Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Педагогические условия формирования познавательной мотивации у младших школьников в учреждениях дополнительного образования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В разработке педагогических условий формирования познавательной мотивации младших школьников в учреждениях дополнительного образования, а именно в создании на каждом учебном занятии специально организованной пространственно-предметной среды па основе учета потребностей и интересов младших школьниковобеспечении сознательного триединого взаимодействия всех участников образовательного процесса… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретические основы формирования познавательной мотивации у младших школьников в учреждениях дополнительного образования
    • 1. 1. Сущность познавательной мотивации в младшем школьном возрасте
    • 1. 2. Специфика процесса формирования познавательной мотивации у младших школьников в учреждениях до п ол I ш тел I. и о I о образо ва и и я
    • 1. 3. Педагогические условия, направленные па формирование познавательной мотивации у младших школьников в у ч реж де 1111 я x до 11 ол ни тел 1>иого образования

    Глава II. Опьггпо-жепериментальиая работа по реализации педагогических условии формировании познавательной мотивации у младших школьников в учреждениях дополнительного образования (на примере изучения иностранного языка).

    2.1. Реализация педагогических условии формирования познавательной мотивации у младших школьников в у ч режде1111 я х до п ол 11 и тел ы ю го образо ва i и i я.

    2.2. Анализ результатов экспериментальной работы по реализации педагогических условий формирования познавательной мотивации у младших школьников в учреждениях дополнительного образования.

Педагогические условия формирования познавательной мотивации у младших школьников в учреждениях дополнительного образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В Концепции модернизации Российского образования до 2010 года подчеркивается, что современное образование должно ориентироваться на развитие личности учащихся, их познавательных и созидательных способностей п ключевых компетенции, па формирование у школьников глубокого личностного мотива, смысла н стимула к получению образования. Это связано с тем. чю обществу необходим активный, инициативный, творческий, способный самостоятельно принимать решения и организовывать усилия для их выполнения человек. Одним из путей повышения уровня активности человека является от мотивация к деятельности, которая помогает человек)' вести активную жизнь, преобразовывать окружающий мир и побуждает к самосовершенствованию.

Ученые рассматривали проблему формирования мотивации в различных аспектах: психологическом (Б. Г. Ананьев. В. Г. Асеев, Л. II. Божовпч, В. К. Вплюнас, И. А. Зимняя, В. II. Ильин. В. М. Ковалев, М. III. Магомед-Эмнпов, А. К. Маркова, В. С. Мерлпи, I I. В. Симонов, Д. П. Узнадзе, А. А. Файзуллаев, П. М. Якобсон и др.) — методическом (Р. А. Браидт, Л. Я. Юрцева и др.) — единства сознания и деятельности (Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, А. II. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.) — с позиций теории целостного процесса формирования личности (М. А. Данилов, А. А. Кирсанов и др.) — педагогическом, как одном из ведущих факторов, определяющих продуктивность образовательного процесса (10. К. Бабанскнй, А. С. Белкин, (). С. Гребешок.

В. С. Даиюшспков, А. К. Дусавицкий, II. Г. Морозова. В. В. Репкин. Г. И. Щукина п др.).

Анализ пспхолого-педагогпческих исследований показал, что становление личности, т. е. способность се к формированию учебной деятельности, мотиву учения, к потребности своего са. монзмснсппя начинается в младшем школьном возрасте. По мнению многих последователен, именно в этом возрасте происходит пересфоика и усложнение эмоцпопадьно-мотивацнонной сферы, сдвиги в иерархии мотивов (Л. И. Божович, А. К. Дусавицкий, М. В. Манохина. Б. Б. Элькошш и др.).

Формирование познавательной мотивации может осуществляться в разных институтах развития, обучения и воспитания ребенка. Значимыми среди них могут стать учреждения дополнительного образования, роль которых в последнее время возрастает как для личности, так и для общества. В типовом положении об образовательном учреждении дополнительного образования отмечается, что его основное предназначение — развитие мотивации личности к познанию. В условиях учреждении дополнительного образования познавательная мотивация ребенка приобретает новые стимулы для своего развития благодаря разнообразию содержания, форм деятельности и общения. Государственные требования к дополнительному образованию нацеливают на проектирование образовательных программ как средства развития познавательной мотивации, с и особ и остей ребенка, приобщения его в процессе совместной деятельности со сверстниками и взрослыми к общечеловеческим ценностям, формирования его личное шой культуры.

Практика показывает, что в учреждениях дополнительного образования, выступающих мощным средством развития личности, могут быть созданы условия, необходимые для эффективного формирования познавательной мотивации. Однако, как показал анализ психолого-педагогической литературы, в настоящее время пет теоретических исследований, посвященных решению данной проблемы.

В результате анализа ситуации выявлены следующие противоречии:

— между необходимостью формирования познавательной мотивации у младших школьников и теоретической неразработанностью педагогических условий формирования указанной мотивации у детей данного возраста в учреждениях дополнительного образования;

— между потенциальными возможностями учреждении дополнительного образования и недостаточным их использованием для формирования познавательной мотивации у младших школьников.

С учетом данных противоречий нами была сформулирована проблема исследовании: какие педагогические условия мот обеспечить эффективность процесса формирования познавательной мотивации детей младшего школьного возраста в учреждениях дополни тельного образования?

Выявленные противоречия и значимость проблемы послужили основой для определения темы исследования: «Педагогические условия формирования познавательной мотивации у младших школьников в у ч режде 11 и я х до п ол I ш тел 1.11 о го образо ва имя».

Цель исследования — разработать и реализован, па практике педагогические условия формирования познавательной мотивации у младших школьников в учреждениях дополнительного образования.

Объект исследования — процесс формирования познавательной мотивации у младших школьников.

Предмет исследования — педагогические условия, направленные па формирование познавательной мотивации у младших школьников в учреждениях дополнительного образования.

Концептуальная идея исследования отражена в следующей гипотезе: если.

— учитывать сущность познавательной мотивации в младшем школьном возрасте;

— определить специфику формирования познавательной мотивации младших школьников в учреждениях дополнительного образования;

— разработать педагогические условия формирования познавательной мотивации младших школьников в учреждениях дополнительного образования с учетом сущности познавательной мотивации в младшем школьном возрасте и специфики формирования указанной мотивации у детей данного возраста в учреждениях дополнительного образования:

— реализовать разработанные педагогические условия в практике деятельности учреждений дополнительного образования, то процесс формирования познавательной мотивации младших школьников в учреждениях дополнительного образования будет более эффективным.

В соответствии с поставленной целыо и выдвинутой гипотезой определены задачи исследовании:

1. Раскрыть сущность познавательной мотивации в младшем школьном возрасте.

2. Выявить специфику формирования познавательной мотивации у младших школьников в учреждениях дополнительного образования.

3. Разработать педагогические условия формирования познавательной мотивации у младших школьников в учреждениях дополнительного образования.

4. Реализовать разработанные педагогические условия в практике деятельности учреждении дополнительного образования.

Teopei шсо-мегодологнческой основой исследования являются: основные положения теории развития познавательной активности и личпостпо-ориептпроваппого подхода к организации педагогического процесса (li В. Бопдаревскаи, В. С. Дашошепков Т. В. Машарова, И. С. Якиманская и др.) — идеи личностно-деятелыюстного подхода (И. Л. Зимняя, А. А. Леонтьев, и др.) — концептуальные положения компетентностного подхода (В. А. Болотов, И. А. Зимняя. В. В. Краевскпй, О. В. Лебедев, В. В. Сериков, П. В. Хуторский и др.): иснхолого-педагогическпе исследования по проблеме формирования и развития учебной мотивации как обязательного фактора целостного личностного становления (Л. I I. Божовнч, Н. В. Бондарсвская, Г. II. Млыш. .Л. К. Маркова, М. В. Матюхнпа, П. Г. Морозова, Г. И. Щукина и др.) — исследования, посвященные проблемам развития и особенностям организации учебно-познавательной деятельности младших школьников (III. Л. Амонашвили, В. В. Давыдов, JI. В. Запков, И. Ф. Талызина, Д. Б. Эльконин, И. С. Якиманская и др.) — деятельностный подход к обучению иностранному языку (И.Л.Бпм, И. А. Зимняя, А. А. Леонтьев. А. И. Леонтьев) — теоретические позиции М. Я. Бахтина, П. П. Блопского. А. К. Брудпова, О. С. Газмаиа, В. А. Горского, А. Я. Журкиной, В. И. Панова. С. Т. Шацкого и др. о функционировании системы дополнительного образования.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовались следующие методы исследования: теоретический анализ философской, психолого-педагогичсской и методической литературы, но проблеме исследованияопросио-диагпостпческие и констатирующие методы (анкетирование, тестирование, беседа, наблюдение) — констатирующий и формирующий экспериментаметоды статистической обработки результатов исследования.

Опытно-экспериментальное исследование проводилось па базе НОУ «Центр соцпалыю-пспхологической помощи детям, подросткам и молодежи» (детские студни «Улыбка» и «Машенька»), Бнзиес-ппкубатор г. Кирова.

Исследование проводилось с 2003 по 2006 гг. и включало три этапа.

На нервом этапе (октябрь 2003 — октябрь 2004) проводился теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования. IIa этом этапе были определены: объект, предмет, цель, задачи и рабочая гипотеза исследования, проводился констатирующий эксперимент. IIa основе проведенного анализа разработаны педагогические условия формирования познавательной мотивации и составлен план по реализации педагогических условий формирования познавательной мотивации у младших школьников в учреждениях дополнительного образования.

На втором этапе (ноябрь 2004 — март 2006) осуществлялась организация н проведение экспериментальной работы по реализации педагогических условий формирования познавательной мотивации у младших школьников в учреждениях дополнительного образования.

На третьем этапе (апрель 2006 — октябрь 2006) осуществлялся анализ, обобщение и систематизация результатов исследования, статистическая обработка результатов опытно-экспсриментальной работы, завершалось оформление материала.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

— в уточнении сущности познавательной мотивации младших школьников, которая представляет собой совокупность грех компонентов: побуди тел 1,1 Ю1 о, деятель постного и эмоционально-оценочною, основными характеристиками которых являются: познавательная потребность, познавательный интерес, мотив деятельности, личностная значимость, преобладающий характер деятельности, интеллектуальная активность, эмоции и рефлексия;

— в разработке педагогических условий формирования познавательной мотивации младших школьников в учреждениях дополнительного образования, а именно в создании на каждом учебном занятии специально организованной пространственно-предметной среды па основе учета потребностей и интересов младших школьниковобеспечении сознательного триединого взаимодействия всех участников образовательного процесса (детн-роднтели-педагог) — применении комплекса заданий проблемно-творческого характера, обеспечивающего максимальное практическое использование усвоенных знаний в игровой, досуговой и творческой деятельностииспользовании педагогического потенциала содержательной оценки, включающей словесно-образный анализ выполняемой или осуществленной деятельности как младшим школьником, так и педагогом;

— в определении механизма реализации педагогических условии формирования познавательной мотивации младших школьников в учреждениях дополнительного образования, основанного па равноправных отношениях и равно-активном участии детей, родителей и педагога и включающего в себя три взаимосвязанных и взаимозависимых этапа: мотпвациоипо-стпмулирующий, содержательный и рефлексивно-оценочный.

Теоретическая значимость исследования состоит.

— в обосновании необходимости формирования познавательной мотивации в младшем школьном возрасте;

— в выявлении специфики формирования познавательной мотивации у младших школьников в учреждениях дополнительного образования: возможность интеграции в образовательном процессе игровой, досуговой и творческой деятельностипредоставление свободного выбора вида занятий и педагога, собственного образовательного маршрутаиндивидуализация процесса формирования познавательной мотивации за счет небольшого количества детей в группепредоставление родителям возможности выступать непосредственными участниками учебных занятийв разработке и обосновании педагогических условии, обеспечивающих эффективность формирования познавательной мотивации младших школьников в учреждениях дополнительного образования.

Практическая значимость исследования определяется тем, что разработанные и апробированные педагогические условия формирования познавательной мотивации у младших школьников могут эффективно использоваться в учреждениях дополнительного образования. Содержащийся в исследовании комплекс заданий проблемно-творческого характера может применяться в качестве методического обеспечения образовательного процесса в учреждениях дополнительного образования при изучении иностранного языка.

Па защиту выносятся следующие ноло/ксппи:

1. Сущность познавательной мотивации младших школьников представляет собой совокупность трех компонентов: побудительного, деятельное того и эмоционально-оценочного, основными характеристиками которых являются: познавательная потребность, познавательный интерес, преобладающий мотив деятельности, личностная значимость, преобладающий характер деятельности, интеллектуальная активность, эмоции и рефлексия.

2. Специфика формирования познавательной мошвацип у младших школьников в учреждениях дополнительного образования обеспечивается тем, что имеется возможность интеграции в образовательном процессе игровой, досуговой и творческой деятельности. Младшим школьникам предоставляется свободный выбор вида занятий и педагога, собственного образовательного маршрута, соответствующего индивидуальным особенностям способа, темпа и режима деятельности. Небольшое количество детей в группе позволяет индивидуализировать процесс формирования познавательной мотивации. Образовательный процесс в учреждениях дополнительного образования предоставляет родителям возможность выступать непосредственными участниками учебных занятий посредством совместного выполнения заданий как на учебном занятии, так и в процессе совместной разработки домашних проектов, работы по созданию «альбома личных достижений».

3. Формирование познавательной мотивации у младших школьников в учреждениях дополнительного образования будет более эффективным при реализации следующих педагогических условий: создание на каждом учебном занятии специально организованной пространственно-предметной среды па основе учета потребностей и интересов младших школьниковобеспечение сознательного триединого взаимодействия всех участников образовательного процесса (дети-родители-педагог) — применение комплекса заданий проблемно-творческого характера, обеспечивающего максимальное практическое использование усвоенных знании в игровой, досуговой и творческой деятельностииспользование педагогического потенциала содержательной оценки, включающей словесно-образный анализ выполняемой пли осуществленной деятельности как младшим школьником, так и педагогом.

4. Реализация педагогических условий формирования познавательной мотивации у младших школьников в учреждениях дополнительного образования основывается на равноправных отношениях и равно-активном участии детей, родителей и педагога и включает в себя три взаимосвязанных и взаимозависимых этапа: мотивацгюнно-стимулирующпй, содержательный п рефлексивно-оценочный. Реализация условий направлена па формирование познавательной потребности и интереса, широких познавательных мотивов, осознание детьми личной значимости изучения иностранного языка, организацию творческо-продуктивной деятельности, формирование интеллектуальной активности, положительных эмоций и развитие способности к самоанализу и самооценке.

Достоверность исследования обеспечивается методологической обоснованностью поставленных в диссертации проблем, целенаправленным использованием системы взаимодополняющих методов исследовательской и диагностической работы, адекватных поставленным задачам, статистической значимостью результатов педагогического эксперимента, сопоставлением полученных экспериментальных данных с теоретическими положениями.

Апробация результатов исследования осуществлялись в выступлениях на научно-практических и научно-методических конференциях (г. Киров — 2004, 2005, 2006; г. Тверь — 2006). в публикациях автора. Внедрение научных результатов обеспечивалось в непосредственной педагогической деятельности диссертанта в НОУ «Центр социально-психологической помощи детям, подросткам и молодежи», а также в ходе организации оиытно-экспериментальпой работы.

Структура диссертации обусловлена задачами и логикой исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка (220 наименований) и 10 приложений.

Заключение

.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой