Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Профориентация как условие профессионального самоопределения подростка

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Профессиональный отбор в определенном смысле может уже происходить в период посещения ребенком образовательных объединений в системе ДО, когда на творческом и креативном уровне развития способностей он приобщается к определенным видам профессиональной деятельности. Например: Даша К. проводит занятия для младших, проявляя при этом ярко выраженные педагогические способности; Аня И… Читать ещё >

Профориентация как условие профессионального самоопределения подростка (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Важнейшее средство профессионального самоопределения — это целенаправленная деятельность, предполагающая оказание помощи детям в сознательном выборе профессии в соответствии со своими способностями и интересами, то есть речь идет о профориентационной работе.

Профессиональная ориентация, результатом которой является социально-профессиональное самоопределение, трактуется как система равноправного взаимодействия личности и общества (различные социальные институты, ответственные за решение данной проблемы) на определенных этапах развития человека, оптимально соответствующая его личностным особенностям и запросам рынка труда в конкурентоспособных кадрах[1].

Профориентационную работу следует рассматривать как органическую составную часть воспитательного и образовательного процессов, которая тесно связана с другими направлениями деятельности учебных и воспитательных учреждений. В то же время у профориентации есть свой предмет, специфические задачи, формы и методы. Профориентацию выделяют в самостоятельную область знаний, которая находится на стыке разных наук (педагогики, психологии, социологии, экономики, физиологии).

В педагогической науке и практике профориентация рассматривается как система социально-педагогических мер, направленных на подготовку молодежи к сознательному выбору профессии.

Цель профориентации — помочь ребенку выбрать сферу деятельности, а с ней профессию, отвечающую его способностям и возможностям, содействовать развитию профессиональных склонностей и интересов.

Реально профессиональный выбор ребенком осуществляется не только как собственное решение, поскольку он еще не готов в полной мере осознать все стороны своей будущей жизни. Он нуждается в поддержке взрослых, специалистов, близких людей, всего общества. Результатом этой поддержки является осознанный, самостоятельный и обоснованный выбор своего жизненного и профессионального пути.

Высший уровень профориентации, как отмечают Е. Ю. Пряжникова и Н. С. Пряжников, — это профессиональное самоопределение, когда человек готов самостоятельно и осознанно делать ответственные жизненные и профессиональные выборы без посторонней помощи. «Полноценная системная профориентация должна быть направлена на постепенное формирование субъекта самоопределения — это конечная (идеальная) цель»[2].

Дополнительное образование вносит значительный вклад в профессиональную работу с детьми. В этой связи педагогам ДО необходимо иметь системное представление о данном процессе и определить конкретный вклад в профориентационную работу с детьми конкретного образовательного объединения.

Профориентационная работа решает широкий круг задач:

социальных - способствует становлению ответственного члена общества, готового к самореализации;

экономических - регулирует сферу занятости и трудовые потоки; развития личности - формирует качества личности, необходимые для выбора профессии, обучения и успешной работы; воспитательных — воспитывает трудолюбие, ответственность, добросовестность и другие социально и лично важные качества; образовательных — дает знания о мире профессий и отдельных профессиях;

мотивационных - мотивирует воспитанников на совершение обоснованного выбора профессии.

Традиционно профессиональная ориентация строится на основе триады: «хочу» (желание подростка) — «могу» (его способности, знания, умения, полученное обучение) — «надо» (потребности общества, возможности региональной системы занятости населения).

Как происходит работа по профориентации? Сначала надо определить жизненные и профессиональные планы детей, а затем организовать работу в соответствии с их возможностями и планами.

Выбор профессии обусловлен не только ориентацией на ту или иную профессию, но и выбором желаемого для себя социального положения в обществе, стиля жизни, планами в других сферах жизни — как подросток собирается распределять время между работой, семьей, друзьями, увлечениями; какой уровень дохода хочет иметь; насколько спокойной или рискованной должна быть работа и т. д. Избираемая профессия становится средством достижения всех этих планов.

Таким образом, профессиональная ориентация определяется как подготовка молодежи к выбору не только профессии, но и своего места в обществе.

В зависимости от образовательной программы ДО, се профессиональной направленности, задач педагога, заказа детей и родителей профориентационной работе может отводиться разное время. Есть программы дополнительного образования, которые нацелены на подготовку детей к выбору конкретной профессии (См., например, приложения 4,5). В этом случае педагог дополнительного образования может выполнять важнейшую для ребенка и его семьи профориентационную функцию.

Система профориентационной работы включает в себя деятельность по следующим направлениям:

  • 1. Профессиональное просвещение.
  • 2. Профессиональная диагностика.
  • 3. Профессиональная консультация.
  • 4. Профессиональный отбор.
  • 5. Профессиональная адаптация.
  • 6. Профессиональное воспитание.

Профессиональное просвещение — «сообщение детям сведений о различных профессиях, их значении для народного хозяйства, потребностях в кадрах, условиях труда, грсбованиях, предъявляемых профессией к психофизиологическим качествам личности, способах и путях их получения, оплате труда»[3]. Воспитанники должны знать основные общетрудовыс понятия: культура труда, трудовая дисциплина, принципы планирования, структура предприятия и т. п.

Работа по профпросвещению включает в себя профессиональную информацию, профессиональную пропаганду (пропаганду отдельных, необходимых обществу профессий) и профессиональную агитацию (агитацию с целью заполнения вакантных мест в профессиональных учебных заведениях и на производстве).

Получить информацию можно из книг, справочников, энциклопедий (почти в каждой библиотеке есть энциклопедии «Мир профессий», «Моя профессия», подборки журналов с описанием профессий, издававшихся в 60−80-е годы). Сведения в этих изданиях частично устарели, но основные характеристики профессий в них даны. Современные справочники издаются службами занятости и различными центрами при департаментах образования регионов. Как правило, они размещают эту информацию на своих сайтах или публикуют в виде справочников и различных брошюр.

Другие источники — средства массовой информации (журналы, газеты, телепередачи). При их чтении и просмотре надо обращать внимание воспитанников на описание труда и профессий, обсуждать, как дети воспринимают профессии. Много описаний профессий (профессиограмм) содержится в Интернете.

Целесообразно приглашать для встреч с детьми представителей профессий из различных предприятий, из организаций. Информация, полученная в разговорах с людьми, может оказаться самой действенной.

Большую помощь в профпросвещении могут оказать работники службы занятости и центров профориентации. Они располагают информацией о потребности в кадрах, об учебных заведениях, могут подсказать воспитанникам, как легче получить желаемую профессию.

Как правило, профпросвещением и профагитацией занимаются и представители учебных заведений, студенты учреждений высшего, начального и среднего профессионального образования. Педагог вместе с детьми может определить источники интересной для них информации.

Предварительная профессиональная диагностика направлена на выявление интересов и способностей личности к той или иной профессии. Для педагогов ДО важно изучить характерные особенности личности: ценностные ориентации, интересы, потребности, склонности, способности, профессиональную направленность, профессиональные намерения, мотивы выбора профессии, черты характера, темперамент, состояние здоровья. Диагностику психологических особенностей лучше доверять специалисту, но педагогу ДОД важно иметь эту информацию, чтобы понимать основные особенности ребенка и использовать способы формирования и развития необходимых качеств.

Профессиональная консультация нацелена в основном на оказание помощи в выборе профессии со стороны специалистовпрофконсультантов. Педагог ДОД может также оказать консультационную помощь в форме беседы, игры, привлечения учащихся к дискуссии.

Выделяют три типа профконсультаций.

  • 1. Подготовительная профконсультация должна подвести подростков к осознанному выбору профессии. Так, например, педагог, приступая к освоению программы дополнительного образования или при проведении первой встрече с объединением детей, может проконсультировать детей и родителей о важности освоения данной программы для осознанного выбора профессии и что для этого можно сделать самому ребенку.
  • 2. Цель завершающей профконсультаций — оказание помощи ребенку в выборе профессии в соответствии с выявленными в ходе изучения программ интересами, склонностями и психофизиологическими особенностями ребенка. Педагог ДО, наблюдая за деятельностью детей на занятиях, при выполнении практических работ и проектов обнаруживает часто такие склонности ребенка, которые никак не проявлялись в школе. Именно в детском объединении ДО актуализировались такие важные свойства, качества, которые важно учесть ребенку при выборе профессии. В этой ситуации очень многое будет зависеть от того, как педагог сможет провести разговор с ребенком и родителями, насколько убедительны будут его аргументы и весомо представлены достижения воспитанника. Для убедительности и ответственности консультации педагог дополнительного образования может привлечь специалистов-профконсультантов.
  • 3. Уточняющая профконсультация нередко выходит за рамки школы и осуществляется в средних профессионально-технических училищах, вузах, на предприятиях и т. п. Педагог ДО может дать соответствующую рекомендацию.

Для ряда педагогов дополнительного образования профконсультации имеют важное значение при проектировании и реализации индивидуальных образовательных программ ребенка, в которых отражен их замысел освоения вида деятельности, необходимого для будущей планируемой ребенком профессии. Поскольку у каждого воспитанника, который пришел осваивать программу дополнительного образования, свои целевые установки, в том числе связанные с выбором профессии, то педагогу важно учитывать, на каком этапе выбора профессии находится ребенок.

На каждом из этапов выбора профессии профконсультация проходит по-разному. На первом этапе подготовка воспитанников к выбору профессии немыслима без развития самооценки и положительных качеств личности. При этом профконсультация, прежде всего, носит развивающий характер.

Проводить такую консультацию можно по следующему плану:

  • — обсуждение интересов, возможностей, ограничений ребенка, его планов — жизненных и выбора будущей профессии;
  • — предоставление ребенку информации о профессиях, путях их выбора, учебных заведениях и пр.;
  • — обсуждение предоставленной информации;

обсуждение и анализ возможных вариантов выбора профессии.

На втором этапе профконсультация носит рекомендательный характер и решает такие основные задачи: соответствие состояния здоровья требованиям выбираемой профессии, психологическая готовность личности к овладению избранной профессией, справочная информация о содержании и характере труда, возможностях получения специального образования, профессиональной подготовки и трудоустройства.

Третий этап профконсультации связан с поступлением выпускника в профессиональное учебное заведение или непосредственно на работу. Его можно назвать еще формирующим, ибо основная задача на этом этапе — помочь молодому человеку утвердиться в профессиональном выборе.

При соответствующей подготовке педагог дополнительного образования может проводить или организовывать, привлекая специалистов, как индивидуальные, так и групповые консультации, соблюдая при этом этические принципы работы профконсультанта.

  • 1. Ответственность. Консультант несет персональную ответственность за адекватность используемых методов, правильность проведения диагностики, обоснованность выводов и рекомендаций.
  • 2. Компетентность. Профконсультант должен иметь необходимую специальную теоретическую и практическую подготовку; использовать приемы и методы, соответствующие ситуации консультации, его квалификации, личным возможностям, постоянно повышать свою квалификацию.
  • 3. Добровольность. Подросток участвует в профконсультации по собственному желанию и имеет право отказаться от какого-либо вида работы с консультантом без объяснения причин.
  • 4. Конфиденциальность. Информация, полученная профконсультантом в процессе работы с клиентом, не подлежит разглашению (сознательному или случайному), а передача её другим лицам возможна лишь с согласия консультируемого и если это соответствует его интересам.
  • 5. Активность. Консультируемый самостоятельно принимает решение. Консультант оказывает информационную и психологическую помощь в ответ на запрос клиента, создает условия и поощряет активность и самостоятельность подростка в принятии им решения.
  • 6. Позитивный эффект. Профконсультант интерпретирует полученные результаты с позиции соответствия психологических особенностей учащегося требованиям конкретной профессии с учетом перспектив ее развития. Он акцентирует внимание на возможностях подростка, поддерживает и стимулирует его активность.
  • 7. Лояльность. Профконсультант уважает личность клиента и защищает его право на свободу в профессиональном самоопределении. Интересы консультируемого являются приоритетными. В общении консультант должен проявлять доброжелательность, тактичность.

Профессиональный отбор (подбор) проводится с целью выбора лиц, которые с наибольшей вероятностью смогут успешно освоить конкретную профессию и выполнять связанные с нею трудовые обязанности. В процессе профессионального отбора (подбора) определяется профессиональная пригодность человека на основе существующих у людей физиологических и интеллектуальных различий.

Профессиональный отбор в определенном смысле может уже происходить в период посещения ребенком образовательных объединений в системе ДО, когда на творческом и креативном уровне развития способностей он приобщается к определенным видам профессиональной деятельности. Например: Даша К. проводит занятия для младших, проявляя при этом ярко выраженные педагогические способности; Аня И., десятиклассница, участвуя во Всероссийском конкурсе среди профессионалов, входит в десятку лучших дизайнеров страны.

Профессиональная адаптация проводится при поступлении на работу. В ходе процесса выявляются недостатки предшествующей профессиональной ориентации и профессиональной подготовки, осуществляется процесс формирования новых установок, потребностей, интересов в сфере труда и, наконец, выявляется, насколько жизненные планы оказались реальными. Поэтому адаптация является своеобразным критерием эффективности профориентационной работы с подростками и молодежью. Многие исследователи считают, что процесс профессиональной адаптации начинаегся непосредственно на работе, другие утверждают, что начало этого процесса закладываются еще в школьный период, и подразделяют его на четыре периода: подготовка к труду в учебном учреждении, выбор профессии, профессиональная подготовка, начало трудовой деятельности.

В процессе адаптации происходит активное включение человека в ту или иную социальную, профессиональную группу, освоение социально-психологических отношений в этой группе. Следовательно, в профессиональной адаптации можно выделить две взаимосвязанные стороны: профессиональную и социально-психологическую.

Профессиональная адаптация в системе дополнительного образования проявляется наиболее ярко при организации проектной деятельности, особенно при выполнении проектов с высоким уровнем профессиональной направленности, а также в различных видах социально-профессиональных практик.

Профессиональное воспитание — это процесс формирования у детей потребности в труде и профессиональной деятельности. Цель профессионального воспитания — формирование личности труженика, отвечающего требованиям современного производства и социального прогресса, обладающего высокими нравственными и профессиональными качествами (чувство долга, ответственности, профессиональной чести и достоинства).

Данный аспект профориентации пронизывает процесс освоения любой программы дополнительного образования, поскольку каждая предусматривает формирование комплекса социально и личностно значимых качеств, которые необходимы для высоких достижений в любой профессии. При этом эффективным средством профессионального воспитания является та система гуманных и товарищеских отношений, которые, как правило, формируются в условиях дополнительного образования.

Отметим, что проектирование индивидуальной образовательной программы ребенка повышает возможности профессионального воспитания.

Таким образом, в условиях дополнительного образования могут быть успешно организованы все направления профориентационной работы и эффективно реализована важнейшая функция психологопедагогического сопровождения детей — педагогическая поддержка профессионального самоопределения.

  • [1] Чистякова С. Н., Лернер Т. С., Родичев Н. Ф., Титов Е. В. Педагогическаяподдержка профессионального самоопределения старшеклассников. — М.:Новая школа, 2004. — С 9.
  • [2] Пряжникова Е. Ю., Пряжников Н. С. Указ. соч. — С. 3.
  • [3] Профессиональная ориентация учащихся: учеб", пособие для студентов пед. ин-тов/под ред. А. Д. Сазонова.- М.: Просвещение, 1988. — С.68.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой