Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Педагогическое сопровождение профессионального самоопределения студентов вуза

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Теоретической и методологической основой исследования явились идеи и принципы: системного подхода к формированию профессионального самоопределения студентов (П.К. Анохин, Б.Ф. Ломов), детерминизма (С.Л. Рубинштейн, Л. И Божович, А. Б. Орлов и др.), личностно-ориентированного подхода (К.А. Абульханова-Славская, Б. Г, Ананьев, А. Г. Асмолов, А. А. Бодал ев, Л. И. Божович, Е. В. Бондаревская, Б. Г… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Особенности профессионального самоопределения студентов вуза
    • 1. 1. Личностное и профессиональное самоопределение студентов вуза
      • 1. 1. 1. Самоопределение личности как предмет исследований
      • 1. 1. 2. Сущность профессионального самоопределения
    • 1. 2. Особенности педагогического сопровождения профессионального самоопределения студентов вуза
      • 1. 2. 1. Виды педагогической деятельности: «помощь», «поддержка», «сопровождение»
        • 1. 2. 2. 0. сновные функции, этапы и технологии педагогического сопровождения профессионального самоопределения студентов
    • 1. 3. Роль высшего профессионального образования в развитии профессионального самоопределения студентов вуза
    • 1. 4. Особенности профессионального самоопределения студентов вуза
    • 1. 5. Проблемы формирования профессионального самоопределения в рамках высшего профессионального образования
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальное исследование содержания и способов педагогического сопровождения профессионального самоопределения студентов вуза
    • 2. 1. Исследование педагогических условий профессионального самоопределения студентов вуза
    • 2. 2. Исследование динамики и особенностей профессионального самоопределения студентов вуза
      • 2. 2. 1. Результаты исследования ценностно-мотивационного компонента профессионального самоопределения студентов
      • 2. 2. 2. Результаты исследования когнитивного компонента профессионального самоопределения студентов
      • 2. 2. 3. Результаты исследования операционального компонента профессионального самоопределения студентов
      • 2. 2. 4. Типы профессионального самоопределения студентов
    • 2. 3. Реализация содержания педагогического сопровождения профессионального самоопределения студентов вуза
    • 2. 4. Результаты опытно-экспериментальной работы проверки эффективности педагогического сопровождения
  • Выводы по второй главе

Педагогическое сопровождение профессионального самоопределения студентов вуза (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Дальнейшая эволюция Российского общества неразрывно связана с полноправным вхождением в Европейское политическое и экономическое пространство, которое развивается по направлению все большей дифференциации (и специализации профессиональной деятельности. При интеграции в мировое сообщество необходимо учитывать опережающие темпы развития этого сообщества. Новая культурная (информационная) эпоха предъявляет новые требования к «профессионалу», меняется как сама сфера труда, так и характеристики профессионализма современного работника.

Мы считаем, что именно система образования имеет тот потенциал, который необходимо использовать для формирования современного специалиста, что в Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года понимается, как подготовка «квалифицированного работника., конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов.».

В качестве базы исследования мы остановились на высшем профессиональном образовании, поскольку оно становится все более востребованным на рынке образовательных услуг, и, следовательно, более других влияет на экономическое, социальное и культурное развитие населения. На сегодняшний день в мире общепризнанно, что без развития высшего образования невозможно обеспечить экономическую, политическую и культурную независимость нации и развитие общества в целом.

Время получения высшего профессионального образования является временем активного профессионального самоопределения личности.

В отечественной системе высшего профессионального образования целенаправленная профориентационная работа со студентами осуществляется только при поступлении в вуз и на момент трудоустройства, между тем ориентация всего образовательного процесса на активизацию профессионального самоопределения студентов является насущной необходимостью. По сути, в системе отечественного высшего профессионального образования нет завершенного механизма, системы педагогического, сопровождения профессионального самоопределения студентов. Выпускники вузов выходят в конкуренцию рынка с обширным набором профессиональных знаний, но с несформированной системой профессиональных ценностей, без какойлибо четкой концепции своего профессионального будущего.

Необходимо отметить, что большое количество научных работ посвящены профессиональному самоопределению, методам профориентации школьников, и значительно меньше — профессиональному самоопределению студентов, поскольку априори считается, что свой выбор они уже сделали. На самом деле потребность в уточнении этого выбора может возникать не только в студенчестве, но и в течение всей профессионально активной жизни человека.

Все авторы сходятся в оценке роли самоопределения для профессионального становления личности. Например, A.M. Новиков пишет, что проблема самоопределения обучающегося представляет собой одну из острейших проблем развития образования в современных условиях.

В отечественной и зарубежной науке существует множество точек зрения на содержание, механизмы и виды самоопределения. Многие исследователи обращают внимание на его временной аспект.

Мы считаем, опираясь на мнение таких авторов как Е. А. Климов, Н. С. Пряжников, А. К. Маркова, что сформированность некоторого «проекта профессионального жизненного пути» является показателем эффективного профессионального самоопределения и необходимым условием успешной адаптации студента к будущей профессиональной деятельности.

Таким образом, актуальность исследования обусловлена следующими противоречиями между:

— социальным заказом общества на подготовку квалифицированных специалистов, соответствующих требованиям к профессионалам информационной эпохи и традиционной системой профессионального образования, не обеспечивающей в полной мере оптимальные условия для эффективного профессионального самоопределенияпотенциальными возможностями высшего профессионального образования в создании оптимальных условий для эффективного профессионального самоопределения студентов и слабой теоретической, методической и методологической обеспеченностью системы профориентации в вузах.

Иными словами проблема исследования заключается в поиске и научном обосновании путей и способов, обеспечивающих эффективность формирования профессионального самоопределения студентов в рамках образовательного процесса в вузе.

Объект исследования — образовательный процесс в вузе.

Предмет исследования — способы достижения соответствия между содержанием педагогического сопровождения и формированием профессионального самоопределения студентов вуза.

Цель исследования — теоретическое обоснование и практическая реализация педагогических условий и методов эффективного формирования профессионального самоопределения студентов вуза.

Актуальность, недостаточная разработанность проблемы в педагогической науке, практика образовательной деятельности обусловили выбор темы диссертационного исследования «Педагогическое сопровождение профессионального самоопределения студентов вуза».

Гипотеза: профессиональное самоопределение студентов в рамках вузовской подготовки будет сформировано, если обеспечить его адекватное педагогическое сопровождение, включающее в себя:

• проектирование педагогической деятельности, актуализирующей формирование студентами личного «проекта профессионального жизненного пути», что подразумевает выстраивание системы ценностных ориентаций, профессиональных целей, содержательную и хронологическую проработку планов по их достижению;

• работу с ценностно-смысловым, когнитивным и операциональным компонентами профессионального самоопределения студентов и использование в учебном процессе педагогических средств, активизирующих действие механизмов внутриличностного развития — рефлексию, персонализацию, стереотипизацию, что позволяет простраивать адекватную линию педагогической поддержки разных типов личности;

• формирование у студентов умений и навыков проектирования своего ' профессионального пути на основе соотнесения внутренних условий (желаний, стремлений, ценностных ориентаций, целей и планов, способностей и возможностей) и внешних факторов (требований профессии и рынка труда).

Задачи:

— проанализировать уровень разработанности проблемы исследования в социологических, психологических и педагогических научных трудахспроектировать модель педагогического сопровождения профессионального самоопределения студентов;

— разработать содержание педагогического сопровождения профессионального самоопределения и провести опытно-экспериментальную проверку его эффективности;

— подобрать критериально-диагностический комплекс, позволяющий оценивать сформированность профессионального самоопределения студентов вуза;

1 (составить рекомендации по педагогическому сопровождению профессионального самоопределения студентов в условиях высшего профессионального образования.

Теоретической и методологической основой исследования явились идеи и принципы: системного подхода к формированию профессионального самоопределения студентов (П.К. Анохин, Б.Ф. Ломов), детерминизма (С.Л. Рубинштейн, Л. И Божович, А. Б. Орлов и др.), личностно-ориентированного подхода (К.А. Абульханова-Славская, Б. Г, Ананьев, А. Г. Асмолов, А. А. Бодал ев, Л. И. Божович, Е. В. Бондаревская, Б. Г. Братусь, Л. С. Выготский, А. В. Петровский, В. И. Слободчиков, В. В. Сериков, И. С. Якиманская, Н. А. Алексеев и др.), деятельностного подхода (П.Я. Гальперин, В-В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, А. В. Петровский, Д. Б. Эльконин, Г. И. Щукина, теории профессионального самоопределения личности и профориентации (М.Р. Гинзбург, Е. А. Климов, Н. С. Пряжников, Э. Ф. Зеер, С. Н. Чистякова, А. Д. Сазонов и др.), педагогического подхода к самоопределению (А.Д. Сазонов, A.M. Новиков, С. Н. Чистякова, П. А. Шавир и др.), организации педагогического проектирования (В.И. Загвязинский, О. В. Морева, Н. А. Алексеев, Е. И. Машбиц и др.), педагогики и психологии высшей школы (С.И. Архангельский, М. И. Дьяченко и др.), методологии научного психолого-педагогического исследования (В.И. Загвязинский, М. М. Поташник, Р. Атаханов).

Для реализации цели исследования и решения поставленных задач использовался комплекс методов: анализ социологической, психологической и педагогической литературы, психодиагностические методы (опросники, тесты), экспертное оценивание, беседа, наблюдение, проектирование, моделирование, опытно-экспериментальная работа, математическая и статистическая обработка результатов исследования.

Опытно-экспериментальная база исследования — Тюменский государственный университет (студенты второго, третьего и пятого курсов факультетов филологии, физики, биологии и географииинститутов.

Математики и компьютерных наук, Педагогики, психологии и управления, Истории и политических наук).

Первый этап исследования (2001;2002 гг.) включал анализ педагогической, психологической, социологической литературы по теме исследования, изучение методических материалов, учебных планов, рабочих программ, государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования, определение целей и задач исследования, формулирование гипотезы, подбор диагностических методик, проектирование модели педагогического сопровождения профессионального самоопределения студентов.

Второй этап (2002;2006 гг.) был посвящен планированию опытно-экспериментальной работы, написанию рабочей программы курса «Проектирование профессиональной карьеры», реализации модели педагогического сопровождения профессионального самоопределения студентов.

Третий этап (2007;2008 гг.) включал анализ и интерпретацию результатов опытно-экспериментальной работы, оформление текста диссертационного исследования.

Научная новизна диссертационного исследования: введено понятие «проект профессионального жизненного пути» как осознанный мысленный образ профессионального будущего в контексте личной жизни студентаопределено его значение в формировании профессионального самоопределенияпоказано, что планы по достижению профессиональных целей — только составная часть «проекта профессионального жизненного пути" — основным его содержанием являются ценностные ориентации личности, профессиональные цели и знание о способах их достижениявыделены восемь типов профессионального самоопределения в зависимости от сочетания развития трех компонентов — когнитивного, операционального, ценностно-мотивационного, которые определяют адресную организацию педагогического сопровождения профессионального самоопределения студентовдоказано, что реализация разработанного нами содержания педагогического сопровождения профессионального самоопределения студентов способствует его эффективному формированию за счет актуализации процессов и механизмов внутриличностного развития — рефлексии, персонализации, стереотипизации.

Теоретическая значимость исследования заключается в расширении:

— понятийного аппарата педагогики высшей школы введением понятия «проект профессионального жизненного пути», в разработке его структуры и содержания, в определении содержания и этапов педагогического сопровождения профессионального самоопределения студентов на основе механизмов внутриличностного развития;

— спектра методических средств за счет выделения комплекса условий формирования профессионального самоопределения студентов в условиях вуза.

Практическая значимость исследования заключается в составлении психолого-педагогических рекомендаций по оказанию педагогической поддержки студентов с учетом особенностей их профессионального самоопределения с целью обеспечения их конкурентоспособности на рынке труда. В диссертационном исследовании сформулированы предложения по внесению изменений в ГОС ВПО, в частности, о проведении более ранней и продолжительной производственной практики студентов. Содержащиеся в диссертации практические материалы будут полезны преподавателям вузов в работе со студентами по формированию их профессионального самоопределения.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечены их широкой апробацией, теоретико-методологической базой, большой выборкой исследуемых, ее репрезентативностью, длительностью опытноэкспериментальной работы, личным вкладом автора (разработка и внедрение модели педагогического сопровождения профессионального самоопределения студентов).

Апробация работы и внедрение результатов. Основная концепция диссертации отражена в 10 публикациях, одном учебно-методическом издании. Автор принимал участие в работе международных (Курган, 2005; Тюмень, 2006) и всероссийских (Тюмень, 2003, 2004, 2007; Тобольск, 2004) научно-практических конференций и семинаров. Результаты исследований, выполненных по теме диссертации, использовались в курсе лекций и семинарских занятий по дисциплинам «Основы профориентологии» и «Психология труда», «Проектирование профессиональной карьеры».

Положения, выносимые на защиту:

1) вопреки сложившимся в педагогике представлениям о профессиональных «планах» и «перспективах» (Е.А. Климов, Н. С. Пряжников и др.), понимаемых, по сути, как план будущего профессионального развития, мы считаем, что основой профессионального самоопределения должен стать «проект профессионального жизненного пути». Это осознанный мысленный образ персонального профессионального будущего, который включает в себя ценностные ориентации личности и представления о себе как профессионале, об особенностях профессиональной сферы и современных требованиях к профессионалу, о ближних и дальних профессиональных целях, о способах их достижения и о внешних и внутренних препятствиях на профессиональном пути;

2) под педагогическим сопровождением профессионального самоопределения студентов мы понимаем специальную деятельность педагогов, ориентированную на оказание поддержки в адаптации, личностном и профессиональном росте студентов, принятии решения о выборе специализации, построении проекта дальнейшего профессионального пути в контексте их жизни. Стратегия сопровождения строится на учете педагогом необходимости проработки элементов структуры проекта профессионального жизненного пути, с одной стороны, а с другой, — на учете того, какие компоненты профессионального самоопределения (ценностно-мотивационный операциональный, когнитивный) и внутриличностные механизмы (персонализация, стереотипизация, рефлексия) должны быть задействованы для оптимизации процесса профессионального самоопределения студента;

3) для адекватного педагогического сопровождения профессионального самоопределения студентов целесообразно выделить его типы в зависимости от сочетания сформированности операционального, когнитивного и ценностно-мотивационного компонентов;

4) в качестве условий эффективного формирования профессионального самоопределения студентов мы выделяем: а) расширение, углубление и акцентирование содержания всех учебных дисциплин в профориентационном плане на ценностно-мотивацонных аспектах будущей профессиональной деятельностиб) введение специального курса «Проектирование профессиональной карьеры», включая индивидуальное консультирование студентов по вопросам профессионального формированияв) обеспечение формирования таких внутриличностных особенностей, как внутренний локус контроля, временная компетентность (адекватное восприятие взаимосвязи прошлых, настоящих и будущих событий), заинтересованность в выбранной профессиональной сфере.

Выводы по второй главе.

Поведенное нами эмпирическое исследование показало, что у большинства студентов наблюдается рассогласованность между развитием ценностно-мотивационного, когнитивного и операционального компонентов профессионального самоопределения, что говорит об актуальности проблемы профессионального самоопределения студентов на всех исследованных нами курсах.

Устойчивой положительной динамики в развитии профессионального самоопределения студентов, обучающихся на втором, третьем и пятом курсах также не обнаружено.

В связи с этим, учитывая выявленные нами особенности профессионального самоопределения студентов, необходимо перестраивать содержание образования, совершенствовать формы и методы профориентационной работы со студентами.

Как один из вариантов решения поставленной задачи мы рекомендуем разработанное нами содержание педагогического сопровождения профессионального самоопределения студентов вуза, направленное на формирование целостной структуры профессионального самоопределения-студентов (приложение 5).

Позитивная динамика в структуре профессионального самоопределения студентов, участвовавших в опытно-экспериментальной работе, позволяет считать разработанную нами модель педагогического сопровождения профессионального самоопределения студентов (табл. 26) достаточно эффективной с точки зрения создания оптимальных условий для профессионального становления студентов.

Результаты реализации содержания педагогического сопровождения профессионального самоопределения студентов доказали его эффективность и выявили направления для дальнейшей работы по совершенствованию профориентационной деятельности в рамках вузовской подготовки.

Успешная реализация педагогического сопровождения профессионального самоопределения студентов, в частности курс «Проектирование профессиональной карьеры», позволяет рекомендовать его в качестве одного из методов создания эффективных условий формирования профессионального самоопределения студентов вуза.

Заключение

.

Анализ результатов диссертационного исследования позволяет сделать следующие выводы:

1. Эффективность профессионального самоопределения студентов вуза повышается при его адекватном педагогическом сопровождении, рассматриваемом как процесс, в котором проработка структуры проекта жизненного профессионального пути основывается на совершенствовании ценностно-мотивационного, когнитивного, операционального компонентов профессионального самоопределения и предполагает опору на механизмы внутриличностного развития — стереотипизацию, рефлексию, персонализацию.

2. Ядром профессионального самоопределения студентов выступает проект жизненного профессионального пути — понятие, которое, в отличие от аналогичных в науке, является интегральным в ценностно-смысловой и деятельностной сферах человека. Проект трактуется как осознанный мысленный образ персонального профессионального будущего, который формируется на основе ценностных ориентаций личности и представлений о себе как о профессионале, об особенностях профессиональной сферы, о ближних и дальних профессиональных целях, о способах их достижения и о внешних и внутренних препятствиях на профессиональном пути, особенностях рынка труда.

3. Исследование особенностей профессионального самоопределения студентов выявило следующие негативные с точки зрения эффективности их дальнейшего профессионального развития моменты: установка на достижение «всего и сразу» (короткая временная перспектива) — наличие профессиональных целей и отсутствие планов их достижения (обратная перспектива).

4. Выделение трех компонентов (ценностно-мотивационного, когнитивного, операционального) позволяет построить типологию профессионального самоопределения студентов, характеризующуюся разной степенью проработанности элементов структуры проекта жизненного профессионального пути, и адресно осуществлять формирование и коррекцию представлений студентов о профессиональном будущем.

5. Позитивная динамика профессионального самоопределения студентов, участвовавших в опытно-экспериментальной работе, позволяет считать разработанное нами содержание педагогического сопровождения профессионального самоопределения достаточно эффективным с точки зрения создания оптимальных условий для формирования проекта профессионального жизненного пути. Основные среди этих условий следующие: а) расширение, углубление и акцентирование содержания всех учебных дисциплин в профориентационном плане на ценностно-мотивационных аспектах будущей профессиональной деятельностиб) введение специального курса «Проектирование профессиональной карьеры», включая индивидуальное консультирование студентов по вопросам профессионального самоопределенияв) сформированность таких внутриличностных особенностей, как внутренней локус контроль, временная компетентность (адекватное восприятие взаимосвязи прошлых, настоящих и будущих событий), заинтересованность в выбранной профессиональной сфере.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Р.Н. Профессиональный комплекс в социальной структуре общества (по Парсонсу) // Социологические исследования. 2005. № 1. — С. 54 -66.
  2. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980. — 335 с.
  3. Абульханова-Славская К.А. О субъекте психологической деятельности. -М., 1973.-288с.
  4. Е.А. Педагогическое сопровождение индивидуального образования и идея свободы // Новые ценности образования. — 2003. — Вып. 3 (14).-С. 71−81.
  5. Е. А. Виды педагогической поддержки и сопровождения индивидуального образования. http://isiksp.ru/library/aleksandrovaea/aleks-1 .html.
  6. . Н.А. Автореф. д-ра психол. наук. Тюмень, — 42 с.
  7. Антология педагогической мысли: В 3 т. Т. 2. Русские педагоги и деятели народного образова-ния о трудовом воспитании и профессиональном образовании/Сост. Н. Н. Кузьмин. -М.: Высш. шк., 1989.-463 с.
  8. С.И. Лекции по теории обучения в высшей школе. — М., — 1987.-385 с.
  9. В.В. Представления студентов о будущем как аспект их личностного и профессионального самоопределения // Психологическая наука и образование. 2002. — № 2. — С. 28−41.
  10. Барихард Йенчке. Возрастающая роль сопровождения карьеры в начале столетия // Прикладная психология. — 1999. № 3. — С. 1−10.
  11. М.Р. Психолог в школе: содержание и организация работы / Отв. ред. М. А. Ушакова. М.: «Сентябрь», 1998. — 127 с.
  12. В. А. Психологич япрофессиональной пригодности. СПб: Per se,-2001.-511 с.
  13. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. — 464 с.
  14. Божович Л. И Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. 1979. — № 4. — С. 23−34.
  15. В. 77. Технология педагогического сопровождения учащихся в образовательном процессе // Интернет-журнал «Эйдос». 2001. — 19 мая. http://www.eidos.ru/journal/2001/0519−02.htm.
  16. Е.В. Смыслы и стратегии личностно-ориентированного образования // Педагогика. 2001. — № 1. — С. 17−2417., Брокгауз, Ефрон. Энциклопедический словарь. М.: Олма-пресс, 2000. — 383 с.
  17. Н. Б. Методическое сопровождение становления педагогической культуры преподавателя вуза искусств: Автореф. канд. пед. Наук. Волгоград, — 2006. — 24 с.
  18. О. С. О роли художественного начала в педагогической деятельности // Педагогика. 2005. — № 3. — С. 53 — 60.
  19. Ю.А. Социальное развитие человека в XX веке // Общественные науки и современность. 2001. — № 1. — С. 5−30.
  20. Ю.А. Трансформация потребностей развитие личности и общества // Полис. — 1994. — № 5. — С. 16−22
  21. И. В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учебное пособие. М.: Ось — 89. — 1999. — 176 с.
  22. Э.Д. Социально-профессиональное развитие человека в производстве передовых стран // Мировая экономика и международные отношения. 1997. — № 9. — С. 87−97.
  23. М.Д. Воспитательная работа с подростками в школе по выбору профессии. М., 1961. — 55 с.
  24. Р.Ю. История средних веков: Курс лекций. — Киев: AirLand, -1996.-382 с.
  25. В.В. Социология образования. Тюмень: ТюмГУ, 2003. -232 с.
  26. О. С. Педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная проблема / Новые ценности образования. Вып. 3 — М.: Инноватор, 1995. 58 с.
  27. Н.Ф. Психолого-педагогические основы индивидуализации профессионального воспитания учащихся профессиональных учебных заведений: Автореф. доктора пед. наук. Санкт-Петербург, 1995. — 54 с.
  28. М.Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема//Вопросы психологии. 1988. — № 2. — С. 19−26.
  29. М.Р. Психологическое содержание жизненного поля личности старшего подростка // Мир психологии и психология в мире. 1995. -№ 3. — С. 21−22.
  30. Т. В. Педагогическое сопровождение личностного развития: учащихся в общеобразовательной школе: диссертация кандидата педагогических наук. Иркутск, 2004. — 129 с.
  31. Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. Киев: Наукова думка, 1988. — 144 с.
  32. Е.И., Кроник А. А. Психологическое время личности. Киев: Наукова думка, 1984. — 207 с.
  33. Е.А. Выбор профессии и воспитание личности школьника. -М.: Педагогика, 1979. 189 с.
  34. Я.Л. Педагогическое сопровождение развития-коммуникативной компетенции будущего учителя в деятельности кафедры педагогического вуза: Автореф. кандидата пед. наук. Омск. 2007. — 26 с.
  35. М.И. Педагогическое сопровождение социального самоопределения старшеклассников // Педагогика. 2002. — № 9. — С. 32−39.
  36. А.А., Зазыкин В. Г. Акмеология: учебное пособие. СПб: Питер, 2003.-256 с.
  37. А.Н. История педагогики: Уч. пособие для студентов педвузов. -М.: ГИЦ «Владос», 1999. 432 с.
  38. Я.В. Динамика профессионального самоопределения студентов // Социологические исследования. — 2001. — № 7. — С. 132−135.
  39. П. Посткапиталистическое общество // Новая постиндустриальная волна на Западе. 1999. с. 79
  40. С. А. Парадигма становления профессионализма как процесса реализации ресурсов профессионального развития // Актуальные проблемы современной науки. 2003. — № 5. — С. 122−124
  41. В. И Университетское образование: история, социология, политика. М.: Академический проект, 2003. — 384 с.
  42. Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие. М.: Академический проект- Екатеринбург: Деловая книга, 2003. — 336 с.
  43. Э.Ф., Павлова A.M., Садовникова И. О. Профориентология: Теория и практика: Учебное пособие для высшей школы. — М.: Академический проект- Екатеринбург: Деловая книга, 2004. 192с.
  44. Э.Ф., Сыманюк Э. Э. Кризисы профессионального становления личности // Психологический журнал. 1997. — Т. XIIX. — № 6. — С. 35−44.
  45. Л.И. Соотношение профессионализма и духовного развития специалиста// Вестник ТГПУ. 2004. — № 2. — С. 77−80.
  46. Г. JI. Существует ли тайна ремесла? // Управление персоналом. -2002. № 4. — С. 36−40.
  47. История педагогики в России: Хрестоматия / Сост. Е. Ф. Егоров. М.: ИЦ «Академия», 1999.
  48. История педагогики: Уч. пособие для ст-тов пед. ин-тов / Под ред. М. Ф. Шабаевой. -М.: Просвещение, 1981.
  49. М.С. Человеческая деятельность: (Опыт системного анализа). -М.: Политиздат, 1974. 328 с.
  50. Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях: Учебное пособие. М.: Изд-во МГУ, 1995. — 224с.
  51. Е.А. Общая типология ситуаций (казусов) и структура мыслительных задач, возникающих в практике работы профконсультанта // Научные труды ВНИИ профтехобразования. Д., — 1976. — Вып. 32. — С. 5−25.
  52. Е.А. Проблемы профориентации // Возрастная и педагогическая психология. Материалы Всесоюзного семинара-совещания. — Пермь, 1974.-С. 124−148.
  53. Е.А. Психология профессионала. Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. — 400 с.
  54. Е.А. Психология профессионального самоопределения: Учеб. пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. 304с.
  55. Е.А. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации. М., 1983.
  56. Е.А. Путь в профессию. Д., 1974. — 190с.
  57. Л.Ю., Федотова Е. Е. Роль планирования карьеры в процессе профессионального и личностного самоопределения // Вестн. Томского государственного педагогического университета. — 1999. Вып. 5. С. 58−60.
  58. Н.С. Новые технологии и профориентация (опыт РГБ) / Н. С. Колесникова, О. А. Лавренова // Вестник Библиотечной Ассамблеи Евразии. 2002. — № 4. — С. 34−39.
  59. Кон КС. Психология ранней юности: книга для учителя. — М.: Просвещение, 1989. 225 с.
  60. И.М., Сухарев А. В. Методологические основания зарубежных теорий профессионального развития // Вопросы психологии. -1989.-№ 5.-С. 158−164.
  61. Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года / РФ. Правительство. О концепции модернизации РФ на период до 2010 г.
  62. Распоряжение от 29. 12.2001. № 17−56 р//Собрание законодательмтва РФ. -2002. — № 1 (ч.П). — Ст. 119.
  63. Концепция профессионального самоопределения молодежи (Поляков В.А., Чистякова С. Н. и др.) // Педагогика. 1993. — № 5. — С. 33−37.
  64. Н. Б. Ведение в методологию индивидуального образования // Новые ценности образования. 2005. — № 2 (21). — С. 27 — 42.
  65. Н.Б. Культурология образования // Новые ценности образования. Вып. № 10. М., 2000.
  66. С.И. Психология формирования профессиональных интересов. Вильнюс, 1981. — 196 с.
  67. Т.В. Психолого-педагогические проблемы высшей школы // Вопросы психологии. 1981. — № 2. — С. 20−30.
  68. Т.В., Сухарев А. В. Влияние характерологических особенностей личности на динамику профессионального самоопределения //• Вопросы психологии. 1985. — № 1. — С. 86−93.
  69. Т.В., Шегурова В. Ю. Психологический анализ динамики профессионального самоопределения личности // Вопросы психологии. 1983. -№ 2.-С. 51−59.
  70. Н.В. Профессионализм личности преподавателя. М., 1990. — 119с.
  71. A.M. Самооценка учащихся старших классов в процессе профессионального самоопределения: Автореф. канд. дис. Минск, 1973. — 23 с.
  72. Д.Н. История педагогики. Воспитание и образование в России (Х-начало XX в): Уч. пособие М.: ИД «Форум», 1998. — 584 с.
  73. А.Н. Избранные психологические сочинения. М., 1983.
  74. Д. А., Шелабанова Е. В. Профессиональное самоопределение как построение будущего // Вопросы психологии. 2001. — № 1. — С. 57−59.
  75. Г. Ю. От первокурсника до выпускника: проблемы профессионального и личностного самоопределения студентов психологов // Вестник МГУ. Сер. 14, Психология. 2000. — № 1. — С. 48−56.
  76. Е. С., А.С. Ревушкин. Университеты в истории и культуре дореволюционной России. Томск: Изд-во Томск, ун-та, 1998. — 580 с.
  77. А.К. Психология профессионализма. М.: Знание, 1996. — 308с.
  78. В.А. О двух уровнях личностной регуляции поведения человека//Вопросы психологии. 1994. — № 3. — С. 144−149.
  79. Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях // Вопросы психологии. 1997. — № 4. — С. 28−38.
  80. Л.Н. Очерки истории воспитания и обучения с древнейших времен. СПб., 2000. 41 — 425с., 42 — 489 с.
  81. О.В. Педагогическое проектирование. — Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2005.
  82. , А.В. Индивидуальная помощь в социальном воспитании / А. В. Мудрик // Классный руководитель. 2000. — № 3. — С. 34−39.
  83. A.M. Методические характеристики учебной деятельности // Народное образование. 2005. — № 8. — С. 93−100.
  84. В.И. Проблемы и пути профессионального самоопределения личности в вузе // Психология в вузе. 2003. — № 3. — С. 35−48.
  85. В.В. Самооценка учащегося ПТУ как субъекта профессиональной деятельности: Автореф. Канд. дис. — Л., 1982: 23с.
  86. А.К. Умения саморегуляции в профессиональном самоопределении учащихся // Вопросы психологии. — 1992. № 1, 2. — С. 52−59.
  87. Т. Система современных обществ. М.: Аспект Пресс, 1998. -131 с.
  88. Педагогика и психология высшей школы. Ростов н/Д.: Феникс, 1998. — 544 с.
  89. Педагогика развития: проблемы современного детства и задачи школы: Материалы 3-й науч.-практ. конф. / Редкол.: И. Д. Фрумин и др. Ч. 1 -Красноярск: КГУ: Ин-т эксперим. педагогики, 1996. 140 с.
  90. Педагогическая энциклопедия / Гл. ред А. И. Каиров. Т2. — М.: Советская энциклопедия, 1965. — 912 с.
  91. А.В. К проблеме самоопределения личности в группе. — В кн.: Тезисы к XX Международному психологическому прогрессу. М.: 1972. -с. 149−154.
  92. Т. О структуре социального действия. М.: Академический Проект, 2000. — 347 с.
  93. К.К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986. -254с.
  94. Подготовка школьников к выбору профессии / Под ред. А. А. Бардиковой. — М., 1966. 179 с.
  95. В.А., Чистякова С. Н. Профессиональное самоопределение молодежи // Педагогика. 1993. — № 5. — С. 33−37
  96. Е.Н. Джон Холланд о выборе профессии // Школа и производство. 1993. — № 4. — С. 20−22.
  97. Н.С. Профессиональное самоопределение в культурно-исторической перспективе // Вопросы психологии. 1996. — № 1. — С. 62−71.
  98. Н.С. Профессиональное самоопределение в стране обесцененного труда // Народное образование. 2001. — № 4. — С. 161−166.
  99. Н.С. Психологический смысл труда. Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. — 352 с.
  100. Н.С., Пряжникова Е. Ю. Профориентация: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений М.: Издательский центр «Академия», 2005. -496 с.
  101. Н.С., Пряжникова Е. Ю. Психология труда и человеческого достоинства: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений — М.: Издательский центр «Академия», 2001. 480 с.
  102. Психология высшей школы / под ред. М. И. Дьяченко, JI.A. Кандыбович. Минск: Изд-во БГУ, 1981. — 383 с.
  103. ЮЗ.Психолого-педагогическое сопровождение отношений детей и взрослых в образовательной ситуации: Материалы II Науч.-практ. конф. / Науч. ред.: Козырева Е. А. М.: Арт-Бизнес-Центр, 1999. — 89 с.
  104. О.С., Хотеева Е. А. Саморазвитие личности и проблема профессионального самоопределения // Психология зрелости и старения. -2001. № 4 (16). — С.101−123.
  105. А.А. Психологический анализ проблемы удовлетворенности избранной профессией // Вопросы психологии. 1988. — № 1. С. 83 — 88.
  106. Г. В. Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения для подростков. М., 2000. — 128 с.
  107. М.С. Педагогические основы взаимодействия школы и семьи в профессиональной ориентации учащихся: Автореф. д-ра пед. наук.- М., 1993. -28с.
  108. А.Д., Калугин Н. И. Профессиональная ориентация молодежи. -М.: Высшая школа, 1989. 137с.
  109. А.Д., Сахоров В. Ф. Профориентация школьников. М.: Педагогика, 1982.- 175с.
  110. Н.Г. Жизненный опыт учащихся в контексте личностно-ориентированного образования // Педагогика. 2001. — № 7. — С. 27−31.118: Сериков В. В. Личностно-ориентированное образование // Педагогика. 1994.-№ 5. С. 16−21.
  111. В.В. Образование и личность: Теория и практика проектирования педагогических систем. М.: Логос, 1999. — 272 с.
  112. Сериков В. В. Формирование у учащихся готовности к труду. М.: Педагогика, 1988, — 191с.
  113. Г. И. Педагогическое сопровождение социальной адаптации' школьников // Педагогика. 2006. — № 9. — С. 34−40.
  114. А.Г. Профессиональное самоопределение старших школьников и его влияние на отношение к учению: Автореф. канд. дис. — Л., 1975.-23 с.
  115. Г. Г. Профессиональное самоопределение студентов в контексте изменяющегося социума // Педагогика. — 2007. № 4. — С. 67−72.
  116. Л.Д. Педагогическая психология. Ростов на Дону, 2003. — 544с.
  117. А.В. История отечественного образования. Государственная политика в области образования в России Х-ХУШ вв.: Уч. пособие. СПб. 1996.
  118. О. Третья волна. -М.: ACT, 1998. 781 с.
  119. Е.Е. Проблемы адаптации студентов к профессиональной деятельности в вузе //Педагогика. 2007. — № 5. — С. 71−75.
  120. А.В. Формы становления личности в процессе профессионализации // Вопросы психологии.- 1997. № 2. — С.88−93.
  121. В. Человек в поисках смысла. — М.: Прогресс, 1990. С. 5−21
  122. В.В. Психология проблемы профориентации школьников // Вопросы психологии. 1971. — № 1. — С.14−19.
  123. В.В. Психология трудового обучения. -М., 1969. — 303 с.
  124. ИД. Педагогические основы профессионального самоопределения учащихся инновационных учебных заведений: автореферат дис. доктора педагогических наук / Респуб. ин-т повышения квалификации работников образования Москва, 1995.
  125. С.Н. и др. Педагогическая поддержка профессионального самоопределения старшеклассников. М.: Новая школа, 2004. — 112с.
  126. С.Н. Профессиональное сомоопределение и профессиональная карьера молодежи. М.: Ин-т профессионального самоопределения молодежи РАО, 1993. — 215с.
  127. С.Н., Пряжников Н. С. Педагогическое сопровождение социально-профессионального самоопределения учащихся / Ученик в обновляющейся школе. Сборник научных трудов / Под ред. Ю. И. Дика, А. В. Хуторского. М., 2002
  128. LUaeup П. А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности. М.: Педагогика, 1981. — 96 с.
  129. ЩедровщкийГ.П. Очерки по философии образования. -М., 1993.
  130. Г. И. Роль деятельности в учебном процессе: Кн. для учителя. -М.: Просвещение, 1986. 142с.
  131. Энциклопедия профессионального образования: В Зт. Т.2. / Под ред. С. Я. Батышева. М.: АПО, 1999. — 440с.
  132. Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Прогресс, 1996. -342с.
  133. А.В., Зотов А. А. Исследование ситуации профессионального самоопределения студентов // Социологические исследования. 1997. — № 3. -С. 84−92.
  134. И. С. Личностно-ориентированный урок: планирование и технология проведения / И. Якиманская, О. Якунина // Директор школы. 1998. — № 3. — С. 65−72.
  135. И.С. Роль образов в овладении научными знаниями // Лицейское и гимназическое образование. 2000. — № 2. — С. 46−51.
  136. К. Идея университета, 1949.
  137. Bordin Е. S. Research strategies in psychotherapy. N.Y., 1974. — 272 p.
  138. Moser U. Zur psychoanalytischen Theorie der Berufswahl: Sublimierung, Identifizierung und berufliche Identitat // Psychologie. Schweirerishe Zeitschrift fur Rsychologie. 1963. #1. -S. 1−18.
  139. Parsons T. Professions // International Encyclopedia of the Social Sciences. The Macmillan Company & The Free Press., 1968. p. 536.
  140. Parsons T. The Professions and Social Structure (1939) // Parsons T. Essays in Sociological Theory (Revised Edition). New-York. The Free Press, 1966. — P. 35.
  141. Roe A. The psychology of occupations. N.Y.: Willey, 1956. XII+340p.
  142. Roe A., Siegelman M. The origin of interests. Washington: APGA, 1969.98p.
  143. Siefert К. H. Theorien der Berufswahle und der beroflichen Entwicklung // Seifert К. H. Eckhardt H.H., Jiade W. Handbuch der Berufs psychologie. Gottingen, 1977. — S. 173−279.
  144. Super D. E. Vocational development. N.Y. 1957. — 391 p.
  145. Super D.E., Bahn M.Y. Occupational psychology. London: Tavistock, 1971. -209p.142
Заполнить форму текущей работой