялась с опорой на положения общей теории систем (И.В. Блауберг, Д. П. Горский, М. С. Каган,.

B.Н. Садовский, А. И. Уемов, Э.Г. Юдин), в частности моделирования как одного из наиболее продуктивных методов изучения и преобразования систем (М. Вартофский, В. А. Веников, Б. А. Глинский, В.А. Штофф), системного подхода в социальных и педагогических исследованиях (В.П. Беспалько, А. Г. Кислов, Н. В. Кузьмина, С. А. Саркисян, E.H. Степанов, Т. И. Шамова, Г. П. Щедровицкий) — общей методологии педагогики (Т.С. Анисимова, Н. В. Бордовская, М. С. Бургин,.

B.И. Журавлев, В. И. Загвязинский, В. В. Краевский, Ю. Н. Кулюткин, А. И. Пискунов, М. Н. Скаткин, B.C. Черепанов) — личностно ориентированного (H.A. Алексеев, Д. А. Белухин, Е. В. Бондаревская, И. А. Зимняя, И.С. Якиманская) и компетентностного (И.Г. Агапов, В. А. Болотов, Э. Ф. Зеер, Е. И. Огарев, Н. В. Радионова, М. В. Рыжаков, В. В. Сериков, А. П. Тряпицына, В. А. Федоров,.

C.Е. Шишов) подходов в образовании.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретические (теоретический и сравнительный анализ философской, социологической, психолого-педагогической и специальной методической литературы по проблемеклассификация, синтез, обобщение результатов исследовательской работы в ходе педагогического мониторинга) — эмпирические (наблюдение, анкетирование, тестирование, методы экспертных оценок опытно-поисковой работы, статистические методы обработки результатов исследования и методы их интерпретации).

База исследования. Исследование проводилось на базе ГБОУ СПО СО «Нижнетагильский государственный профессиональный колледж им. H.A. Демидова» и его филиалов в городах Артемовский и Красноуральск, ГБОУ СПО СО «Нижнетагильский торгово-экономический колледж». Всего в опытно-поисковой работе приняли участие 168 преподавателей и мастеров профессионального обучения.

Этапы исследования. Исследование проводилось в три этапа с 2006 по 2012 гг.

Первый этап — теоретико-поисковый (2006 — 2007) — включал анализ состояния рассматриваемой проблемы в теории и практике средних специальных учебных заведений. В рамках этого этапа определялись стратегия и тактика исследования, проводился анализ федеральных документов по модернизации образовательного пространства нашей страны, изучалось развитие профессионально мобильной личности на основе контекстного анализа соответствующей литературы, осуществлялась подготовка базы для проведения опытно-поисковой работы. Основной метод данного этапа — анализ литературы по проблеме.

В ходе второго этапа — опытно-поискового (2008 — 2009) — были подготовлены необходимые дидактические и методические материалы, разработан план исследования и проведена его констатирующая частьразрабатывалась функциональная модель инновационного развития колледжауточнялся понятийный аппарат исследования. При этом определялись возможности образовательного процесса колледжа по формированию профессиональной мобильности педагога. Методы: системный подход к раскрытию сущности проблемы и формированию понятийного терминологического аппарата работы, анкетирование, тестирование, интервьюрирование респондентов).

На третьем этапе — итоговом (2010 — 2012) — выполнялись анализ и обобщение результатов исследования, корректировка полученных на первом и втором этапах выводовоформлялись теоретические и практические результаты исследования, с последующей их внедрением в практику работы колледжа и других образовательных учреждений СПО. На основе анализа и обобщения полученных результатов проведенной работы выявлены закономерности развития исследуемого феномена и построена логика изложения материалов исследования, осуществлено оформление диссертации. Методы: метод экспертных оценок, анализ и обобщение результатов, статистическая обработка данных, полученных в ходе опытно-поисковой работы).

Научная новизна заключается в следующем:

1. Обоснована сущность профессиональной мобильности педагога как профессионально значимой характеристики личности — субъекта инновационного развития колледжа и выявлены особенности процесса ее формирования, носящие последовательный и многоуровневый характер.

2. Теоретически научно обоснована, разработана и апробирована функциональная модель инновационного развития колледжа, эффективность которой обеспечивает профессиональная мобильность педагогов.

3. Предложен контекстно-компетентностный подход к процессу формирования профессиональной мобильности педагогов как условия инновационного развития колледжа.

4. Доказано, что формирование и развитие такого качества педагога, как профессиональная мобильность, является условием инновационного развития колледжа.

Теоретическая значимость исследования состоит в следующем:

1. Обоснованы преимущества осуществления процесса формирования профессиональной мобильности педагога на базе синтеза основ контекстно-компетентностного и проектного обучения, что позволило уточнить содержание понятия «профессиональная мобильность» как процесса освоения содержания образования на продуктивном уровне, достижение которого является необходимым условием формирования системы педагогических умений, обеспечивающих качественную подготовку будущего специалиста.

2. На основе личностно-развивающего подхода спроектирована функциональная модель инновационного развития колледжа в условиях модернизации системы образования, которая обеспечивает мобильность системы формируемых педагогических умений и навыков за счет эффективного использования организационно-педагогических условий, что позволило бесконфликтно внедрить их в учебно-воспитательный процесс колледжа.

Практическая значимость исследования заключается в следующем:

1. На основе проведенных исследований разработана и апробирована модель формирования педагогической мобильности педагога, которая может быть использована в практике организации повышения квалификации педагогических работников учреждений СПО.

2. Организовано включение педагогов в инновационную деятельность через участие в реализации инновационных проектов, а также создание творческих лабораторий педагогов «Технологии блочно-модульного обучения», «Проектный метод обучения», «Личностно ориентированная технология обучения» и др.

3. Разработаны, апробированы и внедрены в образовательный процесс программы: «Формирование профессиональной мобильности педагогов профессионального колледжа», «Менеджмент образования: повышение квалификации преподавателей и мастеров профессионального обучения», позволяющие дифференцированно развивать профессиональные качества и компетентности педагогических работников, которые могут быть использованы в учреждениях СПО, на курсах повышения квалификации преподавателей и мастеров профессионального обучения.

4. Создана система мониторинга уровня сформированности профессиональной мобильности педагогического работника СПО на различных этапах его профессионального роста, которая включает групповые и индивидуализированные формы контроля.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Профессиональная мобильность выступает условием инновационного развития образовательного учреждения (колледжа), которое обеспечивается способностью педагога гибко реагировать на постоянно изменяющиеся внешние и внутренние условия профессионально-образовательной среды.

