Развитие базовых свойств мыслительных операций учащихся 5-6 классов при обучении математике
Диссертация
На примере изучения темы «Целые числа» учащиеся могут в явном виде познакомиться с мотивами, которые стимулируют введение новых математических объектов. Аналогичные мотивы могут быть впоследствии использованы при введении таких алгебраических понятий, как одночлен, многочлен, алгебраическая дробь и т. д. Здесь от учащегося потребуется умение кодировать информацию разными способами, переходить… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ РАЗВИТИЯ БАЗОВЫХ СВОЙСТВ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ УЧАЩИХСЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ
- 1. 1. Проблема развития базовых свойств мыслительных операций в психолого-педагогической литературе
- 1. 2. Роль темы «Целые числа» в развитии базовых свойств мыслительных операций учащихся
- 1. 3. Требования к организации познавательной деятельности учащихся по развитию базовых свойств мыслительных операций
- ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ, СПОСОБСТВУЮЩАЯ РАЗВИТИЮ БАЗОВЫХ СВОЙСТВ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ УЧАЩИХСЯ (НА ПРИМЕРЕ ТЕМЫ «ЦЕЛЫЕ ЧИСЛА»)
- 2. 1. Методика изучения операций над целыми числами
- 2. 2. Система заданий, направленная на развитие системности, обратимости, рефлексивности и гибкости мыслительных операций
- 2. 3. Организация и результаты педагогического эксперимента
Список литературы
- Агибалов А.В. Конструирование тестов и методика их использования при контроле знаний учащихся по математике: Дис.. канд. пед. наук, М., 1986.- 153 с.
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания // Избранные психологические труды: В 2 томах. Т.1. М.: Наука, 1980. — 230 с.
- Андронов И.К. Полвека развития школьного математического образования в СССР. М.: Просвещение, 1967. — 180 с.
- Арнольд И.В. Теоретическая арифметика. Гос. уч. пед. изд-во Нар-компроса РСФСР, 1939. — 400 с.
- Артемов А.К. Методологические основы методики формирования математических умений школьников: Дис.. док. пед. наук. — Пенза, 1984. — 319с.
- Атаханов Р. Математическое мышление и методика определения уровня его развития / Под науч. ред. действительного члена РАО профессора В. В. Давыдова. Москва Рига, 2000. — 208 с.
- Арифметика: 6 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений / С. М. Никольский, М. К. Потапов, Н. Н. Решетников, А. В. Шевкин. М.: Изд. отдел УНЦ ДО МГУ, 1997. — 312 с.
- Бабанский Ю.К., Харьковская В. Ф. Проблема оптимизации процесса обучения математике / В кн.: Изучение возможностей школьников в усвоении математики: Сб. статей. М., 1977. — С. 3−11.
- Барыбин К.С. Методика преподавания алгебры / Пособие для учителей восьмилетней школы. М.: Изд-во «Просвещение», 1965. — 343 с.
- Барсуков А.Н. Первые уроки алгебры в 6 классе. Методическое пособие для учителей. Учпедгиз, 1951. — 32 с.
- Баттерворт Д., Харрис М. Принципы психологии развития / Пер. с англ. М.: «Когито-Центр», 2000. — 350 с.
- Бевз Г. П. Методика викладання алгебри. Пос1бник для вчитшнв. -Кшв: Изд-во «Радяньска школа», 1971. 270 с.
- Белл Э.Т. Творцы математики: Предшественники соврем, математики. Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1979. — 256 с.
- Белл А. Школьное математическое образование XXI века // Школьное математическое образование на пороге 21 века: Тезисы докладов Международной научно-практической конференции. Самара, 18−20 мая 1999. — Самара: Изд-во СИПКРО, 1999. — С. 7−8.
- Березанская Е.С. Методика арифметики. М.: Учпедгиз, 1955. — 542 с.
- Берулава Г. А. Психология естественнонаучного мышления. Томск: Изд-во Томского гос. ун-та, 1991. — 185 с.
- Берулава Г. А. Диагностика и развитие мышления подростков. Бийск, 1993. — 240 с.
- Бескин Н.М. Роль задач в преподавании математики // Математика в школе. 1992. № 4. — С.3−4.
- Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения: В 2 томах. М.: Педагогика, 1979. — 304 с.
- Блох А .Я. Курс алгебры средней школы: Методические разработки для слушателей ФПК. М.: МГПИ им. Ленина, 1986. — 84 с.
- Блох А.Я., Гусев В. А., Дорофеев Г. В. и др. Методика преподавания математики в средней школе: Частная методика: Уч. пособие для студентов пед. институтов по физ.-мат. спец. / Сост. В. И. Мишин. М.: Просвещение, 1987. -416с.
- Богоявленский Д.Н., Менчинская Н. И. Психология усвоения знаний в школе. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. — 348 с.
- Брадис В.М. Теоретическая арифметика. М.: Учпедгиз мин. проев. РСФСР, 1954. — 207 с.
- Брадис В.М. Методика преподавания математики в средней школе / Уч. пособие для пед. институтов. М.: Учпедгиз, 1954. — 505 с.
- Брейтигам Э.К. Интеграция предметно-понятийной и смысловой деятельности при обучении старшеклассников началам математического анализа (теоретический аспект): Монография. Барнаул: Изд-во БГПУ, 2002. — 150 с.
- Брунер Дж. Психология познания. М.: Прогресс, 1977. — 412 с.
- Брушлинский А.В. Мышление: процесс, деятельность, общение. М.: Мысль, 1981. -230 с.
- Веккер JI.M. Психика и реальность: единая теория психических процессов: Уч. пособие для вузов / Под общей ред. А. В. Либина. М.: Изд-во Смысл, 2000. — 679 с.
- Вейль Г. Математическое мышление. М.: Наука, 1989. — 423 с.
- Воителева Г. В. Преемственность в изучении чисел в начальной и основной школе: Дис.. канд. пед. наук, Московский открытый гос. пед. ун-т, М., 2000.- 179 с.
- Всероссийская конференция «Математика и общество». Математическое образование на рубеже веков", Дубна, сентябрь 2000. М.: МЦНМО, 2000. — 664 с.
- Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 2. Проблемы общей психологии / Под ред. В. В. Давыдова. М.: Пед-ка, 1982. — 504 с.
- Гальперин П.Я. Умственные действия как основа формирования мысли и образа // Вопросы психологии. 1957. № 6. — С. 58−69.
- Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий. М.: Педагогика, 1969. — 156 с.
- Гастева С.А., Крелыытейн Б .И., Ляпин С. Е., Шидловская М. М. Методика преподавания математики: Пособие для учителей и студентов педагогических институтов под общей редакцией С. Е. Ляпина. Изд. 2. Ленинград: Учпедгиз. 1955.-483 с.
- Танеев Х.Ж. Информационно развивающая модель обучения математике // Школьное математическое образование на пороге 21 века: Тез. докл. Межд. науч.-практ. конференции. Самара, 18−20 мая 1999. — Самара: Изд-во СИПКРО, 1999.-С. 11−12.
- Гельфман Э.Г. Методические основы организации процесса усвоения алгебраических понятий учащимися 7−8 классов: Дис.. канд. пед. наук, -М., 1982.- 158 с.
- Гельфман Э.Г., Холодная М. А. Дидактика математики сегодня и завтра // Школьное математическое образование на пороге 21 века: Тезисы докладов Международной научно-практической конференции. Самара, 18−20 мая 1999. Самара: Изд-во СИПКРО, 1999. — С. 16−19.
- Гельфман Э.Г., Ксенева В. Н., Демидова JI.H. и др. Математика ч.З. Неравенства в алгебре. — Томск: Изд-во Томского ун-та, 2003. — 104 с.
- Гельфман Э.Г., Ксенева В. Н., Демидова JI.H. и др. «Положительные и отрицательные числа». Математика 6. Томск: Изд-во Томского ун-та, 2004. — 284 с.
- Гельфман Э.Г., Демидова JI.H., Жилина Е. И., Лобаненко Н. Б., Мало-ва И.Е. Обогащающая модель в проекте МПИ: проблемы, сомнения, открытия. Методические указания, книга для учителя. 2 изд.- Томск: Изд-во Том. гос. ун-та, 2002. 222 с.
- Гибш И. А, Алгебра. Пособие для учителей. М.: Учпедгиз, 1960.654 с.
- Гибш И.А. Методика обучения алгебре в 6VI классе средней школы. -М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963. 240 с.
- Гнеденко Б.В. Развитие мышления и речи при изучении математики // Математика в школе. 1991. № 4. — С. 3−9.
- Гончаров В.Л. Начальная алгебра М.: Изд-во АПН, 1955. — 448 с.
- Гончаров В.Л. Начальная алгебра. Изд. второе, под ред. И. Н. Шевченко. М.: АПН РСФСР, 1960. — 437 с.
- Гончарова И.В. Интенсификация учебной деятельности по математике в 5 классе: Дис.. канд. пед. наук, Московский открытый гос. пед. ун-т, М., 1999.- 171 с.
- Горский Д.П. Обобщение и познание. М.: Мысль, 1985. — 208 с.
- Гусев В.А. Как помочь школьнику полюбить математику. М.: Авангард, 1994. — 168 с.
- Гусев В.А. Психолого-педагогические основы обучения математике. -М.: Академия, 2003. 432 с.
- Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении: Логико-психологические проблемы построения учебных предметов. М.: Пед. общество в России, 2000. 480 с.
- Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996. -544 с.
- Далингер В.А. Совершенствование процесса обучения математике на основе целенаправленной реализации внутрипредметных связей / ОмИПКРО Омск, 1993. — 323 с.
- Далингер В.А. Методика обучения учащихся элементам математического анализа: Учебное пособие. Омск: Изд-во ОмГПУ, 1997.- 149 с.
- Дорф П.Я. Методика преподавания математики. Ленинград: Изд-во ЛГУ, 1960. — 124 с.
- Дьюи Д. Психология и педагогика мышления / Пер. с англ. Н. М. Никольской. М.: Совершенство, 1997. — 208 с.
- Епишева О.Б., Крупич В. И. Учить школьников учиться математике. -М.: Просвещение, 1990. 127 с.
- Епишева О.Б. Общая методика преподавания математики в средней школе. Курс лекций. Тобольск: Изд-во Тобольского гос. пед. института им. Д. И. Менделеева, 1997. — 191 с.
- Епишева О.Б. Технология обучения математике на основе деятельно-стного подхода: Кн. Для учителя / О. Б. Епишева. М.: Просвещение, 2003. -223 с.
- Жилина Е.И. Алгоритмическая и алгебраическая линии в изучении числовых систем в курсе математики 4−5 классов: Дис.. канд. пед. наук. Москва, 1980.-219 с.
- Жохов A.JI. Как помочь формированию мировоззрения школьников: Книга для учителя и не только для него. Самара: Изд-во СамГПУ, 1995. -288 с.
- Зайкин М.И., Матушкина З. П., Подходова Н. С. Рабочие тетради по математике: Учеб. пособие для 5−6 классов общеобр. учреждений / Под ред. М. И. Зайкина. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996. — 128 с.
- Занков Л.В. Избранные педагогические труды / Л.В. Занков- АПН СССР. М.: Педагогика, 1990.418 с.
- Зорина Л.Я. Программа учебник — учитель. — М.: Знание, 1989. — 80с.
- Зубарева И.И., Мордкович А. Г. Математика. 6 кл.: Учеб. для общеоб-разоват. учреждений. М.: Мнемозина, 2002. — 280 с.
- Ильясова А.Б. Развитие мыслительных действий учащихся при формировании понятий на уроках математики в младших классах школы: Дис.. канд. пед. наук, Mill У. 1997. 236 с.
- Иванова Л.С. Методы предупреждения типических математических ошибок учащихся начальных классов: Дис.. канд. пед. наук. Киев, 1987. -175 с.
- Кабанова-Меллер Е. Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся. М.: Просвещение, 1968. — 287 с.
- Каган В.Ф. Что такое алгебра? Изд-во «Матезисъ», 1910. — 75 с.
- Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. -М.: Педагогика, 1981.-200 с.
- Канин Е.С. Формирование алгебраических умений и навыков у учащихся VI-VII классов: Дис. канд. пед. наук. М., 1063. — 276 с.
- Каплан Б.С., Рузин Н. К., Столяр А. А. Методы обучения математике: Некоторые вопросы теории и практики / Под ред. А. А. Столяра. Минск: Нар. АСВЕТА, 1981.- 191 с.
- Килина Н.Г. Методика формирования у учащихся понятий начальной алгебры: Дис.. канд. пед. наук. — Киров, 1965. — 172 с.
- Кирилецкий И.М. Анализ и предупреждение типичных ошибок учащихся при изучении алгебры и начал анализа: Дис.. канд. пед. наук. — Киев, 1986. 157 с.
- Клайн М. Математика. Поиск истины. М.: Мир, 1988. — 295 с.
- Клайн М. Математика. Утрата определенности. М.: Мир, 1984. — 434 с.
- Колягин Ю.М. и др. Методика преподавания математики в средней школе: Общая методика: Уч. пособие для физ. мат. факультетов пед. ин-тов / Ю. М. Колягин, В. А. Ованесян, В. Я. Синнинский, Г. Л. Луканкин. М.: Просвещение, 1975. — 461 с.
- Колосова В.А. Совершенствование системы методической работы с математическими ошибками школьников (на материале курса математики 56 классов средней школы): Дис.. канд. пед. наук, Мордовский гос. пед. институт, Мордовия. 1998. — 147 с.
- Клейн Ф. Лекции о развитии математики в 19 столетии. М.: Наука, 1989. — 456 с.
- Клейн Ф. Элементарная математика с точки зрения высшей: В 2 томах. Т.1. Арифметика. Алгебра. Анализ: Пер. с нем. / Под ред. В. Г. Болтянского. -4-е изд. М.: Наука, 1987.- 432 с.
- Колягин Ю.М., Луканкин Г. Л. Основные понятия современного школьного курса математики. Пособие для учителей / Под ред. А.И. Марку-шевича. М.: Просвещение, 1974. — 382 с.
- Комарова Е.А. Преемственность в обучении арифметике и алгебре как средство повышения результативности математической подготовки учащихся сельских школ: Дис. канд. пед. наук. М., 1999 236с.
- Концепция и программа проекта «Математика. Психология. Интеллект». Математика 5−9 классы. Томск: Изд-во Томского ун-та, 1999. — 56 с.
- Краснослабоцкая Г. В. Формирование общих интеллектуальных умений у учащихся на математическом материале в основной школе: Дис.. канд. пед. наук. М., 1994. — 183 с.
- Крутецкий В.А. Психология математических способностей школьников. М.: Просвещение, 1968. — 431 с.
- Ксенева В.Н. Историческое и логическое в школьном курсе алгебры // Дидактика математики: сегодня и завтра: Материалы симпозиума «Итоги и перспективы развития образования на рубеже тысячелетий». Томск: Изд-во Томского гос. пед. ун-та, 2000. — С. 50−53.
- Ксенева В.Н., Гриншпон С. Я. Инновационные подходы к изучению курса алгебры в средней школе // В сб. Педагогическая деятельность в инновационных практиках (часть 2). Томск: UFO Press, 2002. — С. 68−72.
- Кухарь В.М. Развитие понятия о числе в средней школе: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1990. 19 с.
- Лаина Параскеви. Результативность обучения математике в школе: Дис. канд. пед. наук. Л., 1991. — 106 с.
- Лебединцев К.Ф. Курс алгебры. Изд-во «Сотрудникъ», Петербургь -Киевъ, 1910.-250 с.
- Лебединцев К.Ф. Преподавание алгебры и начал анализа. Киев, 1984.
- Лебединцев К.Ф. Метод обучения математике в старой и новой школе. Сб. статей по вопросам преподавания математики: Москва, 1914. 402 с.
- Левшин Н.Н. Особенности обучения математическому языку младших школьников: Дис. канд. пед. наук. Киев, 1981.-156.
- Лернер И.Я. Состав содержания образования и пути его воплощения в учебнике. В. кн.: Проблемы школьного учебника. М.: Просвещение, 1978. -Вып. 6. — С. — 46−94.
- Лошкарева Н.А. Проблема формирования системы учебных умений и навыков учащихся // Сов. педагогика. 1980. № 3. — С. 60−67.
- Лященко Е.И., Мазаник А. А. Методика обучения математике в 4−5 классах. Минск: Народная «асвета», 1976. — 234 с.
- Ляпин Н.Н. Мысли о работе учителя. М.: Просвещение, 1964. — 53 с.
- Майергойз Д.М. К изучению математических ошибок учащихся // Математика в школе. 1950. № 1. — С. 15−24.
- Мамардашвили М.К. Эстетика мышления. http://www.mamardashvili.ru/index.php7texts/estetika/03.htm
- Манвелов С.Г. Конструирование современного урока математики. М.: Просвещение, 2002. — 175 с.
- Марченко Т.С. Методика использования моделей при изучении числовых множеств в курсе математики 5−6 классов (на примере положительных рациональных чисел): Дис. канд. пед. наук, РГПУ, 1996. 190 с.
- Математика: 6 класс: Учебник для общеобразоват. учеб. Заведений / Г. В. Дорофеев, С. Б. Суворова, И. Ф. Шарыгин и др. Под ред. Г. В. Дорофеева, И. Ф. Шарыгина. 3-е изд. М.: Дрофа, 1998.- 416 с.
- Математика. 6 класс: Учеб. для общеобразоват. учреждений: В 2 ч. Ч. 2 / Г. В. Дорофеев, С. Б. Суворова, И. Ф. Шарыгин и др. Под ред. Г. В. Дорофеева, И. Ф. Шарыгина. М.: Дрофа, 2002. — 224 с.
- Математика в современном мире. М.: Мир, 1967.- 205 с.
- Математический энциклопедический словарь / Гл. ред. Ю. В. Прохоров. М.: Советская энциклопедия, 1988. — 847 с.
- Матушкина З.П. Приемы обучения учащихся решению математических задач. Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2003. — 140 с.
- Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Педагогика, 1972. -168 с.
- Медведева О.С. Методические аспекты развития теоретического мышления учащихся в процессе решения математических задач. (Пособие для студентов матем. фак-тов пед. ун-тов и пед. колледжей). М.: Изд-во Mill У, 2000. — 126 с.
- Менчинская Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника. М.: Педагогика, 1989. — 224 с.
- Метельский Н.В. Психолого-педагогические основы дидактики математики. Минск: Изд-во «Вышэйшая школа», 1977. — 160 с.
- Методические рекомендации по преподаванию математики в средней школе. М.: МГПИ им. Ленина, 1979. — 140 с.
- Методические разработки по методике преподавания математики в средней школе. М.: МГПИ им. Ленина, 1980. — 94 с.
- Молодший В.Н. Основы учения о числе в XVIII и начале XIX века / Пособие для учителей. М.: Учпедгиз, 1963. — 262 с.
- Математическое образование в 21 веке // Наука. Ежемесячное приложение к «НГ». 2000. — 18 окт.
- Математика в образовании и воспитании / Сост. В. Б. Филиппов. М.: ФАЗИС, 2000. — 256 с.
- Муханов А.Т. Пути предупреждения устойчивых ошибок в математической подготовке выпускников средней школы: Дисканд. пед. наук.1. Ташкент, 1975. 185 с.
- Никитин А.А. Новые подходы во взаимодействии средней и высшей школы в математическом образовании // Всероссийская конференция «Математика и общество. Математическое образование на рубеже веков», Дубна, сентябрь 2000.- М.: МЦНМО, 2000. С. 185−189.
- Никитина Л.П. Связи элементов алгебры курса математики IV-V классов и курса алгебры VI-VIII классов как средство повышения качества знаний учащихся: Дис. канд. пед. наук. -М., 1984. 158 с.
- Никифоровский В.А. Из истории алгебры XVI XVII вв. — М.: Наука, 1979.-208 с.
- Никифоровский В.А. В мире уравнений. М.: Наука, 1987. — 176 с.
- Обухова Л.Ф. Концепция Жана Пиаже: два подхода к проблеме психического развития ребенка // Жан Пиаже: Теория, эксперименты, дискуссии:
- Сб. статей / Сост. и общ. ред. Л. Ф. Обуховой и Г. В. Бурменской- предисл. Л. Ф. Обуховой. М.: Гардарики, 2001. — С. 352−367.
- Оганесян В.А. Изучение алгебраических структур в курсе математики средней школы. / Роль и место задач в обучении математики. Сб. научных трудов. Вып. 4. М, 1977. — С. 17−23.
- Петерсон Л.Г. Теория и практика построения непрерывного образования (на примере курса математики для дошкольников, начальной школы и 5−6 классов средней школы). / Под ред. Г. В. Дорофеева. М.: УМЦ «Школа 2000.», 2001.-255 с.
- Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М.: Просвещение, 1969.-659 с.
- Пичурин Л.Ф. Методика преподавания математики в IV V классах: уч. пособие для студентов-заочников III-IV курсов физ. мат. факультетов пед. институтов. — М.: Просвещение, 1981. — 79 с.
- Пичурин Л.Ф., Репьев В. В., Федин Н. Г., Шоластер Н. Н. Вопросы общей методики преподавания математики: уч. пособие для студентов-заочников III-IV курсов физ. мат. факультетов пед. институтов. М.: Просвещение, 1979. — 80 с.
- Преемственность в обучении математике. Пособие для учителя. Сб. статей. Сост. A.M. Пышкало. М.: Просвещение, 1978. — 239 с.
- Приндуле Л.Р. Психология формирования начальных алгебраических понятий: Дис. канд. псих. наук. Лиепая, 1972. — 302 с.
- Прочухаев В.Г. Анализ ошибок учащихся средней школы по математике: Дис. канд. пед. наук. -М., 1945. 143 с.
- Пуанкаре А. О науке. М.: Наука, 1983. — 560 с.
- Пышкало А.М. Методические аспекты проблемы преемственности в обучении математике. В кн.: Преемственность в обучении математике. М.: Просвещение, 1978. — С. 1−13.
- Реньи А. Трилогия о математике. (Диалоги о математике. Письма о вероятности. Дневник. Записки студента по теории информации.) Пер. с венгер. / Под ред. Б. В. Гнеденко. — М: Мир, 1980. — 376 с.
- Репьев В.В. Методика преподавания алгебры в восьмилетней школе: Пособие для учителей. М.: Изд-во «Просвещение», 1967. — 276 с.
- Родионов М.А. Теория и методика формирования мотивации учебной деятельности школьников в процессе обучения математике: Дис.. доктора пед. наук. Мордовский гос. пед. ин-т, Саранск. 2001. — 382 с.
- Рубинштейн C.JI. О мышлении и путях его исследования. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1958. — 147 с.
- Рудакова Е.А. Совершенствование математического образования младших школьников посредством языковой работы: Дис. канд. пед. наук. -Новосибирск, 1998. 181 с.
- Ружа И. Основания математики / Пер. с нем. Киев: Вища школа, 1981.-352 с.
- Салмина Н.Г. Знак и символ в обучении. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1988.-288 с.
- Саранцев Г. И. Методика обучения математике в средней школе: Учеб. пособие для студентов мат. специальностей пед. вузов и ун-тов / Г. И. Саранцев. М.: Просвещение, 2002. — 224 с.
- Семушин А.Д. Экспериментальная система оценки успеваемости учащихся по математике 4−10 классов // Математика в школе. 1979. — № 1. — С. 43−48.
- Симон М. Дидактика и методика математики в средней школе: Пер. с нем. С.-Петербург: Книгоиздательство «Физика», 1912. — 257 с.
- Слепкань З.И. Психолого-педагогические основы преподавания математики. Киев, 1983. — 230 с.
- Столяр А.А. Педагогика математики. Минск: «Вышэйшая школа», 1986.-413 с.
- Солсо P.JI. Когнитивная психология. М: Тривола, 2002. — 598 с.
- Сойер У.У. Путь в современную математику: пер. с англ. Под ред. проф. И. К. Андронова. М.: «Мир», 1972. — 200 с.
- Сойер У.У. Прелюдия к математике. М.: Просвещение, 1965.- 323 с.
- Сухотин А.К. Философия в математическом познании. — Томск: Изд-во томе, ун-та, 1977. 160 с.
- Сычиков А.Ф. Анализ математических ошибок учащихся и работа по их предупреждению и исправлению: Дис.. канд. пед. наук. Калинин, 1966.-164 с.
- Таточенко В.И. Методика формирования у учащихся 6−8 классов приемов умственной деятельности при обучении математике: Дис.. канд. пед. наук. Киев, 1989. — 136 с.
- Теплова Л.И. Диагностика особенностей умственного развития учащихся при переходе из начальной школы в среднюю: Дис.. канд. пед. наук, Москва. 1999. — 137 с.
- Тестов В.А. Стратегия обучения математике. М.: Технологическая школа бизнеса, 1999. — 304 с.
- Тихомиров В.М. О некоторых проблемах математического образования // Всероссийская конференция «Математика и общество. Математическое образование на рубеже веков», Дубна, сентябрь 2000.- М.: МЦНМО, 2000. -С. 3−14.
- Торндайк Э. Л. Психология арифметики. Пер. с англ. Под ред. Д. Л. Волковского. Гос. уч. пед. Изд-во. Москва — Ленинград, 1932. — 304 с.
- Усова А.В. Межпредметные связи как необходимое дидактическое условие повышения научного уровня преподавания основ наук в школе // Межпредметные связи в преподавани основ наук в школе. Вып. 1. Челябинск, 1973.- 173 с.
- Фарсиян Ж.С. Проблема преемственности изучения арифметического и алгебраического материала в курсе математики начальной школы: Дис.. канд. пед. наук. Баку, 1980. — 144 с.
- Федотова Т.Я. Математические структуры как основа построения единого курса математики в 8-летней школе: Дис.. канд. пед. наук. М., 1975−154 с.
- Фройденталь Г. Математика как педагогическая задача: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1982. — 208 с.
- Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. -Томск: Изд-во Том. ун-та. Москва: Изд-во «Барс». 1997. 392 с.
- Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. СПб: -Питер, 2001.-544 с.
- Чистяков И.И. Методика алгебры. М.: Учпедгиз, 1934. — 288 с.
- Чукотаев М.Н. Устойчивые ошибки учащихся по алгебре и началам анализа и способы их устранения: Дис.. канд. пед. наук. — Усть-Каменогорск, 1992. 148 с.
- Чуприкова Н.И. Умственное развитие и обучение (Психологические основы развивающего бучения). М.: АО СТОЛЕТИЕ, 1994. — 192 с.
- Шапиро С.И. От алгоритмов к суждениям. (Эксперименты по обучению элементам математического мышления). — М.: «Сов. радио», 1973. -288 с.
- Шардаков М. Н. Мышление школьника. М.: Учпедгиз, 1963. — 255 с.
- Шаров А.С. Психология образования и развития человека: Уч. пособие для студентов педагогических вузов. Омск: Изд-во ОмГТГУ, 1996. -150 с.
- Шаров А.С. О-граниченный человек: значимость, активность, рефлексия: Монография. Омск: Изд-во ОмГТГУ, 2000. — 358 с.
- Шиянова Е.Б. Оценка качества знаний учащихся. Психологические критерии качества знаний школьников. Сб. научных трудов. М., 1990.
- Школьное математическое образование на пороге 21 века: Тезисы докладов Международной научно-практической конференции. Самара, 1820 мая 1999. — Самара: Изд-во СИПКРО, 1999. — 202 с.
- Шустеф Ф.М. Методика преподавания алгебры. Минск, «Вышэйшая школа», 1967. — 223 с.
- Эрдниев П.М. Преподавание математики в школе. (Из опыта обучения методом укрупненных упражнений). М.: «Просвещение», 1978. — 304 с.
- Якиманская И.С. Развивающее обучение. М.: Педагогика, 1979. -144 с.
- Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М.: Сентябрь, 1996. — 96 с.
- Я иду на урок математики. 5 класс: Книга для учителя. М.: Изд-во «Первое сентября», 1999. — 352 с.
- Я иду на урок математики / Библиотека «первого сентября». — М: Изд-во «Первое сентября», 1999. 360 с.
- А.О. Зоткина. Томск, 2002. — 100 с.
- Arzarello F.: 1991, Procedural and relational aspects of algebraic thinking, PMEXV, vol. 1,80−87.
- Arzarello F., Bazzini L., Chiappini G.: 1993 Cognitive processes in algebraic thinking: towards a theoretical framework, proc. PME XVII, vol.1, 138−145.
- Nikolina A. Malara, Giancarlo Navarra. ArAl Projekt. Arithmetic pathways Towards favouring Pre-algebraic thinking. — Pitagora Editrice Bologna, Italy, 2003.-241 c.
- Bell A.W. The Learning of General Mathematical Strategies. Shell Centre for Mathematical Education, University of Nottingham. 1976. 96 c.
- Bell A.W. and Low В. C. Additive Problems in Everyday Situations, Shell Centre for Mathematical Education, University of Nottingham. 1982. 84 c.
- Bell A.W., Fischbein E. and Greer B. Choice of operation in verbal arithmetic problems: the effects of number size, problem structure and context. Educational Studies in Mathematics. 1984. 123 c.
- Bell A.: 1995, Purpose of School Algebra, Journal of Mathematical Behaviour, vol.14, 42−73.
- Warren E.: 2000, Visualization and the development of early understanding in Algebra, proc. PME 24, vol.4,273−280.
- Reggiani M.: 1994, Generalization as a basis for algebraic thinking: observations with 11−12 year old pupil, proc. PME XVIII, vol.4, 97−104.