Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Педагогические условия становления экзистенциально-гуманистического мировоззрения будущего учителя в системе вузовского образования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Следует отметить, что наше исследование данной проблемы не является окончательнымдополнительного исследования требуют, например, такие аспекты проблемы, как становление экзистенциально-гуманистического мировоззрения студента педвуза в процессе изучения дисциплин естественного цикла (физика, математика, естествознание, астрономия, биология и др.) — организация в процессе вузовского обучения… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы становления экзистенциально-гуманистического мировоззрения будущего учителя
    • 1. 1. Естественно-научные и социокультурные основания мировоззренческого кризиса традиционной педагогики
    • 1. 2. Философско-психологические предпосылки становления экзистен-циально-гуманисгического мировоззрения
    • 1. 3. Теоретический анализ феномена «экзистгешдаашшо-гуманистическое мировоззрение педагога» и педагогических условий его становления у студентов педвуза
  • Глава 2. Содержание и организация экспериментальной работы по созданию педагогических условий становления экзистенциально-гуманистического мировоззрения будущего учителя
    • 2. 1. Содержательные изменения в системе профессионально-педагогической подготовки студентов педвуза
    • 2. 2. Процессуальные изменения в системе профессионально-педагогической подготовки студентов педвуза
    • 2. 3. Качественный и количественный анализ результатов экспериментальной работы

Педагогические условия становления экзистенциально-гуманистического мировоззрения будущего учителя в системе вузовского образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В условиях дегуманизации современного общества" связанной с процессами ориентации массового сознания на культ материальных ценностей, а не на культуру, в образовании возникает острая необходимость развития мировоззрения учителя, построенного на духовных и общечеловеческих ценностях. Возрождение общества связывается сегодня с гуманистической ориентацией образования: «Наш мир быстро изменяется, и его универсальной идеей, противоположной сегодня всем традиционным идеологиям, становится современный гуманизм» [124,29].

В современной философии, психологии и педагогике подчёркивается актуальность аксиологического подхода к подготовке учителя, согласно которому педагогическое образование должно не только обеспечить усвоение профессиональных знаний и умений, но и развить у учителя ценностное и ответственное отношение к миру. Фундаментальность подготовки учителя определяется не только глубиной его познаний об образовании как социокультурном феномене, но и способностью понимать ценностный смысл знания, выбирать, интерпретировать и самостоятельно конструировать содержание педагогической деятельности.

Становление экзистенциально-гуманистического мировоззрения (ЭГМ) будущего учителя представляется нам актуальной задачей потому, что оно непосредственно определяет взгляды педагога на природу ребёнка и, вытекающую из них, стратегию педагогической деятельности. Результатом становления личносгно-профессионального мировоззрения учителя становится построение им своей жизненной и профессиональной позиции.

Высокий гуманистический характер педагогической деятельности делает недопустимым профессиональную узость в подготовке учителя, требует взаимопроникновения общечеловеческих и профессиональных ценностей и предполагает, что становление духовности личности, её ценностных ориентаций, ответственной свободы, позитивной Я-концепции намного важнее, чем вооружение студентов узкопрофессиональными знаниями и умениями.

Образование как способ становления человека в культуре является условием существования и культуры, и человека Поскольку в современном образовании экзистенциальные смыслы становятся приоритетными и обретают статус целей и ценностей, то поэтому в системе педагогической подготовки будущего учителя возникает необходимость целенаправленной работы по развитию у него экзистенциально-гуманистического мировоззрения, в основу которой должна быть положена «ответственная свобода» в проектировании, планировании, реализации и рефлексии студентом своей учебной деятельности.

При исследовании феномена экзистенциально-гуманистического мировоззрения будущего учителя и педагогических условий его становления в системе вузовского образования мы опирались на положения экзистенциальной философии (Н. Аббаньяно [1], [199], Н. А. Бердяев [23],[24][25], И. О. Лосский [104], Ж.-П. Сартр [153], М. Хайдеггер [182], К Ясперс [198] и др.), в которых утверждается определяемосгь личности «изнутри» и подчёркивается личная ответственность человека за самоосуществлениепсихолого-педагогические экзистенциально-гуманистические концепции (С.Л. Братченко [40], Д. Бюджентал, Д. А. Леонтьев [99],[100],[101], Р. Мэй [114],[115], А. Б. Орлов [122],[123],[125],.

В. Франкл [174],[175], Э. Фромм [[180],[181] и др.), рассматривающие человека свободным и ответственным субъектом решения своих важнейших экзистенциальных проблем.

Экзистенциально-туманистические воззрения на человека и его образование содержатся также в философско-педагогических трудах русских мыслителей XIX—XX вв.еков (Н.А. Бердяев, С. Н. Булгаков, С.И. Гес-сен, В. В. Зеньковский, В. В. Розанов, С. Л. Франк, И. А. Ильин, П.Ф. Капте-рев, Л. Н. Толстой и др.).

Такие важнейшие экзисгенциалы, как свобода и ответственность признавались в качестве ценностей и целей воспитания человека Н. О. Лосским, И. А. Ильиным, В. В. Зеньковским. В свободе они видели главное условие самоутверждения и саморазвития личности. «Надо воспитать себя к свободенадо созреть к ней, дорасти до нееиначе она станет источником соблазна и погибели» , — писал И. А. Ильин [185,16].

Рационалистская связь свободы и ответственности через творчество личности у С. И. Гессена дополнялась иррациональным взглядом на неё у В. В. Зеньковского, который утверждал: «Глубины свободы обычно не затрагиваются воспитанием, а та свобода, которой так дорожит современная педагогика, оказывается лишь свободой в периферии души — свободой поведения, внешнего творчества, периферических движений души, а не свободой внутреннего мира» [185,16].

В.В.Зеньковсий отмечал также, что истинная, а не хаотическая свобода возможна лишь тогда, когда человек постигает истину и живёт в ней: «Свобода в человеке, однако, глубже, чем простая возможность саморегуляции жизни изнутри, в ней есть „тайна“ , — возможность творческого её раскрытия лишь при пребывании в Истине, лишь при жизни в Боге. Вне этого свобода, сохраняя силу самоопределения изнутри, является не творческой силой, а наоборот источником хаоса и бесплодной претенциозности» [185,170−171].

Рассматривая экзистенвдешьно-гуманистическое мировоззрение педагога как открытую сложную систему, становление которой происходит в процессе взаимодействия инд ивида с социокультурным окружением, для анализа его сущности использовалась синергегическая методология (Е.Н. Князева, С. П. Курдюмов [85],[86],[87], И. Р. Пригожин [136], И. Стенгерс [137], Г. Хакен, С. С. Шевелёва [190] и др.).

Как известно, предметом исследований синергетики являются законы самоорганизации и эволюции неравновесных открытых систем, пребывающих в состоянии неустойчивости. «По Пригожину, паттерны организации, характерные для живых систем, могут быть обобщены в едином динамическом принципе, принципе самоорганизации. Живой организмэтосамоорганизуемая система, что означает, что её упорядоченность не навязывается ей окружающей средой, а устанавливается самой системой «[79,75].

Значимым для методологии исследования оказалось то, что основные задачи, решаемые синергетикой, связаны с прогнозированием развития веера возможностей системы, который возникает при кризисных состояниях и диссипации старых структур, что, в конечном итоге, обеспечивает переход системы в более высокое качество. При этом становление новой и более сильной системы происходит через критическое, бифуркационное состояние, характеризующееся неустойчивостью, неравновесно-сгью, нелинейностью. В бифуркационных точках возможны неоднозначные и непредсказуемые варианты развития системы. Синергетический подход обуславливает новое понимание сущности становления мировоззрения развивающейся личности. Следуя этому пониманию, неправомерно навязывать одинаковые пути развития каждому обучающемуся, так как они всегда многовариантны и уникальны.

Пониманию педагогических аспектов практической реализации такого экзистенциала как свобода способствовали работы, посвящённые феномену педагогической поддержки процесса саморазвития личности (.

К.А. Абульханова-Славская [3], О. С. Газман [51],[52],[53], Л. Н. Куликова [90], СВ. Кульневич [92],[93], Е. Л. Федотова [170],[171], Г. А. Цукерман [187] и др.).

Так, в концепции педагогики свободы и самоопределения личности О. С. Газмана по-новому решается вопрос об объекте образования: им может выступать только образовательный материал (предметы, явления, символы, ситуации, ценности, деятельность, отношения), но не личность. В процессе выбора, исследования и преобразования этого материала происходит совместное саморазвитие и учителя, и учеников. При этом самоопределение выступает процессом и результатом осознанного выбора личностью позиции, целей и средств самореализации в конкретной среде, главным механизмом обретения внутренней свободы.

В соответствии с этой концепцией роль учителя состоит в совместном с ребенком определении его интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий. Автор справедливо отмечает, что предметом педагогики свободы являются способы изучения человеком самого себя.

Свобода не исключает отношения человека с миром, но как акт его активности знаменует переход к независимости от него, от всей внешней обусловленности. Как справедливо отмечал В. Франкл, человек не свободен от условий, но он может занять позицию по отношению к ним [174].

В контексте нашего исследования важно то, что только экзистенциальное измерение наделяет человека способностью к автономному существованию, способностью реализовывать самостоятельно познанное жизненное предназначение.

Основываясь на синергетической методологии, можно обозначить такие педагогические аспекты становления экзистенциально-гуманистического мировоззрения будущего учителя:

— система личности сама формирует свою границу;

— развитие личностной системы неравновесно, альтернативно и хаотично;

— в бифуркационных точках возможно мягкое ненасильственное воздействие на мировоззрение личности, стимулирующее её самодвижение к экзистенции;

— в процессе педагогической подготовки будущего учителя возможно мягким воздействием запустить механизмы самоорганизации, потенциально заложенные в личностной структуре,.

— самоорганизация разрушается в образовательной среде с жёстким внешним управлением.

Научное обоснование необходимости гуманизации современного отечественного образования как императива выживаемости общества нашло отражение в работах Бездухова В. П. [20], Белухина Д. А. [21], [22], Берулавы М. Н. [28],[29], Бондаревской Е. В. [36],[37], Гершунского Б. С. [55], Зимней И. А. [72], Зинченко В. П. [73],[74], Лекторского В. А. [98], Су-бетто А.И. [162], Шиянова Е. Н. 194], Якиманской И. С. 197] и др.

Нами установлено, что личностно-профессионалыюе становление учителя с гуманистической ориентацией исследовалось в различных аспектах: ценностных ориенгаций (Е.Н. Шиянов), самоопределения как процесса и результата осознанного выбора личностью позиций, целей и средств самореализации (О.С. Газман), диалогического взаимодействия в обучении (А.А. Шибаева, Е. Л. Федотова, Л.В. Занина), свободы и открытости содержания образования (А. А. Вильвовская), самоорганизации (С. В. Кульневич), человеческого достоинства как важнейшего условия саморазвития (Б.В. Шишмакова), самоактуализации (Е.В. Андриенко), самоорганизации личностно-профессионального роста в системе непрерывного педагогического образования (Н.А. Переломова), творческого самовыражения личности педагога (А.С. Косогова), центрации учителя в педагогическом процессе (А.Б. Орлов).

Щ) Представление человека как эпицентра культуры, её высшей духовной ценности характерно для воззрений К. Н. Вентцеля [46], П. Ф. Каптерева [81], Л. Н. Толстого [164], [165], К. Д. Ушинского [168], Н. А. Бердяева [23], [24], [25], [26].

Холистическое воззрение на человека как на уникальную саморазвивающуюся систему обосновывается в работах Ф. Кадры [79], Б.С. Гер-шунского [54], М. К. Мамардашвили [106],[107], B.C. Шубинского [196], С. Н. Лазарева [95],[96] и др.

Анализ научной психолого-педагогической литературы и диссертационных исследований по гуманистической проблематике (Э.Н. Гусинский [64],[65], Д. Дьюи [68],[69], А. С. Косогова [89], А. Маслоу [108],[109],[110], КРоджерс [142],[143],[144], Г. Олпорт [121], Д.А. Белу-хин [21],[22], Е. В. Бондаревская [36], О.Л. Подлиняев[132],[133],[134], В. В. Сериков [157],[158], Е. Л. Федотова [170], [171] и др.) даёт нам основание предположить, что причина неудач современного образования заключается в существовании экзистенциального «вакуума» в мировоззренческой подготовке будущих учителей в системе высшего педагогического образования.

Анкетирование студентов ИГЛУ (пятый курс математического и физического факультетов — 90 респондентов) показало, что в подавляющем большинстве они не представляют сущности экзистенциальногуманистических концепций (84,4%), не знают какими качествами личности должен обладать учительфасилитатор (91,2%), имеют низкий показатель уровня личностной самоактуализации (60,9%), низкую конгруэнтность (54%) и экстернальный локус контроля (75,7%).

Несмотря на большое количество теоретических исследований, посвященных вопросам профессиональной подготовки будущего учителя и существующей общественной потребности в процессах гуманизации школы, на практике мы имеем массовую школу, работающую в авторитарной парадигме. Таким образом, возникает противоречие: необходимость гуманизации образования и изменения педагогического сознания учителя общепризнанны, но, вместе с тем, феномен экзистенциальногуманистического мировоззрения учителя, предпосылки и педагогические условия его становления в процессе вузовской подготовки ещё не выступали в качестве самостоятельного предмета исследования.

Необходимость разрешения этого противоречия нашла отражение в теме исследования, сформулированной как «Педагогические условия становления экзистенциально-гуманистического мировоззрения будущего учителя в системе вузовского образования». В диссертации выясняются, создаются и апробируются такие условия, при которых у студентов лич-ностно-профессиональное мировоззрение будет иметь экзистенциально-гуманистическую направленность.

Актуальность исследования определяется потребностью общества и школы в гуманистически-ориентированном учителе, способном актуализировать внутренние ресурсы ребёнка, помочь ему выйти на оптимальную для него траекторию развития и принять ответственность за свой выбор.

Объект исследования: профессионально-педагогическая подготовка будущего учителя в системе вузовского образования.

Предмет исследования: педагогические условия становления экзистенциально-гуманистического мировоззрения студентов педвуза.

Цель исследования: выяснение факторов, оказывающих положительное влияние на процесс становления экзистенциально-гуманистического мировоззрения учителя и создание соответствующей модели в практике вузовской подготовки учителя.

Гипотеза исследования: становление ЭГМ будущего учителя — это сложный процесс духовно-практической работы человека над собой, познания самого себя и, на этой основе, поиска возможностей личностного и профессионального самоосуществления. Педагогический процесс в вузе будет способствовать эффективному становлению у студентов экзистенциально-гуманистического мировоззрения, если в процессе вузовской под готовки целенаправленно создаются такие условия, как.

— информационно-содержательное обогащение образовательной среды, позволяющее студентам делать свободный и ответственный выбор идей, ценностей, концепций, теорий и порождать собственные смыслы;

— установление ценностно-смыслового равенства на основе диалогических отношений преподаватель-студент и студент-студент;

— включение в учебный процесс экзистенциально-ориентированной практики индивидуального самопознания (интроспекции);

— внедрение в учебный процесс активных методов обучения и групповых тренингов сензитивносги, эмпатии и экзистенциальной рефлексии.

Задачи исследования:

1. Теоретически обосновать педагогические условия становления экзистенциально-гуманистического мировоззрения учителя.

2. Практически осуществить меры, открывающие возможность студентам реализовать экзистенциально-гуманистическое мировоззрение в условиях вузовского педагогического образования.

3. Проанализировать результаты внедрения экспериментального фактора в условиях ИГЛУ.

4. Разработать научнообоснованные рекомендации по совершенствованию экзистенциальногуманистической подготовки студентов к педагогической деятельности.

Методологической основой исследования послужили фундаментальные идеи о свободном и ответственном самоопределении личности в процессе смыслопоисковой активности, развиваемые в экзистенциальной философии и экзистенциальной психологии, труды классиков русской дореволюционной педагогики и философии, затрагивающие проблемы смысла человеческого существования и его духовных оснований, идеи самоорганизации и саморазвития в синергетике и феноменологии, основные положения личносгно центрированного подхода, разработанного К Роджерсом, теория самоактуализации А. Маслоу, отечественные психолого-педагогические концепции саморазвития личности и личностного роста (С. Л. Братченко, JI. С. Выготский, А. Б. Орлов, Л.Н.Куликова) Методы исследования:

Для осуществления цели исследования, решения поставленных задач и проверки гипотезы нами был использован комплекс взаимодополняющих исследовательских методов:

— методы теоретико-методологического анализаанализ научной литературы и диссертационных исследований по изучаемой проблеме;

— социологические методы (анкетирование, интервьюирование, беседы);

— методы диагностического исследования (методика «САМОАЛ», вали-дизированная А. В. Лазукиным, тесты, систематизированные Е. И. Роговым и направленные на диагностику личносгно-профессиональных качеств учителя).

Организация и этапы исследования.

Работа выполнялась на базе Иркутского государственного педагогического университета в рамках госбюджетной темы кафедры педагогики «Совместная деятельность школы и педагогического вуза по совершенствованию профессиональной подготовки будущего учителя». Исследование проводилось в три этапа (1996;2000):

1996;1997г. г. — знакомство с литературой по проблеме гуманизации образованияанализ путей становления экзистенциально — гуманистического мировоззрения учителя.

1997;1999г. г, — осуществление экспериментальной работы по становлению гуманистического мировоззрения учителя. Внедрение экспериментального фактора (выявленных условий) в процесс профессиональной педагогической подготовки студентов. Подготовка и издание учебного пособия и публикаций по теме исследования.

1999;2000г.г. — коррекция, количественный и качественный анализ, обобщение результатов экспериментальной работы, оформление результатов исследования в виде кандидатской диссертации.

Научная новизна исследования заключается в следующем: доказано, что становление экзистенциально-гуманистического мировоззрения учителя принципиально невозможно в рамках авторитарной педагогической моделиопределены педагогические условия процесса становления экзистенциально-гуманистического мировоззрения будущего учителяустановлена взаимосвязь между характером мировоззрения учителя и уровнем его личностной самоактуализациидоказана педагогическая эффективность целенаправленно организуемой практики экзистенциального самопознания студентов.

Теоретическая значимость исследования состоит в следующем: теоретически обоснована необходимость рассмотрения экзистенциальной составляющей в структуре мировоззрения как психолого-педагогического феноменавыявлен метанаучный характер мировоззрения и его общие методологические основания как в естественно-научных, так и в гуманитарных дисциплинахпредложен принцип ассимиляции экзистенциалов как интегральный фактор экзистенциально-гуманистического образования студентов педвузавыявлены педагогические условия и этапы становления экзистенциально-гуманистического мировоззрения будущего учителя.

Практическая значимость исследования: полученные результаты и выводы могут быть использованы для модернизации содержания профессиональной педагогической подготовки учителяапробированные практики индивидуального самопознания и личностного роста учителя могут использоваться в массовом процессе подготовки педагогов и в системе повышения квалификации работников образования.

Экспериментальной базой исследования были физический, математический и естественно-географический факультеты Иркутского государственного педагогического университета В исследовании принимало участие около 300 студентов.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Основные результаты исследования нашли отражение в публикациях: «Самоактуализация учителя и личносгно-центрированный подход в обучении» в материалах международной научно-практической конференции «Подготовка специалиста начального образования XXI века» (Иркутск, 1998), «КД.Ушинский о влиянии личности учителя на становление и развитие ребенка» в материалах научно-практической конференции, посвященной 175-летию К. Д. Ушинского (Иркутск, 1998), «Методологические аспекты становления гуманистического мировоззрения будущего учителя» в материалах межвузовской конференции «Целостность образовательного пространства: проблемы, перспективы развития» (Иркутск, 1999).

Основные аспекты исследования положены в основу учебного пособия «Гуманистическое мировоззрение педагога: сущность и пути практического становления» и методических рекомендаций «Методики диагностики внутреннего мира личности», широко используемых в учебном процессе.

Результаты исследования внедрены в практику организации и проведения курсов «Введение в педагогическую профессию», «Теория и технология обучения», «Философия и история образования» на математическом и естественно-географическом факультетах ИГЛУ.

Общее количество публикаций по теме исследования — 5.

На защиту выносятся следующие положения:

С экзистенциально — гуманистических позиций личность студента представляется уникальной и неповторимой саморазвивающейся гуманитарной системой, способной к сознательному и ответственному выбору жизненных и профессиональных целей, ценностей и смыслов в целях самостоятельного выстраивания себя и собственной стратегии жизни. Педагогическими условиями процесса становления экзистенциально — гуманистического мировоззрения будущего учителя существенными выступают:

— создание в учебном процессе гносеологической ситуации, способствующей осознанию и принятию студентами важнейших экзисгенциа-лов (свобода, духовность, ответственность, выбор) как основы для проектирования и реализации своей жизненной и профессиональной позиции;

— органичное включение в учебную деятельность процессов личностного самопознания, которые открывают возможности для обогащения личности студента субъектным опытом и на этой основе сознательное принятие определённого взгляда на мир и его важнейшие атрибутивные характеристики;

— факторами, интенсифицирующими процесс мировоззренческого становления студентов, являются: содержательное обогащение учебных курсов экзистенциально-гуманистической проблематикойсоздание активной образовательной среды через диалогизацию общения преподавателя и студента и смысловую проблематизацию занятийприменение на занятиях групповых и индивидуальных тренингов, развивающих все экзисгенциалы личности студентаорганизация педагогической поддержки студентов в осуществлении собственных экзистенциальных выборов.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. Основной текст (112 страниц) содержит 5 таблиц, 1 рисунок, 4 диаграммы. Общий объём диссертации 150 страниц.

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II.

Экспериментальное исследование показало, что отсутствие у студентов специальных знаний о сущности человека и экзистенциальных смыслах его бытия приводит к «вакууму смысла» по отношению к своей будущей профессиональной деятельности, который негативно отражается на профессионализме выпускников педвуза и их отношении к будущей педагогической деятельности.

Нами открыто также, что «экзистенциальный вакуум» студента педвуза, неумение видеть смысл в своей профессиональной деятельности, приводит его к личностному и профессиональному конформизму, пассивному принятию существующих в современной массовой школе авторитарных тенденций.

На наш взгляд, данную ситуацию можно улучшить путём организации целенаправленной работы в системе профессионально-педагогической подготовки студентов через создание педагогических условий, актуализирующих принятие студентами экзистенциально-гуманистического мировоззрения.

Нами установлено, что такими условиями являются следующие;

— создание богатой возможностями для смыслопоисковой активности обучающихся образовательной среды, позволяющей им получить информацию экзистенциально-гуманистической направленности;

— прояснение полученной информации на личностном и межличностном уровнях в ходе групповых тренингов эмпатии, рефлексии, сензитивно-сти, а также с помощью индивидуальных техник самопознанияпрактическое применение ассимилированных знаний в ходе активной педагогической практики.

Результаты экспериментальной работы подтвердили, что процессы самопознания чрезвычайно эффективно влияют на становление позитивной Я-концепции студентов, что выражается в росте уровня конгруэнтносги реального и идеального Я студентов и росте уровня их личностной самоактуализации.

Исследование показало, что студенты экспериментальных групп открыли новые измерения собственных возможностей. По сравнению с контрольной группой они показали более высокую степень интеграции своей личности, что проявилось как возрастание индекса самоактуализации (в среднем на 20−25%), более высокую конгруэнтность (90−95%), качественно иное понимание своего «Я», состоящее в уходе от отождествлений себя с социальными ролями, физическими, ментальными и эмоциональными паттернами. Участники экспериментальных групп в результате целенаправленного самопознания осознали значимость экзистенциально-гуманистических ценностей для своей будущей деятельности, переведя своё педагогическое мышление из пространства непережитого опыта, основанного на чисто рациональном восприятии педагогического знания и некритичном отношении к получаемой информации в пространство знаний-смыслов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В современной отечественной педагогике сосуществуют два принципиально различных подхода к обучению и воспитанию личности: традиционно — формирующий и гуманистический. В первом из них образовательную систему всегда пытались реформировать путём изменения форм, методов, содержания и средств обучения, недооценивая как субъективные образовательные потребности личности, так и её собственные смыслы и ценности.

Для экзистенциально-гуманистического подхода характерно представление обучения как осмысленного субъектно-значимого процесса В качестве основных инструментов развития личности здесь выступают особые условия, обеспечивающие студентам возможность свободного и ответственного мировоззренческого выбора собственного пути личностного и профессионального развития.

В условиях, когда гуманизация всех сфер общественной жизни стала «императивом выживаемости» всего человечества, для отечественного образования актуальной сегодня является гуманистическая ориентация. На наш взгляд, одним из путей гуманизации современного отечественного образования является подготовка в системе вузовского образования учителя с экзистенциально-гуманистическим мировоззрением, способного оказать квалифицированную психолого-педагогическую помощь учащимся в становлении у них ответственного и аксиологического мышления, сориентировать их на бытийное познание мира и собственный личностный рост.

Изучение научной и пракгико-ориентированной литературы, посвя-щённой вопросам гуманизации современного отечественного образования, позволило выявить в нём тенденции, близкие основным положениям экзистенциально-гуманистического подхода.

Нами было установлено также, что предпосылки практической реализации экзистенциально-гуманистического мировоззрения учителя ещё не выступали в качестве самостоятельного предмета исследования.

На основании анализа литературы по экзистенциальной философии и психологии, гуманистической и трансперсональной психологии, а также теоретических исследований в отечественной педагогике и передового педагогического опыта, нами был разработан комплекс психолого-педагогических условий и практических шагов, содействующих становлению экзистенциально-гуманистической направленности мировоззрения будущего учителя.

Анализ результатов проведённого исследования позволяет сделать следующие выводы:

— становление экзистенциально — гуманистического мировоззрения базируется на последовательной реализации в психолого-педагогической подготовке студентов следующих принципов: самодетерминации, саморегулирования, духовности, недирективносги, паритета, ассимиляции экзисгенциалов;

— в ходе эксперимента происходил позитивный процесс преодоления участниками своих персональных ограничений в видении мира, а также изменение их профессионально-педагогической позиции в направлении актуализации бытийных ценностей;

— проведённая в системе вузовского профессионально-педагогического образования экспериментальная работа, направленная на организацию процессов самопознания внутреннего мира личности с помощью техник внутренней интроспекции, диалога, групповых тренингов и активных методов обучения обеспечила позитивную динамику таких экзистенциальных личностных качеств:

1) пребывание в настоящем моменте,.

2) позитивное мышление.

3) преобладание бытийного познания и бытийных ценностей в структуре мировоззрения,.

4) автономность и самодостаточность,.

5) спонтанность,.

6) креативность,.

7) открытость к новой информации и опыту,.

8) гибкость и нелинейность мыслительного процесса.

Динамика данных качеств, рассматриваемая нами как личностный рост студентов, подтверждается проведённой диагностикой с использованием нескольких взаимодополняющих методик;

— наша работа подтвердила тезис о том, что экзистенциальные убеждения нельзя навязать субъекту самоактуализации каким-то образом извне в качестве непережитых на собственном опыте истин;

— создание активной образовательной среды, богатой возможностями для выбора студентами смысложизненных ориентаций и системы ценностей как основы мировоззрения, способствовало обретению обучающимися стремления к поиску смысла жизни и, как его важной составляющей, смысла будущей профессиональной деятельности;

— «экзистенциальный вакуум» — представляется нам фундаментальной характеристикой всякой личности, не центрированной на своей сущности. Этот вакуум может заполняться ложными знаниями, ценностями и смыслами, заимствованными личностью от других и порождающими педагогов-конформистов с закрытым к новым ценностям и смыслам профессиональной деятельности сознанием;

— мы установили, что наиболее эффективным путём преодоления «вакуума смысла» является самореализация личности в культуре;

— неэффективность традиционного социодинамического подхода, на наш взгляд, состоит в игнорировании экзистенциальной составляющей человеческой природы и ориентация на такие личностные структуры, как интеллект и память, которые легко «формировать», Однако, оставаясь в жёстко фиксированных ими концептуальных рамках, ценностно-смысловые детерминанты педагогической деятельности остаются невостребованными на уровне личностных структур сознания студентов.

В целом диссертационное исследование позволило подтвердить достоверность научной гипотезы и достаточно эффективно решить поставленные задачи.

Следует отметить, что наше исследование данной проблемы не является окончательнымдополнительного исследования требуют, например, такие аспекты проблемы, как становление экзистенциально-гуманистического мировоззрения студента педвуза в процессе изучения дисциплин естественного цикла (физика, математика, естествознание, астрономия, биология и др.) — организация в процессе вузовского обучения студентов специальных тренингов личностного роста, а также спецкурсов, содержание которых имело бы экзистенциально-гуманистическую направленность, что позволило бы, на наш взгляд, значительно повысить число выпускников педвуза с развитым экзистенциально-гуманистическим мировоззрением.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н. Структура экзистенции. Введение в экзистенциализм. Позитивный экзистенциализм. Изд-во «Алетея», Санкт-Петербург, 1998.
  2. И. В. Личностный смысл как педагогический фактор и его использование в учебном процессе. Дисс.. канд. пед. наук. Ростов н/Д., 1989 191с.
  3. Абульханова-Славская К А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991.-299с.
  4. Г. Лекции по аналитической психологии. М.: Рефл-бук- Киев: Ваклер, 1996.-282с.
  5. . К Подготовка будущего учителя к гуманизации отношений с учащимися в период педагогической практики. Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Тула, 1993. — 28с.
  6. Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса Минск: Университетское, 1990. — 559с.
  7. Е. В. Подготовка учителя к самоактуализации в педагогической деятельности. Дисс.. канд. пед. наук. М., 1994. — 209с.
  8. О. Ф. Подготовка студентов педагогических вузов к установлению гуманных взаимоотношений с учащимися. Автореф. дисс.. канд пед наук. М., 1993. — 24с.
  9. Ю.В. Гуманистическое мировоззрение педагога: сущность и пути практического становления. Учеб. пособие. Иркутск: изд-во Иркут. Гос. пед. ун-та, 2000.-62с.
  10. О. Н. Основополагающие принципы отечественной теории свободного воспитания. Автореф. дисс.. канд пед наук. Владимир, 1996. — 17с.
  11. А.С. Размышления о работе С.Л. Рубинштейна «Человек и мир». //Вопросы философии. 1993, № 5.
  12. В. И., Свирский Я. И. От смыслопрочтения к смыслопоро-ждению // Вопросы философии. -1992. № 2. — с. 145 -152.
  13. Г. С. Найти и обрести себя // Вопр. филос. 1995. — № 3. — с. 109 — 129.
  14. Г. С. Особенности культуры глубинного общения // Вопросы философии, 1995. № 3. — с. 109−129.
  15. Г. С. Самопознание человека как культурно- созидательного существа// Человек и культура. М: АН СССР, 1984. — с. 4 — 40.
  16. М. М. К философии поступка // Философия и социология науки и техники. -М.: Наука, 1986. с. 80 — 160.
  17. М. М. Проблемы поэтики Достоевского. М.: Сов. Россия, 1979. — 320с.
  18. М. М. Эстетика словесного творчества. 2-е изд. М., 1986. -445с.
  19. В. П. Формирование гуманистической направленности студента будущего учителя как социально-педагогическая проблема Дисс. д-ра пед. наук. — СПб., 1995. — 397 с.
  20. Д. А. Основы личносгно-ориентированной педагогики. Курс лекций. М.: Изд-во Ин-та практ-й психологии, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.- 4.1.-319с.
  21. Д. А. Основы личносгно ориентированной педагогики: Курс лекций. М.: Изд-во Ин-та практ-й психологии, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. — Ч. 2. — 304 с.
  22. Н. А. О назначении человека. М.: Республика, 1994. — 384с.
  23. Н. А. Философия свободного духа М.: Республика 1994. -480с.
  24. Н. А. Самопознание. -М.: Мысль, 1991. -318с.
  25. Н.А. Смысл творчества Опыт оправдания человека М.: Прогресс, 1991.-113с.
  26. Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986. -420с.
  27. М. Н. Гуманизация образования: проблемы и перспективы. -Бийск: НИЦВиПТИ, 1995. с. 31 — 41.
  28. М. Н. Некоторые аспекты концепции гуманизации образования // Гуманизация образования императив XXI века — Набережные Челны, 1996. — Вып. 1. — с.30 — 44.
  29. Г. С. Введение в диалектику творчества СПб.: Изд-во РХГИ, 1997.-464с.
  30. Г. С. Найти и обрести себя //Вопросы философии, 1995. -№ 3. с. 103−109.
  31. В. С. Диалог культур: опыт определения // Вопросы философии. 1989. — М 6. — с.31 — 42.
  32. В. С. Школа диалога культур: введение в программу // Прогнозное социальное проектирование: теоретико-методологические и методические проблемы. М.: Наука, 1994. — с. 239 — 252.
  33. B.C. От наукоучения к логике культуры: Два философских введения в двадцать первый век. -М.: Политиздат, 1990.-413с.
  34. Бим-Бад Б. М. Педагогические течения в начале двадцатого века Лекции по педагогической антропологии и философии образования. -М.: РОУ, 1994. 95с.
  35. Е. В. В защиту «живой» методологии // Педагогика, 1998. -№ 2. -С.102- 105.
  36. Е. В. Ценностные основания личносгно-ориентиро-ванного воспитания // Педагогика, 1995. № 4. — с.29 — 36.
  37. М. В. Духовность и личносгно-центрированный подход // Вопросы психологии. 1992. — № 3 — 4.
  38. . С. Образ человека в гуманитарной, нравственной и христианской психологии // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / Под ред. Д. А. Леонтьева, В. Г. Щур. М.: Смысл, 1997. с. 67 — 92.
  39. С. Л. Межличностный диалог и его основные атрибуты // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / Под ред. Д. А. Леонтьева, В. Г. Щур. М.: Смысл, 1997. с. 201 — 223.
  40. С.Л. Введение в гуманитарную экспертизу образования (психологические аспекты). М. Смысл, 1999 — 137с.
  41. М. Я и Ты. М.: Высш. Шк, 1993.-175с.
  42. В.Г. Эпоха бифуркаций и синергетика в образовании. М., 1996.
  43. А. В. Личносгно-профессинальное становление будущего учителя в педагогическом процессе педколледжа Дисс.. канд. пед. наук. Чита, 2000. — 215с.
  44. О. Пол и характер. М.: Терра, 1992.-480с.
  45. А. В. Теоретические основы формирования содержания обучения при личносгно-ориентированном подходе к образованию. Дисс.. канд. пед. наук. -М., 1996. 155с.
  46. Вентцель К Н. Этика и педагогика творческой личности. М.: Изд-во К. Н. Тихомирова -1911 -1912, Т. П. — с.380 — 393.
  47. Л. А. Ориентация будущего учителя на ценность педагогического знания о взаимодействии «учитель-ученик»: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Оренбург, 1997. — 20 с.
  48. .З., Харькин В. Н. Педагогика рефлексии. -М.: ИЧП изд. Магистр, 1995. -112с.
  49. Л. С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991. — с. З -120.
  50. О. С. Гуманизм и свобода // Гуманизация воспитания в современных условиях. М., 1995. — с.35 — 44.
  51. О. С. От авторитарного образования к педагогике свободы И Новые ценности образования. Вып. 2. М., 1995. — с. ЗО — 31.
  52. О. С. Самоопределение // Новые ценности образования: тезаурус для учителей и школьных психологов. М., 1995. — с. 82 — 86.
  53. В. И. Образование и трансляция культуры // Вопросы философии, 1997. № 2. — с.49−51.
  54. . С., Шейерман Р. Общечеловеческие ценности в образовании // Педагогика, 1992. № 5 6.
  55. С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / Отв. ред. и сост. П. В. Алексеев. М.: «Школа-Пресс», 1995. — 448с.
  56. . Что такое психология: В 2-х т. Т. 2 / Пер. с франц. М.: Мир, 1992. -376с.
  57. В.В. проблема субъекта в педагогике. -Л., 1991. 102с.
  58. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования / Требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки по направлению «540 500″ педагогика. -М., 1994.
  59. Грайф 3. Обучение самоорганизации: развивающийся подход. // Иностранная психология, 1994. Т. 2. — № 1(3) — с.21−27.
  60. Т. История и задачи гуманистической психологии // Вопросы психологии. 1988. № 2.
  61. К., Гроф С. Неистовый поиск себя. Пер. с англ. А. Ригина -М.: Изд-во Трансперсонального Института, 1996.
  62. С. Путешествие в поисках себя. Пер с англ. Н. И. Папуш и М. П. Папуш. — М.: Изд-во Трансперсонального Института, 1994.
  63. Э. Н. Построение теории образования на основе междисциплинарного системного подхода. М.: Школа» 1994. — 184с.
  64. Э. Н., Турчанинова Ю. И. Образование личности: Пособие для преподавателей. М.: Интерпракс, 1994. — 136с.
  65. Э.Н., Турчанинова Ю. И. Введение в философию образования. М: «Логос», 2000.-224с.
  66. В. В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986.-239с.
  67. Дж. Школа и общество. М.: Работник просвещения, 1925. -127с.
  68. Дж. Демократия и образование: Пер. с англ. М.: Педагогика -Пресс, 2000. — 384с.
  69. Л. В. Становление гуманной педагогической позиции будущего учителя в условиях многоуровневой системы высшего педагогического образования. Дисс.. канд. пед. наук. Росгов-на-Дону, 1994. -190 с.
  70. В. В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. Изд-во Свято Владимирского Братства. — М., 1993. -224 с.
  71. И. А. Гуманизация образования императив XXI века // Гуманизация образования — императив XXI века. — Набережные Челны, 1996. Вып. 1. — с.20 — 30.
  72. В. П. О целях и ценностях образования // Педагогика, 1997. -№ 5-с.З-17.
  73. В. П., Моргунов Б. Б. Человек развивающийся: Очерки российской психологии. М.: Тривола, 1994. — 304с.
  74. Л. Я. Отражение идей самоорганизации в содержании образования // Педагогика. 1996. № 4. — с. 105 -109.
  75. О. А. Формирование учителя как индивидуальности. Дисс.. канд. пед. наук. С/Пб, 1993. — 174с.
  76. М.С. Философия культуры. С/Пб., 1996.-416с.
  77. А. Бушующий человек, М.: Мысль, 1990. 168с.
  78. Ф. Уроки мудрости. М.: Изд-во Трансперсонального института, 1996.
  79. Ф. Дао физики. Исследование параллелей между современной физикой и мистицизмом востока «ОРИС», С/Пб, 1994.
  80. П. Ф. Избранные педагогические сочинения / Под ред. А. М. Арсеньева М.: Педагогика, 1982. — 704с.
  81. М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М.: Арена, 1994. — 222с.
  82. М. В. Личностная ориентация в непрерывном образовании // Педагогика 1996. — № 2. — с. 14 — 20.
  83. М.В. Метафоры и ценности ориентации педагогического сознания И Педагогика 1998. — № 3.
  84. Е. Н., Курдюмов С. П. Антропный принцип в синергетике // Вопр. филос. 1997. — № 3.
  85. Е. Н., Курдюмов С. П. Синергетика как новое мировидение: диалог с И. Пригожиным // Вопросы философии, 1992. № 12. — с. З -20.
  86. Е.Н., Курдюмов С. П. Интуиция как самодостраивание //Вопросы философии, 1994. № 2. — с. 110−122.
  87. В. А. Культура и архитектура педагогического пространства //Вопросы философии, 1996. № 10. — с.46−57.
  88. А.С. Становление педагога: проблема творческого самовыражения. Иркутск: Изд-во Иркут. гос. пед. ун-та, 1999.-172с.
  89. Л. Н. Проблемы саморазвития личности. Хабаровск: ХГТТУ, 1997. -315с.
  90. С. В. Педагогика личности. Лекционно-практический курс. Учебник для педагогических институтов и слушателей ИПК и
  91. ФПК. Ч. 1: Стратегия и тактика личностного воспитания. Изд. 3, испр. и доп. Воронеж, 1997. -184с.
  92. С. В. Педагогика самоорганизации: феномен содержания. Воронеж, 1997. -236с.
  93. С. В. Теоретические основы содержания самоорганизуемой воспитательной деятельности: Автореф. дисс.. д-ра пед. наук. -Ростов-на-Дону, 1997. -39с.
  94. Л., Шейн Д. С. Свобода учиться, свобода учить: Пособие для учителя. М.: Народное образование, 1994. -160с.
  95. С.Н. Диагностика кармы. Книга первая. Система полевой саморегуляции. -Санкт-Петербург, 1998.-160с.
  96. С.Н. Диагностика кармы. Книга шестая. Ступени к божественному. Санкт-Петербург, 1999.-256с.
  97. В.И., Кульневич С. В. Учимся управлять собой и детьми: Пед. практикум. М.: Просвещение: Владос, 1995.-е. 150−220.
  98. В. А. Идеалы и реальность гуманизма // Вопросы философии 1994, № 6, с. 25 — 28.
  99. Д. А. Возвращение к человеку // Психология с человеческим лицом, гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / Под ред. Д. А. Леонтьева, В. Г. Щур. М.: Смысл, 1997. с. 3 -18.
  100. Д. А. Развитие идеи самоактуализации в работах А. Маслоу // Вопросы психологии, 1987. № 3 — с. 150 — 158.
  101. Д. А. Что такое экзистенциальная психология? // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / Под ред. Д. А. Леонтьева, В. Г. Щур. М.: Смысл, 1997. с.40- 55.
  102. Личность: внутренний мир и самореализация. Идеи, концепции, взгляды. /Сост. Ю. Н. Кулюткин Г. С. Сухобская -СПб.: Изд-во Ин-та образования взрослых совместно с изд-вом «Тускарора», 1996. -175с.
  103. Дж. Опыт о человеческом разуме // Дж. Локк Соч. в 3 т. М., 1985. — Т. 1. -с.78−582.
  104. Н. О. История русской философии. М.- Изд. группа «Прогресс» -1994. — 460с.
  105. Г. Л. Игровая терапия: искусство отношений / Пер. с англ. / Предисл. А. Я. Варга. М.: Междунар. академия, 1994. — 368с.
  106. М. К. Классический и неклассический идеалы рациональности. Тбилиси, 1984. с. 40 — 70.
  107. Мамардашвили М. К Картезианские размышления. М.: Прогресс, Культура, 1993.-352с.
  108. А. Дальние пределы человеческой психики / Пер. с англ. -Спб.: Евразия, 1997. 430с.
  109. А. Психология бытия / Пер. с англ. М.: «Рефл-бук», К: Вак-лер, 1997. — 304с.
  110. А. Самоактуализация // Психология личности: Тексты. М., 1982. -с. 108−117.
  111. А. Новые рубежи человеческой природы/ Пер. с англ. М.: Смысл, 1999.-с.90−307.
  112. А. В. Педагогические условия саморазвития личности одарённого учащегося в летней физико-математической школе. Авто-реф. дисс.. канд. пед. наук. Хабаровск, 1999. — 17с.
  113. М. Опыты. Избранные главы: пер. с фр./ Сост., всгуп. ст. Г. Косикова- -М.: Правда, 1991. -656с.
  114. Мэй Р. Искусство психологического консультирования. М., 1994. -с. 15 — 50.
  115. Мэй Р. Любовь и Воля. Пер. с англ. М.: «Рефл-бук" — К.: „Ваклер“, 1997. — 384с.
  116. Р.С. Психология: Учеб для студентов высш. Пед. учеб. заведений: В 2 кн. М.: Просвещение: Владос, 1994.
  117. Р.С. Психология: Учеб для студентов высш. Пед. учеб. заведений: В 2 кн. М.: Просвещение: Владос, 1994.
  118. И. В. Подготовка учителей к реализации гуманистической направленности обучения средствами методической работы. Авто-реф. дисс.. канд. пед. наук. Волгоград» 1992. — 20с.
  119. Новые ценности образования: Тезаурус для учителей и школьных психологов: М., ин-т пед. инноваций РАО, 1995. Вып. 1. — 114с.
  120. О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании» // Учительская газета. №№ 5−6,1996.
  121. С. Б. Гуманистическая психология и феноменологический подход // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / Под ред. Д. А. Леонтьева, В. Г. Щур. М.: Смысл, 1997. с. 55 — 67.
  122. Г. Личность: проблема науки или искусства? // Психология личности: Тексты. М., 1982. с. 106 — 108.
  123. А. Б. Личность и сущность: внешнее и внутреннее Я человека // Вопр. психологии. 1995. — № 2. — с. 5 — 19.
  124. А. Б. Перспективы гуманизации обучения // Вопр. психологии, 1988. -№ 6. с. 142−146.
  125. А. Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики: Пособие для студентов психолог, фак-тов. М.: Изд. корпорация «Логос», 1995. 224с.
  126. А. Б. Фасилитатор и группа: от интерперсонального к трансперсональному общению // Моск. психотерапевт, журнал, 1994. -№ 2.
  127. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В. А. Сластёнин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. -3-е изд. М.: Школа — пресс, 2000 -512с.
  128. Н. А., Подлиняев О. Л. Психолого-педагогические основы разработки целевой комплексной программы развития образова
  129. Н.А. Методологические аспекты личносгно-профессионального роста педагога. Монография. Иркутск: изд-во ГлавУно, 1997. — с. 104.
  130. В. А. Очерк теории свободной причинности // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / Под ред. Д. А. Леонтьева, В. Г. Щур. М.: Смысл, 1997. с. -124−145.
  131. И. П. Педагогика: Учеб. для студентов высших пед. учеб. заведений. -М.: Просвещение: Владос, 1996.-432с.
  132. О. Л., Федотова Б. Л., Косогова А. С. Некоторые подходы к проблеме становления личности в педагогике: Учеб. пособие. Иркутск: ИГЛУ, 1997. — 72с.
  133. О. Л. Становление личности. Актуальные концепции. Монография. Иркутск: Изд-во Иркут. гос. пед. ун-та, 1997.-132с.
  134. О.Л. Психолого-педагогические основы становления гуманистического мировоззрения учителя: Монография. Иркутск: ИГЛУ, 1999.
  135. О.Л. Теория и практика становления гуманистического мировоззрения учителя на основе личностно-центрированного подхода (в системе вузовского и поствузовского образования). Автореф. дисс.. д-ра пед. наук. Хабаровск, 1999.-36с.
  136. С. Д. Психопедагогика воспитания: Опыт популярной монографии с элементами учебного пособия и научной фантастики. М.: Новая школа, 1996. — 160с.
  137. И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой: Пер. с англ/ Общ. ред. В. И. Аршинова, Ю. А. Климонто-вичаи Ю. В. Сачкова М.: Прогресс, 1986 — 432с.
  138. Проблемы гуманизации. Новое осмысление старых проблем. Тезаурус. /Научн. ред. Ю. Н. Кулюткин. М.: ИОВ РАО, 1997. -50с.
  139. А. А. Философия: курс лекций. 2-е изд., перераб. и доп. -М.: Центр, 1997. — 272с.
  140. Д. Я. (ред. сост.). Теории личности в западноевропейской и американской психологии. Хрестоматия по психологии личности. — Самара: Изд. Дом «Бахрах», 1996. — 480с.
  141. Д. Планегаризация сознания: от индивидуального к целому. -REFL- book ВАКЛЕР, 1995.-302с.
  142. Е. И. Личность учителя: теория и практика. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. — 512с.
  143. Роджерс К Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека / Пер. с англ. М.: Изд. группа 'Прогресс", «Универс», 1994. — 480с.
  144. К. Р. Вопросы, которые я бы себе задал, если бы был учителем. // Семья и школа, 1987. № 10 — с.21−24.
  145. К. Р. Клиентоцентрированная терапия / Пер. с англ. М.: «Рефел-бук», К: «Ваклер» 1997. — 320с.
  146. К. Р. Личные размышления относительно преподавания и учения. // Открытое образование, № 5 6,1993.
  147. В. В. Сумерки просвещения. М., 1990. — с.5 — 29.
  148. Российская педагогическая энциклопедия / под ред. Давыдова В. В. -М: БРЭ, 1993. 608с.
  149. С. Л. Человек и мир // Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Политиздат, 1969. — с.248 — 374.
  150. К. Групповая психотерапия М.: Прогресс, 1990. С. 87- 135.
  151. Ж.- Ж. Эмиль или о воспитании // Пед. соч.: В 2-х т. М.: Педагогика, 1981. — Т. 1. — с. 19−592.
  152. С. А. Психологические детерминанты авторитарного и диалогического стилей педагогического общения: Автореф. дисс.. канд. психол. наук. С/Пб, 1995. — 21 с.
  153. Н. И. Тренинг свободы и открытости // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветскойпсихологии / Под ред. Д. А. Леонтьева, В. Г. Щур. М.: Смысл, 1997. -с.315 331.
  154. . П. Экзистенциализм — это гуманизм // Сумерки богов. Сборник // Ф. Ницше, 3. Фрейд, Э. Фромм и др. — Сост., общ. ред. и предисл. А. А. Яковлева. — М.: Политиздат, 1989. — с.319 — 344.
  155. .П. Философские пьесы. -М.: Канон, 1996. -384с.
  156. Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. -М.: Народное образование, 1998.-е.45−80.
  157. Ю.В. Гуманитарные основы педагогического образования: Курс лекций: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. -М.: «Академия», 2000. с.3−40.
  158. В. В. Личносгно-ориентированное образование // Педагогика, 1994. -№ 5. с.16−21.
  159. В.В. Личностный подход в образовании: Концепции и технологии: Монография. Волгоград: Перемена, 1994. — 152с.
  160. . В. Методы математической обработки в психологии. -С/Пб: РГПУ, 1996. 350с.
  161. В. А. О современных подходах к подготовке учителя // Технология психолого-педагогической подготовки учителя к воспитательной деятельности. Барнаул, 1996.
  162. Сластёнин В. А, Подымова Л. С. Педагогика: инновационная деятельность. -М.: Магистр, 1997. -224с.
  163. А. И. Императив гуманизации общества и образования: к неклассическому гуманизму// Гуманизация образования императив XXI века. — Набережные Челны, 1996. — Вып. 1. — с.4 — 20.
  164. Ю.В. Экзистенциальная психология. Учебно-справочное пособие. М.: ЗАО «Бизнес-школа» Интел — Синтез, 1998.
  165. Л. Н. Педагогические сочинения. М., 1989. — с. 150 — 215.
  166. Л. Н. Педагогические сочинения. М.: Учпедгиз, 1953. -444 с.
  167. Ю. И. Свобода учиться и учить // Директор школы. Журнал для руководителей учебных заведений и органов образования, 1997.-№ 1.- с.38−47.
  168. Управление развитием школы: пособие для руководителей образовательных учреждений /Под ред. М. М. Поташника и В. С. Лазарева -М.: Новая школа, 1995. 464с.
  169. К. Д. Педагогические сочинения: В 6 т. Сост. С. Ф. Егоров. М.: Педагогика, 1988.-Т. 1−416с.
  170. К. Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии // Собрание сочинений: Т. 8, Изд-во Академии пед. наук, М.- Л., 1950. 648с.
  171. . Л. Педагогическое взаимодействие как фактор личностного саморазвития учащихся и учителя: Дисс.. д-ра пед. наук Хабаровск, 1998. — 387с.
  172. . Л. Теоретико-методологические основы педагогического взаимодействия: Монография. Иркутск: ИГТГУ, 1997. — 114с.
  173. Дж., Фрейгер Р. Личность и личностный рост / Пер. с англ. М.: Изд-во Росс, открытого ун-та — Вып. 1. — 1991- Вып. 2. — 1992- Вып. 3. — 1994- Вып. 4. -1994.
  174. Дж., Фрейгер Р. Личность и личностный рост: восточные теории личности. Дзэн-буддизм- йога и традиции индуизма- суфизм. М.: 1994.
  175. В. Основы логотерапии. Психотерапия и религия СПб: Речь, 2000.
  176. В. Человек в поисках смысла: Сборник / Пер. с англ. и нем. / Общ. ред. Л. Я. Гозмана и Д. А. Леонтьева- в ст. ст. Д. А. Леонтьева -М.: Прогресс, 1990. 368с.
  177. В. Поиск смысла жизни и логотерапия //Психология личности. Тексты/Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982.
  178. С. Л. Духовные основы общества: Сборник /Сост. и авт. всгуп. ст. П. В. Алексеев. М.: Республика, 1992. — 510с.
  179. С. Л. Реальность и человек /Сост. П. В. Алексеев. -М.: Республика, 1997. -479с.
  180. Л.М. Педагогический опыт глазами психолога: Кн. для учителя. -М.: Просвещение, 1987. -224с.
  181. Э. Бегство от свободы / Пер. с англ. Общ. ред. и послесл. П. С. Гуревича. М.: Прогресс, 1989. — 272с.
  182. Э. Психоанализ и этика. -М.: Республика, 1993. -415с.
  183. М. Время и бытие: статьи и выступления /Пер. с нем.- М.: Республика, 1993. -447с.
  184. Н. Д. Теоретические основы профессиональной подготовки учителя: Автореф. дисс.. д-ра пед. наук. Алма-Ата, 1986. — 32с.
  185. Холл К, Линдсей Г. Теории личности. М.: «КСП +», 1997, 720с.
  186. Хрестоматия. Педагогика российского зарубежья. М.: Институт практической психологии, 1996.
  187. Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение). Спб.: Питер Пресс, 1997. — 608с.
  188. Г. А, Мастеров Б. М. Психология саморазвития. М.: Ин-терпракс, 1995. 288с.
  189. С. Т. Педагогические сочинения. М.: АН РСФСР, 1995. — Т. 4. — 328с.
  190. Шварцман К А., Коновалова Л. В., Крутова О. Н. Воспитание: новые подходы к вечной теме. Философия и этика воспитания. М.: Луч, 1993.-301с.
  191. С.С. Открытая модель образования (синергетический подход). -М.: Магистр, 1997.-48с.
  192. М. Формы знания и образования/ Избранные произведения. -М., 1994.-с. 15−56.
  193. А. А. Диалог как средство формирования межличностных отношений учителя и учащихся: Дисс.. канд. пед. наук. М., 1994. -197с.
  194. . В. Воспитание достоинства личности младших школьников как условие их личностного саморазвития. Автореф. дисс.. канд пед. наук. Хабаровск, 1997. — 20с.
  195. . Н. Теоретические основы гуманизации педагогического образования: Дисс. д-ра пед. наук. М., 1991. — 400с.
  196. Р. Воспитание ребёнка с точки зрения духовной науки/ Пер. с нем. М.: «Парсифаль», 1993.-40с.
  197. В. С. Философские подходы к новой педагогической теории // Сов. педагогика. 1990. — № 12. — с.53 — 59.
  198. И. С. Разработка технологии личносгно-ориентиро-вэнного обучения // Вопросы психологии, 1995. № 2. — с.31 — 41
  199. К. Смысл и назначение истории /Пер. с нем. 2-е изд. М.: Республика, 1994. — 527с.
  200. AbbagnanoN. La saggerra della filosofia. Milano, 1987.
  201. Frankl V.E. The Doctor and the Soul.- N.Y.: Knopf, 1955.
  202. Maslow A.H. Motivation and personality. 2-nd ed. N.Y.: Haper and Row, 1970.
  203. MorrisC.W. Vorieties of Human Value. Universiti of Chicago Press, 1956. -P. 36−79.
  204. Rogers C. R Freedom to lem for the 80 s. Columbus-Toronto-Sydney: Charles Б. Merrill Company, A Bell & Howell Company, 1983.
  205. Sartre J.P. Existentialism and human emotions. New York.: Wisdom1. baiy, 1957.129
Заполнить форму текущей работой