Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Типы уроков музыки

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Вполне приемлемы для уроков музыки и традиционный комбинированный тип, который может быть построен, например, так: организационный момент — повторное изучение — изучение нового, формирование новых умений — закрепление, систематизация — задание на дом. Однако в связи со спецификой урока музыки структурные компоненты могут быть перемещены, а также быть своеобразно окрашены. Типы уроков музыки имеют… Читать ещё >

Типы уроков музыки (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Под типом вообще принято понимать форму, вид чего-либо, обладающие существенными качественными признаками. При этом тип урока определяется наличием и последовательностью его структурных частей. Типы уроков музыки разнообразны и существенно отличаются от типов уроков по естественно-научным дисциплинам (уроки изучения новых знаний, формирования новых умений, обобщения и систематизации изученного, контроля и коррекции знаний и умений, практического применения знаний и умений, комбинированного (смешанного) типов).

Типы уроков музыки имеют как правило нетрадиционную структуру, то есть являются нестандартными. Это связано с тем, что ключевая проблема музыкального образования — создание на занятиях атмосферы интереса и увлеченности, в цель нестандартных уроков именно в том и состоит, чтобы возбудить и удержать интерес школьников к учебному труду.

Среди распространенных типов уроков музыки следующие: урок-образ, театрализованный урок, урок, проводимый учащимися, творчества, конкурс, викторина, игра, концерт, интегрированный урок, урок-кроссворд, музыкальная передача, музыкальный салон и др.

Очевидно, что в разряд нестандартных уроков входят такие типы, которые обычно фигурируют как вспомогательные, внеклассные и внеурочные организационные формы. Безусловно, такие типы уроков интересны, необычны, очень нравятся учащимся. В то же время специалисты считают, что превращать их в главную форму работы нецелесообразно из-за большой потери времени, отсутствия серьезного познавательного труда, невысокой результативности и т. п.

Вполне приемлемы для уроков музыки и традиционный комбинированный тип, который может быть построен, например, так: организационный момент — повторное изучение — изучение нового, формирование новых умений — закрепление, систематизация — задание на дом. Однако в связи со спецификой урока музыки структурные компоненты могут быть перемещены, а также быть своеобразно окрашены.

Тематическим построением программы Д. Б. Кабалевского обусловлены такие типы уроков как:

  • — урок введения в тему;
  • — урок углубления темы;
  • — урок обобщения темы;
  • — обобщающий урок-концерт года.

Урок введения в тему. Его главным признаком является наличие в содержании первоначальной обобщенной характеристики нового ключевого знания. В каждой четверти один урок такого типа.

Процесс введения в тему складывается на уроке обычно из трех основных моментов:

1) активизация накопленного ранее жизненного и музыкального опыта учащихся под углом зрения нового ключевого знания; 2) само введение в тему, которое происходит на основе создания поисковой ситуации; 3) первоначальное обобщенное представление о новом знании закрепляется в ходе восприятия музыкального материала урока.

Урок углубления темы. Главный признак — наличие в его содержании новой характеристики ключевого знания. Уроков этого типа в каждой четверти большинство.

Процесс углубления темы складывается обычно из трех основных моментов:

1) активизация имеющегося жизненного и музыкального опыта учащихся (прежде всего знаний, которые усваивались в данной четверти); 2) собственно углубление темы (на основе восприятия музыки, активного участия школьников в процессе познания, с привлечением разнообразных средств и приемов обучения); 3) закрепление нового качества понимания темы в процессе восприятия различных произведений, с использованием разнообразных форм и видов музыкальной учебной деятельности школьников).

Урок обобщения темы. Основной признак — наличие в его содержании целостной, но уже обогащенной, по сравнению с уроком введения в тему, характеристики ключевого знания.

Учитель определяет содержание музыкального материала, выбирает средства и приемы обучения в зависимости от того, как учащиеся конкретного класса усвоили тему четверти.

Заключительный урок-концерт года.

Цель такого урока — продемонстрировать уровень музыкальной культуры учащихся, достигнутый в течение учебного года.

В ходе урока данного типа, прежде всего, необходимо показать:

  • — насколько повысился у ребят интерес к музыке, эмоциональное отношение к ней, углубилось ощущение связи музыки и жизни, как формируется понимание нравственной ценности искусства, эмоциональное отношение к нему;
  • — в какой мере усвоено тематическое содержание программы, умение размышлять о ней (осознанное отношение к музыке);
  • — в чем и в какой степени проявляется у школьников опыт творческой учебной музыкальной деятельности.

Урок-концерт должен проводиться в торжественной обстановке. Возможно объединение несколько классов одной параллели.

Урок музыки — это урок искусства, следовательно, его отличительной чертой выступает его творческий характер. В связи с этим, ведущим типом уроков музыки Н. А. Терентьева считает урок творческого типа. Для его построения, согласно автору, необходима опора на ряд соответствующих принципов:

  • — направленность на воспитание эмоциональной культуры ребенка;
  • — направленность на формирование образного мышления как важнейшего фактора художественного освоения бытия;
  • — создание на уроках атмосферы творчества, заинтересованности, непринужденности как важнейшего психологического фактора, направляющего процесс художественного открытия;
  • — воспитание навыков импровизации как основы для формирования художественно-самобытного отношения к окружающему миру;
  • — оптимизация способности художественного синтезирования как условия для пластически-чувственного и эстетически многопланового освоения явлений действительности;
  • — развитие навыков художественного обобщения как основы для целостного восприятия искусства;
  • — создание эстетических ситуаций как важнейшего условия для возникновения эмоционально-творческого переживания действительности;
  • — формирование у школьников основ художественных знаний как необходимой предпосылки для реализации собственно творческого опыта учащихся и выработки духовных критериев для осмысления явлений действительности.

Ведущим типом современного урока музыки как урока искусства является урок-образ. К нему выдвигаются следующие требования:

  • — целостность урока на основе художественной идеи, единой драматургии, тематических и интонационных связей;
  • — оправданность логических связей, контрастов, сопоставлений;
  • — художественная форма структуры урока (формы строения музыкальных произведений (1-частная, 2х-, 3х-частная, рондо, вариации, сонатное аллегро, импровизация, фантазия и др.), форма строения литературного произведения);
  • — единство учебно-воспитательного процесса, неразрывность этических, эстетических и учебных задач при акценте на культуру чувств;
  • — создание обстановки для созерцания, диалога, обмена впечатлениями;
  • — структурирование материала по принципу взаимной дополняемости, способствующей объемному видению проблемы;
  • — опора на методы художественной дидактики (педагогики искусства);
  • — создание интонационной атмосферы урока как в области ведения урока, создания доверительных отношений, так и в характере взаимодействия с произведениями искусства и их авторами;
  • — деятельно-практический подход к каждой теме и к проработке элементов урока (опора на механизм синестезии).

В одном уроке музыки могут сочетаться несколько типов, например, урок углубления темы может одновременно содержать признаки урока-образа и урока-путешествия, урок введения в тему может быть сразу уроком творчества и уроком образом и т. д.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой