Характеристика и учебно-воспитательные задачи темы
Для того, чтобы разобрать тему курсовой работы, ее необходимо спроектировать следующим образом: во — первых обязательно необходимо определение состояния знаний учащихся, их умений, оснащенности учебного процесса; вовторых самой главной частью работы является формирование целей; в — третьих — выбор методов, средств и форм обучения; в — четвертых — разработка технологической карты урока… Читать ещё >
Характеристика и учебно-воспитательные задачи темы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
На изучении темы «Упражнения в управлении токарным станком» отводится 6 часов.
При изучении темы необходимо чередовать теоретическую и практическую части уроков. Для этого необходимо изучив материал применить его практике.
знать:
- — общее устройство Токарного станка, принадлежностями к нему;
- — правила и обслуживание Токарных станков;
- — организацию рабочего места Токаря;
- — безопасность при работе на станке.
уметь:
- — запускать и останавливать станок;
- — управлять спортом;
- — включать и выключать механическую, продольную, поперечную подачи (ускоренную и рабочую);
- — настраивать станок на заданные частоту вращения шпинделя и подачу;
- — закреплять заготовки в патроне и снимать обработанные детали;
- — устанавливать, фиксировать и снимать резцы.
Для усвоения данной темы потребуются знания и умения полученные при изучении тем:
- — Техника безопасности при работе на станках.
- — Основные сведения токарного станка. Понятия о процессе резания металлов.
- — Элементы режимов резания при при работе на токарном станке.
В процессе изучения темы учащиеся должны знать: основные сведения о токарных станках, что вызывает интерес к работе; устройство токарного станка, — для того, чтобы процесс обучения был понятен и для того, чтобы видеть смысл в обучении; какие работы выполняются на токарных станках и каким образом он работает; правила техники безопасности при работе на токарных станках — для безопасной работы.
Обучение в учебных учреждениях направлено на формирование у учащихся технического мышления и умения применять полученные знания в производственных условиях. Учащиеся профтехучилищ получают начальную теоретическую подготовку, а также приобретают практические навыки в работе на современном оборудовании. Минимум знаний и навыков, которыми овладевают учащиеся в учебных учреждениях, позволяет выполнить ими токарной работы средней сложности. Поэтому в процессе производственной деятельности необходимо непрерывно углублять и совершенствовать полученные в учебных учреждениях знания и навыки.
Но знать еще не означает уметь. Усвоенная на основе уровня представления или понимания информация должна реализоваться конкретной практической деятельностью учащихся, т. е. на уроках производственного обучения.
В процессе производственного обучения учащиеся овладевают умениями и навыками пользования оборудованием, оснасткой, инструментом, управления станком.
Изучение темы связано с рядом других тем, знаний и умений: правильный выбор инструмента, его заточка, пользования и применения, приспособления.
Подготовка мастера производственного обучения к изучению темы — это сложный и ответственный этап, который определяет эффективность учебного процесса.
В ходе каждого урока должна органически сочетаться деятельность мастера и учащихся. Четкое взаимодействие целей, содержания, методов и средств обучения определяет творческий подход к подготовке и проектированию урока.
Для того, чтобы разобрать тему курсовой работы, ее необходимо спроектировать следующим образом: во — первых обязательно необходимо определение состояния знаний учащихся, их умений, оснащенности учебного процесса; вовторых самой главной частью работы является формирование целей; в — третьих — выбор методов, средств и форм обучения; в — четвертых — разработка технологической карты урока и тематического плана занятий: в заключение — разработка дидактического раздаточного материала.
Главной целью производственного обучения является формирование у учащихся основ профессионального мастерства. Изучая тему, мастер производственного обучения не только должен обучать учащихся, но и формировать высокий уровень мотивации учебной деятельности, обеспечивать осознание значимости учебного материала, создание основы их психологического комфорта, развитие познавательной деятельности учащихся и творческого отношения к профессии. Это связано с тем, что от как мастер сможет донести новый материал до учащихся, будет зависеть профессионализм будущих станочников.
Распределение материла темы на под темы и уроки При разделении темы определяют тему каждого урока. В процессе изучения темы мастер определяет цели урока, т. е. чему должны научиться учащиеся на уроках. В период изучения темы у учащихся развивающие, обучающие и воспитательные качества. Данные цели представлены в таблице № 1:
Таблица № 1.
Номер урока. | Тема урока. | Обучающая. цель. | Развивающая цель. | Воспитательная цель. |
Устройство токарного станка. | Ознакомление с устройством токарного станка. Научить учащихся запускать, останавливать станок, совершить движение суппорта. | Развить умение учащихся работать на токарном станке. | Воспитать ответственность. | |
Управление механизмов скоростей и подач. | Научить учащихся включать и выключать механическую, продольную и вертикальную подачи. | Развить у учащихся самостоятельность. | Воспитать аккуратность. | |
Настройка станка. | Научить учащихся настраивать станок на заданное число оборотов. | Развить у учащихся самостоятельность и инициативу. | Воспитать уважение к труду. | |
Установка режущих инструментов и заготовок в трехкулачковый патрон. | Научить учащихся устанавливать режущий инструмент в резцедержатель и заготовок в трехкулачковый патрон. | Развить у учащихся внимание и сосредоточенность. | Продолжать воспитывать у учащихся ответственность. | |
Подрезание торца на токарном станке. | Научить учащихся подрезать торцовую поверхность заготовки проходным отогнутым резцом. | Продолжить развивать у учащихся самостоятельность и инициативу. | Продолжать воспитывать у учащихся уважение к труду. |
Подбор учебно-производственных работ Содержание обучения в учебных мастерских должно отражать совокупность процессов труда, характеризующих производственная деятельность рабочего определенной квалификации конкретной профессии. Основными документами, определяющими содержание всего производственного обучения в профессиональных училищах, является квалификационная характеристика, учебный и сводно-тематический планы, а также учебная программа. При этом учебная программа является документом, конкретизирующим содержание обучения и целом и в учебных мастерских в частности. Учащиеся осваивают содержание обучения при выполнении учебно-тренировочных и учебно-производственных работ. Следовательно, подбор и выполнение в полном объеме и в определенном методически правильно последовательности этих работ дает возможность сформировать у учащихся необходимый комплекс общетрудовых и профессиональных знаний, навыков и умения.
Подобранные учебно-производственные работы по своему содержанию, сложности и объему должны обеспечивать планомерное и последовательное усложнение профессиональных умений и навыков, что стимулирует в свою очередь активизацию познавательной деятельности учащихся. Подобранные задания по всем темам (предметам) учебной программы сводятся в перечень учебно-производственных работ, полное и своевременное выполнение которого способствует успешному формированию у учащихся профессиональных знаний. Навыков и умений. Следует стремиться к тому, чтобы учебно-производственные работы выполнялись в учебных мастерских в течение нескольких лет. Это будет способствовать полному оснащению мастерских требуемых технологической оснасткой, даст возможность подготовить необходимую учебно-техническую документацию. Поможет совершенствовать технологии обработки объекта труда. Установление норм на работы учащихся проводится с учетом производственных возможностей в различные периоды обучения и передового производственного опыта. В течение операционного периода мастер обучает учащихся правильному и наиболее рациональному выполнению отдельных движений и поемов. В этот период времени норму учащимся не сообщается. Для каждого подобранного объекта обязательно разрабатывается соответствующая техническая документация (чертежи, маршрутная и инструкционная карты и т. п.), подбираются необходимые справочные материалы и таблица. Содержание и характер документации должны соответствовать учебному периоду.
Таблица № 2. Перечень УПР.
Время (месяц) изучения темы. | № темы (под темы) про; граммы. | Наименование тем (под; тем) программ. | Время на изучение темы (под темы) в часах. | Учебно-производственные работы. | Сложность работ (разряд). | Рабочая норма времени. | Ученическая норма времени. | Количество работ (шт). на одного учащегося. | Отметка о выполнении. | ||||
Всего. | На инструктаж. | На упражнения. | На производственную деятельность. | Наименование. | № детали, чертежей. | ||||||||
Упражнения в управлении токарным станком. | 30 часов. | 3 часов. | 7 часов. | 20 часов. | Пуск и останов станка. Управление суппортом станка. |
|
|
| |||||
Научить учащихся включать и выключать механическую, продольную и вертикальную подачи. (рабочей и ускоренной). | |||||||||||||
Научить учащихся настраивать станок на заданное число оборотов. | |||||||||||||
Научить учащихся устанавливать режущий инструмент в резцедержатель и заготовок в трехкулачковый патрон. | |||||||||||||
Научить учащихся подрезать торцовую поверхность заготовки проходным отогнутым резцом. | 2.5. |
Материально-техническая подготовка к изучению темы В числе важных задач, связанных с проведением производственного обучения, одной из главных является совершенствование всего производственного процесса, а так же планирование каждого урока, сложного процесса обучения и воспитания молодых рабочих.
Перспективно тематическое планирование П/О позволяет спланировать изучение каждой темы учебной программы, определить цель, определить межпредметные связи и обеспечить высокое качество обучения.
От продуманного и четкого планирования учебной работы зависит качество уроков производственного обучения.
Мастер производственного обучения планирует изучение каждой темы учебной программы, чтобы методически целесообразно выполнять главнейшие учебно-воспитательные задачи.
Перспективно-тематический план обеспечивает научную организацию труда в учебном процессе на основе анализа П/О, эффективного обучения учащихся.
И так, перспективно-тематическое планирование, осуществляется по каждой теме программы производственного обучения, включая следующие вопросы:
- 1. цель изучения цели;
- 2. распределение времени отведенного на изучение темы, на инструктаж, упражнения и производственную деятельность;
- 3. связь со специальной технологией и другими предметами.
Ежегодно перспективно-тематические планы, если это необходимо, подвергаются переработке, с целью их улучшения, обеспечивают мастеру составления плана урока, подготовку к нему и проведение самого урока.
Кроме того составление планов является одной из форм повышения квалификации мастеров П/О, потому что работа над планами и их разработка требует от мастера П/О не только больших затрат и времени, но и труда.
При разработке перспективно-тематического плана мастер П/О руководствуется программой П/О, положениями о планировании П/О и производственной деятельности и методики П/О по профессии Организация рабочего места учащегося Под рабочим местом учащегося понимается определённая часть площади мастерской или цеха, находящаяся в ведении отдельного учащегося или бригады учащихся с расположенным на ней оборудованием, приспособлениями, инструментами и материалами, необходимыми для выполнения учебно-производственных заданий.
На каждом рабочем месте должны быть обеспечены безопасные условия труда, сохранность оборудования.
Разработка планирующей документации Основные задачи планирования производственного обучения:
- 1. Способствовать полному и своевременному выполнению учебных планов и программ.
- 2. Обеспечить правильный подбор учебно-производственные работы
- 3. Создать условия для рациональной организации и своевременно материального оснащения учебного процесса.
- 4. Экономические цели, обеспечение рационального использования финансовых и материальных средств выделяемых на нужды производственного обучения.
- 5. Обеспечение рационального воспитания в учебнойпроизводственной деятельности.
Планирующая документация мастера производственного обучения:
- 1) Рабочая программа
- 2) Перспективно-тематический план
- 3)Перечень учебно-производственных работ
- 4)План учебно-производственной деятельности учащихся на определённый промежуток времени
- 5)График перемещения учащихся по рабочим местам
- 6)Планы уроков
- 7)План воспитательной работы
- 8)План методической работы
Таблица № 3 Перспективно — тематический план.
Номер урока. | Тема урока. | Цель урока. | Учебно-производственные работы. | Материально-техническое обеспечение. | Учебно-наглядные средства. | Высокопроиз-водительные способы труда. | Связь с предметами теоретичес-кого обучения. | Домашнее задание. |
Обработка цилиндрических поверхностей с ручной подачей. | Научиться протачивать цилиндрические поверхности с ручной подачей. | Проточка детали типа «Болт». | Резцы проходной упорный, проходной отогнутый, Станок токарный 16К20, пруток, ШЦ-1. | Эталон детали «болт», чертеж. | Станок с ЧПУ повышает скорость и качество обработки. | ТМС, Процессы формообразования. | Повторение информации полученной во время текущего занятия и подготовка к следующему. | |
Обработка цилиндрических поверхностей с механической подачей. | Научиться протачивать цилиндрические поверхности с механической подачей. | Проточка детали типа «Болт». | Резцы проходной упорный, проходной отогнутый, Станок токарный 16К20, пруток, ШЦ-1. | Эталон детали «болт», чертеж. | Использование резцов со сменной пластиной уменьшают скорость на заточку инструмента. | ТМС, Процессы формообразования. | Повторение информации полученной во время текущего занятия и подготовка к следующему. | |
Вытачивание канавок на наружных цилиндрических поверхностях. | Научиться вытачивать канавки на наружных цилиндрических поверхностях. | Проточка канавки на детали типа «втулка». | Резец канавочный, Станок токарный 16К20, заготовка типа «Втулка», ШЦ-1. | Эталон детали «Втулка», чертеж. | Станок с ЧПУ повышает скорость и качество обработки. | ТМС, Процессы формообра-зования. | Повторение информации полученной во время текущего занятия и подготовка к следующему. | |
Вытачивание канавок на торцевых поверхностях. | Научиться вытачивать канавки на торцевых поверхностях. | Проточка канавки на детали типа. | Резец канавочный, Станок токарный 16К20, заготовка типа ШЦ-1. | Эталон детали чертеж. | Станок с ЧПУ повышает скорость и качество обработки. | ТМС, Процессы формообра-зования. | Повторение информации полученной во время текущего занятия и подготовка к следующему. |
Разработка учебно-технической документации Основные задачи планирования производственного обучения:
- 1. Способствовать полному и своевременному выполнению учебных планов и программ.
- 2. Обеспечить правильный подбор учебно-производственные работы
- 3. Создать условия для рациональной организации и своевременно материального оснащения учебного процесса.
- 4. Экономические цели, обеспечение рационального использования финансовых и материальных средств выделяемых на нужды производственного обучения.
- 5. Обеспечение рационального воспитания в учебнойпроизводственной деятельности.
Планирующая документация мастера производственного обучения:
- 1) Рабочая программа
- 2) Перспективно-тематический план
- 3) Перечень учебно-производственных работ
- 4) План учебно-производственной деятельности учащихся на определённый промежуток времени
- 5) График перемещения учащихся по рабочим местам
- 6) Планы уроков
- 7) План воспитательной работы
- 8) План методической работы