Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Методика рефлексивной деятельности учащихся в развитии географических умений в курсе «Экономическая и социальная география мира»

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

К сожалению, в отечественной педагогике и методологии незаслуженно мало уделяется внимания вопросам, связанным с обучением учеников умению рефлексивно мыслить в конкретной предметной деятельности. Для высших учебных заведений и школ по сегодняшний день не были разработаны педагогические технологии развития рефлексивного критического мышления в процессе изучения разных предметных дисциплин, хотя… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1.
  • ПРОБЛЕМА РЕФЛЕКСИИ В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ, МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ И ПРАКТИКЕ ШКОЛЫ
    • 1. 1. Состояние проблемы рефлексии в психолого-педагогической, методической и философской литературе
    • 1. 2. Реализация идеи рефлексии в современных школьных программах и учебниках по географии в курсе «Экономическая и социальная география ми-мира»
    • 1. 3. Диагностика состояния проблемы рефлексивной деятельности в курсе «экономическая и социальная география мира»
  • Выводы по главе
  • Глава 2.
  • ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕФЛЕКСИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПРИ РАЗВИТИИ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ УМЕНИЙ
    • 2. 1. Современные модели рефлексивного обучения
    • 2. 2. Формы организации рефлексивной деятельности в развитии географических умений по курсу «экономическая и социальная география мира»
  • Выводы по главе
  • Глава 3.
  • МЕТОДИКА РЕФЛЕКСИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В РАЗВИТИИ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ УМЕНИЙ
    • 3. 1. Методика рефлексивной деятельности учащихся в развитии географических умений в курсе «Экономическая и социальная география мира»
    • 3. 2. Диагностика эффективности применения методики рефлексивной деятельности при развитии географических умений в курсе «экономическая и социальная география мира»
  • Выводы по главе

Методика рефлексивной деятельности учащихся в развитии географических умений в курсе «Экономическая и социальная география мира» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В настоящее время решением Стратегического Комитета по обновлению образования Министерства Образования и Науки Российской Федерации утверждена программа «Развитие системы государственных образовательных стандартов и тестирования» (2002 г.), а также Стратегия социально-экономического развития Российской Федерации (2000г, раздел «Модернизация образования»). Данный документ ставит вопрос о достижении нового качества общего образования, а это предполагает необходимость выработки и реализации нового целостного подхода к общему образованию. В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость (кроме выхода на новую методологию и методику обучения в начальной школе и перехода к профильному обучению в старших классах) изменения методов обучения на всех ступенях, повышение веса тех из них, которые формируют практические навыки анализа информации, самообучения, стимулируют самостоятельную работу учащихся, формируют опыт ответственного выбора и ответственной деятельности, опыт самоорганизации. Развитие становится ключевым словом педагогического процесса, сущностным, глубинным понятием обучения.

В проекте государственных стандартов среднего образования подчеркивается, что ожидаемый результат выполнения школьником стандарта образования — достижение уровня образованности. Уровень образованности — качество личности, характеризующее ее способность решать задачи различного характера (познавательной, ценностно-ориентированной, коммуникативной и преобразующей деятельности), опираясь на освоенный социальный опыт. В то же время, появилась насущная необходимость проектировать учебный процесс с четко заданными результатами, которые сравнительно легко можно подвергнуть контролю, на что и направлено применение какой-либо технологии.

К сожалению, в отечественной педагогике и методологии незаслуженно мало уделяется внимания вопросам, связанным с обучением учеников умению рефлексивно мыслить в конкретной предметной деятельности. Для высших учебных заведений и школ по сегодняшний день не были разработаны педагогические технологии развития рефлексивного критического мышления в процессе изучения разных предметных дисциплин, хотя исследования в данной области ведутся. Это разработки в области теории и технологии креативного обучения Хуторского А. В. [61, 139], а также исследование в области развития критического мышления с помощью чтения и письма Стил, Мередит и Темпл [127, 128, 129].

Курс «Экономическая и социальная география мира», являясь одним из школьных предметов, который синтезирует знания из области естественных и общественных наук, обладает уникальными возможностями для рефлексивной деятельности. Содержание географического образования служит способом рассмотрения мира, позволяет видеть, понимать и оценивать сложную систему взаимосвязей между людьми, территорией и окружающей обстановкой. Можно утверждать, что география — «широкое поле» для рефлексивной деятельности. Роль географических умений, формируемых в завершающем курсе школьной географии, постоянно возрастает, что является следствием изменений характера самой географической науки, усиления её конструктивной преобразовательной роли. Инструментом для развития географических умений служит осознанная рефлексивная деятельность. Однако, методика рефлексивной деятельности для развития географических умений в курсе «Экономическая и социальная география мира», в настоящее время не разработана. Это и определяет актуальность темы диссертационного исследования.

Цель исследования — развитие географических умений учащихся при использовании методики рефлексивной деятельности в курсе «Экономическая и социальная география мира».

Объект исследования — учебно-воспитательный процесс обучения учащихся в курсе «Экономической и социальной географии мира».

Предмет исследования — методика рефлексивной деятельности учащихся, направленная на развитие географических умений в курсе «Экономической и социальной географии мира».

Гипотеза исследования — развитие географических умений учащихся при использовании методики рефлексивной деятельности в курсе «Экономическая и социальная география мира» будет эффективно, если:

1. Определена структура рефлексивной деятельности учащихся;

2. Сконструирована методика рефлексивной деятельности в развитии географических умений;

3. Разработана технология развития рефлексивных умений в курсе «Экономическая и социальная география мира».

Исходя из цели и гипотезы, определены следующие задачи исследования:

1. Изучить психолого-педагогические и методологические аспекты проблемы рефлексивного мышления в современном образовании;

2. Диагностировать состояние проблемы рефлексивного обучения в курсе «Экономическая и социальная география мира»;

3. Разработать методику рефлексивной деятельности учащихся в целях совершенствования учебно-воспитательного процесса по географии, повышения усвоения географических умений и развития личности учащихся;

4. Разработать технологию развития рефлексивных умений учащихся в курсе «Экономическая и социальная география мира»;

5. Экспериментально проверить эффективность методики рефлексивной деятельности учащихся в развитии географических умений и разработанную технологию развития рефлексивных умений учащихся в курсе «Экономическая и социальная география мира».

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

— теоретический анализ педагогической, психологической, философской и методологической литературы по исследуемой проблеме;

— анализ школьных программ и учебников;

— анализ и синтез результатов теоретического и экспериментального исследования, их обобщение и сравнение;

— методы моделирования;

— анкетирование учителей и учащихся;

— изучение педагогического опыта, прямое и косвенное наблюдение за деятельностью учителей и школьников, собеседование с ними;

— качественный и количественный анализ результатов анкетирования;

— методы математической статистики.

Методологической основой исследования стали: теория личностно-деятельного подхода к анализу и раскрытию методических проблем (А.Н. Леонтьев, C.JI. Рубинштейн, Г. И. Щукина и др.), экспериментальные и теоретические исследования в области рефлексии (Н.Г. Алексеев, B.C. Дудченко, Г. П. Щедровицкий, В. В. Давыдов и др.), труды, посвященные проблеме использования педагогических технологий (М.В. Кларин, С. Е. Шишов, В. А. Кальней, В. В. Гузеев, Г. К. Селевко и др.), теория критического подхода к науке (К. Поппер, И. Лакатос, Дж. Агасси и другие), а также различные модели рефлексивного обучения (Ф. Кортхаген, Дж. Л. Стил, К. Мередит, Ч. Темпл, С. Уолтер).

Методическое исследование проводилось в три этапа в школах 598 и 582, гимназии № 43 города Санкт-Петербурга и гимназии № 10 города Гатчины.

На первом этапе исследования (2004;2005 гг.) изучалось психологопедагогическая и методическая литература по проблеме исследования, проводился констатирующий эксперимент. На основе результатов данного этапа исследования была подтверждена актуальность проблемы, определена цель, выдвинута гипотеза.

На втором этапе (2005;2006 гг.) выполнялось теоретическое обоснование использования методики рефлексивной деятельности учащихся в развитии географических умений и разработка технологии развития рефлексивных умений учащихся, проводились серии экспериментальных уроков.

На третьем этапе (2006;2008 гг.) проводился обучающий эксперимент, который подтвердил эффективность предложенной методики рефлексивной деятельности учащихся в развитии географических умений в курсе «экономическая и социальная географии мира», проводилась систематизация результатов исследования и их изложение в тексте диссертации.

Научная новизна исследования заключается в том, что с учетом современных тенденций развития географического образования в средней школе в условиях его гуманизации, дифференциации, усиления его научной составляющей и увеличения информативности разработана и научно обоснована методика рефлексивной деятельности учащихся в развитии географических умений, обеспечивающая повышение качества овладения учебным материалом, отвечающая содержанию образовательных стандартов и способствующая развитию личности учащегося и накоплению его жизненного опыта.

Теоретическая значимость исследования:

— выполнено теоретическое обоснование методики рефлексивной деятельности учащихся в развитии географических умений при изучении курса «экономическая и социальная география мира» 10 класс, что выразилось в анализе государственных стандартов среднего образования, а также состоянии проблемы рефлексии в психолого-педагогической, методической и философской литературе;

— выявлены основные направления развития методического знания о рефлексии в обучении географии.

Практическая значимость исследования заключается в разработке методики рефлексивной деятельности учащихся в развитии географических умений, а также технологии развития рефлексивных умений учащихся в курсе «экономическая и социальная география мира».

Результаты исследования могут быть учтены при разработке методических пособий по экономической и социальной географии мира, а также в процессе подготовки и повышения квалификации учителей географии.

Научная достоверность и обоснованность подтверждается разнообразием методов, адекватных целям и задачам исследованиямногосторонним и тщательным анализом эмпирических данных практики обучения в школедостаточной представленностью выборки исследуемых материалов, в эксперименте участвовало 302 учащихся школ №№ 598 и 582, гимназии № 43 города Санкт-Петербурга и гимназии № 10 города Гатчиныаргументированность выводов и внедрением результатов в практику обучения в школе.

Апробация и внедрение результатов исследования проводились в учебно-воспитательном процессе обучения географии в ряде школ Санкт-Петербурга и Гатчины (№№ 598, 582, 43, 10) и в публикациях. Основные положения и результаты исследования обсуждались на кафедре методики обучения географии и краеведению РГПУ имени А. И. Герцена (2004;2007 гг.), а также на методическом объединении учителей географии Приморского района Санкт-Петербурга (2005 г.), на VII ежегодной научно-практической конференции «Современный урок географии. Современному учителю — современные технологии» (2007 год, Санкт-Петербург).

Положения, выносимые на защиту:

1. Методика рефлексивной деятельности учащихся в развитии географических умений в курсе «Экономическая и социальная география мира»;

2. Методические рекомендации по реализации технологии развития рефлексивных умений в курсе «экономическая и социальная география мира»;

3. Результаты исследования, полученные в ходе апробации и внедрения технологии развития рефлексивных умений.

Выводы по главе:

1. Представленная методика рефлексивной деятельности учащихся в курсе «Экономическая и социальная география мира» была разработана с учетом социального заказа общества и на основе государственного стандарта школьного географического образования и направлена на повышение качества географических знаний и умений по курсу «Экономическая и социальная география мира».

2. В рамках методики рефлексивной деятельности учащихся в развитии географических умений, была разработана технология развития рефлексивных умений учащихся в курсе «экономическая и социальная география мира», были составлены методические рекомендации по её реализации и разработаны серии уроков.

3. Результаты экспериментального исследования показали эффективность применения методики рефлексивной деятельности учащихся в развитии географических умений в курсе «Экономическая и социальная география мира». Данное положение выражается в повышении качества географических умений учащихся старшей школы. Данная глава явилась итогом теоретического и практического исследования по теме «методика рефлексивной деятельности учащихся в развитии географических умений в курсе «Экономическая и социальная география мира».

Заключение

.

Итак, в ходе исследования, проводимого в соответствии с поставленной целью, нами были определены концептуальные основы разработки методики рефлексивной деятельности учащихся в развитии географических умений в курсе «Экономическая и социальная география мира».

Анализ полученных результатов исследования позволил сделать следующие выводы:

• Повышение качества географических знаний и умений и достижение учащимися географического образовательного стандарта, гарантирующую им адаптацию к непрерывно меняющимся социально-экономическим условиям более успешно будет осуществляться при условии рефлексивной деятельности учащихся;

• Формирование рефлексивных умений учащихся должно завершаться в старшем школьном возрасте, так как к концу обучения старший школьник должен овладеть умением самостоятельно мыслить, овладеть методикой и техникой самостоятельной умственной работы, самостоятельного добывания знаний. И такой организацией обучения, направленной на формирование и развитие этих умений, является обучение рефлексивной деятельности.

• Данная экспериментальная методика в практике обучения даёт не только возможность учителю и ученику самостоятельно варьировать и мобильно корректировать географический фактологический материал в соответствии с изменениями, происходящими в мире, но и ведет к повышению качества географических знаний и умений;

Нами была разработана и опробована технология развития рефлексивных умений учащихся в рамках методики рефлексивной деятельности учащихся в развитии географических умений в курсе «Экономическая и социальная география мира». Данная технология направлена на повышение усвоения географических умений и знаний, а также таких умений и навыков, как анализ информации, самообучение, опыт ответственного выбора и ответственной деятельности, самоорганизация.

В ходе экспериментального использования разработанной нами методики, учащиеся и учителя имеют возможность строить обучение в соответствии с образовательным стандартом и индивидуальным стилем деятельности.

Экспериментальное исследование заключалось в следующих действиях: были проведены сравнительный анализ усвоения географических знаний и умений учащимися 10-х классов через различные по характеру деятельности диагностические проверочные работы, проведение анкетирования (с помощью рефлексивных вопросов), а также тестирования самооценки учащихся экспериментальной и контрольной групп, которые доказали эффективность разработанной методики.

Таким образом, логическая совокупность решения поставленных задач подтвердило гипотезу исследования и доказало обоснованность применения предлагаемой методики рефлексивной деятельности учащихся в развитии географических умений в курсе «Экономическая и социальная география мира».

Показать весь текст

Список литературы

  1. Аванесов В. С Определение, предмет и основные функции педагогической диагностики// Педагогическая диагностика. — 1997.- с. 17−37.
  2. А.И., Николина В. В. География: население и хозяйство России// -13изд. -М.: Просвещение, 2007 год. -351 с.
  3. Н.Г. Проектирование условий развития рефлексивного мышления// автореферат докторской диссертации. М. — 2002. — 44 с.
  4. В.Ф. Античная философия. М.: «Высшая школа». — 1998. — 248 с.
  5. В.И. Педагогика творческого саморазвития: инновационный курс// книга 2. Казань: издательство Казанского Университета. — 1998. — с. 112.
  6. Л.В. Дифференцированный подход к учащимся в обучении географии. Брянск. — 1986. — 58 с.
  7. А., Алексеева И., Майорова Е. Диагностика профессионально важных качеств. СПб.: «Питер». — 2007. — с. 24−27.
  8. М.Н. Современная лекция в Вузе. Бийск: Научно-издательский центр Бийского государственного педагогического института. — 1993. — с. 4−6.
  9. .И. Действие. Психологические механизмы визуального мышления.-М. 1984. — 115 с.
  10. В.П. Слагаемые педагогической технологии. -М. -1989. 121 с.
  11. И.А. Рефлексия как инструмент профессионального развития педагога. СПб. -2004. — с.6−31.
  12. Дж. А., Вуд Д. Инвайронментальное образование в школах// пер. с англ. NAAEE. 1994. — 88 с.
  13. Д.В. Религии мира. Ислам. -М.: «Мир книги». 2006. — 192 с.
  14. Ф.А., Ефрон И. А. энциклопедический словарь. М.: «Эксмо». -2002. — с. 115.
  15. А.В. Мышление и прогнозирование. М. — 1979. — 154 с.
  16. А.В. Субъет, мышление, учение, воображение. —М., Воронеж. 1996.-94 с.
  17. Р. Развитие творческого и критического мышления. М.: «ИОО». — 2000.- 114 с.
  18. Д.Х. Риторика в социальных играх и тренингах. М.: «Цитадель». — 1999. — 135 с.
  19. Ю.С., Мосягин И. Я. Лекция в учебном процессе : вопросы методики и познания// вып. 1. Орел: издание Орловской региональной академии государственной службы. — 1997. — с. 17−37.
  20. Ю.С., Мосягин И. Я. Лекция в учебном процессе : вопросы методики и познания// вып. 1. Орел: издание Орловской региональной академии государственной службы. — 1997. с. 41.
  21. Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. -М.: «Смысл». 1998. — 154 с.
  22. А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход// методическое пособие. М.: «Высшая школа». — 1991. — 58 с.
  23. В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М. -1997. — 205 с.
  24. .С., Волкова Н. В. Возрастная психология// том 2. М.: «Владос». -2006.- с. 267−269.
  25. П.Я., Кабыльницкая С. Л. Экспериментальное формирование внимания. -М. 1974. -146 с.
  26. Т.П., Неклюкова Н. П. Начальный курс географии// 6 класс. -М.: «Дрофа». 2002. — 176 с.
  27. С.Р., Сыроежкин С. М. Игровое моделирование экономических процессов (деловые игры). М. — 1976. — 76 с.
  28. Л.Я. О принципах проведения лекций. Кемерово: издательство Кузбасского Государственного технического института. — 1994. — с. 6−12.
  29. Ю.Н., Лавров С. Б. Экономическая и социальная география мира. -М.: «Просвещение». 2005. — 290 с.
  30. Г. А. Человек и знак. Свердловск. — 1990. — 205 с.
  31. Ф.Н. Внимание и его воспитание. -М. 1972. — 189 с.
  32. В.В. Образовательная технология: от приема до философии. М.: «Сентябрь». — 1996. — 148 с.
  33. В.В. Проблемы развивающего обучения. М. — 1986. — 205 с.
  34. В.В. Теория развивающего обучения. -М. 1996. — 241 с.
  35. В.П., Баринова И. И., Ром В.Я., Лобжанидзе А. А. География России. Хозяйство и географические районы// кн. 2, учебник для 8−9 кл. общеобразовательных учреждений. 4 изд., стереотип. — М.: Дрофа. — 2006.- 287 с.
  36. И.В., Круглова B.C. Особенности обучения и психического развития школьников 13−17 лет. М. — 1988. — 78 с.
  37. И.В., Понурова Г. А. Методика преподавания географии. М. -1996.-304 с.
  38. И.В., Таможняя Е. А., Пятунин В. Б. Методика и технология обучения географии в школе. М.: «Астрель». — 2004. — 205 с.
  39. Д. Психология и педагогика мышления. М. — 1997. — 315 с.
  40. М.Г. Игра в образовательном процессе. СПб.: С.-ПбГУПМ. -2003. — 285 с.
  41. ЖинкинН.И. Речь как проводник информации. -М.: «Наука». 1982. — 201 с.
  42. ЖинкинН.И. Язык. Речь. Творчество. М.: «Лабиринт». — 1998. — 165 с.
  43. Е.В. Религии мира. Католицизм. М.: «Мир книги». — 2006. -192 с.
  44. Е.В. Религии мира. Протестантизм. М.: «Мир книги». — 2006.- 192 с.
  45. И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. -СПб.: «Скифия». 2003. — 284 с.
  46. А.В. Избранные психологические труды: в 2 томах. М. — 1986.- с. 152.
  47. И.А. Педагогическая психология. М.: «Логос». — 2000. — 300 с.
  48. Л.Я. Дидактические основы формирования системности знаний у старшеклассников. -М. 1978. — 158 с.
  49. Л.Я. Дидактические аспекты естественнонаучного образования. -М. 1993. — 214 с.
  50. И.И. Структура процесса учения. М. — 1986. — 318 с.
  51. И.П. Структура и механизмы творческой деятельности. М. -1983. — 284 с.
  52. С.Д. Типология языка и речевое мышление. Ленинград. -1972, — 115 с.
  53. М.В. Инновации в~обучении: метафоры и модели: анализ зарубежного опыта. М.: «Наука». — 1997. — 255 с.
  54. Ф. Пробуждающееся мышление. М. — 1983. — 134 с.
  55. Е.А. Психология профессионализации. -М. 2003. — 98 с.
  56. В.А. Психология обучения и воспитания школьников. М.: «Просвещение». — 1976. — 303 с.
  57. О.В. Интересный урок географии. М.: «Просвещение». — 2003. -95 с.
  58. О.В. Материки и океаны// учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений, 4 издание. -М.: «Просвещение». 2002. — 303 с.
  59. С.В., Лакоценина Т. П. Анализ современного урока. Ростов-на-Дону: «Учитель». — 2003. — 64 с.
  60. С.В., Лакоценина Т. П. Совсем необычный урок. — Воронеж. — 2006. с. 131.
  61. .В., Рожков М. И., Фришман И. И. Организация и методика проведения игр с подростками. — М.: гуманитарный издательский центр «Вла-дос», — 2001. -218 с.
  62. С.Е. Типы учебных элементов модульной программы., Модульные блок-циклы в преподавании географии// журнал «География в школе». № 2. — 1998. — № 5.-2000.
  63. Р.А., Шатных А. В. Семинар-игра в процессе обучения экономической и социальной географии мира// журнал «География в школе». № 2. -1990.
  64. А.А. Вопросы методики педагогических исследований// часть 1 и 2. Таллинн, Валгус. — 134 и 227 с.
  65. Д.А. Деятельность. Сознание. Личность. -М. 1977. — с. 257.
  66. А.А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии. М.: издательство Московского психолого-социального института, Воронеж: НПО «МОДЭК». — 2001. — с. 301.
  67. И.Я. Проблемное обучение// журнал «Педагогика и психология». -№ 7. 1974.
  68. Й. Процесс и структура человеческого учения. М. -1970. — 178 с.
  69. А.Р. Язык и сознание. М. — 1979. — 206 с.
  70. В.П. Цифры и факты. Дополнительные главы к учебнику «экономическая и социальная география мира 10 класс. М.: „Дрофа“. — 2004. -с. 5−16, 198−203.
  71. В.П. Экономическая и социальная география мира 10 класс. -М.: „Просвещение“. -2004. 315 с.
  72. С.В. Психологические механизмы мышления человека: мышление в науке и учебной деятельности. Москва-Воронеж: РАО. — 2004.- с. 191.
  73. Т.Н. Позиция личности школьника в учебном процессе// журнал „Советская педагогика“. 1970. — № 1. — с. 40.
  74. С.А. Урок-игра при изучении Африки// журнал „География в школе“. -№ 10. 2003.
  75. В.В. Образ, знак, условность. М.: „Высшая школа“. — 1980. — с. 52.
  76. Е. Урок-суд// журнал „География в школе“. № 3. — 1993 г.
  77. A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М. -1972. — с. 83.
  78. A.M. Проблемы развития профессионального теоретического мышления. М. — 1980. — с.79.
  79. НерсесянцВ.С. Сократ. М.: „Наука“. — 1977. — с.35.
  80. И.Л. Азбука рассуждения. М. — 1996. — с. 92.
  81. Д. Память и научение. М. — 1985. — с. 29.
  82. В. Основы проблемного обучения. -М. 1968. — с. 169.
  83. В. Введение в дидактику. М. — 1989. — с. 82.
  84. А.К. Психология самостоятельности. М.-Нальчик. — 1996. — с. 99.
  85. О преподавании учебного предмета „География“ в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования// методическое письмо. журнал „Образование в современной школе“. — № 6. -2006.
  86. JI.B. Религии мира. Буддизм. М.: „Мир книги“. — 2006. — 192 с.
  87. В.Ф. Основы психосемантики. Смоленск. — 1997. — 285 с.
  88. Н.Н. Новый образовательный стандарт. Оценка качества подготовки выпускников средней школы по географии. 11 класс. М.: „Экзамен“. -2006. — 64 с.
  89. Н.Н., Сиротин В. И. Настольная книга учителя географии. М.: „Астрель“. — 2007. — с. 115−116-
  90. Н.Н. География. Современный мир// учебник. М.: „Форум- Ин-фра-М“. — 2005. — с. 33−35.
  91. В.В. Психология мышления. -М. 1987. — 196 с.
  92. Пиаже Жан Речь и мышление ребенка. М. — 1994. — с. 112.
  93. Пиаже Жан Теория, эксперименты, дискуссии: сб. ст. составитель и общий редактор Обухова Л. Ф., Бурменская Б. В. М.: „Гардарики“. — 2001. — 624 с.
  94. П.И., Хайдаров П. С. Технология игра в обучении и развитии. М.- 1996. -с. 188−194.
  95. Под общей редакцией Бочкаревой И. А., к.п.н. доцента (РГПУ) и Соловой Е. Н., к.п.н. доцента (МПГУ) Инновации в подготовке студента. Москва -Санкт-Петербург. — 2004.-215 с.
  96. Под редакцией Зуева М. Н. История России. С древности до наших дней. -М.: „Высшая школа“. 1998. — с. 592−598.
  97. Под редакцией Кохановского В. П. и Яковлева В. П. История философии. -Ростов-на-Дону: „Феникс“. 2004. — 268 с.
  98. М.О. География. Ответы на экзаменационные билеты. 9 класс. -М.: „Экзамен“. 2005. — с. 11−12.
  99. Я.А. Знания, мышление и умственное развитие. М. — 1967. -218 с.
  100. Я.А. Психология творчества и педагогика. М. — 1976. — 380 с.
  101. Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. -М.:ИПП. 1996.- 205 с.
  102. В.В., Мелешина A.M., Гарунов М. Г. Новые формы организации вузовской лекции. М. — 1982. — с. 3.
  103. Э.М. География: природа России// учебник для 8 класса образовательных учреждений/ 5 изд.- М.: Просвещение. 2001. — 301 с.
  104. А.А. Психология личности. Социализация, поведение, общение. С-П6.-2004. -с. 134−140.
  105. Е.В., Чудина Ю. Ю. Религии мира. Православие. М.: „Мир книги“. — 2006. — 192 с.
  106. И.А., Бунакова Т. М. Экономическая география. -М.: „Московский лицей“. 1999. — с. 15−18.
  107. О.И. Механизм формирования рефлексивных умений будущих педагогов в студенческой группе//из сборника под общей редакцией Бочкаре-вой И.А., Соловой Е. Н. „Инновации в подготовке студента“. Москва — Санкт-Петербург. — 2004. — с. 214−217.
  108. С.Л. Основы общей психологии//том 2. М. — 1989. — с. 5657.
  109. С.Л. Основы общей психологии// 2 издание. С-Пб. — 2004. -с.74.
  110. В.В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения. М. — 1987. — с. 93.
  111. РузавинГ.И. Логика и аргументация. М. — 1997. — с. 34−35.
  112. Г. А. Искусство чтения лекций// учебное пособие. С-Пб.: СПГУВК. — 1996. — с. 84.
  113. Н.Г. Знак и символ в обучении. — М. 1988. — с. 63−65.
  114. Г. К. Современные образовательные технологии. -М.: „Народное образование“. 1998. — с. 79−81.
  115. В.И. Программы общеобразовательных учреждений. 6−11 классы. География. М.:"Просвещение». — 2000. — с. 206−207.
  116. В.И. Программы для общеобразовательных учреждений. География. М.: «Дрофа». — 2002. — 254 с.
  117. С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности// учебное пособие. М.:"Аспект-Пресс". — 1995. — 344 с.
  118. А.Н. Внутренняя речь и мышление. М. — 1968. — с. 118.
  119. А.В. Деловые игры: методика создания и проведения. СПб.: РГПУ имени А. И. Герцена. — 2001. — 78 с.
  120. Е.Б., Кулготкин Ю. Н. Образовательные технологии. Из опыта развития глобального мышления учащихся. СПб.: «Каро». — 2002. — 160 с.
  121. Дж.Л., Мередит К., Темпл Ч., Уолтер С. Основы критического мышления: междисциплинарная программа//пособие 1. М.: «ИОО». — 1997. — 58 с.
  122. Дж.Л., Мередит К., Темпл Ч., Уолтер С. Критическое мышление -углубленная методика. М.: «ИОО». — 1998. — с. 144.
  123. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М. — 1975. -215 с.
  124. Н.Ф. Педагогическая психология. М.: «Academia». — 1998. -288 с.
  125. Е.В. Политика: история территориальных захватов (15−20 вв.). -М.: «Эксмо-Пресс». 2001. — с. 18−21, 57−5.
  126. С.С. Урок как педагогический феномен. СПб.: «Каро». -2005. — 88 с.
  127. Ч., Стилл Дж., Мередит К. Чтение, письмо и обсуждение для любого учебного предмета// пособие 3, подготовлено в рамках проекта «Чтение и письмо для развития критического мышления». М.:"ИОО". — 1997. — с. 44.
  128. Ч., Стилл Дж., Мередит К. Совместное обучение. М.: «Открытое общество». — 1998. — с. 61−63.
  129. Ч., Стилл Дж., Мередит К. Семинар по развитию письменной речи: от самовыражения к письменным аргументам. М. — 1998. — с. 35.
  130. O.K. Структура мыслительной деятельности человека. М. -1969.- с. 118−120.
  131. O.K. Психология мышления. М. — 1984. — с. 159.
  132. В.А. Деловые игры в учебном процессе. М.: «Дашков и К».-2002. — 355 с.
  133. М.К. Практическая психология для менеджеров// учебник. -М. 1998. — 324 с.
  134. Л.И. Психология организаторской деятельности школьников: учебное пособие для студентов педагогических институтов. М.: «Просвещение». -1980. — с.48.
  135. И.В. Формирование учебной исследовательской дея- тельности. Обучение чтению научного текста. М. — 1986. — с. 88−90.
  136. Учебно-методическое пособие для слушателей семинара «Новые педагогические технологии в высшей школе». Современный студент в поле информации и коммуникации СПб.: «PETROS». — 2000. — 56 с.
  137. Н.П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика личности и малых групп. М. — 2002. — с. 41−43.
  138. М.И., Фетюхин Ю. М. Психолого-педагогические основы учебной лекции: учебно-методическое пособие. Волгоград: издательство Волгоградского Государственного университета. — 1997. — с. 15.
  139. Д. Психология критического мышления//серия «Мастера психологии». СПб.: «Питер». — 2000. — с. 104−109.
  140. А.В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения"//монография. -М.: изд-во МГУ, 2003.- 416 с.
  141. А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. № 22 003, с. 58−64.
  142. ЦукерманГ.А. Зачем детям учиться вместе?. М. — 1985. — с. 73.
  143. И.М. Формы учебной работы в средней школе. М. — 1980. — с. 56−57, 84.
  144. Л.Ф. Знаковость: опыт теоретического синтеза идей о знаковом способе информационной связи. СПб.: С.-ПбГУ. — 1993.- с. 45.
  145. Н.И. Умственное развитие и обучение. М. — 1994. — с. 66.
  146. А.В. Изучение Зарубежной Европы в курсе 10 класса // География в школе. 1997. — № 6.
  147. А.В. Использование лекционно-семинарской системы обучения в процессе преподавания экономической и социальной географии мира в средней школе. Курган, 1996.
  148. В.А. Классификация уроков географии нетрадиционной формы// журнал «География в школе». № 2. — 1999. — с.33−35.
  149. С.Е., Кальней В. А. Школа: мониторинг качества образования. -М.: издательство Педагогического общества России. 2000. — с. 79.
  150. Г. П. Избранные труды. -М.: «Шк.Культ.Полит.»,. 1995. -585 с.
  151. Д.Б. Психология игры. М.: «Владос», 1999. — с.221.
  152. Энциклопедия «Большая серия знаний в 16 томах». М.: «Современная педагогика». — 2002. — с. 6−7(4 том). — с.21−23(1 том).
  153. Энциклопедия «Большая серия знаний в 16 томах"// том «Религии мира». М.: «Современная педагогика»,. — 2002. — 128 е.-
  154. П.А. Теория и практика модульного обучения. Каунас. -1989.- 137 с.
  155. Balanca D. The cooperative think tank. 1992. — p. 7−8.
  156. Bleich David Cubjective Criticism. Baltimor: Johns Hopkins. 1975. — p. 13.
  157. Bloom B.C. Taxonomy of edicational objectives: The statification of edica-tional goals. New York: Longman. — 1956. — p. 49.
  158. Buehl Doug Classroom strategies for interactive learning. IRA. — 2001. — p. 24−27.
  159. Calderhead S. and Gates P. Conceptualising reflection in teacher development.- London: Falmer Press. 1993. — p. 1−9.
  160. Dillon J.T. Questioning and Teaching: A Manual of Practice. N.Y.: Teachers College Press. — 1998. — p. 38.
  161. Fred A.J. and Korthagen Linking practice and theory. The pedagogy of realistic teacher edication. Mahwah, New Jewsey, London: Lawrens Erlbaum Associates Pablishers. — 2001, — 312 p.
  162. Eastern Europe and Commonwealth of Independent States (regional surveys of the world). London. — 1994. — p.3−6.
  163. Guiding reflective learning. Universiteit Utreht: IVLOS. — 1998. — p. 67.
  164. Osborn A.F. Applied Imagination. New York: Scribener’s Sons. — 1963. — p. 23.
  165. Pearson P.D., Fielding L. Comprehension Instruction. p. 13−15.
  166. Popper K.R. Realism and Aim of Science. London, N.Y.: Routledge. — 1983.- p. 32.
  167. Rassel. цитата no: d’Angelo. — 1971. — p. 6.
  168. Sanders N.M. Classroom questions: what kinds?. 1969. — p. 39.
  169. Vaughan L.L. and Estes Т.Н. Reading and Reasoning Beyond the Primary Crades. Boston: Allyn and Bacon, Ink. — 1986. — p. 58.
  170. World declaration on higher education for the twenty-first century: Vision and action, Paris, 1998.
  171. Available: http//www.unesco.org/education/wche/declaration.shtml
  172. Zeichner K.M., Liston D.P. Teaching student teachers to reflect. Harward Educational Review, 57(1). — 1987.- p.23−48.173. http://www.ucheba.com (статья «Дидактические требования к современному уроку»).
Заполнить форму текущей работой