Диагностика рас у дошкольников
Ход обследования: Испытуемому предлагается рисунок лестницы, состоящей из семи ступенек. Посредине нужно расположить фигурку, игрушку или вырезанную из бумаги картинку. Ход обследования: Перед испытуемым раскладывается 8 предметов. Испытуемому предлагается запомнить предметы и отвернуться. Педагог убирает один предмет. Ход обследования: Испытуемому выдается изображение домика и чистый лист… Читать ещё >
Диагностика рас у дошкольников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Цель, этапы и содержание диагностики умственного развития дошкольников
Исследование проводилось с марта 2015 года по февраль 2017 года на базе ГБОУ ДС № 1869 г. Москва.
В констатирующем эксперименте участвовало 14 детей, воспитывающихся в разных подготовительных группах.
Цель: изучение сформированности психоэмоционального развития детей с РАС Задачи:
- • Диагностика формирования психоэмоционального развития детей с РАС
- • Проведение обследования и сравнение результатов проведенной диагностики нормально развивающихся детей и детей с РАС
- • Выявление уровня сформированности психоэмоционального развития детей с РАС
Этапы диагностики.
- 1. Диагностика восприятия
- · Зрительное
- · Слуховое
- · Кинестетическое
- · Обонятельное
- · Вкусовое
- 2. Диагностика состояния внимания
- 3. Диагностика состояния памяти
- 4. Диагностика развития речи
- 5. Диагностика состояния мышления
- 6. Диагностика состояния воображения
- 7. Диагностика ориентировки в пространстве
- 8. Диагностика мелкой моторики рук
- 9. Диагностика эмоционально-волевой сферы
Содержание диагностического обследования:
- 1. Диагностика восприятия
- · Зрительное восприятие
Разрезные картинки.
Ход обследования: Испытуемому предлагаются разрезные картинки. Если он не справляется сам, педагог предлагает словесную помощь. Затем педагог может предложить действовать по образцу.
· Слуховое Узнавание звучащих предметов без зрительной поддержки.
Ход обследования: Педагог находится за ширмой. Испытуемому предлагается узнать предмет по его звучанию (колокольчик, бубен, свисток, барабан, ксилофон, маракасы, дудочка).
· Кинестетическое.
«Волшебный мешочек».
Ход обследования: Испытуемому предлагается на ощупь догадаться, что лежит в мешочке (деревянные шар, гриб, бочка, стул, бутылка, яйцо).
2. Диагностика состояния внимания.
«Домик».
Ход обследования: Испытуемому выдается изображение домика и чистый лист бумаги. Педагог предлагает изобразить этот домик на листе точно так же.
- 3. Диагностика состояния памяти
- · Слуховая
Запоминания слов Ход обследования: Педагог читает 10 слов: лес, хлеб, окно, стул, брат, вода, конь, гриб, игла, мед. И предлагает воспроизвести их в любом порядке. Затем вновь читают те же слова, и ребенок повторяет все, что запомнил. Процедуру повторяют 4 раза.
· Зрительная.
«Что пропало?».
Ход обследования: Перед испытуемым раскладывается 8 предметов. Испытуемому предлагается запомнить предметы и отвернуться. Педагог убирает один предмет.
4. Диагностика развития речи.
«Назови, что это?».
Ход обследования: Испытуемому предлагаются изображения овощей, фруктов, предметов быта и животных. Педагог просит назвать.
5. Диагностика состояния мышления.
«Нелепицы».
Ход обследования: Испытуемому выдается картинка «Нелепицы». Вопросы: Что ты видишь на картинке? Что происходит? Что не так на картинке?
6. Диагностика состояния воображения.
«Дорисуй» (методика Дьяченко) Ход обследования: Испытуемому выдается несколько листов бумаги, на каждом из которых изображена небольшая фигурка. От ребенка требуется дорисовать фигурку так, чтобы получилась картинка — любая, какую он придумает. Когда испытуемый завершает картинку, педагог спрашивает, что он нарисовал, и записывает ответ.
7. Диагностика ориентировки в пространстве Выполнение односложных и двусложных инструкций.
Ход обследования: Педагог просит испытуемого выполнить действие по инструкции: «Скажи, что находит справа от тебя?», «Что находится слева от тебя?», «Встань перед шкафом», «Положи на стол», «Вынь из коробки», «Возьми из коробки мяч и дай мне».
8. Диагностика мелкой моторики рук.
«Продолжи узор».
Ход обследования: Испытуемому выдается листок бумаги в клеточку с примером узоров. Педагог предлагает продолжить узор.
Оценка:
- 3 балла — без ошибок, 2 балла — ребенок ошибся в одном узоре, 1 балл — ребенок ошибся в обоих узорах
- 9. Диагностика эмоционально-волевой сферы
- · Исследование самооценки
«Лесенка».
Ход обследования: Испытуемому предлагается рисунок лестницы, состоящей из семи ступенек. Посредине нужно расположить фигурку, игрушку или вырезанную из бумаги картинку.
Инструкция: «Посмотри на эту лесенку. Видишь, тут стоит мальчик (или девочка). На ступеньках выше (педагог показывает) ставят хороших детей, чем выше — тем лучше дети, а самой верхней ступеньке — самый хорошие и послушные ребята. На ступеньку ниже ставят не очень хороших детей (показывают), еще ниже — еще хуже, а на самой нижней ступеньке — самые плохие ребята. На какую ступеньку ты сам себя поставишь? А на какую ступеньку тебя поставят мама? папа? воспитательница?».
· «Несуществующее животное».
Ход обследования: Ребенку предлагается нарисовать несуществующее животное и придумать ему название.
· Диагностика произвольной сферы. Методика «вежливость» Н. И. Гуткиной Ход обследования: Ребенку предлагается сыграть в игру, в которой команды ведущего выполняются только в том случае, если он говорит слово «пожалуйста». Содержание команд связано с физическими упражнениями: 1) «руки вперед»; 2) «руки на пояс, пожалуйста»; 3) «присядь»; 4) «руки в стороны»; 5) «руки к плечам, пожалуйста»; б) «прыгай»; 7) «прыгай, пожалуйста»; 8) «перестань прыгать, пожалуйста» .
Успешность выполнения задания зависит от произвольного внимания, памяти, реализации сформированного намерения, т. е. всего того, что определяет понятие «подчинение правилу» .
Обработка результатов проводится путем подсчета баллов начисляющихся за ошибки, под которыми понимается выполнение команды без слова «пожалуйста». Каждая ошибка оценивается в один бал. Чем хуже справился ребенок с игрой, тем выше его суммарный балл.