Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Вокально-хоровые навыки в формировании эстетического вкуса в исполнительской хоровой деятельности в условиях школьного урока музыки

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Однако, как известно, применение в общем музыкальном образовании методик специального профессионального образования ведет к разделению детей на «поющих» и «непоющих», «музыкальных» и «немузыкальных». При этом «непоющие» школьники не только навсегда теряют интерес к певческому искусству, но и не имеют возможности реализовать свои творческие способности в пении, воплотить волнующие их чувства… Читать ещё >

Вокально-хоровые навыки в формировании эстетического вкуса в исполнительской хоровой деятельности в условиях школьного урока музыки (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

На каком материале надо воспитывать вкус и музыкальную культуру учащихся начальной школы? По словам Д. Б. Кабалевского, музыкальное воспитание должно строиться на органичном сочетании трех элементов: народной музыки, классической музыки и музыки современной, от которых во многом зависит формирование эстетической культуры, мировоззрения молодых поколений [17].

Младшие школьники обладают ярко выраженной способностью глубоко чувствовать и переживать прекрасное. Поэтому в работе с учащимися необходимо использовать каждую возможность для занятий искусством, чтобы раскрыть детям прекрасное в жизни, обогатить их духовный облик, побудить к активной общественной деятельности, к борьбе с тем, что мешает утверждению лучших человеческих идеалов в жизни.

Школа призвана обучить учащихся на уроках музыки грамотному пению, привить им любовь к песне, чтобы она доставляла детям радость, формировалась эстетическая культура исполнения.

С 1971;1972 учебного года начальные классы начали работать по новой программе, которая состоит из трех разделов: пения, слушания музыки и музыкальной грамоты [18]. Программа Д. Б. Кабалевского предусматривает освоение закономерностей музыкального искусства младшими школьниками.

В процессе обучения в начальной школе учащиеся получают первоначальные представления об интонационной природе музыки, об особенностях музыкальной речи, способах развития музыкального материала, о различных музыкальных формах (одночастная, двухчастная, трехчастная, рондо, вариации и др.).

Основой уроков музыки является хоровое пение. Это стержень каждого урока музыки, на который опирается учитель в работе по двум другим разделам программы. Пение — самая активная форма развития музыкальных способностей: слуха, памяти, чувства ритма, эстетического вкуса. Формирование вокальных хоровых навыков осуществляется на каждом уроке. Объектом внимания должно быть все, начиная от певческой установки и кончая выразительностью пения.

Хоровое пение является самым доступным видом музыкального воспитания, и оказывает исключительное влияние на формирование личности ребенка. Этому во многом помогает то обстоятельство, что в хоровом искусстве соединяются воедино музыка и слово. Этот факт усиливает воздействие на психику ребенка, на его художественное развитие, воображение и чуткость. Сам процесс освоения хорового произведения всегда связан с кропотливой работой по преодолению художественно-исполнительских или технических трудностей, а потому воспитывает в детях трудолюбие, заставляет их подчинять свои личные интересы интересам коллектива. Эти задачи решаются только в хорошо организованном хоре и благодаря целенаправленной работе по усвоению разнообразного репертуара.

Именно хоровое пение как искусство массовое воспитывает в детях чувство искренней любви к своей Родине, народу, способствует всестороннему развитию музыкальных и творческих способностей. Формирует эстетическую культуру исполнения, восприятия музыкальных хоровых произведений.

Итак, у этой формы особые преимущества:

  • 1. Хоровое пение — наиболее доступный вид музыкального исполнительства;
  • 2. Голосовой аппарат — «инструмент» совершенствуется вместе с ростом человека, его развитием;
  • 3. Воспитание певческих навыков есть одновременно и формирование эстетического вкуса, воспитание человеческих чувство и эмоций;
  • 4. Хоровая музыка тесно связана со словом, что создает базу для более конкретного понимания содержания музыкальных произведений;
  • 5. Хоровая музыка всегда ярко программа. Ее содержание раскрывается через слово, через поэтический текст и через музыкальную интонацию, мелодию. А потому идейно-эмоциональная сущность содержания хоровой музыки как бы удваивается.

Формирование эстетического вкуса учащихся начальной школы успешно и планомерно осуществляется только на основе системного подхода.

В основе системного подхода лежит положение о необходимости целостного рассмотрения сложноорганизованных явлений. Специфика сложного объекта, рассматриваемого как система, не исчерпывается особенностями составляющих его элементов, а коренится, прежде всего, в характере связей и отношений между определенными элементами (В.Г. Афанасьев, И. В. Блауберг, Б. Г. Юдин, Н.В. Кузьмина).

Системный подход к обучению — позволяет направить преподавание всех музыкальных дисциплин, сопутствующих хору, на решение основной задачи — создание целостного, стройного и грамотного хорового коллектива.

Системный подход позволит проанализировать, исследовать, развивать некоторый объект как целостную систему и является «…наиболее надежной методологической основой» в совершенствовании, как педагогической теории, так и педагогической практики. В основе системного подхода лежит положение о необходимости всестороннего рассмотрения явления, изучаемой наукой. Выбор системного подхода обусловлен тем, что всякая система есть совокупность элементов (условий; средств, повышающих эффективность музыкального развития; критериев оценки уровня музыкального развития и др.) [19].

Применение системного подхода позволит нам:

  • 1) проанализировать в единстве совокупность разнообразных видов заданий и методов выполнения;
  • 2) определить соотношение различных видов творческой деятельности, обеспечивающих эффективность формирования эстетического вкуса учащихся начальной школы в процессе вокально-хоровой деятельности.

Для того чтобы спеть песню, дети должны ее внимательно прослушать в исполнении учителя, точно запомнить и усвоить мелодию, понять и хорошо представить себе содержание и настроение песни, передать все это в своем исполнении. Правильно поставленное хоровое пение требует от школьников активного отношения к музыке, участия воли, памяти, внимания.

В содержание уроков музыки и пения включаются народные песни, отличающиеся простотой, лаконичностью, благородством и большой выразительностью. Эти песни могут стать прекрасным материалом для понимания музыкального языка своего народа и формирования правильного художественного вкуса школьников.

Знакомство детей с музыкой и песнями других народов также содержит большие воспитательные возможности. Понимание художественного гения, других народов — хорошая школа интернационального воспитания детей.

При правильной постановке пение может стать важным средством организации коллектива учащихся. Разучивание песен требует общей слаженности и согласованности, общего эмоционального подъема, настроения. Все это как раз и сплачивает ребят. Хорошее исполнение приносит детям большое удовлетворение. Совместное переживание этого удовлетворения является лучшим средством сплочения коллектива.

Вокально-хоровые упражнения занимают значительное место по важности, но не большое по продолжительности место на занятиях всех хоровых коллективов. Выравнивание регистров, расширение хорового диапазона, выявление тембров, укрепление дыхательной мускулатуры и т. д. — лишь часть вокально-хорового «арсенала», который отрабатывается на распеваниях.

Каждый урок музыки начинается с распевания, цель вокальных упражнений — «разогрев» голосового аппарата, отработка отдельных певческих навыков, плавный переход к пению в хоре.

Воспитание вокальных навыков — результат продолжительной работы. Это сознательный процесс, нужно ясно представлять, к какому образцу стремиться и как достичь результатов.

Развитие вокальных навыков, необходимых в хоровом пении, особенно актуально в младшем школьном возрасте, так как происходит становление личностных качеств. У детей младшего школьного возраста происходит ориентация на развитие духовности, самореализации, самовыражения, формируется мировоззрение, необходимое в последующей взрослой жизни.

Вокально-хоровая деятельность является одним из компонентов содержания урока музыки. Она сочетает в себе различные способы, средства познания школьниками музыкального искусства (а через него и окружающей жизни, самого себя), как могучего средства развития личности школьника.

На уроке музыки вокально-хоровая деятельность осуществляется в основном как хоровая, коллективная деятельность, способная вызвать у школьника чувство единения с другими учащимися, учителем в самых разных ситуациях.

Однако, как известно, применение в общем музыкальном образовании методик специального профессионального образования ведет к разделению детей на «поющих» и «непоющих», «музыкальных» и «немузыкальных». При этом «непоющие» школьники не только навсегда теряют интерес к певческому искусству, но и не имеют возможности реализовать свои творческие способности в пении, воплотить волнующие их чувства и мысли в звучании собственного голоса. Поющие в хоре дети не могут не развиваться в музыкально-певческом отношении. Но как быть с «непоющими» или «немузыкальными» детьми? Такие дети требуют к себе пристального внимания. Под эстетическим воспитанием понимается воспитание способности восприятия и правильного понимания прекрасного в действительности (природе, труде, общественных отношениях, поступках людей) и в искусстве, развитие эстетических взглядов, вкусов и чувств, потребности и способности участвовать в создании прекрасного в искусстве и жизни.

Формирование эстетического вкуса учащихся начальной школы в процессе вокально-хоровой деятельности предусматривает максимальное развитие вокальных способностей детей в возрасте от 6 до 9 лет, что становится возможным при условии выполнения принципов:

  • 1. Принцип всестороннего развития. Обучение пению не должно замыкаться только на привитии певческих навыков и развитии голоса. Следует решать задачи воспитания и общего развития детей. Общение с музыкальным искусством — мощный воспитательный и развивающий фактор, и в процессе обучения важен подбор содержательного, высокохудожественного репертуара, духовно возвышающего и обогащающего каждого воспитанника. И чем больше хорошей музыки учащиеся будут слушать и исполнять, тем отчетливее смогут провести грань между посредственным исполнением и высокохудожественным произведением;
  • 2. Принцип сознательности. Предполагает формирование сознательного отношения к певческой деятельности, сознательного освоения знаний, умений и навыков в пении. Задача педагога — научить ребенка сознательно контролировать собственное звучание, определять его достоинства и недостатки;
  • 3. Принцип посильной трудности. Продолжительность первых занятий будет зависеть от концентрации внимания ребенка. В то же время, воспитанник должен осознавать, что пение — это труд, что усидчивость и воля являются гарантией успеха в творческой деятельности;
  • 4. Принцип систематичности и последовательности проявляется в постепенном усложнении певческого репертуара и вокальных упражнений;
  • 5. Принцип единства художественного и технического развития голоса. Задача технического развития голоса должна быть полностью подчинена художественным целям. В работе над художественным образом в исполняемых произведениях уже с первых упражнений рекомендуется вводить для воспитанника различные эмоциональные выражения: грустно, радостно, ласково, удивленно и т. д. Выполняется двойная задача: в упражнение вносится разнообразие — развивается мимика, эмоциональная отзывчивость поющего.

Впервые в школьном образовании в 19 веке педагог и хоровик С. В. Смоленский ставит проблему единства обучения и воспитания хоровому пению на уроках музыки.

В статье «Заметки об обучении пению» он указывает три главные задачи:

  • 1. Воспитательная — формирование духовной культуры;
  • 2. Образовательная — знание русской музыкальной литературы;
  • 3. Развивающая — обучение приёмам пения [20].

Кроме того, Смоленский С. В. создаёт учебники, в которых даёт свои подробные методические разработки по работе с хором: Четырёхтомный «Курс хорового пения», и «Азбука хорового пения».

Например, в издании «Курс хорового пения» изложена методика преподавания пения по цифирной нотации для учителей. Этот учебник выдержал шесть изданий и был одним из основных в народных школах России [21].

Смоленский С.В. предлагал в качестве методического приёма работы в начальных классах школы в течении 1,5 — 2 месяцев ввести занятия по слуху — для развития навыка слухового восприятия. Использовался метод слуховых сравнений: аккорды, напоминающие колокольный звон, а тянущиеся звуки — реку.

Также С. В. Смоленский проводил внеклассную хоровую работу, которая направлялась на воспитание слуха и ансамбля, реакцию на жесты дирижёра.

Учёный представлял хор как массовый коллектив с дидактическими и художественными задачами: обучить приёмам пения и исполнять артистично. Таким образом, С. В. Смоленский не только прививал детям музыкальную культуру, формировал эстетический вкус, но и обучал их технике пения.

Главное задачей массового музыкального просвещения Смоленский считал эстетическое воспитание общества через хоровое пение и, в первую очередь, через школьное музыкальное образование.

Чрезвычайно большое значение С. В. Смоленский придавал репертуару и неоднократно подчёркивал особую ответственность учителей при подборе детского репертуара.

Песни отбирались очень тщательно и осторожно, учитывая содержательность и тесситурные условия. Музыкальный материал предлагалось подбирать, руководствуясь следующими принципами: особенности детской психологии, содержательность, тесситура, ладовая основа — диатоника.

Для обучения детей он создал дидактический певческий комплекс, основываясь на образцы древнерусских распевов. Целесообразность он обосновывал тем, что древнерусские распевы диатоничны в ладовой основе и интонационно близки к характерным образцам народной музыки, а тесситурные особенности распевов (примарная зона) очень удобны для начального обучения детей пению.

Результатом деятельности С. В. Смоленского в области школьного хорового воспитания явилась музыкально-педагогическая концепция, нашедшая своё выражение в «Проекте программы музыкального образования в народной школе» (1880 г.) и в «Методике преподавания по цифирной нотации для учителей» (1885 г.).

В 70 годах 19 века появляется книга Сергея Иринеевича Миропольского «О музыкальном образовании народа в России и Западной Европе». В этой книге есть статья, посвященная обзору русской учебно-музыкальной литературы по обучению пению. С. И. Миропольский подчеркивает особенное значение хорового пения, которое, по его словам, является:

  • 1) Навыком к дружному, совокупному действию
  • 2) Разумным стремлением общими силами достигнуть цели
  • 3) Привычкою тщательно выполнять свою собственную деятельность [22].

В своих высказываниях Миропольский С. И. подчёркивает любовь к песне у русского народа, приводя различные случаи из русского быта, связанные с песней.

Говоря о методах обучения пению, С. И. Миропольский отмечает, что:

  • 1) «голос формируется не раньше 8−9 летнего возраста, с этого времени и следует начинать обучение пению»;
  • 2) «пение по слуху и пение по нотам представляет две стадии в обучении этому искусству»;
  • 3) Вместе с тем, С. И. Миропольский допускает на начальном этапе обучения графическое или цифровое изображение высоты звука, но наряду с этим, не отрицает трудностей обучения и нотной грамоте, и подробно разбирает эти трудности. Особенно рекомендует цифровой метод, и отмечает, что обучение по цифровому методу не исключается и в дальнейшем обучении по нотам, также как обучение по печатным буквам не исключает обучения письму.

Основные принципы обучения:

  • 1) «Чтобы дети научились представлять всякий данный звук в уме»;
  • 2) «Рядом с мелодиями должны идти упражнения в сольмизации»;
  • 3) «Все упражнения должны иметь осмысленный характер»;
  • 4) «Как скоро дети утвердятся в правильном и отчетливом выполнении простеньких пьес среднего темпа, следует переходить к пению двухголосному».

Однако С. И. Миропольский не указывает точно, ни когда по времени возможен переход к двухголосию, ни как, какими методами его осуществлять.

Книга С. И. Миропольского сыграла заметную роль в истории музыкального воспитания, так как она давала представление о состоянии музыкального воспитания в России и на Западе.

Большую популярность приобрела двухчастная «Методика пения» Алексея Николаевича Карасева. Он придает изучению пения не только музыкально-образовательное, но и воспитательное значение. Автор особо подчеркивает, что при занятиях хором развивается активное внимание и обостряется умственная работа.

Карасев ставит ряд целей при обучении детей пению:

  • 1) «Развитие присущих детям музыкальных способностей, а вместе с тем органов голоса, речи и дыхания»;
  • 2) «Применение указанных способностей и умений, полученных при обучении, к практике».

А также ряд задач:

  • 1) «Научить детей петь начальные молитвы и песнопения „с голоса“, но предпочтительно по нотам или другим знакам, в один голос»;
  • 2) «Научить петь те же молитвы, тропари и песнопения в два голоса».

А.Н. Карасев утверждает, что большинство детей наделено хорошим слухом. «Не имея способностей творчества самостоятельной мелодии, ребенок более склонен к подражанию» [23].

Большое внимание А. Н. Карасев уделяет нотной грамоте значительное внимание, необходимость изучения которой он настойчиво подчеркивает: «При пении „с голоса“, человек блуждает в потемках, оказывается беспомощным в каждом новом случае» [23].

А.Н. Карасев, подобно С. И. Миропольскому, считает разумным начинать обучение с более легких способов записи. Цифровую нотацию он описывает следующим образом: «Первая нота гаммы — цифрою 1, вторая — 2 и т. д. ноты выше 8 — следующая октава, имеют точку над цифрою, а нижняя октава точку под цифрою».

Занятия начинались с освоения одного из звуков, обычно это был звук «до» первой октавы. Ученики пели его сначала целыми длительностями, затем половинными, четвертями, далее переходили к простейшим ритмам. Освоение одного звука продолжалось до тех пор, пока все учащиеся не добивались чистого пения. На одном звуке пели молитвы, песнопения, народные прибаутки.

После чисто спетого звука «до» переходили к звуку «ре», добивались чистого пропевания секунды, и аналогичный музыкальный материал уже охватывал два звука. Далее следовал третий звук «ми» и работа на трех звуках продолжалась в том же плане.

Но в дальнейшем обучении А. Н. Карасев отвергает этот способ обозначения, считая, что «Обучение по цифрам с каждым шагом будет показывать деланность и неестественность преподавания, а потому и не имеет за собой прочных дидактических оснований».

В противовес цифровому А. Н. Карасев выдвигает буквенный способ обозначения: «Названия нот заменяются звуками, звуки изображаются буквами, стоимость ноты — цифрой поставленной над буквой». Например: «до» — а, «ре» — у, «ми» — и, «фа» — о, «соль» — е, «ля» — я, «си» — ю. Так как этот способ не дает никакой наглядности, представления о движении мелодии, то учащиеся должны предварительно запомнить все звуковые отношения. Этому помогает «лестничка»:

Правильное пение с детства успешно развивает не только музыкальный слух, но и певческий голос. Голос увеличивается в объеме, совершенствуется в подвижности, интонационной гибкости, тембровой красочности. Владение голосом дает ребенку возможность сиюминутно выразить свои чувства в пении, и этот эмоциональный всплеск заряжает его жизненной энергией. Доктор медицинских наук, профессор И. П. Чукичев утверждает: «Подъем сил, обусловленный положительными эмоциями, не кажущийся, а реальный. Это следствие повышения жизненных возможностей всех органов, тканей и систем, участвующих в рабочем действии, эмоционально переживаемом» [24].

Иначе выглядит сегодня система вокальных упражнений, и предполагает следующий объем и порядок расположения учебных задач:

  • а) в начале на несложном музыкальном материале вырабатываются навыки певческого дыхания, звукообразования и дикции в одноголосном пении. Работа эта ведется в единстве с воспитанием навыков ансамбля и строя в унисонном хоре;
  • б) вокальные навыки, достигнутые в унисонном пении, закрепляются в пении на два голоса, а впоследствии и на три голоса. Выработанные вокально-хоровые умения и навыки являются необходимым средством передачи образного содержания произведения и прямо влияют на качество и выразительность исполнения.

Важнейший принцип во всей хоровой работе (вокальном воспитании в хоре) — индивидуальный опрос, наблюдение за развитием каждого поющего. Дети, знающие, что каждый из них в любой момент должен быть готов спеть тот или другой отрывок из разучиваемой песни, особенно внимательно следят за показом хормейстера и своих товарищей.

Вокально-техническая работа с детьми должна проводиться по строгим правилам и обязательно удовлетворять требованиям охраны и развития голоса. Координационно-тренировочный этап содержит в себе:

  • Ш Осознание действий мышц, участвующих в голосообразовании (прямое осознание скелетной и лицевой мускулатуры, косвенное внутренней дыхательной, гортанной, глоточной мускулатуры);
  • Ш Осознание работы голосового аппарата в разных режимах работы (регистрах) через разные ощущения.

Целью координационно-тренировочного этапа является развитие, формирование и выработка полного комплекса показателей академического певческого тона.

Одним из самых существенных и важных элементов в звукообразовании является правильное дыхание. От того, как дышит школьник, зависит правильное произношение звуков, красота, легкость и сила звука. При дыхании во время пения, т. е. фонационном дыхании, в действие вовлекаются голосовой и артикуляционный аппараты, поэтому певческое дыхание должно быть более четким и организованным. Основой певческого процесса является взаимосвязанная деятельность звукообразующего комплекса (дыхания, мягкого нёба, гортани, артикуляционного аппарата). Это процесс целостный, и отдельные взаимосвязанные компоненты комплекса в равной степени влияют на тембровую окрашенность звучания. Поэтому педагоги, как правило, применяют упражнения для выработки таких навыков, как певческое дыхание, взятое на «полузевке» (регулирующее деятельность дыхания, гортани и мягкого нёба), артикуляция, четкая и ясная дикция.

Общепризнанным является смешанный тип дыхания в пределах грудобрюшного. Преобладание деятельности тех или иных групп мышц, то есть того или иного типа дыхания при исполнении песен в конечном итоге зависит от стиля и характера произведения, от его тесситуры и динамики, эмоциональной насыщенности. Фонетическое дыхание в хоре вырабатывается методическими приемами, применяемыми в зависимости от уровня вокального развития хорового коллектива.

На начальном этапе обучения, в первой фазе, очень полезно применять упражнения на дыхание без звука. Этими упражнениями можно переключать внимание учащихся на мышечное чувство, тренировать пластичность мышц, отвлекая детей во время исполнения этих упражнений от формирования звучания. Однако вслед за упражнениями без звука нужно тут же петь упражнения, чтобы закрепить навык дыхания на пении. Упражнениями на дыхание без звука вырабатывается умеренный на «полузевке» вдох и медленный выдох.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой