Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Ориентация будущих воспитателей на творчество: В условиях дополнит. 
худож. обучения в пед. 
колледже

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Выявленные причины и противоречия позволяют нам сделать выводы о необходимости переосмысления содержания и качества подготовки специалистов-" дошкольников" в курсе дисциплин эстетического цикла и включения дополнительного художественного образования будущих воспитателей в педагогических учебных заведениях всех уровней (допрофессиональная, педколледж, педвуз). Но, эффективность профессиональной… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1.
  • Ориентация будущих воспитателей на творчество как педагогическая проблема
    • 1. 1. Общие направления формирования основ педагогического творчества
    • 1. 2. Ориентация студентов на творчество в условиях гуманизации образования
    • 1. 3. Специфика подготовки специалистов к преподаванию основ изобразительной деятельности дошкольникам
  • ГЛАВА 2.
  • Процесс творческой ориентации воспитателей в условиях дополнительного художественного обучения в педагогическом колледже
    • 2. 1. Содержание и назначение эксперимента
    • 2. 2. Условия, методы и средства развития творческих способностей и формирования творческого опыта студентов
    • V. '' -'-J
      • 2. 3. Оценка результативности и эффективности экспериментальной работы

Ориентация будущих воспитателей на творчество: В условиях дополнит. худож. обучения в пед. колледже (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Совершенствование профессиональной подготовки педагоговодна из важнейших задач развития общества. Социально-экономическое обновление всех сфер жизнедеятельности общества предъявило педагогической науке массу проблем и противоречий, решение которых связано с формированием высокой общей и профессиональной культуры педагога, его готовности к педагогическому творчеству. Разрешение этих проблем возможно через гуманизацию процесса подготовки будущих специалистов, при которой выявляется и формируется творческая индивидуальность, ибо творчество есть прерогатива свободной, способной к самоуправлению личности.

Духовное становление человека, включающее и эстетическое и творческое развитие, начинается с самого раннего детства. В дошкольном возрасте ребенок впервые знакомится с духовными ценностями общества. Важное место в этом процессе отводится эстетическому воспитанию детей, раскрытию их творческого потенциала. Успешность осуществления этой важной миссии целиком зависит от уровня профессиональной подготовки будущих педагогов и их творческой ориентации.

Анализ практики показывает недостаточность подготовки специалистов дошкольного профиля, что проявляется в низком уровне общей эстетической культуры, узости кругозора, отсутствии необходимых знаний, умений и навыков по организации и управлению сложнейшими процессами изобразительного творчества дошкольников, отсутствии у них элементарного опыта профессионального и художественного творчества. Множество причин как объективных, так и субъективных являются тормозом положительных изменений в сложившихся условиях. Одна из них та, что современное дошкольное образование не готово обеспечить достаточный уровень подготовки специалистов, способных свободно ориентироваться в потоке быстрых перемен, творчески на них реагировать. Критериями развития творческой личности будущего педагога должны стать результаты его деятельности, умение быстро найти оптимальное решение задачи и проблемы, оригинальность замыслов, продуктивность, быстрота и четкость решения, его педагогическая целесообразность и современность, так как эти критерии выступают показателями готовности к педагогическому творчеству.

Художественному воспитанию детей дошкольного возраста уделялось пристальное внимание еще в период становления общественного дошкольного воспитания (Е.А. Аркин (11), П. П. Блонский (18, 19), Н. К. Крупская (78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85), Н. П. Сакулина (146) и др. Вопросам изучения изобразительного творчества и эстетического развития детей посредством изобразительного искусства посвящены работы Н. С. Александрова (4), З. А. Богатеевой (20), Л. А. Блашук (17), Г. М. Вишневой (29), А. А. Грибовской (36), Г. Г. Григорьевой (37), Е. Н. Дмитриева (44), Н. В. Дягилевой (49), Т. Н. Доронова (46), О. О. Дроновой (48), Н. М. Зубаревой (54), Р. Г. Казаковой (61,62), С. П. Козыревой (68), Т. С. Комаровой (69,70,71), Л. В. Компанцевой (72), В. Ф. Котляр (73), Н. А. Курочкиной (94), Н. Г. Какауридзе (64), Р. И. Капустиной (66), B.C. Мухиной (109), Ю. В. Максимова (105), Р. А. Мирошкиной.

107), А. Е. Одерий (114), Г. Н. Пантелеева (117), Л. В. Пантелеевой (118), Г. А. Подкурганной (124), Л. А. Раевой (136), Е. С. Рогалевой (141), Н. П. Сакулиной (146), Р. Н. Смирновой (158), В. М. Старостиной (163), Н. Б. Халезовой (177, 178, 179) и других. Каждый из них внес ценный вклад в изучение вопросов создания в детских садах условий для глубокой и целенаправленной работы по проблемам эстетического воспитания и обозначил чрезвычайно важную проблему подготовки воспитателей к творческой профессиональной деятельности в вопросах изобразительного творчества дошкольников.

Необходимость качественной подготовки компетентного воспитателя, способного творчески решать задачи эстетического развития дошкольников, и возможность содействовать процессу развития детского изобразительного творчества исследованы многими педагогами: А. В. Антоновой (10), С. В. Громаковой (38), У. Ш. Ибрагимовым (55, 56), М. Л. Палавандишвили (116) и другими.

За последние годы в дошкольном образовании появился целый комплекс различных условий (нормативно-правовых, административных, экономических, социокультурных), позволяющих реально осуществлять реформы своей деятельности, все же во многих дошкольных учреждениях недостаточно прослеживается очевидная тенденция к поиску осмысленных ориентиров и конкретных образовательных форм, нацеленных на решение этой задачи, что, в первую очередь, требует не только знания специфики художественного творчества, но также наличия высокого творческого потенциала и опыта творческой деятельности самого педагога.

Однако, сложность решения самой проблемы обусловлена множеством причин и первая из них та, что творчество всегда считалось уделом только одаренных от природы людей. Вторая, в невозможности подготовить всех к творческой деятельности, сформировать в каждом студенте педагогического учебного заведения творческую личность. Третья причина в том, что целью педагогического образования была и остается передача будущему специалисту необходимых знаний, умений и навыков, когда студент выступает в роли объекта учебной деятельности, что затрудняет его адаптацию в роли педагога, активного субъекта педагогического процесса.

Просматривается очевидное противоречие между индивидуально-творческим характером педагогической деятельности и, продолжающейся подчас, массовой практикой поточной, поэлементной подготовки педагога.

Выявленные причины и противоречия позволяют нам сделать выводы о необходимости переосмысления содержания и качества подготовки специалистов-" дошкольников" в курсе дисциплин эстетического цикла и включения дополнительного художественного образования будущих воспитателей в педагогических учебных заведениях всех уровней (допрофессиональная, педколледж, педвуз). Но, эффективность профессиональной подготовки специалиста к развитию творческой личности ребенка возможна лишь в специальных условиях, позволяющих осуществлять своеобразный тренинг художественных и творческих способностей студента. Данный подход к подготовке специалистов способствует не только решению проблемы совершенствования профессионального образования педагогов и развитию художественных способностей личности, но и обеспечивает их конкурентоспособность на рынке педагогических профессий.

1, Изучение, имеющихся в современной теории и практике исследований по проблемам художественного образования педагогов дошкольного профиля (Н.С. Александровой (4), А. В. Антоновой (10), С. В. Гро хмаковой (38), Е. Н. Дмитриевой (44), У. Ш. Ибрагимова (55, 56), О. Р. Лагутиной (95), Т. Н. Тарановой (164), Н. С. Фаас (170) и др.) позволило нам сделать вывод о недостаточной исследованности данной проблемы. Наиболее глубоким и.

• всесторонним исследованием ее является работа У. Ш. Ибрагимова «Формирование у студентов факультета дошкольного воспитания педагогических умений по руководству изобразительной деятельностью детей», но в ней также не исследуется процесс подготовки специалистов для изостудий и эстетических центров.

