Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Повышение профессиональной компетентности педагогов в процессе активизации работы с семьей

СтатьяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

По мнению Л. Л. Лашковой эффективными формами формирования профессиональной компетентности являются консультации, педагогические тренинги, деловые игры, диспуты, дискуссии т. е. практико-ориентированные и активные формы, которые стимулируют заниматься педагогической деятельности, развивают стремление и потребность заниматься педагогической деятельностью, формируют понимание педагогами… Читать ещё >

Повышение профессиональной компетентности педагогов в процессе активизации работы с семьей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Повышение профессиональной компетентности педагогов в процессе активизации работы с семьей Дубовец Светлана Николаевна, высшая квалификационная категория, старший воспитатель МБДОУ г. Иркутска детского сада № 75

Современное развитие системы образования повышает требования к развитию профессиональной компетентности педагога дошкольного образовательного учреждения.

Данная проблема особо рассматривается в связи с принятием новых Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования, определяющих необходимость пересмотра роли и места воспитателя в образовательном процессе, а также критериев и показателей профессионализма педагога дошкольного учреждения.

Особую актуальность профессиональная компетентность педагога приобретает в работе с родителями.

По данным О. Л. Зверевой, Н. Н. Ганичевой взаимодействие педагогов с родителями воспитанников продолжает оставаться одним из наиболее сложных направлений в деятельности дошкольных образовательных учреждений.

Исследователями был выделен ряд причин сложностей взаимодействия детского сада и семьи. Так, например, Н. П. Корниенко выделяет причину, как недооценка педагогами роли родителей в воспитании детей; А. Данилина, З. И. Теплова — отсутствие установки на сотрудничество со стороны педагогов и родителей; Е. К. Эльяшевич — различие ценностных ориентации и взаимных ожиданий; В. П. Дуброва — стихийность построения общения с родителями, неумение педагогов планировать и выстраивать процесс общения с родителями.

Т.В. Кротова считает, что установление взаимодействия педагогов и родителей требует решения ряда проблем, таких как: устранение недоверия, знание запросов родителей и трудностей семейного воспитания, опора на семейные ценности, партнерское общение, использование разнообразных форм общения с родителями, формирование у воспитателей педагогической рефлексии и развитие навыков общения.

Анализ других источников показал, что существующая практика становления и формирования профессиональной компетентности воспитателя показывает очевидное несоответствие между запросами общества, социальным заказом родителей и уровнем профессиональной компетентности воспитателя в работе с родителями.

Нами было выявлено противоречие между современными требованиями к педагогу ДОУ и недостаточностью методических разработок по внедрению системы работы по повышению профессиональной компетентности педагогов в процессе активизации работы с семьей на практике.

В связи с этим проблема «Повышения профессиональной компетентности педагогов в процессе активизации работы с семьей» является актуальной.

При написании статьи мы поставили ряд задач:

1. На основе анализа базовых понятий раскрыть понятие «профессиональная компетентность педагогов ДОУ в работе с родителями».

2. Выделить критерии и показатели профессиональной компетентности в работе с родителями.

3. Раскрыть эффективные формы повышения профессиональной компетентности педагогов в процессе активизации работы с семьей на практике.

Раскроем теоретические положения в логике решения поставленых задач.

Ценность любого исследования зависит от осмысления его базовых понятий. Базовым понятием профессиональной компетентности в работе с родителями является «профессия», «профессионализм», «компетентность».

Поэтому анализ начнем с понятия «профессия».

Профессия — род трудовой деятельности, занятий человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретённых в результате специальной подготовки, опыта работы.

Профессионализм, это высокая подготовленность к выполнению задач профессиональной деятельности. Профессионализм дает возможность достигать значительных качественных и количественных результатов труда при меньших затратах физических и умственных сил на основе использования рациональных приемов выполнения рабочих заданий .

В переводе с латинского competentia — это круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом.

В словаре И. Ожегова компетентность определяется как «осведомленность, авторитетность в какой-либо области», а «компетенция» определяется, как «круг полномочий, прав какого-либо лица, органа, круг вопросов, дел, находящихся в чьем-либо ведении».

Анализ современных исследований позволяет выделить ряд особенностей компетентности. Под ней понимается интегральная характеристика, деятельностный характер, личностное отношение, творческое решение на основе осуществленного выбора.

Мы согласны с точкой зрения А. К. Марковой и считаем, что компетентность это индивидуальная характеристика личности на предмет соответствия степени требованиям профессии, способность человека найти оптимальный вариант решения проблемы минимальными затратами, а компетенция — сфера, круг вопросов, которые человек уполномочен решать.

Анализ научной литературы показывает, что к понятию профессиональной компетентности педагога нет единого подхода. Ученые, часто используют термин «профессиональная компетентность» и «педагогическая компетентность» как два равнозначных понятия.

В.А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко и Е. Н. Шиянов, понимают под данным понятием единство теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности, при этом основу структуры компетентности педагога составляют многочисленные педагогические умения, характеризующие эту готовность.

Исходя из представленных в научной литературе точек зрения, мы трактуем профессиональную компетентность как сложное динамическое образование, характеризующееся подготовленностью педагога к выполнению задач профессиональной педагогической деятельностью, в структуру которой входят профессиональные знания и умения педагога, индивидуально личностные ценностные ориентации и мотивы его деятельности, позволяющие максимально эффективно достигать результатов своей профессиональной деятельности.

А. К. Маркова считает, что в структуру профессиональной компетентности входит: специальная компетентность (владение собственно профессиональной деятельностью на достаточно высоком уровне, способность проектировать свое дальнейшее профессиональное развитие); социальная компетентность (владение приемами профессионального общения; ответственность за результаты своего профессионального труда); личностная компетентность (владение приемами профессионального выгорания); индивидуальная компетентность (готовность к профессиональному росту, владение научной организацией труда)[7]/

Таким образом, в структуру профессиональной компетентности педагога входит: специальная, социальная, личностная и индивидуальная компетентность.

Понятие профессиональная компетентность в работе с родителями нами не было найдено в литературе.

Анализ литературы показал, что современная работа с родителями должна строиться на основе новой философии взаимодействия семьи и образовательного учреждения. Так как за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность.

Признание приоритета семейного воспитания требует совершенно иных отношений семьи и образовательного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».

Поэтому под понятием «профессиональная компетентность» в работе с родителями мы понимаем готовность педагога осуществлять профессиональное взаимодействие с родителями, позволяющее максимально эффективно достигать результатов в совместном образовании детей дошкольного возраста.

Считаем важным выделить критерии и показатели профессиональной компетентности педагогов ДОУ в работе с родителями.

Для этого нами были проанализированы квалификационные характеристики должностей работников образования.

В должностные обязанности педагогов входит: помогать обучающимся, воспитанникам решать проблемы, возникающие в общении с товарищами, учителями, родителями (лицами, их заменяющими); работать в тесном контакте с учителями, педагогом-психологом, другими педагогическими работниками, родителями (лицами, их заменяющими) обучающихся, воспитанников.

Кроме того воспитатель (включая старшего) должен знать: методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися, воспитанниками разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе; технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;

Таким образом, в квалификационных требованиях отражены требования к профессиональной компетентности педагогов ДОУ в работе с родителями. Проанализировав исследования Л. Г. Богославец, И. А Зимней, В. С. Васильевой и др. нами были выделены следующие критерии профессиональной компетентности педагогов ДОУ во взаимодействии с родителями:

ѕ когнитивно-рефлексивный критерий включает в себя знание о сущности и роли профессиональной компетентности, умение анализировать промежуточные и итоговые результаты работы с родителями.

ѕ мотивационный критерий включает: понимание необходимости целенаправленного развития профессиональной компетентности; готовность педагога к профессиональному совершенствованию профессиональной компетентности во взаимодействии с родителями;

ѕ эмоционально-поведенческий критерий включает в себя: умение применять знания в своей практической деятельности; способность решать различные проблемы, возникающие во взаимодействии с родителями;

Таким образом, нами были выделены следующие критерии профессиональной компетентности педагогов ДОУ во взаимодействии с родителями: когнитивно-рефлексивный, мотивационный, эмоционально-поведенческий критерий. На основе данных критериев могут быть определены уровни: высокий, средний, низкий, которые возможно использовать при определении уровней профессиональной компетентности педагогов ДОУ во взаимодействии с родителями.

Е.П. Милошевич, Л. В Поздняк, О. Л. Зверева, Т. В. Кротова считают, что эффективней всего профессиональная компетентность педагога в работе с родителями развивается в рамках методической деятельности воспитателя.

К. Белая считает, что методическая работа — это целостная, основанная на достижениях науки, передового опыта и анализе затруднений педагогов, система мероприятий, направленная на повышение мастерства каждого педагога, на обобщение и развитие творческого потенциала коллектива, на достижение оптимальных результатов образования, воспитания и развития детей. Анализ литературы показал, что у авторов существует единая точка зрения на то чтобы в детском саду должна проводиться дифференцированная подготовка и переподготовка педагогов через внедрение разнообразных форм организации повышения коммуникативной компетентности в соответствии с их уровнями. Эффективность методической работы определяется формами организации методической деятельности в дошкольном образовательном учреждении, которые так же могут способствовать повышению уровня профессиональной компетентности во взаимодействии с родителями. К наиболее эффективным формам методической работы, по мнению К. Ю. Белой, Л. М. Волобуевой, Л. М. Денякиной, Е. В. Коротаевой, Т. П. Колодяжной, Е. П. Милашевич, Л. В. Поздняк, относятся:

ѕ групповые формы методической работы (педагогические советы, семинары, практикумы, консультации, творческие микрогруппы, открытые просмотры, работа по единым методическим темам, деловые игры и т. д.);

ѕ индивидуальные формы методической работы (самообразование, индивидуальные консультации, собеседования, стажировка, наставничество и т. д.). Рассмотрим основные формы методической работы.

Объединяя формы и методы работы с кадрами в единую систему, руководитель должен учитывать их оптимальное сочетание между собой. В Дуброва утверждает, что все формы методической работы (систематические и эпизодические, коллективные и индивидуальные) для повышения уровня профессиональной компетентности организуются и проводятся с учетом категории педагогов, уровня их подготовленности, стажа работы, образования и условий организации деятельности дошкольного образовательного учреждения.

По мнению Л. Л. Лашковой эффективными формами формирования профессиональной компетентности являются консультации, педагогические тренинги, деловые игры, диспуты, дискуссии т. е. практико-ориентированные и активные формы, которые стимулируют заниматься педагогической деятельности, развивают стремление и потребность заниматься педагогической деятельностью, формируют понимание педагогами необходимости повышения профессиональной направленности, удовлетворенность трудом.

Так, например, педагогические тренинги позволяют анализировать работу педагогов, осуществлять самоанализ, который даёт возможность увидеть положительные и отрицательные моменты и педагогической деятельности и скорректировать личностные качества в работе с родителями.

В. П. Дуброва, Е. П. Милошевич выделяют круглый стол, как одну из форм, которая позволяет осознать необходимость формирования профессиональной компетентности педагогов ДОУ во взаимодействии с родителями. Они же выделяют деловую игру. По их мнению, деловая игра учит анализировать и решать сложные проблемы в общении с родителями.

Таким образом, все формы методической работы могут быть использованы и как самостоятельные формы, и как методы (приёмы), используемые в рамках других форм, обеспечивающие формирование профессиональной компетентности педагогов ДОО в работе с родителями.

Необходимо только целенаправленно вести в данном направлении систематичную работу.

компетентность педагог дошкольник родитель

1. Белая, К. Ю. Методическая работа в дошкольном учреждении [Текст] / К. Ю. Белая. — М., 1991.-81 с.

2. Богославец, Л.Г., Майер, А. А. Сопровождение профессиональной успешности педагога ДОУ [Текст]/ Л. Г. Богославец, А. А. Майер. М.: Сфера, 2012, 128 с.

3. Доронова Т. Н. Дошкольное учреждение и семья-единое пространство детского развития-М.: Линка-пресс, 2001

4. Дуброва В. П., Организация методической работы в дошкольном учреждении [Текст]/ В. П. Дуброва, Е. П. Милошевич. — М.: Новая школа, 1995. — 124 с.

5. Зверева, О. Л. Общение педагога с родителями в ДОУ [Текст]: методический аспект / Зверева, О. Л., Кротова Т. В. — М.: ТЦ Сфера, 2005. — 80 с.

6. Лашкова Л. Л. Коммуникативная компетентность в структуре профессиограммы педагога дошкольного образования [Текст] / Л. Л. Лашкова// Педагогика. — 2008. — № 12. — С.49−55.

7. Маркова, А. К. Психология профессионализма [Текст] / А. К. Маркова. М., 1996. — 143 с.

8. Митина, Л. М. Психология профессионального развития учителя [Текст] / Л. М. Митина. М., 1998. -130 с.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой