Усвоение учащимися содержания текста
Усвоение учащимися содержания текста — это задача, которую можно решать, если правильно читать текст. Стремясь понять содержащуюся в тексте проблему, мы должны учитывать то, как текст организован: его стиль, тип речи, строение абзацев, структуру предложений. Мы должны научиться выделять информацию на главную и второстепенную, чтобы при сжатии исключить несущественное и второстепенное. Следующий… Читать ещё >
Усвоение учащимися содержания текста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Для того чтобы написать сжатое изложение на экзамене, учитель руководствуется всей проводимой в курсе русского языка работой по развитию речи. Для того чтобы подготовить детей к первой части экзамена учителю необходимо правильно организовать работу с текстом, обратив внимание на особенности сжатого изложения как формы содержательной и языковой обработки текста. Первая работа над сжатым изложением начинается уже в 5 классе, где главная задача учителя в том, чтобы ребёнок усвоил содержание текста. Сюда входит:
- — уяснение основной мысли (идеи) текста, темы текста;
- — отделение в тексте главного от второстепенного;
- — запоминание основных фактов и их последовательность;
- — установление своего отношения к происходящим в тексте событиям, к героям.
Для того чтобы обучающиеся усвоили содержание текста, применяется ряд методических приёмов:
- — выразительное чтение текста учителем;
- — объяснение непонятных слов и выражений;
- — беседа по содержанию текста;
- — составление плана;
- — выяснение подходящего способа сокращения;
- — устный пересказ текста учащимися по плану;
- — вторичное чтение;
- — написание изложения.
Чтобы методический приём работал необходимо учитывать цель данной работы, тип, стиль текста, особенности класса.
Работа над незнакомым текстом для обучающихся начинается с его чтения учителем. Главная задача перед учителем в это время: донести содержание текста до школьников, возбудить у них интерес к тому, о чем говорится в тексте. Этой задачи можно добиться при выразительном прочтении текста.
После прочтения следует провести словарную работу с непонятными для школьников словами и выражениями.
Следующий приём, который учитель применяет — беседа по содержания и логической последовательности текста. Вопросы составляются таким образом, чтобы обучающийся осознавал причинно-следственные отношения событий и их последовательность. Краткие ответы могут послужить основой для составления плана.
Обязательно необходимо обратить внимание детей на то, как делить текст на абзацы. Один из способов — выделение абзацев в соответствии с пунктами плана: каждый пункт плана — новый абзац.
Чтобы определить способ сокращения текста, нужно обратить внимание на его особенности. В текстах, в которых содержится нужная и несущественная информация, при сжатии лучше применить приём исключения, а в текстах, где преобладают второстепенные факты — приём обобщения (перевод из частного в общее).
После этого каждый пункт плана пересказывается сначала подробно, а затем сжато, чтобы было видно различие между подробным и сжатым изложением, осознали особенности передачи сжатой информации.
После вторичного прочтения школьники приступают к написанию сжатого изложения.
Примеры упражнений см. в Приложении 1.
Усвоение учащимися содержания текста — это задача, которую можно решать, если правильно читать текст. Стремясь понять содержащуюся в тексте проблему, мы должны учитывать то, как текст организован: его стиль, тип речи, строение абзацев, структуру предложений. Мы должны научиться выделять информацию на главную и второстепенную, чтобы при сжатии исключить несущественное и второстепенное.