Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Профессиональная подготовка специалистов пожарной безопасности аэродромной службы с использованием тренировочных комплексов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В сложившейся ситуации следует более внимательно отнестись к проблемам профессиональной подготовки специалистов пожарной безопасности аэродромной службы, проанализировать не только наш отечественный опыт, но и достижения других стран. Характерной чертой совершенствования профессиональной подготовки должен стать смелый поиск путей и средств повышения уровня профессиональной подготовленности… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ АЭРОДРОМНОЙ СЛУЖБЫ
    • 1. 1. Основные подходы к совершенствованию системы профессиональной подготовки специалистов пожарной безопасности аэродромной службы
    • 1. 2. Характеристика принципов, лежащих в основе профессиональной подготовки специалистов пожарной безопасности аэродромной службы
    • 1. 3. Научно-теоретические предпосылки использования тренировочных комплексов в процессе профессиональной деятельности специалистов пожарной безопасности аэродромной службы
  • ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 2. 1. Организация исследования
    • 2. 2. Методы исследования
  • ГЛАВА 3. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ АЭРОДРОМНОЙ СЛУЖБЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТРЕНИРОВОЧНЫХ КОМПЛЕКСОВ
    • 3. 1. Факторы, определяющие высокую эффективность профессиональной деятельности специалистов пожарной безопасности аэродромной службы
    • 3. 2. Научное обоснование и разработка педагогической технологии профессиональной подготовки специалистов пожарной безопасности аэродромной службы с использованием тренировочных комплексов

    3.3. Психолого-педагогические условия, необходимые для реализации технологии профессиональной подготовки специалистов пожарной безопасности аэродромной службы с использованием тренировочных комплексов.

    ГЛАВА 4. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РАЗРАБОТАННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ АЭРОДРОМНОЙ СЛУЖБЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТРЕНИРОВОЧНЫХ КОМПЛЕКСОВ.

    4.1. Обоснование критериев и показателей оценки уровня профессиональной подготовленности специалистов пожарной безопасности аэродромной службы.

    4.2. Организация педагогического эксперимента.

    4.3. Результаты педагогического эксперимента и их обсуждение.

Профессиональная подготовка специалистов пожарной безопасности аэродромной службы с использованием тренировочных комплексов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность. Современная профессиональная деятельность специалиста пожарной безопасности аэродромной службы требует поиска новых подходов к организации их профессиональной подготовки, создания гибких систем обучения, обеспечивающих высокое качество профессиональной подготовленности, так как на данных специалистов возлагается высокая ответственность в процессе их профессиональной деятельности.

В последние годы значительно возросло количество аварий и катастроф на авиатранспорте. Это связано со старением и техническим износом авиатехники, разгулом терроризма, а нередко и с недостаточным уровнем профессиональной подготовленности экипажей воздушных судов. Специалисты пожарной безопасности аэродромной службы первыми приходят на помощь при ликвидации аварий на аэродромах. Не вызывает сомнений, что труд данной категории специалистов предъявляет повышенные требования к их здоровью, профессиональным, физическим и личностным качествам. В ряде исследований последних лет (B.C. Большаков, 2008; М. М. Верзилин, 2008;

B.А.Востротин, 2009; А. Н. Денисов, 2008; Г. С. Крылова, 2001; Н. Ф. Никулин,.

C.Г.Лобарь, 2006; А. Г. Федорец, 2009 и др.) отмечается, что специалисты пожарной безопасности аэродромной службы работают с высоким напряжением и сталкиваются с факторами неблагоприятного воздействия: высоким риском для жизни при ликвидации пожара на воздушном суднеособой техникой локализации пожаравоздействием на организм высоких температурработой в средствах индивидуальной защиты органов дыхания. Такие условия и характер труда специалистов пожарной безопасности аэродромной службы вынуждает рассматривать процесс их подготовки как индивидуальный, который предъявляет повышенные требования к уровню их психической и физической готовности к профессиональной деятельности.

Службы управления персоналом авиационных компаний подходят к решению этой проблемы на основании тщательного подбора и отбора кадров. 4.

Известно, что некоторые характеристики, входящие в психическую и профессиональную готовность, обладают значительной консервативностью. К таким можно отнести свойства нёрвной системы, психофизиологические показатели. Другие показатели обладают достаточной лабильностью — физические качества и работоспособность.

Современные тенденции формирования профессионализма свидетельствуют, что до включения в деятельность неправомерно ожидать готовую профессиональную пригодность. Более верная стратегия состоит в том, чтобы «выявляя — строить, формировать» необходимые качества (Е.А.Климов, 1997; А. О. Егорычев, 2003). Следует также подчеркнуть, что формирование профессионала происходит в ходе деятельности, при вовлечении в которую человек входит с индивидуальными, только ему присущими, свойствами нервной системы, психофизиологическими показателями, уровнем развития физических, профессиональных качеств и работоспособности. Все это требует целенаправленного поэтапного профессионального развития личности специалиста пожарной безопасности аэродромной службы.

Между тем, анализ профессиональной деятельности данной категории специалистов свидетельствует, что многим из них не достает самостоятельности, инициативы, профессионализма в работе, психолого-педагогических знаний, умения работать в коллективе, проводить слаженные, эффективные действия в условиях локализации пожаров во время авиационных аварий, что негативно сказывается на результатах их профессиональной деятельности. Поэтому формирование профессиональных качеств, умений действовать слаженно и эффективно в составе пожарных расчетов, приобретает первостепенное значение.

Исследования, проведенные в последние годы, свидетельствуют о высокой эффективности применения тренировочных комплексов для отработки совместных действий по локализации пожаров в различных условиях (Е.А. Ал-дошина, 2010; Н. Н Северин, 2005; В. И. Ткачев, 2006 и др.).

Между тем, проведенный анализ литературы свидетельствует об отсутствии научно обоснованной технологии применения тренировочных комплексов в процессе профессиональной подготовки специалистов пожарной безопасности аэродромной службы. В настоящее время не нашли своего отражения в специальной и научной литературе вопросы, связанные с выявлением факторов, определяющих высокую эффективность применения тренировочных комплексов в системе профессиональной подготовкиобоснованием соответствующей методики для повышения уровня профессиональной подготовленности специалистов пожарной безопасности аэродромной службы.

Таким образом, актуальность исследования определяется:

— во-первых, значительным возрастанием роли пожарных расчетов аэродромной службы в обеспечении безопасности полетов;

— во-вторых, высокой значимостью поддержания необходимого уровня профессиональной готовности специалистов пожарной безопасности аэродромной службы;

— в-третьих, необходимостью существенного повышения эффективности процесса профессиональной подготовки специалистов пожарной безопасности аэродромной службы.

Настоящее исследование посвящено решению основной научной задачи, связанной с повышением уровня профессиональной подготовленности специалистов пожарной безопасности аэродромной службы.

Цель исследования заключается в теоретическом обосновании и разработке педагогической технологии, обеспечивающей высокой уровень профессиональной подготовленности специалистов пожарной безопасности аэродромной службы к действиям в чрезвычайных ситуациях на основе использования тренировочных комплексов.

Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что обеспечить высокий уровень профессиональной подготовленности специалистов пожарной безопасности аэродромной службы для действий в чрезвычайных ситуациях возможно, если:

— будут установлены факторы, определяющие высокую эффективность их профессиональной деятельности;

— научно обоснована и разработана педагогическая технология процесса профессиональной подготовки этих специалистов с использованием тренировочных комплексов, направленных на совершенствование профессиональных навыков и уменийразвитие смелости и решительностиповышение уровня физической подготовленностиформирование высокой степени психологической готовности и надежности действийразвитие умений действовать слаженно в составе поисково-спасательного подразделения;

— созданы психолого-педагогические условия, необходимые для практической реализации разработанной технологии профессиональной подготовки данной категории специалистов.

Объект исследования — профессиональная подготовка специалистов пожарной безопасности аэродромной службы.

Предмет исследования — профессиональная подготовка с преимущественным использованием тренировочных комплексов для обеспечения готовности специалистов пожарной безопасности аэродромной службы к эффективным коллективным действиям.

Задачи исследования:

1. Выявить особенности профессиональной деятельности специалистов пожарной безопасности аэродромной службы и требования, предъявляемые к уровню их профессиональной подготовленности.

2. Установить факторы, определяющие высокую эффективность профессиональной деятельности специалистов пожарной безопасности аэродромной службы.

3. Разработать педагогическую технологию профессиональной подготовки специалистов пожарной безопасности аэродромной службы с использованием тренировочных комплексов и обосновать психолого-педагогические условия для ее реализации.

4. Экспериментально проверить эффективность разработанной педагогической технологии профессиональной подготовки специалистов пожарной безопасности аэродромной службы с использованием тренировочных комплексов.

Теоретическую основу исследования составили основные положения материалистической диалектики, системного и деятельностного подходов (В.Г. Афанасьев, И. В. Блауберг, В. В. Давыдов, В. Н. Садовский и др.) — основные положения теории и организации профессиональной подготовки специалистов пожарной безопасности (C.B. Артамонов, Н. Г. Винокурова, В. А. Гадышев, A.A. Грешных и др.) — профессиональной подготовки сотрудников ГПС МЧС с использованием тренировочных комплексов (Е.А. Алдошина, H.H. Северин, В. И. Ткачев и др.).

Научная новизна исследования состоит в научном обосновании и разработке педагогической технологии профессиональной подготовки специалистов пожарной безопасности аэродромной службы с использованием тренировочных комплексов.

Выявлены особенности профессиональной деятельности специалистов пожарной безопасности аэродромной службы.

Установлены требования, которые предъявляет профессиональная деятельность к уровню подготовленности специалистов пожарной безопасности аэродромной службы.

Эти специалисты должны обладать: необходимыми профессиональными знаниями, умениями и навыкамисмелостью, решительностьюхорошим здоровьемвысоким уровнем физической подготовленностивысокой степенью психологической готовности к действиям в чрезвычайных ситуацияхсамоотверженностьюпсихофизиологической надежностью при ликвидации аварий на воздушном транспортеустойчивостью к воздействию неблагоприятных факторов профессиональной деятельностиразвитыми умениями действовать слаженно в составе поисково-спасательного подразделения.

Выявлены факторы, определяющие высокую эффективность профессиональной деятельности специалистов пожарной безопасности аэродромной службы. К ним относятся: использование в процессе профессиональной подготовки данных специалистов тренировочных комплексов, моделирующих коллективные практические действия при ликвидации аварий на авиатранспорте моделирование разных сторон профессиональной деятельности в процессе подготовкиформирование психофизиологической надежности действий в экстремальных ситуацияхулучшение показателей физической подготовленности и функционального состояния организмаувеличение удельного веса практических занятий, требующих проявления смелости, решительностиповышение уровня методической подготовленности преподавателей и руководителей занятийсоздание эффективной системы контроля над развитием профессиональных и личностных качеств в процессе профессиональной подготовки.

Обоснованы психолого-педагогические условия для эффективной реализации разработанной технологии профессиональной подготовки специалистов пожарной безопасности аэродромной службы с использованием тренировочных комплексов на развитие профессионально значимых качеств и психофизиологической надежности действийналичие мотивации и активности у специалистов к овладению профессиональными навыками, необходимыми при локализации пожаров на воздушном транспорте и спасении людейсоздание обстановки на занятиях для развития умений принимать правильные решения в экстремальных ситуацияхсоблюдение последовательности выполнения тренировочных комплексовучет уровня индивидуальной профессиональной подготовленности специалистов при овладении тренировочными комплексамивключение в содержание тренировочных комплексов действий, требующих проявления смелости, решительности, взаимовыручкиналичие объективной оценки выполнения профессиональных действий, входящих в содержание тренировочного комплекса.

Экспериментально подтверждена высокая эффективность разработанной педагогической технологии профессиональной подготовки специалистов пожарной безопасности аэродромной службы с использованием тренировочных комплексов.

Теоретическая значимость исследования состоит в получении научной информации и нового знания: об особенностях профессиональной деятельности современных специалистов пожарной безопасности аэродромной службыо требованиях, предъявляемых к профессиональной подготовленности данных специалистово факторах, определяющих высокую эффективность их профессиональной деятельностио содержании педагогической технологии их профессиональной подготовки с использованием тренировочных комплексов и психолого-педагогических условиях, необходимых для ее реализации.

Практическая значимость исследования заключается в разработке методических рекомендаций по использованию тренировочных комплексов в процессе профессиональной подготовки специалистов пожарной безопасности аэродромной службы с целью формирования необходимых профессиональных качеств и практических навыков для локализации пожаров на воздушном транспорте, ликвидации последствий аварий и авиакатастроф, а также для спасения людей.

Положения, выносимые на защиту:

1. Основными факторами, определяющими эффективность профессиональной деятельности специалистов пожарной безопасности аэродромной службы являются: использование в процессе их профессиональной подготовки тренировочных комплексов, раскрывающих содержание коллективных практических действий при ликвидации аварий на авиатранспорте и моделирование разных сторон профессиональной деятельности при локализации пожаров на воздушном транспорте и спасении людей.

2. Разработанная педагогическая технология профессиональной подготовки специалистов пожарной безопасности аэродромной службы с использованием тренировочных комплексов направлена на совершенствование профессиональных навыков и уменийразвитие смелости и решительностиповышение уровня физической подготовленностиформирование высокой степени психологической готовности и надежности действий в чрезвычайных ситуацияхразвитие умений действовать слаженно и сплоченно в составе поисково-спасательного подразделения.

3. Для практической реализации разработанной технологии профессиональной подготовки специалистов пожарной безопасности аэродромной службы, необходимы соответствующие психолого-педагогические условия. Основными из них являются: направленность тренировочных комплексов на развитие профессионально значимых качеств и психофизиологической надежности действийсоблюдение последовательности их выполненияналичие мотивации и активности у специалистов к овладению профессиональными навыками, необходимыми для эффективной локализации пожаров на воздушном транспорте и спасении людейсоздание обстановки на занятиях для развития умений принимать правильные решения в экстремальных ситуациях.

выводы.

1. Проведенный анализ профессиональной деятельности специалистов пожарной безопасности аэродромной службы позволили выявить характерные особенности этой деятельности.

На специалистов пожарной безопасности аэродромной службы возлагается: проведение работ по ликвидации пожаров на авиатранспорте и спасению людейвысокий уровень ответственности за результат выполнения профессиональных действийотмечается неравномерность распределения профессиональной нагрузкинеобходимость слаженных коллективных действий при ликвидации авиакатастроф и аварий на авиатранспортевыполнение профессиональных действий с большим риском для собственной жизни.

2. Профессиональная деятельность предъявляет высокие требования к уровню подготовленности специалистов пожарной безопасности аэродромной службы. Эти специалисты должны обладать: необходимыми профессиональными знаниями, умениями и навыкамисмелостью, решительностьюхорошим здоровьемвысоким уровнем физической подготовленностивысокой степенью психологической готовности к действиям в чрезвычайных ситуацияхсамоотверженностьюпсихофизиологической надежностью при ликвидации аварий на воздушном транспортеустойчивостью к воздействию неблагоприятных факторов профессиональной деятельностиразвитыми умениями действовать слаженно в составе поисково-спасательного подразделения.

3. В результате проведенного исследования были установлены факторы, определяющие высокую эффективность профессиональной деятельности специалистов пожарной безопасности аэродромной службы. К ним относятся: использование в процессе профессиональной подготовки данных специалистов тренировочных комплексов, моделирующих коллективные практические действия при ликвидации аварий на авиатранспорте (ранговый показатель 20,6%) — моделирование разных сторон профессиональ.

128 ной деятельности в процессе профессиональной подготовки (19,4%) — создание условий для саморазвития в процессе профессиональной подготовки (12,9%) — формирование психофизиологической надежности действий в экстремальных ситуациях (11,4%) — улучшение показателей физической подготовленности и функционального состояния организма (10,4%) — увеличение удельного веса практических занятий, требующих проявления смелости, решительности (9,2%) — повышение уровня методической подготовленности преподавателей и руководителей занятий (8,8%) — создание эффективной системы контроля над развитием профессиональных и личностных качеств в процессе профессиональной подготовки (7,3%).

4. В ходе поведенного исследования была разработана педагогическая технология применения тренировочных комплексов в процессе профессиональной подготовки специалистов пожарной безопасности аэродромной службы. Эта технология состоит из шести взаимосвязанных тренировочных комплекса, раскрывающих содержание профессиональной деятельности данных специалистов.

Первый комплекс содержит тренировку в организации и проведении работ со специальной техникой, применяемой при ликвидации пожаров на воздушном транспорте и спасении людейвторой — тренировку в организации поисково-спасательных работ аварийного воздушного транспортатретий — тренировку в проведении спасательных работ на воздушном транспортечетвертый — тренировку в отработке коллективных действий по тушению пожаров на воздушном транспорте в средствах защиты и дыхательных аппаратахпятый — тренировку в решении проблемных задач при локализации пожара на воздушном транспорте во время учений на полигоне и шестой содержит организацию мероприятий по подготовке и сдаче зачета на профессиональную пригодность.

5. В результате проведенного исследования были обоснованы психолого-педагогические условия, необходимые для эффективной реализации разработанной технологии профессиональной подготовки специалистов по.

129 жарной безопасности аэродромной службы, с использованием тренировочных комплексов. К ним относятся: направленность тренировочных комплексов на развитие профессионально значимых качеств и психофизиологической надежности действий (ранговый показатель составил 22,1%) — наличие мотивации и активности у специалистов к овладению профессиональными навыками, необходимыми при локализации пожаров на воздушном транспорте и спасении людей (19,7%) — создание обстановки на занятиях для развития умений принимать правильные решения в экстремальных ситуациях (17,0%) — соблюдение последовательности выполнения тренировочных комплексов (14,2%) — учет уровня индивидуальной профессиональной подготовленности специалистов при овладении тренировочными комплексами (10,8%) — включение в содержание тренировочных комплексов действий, требующих проявления смелости, решительности, взаимовыручки (8,3%) — наличие объективной оценки выполнения профессиональных действий, входящих в содержание тренировочного комплекса (7,9%).

6. Результаты педагогического эксперимента свидетельствуют о высокой эффективности разработанной педагогической технологии профессиональной подготовки специалистов пожарной безопасности аэродромной службы, с использованием тренировочных комплексов. У испытуемых экспериментальной группы наблюдались более выраженные положительные сдвиги в показателях, характеризующих психофизиологическую надежность действий, физическую работоспособность и профессиональную подготовленность, включающую уровень развития профессиональных навыков.

Так, по окончании педагогического эксперимента только 12,9% испытуемых контрольной группы имели высокий уровень развития профессиональных навыков, а в экспериментальной группе эта величина составила 37,2%. И, наоборот, количество лиц с относительно низким уровнем развития этих навыков в контрольной группе было 27,5%, а в экспериментальной.

9,3%. Объективным показателем высокой эффективности разработанной технологии служили показатели уровня развития профессиональной подготовленности у специалистов пожарной безопасности аэродромной службы. Личный состав экспериментальной группы более эффективно выполнял комплексные профессиональные задачи. В экспериментальной группе эти результаты в среднем были выше на 18−20% по сравнению с испытуемыми контрольной группы.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

1. В сложившейся ситуации следует более внимательно отнестись к проблемам профессиональной подготовки специалистов пожарной безопасности аэродромной службы, проанализировать не только наш отечественный опыт, но и достижения других стран. Характерной чертой совершенствования профессиональной подготовки должен стать смелый поиск путей и средств повышения уровня профессиональной подготовленности специалистов. Для достижения успеха необходимо: а) создание в поисково-спасательных подразделениях благоприятных психолого-педагогических условий для развития профессиональных навыковб) осознание и принятие всеми субъектами профессиональной подготовки специалистов системы ценностей с акцентированием внимания на развитии профессиональных навыковв) критерием эффективности процесса профессиональной подготовки с использованием тренировочных комплексов следует считать новаторский подход в создании психолого-педагогических условий для формирования профессиональных навыков.

2. Начальникам поисково-спасательных подразделений аэродромной службы в процессе профессиональной подготовки специалистов основные усилия следует сосредоточить:

— на развитии познавательной активности;

— на формировании способности быстро адаптироваться к чрезвычайным условиям профессиональной деятельности при ликвидации пожаров на воздушном транспорте и спасении людей;

— на развитии эмоционально-волевых черт характера, таких как смелость, решительность, упорство, самостоятельность, настойчивость, ответственность, трудолюбие, умение принимать правильные решения в экстремальных ситуациях.

3. В ходе проведения занятий активнее применять методы развития профессиональных навыков коллективных действий.

4. В ходе практических занятий на полигонах регулярно отрабатывать комплексные упражнения, учитывающие особенности тушения пожаров на воздушном транспорте и спасения людей.

5. На занятиях с использованием тренировочных комплексов применять разработанные в диссертации рекомендации по развитию смелости, решительности, морально-волевой устойчивости, упорства и настойчивости.

6. Соблюдать последовательность выполнения тренировочных комплексов в процессе профессиональной подготовки.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Н.В. Использование моделирования при обучении пожарных/ Н.В. Алексеева// Проблемы обеспечения безопасности при чрезвычайных ситуациях: Материалы международной научно-практической конференции. СПб., 2004. — С.15−19.
  2. , Б.Г. О проблемах современного человекознания/ Б. Г. Ананьев. -М.: Наука, 1977.-380 с.
  3. , В.А. Педагогические технологии/В.А. Андреева М.: Профессионал, 2001.-32 с.
  4. , Л.А. Дидактические игры как средство развития профессионально значимых качеств будущего специалиста: Автореф. дис. .канд. пед. наук/ Л. А. Андреева. Орел, 1999. — 28 с.
  5. , П.К. За творческое сотрудничество философов с физиологами/ П. К. Анохин.-М.: Наука, 1966.-291 с.
  6. , Г. Л. Медицинская валеология: Учебное посо-бие/Г.Л.Апанасенко, Л. А. Попова.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2000.- 248с.
  7. , С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы/ С. И. Архангельский. М., 1980. — 273 с.
  8. , В.Г. Мотивация поведения и формирование личности/ В. Г. Асеев. -М.: Мысль, 1976. 158 с.
  9. , В.Г. Научное управление обществом: опыт системного исследования/ В. Г. Афанасьев.- М.: Политиздат, 1973. 365 с.
  10. , Г. А. Нравственная культура личности. Основы советского воинского этикета/ Г. А. Ашев. М.: ВПА, 1981. — 40 с.
  11. , Ю.К. Интенсификация процесса обучения/ Ю. К. Бабанский. -М.: Знание, 1987. 78 с.
  12. , Ю.К. Интенсификация процесса обучения/ Ю. К. Бабанский. -М.: Знание, 1987. 78 с.
  13. , С.А. Социально-психологические аспекты изучения личности и коллектива/ С. А. Багрецов, В. А. Кулганов, И. П. Горелов. СПб.: ВИКА, 1996.-305 с.
  14. , A.C. Карьера и профессиональные компетенции специалистов/ A.C. Бажин// Высшее образование сегодня.- 2007.-№ 9.- С. 37−44.
  15. , В.И. Компетенции в профессиональном образовании. (К освоению компетентностного подхода)/ В.И. Байденко// Высшее образование в России. 2004. -№ 11. -С. 59−63.
  16. , Л.В. Подготовка специалистов служб авиационной безопасности в учебном центре ЗАО «АэроМАШ-АБ»/ Л.В. Балацкая// Транспортная безопасность.- 2006.- № 4.- С. 11−12.
  17. , A.B. Военно-педагогическая диагностика (Теория, опыт, проблемы)/ A.B. Барабанщиков, П. П. Дерюгин. М.: Военный университет, 1995. — 107 с.
  18. , A.B. Самовоспитание и самообразование офицеров: Вопросы воинского воспитания/ А. В. Барабанщиков. М.: ВПА, 1985. — 256с.135
  19. , П.Н. Интенсификация учебно-воспитательного процесса в вузе/ П. Н. Барашков, М. И. Житницкий, A.M. Захаров. JL: ВАС, 1990. — 212 с.
  20. , С.Я. Профессиональная педагогика/ С. Я. Батышев. —М.: Педагогика, 1999.-504 с.
  21. , А.К. Меры безопасности при ликвидации последствий стихийных бедствий и производственных аварий: Учебное пособие/ А. К. Бахтин. М.: Энергоатомиздат, 1994.- 115с.
  22. , А.К. Техника безопасности при выполнении неотложных аварийно-восстановительных работ в условиях чрезвычайных ситуаций/ А. К. Бахтин. М.: Атомиздат, 1989.- 125с.
  23. , В.Д. Библиотека экстремальных ситуаций/ В. Д. Беляков, A.A. Дегтярев, Ю. Г. Иванников. М.: ГНПП «Аэрогеология», 1995. — 185с.
  24. , Р. Развитие «Я-концепции» и воспитание/ Р.Бернс. — М.: Мысль, 1986.- 66 с.
  25. , В.П. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов/ В. П. Беспалько. — М.: Высшая школа, 1989. — 141 с.
  26. , С.А. Моделирование как стратегия современного образования/ С. А. Бешенков // Инновации в образовании.- 2007.- № 6.- С. 21−26.
  27. , И.В. Становление и сущность системного подхода/ И.В.Б л аумберг, Э. Г. Юдин. М.: Наука, 1983. — 270 с.
  28. , В.А. Моральные качества личности: (их сущность, структура, типология и особенности формирования в социалистическом обществе)/ В. А. Блюмкин. Воронеж: Изд-во ун-та, 1974. — 185 с.
  29. , Б.Г. Основные виды деятельности и психологическая пригодность к службе в системе органов внутренних дел: Справочное пособие/ Б. Г. Бовин.-М., 1997.-344 с.
  30. , Е.Д. Научные основы и принципы управления процессом формирования личности в социалистическом воинском коллективе: Авто-реф. дис.. канд. филос. наук/ Е.Д. Богатырев- ВПА. М., 1980. — 19с.
  31. , В.А. Систематическое моделирование личности в социальной психологии/ В. А. Богданов. JL: Изд-во ЛГУ, 1987. — 142 с.
  32. , A.A. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения / A.A. Бодалев. М.: Флинта: Наука, 1998.-168 с.
  33. , A.A. Личность и общение. Психолого-педагогические проблемы взаимодействия в коллективе/ A.A. Бодалев. М., 1989. — 272с.
  34. , A.A. Личность и общение. Психолого-педагогические проблемы формирование личности/ A.A. Бодалев. М., 1983. — 272 с.
  35. , В.А. Психология профессиональной пригодности/ В. А. Бодров. -М.: ПЕР СЭ, 2001.-511 с.
  36. , А.Э. Теория и практика игрового обучения специалистов физической подготовки и спорта: Монография/ А. Э. Болотин.- СПб.: Гос. Академия спорта, 2000.- 221с.
  37. , B.C. Обучение в области пожарной безопасности/ B.C. Большаков// Пожарное и спасательное дело.- 2008.-№ 4.- С. 18−19.
  38. , Г. А. Актуальные проблемы современной профессиональной подготовки/ Г. А. Бордовский// Подготовка специалистов в области образо137вания. Основные направления совершенствования. СПб., 1996. — Вып. IV. -С. 14−18.
  39. , Л.Ф. Психодиагностика личности/ Л. Ф. Бурлачук. Киев: Здоровья, 1989.- 154с.
  40. , О.Н. Психолого-педагогические основы формирования профессиональной деятельности/ О. Н. Бурмыкина, Н. А. Нечаев. М.: Изд-во МГУ, 1998. — 166с.
  41. , А.К. Меры безопасности при ликвидации последствий стихийных бедствий и производственных аварий/ А. К. Вахтин, — М., Энергоатомиздат, 1994.- 125с.
  42. , Н.Е. Модель позиционного обучения/ Н.Е. Веракса// Вопросы психологии 1994 —№ 3- С. 192.
  43. , A.A. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: Метод, пособие/ A.A. Вербицкий. М.: Высшая школа, 1991. — 207с.
  44. , И.П. Влияние лидерства и руководства на групповую динамику в условиях стресса/ И. П. Волков, А. И. Захаров и др.// Руководство и лидерство: Опыт социально-психологического исследования. JI.: Лениздат, 1987. -С. 53−61.
  45. , A.M. Интеллектуальные качества и их развитие/ A.M. Воробьев.-М.:ВПА, 1976.-40 с.
  46. , В.А. Нормативно-правовое регулировании в сфере обеспечения пожарной безопасности, гражданской обороны и предупреждения чрезвычайных ситуаций/В .А. Востротин//Пожарное и спасательное дело.- 2009.-№ 5.- С. 15−16.
  47. , A.C. Введение в социологическое исследование профессиональной деятельности. Методология, исследовательские практики/ A.C. Готлиб. М.: Флинта, 2005. — 382 с.
  48. , K.M. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы/ K.M. Гуревич. М.: Наука, 1990.- 225с.
  49. , В.П. Теоретические и методические основы моделирования процесса профессиональной подготовки специалиста/ В. П. Давыдов, O.A. Рахимов // Инновации в образовании. -2002, — № 2.- С. 62−83.
  50. , H.A. Как быстро научиться интересно и эффективно обучать специалистов: Учебно-метод. пособие/ H.A. Давыдов, H.A. Бойченко. Симферополь: Изд-во «Таврия», 1992.- 145с.
  51. , А.Н. К вопросу моделирования оперативно-тактической деятельности пожарных подразделений аэродромной службы гражданской авиации/А.Н. Денисов// Пожарное и спасательное дело.- 2008.-№ 4.- С. 2526.
  52. , Ю.И. О Техническом регламенте «О требованиях пожарной безопасности»/ Ю.И. Дешевых// Пожарное и спасательное дело.- 2009.-№ 5.-С. 17−18.
  53. , A.B. Профессиональная компетентность как показатель качества образования/ A.B. Дорофеев// Высшее образование в России. — 2005. — № 4. -С.30−33.
  54. , A.B. Профессиональная компетентность как показатель качества образования/ A.B. Дорофеев// Высшее образование в России. — 2005. — № 4.-С.30−33.
  55. , Б.А. Основы инженерной психологии/ Б. А. Душков. — М.: Наука, 1986. 371 с.
  56. , В.П. Психофизиологические резервы повышения работоспособности: Учебное пособие/ В. П. Дядечкин. Минск: Вышэйшая школа, 1990.- 145с.
  57. , А.О. Психолого-педагогические основы профессионально-прикладной физической подготовки студентов вуза нефтегазового профиля: Монография/ А. О. Егорычев.- М.: Нефть и газ, РГУ нефти и газа им. И. М. Губкина, 2003, — 143с.
  58. , Б.В. Физическая культура, здоровье и работоспособность человека в экстремальных экологических условиях: Монография/ Б. В. Ендальцев, — СПб.: МО РФ, 2008.- 198 с.
  59. , A.JI. Особенности развития эмоционального стресса у лиц с различной физической работоспособностью: Автореф. дис. канд. мед. наук/ А. Л. Еремин, — М., 1990.- 25с.
  60. , Ю.М. Модель личности в психодиагностике/ Ю. М. Забродин. -М.: Наука, 1994. 190 с.
  61. В.И. Теория обучения: Современные интерпретации: Учебное пособие/ В. И. Загвязинский. — М.: Академия, 2001. — 188с.
  62. , Э.Ф. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования/ Э. Ф. Зеер, Э.Э. Сыманюк// Высшее образование в России. -2005. № 4. — С.23−29.
  63. , Э.Ф. Психология профессионального образования: Учебное пособие для вузов/ Э. Ф. Зеер. — М.: изд-во Моск. псих.-соц. ин-та, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2003. 480 с.
  64. , Э.Ф. Психология профессионального развития: Учебное пособие/ Э. Ф. Зеер. м.: Академия, 2007. — 240с.
  65. , Т.А. О формировании компетентностей/ Т.А. Зеленецкая// Высшее образование в России-2005—№ 6.-С. 108−111.
  66. , Д.М. Качество подготовки специалистов как социальная проблема/ Д. М. Зюзин. -М.: Наука, 1992.- 99 с.
  67. , Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности/Е.М. Иванова. -М.: МГУ, 1992 99 с.
  68. , H.JI. Социальная идентичность и профессиональный опыт личности: Монография/ H.JI. Иванова, Е. В. Конева.- Яросл. гос. пед. ун-т им. К. Д. Ушинского, Междунар. акад. психол. наук. Ярославль, 2003. — 131 с.
  69. , B.C. Когнитивные факторы обучения/ B.C. Идиатулин// Образовательные технологии.-2004.- № 1.- С. 74−75.
  70. , Е.П. Оптимальные характеристики работоспособности человека: Учебник/Е.П. Ильин. Л., 1968.- 175с.
  71. , А.И. Активные методы обучения/ А. И. Каменев. М.: Педагогика, 1989.-210 с.
  72. , Ю.Ю. Аварийные работы в очагах поражения: Учебное пособие/ Ю. Ю. Каммерер, А. Е. Харкевич. М.: Энергоатомиздат, 1990.- 158с.
  73. , И.Д. О группировке профессий для прикладной физической подготовки/ И. Д. Карцев, С.А. Полиевский// Теория и практика физической культуры.- 1989.- № 6.- С. 34−38.
  74. , И.Д. Физиологические критерии профессиональной годности к различным профессиям/ И. Д. Карцев.- М. ¡-Медицина, 1988.
  75. Квалификационные требования и методические рекомендации по проведению аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей.- М.: МЧС РФ, 2008.- 25с.
  76. , Е.А. Психология профессионального самоопределения/ Е. А. Климов. — Ростов на Дону: Феникс, 1996. — 509 с.
  77. , Е.А. Психология профессионального самоопределения: Учебное пособие/ Е. А. Климов. — М.: Академия, 2007. 304с.
  78. Ковалевский В. Ф! Профессиональная компетентность специалиста/ В. Ф. Ковалевский. М., 1997.- С. 38−52.
  79. , В.А. Физическая культура в обеспечении здоровья и профессиональной психофизической готовности студентов/ В.А. Коваленко// В сб.: Физическая культура и спорт в Российской Федерации (студенческий спорт).- М.: «Полиграф-сервис», 2002.- С.43−66.
  80. , Э.М. Основы индивидуального здоровья человека: Введение в общую и прикладную валеологию: Учебное пособие/ Э. М. Козин, Н. Г. Блинова, H.A. Литвинова.- М: ВЛАДОС, 2000.- 192с.
  81. Н.П. О сводах правил, содержащих требования пожарной безопасности на аэродромах и порядке их применения/Н.П. Копылов// Пожарное и спасательное дело.- 2009.-№ 5.- С. 21−22.
  82. , М.А. Безопасность труда. Психологические аспекты: Учебное пособие/М.А. Котик. М.: Знание, 1989.
  83. , Г. С. Предотвращение и локализация пожаров воздушных судов на земле с помощью пен: Учебное пособие/ Г. С. Крылова. М.: Транспорт, 2001.- 95с.
  84. , Е.С. Психология в управлении/ Е. С. Кузьмин. Л., 1983. — 192 с.142
  85. H.B. Понятие «педагогическая система» и критерии ее оценки: Методы системного педагогического исследования/ Н. В. Кузьмина. — М., 1980.-368 с.
  86. , Н.В. Методы системного педагогического исследования/ Н. В. Кузьмина. Л.: Изд-во ЛГУ, 1980. — 172 с.
  87. , Г. В. Морально-психологическая подготовка курсантов вузов МЧС России в процессе обучения/ Г. В. Курносов// Тезисы 2-й Междунар. науч.-практ. конф.- Смоленск, 2006. — С. 57- 64.
  88. , Г. В. Проблемы адаптации и методика формирования психологической устойчивости личности к негативным факторам профессиональной деятельности/ Г. В. Курносов// Вестник Санкт-Петербургского института ГПС МЧС России.- 2006.- № 4 (15). С. 45−48.
  89. , Г. В. Психолого-педагогические особенности подготовки сотрудников МЧС России к профессиональной деятельности в условиях риска/ Г. В. Курносов// Антитеррор. Проблемы глобальной безопасности.- 2008.-№ 1.-С. 67−82.
  90. , Г. В. Формирование психологической готовности курсантов в процессе тактико-специальной подготовки: уч.-методич. пособие/ Г. В. Курносов, — СПб, СПб УГПС МЧС России, 2007. 58с.
  91. , K.M. Основы педагогической деонтологии/ K.M. Левитан. М.: Наука, 1995.-С. 31.
  92. , И.Е. О состоянии и перспективах развития гражданской авиации в Российской Федерации/И.Е. Левитин// Транспортная безопасность.- 2006.-№ 4.- С. 14−15.
  93. , Ю.А. Формирование профессиональных качеств у курсантов: Ав-тореф. дис. канд. пед. наук/ Ю. А. Ленев. М., 1993. — 25 с.
  94. , А.Н. Деятельность. Сознание. Личность/ А. Н. Леонтьев. М.: Политиздат, 1989.-302с.
  95. , Б.Т. Воспитательные аспекты обучения/ Б. Т. Лихачев. М.: Просвещение, 1982. — 191 с.
  96. , Л.П. Профессиональна компетентность/ Л.П. Лобанов// Военная мысль.- 1991.-№ 7.- С.24−29.
  97. , Б.Ф. Человек и техника. Очерки инженерной психологии/ Б. Ф. Ломов —М.: Советское радио, 1986. -464 с.
  98. , A.C. Выбор профессии/ A.C. Макаренко: Соч. в 7 томах. М.: Педагогика, 1958-т.4 — С.392−394.
  99. , А.К. Анализ профессиональной компетентности специалиста/
  100. A.К. Макарова// Советская педагогика.- 1990.- № 8.- С. 62−71.
  101. , Е.А. Проблемы управления профессиональной подготовкой сотрудников МЧС к действиям в чрезвычайных ситуациях/ Е.А. Малыгина// Вестник Санкт-Петербургского института ГПС МЧС России, № 1. СПб.: -СПбИ ГПС МЧС России, 2003. С. 78−82.
  102. , В.Л. Методики психодиагностики в спорте: Учебник/
  103. B.Л.Марищук.- 2-е изд., доп. и испр.- М.: Просвещение, 1990.- 256с.
  104. , В.Л. Принципы и методы обучения в военной педагогике и физической подготовке/ В. Л. Марищук, Г. А. Щуревич. СПб.: ВИФК, 1992. -59 с.
  105. , А.К. Психология профессионализма: Учебник/ А. К. Маркова. — М., 1996.-245с.
  106. , А.К. Формирование мотивации учения/ А. К. Маркова. М.: Просвещение, 1990.— 191 с.
  107. , Н.В. Самовоспитание профессиональной компетентности будущего технического специалиста: Автореф. дис. .канд. пед. наук/ Н. В. Матяш.-М., 1994.-25 с.
  108. , В.И. Устойчивость физиологических и психологических функций человека при воздействии экстремальных ситуаций/ В. И. Медведев. -Л.: Наука, 1989.- 125с.
  109. , Е.П. Ликвидация последствий аварий и стихийных бедствий: Монография/Е.П.Михно. М.: Атомиздат, 1989.- 125с.
  110. , С.Д. Игровые методы подготовки кадров/ С. Д. Неверкович,
  111. B.В.Давыдов. М.: Высшая школа, 1995. — 206 с.
  112. , H.H. Психолого-педагогические аспекты подготовки специалистов в вузе/ H.H. Нечаев. М.: Изд-во МГУ, 1985. — 145 с.
  113. , Н.Ф. Отраслевая система качества профессиональной подготовки и сертификации специалистов пожарной безопасности/ Н. Ф. Никулин,
  114. C.Г.Лобарь// Транспортная безопасность.- 2006.- № 4.- С. 23−25.
  115. , A.M. Организация и проведение обучения безопасному выполнению работ на учебном тренировочном полигоне/ A.M. Новиков. М.: Изд. ЦБНТИ ММСС СССР, 1988.
  116. , A.M. Об аспектах и уровнях развития профессиональной культуры специалиста: Учебное пособие/ A.M. Новиков. М.: Академия, 2005. — 54с.
  117. Нормы времени на работы, выполняемые аэродромными службами предприятий гражданской авиации: Методические рекомендации. М.: Гос-НИИГА, 1998. — 124с.
  118. Организация пожарной безопасности на аэродромах гражданской авиации. -М.: Транспорт, 1997.- 115с.
  119. Основы управления в чрезвычайных ситуациях: Информ. бюллетень.-Новогорск: АГЗ, 1996.- 58с.
  120. , Л.А. Компетентность специалиста/ Л. А. Петровская. — М.: МГУ, 1989.-216 с.
  121. , Ю.П. Психологическое содержание профессионального становления человека / Ю. П. Поваренков. М.: Изд-во УРАО, 2002. -160 с.
  122. Положение «Об Управлении государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности Федеральной службы по надзору в сфере транспорта»: К приказу от 12 апреля 2010 г. № ГК-334фс.- М., 2010.
  123. , Е.М. Особенности формирования личности специалиста в системе инженерно-технического образования/ Е.М. Проходимова// «Вестник Санкт-Петербургского института ГПС МЧС России, 2006, № 4.- С. 6769.
  124. , Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение/ Н. С. Пряжников. -М. Воронеж, 1996. — 123 с.
  125. Психология формирования и развития личности/ Под ред.: Л. И. Анциферова. М., 1981.- 239 с.
  126. , З.А. Психологические основы профессионального обучения/ З. А. Решетов. М.: Изд-во МГУ, 1985. — 207 с.
  127. , С.Л. Основы общей психологии/ С. Л. Рубинштейн. — СПб.: Питер Ком, 1998. -705с.
  128. , С.Л. Основы общей психологии/ С. Л. Рубинштейн. СПб.: Питер Ком, 1986. -705с.
  129. Руководство по эксплуатации гражданских аэродромов Российской Федерации (РЭГА РФ 99) — М.: Воздушный транспорт, 2000. — 231 с.
  130. , В.А. Профессиональная подготовка/ В.А. Рыжов// Профессионально-техническое образование—1990 —№ 6 — С. 41−44.
  131. , М.В. Комплексное использование робототехнических средств для проведения разведки на пожаре/ М. В. Савин, A.A. Денисов, А.Ю. Картеничев// Средства спасения. Противопожарная защита. Российские инновационные системы.- 2009.- № 10.- С. 19−20.
  132. , H.H. Управление физической подготовкой личного состава подразделений государственной противопожарной службы МЧС России с учетом особенностей профессиональной деятельности: Автореф. дис. .канд. пед. наук/Н.Н.Северин- ВИФК.- СПб., 2005.- 28с.
  133. , М.В. Средства спасения экипажей воздушных судов при проведении аварийно-спасательных работ/ М.В. Сосунов// Проблемы безопасности полетов. 2008.-№ 5. — С.12−14.
  134. , А.И. Педагогическая характеристика личности профессионала/ А. И. Спицын.-М.: ЦИТиС, 2005. 120 с.
  135. Справочник специалиста аварийно-спасательной службы. М.: Воениз-дат, 1989.- 158с.
  136. , И.Ю. Учет психофизиологических особенностей деятельности сотрудников ГПС МЧС России в процессе подготовки в вузе/ И.Ю. Стригельская// Вестник Санкт-Петербургского института ГПС МЧС России.- СПб., 2003. С. 45−47.
  137. , A.B. Функциональные системы организма/ A.B. Судаков.- М.: Медицина, 1987.- 136с.
  138. , Г. В. Абстрактная модель деятельности специалиста и ее реализация/ Г. В. Суходольский// Вестник СПбГУ.- 1995. -№ 11.- С.46−48.
  139. , Н.Д. Комплексная организация спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ/ Н. Д. Тараканов, В. В. Овчинников. М.: Энергоатомиздат, 1994.
  140. Типовой, проект организации труда в аэродромной службе предприятия гражданской авиации: Утв. МГА 3.12.99. М.: Воздушный транспорт, 2000. — 120с.
  141. Типовые проекты организации рабочих мест работников аэродромной службы. М.: Воздушный транспорт, 1993. — 48с.
  142. , А.Г. Основные направления совершенствования системы обеспечения пожарной безопасности в гражданской авиации на основе методологии управления пожарными рисками/А.Г. Федорец// Пожарное и спасательное дело.- 2009.-№ 5.- С. 27−28.
  143. , A.A. Психологические условия эффективной деятельности руководителя спасательно-пожарного формирования при ликвидации чрезвычайных ситуаций: Автореф. дис. .канд. пед. наук/А.А. Федосеев. — СПб., 2005.-26 с.
  144. , A.A. Психологические условия эффективной деятельности руководителя спасательно-пожарного формирования при ликвидации чрезвычайных ситуаций: Автореф. дис. .канд. пед. наук/А.А. Федосеев. — СПб., 2005.-26 с.
  145. , Ю.Г. Теория и технология обучения: деятельностный подход/ Ю. Г. Фокин. М.: Академия, 2006. — 240 с.
  146. , А.Р. Развитие личности в процессе профессионализации/ А.Р. Фонарев// Вопросы психологии.- 2004.- № 6.- С. 72−83.148
  147. , Ж.К. Программированное обучение в теории и практике физической культуры: Учебное пособие/ Ж. К. Холодов, B.C. Кузнецов, В. П. Попов, Т. П. Юшкевич и др.- Минск: Полымя, 1990.- 129с.
  148. , В.Б. Пожарная безопасность эксплуатации воздушных судов гражданской авиации/В .Б. Черток//Транспортная безопасность и технологии.-2008, — № 4.- С. 34−36.
  149. , Б.Н. Профессионализм и соматическое здоровье/ Б.Н. Чумаков/ Мат.-лы междунар. конф.: Организация и методика учебного процесса, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы. -Ч.2.- М.: Изд-во МГУ, 2000, — С.64−69.
  150. , A.B. Технология решения творческих проблем/ A.B. Шевырев. -Белгород, 1995.-С.169.
  151. , С.К. Охрана труда спасателя/ С. К. Шойгу, С. М. Кудинов, А. Ф. Неживой, А. В. Герокарис.-М.: Академия, 1998.- 158с.
  152. , С.К. Учебник спасателя/ С. К. Шойгу, С. М. Кудинов, А. Ф. Неживой, С. А. Ножевой.- М., 1997.- 345с.
  153. Эксплуатация аэродромов: Справочник / Под ред. Л. И. Горецкого М.: Транспорт, 1990. — 287 с.
  154. , В.В. Концепция педагогической технологии (элементы теории)/ В.В. Юдин// Педагогические технологии — 2007 — № 1. С. 37−45.1. На иностранном языке
  155. Cottel R.B. Handbook of multivariate experimental psychology/ R.B.Cottel. — Chicago: M. Nally, 1996.
  156. Hutchinson T., Waters A. English for Specific purposes/ T. Hutchinson, A. Waters/ A learning-centered approach. Cambridge: Cambridge University Press, 1996. — 183p.
  157. Lewin K. Group decision and social change/ K. Lewin//Readings in social psychology. N.Y. 61 947, 2002.
  158. Pasamore J.A. The Philosophy of teaching/ J.A. Pasamore. Cambridge Wni-vers. press, 1990. Penny Ur. Grammar Practice Activities. A practice guide to teachers. Cambridge University Press, 1992.
  159. Bales, R.F. Interaction process analysis: A method for the study of small groups/ R.F. Bales. Cambridge, 1992. — P. 29.
  160. Bennis, W. A theory of group development/ W. Bennis, H. Shhepard// Hum. Relat. 1996. — Vol. 9. — P. 415−437.
  161. Dugai J. Navarre Ray How to implement a successful physical fitness program/ J. Dugai // Fire Command, 1996. Vol. 53. — № 2. — P. 40−41.
  162. Folger, R. Organizational Justice and Human Resource Management/ R. Folger, R. Cropanzano. Thousand Oaks, CA: Sage, 1998.
  163. Hildebrand J.F. Stress research. Survey result/ J.F. Hildebrand// Fire Command, 1996. Vol. 51. — № 51. — P. 34−37.
  164. Hyman, J. Managing Employee Involvement and Participation/ J. Hyman, B. Mason. London: Sage, 1995.
  165. McGrath, J.E. Small group research. A syntesis and critique of the field/ J.E. McGrath, J. Altman. — N.Y.: Holt, Rinehard and Winston, 1996.
  166. Wright, P. Managerial Leadership/ P. Wright. London: Routledge, 1996.150
Заполнить форму текущей работой