Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Педагогические условия подготовки радиоинженеров к эксплуатационно-технической профессиональной деятельности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Первый (общеинженерный) этап — есть этап созревания интеллектуальных качеств и свойств личности. Целостность процесса обучения на этом этапе достигается реализацией таких функций обучения, которые не только стимулируют усвоение фундаментальных знаний, но и актуализирует убеждение, что такое усвоение обеспечит большую их оперативность при решении практических задач. Повышение целостности процесса… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Система подготовки радиоинженеров как педагогическая проблема
    • 1. 1. Система эксплуатационно-технической подготовки радиоинженеров
    • 1. 2. Готовность будущих радиоинженеров к технической эксплуатации как цель эксплуатационно-технической подготовки в морских учебных заведениях
    • 1. 3. Функции усвоения студентами эксплуатационно-технических знаний в развитии их готовности к технической эксплуатации судового радиоэлектронного оборудования
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА 2. Условия формирования готовности студентов к технической эксплуатации судового радиоэлектронного оборудования промысловых судов
    • 2. 1. Блочно-модульная технология эксплуатационно-технической подготовки
    • 2. 2. Система эксплуатационно-технической подготовки студентов на первоначальном (общеинженерном) этапе
    • 2. 3. Изменения в системе эксплуатационно-технической подготовки на втором (ориентировочно-профессиональном) этапе
    • 2. 4. Система работы преподавателя на третьем (профессиональном) этапе формирования готовности студентов к технической эксплуатации радиоэлектронного оборудования
  • Выводы по второй главе

Педагогические условия подготовки радиоинженеров к эксплуатационно-технической профессиональной деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования обуславливается сменой общественной формации в Российской федерации, которая определила новые экономические и политические условия, потребовала качественных изменений во всех социальных институтах и системах, в том числе, и в системе высшего морского инженерного образования. В качестве стратегического направления реорганизации образования выступает обеспечение нового, более высокого уровня подготовки студентов, который удовлетворяет современные потребности общества в специалистах, умеющих быстро адаптироваться к изменяющимся условиям профессиональной деятельности, способных к расширению и пополнению своих знаний. Признание личности субъектом социальной деятельности придаёт особое методологическое значение её адаптации в окружающем социуме и усвоению ею системы социальных связей. Такие качества как способность решительно действовать в экстремальных ситуациях, обеспечивать безопасность экипажа, противостоять экологическим, социально-экономическим неблагоприятным условиям, оперативно действовать в конфликтных ситуациях становятся важнейшими качествами морских специалистов.

Основу профессиональной подготовки студентов в вузе составляют специальные знания, имеющие прикладную направленность. Развитие личностно-профессиональных свойств позволит эффективно решать профессиональные задачи в условиях расширения информационного поля, возникновения информационных технологий, резкого изменения социальных условий труда. Это определяет необходимость существенных изменений процесса обучения, особенно, в главном его компоненте — в целях.

В научном знании исследуются различные аспекты развития личностных свойств в единстве с профессиональными навыками и умениями в работах Г. М. Андреевой, С. Я. Батышева, B.C. Ильина, И. С. Кона, А. К. Марковой, АЛ. Пимошенко, B.B. Серикова, Д. И. Фельдмана и других. Особое внимание уделяется вопросам самоуправления личности в процессе профессиональной подготовки (М.И. Рожков), подготовки студентов к будущей профессиональной деятельности (А.П. Беляева, М. И. Махмутов, В. Д. Путилин, P.M. Сырнева), активизации вузовского обучения (Б.В. Бокуть, И.Ф. Харламов), интеграции инженерного гражданского и высшего военно-специального образования (В.Н. Анисимов, О.Я. Романов), технологии обучения в высшей школе (Д.В. Чернилевский, O.K. Филатов), теории и практике формирования профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы (И.К. Исаев). Ряд исследований посвящены дидактическим основам формирования готовности будущего инженера к профессиональной деятельности (Г.А. Бокарева), потребности в профессионально-ориентированных математических знаниях у студентов морского технического вуза (E.H. Кикоть), становлению и развитию компьютерной готовности морских инженеров (A.M. Подрейко), профессиональных убеждений (ДА. Мажае-ва), социально-профессиональной готовности (К.В. Греля).

Между тем анализ перечисленных работ показывает, что при изучении процесса подготовки специалистов исследователи главное внимание уделяют отбору содержания и методов обучения, оказывающих определенное влияние на различные стороны готовности к профессиональной деятельности, методике применения дидактических средств (И.А. Рейнгард, Г. Н. Сериков, JI.H. Садыко-ва). Но для успешной реализации целей формирования личности специалиста, а не отдельных ее свойств и качеств, необходимо, чтобы обучение знаниям и умениям одновременно углубляло осознание смысла изучаемой дисциплины для профессиональной деятельности, обеспечивало развитие нравственной, мотива-циошюй сфер, творческого потенциала и других качеств личности. В науке недостаточно отражены вопросы интеграции инженерного и педагогического знания, анализа совокупности технических и психологических проблем.

Социально-экономические преобразования в мире необычайно актуализировали потребность в гуманизации большинства государственных, общественных и других международных институтов и систем, в том числе, и охраны человеческой жизни на море. Но, несмотря на большие усилия, предпринимаемые национальными и международными организациями, аварийность мирового флота остаётся достаточно высокой из-за отсутствия у спасательных служб информации о самой аварии или о координатах местоположения судна, потерпевшего бедствие.

С открытием космической эры появились новые возможности для обеспечения связи с морскими судами в любой точке мирового океана путем использования спутников. В России были разработаны основные принципы создания международной организации морской спутниковой связи (ИНМАРСАТ). Однако система международной организации морской спутниковой связи также обладала рядом недостатков, которые устраняются при совместном использовании традиционного и спутникового радиоэлектронного оборудования. Такая система международной связи получила наименование Глобальной морской системы связи и безопасности (ГМССБ) и имеет следующие отличия от ранее действующей:

— для оповещения о бедствии применяется не ручная телеграфия, использующая код Морзе, а буквопечатание или автоматический обмен, подготовленной заранее, информацией;

— обмен информацией осуществляется, главным образом, в направлении судно-берег;

— для уменьшения или исключения ошибок, внесенных людьми, обмен полностью автоматизирован.

Однако система морских учебных заведений не обеспечивает рыбопромысловый флот требуемым количеством дипломированных специалистов ГМССБ, с достаточно высоким уровнем готовности к операторской и эксплуатационно-технической работе.

В этой связи установлено противоречие между массовой практикой эксплуатационно-технической подготовки в техническом вузе, не обеспечивающей в достаточной мере социально-профессиональную направленность обучения будущих морских инженеров в связи с вводом ГМССБ, и недостаточностью научно-педагогических знаний в этой области.

Отсюда проблема исследования: при каких педагогических условиях процесс обучения студентов инженерным дисциплинам способствует становлению и развитию их профессиональных и социальных качеств.

Цель исследования: выявить педагогические условия становления и развития эксплуатационно-технической готовности морских радиоинженеров в процессе обучения в вузе.

Объект исследования: процесс обучения в техническом вузе специальным дисциплинам.

Предмет исследования: процесс развития эксплуатационно-технической готовности морских радиоинженеров при обучении специальным дисциплинам (на примере дисциплины «техническая эксплуатация радиоэлектронного оборудования промысловых судов»).

Гипотеза исследования: процесс обучения технической эксплуатации радиоэлектронного оборудования обеспечит развитие эксплуатационно-технической готовности будущего радиоинженера, если:

— его педагогические цели включают готовность радиоинженера к эксплуатационно-технической деятельности как компонент процесса и целостное свойство личности;

— его непрерывность и поэтапность обусловлены взаимосвязью функций усвоения студентами эксплуатационно-технического знания на основе отражения в их сознании тенденций развития этого знания, его места в производственной деятельности;

— основу структурирования содержания дисциплины составит блочно-модульная технология, структурирующая в блоки и модули учебные разделы и темы в соответствии с прикладной направленностью эксплуатационно-технического знания;

— основу средств обучения составят тренажёры, персональные компьютеры, плавательная практика, информационно-компьютерные технологии;

— главными методами обучения, обеспечивающими формирование эксплуатационно-технических знаний, умений и навыков в единстве с развитием личностных качеств студентов будут: объяснительно-иллюстративный и проблемно-поисковый.

Исходя из цели выдвинутой гипотезы, учитывая состояние проблемы в педагогической науке и практике, поставлены следующие задачи:

1.Выявить сущность понятия «эксплуатационно-техническая готовность» как целостное свойство личности, ее состав и структуру.

2.Выявить уровни развития эксплуатационно-технической готовности и описать их качественные характеристики.

3.Выявить этапы обучения, соответствующие описанным качественным уровням «эксплуатационно-технической готовности».

4.Разработать систему педагогических условий, обеспечивающих эффективное развитие «эксплуатационно-технической готовности» при изучении дисциплины «техническая эксплуатация радиоэлектронного оборудования промысловых судов».

Методологическую базу исследования составили теории целостной личности и ее развития (К.А. Абульханова, Б. Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн) — теории целостного педагогического процесса (IO.K. Бабанский, B.C. Ильин) — проблемы взаимозависимости образования и социализации (Б.М. Бим-Бад, Б. С. Гершунский, А.В. Петровский) — теории деятельностного подхода к развитию личности (А.Н. Леонтьев) — готовности к профессиональной деятельности (Г.А. Бокарева, А. К. Громцева, В. В. Сериков, Е.Э. Смирнова) — научное знание о мотивации учения и труда (С.Я.Батышев, О. С. Гребенюк, B.C. Ильин, В.Д. Путилин) — педагогические основы военной подготовки студентов в вузе (Н.Н. Ефимов, С.В. Чернеев).

В решении поставленных задач применялся комплекс методов исследования: теоретический анализ проблемы профессиональной подготовки студентов в вузе, педагогическое моделирование процесса обучения студентов экс-плуатациошю-техническим дисциплинам, изучение и обобщение педагогического опыта обучения студентов в технических вузах, инструментальный метод изучения результативных характеристик будущих радиоинженеров.

Организация исследования. Исследование проводилось в три этапа.

На первом этапе (1994;1995 г.) определялась и изучалась сущность категории «эксплуатационно-техническая готовность» как целостного свойства личности, выявлялись ее состав и структура, выделялись уровни «эксплуатационно-технической готовности» и описывались их качественные характеристики.

На втором этапе (1996;1997 г.) выделялись этапы «эксплуатационно-технической подготовки», разрабатывалась система дидактических условий, обеспечивающая эффективное развитие «эксплуатащюнно-технической готовности» при изучении дисциплин специального цикла.

На третьем этапе (1998 г.) проводился формирующий эксперимент на пятом курсе радиотехнического факультета Балтийской Государственной Академии рыбопромыслового флота и пятом курсе факультета радиосвязи и автоматизированных систем управления Балтийского военно-морского института. Далее проводилась статистическая обработка и анализ полученных данных, оформлялись теоретические и экспериментальные результаты исследований.

Базой исследования избраны: радиотехнический факультет Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота и факультет радиосвязи и автоматизированных систем управления Балтийского военно-морского института.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечены методологической обусловленностью исходных позиций, применением комплекса взаимодополняющих методов исследования, сочетанием качественного и количественного анализа эмпирических данных, внедрением в учебный процесс информационно-компьютерных технологий, положительными результатами длительного исследования экспериментальных групп, большим объемом и репрезентативностью рассмотренной выборки.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в разработке педагогических условий становления и развития «эксплуатационно-технической готовности» к производственной деятельности студентов в процессе их обучения, в разработке педагогических условий, включающих: систему целей этого процесса в виде готовности к профессиональной деятельностиадекватную целям систему средств и методов развития этой готовностифункции усвоения студентами эксплуатационно-технического знания (на основе отражения в сознании студентов тенденций развития этого знания, его места в производственной деятельности), обеспечивающие формирование высокого уровня готовности будущих радиоинженеров морской подвижной службы к эксплуатационно-технической деятельности в процессе изучения специальных дисциплин.

Практическая значимость исследования состоит в разработке новой педагогической технологии, в основу которой положен блочно-модульный принцип построения дисциплины и представляющей собой единый дидактический комплекс педагогических процедур, включающих компьютерные практикумы, компьютерные иммитаторы радиооборудования и производственных ситуацийв апробации разработанного дидактического комплекса в учебном процессев использовании блочно-модульной технологии как в организации обучения технической эксплуатации радиоэлектронного оборудования промысловых судов, так и других специальных дисциплинахв разработке учебного профори-ентированного пособия «Основы теории надёжности радиоэлектронного оборудования».

На защиту выносятся следующие положения:

1. «Эксплуатационно-техническая готовность"-это характеристика личности молодого специалиста в целом на основе взаимодействия качеств, которые необходимы для выполнения комплекса технических и организационных мероприятий, направленных на обеспечение исправного состояния и надёжной работы аппаратуры. Понятие «эксплуатационно-техническая готовность» включает наличие у обучаемого специальных личностно-профессиональных качеств, в единстве со специальными знаниями, умениями и навыками.

2. «Эксплуатационно-техническая готовность» будущего радиоинженера как психический феномен структурируется взаимосвязью компонентов: содержательно-процессуального, нравственного, мотивационного и профессионально-целевого. Содержательно-процессуальный как важнейший, влияющий на становление других, включает профессиональные знания, творческие умения и навыки решения задач технической эксплуатации радиоэлектронного оборудования промысловых судов. Нравственный компонент включает высокую степень ответственности за выполнение конкретных задач технической эксплуатации, решаемых радиоинженерами. Мотивационный компонент включает профессиональные убеждения и потребности в постоянном расширении информационного поля в области специализации. Профессионально-целевой компонент характеризует изменение профессионализма радиоспециалистов под влиянием приобретенных эксплуатационно-технических знаний, умений и навыков.

3. Логика развития «готовности» достигается направленностью и последовательностью этапов: (общеинженерного, ориентировочно-профессионального и профессионального), адекватных поставленной педагогической цели.

4. Педагогические условия включают взаимосвязанную систему целей процесса развития «готовности" — обусловленность этого процесса функциями усвоения студентами эксплуатационно-технического знания на основе отражения в их сознании тенденций его развития, его места в производственной деятельности и адекватной целям блочно-модульной педагогической технологии.

Апробация работы. Основные положения и промежуточные результаты исследований обсуждались на научно-технических конференциях аспирантов и соискателей Балтийской государственной академии (Калининград 1997 г.), Балтийского военно-морского института (Калининград 1998 г.), на научно-практической конференции преподавательского состава Балтийского военно-морского института (Калининград 1997 г.).

Внедрение результатов исследования проводилось в экспериментально-опытной работе при обучении курсантов факультета радиосвязи и автоматизированных систем управления Балтийского военно-морского института (1998 г.) и студентов Балтийской государственной академии (1997;1998 г.).

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

Выводы по второй главе.

1. Процесс обучения эксплуатационно-техническим дисциплинам способствует развитию готовности радиоинженера, если в нём реализовано единство содержательно-процессуального, нравственного, мотивационного и профессионально-целевого компонентов готовности как одно из педагогических условий подготовки студентов к предстоящей трудовой деятельности.

2. Организационную основу формирования готовности составляет блоч-но-модулъная технология, структурирующая в блоки и модули разделы и темы учебной программы в соответствии с этапами формирования готовности студентов к эксплуатационно-тсхничсской деятельности.

3. Основу блочно-модульной технологии составляет дидактический модуль — типовое программирование этапов и элементов учебно-воспитательного процесса как совокупности временных признаков. Его учебная тема соответствует 2−6 занятиям, в результате которых повышается готовность студентов к эксплуатационно-технической деятельности.

4. Процесс обучения студентов эксплуатационно-техническим дисциплинам протекает поэтапно и имеет в своём развитии общеинженерный, ориентировочно-профессиональный и профессиональный этапы, адекватные зафиксированным качественным состоянием (уровням готовности).

5. На первом (общеипжеперном) этапе ставятся цели по формированию фундаментальных знаний основ теории надёжности, определяется ближайшая эксплуатационно-техническая сфера деятельности выпускников. Содержанием модулей первого блока являются основные свойства и показатели надёжности, а так же методика расчёта этих показателей для радиоэлектронного оборудования промысловых судов. Наиболее эффективным педагогическим средством развития готовности на первом этапе будет объясш*тельно-иллюстративное обучение с элементами программированного контроля.

6. Цели второго (ориентировочного-профессионального) этапа обусловили содержание второго блока педагогической (блочно-модульной) технологии. Дидактические модули актуализируют самостоятельную работу студентов под руководством преподавателя с элементами проблемного обучения. Педагогические средства обеспечивают формирование у студентов знаний правил монтажных работ в судовых помещениях для радиоэлектронного оборудования и надзор за технической эксплуатацией. Методы обучения стимулируют развитие умегатй студентов синтезировать и моделировать различные эксплуатациоппо-технические ситуации, возникающие в аппаратуре.

7. Главная цель третьего профессионального этапа — обеспечение формирования способа профессиональной деятельности, возможности творческого исполнения профессиональных обязанностей. Это обусловило характер дидактических модулей третьего блока. Их методическую основу составляют информационно-компьютерные технологии с доминирующими в них имитационными методами обучения, способствующими формированию профессионального опыта в условиях квазипрофессиональной деятельности. Профессиональный контекст создается с помощью специальных компьютерных программ. Итогом третьего этапа подготовки студентов явился высокий соответствующий запланированному уровень эксплуатационно-технической готовности будущего инженера, что подтверждается результатами нашего исследована.

8. Эффективность планирования педагогических средств для развития «готовности» зависит от методики замера состояний на каждом этапе цродвижения к новому качественному состоянию. Методы диагностики состояния «готовности» в целом включают: характерные признаки каждого уровня её развития, проявления этих признаков и способы их замера. Разработанная диагностика позволяет получать и количественные оценки уровней сформированности исследуемого качества, для чего мы воспользовались количественной методикой Г. А. Бокаревой, численными методами, а так же критерием согласия Пирсона.

Заключение

.

1. Процесс обучения технической эксплуатации во втузе должен вносить определенный «вклад» в формирование личности студента, который, как аспект эксплуатационно-технической готовности есть проектируемый конечный результат системы подготовки специалиста средствами данного предмета.

2. Чем более глубоко и многосторонне отражаются в сознании будущего инженера тенденции развития эксплуатационно-технического знания, тем более совершеннее его деятельность по усвоению знаний, умений и творческих способов мышления, тем более совершенной системой функций она обладает в становлении и развитии его эксплуатационно-технической готовности.

3. Структура готовности как целого исследована как в статике, так и в динамике. В статике она представляет идеальный проектируемый результат ее формированияв динамике, в развитии состояний структуры готовности — как промежуточные результаты проектируемых условий развития личности. Так как переход от одного условия готовности к другому совершается под влиянием деятельности по усвоению технической эксплуатации, то в становлении этих условий интегративную роль приобретают функции усвоения студентами эксплуатационно-технических знаний и умений применить их на практике. Готовность студентов к эксплуатационно-технической деятельности проходит три уровня развития соответственно этапам ее формирования в процессе обучения технической эксплуатации: общеинженерному, ориентировочно-профессиональному, профессиональному.

4. Динамика готовности как целого не является случайной. Она закономерна и обусловлена необходимостью прогнозирования целей готовности студентов к профессиональной деятельности в практике обучения отдельному предмету. В то же время логика развития эксплуатационно-технического аспекта готовности студентов к профессиональной деятельности служит функцией прогнозирования адекватной структуры процесса обучения как педагогической системы, это целостное образование личности будущего специалиста. При этом процесс обучении технической эксплуатации в подготовке студентов к предстоящей деятельности будет тем более целостным, чем более полно реализуются его функции в становлении готовности от первоначального до высокого уровня ее развития.

5. Первый (общеинженерный) этап — есть этап созревания интеллектуальных качеств и свойств личности. Целостность процесса обучения на этом этапе достигается реализацией таких функций обучения, которые не только стимулируют усвоение фундаментальных знаний, но и актуализирует убеждение, что такое усвоение обеспечит большую их оперативность при решении практических задач. Повышение целостности процесса обучения на втором (ориентировочно-профессиональном) этапе, по сравнению с общеинженерным этапом, достигается за счет более сложных функций в развитии готовности студентов к профессиональной деятельности. Дальнейшее совершенствование процесса обучения как системы на третьем (профессиональном) этапе ее развития обусловлено большей профессиональной направленностью этого этапа по сравнению с предыдущими. Процесс обучения функционирует здесь своими компонентами, связями, достигая высокого результата в формировании готовности студента к труду. Он не только активизирует усвоение студентами эксплуатационно-технических знаний, но и формирует убеждение в том, что такое усвоение обеспечит в будущем творческую, инженерную деятельность, возбуждает потребность усваивать знания как средство изучения судового радиоэлектронного оборудования, средств и методов его технического обслуживания и ремонта.

6. Педагогические условия эксплуатационно-технической подготовки, повышающие готовность обучения студентов обоснованы на каждом этапе его совершенствования, проанализированы изменения в деятельности судовых радиоспециалистов и радиотехнических факультетов морских учебных заведений, связанных с вступлением России в ГМССБ, приобретением судовладельцами радиоэлектронного оборудования зарубежных фирм. Разработана блочно-модульная технология построения учебно-воспитательного процесса преподавания дисциплины технической эксплуатации судового радиоэлектронного оборудования, преставляющая собой системообразующий «каркас» процесса обучения и устраняющая присущую массовой практике временную и организационную разорванность между различными видими учебных занятий. Технология дала возможность более эффективно активизировать осознанную самостоятельную познавательную деятельность каждого студента, вовлечь его в сознательное и целенаправленное овладение целостным учебным материалом, привить ему необходимые знания и умения, научить учиться. Учебный процесс организован тремя блоками, семью модулями, включающими 36 лекций, 18 практических занятий и 9 лабораторных работ.

7. На первом (общеинженерном) этапе изучается раздел основы теории надежности радиоэлектронной аппаратуры, составляющий теоретический фундамент дисциплины. Формы проведения занятий — лекционно-практические с применением методов программированного обучения. В качестве средств контроля предлагается использование микропроцессорных обучающих машин (КОМ), разработанных на кафедре судовых радиотехнических систем.

На втором (ориентировочно-профессиональном) этапе становления готовности изучается блок (основы радиоэлектронного оборудования судов). По содержанию блок носит правовой характер, т.к. включает документы Судоходного регистра РФ. Форма проведения занятий — самостоятельная работа. На практических занятиях разрабатываются и обосновываются планы размещения радиоэлектронного оборудования на рыбопромысловых судах различных типов.

На третьем (профессиональном) этапе завершается эксплуатационно-техническая подготовка студентов. Это наиболее ответственный и наиболее продолжительный период их обучения. Он длится 18 недель: лекций- 18, практических занятий- 9, лабораторных работ- 9. В учебном процессе используются разнообразные педагогические технологии: от классической лекции до компьютерного обучения. С помощью компьютеров широко имитируются радиоэлектронные средства и производственные ситуации, реально существующие в судовых условиях. Особенно активно используются информационные технологии в период изучения технических процедур ГМССБ как в целях приобретения студентами профессиональных, так и личностных качеств.

8. Прослеживание качественных изменений в структуре «готовности» достигается путем разработки диагностики, которая вюпочает характерные признаки каждого уровня её развития, проявления этих признаков и способы их замера. Эта система диагностических мер позволяет использовать известные количественные методы, что значительно упрощает сравнение получаемых экспериментальных данных и позволяет сделать выводы об эффективности применяемой системы педагогических средств.

9. Проведенное исследование, а так же анализ качественных и количественных данных позволяют сделать вывод, что в результате описанной логики педагогических условий на каждом этапе развития эксплуатационно-технической готовности достигаются её качественные изменения, подтверждающие правильность выдвинутой нами гипотезы, а так же определяют задачу дальнейшего исследования — разработку дидактических основ профессиональной подготовки студентов технических вузов к профессиональной деятельности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.И. Эксплуатация радиотехнических комплексов. -М., 1976. -•) 23с.
  2. Ш. А. Педагогический поиск. М.: Педагогика, 1988. — 544с.
  3. С.Н., Щеглов Ю. А. Система цветной иллюстративной графики, использование персонального компьютера в образовании / Межвузовский сборник научных трудов. Новосибирск.-1989.-115с.
  4. Г. М. Социальная психология. М.: изд-во «Аспект-Пресс», 1996.-367с.
  5. С.И. Учебный процесс в высшей школе и его закономерные основы и методы. -М.: Высшая школа, 1980. -368с.
  6. Ю.С., Семенов К. С. Морская радиосвязь и радионавигация. -М.: Транспорт, 1987. -286с.
  7. Ю.К. Избранные педагогические труды / Под ред. Ю.К. Бабанско-# го. ~М.: Педагогика, 1989. -560с.
  8. Ю.К. Оптимизация процесса обучения. -М., 1977. 156с.
  9. С.Я. Профессиональная педагогика / Под ред. С. Я. Батышева. М.: Ассоциация «Профессионального образования», 1997. -512с.
  10. В.П. Принципы программированного обучения. М.: 1998. — 38с.
  11. В.П., Татур Ю. Г. Системно методическое обеспечение учебно-вспомогательного процесса подготовки специалистов. -М.: Высшая школа, 1989. -232с.
  12. B.C. Педагогика. Проективная педагогика. -Екатеринбург: Изд-во «Деловая книга» 1996. -340с.
  13. БокареваГА. Дидактические основы совершенствования профессиональной подготовки студентов в процессе обучения общенаучным дисциплинам.•) Дисс. доктора пед. наук. Москва, 1987. -390с.
  14. Г. А. О диагностике уровня готовности студентов к профессиональной деятельности / Новые исследования в педагогических науках. -М.: Просвещение, 1987, -№ 2. С. 63−67.
  15. Г. А. Совершенствование системы профессиональной подготовки студентов: (на примере обучения математике в техническом вузе). Калининград: Кн. Изд-во, 1985. -264с.
  16. A.B. Психология мышления и проблемное обучение. М.: Знание, 1983.-96.
  17. П.Булгакова Н. Ю. Педагогические условия формирования и развития готовности старшеклассников к выбору профессии: Автореферат дисс. .канд. пед. наук. Калининград, 1997. — 16с.
  18. В.М. Вуз и выпускники: система связи / Межвузовский сборник научных трудов. -Калининград: Кн. изд-во, 1987. -С. 51−53.
  19. И.П. Цель одна, дорог много. Проектирование процесса обучения. -М.: Просвещение 1990. 20с.
  20. И.П. Учим творчеству. М.: Педагогика, 1982. — 88с.
  21. И.П. Человек «компьютер» — человек будущего // Народное образование. -1990. -N10. С. 38−43.
  22. К.К. Системы и средства радиосвязи морской подвижной службы. Справочник -Ленинград: «Судостроение» 1986. 431с.
  23. JI.C. Собрание сочинений: в 6 т / Под ред. М. Г. Ярошевского. -М.: Педагогика, 1984. -015с.
  24. М. И. Краснянская К.А. Некоторые положения выборочного метода в связи с изучением знаний учащихся М.: 40 с.
  25. О.С. Общая педагогика. Курс лекций. -Калининград: Изд-во КГУ, 1996. -107с.
  26. О.С. Педагогика индивидуальности. Курс лекций. Калининград: Изд-во КГУ, 1994. —112с.
  27. О.С. Дидактические основы формирования мотивации учения и труда у учащихся профессиональной школы. Дис. док. пед. наук. Казань, 1988. -459.
  28. К.В. Дидактические условия развития социально-профессиональной готовности студента при обучении на военно-морской кафедре в вузе. / Материалы научно-практического семинара. -Санкт-Петербург: Изд-во БГТУ, 1997. -С 2−4.
  29. В.В. Системные основания образовательной технологии. -М.: Знание, 1995. 135с.
  30. Г. В. Теория надежности радиоэлектронных систем в примерах и задачах. -М.: «Энергия» 1976. -448с
  31. О.В., Шатуновский B.JI. Современные методы и технологии обучения в техническом вузе. -М.: Высшая школа, 1990. -190с.
  32. .М., Иванченко Ю. С. Техническая эксплуатация судовых радиотехнических устройств и систем передачи информации. -М.: 1991. -160с.
  33. В.П. Компьютер в быту. Смоленск: Русич, 1997. — 640с.34.3аварыкин В. М. Численные методы. -М.: Просвещение, 1990. 176с.
  34. В.И. Методология и методика дидактического исследования. -М.: Педагогика, 1982. -160с.
  35. В.И. Педагогическое творчество учителя. М.: Педагогика 1987.-160с.
  36. В.Г., Мигюхин А. И. Регулировка и ремонт бытовой радиоэлектронной аппаратуры. Минск.: Высшая школа, 1992. — 367с.
  37. B.C. Формирование личности школьника (целостный процесс). -М- Педагогика, 1984. -144с.
  38. П.Л. Некоторые принципы творческого воспитания м образования современной молодежи //Вопросы философии. -1971. -N7. С17−24.
  39. E.H. Формирование потребности в профессионально-ориентированных знаниях у студентов технических вуза: Дисс.канд. пед. наук. -Калининград, 1995. -198с.
  40. Кон И. С. Социология личности. -М.: Изд-во «Наука», 1967. С22−25.
  41. Ю.А. Система. Урок. Анализ. -Псков: ПОИПКРО, 1996. -440с.
  42. В.Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. М.: Знание, 1991. — 80с.
  43. Н. В. Реан А.Л. Профессионализм педагогической деятельности. -С.-Петербург: Педагогика, 1993. -149 с.
  44. Д.Я. Проверка статистических гипотез. -М.: Наука, 1979. -408с.
  45. А.И., Дубровский Н. Ф. Основы технической эксплуатации бытовой радиоэлектронной аппаратуры. -М.: Наука 1971. -267с.
  46. B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. -М.: Высшая школа 1991. 224с.
  47. И.Я. Учебно-воспитательный процесс как система / Новые исследования в педагогических науках, № 1. -М: Просвещение, 1985. -С. 30−34.
  48. И.Я. Поисковые задачи обучения, как средство развития творческих способностей // Научное творчество М.: Наука, 1969. С-414.
  49. И.Я. Процесс обучения и его закономерности. М.: Знание, 1980 -С. 65.
  50. .Т. Педагогика. Курс лекций, М: 1996. -294с.
  51. В.Я. Теория и практика обучения научно-техническому творчеству. -М: Педагогика. 1992. -250с.
  52. A.C. «Проектировать лучшее в человеке.» Минск: Университетское, 1989. 416с.
  53. Мажаева Е. А, Дидактические условия развития профессиональных убеждений студентов в процессе обучения математике: Автореферат дисс. канд. пед. наук. -Калининград, 1996. -16с.
  54. A.K. Психология профессионализма. -М.: Просвещение, 1996. -252с.
  55. Г. М. Радиомонтажник судовой. Л.: Судостроение, 1986. 304с.
  56. Н.Ф. Пути рационального использования времени в учебно-воспитательном процессе. Курск, 1987. С. 39.
  57. Л.П. О двух подходах к построению экономических моделий // Системные исследования: Методическое проблемы: Ежегодник. М., 1986. С.48−63.
  58. B.C., Мануйлов В. Ф. Инженерное образование на пороге 21-го века. -М.: Издательский дом Русанова. 1996. 224с.
  59. А.К., Тарнопольский А. И. Технические средства обучения и их применение. -Минск: Изд-во «Университетское», 1985. -208с.
  60. P.C. Психология -М.: «Просвещение» 1994. -491с.
  61. И.Т. Педагогика школы. М.: «Просвещение» 1978. — 320с.
  62. А.Ю. Формирование личности курсанта в учебно-воспитательном процессе. / Научно-практическая конференция преподавательского состава БВМИ, Калининград 1998. -С. Ш~<20
  63. А.Ю. Совершенствование подготовки радиоинженеров к эксплуатационно-технической деятельности на флоте. / Отраслевая научно-техническая конференция аспирантов и соискателей БГА РФ. Калининград 1998. -CL35−36
  64. А.П. Региональная политика в подготовке кадров / Сборник научных трудов БГА РФ: Проблемы УВП, 1994. -С. 6−7.
  65. П.И. Как подготовить творческого специалиста / Вестник высшей школы. -М.9 1979. -№ 3. -С 15,
  66. П.И. Педагогика. М.: Российское педагогическое агенство, 1996.-602.
  67. A.M. Дидактические условия становления и развития компьютерной готовности у студентов: Дисс.канд. пед. наук Калининград 1996. — 125 с.
  68. В.М. Научно-педагогическая информация. Словарь-справочник -М.: «Новая школа» 1995. 225с.
  69. Постановление Правительства РФ от Зиюля 1997 г. № 813 г. Москва «О создании и функционировании Глобальной морской системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности».
  70. И.П. Педагогика. -М.: Просвещение 1996. 432с.
  71. В.Д. Теоретические основы подготовки учащихся средних учебных заведений к техническому творчеству: Автореф. дисс. доктора пед. наук. -М., 1987. -29с.
  72. Правила технической эксплуатации аппаратуры радиосвязи, электрорадионавигации и промысловой гидроакустики на судах флота рыбной промышленности. Ленинград «Транспорт» 1982. -77с.
  73. А.Г. Формирование базовых учебных модулей по специальным дисциплинам / Опыт морских учебных заведений. -М., 1996. -№ 7(53). С. 28.
  74. Е.Я. Научный поиск и его этапы. -Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 1972. -176с.
  75. М.И. Теоретические основы педагогики. Ярославль, 1994. 63с.
  76. C.JI. Основы общей психологии: В 2хт. -М.: Педагогика, 1989.
  77. Руководство по техническому обеспечению связи и АСУ ВМФ. М.-1990 -296с.
  78. В.Е., Максимов H.A. Система стандартов в электросвязи и радиоэлектронике. М.: Изд-во «Радио и связь» 1985. 354с.
  79. Г. К. Современные образовательные технологии. М.: «Народное образование» 1998. — 117с.
  80. B.B. О целостном подходе к изучению готовности старшеклассников к труду / Органическое единство учебного и воспитательного процессов. -Волгоград. ВШИ, 1982. С.18−19.
  81. В.В. Обучение как условие самоподготовки к профессиональной деятельности. -Иркутск: Изд-во Иркутского университета, 1985. -136с.
  82. Ю.П. Основы теории надежности. Калининград 1991. — 69с.
  83. СиверцеваН.В. Образование -фактор социализации (исторический ракурс) / Высшее образование в России, 1997, № 3. С. 25−28.
  84. В.П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя. -М.: Изд-во МПА, 1995. -53с.
  85. В.А. Педагогика: Учебное пособие для студентов / Под ред. В. А. Сластенина. -М.: Изд-во «Школа-Пресс», -512с.
  86. A.A. Убеждение как философская категория. Калинин, 1973. -156с.
  87. В.В. Самосознание личности. -М.: МГУ, 1983. -121с.
  88. И.В. Психология творчества. Саратов: Изд-во Саратовского пед. института, 1968. — С47.
  89. Судоходный морской регистр. Правила радиооборудования морских судов. -С.-Петербург -1995. 316с.
  90. Л.Ф., Печелюк Л. Г., Хохловский Л. Б. Пути разработки профиля специалиста. -Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1987. —176с.
  91. Н.Т., Манжура Т. П. Виды моделей и их функции в обучении в сборнике Движущие силы учебно-воспитательног процесса. Тюмень 1978. -235с.
  92. У став службы на судах рыбопромыслового флота РФ. -М.: Изд-во ВНИРО 1996−136с.
  93. Л.К. Инновационная деятельность в системе образования. / Под редакцией Фомичевой Л. К. Научно-практичесая конференция: Тезисы докладов. Псков 1995. 454с.
  94. JI.M. Педагогический опыт глазами психолога. М.: Просвещение, 1987.-224с.
  95. И.Ф. Педагогика.-М.-1997.-506с.
  96. B.C. Экспертные оценки в педагогических исследованиях М.: Педагогика 1989 — 152с.
  97. ЮО.Чернилевскнй Д. В., Филатов O.K. Технология обучения в высшей школе / Под ред. Д. В. Чернилевского. -М.: Изд-во «Экспедитор», 1996. -288с.
  98. Ф.В. Проектирование процесса обучения студентов технического вуза: Автореферат дисс. докторапед. наук. -Казань, 1997. -27с.
  99. Д.Б. Введение в психологию развития. -М.: Педагогика, 1994 -304с.
  100. Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. -М.: Наука, 1978. -392с.
  101. В.А. Социологическое исследование. Методика / Программа. Методы. -М.: Наука, 1987. 132с.
  102. Ф. Технология обучения в системе высшего образования. М.: Высшая школа, 1986. — 135с.
  103. ANGAS, G. The implementation of STCW '95 — A maritime college herspec-tive. In: Lloyd’s of London Press (LLP) Lloid’s Nautical Year Book 1999. London: LLP, 1998, pp 111−114
  104. CHROMIC, R. The human element and the revision of the STCW convention. In: The Baltic and International Maritime Council (BIMCO) BIMCO Review 1995. London: BMCO, 1995, pp 223−226
  105. COUNCIL OF THE EUROPEAN UNION Council Directive 9458EC of 22 November 1994 on the minimum level of training of seafarers. In: Official Journal of the European Communities No. L 319,12 Dec 1994, pp 28−58
  106. Ma Luting, Zhoo Shicheng. Cultivating Competency in Engineering Students W Ibid, pp. 147−151.
  107. Journal of Engineering Education (USA), Vol. 83, 1993, № 1, pp. 47−56.147
Заполнить форму текущей работой