Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Интеграция общепрофессиональной и предметно-методической подготовки будущих учителей начальных классов в педвузе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В ходе опытно-экспериментальной работы была доказана возможность реализации модели в образовательном процессе педвуза. Сопоставительный анализ результатов констатирующего и формирующего этапов эксперимента, проведение диагностических процедур показали существенное повышение уровня подготовленности студентов к интегрированному обучению в начальной школе, выявили позитивные изменения в личностном… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретико-методологические основы интеграции общепрофессиональной и предметно-методической подготовки будущих учителей начальных классов в педвузе
    • 1. 1. Исследование сущности процесса интеграции как средства совершенствования профессионально-педагогической подготовки будущих учителей в педвузе
    • 1. 2. Особенности и содержание профессионально-педагогической подготовки учителя начальных классов в вузе
    • 1. 3. Теоретическое обоснование и разработка модели интеграции общепрофессиональной и предметно-методической подготовки будущих учителей начальных классов
  • Глава 2. Экспериментальная проверка модели интеграции общепрофессиональной и предметно-методической подготовки будущих учителей начальных классов в педвузе
    • 2. 1. Диагностика исходного уровня подготовленности студентов к интегрированному обучению в начальной школе
    • 2. 2. Анализ хода и результатов проверки модели интеграции общепрофессиональной и предметно-методической подготовки будущих учителей начальных классов в педвузе

Интеграция общепрофессиональной и предметно-методической подготовки будущих учителей начальных классов в педвузе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Современное развитие высшего педагогического образования предусматривает приведение его содержания в соответствие с требованиями, определяемыми «Концепцией модернизации российского образования на период до 2010», «Программой модернизации педагогического образования». Одним из условий повышения качества профессиональной подготовки, обеспечивающей конкурентоспособность выпускника педвуза, выступает углубление в высшей школе интеграционных процессов. Интегративный подход в профессиональном обучении представляется возможной формой обеспечения комплексности, полноты и целостности знаний, формирования системного мышления будущего педагога, способствует глубокому осмыслению предстоящей работы в общеобразовательной школе, которая характеризуется сегодня многоаспектностью, мобильностью и вариативностью содержания. В полной мере это касается и учителя начальных классов, так как именно в начальной школе закладывается фундамент целостного восприятия картины мира, проявляется интегративно — междисциплинарный характер профессионально-педагогической деятельности.

Однако сложившаяся в педагогических вузах система подготовки будущих учителей начальных классов направлена преимущественно на функциональное освоение профессии, превалируют дифференциация и разобщенность учебных дисциплин, наблюдается некоторая несогласованность учебных программ. В связи с этим научное обоснование интеграции и ее внедрение в образовательную практику педвузов является востребованным направлением в педагогике.

Исследования интеграции в образовании охватывают широкий спектр вопросов: от трактовки объективной основы интеграции (А.К. Астафьев, В. И. Коркин, С. Т. Мелюхин, B.C. Полянский, B.C. Тюхтин и др.), обоснования степеней интегрированности наук (В.И. Вернадский), определения тенденций современной интеграции научного знания (Б.М. Кедров), выделения типов интеграционных процессов (А.С. Кравец), классификаций форм и уровней интеграции (А.С. Асимов, А. Д. Урсул и др.), раскрытия значения интегрирующего фактора (П.В. Алексеев, Н. Т. Костюк, Н. Р. Ставская и др.) и интегративных связей (В.А. Кукушин, Н. К. Чапаев, А. А. Ятайкина и др.) до соотношения процессов дифференциации и интеграции (И.А. Акчурин,.

A.К. Астафьев, JI.A. Седов, М. Г. Чепиков и другие).

В последние годы объектом научного интереса становится применение педагогической интеграции как разновидности научной интеграции (М.Н. Берулава, Н. В. Груздева, А. Я. Данилюк, И. А. Колесникова, Ю. П. Круглов, Н. К. Чапаев и др.), технологическое обеспечение интеграции в учебно-воспитательном процессе вуза и общеобразовательной школы (В.А. Доманский,.

B.М. Максимова, А. А. Ятайкина и другие). В работах, посвященных образовательной деятельности учителя в начальной школе, особое внимание уделяется интегративному содержанию (А.В. Болдырева-Вараксина, J1.A. Корожнева, Э. Л. Мельник, B.C. Кукушин и др), интегративным формам обучения (JI.H. Бахарева, Н. В. Грищенко, Е. Ю. Сухаревская, Н. П. Шишлянникова и другие).

Важными в плане нашего исследования представляются теоретические положения, касающиеся различных аспектов профессионально-педагогической подготовки будущего учителя: пересмотра целей и задач подготовки (Л.Г. Вяткин, Е. И. Исаев, А. И. Пискунов, В. В. Сериков и другие), поиска путей повышения эффективности учебно-воспитательного процесса в вузе (В.И. Андреев, Е. В. Бондаревская, Н. Б. Крылова и другие), оптимизации форм и методов профессиональной подготовки (О.А. Абдуллина, Ю. К. Бабанский, Е. П. Белозерцев, А. И. Мищенко, П. И. Пидкасистый и другие), Вопросов профессиональной подготовки учителя начальных классов (Ю.К. Бабанский, Ю. П. Вавилов, В. А. Сластенин и другие).

Анализ научной литературы, а также практики профессионально-педагогического образования позволяет констатировать основные противоречия между:

— объективной потребностью в целостности педагогических знаний и умений будущего учителя начальных классов, обусловленной интегративным характером практической профессиональной деятельности, и преобладающей в высшей школе традиционной организацией обучения;

— возможностью интеграции общепрофессиональной и предметно-методической подготовки будущего учителя начальных классов в педвузе и отсутствием научно — обоснованной модели её осуществления.

Стремление разрешить данные противоречия определило проблему исследования, связанную с научным обоснованием необходимости и возможности интеграции общепрофессиональной и предметно-методической подготовки будущих учителей начальных классов в педвузе как пути совершенствования педагогического образования, и обусловило выбор темы: «Интеграция общепрофессиональной и предметно-методической подготовки будущих учителей начальных классов в педвузе».

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить модель интеграции общепрофессиональной и предметно-методической подготовки будущих учителей начальных классов в педвузе.

Объект исследования: профессиональная подготовка будущих учителей начальных классов в высшем учебном заведении.

Предмет исследования: процесс интеграции общепрофессиональной и предметно-методической подготовки будущих учителей начальных классов в педвузе.

В основу исследования была положена гипотеза, согласно которой интеграция общепрофессиональной и предметно-методической подготовки будущего учителя начальных классов в педвузе будет осуществляться эффективно, если:

— выявлены сущность процесса интеграции и алгоритм его осуществления;

— учитывается специфика образовательной деятельности учителя в начальной школе, определяющая особенности подготовки студентов, а также необходимость устранения эклектичности содержания образования и преподавания учебных дисциплин в педвузе;

— разработана модель интеграции, обеспечивающая максимальную включенность студентов в процессе освоения теоретических знаний и профессиональных умений организации обучения младших школьников на интегративной основе;

— выявлены критерии, определены уровни подготовленности студентов к интегрированному обучению в начальной школе.

Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы были определены следующие задачи исследования:

1. Уточнить понимание сущности процесса интеграции как средства совершенствования профессионально-педагогической подготовки • будущих учителей начальных классов в педвузе.

2. Выявить особенности подготовки учителя начальных классов в педвузе, обусловленные спецификой его образовательной деятельности.

3. Разработать модель интеграции общепрофессиональной и предметно- -методической подготовки будущих учителей начальных классов, экспериментально проверить ее результативность.

4. Определить критерии и провести диагностику уровней подготовленности студентов к интегрированному обучению в начальной школе.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют:

— ведущие положения методологии и технологии педагогических исследований (П.Р. Атутов, Ю. К. Бабанский, В. И. Журавлёв, В. И. Загвязинский, В. В. Краевский и др.);

— ключевые положения общей теории профессиональной деятельности и теоретические представления об организации подготовки будущего учителя в условиях вуза (О.А. Абдуллина, В. И. Андреев, С. И. Архангельский, Е. В. Бондаревская, С. М. Годник, Н. В. Кузьмина, Н. А. Маркова и др.);

— концептуальные идеи интегративного подхода (B.C. Безрукова, Ю. А. Кустов, Н. К. Чапаев, М. Г. Чепиков и др.) — положения теории интеграции (М.Н. Берулава, Г. И. Ибрагимов, Г. Ф. Федорец и др.).

— общепедагогические и методические аспекты профессиональной деятельности учителя начальных классов (А.В. Болдырева-Вараксина, Ю. П. Вавилов, B.C. Кукушин, И. П. Подласый, В. А. Сластёнин и др.);

— научные позиции, раскрывающие особенности и возможности осуществления интеграции в начальной школе (Т.Ш. Домаев, JI.A. Корожнева, И. В. Кошкина, Э. Л. Мельник, А. П. Петров, Е. Ю. Сухаревская и др.).

Решению поставленных задач и проверке гипотезы на различных этапах исследования способствовало применение методов исследования: теоретических — анализ, синтез, обобщение, систематизация, сопоставление, прогнозирование и моделирование, изучение и обобщение педагогического опытаэмпирических — наблюдение, индивидуальные и групповые беседы, анкетирование, тестирование, анализ результатов практической деятельности студентов и преподавателей, педагогический экспериментметоды математической обработки экспериментальных данных.

Экспериментальной базой исследования явился факультет педагогики, психологии и начального образования Педагогического института Саратовского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского.

Диссертационное исследование осуществлялось поэтапно:

На первом этапе исследования (2002 — 2003) была определена степень разработанности проблемы в научной литературе, сформулированы рабочая гипотеза, цели и задачи исследования, уточнен понятийный аппарат и подобраны диагностические методики, обоснованы уровни подготовленности студентов к интегрированному обучению в начальной школе, разработана программа формирующего эксперимента, осуществлен констатирующий этап опытной работы.

На втором этапе исследования (2003 — 2005) разработана и реализована в рамках формирующего эксперимента модель интеграции общепрофессиональной и предметно-методической подготовки будущих учителей начальных классов в педвузе, проведенная математическая обработка полученных данных позволила выявить позитивную динамику уровней подготовленности студентов к интегрированному обучению в начальной школе.

На третьем этапе исследования (2005 — 2006) скорректирована модель, обобщены полученные результаты, сформулированы выводы, оформлены материалы диссертационного исследования.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования:

— уточнено понимание сущности процесса интеграции как средства совершенствования профессиональной подготовки будущих учителей начальных классов в педвузепредставлены в виде алгоритма его теоретические основы;

— выявлены особенности подготовки учителя начальных классов, обусловленные спецификой его образовательной деятельностиохарактеризованы общепрофессиональный и предметно-методический виды подготовки студентов к предстоящей педагогической деятельности в начальной школе, обоснована целесообразность их интеграции;

— сконструирована модель, функционирование элементов которой приводит к повышению уровня подготовленности студентов к интегрированному обучению в начальной школеразработаны технологические карты, сопровождающие реализацию модели;

— определены критерии и выявлены уровни подготовленности студентов к интегрированному обучению в начальной школе.

Практическая значимость исследования определяется возможностью использования его результатов в учреждениях высшего и среднего педагогического образования. В работе представлены учебно-методические материалы: программы тематического модуля «Основы интеграции», спецкурсов «Психолого-педагогическая и методическая подготовка урока», «Психолого-педагогический, методический анализ и самоанализ урока», «Педагогическая интеграция в начальном образовании», пакеты диагностических методик и интегративных заданий по педагогической практикесправочно-методический комплект: понятийно-терминологический тезаурус, модель и конспекты интегрированных уроков. Подготовленные материалы могут быть использованы в педагогическом процессе педвузов и учителями общеобразовательных школ.

Достоверность и обоснованность результатов и выводов обеспечены методологической аргументированностью исходных теоретических положенийглубоким изучением и анализом проблемылогической структурой теоретического и экспериментального исследованиявсесторонним качественным и количественным анализом полученных данных, опорой на практическую педагогическую работу автора в вузе, длительностью и вариативностью методов опытно-экспериментальной работы.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Сущность процесса интеграции общепрофессиональной и предметно-методической подготовки будущих учителей начальных классов в педвузе заключается во взаимопроникновении, уплотнении знаний путем установления интегративных связей между дисциплинами общепрофессионального и специального (предметного) циклов подготовки, использования интегрированных форм организации обучения. Данный процесс осуществляется на основе алгоритма интеграции, предусматривающего выбор и обоснование интегрируемых объектов, в качестве которых выступают виды подготовки, определение принципов интеграции, интегратора, вида, формы интеграции, интегративных связей между видами подготовки, оформление содержательной и технологической областей интеграции как нового интегрированного объекта.

2. Специфика образовательной деятельности учителя начальных классов, выраженная в многопредметности преподавания, многофункциональном характере педагогической деятельности, в реализации интегрированного содержания образования и интегративных форм обучения в начальной школе обусловливает особенности подготовки студентов по данной специальности, характеризуемые многоплановостью целей обучения, многоаспектностью учебной информации, возможностью применения педагогами вуза и освоения студентами новых форм и технологий обучения. Это в значительной мере обеспечивает возможность и необходимость интеграции общепрофессиональной и предметно-методической подготовки студентов педвуза.

3. Модель интеграции общепрофессиональной и предметно-методической подготовки будущих учителей начальных классов в педвузе представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов: целевого (направлен на повышение уровня подготовленности студентов к интегрированному обучению в начальной школе), содержательно-технологического (общепрофессиональный и предметно-методический виды подготовки, интегративные связи между компонентами данных видов подготовки, содержательная и технологическая области интеграции) — процессуально-результативного (этапы интеграции и соответствующие им уровни подготовленности студентов к интегрированному обучению в начальной школе, достижение высокого уровня как результат функционирования модели).

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись через обсуждение материалов проделанной теоретической, а также опытно-экспериментальной работы на межвузовской научно-практической конференции «Проблемы подготовки конкурентоспособного педагога в современной социокультурной ситуации» /Саратов, 2002/, на Всероссийской научно-практической конференции «Профессиональная подготовка учительства: история, современность, перспективы» /Пенза, 2005/, на VII Конференции по проблемам университетского образования «Психолого-педагогическая подготовка специалиста: образование и образованность» /Москва, 2004/, на аспирантских семинарах кафедры педагогики Педагогического института СГУ им. Н. Г. Чернышевского. Разработанные программы тематического модуля и спецкурсов внедрены в систему лекционных и практических занятий Педагогического института СГУ им. Н. Г. Чернышевского. Основные положения и выводы исследования содержатся в девяти публикациях автора.

Структура диссертации. Содержание проблемы и конкретные задачи исследования определили объём, структуру и содержание работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений, проиллюстрирована таблицами, схемами и гистограммами.

ВЫВОДЫ ПО И ГЛАВЕ.

Проведенная опытно-экспериментальная работа показала большие возможности по применению интеграции в процессе профессионально-педагогической подготовки будущих учителей начальных классов в педвузе. Основные результаты второй главы могут быть выражены в следующих положениях:

1. Исходя из того, что профессионально-педагогическая подготовка педагога имеет деятельностную основу и включает соттветствующие • компоненты, были выделены следующие критериальные показатели подготовленности: мотивационный (потребность в осознании необходимости и важности знаний об интеграции, включения в интегративную деятельность), содержательно-операционный (представление о педагогической интеграции), рефлексивно-оценочный (умение студентов оценивать качество полученных знаний о педагогической интеграции).

2. Сделанные теоретические изыскания дали основания выделить три уровня подготовленности студентов к интегрированному обучению в начальной школе: ориентировочно-допустимый, поисково-преобразующий, практико-рефлексивный. Используя пакет критериально — диагностических методик и применяя методы математической обработки результатов, мы выяснили, что исходный уровень подготовленности студентов экспериментальной и контрольной групп к интегрированному обучению в начальной школе соответствует средней границе ориентировочно-допустимого уровня.

3. Мы предположили, что повышение уровня подготовленности студентов к интегрированному обучению в начальной школе можно достичь, применяя разработанную авторскую модель интеграции общепрофессиональной и предметно-методической подготовки будущих учителей начальных классов в педвузе.

4. В конце формирующего этапа эксперимента показатели контрольной группы значительно отстают от количественных и качественных показателей студентов экспериментальной группы, что подтверждает эффективность разработанной нами модели интеграции общепрофессиональной и предметно-методической подготовки будущих учителей начальных классов в педвузе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В ходе подготовки диссертационного исследования нами была достигнута основная его цель — теоретически обосновать и экспериментально проверить модель интеграции общепрофессиональной и предметно-методической подготовки будущих учителей начальных классов в педвузе.

Мы сделали следующие выводы:

1. Теоретический анализ заявленной проблемы позволил осмыслить и уточнить I с позиции интегративного подхода сущность процесса интеграции t общепрофессиональной и предметно-методической подготовки будущих учителей начальных классов в педвузе. На основе выстроенного алгоритма интеграции были выделены общепрофессиональный и предметно-методический виды подготовки, установлены типы интегративных связей как между содержательной, так и между операционными компонентами данных видов подготовки, а также определены в качестве нового интегрированного объекта содержательная и технологическая области интеграции. Это обеспечило наполняемость авторской модели взаимосвязанными элементами.

2. Учитывая специфику образовательной деятельности учителя начальных классов, детерминирующую особенности подготовки студентов педвуза по I данной специальности, была обоснована необходимость и возможность осуществления интеграции между общепрофессиональным и предметно-методическим видами подготовки путем реализации интегративных связей между учебными дисциплинами и конструирования новых интегрированных форм обучения студентов.

3. В результате освоения теории моделирования и обобщения осуществляемого в данном направлении практического педагогического опыта была сконструирована модель интеграции общепрофессиональной и предметно-методической подготовки будущих учителей начальных классов, представленная совокупностью элементов: целевого, содержательно-технологического и процессуально-результативногоа также разработаны сопровождающие ее технологические карты, отражающие способы изменения содержательной и технологической областей интеграции.

4. В ходе опытно-экспериментальной работы была доказана возможность реализации модели в образовательном процессе педвуза. Сопоставительный анализ результатов констатирующего и формирующего этапов эксперимента, проведение диагностических процедур показали существенное повышение уровня подготовленности студентов к интегрированному обучению в начальной школе, выявили позитивные изменения в личностном и профессиональном росте студентов, обнаружили динамику мотивационной сферы, заинтересованность предстоящей педагогической деятельностью на интегративной основе, высокий уровень овладения теоретическими знаниями I по интеграции и дисциплинам общепрофессиональной и предметно-методической подготовки, приобретение опыта переноса полученных знаний в собственную практическую деятельность.

Многоаспектность проведенного исследования предусматривает дальнейший поиск и разработку инновационных интегративных форм обучения студентов педвузаосмысление и выявление интегративных связей между циклами общих гуманитарных, социально-экономических и естественнонаучных, математических дисциплин в педвузеизучение вопроса о преемственности интегративных процессов в системе «школа — вуз».

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абасов, 3. Инновационность в образовании и подготовка учителей Текст. /3. Абасов //Вестник высшей школы.-2001.-№ 4.-С.7−9.
  2. Абасов, 3. Подготовка к инновационной педагогической деятельности /3. Абасов // Педагогика.-2002.-№ 3.-С.106−108.
  3. Абасов,.Подготовка учителей к работе в инновационной среде/ ЗЛбасов // Высшее образование в России.-2002.-№ 6.-С.151−155.
  4. , О.А. Инновации и стандарты. Мониторинг педагогическою образования / О. А. Абдуллина, Н. А. Маркова.// Высшее образование в России,-1999.-№ 5.-С.78−82.
  5. , О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования / О. А. Абдуллина. М.: Просвещение, 1984. -208с.
  6. , О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. / О. А. Абдуллина. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1990.-141с.
  7. , В.П. Интеграция профессионально-педагогических знаний в системе подготовки учащихся педучилищ: автореф. дис. канд. пед. наук. Минск, 1994.-20с.
  8. , Р. Искусство решения проблем/ Р.Акофф. М.: Мир, 1982. — 220с.
  9. , И. Ю. Учитель и новые ориентиры образования. // Гуманизация образования как предмет теоретической рефлексии и практического освоения учителем./ И. Ю. Алексашина. СПб., 1997. — 153с.
  10. , Г. А. Формирование у будущего учителя готовности к непрерывному образованию. Автореф.канд. пед. наук. Волгоград, 1998. — 22с.
  11. , Б.Г. Избранные психологические труды: В 2-х тт./ Б. Г. Ананьев. -М.:Педагогика, 1980. Т.1 229с., т.2−288с.
  12. Ананьев, ЯГ. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев.- JL: Изд-во Ленингр. ун-та, 1968.-339с.
  13. , В.И. Педагогика. /В.И. Андреев, — Казань: Центр инновационных технологий, 2000. 608с.1 б. Анисшов, О. С. Методологическая культура педагогической деятельности и мышления/О.С. Анисимов. М.: Экономика, 1991. — 416с.
  14. , П.А. Избранные труды. Философские аспекты теории функциональной системы/ П. А. Анохин. М.: Наука, 1978. — 230с.
  15. , С.И. Учебный процесс в высшей школе. Его закономерные основы и методы. /С.И. Архангельский М.:Высшая школа, 1980.- 368с.
  16. Асимов, МС. Современные тенденции интеграции наук /М.С. Асимов, А.Турсунов.//Вопросы философии. -1981. № 3. — С.57−69.
  17. , П.Р. Технология и современное образование/П.Р. Атутов.//Педагогика. -1996. -№ 2.-С.З-14.
  18. , В.Г. Мир живого: системность, эволюция и управление. /В.Г. Афанасьев. М.: ИПЛ, 1968. — 334с.
  19. , Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований/ Ю. К. Бабанский. М.: Педагогика, 1982. — 192с.
  20. , Л.А. Подготовка будущего учителя начальной школы к диагностической деятельности. /Л.А. Байкова // Педагогика. 2004.-№ 2.- С.40−48.
  21. , JI.H. Интеграция учебных занятий в начальной школе на краеведческой основе. / Л. М. Бахарева//Начальная школа.-1991. -№ 8.-С.48−51.
  22. , М.И. Теория и практика продуктивного обучения. / М. И. Башмаков -М.: Народное образование, 2000.-248с.
  23. , B.C. В поисках перспективы. / B.C. Безрукова // Советская педагогика. 1986. — № 9. — С.68−72.
  24. , Г. И. О сущности межпредметных связей. // Некоторые теоретические и практические аспекты межпредметных связей. /Г.И. Беленький М.: Изд-во АПН СССР, 1982. — С.8.
  25. , А.С. Витагенное обучение с голографическим методом проекций/ А.С. Белкин//Школьные технологии. -1998. № 3. — С. 15−17.
  26. , А.С. Ситуация успеха. Как её создавать./ А. С. Белкин. М.: Педагогика, 1992.-168с.
  27. , В. О некоторых вопросах интеграции в учебном процессе общеобразовательной школы./В. Белов //Учитель.- 2000. № 6. — С.46−53.
  28. , ЕЛ. Онтологическая реальность современного образования/ Е.П. БелозерцевШедагогика. 2003. — № 2. — С.81−89.
  29. , Н.М. Интеграция естественнонаучного и гуманитарного образования как фактора воспитания личности /Н.М. Белянкова // Начальная школа.- 2004. № 9 — С. 59 — 61.
  30. , М.Н. Интеграционные процессы в образовании. // Интеграция содержания образования в педагогическом вузе. /М. Н. Берулава Бийск. -1994.-С.6.
  31. , В.П. Слагаемые педагогической технологии/ В. П. Беспалько. М.: Педагогика, 1989.-190с.
  32. Бим Бад, Б. М. Педагогическая антропология: Курс лекций. /Б.М. Бим-Бад. -М.: Изд-во УРАО, 2002. — 208 с. 41 .Битинас, Б. П. Процесс воспитания: Приобщение к ценностям/Б.П. Битинас. -М.: Знание, 1994. -157с.
  33. , И.В. Становление и сущность системного подхода. /И.В. Блауберг, Э. Г. Юдин. М.: Наука, 1973.- 272с.
  34. , B.C. Педагогика начального образования./ B.C. Кукушин, А. В. Болдырева Вараксина. — М.: МарТ. — 2005. — 592 с.
  35. , В.А. Компетентностная модель: от цели к образовательной программе/ В. А. Болотов, В.В. Сериков//Педагогика. 2003. — № 10. — С.8−14.
  36. Большой словарь иностранных слов. М.: ЮНВЕС, 2005. — 784с.
  37. Большая Советская Энциклопедия. Т. 16. М.: Советская Энциклопедия, 1974.-616с.
  38. Большая Советская Энциклопедия. Т. 19. М.: Советская энциклопедия.-1974. -647с.
  39. Большой энциклопедический словарь. М.: Большая Российская Энциклопедия, 1993. — 1456 с.
  40. , Е.В. Гуманистическая парадигма личностно ориентированного образования. /Е.В. Бондаревская // Педагогика.-1997 ,-№ 4.-С.11−17.
  41. , М.Н. Педагог в пространстве современного воспитания/М.Н. Борытко. Волгоград: Перемена, 2001. — 214с.
  42. , Ю.П. Специфика профессии учителя начальных классов. / Ю. П. Вавилов.// Начальная школа.-2002.-№ 8.-С.87−93.
  43. , Ю.К. Политехническая подготовка учителя средней школы. М.: Педагогика. -1978,175с.
  44. Введение в специальность: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов/Л.И. Рувинский, В.А. Канн-Калик, Д. М. Гришин и др. М.: Просвещение, 1988. -208с.
  45. , А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. /А.А. Вербицкий. М.: Высшая школа, 1991. — 207с.
  46. Взаимодействие наук: Теоретические и практические аспекты. / Б. М. Кедров.-М.-1984.- 320с.-С. 24−25.
  47. , В.М. Педагогическая антропология: философско-культурологический аспект.// Педагогическая антропология: Концептуальные основания и междисциплинарный контекст. М.: Изд-во УРАО, 2002.-320с.
  48. , И.Е. Культурологические основы образования. / И. Е. Видт. Тюмень: Изд-во Тюменского гос. ун-та, 2002.-164с.
  49. , А.П. Инновационные тенденции в образовании как фактор развития педагогического опыта: Автореф. дисс.. канд. педагог, наук. -Саратов, 1997. -23с.
  50. , И.П. Учим творчеству./И.П. Волков. М.: Педагогика, 1998. — 94с.71 .Вырщиков, А.Н. Военно-патриотическое воспитание школьников: теория и практика / А. Н. Вырщиков. М.: Педагогика, 1990. — 148с.
  51. , И. Избранные педагогические сочинения. / И.Гербарт. М.: Учпедгиз, 1940.- 292с.
  52. , Б.С. Методологическое знание в педагогике. / Б. С. Гершунский, Н. Д. Никандров. М.: Знание, 1986. — 336с.
  53. Горина, J1.B. Музыка на уроках естествознания. / JI.B. Горина, Е. Е. Морозова. //Начальная школа.-2003.-№ 10.-С.85- 91. %1.Горнова, Н.В. Профессионально-личностное становление будущего учителя./
  54. Н.В. Горнова, Г. И. Железовская. Балаково. — 1999. — 108с. №. Горский, Д. Т. Проблемы общей методологии наук и диалектической логики / Д. Т. Горский. — М.: Мысль, 1996.-374с.
  55. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность 31 200 «Педагогика и методика начального образования». Квалификация: учитель начальных классов. М., 2000.
  56. , И.В. Дидактика предмета и методика обучения / И. В. Гребенев.//Педагогика.-2003 .-№ 1 .-С. 14−12.
  57. , Л.Л. Совершенствование профессионально-педагогической подготовки студентов. / А. А. Греков, Е. В. Бондаревская //Советская педагогика. 1981. -№ 4. — С.83−87.
  58. , Е.В. Некоторые проблемы естественнонаучного образования. / Е. В. Григорьева. //Начальная школа.-2004.-№ 5.-С.111−112.
  59. Н.В. Интегрированные уроки одно из средств привития интереса к учебным предметам./ Н. В. Грищенко //Начальная школа.-1995.-№ 11.-С.21−28.
  60. Н.В. интеграция как методологический и дидактический принцип (на примере школьного естественнонаучного образования)./ Н. В. Груздева. СПб., 1996.-С.70−80.
  61. , В.И. Толковый словарь живого великорусского языка в 4 томах. / В. И. Даль. М.: Рус.яз. — Медиа, 2003. — Т. З: П. — 2003. — 555с.91 .Даншюк А. Я. Метаморфозы и перспективы интеграции в образовании. / А. Я. Данилюк. //Педагогика,-1998.-№ 2.-С.8−12.
  62. А.Я. Учебный предмет как интегрированная система. / Данилюк А. Я. // Педагогика.-1997.-№ 4.-С.24−28.
  63. , А.В. Взаимосвязь курсов педагогики и предметных методик в педвузах. / А. В. Даринский. // Педагогика.-2001.-№ 8.-С. 17−20.
  64. Дахин, ^^.Педагогическое моделирование: сущность, Эффективность и. неопределённость / В. А. Дахин. //Педагогика. 2001 .-№ 8.-С.17−18.
  65. Дик, Ю. И. Интеграция учебных предметов. / Ю. И. Дик, А. А. Пинский, В. В. Усанов.//Советская педагогика.-1987.-№ 9.-С.42−47.
  66. , А. Избранные педагогические сочинения. /А.Дистервег. М.: Учпедгиз, 1956.-371c.-C.118.
  67. , Т.Ш. Подготовка учителя начальных классов. / Т. Ш. Домаев. //Советская педагогика.-1986.-№ 7.-С.75−80.
  68. , В.А. Интегративные процессы в гуманитарном образовании: методология, психологические механизмы, дидактические основания.// Педагогическая антропология: Концептуальные основания и междисциплинарный контекст. -М.:Изд-во УРАО, 2002.-320с.
  69. , Э.Ф. Интегрированные уроки. / Э. Ф. Дубинина, С. В. Копейкина и др./Начальная школа.-2004.-№ 4.-С.65−70.
  70. Дурай-Новакова, К. М. Формирование профессиональной готовности студентов к педагогической деятельности. М.:Педагогика, 1983.-52с.
  71. , М.И. Психологические проблемы готовности к деятельности/ М. И. Дьяченко, JI.A. Кандыбович. Минск: Изд-во Белорус, ун-та, 1976. — 176с.
  72. Единство и многообразие мира, дифференциация и интеграция знания. М.: ИРАН СССР, 1981.-126с.
  73. Г. И. Интеллектуальное развитие личности. /Г.И. Железовская. -Саратов, 1999.-145 с.
  74. , В.И. Взаимосвязь педагогической науки и практики./ В.И. Журавлев-М.: Педагогика, 1984, — 175с.
  75. , В.И. Практическая методология педагогического поиска. /В.И. Загвязинский. Тюмень: ЗАО «Легион — Групп», 2005. — 74с.
  76. , В.И. Теория обучения: Современная интерпретация: Учебное пособие для студ. высш. пед. уч. заведений. / В. И. Загвязинский. М.: Изд. центр «Академия», 2001. — 192с.
  77. Загвязинский, В И. Педагогическое творчество учителя./ В. И. Загвязинский.- М.: Педагогика, 1987. 160с.
  78. , В.И. Внутрипредметная интеграция педагогического знания/В.И. Загвязинский//Советская педагогика. 1984. — № 12. С.7−12.
  79. , Л.А. Оценивание качества педагогической подготовки студентов в вузе средствами мониторинга. Автореф. дисс. канд. пед. наук. — Тула, 1999.-24с.
  80. , И.Д. Интеграция межпредметных связей в общем и региональном экологическом образовании.//Региональные системы экологического образования. М.: Тобол, 1998. — 144с.
  81. , В. Моделирование педагогической деятельности. / В. Иванов. //Высшее образование в России.- 1998.-№ 2.-С.62−64.
  82. Интегративные процессы в педагогической науке и практике коммунистического воспитания и образования. М.: Акад.пед.наук СССР, 1983.- 96с.
  83. ИЗ. Каган, М. С. Философская теория ценностей. СПб.: Петрополис, 1997.-204с.
  84. , Т.Д. Система формирования у студентов университетов готовности к коррекционно-развивающей работе с детьми и подростками: Дисс. .канд. пед. наук. Саратов, 1999.-190с.
  85. Канн-Калик, В. А. Учителю о педагогическом общении. М.: Просвещение, 1987.- 190с.
  86. , В.А. Требования к реализации межпредметных связей в подготовке педагога.// Роль межпредметных связей в профессиональной подготовке учителя. Саратов: Изд-во Сарат. пед. ин-та, 1995. — 161с. — С. 10.
  87. , И. Единое интеграционное пространство школы и пути его создания. / И. Кашекова. //Искусство в школе.-2002.-№ 9.-С.7−10.
  88. Кириллова, Г Д. Процесс развивающего обучения как целостная система/ Г. Д. Кириллова. СПб.: Образование, 1996. — С.6−7.
  89. , М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. М.: Знание, 1989.-80с.
  90. , М.С. Педагогическое руководство в системе учебно-воспитательной работы вуза. / М. С. Кобзев. Саратов: Изд-во СГУ, 1975. — 259 с.
  91. , А.Г. Руководителю о работнике. Практический аспект изучения личности/ А. Г. Ковалев. М.: Экономика, 1988. — 91с.
  92. , Г. М. Словарь по педагогике/ Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. М.: МарТ, 2005. — 448с.
  93. К. Ю. Построение процесса обучения на интеграционной основе: Дисс.канд. пед. наук. Ростов — на — Дону. — 1995. — 160с.
  94. И. А. Педагогические проблемы интеграции в образовании. / Проблемы интеграции в естественно научном образовании. Ч. 2. — СПб., 1994. -С 5−9.
  95. Ю. М. Об интеграции обучения и воспитания в начальной школе./ Ю. М. Колягин. // Начальная школа. 1989. — № 3. — С. 52 — 53.
  96. , И. Как организовать интегрированный урок. / И. Коложвари, J1. Сеченникова. // Народное образование. 1996. — № 1. — С. 87 — 89.
  97. , Я.А. Избранные педагогические сочинения в 2-х тт./ Я. А. Коменский. М.: Педагогика, 1982. — Т.1 — 656с., Т.2 — 576с.
  98. , Я. А., Локк, Дж., Руссо, Ж. Ж., Песталоцци, И. Г. Педагогическое наследие. М.: Педагогика, 1989.- 416с.
  99. , П.В. Логические основы науки/П.В. Копнин. Киев: Наукова думка, 1988.-283 с.
  100. Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года. // Народное образование. 2002 — № 4. — С. 254 — 269.
  101. , Г. И. Педагогические основы культурологического образования будущего учителя. Автореф. дис. .канд. пед. наук.- Нижний Новгород, 2001. -19 с.
  102. , М.В. Развитие педагогического творческого потенциала студентов в процессе коммуникативных задач. Дисс.канд.пед.наук. -Волгоград, 1994.-188с.
  103. , Н.В. Профессионально-личностное становление и развитие педагога./ Н. В. Корепанова, И. М. Хакимзянова, О. И. Щербакова. // Педагогика. 2003. — № 3. — С.66−71.
  104. , Г. Б. Парадигмы базовых моделей образовательного процесса. /Г.Б. Корнетов.// Педагогика. 1999. — № 3 — С. 43 — 49.
  105. , Ф.Ф. Системный подход и возможности его применения в педагогических исследованиях. /Ф.Ф. Королев.// Советская педагогика. 1970. -№ 9.-С.Ю9- 115.
  106. , Н.В. Педагог: профессия и личность/ И. В. Котова, Е. Н. Шиянов. -Ростов н/Д: Изд-во Ростовского пед. ун-та, 1997. 144с.
  107. , А.И. Актуальные проблемы педагогики. Рязань: Изд-во Рязан.гос.пед.ин-та, 1971. — 281 с.
  108. , И.В. Интеграция в начальной школе. / И. В. Кошкина, Г. Б. Целимбровская. // Начальная школа. 2003. — № 10. — С. 82 — 85.
  109. , И. В. Подготовка и анализ интегрированного урока в начальной школе./ И. В. Кошкина, Г. Б. Целимбровская //Вопросы теории и практики начального обучения: Сб. научн. тр.- Саратов: Колледж, 2000. Вып.2. С.47−51.
  110. , И.В. Интеграция предметно содержательной информации педагогических дисциплин на модульной основе. Автореферат дис.. канд. пед. наук. — Саратов, 1998. — 19с.
  111. , И.В. Межпредметные связи в начальной школе. / И. В. Кошмина. -М.:ВЛАДОС, 1999.- 144с.
  112. , В.В. Предметное и общепредметное в образовательных стандартах/ В. В. Краевский, А.В. Хуторской//Педагогика. 2003. -№ 2.-С.З-11.
  113. Краткий педагогический словарь: / Андреева Г. А., Вяликова Г. С., Тютькова И. А. М.: В. Секачев, 2005. — 181с.
  114. , Н.Б. Культуросообразные школы: традиционная система образования.//Новые ценности образования: Культуросообразная школа. Вып. 11. М.: Инноватор, 2002. — 192с.
  115. , Н.Б. Подводные камни продуктивного образования.//Новые ценности образования: Продуктивное образование. Вып.9. М.: Инноватор, 1999. -С.109- 117.
  116. , Ю.Г. О концепции высшего педагогического образования.//Проблемы профессионально педагогической подготовки учителя. / Ю. Г. Круглов. — М.: МГОПИ, 1992. — 153с.
  117. , Н.В. Предмет акмеологии./Н.В. Кузьмина СПб., 1996.-С.6.
  118. , Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. / Н.В. Кузьмина-М.:Высшая школа, 1990.-117с.
  119. , Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения профтехучилища. / Н. В. Кузьмина М.: Высшая школа, 1989.- 167с.
  120. , Н.Е. Проблемное обучение на основе межпредметной интеграции. / Н. Е. Кузнецова, М. А. Шаталов. СПб.: Образование, 1998.47с.
  121. , Н.Г. Межпредметные связи в процессе обучения. / П. Г. Кулагин. -М.: Просвещение, 1981.- 96с.
  122. , Е.Ю. Система формирования готовности учителей к конструированию информационной образовательной среды предметного обучения. Автореф. дис. канд. пед. наук. Саратов, 2004. — 22с.
  123. , С.В. Анализ современного урока./С.В. Кульневич, Т. П. Лакоценина. Ростов н/Д.: Учитель, 2003. — 224с.
  124. , С.В. Анализ урока в начальной школе./С.В. Кульневич, Т. П. Лакоценина. Ростов н/Д.: Учитель, 2006. — 256с.
  125. , Ю.И. Образование в обществе социальных перемен/Ю.И. Кулюткин/Юбразование без границ. СПб, 2004. -№ 1. — С.50−51.
  126. , Ю.И. Психологические проблемы развития инициативы и творчества учителя /Ю.И. Кулюткин// Вопросы психологии.-1987.-№ 5.-С.94−111.
  127. , Ю.А. Единство и преемственность педагогических действий в высшей школе./ Ю. А. Кустов. Самара: Самарский ун-т, 1993. — 112с.
  128. , Т.В. Подготовка студентов педвуза к применению личностно-ориентированных технологий обучения. Автореф. на соиск. уч. ст. к.п.н. -Волгоград, 1996. 21 с.
  129. , Н.Д. Детская и педагогическая психология. / Н. Д. Левитов М., 1960.-411с.
  130. , B.C. Содержание образования./В.С. Леднев. М.: Педагогика, 1989. -81с.
  131. , О.М. Как сделать современное образование продуктивным? //Новые ценности образования: Продуктивное образование. Вып.9. М.: Инноватор, 1999.-С.91−96.
  132. , Б. Т. Педагогика: Курс лекций. М.: Прометей, 1992. — 528с.
  133. , B.C. Творческие задания в курсе истории педагогики как путьреализации межпредметных связей в обучении студентов.// Роль межпредметных связей в профессиональной подготовке учителя- Саратов: Изд-во Сарат. пед. ин-та, 1995.-16 lc.-C.l 1.
  134. , B.C. Воспитательная работа в школе: Теория и методика организации. Саратов, 2001. — 101 с.
  135. , Дж. Педагогические сочинения./ Д.Локк. М.: Учпедгиз, 1939.1. С. 126,203. «
  136. , Б.Ф. Категории общения и деятельности психологии/ Б.Ф. Ломов//Вопросы философии. 1976. — № 8. — С.37−38.
  137. , Ю.М. Избранные статьи:В Зт. Т.1 Статьи по семиотике и ' типологии культуры./ Ю. М. Лотман.-Таллин: Александра, 1992. 479с. — С, 39.
  138. , Т. Социология: Словарь справочник.-М.:Фаир-пресс, 2000. 608с.
  139. , Н.А. Место межпредметных связей в системе дидактических принципов советской дидактики.//Межпредметные связи в процессе преподавания основ наук в средней школе. Челябинск: ЧГПИ, 1982. — 157с.
  140. , В.К. Модели и метод моделирования в человеческой деятельности./ Науч. ред. Л. В. Уваров. Минск: Наука и техника, 1983. — 120с.
  141. , B.C. Теория диалектики и общая теория науки./ B.C. Лутай. Киев: Вища школа, 1981. -168с.
  142. , В.Я. Анализ готовности студентов к самостоятельной работе.//Пути совершенствования учебного процесса в вузе. Саратов: Изд-во СГУ, 1993.-С.66−71.
  143. , Н.А. Мировоззренческие и методологические проблемы интеграции науки. /Н.А. Маковский. М.: Наука, 1985. — 52с.
  144. , В.Н. Межпредметные связи как дидактическая проблема. / • В. Н. Максименко. //Советская педагогика. 1981. -№ 8. — С.78−84.
  145. В.Н. Интеграция образования как научно-педагогическая проблема.//Проблемы интеграции в естественнонаучном образовании. 4.2. -СПб., 1994.-С.9−11.
  146. , В.Н. Межпредметные связи в процессе обучения./ В. Н. Максимова М.: Просвещение, 1988. — 192с.
  147. , В.Н. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе современной школы. / В. Н. Максимова М.: Просвещение, 1987. — 160с. — С.57.
  148. , Г. И. Сближение естественных и общественных наук на путях широкой интеграции и кооперации.//Развитое социалистическое общество и мировой революционный процесс. Киев, 1979. — С.34−37.
  149. , Е.А. Интеграция науки.//Философские проблемы естествознания. Таллин, 1969.-С.29−48.
  150. , А.К. Развитие науки как общественного способа производства (Методологический анализ). Воронеж: Изд-во Воронежск. ун-та, 1974. — 166с.
  151. Материалистическая диалектика: В 5-ти тт. /Под ред. Константинова Ф. В., Марахова В. Г. М.: Мысль, 1982. — Т.2. Субъективная диалектика. — 285с.
  152. , М.И. Педагогическая технология развития мышления./ М. И. Махмутов, Г. И. Ибрагимов. Казань: Изд-во КГУ, 1993. — 43с.
  153. , Э.Л. Интегрированные уроки при изучении природы./ Э. Л. Мельник, Л. А. Исаева. //Начальная школа. 1998. — № 5. — С.74 — 76.
  154. , Э.Л. Интегрированное обучение в начальной школе: Теория и практика. /Э.Л. Мельник, Л. А. Корожнева. СПб.: Каро, 2003. — 192с.: ил. -(Модернизация общего образования).
  155. , Е.В. Обучение грамоте. Интегрированные уроки по учебнику В. Г. Горецкого «Русская азбука», 1 класс.(1 4). — Волгоград: «Учитель -ACT», 2002.-128с.
  156. , В.А. Введение в педагогическую деятельность./ В. А. Мижериков, М. Н. Ермоленко. М, 2002. — 185с.
  157. , И.А. Проблемы интеграции психологического знания в современных педагогических исследованиях. / И. А. Мироненко. //Педагогика. -2004-№ 5.-С. 12−21.
  158. , JI.M. Учитель как личность и профессионал. / Л. М. Митина. М.: Дело, 1994.-216с.
  159. , В.Н. Личностно-ориентированный подход к организации профессиональной подготовке будущего учителя физической культуры. Дисс.. канд. пед. наук. — Саратов, 2001.- 168с.
  160. , А.И. О расширении понятия «содержание педагогического образования»/ А.И. Мищенко// Советская педагогика. 1989. — № 10. -С.84−88.
  161. Моделирование деятельности специалиста на основе комплексного исследованияУПод ред. Е. Э. Смирновой.-Л.: Изд-во ЛГУ, 1984.- 177с.
  162. , В.М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса/В.М. Монахов. Волгоград: Перемена, 1995, — 151с.
  163. , В.М. Введение в теорию педагогических технологий/ В.М. Монахов//Школьные технологии. 2005. — № 3. — С.4−9.
  164. , Г. А. Образование как рабочее поле интеграции. / Г. А. Монахова. //Педагогика. 1997.- № 5. — С.52−55.
  165. , В.Ф. Интеграция и дифференциация образования: личностный и технологический аспеюы./В.Ф. Моргун. //Школьные технологии.-2003.-№ 3.-С.4.
  166. , К.Е. Материалистическое моделирование в научном познании./К.Е. Морозов. М.: Наука, 1969. — 212с.
  167. , С.Н. Мне помогают элементы интегрирования./ С. Н. Мытницкая. //Начальная школа. 2002. — № 1. — С.75−76.
  168. Налимов, В В. Вероятностная модель языка. О соотношении естественных и искусственных языков. / В. В. Налимов. М.: Наука, 1974. — 272с.
  169. , И.Н. Методические основы специальной подготовки учителя музыки. Свердловск: СГПИ, 1988. — 61с.
  170. , Я.Г. Модели в науке и технике. История, теория, практика./Под ред. Н. С. Соломенко. JI.: Наука, 1984. — 189с.
  171. , Н.Д. Современное образование: взгляд оптимиста/ Н.Д. Никандров//Начальная школа. 2003. — № 11. — С.5−11.
  172. , М.И. Проблемы интеграции детей с особенностями развития.// Инновационные процессы в образовании. Ч. И. Интеграция российского и западноевропейского опытов. СПб.: РГПУ им. А. Н. Герцена, 1997. — 285с. -С.147−165.
  173. , Н.Н. Развитие ценностного содержания учителя./ Н. Н. Никитина. // Педагогика. 2000. — № 6. — С.65−70.
  174. Новейший философский словарь./Сост. Грицанов. Минск: Изд-во М. Скакун, 1998.-896с.
  175. , A.M. Базовое профессиональное образование: Проблемы интеграции. / A.M. Новиков //Специалист. 1996. — № 5. — С.2−8.
  176. С.И. Словарь русского языка/ С. И. Ожегов, Л. И. Скворцов 24 изд., испр. — М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век»: ООО Издательство «Мир и образование», 2004. — 896с.
  177. , М.Ю. Процесс моделирования дидактических явлений./ М. Ю. Овакимян // Моделирование учебного процесса на основе применения ТСО.-М, 1983.- 107с.
  178. , А.А. Динамика личностного и профессионального роста студента педвуза/ А. А. Орлов, Н.И. Исаев//Педагогика. 2004. — № 3. — С.53−60.
  179. , А.А. Профессиональное мышление учителя как ценность/ А.А. Орлов//Педагогика. 1995. — № 6. — С.63−68.
  180. А.И. Педагогические условия эффективности интегрированного обучения (на материале предметов гуманитарного и художественно-эстетического циклов): Автореф.канд.пед.наук. Чебоксары, 1997. — 16с.
  181. Паначин, Ф. Г Педагогическое образование в России./ Ф. Г. Паначин. М., 1979. — 216 с.
  182. , Г. К. Продуктивно-обобщающий подход к совершенствованию педагогического образования. Саратов: Изд — во Сарат. ун-та, 2003. — 168с.
  183. Паринова, Г. К Некоторые проблемы формирования готовности студентов педвуза к развитию познавательных интересов учащихся./ Г. К. Паринова, В. Н. Саяпин. Саратов: Изд-во Сарат. пед. ин-та, 1999. — 216с.
  184. , Г. К. Интегративно творческие задания по формированию опыта педагогической деятельности студентов./ Г. К. Паринова, Т. Н. Черняева. -Саратов: Изд-во Сарат. пед. ин-та. -1998. — 18с.
  185. Педагогика: Учеб. пособ. для педучилища/ С. Р. Баранов, J1.P. Болотина, Т. В. Воликова, В. А. Сластенин.-М.: Просвещение. 1981.-367с.
  186. Педагогическая диагностика. Диагностика личности Саратов, 1995. — 54с.
  187. Педагогические технологии./В.С. Кукушин. М.: МарТ, 2006. — 336 с.
  188. Педагогическая энциклопедия в 4 тт. Т. 1 1964 832 с- Т.2 1965 — 912 с.-. Т. З 1966−880 с.-. Т.4 1968−912 с.
  189. , П.В. Проблема единства внутрипредметных и межпредметных связей и её решение в практике преподавания истории педагогики.// Роль межпредметных связей в профессиональной подготовке учителя. Саратов: Изд-во Сарат. пед. ин-та, 1995.-161с.-С.18−19.
  190. , ИВ. Идея межпредметных связей в историко-педагогической науке.// Роль межпредметных связей в профессиональной подготовке учителя-Саратов: Изд-во Сарат. пед. ин-та, 1995.-161с.-С.16−17.
  191. Петренко, JJ.A.Интегрированный урок и методика его проведения./ J1.A. Петренко, О. М. Дубровская. //Школа духовности. 2001. — № 2. — С.61−65.
  192. , А.П. Психолого-педагогическая и методическая подготовка будущих учителей./ А. П. Петров //Советская педагогика.- 1983. № 9. — С.66−72.
  193. , JI. А. Единство системности, организованности и самодвижения (о влиянии философии на теорию систем)./ J1.A. Петрушенко. -М.: Мысль, 1975.-286 с.
  194. , ИИ. Технология игры в обучении и развитии/П.И. Пидкасистый, Ж. С. Хайдаров. М.: Педагогика, 1996. — 132 с.
  195. , С.А. Педагогическая деятельность как культурный процесс.//Новые ценности образования. Вып.11. -М.: Инноватор, 2002. С. 192.
  196. , А.И. Педагогическое образование. Концепция, содержание, структура. / А. И. Пискунов. //Педагогика. 2001. — № 3. — С.41−47.
  197. , А.И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики.- М.: Просвещение, 1971. 560с.
  198. , И.П. Педагогика./ И. П. Подласый. М.:ВЛАДОС, 1996. — 432с.
  199. И.П. Педагогика начальной школы./И.П. Подласый. М.: ВЛАДОС, 2000.-400с.
  200. , В.М. Психофизиология образовательного процесса/ В.М. Полонский//Высшее образование в России. 2001. — № 5. — С. 156−158.
  201. , В.А. Творчество как родовая сущность человека/ В.А. Пономаренко// Вопросы психологии. 2002. — № 3. — С. 149−151.
  202. , Н.Ю. Творческий стиль деятельности: педагогический аспект./ Н. Ю. Посталюк. Казань: Изд-во Казану н-та, 1989. — 206 с.
  203. , М.В. Интеграция общетехнической и иноязычной подготовки как средство формирования инженерной культуры студентов технического вуза Автореф. .канд.пед.наук. Нижний Новгород, 2006. — 23с.
  204. И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой/ И. Пригожин, И. Стенгерс. М.: Прогресс, 1986. — 431 с.
  205. Проблемы истории и методологии научного познания. М.: Наука, 1974.-311 с.
  206. , Т. Г. Авторство подростка и педагогика творчества. // Новые ценности образования: Культуросообразная школа. Вып. 11. — М.: Инноватор, 2002.-192 с.-С. 78−83.
  207. , А. Интегрированные технологии./ А. Пульбере, О. Гукаленко, С. Устименко // Высшее образование в России. 2004. — № 1. — С. 123 — 124.
  208. , Б.Ф. Об оценке степени готовности выпускника педагогического института к осуществлению системы учебно-воспитательной работы в школе// Целостный подход к учебно-воспитательному процессу. Волгоград: Изд-во ВПГИ, 1984.- 180 с.
  209. Рапацкая, J1.A. Русская художественная культура. М.: Владос, 1998.-608 с.
  210. , И.И. Подготовка учителей начальных классов к преподаванию информационных технологий на интегративной основе./ И. И. Раскина, Н. В. Федяинова // Информатика и образование. 2004. — № 9. — С.89−92.
  211. , JI.K. Педагогическая антропология. // Педагогическая антропология: Концептуальные основания и междисциплинарный контекст./Сост.В. Г. Безрогов, Е. Г. Ильяшенко, И. А. Кондратьева. М.: Изд-во УРАО, 2002.-320С.
  212. , Н. Приобщение к истинной духовности: Интегративные формы организации обучения и их влияние на развитие школьников. / Н. Рощина // Учитель. -1999. № 1. — С. 46 — 48.
  213. , Л.И. Основы педагогики./Л.И. Рувинский, И. И. Кобыляцкий. -М.: Просвещение, 1985.-224 с.
  214. , В.Н. Методологические проблемы исследования объектов, представляющих системы./ В. Н. Садовский. // Социология в СССР. -М.: Мысль, 1965. т. I.-173 с.
  215. , Г. И. Методология предметных методик обучения./Г.И. Саранцев. // Педагогика. 2001. — № 8. — С. 16 — 23.
  216. Саранцев, Г. И Теория, методика и технология обучения./ Г. И. Саранцев. // Педагогика. 1999. — № 1. — С. 19 — 24.
  217. , Н.С. Об интеграции как методическом явлении и её возможности в начальном обучении. / Н. С. Светловская. // Начальная школа. -1990. № 5. -С.57−60.
  218. , Г. К. Современные образовательные технологии/ Г. К. Селевко. М.: Народное образование, 1998. — 255 с.
  219. Сергеев, Н. К Практикум по курсу «Педагогика». Волгоград: Перемена, 2003.-416с.
  220. , В.В. Формирование у учащихся готовности к труду./ В. В. Сериков. М.: Педагогика, 1998. — 192 с. — С. 29.
  221. , Ю.Н. Интеграция содержания профессионального образования. / Ю. Н. Семин // Педагогика. 2001. — № 2. — С. 20 — 25.
  222. , Ю.Н. Теория и технология интеграция содержания общепрофессиональной подготовки в техническом вузе: автореф. дисс. д-ра пед. наук. Екатеринбург, 2001.
  223. , П.Е. Роль естествознания в развитии общественных наук (к постановке вопроса). / П. Е. Сивоконь, В. М. Леонтьев. М.: МГУ. — 1976.-160 с.
  224. , Т.Н. Интегрированные эколого-эстетические курсы для начальной школы. / Т. Н. Симакова, Л. В. Горина.// Вопросы теории и практики начального обучения. Сб. науч. тр. Вып. 3. Саратов: Слово, 2002. — 116 с. — С. 35 -39.
  225. , В.М. Гуманитаризация естественнонаучных дисциплин с позиции системного подхода// Целостный учебно-воспитательный процесс: исследование продолжается. Волгоград: Перемена, 1997. — С.69−74.
  226. , И.Е. Педагогический такт и мастерство учителя/ И. Е. Синица. М.: Педагогика, 1983. — 168 с.
  227. , М.Н. О школе будущего. / М. Н. Скаткин. М.: Знание, 1974. — 92с.
  228. , М.Н. Совершенствование процесса обучения. / М. Н. Скаткин М.: Педагогика, 1971.- 206 с.
  229. , В.А. О подготовке студентов к творческому решению воспитательных задач. /В.А. Сластенин. //Совершенствование подготовки студентов педвузов к воспитательной работе. М.: Педагогика, 1980.
  230. Сластенин, В А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. /В.А. Сластенин. М.: Просвещение, 1976.- 160с.
  231. , В.А. Педагогическая деятельность и проблема формирования личности учителя./ Под ред. А. И. Щербакова. М.: Педагогика, 1976. — 38с.
  232. , В. Гуманизация образования./ В. Собкин //Народное образование. -1992.-№ 3−4.-С.72−77.
  233. Совещание редакторов философских и социологических журналов социалистических стран. Обсуждение доклада В. Добриянова.//Вопросы философии. 1976. — № 3. — С.134−143.
  234. Современный словарь иностранных слов. М.: Русский язык, 2000.- 742 с.
  235. , Т.А. Работа с учебными историческими текстами в начальной школе: Интегративный подход./ Т. А. Соловьёва, Е. И. Рогалёва // Модернизация начального образования. Саратов: Изд. СГУ, 2003. — 187с. — С. 180−186.
  236. , Н.А. Межпредметные связи в профессионально-педагогической подготовке учителя / Н.А. Сорокин// Советская педагогика. 1983. — № 9. -С.73−78
  237. Стандарты высшего педагогического образования к подготовке учителя.//Педагогика. 1996. — № 6. — С.58−66.
  238. , Р.С. Комбинированные уроки чтения и письма в период обучения грамоте./ Р. С. Строкова. // Начальная школа. 2003. — № 9. — С.31.
  239. , Е.Ю. Интегрированное обучение в начальной школе./ Е. Ю. Сухаревская. Ростов — на — Дону: Феникс, 2003. — 384с.
  240. , Г. С. Андрагогический подход к организации постдипломного образования педагогов/ Г. С. Сухобская, А. В. Николаева. Якутск: Изд-во ЯГУ, 2003.-78с.
  241. , О.В. Межпредметная интеграция в образовании в России, Германии и США: история и современность. Автореф.канд.пед.наук. -Чебоксары, 2006. 23 с.
  242. , Н.Ф. Путь разработки профиля специалиста. Саратов: Изд-во СГУ, 1987.-173с.
  243. Тезаурус самодвижения учащихся к здоровому образу жизни в процессе обучения: Учебное пособие для студентов и преподавателей./ В. Н. Саяпин, Н. Н. Саяпина, JI.A. Иванова. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2004. — 68с.
  244. , Н.В. Формирование системы профессионально-педагогических знаний. Теоретический аспект. Саратов: Изд-во СГУ, 2002 — 127с.
  245. Технология профессионально- личностного развития будущего учителя, его готовности к организации воспитательного процесса в образовательном учреждении. ./В.А. Сластёнин. М., 1998. — 176с.
  246. Толковый словарь русского языка: в 4 тт./ Сост. В. В. Виноградов, Г. О. Винокур, Б. А. Ларин и др.- Под ред. Д. Н. Ушакова. М.: Русские словари, 1994. -1500 с.
  247. Трудовая школа в свете истории и современности. Л., 1925.
  248. , Х.Г. Учитель и культура: проблемы подготовки педагогических кадров. / Х. Г. Тхагапсоев. //Педагогика. 1998. — № 1. -С.66−72.
  249. , Ю.С. Методика выявления и описания интегративных процессов в учебно-воспитательной работе СПТУ. / Ю. С. Тюнников. М.: АПН СССР, 1986.-С.47.
  250. Уемов, ^.//.Логические основы метода моделирования. М.: Мысль, 1971.312 с.
  251. , Д.Н. Психологические исследования. М., 1966. — 416с.
  252. , А.Д. Теоретико-методологические проблемы обоснования знания.//Методологические проблемы взаимодействия общественных, естественных и технических наук. М.: Мысль, 1984. — 607с.
  253. , А.И. Интегрированный урок русского языка и чтения. / А. И. Усманова //Начальная школа. 2000. — № 6. — С.46 — 48.
  254. Ушинскж, К Д. Собрание сочинений в 11 тг. Т.8. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. М.-Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1959.-776с.
  255. , Е.Т. Космонавтика и общество. М.: Знание, 1970. — 4.1. — 48с., ч. II.-48с.
  256. , Г. Ф. Гармонизация целостного педагогического процесса. /Г.Ф. Федорец. //Методы обучения в средней общеобразовательной школе. Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1985. — 44 с.
  257. , Г. Ф. Межпредметные связи в процессе обучения. /Г.Ф. Федорец. -Л, 1983.-83с.-С.25−28.
  258. , Г. Ф. Проблема интеграции в теории и практике обучения. / Г. Ф. Федорец. Л.: РГПУ, 1989. — 94с.
  259. , В.Н. Межпредметные связи. / В. Н. Федорова, Д. М. Кирюшкин. -М.: Педагогика, 1972.- 152 с.
  260. Философский словарь. / Под ред. Фролова И. Т. Изд. 5 е. — М., 1986. — 590с.
  261. Философский энциклопедический словарь. / Л. Ф. Ильчев и др. М.: Советская энциклопедия, 1983. — 840 с.
  262. , В. Т. Построение процесса обучения на ицтегративной основе/ В. Т. Фоменко. Ростов-на-Дону, 1994.
  263. , Л.Ю. Личность учителя начальных классов. // Модернизация начального образования. Саратов: Изд-во СГУ, 2003. — 187 е.- С. 44 — 49.
  264. , Ю.Ф. Интегративный подход к формированию мировоззрения школьников. / Ю. Ф. Фоминых // Педагогика. 1993. — № 4. — С. 26 — 30.
  265. , Н.Н. Декларация авторизированной школы./ Н. Н. Халаджан, М. Н. Халаджан. М.: МЭГУ. — 1998.
  266. , А.В. Развитие одарённости школьников. Методика продуктивного обучения: Пособие для учителя. / А. В. Хуторской. М., 2003. -320 с.
  267. , А.Т. Акмеологические подходы к вузовской подготовке учителей. / А. Т. Цветкова.// Педагогика. -1997. № 1. — С. 56 — 58.
  268. , Н.К. Интегративный критерий качества усвоения знания.// Интеграция в педагогике и образовании./ Н. К. Чапаев. Самара, 1994. — С.36−46.
  269. , Н.К. Категориальное поле органической парадигмы интеграции: персоналистски-педагогический аспект. // Понятийный аппарат педагогики образования./ Отв. ред. Е. В. Ткаченко. Вып.1 Екатеринбург, 1995. — С.61−77.
  270. , Н.К. Методологические и технологические аспекты знаний в педагогике./ Н. К. Чапаев, А. С. Просвиров. // Интеграция в педагогике и образовании. Самара, 1994. — С. 18−22.
  271. , Г. В. Проблема взаимосвязи дифференциации и интеграции в науке с развитием высшего образования. / Методологические проблемы науки -Новосибирск: Изд-во Новосибирск, ун та, 1979. — С. 120 — 126.
  272. , P.M. Взаимодействие искусств в формировании личности старшего дошкольника. / P.M. Чумичева. Ростов — на — Дону, 1995. — 272 с.
  273. , М.Г. Интеграция науки: (филос. очерк.) 2е изд., перераб. и доп. -М.: Мысль, 1981.-276 с.
  274. , Д.В. Конкурентоспособность будущего специалиста как показатель качества его подготовки. / Д. В. Чернилевский, O.K. Филатов. // Специалист. 1997. — № 1. — С. 28 — 34.
  275. , С.Н. Продуктивная педагогика: прошлое и настоящее.//Новые ценности образования. 1999. — № 9. — С.87−90.
  276. , Н.А. Счастливый случай/ Н.А. Шайденко// Студенчество: Диалоги о воспитании. 2003. — № 1. — С.2−4.
  277. , В.М. Поиск новой парадигмы воспитания /В.М. Шепель// Советская педагогика. 1991. — № 7. — С.51−55.
  278. , Н.П. Интеграция искусств на уроках. / Н. П. Шишлянникова.//Начальная школа. 1999. — № 10. — С.25−30.
  279. , JI.B. Психологическая подготовка будущего учителя. / JI.B. Шлагина // Начальная школа. 1999. — № 3. — С.23−24.
  280. , С.Г. Формирование готовности студентов к реализации интегрированного обучения в начальной школе. Дисс. .канд. пед. наук. -Калининград, 1999. 208с.
  281. , В.А. Моделирование и философия. M.-JL: Наука, 1966. 301 с.
  282. , И.В. Подготовка студентов педвуза к применению инновационных технологий учения: Диссканд. пед. наук. Саратов, 1998. — 171с.
  283. , В.А. Интегратизм путь от простого к сложному в познании явлений жизни.//Вопросы философии. — 1970. -№ 11.- 108с.
  284. , В.И. Музыка в системе межпредметных связей начальной школы. / В. И. Юдина. //Начальная школа. 2003. — № 8. — С.105.
  285. , И.П. Интеграционные процессы в высшей школе./ И. П. Яковлев. -Л.: Изд-во ЛГУ, 1980.-С.115.
  286. А.А. Об интегрированном подходе в обучении./ А. А. Ятайкина //Школьные технологии. 2001. — № 6. — С. 10−17.
Заполнить форму текущей работой