Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Усвоение учащимися содержания текста

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Усвоение учащимися содержания текста — это задача, которую можно решать, если правильно читать текст. Стремясь понять содержащуюся в тексте проблему, мы должны учитывать то, как текст организован: его стиль, тип речи, строение абзацев, структуру предложений. Мы должны научиться выделять информацию на главную и второстепенную, чтобы при сжатии исключить несущественное и второстепенное. Следующий… Читать ещё >

Усвоение учащимися содержания текста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Для того чтобы написать сжатое изложение на экзамене, учитель руководствуется всей проводимой в курсе русского языка работой по развитию речи. Для того чтобы подготовить детей к первой части экзамена учителю необходимо правильно организовать работу с текстом, обратив внимание на особенности сжатого изложения как формы содержательной и языковой обработки текста. Первая работа над сжатым изложением начинается уже в 5 классе, где главная задача учителя в том, чтобы ребёнок усвоил содержание текста. Сюда входит:

  • — уяснение основной мысли (идеи) текста, темы текста;
  • — отделение в тексте главного от второстепенного;
  • — запоминание основных фактов и их последовательность;
  • — установление своего отношения к происходящим в тексте событиям, к героям.

Для того чтобы обучающиеся усвоили содержание текста, применяется ряд методических приёмов:

  • — выразительное чтение текста учителем;
  • — объяснение непонятных слов и выражений;
  • — беседа по содержанию текста;
  • — составление плана;
  • — выяснение подходящего способа сокращения;
  • — устный пересказ текста учащимися по плану;
  • — вторичное чтение;
  • — написание изложения.

Чтобы методический приём работал необходимо учитывать цель данной работы, тип, стиль текста, особенности класса.

Работа над незнакомым текстом для обучающихся начинается с его чтения учителем. Главная задача перед учителем в это время: донести содержание текста до школьников, возбудить у них интерес к тому, о чем говорится в тексте. Этой задачи можно добиться при выразительном прочтении текста.

После прочтения следует провести словарную работу с непонятными для школьников словами и выражениями.

Следующий приём, который учитель применяет — беседа по содержания и логической последовательности текста. Вопросы составляются таким образом, чтобы обучающийся осознавал причинно-следственные отношения событий и их последовательность. Краткие ответы могут послужить основой для составления плана.

Обязательно необходимо обратить внимание детей на то, как делить текст на абзацы. Один из способов — выделение абзацев в соответствии с пунктами плана: каждый пункт плана — новый абзац.

Чтобы определить способ сокращения текста, нужно обратить внимание на его особенности. В текстах, в которых содержится нужная и несущественная информация, при сжатии лучше применить приём исключения, а в текстах, где преобладают второстепенные факты — приём обобщения (перевод из частного в общее).

После этого каждый пункт плана пересказывается сначала подробно, а затем сжато, чтобы было видно различие между подробным и сжатым изложением, осознали особенности передачи сжатой информации.

После вторичного прочтения школьники приступают к написанию сжатого изложения.

Примеры упражнений см. в Приложении 1.

Усвоение учащимися содержания текста — это задача, которую можно решать, если правильно читать текст. Стремясь понять содержащуюся в тексте проблему, мы должны учитывать то, как текст организован: его стиль, тип речи, строение абзацев, структуру предложений. Мы должны научиться выделять информацию на главную и второстепенную, чтобы при сжатии исключить несущественное и второстепенное.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой