Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Особенности работы над метафорой на уроках литературного чтения в начальной школе

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Богат внутренний мир подрастающего человека, и если этот мир украсить метафорическими знаками, то вступающий в жизнь человек всегда найдёт правильный ответ, сделает верный выбор. Таким образом, почти каждый умело спланированный урок по литературному чтению в начальной школе, на котором есть место метафоре, даёт возможность детям обрести новые знания, активизировать свой творческий процесс… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Теоретическое обоснование работы над метафорой на уроках литературного чтения в начальной школе
    • 1. 1. Определение метафоры. Метафоры в системе тропов
    • 1. 2. Метафора в художественных произведениях
  • Выводы по 1 главе 2
  • Глава 2. Методические аспекты работы над метафорой на уроках литературного чтения
    • 2. 1. Анализ языка художественного произведения на уроках литературного чтения
    • 2. 2. Содержание работы над метафорой на уроках литературного чтения
  • Выводы по 2 главе 5
  • Глава 3. Экспериментальная часть
    • 3. 1. Констатирующий этап эксперимента
    • 3. 2. Содержание и ход эксперимента
    • 3. 3. Контрольный эксперимент
  • Выводы по 3 главе 7
  • Заключение
  • Список использованных литературных источников
  • Приложения

Особенности работы над метафорой на уроках литературного чтения в начальной школе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Познание окружающего мира происходит в постоянном процессе сравнения нового с уже известными реалиями, что и находит свое отражение в языке. Поэтому необходимость глубокого изучения родного языка в школе продиктовано принципами целесообразности и своевременности и определяется его основными функциями: язык служит человеку, во-первых, средством оформления и выражения мысли, во-вторых, коммуникативным средством, обслуживая членов общества в их общении между собой, и, наконец, средством выражения чувств, настроений (эмоциональная сфера).

В процессе развития языкознания проблема статуса и семантических параметров метафоры как ведущего средства и приёма создания образного пространства художественного текста была и остаётся в центре внимания многих исследователей (А. И. Фёдоров, Н. Д. Арутюнова, М. Блэк, В. Н. Телия, Ф. Уилрайт, Р. Якобсон, Д. Гудков, С. С. Гусев, Н. Ф. Крюкова, В. В. Петров и др.).

Как пишет А. И. Фёдоров, «метафора — семантическое явление, обусловленное наслоением на прямое значение слова под влиянием узкого или широкого контекста добавочного смысла, который у этого слова в составе художественного произведения становится доминирующим. Прямое же значение слова теряет свою роль, являясь лишь ориентиром для авторской ассоциации». Возникновение метафоры тесно связано с процессом образования понятий, который происходит в сознании человека и характеризуется как диалектически сложное отражение действительности.

Проблеме метафоры посвящено немалое количество научных работ, но она продолжает занимать умы многих ученых и сегодня. Если метафора раньше выводилась за рамки познавательной функции языка, то теперь она стала неотъемлемой частью исследования в области реконструкции познавательного процесса внутри самых разных форм человеческого мышления, так как все они в итоге своём реализуются в языке через различные механизмы изменения значений. При всём том, одной из важных и самых популярных тем являются такие метафоры, которые структурируют наше мышление и наши действия, побуждают и пробуждают сознательные навыки и закрепляют навыки организационные, помогающие сосредоточению и самореализации в урочное и неурочное время.

Богат внутренний мир подрастающего человека, и если этот мир украсить метафорическими знаками, то вступающий в жизнь человек всегда найдёт правильный ответ, сделает верный выбор. Таким образом, почти каждый умело спланированный урок по литературному чтению в начальной школе, на котором есть место метафоре, даёт возможность детям обрести новые знания, активизировать свой творческий процесс, определить для себя моральные и нравственные ценности и др.

Показать весь текст

Список литературы

  1. О.С. Словарь лингвистических терминов. Изд. 3-е, стереотипное. — М.: КомКнига, 2005. — С.231
  2. Аристотель. Поэтика. Риторика. — СПб.: Азбука, 2000. — 830 с.
  3. Н. Д. Метафора и дискурс // Теория метафоры. — М.: Прогресс, 1990. — С. 5−32.
  4. Ш. Французская стилистика. — М.: Эдиториал УРСС, 2001. — 392 с.
  5. К. Д. Введение в строфику // Проблемы теории стиха. — Л.: Наука, 1984. — 255 с.
  6. JI.C. Психология искусства. — М.: Искусство, 1968. — 572 с.
  7. Гак В. Г. Метафора: универсальное и специальное // Гак В. Г. Языковые преобразования. — М.: Школа «Языки русской культуры», 1998.- С.480−497
  8. И. Р. Текст как объект лингвистического исследования / И. Р. Гальперин. — 2-е изд. — М.: УРСС, 2004. — 137 с.
  9. . Структура, знак и игра в дискурсе гуманитарных наук // Вестник МГУ. Сер. «Филология». — М., 1995. — № 3. — С.55−63
  10. H.H. Проблема художественного образа в искусствах: Тезисы и доклады//Изв. АН СССР. Сер. лит. и яз. — 1985. — № 1. — С.77−90
  11. Г. А. Композиция и грамматика // Язык как творчество. Сб. статей к 70-летию В. П. Григорьева. — М.: Ин-т русского языка им. В .В.Виноградова РАН, 1996. — С.284−296
  12. H.A. Метафора в поэтическом тексте // Метафора в языке и тексте. — М.: Наука, 1988. — С. 183−211
  13. , А. Ф. Знак. Символ. Миф [Текст] / А. Ф. Лосев. — М.: Мысль, 1982. — С. 182−192
  14. Ю.М. О поэтах и поэзии. — С.-Пб: «Искусство — СПб», 2001. — 864 с.
  15. В.А. Художественный текст: Основы лингвистической теории. Аналитический минимум. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство «Ось-89», 2005. — 560 с.
  16. Л.Н. Как образуется метафора (деривационный аспект). — Пермь: Изд-во Перм. унта, 1993. — 218 с.
  17. М.Л. Структура и семантика метафоры как конструктивного компонента художественного текста: Дис. … канд. филол. наук—М., 1983. — 215 с.
  18. , В. В. Метафора: от семантических представлений к когнитивному анализу [Текст] / В. В. Петров // Вопросы языкознания. — 1990. — № 3. — С. 135 — 139
  19. A.A. Теоретическая поэтика // Сост., вступ.ст., коммент.А. Б. Муратова. — 2-е изд., испр. — СПб.: Филол. факультет СПбГу; М.: «Академия», 2003.- 384 с.
  20. , М. В. Концепт сердце: образ, понятие, символ [Текст]: монография / М. В. Пименова. — Кемерово: КемГУ, 2007. — 500 с.
  21. O.A. «Метафора-текст» как способ представления манипулятивной функции текста. — Курск: АКД, 2003. — 151 с.
  22. Т.В., Литвинова М. Н. Как образуется метафора (деривационный аспект). — Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 1993. — 218 с.
  23. Г. Н. Метафора в системе языка / Отв. ред. Д. Н. Шмелев; Рос. АН. Ин-т лингв, исслед. — СПб.: Наука. С.-Петерб. изд. фирма, 1993. — 150 с.
  24. С. А. Репрезентативная сущность личности в коммуникативном аспекте реализаций: Учеб. пособие / С. А. Сухих, В. В. Зеленская; М-во общ. и проф. образования Рос. Федерации, Кубан. гос. ун-т. — Краснодар: Изд-во Кубан. гос. ун-та, 1997. — 71 с.
  25. В. Н. Метафоризация и её роль в создании языковой картины мира // Роль человеческого фактора в языке: Язык и картина мира. — М., 1988. — С.45−61
  26. Филологический сборник к 100-летию В. В. Виноградова. ИРЯ РАН им. В. В. Виноградова. — М., 1995. — С.21−22
  27. В.К. Функции метафоры. — Воронеж: Изд-во ВГУ, 1991. — 88 с.
  28. , У. Память и вербализация прошлого опыта [Текст] / У. Чейф // Новое в зарубежной лингвистике. — М.: Прогресс, 1983. — Вып. 12. — С. 35−74
  29. , А. Семантика в когнитивной лингвистике [Текст] / А. Ченки // Фундаментальные направления современной американской лингвистики: сборник обзоров. — М.: МГУ, 1997. — С. 340−369.
  30. , А. П. Риторика и культура речи [Текст]: учебное пособие / А. П. Чудинов, Е. А. Нахимова. — Екатеринбург: УрГПУ, 2002. — С.131
  31. Шайкевич А. Я Введение в лингвистику: Учеб. пособ. для студ. филол. и лингв, фак. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 315 с.
Заполнить форму текущей работой