Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Педагогические условия формирования социально-психологической зрелости студентов: На прим. 
техн. ун-та

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Материалы диссертации были представлены в сборниках научных трудов «Совершенствование образовательных процессов «(Краснодар, 1994), ЛЛВопросы общей и дифференциальной психологии» (Кемерово, 1997), на конференции «Молодая наука — новому тысячелетию» (Набережные Челны, 1996), на межрегиональной научно-методической конференции «Проблемы развития различных систем подготовки специалистов (Кемерово… Читать ещё >

Содержание

  • Выводы по первой главе
  • Глава I. * Формирование социально-психологической зрелости личности как психолого-педагогическая проблема
    • 1. 1. Теоретический анализ проблемы зрелости личности
    • 1. 2. Сущность и структура социально-психологической зрелости студентов
    • 1. 3. Обоснование педагогических условий формирования социально-психологической зрелости студентов технического университета в процессе их обучения
    • 1. 4. Изучение сформированности у студентов технического университета личностных свойств, характеризующих их социально-психологическую зрелость
  • Глава II. Исследование особенностей формирования со циально-психологической зрелости студентов техниче ского университета в процессе их обучения
    • 2. 1. Психологическое обеспечение как необходимая предпосылка формирования социально-психологической зрелости студентов технического университета в процессе их обучения
    • 2. 2. Формирование социально-психологической зрелости студентов технического университета в процессе их обучения
      • 2. 2. 1. Направленность деятельности педагогов на реализацию воспитательных целей в процессе обучения
      • 2. 2. 2. Повышение психологической культуры участ ников образовательного процесса
      • 2. 2. 3. Внедрение в учебный процесс идеи гумани зации высшего технического образования
    • 2. 3. Оценка эффективности педагогических условий формирования социально-психологической зрелости студентов технического университета в процессе их обу чения
  • Выводы по второй главе

Педагогические условия формирования социально-психологической зрелости студентов: На прим. техн. ун-та (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В течение многих лет продолжает оставаться актуальным вопрос о том, насколько «продукция» системы высшего образования соответствует потребностям общества. Его актуальность усиливается с возникновением новых экономических реалий, связанных со структурной перестройкой и многоук-ладностью экономики, созданием рыночной сферы, в том числе рынка труда и профессий.

Решению этого вопроса посвящены многочисленные исследования, которые можно разделить на два основных направления. Первое предполагает движение от учебно-воспитательного процесса к специалисту. Но, оценивая качество подготовки выпускников по объему и содержанию информации, изучаемой ими в вузе, по их успеваемости непосредственно в процессе обучения, можно получить сведения только о потенциальных возможностях будущего специалиста, которые далеко не всегда реализуются на практике. Второе направление исследований предполагает обратное движение: анализ производственно-профессиональных аспектов деятельности специалистов, соотнесение полученных результатов с конкретным учебным процессом для выяснения несоответствий как теоретического, так и практического характера, и представляется нам более перспективным. Исследованиям обоих направлений, по нашему мнению, присущ общий недостаток: качество подготовки выпускников вузов связывают, в основном, со знаниями, полученными в вузе. Однако анализ претензий предприятий, например, к выпускникам технических вузов показывает, что все они сводятся к несформиро-ванности определенных личностных свойств, без которых успех в профессиональной деятельности невозможен. Это дает основание предположить, что у студента к окончанию вуза не сформирована личностная зрелость, а значит он не готов быть полноценным субъектом профессиональной деятельности.

Проблема зрелости личности затрагивается во многих исследованиях. Причем, большинство исследователей в качестве базового рассматривают понятие «социальная зрелость личности», все остальные виды зрелости (психологическая, нравственная, профессиональная, политическая и т. д.) относят к видовым понятиям. Различные аспекты социальной зрелости личности рассматривали И.В.Бестужев-Лада, Ю. П. Бардин, О. Н. Гундарь, И. М. Даниленко, М. Драганов, С. Н. Иконникова, Л. Н. Коган, И. С. Кон, В. Т. Лисовский, К. К. Платонов, А. А. Реан, Г. П. Фурманюк, В. К. Шановский и другие. В их работах разрабатываются структура социальной зрелости личности и ее критерии.

Ряд авторов исследуют видовые понятия зрелости, такие как психологическая зрелость (К.А.Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, А. Г. Асмолов, А. А. Бодалев, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, А. Н. Лук и др.) — нравственная (Б.С.Братусь, Л. П. Буева, И. Л. Булыгин, И. М. Даниленко, Ю. А. Нарижный, С. И. Некрасов и др.)/ профессиональная или трудовая (Ю.П.Бардин, Т. Заславская, Ю. Г. Кузнецов, С. М. Наумкина и др.), гражданская или политическая (Т.Н.Гусева, С. Н. Иконникова, Н. И. Коридкая, В. Т. Лисовский, Н. Г. Петрова, С. Б. Решетняк и др.).

В качестве самостоятельного предмета исследования рассматривается становление социальной зрелости учащихся и выпускников средних школ (И.Л.Булыгин, Н.С.Темиров), выпускников профессионально-технических училищ.

Т.П.Гусева, Ю. Г. Кузнецов, Н.П.Лебедин), курсантов и войнов армии (Н.И.Заплавный, Н.М.Мороз), рабочих и специалистов {А.Г.Балицкий, Т. А. Каландадзе, Н.Г.Петрова). В работах С. Н. Наумкиной, С. Б. Решетняка, Л. В. Топчего анализируются особенности становления и реализации профессиональной, гражданской и политической зрелости студенческой молодежи .

Для нас представляли интерес работы, раскрывающие сущность психологической готовности к деятельности (М.И.Дьяченко, JT .А.Кандыбович, Е. А. Климов, М. А. Котик, К. К. Платонов, С. Л. Рубинштейн и др.) — а также работы, посвященные изучению профессиональной деятельности вообще (М.А.Дмитриева, В. Г. Зазыкин, А. А. Крылов, Н. С. Лейтес,.

A.И.Нафтульев, Г. В. Суходольский, В. Д. Шадриков, Е. С. Романова, А. Т. Ростунов и др.), деятельности инженера (А.Н.Капустина, Е. П. Кораблина, И. С. Мангутов, В. Л. Марищук, Е. Э. Смирнова, В. А. Ядов и др.), и деятельности руководителя, в частности, (Г.Велтруска, И. С. Мангутов,.

B.Б.Скориков, Л. И. Уманский и др.). Важным с позиций нашего исследования явилось изучение направленности как системообразующего свойства личности (Б.Ф.Ломов, К. К. Платонов, С. Л. Рубинштейн и др.), мотивов и мотивации в качестве условия развития и становления личности (В.Г.Асеев, А. Н. Леонтьев, В. С. Мерлин, В. Н. Мясищев, К. Обуховский и др.), профессиональной направленности как показателя возрастной зрелости личности (О.В.Леднева, Н. Ю. Ткачева, П.А.Шавир). Необходимость изучения становления отношений личности к внешнему миру, к себе, к своей деятельности для понимания процессов ее развития отмечается в работах К.А.Абульхановой-Славской, Б. Г. Ананьева, Л. И. Анциферовой, В. Н. Мясищева, С. Л. Рубинштейна и других.

Однако, в философской, социологической, психологической и педагогической литературе при рассмотрении различных видов зрелости личности нет единого подхода в определении этих понятий даже в рамках одной дисциплины. Целостный анализ имеющихся в литературе трактовок и определений зрелости показал правомерность использования термина «социально-психологическая зрелость» в аспекте личностной зрелости* Причем, соотнося это понятие с определенной возрастной и статусной категориями, нами рассматривается социально-психологическая зрелость студента.

Анализ научной литературы позволяет заключить, что пока нам неизвестны исследования, в которых бы решалась задача формирования социально-психологической зрелости студентов вообще и технического университета, в частности. Таким образом, недостаточная теоретическая разработанность вопроса и практическая потребность определили выбор темы исследования? ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗРЕЛОСТИ СТУДЕНТОВ {НА ПРИМЕРЕ ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА) *.

ЦЕЛЬ исследования — теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия формирования социально-психологической зрелости студентов технического университета в процессе их обучения.

В соответствии с целью ОБЪЕКТОМ нашего исследования является социально-психологическая зрелость студентов как аспект личностной зрелости.

ПРЕДМЕТОМ — педагогические условия формирования социально-психологической зрелости студентов технического университета в процессе их обучения.

ГИПОТЕЗА исследования: формирование социально-психологической зрелости студентов технического университета в процессе их обучения будет успешным при условии:

— постановки перед участниками образовательного процесса (педагогами и студентами} воспитательных целей в виде перечня личностных свойств, характеризующих социально-психологическую зрелость студентов;

— направленности деятельности педагогов на реализацию воспитательных целей в процессе обучения;

— наличия психологической культуры участников образовательного процесса, как педагогов, так и студентов;

— внедрения в учебный процесс идеи гуманизации высшего технического образования*.

Цель исследования и выдвинутая гипотеза обусловили необходимость решения следующих ЗАДАЧ:

1. Раскрыть сущность и структуру социально-психологической зрелости студентов.

2. Теоретически обосновать совокупность педагогических условий формирования социально-психологической зрелости студентов технического университета в процессе их обучения .

3. Провести исследование особенностей формирования социально-психологической зрелости студентов технического университета в процессе их обучения.

4. Разработать научно-практические рекомендации по формированию социально-психологической зрелости у студентов в процессе их обучения.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ ОСНОВОЙ исследования являются комплексный подход, сочетающий практические и теоретические вопросы разных наук (педагогики, психологии, философии, социологии и др.) — фундаментальные научные положения педагогики и психологии: принцип развития личностипринцип сознательности субъекта деятельности, принцип социальной и деятельностной обусловленности развития личности в процессе обучения и воспитания. Использовались также психолого-педагогические исследования по научно-теоретическим основам подготовки специалистов в вузе.

Для решения поставленных задач был использован комплекс теоретических и эмпирических МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ. Теоретические методы: анализ психолого-педагогической литературы, материалов и публикаций педагогической и периодической печати по теме исследования, анализ документов. Эмпирические методы связаны с анкетированием, интервьюированием, индивидуальными и групповыми беседами со студентами и преподавателями, тестированием. Частные эмпирические методы дополнялись формирующим экспериментом.

БАЗОЙ ИССЛЕДОВАНИЯ является Кузбасский государственный технический университет.

ИССЛЕДОВАНИЕ проводилось с 1985 по 1998 г. г. и включало несколько этапов.

Первый этап (1985 — 1992 г. г.) был посвящен выявлению социального заказа. В этих целях была разработана методика оценки профессиональной успешности и апробирована на 233 инженерах (выпускники Кузбасского политехнического института). Результаты исследований позволили определить современные требования производства к выпускнику технического вуза, то есть социальный заказ, который подтвердил актуальность темы исследования*.

Второй этап (1992 — 1994 г. г*) — аналитический. Проводилось изучение литературы по теме исследования, что позволило определить сущность и структуру понятия социально-психологической зрелости студентовпедагогические условия формирования социально-психологической зрелости студентов технического университета в процессе их обучения.

На третьем этапе (1994 — 1995 г. г.) исследования подбирались методики изучения индивидуальных особенностей личности, определялась их валидность и надежность и проводилось изучение сформированности у студентов технического университета личностных свойств, характеризующих их социально-психологическую зрелость (констатирующий эксперимент) .

На четвертом этапе {1995 — 1997 г. г.) проводился формирующий эксперимент по реализации педагогических условий формирования социально-психологической зрелости у студентов технического университета в процессе их обучения.

Пятый этап (1997 — 1998 г. г.) — заключительный. Осуществлялись систематизация, обобщение результатов исследования и литературное оформление диссертации.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА И ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ исследования заключается в том, что:

— определено понятие социально-психологической зрелости студента как интегративного системного качества личности;

— структура социально-психологической зрелости студентов представлена совокупностью взаимосвязанных компонентов;

— выявлены педагогические условия формирования социально-психологической зрелости студентов технического университета в процессе их обучения.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ заключается в том, что на основе проведенного исследования разработаны научно-практические рекомендации по формированию социально-психологической зрелости студентов в учебном процессе.

НА ЗАЩИТУ ВЫНОСЯТСЯ:

1. Сущность социально-психологической зрелости студента, рассматриваемая как его готовность и способность быть полноценным субъектом профессиональной деятельности и нести за нее полную ответственность перед собой и обществом.

2. Структура социально-психологической зрелости студента, представленная компонентами: готовностью к выполнению психологических требований профессии, определяемой сформированностью профессионально важных личностных свойствпрофессиональной направленностью как показателем возрастной зрелости, характеризуемым степенью удовлетворенности выбором профессии, представлением о профессионально важных личностных свойствах, самооценкой наличия этих свойствнравственной основой личности, раскрываемой через отношение личности к себе, к действительности, к обществу, к людям.

3. Педагогические условия формирования социально-психологической зрелости студентов технического университета в процессе их обучения: постановка перед участниками образовательного процесса (педагогами и студентами) воспитательных целей в виде перечня личностных свойств, характеризующих социально-психологическую зрелость студентовнаправленность деятельности педагогов на реализацию воспитательных целей в процессе обученияналичие психологической культуры участников образовательного процесса, как педагогов, так и студентоввнедрение в учебный процесс идеи гуманизации высшего технического образования.

ОБОСНОВАННОСТЬ и ДОСТОВЕРНОСТЬ полученных данных обеспечиваются организацией эксперимента в строгом соответствии с целями, задачами и условиями осуществлениярепрезентативной выборкой (всего на различных этапах исследования приняло участие более 1100 человек, в том числе 55 человек на этапе формирующего эксперимента) — адекватностью применяемых методикстатистической обработкой экспериментальных данных, реализованной на ЭВМ.

АПРОБАЦИЯ полученных в ходе исследования результатов осуществлялась путем регулярных обсуждений методов, форм и приемов организации работы со студентами в педагогическом коллективе кафедры «Психологии и педагогики» Кузбасского государственного технического университета, где автор работает в качестве старшего преподавателяна кафедрах, преподаватели которых обеспечивают учебно-воспитательный процесс студентов экспериментальной группы* Результаты исследования доложены на заседании межвузовской кафедры общей и вузовской педагогики Кемеровского государственного университета.

Материалы диссертации были представлены в сборниках научных трудов «Совершенствование образовательных процессов «(Краснодар, 1994), ЛЛВопросы общей и дифференциальной психологии» (Кемерово, 1997), на конференции «Молодая наука — новому тысячелетию» (Набережные Челны, 1996), на межрегиональной научно-методической конференции «Проблемы развития различных систем подготовки специалистов (Кемерово, 1996), на 54-й и 55-й научно-технических конференциях профессорско-преподавательского состава НГАС (Новосибирск, 1997, 1998) — на научно-практической конференции ТГУ по проблемам университетского образования (Томск, 1997), на педагогических чтениях «Развитие личности и проблемы непрерывного образования» (Новосибирск, 1997).

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ.

Анализом существующих в педагогической практике видов эксперимента обосновано, что целям и условиям проводимого исследования наиболее соответствует психолого-педагогический последовательный эксперимент, так как в процессе его проведения есть возможность активно воздействовать на протекание изучаемого явления.

Получено психологическое обеспечение в виде информации об индивидуальных особенностях студентов экспериментальной группы, наличие которого является необходимой предпосылкой формирования социально-психологической зрелости студентов в процессе их обучения.

Обнаружено, что большинство преподавателей технического университета нуждаются в оказании им психолого-педагогической помощи. В этих целях разработаны и изданы научно-методические рекомендации, что способствовало направленности деятельности педагогов на реализацию воспитательных целей в процессе обучения студентов, повышению их психологической культуры и внедрению в учебный процесс идеи гуманизации высшего технического образования.

Наблюдение за студентами экспериментальной группы, анализ их планов саморазвития и индивидуальные беседы р подтвердили, что тест может выступать средством самопознания и самосовершенствования.

Выявлены позитивные изменения в сформированности всех личностных свойств, характеризующих социальнопсихологическую зрелость студентов технического университета, тем самым доказана эффективность педагогических условий .

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

На основе обобщения результатов теоретического и практического исследования сделаны следующие выводы:

Качественные изменения в социально-экономической жизни общества обнаруживают несоответствие между требованиями, предъявляемыми профессиональной деятельностью к личностной зрелости выпускников вуза и их подготовленностью к выполнению этих требований, тем самым выявлена практическая необходимость решения вопроса формирования социально-психологической зрелости студентов. Теоретическая неразработанность этого вопроса доказана анализом научной литературы по педагогике, психологии, социологии, философии .

Раскрыта сущность социально-психологической зрелости студента как его готовность и способность быть полноценным субъектом профессиональной деятельности и нести за нее полную ответственность перед собой и обществом* Структура социально-психологической зрелости студента как интегративного системного качества личности представлена совокупностью взаимосвязанных компонентов: готовностью к выполнению психологических требований профессии, определяемой сформированностью профессионально важных личностных свойствпрофессиональной направленностью как показателем возрастной зрелости, характеризуемым степенью удовлетворенности выбором профессии, представлением о профессионально важных личностных свойствах, самооценкой наличия этих свойствнравственной основой личности, раскрываемой через отношение личности к себе, к действительности, к обществу, к людям.

— 144.

Проведен анализ содержания структурных компонентов социально-психологической зрелости студентов, в результате чего получен перечень личностных свойств, ее характеризующих, включающий профессионально важные свойства и свойства, определяющие нравственную основу личности. Полученный перечень дополняет показатель профессиональной направленности.

Теоретически обоснованы педагогические условия формирования социально-психологической зрелости студентов в процессе их обучения: постановка перед участниками образовательного процесса (педагогами и студентами) воспитательных целей в виде перечня личностных свойств, характеризующих социально-психологическую зрелость студентовнаправленность деятельности педагогов на реализацию воспитательных целей в процессе обученияналичие психологической культуры участников образовательного процесса, как педагогов, так и студентоввнедрение в учебный процесс идеи гуманизации высшего технического образования.

Проведено изучение у студентов технического университета уровня сформированности личностных свойств, характеризующих их социально-психологическую зрелость. Качественным анализом полученных результатов показано, что уровень сформированности большинства личностных свойств за годы их обучения в вузе практически не меняется, оставаясь таким же невысоким, что и на входе в вуз, то есть в техническом вузе воспитательный потенциал содержания учебных предметов, методов и форм организации обучения сам по себе не работает. Тем самым обоснована необходимость выявления особенностей формирования социально-психологической зрелости студентов технического университета в процессе их обучения.

— 145.

Выявлено, что большинство преподавателей технического университета видят свою задачу лишь в усвоении студентами предметных знаний, полагая, что обучение формирует личность студента независимо от того, ставит ли педагог такую задачу осознанно. Для изменения позиции педагогов и оказания помощи в повышении их психологической культуры разработаны и изданы научно-методические рекомендации по реализации воспитательных целей в учебном процессе, в которых обозначены воспитательные целираскрыты воспитательный потенциал учебного процесса в вузе и идея гуманизации высшего технического образованияприведена информация о психологических особенностях студенческого возраста .

Показано, что работа, проведенная со студентами по повышению их психологической культуры, включающая постановку воспитательных целейусвоение ими психологических знанийсоздание условий для удовлетворения потребностей студентов в самопознании и саморазвитии, в комплексе с деятельностью педагогов, направленной на реализацию воспитательных целей в процессе обучения, дала позитивные изменения в сформированности всех личностных свойств, характеризующих социально-психологическую зрелость студентов. Тем самым доказана эффективность педагогических условий формирования социально-психологической зрелости студентов технического университета в процессе их обучения, и, следовательно, подтверждена справедливость гипотезы исследования.

Проблема формирования социально-психологической зрелости личности сложна и многогранна. Полученные в исследовании выводы не претендуют на исчерпывающее решение рассматриваемой проблемы. Накопленный теоретический и.

— 146фактический материал требует дальнейшего развития и уточнения. При дальнейшей разработке проблемы следует, по нашему мнению, обратить внимание на такие вопросы, как корректировка воспитательных целей с учетом содержания учебного материала конкретной дисциплины, возможного применен ния методов и форм организации учебного процесса при ее изучениивыявление возможностей отдельных дисциплин в формировании тех или иных личностных свойств, характеризующих социально-психологическую зрелость студентов.

— 147.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. — М.: Наука, 1980. — 335 с.
  2. Абульханова-Славская К. А. Принцип исследования активности личности. М.: ИП АН СССР, 1988. — 242 с.
  3. Абульханова-Славская К. А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности/Психология формирования и развития личности. М.: Наука, 1981. — С.19−44.
  4. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.:1. Мысль, 1991. 299 с.
  5. Г. Ю. Проверьте свои способности: Пер. с англ. М.: Педагогика-Пресс, 1992. — 176 с.
  6. .Г. Избр. психологические труды. В 2-хтомах. М.: Педагогика, 1980, т.1. — 232 с.
  7. .Г. К онтопсихологии человека//Теоретическая и прикладная психология в Ленингр. ун-те. Л.:1. ЛГУ, 1969. С.45−56.
  8. .Г. О проблеме современного человекознания. М.: Наука, 1977, — 380 с.
  9. .Г. Человек как предмет познания. Л.:1. ЛГУ, 1968. 339 с.
  10. Г. Обучение и воспитание в вузе неразделимы//Высшее образование в России. 1996. — № 3. -С.61−66.
  11. Н.К. Применение ЭВМ с элементами гуманитаризации в техническом вузе: Учебное пособие. Новокузчнецк: СибГГМА, 1996. 144 с.
  12. Л.И. К психологии личности как развивающейся системы//Психология формирования и развития личности. М.: Наука, 1981. — С.3−19.-14 813. Асеев В. Г. Мотивация поведения и формирование личности. М.: Мысль, 1976. — 158 с.
  13. Ю.К. Избранные педагогические тру-ды/Сост. М. Ю. Бабанский. М.: Педагогика, 1989. — 560 с.
  14. Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований: (Дидактический аспект). М.: Педагогика, 1982. 192 с.
  15. А.Г. Роль социалистического производственного коллектива в формировании социальной зрелости рабочих: Автореф. дисс.. канд. фил. наук. Свердловск, 1987. — 19 с.
  16. С.П. Сущность процесса обучения. М.: Просвещение, 1981. — 143 с.
  17. Ю.П. Социальная зрелость личности: Автореф. дисс.. канд. фил. наук. Харьков, 1986. — 15 с.
  18. Беломестных JI. A, Введение в личностно-ориенти-рованное обучение. Учебное пособие. Томск: Изд. ТПУ, 1986. — 139 с.
  19. Белюк J1.B. Комплексная системная реализация задач вузовской профориентации с применением ЭВМ. М., 1988. -88 с.
  20. .П. Воспитательная Функция лекции. М.: Знание, 1981. — 64 с.
  21. .С. К проблеме человека в психологии// Вопр. психологии. 1997. — № 5. — С.3−19.
  22. И.Л. Процесс формирования нравственной зрелости старшеклассников: Дисс.. канд. пед. наук. -М., 1985. 199 с.
  23. Введение в научное исследование по педагогике: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов/Ю.К.Бабанский,-149
  24. B.И.Журавлев, В. К. Розов и др.- Под ред. В. И. Журавлева. -М.: Просвещение, 1988. 239 с.
  25. Г. Авторитет руководителя: Автореф. дисс.. канд. псих, наук, М., 1991. — 20 с.
  26. В.И. Психодиагностическое обеспечение формирования психологической готовности личности к профессиональной деятельности: Автореф. дисс.. канд. псих. наук. М., 1996. — 20 с.
  27. Г. Г. Информационная теория документа: Дисс.. канд. техн. наук. М., 1978. — 195 с.
  28. Выявление требований производства к качеству подготовки специалистов в целях определения путей профессионального воспитания студентов: Отчет по НИР/ Кузбас. политехи. ин-т.- Руководитель работы Г. В. Асауляк, Инв. Ы 2 830 009 369.- Кемерово, 1983. 83 с.
  29. С.С. Ты выбираешь профессию. 2-е изд. до-раб. и доп. М.: Молодая гвардия, 1985. — 175 с.
  30. Г., Форверг М. Введение в марксистскую социальную психологию. М.: Прогресс, 1972. — 296 с.
  31. Ю.З. Актуальные проблемы валидизации психологических тестов/Вопр. психологии. 1978. — № 5.1. C.108−118.
  32. Ю.З. Надежность психологических тестов и пути ее повышения/Вопр. психологии. 1979. — № 3.1. С.96−105.
  33. А.А. Дидактические средства гуманитаризации технического образования//Специалист. 1997.10. С.23−24.
  34. О.Н. Социальная зрелость личности как проблема теории научного социализма: Дисс.. канд. фил. наук. Ростов н/Д., 1990. — 187 с.
  35. Т.Н. Формирование гражданской зрелости учащейся молодежи: Автореф. дисс.. канд. фил. наук.1. М., 1991. 20 с.
  36. И.М. Моральные критерии социальной зрелости личности. М.: Знание, 1980. — 64 с.
  37. А.А. Социально-психологические основы совершенствования деятельности воспитателя: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. J1.: ЛГУ, 1981. — 31 с.
  38. Дидактика средней школы. Некоторые проблемы соврем. дидактики. Под ред. М. А. Данилова и М. Н. Скаткина.
  39. М.: Просвещение, 1975. 303 с.
  40. М. А. Крылов А.А., Нафтульев А. И. Психология труда и инженерная психология: Учеб. пособие. J1.:1. Изд-во ЛГУ, 197 9. 224 с.
  41. М. Переход к зрелости как этап социализации личности//Идеологический процесс и воспитание личности. М.: Прогресс, 1980. — С.312−327.
  42. М.И., Кандыбович Л. А., Пономаренко В.А.
  43. Готовности к деятельности в напряженных ситуациях: Психологический аспект. Мн.: Изд-во «Университетское», 1985. 206 с.
  44. М.И., Кандыбович Л. А. Психологические проблемы готовности к деятельности. Мн.: Изд-во БГУ, 1976. 176 с.-15 145. Жариков Е. С., Крушельницкий E. J1. Для тебя и о тебе: Кн. для учащихся. М.: Просвещение, 1991. — 224 с.
  45. С.М. Подготовка будущего руководителя к деловому общению в условиях обучения в техническом вузе: Дисс,. канд. пед. наук. Ростов н/Д., 1987. — 195 с.
  46. В.И. Методология и методика дидактического исследования. М.: Педагогика, 1982. — 160 с. 4 8. Зазыкин В. Г. Психолого-акмеологические основы деятельности специалиста в особых условиях: Автореф. дисс.. докт. псих. наук. М., 1994* - 38 с.
  47. Л. Статистическое оценивание. Пер. с нем. В. Н. Варыгина. Под ред. Ю. П. Адлера, В. Г. Горского. М.: Статистика, 1976. — 598 с.
  48. Н.И. Методологические проблемы формирование социальной зрелости личности курсанта: Автореф. дисс.. канд. фил. наук. М., 1988. — 20 с.
  49. С.Н., Лисовский В. Т. На пороге гражданской зрелости. (Об активной жизненной позиции совр. молодого человека). Л.: Лениздат, 1982. — 176 с.
  50. М.И. Социальное становление специалиста на основе гуманизации инженерного образования: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Ярославль, 1995. — 25 с.
  51. В.А. Современное инженерное мышление и проблема гуманитаризации инженерного образования//Новые идеи в философии. 1996. — Вып.5. — С.150−154.
  52. Т.А. Формирование социальной зрелости молодого рабочего в современных условиях: Дисс.. канд. фил. наук. М., 1989. — 180 с.
  53. Е.А. Как выбирать профессию: Кн. для учащихся старших классов сред. шк. М.: Просвещение, 1990. — 159 с.
  54. Л.Н. О понятии «социальная зрелость»//Формирование социальной и профессиональной зрелости студентов. Сб. научных трудов. Отв. ред. В. Д. Семенов. Свердловск: УРГУ, 1985. — С.3−11.
  55. Л.Н. Человек и его судьба. М.: Мысль, 1988. — 285 с.
  56. Кон И. С. Психология юношеского возраста: Пробл. формирования личности. Учеб. пособие для пед ин-тов. -М.: Просвещение, 1979. 175 с.
  57. Кон И. С. Юность как социальная проблема//Общество и молодежь. М.: Молодая гвардия, 1973. — С.22−51.
  58. Е.П. Становление психологической готовности к инженерной деятельности у студентов технического вуза: Дисс.. канд. псих. наук. Л.: ЛГУ, 1990. -199 с.
  59. Н.И. Диалектика зрелости общества и личности при социализме: Автореф. дисс.. .. канд. фил. наук. Киев, 1979. — 19 с.
  60. Ю.Т., Богомолов С. И., Даниленко Л. И. Алгебра и гармония в техническом вузе: Вопр. гуманизации техн. образования.//Человек. 1996. — № 4. — С.88−96.
  61. М.А. Психология и безопасность. Таллинн: Валгус, 1981. — 408 с.
  62. М.А. Саморегуляция и надежность человека-оператора. Таллинн: Валгус, 1974. — 168 с.-15 367. Кравчук П. Ф. Формирование развитой творческой личности студента (философско-социологический и методологический анализ). Киев: «Вища школа», 1984. — 156 с.
  63. А.Ф. О гуманитаризации преподавания инженерных знаний//Изв. вузов, Чер. металлургия. 1996. -№ 12. — С.66−68.
  64. Н.В. Формирование культуры будущего специалиста: Метод, пособие. М.: Высш. шк., 1990. — 142 с.
  65. Л.Я. Профессиональная карьера выпускника технического вуза: Автореф. дисс.. канд. фил. наук. Новосибирск, 1995. — 16 с.
  66. Ю.Г. Психологическая оценка формирования профессиональной зрелости учащихся профтехучилищ: Дисс.канд. пед. наук. Л.: ЛГУ, 1990. — 196 с.
  67. Е.С., Викторов Н. А., Чугунова Э. С. Методы индивидуальной и групповой оценки личности инженера в автоматизированных системах управления разрабатывающих предприятий/Методология и методы социальной психологии. -М.: Наука, 1997. С.157−172.
  68. Кукин А, Б. Гуманитарное образование в становлении личности молодого работника: Автореф. дисс.. канд. фил. наук. Омск, 1996. — 33 с.
  69. Л.В. Введение в психологическое исследование. СПб., 1994. — 84 с.
  70. В.И. Коллективизм как критерий зрелости студенческой группы и личности студента/Проблемы образования молодежи в развитом социалистическом обществе: Сборник. М., 1974. — С*226−229.
  71. А.Б. Эффективность и качество инженерной подготовки как социальная проблема: Автореф. дисс.. докт. фил. наук. Уфа, 1994. — 36 с.-15 477. Лазурский А. Ф. Очерк науки о характерах. П-г., 1917. 386 с.
  72. В.Л. Искусство быть другим. СПб.: Питер, 1993. 192 с.
  73. О. В. Социальные проблемы формирования профессиональной направленности личности: Дисс.. канд. фил. наук. Саратов, 1990. — 202 с.
  74. Н.С. Умственные способности и возраст. -М.: Педагогика, 1971. 280 с.
  75. Леонтьев А, А. Педагогическое общение. М.: Знание, 1979. — 48 с.
  76. А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. Т.2 М.: Педагогика, 1983. — 320 с.
  77. Х.Й. Как воспитывает процесс обучения? -М.: Знание, 1982. 96 с.
  78. .Т. Воспитательные аспекты обучения: Учеб. пособие по спецкурсу для студентов пед. ин-тов. -М.: Просвещение, 1982. 192 с.
  79. В., Гаранина О. Гуманитарная подготовка инженеров: По материалам социол. исслед.//Высшее образование в России. 1996. — № 4. — С.56−61.
  80. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. — 444 с.
  81. Лук А. Н. Эмоции и личность. М.: Знание, 1982. -176 с.
  82. И. С. Инженер- социально-экономический очерк. М.: Советская Россия, 1980. — 288 с.
  83. И.С., Уманский Л. И. Организатор и организаторская деятельность Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1975. 312 с.-15 590. Марищук В. J1. Психологические основы формирования профессионально значимых качеств: Дисс.. докт. псих, наук. Л., 1982. — 220 с.
  84. С.М. Изучение истории науки как средство гуманитаризации естественнонаучного образования: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. СПб, 1996. — 18 с.
  85. А. Самоактуализация//Психология личности. Тексты/Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А Пузырея. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. — С.108−117.
  86. В.М., Ямпольский Л. Т. Введение в экспериментальную психологию личности: учебное пособие для слушателей ИПК, преподавателей пед. дисциплин университетов и педагогических институтов. М.: Просвещение, 1985. — 319 с.
  87. B.C. Лекции по психологии мотивов человека. Учебное пособие для спецкурса. Пермь: Изд-во Перм. пед. ин-та, 1971. — 120 с.
  88. Г. С. Педагогика высшей школы. Будущий инженер: Монография. Новосибирск: Новосиб. электротехн. ин-т., 1992. — 115 с.
  89. Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях// Вопр. психологии. 1997. — № 4. — С.28−38.
  90. Моделирование деятельности специалиста на основе комплексного исследования/Под ред. Е. Э. Смирновой. Л.: Изд-во ЛГУ, 1984. — 176 с.
  91. В.Н. Основные проблемы и современное состояние психологии отношений человека//Психологическаянаука в СССР, Т.2. М.: АПН РСФСР, I960. — С.110−125.
  92. Ю.А. Анализ критерия нравственной зрелости личности в современной этике: Автореф. дисс.. канд. фил. наук. Киев, 1989. — 18 с.
  93. С.М. Отношение к труду как показатель зрелости личности: (Методологический аспект): Автореф. дисс.. канд. фил. наук. Львов, 1987. — 16 с.
  94. А.В. Концептуальные основы и практика гуманизации высшего инженерного образования: Автореф. дисс.. докт. пед. наук. Ростов н/Д., 1996. — 38 с.
  95. К. Психология влечений человека.
  96. М.: Прогресс, 1972. 247 с.
  97. Общая психодиагностика/Под ред. А. А. Бодалева,
  98. B.В.Столина. М.: Из-во МГУ, 1987. — 304 с.
  99. О гуманизации, гуманитаризации: словом, о состоянии. (Круглый стол)//Альма матер. 1997. — № 3.1. C.61−66.
  100. А.Н. Педагогические условия формирования качеств руководителя у курсантов военно-зкономического вуза: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Ярославль, 1996. 22 с.
  101. Ас. Мотивация как системное качество личности/Актуальные проблемы психологии личности. М., 1988. — С.33−46.-157
  102. Jl.А. Теоретические и методологические проблемы социально-психологического тренинга. М.: Изд-во МГУ, 1982. — 168 с.
  103. А.В., Абраменкова В. В., Зеленова М. Е. и др. Социальная психология. Учеб. пособие для студентов пед. институтов/Под ред. А. В. Петровского. М.: Просвещение, 1987. — 224 с.
  104. К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. М.: Высшая школа, 1984. — 174 с.
  105. К.К. Структура и развитие личности. -М.: Наука, 1986. 256 с.
  106. С. Д. Психолого-педагогические условия развития индивидуальности личности в учебном процессе //Вестн. Рос. гуманит. научн. фонда. 1997. — № 3. -С.236−249.
  107. Проблемы гуманизации и гуманитаризации высшего технического образования: Сб. науч. работ/Ковров, гос. технол. акад. Ковров: КГТА, 1997. — 55 с.
  108. Проблемы качества образования в России: Материалы всерос. науч. практ. конф., 22−27 мая 1997 г. Уфа: УГАТУ, 1997. — 102 с.
  109. Профессиональное воспитание студентов (обобщение результатов исследования по формированию профессиональной направленности у студентов): Отчет по НИР/Кузбас. политехн. ин-т.- Руководитель работы Г. В. Асауляк. Инв №. 2 860 007 022. Кемерово, 1983, — 36 с.
  110. Психологическая документалистика: теория и проблемы. В сб.: Вопросы кибернетики: документалистика и психология. — М., 1977. — С.3−17.
  111. Психологические методы (в комплексном лонгитюд-ном исследовании студентов). Л.: ЛГУ, 1976. — 248 с.
  112. Психологический словарь/Под ред. В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова и др. М.: Педагогика, 1983. — 448 с.
  113. Психологическое обеспечение учебно-воспитательного процесса в вузе. Межвузовский сборник. -Л., 1985. 192 с.
  114. Психология. Словарь/Под общ. ред. А. В. Петровского. М.: Политиздат, 1990. — 494 с.
  115. А.А. Личностная зрелость и социальная практика/ /Теоретические и прикладные вопросы психологии. Часть I. Теоретические проблемы психологии. Под. общ. редакцией А. А. Крылова СПб., 1995. — С.34−39.
  116. X. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности: Пер. с нем. М.: Мир, 1994. — 320 с.
  117. Робер М.-А., Тильман Ф. Психология индивида и группы. М.: Прогресс, 1988. — 250 с.-159 127. Романова Е. С. Психология профессионального становления личности: Автореф. дисс.. докт. псих. наук. -М., 1992. 31 с.
  118. А.Т. Формирование профессиональной пригодности. Мн.: Выш. шк., 1984. — 176 с.
  119. С. Л. Основы общей психологии. В 2-х т* Т. 2. М.: Педагогика, 1989. — 328 с.
  120. C.JT. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973. — 424 с.
  121. В.М. О природе темперамента и его месте в структуре индивидуальных свойств человека/Вопр. психологии. 1985. — № 1. — С.14−23.
  122. Т.Ф. Формирование готовности студентов педагогических институтов к решению воспитательных задач в процессе обучения: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М.: МГПИ, 1978. — 23 с.
  123. П.В., Ершов П. М. Темперамент, характер, личность. М.: Наука, 1984. — 160 с.
  124. М.Н. Методология и методика педагогических исследований: (В помощь начинающему исследователю). М.: Педагогика, 1986. — 152 с.
  125. В.Б. Психологическая готовность работника к руководству научно-производственным коллективом: Автореф. дисс.. канд. псих. наук. М., 1991. — 21 с.
  126. Словарь-справочник по психологической диагностике /Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М.- Отв. ред. Крымский С. Б. -Киев: Наук, думка, 1989. 200 с.
  127. Е.Э. Пути формирования модели специалиста с высшим образованием. Л.: ЛГУ, 1977. — 136 с.
  128. Совершенствование организационных форм и методов оценки и контроля подготовки специалистов: Отчет по
  129. НИР/Кузбас. политехи. ин-т.- Руководитель работы Г. В. Пинигина. Кемерово, 1990. — 81 с.
  130. И.Ю. Психолого-педагогические основы повышения качества подготовки специалистов в техническом вузе: Автореф. дисс.. докт. псих. наук. Спб., 1995. — 35 с.
  131. А.Г. Социально-психологические основы деятельности руководителей предприятий агропромышленного комплекса: Автореф. дисс.. докт. псих. наук. М., 1987. — 44 с.
  132. Социально-психологические основы управления коллективом: метод, рекоменд. к практ. и лекц. занятиям/ Сост. Андрианова В. Е., Олейникова М*В. J1.: Изд-во ЛПИ, 1990. — 69 с.
  133. Социально-психологический портрет инженера. По материалам обследования инженеров ленинградских проектно-конструкторских организаций/Под ред. В. А. Ядова. М: Мысль, 1977. — 231 с.
  134. Л.Д. Основы психологии. Ростов н/Д.: Логос, 1995. — 646 с.
  135. Г. В. Инженерно-психологический анализ и синтез профессиональной деятельности: Автореф. дисс.. докт. псих. наук. Л.: ЛГУ, 1982. — 39 с.
  136. Н.С. Социальная зрелость выпускников сельских школ республики Узбекистан (социолого-педагогический и этнопедагогический аспекты): Дисс.. докт. пед. наук. М., 1994. — 221 с.
  137. В.А. Психология нравственного развития личности студента: феноменология, типология, закономерности: Автореф. дисс.. докт. псих. наук. М., 1991. -43 с. 14 9. Толстых А. В. Возрасты жизни. М.: Молодая гвардия, 1988. — 223 с.
  138. Топчий J1.B. Проблемы формирования политической зрелости студентов: Учеб.-метод, пособие. М.: Высш. шк., 1991. — 159 с.
  139. В.Н. Гуманизация и гуманитаризация науки/ /Гуманитарные науки в Сибири. Серия: Философия и социологи я. 1997. — № 1. — С.60−65.
  140. Унт И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. М.: Педагогика, 1990. — 192 с.
  141. Учебная деятельность и ее психологические основы. Методические указания со структурно-логическими схемами для преподавателей/Составитель И. Ю. Соколова. Томск: Изд-во ТПИ, 1990. 40 с.
  142. Л.Ф. Социально-психологические особенности личности инженера: Дисс.. канд. псих. наук. -Л., 1980. 223 с.
  143. Г. П. Социальная зрелость личности: сущность и тенденции формирования: Автореф. дисс.. канд. фил. наук. Киев, 1987. — 18 с.
  144. В.Д. Проблема системогенеза профессиональной деятельности. М.: Наука, 1982. — 184 с.
  145. В.К. Диалектика сущностных сил человека (опыт комплексного подхода). Киев: Вища школа, 1985. — 172 с.
  146. Н., Даргио Д., Медухо О. Нерешенные проблемы гуманитаризации высшего образования//Высш. образование в России. 1997. — № 2. — С.79−81.
  147. А.Г., Похилько И. В., Козловская-Тельнова А.Ю. Практикум по экспериментальной психотемантике. (Тезаурус личностных черт). М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988. — 207 с.
  148. Huteau М. La variete des formes et des coniposantes cle 1 * intelligence Cognition: L’individuel et 1'universel/Red.: M.Reuchein. — P.: PUF, 1990. -p.253−283.-163
Заполнить форму текущей работой