2. Функциональная модель инновационного развития колледжа включает три уровня: управленческий, технологический, личностно-развивающий, объединяющих в одно целое профессиональной мобильностью личности стратегию, тактику и контроль инновационных изменений. Атрибутом этой модели является мониторинговое сопровождение образовательных инноваций.

3. Профессиональная мобильность как интегративное качество личности педагога оказывает решающее влияние на его инновационную деятельность. Базовые компоненты инновационной деятельности — когнитивный, регулятивный и коммуникативный — определяют состав ключевых качеств профессиональной мобильности (готовность к нововведениям, сверхнормативную активность, интеллектуальную лабильность, рефлексивность и креативность), развитие и проявление которых обуславливает инновационную образовательную деятельность.

4. Формирование профессиональной мобильности педагогов состоит из трех взаимосвязанных этапов и основано на логико-смысловой модели, включающей определение критериев и уровневых показателей, позволяющих осуществить мониторинг формирования ключевых характеристик профессиональной мобильности педагога не только как фактора самоактуализации его инновационного потенциала, но и как условия инновационного развития колледжа.

Достоверность и научная обоснованность результатов исследования обеспечиваются разработанностью его методологической базы, комплексом теоретических и эмпирических методов исследования, адекватных его объекту, предмету, цели и задачамдостаточным объемом и репрезентативностью выборки, комплексной обработкой результатов опытно-поисковой работы на всех ее этапахопытом работы автора в качестве руководителя и преподавателя профессионального колледжа.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты исследования отражены в 18 публикациях, в том числе в трех статьях в изданиях, рекомендованных ВАК для публикации результатов диссертационных исследований, в одной монографии, а также в материалах научно-практических конференций:

• международного уровня: «Настоящие исследования и развитие — 2011» (София, 2011) — «Наука и ее роль в современном мире» (Караганды, 2011), «Интеграция науки, образования и производства — стратегия развития инновационной экономики» (Екатеринбург, 2011);

• всероссийского уровня с международным участием «Новые стандарты. Новые идеи» (Чебоксары, 2012);

• всероссийского уровня: «Образование в регионах России: научные основы развития и инноваций» (Екатеринбург, 2009), «Духовно-ценностные основы воспитания личности в системе непрерывного профессионального образования» (Нижний Тагил, 2010), «Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании» (Екатеринбург, 2010, 2011), «Психология инновационного профессионально-образовательного пространства человека» (Екатеринбург, 2011), «Формирование компетенций в практике преподавания общих и специальных дисциплин в учреждениях среднего профессионального образования» (Екатеринбург, Березовский, 2011), «Акмеология профессионального образования» (Екатеринбург, 2011).

Результаты исследования внедрены в образовательный процесс ГБОУ СПО СО «Екатеринбургский торгово-экономический техникум», ГБОУ СПО СО «Нижнетагильский торгово-экономический колледж», ГБОУ СПО СО «Исовский геологоразведочный техникум», что подтверждается актами внедрения.

Структура диссертации Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка (232 источника), двух приложений. Текст диссертации иллюстрируют 7 рисунков, 12 таблиц.

Выводы по второй главе.

1. Исходя из понимания колледжа как совокупности процессов, нами разработана процессная модель формирования профессиональной мобильности педагогов среднего профессионального образования. Предложенная модель состоит из: мотивационно-целевого процесса — процесса, обуславливающего формирование качеств личности педагога, обеспечивающих профессиональную мобильность в условиях инновационного развития колледжаинновационно-развивающего процесса — процесса, направленного на принципиальное изменение образовательного пространства среднего профессионального образования на основе инновационных подходов, в том числе и изменение содержания образовательной (учебной и воспитательной) работыпедагогического процесса — процесса организации образования, заключающегося в целенаправленном отборе и использовании внешних и внутренних факторов развития участников образовательных отношений. Признаками педагогического процесса являются цели, принципы, содержание, совокупные методы обучения и воспитания и формы в их взаимосвязи, их количество и объем, их внутренняя структура, последовательность и чередование в рамках образовательного процесса среднего профессионального образованиядиагностико-резулътативного процесса — процесса, направленного на непрерывный мониторинг уровня сформированности показателей профессиональной мобильности педагогов среднего профессионального образования.

Формирование профессиональной мобильности педагога является целью, процессом и результатом взаимодействия всех субъектов образовательного процесса.

2. В результате анкетирования преподавателей и мастеров профессионального обучения колледжа были выявлены качества, имеющих наибольшую значимость для профессиональной мобильности педагогов (ее ключевые характеристики): смысловая установка (готовность к нововведениям), интеллектуальная лабильность (пластичность), сверхнормативная активность, креативность (способность к творчеству), рефлексивность. В качестве критериев отбора профессионально важных качеств, адекватных компонентам инновационной деятельности, характеризующих профессиональную мобильность, выступили их диагностичность, смысловая определенность, инновационная направленность, метапрофессиональный характер и формируемость качества.

3. Логико-смысловая модель профессиональной мобильности педагогов позволяет закрепить характеристики профессиональной мобильности, провести их мониторинг, рассчитать уровень профессиональной мобильности педагога.

4. Обобщение проведенного опытно-поискового исследования позволило выделить три этапа формирования профессиональной мобильности.

Задачами первого этапа являлось формирование установки на инновационную деятельность, формирование понятия профессиональной мобильности и ее диагностика. Второй этап был связан с созданием в колледже системы непрерывного развитияпрофессиональной мобильности педагогов. Третий этап — обобщающий — был направлен на интеграцию компонентов профессиональной мобильности в инновационную деятельность.

5. Система непрерывного развития профессиональной мобильности педагога представлена следующими элементами: конкурсный отбор преподавателейконтрактно-договорная система приемасистема поощрения педагогических работниковсистема аттестации педагогических и руководящих работниковсистема дифференцированного развития профессиональных качеств и компетентностей педагогических работниковвключение педагогов в научно-исследовательскую и инновационную деятельность. Необходимыми ее компонентами являются тренинги развития и мониторинговое сопровождение.

6. В процессе опытно-поискового исследования было установлено, что профессиональная мобильность проявляется в инновационной образовательной деятельности колледжа и становится условием ее обеспечивающим.

Мониторинг взаимосвязи и взаимообусловленности формирования профессиональной мобильности и иновационной деятельности осуществлялся по следующим показателям — шагам горизонтальной мобильности, характеризующим переход педагога к новому или измененному виду образовательной деятельности: формирование нового содержания образованияреализация новых технологий обученииприменение новых методов освоения программорганизация совместной учебной, поисково-исследовательской и проектно-конструкторской деятельности преподавателя и студентаразработка и реализация инновационных проектов.

7. Реализация программы формирования профессиональной мобильности педагогов, позитивная динамика ее ключевых качеств, выявленная в процессе мониторинга, позволяют сделать вывод, что в ходе опытно-поискового исследования удалось разработать и апробировать технологию формирования профессиональной мобильности педагогов колледжа.

Под технологией формирования профессиональной мобильности педагогов мы понимаем совокупность прямых и косвенных управленческих воздействий на объект управления — педагогов колледжа — с целью достижения ими более высокого уровня выраженности ключевых качеств профессиональной мобильности.

Научную основу технологии составила теоретико-методологическая основа исследования проблемы формирования профессиональной мобильности педагогов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Теоретическое и практическое решение проблемы разработки теоретико-методологических основ и организационно-педагогических условий создания в учреждении профессионального образования инновационной среды отвечает, актуальным и перспективным потребностям каждого человека и общества в целом. Формирование профессиональной мобильности педагогов колледжа является одним из важнейших ресурсов решения этой проблемы.

На теоретическом уровне было показано, что реформирование системы среднего профессионального образования как особой, специфической разновидности образования требует контекстно-компетентностного подхода, гармонизирующего известные образовательные парадигмы: традиционную когнитивную, компетентностную и личностно ориентированную. Были проанализированы и уточнены основные понятия, выражающие сущность профессиональной мобильности педагога как условия инновационного развития колледжа, сформулированы концептуально значимые идеи и положения, определяющие эффективность ее формирования.

Обобщая полученные в процессе исследования результаты, можно сделать следующие выводы:

1. Исследована и определена специфика понятия профессиональной мобильности педагога как интегрального качества личности педагога и важнейшего ресурса инновационного развития колледжа.

2. Выделены базовые компоненты инновационной деятельностикогнитивный, регулятивный и коммуникативный, которые определяют состав ключевых характеристик профессиональной мобильности (готовность к нововведениям, сверхнормативная активность, интеллектуальная лабильность, рефлексивность и креативность), формирование которых осуществляется в процессе инновационной образовательной деятельности.

3. Предложена трехуровневая функциональная модель инновационного развития образовательного учреждения, адаптированная к специфике колледжа как образовательной системы.

4. Разработана и обоснована логико-смысловая модель профессиональной мобильности педагога как условия инновационного развития колледжа, позволяющая зафиксировать характеристики профессиональной мобильности, провести их мониторинг, рассчитать уровень профессиональной мобильности педагога.

5. Разработаны критериально-диагностические средства, позволяющие осуществить мониторинг процесса формирования профессиональной мобильности педагога как условия инновационного развития колледжа.

Выполненное исследование не претендует на всеобъемлющую полноту представленных в диссертации средств формирования профессиональной мобильности педагогов колледжа. Актуальными остаются вопросы дальнейшего поиска и совершенствования специфических средств формирования профессиональной мобильности педагогов и методики мониторинга развития ее ключевых характеристик.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , О. А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования Текст. / О. А. Абдулина. М.: Просвещение, 1984.
  2. Абульханова-Славская, К. А. Личность в процессе деятельности и общения Текст. / К. А. Абульханова-Славская // Психология личности. Самара, 1999.-219 с.
  3. , А. Н. Системное познание мира: Методологические проблемы Текст. / А. Н. Аверьянов. М.: Знание, 1985. — 263 с.
  4. , И. Г. Проектирование инициативной педагогической среды в условиях компетентностного подхода в образовании Текст. / И. Г. Агапов, С. А. Агапова // Педагогическое образование и наука /-2011. № 10. -Библиогр.: — 13 с.
  5. , В. А. Профессиональная компетентность современного учителя Текст. / В. А. Адольф. Красноярск: Красноярский гос. ун-т, 1998. — 309 с.
  6. , Ю. С., Багишаев 3. А., Манохин, В. М. Российское административное право. Учебник Текст. / Ю. С. Адушкин, З. А. Багишаев, В. М. Манохин М., 1996.
  7. Акмеологический словарь под редакцией Деркач А. А. Текст. / А. А. Деркач М.: РАГС, 2005.
  8. , Н. А. Конкретная педагогика личностно-ориентированного образования Текст. / Н. А. Алексеев. Тюмень: Изд-во Тюм ГУ, 2007. — 164 с.
  9. , Л. А. Теоретико-методологические подходы к исследованию проблемы профессионально мобильной личности педагога Текст. / Л. А. Амирова // Сибирский педагогический журнал. 2007. — № 4. С. 84−98.
  10. , Б. Г. Избранные психологические труды Текст. / Б. Г. Ананьев: в 2-х т. М.: Педагогика, 1980. — 542 с.
  11. , О. Н. Самоорганизация образовательной системы колледжа Текст. / О. Н. Арефьев М.: Изд-во «Среднее профессиональное образование», 2006. 738 с.
  12. , А. И. — Профессионально-личностное развитие студентов в образовательной среде медицинского вуза: Учебное пособие Текст. / А. И. Артюхина. М., 2010.
  13. , Ю. В., Дробижева Л. М., Сусоколов А. А. : Этносоциология Текст. / Ю. В. Арутюнян, Л. М. Дробижева, А. А. Сусоколов. М.: Аспект-Пресс, 1999.-271 с.
  14. , А. И. Формирование профессиональной мобильности у студентов в процессе обучения в технических вузах: дисс. канд. пед. наук Текст. / А. И. Архангельский, М., 2003. 149 с.
  15. , А. Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров Текст. / А. Г. Асмолов. М.: Издательство института практической психологии, Воронеж: НПО МОДЭК, 1996. — 768 с.
  16. , А. Г. На пути к толерантному сознанию Текст. / отв. Ред. А. Г. Асмолов. М.: Смысл, 2000. — 255 с.
  17. , В. Г. Моделирование как метод исследования социальных систем Текст. // Системные исследования. Методологические проблемы: Ежегод. -М., 1982. С. 26−46.
  18. , С. Я. Профессиональная педагогика Текст. / С. Я. Батышев. М.: Профессиональное образование, 1997. — 512 с.
  19. , В. П. Ценностные ориентиры и когнитивные структуры вдеятельности учителя Текст. / В. П. Бездухов. Самара: СамГПУ, 2002.
  20. , В. А. Дидактические основы организации учебно-познавательной деятельности школьников : моногр. Текст. / В. А. Беликов. -Челябинск: ЧГПИ: «Факел», 1994. 157 с.
  21. , В. А. Философия образования личности: Деятельностый аспект Текст. / В. А. Беликов. М.: Владос, 2004. — 357 с.
  22. , А. С. Компетентность. Профессионализм. Мастерство Текст. /
  23. A. С. Белкин. Челябинск: ОАО «Южно-Урал. кн. Изд-во», 2004. — 176 с.
  24. , Е. П. Серия: Высшее профессиональное образование Текст. / Е. П. Безлозерцев. М., 2008.
  25. , Д. А. Становление профессионала и рождение профессионализма: учеб. Пособие Текст. / Д. А. Белухин. М.: МПСИ, 2006.
  26. , А. П. и др. Методология и теория профессиональной педагогики Текст. / А. П. Беляева. СПб.: ИПО РАО, 1999. — 480 с.
  27. , Н. А. О человеке, его свободе и духовности: Избранные труды Текст. / Н. А. Бердяев. М.: МПСИ, Флинта, 1999. — 312 с.
  28. , В. П. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов Текст. / В. П. Беспалько, Ю. Г. Татур. -М.: Высшая школа, 1989. 141 с.
  29. , В. П. Слагаемые педагогической технологии Текст. /
  30. B. П. Беспалько. -М.: Педагогика, 1989. -190 с.
  31. Бестужев-Лада И. В., Наместникова, Г. А. Технология прогнозных разработок социальных процессов Текст. / И. В. Бестужев-Лада, Г. А. Наместникова. М.: Поиск, 1992. — 342 с.
  32. , И. В., Юдин, Э. Г. Становление и сущность системного подхода Текст. / И. В. Блауберг, Э. Г. Юдин. М.: Наука, 1993.-270 с.
  33. , А. А. Психология личности Текст. / А. А. Бодалев. М.: Изд-во МГУ, 1988.
  34. , В. А., Сериков, В. В. Размышления о педагогическом образовании Текст. / В. А. Болотов, В. В. Сериков // Педагогика. 2007. — № 9. -3−11 с.
  35. Большая Советская энциклопедия. М.: Советская Энциклопедия, 1977.
  36. Большой иллюстрированный словарь иностранных слов Текст. М.: ACT, 2002. — 960 с.
  37. , Е. В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного воспитания. Подготовка учащихся: Рекомендации по организации и проведению Текст. / Под ред.проф. Е. Я. Когана. М.: Вече. ACT, 2000.-591 с.
  38. , Е. В., Кульневич, С. В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания Текст. / Е. В. Бондаревская, С. В. Кульневич. Ростов-на-Дону, 1999.
  39. , Н. В. Педагогика Текст.: учеб. для вузов / Н. В. Бордовская, А. А. Реан. СПб.: Питер, 2006. — 304 с.
  40. , М. С. Понятия и функции методологии педагогики Текст. / М. С. Бургин // Сов. Педагогика. 1990. — № 10. С. 74−78.
  41. , М. Модели: репрезентация и научное понимание Текст. / М. Вартовский. М.: Прогресс, 1988.
  42. , М. Модели. Репрезентация и научное понимание Текст. / пер. с англ. — под ред. И. Б. Новика, В. Д. Садовского. М.: Прогресс, 1988. -507 с.
  43. , И. В. Социокультурная мобильность как философская проблема : автореф. дис. канд. философ, наук Текст. / И. В. Василенко. Волгоград, 1996. 48 с.
  44. , В. А. Теория подобия и моделирования Текст. / В. А. Веников. М.: Высшая школа, 1976. — 479 с.
  45. , А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: методическое пособие Текст. / А. А. Вербицкий. М.: Высшая школа, 1991.-207 с.
  46. Выготский, J1. С. Педагогическая психология Текст. / Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1991. — 480 с.
  47. , П. Я. Формирование умственных действий Электронный ресурс. / Режим доступа: http://www.i-u.ru/biblio/archive/galperin for/
  48. , А. С. Демократические ценности, принципы и воспитание гражданина // Электронный ресурс. / Режим доступа: http://vestnik.osu.ru/20 011 /1 .pdf 25.07.2011
  49. , Б. С. Философия образования для XXI века : учеб. пособие для самообразования. 2-ое изд., перераб. и доп. Текст. / Б. С. Гершунский. — М.: Пед. о-во России, 2002. — 512 с.
  50. , Б. А., Грязнов, Б. С., Дынин, Б. С., Никитин, Е. П. Моделирование как метод научного исследования Текст. / Б. А. Глинский, Б. С. Грязнов, Б. С. Дынин, Е. П. Никитин. М.: Изд-во МГУ, 1965. — 247 с.
  51. , Е. А. Концептуальные основы инновационного развития учреждения профессионально-педагогического образования Текст. / Е. А. Гнатышина // Высшее образование сегодня. 2008, № 3. С. 57−59.
  52. , Е. А. Технология построения концептуальной модели профессиональной компетентности выпускника профессионально-педагогического вуза Текст.: Образование и наука. 2008, № 4(52). С. 36−43.
  53. , JI. В. Профессиональная мобильность специалиста как проблема развивающегося образования России Текст.: моногр. / JI. В. Горюнова // Ростов н/Д., 2006. 125 с.
  54. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013−2020 годы" Электронный ресурс. / Режим доступа: http://www.ifap.ru/ofdocs/rus/rus006.pdf.
  55. , Т. П. Основные аспекты преемственности в рамках проекта «Духовное и физическое развитие личности ребенка как раскрытие гуманистической природы человека» Текст. / Т. П. Дегтярева. Тольятти, — 2005.
  56. , А. Н. Справочник по психологии труда и психологии занятости Текст. // Ю. И. Бородачёв, А. Н. Дёмин. Краснодар: Просвещение-Юг, 2010.
  57. , П. Ф. Инновации и предпринимательство Текст. / П. Ф. Дракер. М.: Экономика, 1992. — 267 с.
  58. , B.C. Инновационные технологии : учеб.-методич. пособие Текст. / B.C. Дудченко. М., 1996. — 389 с.
  59. , В. И., Краевский, В. В. и др. ПЕДАГОГИКА Текст. / В. И. Журавлев, В. В. Краевский. М.: Педагогическое общество России, 1998.
  60. , В. И. Методология и методы психолого-педагогического исследования Текст. / В. И. Загвязинский. -М.: Академия, 2001. 208 с.
  61. , В. И. Практическая методология педагогического поиска. Текст. / В. И. Загвязинский. Тюмень.: Издательство ЗАО «Легион-Групп», 2005. — 72 с.
  62. , Э. Ф. Дидактические конструкты психологии профессионального образования : учебное пособие / Э. Ф. Зеер, Н. О. Садовникова. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та. 2012.-125 с.
  63. , Э. Ф., Новоселов, С. А., Сыманюк, Э. Э. Институциальный подход к инновациям в образовании Текст. / Э. Ф. Зеер, С. А. Новоселов, Э. Э. Сыманюк
  64. Инновации в образовании. 2010. — № 1. С. 52−65.
  65. , Э. Ф. Психология профессий : Учебное пособие для студентов вузов Текст. / Э. Ф. Зеер. М.: Академический проспект- Фонд «Мир», 2006. -336 с.
  66. , И. А. Педагогическая психология: учеб. пособие. Текст. / И. А. Зимняя. Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1997. — 480 с.
  67. , Б. М. Профессиональная мобильность учителя: организационно-педагогический аспект Текст. / Б. М. Игошев // Известия Уральского государственного университета. Сер. 1: Проблемы образования, науки и культуры. 2008. — № 56. — Вып. 23. С. 34−40.
  68. , М. С. Системный подход и гуманитарное знание: избр. ст. Текст. / М. С. Каган. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1991. — 384 с.
  69. , Ю. И. Развитие социально-профессиональной мобильности андрагога в контексте социокультурной образовательной политики региона: дис. д-ра пед. наук Текст. / Ю. И. Калиновский. СПб.: 2001. — 470 с.
  70. , А. В. Аксиологическая концепция ориентации личности в мире образования Электронный ресурс. / Режим доступа: http://www.osu.ni/doc/1026/author/73/lang/0 15.02.2011
  71. , М. В. Инновации в науке, образовании и производстве Текст. / М. В. Колосова. СПб.: Изд-во СПбГПУ, 2002. -213 с.
  72. , Г. С. Организация развивающего пространства в учреждении профессионального образования. // Инновации в профессиональной школе. М.: НИИРПО, 2008. — 48 с.
  73. , В. В. Методология педагогического исследования : Пособие для педагога-исследователя Текст. / В. В. Краевский. Самара: Сам. ГНИ, 1994. — 165 с.
  74. , П. Ф. Новые аспекты анализа содержания образования Текст. / П. Ф. Курбушко // Образование и наука: известия Уральского отделения Российской Академии образования: журнал теоретических и прикладных исследований. 2010. — № 3(71). С. 23−29.
  75. , С. А. Профессиональная мобильность в науке Текст. / С. А. Кугель. М.: Мысль, 1983. — 256 с.
  76. , В. П. Психология профессионального самоопределения Текст. / В. П. Кудрявцев. СПб.: Питер, 2008. — 254 с.
  77. , И. П. Профессиональная культура преподавателей и мастеров производственного обучения : управление формированием и развитием Текст. / И. П. Кузьмин. СПб: Центр. ИПК профобразования, 1997.-237 с.
  78. , Н. В. Акмеологическая теория повышения качества подготовки специалистов образования Текст. / Н. В. Кузьмина. М.: Исслед. центр проблем качества подг. специалистов, 2001. — 144 с.
  79. , Ю. Н. Моделирование педагогических ситуаций Текст. / Ю. Н. Кулюткин. М.: Педагогика, 1981. — 136 с.
  80. , Е. А., Технология конструктивного взаимодействия педагогов подростком : методическое пособие Текст. / Е. А. Леванова. М.: ООО «Связь-Принт», 2002. — 223 с.
  81. , Н. В. Урок в личностно-ориентированном обучении (из опыта работы начальной школы) Текст. / Н. В. Лежнева // Завуч начальной школы. -2002.-№ 1.-14 с.
  82. , А. Н. Деятельность. Сознание. Личность Текст. / А. Н. Леонтьев. 2-е изд. — М.: Политиздат, 1977. — 304 с.
  83. , И. Я. Дидактические основы методов обучения Текст. / И. Я. Лернер. М., 1981.
  84. , С. М. Размышления о капитализме, социализме и демократии Текст. // С. М. Липсет. М., — 1994.
  85. , В. И., Нехорошков, С. Б. Динамика социальной структурынаселения СССР Текст. / В. И. Лукина, С. Б. Нехорошков. М.: Финансы и статистика, 1982.
  86. , Е. Ю. Формирование иноязычной компетенции студентов технических специальностей университета Текст. / Е. Ю. Лукаш. // Педагогические науки. Криворожский национальный университет, Украина. 2009.
  87. , Б. Ф. Личность в системе общественных отношений Текст. / Б. Ф. Ломов // Психологический журнал. 1981. — Том 2. — № 1. С. 3- 13.
  88. , Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии Текст. / Б. Ф. Ломов. М.: Наука, 1984. — 444 с.
  89. , А. А. Введение в антропоэкологию Текст. / А. А. Макареня. -Омск, 1997.-55 с.
  90. , А. Г. Общая психология: Учебник для: вузов Текст. / А. Г. Маклаков. СПб.: Питер- 2008. — 583 с.
  91. , С. М. Методолого-теоретические основы педагогического проектирования в условиях многоуровневого непрерывного профессионального образования: монография Текст. / С. М. Маркова. Н. Новгород: ВЛИЛИ, 2001.-301 с.
  92. Методические рекомендации преподавателям вузов по вхождению в Болонский процесс Текст. / Под ред. Тряпицыной. А. П. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2006. — 175 с.
  93. , Л. М. Учитель как личность и профессионал Текст. / Л. М. Митина. М.: Дело, 1994. — 215 с.
  94. , В. А. Профессиональная мобильность в России: история и современность Текст.: монография / В. А. Мищенко. Ханты-Мансийск: Информационно-издательский центр ЮГУ, 2010.- 122 с.
  95. , С. А. Менеджмент образования: Программа повышения квалификации сотрудников, преподавателей и мастеров профессионального обучения Текст. / С. А. Морозова. Нижний Тагил, 2012, — 17 с.
  96. , С. А. Программа «Формирование профессиональноймобильности педагогов НТГПК им. Н.А. Демидова» Текст. / С. А. Морозова. -Нижний Тагил, 2012, 32 с.
  97. , Э. А. Функциональное значение соционально-профессиональной мобильности студентов в образовательной среде вуза. Текст. / Э. А. Морылева. Омск: Ом. ГПУ, 2001, автореф. канд. диссер., — 368 с.
  98. , Д. М., Морозова, С. А. Герменевтика феномена профессиональная мобильность педагога Текст. / Д. М. Назаров, С. А. Морозова // Стандарты и Мониторинг в образовании. Научно-методический и информационный журнал. 2011. — № 5. С. 52−57.
  99. , Р. Т. Социальные проблемы профессиональной мобильности специалистов с высшим образованием: автореф. дис. канд. фи-лос. наук по специальности: 09.00.02 Текст. / Р. Т. Насибулин. Казань, 1980. — 20 с.
  100. , Е. Г. Методические рекомендации для студентов по курсу «Специалист на рынке труда» Текст. / Е. Г. Неделько Челябинск: Фрегат, 2007.
  101. , Р. С. Психологическое консультирование: Учебн. для студ. вузов. Текст. / Р. С. Немов. М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2001.-528 с.
  102. , С. А. Творческий компонент подготовки педагога профессионального обучения Текст.: моногр. / С. А. Новоселов, В. В. Егоров, Л. А. Шкутина. Киров: Изд-во Кировского гос. ун-та, 2001. — 303 с.
  103. , Г. П. Глобализация: феномен и теоретические подходы к изучению Текст. / Г. П. Орлов // Известия Уральского государственного университета. 2009. — № 4 (70). С. 126−132.
  104. , Г. В. и др. Социология Текст. / Г. В. Осипов. М., 1995.
  105. , М. А. Развитие социально-профессиональной мобильности студентов педагогического колледжа: автореф. дис. канд. пед. Наук: 13.00.01 Текст. / Пазюкова Марина Анатольевна- [Иркут. гос. пед. ун-т] Иркутск, 2003. -21 с.
  106. Педагогическая энциклопедия. Текст. Т.2, — М., 1965. С. 208−209.
  107. Педагогическая энциклопедия: В 2 ТТ. Текст. / Гл. ред. В. В. Давыдов, М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. — 672 с.
  108. Педагогический энциклопедический словарь / Редкол.: М. М. Безруких, В. А. Болотов, JI. С. Глебова и др.- Гл. ред. Б. М. Бим-Бад. М.: Большая рос. энцикл., 2002. — 528 с.
  109. , Ю. Н. Модель непрерывного профессионального образования Текст. / Ю. Н. Петров. Н. Новгород: Ай Кьга, 1994. — 351 с.
  110. , А. В. Психология Текст.: учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. 2-е изд., стереотип. / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. -М.: Издат. центр «Академия», 2001. — 512 с.
  111. , К. С. Диалектика инноваций и образования Текст. / К. С. Пигров // Инновации и образование: сб. материалов конф. Серия
  112. Symposium". СПб.: Санкт-Петербургское философ, общество, 2003. -Вып. 9. С. 11−15.
  113. , П. И. Психолого-дидактический справочник преподавателя высшей школы Текст.: справ. / П. И. Пидкасистый, М. Г. Гарунов, JI. М. Фридман. М.: Пед. о-во России, 1999. С. 176−177.
  114. , А. И. История педагогики. Часть 2. Учебное пособие для педагогических университетов Текст. / А. И. Пискунов. М.: ТЦ «Сфера», 1998. — 304 с.
  115. , И. П. Педагогика: Учеб. для студ. высших пед. учеб. заведений Текст. / И. П. Подласый. М.: Просвещение: Туманит. Изд. Центр Владос, 1996.-432 с.
  116. , А. И. Современная социология организации Текст. / А. И. Пригожин. М., 1995. — 296 с.
  117. , А. И. Креативность в науках и гуманитарном знании: исследование отношений между двумя культурами Текст. / А. И. Пригожин // Синергетическая парадигма. Человек и общество в условиях нестабильности. -М.: Прогресс-Традиция, 2003. С. 99 105.
  118. , В. П. О проблеме трудоустраиваемости в течение всей жизни Электронный ресурс. / Режим доступа: http://www.rae.ru/meo/?section=content&op=showarticle&articleid=2713.
  119. , В. П. Федеральный университет и классическое университетское образование Электронный ресурс. / Режим доступа: http://www.umj.ru/index.php/pub/inside/1223/ 5.02.2011]
  120. , Дж., Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация Текст. / Дж. Равен М.: Когито-центр, 2002. — 198 с.
  121. , В. Е. Теоретические основы педагогического проектирования: дис. д-ра пед. наук Текст. / В. Е. Радионов. СПб, 1996.-320 с.
  122. , Н. Ф., Рывкина, С. В. Взаимодействие кафедры педагогики с НИИ непрерывного педагогического образования Электронный ресурс. //
  123. Вестник Герценовского университета 2011 № 10 Режим доступа: http://cyberleninka.rU/article/n/vzaimodeystvie-kafedry-pedagogiki-s-nii-nepreryvnogO" pedagogicheskogo-obrazovaniya.
  124. , Е. И. Личностно-профессиональное развитие учителя в педагогической деятельности: дис. д-ра пед. наук: 13.00.08 Текст. / Е. И. Рогов. -Ростов н/Д, 1999. 354 с.
  125. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 тт. Текст. / под ред.
  126. B. В. Давыдова. М.: Большая Российская энциклопедия, 1993.
  127. , С. Л. Основы общей психологии Текст./
  128. C. Л. Рубинштейн. СПб., 1999.
  129. , М. Н. Социология образования и молодежи: избранное 19 652 002 Текст. / М. Н. Руткевич. М.: Гардарики, 2002. — 539 с.
  130. , Р. В. Интеллигенция в постсоветской России исчерпание социальной роли Текст. // Социологические исследования. 2006. № 6. С.138−146.
  131. , М. В. Образование как сложная открытая нелинейная система Текст. // Стандарты и мониторинг в образовании. 2000. — № 1 С. 48−53.
  132. , В. Н., Основания общей теории систем Текст. / В. Н. Садовский. М., 1974.
  133. , С. А., Голованов Л. В. Прогнозирование развития больших систем Текст. / С. А. Саркисян, Л. В. Голованов. М.: «Статистика», 1975.192 с.
  134. , Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие Текст. / Г. К. Селевко. М.: Народное образование, 1998. — 256 с.
  135. , В. В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем Текст. / В. В. Сериков. М.: Логос, 1999. — 272 с.
  136. , Н. В. Роль инновационного развития высшей школы в профессиональной мобильности молодежи: Автореф. дис.. канд. пед. наук Текст. / Н. В. Сидорова. Иркутск, 2006. — 24 с.
  137. , Т.И. Традиции и инновации в образовании как онтологическая проблема Текст. / Т. И. Симоненко // Инновации и образование: сб. материалов конф. Серия «8утроБшт». СПб.: Санкт-Петербургское философ, общество, 2003. — Вып. 29. С. 183−186.
  138. , В. П. Диагностика личности и деятельности преподавателя и обучаемых: учеб. пособие Текст. / В. П. Симонов. книга третья. — М.: МГОУ, 2004. — 173 с.
  139. , А. П. Развитие профессиональной культуры учителя в процессе методической работы : учеб. Пособие Текст. / А. П. Ситник. М.: АПК и ПРО, 2001.-40 с.
  140. , М. Н. Проблемы современной дидактики. 2-е изд. Текст. / М. Н. Скаткин. М.: Педагогика, 1984. — 95 с.
  141. , В. А. Педагогика Текст. / В. А. Сластенин и др. М.: Школа-Пресс, 2004. — 512 с.
  142. Словарь русского языка Текст. / С. И. Ожегов. 24-е изд., испр. — М.: Издательский дом ОНИКС 21 век, 2004. — 1200 с.
  143. Словарь философский. 17-е изд., испр. Текст. М.: Рус.яз., 1988.-608 с.
  144. , И. П., Ткаченко, Е. В. Новый принцип воспитания: ориентация на ближайшие интересы молодежи Текст. / И. П. Смирнов, Е. В. Ткаченко. Екатеринбург: Изд-во «Сократ», 2005. -184 с.
  145. , И. Л. Профессиональная мобильность и образование (политико-экономическое исследование) дис. канд. эк. Наук: 08.00.01 Текст. / И. Л. Смирнова. — Кострома, 1998. — 134 с.
  146. , Н. Н. Основы подготовки к научной деятельности и оформление ее результатов (для студентов и аспирантов) Текст. / Н. Н. Соловьева. М.: АПК и ПРО, 2001. — 74 с.
  147. , П. А. Система социологии: Том 2. Социальная аналитика: Учение о строении сложных социальных агрегатов Текст. / П. А. Сорокин. М.: Наука, 1993.-688 с.
  148. , Е. Н. Методология моделирования воспитательной системы образовательного учреждения Текст. / Е. Н. Степанов // Педагогика. 2001. -№ 4. С. 14−19.
  149. , А. И. Этика педагогических инноваций Текст. / А. И. Субетто// «Академия Тринитаризма». М.: Эл. № 77−6567- публ. 10 929, 12.01.2004.
  150. , Н. Н. Технология: образовательный ретренинг (методические рекомендации) Текст. / Н. Н. Суртаева. Технология разрешения кризисных ситуаций в жизнедеятельности человека. // Гуманитарные технологии. Тюмень: ТОГИРРО, 2009.
  151. , Э. Э., Новоселов, С. А. Система оценки качества педагогических инноваций Текст. / Э. Э. Сыманюк, С. А. Новоселов // Образование и наука: Известия УрО РАО. 2009. — № 5 (62).
  152. , Э. Э., Зеер, Э. Ф. Компетентностный подход как фактор реализации инновационного образования Текст./ Э. Э. Сыманюк, Э. Ф. Зеер // Образование и наука: Известия УрО РАО. 2011. — № 8 (87). С. 3−15.
  153. , Н. М. Введение в неопедагогику : пособие для педагогов-новаторов Текст. / Н. М. Таланчук. М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1991.
  154. , М. Ю. Информационное общество: Философские проблемы управления наукой и образованием Текст. / М. Ю. Тихонов. М.: 1998. — 203 с.
  155. , Е. В. Современные проблемы профессионального образования в условиях рыночной экономики Текст. / Е. В. Ткаченко // Образование и наука: Изв. Урал, отд-ия РАО. 2004. — № 1 (25). С. 70−77.
  156. , И. В., Гражданников, Е. Д. Измерение социальной мобильности: (На примере народов Сибири) Текст. / И. В. Удалова, Е. Д. Гражданников. Новосибирск, 1988.
  157. , А. П. Синергетика дидактических систем Текст. / А. П. Усольцев // Понятийный аппарат педагогики и образования: сб. науч. тр. / отв. ред. Е. В. Ткаченко, М. А. Галагузова. М.: Гуманитар. Изд. центр ВЛАДОС, 2007. — Вып. 5. С. 84−97.
  158. , А. И. Системный подход и общая теория систем Текст. / А. И. Уемов. М.: Мысль, 1978. — 272 с.
  159. , Б. Ц. Проблемы динамики населения СССР Текст. / Б. Ц. Урланис. М., 1974.
  160. Федеральный закон об образовании (от 29.12.2012) электронный ресурс. / Режим доступа: http://basexonsultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req= doc-base=LAW-n= 140 174 -dst= 101 493.
  161. , В. А. Организация научного творчества студентов и молодых ученых как практика инновационной деятельности вузов (из опыта работы) Текст. / В. А. Федоров // Вестник ФГОУ ВПО «МГАУ им. В. П. Горячкина»
  162. Теория и методика профессионального образования. 2010. № 3 (42), С. 26 31.
  163. , Д. И. Возрастная и педагогическая психология. Избранные психологические труды Текст. / Д. И. Фельдштейн. Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2002. -432 с.
  164. , Д. И. Психология становления личности Текст. / Д. И. Фельдштейн. М.: Международная педагогическая академия, 1994.- 192 с.
  165. , Ф. Р. Совершенствование социальных функций системы образования Текст. / Ф. Р. Филиппов. -М.: Знание, 1986. 45 с.
  166. Философский энциклопедический словарь. Текст. М.: Советская энциклопедия, 1983.
  167. , С. С. Социология организаций. Учеб. Текст. / С. С. Фролов. -М.: Гардарики, 2001.-384 с.
  168. , С. С. Социология. Учебник. Для высших учебных заведений Текст. / С. С. Фролов. М.: Наука, 1994. — 256 с.
  169. , Н. Р. Взаимосвязь профессионального и личностного самоопределения // Вопросы психологии. 2000. — № 7. С. 23−29.
  170. , Ф. Т. Этика профессионально-педагогического работника Текст. / Ф. Т. Хаматнуров. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1999.-392 с.
  171. , Э. Ш. Общечеловеческие и конкретно-исторические ценности в истории педагогики Текст. / Э. Ш. Хамитов. Уфа: Б.и., 1999. — 86 с.
  172. , Н. Ф., Головко, В. М. Педагогическая концепция «Школы «Интеллектуально одаренные дети» Текст. // Школьные технологии, 2002. № 6. С. 97−105.
  173. , А. В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика Текст. / А. В. Хуторской. М.: Изд-во УНЦ ДО, 2005. — 346 с.
  174. Цой, В. И. Модель инновационного управления образования Текст. / В. И. Цой. Образование и наука, 2008. 4(52). С. 68−73.
  175. , В. С. Экспертные оценки в педагогических исследованиях Текст. / В. С. Черепанов. М.: Педагогика, 1989. — 152 с.
  176. , В. А. Рефлексивные методики развития профессионального мышления: анализ эффективности Текст. / В. А. Чупина // Вестник МГОУ, Серия «Педагогика». 2011, № 4.
  177. , В. Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компетентностный подход Текст. / В. Д. Шадриков // Высшее образование сегодня. 2004. — № 8. С. 26−31.
  178. , Т. И. Активизация учения школьников Текст. / Т. И. Шамова. М.: Педагогика, 1982. — 209 с.
  179. , Е. П. Инновационный опыт учителя как средство развития, социально-профессиональной мобильности педагогического коллектива школы : дис. канд. пед. наук Текст. / Е. П. Шарова. СПб., 2004. — 240 с.
  180. , И. Г. Проектирование и инновационные процессы в образовании Текст. / И. Г. Шендрик // Образование и наука. Известия Уральского научно-образовательного центра РАО. 1999. — № 2. С. 74—84.
  181. , С. В. Средовой подход в организации воспитательной работы учебного заведения Электронный ресурс. Режим доступа: http ://tsu/tmb/ru/nu.
  182. , С. Е. Понятие компетенции в контексте качества образования Текст. / С. Е. Шишов // Стандарты и мониторинг в образовании. 1999. — № 2. С. 30−34.
  183. , С. Е., Агапов, И. Г. Компетентностный подход к образованию как необходимость Текст. / С. Е. Шишов, И. Г. Агапов // Мир образования -образование в мире. 2001. — № 4. С. 8−19.
  184. , В. А. Моделирование и философия. Текст. / В. А. Штоф. -М.: Наука, 1966.
  185. , Г. П. Проблемы методологии системного исследования Текст. // Избранные труды. М.: Школа культурной политики, 1995. С. 155−196.
  186. , Н.Е. Методика профессионального обучения: учебноепособие Текст. / Н. Е. Эрганова. М.: Академия, 2007. — 160 с.
  187. , Э. Г. Системный подход и принцип деятельности: методологические проблемы современной науки Текст. / Э. Г. Юдин. М.: Наука, 1978. — 391 с.
  188. , Н. Р. Проблемы и перспективы развития теории инновационных процессов Текст. / Н. Р. Юсуфбекова // Единое образовательное пространство стран СНГ и ближнего зарубежья: сб. науч. тр. М.: 1994. 31−44 с.
  189. , И. С. Развивающее обучение Текст. / И. С. Якиманская. -М.: Педагогика, 1979. 144 с.
  190. , И. С. Технология личностно-ориентированного образования Текст. / И. С. Якиманская. М.: Сентябрь, 2000. — 176 с.
  191. Bartholomew, D. J. David John Bartholomew FBA (born 6 August 1931) is a British statistician who was President of the Royal Statistical Society 2002−2003.
  192. Bendix, R. and Lipset, S. The field of political sociology // Political sociology: Selected essays. Ed. by L.Coser. New York: Harper & Row, 1966. 26−47 p.
  193. Blau, P. Exchange and Power in Social Life. N.Y., 1964.
  194. Britell, Т. K. Competency and Excellence // Minimum Competency Achieve ment Testing / Traeger R. M. / Title / Berkeley, 1980. P. 23−29.
  195. Brown, R. D. Modernization. The transformation of American life. 1600 -1965.-New York, 1976.
  196. Delors, Jacques. Adult education: from luxuri to necessity // Bulletin Education For All. 2000. — No. 27 (April — June), 1997.
  197. Dimkan, O.N. Mobility in Britain reconsidered. Ed. by. I.M. Ridge. Oxford,
  198. Clarenden priss, 1973. 120 p.
  199. Emmons, R. A. King, L. A., Sheldon, K. Conflikt among personal strivings: Immediate and long-ferm implication for psychological and physical well-being // Journal of Personaliti and Social Psychology. 1988. No 54, P. 1040−1048.
  200. Feinstein, Y. S. The nature of creative development. Standard, CA: Stanford Universiti Press, 2006. -470 p.
  201. Gagne, R. M., Briggs, L. L. Principles of Instructional Deesin. New York, 1979.
  202. Gillet, M. Hard, Soft or Medium // Me Gill Journal of Education. 1973. -№ 2.- 131 p.
  203. Glass, D. V., Konig, R. Sozial Schichtung und sozial Mobiiitat. Westdeirtscher Verlag Koln und Opladen, 1961. 345 p.
  204. Goldschmid, B., Goldschmid, M. L. Modular Instruction in Higher
  205. Education // Higher Education. 1972. — № 2. — 16 p.
  206. Goldthorpe, J. H. Introduction: Social Mobility and Social Interests // Goldthorpe J. H. Social Mobility and Class Structure in Modern Britain. 2nd ed. Oxford: Clarendon Press, 1987. P. 1−37.
  207. Heek von A / Same intraducko ry Remarks on sozial mobility und Class Stueture // Tsactions of Yhied Worl Congrus of Sociology L: Internazional Sociologual Associalion, 1956. vol III, -131 p.
  208. Hoppe, F. Untersuchungen zur Handlugs und Affektpsycholodgie. IX. Effolg und Millerfolg. // Psychologischung. — 1980 — Bd. 14. P. 1−63.
  209. Huczynski, A. Encyclopedia of Management Development Methode. England: Aldersnat, Hant, Published by Gower Publishid Company, 1983. 190 p.
  210. Hug, W. E. Educational Technology: local Centers// The International Encyclopedia of Education. V. 1−10. Oxford, 1985. 1621 p.
  211. Knowls, M. The Modern practice of adult education: from Pedagogy to Andragogy. New York, 1970.
  212. Lambert, R. D. International education and international comretency in the United States / R.D. Lambert // European Journal of Education. 1993. Vol. 28.1. No. 3. P. 309−325.
  213. Lipset, S. M., Bendix, R., and Zetterberg, H. Social Mobility in Industrial Society, in: Grusky, D. (ed.). Social Stratification: Class, Race, and Gender in Sociological Perspective. Boulder: Westview Press, 1994, P. 250−259.
  214. Mitchell, P. D. Educational Technology // The Encyclopedia of Educational Media Communications and Technology / Ed. D. Unwin, R. Mc-Aleese. L., 1978.- 14 p.
  215. Mokyr, Y. Mobiliti, creativity, and technology development. Presented at creativity and the Economy conference. Berlin, 2005.
  216. Nicolson, H. The Age of Reason. London, 1961. — 213 p.
  217. Owens, G. The Module in «Universities Quarterly)) // Universities Quarterly, Higher Education and Society, Vol. 25. № 1. P. 20−27.
  218. Popper, Karl. Unended quest. An intellectual autobiography. La Salle- Illinois.-1990.-245 p.
  219. Potariu Traian Scoala si mobilitatea sociaia m tarile capitaliste dervoltate. -bucuresti- 1980. -258 s.
  220. Russel, Jd. Moduler Instruction // A Guide to the Design, Selection, Utilization and Evaluation of Moduler Materials. Minneapolis- BPC, 1974.
Заполнить форму текущей работой