Профессиональная подготовка специалистов пожарной безопасности аэродромной службы с использованием тренировочных комплексов
В сложившейся ситуации следует более внимательно отнестись к проблемам профессиональной подготовки специалистов пожарной безопасности аэродромной службы, проанализировать не только наш отечественный опыт, но и достижения других стран. Характерной чертой совершенствования профессиональной подготовки должен стать смелый поиск путей и средств повышения уровня профессиональной подготовленности… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ АЭРОДРОМНОЙ СЛУЖБЫ
- 1. 1. Основные подходы к совершенствованию системы профессиональной подготовки специалистов пожарной безопасности аэродромной службы
- 1. 2. Характеристика принципов, лежащих в основе профессиональной подготовки специалистов пожарной безопасности аэродромной службы
- 1. 3. Научно-теоретические предпосылки использования тренировочных комплексов в процессе профессиональной деятельности специалистов пожарной безопасности аэродромной службы
- ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
- 2. 1. Организация исследования
- 2. 2. Методы исследования
- ГЛАВА 3. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ АЭРОДРОМНОЙ СЛУЖБЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТРЕНИРОВОЧНЫХ КОМПЛЕКСОВ
- 3. 1. Факторы, определяющие высокую эффективность профессиональной деятельности специалистов пожарной безопасности аэродромной службы
- 3. 2. Научное обоснование и разработка педагогической технологии профессиональной подготовки специалистов пожарной безопасности аэродромной службы с использованием тренировочных комплексов
3.3. Психолого-педагогические условия, необходимые для реализации технологии профессиональной подготовки специалистов пожарной безопасности аэродромной службы с использованием тренировочных комплексов.
ГЛАВА 4. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РАЗРАБОТАННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ АЭРОДРОМНОЙ СЛУЖБЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТРЕНИРОВОЧНЫХ КОМПЛЕКСОВ.
4.1. Обоснование критериев и показателей оценки уровня профессиональной подготовленности специалистов пожарной безопасности аэродромной службы.
4.2. Организация педагогического эксперимента.
4.3. Результаты педагогического эксперимента и их обсуждение.
Список литературы
- Алексеева, Н.В. Использование моделирования при обучении пожарных/ Н.В. Алексеева// Проблемы обеспечения безопасности при чрезвычайных ситуациях: Материалы международной научно-практической конференции. СПб., 2004. — С.15−19.
- Ананьев, Б.Г. О проблемах современного человекознания/ Б. Г. Ананьев. -М.: Наука, 1977.-380 с.
- Андреева, В.А. Педагогические технологии/В.А. Андреева М.: Профессионал, 2001.-32 с.
- Андреева, Л.А. Дидактические игры как средство развития профессионально значимых качеств будущего специалиста: Автореф. дис. .канд. пед. наук/ Л. А. Андреева. Орел, 1999. — 28 с.
- Анохин, П.К. За творческое сотрудничество философов с физиологами/ П. К. Анохин.-М.: Наука, 1966.-291 с.
- Апанасенко, Г. Л. Медицинская валеология: Учебное посо-бие/Г.Л.Апанасенко, Л. А. Попова.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2000.- 248с.
- Архангельский, С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы/ С. И. Архангельский. М., 1980. — 273 с.
- Асеев, В.Г. Мотивация поведения и формирование личности/ В. Г. Асеев. -М.: Мысль, 1976. 158 с.
- Афанасьев, В.Г. Научное управление обществом: опыт системного исследования/ В. Г. Афанасьев.- М.: Политиздат, 1973. 365 с.
- Ашев, Г. А. Нравственная культура личности. Основы советского воинского этикета/ Г. А. Ашев. М.: ВПА, 1981. — 40 с.
- Бабанский, Ю.К. Интенсификация процесса обучения/ Ю. К. Бабанский. -М.: Знание, 1987. 78 с.
- Бабанский, Ю.К. Интенсификация процесса обучения/ Ю. К. Бабанский. -М.: Знание, 1987. 78 с.
- Багрецов, С.А. Социально-психологические аспекты изучения личности и коллектива/ С. А. Багрецов, В. А. Кулганов, И. П. Горелов. СПб.: ВИКА, 1996.-305 с.
- Бажин, A.C. Карьера и профессиональные компетенции специалистов/ A.C. Бажин// Высшее образование сегодня.- 2007.-№ 9.- С. 37−44.
- Байденко, В.И. Компетенции в профессиональном образовании. (К освоению компетентностного подхода)/ В.И. Байденко// Высшее образование в России. 2004. -№ 11. -С. 59−63.
- Балацкая, Л.В. Подготовка специалистов служб авиационной безопасности в учебном центре ЗАО «АэроМАШ-АБ»/ Л.В. Балацкая// Транспортная безопасность.- 2006.- № 4.- С. 11−12.
- Барабанщиков, A.B. Военно-педагогическая диагностика (Теория, опыт, проблемы)/ A.B. Барабанщиков, П. П. Дерюгин. М.: Военный университет, 1995. — 107 с.
- Барабанщиков, A.B. Самовоспитание и самообразование офицеров: Вопросы воинского воспитания/ А. В. Барабанщиков. М.: ВПА, 1985. — 256с.135
- Барашков, П.Н. Интенсификация учебно-воспитательного процесса в вузе/ П. Н. Барашков, М. И. Житницкий, A.M. Захаров. JL: ВАС, 1990. — 212 с.
- Батышев, С.Я. Профессиональная педагогика/ С. Я. Батышев. —М.: Педагогика, 1999.-504 с.
- Бахтин, А.К. Меры безопасности при ликвидации последствий стихийных бедствий и производственных аварий: Учебное пособие/ А. К. Бахтин. М.: Энергоатомиздат, 1994.- 115с.
- Бахтин, А.К. Техника безопасности при выполнении неотложных аварийно-восстановительных работ в условиях чрезвычайных ситуаций/ А. К. Бахтин. М.: Атомиздат, 1989.- 125с.
- Беляков, В.Д. Библиотека экстремальных ситуаций/ В. Д. Беляков, A.A. Дегтярев, Ю. Г. Иванников. М.: ГНПП «Аэрогеология», 1995. — 185с.
- Берне, Р. Развитие «Я-концепции» и воспитание/ Р.Бернс. — М.: Мысль, 1986.- 66 с.
- Беспалько, В.П. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов/ В. П. Беспалько. — М.: Высшая школа, 1989. — 141 с.
- Бешенков, С.А. Моделирование как стратегия современного образования/ С. А. Бешенков // Инновации в образовании.- 2007.- № 6.- С. 21−26.
- Блаумберг, И.В. Становление и сущность системного подхода/ И.В.Б л аумберг, Э. Г. Юдин. М.: Наука, 1983. — 270 с.
- Блюмкин, В.А. Моральные качества личности: (их сущность, структура, типология и особенности формирования в социалистическом обществе)/ В. А. Блюмкин. Воронеж: Изд-во ун-та, 1974. — 185 с.
- Бовин, Б.Г. Основные виды деятельности и психологическая пригодность к службе в системе органов внутренних дел: Справочное пособие/ Б. Г. Бовин.-М., 1997.-344 с.
- Богатырев, Е.Д. Научные основы и принципы управления процессом формирования личности в социалистическом воинском коллективе: Авто-реф. дис.. канд. филос. наук/ Е.Д. Богатырев- ВПА. М., 1980. — 19с.
- Богданов, В.А. Систематическое моделирование личности в социальной психологии/ В. А. Богданов. JL: Изд-во ЛГУ, 1987. — 142 с.
- Бодалев, A.A. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения / A.A. Бодалев. М.: Флинта: Наука, 1998.-168 с.
- Бодалев, A.A. Личность и общение. Психолого-педагогические проблемы взаимодействия в коллективе/ A.A. Бодалев. М., 1989. — 272с.
- Бодалев, A.A. Личность и общение. Психолого-педагогические проблемы формирование личности/ A.A. Бодалев. М., 1983. — 272 с.
- Бодров, В.А. Психология профессиональной пригодности/ В. А. Бодров. -М.: ПЕР СЭ, 2001.-511 с.
- Болотин, А.Э. Теория и практика игрового обучения специалистов физической подготовки и спорта: Монография/ А. Э. Болотин.- СПб.: Гос. Академия спорта, 2000.- 221с.
- Большаков, B.C. Обучение в области пожарной безопасности/ B.C. Большаков// Пожарное и спасательное дело.- 2008.-№ 4.- С. 18−19.
- Бордовский, Г. А. Актуальные проблемы современной профессиональной подготовки/ Г. А. Бордовский// Подготовка специалистов в области образо137вания. Основные направления совершенствования. СПб., 1996. — Вып. IV. -С. 14−18.
- Бурлачук, Л.Ф. Психодиагностика личности/ Л. Ф. Бурлачук. Киев: Здоровья, 1989.- 154с.
- Бурмыкина, О.Н. Психолого-педагогические основы формирования профессиональной деятельности/ О. Н. Бурмыкина, Н. А. Нечаев. М.: Изд-во МГУ, 1998. — 166с.
- Бахтин, А.К. Меры безопасности при ликвидации последствий стихийных бедствий и производственных аварий/ А. К. Вахтин, — М., Энергоатомиздат, 1994.- 125с.
- Веракса, Н.Е. Модель позиционного обучения/ Н.Е. Веракса// Вопросы психологии 1994 —№ 3- С. 192.
- Вербицкий, A.A. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: Метод, пособие/ A.A. Вербицкий. М.: Высшая школа, 1991. — 207с.
- Волков, И.П. Влияние лидерства и руководства на групповую динамику в условиях стресса/ И. П. Волков, А. И. Захаров и др.// Руководство и лидерство: Опыт социально-психологического исследования. JI.: Лениздат, 1987. -С. 53−61.
- Воробьев, A.M. Интеллектуальные качества и их развитие/ A.M. Воробьев.-М.:ВПА, 1976.-40 с.
- Востротин, В.А. Нормативно-правовое регулировании в сфере обеспечения пожарной безопасности, гражданской обороны и предупреждения чрезвычайных ситуаций/В .А. Востротин//Пожарное и спасательное дело.- 2009.-№ 5.- С. 15−16.
- Готлиб, A.C. Введение в социологическое исследование профессиональной деятельности. Методология, исследовательские практики/ A.C. Готлиб. М.: Флинта, 2005. — 382 с.
- Гуревич, K.M. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы/ K.M. Гуревич. М.: Наука, 1990.- 225с.
- Давыдов, В.П. Теоретические и методические основы моделирования процесса профессиональной подготовки специалиста/ В. П. Давыдов, O.A. Рахимов // Инновации в образовании. -2002, — № 2.- С. 62−83.
- Давыдов, H.A. Как быстро научиться интересно и эффективно обучать специалистов: Учебно-метод. пособие/ H.A. Давыдов, H.A. Бойченко. Симферополь: Изд-во «Таврия», 1992.- 145с.
- Денисов, А.Н. К вопросу моделирования оперативно-тактической деятельности пожарных подразделений аэродромной службы гражданской авиации/А.Н. Денисов// Пожарное и спасательное дело.- 2008.-№ 4.- С. 2526.
- Дешевых, Ю.И. О Техническом регламенте «О требованиях пожарной безопасности»/ Ю.И. Дешевых// Пожарное и спасательное дело.- 2009.-№ 5.-С. 17−18.
- Дорофеев, A.B. Профессиональная компетентность как показатель качества образования/ A.B. Дорофеев// Высшее образование в России. — 2005. — № 4. -С.30−33.
- Дорофеев, A.B. Профессиональная компетентность как показатель качества образования/ A.B. Дорофеев// Высшее образование в России. — 2005. — № 4.-С.30−33.
- Душков, Б.А. Основы инженерной психологии/ Б. А. Душков. — М.: Наука, 1986. 371 с.
- Дядечкин, В.П. Психофизиологические резервы повышения работоспособности: Учебное пособие/ В. П. Дядечкин. Минск: Вышэйшая школа, 1990.- 145с.
- Егорычев, А.О. Психолого-педагогические основы профессионально-прикладной физической подготовки студентов вуза нефтегазового профиля: Монография/ А. О. Егорычев.- М.: Нефть и газ, РГУ нефти и газа им. И. М. Губкина, 2003, — 143с.
- Ендальцев, Б.В. Физическая культура, здоровье и работоспособность человека в экстремальных экологических условиях: Монография/ Б. В. Ендальцев, — СПб.: МО РФ, 2008.- 198 с.
- Еремин, A.JI. Особенности развития эмоционального стресса у лиц с различной физической работоспособностью: Автореф. дис. канд. мед. наук/ А. Л. Еремин, — М., 1990.- 25с.
- Забродин, Ю.М. Модель личности в психодиагностике/ Ю. М. Забродин. -М.: Наука, 1994. 190 с.
- Загвязинский В.И. Теория обучения: Современные интерпретации: Учебное пособие/ В. И. Загвязинский. — М.: Академия, 2001. — 188с.
- Зеер, Э.Ф. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования/ Э. Ф. Зеер, Э.Э. Сыманюк// Высшее образование в России. -2005. № 4. — С.23−29.
- Зеер, Э.Ф. Психология профессионального образования: Учебное пособие для вузов/ Э. Ф. Зеер. — М.: изд-во Моск. псих.-соц. ин-та, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2003. 480 с.
- Зеер, Э.Ф. Психология профессионального развития: Учебное пособие/ Э. Ф. Зеер. м.: Академия, 2007. — 240с.
- Зеленецкая, Т.А. О формировании компетентностей/ Т.А. Зеленецкая// Высшее образование в России-2005—№ 6.-С. 108−111.
- Зюзин, Д.М. Качество подготовки специалистов как социальная проблема/ Д. М. Зюзин. -М.: Наука, 1992.- 99 с.
- Иванова, Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности/Е.М. Иванова. -М.: МГУ, 1992 99 с.
- Иванова, H.JI. Социальная идентичность и профессиональный опыт личности: Монография/ H.JI. Иванова, Е. В. Конева.- Яросл. гос. пед. ун-т им. К. Д. Ушинского, Междунар. акад. психол. наук. Ярославль, 2003. — 131 с.
- Идиатулин, B.C. Когнитивные факторы обучения/ B.C. Идиатулин// Образовательные технологии.-2004.- № 1.- С. 74−75.
- Ильин, Е.П. Оптимальные характеристики работоспособности человека: Учебник/Е.П. Ильин. Л., 1968.- 175с.
- Каменев, А.И. Активные методы обучения/ А. И. Каменев. М.: Педагогика, 1989.-210 с.
- Каммерер, Ю.Ю. Аварийные работы в очагах поражения: Учебное пособие/ Ю. Ю. Каммерер, А. Е. Харкевич. М.: Энергоатомиздат, 1990.- 158с.
- Карцев, И.Д. О группировке профессий для прикладной физической подготовки/ И. Д. Карцев, С.А. Полиевский// Теория и практика физической культуры.- 1989.- № 6.- С. 34−38.
- Карцев, И.Д. Физиологические критерии профессиональной годности к различным профессиям/ И. Д. Карцев.- М. ¡-Медицина, 1988.
- Квалификационные требования и методические рекомендации по проведению аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей.- М.: МЧС РФ, 2008.- 25с.
- Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения/ Е. А. Климов. — Ростов на Дону: Феникс, 1996. — 509 с.
- Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения: Учебное пособие/ Е. А. Климов. — М.: Академия, 2007. 304с.
- Ковалевский В. Ф! Профессиональная компетентность специалиста/ В. Ф. Ковалевский. М., 1997.- С. 38−52.
- Коваленко, В.А. Физическая культура в обеспечении здоровья и профессиональной психофизической готовности студентов/ В.А. Коваленко// В сб.: Физическая культура и спорт в Российской Федерации (студенческий спорт).- М.: «Полиграф-сервис», 2002.- С.43−66.
- Козин, Э.М. Основы индивидуального здоровья человека: Введение в общую и прикладную валеологию: Учебное пособие/ Э. М. Козин, Н. Г. Блинова, H.A. Литвинова.- М: ВЛАДОС, 2000.- 192с.
- Копылов Н.П. О сводах правил, содержащих требования пожарной безопасности на аэродромах и порядке их применения/Н.П. Копылов// Пожарное и спасательное дело.- 2009.-№ 5.- С. 21−22.
- Котик, М.А. Безопасность труда. Психологические аспекты: Учебное пособие/М.А. Котик. М.: Знание, 1989.
- Крылова, Г. С. Предотвращение и локализация пожаров воздушных судов на земле с помощью пен: Учебное пособие/ Г. С. Крылова. М.: Транспорт, 2001.- 95с.
- Кузьмин, Е.С. Психология в управлении/ Е. С. Кузьмин. Л., 1983. — 192 с.142
- Кузьмина H.B. Понятие «педагогическая система» и критерии ее оценки: Методы системного педагогического исследования/ Н. В. Кузьмина. — М., 1980.-368 с.
- Кузьмина, Н.В. Методы системного педагогического исследования/ Н. В. Кузьмина. Л.: Изд-во ЛГУ, 1980. — 172 с.
- Курносов, Г. В. Морально-психологическая подготовка курсантов вузов МЧС России в процессе обучения/ Г. В. Курносов// Тезисы 2-й Междунар. науч.-практ. конф.- Смоленск, 2006. — С. 57- 64.
- Курносов, Г. В. Проблемы адаптации и методика формирования психологической устойчивости личности к негативным факторам профессиональной деятельности/ Г. В. Курносов// Вестник Санкт-Петербургского института ГПС МЧС России.- 2006.- № 4 (15). С. 45−48.
- Курносов, Г. В. Психолого-педагогические особенности подготовки сотрудников МЧС России к профессиональной деятельности в условиях риска/ Г. В. Курносов// Антитеррор. Проблемы глобальной безопасности.- 2008.-№ 1.-С. 67−82.
- Курносов, Г. В. Формирование психологической готовности курсантов в процессе тактико-специальной подготовки: уч.-методич. пособие/ Г. В. Курносов, — СПб, СПб УГПС МЧС России, 2007. 58с.
- Левитан, K.M. Основы педагогической деонтологии/ K.M. Левитан. М.: Наука, 1995.-С. 31.
- Левитин, И.Е. О состоянии и перспективах развития гражданской авиации в Российской Федерации/И.Е. Левитин// Транспортная безопасность.- 2006.-№ 4.- С. 14−15.
- Ленев, Ю.А. Формирование профессиональных качеств у курсантов: Ав-тореф. дис. канд. пед. наук/ Ю. А. Ленев. М., 1993. — 25 с.
- Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность/ А. Н. Леонтьев. М.: Политиздат, 1989.-302с.
- Лихачев, Б.Т. Воспитательные аспекты обучения/ Б. Т. Лихачев. М.: Просвещение, 1982. — 191 с.
- Лобанов, Л.П. Профессиональна компетентность/ Л.П. Лобанов// Военная мысль.- 1991.-№ 7.- С.24−29.
- Ломов, Б.Ф. Человек и техника. Очерки инженерной психологии/ Б. Ф. Ломов —М.: Советское радио, 1986. -464 с.
- Макаренко, A.C. Выбор профессии/ A.C. Макаренко: Соч. в 7 томах. М.: Педагогика, 1958-т.4 — С.392−394.
- Макарова, А.К. Анализ профессиональной компетентности специалиста/
- A.К. Макарова// Советская педагогика.- 1990.- № 8.- С. 62−71.
- Малыгина, Е.А. Проблемы управления профессиональной подготовкой сотрудников МЧС к действиям в чрезвычайных ситуациях/ Е.А. Малыгина// Вестник Санкт-Петербургского института ГПС МЧС России, № 1. СПб.: -СПбИ ГПС МЧС России, 2003. С. 78−82.
- Марищук, В.Л. Методики психодиагностики в спорте: Учебник/
- B.Л.Марищук.- 2-е изд., доп. и испр.- М.: Просвещение, 1990.- 256с.
- Марищук, В.Л. Принципы и методы обучения в военной педагогике и физической подготовке/ В. Л. Марищук, Г. А. Щуревич. СПб.: ВИФК, 1992. -59 с.
- Маркова, А.К. Психология профессионализма: Учебник/ А. К. Маркова. — М., 1996.-245с.
- Маркова, А.К. Формирование мотивации учения/ А. К. Маркова. М.: Просвещение, 1990.— 191 с.
- Матяш, Н.В. Самовоспитание профессиональной компетентности будущего технического специалиста: Автореф. дис. .канд. пед. наук/ Н. В. Матяш.-М., 1994.-25 с.
- Медведев, В.И. Устойчивость физиологических и психологических функций человека при воздействии экстремальных ситуаций/ В. И. Медведев. -Л.: Наука, 1989.- 125с.
- Михно, Е.П. Ликвидация последствий аварий и стихийных бедствий: Монография/Е.П.Михно. М.: Атомиздат, 1989.- 125с.
- Неверкович, С.Д. Игровые методы подготовки кадров/ С. Д. Неверкович,
- B.В.Давыдов. М.: Высшая школа, 1995. — 206 с.
- Нечаев, H.H. Психолого-педагогические аспекты подготовки специалистов в вузе/ H.H. Нечаев. М.: Изд-во МГУ, 1985. — 145 с.
- Никулин, Н.Ф. Отраслевая система качества профессиональной подготовки и сертификации специалистов пожарной безопасности/ Н. Ф. Никулин,
- C.Г.Лобарь// Транспортная безопасность.- 2006.- № 4.- С. 23−25.
- Новиков, A.M. Организация и проведение обучения безопасному выполнению работ на учебном тренировочном полигоне/ A.M. Новиков. М.: Изд. ЦБНТИ ММСС СССР, 1988.
- Новиков, A.M. Об аспектах и уровнях развития профессиональной культуры специалиста: Учебное пособие/ A.M. Новиков. М.: Академия, 2005. — 54с.
- Нормы времени на работы, выполняемые аэродромными службами предприятий гражданской авиации: Методические рекомендации. М.: Гос-НИИГА, 1998. — 124с.
- Организация пожарной безопасности на аэродромах гражданской авиации. -М.: Транспорт, 1997.- 115с.
- Основы управления в чрезвычайных ситуациях: Информ. бюллетень.-Новогорск: АГЗ, 1996.- 58с.
- Петровская, Л.А. Компетентность специалиста/ Л. А. Петровская. — М.: МГУ, 1989.-216 с.
- Поваренков, Ю.П. Психологическое содержание профессионального становления человека / Ю. П. Поваренков. М.: Изд-во УРАО, 2002. -160 с.
- Положение «Об Управлении государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности Федеральной службы по надзору в сфере транспорта»: К приказу от 12 апреля 2010 г. № ГК-334фс.- М., 2010.
- Проходимова, Е.М. Особенности формирования личности специалиста в системе инженерно-технического образования/ Е.М. Проходимова// «Вестник Санкт-Петербургского института ГПС МЧС России, 2006, № 4.- С. 6769.
- Пряжников, Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение/ Н. С. Пряжников. -М. Воронеж, 1996. — 123 с.
- Психология формирования и развития личности/ Под ред.: Л. И. Анциферова. М., 1981.- 239 с.
- Решетов, З.А. Психологические основы профессионального обучения/ З. А. Решетов. М.: Изд-во МГУ, 1985. — 207 с.
- Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии/ С. Л. Рубинштейн. — СПб.: Питер Ком, 1998. -705с.
- Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии/ С. Л. Рубинштейн. СПб.: Питер Ком, 1986. -705с.
- Руководство по эксплуатации гражданских аэродромов Российской Федерации (РЭГА РФ 99) — М.: Воздушный транспорт, 2000. — 231 с.
- Рыжов, В.А. Профессиональная подготовка/ В.А. Рыжов// Профессионально-техническое образование—1990 —№ 6 — С. 41−44.
- Савин, М.В. Комплексное использование робототехнических средств для проведения разведки на пожаре/ М. В. Савин, A.A. Денисов, А.Ю. Картеничев// Средства спасения. Противопожарная защита. Российские инновационные системы.- 2009.- № 10.- С. 19−20.
- Северин, H.H. Управление физической подготовкой личного состава подразделений государственной противопожарной службы МЧС России с учетом особенностей профессиональной деятельности: Автореф. дис. .канд. пед. наук/Н.Н.Северин- ВИФК.- СПб., 2005.- 28с.
- Сосунов, М.В. Средства спасения экипажей воздушных судов при проведении аварийно-спасательных работ/ М.В. Сосунов// Проблемы безопасности полетов. 2008.-№ 5. — С.12−14.
- Спицын, А.И. Педагогическая характеристика личности профессионала/ А. И. Спицын.-М.: ЦИТиС, 2005. 120 с.
- Справочник специалиста аварийно-спасательной службы. М.: Воениз-дат, 1989.- 158с.
- Стригельская, И.Ю. Учет психофизиологических особенностей деятельности сотрудников ГПС МЧС России в процессе подготовки в вузе/ И.Ю. Стригельская// Вестник Санкт-Петербургского института ГПС МЧС России.- СПб., 2003. С. 45−47.
- Судаков, A.B. Функциональные системы организма/ A.B. Судаков.- М.: Медицина, 1987.- 136с.
- Суходольский, Г. В. Абстрактная модель деятельности специалиста и ее реализация/ Г. В. Суходольский// Вестник СПбГУ.- 1995. -№ 11.- С.46−48.
- Тараканов, Н.Д. Комплексная организация спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ/ Н. Д. Тараканов, В. В. Овчинников. М.: Энергоатомиздат, 1994.
- Типовой, проект организации труда в аэродромной службе предприятия гражданской авиации: Утв. МГА 3.12.99. М.: Воздушный транспорт, 2000. — 120с.
- Типовые проекты организации рабочих мест работников аэродромной службы. М.: Воздушный транспорт, 1993. — 48с.
- Федорец, А.Г. Основные направления совершенствования системы обеспечения пожарной безопасности в гражданской авиации на основе методологии управления пожарными рисками/А.Г. Федорец// Пожарное и спасательное дело.- 2009.-№ 5.- С. 27−28.
- Федосеев, A.A. Психологические условия эффективной деятельности руководителя спасательно-пожарного формирования при ликвидации чрезвычайных ситуаций: Автореф. дис. .канд. пед. наук/А.А. Федосеев. — СПб., 2005.-26 с.
- Федосеев, A.A. Психологические условия эффективной деятельности руководителя спасательно-пожарного формирования при ликвидации чрезвычайных ситуаций: Автореф. дис. .канд. пед. наук/А.А. Федосеев. — СПб., 2005.-26 с.
- Фокин, Ю.Г. Теория и технология обучения: деятельностный подход/ Ю. Г. Фокин. М.: Академия, 2006. — 240 с.
- Фонарев, А.Р. Развитие личности в процессе профессионализации/ А.Р. Фонарев// Вопросы психологии.- 2004.- № 6.- С. 72−83.148
- Холодов, Ж.К. Программированное обучение в теории и практике физической культуры: Учебное пособие/ Ж. К. Холодов, B.C. Кузнецов, В. П. Попов, Т. П. Юшкевич и др.- Минск: Полымя, 1990.- 129с.
- Черток, В.Б. Пожарная безопасность эксплуатации воздушных судов гражданской авиации/В .Б. Черток//Транспортная безопасность и технологии.-2008, — № 4.- С. 34−36.
- Чумаков, Б.Н. Профессионализм и соматическое здоровье/ Б.Н. Чумаков/ Мат.-лы междунар. конф.: Организация и методика учебного процесса, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы. -Ч.2.- М.: Изд-во МГУ, 2000, — С.64−69.
- Шевырев, A.B. Технология решения творческих проблем/ A.B. Шевырев. -Белгород, 1995.-С.169.
- Шойгу, С.К. Охрана труда спасателя/ С. К. Шойгу, С. М. Кудинов, А. Ф. Неживой, А. В. Герокарис.-М.: Академия, 1998.- 158с.
- Шойгу, С.К. Учебник спасателя/ С. К. Шойгу, С. М. Кудинов, А. Ф. Неживой, С. А. Ножевой.- М., 1997.- 345с.
- Эксплуатация аэродромов: Справочник / Под ред. Л. И. Горецкого М.: Транспорт, 1990. — 287 с.
- Юдин, В.В. Концепция педагогической технологии (элементы теории)/ В.В. Юдин// Педагогические технологии — 2007 — № 1. С. 37−45.1. На иностранном языке
- Cottel R.B. Handbook of multivariate experimental psychology/ R.B.Cottel. — Chicago: M. Nally, 1996.
- Hutchinson T., Waters A. English for Specific purposes/ T. Hutchinson, A. Waters/ A learning-centered approach. Cambridge: Cambridge University Press, 1996. — 183p.
- Lewin K. Group decision and social change/ K. Lewin//Readings in social psychology. N.Y. 61 947, 2002.
- Pasamore J.A. The Philosophy of teaching/ J.A. Pasamore. Cambridge Wni-vers. press, 1990. Penny Ur. Grammar Practice Activities. A practice guide to teachers. Cambridge University Press, 1992.
- Bales, R.F. Interaction process analysis: A method for the study of small groups/ R.F. Bales. Cambridge, 1992. — P. 29.
- Bennis, W. A theory of group development/ W. Bennis, H. Shhepard// Hum. Relat. 1996. — Vol. 9. — P. 415−437.
- Dugai J. Navarre Ray How to implement a successful physical fitness program/ J. Dugai // Fire Command, 1996. Vol. 53. — № 2. — P. 40−41.
- Folger, R. Organizational Justice and Human Resource Management/ R. Folger, R. Cropanzano. Thousand Oaks, CA: Sage, 1998.
- Hildebrand J.F. Stress research. Survey result/ J.F. Hildebrand// Fire Command, 1996. Vol. 51. — № 51. — P. 34−37.
- Hyman, J. Managing Employee Involvement and Participation/ J. Hyman, B. Mason. London: Sage, 1995.
- McGrath, J.E. Small group research. A syntesis and critique of the field/ J.E. McGrath, J. Altman. — N.Y.: Holt, Rinehard and Winston, 1996.
- Wright, P. Managerial Leadership/ P. Wright. London: Routledge, 1996.150