Методика рефлексивной деятельности учащихся в развитии географических умений в курсе «Экономическая и социальная география мира»
Диссертация
К сожалению, в отечественной педагогике и методологии незаслуженно мало уделяется внимания вопросам, связанным с обучением учеников умению рефлексивно мыслить в конкретной предметной деятельности. Для высших учебных заведений и школ по сегодняшний день не были разработаны педагогические технологии развития рефлексивного критического мышления в процессе изучения разных предметных дисциплин, хотя… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1.
- ПРОБЛЕМА РЕФЛЕКСИИ В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ, МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ И ПРАКТИКЕ ШКОЛЫ
- 1. 1. Состояние проблемы рефлексии в психолого-педагогической, методической и философской литературе
- 1. 2. Реализация идеи рефлексии в современных школьных программах и учебниках по географии в курсе «Экономическая и социальная география ми-мира»
- 1. 3. Диагностика состояния проблемы рефлексивной деятельности в курсе «экономическая и социальная география мира»
- Выводы по главе
- Глава 2.
- ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕФЛЕКСИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПРИ РАЗВИТИИ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ УМЕНИЙ
- 2. 1. Современные модели рефлексивного обучения
- 2. 2. Формы организации рефлексивной деятельности в развитии географических умений по курсу «экономическая и социальная география мира»
- Выводы по главе
- Глава 3.
- МЕТОДИКА РЕФЛЕКСИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В РАЗВИТИИ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ УМЕНИЙ
- 3. 1. Методика рефлексивной деятельности учащихся в развитии географических умений в курсе «Экономическая и социальная география мира»
- 3. 2. Диагностика эффективности применения методики рефлексивной деятельности при развитии географических умений в курсе «экономическая и социальная география мира»
- Выводы по главе
Список литературы
- Аванесов В. С Определение, предмет и основные функции педагогической диагностики// Педагогическая диагностика. — 1997.- с. 17−37.
- Алексеев А.И., Николина В. В. География: население и хозяйство России// -13изд. -М.: Просвещение, 2007 год. -351 с.
- Алексеев Н.Г. Проектирование условий развития рефлексивного мышления// автореферат докторской диссертации. М. — 2002. — 44 с.
- Амнус В.Ф. Античная философия. М.: «Высшая школа». — 1998. — 248 с.
- Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития: инновационный курс// книга 2. Казань: издательство Казанского Университета. — 1998. — с. 112.
- Апатова Л.В. Дифференцированный подход к учащимся в обучении географии. Брянск. — 1986. — 58 с.
- Батаршев А., Алексеева И., Майорова Е. Диагностика профессионально важных качеств. СПб.: «Питер». — 2007. — с. 24−27.
- Берулава М.Н. Современная лекция в Вузе. Бийск: Научно-издательский центр Бийского государственного педагогического института. — 1993. — с. 4−6.
- Беспалов Б.И. Действие. Психологические механизмы визуального мышления.-М. 1984. — 115 с.
- Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. -М. -1989. 121 с.
- Бочкарева И.А. Рефлексия как инструмент профессионального развития педагога. СПб. -2004. — с.6−31.
- Браус Дж. А., Вуд Д. Инвайронментальное образование в школах// пер. с англ. NAAEE. 1994. — 88 с.
- Брилев Д.В. Религии мира. Ислам. -М.: «Мир книги». 2006. — 192 с.
- Брокгауз Ф.А., Ефрон И. А. энциклопедический словарь. М.: «Эксмо». -2002. — с. 115.
- Брушлинский А.В. Мышление и прогнозирование. М. — 1979. — 154 с.
- Брушлинский А.В. Субъет, мышление, учение, воображение. —М., Воронеж. 1996.-94 с.
- Бустром Р. Развитие творческого и критического мышления. М.: «ИОО». — 2000.- 114 с.
- Вагапова Д.Х. Риторика в социальных играх и тренингах. М.: «Цитадель». — 1999. — 135 с.
- Васютин Ю.С., Мосягин И. Я. Лекция в учебном процессе : вопросы методики и познания// вып. 1. Орел: издание Орловской региональной академии государственной службы. — 1997. — с. 17−37.
- Васютин Ю.С., Мосягин И. Я. Лекция в учебном процессе : вопросы методики и познания// вып. 1. Орел: издание Орловской региональной академии государственной службы. — 1997. с. 41.
- Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. -М.: «Смысл». 1998. — 154 с.
- Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход// методическое пособие. М.: «Высшая школа». — 1991. — 58 с.
- Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М. -1997. — 205 с.
- Волков Б.С., Волкова Н. В. Возрастная психология// том 2. М.: «Владос». -2006.- с. 267−269.
- Гальперин П.Я., Кабыльницкая С. Л. Экспериментальное формирование внимания. -М. 1974. -146 с.
- Герасимова Т.П., Неклюкова Н. П. Начальный курс географии// 6 класс. -М.: «Дрофа». 2002. — 176 с.
- Гидрович С.Р., Сыроежкин С. М. Игровое моделирование экономических процессов (деловые игры). М. — 1976. — 76 с.
- Гимельшейн Л.Я. О принципах проведения лекций. Кемерово: издательство Кузбасского Государственного технического института. — 1994. — с. 6−12.
- Гладкий Ю.Н., Лавров С. Б. Экономическая и социальная география мира. -М.: «Просвещение». 2005. — 290 с.
- Глотова Г. А. Человек и знак. Свердловск. — 1990. — 205 с.
- Гоноблин Ф.Н. Внимание и его воспитание. -М. 1972. — 189 с.
- Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии. М.: «Сентябрь». — 1996. — 148 с.
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М. — 1986. — 205 с.
- Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. -М. 1996. — 241 с.
- Дронов В.П., Баринова И. И., Ром В.Я., Лобжанидзе А. А. География России. Хозяйство и географические районы// кн. 2, учебник для 8−9 кл. общеобразовательных учреждений. 4 изд., стереотип. — М.: Дрофа. — 2006.- 287 с.
- Дубровина И.В., Круглова B.C. Особенности обучения и психического развития школьников 13−17 лет. М. — 1988. — 78 с.
- Душина И.В., Понурова Г. А. Методика преподавания географии. М. -1996.-304 с.
- Душина И.В., Таможняя Е. А., Пятунин В. Б. Методика и технология обучения географии в школе. М.: «Астрель». — 2004. — 205 с.
- Дьюи Д. Психология и педагогика мышления. М. — 1997. — 315 с.
- Ермолаева М.Г. Игра в образовательном процессе. СПб.: С.-ПбГУПМ. -2003. — 285 с.
- ЖинкинН.И. Речь как проводник информации. -М.: «Наука». 1982. — 201 с.
- ЖинкинН.И. Язык. Речь. Творчество. М.: «Лабиринт». — 1998. — 165 с.
- Жудинова Е.В. Религии мира. Католицизм. М.: «Мир книги». — 2006. -192 с.
- Жудинова Е.В. Религии мира. Протестантизм. М.: «Мир книги». — 2006.- 192 с.
- Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. -СПб.: «Скифия». 2003. — 284 с.
- Запорожец А.В. Избранные психологические труды: в 2 томах. М. — 1986.- с. 152.
- Зимняя И.А. Педагогическая психология. М.: «Логос». — 2000. — 300 с.
- Зорина Л.Я. Дидактические основы формирования системности знаний у старшеклассников. -М. 1978. — 158 с.
- Зорина Л.Я. Дидактические аспекты естественнонаучного образования. -М. 1993. — 214 с.
- Ильясов И.И. Структура процесса учения. М. — 1986. — 318 с.
- Калошина И.П. Структура и механизмы творческой деятельности. М. -1983. — 284 с.
- Кацнельсон С.Д. Типология языка и речевое мышление. Ленинград. -1972, — 115 с.
- Кларин М.В. Инновации в~обучении: метафоры и модели: анализ зарубежного опыта. М.: «Наука». — 1997. — 255 с.
- Клике Ф. Пробуждающееся мышление. М. — 1983. — 134 с.
- Климов Е.А. Психология профессионализации. -М. 2003. — 98 с.
- Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. М.: «Просвещение». — 1976. — 303 с.
- Крылова О.В. Интересный урок географии. М.: «Просвещение». — 2003. -95 с.
- Крылова О.В. Материки и океаны// учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений, 4 издание. -М.: «Просвещение». 2002. — 303 с.
- Кульневич С.В., Лакоценина Т. П. Анализ современного урока. Ростов-на-Дону: «Учитель». — 2003. — 64 с.
- Кульневич С.В., Лакоценина Т. П. Совсем необычный урок. — Воронеж. — 2006. с. 131.
- Куприянов Б.В., Рожков М. И., Фришман И. И. Организация и методика проведения игр с подростками. — М.: гуманитарный издательский центр «Вла-дос», — 2001. -218 с.
- Кутейников С.Е. Типы учебных элементов модульной программы., Модульные блок-циклы в преподавании географии// журнал «География в школе». № 2. — 1998. — № 5.-2000.
- Кучерова Р.А., Шатных А. В. Семинар-игра в процессе обучения экономической и социальной географии мира// журнал «География в школе». № 2. -1990.
- Кыверялг А.А. Вопросы методики педагогических исследований// часть 1 и 2. Таллинн, Валгус. — 134 и 227 с.
- Леонтьев Д.А. Деятельность. Сознание. Личность. -М. 1977. — с. 257.
- Леонтьев А.А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии. М.: издательство Московского психолого-социального института, Воронеж: НПО «МОДЭК». — 2001. — с. 301.
- Лернер И.Я. Проблемное обучение// журнал «Педагогика и психология». -№ 7. 1974.
- Лингарт Й. Процесс и структура человеческого учения. М. -1970. — 178 с.
- Лурия А.Р. Язык и сознание. М. — 1979. — 206 с.
- Максаковский В.П. Цифры и факты. Дополнительные главы к учебнику «экономическая и социальная география мира 10 класс. М.: „Дрофа“. — 2004. -с. 5−16, 198−203.
- Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира 10 класс. -М.: „Просвещение“. -2004. 315 с.
- Маланов С.В. Психологические механизмы мышления человека: мышление в науке и учебной деятельности. Москва-Воронеж: РАО. — 2004.- с. 191.
- Мальковская Т.Н. Позиция личности школьника в учебном процессе// журнал „Советская педагогика“. 1970. — № 1. — с. 40.
- Мамченко С.А. Урок-игра при изучении Африки// журнал „География в школе“. -№ 10. 2003.
- Мантатов В.В. Образ, знак, условность. М.: „Высшая школа“. — 1980. — с. 52.
- Матус Е. Урок-суд// журнал „География в школе“. № 3. — 1993 г.
- Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М. -1972. — с. 83.
- Матюшкин A.M. Проблемы развития профессионального теоретического мышления. М. — 1980. — с.79.
- НерсесянцВ.С. Сократ. М.: „Наука“. — 1977. — с.35.
- Никольская И.Л. Азбука рассуждения. М. — 1996. — с. 92.
- Норман Д. Память и научение. М. — 1985. — с. 29.
- Оконь В. Основы проблемного обучения. -М. 1968. — с. 169.
- Оконь В. Введение в дидактику. М. — 1989. — с. 82.
- Осницкий А.К. Психология самостоятельности. М.-Нальчик. — 1996. — с. 99.
- О преподавании учебного предмета „География“ в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования// методическое письмо. журнал „Образование в современной школе“. — № 6. -2006.
- Перельструз JI.B. Религии мира. Буддизм. М.: „Мир книги“. — 2006. — 192 с.
- Петренко В.Ф. Основы психосемантики. Смоленск. — 1997. — 285 с.
- Петрова Н.Н. Новый образовательный стандарт. Оценка качества подготовки выпускников средней школы по географии. 11 класс. М.: „Экзамен“. -2006. — 64 с.
- Петрова Н.Н., Сиротин В. И. Настольная книга учителя географии. М.: „Астрель“. — 2007. — с. 115−116-
- Петрова Н.Н. География. Современный мир// учебник. М.: „Форум- Ин-фра-М“. — 2005. — с. 33−35.
- Петухов В.В. Психология мышления. -М. 1987. — 196 с.
- Пиаже Жан Речь и мышление ребенка. М. — 1994. — с. 112.
- Пиаже Жан Теория, эксперименты, дискуссии: сб. ст. составитель и общий редактор Обухова Л. Ф., Бурменская Б. В. М.: „Гардарики“. — 2001. — 624 с.
- Пидкасистый П.И., Хайдаров П. С. Технология игра в обучении и развитии. М.- 1996. -с. 188−194.
- Под общей редакцией Бочкаревой И. А., к.п.н. доцента (РГПУ) и Соловой Е. Н., к.п.н. доцента (МПГУ) Инновации в подготовке студента. Москва -Санкт-Петербург. — 2004.-215 с.
- Под редакцией Зуева М. Н. История России. С древности до наших дней. -М.: „Высшая школа“. 1998. — с. 592−598.
- Под редакцией Кохановского В. П. и Яковлева В. П. История философии. -Ростов-на-Дону: „Феникс“. 2004. — 268 с.
- Полякова М.О. География. Ответы на экзаменационные билеты. 9 класс. -М.: „Экзамен“. 2005. — с. 11−12.
- Пономарев Я.А. Знания, мышление и умственное развитие. М. — 1967. -218 с.
- Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. М. — 1976. — 380 с.
- Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. -М.:ИПП. 1996.- 205 с.
- Пустовит В.В., Мелешина A.M., Гарунов М. Г. Новые формы организации вузовской лекции. М. — 1982. — с. 3.
- Раковская Э.М. География: природа России// учебник для 8 класса образовательных учреждений/ 5 изд.- М.: Просвещение. 2001. — 301 с.
- Реан А.А. Психология личности. Социализация, поведение, общение. С-П6.-2004. -с. 134−140.
- Резник Е.В., Чудина Ю. Ю. Религии мира. Православие. М.: „Мир книги“. — 2006. — 192 с.
- Родионова И.А., Бунакова Т. М. Экономическая география. -М.: „Московский лицей“. 1999. — с. 15−18.
- Рубанова О.И. Механизм формирования рефлексивных умений будущих педагогов в студенческой группе//из сборника под общей редакцией Бочкаре-вой И.А., Соловой Е. Н. „Инновации в подготовке студента“. Москва — Санкт-Петербург. — 2004. — с. 214−217.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии//том 2. М. — 1989. — с. 5657.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии// 2 издание. С-Пб. — 2004. -с.74.
- Рубцов В.В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения. М. — 1987. — с. 93.
- РузавинГ.И. Логика и аргументация. М. — 1997. — с. 34−35.
- Рябинин Г. А. Искусство чтения лекций// учебное пособие. С-Пб.: СПГУВК. — 1996. — с. 84.
- Салмина Н.Г. Знак и символ в обучении. — М. 1988. — с. 63−65.
- Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. -М.: „Народное образование“. 1998. — с. 79−81.
- Сиротин В.И. Программы общеобразовательных учреждений. 6−11 классы. География. М.:"Просвещение». — 2000. — с. 206−207.
- Сиротин В.И. Программы для общеобразовательных учреждений. География. М.: «Дрофа». — 2002. — 254 с.
- Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности// учебное пособие. М.:"Аспект-Пресс". — 1995. — 344 с.
- Соколов А.Н. Внутренняя речь и мышление. М. — 1968. — с. 118.
- Солонько А.В. Деловые игры: методика создания и проведения. СПб.: РГПУ имени А. И. Герцена. — 2001. — 78 с.
- Спасская Е.Б., Кулготкин Ю. Н. Образовательные технологии. Из опыта развития глобального мышления учащихся. СПб.: «Каро». — 2002. — 160 с.
- Стилл Дж.Л., Мередит К., Темпл Ч., Уолтер С. Основы критического мышления: междисциплинарная программа//пособие 1. М.: «ИОО». — 1997. — 58 с.
- Стилл Дж.Л., Мередит К., Темпл Ч., Уолтер С. Критическое мышление -углубленная методика. М.: «ИОО». — 1998. — с. 144.
- Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М. — 1975. -215 с.
- Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. М.: «Academia». — 1998. -288 с.
- Тарле Е.В. Политика: история территориальных захватов (15−20 вв.). -М.: «Эксмо-Пресс». 2001. — с. 18−21, 57−5.
- Татарченкова С.С. Урок как педагогический феномен. СПб.: «Каро». -2005. — 88 с.
- Темпл Ч., Стилл Дж., Мередит К. Чтение, письмо и обсуждение для любого учебного предмета// пособие 3, подготовлено в рамках проекта «Чтение и письмо для развития критического мышления». М.:"ИОО". — 1997. — с. 44.
- Темпл Ч., Стилл Дж., Мередит К. Совместное обучение. М.: «Открытое общество». — 1998. — с. 61−63.
- Темпл Ч., Стилл Дж., Мередит К. Семинар по развитию письменной речи: от самовыражения к письменным аргументам. М. — 1998. — с. 35.
- Тихомиров O.K. Структура мыслительной деятельности человека. М. -1969.- с. 118−120.
- Тихомиров O.K. Психология мышления. М. — 1984. — с. 159.
- Трайнев В.А. Деловые игры в учебном процессе. М.: «Дашков и К».-2002. — 355 с.
- Тутушкина М.К. Практическая психология для менеджеров// учебник. -М. 1998. — 324 с.
- Уманский Л.И. Психология организаторской деятельности школьников: учебное пособие для студентов педагогических институтов. М.: «Просвещение». -1980. — с.48.
- Усачева И.В. Формирование учебной исследовательской дея- тельности. Обучение чтению научного текста. М. — 1986. — с. 88−90.
- Учебно-методическое пособие для слушателей семинара «Новые педагогические технологии в высшей школе». Современный студент в поле информации и коммуникации СПб.: «PETROS». — 2000. — 56 с.
- Фетискин Н.П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика личности и малых групп. М. — 2002. — с. 41−43.
- Фетюхин М.И., Фетюхин Ю. М. Психолого-педагогические основы учебной лекции: учебно-методическое пособие. Волгоград: издательство Волгоградского Государственного университета. — 1997. — с. 15.
- Халперн Д. Психология критического мышления//серия «Мастера психологии». СПб.: «Питер». — 2000. — с. 104−109.
- Хуторской А.В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения"//монография. -М.: изд-во МГУ, 2003.- 416 с.
- Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. № 22 003, с. 58−64.
- ЦукерманГ.А. Зачем детям учиться вместе?. М. — 1985. — с. 73.
- Чередов И.М. Формы учебной работы в средней школе. М. — 1980. — с. 56−57, 84.
- Чертов Л.Ф. Знаковость: опыт теоретического синтеза идей о знаковом способе информационной связи. СПб.: С.-ПбГУ. — 1993.- с. 45.
- Чуприкова Н.И. Умственное развитие и обучение. М. — 1994. — с. 66.
- Шатных А.В. Изучение Зарубежной Европы в курсе 10 класса // География в школе. 1997. — № 6.
- Шатных А.В. Использование лекционно-семинарской системы обучения в процессе преподавания экономической и социальной географии мира в средней школе. Курган, 1996.
- Щенев В.А. Классификация уроков географии нетрадиционной формы// журнал «География в школе». № 2. — 1999. — с.33−35.
- Шишов С.Е., Кальней В. А. Школа: мониторинг качества образования. -М.: издательство Педагогического общества России. 2000. — с. 79.
- Щедровицкий Г. П. Избранные труды. -М.: «Шк.Культ.Полит.»,. 1995. -585 с.
- Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: «Владос», 1999. — с.221.
- Энциклопедия «Большая серия знаний в 16 томах». М.: «Современная педагогика». — 2002. — с. 6−7(4 том). — с.21−23(1 том).
- Энциклопедия «Большая серия знаний в 16 томах"// том «Религии мира». М.: «Современная педагогика»,. — 2002. — 128 е.-
- Юцявичене П.А. Теория и практика модульного обучения. Каунас. -1989.- 137 с.
- Balanca D. The cooperative think tank. 1992. — p. 7−8.
- Bleich David Cubjective Criticism. Baltimor: Johns Hopkins. 1975. — p. 13.
- Bloom B.C. Taxonomy of edicational objectives: The statification of edica-tional goals. New York: Longman. — 1956. — p. 49.
- Buehl Doug Classroom strategies for interactive learning. IRA. — 2001. — p. 24−27.
- Calderhead S. and Gates P. Conceptualising reflection in teacher development.- London: Falmer Press. 1993. — p. 1−9.
- Dillon J.T. Questioning and Teaching: A Manual of Practice. N.Y.: Teachers College Press. — 1998. — p. 38.
- Fred A.J. and Korthagen Linking practice and theory. The pedagogy of realistic teacher edication. Mahwah, New Jewsey, London: Lawrens Erlbaum Associates Pablishers. — 2001, — 312 p.
- Eastern Europe and Commonwealth of Independent States (regional surveys of the world). London. — 1994. — p.3−6.
- Guiding reflective learning. Universiteit Utreht: IVLOS. — 1998. — p. 67.
- Osborn A.F. Applied Imagination. New York: Scribener’s Sons. — 1963. — p. 23.
- Pearson P.D., Fielding L. Comprehension Instruction. p. 13−15.
- Popper K.R. Realism and Aim of Science. London, N.Y.: Routledge. — 1983.- p. 32.
- Rassel. цитата no: d’Angelo. — 1971. — p. 6.
- Sanders N.M. Classroom questions: what kinds?. 1969. — p. 39.
- Vaughan L.L. and Estes Т.Н. Reading and Reasoning Beyond the Primary Crades. Boston: Allyn and Bacon, Ink. — 1986. — p. 58.
- World declaration on higher education for the twenty-first century: Vision and action, Paris, 1998.
- Available: http//www.unesco.org/education/wche/declaration.shtml
- Zeichner K.M., Liston D.P. Teaching student teachers to reflect. Harward Educational Review, 57(1). — 1987.- p.23−48.173. http://www.ucheba.com (статья «Дидактические требования к современному уроку»).