Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста средствами декоративно-прикладного искусства обско-угорских народов
Диссертация
Апробация и внедрение в практику теоретических положений и результатов исследования проводилось на базе д/с «Елочка», «Золотая рыбка» г. Ханты-Мансийска, ДОУ поселков Казым, Полноват, Ванзеват Белоярского района ХМАО и др., Ханты-Мансийского педагогического колледжа (дошкольное отделение), Школы и колледжа искусств для одаренных детей Севера, краеведческого музея «Человек и природа», музея под… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. ТРАДИЦИОННОЕ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО КАК ЭСТЕТИЧЕСКИЙ, КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ И СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН
- 1. 1. Образовательный потенциал народного декоративно-прикладного искусства как предмет исследования
- 1. 2. Природа орнаментального искусства. Культурологическое и эстетическое своеобразие обско-угорской орнаментики
- 1. 3. Развивающие функции декоративно-прикладного искусства обско-угорских народов
- ГЛАВА II. РАЗВИВАЮЩАЯ МОДЕЛЬ ПРИОБЩЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ К ОБСКО-УГОРСКОМУ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМУ ИСКУССТВУ
- 2. 1. Развитие воображения — приоритет эстетического воспитания
- 2. 2. Процедура и итоги констатирующего исследования
- 2. 3. Содержание и результаты развивающей педагогической работы
Список литературы
- Айваседа А.Ю. Традиционная кукла в современной жизни. // Северные просторы. 1995. № 2. С. 3−11.
- Айпин Е.Д. В ожидании первого снега. М.: Сов. Россия, 1980. 142 с.
- Айпин Е.Д. Ханты или звезда утренней зари. М.: Сов. Россия 1990. 334 с.
- Аксенова О. Игры моего детства // Слово народов Севера. 1993. № 1. С. 16.
- Алиева Т.И. От восприятия к творчеству: ребёнок в мире эстетического образа // Развивающее образование в системе дошкольного воспитания. Дубна, 1995. С. 21−36.
- Альбом хантыйских орнаментов (восточная группа). Томск: Изд-во Томского ун-та, 1979.
- Ананьев Б.Г. К этнопсихологии человека // Теоретическая и прикладная психология. Л.: Изд-во ЛГУ, 1969. С. 45−46.
- Александрова Н.С. Формирование эстетического отношения к дымковскому народному искусству у детей 5−6 лет: Автореф. дис. .канд. пед. наук. М., 1995. 18 с.
- Аматуни И.А. Факторы, способствующие формированию творческого мышления дошкольников. Сообщение 2 // Новые исследования в психологии. 974. № 2 (10). С. 33−34.
- Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: Прогресс, 1974. 392с.11 .Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. М., Прометей, 1994. 352 с.
- М.Арутюнов С. А. Обычай, ритуал, традиции // Сов. этнография. 1981. № 2, С. 98 99.
- ХЪ.Аръес Ф. Ребенок и семейная жизнь при старом порядке. Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 1999. 415 с.
- Ахмедов Ш. Дагестанские национальные игры. Махачкала: Даггосиздат, 1970. 207 с.
- Бакушинский A.B. Художественное творчество и воспитание. Опыт исследования на материале пространственных искусств. М.: Новая Москва, 1925. 240с.
- Басилов В. Традиции отечественной этнографии // Этнография. Обозрение. 1998. № 2. С. 18−27.
- Васин Е.Я. О природе изображения // Вопр. философии. 1968. № 4. С. 30−43.
- Бакланова Т.И., Новикова Г. П., Сокольникова Н. М. Искусство. Программа интегрированного курса для дошкольника. М.: РИНО, 2000. 100 с.
- Бахлыков Б. История, быт, культура Юганских ханты // Югра. 1995. № 3−7. С. 21−28.
- Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. 2-е изд. М.: Искусство, 1986. 445 с.
- Белинский В.Г. Полн. собр. соч. М.: Изд-во АН СССР, 1954.Т. 4. 350 с.
- Белявская Е.А. Казымские мастерицы // Югра. 1999. № 5.С. 8- 9.
- Берестяные чудеса. // Северные просторы. 1992. № 5−6. С. 55.
- Бернштейн Б.М. Традиции и социокультурные структуры // Сов. этнография. № 2, С. 107−08.
- Берсенева В.Я., Яглом И. М. Симметрия и искусство орнамента // Ритм, пространство и время. JL: Наука, 1974. С. 274−289.
- Бизина А. Воспитание любви к родному краю // Дошкольное воспитание. 1984. № 11. С.18−20.
- Блонский 77.77. Избранные пед. и психол. соч. 1979. Т. 2. 399 с.
- Блюхин В. История, написанная бисером (о саамах). // Северные просторы. 1987. № 4. С. 28.
- Богатеева З.А. Пути формирования декоративно-орнаментальной деятельности детей в старшем дошкольном возрасте (на материале аппликаций). Автореф. .дис. канд. пед. наук. Л., 1973.16 с.
- Богатеева З.А. Аппликация по мотивам народного орнамента в детском саду. М.: Просвещение, 1982. 175с.
- Богатеева З.А. Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях. М.: Просвещение, 1986. 206 с.
- Богатеева З.А. Занятия аппликацией в детском саду: книга для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 1988. 224 с.
- ЪА. Богораз В. Г. Игры малых народностей Севера. М. JL: Изд-во АН СССР, 1949. 288 с.
- Богораз В. Мужская зимняя одежда. // Северные просторы. 1989а. № 2. С. 40.
- Богораз В. Домашняя утварь. // Северные просторы. 19 896. № 6. С. 39.
- Бодрийяр Ж. Система вещей. М.: Рудомино, 2001. 222 с.
- Болобан М. Ознакомление детей с традициями народов Севера // Дошкольное воспитание. 1989. № 2. С.62−65.
- БородайЮ.М. Миф и культура// Опыты. М.: Политиздат 1990. С. 138−155.
- Бромлей Ю.В. Этнос и этнография. М.: Наука, 1981. 282с.41 .Бромлей Ю. В. Этносоциальные процессы: Теория, история, современность. М.: Наука, 1987. 344 с.
- Бромлей Ю., Подольный Р. Человечество это народы. М.: Мысль, 1990. 391 с.
- Брунер Дж. Психология познания: За пределами непосредственной информации. М., Прогресс, 1977. 412 с.
- Бугаева А.Л. Традиционная педагогическая культура хантов и манси. М.: Прометей, 1997. 152 с. 45 .Будянова Т. П. Развитие знаково-символической деятельности в дошкольном возрасте. Автореф. дис. .кандид. психол. наук. М., 1989. 23 с.
- Бурыкин А. Этнография, искусство, образование // Сов. этнография. 1998. С. 175−180.
- Бучило Н.Ф. Художественное восприятие. М.: Знание, 1989.63с.
- Бытовая культура мордвы. Труды. Саранск: Мордовское книжное изд-во, 1990. 42с.
- Вартанов A.B. Цветовое семантическое пространство. Автореф. дис. .канд. психол. наук. М., 1995. 24 с.
- Василенко В.М. Народное искусство. Избр. труды о народном творчестве IX
- ХХв. M.: Сов. художник, 1974. 294с.
- Винокурова Н. Северноветские престольные праздники: традиции и современность // Сов. этнография. 1995. № 6. С. 50−55.
- Волдина Т.В. Библиографический указатель по фольклору хантов (1880 -1999 г. г.). Томск: Изд-во Томского ун та, 2000. 127 с.
- Волков Г. Н. О традициях чувашского народа в эстетическом воспитании. Чебоксары: Чувашкнигоиздат, 1965. 60 с.
- Волков Г. Н. Этнопедагогика чувашского народа. Чебоксары: Чувашкнигоиздат, 1966. 30 с.
- Волков Г. Н. Этнопедагогика. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1974. 376 с. 51 .Волков Г. Н. Педагогика любви. Избр. этнопедагогические соч.: В 2 т. М.: Изд. Дом МАГИСТР-ПРЕСС, 2002а. Т. 1. 460 с.
- Волков Г. Н. Педагогика любви. Избр. этнопедагогические соч.: В 2 т. М.: Изд. Дом МАГИСТР-ПРЕСС, 20 026. Т. 2. 460 с.
- Воронов B.C. Крестьянское искусство. М.: Гос. изд-во, 1924. 139с.
- Воронов B.C. О крестьянском искусстве. Избр. труды. М.: Сов. художник, 1972. 350с.
- Воспитание дошкольника в труде / Под ред. В. Г. Нечаевой. М.: Просвещение, 1983. 206 с.
- Выготский JI.C. История развития высших психических функций // Собр. соч.: В 6-ти тт. Проблемы развития психики / Под ред. А. М. Матюшкина. М.: Педагогика, 1983. Т. 3 С. 6−328.
- Выготский JI.C. Проблема возраста // Собр. соч.: В 6-ти тт. Детская психология//Под. ред. Д. Б. Эльконина. М.: Педагогика, 1984а. Т. 4. С. 244−268.
- Выготский JI.C. Орудие и знак в развитии ребенка // Собр. соч.: В 6-ти тт. Научное наследство / Под. ред. М. Г. Ярошевского. М.: Педагогика, 19 846. Т. 6. С. 6−90.
- Выготский JI.C. Психология искусства. М.: Искусство, 1987. 344 с.
- Выготский JI.C. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк. 3-е изд. М.: Просвещение, 1991. 90 с.
- Гальперин П.Я. Введение в психологию. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976. 150 с.
- Гамезо М.В., Ломов Б. Ф., Рубахин В. Ф. Психологические аспекты методологии и общей теории знаков и знаковых систем // Психологические проблемы переработки знаковой информации. М.: Наука, 1977. С. 5−48.
- Гарин Н. Долблёнка (лодка). Северные просторы. 1988. № 6. С. 26.
- Гарин Н. Плетение из бисера. // Северные просторы. 1989. № 1. С. 39.
- Гарин Н. Малица (верхняя мужская одежда) // Северные просторы. 1991. № 2. С. 24.
- Гарин Н. Чум // Северные просторы. 1991. № 37. С. 29.
- Гарин Н. Нарты // Северные просторы. 1991. № 43. С. 50.1А.Гачев Г. Национальные образы мира: Космо-психологос. М.: Прогресс -Культура, 1995. 355 с.
- Гегель Г. В. Ф. Эстетика: В 4 т., Под ред. с предисл. М.Лифшица. М.: Искусство, 1968. Т. 1. 314 с.
- Гемуев И.Н. Мировоззрение манси: Дом и Космос. Новосибирск: Наука, 1990. 232 с.
- Гемуев И.Н., Сагалаев А. М. Религия народа манси. Культовые места XIX -начало XX в. Новосибирск.: Наука, 1986. 191 с.
- Глухих А. Свастика, означавшая солнце и мир (культура) // Новости Югры. 23 дек. 1995. С. 6.
- Головнев А., Лезова С. Игра // Северные просторы. № 2. 1994. С. 52−53.
- Голосовкер Я.Э. Логика мифа. М.: Наука, 1987. 218 с.
- Городецкая С.В. Изучение орнаментов народов мира как средство активизации творческой деятельности // Культура искусство — школа. М.: РИЦ МГОПУ, 1999. С. 118−119.
- Гордиенко В.М. Соотношение натурных и знаково-символических компонентов художественного образа в изобразительной деятельности: Автореферат. кандидата психологических наук. Киев, 1984. 19 с.
- Грибовская A.A. Воспитание творческой активности у детей 4−7 лет средствами народного декоративного искусства: Автореферат диссертации кандидата педагогических наук. М., 1988. 16 с. 86 .Гудков И. Игрушки детей обского Севера.// Югра. 1993. № 5. С.33−35
- Гумилев JJ.H. Этногенез и биосфера земли. Земли. 3-е изд. Л.: Гидро-метеоиздат, 1990. 528 с.
- Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996. 544 с.
- Джарылгасинова Р. Ш. Теория этнического самосознания в советской этнографической науке // (основные аспекты проблемы). Сов. этнография. № 4. 1987. С. 9- 22.
- Дмитриев-Садовников Гр. Береста и изделия из нее у остяков р. Ваха. // Живая старина. Спб., 1916. Вып. 1. 34 с. 91 .Дмитриева В. Готовь вороний праздник зимой (югорский дом) // Новости Югры. 11 янв.1996.С. 1.
- Доронова Т.Н., Якобсон С. Г. Обучение детей 2−4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре (младшая возрастная группа). М.: Просвещение, 1992. 143с.
- Дуброва В., Савченко Л. Народное творчество в трудовом воспитании дошкольников //Дошкольное воспитание. 1989. № 11. С. 42−48.
- Дунин-Горкавич A.A. Тобольский Север. Этнографический очерк местных инородцев. Тобольск, 1911. Т.З. 191с.
- Дух реки Казым / Краеведение // Новости Югры. 29 июня1995. С. 7−8.
- Духовная культура и этническое самосознание. М.: Наука, 1990. 241с.
- Духовная культура Финно угорских народов: история и проблемы развития. Глазов, 1997. 141 с.
- Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольника. М.: МОиПК, 1996. 197 с.
- Елоримов В. Березов в Судьбе Долгоруковых (история, этнография, археология) // Югра. 1995. № 3. С. 14.
- Ерныхова Е. Сбор, заготовка, обработка и хранение бересты. // Югра.1992. № 12. С. 25.
- Ерныхова Е.А. Изготовление посуды из бересты. // Югра.1993. № 1. С. 52−59.
- Ерныхова Е.А. Коробка из бересты II Югра.1993. № 3. С. 55.
- Жуковская Р.И., Виноградова Ф. Ф., Козлова С. А. Родной край. М.: Просвещение, 1985. 237 с.
- Запорожец A.B. Избранные психологические труды: В 2-х томах / Под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко. М.: Педагогика, 1986а. Т. 1. Психическое развитие ребенка. 320 с.
- Запорожец A.B. Избранные психологические труды: В 2-х томах / Под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко. М.: Педагогика, 19 866. Т. 2. Развитие произвольных движений. 296 с.
- Зинченко В.П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. 2-е изд. М.: Тривола, 1994. 304 с.
- Злотников В.Г. Процесс воображения в художественном творчестве: Автореф. дис. канд. филос. наук. М., 1966. 17 с.
- Зуев В.Ф. Описание живущих в Сибирской губернии в Березовском уезде иноверческих народов остяков и самоедов. М.: Изд-во АН СССР, 1947а. Т. 5. 381 с.
- Зуев В.Ф. Материалы по этнографии Сибири 18 в. (1771 1772). Л.: Изд-во АН СССР, 19 476. 327 с.
- Иванов C.B. Материалы орнамента к проблеме культурно-исторических связей хантов и манси. // Советская этнография. 1952. № 3. С. 85−99.
- Иванов C.B. Материалы по изобразительному искусству народов Сибири 19 начала 20 в. М.: Изд-во АН СССР, 1954. 440 с.
- Иванов C.B. Орнамент народов Сибири как исторический источник И Вопросы истории Сибири и Дальнего Востока. Новосибирск: Изд-во АН СССР, 1961. С. 345−350.
- Иванов C.B. Орнамент народов Сибири как историко-этнографический источник (по материалам (XIX начало XX в). Народы Севера и Дальнего Востока. М.- Л.: Изд-во АН СССР, 1963. 500 с.
- Иванов C.B. Скульптура народов Севера Сибири 19-первой половины 20 в. Л.: Наука, 1970. 259 с.
- Игры детей обско-угорских народов / Под. ред. канд. пед. наук Е. А. Немысовой. СПб.: ТОО «Алфавит», 1999. 31с.
- Игры Сургутских ханты // Югра. 1993. № 7. С. 25.
- Изделия остяков Тобольской губернии. Тобольск, 1911. 134 с.
- Ильенков Э.В. О воображении. // Народное образование. 1968. №. 3. С. 33−34.
- Ильенков Э.В. Философия и культура. М.: Политиздат, 1991. 404 с.
- Казакова Т.Г. Развитие у дошкольников творчества. М.: Просвещение, 1985. 192 с.
- Казакова Т. Детское творчество мир ярких, удивительных образов // Дошкольное воспитание. 1993. № 4. С. 58−63.
- Калистру В. Эстетическое воспитание детей 6-го года жизни средствами молдавского народного декоративно-прикладного искусства. Авто-реф. дис. канд. пед. наук. М., 1989. 17с.
- Карцев В. Одежда средство выражения связи с окружающим миром.// Югра. 1998. № 9. С. 38−39.
- Карьялайнен К.Ф. Религия югорских народов. Томск: Изд-во Томского ун-та, 1994. T. I. 152 с.
- Карьялайнен К.Ф. Религия югорских народов. Томск: Изд-во Томского ун-та, 1995. T. II. 284 с.
- Карьялайнен К.Ф. Религия югорских народов. Томск: Изд-во Томского ун-та, 1996. Т. III. 264 с.
- Кирякина С. Узоры на снегу. // Северные просторы. 1996. № 3−4. С. 7273.
- Климов К. Удмуртское народное искусство / Науч. ред. и автор предисловия М. А. Некрасова. Ижевск: Удмуртия, 1988. 199 с.
- Колбин В. Приспособление для сбора ягод // Югра. 1994. № 8. С. 57.
- Комарова Т.С. Изобразительное творчество в детском саду. М.: Педагогика, 1984. 120 с.
- Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: Обучение и творчество. М.: Педагогика, 1990. 170 с.
- Композиция в декоративно-прикладном искусстве: Метод. Пособие. СПб.: Образование, 1992. 87 с.
- Кон И. С. Ребенок и общество: (Историко-этнографическая перспектива). М.: Наука, 1988. 271 с.
- Конькова А. Мансийская сказка «Глухарь величиной с оленя» // Югра. 1991. № 1. С. 48.
- Конькова А.М. Сказки бабушки Аннэ: Сказки, легенды. Вена: ГИСТЕЛ ДРУК, 1993. 117 с.
- Королева Н.С. Народное декоративное искусство хантов и манси // Традиционное искусство и современные промыслы народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. М.: Наука, 1981. С. 30−43
- Коул М. Культурно-историческая психология: наука будущего. М.: «Когито-Центр», Изд-во «Институт психологии РАН», 1997. 432 с.
- КоулМ., Скрибнер С. Культура и мышление. М.: Прогресс, 1977. 261 с.
- Краткая история венгерского искусства / Текст и подбор ил. Л. Неме-това. Будапешт: Корвина, 1979. 36 с.
- Кривошапка Н. Поющая сказочница (о З.Н. Лозямовой) // Югра. 1998. № 3. С. 8−9.
- Крюкова Н. Выставка в Большом Атлыме (выставка декоративно-прикладного искусства в Шеркальском музее) // Новости Югры. 21 июня 1997. С. 1.
- Кудрявцев В.Т. Развитое детство и развивающее образование: культурно-исторический подход. Ч. 1. Современное детство и инновации в дошкольном образовании: Дубна: ИЦ семьи и детства РАО, 1997а. 174 с.
- Кудрявцев В.Т. Развитое детство и развивающее образование: культурно-исторический подход. Ч. 2. Методологические проблемы психологии развития. Дубна: ИЦ семьи и детства РАО, 19 976. 87 с.
- Кудрявцев В. Инновационное дошкольное образование: опыт, проблемы и стратегия развития (журнальный вариант книги) // Дошкольное воспитание. 1997−2000.
- Кудрявцев В. Т. Культурно-исторический статус детства: Эскиз нового понимания. // Психол. журн. 1998а. Т. 19. № 3. С. 17−33.
- Кудрявцев В. Т. Рекорд Старт: Программа дошкольной ступени в системе гимназического образования (общие положения, основные программные и подпрограммные области). М.: РИНО, 19 986. 168 с.
- Кудрявцев В.Т. Психология развития человека. Основания культурно-исторического подхода. Рига: Педагогический центр «Эксперимент», 1999. Ч. 1. 160 с.
- Кудрявцев В.Т. Воображение ребенка: природа и структура (статья I) // Психол. журн. 2001. Т. 22. № 5. С. 57−68.
- Кудрявцев В. Т. Воображение ребенка: природа и структура (статья I) // Психол. журн. 2001. Т. 22. № 6. С. 64−76.
- Кудрявцев В. Т., Слободчиков В. И., Школяр JJ.B. Культуросообразное образование: концептуальные основания // Известия РАО. 2001. № 4. С. 4−46.
- Кудрявцев В.Т., Смирнова Н. А., Уразалиева Г. К. Психоистория игры (теоретико-методологический эскиз). М.: ИДОСВ РАО, 2000. 55 с.
- Кудрявцев В.Т., Уразалиева Г. К. Субъект деятельности в онтогенезе // Вопр. психологии. 2001. № 4. С. 14−30.
- Кудрявцев В.Т., Уразалиева Г. К., Кириллов И. Л. Личностный рост ребенка в дошкольном образовании. М.: ИДОСВ, 2003 (в печати).
- Кудрявцев В.Т., Урмурзина Б. Г. Творческий потенциал дошкольника: природа и структура. M.: АНО «Центр развивающего образования Владимира Кудрявцева" — Актобе: Актюбинск, гос. ун-т. им. К. Жубанова, 2002. 150 с.
- Кузакова Е.А. Игры мансийской деревни // Югра, 1991. № 2. С. 21−22.
- Кузакова Е.А. Фольклор манси. М.: Наука, 1994. 206 с.
- Кулемзин В.М. Человек и природа в верованиях хантов. Томск: Изд-во Томского ун-та, 1984. 191 с.
- Кулемзин В.М. Отношение человек общество, человек — вещь, человек — природа в традиционных и современных культурах Сибири. Учебное методическое пособие к курсу «Этнографическое краеведение». М.: Икар, 1997. 48 с.
- Кулемзин В.М., Лукина Н. В. Материалы по фольклору хантов. Томск:
- Изд-во Томского ун-та, 1978. 258 с.
- Кулемзин В.М., Лукина Н. В. Знакомьтесь: ханты. Новосибирск: Наука, 1992. 136 с.
- Кулемзин В.М., Нёмысова Е. А. Игра как феномен культуры // Игры детей обско-угорских народов / Под ред. Е. А. Нёмысовой. СПб.: ТОО «Алфавит», 1999. С. 3−9.
- Кузнецова Т.В. Народное художественное творчество (исторические традиции и современные эстетические проблемы). М.: Знание, 1985. 64с.
- Кустова Ю.Г. Ребенок и детство в традиционной культуре хакасов. СПб: «Петербургское Востоковедение», 2000. 160 с.
- Кцоева Г. У. Методы изучения этнических стереотипов // Социальная психология и общественная практика. М.: Наука, 1985. С. 225 231.
- Лабунская Г. В. Изобразительное творчество детей. М.: Просвещение, 1965. 207 с.
- Лапина М.А. Береста и берестяные изделия. Ханты Мансийск, 1992. (Рукопись).
- Лапина М.Н. Этика и этикет хантов. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1998. 114с.
- Лар Т. Традиция дарить при рождении песню // Слово народов Севера. 1993. № 1. С. 12.
- Леонтьев А.Н. Избр. психол. произв.: В 2-х тт. // Под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко, А. В. Петровского. М.: Педагогика, 1983а. 392 с. Т. I.
- Леонтьев А.Н. Избр. психол. произв.: В 2-х тт. // Под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко, А. В. Петровского. М.: Педагогика, 19 836. Т. И. 320 с.
- Лехтисало Т. Мифология юрако-самоедов (ненцев). Томск: Изд-во Томского ун-та, 1998. 136 с.
- Либерман А.И., Хямяляйнен Р. Н. Художественное воспитание в детском саду на предметах народного декоративного искусства. // Изобразительная деятельность в детском саду. М.: Упедгиз, 1958.С. 23−41.
- Лисина M.И. Проблемы онтогенеза общения. М.: Педагогика, 1986. 144 с.
- Лозянова З.Н., Нёмысова Е. А. Акань хантыйская кукла. // Северные просторы. 1989. № 4. С. 24.
- Лопарев П. Мифология остяков и самоедов // Югра. 1993. № 6. С. 4450.
- Лукина Н.В. Альбом хантыйских орнаментов (восточная группа). Томск: Изд-во Томского ун-та, 1979. 240с.
- Лукина Н.В. Формирование материальной культуры хантов. Томск: Изд-во Томского ун-та 1985. 361с.
- Лурия А.Р. Об историческом развитии познавательных процессов. М.: Наука, 1974. 172 с.
- Лыкова И.А. Формирование эстетического отношения к декоративно -прикладному искусству у детей старшего дошкольного возраста (на материале народной аппликации). Авторефер. .дис. канд. пед. М., 1994. 16 с.
- Максимова Ю.В. Роль народного прикладного искусства в художественном развитии детей 5−7 лет (на материале декоративно-прикладного творчества). Автореф. .дис. канд. пед. наук. М., 1969. 25с.
- Максимович В. Ф. Художественное образование в традиционном декоративно-прикладном искусстве // История художественного образования в России проблема культуры XX века. М.: Изд. дом РАО, 2003. С. 207- 223.
- Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года // Соч. Т. 42. М.: Изд-во полит, лит-ры, 1974. С. 41−174
- Маркс К., Энгельс Ф. Об эстетике искусства. М.: Искусство, 1957. Т.1. 751 с.
- Мартынова Е.П. Социализация детей у хантов и манси // Народная педагогика воспитания детей, подростков и молодежи. Мат. YII Виноградов-ских чтений. Екатеринбург, 1993. С. 28−30.
- Мартынова Е.П. Религиозные представления ханты и манси // Югра. 1996. № 3. С. 22−26.
- Мартынова Е.П. Образ Калтащ-анки в религиозной традиции хантов. -Мартынова Е. Царевна лягушка и царевна — лебедь. (Образ богини Калтащанки) // Югра. 1996. № 7. С. 21−22.
- Материалы III Югорских чтений / Под ред. Н. В. Лукиной. Томск: Изд-во Томского ун-та, 2001. 173 с.
- Материальная и духовная культура народов Сибири. Л.: Наука. 1988. 175 с.
- Методические рекомендации к Программе воспитания и обучения в детском саду / Сост. Л. В. Русскова. М.: Просвещение, 1986. 400с.
- Mud М. Исследование мышления у детей примитивных обществ, с особой ссылкой на анимизм // Современная зарубежная этнопсихология. М.: Наука, 1979. С. 152−180.
- Mud М. Культура и мир детства. Избр. произв. / Пер. с англ. и комм. Ю.А.Асеева- сост. и отв. ред. М.: Прогресс, 1988. 429 с.
- Мифология хантов / В. М. Кулемзин, Н. В. Лукина, Т. А. Молданов, Т. А. Молданова / научн. Ред. В. В. Напольских. Томск: Изд-во Томского ун-та, 2000,310 с.
- Мифы, предания, сказки хантов и манси / Сост., предисл. и прим. Н. В. Лукиной. М.: Наука, 1990. 568 с.
- Молданова Т.А. Орнаментальное искусство народов манси и ханты // Югра. 1992а. № 1.С. 26.
- Молданова Т.А. Орнамент «Березовая ветвь» // Югра. 19 926. № 3. С. 56−58
- Молданова Т.А. Орнамент «Соболь» // Югра.1992 В. № 5. С. 5.
- Молданова Т.А. Разные орнаменты // Югра. 1992 г. № 7. С. 55.
- Молданова Т.А. Стилизованные изображения в орнаменте хантов р. Казым // Орнамент народов Западной Сибири. Томск: Изд-во Томского унта, 1992д. С. 75−102.
- Молданова Т.А. Орнамент «Глухарка сна» // Югра. 1993. № 3. С. 53.
- Молданова Т.А. Орнамент «Солнце» // Югра.1993. № 4. С. 51−52.
- Молданова Т.А. Орнамент «Изображение медведя» // Югра. № 9. 1993. С. 52.
- Молданова Т.А. Хантыйские узоры из бисера // Югра. 1993. № 12. С. 50.
- Молданова Т.А. Орнаменты современных хантов. Дис. канд. ист. наук. Томск, 1993. 150 с.
- Молданова Т.А. Способы низания бисера. // Югра. 1994. № 2. С. 51.
- Молданова Т.А. Низание бисером зигзагообразных узоров // Югра.1994. № 4. С. 52.
- Молданова Т.А. Нашивание и низание бисером орнамента «Крест» // Югра. 1994. № 6. С. 57.
- Молданова Т.А. Низание из бисера орнаментов с элементом «Рожки». //Югра. 1994. № 9. С. 56.
- Молданова Т.А. Низание бисером зигзагообразных узоров. // Югра. 1994. № 14. С. 52.
- Молданова Т.А. Южно-хантыйская вышивка // Новости Югры. 25 янв.1995. С. 2−3.
- Молданова Т. Три ипостаси традиционного искусства // Новости Югры. 24 июня. 1995. С. 5.
- Молданова ТА. О происхождении геометрического орнамента хантов (семантический аспект) // Финноугроведение. 1999а. № 2−3. С. 124−127.
- Молданова Т.А. Орнамент хантов Казымского Приобья: семантика, мифология генезис. Томск: Изд-во Том. ун-та, 19 996. 261с.
- Молданова Т.А. Орнамент // Югория: Энциклопедия Ханты-Мансийского автономного округа. Ханты-Мансийск. 2000. С. 313−314.
- Молданова Т. Архетипы в мире сновидений хантов. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2001. 354 с.
- Молданов Т., Молданова Т. Боги земли Казымской. Томск: Изд-во Томского ун-та, 2000. 111 с.
- Молодин В.И., Лукина Н. В. История и культура хантов. Томск: Изд-во Томского ун-та, 1995. 62 с.
- Молотова Т.П. Марийский народный костюм. Йошкар-Ола: Марийское книжное изд-во, 1992.112с.
- Молчева A.B. Развитие декоративного творчества у детей 2−7 лет на материале народного декоративно-прикладного искусства Республики Башкортостан. Дис. канд. пед. наук. М., 1995. 203с.
- Монина М.А. Отражение современной жизни народов манси в играх детей // Народы Северо-Западной Сибири / Под ред. Н. В. Лукиной. Томск: Изд-во Томского ун-та, 1996. Вып. З.С. 54−57.
- Моран А. де. История декоративно-прикладного искусства. М.: Искусство, 1982. 577 с.
- Мордва: Историко-культурные очерки. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1995. 624с.
- Мунгалова А.Н. О некоторых этнопедагогических особенностях физического воспитания детей коренных народов Сибири // Образование в Сибири. Томск: Изд-во Томского ун-та, 1996. С. 80−85.
- Мурашко М.П. Танцы марийского края. Йошкар-Ола: Марийское книжное изд-во, 1995. 296 с.
- Мухина В. С. Изобразительная деятельность ребёнка как форма усвоения социального опыта. М.: Педагогика, 1981. 240 с.
- Мухина B.C. Современное самосознание народностей Севера // Психологический журнал. 1988. № 4. С. 44−52.
- Мухина B.C. Этнопсихология: настоящее и будущее // Психологический журнал, 1994, № 3. С. 42- 49.
- Мясникова JI.A. Мировоззрение // Социальная философия: Словарь / Сост. и ред. В. Е. Кемеров, Т. Х. Керимов. М.: Академический Проект, 2003. С. 232−236.
- Народное искусство в воспитании дошкольников (для педагогов дошкольных учреждений, руководителей изостудий). / Под ред. Т. С. Комаровой. М.: Изд-во «Российское пед. Агенство», 1996. 144 с.
- Народное искусство в воспитании детей (для педагогов дошкольных учреждений, учителей начальных классов, руководителей художественных студий) Под ред. Т. С. Комаровой. М.: Изд -во «Российское педагогическое агенство», 1997. 208 с.
- Народные мастера. Традиции, школы: (Сборник) / Под. ред. М. А. Некрасовой. М.: Изобр. искусство. 1985. Вып. 1. 296 с.
- Народы Северо-Западной Сибири. Томск: Изд-во Томского ун-та, 2000. 102 с.
- Научить детей прекрасному (искусство) // Югра. 1999. № 4. С. 2−3.
- Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры. М.: Изобраз. искусство, 1983. 344 с.
- Некрасова М.А. Народное искусство как тип художественного творчества // Искусство. 1991. № 14. С. 8−14.
- Некрасова М.А. Ценности финно-угорской культуры в этнических символах народного искусства. Проблема культурного взаимодействия в перспективе Мирового Единства. // Congressus nonus internationalis fenno-uqristarum. Tartu, 2000. Part 3. S. 163−164.
- Неменский Б.М. Мудрость красоты: О проблемах эстетического воспитания. М.: Просвещение, 1987. 255с.
- Неттина-Лапина М. А. Жизнь богатыря Тэк ики (Легенды о хантыйском богатыре). СПБ.: ТОО «Алфавит», 1997. 47 с.
- Нёмысова Е.А. О путях удовлетворения этнокультурных запросов хантыйского народа в школьном образовании // Народы Северо-Западной Сибири / Под ред. Н. В. Лукиной. Томск: Изд-во Томского ун-та, 1994. Вып. 1. С. 21−24.
- Нёмысова Е.А. Этнокультурное содержание образования обско-угорских народов Ханты-Мансийского автономного округа // Северный регион: наука, образование, культура. СурГУ. 2000. № 1. С. 46−49.
- Нёмысова Е.А., Лозямова З. Н. Акань-хантыйская кукла // Северные просторы. 1989. № 4. С. 24.
- Новикова Н.И. Об иранском влиянии в культуре обских угров // Сов. этнография. 1991. № 4.С. 62−67.
- Обатина Г. А. Принципы традиционного воспитания в хантыйской семье // Народы Северо-Западной Сибири / Под ред. Н. В. Лукиной. Томск, 1994. Вып. 1.С. 25−32.
- Обатина Г. А., Пронина Т. Я. Хантыйский язык: Учебник для 5-го класса (казымский диалект). Спб.: Отд-е изд-ва «Просвещение», 1995. 175 с.
- Оберталлер П.М. Материалы о хантыйских куклах. // Сов. этнография. 1935. № 3. С. 35−44.
- Обские угры (ханты и манси). М.: Наука, 1991. 241с.
- Обухов Я.Л. Образ — рисунок символ. // Журн. практического психолога. 1996. № 4. С. 44−54.
- Орлова JI.B. Знакомство с хохломской росписью. М., 1991. 75 с.
- Орнамент народов Западной Сибири. / Под ред. д-ра ист. наук Н. В. Лукиной. Томск: Изд-во Томского ун-та, 1992.148 с.
- Очерки культурогенеза народов Западной Сибири. Томск.: Изд-во Томского ун-та, 1995. 639 с.
- Пантелеева JT. Декоративно-прикладное искусство России. // Дошкольное воспитание. 1992. № 2. С. 33−34.
- Пантелеева J1.B., Каменов Е., Станоевич-Кастори М. Художественный труд в детских садах СССР и СФРЮ. М.: Просвещение-Белград, 1987. 286 с.
- Партанова Р.К. Боги и духи манси, связанные с деторождением // Народы Северо-Западной Сибири / Под ред. Н. В. Лукиной. Томск: Изд-во Томского ун-та, 1995. Вып. 2. С. 157−160.
- Патканов С. Тип остяцкого богатыря по остяцким легендам и героическим сказаниям. СПб., 1891. 75 с.
- Патрушев B.C. Древнее искусство финно-угров Поволжья. Йошкар-Ола: Марийское кн. изд-во, 1994. 80 с.
- Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. М.: Педагогика-Пресс, 1994. 528 с.
- Платонов Ю.П. Становление этнической психологии в России // Сибирский психол. журнал. 1998. Вып. 8- 9. С. 96−103.
- Плюхин В. Игольницы и узоры на них // Северные просторы. 1989. № 6. С. 42
- Полуянов Ю.А. Изобразительное искусство и художественный труд // Программы для четырехлетней начальной школы: Образовательная система Д. Б. Эльконина В.В.Давыдова. М.: Издатель Рассказов, 2000. С. 156−167.
- Попова С.А., Решетникова Р. Г. Пособие по развитию устной речи детей дошкольного возраста, не владеющих хантыйским языком. М.: Икар, 1999. 115 с.
- Потехина Е. Похвала взрослых и неподдельная детская радость. // Новости Югры. 23 дек. 1995. С. 6.
- Преемственность ступеней в системе развивающего и развивающегося образования. Сб. научно-методических статей / Под ред. В. Т. Кудрявцева. М.: ГНОМ и Д, 2001.264 с.
- Программа воспитания и обучения в детском саду. 2-е изд., дораб. М.: Просвещение, 1987. 192с.
- Программа «Развитие» (основные положения). М.: Новая школа, 1994. 64с
- Прокопенко В.И. Ханты: этнопедагогика физического воспитания. М.: ФиС, 1994. 108 с.
- Прокопенко В.И., Красилъников В. П., Микшелъ Т. П., Прокопенко В. В. Игры Сургутских хантов в режиме дня школьника: научно-методические рекомендации. Екатеринбург, 1992. 37 с.
- Пропп В.Я. Фольклор и действительность. Избранные статьи. М.: Наука, 1976. 348 с.
- Прыткова Н.Ф. Одежда народов самодийской группы как исторический источник // Одежда народов Сибири. JI.: Наука, 1970. С. 3−99.
- Прыткова Н.Ф. Одежда хантов // Сб. МАЭ. М.- Л.: Изд-во АН СССР, 1953. Т. XV С. 123−233.
- Пряхин В.П. История игрушки / Игрушки // Российская педагогическая энциклопедия. В 2-х т. / Гл. ред. В. В. Давыдов. Т. 1. М.: Российская энциклопедия, 1993. С. 338−340.
- Путем хозяйки Агана: Сборник материалов фольклорно этнографической экспедиции, осуществлённой на реке Аган Нижневартовского района в 1996 г. / Авт.-сост.: О. Г. Корниенко, Ю. К. Айваседа. Нижневартовск: При-обье, 1999. 100 с.
- Рандымова E.H., Молданова С. П. Солнышко: Книга для дополнительного чтения в 3−4-х кл. хант. шк. (казымский диалект): Пособие для учащихся. СПб.: Отд. Изд-ва «Просвещение», 1994. 143 с.
- Рачков В.П. Техника и ее роль в судьбах человечества. Свердловск, 1991. 328 с.
- Рейнсон-Правдин А. Н. Игра и игрушка народов Обского Севера (социальные корни игры) // Сов. этнография, 1949. № 3. С. 109−132
- Решетникова Р.Г. Общение детей и педагога в дошкольных учреждениях // Народы Северо-Западной Сибири / Под ред. Н. В. Лукиной. Томск: Изд-во томского ун-та, 1996. С. 50 53. Вып. 3.
- Решетникова Р.Г. Декоративно-прикладное искусство обско-угорских народов. М.: Икар, 1997. 41 с.
- Решетникова Р.Г. О возможностях обучения детей хантов и манси в дошкольных учреждениях // Народы Северо-Западной Сибири / Под ред. Н. В. Лукиной. Томск: Изд-во Томского ун-та, 1998. С. 21 21. Вып. 5.
- Решетникова Р.Г. Игры и игрушки обских хантов // Игры детей обско-угорских народов / Под ред. Е. А. Нёмысовой. СПБ: ТОО «Алфавит», 1999а. С. 25−30.
- Решетникова Р.Г. Особенности формирования половой идентификации детей ханты и манси средствами прикладного искусства. // 3 конгресс этнографов и антропологов России. Сб. тезисов. М., 19 996. С. 228.
- Решетникова Р.Г. Орнамент знак и символ в развитии ребёнка // Congresus nonus international! s fenno-ugristarum. Tartu, 2000a. P. 3. S. 179.
- Решетникова Р.Г. Этнопсихологические аспекты в обучении обскоугорских детей // Образование и права личности: глобальные и региональные проблемы и перспективы. Ханты-Мансийск, 20 006. С. 84−86.
- Ромбандеева Е.И. Мансийские орнаменты и их названия. // Орнамент народов Западной Сибири. Томск: Изд-во Томского ун-та, 1992а. С. 115−119.
- Ромбандеева Е.И. Душа и звезды. СПб. Ханты-Мансийск: Стерх, 19 926. 112 с.
- Ромбандеева Е.И. История народа манси (вогулов) и его духовная культура. Сургут: Северный дом, 1993. 208 с.
- Ромбандеева Е.И. Мансийский обряд, связанный с рождением ребёнка // Народы Северо-Западной Сибири / Под ред. Н. В. Лукиной. Томск: Изд-во Томского ун-та, 1994а. Вып. 1. С. 6 14.
- Ромбандеева Е.И. Некоторые сведения о культе предков духов покровителей най отыров // Мировоззрение народов Западной Сибири по археологическим и этнографическим данным. Томск: Изд-во Томского ун-та, 19 946. С. 48−56.
- Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии. М.: Учпедгиз, 1946. 502 с.
- Рубинштейн C. J7. Избр. филос.-психол. труды. Основы онтологии, логики и психологии. М.: Наука, 1997. 463 с.
- Рындина О.М. Прямолинейные ленточные орнаменты у восточных хантов (опыт структурного анализа) // Материалы к серии «Народы и культуры». Обские угры (ханты и манси). М.: Наука, 1991. Вып. 7. 241с.
- Рындина О.М. Орнамент // Очерки культурогенеза народов Западной Сибири. Томск: Издательство Томского университета, 1995. Т. 3. 640 с.
- Сагалаев A.M. Уральско-алтайская мифология. Символ и архетип. Новосибирск: Наука, 1991. 155 с.
- Сакулина Н.П. Народное декоративное искусство в работе с детьми дошкольного возраста. М.: Известия АП РСФСР, 1947. Вып. 2. С. 125−139
- Сакулина Н.П. Национальное искусство и детское творчество. // Дошкольное воспитание. 1965. № 5. С. 11−12.
- Сакулина Н.П., Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. M.: Просвещение, 1982. 206 с.
- Салмина H.Г. Знак и символ в обучении. М.: Издательство Московского университета, 1988. 288 с.
- Самостоятельная художественная деятельность дошкольников. / Под ред. H.A. Ветлугиной. М.: Педагогика, 1980. 207 с.
- Сапогова Е.Е. Ребенок и знак. Тула: Приок. кн. изд-во, 1993. 264 с.
- Сем Т. Игрушки из бересты (этнография). // Северные просторы. 1987. № 6. С. 42.
- Сем Т. Узоры на одежде. Из рыбьей кожи // Северные просторы. 1993. № 11−12. С. 40−41.
- Семке В.Я., Бохан H.A. Очерки этнопсихологии и этнопсихотерапии. Томск: Изд-во Томского ун-та, 1999. 125 с.
- Семья и социальная организация финно-угорских народов. Сыктывкар, 1991. 120 с.
- Сенгепов A.M., Немысова Е. А. Хантыйский язык: Учебник и кн. для чтения для 3-х классов хант. шк. (шурышкский диалект). 2-е изд., исправл. JL: Просвещение. Ленингр. отд., 1987. 255 с.
- Сенгепов A.M., Немысова Е. А. Хантыйский язык: Учебник и кн. для чтения для 3-х классов (казымский диалект). 2-е изд., дораб. Л.: Просвещение. Ленингр. отд., 1989. 255 с.
- Сенгепов A.M., Немысова Е. А. Хантыйский язык: Учебник и кн. для чтения для 3-х классов (казымский диалект). 3-е изд., перераб. Спб.: Отд. изд-ва «Просвещение», 1994. 208 с.
- Серебрякова Ю.А., Серебряков A.C. Взаимосвязь народного и национального в развитии искусства. Новосибирск.: Наука. Сиб. Отд., 1988. 186 с.
- Система эстетического воспитания в детском саду / Под общ. ред. Ветлугиной H.A. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962. 372с.
- Сказки народа ханты: ханты ёх моныцат: Книга для чтения младших классах (казымский диалект) / Под ред. Е. А. Нёмысовой, Е. П. Скрипник. СПБ.: ТОО «Алфавит», 1995. 143 с.
- Смирнова Р.Н. Роль народного декоративно-прикладного искусства в развитии творчества детей старшего дошкольного возраста в декоративномрисовании (на материале искусства малых народностей Приамурья). Авто-реф. дис. .канд. пед. наук. М., 1978. 16с.
- Смирнова Р.Н. Декоративно-прикладное искусство в детском саду // Дошкольное воспитание. 1986.№ 12. С. 18−20.
- Соколова З.П. Страна Югория. М.: Мысль, 1976. 119 с.
- Соколова З.П. Путешествие в Югру. М.: Мысль, 1982. 172 с.
- Соколова З.П. Социальная организация хантов и манси. Проблемы рода и фратрии. М.: Наука, 1983. 325 с.
- Соколова З.П. Современное культурное развитие и этнические процессы у обских угров // Этнокультурные процессы у народов Сибири и Севера. М.: Наука, 1985. 203с.
- Соколова З.П. Адаптивные свойства культуры народов Севера // Советская этнография. 1991. № 4. С. 14−18.
- Соколова З.П. Легенды Вут-Ими. Путешествие по Оби и ее притокам к ханты и манси. Сургут: АИИК «Северный дом" — Северно-Сибирское региональное кн. изд-во, 1993. 76 с.
- Солдатова Г. У. Межэтническое общение: когнитивная структура этнического самосознания // Познание и общение. М: Наука. 1988. С. 111 126.
- Соловьева С.И. Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду. Для дошкольных педагогических училищ. 3-е изд., испр. М.: Просвещение, 1966. 232 с.
- Соломенникова O.A. Радость творчества. Развитие художественного творчества детей 5−7 лет. М.: ИПК МО, 2001. 176 с.
- Социальная организация и культура народов Севера. М.: Наука, 1974.291 с.
- Сподина В. Как построить чум // Югра. 1991. № 1. С. 53.
- Становление этнопе даго гики как отрасли педагогической науки: Мат. международной научн. конф. (6−7 декабря 2001 г.). Элиста: АПП «Джангар», 2003.416 с.
- Старцев Г. Остяки: социально-географический очерк. Л.: Прибой, 1928. 152 с.
- Старовойтова Г. В. Некоторые методологические вопросы определения предметной области этнопсихологии // Социальная психология и общественная практика. М.: Наука, 1985. С. 127−138.
- Сязи A.M. Декоративно-прикладное искусство хантов Нижней Оби. Тюмень, 1995а. 169с.
- Сязи A.M. Семантика в орнаменте хантов Ямало-Ненецкого округа // Народы Северо-Западной Сибири / Под ред. Н. В. Лукиной. Томск.: Изд-во Том. ун-та, 19 956. Вып. 2. С. 91−105.
- Сязи A.M. Современное декоративно-прикладное искусство хантов Ямало-Ненецкого автономного округа: Автореф. дис. .канд. ист. наук. Новосибирск, 1995 В. 23 с.
- Сязи A.M. У кого хорошая одежда, тот счастливый человек (одежда ханты). // Северные просторы. 1996. № 3,4. С. 64−71.
- Сязи A.M. Орнамент и вещь в культуре хантов Нижнего Приобья. Томск: Изд-во Томского ун-та, 2000. 245с
- Таксами Ч.М. Традиционное воспитание у детей нивхов // Традиционное воспитание у народов Сибири / Под ред. И. С. Кона, Ч. М. Таксами. Л.: Наука, 1988. С. 96−134.
- Талигина Н. Ах, эта свадьба, свадьба! (свадебный обряд сынских ханты). Обычаи традиции //Ямальский меридиан. 1993. № 1. С. 64−67.
- Талигина Н.М. Цветовая классификация у хантов. // Обские угры. Тобольск-Омск, 1999. С. 197−199.
- Тарлина Л. Ваховская береста (этнография) // Слово народов Севера. 1998. № 1.С. 14.
- Taxmyeea A.M. Изготовление коробочки из пихтовой коры // Югра. № 7. 1993. С. 23.
- Taxmyeea A.M. Материальная культура юганских ханты. Сургут.: Северный дом, 1993. 79с.
- Taxmyeea A.M. Хантыйская колыбель, детская одежда и кукла ребёнка // Народы Северо-Западной Сибири / Под ред. Н. В. Лукиной. Томск: Изд-во Томского ун-та, 1994. С. 15−20.
- Тахтуева A.M. Игры и игрушки в традиционном воспитании хантыйской семьи // Народы Северо-Западной Сибири / Под ред. Н. В. Лукиной. Томск: Изд-во Томского ун-та, 1996. Вып. 3. 54−65.
- Тахтуева A.M. Игры и игрушки обских угров в традиционном воспитании детей. // Игры детей обско-угорских народов / Под ред. Е. А. Немысовой. СПб.: ТОО «Алфавит», 1999. С. 10−24.
- Теория и методика музыкального образования детей: Научно-методическое пособие / Усачева В. О., Медушевский В. В., Школяр В. А. Школяр Л.В., Красильникова М. С., Критская Е. Д. и др. М.: Флинта: Наука, 1998. 336 с.
- Тимофеев Г. Былины древней Югры // Югра. 1994. № 1. С. 24 30.
- Торишлова Е., Морозова Т. Развитие эстетических особенностей детей 3−7 лет. (Теория и диагностика). М.: 1994. 62 с.
- Традиционное воспитание детей у народов Сибири: Сб. статей / Отв. ред. И. С. Кон, Ч. М. Таксами. Л.: Наука, 1988. 251 с.
- Тульвисте П.Э. Типы мышления и традиционные занятия // Культура народностей Севера. Новосибирск: Наука, 1986. С. 14−27.
- Уланова C.JT. Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста средствами мордовского декоративно-прикладного искусства. Автореф. дис. .канд. пед. наук. М., 1999. 18 с.
- Умелые руки мастера (о резчике по дереву Водичупове А.) // Новости Югры. 16 авг. 1997. С. 2.
- Усова А.П. Русское народное творчество в детском саду. 3-е изд. М.: Просвещение, 1972. 78 с.
- Ушаков Д.В. Проблема социального взаимодействия в концепции Д.Г. Мида // Гуманитарные науки в Сибири. 1998. № 1. С. 88−92.
- Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения. М.-Л.: Учпедгиз, 1951. Т. 10. 453 с.
- Ушинский К.Д. Воспитание и характер. Какую роль играет народность в воспитании? // Дошкольное воспитание. 1993. № 3. С. 58−61.
- Федорова Е.Г. Одежда манси XIX—XX вв.. // Этнокультурные явления в Западной Сибири. Томск: Изд-во Томского ун-та, 1978. С. 196−207.
- Федорова Е.Г. Ребенок в традиционной мансийской семье. // Традиционное воспитание детей у народов Сибири / Отв. ред. И. С. Кон, Ч. М. Таксами. Л.: Наука. 1988. С. 80−95.
- Федорова Е.Г. Орнамент на одежде и утвари манси. // Орнамент народов Западной Сибири. Томск: Изд-во Томского ун-та, 1992а. С. 103−114.
- Федорова Е.Г. К вопросу о структуре традиционного орнамента обских угров // Орнамент народов Западной Сибири. Томск.: Изд-во Томского ун-та, 19 926. С. 120−147.
- Федорова Е.Г. Историко-этнографические очерки материальной культуры манси. СПб.: ТОО «Алфавит», 1994. 286с.
- Федорова H.H. Традиционная детская кукла хантов. Типология. Семантика // Обские угры. Тобольск Омск, 1999. С. 304−315.
- Федорова H.H. Проблема развития традиционного искусства // Северный регион. 2000. № 1. С. 12−15.
- Флерина Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста. М.: Учпедгиз, 1956. 344 с.
- Флерина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника / Под ред. действ, чл. АПН РСФСР В. Н. Шацкой. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. 334с.
- Фролова Д. Использование в работе со старшими дошкольниками произведений писателей Севера. (Для детских садов Севера) // Дошкольное воспитание. 1986. № 4. С. 26−29.
- Халезова Н.Б. Народная пластика и декоративная лепка в детском саду. М.: Просвещение, 1984. 160 с.
- Хамидов A.A. Категориальные формы в индивидуальной жизнедеятельности // Категории мышления и индивидуальное развитие / Отв. ред. К. А. Абишев. Алма-Ата: Гылым, 1991. С. 69−112.
- Харамзин Т.Г., Хайруллина Н. Г. Обские угры: социально экономическая ситуация на пороге третьего тысячелетия. Ханты — Мансийск, 2000. 186 с.
- Харламова JT.A. Развитие воображения у детей на уроках изобразительного искусства. Рига: Латвийский университет, 1990. 66 с.
- Харючи С.Н. Современные проблемы коренных народов Севера. Томск: Изд-во Томского ун-та, 1999. 103 с.
- Хомич Л. Ненцы: Очерки традиционной культуры. СПб: ТОО «Алфавит», 1995. 334 с.
- Хрестоматия по эстетическому воспитанию / Сост. С. П. Максимюк. 3-е изд., перераб. Киев.: Вища шк., 1987. 310 с.
- Художественное проектирование / Под ред. Б. В. Нешумова, Е. Д. Щедрина. М.: Просвещение, 1979. 175 с.
- Художественное творчество в детском саду. Пособие для воспитателя и музыкального руководителя / Под ред. H.A. Ветлугиной. М.: Просвещение, 1974. 175 с.
- Художественное творчество и ребенок / Под ред. проф. Н. А, Ветлугиной. М.: Педагогика, 1972. 287с.
- ЦукорА. Пимские ханты (этнография) // Югра. 1997. № 9. С. 42−43.
- Цукор А.И. Золотой век Пима. Сургут: Северо-Сибирское регион. Кн. изд-во, 1997. 143 с.
- Чернецов В.Н. Вогульские сказки: Сборник фольклора народа манси (вогулов). JL: Гослитиздат, 1935.143с.
- Чернецов В.Н. Орнамент ленточного типа у обских угров. // Советская этнография. 1948. № 1. С. 139−152.
- Чернецов В.Н. Исчезнувшее искусство (узоры, выдавленные зубами на бересте у манси) // Советская этнография. 1964. № 3. С. 53−63
- Чубарова JJ. Якутские варежки. // Северные просторы. 1991. № 45. С. 26.
- Шатова А.Д. Дошкольное вариативное образование в московском регионе. Сб. инф.-метод. материалов. М., 1998. 38 с.
- Шешкин П.Е., Шабалина И. Д. Мансийские орнаменты. СПБ.: Просвещение, 1993. 86 с.
- Шпет Г. Г. Введение в этническую психологию // Шпет Г. Г. Соч. М.: Правда, 1989. С. 475−574.
- Шпикалова Т.Я. Развитие детского творчества средствами декоративно-прикладного искусства: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1965. 19 с.
- Штернберг А.Я. Остяцкая легенда о сотворении мира // Уральский областник. 1991. № 8. Вып. 12. С. 109−112.
- ЭлиадеМ. Космос и история. Избр. работы. М.: Прогресс, 1987. 312 с.
- Элиаде М. Аспекты мифа. М.: «Инвест ППП», CT «ППП», 1996. 240 с.
- Элъконин Д.Б. Психология игры. М.: Педагогика, 1978. 301 с.
- Элъконин Д.Б. Избр. психол. труды. М.: Педагогика, 1989. 560 с.
- Эстетическое воспитание в детском саду: пособие для воспитателей детского сада. / Под ред. H.A. Ветлугиной. 2-е изд., перераб. М.: Просвещение, 1985.207с.
- Эстетическое воспитание на современном этапе: теория, методология, практика: Сб. статей. М.: Педагогика, 1990. 148с.
- Этнические стереотипы поведения. Л.: Наука, 1985. 324 с.
- Этнокультурные процессы у народов Сибири и Севера. М.: Наука, 1985.201с.
- Этнопедагогика Сибирского Севера. Томск: Изд-во Томского ун-та, 1996. 174с.
- Этнопсихолингвистика. М.: Наука, 1988. 190 с.
- Южанинова М.В. Сах (верхняя одежда хантов). // Северные просторы. 1992. № 3,4. С. 49.
- Юнг К. Г. Архетип и символ. М.: Ренессанс, 1991. 304 с.
- Юнг KT. Психология бессознательного. М.: Канон, 1996. 320 с.
- Языки и культура народов ханты и манси. Материалы Международн. Конференции, посвященной 10-летию НИИ обско-уогрских народов. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2002. Ч. I. Этнология, социология, экономика. 234 с.
- Ярлыкапов А. Экология этнических культур Сибири накануне 21 века // Сов. этнография. 1997. № 3. С. 181- 83.
- Obinugrilaisfen kansojen korisfekuosif, Helsinki 1953.
- Vahter Т. Ornamentik der Ob- Uqrier. Helsinki, 1953.216 S. 119. Tf.