Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Самооценивание как один из методов психолого-педагогической диагностики эффективности устранения заикания у взрослых

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

С помощью решения ряда экспериментальных задач оказалось возможным в целом подтвердить основную гипотезу о возможности, посредством использования системы самооценивания, выявлять и прогнозировать, наряду с качеством речи, некоторые показатели личностно-коммуникативных свойств в структуре дефекта, которые способствуют, либо препятствуют, достижению положительных результатов, полученных при… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Проблема оценки эффективности устранения заикания и ее значение на современном этапе
    • 1. 1. Развитие различных научных подходов к изучению проблемы заикания у взрослых в историческом и современном аспектах
    • 1. 2. Анализ различных подходов к оценке эффективности устранения заикания с точки зрения разных авторов
    • 1. 3. Самооценивание как метод психолого-педагогической диагностики в патопсихологических исследованиях
    • 1. 4. Самооценивание как метод психолого-педагогической диагностики заикающихся
  • Глава 2. Организация и методы экспериментального исследования по самооцениванию заикающимися эффективности устранения заикания
    • 2. 1. Организация экспериментального исследования
    • 2. 2. Методы экспериментального исследования
  • Глава 3. Анализ результатов экспериментального исследования по самооцениванию заикающимися эффективности устранения заикания
    • 3. 1. Результаты анализа данных специального опросника по самооцениванию заикающимися эффективности устранения заикания
    • 3. 2. Результаты анализа дневникового материала и динамических наблюдений испытуемых до специального обучения, в процессе него и в течение двухлетнего катамнеза

    3.3. Сопоставительный анализ данных самооценивания испытуемыми эффективности устранения заикания по трем временным срезам (до специального обучения, непосредственно по окончании и в течение двухлетнего катамнеза после его окончания).

Самооценивание как один из методов психолого-педагогической диагностики эффективности устранения заикания у взрослых (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Заикание представляет собой нарушение речи со сложной структурой дефекта, в основе которого главным внешним проявлением является речевая судорожность разной локализации, проявляющаяся в комплексе с физическими и психическими симптомами (И.А. Сикорский, Г. Д. Неткачев, Э. Фрешельс и др.) [72, 73, 90, 98].

Заикание является коммуникативным нарушением (Р.Е.Левина), при котором, речевая судорожность проявляется часто в зависимости от разнообразных условий коммуникации, что позволяет многим авторам рассматривать это нарушение, в отличие от других форм речевой патологии, как «коммуникативно-ситуационный феномен» (Т.М. Габриял, Л. Я. Миссуловин, Е.Ю. Pay и др.).

Это вызывает чрезвычайные трудности процесса психолого-педагогической коррекции, требующей необходимости комплексного воздействия не только на речевое состояние пациентов, но и в целом на их личностно-коммуникативные свойства. Вместе с тем, процесс традиционной логопедической коррекции, часто ограничен лишь задачей изменения качества речи, что приводит к недостаточной автоматизации навыков плавной речи в проблемных коммуникативных ситуациях и появлению рецидивов. Трудности преодоления заикания у взрослых связаны еще и с тем, что существуют различные клинические формы заикания (невротическаяневрозоподобнаязаикание на фоне врожденной психопаталогии характерана фоне психических заболеваний и др.) (Н.М.Асатиани, Л. И. Белякова, В.Г.Казаков), при которых, помимо собственно речевых, наблюдаются расстройства нервно-психического состояния, вызванные, как функциональными, так и органическими нарушениями, которые у взрослых часто становятся доминирующими и определяют качественные различия проявления заикания. Вместе с тем, существует достаточное разнообразие направлений преодоления заикания у взрослых, разработанные авторами разных научных школ. Ведущими среди них являются клинико-педагогическое (Н.М.Асатиани, В. Г. Ковалев, Л. И. Белякова, В. Г. Казаков, Е. В. Оганесян, Т. А. Болдырева и др.), клинико-психологическое (В.М.Шкловский, А. Б. Хавин, Л. Я. Миссуловин и др.) и психолого-педагогическое (Л.З.Арутюнян, Ю. Б. Некрасова, Н. Л. Карпова, Е. Ю. Рау и др.). Все вышеперечисленные системы являются комплексными, но в каждой из них приоритетными становятся разные аспекты коррекционного воздействия (логопедический, психотерапевтический или клинический). Учитывая этот факт, взрослые заикающиеся часто оказываются перед выбором оптимальной и эффективной для каждого из них системы устранения заикания. Вопрос о поисках методов оценки эффективности устранения заикания, является чрезвычайно сложным и неоднозначным.

Попытки оценки эффективности устранения заикания осуществлялись разными специалистами (Л.Я. Миссуловин, Ю. Б. Некрасова, В. И. Селиверстов, В. М. Шкловский и др.) с разных точек зрения в основном для обоснования авторских систем преодоления заикания [7, 17, 19, 38, 42, 59, 77, 89, 109, 111, 118].

Авторы часто указывают на количественные показатели объективной оценки соотношения качества речи и других характеристик в структуре заикания: фиксированность на дефекте (В.И. Селиверстов), изменения в нервно-психическом статусе, структуре личности и социальных отношениях (Л.Я. Миссуловин, В.М. Шкловский), критерии правильного речевого поведения и устойчивости положительных психических состояний (Л.З. Арутюнян, Ю.Б. Некрасова).

О необходимости использования приемов субъективной оценки эффективности устранения заикания упоминается лишь в некоторых работах (Л.Я. Миссуловин, Ю. Б. Некрасова, В.И.Селиверстов), а между тем, самооценивание как метод психологической диагностики имеет право на существование, и достаточно себя зарекомендовал в работах патопсихологов (Б.В. Зейгарник, В. В. Костикова, С. Л. Рубинштейн и др.).

В доступной нам литературе отсутствуют указания на специальные исследования, посвященные изучению субъективной оценки эффективности устранения заикания у взрослых. Вместе с тем, научный поиск в этом направлении позволит расширить теоретические представления для планирования коррекционной работы. Это определило актуальность исследования.

Выбор темы данного исследования обусловлен ее важностью для теории и практики современной логопедии и отсутствием исследований субъективных показателей эффективности устранения заикания.

Термин «самооценка» используется в психологии и обозначает оценку своих возможностей, качеств и места среди других людей. В основном «самооценку» рассматривают как черту личности. В нашем исследовании самооценка выступает в роли метода психолого-педагогической диагностики эффективности устранения заикания и поэтому мы считаем правомерным использовать термин «самооценивание». «Самооценивание» (selfevaluation) элемент поведенческой теории самоконтроля, как одного из критериев самовосприятия, авторами которой являются F.H.Kanfer, D.Meichenbaum.

С учетом актуальности изучаемого вопроса и его неразработанности сформулирована проблема данного исследования: «Какова система оценки эффективности устранения заикания, полученной от самих заикающихся пациентов и какова ее динамика в разные периоды проведения специального обучения?».

Решение данной проблемы является целью исследования.

Объектом исследования являются субъективные показатели самооценивания эффективности устранения заикания.

Предметом исследования является процесс изучения эффективности устранения заикания непосредственных и отдаленных результатов.

Гипотеза исследования заключается в том, что система самооценивания может быть использована в качестве одного из методов психологопедагогической диагностики эффективности устранения заикания у взрослых. Наряду с оценкой качества речи, она позволяет уточнить некоторые субъективные показатели личностно-коммуникативного свойства в структуре дефекта, соотношение которых способствует, либо препятствует достижению и сохранению результатов, полученных пациентами при специальном обучении.

В соответствии с поставленной целью, формулировались следующие задачи:

1. Провести анализ данных специальной литературы по проблеме изучения способов самооценки эффективности устранения заикания у взрослых;

2. Разработать систему субъективной оценки заикающимися эффективности устранения заикания в виде специального опросника с учетом трех временных срезов: до начала специального обучения, по окончании обучения и в течение двухлетнего катамнеза после него;

3. Установить эффективность устранения заикания, с учетом трех временных срезов;

4. Провести сопоставительный анализ данных трех временных срезов эффективности устранения заикания и установить прогностическую значимость этих данных;

5. Выявить соотношение речевых и социальнопсихологических показателей при самооценивании результатов эффективности логопедической работы.

В основе методологии исследования положения философии, психологии и педагогики о языке как важнейшем средстве общения, о единстве сознания и поведения человека, о связи деятельности и общения (A.B. Запорожец, П. Я. Гальперин, И. С. Кон, А. Н. Леонтьев, М. И. Лисина и др.) — положения о комплексном и дифференцированном подходах к реализации коррекционно-логопедической работы (Л.С.Выгодский, Р. Е. Левина. В. И. Селиверстов и др.) — изучение языка с позиций человека, его потребностей (А.А.Залевская, И. А. Зимняя, Л. В, Щерба и др.) — диалектические принципы, рассматривающие объект, предмет, задачи и методы, как инструмент для анализа, обеспечивающие получение достоверных данных. При получении этих данных учитывается взаимосвязь всех составных частей и последовательность их изменения — развитие в процессе коррекционных мероприятий.

Для получения диалектических взаимосвязанных характеристик заикающихся, используются философские категории — единичное, всеобщее, особенное.

На основе существования категории «единичное» фиксируются качественные характеристики испытуемых и сопоставляются экспериментальные результаты по каждому из них.

С точки зрения существования категории «всеобщее» все испытуемые объединяются по признакам наличия заикания и возрасту, что соответствует показателям абстрактно-всеобщих признаков, а показателем конкретно-всеобщего признака является прохождение пациентов в прошлом коррекционной работы по устранению заикания.

На основе единства категорий единичного и конкретно-всеобщего выражается категория «особенного», что позволяет нам выявить соотношение тех показателей самооценивания, которые влияют на эффективность устранения заикания.

Для решения поставленных задач используется комплекс экспериментальных методов исследования:

— метод теоретического анализа литературы по теме исследования;

— метод констатирующего и динамического эксперимента, с использованием специально разработанного опросника по самооцениванию субъективных показателей эффективности устранения заикания у взрослых;

— метод анализа дневников-жизнеописаний заикающихся пациентов и динамических наблюдений экспериментатора за характером изменений речевых и социально-психологических показателей эффективности устранения заикания в разные периоды их обучения.

Достоверность и обоснованность полученных результатов определяется совокупностью исходных методологических позиций, реализующих комплексный и дифференцированный подходы к решению проблемыприменением теоретических и эмпирических методов исследования, адекватных его объекту, целям, задачам и логикеиспользованием субъективно-объективных показателей и количественно-качественного анализа, как по каждому испытуемому в отдельности, так и по группе в целом. Исследователем лично собран весь экспериментальный материал, проведен эксперимент и качественная обработка полученных данных.

Научная новизна данного диссертационного исследования заключается в том, что:

— разработана система субъективной оценки эффективности устранения заикания;

— выявлены субъективные показатели личностно-коммуникативного свойства в структуре заикания, как сложного речевого дефекта, позволяющие прогнозировать индивидуальные тенденции эффективности устранения заикания;

— получены новые данные об индивидуальном соотношении речевых и социально-психологических характеристик в структуре заикания взрослых.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что: расширены и дополнены теоретические представления об индивидуальной структуре речевого дефекта взрослых заикающихся, связанного с социально-коммуникативными факторами;

— в качестве основополагающего рассматривается фактор мотивационного настроя, который оказывает влияние на соотношение речевых и социально-психологических характеристик в структуре заикания;

— выявлены сложные соотношения социально-психологических и собственно речевых характеристик в структуре заикания (при легкой степени проявления заикания — выраженные нарушения социально-психологических характеристик и наоборот);

— предложено новое направление в разработке оценки эффективности коррекционного обучения, связанное с включением субъективных показателей.

Практическая значимость исследования состоит в том что:

— разработана и апробирована система самооценивания как метода комплексной психолого-педагогической диагностики эффективности устранения заикания у взрослых;

— выявлены различные соотношения речевых и социально-психологических характеристик в структуре заикания взрослых, что определяет выбор приоритетного направления коррекционного обучения: логопедического, психотерапевтического, клинического;

— возможно применение данной системы (в виде опросника на русском, английском и греческом языках) для англои греко-язычных пациентов;

— возможно использование данной системы логопедами и специальными психологами в рамках практической работы;

— возможно включение данной системы в содержание учебных программ, предназначенных для студентов и аспирантов отделений логопедии по курсам: «Логопедия. Заикание." — «Психолого-педагогическая диагностика" — «Логопедические технологии»;

— возможно введение данной системы самооценивания в область дистанционной диагностики и статистики (посредством сети «Интернет»).

Положения, выносимые на защиту:

1. Самооценивание является информативным методом психолого-педагогической диагностики эффективности устранения заикания у взрослых;

2. Специально разработанный опросник для самооценивания эффективности коррекционной работы у взрослых, позволяет выявить различные соотношения речевых и социально-психологических показателей пациентов;

3. Использование специально разработанного опросника до и по окончании коррекционной работы дает возможность учесть индивидуальное соотношение речевых и социально-психологических показателей в процессе основного и поддерживающего курса обучения и построить индивидуально-ориентированную программу.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты, полученные в ходе исследования, обсуждались на заседаниях кафедры логопедии Московского педагогического государственного университета, докладывались на научных конференциях молодых ученых Mill У 2004, 2005, 2006, на научно-практической конференции памяти Ю. Б. Некрасовой (Москва, 2004), на всероссийской конференции с международным участием (Москва, 2005) и были использованы при подготовке и проведении семинарских занятий со студентами дефектологического факультета Mill У. Материалы экспериментального исследования используются в настоящее время логопедами — практиками в работе со взрослыми заикающимися на Кипре.

Струюгура работы.

Общий объем предложенного диссертационного исследования 147 страниц машинописного текста, в том числе — 137 страниц основного текста, а также указатель использованной литературы на 10 страниц, со 129 источниками на русском, греческом и английском языках. Содержание работы, в соответствии с поставленными задачами представлено: введением, 3-мя главами, заключением. Диссертация иллюстрируется 16 диаграммами и 11 таблицами.

Во введении рассматривается актуальность исследования, причины выбора темы исследования, уточняется проблематика исследованияопределяются цели, задачи, методология, научная новизна, теоретическая и практическая основа, положения, выносимые на защиту.

В 1-й главе исследования, содержащей 4 параграфа, рассматривается проблема оценки эффективности устранения заикания и ее значение на современном этапе.

В 1-м параграфе рассматривается развитие различных научных подходов к изучению проблемы заикания у взрослых в историческом и современном аспектах. 2-й параграф посвящен анализу различных подходов к оценке эффективности устранения заикания с точки зрения разных авторов. 3-й параграф посвящен самооцениванию как метод психолого-педагогической диагностики в патопсихологических исследованиях. В 4-м параграфе рассматривается проблема самооценивания как метод психолого-педагогической диагностики заикающихся.

2-ая глава состоит из 2-х параграфов, в первом из которых описывается организация экспериментального исследования с точки зрения характеристики экспериментальной группы и содержание основных этапов исследования (контрастирующее, динамическое или лонгитюдинальное).

Во 2-м параграфе определяются методы экспериментального исследованияпредлагается специально разработанный опросник по самооцениванию испытуемыми некоторых субъективных показателей эффективности устранения заикания, также-излагаются принципы построения данного опросника, его схема и способы обработки полученных результатов.

В 3-й главе предоставляются результаты исследования, иллюстрированные многочисленными таблицами и диаграммами.

В разделе «заключение» обобщается весь материал, изложенный в диссертационном исследовании, и формулируются глобальные выводы.

Библиографический указатель использованной литературы содержит 129 источников, из них 19 на английском и греческом языках.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В данной работе представлено психолого-педагогическое экспериментальное исследование, касающиеся оценки эффективности устранения заикания у взрослых, путем разработки нетрадиционных способов, основанных на самооценивании некоторых субъективных показателей.

В представленной работе процесс экспериментального исследования оказался протяженным во времени и составлял три этапа экспериментального исследования.

Использовались разные виды экспериментальных исследований, констатирующего и динамического характера (лонгитюдинального типа).

Первый этап был направлен на сбор и анализ данных оценки предшествующих попыток устранения заикания у взрослых заикающихся экспериментальной группы (в количестве 244 человек).

Второй этап включил динамический эксперимент, который проводился с частью заикающихся экспериментальной группы (44 человека), обратившихся за помощью на кафедру логопедии МПГУ, в последующем являющихся участниками специального курса обучения по комплексной психолого-педагогической методике (системе логопсихокоррекции Ю.Б. Некрасовой). Этот этап был направлен на сбор и анализ данных об эффективности устранения заикания по окончании специального обучения.

Третий этап проводился после окончания испытуемыми специального курса обучения, в течение двухлетнего катамнеза. Исследование было направлено на сбор и анализ катамнестических данных об эффективности устранения заикания.

Для осуществления поставленных в экспериментальном исследовании задач использовалась специально разработанная система самооценивания в виде опросника из пяти шкал. Этот опросник использовался трижды (на каждом этапе эксперимента). В качестве дополнительных данных субъективной оценки и их иллюстрации, — анализировались специальные дневникижизнеописания испытуемых-заикающихся. В качестве метода объективной оценки использовались динамические наблюдения.

По завершению данной работы, очевидно, что основная цель исследования по разработке системы самооценивания эффективности устранения заикания как одного из методов психолого-педагогической диагностики, — достигнута. Посредством использования данной системы оказалось возможным также установить некоторые существенные показатели в структуре дефекта и выявить динамику непосредственных и отдаленных (катамнестических) результатов специального обучения.

С помощью решения ряда экспериментальных задач оказалось возможным в целом подтвердить основную гипотезу о возможности, посредством использования системы самооценивания, выявлять и прогнозировать, наряду с качеством речи, некоторые показатели личностно-коммуникативных свойств в структуре дефекта, которые способствуют, либо препятствуют, достижению положительных результатов, полученных при специальном обучении и свидетельствуют об эффективности как непосредственных, так и отдаленных (катамнестических) результатов эффективности устранения заикания.

Анализ данных по результатам всех этапов экспериментального исследования (констатирующего и динамического) позволил сформулировать основные выводы:

1. Анализ показателей опросника по предыдущему этапу коррекционной работы позволил разделить испытуемых на три группы: со значительными, незначительными улучшениями речи и их отсутствием.

2. У всех испытуемых имелись разные соотношения социально-психологических и речевых характеристик, которые, иногда, не зависили от качества речи: при значительном количестве судорожных запинок было нейтральное отношение к дефекту, отсутствие проблем коммуникации и т. д. и, наоборот, при незначительных проявлениях заикания выявлялись коммуникативные проблемы и устойчивое значимое отношение к дефекту.

3. Анализ показателей опросника по окончании курса обучения позволил:

• установить отсутствие испытуемых без улучшений речи и наличие двух групп: со значительными и менее значительными улучшениями, что в целом указывает на высокую эффективность выбранной комплексной психолого-педагогической методика (систем (*шогопсихокоррекции Ю.Б. Некрасовой);

• прогнозировать различные перспективы сохранения или потери, полученных при обучении результатов, выделив «группу риска», характеризующуюсязначимым отношением к дефекту, наличием проблем коммуникации и неустойчивой мотивацией на поддерживание и улучшение полученных результатов.

4. Катамнестическое исследование в течение двух лет после окончания курса обучения показало, что в группе с высоким эффектом обучения сохранилась устойчиво положительные результаты. Усиление тяжести речевого дефекта у других испытуемых в основном объяснялось снижением мотивационного настроя на поддерживание и улучшение достигнутых результатов и повышением значимости отношения к дефекту, что являлось препятствием для полноценной коммуникации и социализации.

5. Предварительное и динамическое тестирование взрослых заикающихся с помощью опросника позволило индивидуализировать и личностно ориентировать программу коррекционного обучения и поддержки достигнутых результатов с учетом речевых и социально-психологических показателей.

Дальнейшее развитие проблемы может быть связано с разработкой личностно-ориентированных программ поддержки взрослых заикающихся.

Показать весь текст

Список литературы

  1. И.Ю. Психология заикания у взрослых на разных фазах процесса речевой коммуникации \ Вопросы психологии, 1976, № 4, с. 144−150.
  2. И.Ю. Психологический аспект заикания: Автореф. канд. дис. -М., 1977, 16 с.
  3. Г. И. Психологические особенности заикающихся (с позиции системного подхода) \ Расстройства речи и голоса в детском возрасте: Сб. науч. трудов Под ред. С. С. Ляпидевского и С. Н. Шаховской. М., 1973, с. 13−30.
  4. Л.З. Комплексная система устойчивой нормализации речи заикающихся. М., 1990, 167 с.
  5. Л.З. Как лечить заикание. — М., 1993, с. 95−99
  6. Н.М., Казаков В. Г. Клиническая характеристика взрослых больных с затяжным течением заикания \ Невропатология и психиатрия, 1974, вып. 4, с. 560−565.
  7. К., Совак М. Логопедия Под ред. H.A. Власовой. — М., 1981, 288 с.
  8. Л.И. К вопросу о механизмах возникновения заикания \ Дефектология, 1974, № 5, с. 10−17.
  9. Л.И. Роль эмоционального фактора в центральных механизмах заикания \ Клиника и терапия заикания Под ред. Г. В. Морозовой. М., 1984, с. 106−120.
  10. Л.И., Дъякова Е. А. Заикание. М., 1998, 302 с.
  11. Л.И. Особенности самосознания у подростков \ Вопросы психологии, 1953, № 1, с. 98−107.
  12. Л.И. Избранные психологические труды Под ред. Д. И. Фельдштейна. М., 1995, 212с.
  13. Т.А. Психологические исследования и коррекционная работа в системе медико-педагогического лечения затяжных форм заикания: Автореф. канд. дис. М., 1989, 16 с.
  14. Т.А., Рылько Г. Ф. Опыт групповой психолого-коррекционной работы со взрослыми заикающимися \ Клиника и терапия заикания Под ред. Г. В. Морозовой. — М., 1984, с. 173−180.
  15. .С., Павленко В. Н. Соотношение самооценки и целевой регуляции деятельности в норме и при аномальном развитии \ Вопросы психологии, № 4, 1986, с. 146−154.
  16. М.И. Заикание у подростков. М., 1989, 159 с.
  17. H.A. О совместной работе врача и логопеда при лечении речевых расстройств \ Вопросы патологии речи, Харьков, 1959, с. 38−42.
  18. H.A. Комплексный медико-педагогический подход к проблеме заикания \ Клиника и терапия заикания Под ред. Г. В. Морозовой. М., 1984, с. 10−18.
  19. Г. А. Индивидуально-психологические особенности заикающихся детей дошкольного возраста: В сб. науч. трудов Под ред. A.A. Ланцова, Ю. И. Кузьмина. — Расстройства речи. Клинические проявления и методы коррекции. — С.Пб., 1994, с. 7177.
  20. JI.C. Собрание сочинений: В 6 т. М., 1983, Т.5., 432 с.
  21. JI.C. Собрание сочинений: В 6 т. — М., 1984, Т.З., 369 с.
  22. JI.C., Лурия А. Р. Этюды по истории поведения. — М., 1993, 221 с.
  23. Т.М. Самооценка как метод изучения личности \ Тезисы докладов конференции «Проблемы патопсихологии». — М., 1972, с. 105−112.
  24. Т.М. Аналитическое изучение ситуаций, связанных с заиканием. \ Дефектология, № 5, 1972, с. 23−28.
  25. А.У. Клинические особенности заикания у больных подросткового возраста \ Клиника и терапия заикания Под ред. Г. В. Морозовой. М., 1984, с. 40−49.
  26. В.А. К вопросу о генезе заикания у маленьких детей и роли его для общего развития личности и его лечение. М., 1932, т. 1, вып. 9−10, с. 570−582.
  27. Ф.Д. Детерминация психических состояний \ Вопросы психологии, № 5, 1971, с. 20−29.
  28. .З. Совещание: актуальные проблемы заикания и проблемы подготовки специалистов. -М., 1981, с. 25−27.
  29. K.M. Методика директивного группового внушения. — В сб.: Психотерапия в курортологии Под ред. И. З. Вельвовского, Киев, 1966, с.233−235.
  30. Е.А. Монологическое высказывание взрослых заикающихся: Автореф. канд. дис. ~М., 1994, 16 с.
  31. Н.И. Механизмы речи. -М., 1958, 370 с.
  32. Н.И. Механизм заикания. В кн.: Вопросы патологии речи. -Харьков, 1959, т. ХХХН, с.173−179.
  33. .В. Пути исследования эмоционально-волевой сферы психических больных \ Вопросы экспериментальной патопсихологии. -М., 1965, с. 42−57.
  34. .В. Введение в патопсихологию. -М., 1969, с. 121−149.
  35. .В. Личность и патология деятельности. -М., 1971, 100 с.
  36. .В., Братусь Б. С. Очерки психологии аномального развития личности. М., 1980, 157 с.
  37. .В. Теории личности в зарубежной психологии. М., 1982, 128 с.
  38. В.Г. Клиническая характеристика больных с затяжными формами заикания: Автореф. канд. дис. М., 1973, 22 с.
  39. В.Г. Психопатология и принципы терапии затяжных форм заикания у взрослых \ Клиника и терапия заикания Под ред. Г. В. Морозовой. М., 1984, с. 81−93.
  40. В.А. Результаты психологического тестирования взрослых больных с заиканием \ Вопросы патологии голоса и речи. — М., 1983, с. 23−31.
  41. H.JI. Основы личностно-направленной логопсихотерапии. -М., 2003, 180 с.
  42. В.А. Особенности заикания и педагогические пути его устранения: Автореф. канд. дис. JL, 1972, 16 с.
  43. В.В. Психологический анализ жалоб больных в сопоставлении с объективными клиническими и экспериментально-психологическими данными \ Вопросы экспериментальной патопсихологии. — М., 1965, с.87−95.
  44. P.E. О генезе заикания у детей в связи с развитием коммуникативной функции речи. — Симпозиум по вопросам заикания у детей. М., 1963, с.3−8.
  45. P.E. Основы теории и практики логопедии. — М., 1968, 364 с.
  46. A.A. Слово в речевой деятельности. Проблемы общей теории речевой деятельности. — М., 1965, 245 с.
  47. А.Н. Проблемы развития психики. — М., 1965, 572 с.
  48. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М., 1976, 304 с.
  49. А.И., Рыбак JI.A. Критичность и самосознание в учебной деятельности. М., 1968, 142 с.
  50. М.Н. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986, 143 с.
  51. Логопедия. Учебник для вузов. Под ред. Волковой Л. С., Шаховской С.Н.-М., 2002, 252−330 с.
  52. P.A. Внутренняя картина болезни и иатрогенные заболевания. М., 1944, с. 105−112.
  53. А.Р., Юдович Ф. Я. Речь и развитие психических процессов у ребенка. Экспериментальное исследование. — М., 1956, 94 с.
  54. А.Р. Основные проблемы нейролингвистики. — М., 1975, 251 с.
  55. А.Р. Язык и сознание. М., 1979, 300 с.
  56. С.С. Некоторые вопросы теории и практики исправления заикания. Труды второй научной сессии по дефектологии. — М., 1959.
  57. С.С. Некоторые вопросы этиологии, патогенеза и клиники заикания \ Сб. науч. работ по дефектологии. М., 1960, с.195−208.
  58. С.С., Павлова С. И. О-некоторых психологических особенностях заикающихся подростков. — М., 1961, 231 с.
  59. Л.Я. Лечение заикания. Л., 1988, 184 с.
  60. Л.Я. Патоморфоз заикания. — С.Пб., 2002, 306 с.
  61. В.Н. Личность и неврозы. — Л., 1960, 348 с.
  62. В.Н. Личность и отношения человека \ Проблемы личности Под ред. Л. И. Анцыферовой. — М., 1969, с. 63−73.
  63. В.Н. Психология отношений. Избр. Психол. Труды Под ред. A.A. Бодалева. М., 1995, 356 с.
  64. Ю.Б. Применение комплексного логопедического и психотерапевтического воздействия при устранения заикания у взрослых: Автореф. канд. дис. -М., 1968, 16 с.
  65. Ю.Б. Сеанс психотерапевтического воздействия и некоторые психические состояния заикающихся. \ Вопросы психологии, № 5, 1980, с.32−40.
  66. Ю.Б., Горбова A.B., Pay Е.Ю. К проблеме диагностики и прогноза состояния больных, страдающих заиканием. \ Новые исследования в психологии. — М., № 1, 1981, с.85−93.
  67. Ю.Б., Горбова A.B., Pay Е. Ю. Реализация дифференцированного подхода к заикающимся на основе использования комплекса методик. \ Новые исследования в психологии. М., № 1, 1981, с. 90−93.
  68. Ю.Б. Групповая эмоционально-стрессовая психотерапия в коррекции психических состояний заикающихся \ Вопросы психологии, № 2, 1984, с. 75−82.
  69. Ю.Б. Динамика психических состояний заикающихся при логопсихотерапии \ Вопросы психологии, № 2, 1985, с. 127−133.
  70. Ю.Б. Основные принципы коррекции нарушения речевого общения \ Вопросы психологии, № 5, 1986, с. 90−95.
  71. Ю.Б. Особенности диагностики при реабилитации людей с нарушением речевого общения \ Вопросы психологии, № 5, 1991, с. 123−128.
  72. Г. Д. Заикание, его сущность и лечение у детей и взрослых. -М., 1909, 64 с.
  73. Г. Д. Клиника и психотерапия заикания: Новый психологический метод лечения. М., 1913, 158 с.
  74. Новый метод исследования личности. Руководство по репертуарным личностным методикам. Под ред. Ю. М. Забродина и В. И. Похилько. М., 1987, 235 с.
  75. Е.В., Белякова Л. И. Обоснование принципов дифференцированного применения логопедической ритмики в коррекционной работе \ Дефектология, № 1, 1982, с. 3−9.
  76. А.Б. Возникновение новой психодиагностики, некоторые симптомы и тенденции \ Вопросы психологии, № 5, 1991, с. 129−131.
  77. Основы теории и практики логопедии Под ред. P.E. Левиной. — М., 1968, 366с.
  78. .К. О некоторых особенностях личности больных логоневрозами. Клинико-психологические исследования личности. — Л., 1971, с. 75−76.
  79. Pay Е.Ф., Синяк В. А. Логопедия. М., 1969, 80 с.
  80. Pay Е. Ю. Динамика некоторых характеристик личности в процессе психотерапии заикающихся \ Вопросы психологии, № 3, 1984, с. 6772.
  81. Pay Е. Ю. Значение стресса и фрустрации в появлении и развитии невротической формы заикания: проблемы теории и практики. — М., 1992, с. 51−63.
  82. Pay Ф. А. Дефекты речи у детей и подростков и борьба с ними \ Вопросы дефектологии, № 1, 1928, с.16−20.
  83. Л.Л. Сознание болезни и его значение в клинической практике \ Клиническая медицина, № 9, 1957.
  84. С.Л. К психологии речи \ Уч. записки ЛГПИ им. А. И. Герцена. Л., 1941, т.35, с. 6−20.
  85. С.Л. Основы общей психологии. — М., 1989, с. 164 180.
  86. С.Я. Методики экспериментальной патопсихологии. — М., 1962, с. 35−65.
  87. С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике. М., 1970, с. 176−191.
  88. A.A. Заикание, его предупреждение и лечение. — Л., 1959.
  89. В.И. Заикание у детей. — М., 2001, с.19−53.
  90. И.А. О заикании. Киев, 1989, 314 с.
  91. H.H. Психологическое исследование личности взрослых больных, страдающих заиканием \ Клиника и терапия заикания Под ред. Г. В. Морозовой. М., 1984, с.98−106.
  92. И.П. Как бороться с заиканием и другими расстройствами речи.-М., 1930, 32 с.
  93. Н.П. Заикание. М., 1966, 156 с.
  94. Д.Н. Психологические исследования. — М., 1966, 451 с.
  95. Ю.А. К вопросу о заикании в связи с явлениями амбидекстрии \ Психогигиена и неврология. М., 1930, вып.1, с. 149−163.
  96. Ю.А. Клиника и терапия нарушений речи. — М., 1949, 150 с.
  97. Ю.Л. Клинические особенности заикания у юношей \ Дефектология, № 6, 1979, с. 19−21.
  98. Э. Заикание-М., 1981, 171 с.
  99. А.Б. Отношение к своему дефекту индивида и его окружения (на модели заикания): Автореф. канд. дис. — Л., 1974, 25 с.
  100. А.Б. К характеристике личностных реакций на нарушение процесса общения \ Дефектология, № 1, 1974, с. 26−29.
  101. А.Б. Психологические концепции и понятия в изучении проблемы заикания \ Вопросы психологии, № 3, 1977, с. 84−92.
  102. А.Б. Индивидуально-психологические факторы в прогнозировании преодолении заикания \ Вопросы психологии, № 2, 1985, с. 133−135.
  103. М.Е. Логопедия. М., 1936, 135 с.
  104. ЮЗ.Хмелевский И. К. Заикание. Его сущность, причины, предупреждение и лечение. — Одесса, 1987, 183 с.
  105. Хрестоматия по заиканию. Под ред. Беляковой Л. И., Дьяковой Е. А. -М., 2002
  106. Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты). Под ред. Волковой Л. С., Селиверстова В. И. — М., 1997, том 1
  107. В.М. Экспериментальное и клинико-психологическое исследование больных с заиканием в связи с задачами комплексного лечения: Автореф. канд. дис. — М., 1967, 15 с.
  108. В.М. Заикание (клинико-психологический и экспериментально-психологический аспекты). Доктор, дисс. — М., 1975, 340 с.
  109. В.М. Заикание. М., 1994, 296 с.
  110. А.В. Коррекция заикания у учащихся общеобразовательной школы. -М., 1980, 104 с.
  111. Approaches to the Treatment of Stuttering (Ed. By) Dalton p. London, 1983,226 p.
  112. Bloodstain O. Stuttering as an Anticipatory Straggle Reaction.: Stuttering. N. Y., 1988, 1−70 p.
  113. Eisenson J., Horowitz E. The influence of propositionally on stuttering. N.Y., 1945, p. 12−18.
  114. Eisensom J. A preservative theory of stuttering. N.Y., 1958, p.12−15.
  115. Fransella F. Personal change and reconstruction: Research on a treatment of stuttering. London, 1972, 140 p.
  116. George H. Shames, Cheri L. Florance A goal for Therapy. Ohio, 1980, p. 5−15.
  117. Harme C.E. Stuttering as a Cognitive-Linguistic Disorder \ Nature and Treatment of Stuttering. London, 1985, p.238−251.
  118. Hant J. Stammer and Stuttering Their Nature and Treatment. N. Y., 1967, 182 p.
  119. Johnson W. et all. The onset of stuttering: Research finding and implications. Minneapolis, 1959, p. 58.
  120. Johnson W. Stuttering a dynamiting children and adults. Minneapolis, 1958.
  121. Karlin S.W. Stuttering. 1950, p. 30−42.
  122. Lewin K., Dembo T., Festinger I., Sears P. Level of aspiration \ Personality and the behavior disorders. N.Y., 1944, p. 333−379.
  123. Low W.R. Stuttering the problem and the physicians responsibility. Canada, 1947, p. 4−9.
  124. Riper C.Van. The nature of stuttering. N.J., 1982, p. 458.
  125. Rogers C.R. The therapeutic relationship and its impact. Madison, 1967.125.recopyio← A.ApaKoq. Ei5ikt| 7tai8aycoyiKr| xcov 7rpoP? a||j, atg) v ta>you Kai ofxO, ia←. AGtivq, 1999, oe^.175−190.
  126. Kapa7isxoa← A. NeupoijfuxoA-oyia tod ava7rruoao|j, evou av9pco7iou. AOtivq, 1988, osL 37.
  127. IIapaaK8i>07r0i>?L05 I. E^sX, iktikt| |/D%ota)yia. AO^va, 1995, asX. 78−89.128.nop7ro5ag K. EioaycoyT. oxi|v |/u%o?u)yia xr|← yXtaaoaq. AOrjva, 1985, ask. 102.
Заполнить форму текущей работой