Все научные поиски, связанные с проблемами педагогического творчества, всегда решались в контексте педагогики школы (В.И. Загвязинский (52), В.А. Кан-Калик (65), Н. Д. Никандров (65),.

М.М. Поташник (131), И. П. Раченко (138, 139) и др.), но так как специфика творческой деятельности воспитателей детского сада не позволяет переносить все рекомендации школьной педагогической науки в дошкольное образование и воспитание, а требует их переосмысления, то проблема в целом требует глубокого дальнейшего исследования. Такие важные предпосылки, как недостаточность теоретической изученности, практическая значимость проблемы и социальная необходимость ее решения, актуализировали тему нашего исследования и позволили с&ормулировать основную проблему, состоящую в разработке опытного образца модели специалиста в области управления процессом изобразительного творчества дошкольников.

Объектом исследования является процесс профессиональной подготовки воспитателей дошкольного профиля, а предметом — содержательный и процессуальный аспекты творческой ориентации студентов педагогического колледжа.

Целью нашего исследования является выявление, теоретическое обоснование и практическая апробация условий, средств и методов, обеспечивающих творческую ориентацию и качественную подготовку воспитателей к обучению изобразительной деятельности дошкольников.

Гипотеза исследования: дополнительное художественное обучение, если оно осуществляется в условиях оптимального сочетания различных форм аудиторной (внеаудиторной) коллективной (индивидуальной) работы, создаёт в педагогическом колледже резервные возможности для повышения творческой активности студента, вовлечения его в режим накопления опыта разнообразной творческой деятельности и ориентирует будущего специалиста на предстоящее профессиональное творчество.

Цель, объект, предмет и гипотеза исследования предопределили необходимость постановки и решения ряда задач. Задачи исследования:

1. В процессе изучения и анализа психолого-педагогической литературы выделить основные проблемы подготовки специалистов дошкольного профиля к обучению детей изобразительной деятельности.

2. Изучить сущностное содержание терминов «творчество» и «креативность», основные положения о творчестве, способностях, специфике педагогического творчества и уточнить понятие «ориентация на творчество» .

3. Определить возможности диагностирования творческого потенциала личности с целью обоснования критериев и показателей ориентации будущих воспитателей на творчество.

4. Разработать и апробировать условия, средства и методы творческой ориентации специалистов-" дошкольников" через изучение основ изобразительной деятельности в педагогическом колледже.

Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений нами использован комплекс методов исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы по исследуемым проблемамопрос, наблюдение, анкетирование (практических работников дошкольных учреждений, преподавателей и студентов педколледжа) — педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный) — метод хронотопической локализации, диагностика и самооценка базовых (общепедагогических) и специальных (художественно — творческих) умений студентов, эстетических свойств личности и уровня ориентации их на творчествоанализ продуктов творческой деятельности студентов (конспектов занятий, творческие работы, курсовые и т. п.).

Методологическую основу исследования составили концепции о природе творческого педагогического труда и специфике управления творческими процессами (В.И. Андреев (6, 7,),.

Н.В. Кузьмина (87, 88, 89, 90, 91, 92), Ю. Н. Кулюткин (93), Н. Д. Никандров (65), Я. А. Пономарев (126, 127, 128), В. А. Сластенин (155, 156), В. П. Симонов (151, 152, 153) и др.) — об аспектах ориентации на творчество как интегративно-личностном образовании (С.Ю. Гуревич (40)) — о личностно-деятельностном подходе в обучении и воспитании (С.И. Архангельский (12), В. В. Сериков (150), В. П. Симонов (151, 152) и др.).

Опытно-экспериментальной базой исследования являлись педагогический колледж г. Сургута и его филиал в г. Нефтеюганске, дошкольные учреждения г. Сургута (№ 1 «Красная гвоздика», № 14″ Рябинушка", № 31 «Золотая рыбка», № 34 «Ивуш-ка», № 61 «Лель», № 71 «Дельфин», № 73 «Соболек» и др.). Исследованием были охвачены дети дошкольного возраста, студенты, выпускники, воспитатели и преподаватели вышеназванных учреждений. Основные этапы исследования. Первый этап (1993;1994г.г.).

Изучались теоретические материалы по проблеме исследования. Анализировался передовой и массовый опыт художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста средствами изобразительного искусства. Исследовалась практика подготовки будущих воспитателей к руководству процессом изобразительного творчества дошкольников. Определились возможности организации творческой учебно-познавательной деятельности студентов в ходе изучения основ изобразительного искусства и методики обучения изобразительной деятельности дошкольников, а также учебной, производственной практики и внеучебной деятельности. В этот же период выявлялась проблема, выдвигалась гипотеза, определялись объект, предмет, цель, задачи, методы исследования и разрабатывался план экспериментальной работы.

Второй этап (1994;1996г.г.).

Проводилась опытноэкспериментальная работа по формированию у студентов необходимого комплекса умений в области изобразительного творчества. Апробировалась эффективность экспериментальных программсоздавались оптимальные условия, способствующие накоплению творческого опыта студентов. Третий этап (1996;1998г.г.).

Сопоставлялись результаты констатирующего и контрольного экспериментов.

Анализировались результаты опытноэкспериментальной работы, подводились итоги, формулировались выводы и теоретические обобщения.

Научная новизна нашего исследования в том, что :

• специальному исследованию была подвергнута проблема подготовки будущих воспитателей к работе с дошкольниками (на уровне изостудии);

• разработана модель специалиста (готового осуществлять работу в изостудии детского дошкольного учреждения), конструктивную основу которой составляют дополненные и переработанные нами общепедагогические, специальные (художественнотворческие), а также умения, связанные с процессом эстетического воспитания детей средствами изобразительного искусства.

Практическая значимость состоит:

• в разработке и апробации экспериментальных программ по теоретической и практической подготовке будущих специалистов для изостудий (эстетических центров) детских дошкольных учреждений;

• в реализации возможностей клубной работы, нацеленной на накопление творческого опыта будущих воспитателей, как тренинга художественнотворческой деятельности;

• в использовании комплекса адаптированных к условиям нашего эксперимента и авторских разработок для диагностирования сформированности необходимых умений, наличия определенных свойств и уровня ориентации личности на творчество.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Основные положения и отдельные аспекты научного поиска обсуждались периодически на заседаниях кафедры дошкольной педагогики и частных методикметодических объединениях Сургутского педагогического колледжа. Проблемы и результаты опытно-экспериментальной работы докладывались на межрегиональной научно-практической конференции «Личностно-ориентированные модели образовательного процесса в подготовке педагогических кадров» (г. Сургут, 1994 г.), также на конференции преподавателей и аспирантов кафедры педагогики МПУ по итогам научноисследовательской работы в 1995 году «Совершенствование воспитательно-образо-вательного процесса в школе и вузе» (Москва, 1996 г.).

На защиту выносятся три группы результатов:

1. Аналитические результаты: а) вывод о противоречии между социальным запросом и существующей практикой подготовки специалистов к обучению детей изобразительной деятельностиб) утверждение о недостаточной эффективности базисной подготовки будущих воспитателей в курсе дисциплин эстетического цикла и резервных возможностях дополнительного художественного обучения в педагогическом колледже.

2. Теоретические результаты:

Обоснование понятия «ориентация на творчество» как целевой установки личности, зависимости педагогического творчества воспитателя от ряда внутренних и внешних факторов и структуры свойств эстетически развитой личности.

3. Прикладные результаты: а) разработаны и апробированы:

• модель специалиста по управлению процессом обучения дошкольников основам изобразительной деятельности;

• программа спецкурса «Народное декоративноприкладное искусство» ;

• программа практики по специализации «Руководитель изобразительного творчества детей» ;

• план-комплекс внеаудиторной (клубной) работы, нацеленной на совершенствование профессиональных художественно-творческих способностей;

• характеристика 4-х уровней сформированности профессиональных умений связанных с изобразительной деятельностью дошкольников;

• характеристика показателей сформированности профессионально-исследовательских умений студентов в процессе выполнения курсовых работб) уточнена квалификационная характеристика воспитателя-специалиста по управлению процессом обучения изобразительной деятельности дошкольниковв) предложена структура анализа свойств эстетически развитой личности в диагностируемых признаках.

По теме диссертации опубликованы следующие статьи: 1.0 формировании профессиональных умений будущих педагогов //Новейшие исследования в педагогической теории и практике. Сборник научных трудов. -М.: МПУ, 1994 г. С. 96−97.

2. Какого специалиста ждет современный детский сад //Воспитательно-образовательный процесс: стремление к идеалу. Сборник научных трудов. -М.: — Серпухов, 1996 г. С. 74−76.

3.Некоторые нетрадиционные подходы в курсе преподавания изобразительной деятельности в педколледже. //Совершенствование образовательного процесса и управление им. Сборник научных статей под редакцией проф. Симонова В. П. — М., 1997 г. С. 116−118.

4. Ориентация на творчество — основа подготовки современного специалиста. //Совершенствование образовательного процесса и управление им. Сборник научных трудов. — М.: МПУ, 1998. С. 72−73.

Выводы.

1 Заключение-о-результативности проводимой работы и перспективы отсроченный результат, получаемый в процессе анализа успехов и промахов выпускников, изучавших специализацию (через 5лет).

Второй этап — в соответствии с целями формирующего эксперимента:

1) Соискателем разработана методика, позволяющая организовать специальные условия для учебного, учебнопроизводственного и внеаудиторного процесса.

2) Для внедрения экспериментальной методики разработана серия программ по всему циклу спецпредметов, практики и внеаудиторной деятельности (Приложения 3, 4, 5).

3) С целью отслеживания динамики освоения задач экспериментального обучения предполагается последовательный сбор и учет всех возможных успехов и неудач: серия срезов уровня знаний, умений и навыков, анализ продуктов художественного творчества студентовконспектов занятий, «сочинений», образцов, материалов курсовых работ разного уровня, работа над декорациями, атрибутами театральных игр, занятий и т. п. (в соответствии с этими результатами проводились определенные коррекции содержательные и процессуальные).

На третьем, заключительном этапе, проводилась сверка полученных в процессе формирующего эксперимента результатов с исходными, выявленными в ходе первого этапа.

Результаты включались в сравнительные таблицы. На основании полученных результатов были сделаны заключительные выводы о пригодности и результативности экспериментальной методики для решения проблемы ориентации студентов на творчество.

Следуя логике предлагаемой нами структуры проведения эксперимента, приступим к последовательному описанию хода первого этапа, в процессе которого мы стремились придерживаться принципов диагностики творческих способностей, разработанных Л.Б. Ермолаевой-Томиной (51).

Заключение

.

Исследование проблемы подготовки педагогических кадров для детских учреждений к обучению изобразительному творчеству дошкольников требует дальнейшего всестороннего изучения. Особое значение при этом имеют научные знания о механизмах, обеспечивающих высокий уровень профессиональной подготовки педагогов в области художественноэстетического воспитания и ориентации на творчество.

Анализ причин недостаточной компетентности педагогов дошкольного профиля в вопросах изобразительного искусства и специфики детского изобразительного творчества позволяет сделать вывод о необходимости переосмысления содержания и качества их подготовки.

Проведенный в ходе исследования анализ психологопедагогической литературы позволяет отметить основные противоречия в практике профессионального образования педагогов, заключающемся в индивидуальнотворческом характере педагогической деятельности и практике поточно-массовой подготовки педагогических кадров. Данное противоречие является не единственным, но основным стимулом поиска новых подходов к проблеме профессионального образования.

Анализ литературы по вопросам эстетического образования позволяет определить его значение как ведущего фактора, который располагает огромными возможностями творческого самоопределения личности. Художественное обучение, проводимое в курсе предметов эстетического цикла колледжа, должно обеспечивать возможность развития творческих способностей воспитателя, которому предстоит сложнейшая задача раскрытия творческого потенциала ребенка с самого раннего детства. Однако глубокий анализ деятельности практиков дошкольного воспитания показывает недостаточность содержательного и процессуального аспектов их художественной подготовки и требует серьезной доработки.

В результате проводимого исследования подтверждена выдвинутая гипотеза о том, что для реализации творческих способностей будущих специалистов необходима ориентация их на творчество в процессе обучения в колледже, которая будет эффективной при условии обязательного включения каждого студента в специально организованную учебно-педагогическую деятельность, нацеленную на накопление творческого опыта.

В ходе теоретического анализа психолого-педагогической литературы нами выделены основные аспекты проблемы творчества, педагогического творчества и ориентации на творчество. Учитывая, что природу творчества возможно раскрыть, исходя из изучения внутренних особенностей определенного вида творческой деятельности, мы исследовали специфику педагогического творчества.

Исследования таких ученых, как: И. П. Раченко, Н.П. Исин-ской, Ю. П. Азарова, В. В. Краевского и других, позволили нам утверждать, что педагогическим творчеством является поиск и открытия на пути обучения и воспитания, совершенствования педагогического мастерствачто сложный процесс накопления педагогических знаний «через накопление фактов своей собственной практической работы», осмысления их с целью использования «всего арсенала педагогических средств» является основой творческого педагогического труда. Являясь существенной частью целостного педагогического процесса, ориентация на творчество подчиняется всем его общим закономерностям, а значит целесообразно констатировать факт о том, что существуют различные пути и управления ею как специфически обусловленным явлением в педагогическом творчестве.

Результаты экспериментальной работы, проводившейся на базе Сургутского педагогического колледжа, позволили не только определить один из возможных путей организации процесса творческой учебно-познавательной деятельностью студентов, но и сделать важные выводы: для развития качеств свойственных творчески ориентированному специалисту необходимы не только природные предпосылки, но и благоприятные педагогические условия, способствующие развитию этих качеств. Мотивация к творчеству выступает прежде всего как проявление устойчивой личностной черты, но что особенно важно — она является отражением заданных условий.

Важнейшей из всех наиболее существенных предпосылок в формировании творческого отношения студента к усвоению профессиональных знаний является активное включение его в значимую для него созидательную деятельность на основе его познавательных профессиональных интересов. На этапе накопления творческого опыта студента, являющегося основой его творческой ориентации-важнейшим средством становится включение в учебный процесс разнообразных приемов творческого решения задач.

Но вместе с тем, все перечисленные утверждения абсолютно правомерны только при условии особой организации отношений в педагогическом учебном заведении любого уровня между педагогами и студентами, строящейся на глубоком чувстве оптимизма, взаимного уважения, создания комфортного психологического климата, огромной заинтересованности в деле и при наличии высокой творческой активности партнеров.

Успех проводимого эксперимента в целом определялся его сущностью, заключающейся в реализации личностнодеятельност-ного подхода к совместной продуктивной работе преподавателей и студентов, использовании условий, оптимизирующих возможность процесса подготовки будущих воспитателей, в стимулировании их эмоциональноценностного отношения к творчеству, связанного с художественной деятельностью.

Итак, в результате проведенной нами опытно-экспериментальной работы была подтверждена гипотеза о том, что дополнительное художественное обучение как важный компонент эстетического воспитания и обучения специалистов создает в педагогическом учебном заведении (колледже) резервные возможности для повышения творческой активности студентов, вовлечения их в режим накопления опыта разнообразной творческой деятельности и ориентирует будущего специалиста на предстоящее профессиональное творчество. Но все это возможно лишь при условии оптимального сочетания и вне аудиторной коллективной и индивидуальной деятельности студентов в целостной системе подготовки педагогов. Задачи, выделенные нами как наиболее значимые для подтверждения такой гипотезы, решены в контексте нашего исследования. При решении наиболее значимой задачи в ракурсе исследуемой темы нами изучено сущностное содержание терминов и основные положения о творчестве, творческих способностях, педагогического творчества и специфика творческой деятельности воспитателя — «дошкольника». Уточнено определение термина «ориентация на творчество» как ведущего смыслового компонента темы (проблемы).

В процессе изучения проблемы подготовки специалистов в области художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста посредством изобразительного искусства обнаружен дефицит научных знаний о построении процесса профессионально-творческого становления педагога.

Предлагаемый экспериментальный опыт использования комплекса условий, нацеленных на творческую ориентацию специалистов, может быть рекомендован к практическому применению в педагогических колледжах (училищах, институтах). Однако, необходимо отметить, что в рамках одного исследования невозможно решить все проблемы подготовки воспитателей, но все же можно обозначить ряд направлений на последующее изучение.

Показать весь текст

Список литературы

  1. О.А. Проблемы формирования педагогических умений и навыков у будущих учителей. В кн.: Проблема профессиональной подготовки студентов педагогических вузов и университетов. — М., 1976. -С. 36−47
  2. Абульханова- Славская К. А. Деятельность и психология личности.- М., 1980, — 125с.
  3. Ю.П. Искусство воспитывать. М., 1985. — 448с. Александрова Н. С. Формирование эстетического отношения к дымковскому народному искусству у детей 5−6 лет: Дис. канд. пед. наук: М., 1995, — 159с.
  4. Ш. А. Размышления о гуманной педагогике.- М., 1996.-С.494
  5. В.А. Проверь себя. Десять тестов оценки интеллигентности, конкурентноспособности и творческого потенциала личности.-М., 1994.-С.64
  6. А.В. Подготовка учащихся педагогического колледжа к руководству эстетическим воспитанием детей дошкольного возраста, — М., 1993. 252с.
  7. Е.А. Беседы о воспитании. -М., 1945.- 203с.
  8. С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. -М.: Высш. шк., 1980. 368 с.
  9. B.C. Русская кистевая роспись как одно из направлений развития способностей к изобразительной деятельности учащихся 5−6классов (На материале хохломской росписи) Автореф. дис.канд. пед. наук М., 1995. — 15с.
  10. А.В. Избранные искусствоведческие труды. М., 1970,-542с.
  11. Е.П. Подготовка учителя в условиях перестройки М.- 1977, — 264с.
  12. Р. Развитие Я- концепции и воспитание: Пер. с англ.- М., 1986. -420с.
  13. Л.А. Формирование интереса к изобразительной деятельности детей 5−7 лет на занятиях в детском саду: Дис. канд. пед.наук. М., 1985.- 190с.
  14. П.П. Введение в дошкольное воспитание. М., 1915, — 139с.
  15. П.П. Введение в дошкольное воспитание. Общедоступные курсы по дошкольному воспитанию, — М., 1917.-90с.
  16. З.А. Пути формирования декоративно- орнаментальной деятельности детей в старшем дошкольном возрасте на аппликации.-Л., 1973, — 214 с.
  17. П.Г. Вопросы теории народного искусства -М., 1970. -642с.
  18. И.Я. Добрых рук мастерство произведения нар. искусства в собр. Гос. Рус. музея: Сборник очерков. /Сост. И. Богуславская- науч. ред. В. Пушкарев Л., 1976. -211с.
  19. И.Я. Вопросы изучения нар. искусства //Декоративное искусство СССР. 1974., N 6. — С.36−37
  20. Большая Советская Энциклопедия, гл. ред. Веденский Б. А. 2-е изд.- М., 1956. Т.42.
  21. В.М. Русское прикладное искусство. М., 1977, — 464с.
  22. В.А. Некоторые методологические вопросы моделирования // Вопросы философии, 1964. № 11.
  23. М.В. Эстетическое воспитание в системе профессиональной подготовки студентов пед.вузов: Дис. .канд.пед.наук. М., 1981. — 183с.28
Заполнить форму текущей работой