Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Изучение особенностей поэтического языка в процессе анализа лирических произведений в старших классах средней школы

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В литературном произведении одним из главных средств создания художественных образов является язык. Язык художественной литературы, особенно стихотворная речь, — явление сложное и многогранное, развивающееся по особым законам и имеющее свои специальные задачи. Анализируя язык художественных произведений, исследователи сталкиваются с рядом нерешенных проблем, касающихся особенностей поэтической… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава I. Теоретические основы изучения особенностей поэтического языка на уроках литературы
    • 1. 1. Проблемы изучения поэтического языка в лингвистике и литературоведении
    • 1. 2. Опыт изучения поэтического языка лирического произведения в отечественной методике
    • 1. 3. Психолого-педагогические особенности восприятия и анализа поэтического языка лирических произведений в старших классах
  • Глава II. Методика изучения языка лирических произведений в старших классах средней школы
    • 2. 1. Обобщение- первоначальных сведений о поэтическом языке, сформированных на уроках литературы в 5−9 классах (на примере лирики Ф. И. Тютчева в 10 классе)
    • 2. 2. Развитие и углубление понятия «стилистическая фигура» поэтической речи (на примере лирики А. А. Фета в 10 классе)
    • 2. 3. Обогащение представлений учащихся об особенностях поэтического языка при изучении лирики XX века в И классе (итоги обучающего эксперимента)

Изучение особенностей поэтического языка в процессе анализа лирических произведений в старших классах средней школы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность избранной темы исследования «Изучение особенностей поэтического языка в процессе анализа лирических произведений в старших классах средней школы» определяется рядом причин, прежде всего возросшим интересом современной методики к вопросам поэтики и языка художественных произведений, тенденцией к интеграции русского языка и литературы как учебных предметов, а также неразработанностью данной проблемы в методике школьного преподавания литературы.

В системе литературного образования изучение лирических произведений составляет органическую часть учебного процесса. Анализ поэтических текстов в школе, их интерпретация вызывают особые сложности, которые обусловлены особенностями поэтической речи, спецификой восприятия школьниками лирического произведения, общекультурной и психологической подготовкой учащихся.

На разных этапах формирования и развития науки о литературе в том или ином виде существовали понятия «художественная речь» и «поэтический язык». Понятие «художественная речь» как стилистическое шире термина «речь (язык) художественной литературы», однако в некоторых литературоведческих работах стилистика (или даже лингвистика) и поэтика не имеют разграничений, то есть поэтика рассматривается как часть стилистики (либо — лингвистики), объект которой — речь литературы, а сама форма искусства слова трактуется лишь как определенная разновидность речи. Данная точка зрения имеет давнюю традицию, начиная с поэтики Аристотеля [11], форма «искусства слова» понимается как совершенно особый вид речи, наделенный присущими ему лексикой, синтаксисом, фразеологией и прочими языковыми категориями. Понятие «поэтический язык» характеризуется особенностями, определяющими его объем и содержание, которые основываются на психолингвистической базе. Данные особенности выделяются при анализе стиха как конструкции, в которой все элементы находятся во взаимном соотношении. Доминирующим вопросом в области изучения поэтического языка является аспект значения и смысла поэтического слова. Стиховой строй усиливает специфические свойства художественного слова, которые с Предельной интенсивностью выражены в лирике.

В литературном произведении одним из главных средств создания художественных образов является язык. Язык художественной литературы, особенно стихотворная речь, — явление сложное и многогранное, развивающееся по особым законам и имеющее свои специальные задачи. Анализируя язык художественных произведений, исследователи сталкиваются с рядом нерешенных проблем, касающихся особенностей поэтической формы речи, которые еще недостаточно изучены ни литературоведением, ни языкознанием. К одной из таких проблем относятся вопросы поэтического синтаксиса. Поэтический синтаксис — это система специальных средств построения речи, способствующих усилению ее образной выразительности. Особенности построения речи в произведении всегда связаны со своеобразием изображаемых в нем характеров и жизненных положений, с их авторской оценкой. Сказанное выше поясняет то особое значение, которое имеет в языке литературных произведений поэтический синтаксис и главные из составляющих его специальных средств построения образно-выразительной речи — фигуры поэтической речи. В «Словаре литературоведческих терминов» отмечается, что синтаксис стиха — «необъятная гамма выразительных возможностей стихотворной речи. повышенная эмоциональность которой ведет к тому, что стих насыщается обращениями, восклицаниями, вопросами, оборванными предложениями и пр.» [238, С. 352, 353].

Вопросы поэтического языка в разное время привлекали внимание таких ученых-лингвистов и ученых-литературоведов, как А. А. Потебня, В. В. Виноградов, Г. О. Винокур, JI. В. Щерба, Б. М. Эйхенбаум, Б. В. Томашевский, В. М. Жирмунский, Ю. Н. Тынянов, Г. Н. Поспелов, Ю. М. Лотман, JI. Я. Гинзбург, Б. Я. Бухштаб, J1. Ю. Максимов, А. Д. Григорьева, И. И. Ковтунова, М. М. Гиршман и др. [4, 6, 19, 29, 34, 36, 37, 38, 39, 40, 55, 56, 58, 59, 61, 62, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 82, 83, 85, 91, 92, 93, 110, 111, 112, 114, 121, 131, 142, 144, 153, 154, 172, 188, 189, 192, 193, 237, 253, 261, 262, 267, 276, 285, 287, 288, 290, 291, 292, 294, 295]. Их исследования проводились на материале английской, романо-германской и русской поэзий. В. В. Виноградов писал: «Поэтическая речь — искомая величина, речь художественного произведения — данность. И только через исследование приемов словесной организации литературных произведений можно приблизиться к раскрытию, поэтических форм языка вообще.» [33, С. 11].

Проблемы школьного изучения поэтических текстов с точки зрения их синтаксической организации рассматривались и учеными-методистами. В работах известных педагогов JI. И. Поливанова, Н. М. Соколова, М. А. Рыбниковой, Н. О. Корста [122, 185, 235, 242], а также в публикациях современных исследователей О. Ю. Богдановой, М. Г. Качурина, А. М. Лисовского, Е. А. Маймина, В. Г. Маранцмана, В. П. Медведева, 3. Я. Рез, Л. В. То’дорова и др. [9, 48, 66, 77, 88, 97, 98, 104,. 107, 117, 138, 149, 150, 151, 155, 158, 162, 163, 164, 165, 186, 207, 208, 211, 236, 247, 257, 278], обращавшихся к методике изучения лирических произведений в школе, отмечается важность работы над поэтическим языком лирического произведения, подчеркивается особая роль синтаксических средств в создании поэтического текста. Однако очевидным остается тот факт, что вопросы, касающиеся изучения в школе лирического произведения с точки зрения особой синтаксической организации поэтического текста, поэтического синтаксиса, до сих пор являются наименее разработанными и в современной методике преподавания литературы.

В своем исследовании мы опирались на точку зрения. Д. Н. Шмелева, отмечавшего, что «исследователь не может ограничиться лишь выяснением того, какие средства из общенародного языка данный писатель использует с наибольшим пристрастием и какие не использует совсем. Для того чтобы понять „индивидуальный стиль“ писателя, важно определить всю совокупность средств выразительности, которые отбирает писатель. А чтобы правильно оценить эти средства, необходимо учитывать, чему они служат. И следовательно, все художественные приемы настолько связаны друг с другом, настолько неотделимы от тех художественных задач, которые писатель ставит перед собой, т. е. от всего многообразия „содержания“, которое несет данное произведение, что в результате мы приходим к требованию — учитывать при стилистическом анализе произведения все стороны его структуры в их взаимосвязи и взаимообусловленности» [290, С. 110−111], а также Н. О. Корста, который, опираясь на теоретические выводы JI. В. Щербы [292, С. 129], подчеркивал: «целью и' задачей изучения языка художественного произведения, с одной стороны, является показ тех лингвистических средств, посредством которых выражается идейное и связное с ним эмоциональное содержание литературных произведений, но, с другой стороны, это изучение индивидуального стиля писателя» [122, С. 251].

В современных исследованиях подчеркивается важность изучения языка художественной литературы в средней школе. «Изучение языка русской художественной литературы имеет первостепенное значение как в преподавании русской литературы, так и в обучении русскому языку. Первое обусловлено тем, что язык представляет собой первоэлемент литературы, без которого она как определенный вид искусства не существует. Второе объясняется тем, что язык художественной литературы наиболее полно и ярко воплощает в себе лучшие качества литературного языка, его неисчерпаемые жизненные силы и творческие возможности, удивительное богатство разнообразных средств, гибкость и точность в выражении тончайших оттенков мысли и т. д. Особую роль язык русской художественной литературы играет в преподавании русского языка и литературы на продвинутом этапе обучения, т. е. в старших классах» , — отмечает Н. М. Шанский [286, С. 111]. На уроках литературы в школе обычно проводится анализ текста, в основном направленный на изучение содержательного плана произведения (сюжет, композиция, образная система), а анализу языка уделяется значительно меньшее внимание. Однако рассмотрение всех элементов языковой структуры с учетом контекста необходимо, так как каждый смысловой и языковой элемент не случаен, важен для писателя и оказывает непосредственное влияние на • восприятие читателя. Предлагать методику изучения художественного текста с учетом особенностей поэтического t языка целесообразно в старших классах, когда уже изучен и осмыслен весь курс русского языка.

Основная цель нашей работы — на основе анализа научной и методической литературы теоретически обосновать и разработать методику изучения поэтических текстов в старших классах средней школы, учитывающую особенности поэтического языка, способствующую углублению восприятия лирического произведения и развивающую эмоциональную сферу старшеклассников в процессе изучения лирики. Из возможных направлений работы мы выделили следующие: развитие интереса к содержательности художественной формы лирического произведения, особенностям поэтического языка, поэтического синтаксиса.

Объект исследования — процесс изучения лирических произведений в старших классах средней общеобразовательной школы.

Предмет исследования — методика изучения особенностей поэтического языка и приемы анализа лирических произведений с точки зрения особой организации поэтического текста поэтического синтаксиса на уроках литературы в старших классах.

В ходе данного исследования нами была выдвинута следующая гипотеза: изучение лирических произведений в старших классах средней школы будет наиболее эффективным, если.

— актуализируются знания о поэтическом языке, полученные на уроках русского языка и литературы в 5−9 классах;

— осуществляется поэтапное формирование представлений старшеклассников о поэтическом языке как развивающемся явлении (от обобщения ранее изученного о языке русской классической поэзии.

XIX века —> к новым знаниям в области поэтического языка начала.

XX века);

— учитывается место языковых единиц текста различных уровней (фонетика, лексика, синтаксис), а также метро-ритмических средств (ритм, рифма, размер) и их роль в постижении содержания лирического произведения.

Реализация поставленной цели и проверка выдвинутой гипотезы обусловили следующие задачи исследования:

— изучить лингвистическую, литературоведческую и методическую литературу по данной проблеме;

— рассмотреть варианты изучения синтаксических фигур поэтической речи и их особенностей на уроках литературы в старших классах;

— разработать, и экспериментально проверить методические рекомендации по изучению особенностей поэтического языка лирических произведений (на примере поэзии Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, И. Ф. Анненского, А. Белого, В. Хлебникова, И. Северянина) — - выявить условия, методы и приемы анализа лирического текста, способствующие постижению своеобразия поэтического языка художественного произведения.

Методологической основой исследования явились труды по литературоведению, лингвистике, методике преподавания русского языка и литературы, связанные с нашей проблемой.

Поставленные задачи решались при помощи следующих методов исследования:

1. теоретические — изучение и анализ литературоведческой, лингвистической, психологической, педагогической и методической литературы, школьных программ, учебников и методических пособий;

2. экспериментальные — проведение анкетирования, констатирующего и обучающего экспериментаанализ письменных работ учащихся.

Исследование носило теоретико-экспериментальный характер и проводилось в несколько этапов:

1. Изучение литературы по проблеме исследования, определение цели, гипотезы исследования, проведение анкетирования, констатирующего эксперимента, разработка теоретической основы диссертации — 1993;1995 гг.

2. Проведение обучающего эксперимента в школах г. Москвы (школах №№ 58, 72, 521-, гимназии № 1526, лицее № 1535, лицее Международного университета) -1995;1999 гг.

3. Анализ, систематизация полученных результатов, оформление работы — 1999;2000 гг.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в следующем: '.

— теоретически обоснована и экспериментально проверена методика изучения особенностей поэтического языка лирических произведений в старших классах средней школы с учетом новейших исследований в литературоведении, лингвистике, методике преподавания русского языка и литературы;

— определены основные этапы и пути формирования у старшеклассников представлений об особенностях поэтического языка лирических произведений (от языка классической поэзии XIX в. к языку поэзии начала XX в.);

— уточнен круг теоретико-литературных понятий, необходимых для постижения поэтического языка писателя, его индивидуальности и углубления восприятия художественного текста в процессе изучения лирических произведений в 10−11 классах средней школы. Практическая значимость работы состоит в том, что в ней предложены теоретически обоснованные и экспериментально проверенные методические рекомендации к изучению лирических произведений с. учетом особенностей их синтаксической организации. Материалы исследования могут быть использованы в практике преподавания литературы в школах, лицеях и гимназиях гуманитарного профиля, а также при проведении лекций, практических занятий, спецкурсов и спецсеминаров по методике преподавания литературы в педагогическом вузе. Достоверность выводов подтверждается данными констатирующего й обучающего экспериментов. Результаты работы опираются на данные анкет и письменных работ учащихся. Всего в экспериментальной работе приняло участие свыше 400 учащихся старших классов средних школ г. Москвы. Результаты работы оценивались на основе анализа анкетных данных, устных и письменных ответов учащихся, их творческих работ.

Апробация материалов исследования осуществлялась на заседаниях кафедры методики преподавания литературы Mill У, в выступлениях автора на Голубковских чтениях (Москва, 1995, 1997, 1998 гг.).

Методические рекомендации автора внедрены в практику преподавания литературы в школах №№ 58, 72, 521, гимназии № 1526, лицее № 1535, лицее Международного университета г. Москвы и получили положительную оценку.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Изучение особенностей поэтического языка на уроках литературы способствует более глубокому постижению школьниками текста лирического произведения, расширяет их представления о средствах художественной изобразительности, развивает эстетический вкус.

2. Углубление представлений старшеклассников, о поэтическом мире художника слова, идейном своеобразии лирического произведения, содержательностй его художественной формы возможно при разработке комплекса специальных заданий по изучению особенностей поэтического языка.

3. Анализ поэтического текста с учетом его фонетических, лексико-фразеологических, интонационно-ритмических, морфологических и стилистических особенностей с большей эффективностью может быть обеспечен на межпредметном уровне (взаимодействие уроков русского языка и литературы).

Структура работы.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Выводы по II-ой главе:

1. Анализ существующего теоретического и научно-методического опыта работы в интересующей нас области изучения лирического произведения в старших классах средней школы позволил нами наметить этапы работы по изучению поэтического языка и его особенностей, сформулировать условия эффективности этой работы, разработать систему заданий для самостоятельной работы учащихся.

2. Основными условиями эффективности работы над особенностями языковой системы лирических произведений XIX, — XX веков в старших классах, обеспечивающими закрепление знаний и дающих возможность расширить знакомство школьников с творчеством разных поэтов являются следующие:

— изучение поэтического языка должно носить систематический, последовательный характер (от языка классической русской поэзии к решительному преодолению традиции, отказу от форм построения поэтической речи в поэзии начала XX века);

— использование терминологии современного литературоведения;

— привлечение знаний и умений учащихся, полученных на уроках русского языка и развития речи;

— сочетание коллективной и индивидуальной самостоятельной работы при анализе поэтических текстов;

— опора на исследования формальной и структурной школ в литературоведении.

3. Необходимыми этапами работы являются:

— обобщение первоначальных сведений о поэтическом языке сформированных в процессе обучения в 5−9 классах —" развитие понятия «поэтическая речь» в 10 классе —" обогащение представлений учащихся об особенностях построения поэтических текстов при изучении лирики XX века в 11 классе;

— анализ поэтического текста, учитывающий его фонетические, лекси-ко-грамматические, интонационно-ритмические, графические и стилистические особенности;

— сопоставление систем поэтического языка русской классической литературы XIX века с новаторской системой поисков и экспериментов в области поэтического языка начала XX века.

— изучение особенностей языка лирических произведений XIX — XX веков должно проводится при рассмотрении стихотворений, в которых наиболее ярко нашли отражение художественные открытия в области поэтического языка.

4. Результаты обучающего эксперимента показали в целом высокий уровень переноса полученных знаний об особенностях поэтического языка лирических произведений на практику анализа поэтических текстов в 11 классе.

5.Большинство учащихся (63%) обнаружили интерес к исследовательской деятельности, понимание особенностей поэтического языка и умение анализировать текст. Это проявилось в том, что учащиеся показали умение привлекать при анализе знания, полученные на уроках русского языка и литературы в 1−9 классах, в том числе умение сопоставлять, использовать теоретико-литературные понятия, производить комплексный анализ в единстве содержания и формы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Язык художественной литературы, а особенно стихотворная речь, -явление сложное и многогранное, развивающееся по особым законам и имеющее свои специальные задачи. Изучение поэтического языка лирических произведений в школе, как показало наше исследование,' представляет определенную сложность для учащихся старших классов.

Неполноценность восприятия лирики учащимися 10−11 классов можно объяснить прежде всего недостаточным пониманием старшеклассниками специфики поэтического языка. Факты поэтического языка, воспринимаемые в единстве с содержанием лирического произведения, останавливают на себе внимание учащихся только тогда, когда требуют от читателя дополнительных усилий, поражают воображение особой яркостью и необычностью или когда кажутся читателю неудачными.

В ходе диссертационного исследования, посвященного изучению особенностей поэтического языка в процессе анализа лирических произведений в старших классах средней школы, нами были в целом разрешены задачи, сформулированные во введении. В своей работе мы исходили из того, что изучение поэтического языка должно носить систематический, последовательный характер, обладать научностью и учитывать специфику восприятия лирического произведения старшеклассниками. В этой связи необходимо:

— формировать представление о языке поэтического произведения как об особой системе словесного, образного и стилистического единства;

— осуществлять поэтапное формирование представлений о языке русской классической поэзии XIX века к новым знаниям из области поэтического языка XX века;

— актуализировать знания о поэтическом языке, полученные на уроках русского языка и литературы в 5−9 классах;

— уделять пристальное внимание анализу лирических текстов с точки зрения единства их содержания и формы.

Необходимым условием реализации поставленных задач становится активизация исследовательской и самостоятельной творческой деятельности учащихся на всех этапах изучения проблемы.

В результате эксперимента подтвердилась гипотеза о том, что изучение лирических произведений в старших классах средней школы будет более эффективным при поэтапном формировании представлений учащихся о поэтическом языке как развивающемся явлении (от обобщения ранее изученного о языке русской классической поэзии XIX века —> к новым знаниям в области поэтического языка поэтов XX века) — активизации знаний о поэтическом языке, полученных на уроках русского языка и литературы в 5−9 классахучете места языковых единиц текста различных уровней (фонетика, лексика, синтаксис), а также метро-ритмических средств (ритм, рифма, размер) и их роли в постижении содержания лирического произведения.

Теоретически и экспериментально мы доказали, что а) взаимосвязь этапности в работе (формирование, развитие, систематизация и обогащение знаний учащихся об особенности поэтической речи) — б) анализ лирического текста в единстве содержания и формы, учитывающий его фонетические, лексико-грамматические, интонационно-ритмические и стилистические особенностив) сопоставление систем поэтического языка классической литературы XIX века с новаторской системой поисков и экспериментов в области поэтического языка начала XX века — все это дает положительный результат, способствует более глубокому постижению лирики как особого рода литературы, формирует эмоциональный и интеллектуальный мир старшеклассников, развивает их речь.

Наши методические рекомендации, учитывающие изучение особенностей поэтического языка лирических произведений в старших классах средней школы, привлечение при анализе поэтического текста знаний, полученных на уроках русского языка и литературы в 5−9 классах, а также своеобразие восприятия лирики старшими школьниками, основывались на изучении теоретических исследований в области литературоведения, лингвистики, психологии и методики преподавания русского языка и литературы, а также на результатах эксперимента. Анализ письменных ученических работ на заключительном этапе эксперимента показал, что старшие школьники:

— привлекают при анализе поэтического текста знания, полученные на уроках русского языка и литературы в 5−9 классах;

— опираются при анализе поэтического текста на теоретико-литературные понятия;

— учитывают место языковых единиц текста различных уровней (фонетика, лексика, синтаксис), а также метро-ритмических средств (ритм, рифма, размер) и их роли в постижении содержания лирического произведения.

Однако в ходе эксперимента нам удалось также выявить характер трудностей, с которыми столкнулись учащиеся при самостоятельном анализе лирических стихотворений с точки зрения особенностей поэтического языка (анализ изобразительно-выразительных средств и синтаксических фигур поэтической речи зачастую проводился в отрыве от содержания произведения, стилистической манеры автора, не учитывались некоторые стороны анализа поэтического текста, нередко допускались неточности в использовании теоретических понятий).

Перспективы исследований в данной области могут быть связаны с поиском эффективных приемов и методов, делающих анализ лирических произведений ярким и интересным, продолжением исследований в области изучения особенностей поэтического языка лирических произведений в старших классах средней школы на материале изучения поэзии XX века, развивающейся часто под знаком отказа от традиционной поэтической неры и в русле исканий модернизма и постмодернизма.

Показать весь текст

Список литературы

  1. С. И. Творческое чтение. Л., 1925. — 136 с.
  2. Авлова-Шперлинг Т. Г., Краснова Н. В. Тайны словесного искусства. (Введение в поэтику). Книга для учителя. М., 1994. — 64 с.
  3. Г. Н. О некоторых особенностях поэтического синтаксиса // Вопросы языкознания. 1977. — № 1. — С. 96−108.
  4. Анализ художественного произведения й развитие речи учащихся (VI -VII классы вечерней школы) / Под ред. Е. С. Петуниной. М., 1962. — 64 с.
  5. Анализ художественного текста. Сб. статей. Вып. 1. — М., 1975. — 120 с.
  6. Анализ художественного текста. Сб. статей. Вып. 2. — М., 1976. — 103 с.
  7. Анализ художественного текста. Сб. статей. Вып. 3. — М., 1979. — 96 с.
  8. В. К. Лингвистический анализ текста в школе // Работа с текстом на уроке словесности. Псков, 1997. — С. 3−10.
  9. Аристотель. Риторика. Поэтика. М., 2000. — 221- с.
  10. В. В., Чеснокова Л. Д. Русский язык. Учебник для 4−8 кл. М., 1988.-256 с.
  11. В. С, История русской поэзии 1730−1980. Компендиум. М., 1994. — 296 с.
  12. М. М. Эстетика словесного искусства. М., 1979. — 423 с.
  13. А. Символизм как миропонимание. М., 1994. — 528 с.
  14. С. Е. Зевгма: Русская поэзия от маньеризма до постмодернизма. Пособие для учащихся. М., 1994. — 288 с.
  15. Д. Д. Мир как красота. О «Вечерних огнях» А. Фета. М., 1975.- 112 с.
  16. О. Ю. Развитие мышления старшеклассников на уроках литеяратуры: Пособие к спецкурсу. М., 1979. — 74 с.
  17. В. Я. Ремесло поэта. М., 1981. — 399 с. t
  18. Н. С. Валерий Брюсов. Очерк творчества. М., 1975. — 240 с.
  19. . Я. Вступительная статья // А. А. Фет. Полное собр. Стихотворений. Л., 1959. — С. 5−78.
  20. . Я. А. А. Фет. Очерк жизни и творчества. Изд. 2-е. — Л., 1990.- 138 с.
  21. В. В. Поэтика. М., 1927.
  22. В. В. О теории художественной речи. М., 1971. — 240 с.
  23. Г. О. Слово и стих в «Евгении Онегине» // Пушкин. М., 1941. -С. 188−200.
  24. Г. О. филологические исследования: Лингвистика и поэтика. -М., 1990. -452 с.
  25. М. В. О языке и стиле стихотворения Н. А. Некрасова «Железная дорога» // Русский язык в школе. 1962. — № 5. — С. 32−35.
  26. Л. Д. Порядок слов в стихотворном языке А. С. Пушкина. Воронеж, 1969. — 21 с.
  27. А. А. Опыты стихов-рисунков // Наука и жизнь. 1968. -№ 8.-С. 78−79.
  28. Г. М. Некоторые методические пути развития у старшеклассников понимания современной поэзии. // Вопросы методики анализа лирического произведения в его художественной «специфике». М., 1979. -С.70.
  29. Воспоминания о серебряном веке. // Сост. В. Крейд М., 1993.
  30. Время и судьбы русских писателей / Отв. ред. Н. В. Осьмаков. М., 1981. — 344 с.
  31. Л. С. Психология искусства. М., 1968. — 567 с.
  32. Л. С. Мышление и речь. М., 1999. — 350 с.
  33. М. Л. Ритм и синтаксис: происхождение «лесенки» Маяковского // Проблемы структурной лингвистики 1979. М., 1981. — С. 148−168
  34. М. Л. Очерк истории русского стиха- Метрика, ритмика, рифма, строфика. М., 1984. — 319 с.
  35. М. Jl. Белый-стиховед и Белый-стихотворец // Андрей Белый. Проблемы творчества. М., 1988. — С. 444−460.
  36. М. Л. Русские стихи 1890-х 1925-х годов в комментариях. Учебное пособие для вузов. — М., 1993. — 272 с.
  37. М. Л. Очерки истории русской поэзии XX века: Грамматические категории. Синтаксис текста. М., 1993. — 238 с.
  38. Гельгардт Р, Р. О стилистическом анализе языка писателя // Вопросы языкознания.- 1961.-№ 6. С. 108−116.
  39. Л. Я. О лирике. М., 1964.-382 с.
  40. М. М. Основные тенденции ритмико-йнтонационного развития русского стиха. (На материале русской поэзии XIX и XX вв.). М., 1965. -16 с.
  41. М. М. Анализ поэтических произведений А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева. М., 1981. — 111 с.
  42. И. Б. Стилистика русского языка. М., 1997. — 442 с.
  43. В. Д. О языке и стиле стихотворения В. В. Маяковского «Необычайное приключение.» // Русский язык в школе. 1962. — № 5. -С. 30−32.
  44. В. П. Поэтика слова. М., 1979. — 343 с.
  45. В. П.". Грамматика идиостиля: Велимир Хлебников. М., 1983.-225 с.
  46. В. П. Словотворчество и смежные проблемы языка поэта. -М., 1986.-253 с.
  47. В. П. Очерки истории языка русской поэзии XX века. Тропы в индивидуальном стиле и поэтическом языке. М., 1994. — 270 с.
  48. В. П. Язык как творчество. М., 1996. — 365 с.
  49. А. Д. Слово в поэзии Тютчева. М., 1980. — 247 с.
  50. А. Д. О лирике Ф. И. Тютчева // Русский язык в школе. -1983. -№ 5. -С. 53−60.
  51. А. Д., Иванова Н. Н. Язык поэзии XIX XX вв.: Пушкин, Некрасов. — М., 1981. — 340 с.
  52. А. Д., Иванова Н. Н. Язык поэзии XIX XX вв.: Фет. — М., 1985.-231 с.
  53. Н. К. Тютчев в поэтической культуре русского символизма / Известия по русскому языку и словесности. Л., 1930. — Т. 3, кн. 2.
  54. Н. С. Письма о русской поэзии. М, 1989. — 446 с.
  55. . А. Соотношение стихотворной строки с речевым звеном и предложением (на материале стихотворений А. С. Пушкина). М., 1972. -25 с.
  56. . А. Некоторые аспекты взаимодействия ритма и синтаксиса // Русский стих. М., 1998. — С. 113−124.
  57. Л. К. На рубеже веков. Л., 1985. — 352 с.
  58. О. П. О связи словообразовательных и синтаксических явлений // Вопросы синтаксиса русского языка. Калуга, 1969. — С. 34−47.
  59. А. Д. Как постигать язык поэзии. М., 1997. — 48 с.
  60. Н. И. Вопрос и вопросительное предложение // Вопросы языкознания. 1955. — № 3. — С. 22−34.
  61. Н. И. Язык. Речь. Творчество. М., 1998. — 368 с.
  62. В. М. Валерий Брюсов и наследие Пушкина. Опыт сравнительно-стилистического исследования. Д., 1922. — 104 с.
  63. В. М. Поэзия Александра Блока. Преодолевшие символизм. -М., 1998.-62, 56, XIV.
  64. Т. Б. Планирование к изучению темы «Личность и творчество В. В. Маяковского» в гуманитарном 11 классе школы-лицея. // Проблемы современного урока словесности.-Псков, 1994. С. 109−113.
  65. Л. В. Ритмическая организация стихотворений А. Блока (ранняя лирика)// Вестник МГУ. Серия 9. Филология. 1980.- № 6. -С. 34−41.
  66. Изучение языка писателя / Под ред. Н. П. Гринковой. Л., 1957.- 289 с.
  67. Изучение языка и стиля художественных произведений в. школе / Под ред. А. М. Докусова. М.- Л., 1953. — 204 с.
  68. Н. А. Текст в системе изучения русского, языка в школе: Материалы к спецкурсу. -М., 1992. 126 с.
  69. Е. В. Стихи живые сами говорят. М., 1990. — 207 с.
  70. Е. В., Леднев А. В. Серебряный век русской поэзии. Учебное пособие. М., 1994. — 187с.
  71. М. Г., Шнеерсон М. А. Изучение языка писателя. Пушкин, Лермонтов, Гоголь.-М., 1961. 304 с.
  72. Н. К. Целостность художественного мира А. А. Фета (проблема эпического в лирических циклах, поэмах, прозе). Автореф. канд. дисс. -Иваново, 1993.-24 с.
  73. И. И. Порядок слов в современном русском языке и формирование словорасположения в XVII первой трети XIX в. — М., 1973. — Гл. VIII.
  74. И. И. Поэтический синтаксис. М., Наука, 1986. — 205 с.
  75. Н. А. Словоупотребление в русской поэзии начала XX века. М., 1986.-251с.
  76. Н. А. Язык Андрея Белого. М., 1992. — 256 с.
  77. В. В. Как пишут стихи. О законах поэтического творчества. -М., 1970.- 239 с.
  78. В. В. Книга о русской лирической поэзии XIX века: развитие стиля и жанра. -М., 1978. 303 с.
  79. В. В. Тютчев.- М., 1988.- 495 с.
  80. Г. П. А. Фет и проблема мифологизма в-русской поэзии XIX начала XX веков. Автореф. докт. дисс. — СПб., 1994. — 46 с.
  81. К. А. Логико-стилистические разборы образцов прозы и поэзии. М., 1881.-206 с.
  82. Н. О. Очерки по методике анализа художественных произведений. М., 1963.-280 с.
  83. Н. В. Некоторые особенности синтагматики стйхотворной речи // Вопросы языкознания. 1972. — № 4. — С. 112−117.
  84. С. А. Развитие речи учащихся в процессе анализа художественного произведения // Проблемы анализа художественного произведения в школе. Методические рекомендации для студентов. М., 1995. — С. 35−47.
  85. А. А. Язык, речь, речевая деятельность. М., 1969. — 214 с.
  86. А. М. Изучение лирики в школе. Киев, 1987.-192 с.
  87. Ю. М. Структура художественного текста. М., 1970. — 271 с.
  88. Ю. М. Анализ поэтического текста. Л., 1972. — 271 с.
  89. Ю. М. О поэтах и поэзии: Анализ поэтического текста. М., 1996. -846 с.
  90. Ю. М. Поэтическое косноязычие Андрея Белого // Андрей Белый. Проблемы творчества. М., 1988. — С. 437−443. .
  91. М. Р. Риторика. Учебное пособие для учащихся 10−11 кл. -М., 1995.-252 с.
  92. Р. Д. Уроки-беседы по современной советской поэзии в старших классах. М., 1986. — 96 с.
  93. Е. А. Опыт стилистического анализа (о стихотворениях Фета «Я пришел к тебе с приветом.» и «Диана») // Работа над текстом на уроке словесности. Псков, 1997. — С. 33−44.
  94. Д. Е. Русские поэты начала века. Л., 1986. — 404 с.
  95. JI. Ю. Обращение в стихотворной речи // Современный русский язык. Ученые записки МГПИ им. В. И. Ленина. — М., 1965.
  96. В. П. Изучение лирики в школе. М., 1985. — 207 с.
  97. Е. А. А. Фет, И. Анненский. Типологический аспект описания. -М., 1991. 123 с.
  98. Л. А. Поэзия Тютчева. М., 1975. — 109 с.
  99. Л. А. Вступительная статья, составление, рассказы о Тютчеве // Тютчев Ф. И. «О вещая душа моя!». Стихотворения. Переводы. Размышления о поэте. М., 1995.-С. 5−26.
  100. JI.A. Вступительная статья, составление. // Фет А. А. «Улыбка красоты». Избранная лирика и проза. М., 1995. — С. 5−50.
  101. О. Н. Номинативные и инфинитивные ряды в стихотворной речи. Автореф. канд. дисс. М., 1981. — 16 с.
  102. М. А. Астрофический стих и его формы // Вопросы языкознания. 1976. -№ 1.- С. 96−106.
  103. А. М- Методика родного языка, лингвистика, стилистика, поэтика. М., 1925. — 190 с.
  104. А. М. Русский синтаксис в научном освещении. М., 1956.-511 с.
  105. К. В. Жизнь и творчество Тютчева. М., 1962. — 376 с.
  106. К. В. Ф. И. Тютчев и его время. М., 1978. — 333 с.
  107. Л. И. Программа и способ преподавания русского языка и словесности в IV-VII классах гимназий // Циркуляр по Московскому учебному округу. 1868. -№ 12. — С. 3−12.
  108. И. В. Изучение лирики О. Мандельштама в 11 классе // Проблемы современного урока словесности. Псков, 1994. — С. 99−108.
  109. Н. С. Синтаксический строй стихотворных произведений Пушкина. М., 1960. — 249 с.
  110. А. А. Теоретическая поэтика. М., 1990. — 335 с.
  111. А. А. Мысль и язык. Киев, 1993. — 192 с.
  112. Поэтический мир Велимира Хлебникова. Межвузовский сб. науч. трудов. Волгоград, 1990. — 137 с.
  113. Проблемы современного урока словесности. Псков, 1994. — 156 с.
  114. Программа по русской словесности для гимназий, лицеев и школ с углубленным изучением гуманитарных предметов. 5−11 классы / Автор-сост. Н. Н. Костанян. М., 1995. — 44 с.
  115. Программно-методические материалы. Русский язык. 5−9 кл. / Сост. Л. М. Рыбченкова. М., 1998. — 183 с.
  116. Работа с текстом на уроке словесности. Псков, 1997. — 83 с.
  117. Рез 3. Я. Изучение лирических произведений в школе. М., 1968 -175 с.
  118. Рез 3. Я. Методика изучения лирики в школе. Автореф. докт. дисс. -Д., 1971.-24 с.
  119. Д. Э. Практическая стилистика русского языка. М-, 1987. -398 с.
  120. Розенталь Д. ., Голуб И. Б. Секреты стилистики. Правила хорошей речи. М., 1996. — 208 с.
  121. Русский язык. Практика. Сборник задач и упражнений. Учебное пособие для 5 класса общеобразовательных заведений / Сост. А. Ю. Купалова. Научный ред. В. В. Бабайцева. М., 1992. — 256 с.
  122. Русский язык. Практика. Сборник задач и упражнений. Учебное пособие для 6−7 классов общеобразовательных заведений / Г. К. Лидман-Орлова, С. Н. Пименова, А. П. Еремеева и др. Научный ред. В. В. Бабайцева. М., 1993.-256 с.
  123. Русский язык. Практика. Сборник задач и упражнений. Учебное пособие для 8−9 классов общеобразовательных заведений / Ю. С. Пичугов, А. П. Еремеева, А. Ю. Купалова и др. Научный ред. В. В. Бабайцева. М., 1996.-224 с.
  124. Русский язык. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений / Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др. М., 1999. -303 с.
  125. Русский язык. Учебник для 6 класса средней школы / М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова и др. М., 1990. — 222 с.
  126. Русский язык. Учебник для 7 класса средней школы / М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова и др. М., 1989. — 219 с.
  127. Русский язык. Учебник для 8 класса общеобразовательных учебных заведений / С. Г. Бархударов, С. Е. Крючков, Л. Ю. Максимов, Л. А. Чешко. -М., 1993.- 191 с.
  128. Русская словесность. Антология. М., 1997. — 317 с.
  129. М. А. Избранные труды. М, 1958. — 611 с.
  130. М. А. Изучение родного языка (заметки и задачи). Вып. 1. — М., 1921.- 104 с.
  131. О. С. Анализ поэтического текста на уроках словесности // Работа над текстом на уроке словесности. Псков, 1997. — С. 60−63.
  132. Смелкова 3. С. Слово в художественном тексте. М., 1980. — 160 с.
  133. З.С. Педагогическое общение. Теория и практика учебного диалога на уроках словесности. М., 1999. — 232 с.
  134. А. Н. Теория стиля. М., 1968. — 223 с.
  135. Г. Я. Синтаксическая стилистика. М., 1973. — 214 с.
  136. Сон Чан Хо. Изучение творчества русских поэтов-символистов в иноязычных студенческих группах (университеты Южной Кореи). Автореф. канд. дисс. М., 1996. — 18 с.
  137. И. В. Изучение лирики в выпускном классе в аспекте проблемы развития эмоциональной сферы // Научные труды МШ У им. В. И. Ленина. Серия гумуманитарные науки. М., 1995. — С. 230.
  138. И. В. Развитие эмоциональной сферы старшеклассников при изучении лирики. Автореф. канд. дисс. М., 1994. — 16 с.
  139. А. В. О стилистическом анализе художественного текста // Русский язык в школе. 1960. — № 3. — С. 32−37 .
  140. Ю. С. О трехмерном пространстве языка. М., 1985. — 335 с.
  141. Стиховедение. Хрестоматия. Для студентов-филологов, учащихся педагогических училищ и средних школ гуманитарного профиля / Сост. Л. Е. Ляпина. М., 1998. — 240 с.
  142. Н. П. Мастера русской лирики. А. А. Фет, Я. П. Полонский, А. Н. Майков, А. К. Толстой. М. 1982. — 112 с.
  143. Л. Ф. К методике лингвистического анализа поэтического произведения // Русский язык в школе. 1972. — № 4. — С. 15−19.
  144. Л. Ф. О методике лингвистического анализа поэтического произведения // Анализ художественного текста. Вып. 1. — М., 1975. — С. 62−69.
  145. Е. Г. Изучение лирики Фета в 10 классе средней школы // Проблемы современного урока словесности, Псков, 1994. — С. 80−89.
  146. Л. И. Слово в стихе, М., 1987. — 420 с.
  147. Л. В. Работа над стихом в школе. М., 1965. — 184 с.
  148. Л. В. Жизнь стиха: Как читать и понимать стихи. М., 2000. -84 с.
  149. . В. Стих и язык. M.-JL, 1959. — 471 с.
  150. . В. Стилистика и стихосложение. JL, 1959. — 535 с.
  151. . В. Стилистика. Л., 1983. — 288 с .
  152. . В. Поэтика. Краткий курс. -М., 1996. 120 с.
  153. Три века русской поэзии / Сост. Н. В. Банников. М., 1986. — 750 с.
  154. Ю. Н. Проблема стихотворного языка (1925). М., 1965. -301 с.
  155. А. А. Стихи-собеседники. Л., 1978. — 172 с.
  156. О. И. Основы русского стихосложения. Учебное пособие. М, 1997.-336 с.
  157. Н. В. Ритм и интонация русской художественной речи. Автореф. докт. дисс. -М., 1971. 48 с.
  158. Н. В. Эстетический анализ художественного текста и подтекст // Анализ художественного текста. Вып. 2. — М., 1976. — С. 32−43.
  159. В. Ф. Русская словесность в дореволюционной школе. М., 1994.- 130 с.
  160. В. Ф., Зинин С. А. Методика анализа лирических произведений // Проблемы анализа художественного произведения в школе: Методические рекомендации для студентов. М., 1995. -С. 17−24.
  161. Н. М. Художественный текст под лингвистическим микроскопом // Русский язык в школе. 1971. — № 3, 4. — 1972. — № 2. — С. 97 100.
  162. Н. М. Программа курса «Лингвистический анализ текста» // Анализ художественного текста. Вып. 1. — М., 1975. — С.111−113.
  163. Н. М. О лингвистическом анализе и комментировании художественного текста // Анализ художественного текста. Вып. 1. — М., 1975. -С. 21−39.
  164. Д. Н. Об асимметричном параллелизме в поэтической речи // Русский язык в школе. 1970. — № 5. — С. 8−13.
  165. Л. В. Опыты лингвистического толкования стихотворений // Избранные работы по русскому языку. М., 1957. — 188 с.
  166. . М. О поэзии. Л., 1969. — 552 с.
  167. Язык как творчество / Сборник статей к 70-летию В. П. Григорьева. -М., 1996.-365 с.
  168. П. М. Психология художественного восприятия. М., 1964. -86 с.
  169. П. М. Эмоциональная жизнь школьника. (Психологический очерк).-М., 1966.-291 с.
  170. Л. П. О звуках стихотворного языка / Поэтика. М., 1967.
Заполнить форму текущей работой