Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Тесты словесно-моторной экспрессии

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

По мнению автора методики, каждое психическое проявление в силу единства всех функций человека сопровождается мышечным движением. Интерпретация полученных данных основана на предположении, что доминирующая половина тела (правая у правшей, левая у левшей) более развита, нестабильна, но и более контролируема сознанием, нежели половина недоминирующая. В свою очередь, моторные выражения функционально… Читать ещё >

Тесты словесно-моторной экспрессии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Среди тестов, изучающих характеристики личности с помощью измерений психомоторики, наиболее известна методика Э. Мира-иЛопеца. Данный тест получил наибольшее распространение в общей и клинической психологии, а также в психологии личности. С его помощью можно диагностировать некоторые особенности личности, ее патологические изменения и текущие состояния.

Миокинетический психодиагноз Мира-и-Лопеца был опубликован испанским психиатром, психологом Э. Мира-и-Лопецом в 1939 г. в Рио-де-Жанейро.

Материал теста состоит из семи субтестов, представляющих собой листы бумаги, на которых начерчены линии разной конфигурации. Эти субтесты называются: «линеограмма», «параллели», «цепи», «верхушка замка», «кружки», «зигзаги» и «лестница». Тесты различаются степенью сложности рисунка. Существуют особенности проведения обследования. Обследуемому предлагают расположиться за маленьким столом, куда он не может положить локти. Стол может наклоняться в трех позициях (горизонтально, вертикально). Инструкция может незначительно изменяться от задания к заданию: несколько раз обвести линии карандашом, а затем продолжать работу вслепую (в условиях блокирования зрительного анализатора глаз повязкой или экраном). Первоначально рисунки-чертежи выполняются в горизонтальной и сагиттальной, а затем — в вертикальной плоскости, правой и левой рукой поочередно («зигзаг» выполняется двумя руками одновременно). Регистрируется время, затраченное на каждый рисунок. Психолог фиксирует также особенности поведения тестируемого во время работы, его высказывания, вопросы, комментарии. Тест проводится в два сеанса.

Интерпретация теста базируется на количественной оценке полученных данных и варьирует от задания к заданию. Например, по «линеограмме» рассчитываются следующие показатели:

  • 1) длина вычерченных линий;
  • 2) средняя длина линий, вычерченных каждой рукой в разных плоскостях и всех вместе;
  • 3) вариабельность длины линий;
  • 4) значение общей вариации для каждой руки;
  • 5) абсолютное и относительное смещение линий (определяются центры всех линий, строится перпендикуляр от первой линии и измеряется в миллиметрах степень сдвига, а также смещение от перпендикуляра для всех последующих линий);
  • 6) скорректированные средние значения абсолютного и относительного смещения (по сравнению с требованиями инструкции);
  • 7) коэффициент когерентности (вычисляется путем деления среднего относительного смещения на среднее абсолютное смещение).

По мнению автора методики, каждое психическое проявление в силу единства всех функций человека сопровождается мышечным движением. Интерпретация полученных данных основана на предположении, что доминирующая половина тела (правая у правшей, левая у левшей) более развита, нестабильна, но и более контролируема сознанием, нежели половина недоминирующая. В свою очередь, моторные выражения функционально более развитой половины тела обнаруживают установки и намерения, связанные с актуальными характерологическими реакциями личности, в то время как моторные выражения менее развитой половины — установки и склонности, связанные с инстинктивными или темпераментными реакциями (Э. Мира-и-Лопец, 1963).

Результаты, полученные в ходе исследования, могут указывать на различные тенденции. Движение вверх — индикатор возбуждения, вниз — депрессии, торможения. Смещение наружу коррелирует с экстраверсией, гетероагрессией и либерализмом, а смещение внутрь — показатель интроверсии, аутоагрессии и эгоизма. По данным автора, наиболее четкая дифференциация на психически больных и здоровых людей достигается по параметру «возбуждение—депрессия».

Это позволило сделать вывод о том, что психомоторные показатели связаны не только с непосредственными характеристиками энергетических функций организма, но и входят в основную структуру личности.

Многие авторы считают, что это единственный тест, который позволяет получать информацию о соотношении особенностей личности и мышечного тонуса.

Тест носит невербальный характер, что позволяет использовать его в работе с детьми, имеющими проблемы развития речи.

1. Мира-и-Лопец, Е. Графическая методика исследования личности / Е. Мираи-Лопец. — СПб.: Речь, 2000.

Вопросы и задания

1. Возможно ли использование теста для обследования детей дошкольного возраста?

  • 2. Назовите особенности ситуации проведения диагностического исследования с помощью данного теста.
  • 3. В сочетании с какими диагностическими методами может использоваться данный тест?

Задание для самостоятельной работы

1. Разработайте схему наблюдения за ребенком во время выполнения задания.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой