Методика обучения подростков на внеклассных занятиях по технологии развитию творческих способностей
В процессе обучения обращается внимание воспитанников на особенности ручной и механической обработки древесины, конструкцию режущих инструментов и виды технологического оборудования. При организации творческого труда, в процессе выполнения резьбы по дереву, программой предусматривается применение разнообразных приспособлений, позволяющих воспитанникам решать отдельные трудовые операции… Читать ещё >
Методика обучения подростков на внеклассных занятиях по технологии развитию творческих способностей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Анализ программы кружка «МастерОк»
В ХХI веке технологическое образование становится объективной необходимостью. Настоящий этап развития общества отличается интенсивным внедрением во все сферы человеческой деятельности новых, наукоёмких и высоких технологий, обеспечивающих более полную реализацию потенциальных творческих способностей личности. Такая тенденция нашей действительности настоятельно требует подготовки подрастающих поколений, владеющих технологической культурой, готовых к преобразовательной деятельности и имеющих необходимые для этого научные знания. Технологическая культура — это новое отношение к окружающему миру, основанное на преобразовании, улучшении и совершенствовании среды обитания человека. Технологическое образование должно обеспечить человеку возможность более гармонично развиваться и жить в современном технологическом мире.
Технологическое образование включает в себя информационно-познавательный и деятельностный компоненты.
Информационный компонент (технико-технологическая компетентность) отражает технологические знания и умения.
Деятельностный компонент — это практическое овладение учащимися алгоритмами созидательной, преобразующей, творческой деятельности, направленной, в частности, на развитие технологического мышления. При этом основными критериями успешности обучения детей становятся самостоятельность и качество выполняемой работы, а также умения открывать знания, пользоваться различными источниками информации для решения насущных проблем.
Технологическое образование осуществляется в образовательном учреждении города Бор (СОШ № 4), паспорт которого представлен в Приложении 1. Экспериментальная работа проводилась на базе данных представленного образовательного учреждения.
Курс кружка технического творчества «МастерОК» носит интегрированный характер. Интеграция заключается в знакомстве с различными сторонами материального мира, объединёнными общими закономерностями, которые обнаруживаются в способах реализации человеческой деятельности, в технологиях преобразования сырья, энергии, информации.
Цель кружка: воспитание творческой, активной личности, проявляющей интерес к техническому и художественному творчеству и готовой применить все свои знания и умения на практике.
В связи с этим задачами кружка являются:
- — развитие личностных качеств (активности, инициативности, воли, любознательности и т. п.), интеллекта (внимания, памяти, восприятия, образного и образно-логического мышления, речи) и особенно творческих способностей детей (основ творческой деятельности в целом и элементов технологического и конструкторского мышления в частности);
- — формирование общих представлений о мире, созданном умом и руками человека, о взаимосвязи человека с природой — источником не только сырьевых ресурсов, энергии, но и вдохновения, идей для реализации технологических замыслов и проектов;
- — воспитание экологически разумного отношения к природным ресурсам, научить детей «чувствовать материал», умение видеть положительные и отрицательные стороны технического прогресса, уважения к людям труда и культурному населению — результатам трудовой деятельности предшествующих поколений;
- — овладение детьми элементарными обобщенными технико-технологическими, организационно-экономическими знаниями;
- — расширение и обогащение личного жизненно — практического опыта учащихся, их представление о профессиональной деятельности людей в различных областях культуры, о роли техники в жизни человека.
Для того чтобы представить адекватную программу кружка, которая будет соответствовать всем нормам и стандартам современного образовательного процесса, обратимся к реально существующему тематическому плану программы дисциплины Технология с выделением часов на классную и внеклассную работу.
За основу возьмем программу дисциплины Технология для 7 класса СОШ № 4 города Бор Нижегородской области. (см. Приложение 2).
Программа дисциплины Технология для 7 класса в данном общеобразовательном учреждении предусматривает, что на занятия по обработке древесины выделяется 20 часов, на занятия по обработке металла — 26 часов, на занятия по культуре дома — 6 часов, на творческие проекты выделено 16 часов. Итого 68 часов год.
С учетом этих данных программа кружка «МастерОк» на один учебный год рассчитана следующим образом:
Программа предусматривает занятия, ограниченные одним часом в неделю.
Таким образом, 34 учебные недели * 2 часа в неделю = 68 часов в год.
Сущность организации кружка заключается в том, что в кружке интегрируются теоретическая и практическая, творческая деятельность учащихся.
Содержание теоретического обучения предусматривает: ознакомление воспитанников с основами материаловедения для художественных работ, с художественной обработкой материалов, основами композиции, народными промыслами.
В процессе занятий воспитанники знакомятся с литературой и иллюстративным материалом, раскрывающим историю художественных промыслов, творчества народных мастеров.
Теоретический материал усваивается в сочетании с упражнениями и практическими работами, в процессе которых воспитанники создают собственные композиции художественных изделий в традициях местных промыслов.
Теоретическое и практическое обучение воспитанников проводится одновременно, при некотором опережающем изучении теоретического материала. Каждое практическое занятие начинается с инструктажей (вводного, текущего и заключительного), направленных на правильное и безопасное выполнение работ, бережное отношение к инструменту, оборудованию, а также экономному расходованию материалов, эффективному использованию времени занятий.
В процессе практического обучения воспитанники осваивают виды художественной обработки материалов в технике, свойственной конкретному художественному народному промыслу или производству, и изготавливают художественные изделия с учётом местных традиций.
Творческий процесс по созданию резных изделий носит не только воспитывающий, но и обучающий характер, позволяет воспитанникам в ходе подготовки режущего инструмента, подготовки материалов, практического изготовления изделий приобрести общие трудовые и специальные трудовые умения и навыки в области художественнотехнической деятельности.
Занимаясь резьбой, выпиливанием лобзиком, выжиганием воспитанники на практике применяют знания и развивают навыки не только по изобразительному искусству, черчению, технологии, но и по другим школьным учебным дисциплинам — физике, химии, биологии, географии, математике, экономике.
Весь процесс обучения носит творческий воспитательный характер, определённую художественную ценность и высокое качество исполнения, отвечает функциональным и эстетическим требованиям, является общественно полезным.
Для усиления профессиональной направленности обучения воспитанники знакомятся с разными специальностями, со структурой предприятий, основными этапами производственного процесса, оборудованием, условиями труда и отдыха рабочих, их творческой деятельностью.
В программе уделяется особое внимание формированию у воспитанников общей культуры труда. Она рассчитана на овладение графической грамотой при выполнении рабочих чертежей и в процессе создания изделий, эскизов и их декора.
Программа предусматривает расширение знаний по физическим, технологическим свойствам древесины, процессам её обработки, инструментам и приспособлениям.
Программа ставит одной из своих целей — развивать «чувство материала», его художественных и технологических возможностей. Она нацелена на формирование художественного вкуса, чувства прекрасного, эстетического идеала, творческих начал в личности. Программа предусматривает приобщение воспитанников к процессу создания резных изделий, попытки изменения и улучшения условий той среды в которой они живут, учатся и отдыхают; привлечение самих воспитанников к активной деятельности по созданию и сохранению прекрасного.
Программой предусмотрено изучение и исследование свойств древесины. Изучение устройства, принципа работы приборов: электровыжигателя, электролобзика, электрорубанка, станка по токарной обработке древесины, и других инструментов, что имеет большое значение для формирования знаний воспитанников о материалах, принципах действия и устройствах машин.
В процессе обучения обращается внимание воспитанников на особенности ручной и механической обработки древесины, конструкцию режущих инструментов и виды технологического оборудования. При организации творческого труда, в процессе выполнения резьбы по дереву, программой предусматривается применение разнообразных приспособлений, позволяющих воспитанникам решать отдельные трудовые операции с соблюдением определённых технологических требований: точности формы и размеров, параметров шероховатости поверхности и др.
Программа ориентирована на обеспечение дифференцированного подхода к слабым и наиболее подготовленным воспитанникам, на изучение и усвоение материала всеми воспитанниками не ниже требований программы.
Структура программы предусматривает использование следующих разделов, школьного курса, образовательной области «Технология» :
ь материаловедение;
ь технология обработки древесины;
ь элементы машиноведения;
ь графика;
ь техническое творчество;
ь введение в художественное конструирование.
Учебный материал программы распределён с учётом возрастных особенностей воспитанников, по отдельным, тесно связанным между собой разделам.
В зависимости от этапа образования определены цели и задачи курса, а также требования по теоретической и технологической подготовке воспитанников.
В программе предложена система самопроверки знаний воспитанниками и контроля знаний — инструктором по труду.
Предусмотрены различные формы организации усвоения знаний воспитанниками. Для чего в работе используются:
- — учебники, справочники;
- — дидактический материал;
- — дополнительная литература.
На всех занятиях осуществляется неукоснительный контроль за соблюдением санитарно — гигиенических требований, правил безопасности труда.
По завершению изучения данной программы воспитанники должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками.
Воспитанники должны Знать:
- · принципы организации рабочего места и основные правила техники безопасности;
- · основные понятия графики, графического изображения (чертёж, эскиз, технический рисунок);
- · физико-механические, технологические, энергетические, экологические свойства материалов;
- · способы разметки по шаблону и чертежу;
- · принцип подбора столярного инструмента — по назначению, по виду деятельности, по свойствам материалов;
- · назначение и устройство станков и электрооборудования (электровыжигателя, электродрели, токарного станка по обработке древесины, сверлильного станка, электролобзика, электрофрезера);
- · иметь понятие о конструировании и моделировании;
- · способы отделки древесины — грунтовка, шлифование, окраска, лакирование, полирование;
- · основные сведения о видах художественной обработки дерева на территории родного края, их характерные особенности;
- · историю возникновения и развития местного промысла по художественной обработке дерева, его роль в экономике края;
- · основы композиции: основные принципы декоративного оформления плоскости;
- · основные приёмы выжигания, типовые композиции и их выполнение на различных видах изделий;
- · технологический процесс изготовления изделий и декорирование их выжиганием;
- · разные виды резьбы и их особенности;
- · способы экономного расходования материалов, электроэнергии, бережного обращения с инструментами, оборудованием и приспособлениями;
- · правила безопасности труда, производственной санитарии, пожарной безопасности и внутреннего распорядка в процессе выполнения работ.
Воспитанники должны Уметь:
- · рационально организовывать рабочее место. Соблюдать правила Техники безопасности;
- · уметь читать и выполнять чертежи, эскизы, технические рисунки;
- · определять породу и пороки древесины по её внешнему виду;
- · производить разметку заготовки по шаблону и чертежу;
- · применять столярный инструмент по назначению. Производить его наладку;
- · использовать станочное оборудование в процессе изготовления изделия;
- · выполнять простейшие столярные операции;
- · производить отделку столярных изделий с учётом дизайна;
- · выполнять простейшие расчёты стоимости изделия;
- · выполнять элементы и мотивы орнаментов в технике выжигания, различных видов резьбы;
- · проектировать простые изделия в традициях местного промысла и изготавливать их;
- · самостоятельно разрабатывать композиции для выжигания, резьбы и выполнять их;
- · выполнять контурную, плоскорельефную резьбу и мозаику по дереву;
- · затачивать и править необходимый инструмент для резьбы;
- · бережно обращаться с оборудованием, приспособлениями и инструментами;
- · экономно расходовать материалы и электроэнергию;
Воспитанники должны освоить, отработать и закрепить следующие Навыки:
- · владения основными ручными инструментами по обработке, точению, выжиганию, резьбе и мозаике по дереву;
- · выполнения операции точения, сверления, выпиливания, резьбы и мозаики;
- · владения основными элементами графической грамотности;
- · выполнения плоскостной разметки;
- · разработки и составление композиции для выжигания, различных видов резьбы;
- · выполнение декорирования изделий — выжиганием, различными видами резьбы;
Формы организации учебной деятельности:
- — индивидуальная;
- — коллективная.
Критерии и показатели оценки знаний воспитанников.
Прямые:
- — теоретический уровень знаний;
- — степень овладения рабочими приёмами при работе с инструментами и приспособлениями;
- — применение полученных знаний на практике;
- — соблюдение технических и технологических требований;
- — качество изготовления изделия — по внешнему виду готового изделия;
- — изготовление изделия в установленные нормы времени;
- -соблюдение правил техники безопасности, пожарной и электробезопасности, производственной санитарии и охраны среды.
Косвенные:
- — экономия материалов;
- — желание трудиться;
- — познавательная активность и творческий подход;
- — самостоятельность;
- — партнёрские отношения при совместной работе.