Педагогические условия формирования социально-психологической зрелости студентов: На прим.
техн. ун-та
Диссертация
Материалы диссертации были представлены в сборниках научных трудов «Совершенствование образовательных процессов «(Краснодар, 1994), ЛЛВопросы общей и дифференциальной психологии» (Кемерово, 1997), на конференции «Молодая наука — новому тысячелетию» (Набережные Челны, 1996), на межрегиональной научно-методической конференции «Проблемы развития различных систем подготовки специалистов (Кемерово… Читать ещё >
Содержание
- Выводы по первой главе
- Глава I. * Формирование социально-психологической зрелости личности как психолого-педагогическая проблема
- 1. 1. Теоретический анализ проблемы зрелости личности
- 1. 2. Сущность и структура социально-психологической зрелости студентов
- 1. 3. Обоснование педагогических условий формирования социально-психологической зрелости студентов технического университета в процессе их обучения
- 1. 4. Изучение сформированности у студентов технического университета личностных свойств, характеризующих их социально-психологическую зрелость
- Глава II. Исследование особенностей формирования со циально-психологической зрелости студентов техниче ского университета в процессе их обучения
- 2. 1. Психологическое обеспечение как необходимая предпосылка формирования социально-психологической зрелости студентов технического университета в процессе их обучения
- 2. 2. Формирование социально-психологической зрелости студентов технического университета в процессе их обучения
- 2. 2. 1. Направленность деятельности педагогов на реализацию воспитательных целей в процессе обучения
- 2. 2. 2. Повышение психологической культуры участ ников образовательного процесса
- 2. 2. 3. Внедрение в учебный процесс идеи гумани зации высшего технического образования
- 2. 3. Оценка эффективности педагогических условий формирования социально-психологической зрелости студентов технического университета в процессе их обу чения
- Выводы по второй главе
Список литературы
- Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. — М.: Наука, 1980. — 335 с.
- Абульханова-Славская К. А. Принцип исследования активности личности. М.: ИП АН СССР, 1988. — 242 с.
- Абульханова-Славская К. А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности/Психология формирования и развития личности. М.: Наука, 1981. — С.19−44.
- Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.:1. Мысль, 1991. 299 с.
- Айзенк Г. Ю. Проверьте свои способности: Пер. с англ. М.: Педагогика-Пресс, 1992. — 176 с.
- Ананьев Б.Г. Избр. психологические труды. В 2-хтомах. М.: Педагогика, 1980, т.1. — 232 с.
- Ананьев Б.Г. К онтопсихологии человека//Теоретическая и прикладная психология в Ленингр. ун-те. Л.:1. ЛГУ, 1969. С.45−56.
- Ананьев Б.Г. О проблеме современного человекознания. М.: Наука, 1977, — 380 с.
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.:1. ЛГУ, 1968. 339 с.
- Андреев Г. Обучение и воспитание в вузе неразделимы//Высшее образование в России. 1996. — № 3. -С.61−66.
- Анохина Н.К. Применение ЭВМ с элементами гуманитаризации в техническом вузе: Учебное пособие. Новокузчнецк: СибГГМА, 1996. 144 с.
- Анциферова Л.И. К психологии личности как развивающейся системы//Психология формирования и развития личности. М.: Наука, 1981. — С.3−19.-14 813. Асеев В. Г. Мотивация поведения и формирование личности. М.: Мысль, 1976. — 158 с.
- Бабанский Ю.К. Избранные педагогические тру-ды/Сост. М. Ю. Бабанский. М.: Педагогика, 1989. — 560 с.
- Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований: (Дидактический аспект). М.: Педагогика, 1982. 192 с.
- Балицкий А.Г. Роль социалистического производственного коллектива в формировании социальной зрелости рабочих: Автореф. дисс.. канд. фил. наук. Свердловск, 1987. — 19 с.
- Баранов С.П. Сущность процесса обучения. М.: Просвещение, 1981. — 143 с.
- Бардин Ю.П. Социальная зрелость личности: Автореф. дисс.. канд. фил. наук. Харьков, 1986. — 15 с.
- Беломестных JI. A, Введение в личностно-ориенти-рованное обучение. Учебное пособие. Томск: Изд. ТПУ, 1986. — 139 с.
- Белюк J1.B. Комплексная системная реализация задач вузовской профориентации с применением ЭВМ. М., 1988. -88 с.
- Битинас Б.П. Воспитательная Функция лекции. М.: Знание, 1981. — 64 с.
- Братусь Б.С. К проблеме человека в психологии// Вопр. психологии. 1997. — № 5. — С.3−19.
- Булыгин И.Л. Процесс формирования нравственной зрелости старшеклассников: Дисс.. канд. пед. наук. -М., 1985. 199 с.
- Введение в научное исследование по педагогике: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов/Ю.К.Бабанский,-149
- B.И.Журавлев, В. К. Розов и др.- Под ред. В. И. Журавлева. -М.: Просвещение, 1988. 239 с.
- Велтруска Г. Авторитет руководителя: Автореф. дисс.. канд. псих, наук, М., 1991. — 20 с.
- Виноградов В.И. Психодиагностическое обеспечение формирования психологической готовности личности к профессиональной деятельности: Автореф. дисс.. канд. псих. наук. М., 1996. — 20 с.
- Воробьев Г. Г. Информационная теория документа: Дисс.. канд. техн. наук. М., 1978. — 195 с.
- Выявление требований производства к качеству подготовки специалистов в целях определения путей профессионального воспитания студентов: Отчет по НИР/ Кузбас. политехи. ин-т.- Руководитель работы Г. В. Асауляк, Инв. Ы 2 830 009 369.- Кемерово, 1983. 83 с.
- Газарян С.С. Ты выбираешь профессию. 2-е изд. до-раб. и доп. М.: Молодая гвардия, 1985. — 175 с.
- Гибш Г., Форверг М. Введение в марксистскую социальную психологию. М.: Прогресс, 1972. — 296 с.
- Гильбух Ю.З. Актуальные проблемы валидизации психологических тестов/Вопр. психологии. 1978. — № 5.1. C.108−118.
- Гильбух Ю.З. Надежность психологических тестов и пути ее повышения/Вопр. психологии. 1979. — № 3.1. С.96−105.
- Глебов А.А. Дидактические средства гуманитаризации технического образования//Специалист. 1997.10. С.23−24.
- Гундарь О.Н. Социальная зрелость личности как проблема теории научного социализма: Дисс.. канд. фил. наук. Ростов н/Д., 1990. — 187 с.
- Гусева Т.Н. Формирование гражданской зрелости учащейся молодежи: Автореф. дисс.. канд. фил. наук.1. М., 1991. 20 с.
- Даниленко И.М. Моральные критерии социальной зрелости личности. М.: Знание, 1980. — 64 с.
- Деркач А.А. Социально-психологические основы совершенствования деятельности воспитателя: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. J1.: ЛГУ, 1981. — 31 с.
- Дидактика средней школы. Некоторые проблемы соврем. дидактики. Под ред. М. А. Данилова и М. Н. Скаткина.
- М.: Просвещение, 1975. 303 с.
- Дмитриева М. А. Крылов А.А., Нафтульев А. И. Психология труда и инженерная психология: Учеб. пособие. J1.:1. Изд-во ЛГУ, 197 9. 224 с.
- Драганов М. Переход к зрелости как этап социализации личности//Идеологический процесс и воспитание личности. М.: Прогресс, 1980. — С.312−327.
- Дьяченко М.И., Кандыбович Л. А., Пономаренко В.А.
- Готовности к деятельности в напряженных ситуациях: Психологический аспект. Мн.: Изд-во «Университетское», 1985. 206 с.
- Дьяченко М.И., Кандыбович Л. А. Психологические проблемы готовности к деятельности. Мн.: Изд-во БГУ, 1976. 176 с.-15 145. Жариков Е. С., Крушельницкий E. J1. Для тебя и о тебе: Кн. для учащихся. М.: Просвещение, 1991. — 224 с.
- Жукова С.М. Подготовка будущего руководителя к деловому общению в условиях обучения в техническом вузе: Дисс,. канд. пед. наук. Ростов н/Д., 1987. — 195 с.
- Загвязинский В.И. Методология и методика дидактического исследования. М.: Педагогика, 1982. — 160 с. 4 8. Зазыкин В. Г. Психолого-акмеологические основы деятельности специалиста в особых условиях: Автореф. дисс.. докт. псих. наук. М., 1994* - 38 с.
- Закс Л. Статистическое оценивание. Пер. с нем. В. Н. Варыгина. Под ред. Ю. П. Адлера, В. Г. Горского. М.: Статистика, 1976. — 598 с.
- Заплавный Н.И. Методологические проблемы формирование социальной зрелости личности курсанта: Автореф. дисс.. канд. фил. наук. М., 1988. — 20 с.
- Иконникова С.Н., Лисовский В. Т. На пороге гражданской зрелости. (Об активной жизненной позиции совр. молодого человека). Л.: Лениздат, 1982. — 176 с.
- Иродов М.И. Социальное становление специалиста на основе гуманизации инженерного образования: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Ярославль, 1995. — 25 с.
- Кайдалов В.А. Современное инженерное мышление и проблема гуманитаризации инженерного образования//Новые идеи в философии. 1996. — Вып.5. — С.150−154.
- Каландадзе Т.А. Формирование социальной зрелости молодого рабочего в современных условиях: Дисс.. канд. фил. наук. М., 1989. — 180 с.
- Климов Е.А. Как выбирать профессию: Кн. для учащихся старших классов сред. шк. М.: Просвещение, 1990. — 159 с.
- Коган Л.Н. О понятии «социальная зрелость»//Формирование социальной и профессиональной зрелости студентов. Сб. научных трудов. Отв. ред. В. Д. Семенов. Свердловск: УРГУ, 1985. — С.3−11.
- Коган Л.Н. Человек и его судьба. М.: Мысль, 1988. — 285 с.
- Кон И. С. Психология юношеского возраста: Пробл. формирования личности. Учеб. пособие для пед ин-тов. -М.: Просвещение, 1979. 175 с.
- Кон И. С. Юность как социальная проблема//Общество и молодежь. М.: Молодая гвардия, 1973. — С.22−51.
- Кораблина Е.П. Становление психологической готовности к инженерной деятельности у студентов технического вуза: Дисс.. канд. псих. наук. Л.: ЛГУ, 1990. -199 с.
- Корицкая Н.И. Диалектика зрелости общества и личности при социализме: Автореф. дисс.. .. канд. фил. наук. Киев, 1979. — 19 с.
- Костенко Ю.Т., Богомолов С. И., Даниленко Л. И. Алгебра и гармония в техническом вузе: Вопр. гуманизации техн. образования.//Человек. 1996. — № 4. — С.88−96.
- Котик М.А. Психология и безопасность. Таллинн: Валгус, 1981. — 408 с.
- Котик М.А. Саморегуляция и надежность человека-оператора. Таллинн: Валгус, 1974. — 168 с.-15 367. Кравчук П. Ф. Формирование развитой творческой личности студента (философско-социологический и методологический анализ). Киев: «Вища школа», 1984. — 156 с.
- Кречан А.Ф. О гуманитаризации преподавания инженерных знаний//Изв. вузов, Чер. металлургия. 1996. -№ 12. — С.66−68.
- Крылова Н.В. Формирование культуры будущего специалиста: Метод, пособие. М.: Высш. шк., 1990. — 142 с.
- Кудринская Л.Я. Профессиональная карьера выпускника технического вуза: Автореф. дисс.. канд. фил. наук. Новосибирск, 1995. — 16 с.
- Кузнецов Ю.Г. Психологическая оценка формирования профессиональной зрелости учащихся профтехучилищ: Дисс.канд. пед. наук. Л.: ЛГУ, 1990. — 196 с.
- Кузьмин Е.С., Викторов Н. А., Чугунова Э. С. Методы индивидуальной и групповой оценки личности инженера в автоматизированных системах управления разрабатывающих предприятий/Методология и методы социальной психологии. -М.: Наука, 1997. С.157−172.
- Кукин А, Б. Гуманитарное образование в становлении личности молодого работника: Автореф. дисс.. канд. фил. наук. Омск, 1996. — 33 с.
- Куликов Л.В. Введение в психологическое исследование. СПб., 1994. — 84 с.
- Кунченко В.И. Коллективизм как критерий зрелости студенческой группы и личности студента/Проблемы образования молодежи в развитом социалистическом обществе: Сборник. М., 1974. — С*226−229.
- Курлов А.Б. Эффективность и качество инженерной подготовки как социальная проблема: Автореф. дисс.. докт. фил. наук. Уфа, 1994. — 36 с.-15 477. Лазурский А. Ф. Очерк науки о характерах. П-г., 1917. 386 с.
- Леви В.Л. Искусство быть другим. СПб.: Питер, 1993. 192 с.
- Леднева О. В. Социальные проблемы формирования профессиональной направленности личности: Дисс.. канд. фил. наук. Саратов, 1990. — 202 с.
- Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. -М.: Педагогика, 1971. 280 с.
- Леонтьев А, А. Педагогическое общение. М.: Знание, 1979. — 48 с.
- Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. Т.2 М.: Педагогика, 1983. — 320 с.
- Лийметс Х.Й. Как воспитывает процесс обучения? -М.: Знание, 1982. 96 с.
- Лихачев Б.Т. Воспитательные аспекты обучения: Учеб. пособие по спецкурсу для студентов пед. ин-тов. -М.: Просвещение, 1982. 192 с.
- Логачев В., Гаранина О. Гуманитарная подготовка инженеров: По материалам социол. исслед.//Высшее образование в России. 1996. — № 4. — С.56−61.
- Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. — 444 с.
- Лук А. Н. Эмоции и личность. М.: Знание, 1982. -176 с.
- Мангутов И. С. Инженер- социально-экономический очерк. М.: Советская Россия, 1980. — 288 с.
- Мангутов И.С., Уманский Л. И. Организатор и организаторская деятельность Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1975. 312 с.-15 590. Марищук В. J1. Психологические основы формирования профессионально значимых качеств: Дисс.. докт. псих, наук. Л., 1982. — 220 с.
- Марчукова С.М. Изучение истории науки как средство гуманитаризации естественнонаучного образования: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. СПб, 1996. — 18 с.
- Маслоу А. Самоактуализация//Психология личности. Тексты/Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А Пузырея. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. — С.108−117.
- Мельников В.М., Ямпольский Л. Т. Введение в экспериментальную психологию личности: учебное пособие для слушателей ИПК, преподавателей пед. дисциплин университетов и педагогических институтов. М.: Просвещение, 1985. — 319 с.
- Мерлин B.C. Лекции по психологии мотивов человека. Учебное пособие для спецкурса. Пермь: Изд-во Перм. пед. ин-та, 1971. — 120 с.
- Мигиренко Г. С. Педагогика высшей школы. Будущий инженер: Монография. Новосибирск: Новосиб. электротехн. ин-т., 1992. — 115 с.
- Митина Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях// Вопр. психологии. 1997. — № 4. — С.28−38.
- Моделирование деятельности специалиста на основе комплексного исследования/Под ред. Е. Э. Смирновой. Л.: Изд-во ЛГУ, 1984. — 176 с.
- Мясищев В.Н. Основные проблемы и современное состояние психологии отношений человека//Психологическаянаука в СССР, Т.2. М.: АПН РСФСР, I960. — С.110−125.
- Нарижный Ю.А. Анализ критерия нравственной зрелости личности в современной этике: Автореф. дисс.. канд. фил. наук. Киев, 1989. — 18 с.
- Наумкина С.М. Отношение к труду как показатель зрелости личности: (Методологический аспект): Автореф. дисс.. канд. фил. наук. Львов, 1987. — 16 с.
- Непомнящий А.В. Концептуальные основы и практика гуманизации высшего инженерного образования: Автореф. дисс.. докт. пед. наук. Ростов н/Д., 1996. — 38 с.
- Обуховский К. Психология влечений человека.
- М.: Прогресс, 1972. 247 с.
- Общая психодиагностика/Под ред. А. А. Бодалева,
- B.В.Столина. М.: Из-во МГУ, 1987. — 304 с.
- О гуманизации, гуманитаризации: словом, о состоянии. (Круглый стол)//Альма матер. 1997. — № 3.1. C.61−66.
- Пахомов А.Н. Педагогические условия формирования качеств руководителя у курсантов военно-зкономического вуза: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Ярославль, 1996. 22 с.
- Петков Ас. Мотивация как системное качество личности/Актуальные проблемы психологии личности. М., 1988. — С.33−46.-157
- Петровская Jl.А. Теоретические и методологические проблемы социально-психологического тренинга. М.: Изд-во МГУ, 1982. — 168 с.
- Петровский А.В., Абраменкова В. В., Зеленова М. Е. и др. Социальная психология. Учеб. пособие для студентов пед. институтов/Под ред. А. В. Петровского. М.: Просвещение, 1987. — 224 с.
- Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. М.: Высшая школа, 1984. — 174 с.
- Платонов К.К. Структура и развитие личности. -М.: Наука, 1986. 256 с.
- Поляков С. Д. Психолого-педагогические условия развития индивидуальности личности в учебном процессе //Вестн. Рос. гуманит. научн. фонда. 1997. — № 3. -С.236−249.
- Проблемы гуманизации и гуманитаризации высшего технического образования: Сб. науч. работ/Ковров, гос. технол. акад. Ковров: КГТА, 1997. — 55 с.
- Проблемы качества образования в России: Материалы всерос. науч. практ. конф., 22−27 мая 1997 г. Уфа: УГАТУ, 1997. — 102 с.
- Профессиональное воспитание студентов (обобщение результатов исследования по формированию профессиональной направленности у студентов): Отчет по НИР/Кузбас. политехн. ин-т.- Руководитель работы Г. В. Асауляк. Инв №. 2 860 007 022. Кемерово, 1983, — 36 с.
- Психологическая документалистика: теория и проблемы. В сб.: Вопросы кибернетики: документалистика и психология. — М., 1977. — С.3−17.
- Психологические методы (в комплексном лонгитюд-ном исследовании студентов). Л.: ЛГУ, 1976. — 248 с.
- Психологический словарь/Под ред. В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова и др. М.: Педагогика, 1983. — 448 с.
- Психологическое обеспечение учебно-воспитательного процесса в вузе. Межвузовский сборник. -Л., 1985. 192 с.
- Психология. Словарь/Под общ. ред. А. В. Петровского. М.: Политиздат, 1990. — 494 с.
- Реан А.А. Личностная зрелость и социальная практика/ /Теоретические и прикладные вопросы психологии. Часть I. Теоретические проблемы психологии. Под. общ. редакцией А. А. Крылова СПб., 1995. — С.34−39.
- Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности: Пер. с нем. М.: Мир, 1994. — 320 с.
- Робер М.-А., Тильман Ф. Психология индивида и группы. М.: Прогресс, 1988. — 250 с.-159 127. Романова Е. С. Психология профессионального становления личности: Автореф. дисс.. докт. псих. наук. -М., 1992. 31 с.
- Ростунов А.Т. Формирование профессиональной пригодности. Мн.: Выш. шк., 1984. — 176 с.
- Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. В 2-х т* Т. 2. М.: Педагогика, 1989. — 328 с.
- Рубинштейн C.JT. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973. — 424 с.
- Русалов В.М. О природе темперамента и его месте в структуре индивидуальных свойств человека/Вопр. психологии. 1985. — № 1. — С.14−23.
- Садчиков Т.Ф. Формирование готовности студентов педагогических институтов к решению воспитательных задач в процессе обучения: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М.: МГПИ, 1978. — 23 с.
- Симонов П.В., Ершов П. М. Темперамент, характер, личность. М.: Наука, 1984. — 160 с.
- Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований: (В помощь начинающему исследователю). М.: Педагогика, 1986. — 152 с.
- Скориков В.Б. Психологическая готовность работника к руководству научно-производственным коллективом: Автореф. дисс.. канд. псих. наук. М., 1991. — 21 с.
- Словарь-справочник по психологической диагностике /Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М.- Отв. ред. Крымский С. Б. -Киев: Наук, думка, 1989. 200 с.
- Смирнова Е.Э. Пути формирования модели специалиста с высшим образованием. Л.: ЛГУ, 1977. — 136 с.
- Совершенствование организационных форм и методов оценки и контроля подготовки специалистов: Отчет по
- НИР/Кузбас. политехи. ин-т.- Руководитель работы Г. В. Пинигина. Кемерово, 1990. — 81 с.
- Соколова И.Ю. Психолого-педагогические основы повышения качества подготовки специалистов в техническом вузе: Автореф. дисс.. докт. псих. наук. Спб., 1995. — 35 с.
- Сороковой А.Г. Социально-психологические основы деятельности руководителей предприятий агропромышленного комплекса: Автореф. дисс.. докт. псих. наук. М., 1987. — 44 с.
- Социально-психологические основы управления коллективом: метод, рекоменд. к практ. и лекц. занятиям/ Сост. Андрианова В. Е., Олейникова М*В. J1.: Изд-во ЛПИ, 1990. — 69 с.
- Социально-психологический портрет инженера. По материалам обследования инженеров ленинградских проектно-конструкторских организаций/Под ред. В. А. Ядова. М: Мысль, 1977. — 231 с.
- Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов н/Д.: Логос, 1995. — 646 с.
- Суходольский Г. В. Инженерно-психологический анализ и синтез профессиональной деятельности: Автореф. дисс.. докт. псих. наук. Л.: ЛГУ, 1982. — 39 с.
- Темиров Н.С. Социальная зрелость выпускников сельских школ республики Узбекистан (социолого-педагогический и этнопедагогический аспекты): Дисс.. докт. пед. наук. М., 1994. — 221 с.
- Токарева В.А. Психология нравственного развития личности студента: феноменология, типология, закономерности: Автореф. дисс.. докт. псих. наук. М., 1991. -43 с. 14 9. Толстых А. В. Возрасты жизни. М.: Молодая гвардия, 1988. — 223 с.
- Топчий J1.B. Проблемы формирования политической зрелости студентов: Учеб.-метод, пособие. М.: Высш. шк., 1991. — 159 с.
- Турченко В.Н. Гуманизация и гуманитаризация науки/ /Гуманитарные науки в Сибири. Серия: Философия и социологи я. 1997. — № 1. — С.60−65.
- Унт И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. М.: Педагогика, 1990. — 192 с.
- Учебная деятельность и ее психологические основы. Методические указания со структурно-логическими схемами для преподавателей/Составитель И. Ю. Соколова. Томск: Изд-во ТПИ, 1990. 40 с.
- Фаустова Л.Ф. Социально-психологические особенности личности инженера: Дисс.. канд. псих. наук. -Л., 1980. 223 с.
- Фурманюк Г. П. Социальная зрелость личности: сущность и тенденции формирования: Автореф. дисс.. канд. фил. наук. Киев, 1987. — 18 с.
- Шадриков В.Д. Проблема системогенеза профессиональной деятельности. М.: Наука, 1982. — 184 с.
- Шановский В.К. Диалектика сущностных сил человека (опыт комплексного подхода). Киев: Вища школа, 1985. — 172 с.
- Шемарин Н., Даргио Д., Медухо О. Нерешенные проблемы гуманитаризации высшего образования//Высш. образование в России. 1997. — № 2. — С.79−81.
- Шмелев А.Г., Похилько И. В., Козловская-Тельнова А.Ю. Практикум по экспериментальной психотемантике. (Тезаурус личностных черт). М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988. — 207 с.
- Huteau М. La variete des formes et des coniposantes cle 1 * intelligence Cognition: L’individuel et 1'universel/Red.: M.Reuchein. — P.: PUF, 1990. -p.253−283.-163