Педагогическое сопровождение профессионального самоопределения студентов вуза
Диссертация
Теоретической и методологической основой исследования явились идеи и принципы: системного подхода к формированию профессионального самоопределения студентов (П.К. Анохин, Б.Ф. Ломов), детерминизма (С.Л. Рубинштейн, Л. И Божович, А. Б. Орлов и др.), личностно-ориентированного подхода (К.А. Абульханова-Славская, Б. Г, Ананьев, А. Г. Асмолов, А. А. Бодал ев, Л. И. Божович, Е. В. Бондаревская, Б. Г… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. Особенности профессионального самоопределения студентов вуза
- 1. 1. Личностное и профессиональное самоопределение студентов вуза
- 1. 1. 1. Самоопределение личности как предмет исследований
- 1. 1. 2. Сущность профессионального самоопределения
- 1. 2. Особенности педагогического сопровождения профессионального самоопределения студентов вуза
- 1. 2. 1. Виды педагогической деятельности: «помощь», «поддержка», «сопровождение»
- 1. 2. 2. 0. сновные функции, этапы и технологии педагогического сопровождения профессионального самоопределения студентов
- 1. 2. 1. Виды педагогической деятельности: «помощь», «поддержка», «сопровождение»
- 1. 1. Личностное и профессиональное самоопределение студентов вуза
- 1. 3. Роль высшего профессионального образования в развитии профессионального самоопределения студентов вуза
- 1. 4. Особенности профессионального самоопределения студентов вуза
- 1. 5. Проблемы формирования профессионального самоопределения в рамках высшего профессионального образования
- 2. 1. Исследование педагогических условий профессионального самоопределения студентов вуза
- 2. 2. Исследование динамики и особенностей профессионального самоопределения студентов вуза
- 2. 2. 1. Результаты исследования ценностно-мотивационного компонента профессионального самоопределения студентов
- 2. 2. 2. Результаты исследования когнитивного компонента профессионального самоопределения студентов
- 2. 2. 3. Результаты исследования операционального компонента профессионального самоопределения студентов
- 2. 2. 4. Типы профессионального самоопределения студентов
- 2. 3. Реализация содержания педагогического сопровождения профессионального самоопределения студентов вуза
- 2. 4. Результаты опытно-экспериментальной работы проверки эффективности педагогического сопровождения
Список литературы
- Абрамов Р.Н. Профессиональный комплекс в социальной структуре общества (по Парсонсу) // Социологические исследования. 2005. № 1. — С. 54 -66.
- Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980. — 335 с.
- Абульханова-Славская К.А. О субъекте психологической деятельности. -М., 1973.-288с.
- Александрова Е.А. Педагогическое сопровождение индивидуального образования и идея свободы // Новые ценности образования. — 2003. — Вып. 3 (14).-С. 71−81.
- Александрова Е. А. Виды педагогической поддержки и сопровождения индивидуального образования. http://isiksp.ru/library/aleksandrovaea/aleks-1 .html.
- Алексеев. Н.А. Автореф. д-ра психол. наук. Тюмень, — 42 с.
- Антология педагогической мысли: В 3 т. Т. 2. Русские педагоги и деятели народного образова-ния о трудовом воспитании и профессиональном образовании/Сост. Н. Н. Кузьмин. -М.: Высш. шк., 1989.-463 с.
- Архангельский С.И. Лекции по теории обучения в высшей школе. — М., — 1987.-385 с.
- Барабанова В.В. Представления студентов о будущем как аспект их личностного и профессионального самоопределения // Психологическая наука и образование. 2002. — № 2. — С. 28−41.
- Барихард Йенчке. Возрастающая роль сопровождения карьеры в начале столетия // Прикладная психология. — 1999. № 3. — С. 1−10.
- Битянова М.Р. Психолог в школе: содержание и организация работы / Отв. ред. М. А. Ушакова. М.: «Сентябрь», 1998. — 127 с.
- Бодров В. А. Психологич япрофессиональной пригодности. СПб: Per se,-2001.-511 с.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. — 464 с.
- Божович Л. И Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. 1979. — № 4. — С. 23−34.
- Бондарев В. 77. Технология педагогического сопровождения учащихся в образовательном процессе // Интернет-журнал «Эйдос». 2001. — 19 мая. http://www.eidos.ru/journal/2001/0519−02.htm.
- Бондаревская Е.В. Смыслы и стратегии личностно-ориентированного образования // Педагогика. 2001. — № 1. — С. 17−2417., Брокгауз, Ефрон. Энциклопедический словарь. М.: Олма-пресс, 2000. — 383 с.
- Букаева Н. Б. Методическое сопровождение становления педагогической культуры преподавателя вуза искусств: Автореф. канд. пед. Наук. Волгоград, — 2006. — 24 с.
- Булатова О. С. О роли художественного начала в педагогической деятельности // Педагогика. 2005. — № 3. — С. 53 — 60.
- Василъчук Ю.А. Социальное развитие человека в XX веке // Общественные науки и современность. 2001. — № 1. — С. 5−30.
- Василъчук Ю.А. Трансформация потребностей развитие личности и общества // Полис. — 1994. — № 5. — С. 16−22
- Бачков И. В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учебное пособие. М.: Ось — 89. — 1999. — 176 с.
- Вшъховченко Э.Д. Социально-профессиональное развитие человека в производстве передовых стран // Мировая экономика и международные отношения. 1997. — № 9. — С. 87−97.
- Виноградова М.Д. Воспитательная работа с подростками в школе по выбору профессии. М., 1961. — 55 с.
- Виппер Р.Ю. История средних веков: Курс лекций. — Киев: AirLand, -1996.-382 с.
- Гавршюк В.В. Социология образования. Тюмень: ТюмГУ, 2003. -232 с.
- Газман О. С. Педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная проблема / Новые ценности образования. Вып. 3 — М.: Инноватор, 1995. 58 с.
- Гейжан Н.Ф. Психолого-педагогические основы индивидуализации профессионального воспитания учащихся профессиональных учебных заведений: Автореф. доктора пед. наук. Санкт-Петербург, 1995. — 54 с.
- Гинзбург М.Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема//Вопросы психологии. 1988. — № 2. — С. 19−26.
- Гинзбург М.Р. Психологическое содержание жизненного поля личности старшего подростка // Мир психологии и психология в мире. 1995. -№ 3. — С. 21−22.
- Глазкова Т. В. Педагогическое сопровождение личностного развития: учащихся в общеобразовательной школе: диссертация кандидата педагогических наук. Иркутск, 2004. — 129 с.
- Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. Киев: Наукова думка, 1988. — 144 с.
- Головаха Е.И., Кроник А. А. Психологическое время личности. Киев: Наукова думка, 1984. — 207 с.
- Голомшток Е.А. Выбор профессии и воспитание личности школьника. -М.: Педагогика, 1979. 189 с.
- Горшенина Я.Л. Педагогическое сопровождение развития-коммуникативной компетенции будущего учителя в деятельности кафедры педагогического вуза: Автореф. кандидата пед. наук. Омск. 2007. — 26 с.
- Губанова М.И. Педагогическое сопровождение социального самоопределения старшеклассников // Педагогика. 2002. — № 9. — С. 32−39.
- Деркач А.А., Зазыкин В. Г. Акмеология: учебное пособие. СПб: Питер, 2003.-256 с.
- Джуринский А.Н. История педагогики: Уч. пособие для студентов педвузов. -М.: ГИЦ «Владос», 1999. 432 с.
- Дидковская Я.В. Динамика профессионального самоопределения студентов // Социологические исследования. — 2001. — № 7. — С. 132−135.
- Дракер П. Посткапиталистическое общество // Новая постиндустриальная волна на Западе. 1999. с. 79
- Дружшов С. А. Парадигма становления профессионализма как процесса реализации ресурсов профессионального развития // Актуальные проблемы современной науки. 2003. — № 5. — С. 122−124
- Жуков В. И Университетское образование: история, социология, политика. М.: Академический проект, 2003. — 384 с.
- Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие. М.: Академический проект- Екатеринбург: Деловая книга, 2003. — 336 с.
- Зеер Э.Ф., Павлова A.M., Садовникова И. О. Профориентология: Теория и практика: Учебное пособие для высшей школы. — М.: Академический проект- Екатеринбург: Деловая книга, 2004. 192с.
- Зеер Э.Ф., Сыманюк Э. Э. Кризисы профессионального становления личности // Психологический журнал. 1997. — Т. XIIX. — № 6. — С. 35−44.
- Иванкина Л.И. Соотношение профессионализма и духовного развития специалиста// Вестник ТГПУ. 2004. — № 2. — С. 77−80.
- Ильин Г. JI. Существует ли тайна ремесла? // Управление персоналом. -2002. № 4. — С. 36−40.
- История педагогики в России: Хрестоматия / Сост. Е. Ф. Егоров. М.: ИЦ «Академия», 1999.
- История педагогики: Уч. пособие для ст-тов пед. ин-тов / Под ред. М. Ф. Шабаевой. -М.: Просвещение, 1981.
- Каган М.С. Человеческая деятельность: (Опыт системного анализа). -М.: Политиздат, 1974. 328 с.
- Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях: Учебное пособие. М.: Изд-во МГУ, 1995. — 224с.
- Климов Е.А. Общая типология ситуаций (казусов) и структура мыслительных задач, возникающих в практике работы профконсультанта // Научные труды ВНИИ профтехобразования. Д., — 1976. — Вып. 32. — С. 5−25.
- Климов Е.А. Проблемы профориентации // Возрастная и педагогическая психология. Материалы Всесоюзного семинара-совещания. — Пермь, 1974.-С. 124−148.
- Климов Е.А. Психология профессионала. Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. — 400 с.
- Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: Учеб. пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. 304с.
- Климов Е.А. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации. М., 1983.
- Климов Е.А. Путь в профессию. Д., 1974. — 190с.
- Ковалева Л.Ю., Федотова Е. Е. Роль планирования карьеры в процессе профессионального и личностного самоопределения // Вестн. Томского государственного педагогического университета. — 1999. Вып. 5. С. 58−60.
- Колесникова Н.С. Новые технологии и профориентация (опыт РГБ) / Н. С. Колесникова, О. А. Лавренова // Вестник Библиотечной Ассамблеи Евразии. 2002. — № 4. — С. 34−39.
- Кон КС. Психология ранней юности: книга для учителя. — М.: Просвещение, 1989. 225 с.
- Кондаков И.М., Сухарев А. В. Методологические основания зарубежных теорий профессионального развития // Вопросы психологии. -1989.-№ 5.-С. 158−164.
- Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года / РФ. Правительство. О концепции модернизации РФ на период до 2010 г.
- Распоряжение от 29. 12.2001. № 17−56 р//Собрание законодательмтва РФ. -2002. — № 1 (ч.П). — Ст. 119.
- Концепция профессионального самоопределения молодежи (Поляков В.А., Чистякова С. Н. и др.) // Педагогика. 1993. — № 5. — С. 33−37.
- Крылова Н. Б. Ведение в методологию индивидуального образования // Новые ценности образования. 2005. — № 2 (21). — С. 27 — 42.
- Крылова Н.Б. Культурология образования // Новые ценности образования. Вып. № 10. М., 2000.
- Крягжде С.И. Психология формирования профессиональных интересов. Вильнюс, 1981. — 196 с.
- Кудрявцев Т.В. Психолого-педагогические проблемы высшей школы // Вопросы психологии. 1981. — № 2. — С. 20−30.
- Кудрявцев Т.В., Сухарев А. В. Влияние характерологических особенностей личности на динамику профессионального самоопределения //• Вопросы психологии. 1985. — № 1. — С. 86−93.
- Кудрявцев Т.В., Шегурова В. Ю. Психологический анализ динамики профессионального самоопределения личности // Вопросы психологии. 1983. -№ 2.-С. 51−59.
- Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя. М., 1990. — 119с.
- Кухарчук A.M. Самооценка учащихся старших классов в процессе профессионального самоопределения: Автореф. канд. дис. Минск, 1973. — 23 с.
- Латынина Д.Н. История педагогики. Воспитание и образование в России (Х-начало XX в): Уч. пособие М.: ИД «Форум», 1998. — 584 с.
- Леонтьев А.Н. Избранные психологические сочинения. М., 1983.
- Леонтьев Д. А., Шелабанова Е. В. Профессиональное самоопределение как построение будущего // Вопросы психологии. 2001. — № 1. — С. 57−59.
- Любимова Г. Ю. От первокурсника до выпускника: проблемы профессионального и личностного самоопределения студентов психологов // Вестник МГУ. Сер. 14, Психология. 2000. — № 1. — С. 48−56.
- Ляхович Е. С., А.С. Ревушкин. Университеты в истории и культуре дореволюционной России. Томск: Изд-во Томск, ун-та, 1998. — 580 с.
- Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: Знание, 1996. — 308с.
- Машин В.А. О двух уровнях личностной регуляции поведения человека//Вопросы психологии. 1994. — № 3. — С. 144−149.
- Митина Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях // Вопросы психологии. 1997. — № 4. — С. 28−38.
- Модзалевский Л.Н. Очерки истории воспитания и обучения с древнейших времен. СПб., 2000. 41 — 425с., 42 — 489 с.
- Морева О.В. Педагогическое проектирование. — Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2005.
- Мудрик, А.В. Индивидуальная помощь в социальном воспитании / А. В. Мудрик // Классный руководитель. 2000. — № 3. — С. 34−39.
- Новиков A.M. Методические характеристики учебной деятельности // Народное образование. 2005. — № 8. — С. 93−100.
- Носков В.И. Проблемы и пути профессионального самоопределения личности в вузе // Психология в вузе. 2003. — № 3. — С. 35−48.
- Овсянникова В.В. Самооценка учащегося ПТУ как субъекта профессиональной деятельности: Автореф. Канд. дис. — Л., 1982: 23с.
- Осницкий А.К. Умения саморегуляции в профессиональном самоопределении учащихся // Вопросы психологии. — 1992. № 1, 2. — С. 52−59.
- Парсонс Т. Система современных обществ. М.: Аспект Пресс, 1998. -131 с.
- Педагогика и психология высшей школы. Ростов н/Д.: Феникс, 1998. — 544 с.
- Педагогика развития: проблемы современного детства и задачи школы: Материалы 3-й науч.-практ. конф. / Редкол.: И. Д. Фрумин и др. Ч. 1 -Красноярск: КГУ: Ин-т эксперим. педагогики, 1996. 140 с.
- Педагогическая энциклопедия / Гл. ред А. И. Каиров. Т2. — М.: Советская энциклопедия, 1965. — 912 с.
- Петровский А.В. К проблеме самоопределения личности в группе. — В кн.: Тезисы к XX Международному психологическому прогрессу. М.: 1972. -с. 149−154.
- Пирсоне Т. О структуре социального действия. М.: Академический Проект, 2000. — 347 с.
- Платонов К.К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986. -254с.
- Подготовка школьников к выбору профессии / Под ред. А. А. Бардиковой. — М., 1966. 179 с.
- Поляков В.А., Чистякова С. Н. Профессиональное самоопределение молодежи // Педагогика. 1993. — № 5. — С. 33−37
- Прощицкая Е.Н. Джон Холланд о выборе профессии // Школа и производство. 1993. — № 4. — С. 20−22.
- Пряжников Н.С. Профессиональное самоопределение в культурно-исторической перспективе // Вопросы психологии. 1996. — № 1. — С. 62−71.
- Пряжников Н.С. Профессиональное самоопределение в стране обесцененного труда // Народное образование. 2001. — № 4. — С. 161−166.
- Пряжников Н.С. Психологический смысл труда. Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. — 352 с.
- Пряжников Н.С., Пряжникова Е. Ю. Профориентация: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений М.: Издательский центр «Академия», 2005. -496 с.
- Пряжников Н.С., Пряжникова Е. Ю. Психология труда и человеческого достоинства: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений — М.: Издательский центр «Академия», 2001. 480 с.
- Психология высшей школы / под ред. М. И. Дьяченко, JI.A. Кандыбович. Минск: Изд-во БГУ, 1981. — 383 с.
- ЮЗ.Психолого-педагогическое сопровождение отношений детей и взрослых в образовательной ситуации: Материалы II Науч.-практ. конф. / Науч. ред.: Козырева Е. А. М.: Арт-Бизнес-Центр, 1999. — 89 с.
- Рафаева О.С., Хотеева Е. А. Саморазвитие личности и проблема профессионального самоопределения // Психология зрелости и старения. -2001. № 4 (16). — С.101−123.
- Реан А.А. Психологический анализ проблемы удовлетворенности избранной профессией // Вопросы психологии. 1988. — № 1. С. 83 — 88.
- Резапкина Г. В. Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения для подростков. М., 2000. — 128 с.
- Савина М.С. Педагогические основы взаимодействия школы и семьи в профессиональной ориентации учащихся: Автореф. д-ра пед. наук.- М., 1993. -28с.
- Сазонов А.Д., Калугин Н. И. Профессиональная ориентация молодежи. -М.: Высшая школа, 1989. 137с.
- Сазонов А.Д., Сахоров В. Ф. Профориентация школьников. М.: Педагогика, 1982.- 175с.
- Свинина Н.Г. Жизненный опыт учащихся в контексте личностно-ориентированного образования // Педагогика. 2001. — № 7. — С. 27−31.118: Сериков В. В. Личностно-ориентированное образование // Педагогика. 1994.-№ 5. С. 16−21.
- Сериков В.В. Образование и личность: Теория и практика проектирования педагогических систем. М.: Логос, 1999. — 272 с.
- Сериков В. В. Формирование у учащихся готовности к труду. М.: Педагогика, 1988, — 191с.
- Симонова Г. И. Педагогическое сопровождение социальной адаптации' школьников // Педагогика. 2006. — № 9. — С. 34−40.
- Смирнов А.Г. Профессиональное самоопределение старших школьников и его влияние на отношение к учению: Автореф. канд. дис. — Л., 1975.-23 с.
- Солодова Г. Г. Профессиональное самоопределение студентов в контексте изменяющегося социума // Педагогика. — 2007. № 4. — С. 67−72.
- Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. Ростов на Дону, 2003. — 544с.
- Терентъева А.В. История отечественного образования. Государственная политика в области образования в России Х-ХУШ вв.: Уч. пособие. СПб. 1996.
- Тоффлер О. Третья волна. -М.: ACT, 1998. 781 с.
- Федорова Е.Е. Проблемы адаптации студентов к профессиональной деятельности в вузе //Педагогика. 2007. — № 5. — С. 71−75.
- Фонарев А.В. Формы становления личности в процессе профессионализации // Вопросы психологии.- 1997. № 2. — С.88−93.
- Франкл В. Человек в поисках смысла. — М.: Прогресс, 1990. С. 5−21
- Чебышева В.В. Психология проблемы профориентации школьников // Вопросы психологии. 1971. — № 1. — С.14−19.
- Чебышева В.В. Психология трудового обучения. -М., 1969. — 303 с.
- Чечель ИД. Педагогические основы профессионального самоопределения учащихся инновационных учебных заведений: автореферат дис. доктора педагогических наук / Респуб. ин-т повышения квалификации работников образования Москва, 1995.
- Чистякова С.Н. и др. Педагогическая поддержка профессионального самоопределения старшеклассников. М.: Новая школа, 2004. — 112с.
- Чистякова С.Н. Профессиональное сомоопределение и профессиональная карьера молодежи. М.: Ин-т профессионального самоопределения молодежи РАО, 1993. — 215с.
- Чистякова С.Н., Пряжников Н. С. Педагогическое сопровождение социально-профессионального самоопределения учащихся / Ученик в обновляющейся школе. Сборник научных трудов / Под ред. Ю. И. Дика, А. В. Хуторского. М., 2002
- LUaeup П. А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности. М.: Педагогика, 1981. — 96 с.
- ЩедровщкийГ.П. Очерки по философии образования. -М., 1993.
- Щукина Г. И. Роль деятельности в учебном процессе: Кн. для учителя. -М.: Просвещение, 1986. 142с.
- Энциклопедия профессионального образования: В Зт. Т.2. / Под ред. С. Я. Батышева. М.: АПО, 1999. — 440с.
- Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Прогресс, 1996. -342с.
- Юпитов А.В., Зотов А. А. Исследование ситуации профессионального самоопределения студентов // Социологические исследования. 1997. — № 3. -С. 84−92.
- Якиманская И. С. Личностно-ориентированный урок: планирование и технология проведения / И. Якиманская, О. Якунина // Директор школы. 1998. — № 3. — С. 65−72.
- Якиманская И.С. Роль образов в овладении научными знаниями // Лицейское и гимназическое образование. 2000. — № 2. — С. 46−51.
- Ясперс К. Идея университета, 1949.
- Bordin Е. S. Research strategies in psychotherapy. N.Y., 1974. — 272 p.
- Moser U. Zur psychoanalytischen Theorie der Berufswahl: Sublimierung, Identifizierung und berufliche Identitat // Psychologie. Schweirerishe Zeitschrift fur Rsychologie. 1963. #1. -S. 1−18.
- Parsons T. Professions // International Encyclopedia of the Social Sciences. The Macmillan Company & The Free Press., 1968. p. 536.
- Parsons T. The Professions and Social Structure (1939) // Parsons T. Essays in Sociological Theory (Revised Edition). New-York. The Free Press, 1966. — P. 35.
- Roe A. The psychology of occupations. N.Y.: Willey, 1956. XII+340p.
- Roe A., Siegelman M. The origin of interests. Washington: APGA, 1969.98p.
- Siefert К. H. Theorien der Berufswahle und der beroflichen Entwicklung // Seifert К. H. Eckhardt H.H., Jiade W. Handbuch der Berufs psychologie. Gottingen, 1977. — S. 173−279.
- Super D. E. Vocational development. N.Y. 1957. — 391 p.
- Super D.E., Bahn M.Y. Occupational psychology. London: Tavistock, 1971. -209p.142