Изучение особенностей поэтического языка в процессе анализа лирических произведений в старших классах средней школы
Диссертация
В литературном произведении одним из главных средств создания художественных образов является язык. Язык художественной литературы, особенно стихотворная речь, — явление сложное и многогранное, развивающееся по особым законам и имеющее свои специальные задачи. Анализируя язык художественных произведений, исследователи сталкиваются с рядом нерешенных проблем, касающихся особенностей поэтической… Читать ещё >
Содержание
- Введение
- Глава I. Теоретические основы изучения особенностей поэтического языка на уроках литературы
- 1. 1. Проблемы изучения поэтического языка в лингвистике и литературоведении
- 1. 2. Опыт изучения поэтического языка лирического произведения в отечественной методике
- 1. 3. Психолого-педагогические особенности восприятия и анализа поэтического языка лирических произведений в старших классах
- Глава II. Методика изучения языка лирических произведений в старших классах средней школы
- 2. 1. Обобщение- первоначальных сведений о поэтическом языке, сформированных на уроках литературы в 5−9 классах (на примере лирики Ф. И. Тютчева в 10 классе)
- 2. 2. Развитие и углубление понятия «стилистическая фигура» поэтической речи (на примере лирики А. А. Фета в 10 классе)
- 2. 3. Обогащение представлений учащихся об особенностях поэтического языка при изучении лирики XX века в И классе (итоги обучающего эксперимента)
Список литературы
- Абакумов С. И. Творческое чтение. Л., 1925. — 136 с.
- Авлова-Шперлинг Т. Г., Краснова Н. В. Тайны словесного искусства. (Введение в поэтику). Книга для учителя. М., 1994. — 64 с.
- Акимова Г. Н. О некоторых особенностях поэтического синтаксиса // Вопросы языкознания. 1977. — № 1. — С. 96−108.
- Анализ художественного произведения й развитие речи учащихся (VI -VII классы вечерней школы) / Под ред. Е. С. Петуниной. М., 1962. — 64 с.
- Анализ художественного текста. Сб. статей. Вып. 1. — М., 1975. — 120 с.
- Анализ художественного текста. Сб. статей. Вып. 2. — М., 1976. — 103 с.
- Анализ художественного текста. Сб. статей. Вып. 3. — М., 1979. — 96 с.
- Андреев В. К. Лингвистический анализ текста в школе // Работа с текстом на уроке словесности. Псков, 1997. — С. 3−10.
- Аристотель. Риторика. Поэтика. М., 2000. — 221- с.
- Бабайцева В. В., Чеснокова Л. Д. Русский язык. Учебник для 4−8 кл. М., 1988.-256 с.
- Баевский В. С, История русской поэзии 1730−1980. Компендиум. М., 1994. — 296 с.
- Бахтин М. М. Эстетика словесного искусства. М., 1979. — 423 с.
- Белый А. Символизм как миропонимание. М., 1994. — 528 с.
- Бирюков С. Е. Зевгма: Русская поэзия от маньеризма до постмодернизма. Пособие для учащихся. М., 1994. — 288 с.
- Благой Д. Д. Мир как красота. О «Вечерних огнях» А. Фета. М., 1975.- 112 с.
- Богданова О. Ю. Развитие мышления старшеклассников на уроках литеяратуры: Пособие к спецкурсу. М., 1979. — 74 с.
- Брюсов В. Я. Ремесло поэта. М., 1981. — 399 с. t
- Бурлаков Н. С. Валерий Брюсов. Очерк творчества. М., 1975. — 240 с.
- Бухщтаб Б. Я. Вступительная статья // А. А. Фет. Полное собр. Стихотворений. Л., 1959. — С. 5−78.
- Бухштаб Б. Я. А. А. Фет. Очерк жизни и творчества. Изд. 2-е. — Л., 1990.- 138 с.
- Виноградов В. В. Поэтика. М., 1927.
- Виноградов В. В. О теории художественной речи. М., 1971. — 240 с.
- Винокур Г. О. Слово и стих в «Евгении Онегине» // Пушкин. М., 1941. -С. 188−200.
- Винокур Г. О. филологические исследования: Лингвистика и поэтика. -М., 1990. -452 с.
- Власов М. В. О языке и стиле стихотворения Н. А. Некрасова «Железная дорога» // Русский язык в школе. 1962. — № 5. — С. 32−35.
- Власова Л. Д. Порядок слов в стихотворном языке А. С. Пушкина. Воронеж, 1969. — 21 с.
- Вознесенский А. А. Опыты стихов-рисунков // Наука и жизнь. 1968. -№ 8.-С. 78−79.
- Воловникова Г. М. Некоторые методические пути развития у старшеклассников понимания современной поэзии. // Вопросы методики анализа лирического произведения в его художественной «специфике». М., 1979. -С.70.
- Воспоминания о серебряном веке. // Сост. В. Крейд М., 1993.
- Время и судьбы русских писателей / Отв. ред. Н. В. Осьмаков. М., 1981. — 344 с.
- Выготский Л. С. Психология искусства. М., 1968. — 567 с.
- Выготский Л. С. Мышление и речь. М., 1999. — 350 с.
- Гаспаров М. Л. Ритм и синтаксис: происхождение «лесенки» Маяковского // Проблемы структурной лингвистики 1979. М., 1981. — С. 148−168
- Гаспаров М. Л. Очерк истории русского стиха- Метрика, ритмика, рифма, строфика. М., 1984. — 319 с.
- Гаспаров М. Jl. Белый-стиховед и Белый-стихотворец // Андрей Белый. Проблемы творчества. М., 1988. — С. 444−460.
- Гаспаров М. Л. Русские стихи 1890-х 1925-х годов в комментариях. Учебное пособие для вузов. — М., 1993. — 272 с.
- Гаспаров М. Л. Очерки истории русской поэзии XX века: Грамматические категории. Синтаксис текста. М., 1993. — 238 с.
- Гельгардт Р, Р. О стилистическом анализе языка писателя // Вопросы языкознания.- 1961.-№ 6. С. 108−116.
- Гинзбург Л. Я. О лирике. М., 1964.-382 с.
- Гиршман М. М. Основные тенденции ритмико-йнтонационного развития русского стиха. (На материале русской поэзии XIX и XX вв.). М., 1965. -16 с.
- Гиршман М. М. Анализ поэтических произведений А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева. М., 1981. — 111 с.
- Голуб И. Б. Стилистика русского языка. М., 1997. — 442 с.
- Горбунов В. Д. О языке и стиле стихотворения В. В. Маяковского «Необычайное приключение.» // Русский язык в школе. 1962. — № 5. -С. 30−32.
- Григорьев В. П. Поэтика слова. М., 1979. — 343 с.
- Григорьев В. П.". Грамматика идиостиля: Велимир Хлебников. М., 1983.-225 с.
- Григорьев В. П. Словотворчество и смежные проблемы языка поэта. -М., 1986.-253 с.
- Григорьев В. П. Очерки истории языка русской поэзии XX века. Тропы в индивидуальном стиле и поэтическом языке. М., 1994. — 270 с.
- Григорьев В. П. Язык как творчество. М., 1996. — 365 с.
- Григорьева А. Д. Слово в поэзии Тютчева. М., 1980. — 247 с.
- Григорьева А. Д. О лирике Ф. И. Тютчева // Русский язык в школе. -1983. -№ 5. -С. 53−60.
- Григорьева А. Д., Иванова Н. Н. Язык поэзии XIX XX вв.: Пушкин, Некрасов. — М., 1981. — 340 с.
- Григорьева А. Д., Иванова Н. Н. Язык поэзии XIX XX вв.: Фет. — М., 1985.-231 с.
- Гудзий Н. К. Тютчев в поэтической культуре русского символизма / Известия по русскому языку и словесности. Л., 1930. — Т. 3, кн. 2.
- Гумилев Н. С. Письма о русской поэзии. М, 1989. — 446 с.
- Дозорец Ж. А. Соотношение стихотворной строки с речевым звеном и предложением (на материале стихотворений А. С. Пушкина). М., 1972. -25 с.
- Дозорец Ж. А. Некоторые аспекты взаимодействия ритма и синтаксиса // Русский стих. М., 1998. — С. 113−124.
- Долгополов Л. К. На рубеже веков. Л., 1985. — 352 с.
- Ермакова О. П. О связи словообразовательных и синтаксических явлений // Вопросы синтаксиса русского языка. Калуга, 1969. — С. 34−47.
- Жижина А. Д. Как постигать язык поэзии. М., 1997. — 48 с.
- Жинкин Н. И. Вопрос и вопросительное предложение // Вопросы языкознания. 1955. — № 3. — С. 22−34.
- Жинкин Н. И. Язык. Речь. Творчество. М., 1998. — 368 с.
- Жирмунский В. М. Валерий Брюсов и наследие Пушкина. Опыт сравнительно-стилистического исследования. Д., 1922. — 104 с.
- Жирмунский В. М. Поэзия Александра Блока. Преодолевшие символизм. -М., 1998.-62, 56, XIV.
- Жукова Т. Б. Планирование к изучению темы «Личность и творчество В. В. Маяковского» в гуманитарном 11 классе школы-лицея. // Проблемы современного урока словесности.-Псков, 1994. С. 109−113.
- Златоустов Л. В. Ритмическая организация стихотворений А. Блока (ранняя лирика)// Вестник МГУ. Серия 9. Филология. 1980.- № 6. -С. 34−41.
- Изучение языка писателя / Под ред. Н. П. Гринковой. Л., 1957.- 289 с.
- Изучение языка и стиля художественных произведений в. школе / Под ред. А. М. Докусова. М.- Л., 1953. — 204 с.
- Ипполитова Н. А. Текст в системе изучения русского, языка в школе: Материалы к спецкурсу. -М., 1992. 126 с.
- Карсалова Е. В. Стихи живые сами говорят. М., 1990. — 207 с.
- Карсалова Е. В., Леднев А. В. Серебряный век русской поэзии. Учебное пособие. М., 1994. — 187с.
- Качурин М. Г., Шнеерсон М. А. Изучение языка писателя. Пушкин, Лермонтов, Гоголь.-М., 1961. 304 с.
- Кашина Н. К. Целостность художественного мира А. А. Фета (проблема эпического в лирических циклах, поэмах, прозе). Автореф. канд. дисс. -Иваново, 1993.-24 с.
- Ковтунова И. И. Порядок слов в современном русском языке и формирование словорасположения в XVII первой трети XIX в. — М., 1973. — Гл. VIII.
- Ковтунова И. И. Поэтический синтаксис. М., Наука, 1986. — 205 с.
- Кожевникова Н. А. Словоупотребление в русской поэзии начала XX века. М., 1986.-251с.
- Кожевникова Н. А. Язык Андрея Белого. М., 1992. — 256 с.
- Кожинов В. В. Как пишут стихи. О законах поэтического творчества. -М., 1970.- 239 с.
- Кожинов В. В. Книга о русской лирической поэзии XIX века: развитие стиля и жанра. -М., 1978. 303 с.
- Кожинов В. В. Тютчев.- М., 1988.- 495 с.
- Козубовская Г. П. А. Фет и проблема мифологизма в-русской поэзии XIX начала XX веков. Автореф. докт. дисс. — СПб., 1994. — 46 с.
- Козьмин К. А. Логико-стилистические разборы образцов прозы и поэзии. М., 1881.-206 с.
- Корст Н. О. Очерки по методике анализа художественных произведений. М., 1963.-280 с.
- Лебедева Н. В. Некоторые особенности синтагматики стйхотворной речи // Вопросы языкознания. 1972. — № 4. — С. 112−117.
- Леонов С. А. Развитие речи учащихся в процессе анализа художественного произведения // Проблемы анализа художественного произведения в школе. Методические рекомендации для студентов. М., 1995. — С. 35−47.
- Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность. М., 1969. — 214 с.
- Лисовский А. М. Изучение лирики в школе. Киев, 1987.-192 с.
- Лотман Ю. М. Структура художественного текста. М., 1970. — 271 с.
- Лотман Ю. М. Анализ поэтического текста. Л., 1972. — 271 с.
- Лотман Ю. М. О поэтах и поэзии: Анализ поэтического текста. М., 1996. -846 с.
- Лотман Ю. М. Поэтическое косноязычие Андрея Белого // Андрей Белый. Проблемы творчества. М., 1988. — С. 437−443. .
- Львов М. Р. Риторика. Учебное пособие для учащихся 10−11 кл. -М., 1995.-252 с.
- Мадер Р. Д. Уроки-беседы по современной советской поэзии в старших классах. М., 1986. — 96 с.
- Маймин Е. А. Опыт стилистического анализа (о стихотворениях Фета «Я пришел к тебе с приветом.» и «Диана») // Работа над текстом на уроке словесности. Псков, 1997. — С. 33−44.
- Максимов Д. Е. Русские поэты начала века. Л., 1986. — 404 с.
- Максимов JI. Ю. Обращение в стихотворной речи // Современный русский язык. Ученые записки МГПИ им. В. И. Ленина. — М., 1965.
- Медведев В. П. Изучение лирики в школе. М., 1985. — 207 с.
- Некрасова Е. А. А. Фет, И. Анненский. Типологический аспект описания. -М., 1991. 123 с.
- Озеров Л. А. Поэзия Тютчева. М., 1975. — 109 с.
- Озеров Л. А. Вступительная статья, составление, рассказы о Тютчеве // Тютчев Ф. И. «О вещая душа моя!». Стихотворения. Переводы. Размышления о поэте. М., 1995.-С. 5−26.
- Озеров JI.A. Вступительная статья, составление. // Фет А. А. «Улыбка красоты». Избранная лирика и проза. М., 1995. — С. 5−50.
- Панченко О. Н. Номинативные и инфинитивные ряды в стихотворной речи. Автореф. канд. дисс. М., 1981. — 16 с.
- Пейсахович М. А. Астрофический стих и его формы // Вопросы языкознания. 1976. -№ 1.- С. 96−106.
- Пешковский А. М- Методика родного языка, лингвистика, стилистика, поэтика. М., 1925. — 190 с.
- Пешковский А. М. Русский синтаксис в научном освещении. М., 1956.-511 с.
- Пигарев К. В. Жизнь и творчество Тютчева. М., 1962. — 376 с.
- Пигарев К. В. Ф. И. Тютчев и его время. М., 1978. — 333 с.
- Поливанов Л. И. Программа и способ преподавания русского языка и словесности в IV-VII классах гимназий // Циркуляр по Московскому учебному округу. 1868. -№ 12. — С. 3−12.
- Полковникова И. В. Изучение лирики О. Мандельштама в 11 классе // Проблемы современного урока словесности. Псков, 1994. — С. 99−108.
- Поспелов Н. С. Синтаксический строй стихотворных произведений Пушкина. М., 1960. — 249 с.
- Потебня А. А. Теоретическая поэтика. М., 1990. — 335 с.
- Потебня А. А. Мысль и язык. Киев, 1993. — 192 с.
- Поэтический мир Велимира Хлебникова. Межвузовский сб. науч. трудов. Волгоград, 1990. — 137 с.
- Проблемы современного урока словесности. Псков, 1994. — 156 с.
- Программа по русской словесности для гимназий, лицеев и школ с углубленным изучением гуманитарных предметов. 5−11 классы / Автор-сост. Н. Н. Костанян. М., 1995. — 44 с.
- Программно-методические материалы. Русский язык. 5−9 кл. / Сост. Л. М. Рыбченкова. М., 1998. — 183 с.
- Работа с текстом на уроке словесности. Псков, 1997. — 83 с.
- Рез 3. Я. Изучение лирических произведений в школе. М., 1968 -175 с.
- Рез 3. Я. Методика изучения лирики в школе. Автореф. докт. дисс. -Д., 1971.-24 с.
- Розенталь Д. Э. Практическая стилистика русского языка. М-, 1987. -398 с.
- Розенталь Д. ., Голуб И. Б. Секреты стилистики. Правила хорошей речи. М., 1996. — 208 с.
- Русский язык. Практика. Сборник задач и упражнений. Учебное пособие для 5 класса общеобразовательных заведений / Сост. А. Ю. Купалова. Научный ред. В. В. Бабайцева. М., 1992. — 256 с.
- Русский язык. Практика. Сборник задач и упражнений. Учебное пособие для 6−7 классов общеобразовательных заведений / Г. К. Лидман-Орлова, С. Н. Пименова, А. П. Еремеева и др. Научный ред. В. В. Бабайцева. М., 1993.-256 с.
- Русский язык. Практика. Сборник задач и упражнений. Учебное пособие для 8−9 классов общеобразовательных заведений / Ю. С. Пичугов, А. П. Еремеева, А. Ю. Купалова и др. Научный ред. В. В. Бабайцева. М., 1996.-224 с.
- Русский язык. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений / Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др. М., 1999. -303 с.
- Русский язык. Учебник для 6 класса средней школы / М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова и др. М., 1990. — 222 с.
- Русский язык. Учебник для 7 класса средней школы / М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова и др. М., 1989. — 219 с.
- Русский язык. Учебник для 8 класса общеобразовательных учебных заведений / С. Г. Бархударов, С. Е. Крючков, Л. Ю. Максимов, Л. А. Чешко. -М., 1993.- 191 с.
- Русская словесность. Антология. М., 1997. — 317 с.
- Рыбникова М. А. Избранные труды. М, 1958. — 611 с.
- Рыбникова М. А. Изучение родного языка (заметки и задачи). Вып. 1. — М., 1921.- 104 с.
- Скачкова О. С. Анализ поэтического текста на уроках словесности // Работа над текстом на уроке словесности. Псков, 1997. — С. 60−63.
- Смелкова 3. С. Слово в художественном тексте. М., 1980. — 160 с.
- Смелкова З.С. Педагогическое общение. Теория и практика учебного диалога на уроках словесности. М., 1999. — 232 с.
- Соколов А. Н. Теория стиля. М., 1968. — 223 с.
- Солганик Г. Я. Синтаксическая стилистика. М., 1973. — 214 с.
- Сон Чан Хо. Изучение творчества русских поэтов-символистов в иноязычных студенческих группах (университеты Южной Кореи). Автореф. канд. дисс. М., 1996. — 18 с.
- Сосновская И. В. Изучение лирики в выпускном классе в аспекте проблемы развития эмоциональной сферы // Научные труды МШ У им. В. И. Ленина. Серия гумуманитарные науки. М., 1995. — С. 230.
- Сосновская И. В. Развитие эмоциональной сферы старшеклассников при изучении лирики. Автореф. канд. дисс. М., 1994. — 16 с.
- Степанов А. В. О стилистическом анализе художественного текста // Русский язык в школе. 1960. — № 3. — С. 32−37 .
- Степанов Ю. С. О трехмерном пространстве языка. М., 1985. — 335 с.
- Стиховедение. Хрестоматия. Для студентов-филологов, учащихся педагогических училищ и средних школ гуманитарного профиля / Сост. Л. Е. Ляпина. М., 1998. — 240 с.
- Сухова Н. П. Мастера русской лирики. А. А. Фет, Я. П. Полонский, А. Н. Майков, А. К. Толстой. М. 1982. — 112 с.
- Тарасов Л. Ф. К методике лингвистического анализа поэтического произведения // Русский язык в школе. 1972. — № 4. — С. 15−19.
- Тарасов Л. Ф. О методике лингвистического анализа поэтического произведения // Анализ художественного текста. Вып. 1. — М., 1975. — С. 62−69.
- Тарасова Е. Г. Изучение лирики Фета в 10 классе средней школы // Проблемы современного урока словесности, Псков, 1994. — С. 80−89.
- Тимофеев Л. И. Слово в стихе, М., 1987. — 420 с.
- Тодоров Л. В. Работа над стихом в школе. М., 1965. — 184 с.
- Тодоров Л. В. Жизнь стиха: Как читать и понимать стихи. М., 2000. -84 с.
- Томашевский Б. В. Стих и язык. M.-JL, 1959. — 471 с.
- Томашевский Б. В. Стилистика и стихосложение. JL, 1959. — 535 с.
- Томашевский Б. В. Стилистика. Л., 1983. — 288 с .
- Томашевский Б. В. Поэтика. Краткий курс. -М., 1996. 120 с.
- Три века русской поэзии / Сост. Н. В. Банников. М., 1986. — 750 с.
- Тынянов Ю. Н. Проблема стихотворного языка (1925). М., 1965. -301 с.
- Урбан А. А. Стихи-собеседники. Л., 1978. — 172 с.
- Федотов О. И. Основы русского стихосложения. Учебное пособие. М, 1997.-336 с.
- Черемисина Н. В. Ритм и интонация русской художественной речи. Автореф. докт. дисс. -М., 1971. 48 с.
- Черемисина Н. В. Эстетический анализ художественного текста и подтекст // Анализ художественного текста. Вып. 2. — М., 1976. — С. 32−43.
- Чертов В. Ф. Русская словесность в дореволюционной школе. М., 1994.- 130 с.
- Чертов В. Ф., Зинин С. А. Методика анализа лирических произведений // Проблемы анализа художественного произведения в школе: Методические рекомендации для студентов. М., 1995. -С. 17−24.
- Шанский Н. М. Художественный текст под лингвистическим микроскопом // Русский язык в школе. 1971. — № 3, 4. — 1972. — № 2. — С. 97 100.
- Шанский Н. М. Программа курса «Лингвистический анализ текста» // Анализ художественного текста. Вып. 1. — М., 1975. — С.111−113.
- Шанский Н. М. О лингвистическом анализе и комментировании художественного текста // Анализ художественного текста. Вып. 1. — М., 1975. -С. 21−39.
- Шмелев Д. Н. Об асимметричном параллелизме в поэтической речи // Русский язык в школе. 1970. — № 5. — С. 8−13.
- Щерба Л. В. Опыты лингвистического толкования стихотворений // Избранные работы по русскому языку. М., 1957. — 188 с.
- Эйхенбаум Б. М. О поэзии. Л., 1969. — 552 с.
- Язык как творчество / Сборник статей к 70-летию В. П. Григорьева. -М., 1996.-365 с.
- Якобсон П. М. Психология художественного восприятия. М., 1964. -86 с.
- Якобсон П. М. Эмоциональная жизнь школьника. (Психологический очерк).-М., 1966.-291 с.
- Якубинский Л. П. О звуках стихотворного языка / Поэтика. М., 1967.