Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Развитие базовых свойств мыслительных операций учащихся 5-6 классов при обучении математике

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На примере изучения темы «Целые числа» учащиеся могут в явном виде познакомиться с мотивами, которые стимулируют введение новых математических объектов. Аналогичные мотивы могут быть впоследствии использованы при введении таких алгебраических понятий, как одночлен, многочлен, алгебраическая дробь и т. д. Здесь от учащегося потребуется умение кодировать информацию разными способами, переходить… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ РАЗВИТИЯ БАЗОВЫХ СВОЙСТВ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ УЧАЩИХСЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ
    • 1. 1. Проблема развития базовых свойств мыслительных операций в психолого-педагогической литературе
    • 1. 2. Роль темы «Целые числа» в развитии базовых свойств мыслительных операций учащихся
    • 1. 3. Требования к организации познавательной деятельности учащихся по развитию базовых свойств мыслительных операций
  • ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ, СПОСОБСТВУЮЩАЯ РАЗВИТИЮ БАЗОВЫХ СВОЙСТВ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ УЧАЩИХСЯ (НА ПРИМЕРЕ ТЕМЫ «ЦЕЛЫЕ ЧИСЛА»)
    • 2. 1. Методика изучения операций над целыми числами
    • 2. 2. Система заданий, направленная на развитие системности, обратимости, рефлексивности и гибкости мыслительных операций
    • 2. 3. Организация и результаты педагогического эксперимента

Развитие базовых свойств мыслительных операций учащихся 5-6 классов при обучении математике (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Одним из наиболее важных вопросов проектирования школьного образования является вопрос о принципах конструирования его содержания. В документах по стратегии модернизации российского образования отмечается, что содержание образования — важнейшая составляющая образовательной системы и соответственно главная цель планируемых в ней изменений.

В современных психолого-педагогических исследованиях все чаще ставится вопрос о такой организации предметного содержания, которая учитывала бы реальные механизмы интеллектуального развития учащихся. В связи с этим возникает вопрос о развивающей направленности и возрастной адекватности содержания математического образования.

Особую значимость приобретает принцип самоценности каждого возраста, который может быть раскрыт посредством двоякого требования к содержанию и методам образования: обеспечение полноты реализации возможностей ребенка определенного возраста и опоры на достижения предыдущего этапа развития. В частности, при методической организации содержания математического образования в основной школе возникает ряд проблем. Например, что должно быть положено в основу отбора содержания математического образования, создающего условия для интеллектуального развития учащихся 5−6 классов? Какова роль этого возрастного периода в обучении математике? Каким должно быть содержание математического образования в 5−6 классах с точки зрения пропедевтики школьного курса алгебры? Успешность в изучении систематического курса алгебры в средней школе во многом зависит от особенностей преподавания математики в 5−6 классах, поскольку, как показывают многочисленные исследования, именно на этом этапе обучения складываются содержательные и психологические предпосылки усвоения алгебраического материала. Эти предпосылки необходимым образом должны быть основаны на специфических особенностях алгебры как учебного предмета, на базовых элементах алгебраического знания, к которым обычно относят: алгебраический язык как универсальный язык описания реальности и как средство ее моделирования, алгебраическую операцию в контексте ее основных свойств, алгебраические структуры как специфическую форму представления (кодирования) информации, семантику алгебраических понятий как предпосылку создания особых аспектов реальности, которые связаны не только со сферой «возможного» (обыденного), но и со сферой «невозможного» опыта.

Кроме того, при изучении систематического курса алгебры важно учитывать особенности мыслительной деятельности учащихся. Соответственно необходимо выделить те психологические условия, которые необходимы для усвоения алгебраических понятий, что позволит организовать поиск путей и методов изучения предмета, способствующих успешному обучению. Подготовка учащегося к систематическому курсу алгебры должна включать постепенное формирование у него тех содержательных и психологических структур (то есть определенным образом организованной системы знаний и сформированной системы свойств мыслительных операций), которые выступают предпосылкой успешности математической деятельности учащихся при изучении систематического курса алгебры.

Н. Бурбаки пишет во введении в книгу «Алгебра», что изучение алгебры — это «медленный, но неуклонный процесс абстракции, посредством которой понятие алгебраической операции, первоначально ограниченное натуральными числами и измеряемыми величинами, постепенно расширялось параллельно расширению понятия числа» [28, с. 13].

На необходимость специальной подготовки к систематическому курсу алгебры обращают внимание в своих работах такие исследователи в области методики преподавания математики, как Е. И. Жилина, A.JI. Жохов, JI.C. Иванова, Н. Г. Килина, В. А. Колосова, Г. В. Краснослабоцкая, JI.P. Прин-дуле, A.M. Пышкало, А. С. Сычиков, В. И. Таточенко, Ж. Фарсиян, М. Н. Чукотаев и др. Так, например, М. Н. Чукотаев, изучая вопросы пропедевтики школьного курса алгебры, большое значение придает формированию понятия буквенного выражения [171]- Ж. Фарсиян [165] считает, что еще в начальной школе необходимо научить школьника под буквой понимать переменную величинуВ.А. Колосова, исследуя природу математических ошибок, большое значение придает общим интеллектуальным умениям, в частности, обучению контролю и самоконтролю [80]. Е. И. Жилина считает необходимым научить школьников алгоритмической деятельности [62].

Каждое из исследований подчеркивает значение пропедевтической подготовки учащихся к курсу алгебры. Таким образом, для того, чтобы деятельность учащихся по усвоению систематического курса алгебры была успешной, необходимо сформировать у них уже в 5−6 классах такие интеллектуальные механизмы, которые смогли бы «принять на себя» сложный алгебраический учебный материал, то есть мыслительные операции школьников должны обладать определенными свойствами. В связи с этим актуальной является проблема выявления психологических условий, способствующих такому развитию мыслительной деятельности при изучении математики в 5−6 классах, которое давало бы учащимся возможность подготовиться к успешному изучению систематического курса алгебры.

Исследования процесса формирования мышления в онтогенезе показывают, что к подростковому возрасту складывается высшая форма мыслительной деятельности, а именно: понятийное мышление («стадия формального или рефлексивного мышления», в терминах теории Ж. Пиаже, или «мышление в понятиях», в терминах теории JI.C. Выготского). Отличительной чертой понятийного мышления является сформированность мыслительных операций с определенными свойствами, такими как: системность, обратимость, рефлексивность, гибкость. Впервые эти свойства мыслительных операций были описаны в фундаментальных работах JI.C. Выготского. Впоследствии эти свойства мыслительных операций как важнейшее условие продуктивной учебной деятельности, в том числе в условиях школьного обучения, рассматривались целым рядом авторов (П.П. Блонский, JI.C. Выготский, В. А. Крутецкий, Н. С. Лукин, А. З. Редько, C.JI. Рубинштейн, М. А. Холодная и др.). Таким образом, у учащихся 5−6 классов происходит переход от наглядно-образного мышления к понятийному, то есть мыслительные операции приобретают новые свойства. Соответственно меняются требования к организации учебной деятельности учащихся с точки зрения создания условий для формирования:

• системности мыслительных операций (под системностью будем понимать наличие взаимосвязи между основными мыслительными операциями, а также умение их применять, понимать место каждой из них в системе собственных знаний);

• обратимости мыслительных операций, (то есть способности мысли совершать мысленное действие, противоположное по своему характеру предшествующему, а также обеспечивающее возможность мысленно вернуться от полученного результата к исходным условиям и требованиям);

• рефлексивности мыслительных операций (под рефлексивностью мы понимаем меру осознанности мыслительных операций, в том числе умение оценивать и контролировать ходы собственной мыслительной деятельности при выполнении определенных мыслительных операцийобосновывать использование тех или иных операций при планировании своей деятельностиформулировать последствия и результативность применения разных мыслительных операций в ситуации решения различных задач);

• гибкости мыслительных операций (под гибкостью имеется в виду вариативность мыслительных операций, их оперативность в применении к различным ситуациям, в том числе умение преодолевать барьер прошлого опыта, способность варьировать способы действия с одним и тем же математическим объектомлегкость перехода от одной деятельности к другой в соответствии с измененными условиями задачи).

Обеспечить формирование мыслительных операций, обладающих такими свойствами, которые создадут условия для успешного освоения учащимися курса алгебры, способны, с нашей точки зрения, специальные учебные тексты и задания.

Анализируя возможности подросткового возраста, психологи и педагоги отмечают, что подросток готов к новым видам учебной работы, новым формам деятельности, на границах которой лежат резервы его развития. Этот период характеризуется еще и тем, что «параллельно с формированием способностей к выполнению основных мыслительных операций происходит формирование способностей к учебной деятельности, направленной на освоение методов построения теоретических оснований курса математики» [116, с. 194]. В связи с этим представляется важным выбор учебного материала, на котором возможно создать условия для развития необходимых свойств мыслительных операций.

Значительную часть в курсе математики 5−6 классов занимает изучение числовых множеств. Именно здесь учащиеся приобретают опыт введения новых чисел. При этом они могут использовать и усовершенствовать свой опыт в кодировании информации о числе с помощью слов, образов, предметных действий. Осознавая связи между операциями в расширяемой и расширенной числовых системах, учащиеся могут конструировать алгоритмы выполнения операций, сравнивая их с предложенными. При этом большое внимание может быть уделено осознанию проблем, возникающих при введении новых чисел, осознанию теоретических и практических результатов этого шага в познании, что способствует развитию индуктивно-дедуктивной деятельности учащихся. Особое место в курсе математики 5−6 классов занимает тема «Целые числа». Эта тема традиционно считалась методистами переходной от арифметики к алгебре (И.В. Арнольд, К. С. Барыбин, А. Н. Барсуков, В. М. Брадис, И. А. Гибш, B.JI. Гончаров, П. Я. Дорф, В. Ф. Каган, М. Д. Кошкина, В. М. Кухарь, В. Н. Молодший, К. Ф. Лебединцев, В. В. Репьев, И. Ружа, А. А. Столяр, И. И. Чистяков, Ф. М. Шустев и др.). Не случайно А. И. Кострикин пишет: «С чего начинается алгебра? С некоторым приближением можно сказать, что истоки алгебры кроются в искусстве складывать, умножать и возводить в степень целые числа. .алгебра определяется как наука об алгебраических операциях, выполняемых над элементами различных множеств. Сами алгебраические операции выросли из элементарной арифметики» [86, с. 10].

На примере изучения темы «Целые числа» учащиеся могут в явном виде познакомиться с мотивами, которые стимулируют введение новых математических объектов. Аналогичные мотивы могут быть впоследствии использованы при введении таких алгебраических понятий, как одночлен, многочлен, алгебраическая дробь и т. д. Здесь от учащегося потребуется умение кодировать информацию разными способами, переходить от одной формы ее представления к другой. При введении операций сложения и умножения целых чисел предоставляется возможность обсудить целесообразность сохранения известных свойств операций над «старыми» числами, развивать такие умения, как умение обосновывать свои действия, абстрагировать и обобщать, видеть целостность объектов и явлений. Ф. Клейн по этому поводу пишет: «Здесь в первый раз приходится делать переход от реальной математики к формальной, для полного уяснения которой нужно значительное развитие способности к абстракции» [82, с. 38]. Именно в этой теме учащиеся смогут проследить «особенность человеческой натуры, заключающуюся в том, что мы невольно стремимся распространить правила, выведенные для частных случаев, на другие, более общие случаи» [82, с. 42].

В истории преподавания математики тема «Целые числа» долгое время являлась темой курса алгебры. В современных учебниках эта тема выделена в качестве самостоятельной в сериях учебных книг под редакцией Г. В. Дорофеева [110], под редакцией С. М. Никольского [7] и в проекте «Математика. Психология. Интеллект» (МПИ) [42]. Выделение темы «Целые числа» в отдельный раздел является методически целесообразным, так как отсутствие вычислительных затруднений, характерных для изучения положительных и отрицательных рациональных чисел, даст возможность реализовать психолого-педагогические и методологические возможности этого учебного материала.

Все, сказанное выше, позволяет сделать вывод о том, что актуальность диссертационного исследования определяется противоречием между потенциальными возможностями курса математики в 5−6 классах (в частности, темы «Целые числа») как средства пропедевтики систематического курса алгебры на основе формирования таких базовых свойств мыслительных операций учащихся, как системность, обратимость, рефлексивность и гибкость, с одной стороны, и существующей практикой обучения математике в 5−6 классах, с другой стороны.

Разрешение данного противоречия составило проблему диссертационного исследования.

Целью данного диссертационного исследования является разработка и обоснование методических средств реализации психолого-педагогических требований, которым должна отвечать мыслительная деятельность учащихся 5−6 классов при обучении математике (на примере темы «Целые числа»).

Объектом данного исследования является процесс обучения математике учащихся 5−6 классов основной школы.

Предмет диссертационного исследования связан с выявлением и развитием средствами содержания математического образования у учащихся 5−6 классов базовых свойств мыслительных операций, (таких, как системность, обратимость, рефлексивность, гибкость) в качестве предпосылки последующего успешного освоения ими систематического курса алгебры.

При этом мы исходили из следующей гипотезы: если содержание образования (в частности, изучение темы «Целые числа») будет строиться с учетом особенностей развития базовых свойств мыслительных операций, то это позволит повысить уровень знаний по данной теме и обеспечит необходимую содержательную и психологическую подготовку учащихся 5−6 классов к изучению систематического курса алгебры.

Такой подход к организации процесса обучения обеспечит тем самым возможность целенаправленного руководства со стороны учителя процессом развития мыслительных операций учащихся в плане оптимизации их мыслительной деятельности.

При этом работа учителя по развитию мыслительных операций при усвоении темы «Целые числа» должна строиться, с одной стороны, на основе требований, сформулированных с учетом психологических закономерностей формирования понятийного мышления у подростков (гл. 1, 1.1), и, с другой стороны, с учетом положительного опыта изложения данной темы в разных технологиях обучения (в первую очередь, в «Обогащающей модели обучения» в рамках проекта МПИ — «Математика. Психология. Интеллект»).

В соответствии с проблемой и гипотезой исследования и для реализации поставленной цели потребовалось решить следующие частные задачи:

1) определить роль темы «Целые числа» как средства пропедевтики систематического курса алгебры;

2) выявить психолого-педагогические и методические условия развития базовых свойств мыслительных операций учащихся 5−6 классов (системности, обратимости, рефлексивности, гибкости) и классифицировать интеллектуальные умения учащихся, способствующие их развитию;

3) разработать систему деятельности учителя по преподаванию темы «Целые числа» с учетом развития базовых свойств мыслительных операций;

4) проверить уровень развития базовых свойств мыслительных операций учащихся, а также качество их подготовки к изучению систематического курса алгебры по итогам экспериментального обучения.

Теоретико-методологическую основу исследования составили: работы отечественных и зарубежных психологов, посвященные проблеме развития мышления (А.В. Брушлинский, Дж. Брунер, JI.C. Выготский, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, А. З. Зак, Е.Н. Кабанова-Меллер, З. И. Калмыкова, A.M. Матюшкин, Н. А. Менчинская, Ж. Пиаже, Я. А. Пономарев, O.K. Тихомиров, А. С. Шаров, С. И. Шапиро, и др.) — работы, посвященные формированию мыслительных операций (JI.C. Выготский, В. А. Гусев, В. А. Крутецкий, Ж. Пиаже, C.JI. Рубинштейн, С.И. Шапиро) — работы, посвященные деятельностному подходу в обучении (JI.C. Выготский, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, Н. Г. Салмина, Н. Ф. Талызина, Д.Б. Эльконин) и деятельностному подходу в обучении математике (В.А. Байдак, О. Б. Епишева, А. А. Столяр, Л. М. Фридман и др.) — работы, посвященные формированию понятийного мышления (М.Б. Гельфанд, Э. Г. Гельфман, В. А. Далингер, Т. А. Иванова, Л. В. Занков, Ю. М. Колягин, В. А. Крутецкий, И. Я. Лернер, Е. И. Лященко, А. М. Пышкало, Г. И. Саранцев, А. А. Столяр, М. Н. Скаткин, А. В. Усова, М. А. Холодная, П. М. Эрдниев и др.) — работы по теории развивающего и личностно-ориентированного обучения (Э.К. Брейтигам, В. В. Давыдов, Л. В. Занков, В. В. Репкин, И.С. Якиманская) — работы по обоснованию содержания курса математики 5−6 классов (Э.Г. Гельфман, Г. В. Дорофеев, Е. И. Жилина, И. Е. Малова, З. П. Матушкина, А. Г. Мордкович, Л. Г. Петерсон и др.).

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

• изучение и теоретический анализ философской, психолого-педагогической, математической и методической литературы по проблеме исследования;

• анализ учебной литературы, программ, государственных стандартов общего среднего и профессионального образования, учебных пособий и дидактических материалов по математике для общеобразовательной школы;

• обобщение собственного опыта и опыта работы учителей математики с учащимися в средней школе;

• проведение педагогических измерений: анкетирование учителей математики, тестирование и опросы учащихся;

• педагогический эксперимент по проверке основных теоретических положений исследования и статистическая обработка результатов.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

• обоснована возможность и необходимость развития базовых свойств мыслительных операций учащихся 5−6 классов (системности, обратимости, рефлексивности, гибкости) при обучении математике как условия повышения качества знаний и предпосылки успешного освоения основных понятий алгебры;

• разработан подход к изложению курса математики 5−6 на примере темы «Целые числа», основанный на учете закономерностей развития мыслительных операций учащихся на понятийном уровне.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:

• выделены базовые свойства мыслительных операций учащихся, соответствующие уровню понятийного мышления: системность, обратимость, рефлексивность и гибкость;

• обоснованы содержательные и психологические условия успешной подготовки учащихся 5−6 классов к усвоению систематического курса алгебры;

• разработана типология учебных текстов и заданий, с помощью которых возможно создать условия для развития базовых свойств мыслительных операций, обеспечивая тем самым подготовку учащихся к усвоению систематического курса алгебры.

Практическая значимость работы.

Разработана методика, способствующая развитию базовых свойств мыслительных операций учащихся (системности, обратимости, рефлексивности, гибкости) с помощью специальных учебных текстов и заданий на примере изучения темы «Целые числа», что позволяет повысить качество усвоения соответствующей темы, а также уровень подготовки учащихся к усвоению систематического курса алгебры на основе одновременного учета содержательного и психологического аспектов учебной деятельности.

Разработана и внедрена система учебных текстов и заданий, логическая структура которых обеспечивает развитие базовых свойств мыслительных операций. Предложены и апробированы средства диагностики их сформированное&tradeпри усвоении темы «Целые числа».

Методика обучения математике на примере темы «Целые числа», разработанная в соответствии с методическими требованиями к развитию таких свойств мыслительных операций, как обратимость, рефлексивность, гибкость, системность, активно применяется в практике обучения математике в 5−6 классах.

Материалы диссертационного исследования (в виде учебных заданий и учебных текстов) включены в учебное пособие «Математика — 5. Ч. 2. Положительные и отрицательные числа». — Томск: Изд-во Томского гос. ун-та, 2004 (Э.Г. Гельфман, JI. Н. Демидова и др.).

На основе материалов исследования проводятся проблемные семинары с учителями математики, работающими в 5−6 классах общеобразовательной школы.

Материалы диссертационного исследования используются при чтении курса «Методика преподавания математики» для студентов Томского государственного педагогического университета.

Достоверность и обоснованность полученных научных результатов обусловлены методологическим и методическим инструментарием исследования, адекватным его целям, предмету и задачамкроме того, они подтверждаются совпадением выводов теоретического анализа проблемы исследования с результатами педагогического эксперимента и статистической обработкой данных.

На защиту выносятся следующие положения: • Развитие базовых свойств мыслительных операций (системности, обратимости, рефлексивности и гибкости), характеризующих понятийное мышление, способствует повышению качества усвоения учебного материала учащимися 5−6 классов и создает условия для их подготовки к усвоению систематического курса алгебры.

• Выделение темы «Целые числа» в курсе математики 5−6 классов методически целесообразно для организации активной познавательной деятельности учащихся по изучению способов расширения числовых множеств.

• Целенаправленное развитие базовых свойств мыслительных операций (системности, обратимости, рефлексивности и гибкости) возможно при условии использования учебных материалов, логическая структура которых способствует выработке умений, направленных на формирование выделенных свойств мыслительных операций.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные теоретические положения и результаты диссертационного исследования докладывались автором и обсуждались на семинарах и заседаниях кафедры математики Томского гос. пед. ун-та (1999;2004 гг.). По результатам работы были сделаны доклады на Всесибирских чтениях по математике и механике (Томск, 1997 г.) — на I Сибирских методических чтениях «Современные проблемы методики преподавания математики и информатики» (Омск, 1998 г.) — на Международной конференции, посвященной проблемам преподавания математики (Саранск, 2002 г.), на Международной научно-практической конференции «Школьное математическое образование на пороге XXI века» (Самара, 18−20 мая 1999 г.) — на Всероссийской конференции «Модернизация содержания школьного образования: проблемы, решения, перспективы» (Томск, 2003 г.). Экспериментальная проверка теоретических положений диссертации и их внедрение проводилась в 1998; 2003 гг. на базе общеобразовательных школ г. Томска.

Основные этапы исследования.

1) На этапе констатирующего эксперимента, который проходил в 1998;1999 гг., был проведен анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования с целью определения особенностей мышления учащихся в процессе изучения математики в 5−6 классах. Это позволило выделить базовые свойства мыслительных операций (системность, обратимость, рефлексивность гибкость), обеспечивающие эффективность обучения математики и, в частности, подготовку учащихся подросткового возраста к усвоению систематического курса алгебры. Эксперимент позволил выявить типичные недостатки в подготовке учащихся к систематическому курсу алгебры, и дал возможность скорректировать дальнейшие исследования. В констатирующем эксперименте приняли участие ИЗ учащихся 6-х классов школ № 1, 2, 9, 12 г. Томска. Уточнена и определена роль темы «Целые числа» в формировании базовых свойств мыслительных операций учащихся и в подготовке их к усвоению систематического курса алгебры.

2) Поисковый этап был осуществлен в 1999;2000 гг. в 5−7 классах средних школ № 1, 2, 9, 12 г. Томска. Задачи поискового этапа эксперимента состояли в следующем: выявить зависимость качества знаний учащихся по учебному предмету, а также уровня подготовленности к усвоению систематического курса алгебры от уровня развития базовых свойств мыслительных операцийсформулировать и уточнить общие требования к методике обучения математике в 5−6 классах основной школывыделить интеллектуальные умения учащихся, способствующие формированию базовых свойств мыслительных операцийразработать и внедрить систему учебных текстов и заданий по теме «Целые числа», логическая структура которых способствовала бы формированию у учащихся базовых свойств мыслительных операций. В процессе поискового эксперимента была выдвинута гипотеза исследования и определена его цель.

Как показал эксперимент, уровень сформированности базовых свойств мыслительных операций, а также уровень подготовленности к усвоению систематического курса алгебры, оказался выше в экспериментальных классах.

3) Обучающий этап проходил в 2000;2003гг. в восьми экспериментальных классах средних школ № 1, 2, 9, 12 г. Томска, четыре из которых были контрольными. Задачи обучающего эксперимента заключались в еледующем: проверить эффективность разработанной системы учебных текстов и заданийопределить, существует ли зависимость качества предметной подготовки учащихся, а также уровня подготовленности к усвоению систематического курса алгебры от сформированности базовых свойств мыслительных операций.

4) На контрольно-измерительном этапе осуществлялась проверка эффективности предлагаемой методики. Учащимся экспериментальных и контрольных классов были предложены две контрольные работы (гл. 2, 2.3.) с целью проверки уровня сформированности базовых свойств мыслительных операций, а также уровня подготовленности учащихся к усвоению систематического курса алгебры. Полученные результаты показали, что методика, построенная на системе специально разработанных учебных текстов и заданий, а также рекомендаций учителям по теме «Целые числа», способствует сознательному и прочному усвоению учащимися учебного материала. Полученные результаты анализировались с помощью методов математической статистики.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка использованной литературы, приложений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное теоретическое и экспериментальное исследование было направлено на выявление резервов познавательной деятельности учащихся в процессе преподавания темы «Целые числа», на развитие базовых свойств мыслительных операций у учащихся 5−6 классов.

Сформулируем основные выводы и полученные результаты исследования.

1. На основе анализа психолого-педагогической литературы, связанной с особенностями развития мыслительных операций на понятийном уровне сформулирован ряд общих требований к организации познавательной деятельности по усвоению числовых множеств в курсе математики 5−6 классов. Конкретизация этих требований была осуществлена применительно к теме «Целые числа».

2. Экспериментальное изучение особенностей усвоения учащимися курса алгебры дало возможность провести психолого-педагогический анализ основных, допускаемых учащимися ошибок. На этом этапе исследования был сделан вывод о том, что в реальном процессе обучения математике учащихся 5−6 классов недостаточное внимание уделяется развитию таких свойств мыслительных операций, как обратимость, гибкость, рефлексивность, системность, что сказывается на особенностях усвоения ими систематического курса алгебры. Была подтверждена мысль о необходимости специальной, целенаправленной деятельности учителя по развитию данных свойств мыслительных операций.

3. Предложена система работы учителя по изучению темы «Целые числа» в соответствии с содержанием требований по развитию базовых свойств мыслительных операций. В основу всех видов работ, входящих в систему, была положена специально подобранная система заданий. Каждое задание было ориентировано на выработку того или иного из умений, выделенных нами. Соответственно, в своей совокупности эти задания выступают в качестве средства развития мыслительных операций на понятийном уровне.

Система текстов по изучению действий над целыми числами позволила реализовать методику, которая создала условия для подключения учащихся к активной познавательной деятельности по получению алгоритмов действий, способов их усвоения и контроля над результатом. Кроме того, она формирует у учащихся умения сравнивать, обобщать, переносить свои знания о числовых выражениях на алгебраические, что способствует подготовке школьников к курсу алгебры.

4. Проведенный обучающий эксперимент по внедрению основных положений в практику обучения показал, что предлагаемая система работы учителя по данной теме школьного курса повышает качество усвоения учащимися учебного материала, способствует их подготовке к систематическому курсу алгебры. Создан комплекс заданий, позволяющий диагностировать готовность учащихся к курсу алгебры с точки зрения развития у них базовых свойств мыслительных операций как основы подготовки к данному курсу.

Таким образом, исследование показало, что подтвердилась первоначально выдвинутая гипотеза. Так как содержание образования (в частности, изучение темы «Целые числа») строилось с учетом психологических особенностей развития базовых свойств мыслительных операций, выступающих в качестве предпосылки успешного усвоения учащимися основных понятий алгебры, то это позволило повысить качество знаний по данной теме и обеспечило подготовку учащихся 5−6 классов к изучению систематического курса алгебры.

Поскольку сформулированные требования к организации познавательной деятельности по развитию основных свойств мыслительных операций на понятийном уровне носят общий характер, то перспективы дальнейшего исследования следует видеть в разработке подобной системы деятельности учителя по отношению к другим темам школьного курса.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.В. Конструирование тестов и методика их использования при контроле знаний учащихся по математике: Дис.. канд. пед. наук, М., 1986.- 153 с.
  2. .Г. Человек как предмет познания // Избранные психологические труды: В 2 томах. Т.1. М.: Наука, 1980. — 230 с.
  3. И.К. Полвека развития школьного математического образования в СССР. М.: Просвещение, 1967. — 180 с.
  4. И.В. Теоретическая арифметика. Гос. уч. пед. изд-во Нар-компроса РСФСР, 1939. — 400 с.
  5. А.К. Методологические основы методики формирования математических умений школьников: Дис.. док. пед. наук. — Пенза, 1984. — 319с.
  6. Р. Математическое мышление и методика определения уровня его развития / Под науч. ред. действительного члена РАО профессора В. В. Давыдова. Москва Рига, 2000. — 208 с.
  7. Арифметика: 6 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений / С. М. Никольский, М. К. Потапов, Н. Н. Решетников, А. В. Шевкин. М.: Изд. отдел УНЦ ДО МГУ, 1997. — 312 с.
  8. Ю.К., Харьковская В. Ф. Проблема оптимизации процесса обучения математике / В кн.: Изучение возможностей школьников в усвоении математики: Сб. статей. М., 1977. — С. 3−11.
  9. К.С. Методика преподавания алгебры / Пособие для учителей восьмилетней школы. М.: Изд-во «Просвещение», 1965. — 343 с.
  10. А.Н. Первые уроки алгебры в 6 классе. Методическое пособие для учителей. Учпедгиз, 1951. — 32 с.
  11. Д., Харрис М. Принципы психологии развития / Пер. с англ. М.: «Когито-Центр», 2000. — 350 с.
  12. Г. П. Методика викладання алгебри. Пос1бник для вчитшнв. -Кшв: Изд-во «Радяньска школа», 1971. 270 с.
  13. Э.Т. Творцы математики: Предшественники соврем, математики. Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1979. — 256 с.
  14. А. Школьное математическое образование XXI века // Школьное математическое образование на пороге 21 века: Тезисы докладов Международной научно-практической конференции. Самара, 18−20 мая 1999. — Самара: Изд-во СИПКРО, 1999. — С. 7−8.
  15. Е.С. Методика арифметики. М.: Учпедгиз, 1955. — 542 с.
  16. Г. А. Психология естественнонаучного мышления. Томск: Изд-во Томского гос. ун-та, 1991. — 185 с.
  17. Г. А. Диагностика и развитие мышления подростков. Бийск, 1993. — 240 с.
  18. Н.М. Роль задач в преподавании математики // Математика в школе. 1992. № 4. — С.3−4.
  19. П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения: В 2 томах. М.: Педагогика, 1979. — 304 с.
  20. А .Я. Курс алгебры средней школы: Методические разработки для слушателей ФПК. М.: МГПИ им. Ленина, 1986. — 84 с.
  21. А.Я., Гусев В. А., Дорофеев Г. В. и др. Методика преподавания математики в средней школе: Частная методика: Уч. пособие для студентов пед. институтов по физ.-мат. спец. / Сост. В. И. Мишин. М.: Просвещение, 1987. -416с.
  22. Д.Н., Менчинская Н. И. Психология усвоения знаний в школе. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. — 348 с.
  23. В.М. Теоретическая арифметика. М.: Учпедгиз мин. проев. РСФСР, 1954. — 207 с.
  24. В.М. Методика преподавания математики в средней школе / Уч. пособие для пед. институтов. М.: Учпедгиз, 1954. — 505 с.
  25. Э.К. Интеграция предметно-понятийной и смысловой деятельности при обучении старшеклассников началам математического анализа (теоретический аспект): Монография. Барнаул: Изд-во БГПУ, 2002. — 150 с.
  26. Дж. Психология познания. М.: Прогресс, 1977. — 412 с.
  27. А.В. Мышление: процесс, деятельность, общение. М.: Мысль, 1981. -230 с.
  28. JI.M. Психика и реальность: единая теория психических процессов: Уч. пособие для вузов / Под общей ред. А. В. Либина. М.: Изд-во Смысл, 2000. — 679 с.
  29. Г. Математическое мышление. М.: Наука, 1989. — 423 с.
  30. Г. В. Преемственность в изучении чисел в начальной и основной школе: Дис.. канд. пед. наук, Московский открытый гос. пед. ун-т, М., 2000.- 179 с.
  31. Всероссийская конференция «Математика и общество». Математическое образование на рубеже веков", Дубна, сентябрь 2000. М.: МЦНМО, 2000. — 664 с.
  32. Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 2. Проблемы общей психологии / Под ред. В. В. Давыдова. М.: Пед-ка, 1982. — 504 с.
  33. П.Я. Умственные действия как основа формирования мысли и образа // Вопросы психологии. 1957. № 6. — С. 58−69.
  34. П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий. М.: Педагогика, 1969. — 156 с.
  35. С.А., Крелыытейн Б .И., Ляпин С. Е., Шидловская М. М. Методика преподавания математики: Пособие для учителей и студентов педагогических институтов под общей редакцией С. Е. Ляпина. Изд. 2. Ленинград: Учпедгиз. 1955.-483 с.
  36. Х.Ж. Информационно развивающая модель обучения математике // Школьное математическое образование на пороге 21 века: Тез. докл. Межд. науч.-практ. конференции. Самара, 18−20 мая 1999. — Самара: Изд-во СИПКРО, 1999.-С. 11−12.
  37. Э.Г. Методические основы организации процесса усвоения алгебраических понятий учащимися 7−8 классов: Дис.. канд. пед. наук, -М., 1982.- 158 с.
  38. Э.Г., Холодная М. А. Дидактика математики сегодня и завтра // Школьное математическое образование на пороге 21 века: Тезисы докладов Международной научно-практической конференции. Самара, 18−20 мая 1999. Самара: Изд-во СИПКРО, 1999. — С. 16−19.
  39. Э.Г., Ксенева В. Н., Демидова JI.H. и др. Математика ч.З. Неравенства в алгебре. — Томск: Изд-во Томского ун-та, 2003. — 104 с.
  40. Э.Г., Ксенева В. Н., Демидова JI.H. и др. «Положительные и отрицательные числа». Математика 6. Томск: Изд-во Томского ун-та, 2004. — 284 с.
  41. Э.Г., Демидова JI.H., Жилина Е. И., Лобаненко Н. Б., Мало-ва И.Е. Обогащающая модель в проекте МПИ: проблемы, сомнения, открытия. Методические указания, книга для учителя. 2 изд.- Томск: Изд-во Том. гос. ун-та, 2002. 222 с.
  42. Гибш И. А, Алгебра. Пособие для учителей. М.: Учпедгиз, 1960.654 с.
  43. И.А. Методика обучения алгебре в 6VI классе средней школы. -М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963. 240 с.
  44. .В. Развитие мышления и речи при изучении математики // Математика в школе. 1991. № 4. — С. 3−9.
  45. В.Л. Начальная алгебра М.: Изд-во АПН, 1955. — 448 с.
  46. В.Л. Начальная алгебра. Изд. второе, под ред. И. Н. Шевченко. М.: АПН РСФСР, 1960. — 437 с.
  47. И.В. Интенсификация учебной деятельности по математике в 5 классе: Дис.. канд. пед. наук, Московский открытый гос. пед. ун-т, М., 1999.- 171 с.
  48. Д.П. Обобщение и познание. М.: Мысль, 1985. — 208 с.
  49. В.А. Как помочь школьнику полюбить математику. М.: Авангард, 1994. — 168 с.
  50. В.А. Психолого-педагогические основы обучения математике. -М.: Академия, 2003. 432 с.
  51. В.В. Виды обобщения в обучении: Логико-психологические проблемы построения учебных предметов. М.: Пед. общество в России, 2000. 480 с.
  52. В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996. -544 с.
  53. В.А. Совершенствование процесса обучения математике на основе целенаправленной реализации внутрипредметных связей / ОмИПКРО Омск, 1993. — 323 с.
  54. В.А. Методика обучения учащихся элементам математического анализа: Учебное пособие. Омск: Изд-во ОмГПУ, 1997.- 149 с.
  55. П.Я. Методика преподавания математики. Ленинград: Изд-во ЛГУ, 1960. — 124 с.
  56. Д. Психология и педагогика мышления / Пер. с англ. Н. М. Никольской. М.: Совершенство, 1997. — 208 с.
  57. О.Б., Крупич В. И. Учить школьников учиться математике. -М.: Просвещение, 1990. 127 с.
  58. О.Б. Общая методика преподавания математики в средней школе. Курс лекций. Тобольск: Изд-во Тобольского гос. пед. института им. Д. И. Менделеева, 1997. — 191 с.
  59. О.Б. Технология обучения математике на основе деятельно-стного подхода: Кн. Для учителя / О. Б. Епишева. М.: Просвещение, 2003. -223 с.
  60. Е.И. Алгоритмическая и алгебраическая линии в изучении числовых систем в курсе математики 4−5 классов: Дис.. канд. пед. наук. Москва, 1980.-219 с.
  61. A.JI. Как помочь формированию мировоззрения школьников: Книга для учителя и не только для него. Самара: Изд-во СамГПУ, 1995. -288 с.
  62. М.И., Матушкина З. П., Подходова Н. С. Рабочие тетради по математике: Учеб. пособие для 5−6 классов общеобр. учреждений / Под ред. М. И. Зайкина. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996. — 128 с.
  63. Л.В. Избранные педагогические труды / Л.В. Занков- АПН СССР. М.: Педагогика, 1990.418 с.
  64. Л.Я. Программа учебник — учитель. — М.: Знание, 1989. — 80с.
  65. И.И., Мордкович А. Г. Математика. 6 кл.: Учеб. для общеоб-разоват. учреждений. М.: Мнемозина, 2002. — 280 с.
  66. А.Б. Развитие мыслительных действий учащихся при формировании понятий на уроках математики в младших классах школы: Дис.. канд. пед. наук, Mill У. 1997. 236 с.
  67. Л.С. Методы предупреждения типических математических ошибок учащихся начальных классов: Дис.. канд. пед. наук. Киев, 1987. -175 с.
  68. Кабанова-Меллер Е. Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся. М.: Просвещение, 1968. — 287 с.
  69. В.Ф. Что такое алгебра? Изд-во «Матезисъ», 1910. — 75 с.
  70. З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. -М.: Педагогика, 1981.-200 с.
  71. Е.С. Формирование алгебраических умений и навыков у учащихся VI-VII классов: Дис. канд. пед. наук. М., 1063. — 276 с.
  72. .С., Рузин Н. К., Столяр А. А. Методы обучения математике: Некоторые вопросы теории и практики / Под ред. А. А. Столяра. Минск: Нар. АСВЕТА, 1981.- 191 с.
  73. Н.Г. Методика формирования у учащихся понятий начальной алгебры: Дис.. канд. пед. наук. — Киров, 1965. — 172 с.
  74. И.М. Анализ и предупреждение типичных ошибок учащихся при изучении алгебры и начал анализа: Дис.. канд. пед. наук. — Киев, 1986. 157 с.
  75. М. Математика. Поиск истины. М.: Мир, 1988. — 295 с.
  76. М. Математика. Утрата определенности. М.: Мир, 1984. — 434 с.
  77. Ю.М. и др. Методика преподавания математики в средней школе: Общая методика: Уч. пособие для физ. мат. факультетов пед. ин-тов / Ю. М. Колягин, В. А. Ованесян, В. Я. Синнинский, Г. Л. Луканкин. М.: Просвещение, 1975. — 461 с.
  78. В.А. Совершенствование системы методической работы с математическими ошибками школьников (на материале курса математики 56 классов средней школы): Дис.. канд. пед. наук, Мордовский гос. пед. институт, Мордовия. 1998. — 147 с.
  79. Ф. Лекции о развитии математики в 19 столетии. М.: Наука, 1989. — 456 с.
  80. Ф. Элементарная математика с точки зрения высшей: В 2 томах. Т.1. Арифметика. Алгебра. Анализ: Пер. с нем. / Под ред. В. Г. Болтянского. -4-е изд. М.: Наука, 1987.- 432 с.
  81. Ю.М., Луканкин Г. Л. Основные понятия современного школьного курса математики. Пособие для учителей / Под ред. А.И. Марку-шевича. М.: Просвещение, 1974. — 382 с.
  82. Е.А. Преемственность в обучении арифметике и алгебре как средство повышения результативности математической подготовки учащихся сельских школ: Дис. канд. пед. наук. М., 1999 236с.
  83. Концепция и программа проекта «Математика. Психология. Интеллект». Математика 5−9 классы. Томск: Изд-во Томского ун-та, 1999. — 56 с.
  84. Г. В. Формирование общих интеллектуальных умений у учащихся на математическом материале в основной школе: Дис.. канд. пед. наук. М., 1994. — 183 с.
  85. В.А. Психология математических способностей школьников. М.: Просвещение, 1968. — 431 с.
  86. В.Н. Историческое и логическое в школьном курсе алгебры // Дидактика математики: сегодня и завтра: Материалы симпозиума «Итоги и перспективы развития образования на рубеже тысячелетий». Томск: Изд-во Томского гос. пед. ун-та, 2000. — С. 50−53.
  87. В.Н., Гриншпон С. Я. Инновационные подходы к изучению курса алгебры в средней школе // В сб. Педагогическая деятельность в инновационных практиках (часть 2). Томск: UFO Press, 2002. — С. 68−72.
  88. В.М. Развитие понятия о числе в средней школе: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1990. 19 с.
  89. Лаина Параскеви. Результативность обучения математике в школе: Дис. канд. пед. наук. Л., 1991. — 106 с.
  90. К.Ф. Курс алгебры. Изд-во «Сотрудникъ», Петербургь -Киевъ, 1910.-250 с.
  91. К.Ф. Преподавание алгебры и начал анализа. Киев, 1984.
  92. К.Ф. Метод обучения математике в старой и новой школе. Сб. статей по вопросам преподавания математики: Москва, 1914. 402 с.
  93. Н.Н. Особенности обучения математическому языку младших школьников: Дис. канд. пед. наук. Киев, 1981.-156.
  94. И.Я. Состав содержания образования и пути его воплощения в учебнике. В. кн.: Проблемы школьного учебника. М.: Просвещение, 1978. -Вып. 6. — С. — 46−94.
  95. Н.А. Проблема формирования системы учебных умений и навыков учащихся // Сов. педагогика. 1980. № 3. — С. 60−67.
  96. Е.И., Мазаник А. А. Методика обучения математике в 4−5 классах. Минск: Народная «асвета», 1976. — 234 с.
  97. Н.Н. Мысли о работе учителя. М.: Просвещение, 1964. — 53 с.
  98. Д.М. К изучению математических ошибок учащихся // Математика в школе. 1950. № 1. — С. 15−24.
  99. М.К. Эстетика мышления. http://www.mamardashvili.ru/index.php7texts/estetika/03.htm
  100. С.Г. Конструирование современного урока математики. М.: Просвещение, 2002. — 175 с.
  101. Т.С. Методика использования моделей при изучении числовых множеств в курсе математики 5−6 классов (на примере положительных рациональных чисел): Дис. канд. пед. наук, РГПУ, 1996. 190 с.
  102. Математика: 6 класс: Учебник для общеобразоват. учеб. Заведений / Г. В. Дорофеев, С. Б. Суворова, И. Ф. Шарыгин и др. Под ред. Г. В. Дорофеева, И. Ф. Шарыгина. 3-е изд. М.: Дрофа, 1998.- 416 с.
  103. Математика. 6 класс: Учеб. для общеобразоват. учреждений: В 2 ч. Ч. 2 / Г. В. Дорофеев, С. Б. Суворова, И. Ф. Шарыгин и др. Под ред. Г. В. Дорофеева, И. Ф. Шарыгина. М.: Дрофа, 2002. — 224 с.
  104. Математика в современном мире. М.: Мир, 1967.- 205 с.
  105. Математический энциклопедический словарь / Гл. ред. Ю. В. Прохоров. М.: Советская энциклопедия, 1988. — 847 с.
  106. З.П. Приемы обучения учащихся решению математических задач. Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2003. — 140 с.
  107. А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Педагогика, 1972. -168 с.
  108. О.С. Методические аспекты развития теоретического мышления учащихся в процессе решения математических задач. (Пособие для студентов матем. фак-тов пед. ун-тов и пед. колледжей). М.: Изд-во Mill У, 2000. — 126 с.
  109. Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника. М.: Педагогика, 1989. — 224 с.
  110. Н.В. Психолого-педагогические основы дидактики математики. Минск: Изд-во «Вышэйшая школа», 1977. — 160 с.
  111. Методические рекомендации по преподаванию математики в средней школе. М.: МГПИ им. Ленина, 1979. — 140 с.
  112. Методические разработки по методике преподавания математики в средней школе. М.: МГПИ им. Ленина, 1980. — 94 с.
  113. В.Н. Основы учения о числе в XVIII и начале XIX века / Пособие для учителей. М.: Учпедгиз, 1963. — 262 с.
  114. Математическое образование в 21 веке // Наука. Ежемесячное приложение к «НГ». 2000. — 18 окт.
  115. Математика в образовании и воспитании / Сост. В. Б. Филиппов. М.: ФАЗИС, 2000. — 256 с.
  116. А.Т. Пути предупреждения устойчивых ошибок в математической подготовке выпускников средней школы: Дисканд. пед. наук.1. Ташкент, 1975. 185 с.
  117. А.А. Новые подходы во взаимодействии средней и высшей школы в математическом образовании // Всероссийская конференция «Математика и общество. Математическое образование на рубеже веков», Дубна, сентябрь 2000.- М.: МЦНМО, 2000. С. 185−189.
  118. Л.П. Связи элементов алгебры курса математики IV-V классов и курса алгебры VI-VIII классов как средство повышения качества знаний учащихся: Дис. канд. пед. наук. -М., 1984. 158 с.
  119. В.А. Из истории алгебры XVI XVII вв. — М.: Наука, 1979.-208 с.
  120. В.А. В мире уравнений. М.: Наука, 1987. — 176 с.
  121. Л.Ф. Концепция Жана Пиаже: два подхода к проблеме психического развития ребенка // Жан Пиаже: Теория, эксперименты, дискуссии:
  122. Сб. статей / Сост. и общ. ред. Л. Ф. Обуховой и Г. В. Бурменской- предисл. Л. Ф. Обуховой. М.: Гардарики, 2001. — С. 352−367.
  123. В.А. Изучение алгебраических структур в курсе математики средней школы. / Роль и место задач в обучении математики. Сб. научных трудов. Вып. 4. М, 1977. — С. 17−23.
  124. Л.Г. Теория и практика построения непрерывного образования (на примере курса математики для дошкольников, начальной школы и 5−6 классов средней школы). / Под ред. Г. В. Дорофеева. М.: УМЦ «Школа 2000.», 2001.-255 с.
  125. . Избранные психологические труды. М.: Просвещение, 1969.-659 с.
  126. Л.Ф. Методика преподавания математики в IV V классах: уч. пособие для студентов-заочников III-IV курсов физ. мат. факультетов пед. институтов. — М.: Просвещение, 1981. — 79 с.
  127. Л.Ф., Репьев В. В., Федин Н. Г., Шоластер Н. Н. Вопросы общей методики преподавания математики: уч. пособие для студентов-заочников III-IV курсов физ. мат. факультетов пед. институтов. М.: Просвещение, 1979. — 80 с.
  128. Преемственность в обучении математике. Пособие для учителя. Сб. статей. Сост. A.M. Пышкало. М.: Просвещение, 1978. — 239 с.
  129. Л.Р. Психология формирования начальных алгебраических понятий: Дис. канд. псих. наук. Лиепая, 1972. — 302 с.
  130. В.Г. Анализ ошибок учащихся средней школы по математике: Дис. канд. пед. наук. -М., 1945. 143 с.
  131. Пуанкаре А. О науке. М.: Наука, 1983. — 560 с.
  132. А.М. Методические аспекты проблемы преемственности в обучении математике. В кн.: Преемственность в обучении математике. М.: Просвещение, 1978. — С. 1−13.
  133. А. Трилогия о математике. (Диалоги о математике. Письма о вероятности. Дневник. Записки студента по теории информации.) Пер. с венгер. / Под ред. Б. В. Гнеденко. — М: Мир, 1980. — 376 с.
  134. В.В. Методика преподавания алгебры в восьмилетней школе: Пособие для учителей. М.: Изд-во «Просвещение», 1967. — 276 с.
  135. М.А. Теория и методика формирования мотивации учебной деятельности школьников в процессе обучения математике: Дис.. доктора пед. наук. Мордовский гос. пед. ин-т, Саранск. 2001. — 382 с.
  136. C.JI. О мышлении и путях его исследования. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1958. — 147 с.
  137. Е.А. Совершенствование математического образования младших школьников посредством языковой работы: Дис. канд. пед. наук. -Новосибирск, 1998. 181 с.
  138. И. Основания математики / Пер. с нем. Киев: Вища школа, 1981.-352 с.
  139. Н.Г. Знак и символ в обучении. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1988.-288 с.
  140. Г. И. Методика обучения математике в средней школе: Учеб. пособие для студентов мат. специальностей пед. вузов и ун-тов / Г. И. Саранцев. М.: Просвещение, 2002. — 224 с.
  141. А.Д. Экспериментальная система оценки успеваемости учащихся по математике 4−10 классов // Математика в школе. 1979. — № 1. — С. 43−48.
  142. М. Дидактика и методика математики в средней школе: Пер. с нем. С.-Петербург: Книгоиздательство «Физика», 1912. — 257 с.
  143. З.И. Психолого-педагогические основы преподавания математики. Киев, 1983. — 230 с.
  144. А.А. Педагогика математики. Минск: «Вышэйшая школа», 1986.-413 с.
  145. P.JI. Когнитивная психология. М: Тривола, 2002. — 598 с.
  146. У.У. Путь в современную математику: пер. с англ. Под ред. проф. И. К. Андронова. М.: «Мир», 1972. — 200 с.
  147. У.У. Прелюдия к математике. М.: Просвещение, 1965.- 323 с.
  148. А.К. Философия в математическом познании. — Томск: Изд-во томе, ун-та, 1977. 160 с.
  149. А.Ф. Анализ математических ошибок учащихся и работа по их предупреждению и исправлению: Дис.. канд. пед. наук. Калинин, 1966.-164 с.
  150. В.И. Методика формирования у учащихся 6−8 классов приемов умственной деятельности при обучении математике: Дис.. канд. пед. наук. Киев, 1989. — 136 с.
  151. Л.И. Диагностика особенностей умственного развития учащихся при переходе из начальной школы в среднюю: Дис.. канд. пед. наук, Москва. 1999. — 137 с.
  152. В.А. Стратегия обучения математике. М.: Технологическая школа бизнеса, 1999. — 304 с.
  153. В.М. О некоторых проблемах математического образования // Всероссийская конференция «Математика и общество. Математическое образование на рубеже веков», Дубна, сентябрь 2000.- М.: МЦНМО, 2000. -С. 3−14.
  154. Э. Л. Психология арифметики. Пер. с англ. Под ред. Д. Л. Волковского. Гос. уч. пед. Изд-во. Москва — Ленинград, 1932. — 304 с.
  155. А.В. Межпредметные связи как необходимое дидактическое условие повышения научного уровня преподавания основ наук в школе // Межпредметные связи в преподавани основ наук в школе. Вып. 1. Челябинск, 1973.- 173 с.
  156. .С. Проблема преемственности изучения арифметического и алгебраического материала в курсе математики начальной школы: Дис.. канд. пед. наук. Баку, 1980. — 144 с.
  157. Т.Я. Математические структуры как основа построения единого курса математики в 8-летней школе: Дис.. канд. пед. наук. М., 1975−154 с.
  158. Г. Математика как педагогическая задача: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1982. — 208 с.
  159. М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. -Томск: Изд-во Том. ун-та. Москва: Изд-во «Барс». 1997. 392 с.
  160. А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. СПб: -Питер, 2001.-544 с.
  161. И.И. Методика алгебры. М.: Учпедгиз, 1934. — 288 с.
  162. М.Н. Устойчивые ошибки учащихся по алгебре и началам анализа и способы их устранения: Дис.. канд. пед. наук. — Усть-Каменогорск, 1992. 148 с.
  163. Н.И. Умственное развитие и обучение (Психологические основы развивающего бучения). М.: АО СТОЛЕТИЕ, 1994. — 192 с.
  164. С.И. От алгоритмов к суждениям. (Эксперименты по обучению элементам математического мышления). — М.: «Сов. радио», 1973. -288 с.
  165. М. Н. Мышление школьника. М.: Учпедгиз, 1963. — 255 с.
  166. А.С. Психология образования и развития человека: Уч. пособие для студентов педагогических вузов. Омск: Изд-во ОмГТГУ, 1996. -150 с.
  167. А.С. О-граниченный человек: значимость, активность, рефлексия: Монография. Омск: Изд-во ОмГТГУ, 2000. — 358 с.
  168. Е.Б. Оценка качества знаний учащихся. Психологические критерии качества знаний школьников. Сб. научных трудов. М., 1990.
  169. Школьное математическое образование на пороге 21 века: Тезисы докладов Международной научно-практической конференции. Самара, 1820 мая 1999. — Самара: Изд-во СИПКРО, 1999. — 202 с.
  170. Ф.М. Методика преподавания алгебры. Минск, «Вышэйшая школа», 1967. — 223 с.
  171. П.М. Преподавание математики в школе. (Из опыта обучения методом укрупненных упражнений). М.: «Просвещение», 1978. — 304 с.
  172. И.С. Развивающее обучение. М.: Педагогика, 1979. -144 с.
  173. И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М.: Сентябрь, 1996. — 96 с.
  174. Я иду на урок математики. 5 класс: Книга для учителя. М.: Изд-во «Первое сентября», 1999. — 352 с.
  175. Я иду на урок математики / Библиотека «первого сентября». — М: Изд-во «Первое сентября», 1999. 360 с.
  176. А.О. Зоткина. Томск, 2002. — 100 с.
  177. Arzarello F.: 1991, Procedural and relational aspects of algebraic thinking, PMEXV, vol. 1,80−87.
  178. Arzarello F., Bazzini L., Chiappini G.: 1993 Cognitive processes in algebraic thinking: towards a theoretical framework, proc. PME XVII, vol.1, 138−145.
  179. Nikolina A. Malara, Giancarlo Navarra. ArAl Projekt. Arithmetic pathways Towards favouring Pre-algebraic thinking. — Pitagora Editrice Bologna, Italy, 2003.-241 c.
  180. Bell A.W. The Learning of General Mathematical Strategies. Shell Centre for Mathematical Education, University of Nottingham. 1976. 96 c.
  181. Bell A.W. and Low В. C. Additive Problems in Everyday Situations, Shell Centre for Mathematical Education, University of Nottingham. 1982. 84 c.
  182. Bell A.W., Fischbein E. and Greer B. Choice of operation in verbal arithmetic problems: the effects of number size, problem structure and context. Educational Studies in Mathematics. 1984. 123 c.
  183. Bell A.: 1995, Purpose of School Algebra, Journal of Mathematical Behaviour, vol.14, 42−73.
  184. Warren E.: 2000, Visualization and the development of early understanding in Algebra, proc. PME 24, vol.4,273−280.
  185. Reggiani M.: 1994, Generalization as a basis for algebraic thinking: observations with 11−12 year old pupil, proc. PME XVIII, vol.4, 97−104.
Заполнить форму текущей работой