Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Общие основы педагогики

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Вынесенным в заголовок параграфа словосочетанием обозначается человекообразование — процесс созидания и самосозидания целостного человека как единства разума и чувств, духа и воли. Представлением об этом процессе определяются суть, назначение и реализация взаимосвязи психологии и педагогики. Каждый из людей — участник сложного и непрерывного процесса социального воспроизводства поколений… Читать ещё >

Общие основы педагогики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

ОБРАЗОВАНИЕ ЧЕЛОВЕКА

На родителях, на одних родителях, — лежит священнейшая обязанность сделать своих детей человеками; обязанность же учебных заведений — сделать их учеными гражданами, членами государства во всех его ступенях. Но кто не сделался, прежде всего, человеком, тот плохой гражданин.

В. Г. Белинский

Социальное воспроизводство поколений

Вынесенным в заголовок параграфа словосочетанием обозначается человекообразование — процесс созидания и самосозидания целостного человека как единства разума и чувств, духа и воли. Представлением об этом процессе определяются суть, назначение и реализация взаимосвязи психологии и педагогики. Каждый из людей — участник сложного и непрерывного процесса социального воспроизводства поколений. Он восходит к глубокой древности, к тому времени, когда стадо становилось обществом, и составляет главный смысл существования человечества, а потому и ровесник ему и в прошлом, и в настоящем, и в будущем. Биологическая сущность людей остается принципиально неизменной, в том числе и функция биологического воспроизводства. Социальная же функция изменяется по мере развития цивилизаций, преемственно воспринимается и передается от поколения к поколению. Социальность может быть представлена интеграцией ряда аспектов:

  • — осознания себя членом общества — субъектом взаимодействия с ним, с другими людьми;
  • — сознательного выполнения норм социального бытия;
  • — способности активно приобщаться к социальным ценностям, их освоению и созиданию;
  • — реализации познавательной, трудовой, семейной, досуговой функций на основе гуманизма и духовности.

Социальность — это культура мышления и культура чувств, культура духовной жизни и культура поведения. Именно социальность не только отличает человека от животного, но и делает его Человеком, и с этой точки зрения она выступает наиболее общим признаком общечеловеческого. Образование Человека, человекообразование, т. е. результат его социального воспроизводства, и есть творение и самотворение его социальности.

Процесс социального воспроизводства поколений характеризуется рядом противоречий:

  • —> на уровне общества — между традиционными представлениями и новыми явлениями, между идеалом социальности и реальным ее состоянием, между целесообразными для общественного развития темпами и глубиной социальности различных слоев населения и действительной ее динамикой, в ряде случаев отрицательной, и т. д.;
  • —> на уровне отдельного человека — между общественными нормами и их личным осознанием и следованием им, между духовными потребностями и возможностями и способами их удовлетворения, между реальными внешними (идущими от общества и государства) влияниями на развитие социальности и ограниченностью внутренних установок, усилий самого человека на такое развитие и др.

Однако, несмотря на то, что социальность — явление, социально исторически обусловленное, хотя ему присущи самые острые противоречия, ничто не может ни прервать, ни остановить вечные процессы социального воспроизводства поколений и образования Человека. Можно и нужно лишь адекватно их стимулировать. Ведь сущность процесса совсем не кажется сложной: он сводится к накоплению опыта социального существования. Такой опыт, сочетая некие характерные черты, всегда своеобразен, неповторим у любого из нас, причем не только с точки зрения его содержательной наполненности, но и с позиции путей и способов его обретения. Среди главных черт процесса накопления социального опыта необходимо выделить по крайней мере две равно значимых: во-первых, его непрерывность и динамичность в течение всей жизни человека, во-вторых, то, что сам человек сознательно или стихийно выступает нс только объектом жизненных обстоятельств, внешних влияний, формирующих его опыт, но и субъектом такого формирования, активным участником процесса. Более того, именно стремлению людей упорядочить внутреннюю и внешнюю составляющие этого процесса и обязаны своим существованием и психология, и педагогика — всегда социально ориентированные и в то же время обращенные к каждому из нас.

Социальность включает в себя культуру, воспитанность, образованность человека. У каждого из нас их уровень и сочетание различны: любой человек индивидуально сочетает общее и особенное в физическом строении (мужском или женском); психических свойствах и процессах; духовном облике. Тем не менее неповторимость каждого не исключает, но предполагает схожесть с другими по самым различным признакам: социальному положению и национальной принадлежности, параметрам физическим и нравственным, возрастным и профессиональным и т. д. В этом — истоки и основы типичного, т. е. того общего, своеобразного, что объединяет ту или иную группу индивидуально разных людей, скажем, военных, рабочих, студентов, а внутри такой группы — бригаду, отдел, класс и т. п. Так любой из нас становится (должен становиться) носителем тройственности общего, особенного и единичного', избыток или дефицит одного из них, нарушение целесообразного сочетания в триаде — в числе главных причин общественных бед и личных драм.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой