Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Подготовка будущего учителя к формированию здорового образа жизни школьников: На материале факультета физической культуры педагогического вуза

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация и внедрение результатов исследования Результаты опубликованы доложены на Международных (Барнаул, 1995), Всероссийских (Барнаул, 1996, 1997; Самара, 1996; Ижевск, 1996; Омск, 1997, Коломна, 1997) и региональных (Барнаул, 1995, 1996; Новосибирск, 1997) научно-практических конференциях. Основные положения и выводы исследования отражены в 17 публикациях. Результаты исследования внедрены… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ К ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ШКОЛЬНИКОВ
    • 1. 1. Здоровый образ жизни школьников как педагогическая проблема
    • 1. 2. Теоретические и практические предпосылки подготовки будущего учителя к формированию здорового образа жизни школьников
    • 1. 3. Готовность выпускников и учителей физической культуры к формированию здорового образа жизни школьников
  • ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПОДГОТОВКЕ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ К ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ШКОЛЬНИКОВ
    • 2. 1. Моделирование процесса подготовки будущего учителя к формированию здорового образа жизни школьников
    • 2. 2. Организация и методика опытно-экспериментальной работы
    • 2. 3. Результаты опытно-экспериментальной работы и их содержательная интерпретация

Подготовка будущего учителя к формированию здорового образа жизни школьников: На материале факультета физической культуры педагогического вуза (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Общество давно осознало значимость проблем формирования здорового образа жизни школьников. Согласно опубликованным данным только 30% детей, поступающих в школу, оказываются практически здоровыми, к восьмому классу их число снижается до 6%, в дальнейшем, с возрастом отмеченная тенденция не исчезает. Пришла в упадок санитарно-гигиеническая и просветительская работа, направленная на оздоровление населения. Распались ранее органически связанные звенья советской системы физического воспитания. Занятия физкультурой и спортом потеряли массовую направленность. Согласно опубликованным статистическим данным только 30% детей, поступающих в школу, оказываются практически здоровыми, к восьмому классу число здоровых школьников снижается до 6%, причём с возрастом отмеченная тенденция не исчезает.

Анализ причинно-следственных связей рассмотренной кризисной ситуации показал, что она требует разрешения. К настоящему времени сделаны первые шаги в поиске наиболее рациональных путей формирования здорового образа жизни школьников. Ученые сходятся во мнении, что здоровый образ жизни тесным образом связан с проблемой духовного развития и является показателем общей культуры человека. Обновление практики обучения здоровому образу жизни и воспитание здоровой личности связано с формированием творческой активности сознания и самосознания, развитие способностей каждого учащегося. Задача формирования здорового образа жизни школьников решается успешнее, если взрослые проявляют уважение, гуманность и справедливость к детям. Для эффективной реализации идей формирования здорового образа жизни школьников предлагается задействовать уже имеющийся потенциал физической культуры.

Особые надежды возлагаются на учителя физической культуры (ФК), деятельность которого выходит на качественно новую стадию осмысления: формирование осознанной потребности занимающихся в физическом самосовершенствовании, выработке стремления к здоровому образу жизни. Базовый t учебный план по этой специальности способствует решению данной проблемы, так как включает такие науки как педагогика, психология, анатомия, физиология человека, курсы гигиены, биохимии, теории и методики физического воспитания людей разных возрастных групп. Таким образом, поиск решения частных задач рассматриваемой проблемы логически перемещается в сферу подготовки учителей физической культуры.

За глубокую внутреннюю перестройку профессиональной подготовки учителя выступают Н. М. Зверева, А. К. Маркова, Е. П. Морозов, П. И. Пидкасистый, В. А. Сластенин, Н. Д. Хмель, А. ШЦербаков и др. Различные аспекты технологии обучения в вузе рассмотрены О. А. Абдуллиной, С. И. Архангельским, А. А. Вербицким, В. А. Якуниным и др. Большая группа педагогов-исследователей (М.М.Поташник, В. А. Сластенин, Т. ИШамова, В. А. Якунин и др.) обратились к изучению возможностей управления в реализации личностно-ориентированного подхода к обучению. В результате их работ возникло понимание роли и места преподавателя по отношению к студентам как организатора, помощника в его учении и партнера во взаимодействии. На решение проблемы посредством специальной организации образовательного процесса на факультете физической культуры указывают Ю. Д. Железняк, В. Ф. Костюченко, О. В. Петунин, В. Н. Шаулин. Заслуживают внимания, подчеркивающие актуальность проблемы, исследования М. В. Акилова, Б. М. Бахмудова, В. В. Белоусова, И. И. Брехмана, Г. К. Зайцева, Ю. В. Кинкадзе, И. А. Колесниковой, Л. И. Лубышевой, Г. ГШастушек, В. П. Петленко, Э. Н. Раимовой, и др. Вместе с тем изучение практической готовности выпускников факультета физической культуры педагогических вузов к формированию здорового образа жизни школьников показывает, что без специально организованной педагогической системы в условиях традиционного обучения значительная часть студентов оказывается не достаточно готовой к формированию здорового образа жизни школьников. Таким образом, актуальность исследования обусловлена противоречием между объективной необходимостью формирования здорового образа жизни школьников и недостаточным уровнем подготовленности выпускников факультета физической культуры к практической работе в этом направлении. В связи с этим проблема исследования заключается в обосновании совокупности педагогических условий преодоления возникшего противоречия.

Цель исследования — разработать и апробировать модель подготовки будущего учителя физической культуры к формированию здорового образа жизни школьников, ориентированную на развитие профессиональной готовности студента к данной деятельности.

Объект исследования — учебно-воспитательный процесс на факультете физической культуры.

Предмет исследования — подготовка будущего учителя физической культуры к формированию здорового образа жизни школьников.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были поставлены следующие задачи:

1. Раскрыть сущность здорового образа жизни и особенности его формирования у школьников.

2. Выявить и обосновать особенности подготовки будущего учителя физической культуры к формированию здорового образа жизни школьников.

3. Смоделировать и экспериментально апробировать процесс подготовки будущего учителя физической культуры к формированию здорового образа жизни школьников.

4. Разработать методические рекомендации по совершенствованию подготовки будущего учителя физической культуры к формированию здорового образа жизни школьников.

В ходе исследования была выдвинута гипотеза о том, что подготовка студентов факультета физической культуры к формированию здорового образа жизни школьников может быть существенно улучшена, если:

— обновить основные компоненты подготовки в следующих направлениях: гуманистической ориентации и творческой самообразовательной деятельности — целевой компонентнаучности и самостоятельности — содержательныйактивности и индивидуального стиля деятельности — технологический;

— использование разнообразных методов, форм, средств, технологий обучения сможет стимулировать: 1) рефлексию приобретаемого студентами опыта, как учебной, так и профессиональной (квазипрофессиональной) деятельности- 2) обеспечение каждому будущему учителю перспективу внутреннего роста- 3) создание условий, обеспечивающих самоуправление студентами своей познавательной деятельности;

— ведущее место отвести интегрированному курсу, созданному на базе дисциплины «Спортивно-педагогическое совершенствование», основная идея которого — развитие у студентов системного видения педагогической деятельности учителя физической культуры, понимание важности формирования ЗОЖ школьников и создание условий для оперирования методологическими знаниями в самостоятельной творческой деятельности;

— специально организованная самостоятельная работа студентов будет выступать в виде практикума, вовлекающего и активизирующего будущего студента к профессиональной деятельности по формированию ЗОЖ школьников.

Теоретико-методологическая основа исследования.

Методологическую основу исследования составляют: естественнонаучная концепция познания человека представленная в трудах: В. И. Вернадского, К. Э. Циолковского, С. С. Батенина, В. ПКазначеева, Г. Селье, Л. Стросса, К. Изарда, П. Тейяр де Шарденадиалектико-материалистический принципип развития социальной формы движения материи в свете эволюции научной картины мираобщенаучное положение о развитии личности как субъекте познания, общения и деятельности.

Теоретической основой исследования послужили:

1. При определении понятия «здоровый образ жизни» и его места в структуре деятельности учителя физической культуры мы опирались на центральную идею И. И. Брехмана о здоровье как основополагающем компоненте человеческой личности, а также на труды известных отечественных ученых философско-социологического направления (П.А.Виноградов, О.А.Миль-пггейн, В.А.Пономарчук), медико-гигиенического (Н.М.Амосов, И. И. Брехман, Ю. П. Лисицын, В. П. Петленко, А.Г.Щедрина), психолого-педагогического (В.К.Бальсевич, М. М. Борисов, МЛ. Виленский, Л.И.Лубышева).

2. В выявлении условий и критериев готовности специалистов физической культуры к работе в новых условиях исходными для нас были: теория формирования личности учителя (Н.В.Кузьмина, В. А. Сластенин,.

A.И.Щербаков) — теория педагогического творчества (В.А.Кан-Калик,.

B.А.Сластенин) — педагогические и психологические исследования разных направлений (М.Я.Виленский, ТЛ. Железнова, В. Ф. Костюченко, Б. А. Классов, Т. Е. Климова, О. В. Петунин, С. Л. Рубинштейн, В. А. Сластенин, В.Т.Чичикин).

3. При разработке педагогической модели мы опирались на теории: педагогических систем (В.П.Беспалько, Н. В. Кузьмина, О.П.Околелов) — проблемного обучения (И.Я.Лернер, М. И. Махмутов, Г. И.Щукина), межпредметных связей (О.А.Абдуллина, С. И. Архангельский, В.Н.Максимова) — НИРС (И.К.Журавлев, И. Я. Лернер, Г. И. Школьник и др.) — педагогической практики (С.И.Архангельский, Ю. К. Бабанский, Л. С. Выготский, В. И. Загвязинский, В.А.Кан-Калик, В.А.Сластенин) — активизации учения (И.Ф.Харламов, Т.И.Шамова) — исследования в области технологии обучения (С.И.Архангельский, В. П. Беспалько, А. А. Вербицкий, М.В.Кларин).

Для решения поставленных задач и проверки рабочей гипотезы был использован комплекс методов исследования: теоретический анализ литературы, раскрывающий основные аспекты проблемы, наблюдение, беседы, анкетирование, изучение и обобщение педагогического опыта, изучение и анализ нормативной и учебно-методической документации, моделирование, педагогический эксперимент, изучение продуктов деятельности студентов, оценка, экспертная оценка, сравнительный анализ, методы статистической обработки полученных данных.

Организация, этапы и база исследования.

Экспериментальная работа проводилась на базе факультета физической культуры Барнаульского государственного педагогического университета с 1993 г. по 1999 г. На разных этапах исследования в нем приняло участие 350 студентов, 100 учителей Алтайского края и 20 преподавателей-экспертов, ведущих занятия на факультете физической культуры. Исследование проводилось в несколько этапов.

Первый этап (1993;1994 гг.) носил адаптивно-ориентировочный характер. В процессе исследования апробировались методы диагностики уровня развития профессиональной деятельности студентов факультета физической культуры, обучающихся в условиях традиционно сложившейся практики подготовки учителей к формированию здорового образа жизни школьников. Анализировалась сформированность личностных качеств, входящих в структуру профессиональной подготовки студентов. Определялись возможности самостоятельной подготовки студентов к формированию здорового образа жизни школьников во внеаудиторное время на курсе спортивно-педагогического совершенствования.

На втором этапе (1994;1999 гг.) проводился формирующий эксперимент, целью которого было доказательство достоверности выделенных в ходе теоретического анализа педагогических условий и положений, выносимых на защиту.

Третий этап (1999;2000 гг.) завершал опытно-экспериментальную работу по проверке предложенной модели подготовки будущих учителей к формированию здорового образа жизни школьников. Проведен анализ результатов исследования, систематизированы и интерпретированы полученные данные.

Научная новизна исследования: определены и экспериментально обоснованы целевые, содержательные и деятельностные характеристики подготовки студентов к формированию здорового образа жизни школьниковвыявлены критерии и уровни готовности студентов к формированию здорового образа жизни школьниковразработана и внедрена в практику модель подготовки будущего учителя физической культуры к формированию здорового образа жизни школьников с учетом современных тенденций социально-экономического развития общества.

Теоретическая значимость исследования.

— раскрыты теоретические основы совершенствования подготовки будущего учителя к формированию здорового образа жизни школьников;

— обоснованы педагогические условия и особенности управления процессом эффективной подготовки будущего учителя к формированию здорового образа жизни школьников;

— осуществленный синтез методологических подходов открывает путь дальнейшим исследованиям в подготовке будущего учителя к формированию здорового образа жизни школьников и развитию данного направления.

Практическая значимость исследования: создана программа реализации разработанной модели на основе интегрированного курса физкультурно-спортивного и профессионально-педагогического совершенствования и разработаны методические рекомендации к немупредложена система заданий для самостоятельной творческой работы студентов в рамках интегрированного курса, способствующая закреплению постоянного уровня их активности и обеспечивающая создание условий для усвоения профессиональных знаний в реальном педагогическом процессеи.

• выделены показатели и уровни развития знаний, умений и навыков по формированию здорового образа жизни школьников, которые могут быть использованы в целях анализа профессиональной компетентности учителя физической культуры при проведении квалификационных аттестаций;

• полученные в результате исследования данные могут быть использованы при подготовке будущего учителя к формированию здорового образа жизни школьников на других факультетах педагогического вуза.

Достоверность результатов и выводов исследования обеспечивается методологической обоснованностью исходных позиций, применением комплекса методов педагогического исследования, адекватных его предмету, задачам и логике, экспериментальным подтверждением гипотезы исследования, корректным применением методов статистической обработки данных.

Апробация и внедрение результатов исследования Результаты опубликованы доложены на Международных (Барнаул, 1995), Всероссийских (Барнаул, 1996, 1997; Самара, 1996; Ижевск, 1996; Омск, 1997, Коломна, 1997) и региональных (Барнаул, 1995, 1996; Новосибирск, 1997) научно-практических конференциях. Основные положения и выводы исследования отражены в 17 публикациях. Результаты исследования внедрены на факультете физической культуры Барнаульского государственного педагогического университета и общеобразовательных школах Алтайского края (№ 63, 73, 86, российско-американская профессиональная школа, Рассказихинская школа и др.). Апробация осуществлялась в процессе практической работы на кафедре гимнастики Барнаульского государственного педагогического университета (БГПУ). Обсуждение данных исследования проведено на кафедрах гимнастики и спортивных дисциплин, на совете факультета физической культуры БГПУ. Положения, выносимые на защиту:

• готовность будущего учителя физической культуры к формированию здорового образа жизни школьников является необходимым условием выполнения его профессиональных функций;

• результаты состояния подготовки будущего учителя физической культуры указывают на недостаточный уровень готовности выпускников факультета физической культуры к формированию здорового образа жизни школьников;

• модель подготовки будущего учителя физической культуры к формированию здорового образа жизни школьников как интегрированная, специально организованная система, позволяющая создать условия формирования у студентов потребности к здоровому образу жизни и стремления передачи ее школьникам в процессе трудовой деятельности;

• педагогические условия реализации разработанной модели, учитывающие индивидуальные особенности студентов, их потребности, мотивы, интересы в формировании здорового образа жизни школьников, инновационные технологии обучения и воспитания, интеграцию теории и практики подготовки к профессиональной деятельности.

Структура диссертации.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Результаты исследования подтвердили предположение о том, что подготовка будущего учителя к формированию здорового образа жизни школьников будет проходить успешнее, если будут созданы условия, обеспечивающие формирование у будущего учителя продуктивной мотивации к здоровому образу жизни. Ведущее место в подготовке будущего учителя физической культуры будет отведено интегрированному курсу, созданному на базе дисциплины «Спортивно-педагогическое совершенствование» и создание условий для оперирования методологическими знаниями в самостоятельной творческой деятельности.

Результаты опытно-экспериментальной работы позволили сформулировать следующие выводы: интегрированный курс ФСППС компенсирует разрыв между теорией и практикойна занятиях интегрированного курса ФСППС происходит осознанная интеграция студентами знаний других дисциплинсистема заданий для самостоятельной внеаудиторной работы ориентирует студентов на принятие здоровья как общечеловеческой ценности, стимулирует их научный поиск и стремление к самообразованию, способствует проявлению самостоятельности в отстаивании собственных убеждений и их реализации в практической деятельности, является основой для становления педагогических убеждений будущего учителя по формированию ЗОЖ школьниковпривлечение разнообразных средств активизации деятельности студентов, в том числе, различных видов дискуссий, студенческие контракты, работа бригадным методом в малых группах, «использование» общества и т. д. обеспечивает эмоциональную вовлеченность студентов в выполнение этих заданий и влечет за собой положительные изменения личностного отношения к проблемам здорового образа жизнихорошо организованная и управляемая самостоятельная работа студентов выступает как практикум вовлекающий и активизирующий их к профессиональной деятельности по формированию ЗОЖ школьников.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В современных условиях общество осознало исключительную значимость проблемы формирования здорового образа жизни школьников. Ученые разных направлений призывают преподавателей и выпускников вуза принять на себя ответственность за будущее детей, быть способными к позитивной предприимчивости в формировании здорового образа жизни подрастающего поколения. Сопоставление результатов научных поисков и педагогической практики в области подготовки будущих учителей физической культуры к формированию здорового образа жизни школьников показывает, что содержание теоретических исследований в этом направлении значительно опережает опыт подготовки студентов факультета физической культуры.

Результаты теоретического анализа и опытно-экспериментальной работы, полученные нами в процессе интеграции научных поисков с практикой подготовки будущих учителей физической культуры к формированию здорового образа жизни школьников, позволили сформулировать следующие выводы:

1. Наиболее значимым и действенным средством формирования здорового образа жизни является физическая культура, выходящая на качественно новую стадию осмысления (общемировоззренческие и общекультурные ценности физической культуры). Особые надежды возлагаются на учителя физической культуры, профессиональная деятельность которого направлена на формирование у учащихся осознанной мотивации поддержания здорового образа жизни, что соответственно повышает и требования к его подготовке.

2. Существующая практика подготовки учителя физической культуры недостаточно формирует у студентов продуктивную мотивацию здорового образа жизни. Выявлен низкий уровень профессиональной готовности выпускников и учителей физической культуры в проблеме формирования у учащихся потребности в здоровом образе жизни. При подготовке учителя физической культуры новой формации, продиктованной запросами общества, в обновлении нуждаются все основные ее компоненты: целевой — ориентация на гуманистические ценности и творческую самообразовательную деятельностьсодержательный — научность, самостоятельностьтехнологический — активность, индивидуальный стиль деятельности.

3. Предложенная модель подготовки будущего учителя физической культуры к формированию ЗОЖ школьников снижает остроту поднятой проблемы и представляет собой сбалансированный комплекс:

— интегрированный курс ФСППС, органически сочетающий атмосферу творческой мастерской и деятельностно-ориентированного обучения, компенсирует разрыв между теорией и практикой обучения;

— специально разработанная система заданий для самостоятельной внеаудиторной работы обеспечивает студентам овладение разнообразными способами аналитико-оценочной деятельности (выявление сущности явлений, сравнение, обобщение, систематизация, ценностный выбор, научная аргументация, самоанализ и др.) и является основой для становления педагогических убеждений будущего учителя по формированию здорового образа жизни школьников;

— продуктивные средства стимулирования и активизации деятельности студентов позволяют достигать профессионального самоопределения в проблеме личностного отношения к здоровому образу жизни (дискуссии в микрогруппах при проектировании решения оздоровительных задач, контрактные разработки, работа бригадным методом, пилотажные научные исследования и публичная защита их результатов).

4. Опытно-экспериментальная модель подготовки будущего учителя физической культуры к формированию потребности здорового образа жизни школьников ориентирует студентов на принятие здоровья как общечеловеческой ценности, стимулирует их научный поиск и стремление к самообразованию, способствует проявлению самостоятельности в отстаивании собственных убеждений и их реализации в практической деятельности. За период обучения в вузе у значительной части студентов может быть развит оптимальный уровень профессиональной готовности к формированию здорового образа жизни школьников.

Проведенное исследование подтвердило основные положения гипотезы, а также наметило ряд проблем, требующих дальнейшего изучения: проецирование результатов данного исследования на другие факультеты педагогического вузаобеспечение преемственности в подготовке к формированию здорового образа жизни школьников в системе непрерывного педагогического образования «суз-педвуз» и др.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абаскалова НИ Теория и практика формирования здорового образа Жизни учащихся и студентов в системе «школа вуз»: Авгореф. дис. д. п. н. — Новосибирск, 2000.-48с.
  2. Актуальные проблемы развития физической культуры и спорта //Сб. науч. тр. / Под общ. ред. НС Козлова. Барнаул: Изд-во БГПУ, 1996. — 257с. Амоношвили II1A Личносгао-гуманная основа педагогического процесса. -Минск, 1990.-560с.
  3. СЛ. О моделировании и методике обработки данных педагогического эксперимента. М.: Знание, 1974. — 48с.
  4. Архангельский С Л Теоретические основы научной организации учебного процесса. -М.: Знание, 1975. 44с.
  5. Архангельский С Л Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М: Высшая школа, 1980. — 368с.
  6. Асмолов AJT. Деятельность и установка. М: Изд-во МГУ, 1979. -150с.
  7. Бабанский КХК Избранные педашшческие труды. М: Педагогика, 1989. — 558с.
  8. Бабанский КХК Оптимизация учебно-воспитательного процесса (Методические основы). -М: Просвещение, 1982. 192с.
  9. Бабанский Ю JC Рациональная организация учебной деятельности. -М: Знание, 1981.-96с.
  10. Бальсевич BJC Интеллектуальный вектор физической культуры человека (к проблеме развития физкультурного знания) // Теория и практика физической культуры. 1991. № 7. — С. 37−41.
  11. Бальсевич В JC Физическая подготовка в системе воспитания культуры здорового образа жизни человека // Теория и практика физической культуры. 1990. № 1. — С. 22−27.
  12. Бальсевич BJC, Лубышева ЛИ. Физическая культура: молодежь и современность // Теория и практика физической культуры. 1995. № 4. — С. 2−7.
  13. БМ. Физическая культура как средство профилактики негативных явлений и формирования здорового образа жизни. J1:1988. -175с.
  14. Бездухов В Л Теоретические проблемы становления гуманистического стиля педагогической деятельности будущего учителя. Самара, 1992. — 104с.
  15. Белоусов BJB. Физкультурнсюздоровительные центры в системе укрепления здоровья и формирования здорового образа жизни людей. Спб., 1992. — 46с.
  16. Беляев CJHL Повышение качества подготовки специалистов физической культуры и спорта на основе курса педагогического физкультурнскшортивного совершенствования (на материале легкой атлетики): Дис. к.п.н. М, 1996. — 200с.
  17. Беспалько ВЛ Слагаемые педагогической технологии. М: Педагогика, 1989. -192с.
  18. АС. Учить здоровому образу жизни // Педагогика. 1993. № 4. — С. 31−35.
  19. ВВ. Инновации в технологии высшего образования (социально-философский аспект): Автореф. дис. к. ф. н. Новосибирск, 1994. — 190с.
  20. ДБ. Пут к творчеству. М., 1981. — 96с.
  21. ЕВ. Ценностные основания личносгао-ориенпфованного воспитания // Педагогика 1995. № 4. — С. 29−36.
  22. СБ. Методы диагностики и формирования эмпатии у учителей: Авто-реф. дис. jolh. -Ворошиловград, 1988. 16с.
  23. ЕЕ. Образ жизни и заболеваемость коренного сельского населения крайнего севера: Автореф. дис. кл.н. М, 1990. — 25с.
  24. Борисов MJVL, Виленский МЛ. Психолого-педагогические аспекты формирования здорового образа жизни у студенческой молодежи // Профилактика пьянства, наркомании, токсикомании, курения, СПИДа: курс лекций. М: 1990. — СЗО-42.
  25. Борисов MJML, Виленский МЛ. Формирование здорового образа жизни в процессепрофессиональной подготовки учителя // Физическая культура и здоровый образ жизни. М: Госкомспорт СССР, 1990. — С. 109−111.
  26. ИМ. Валеология наука о здоровье. — М: Ф и С, 1990. — 208с.
  27. ИМ. Философско-мегодологические аспекты проблемы здоровья человека // Вопросы философии. 1982. -№ 2. -С. 48−53.
  28. Вавилов ЮД Концептуальные предпосылки перестройки школьной системы физического воспитания в СССР // Теория и практика физической культуры. 1990. № 10. С. 2−9.
  29. Я.С. Физические упражнения и здоровье школьников // Физическая культура в школе. 1993. № 2. — С. 59−64.
  30. Валеологические аспекты образования: из опыта работы центров научных основ здоровья и развитая в Кузбассе / Под. ред.: ЭЖКазина, Т. СЛаниной, ШШеворотовой: Кемерово, 1995. 203с.
  31. Валеологические аспекты образования //Сб. научнопракт. тр. / Под общ. ред.: ГАКалачева, В.ФЛопуга. Барнаул, 1996. — 132с. Р
  32. Валеологическое образование: состояние и пуга совершенствования //Сб. научнопракт. тр. / Под ред.: ИКСулейманов, ГМРрозных, ОЛТрещева. Омск: Сиб-ГАФК, 1997.-176с.
  33. Васильева АЛ Педагогические факторы и критерии развития гуманистического мировоззрения студентов: Дис. к. п. н. Казань, 1991. — 160с.
  34. Вербицкий АА Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М: Высшая школа, 1991. — 207с.
  35. Вербицкий АА Самостоятельная работа студентов: проблемы и опыт // Высшее образование в России. 1995. № 2. — С. 137−145.
  36. Вербицкий АА Совершенствование педагогического процесса в Вузе // Советская педагогика. 1986. № 6. — С. 75−78.
  37. Вергасов BJYL Проблемное обучение в высшей школе. Киев: Высшая школа, 1. Pf 1977.-95с.
  38. Видгоф BJML Гуманистическая цель образования и философско-культурологический смысл педагогической деятельности // Современные образовательные стратегии и духовное развитие личности. -Томск, 19%. С.51−53.
  39. МЛ. Социально-психологические детерминанты формирования здорового образа жизни. // Теория и практика физической культуры. 1994. № 9. — С. 9−10.
  40. Виленский МЛ, Зайцева С JHL Формирование индивидуального опыт творческой деятельности учителя физической культуры как условие его современной профессиональной подготовки // Теория и практика физической культуры. 1993. № 7. -С.10.
  41. Виленский МЛ, Ключник ПИ. Социальная активность учителя: сущность, структура, критерии, процесс формирования // Теория и практика физической культуры 1990.-№ 12.-С. 29−35.
  42. ПА., Жолдак В Л, Чеботкевич В Л Социология физической культуры и спорта.: Учебное пособие. Пенза: Пензенский гос. пед. ун-т, 1995. — 352с.
  43. ПА. Физическая культура и здоровый образ жизни. Монография (Проблемы и перспективы в использовании средств массовой информации в их пропаганде). М: Мысль, 1990. — 287с.
  44. Возмитель, А А Образ жизни в условиях кризиса общества и государства М., 1995.-С. 110−112.
  45. Войченко АЛ Организация учебно-воспитательного процесса в педагогическом вузе как средство формирования профессиональной готовности студентов к педагогической деятельности: Дис. к. п. н. Ленинабед, 1979 204с.
  46. Воскресенский БА Здоровый образ жизни и гигиеническое воспитание подростков и молодежи. М.: Знание, 1987. — 39с.
  47. ЛС. Педагогическая психология. М: Педагогика, 1996. — 534с.
  48. ЛС. Психология развития как феномен культуры /Под ред. МРЛро-шевского. М: Изд-во НТО «МОДЭК», 1996. — 512с.
  49. ПЛ. Методы обучения и умственное развитие ребенка М: МГУ, 1985.-49с.
  50. Гальперин ЛЯ, Талызина ЛФ. Управление познавательной деятельностью учащихся. М.: Педагогика, 1972. — 262с.
  51. ЛЮ. Формирование у студентов педагогического вуза основ готовности к валеологической работе со школьниками: Дис. к. п. н. Волгоград, 1995. 259с.
  52. Гончаров В Л, Филиппов В Л Философия образования в условиях духовного обновления России. Барнаул: БГПУ. 1994. — 376с.
  53. Горшкова BJB. Межсубъективные отношения в пед агогическом процессе: Авго-реф. дис. д.п.н. Спб, 1992. — 33с.
  54. ВМ. Активизация самостоятельной работы студентов институтов физической культуры посредством активных методов обучения: Авгореф. дис. к. п. н. МГГИФК, 1989.-20с.
  55. АС. Научить думал, и действовать: адаптивная система обучения в школе. М: Просвещение, 1991. — 175с.
  56. Григоренко JIB., Кондрашова J1B., Буряк ВJC Методические указания и задания для самоподготовки студентов по пед агогике. Кривой Рог: КГПИ, 1991. — 41с.
  57. Гуманизация образования: Теория и практика. СПб: СПб Гос. Университет педагогического мастерства, 1994. — 96с. г
  58. ДН. Основы здорового образа жизни // Вестник Балтийской Академии, 1996.-Вып. 8.-С. 16−24.
  59. ВВ. Проблемы развивающего обучения. М., 1986. — 240с.
  60. Данильченко BJVL Педагогические условия индивидуально-творческой подготовки будущего учителя: Авгореф. дис. к. п. н. М, 1993. — 21с.
  61. Деменева HJHL Формирование педагогического мышления у студентов путем активизации обучения на интегративной основе: Дис. к. п. н. Н. Новгород, 1993.250с.
  62. Деменева HJHL, Сорокина TJVL Психодидактика: программа интегрированного курса и методические рекоменд ации для студентов. Н. Новгород, 1995. — 29с.
  63. Дик ЮЛ, Пинский АА Интеграция учебных предметов // Советская педагогика. 1987,-№ 9.-С. 42−47.
  64. Дистерверг, А Об учительском образовании. М: Учпедгиз, 1956. — С332.
  65. Должников ИЛ Учитель работает по своей системе // Физическая культура в школе. 1993. № 5. — С. 10−18.
  66. Дурай-Новакова К. М. Формирование профессиональной готовности студентов к педагогической деятельности: Дис. д. п. н. М, 1983. — 356с.
  67. Евстратова НА Д вижения под музыку в системе организации здорового образа жизни дошкольников в детском саду: Д ис. к. п. н. -Самара, 1997. 190с.
  68. Егорова HJML Самостоятельная работа студентов педагогического вуза как средство моделирования профессиональной деятельности: Дис. к. п. н. -Казань, 1996. -167с.
  69. Ермакова Л Д. Учебно-исследовательские задания как ферма организации самостоятельной работы студентов // Самостоятельная работа студентов и активные методы обучения. Омск, 1989. — 168с.
  70. Жарова JLB. Учил, самостоятельности. ML: Просвещение, 1993. — 205с
  71. ТЯ. Становление педагогического мировоззрения будущих учителей: Дис. к. п. п. Нижний Новгород, 1996. — 200с.
  72. Железняк Ю Д, Вайнбаум Я. С. К вопросу о подготовке специалиста «педагог ва-леолог «//Актуальные проблемы развития физической культуры и спорта в современных условиях. — Улан-Удэ: Бурятское книжное изд-во, 1995. — Часть 1. — С. 132 133.
  73. ЯК. Через доказательства к убеждению. М: Знание, 1980. — 96с.
  74. Г. К. Здоровье школьников и учителей / Опыт валеологического исследования. Спб. Изд-во ГУМП, 1995. — 54с.
  75. Зайцев ПЕС Валеолого-пед агогические основы обеспечения здоровья человека в системе образования: Авгореф. дис. д. п. н. Спб., 1998. — 48с.
  76. Зайченко ПА Эффективность различных методов преподавания в вузе. Томск, 1936.-112с.
  77. Закон Российской Федерации об образовании. ML, 1992. — 56с.
  78. Зацепин В Л Социалистический образ жизни и духовное развитие личности // Новое в жизни, науке, технике. Философия. 1977.-№ 7.-С.5.1 90. Зверева Н. М. Как активизировать обучение в вузе. Горький, 1989. — 71с.
  79. Зверева НМ Спецкурс как форма интеграции знаний / Спецкурс в педагогическом вузе: проблемы и решения. Н. Новгород, 1991. — С. 5−12.
  80. Здоровье человека как предмет социально-философского познания /Под ред: > ЕЛ^удрявцева, ПДТищенко. М: Прогресс, 1989. — 128с.
  81. Зимняя ИА Самостоятельная работа как высшая форма учебной деятельностистудента / Самостоятельная работа студентов. М, 1993. — С. 12−17.
  82. НА. Элементарный курс педагогической психологии. М, 1992. — 111с.
  83. Здоровый образ жизни: двигательная активность и конституция человека //Сб. на-уч.-практ. тр. / Под ред: АВ. Сахно, АС Лубукова. М: Союзинформ, 1990. — 100с.
  84. Здоровый образ жизни //Сб. научн-практ. тр. / Под ред: ДКСоколова. М, 1988. -31с.j 97. Здоровый образ жизни: прикладные психологические аспекты //Сб. науч.-пракг.i тр. / Под ред: J1C. Потаповой. Сыктывкар, 1989. -184с.
  85. Здоровый образ жизни: проблемы, пут утверждения //Сб. науч.-ггракг. тр. / Под ред. АЛ Авраменко. Минск: Полымя, 1988. — 37с.
  86. Здоровый образ жизни / Отв. ред. САСимбирцев. J1,1988. -131с.
  87. АД. Метод деловых игр в профессиональной подготовке студентов факультетов физической культуры педагогических вузов: Авгореф. дис. к. п. н. -М:МОПИ, 1990.-25с.
  88. Изуткин ДА Здоровый образ жизни как основа профилактики: Авгореф. дис. к. п. н.-М:МШИ, 1982. -18с.
  89. Изуткин AM, Петленко В Л, Царегородцев ГЛ Социология медицины. Киев: Здоровье, 1991. — 178с.
  90. B.C. Формирование личности школьника: целостный процесс. М.: Педагогика, 1984. — 144с.
  91. Ирхин В Л, Ирхина ЛВ. Валеологически обоснованный урок в современной школе. Учебное пособие. Барнаул: Изд-во БГПУ, 1998. -117с.
  92. Казаков JLK. Профилактика наркомании (токсикомании) среди учащихся как со-циалъно-педагогическая проблема: Авгореф. дис. к. п. н. М., 1992. — 20с.
  93. Казначеев В JL Феномен человека. Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 1991, — 128с.
  94. Калачев ГА, Муравлев В. В. Психофизиологические предпосылки успешного обучения в школе по инновационным технологиям // Социально-экономические проблемы образования в Западно-Сибирском регионе России. Барнаул, 1995. Т. 1. -С. 163−168.
  95. Кан-Калик В, А Учителю о педагогическом общении. М, 1987. — 190с.
  96. Кан-Калик В А, Никандров НД. Педагогическое творчество. М., 1990. — 144с.
  97. ЕЛ. Социальная модель преподавателя по физической культуре и спорту: Авгореф. дис. к. п. н. -М., 1981. 23с.
  98. Касьян АА Математическое знание как мировоззренческое явление: Дис. д. ф. н. R Новгород, 1991. 338с.
  99. Кинкадзе IOJB. Социально-педагогические аспекты формирования здорового образа жизни и физическая культура: Дис. к. п. н.-Тбилиси, 1990.-246с.
  100. Кларин MJB. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии. Рига: Эксперимент, 1995. -176с.
  101. Классов Б, А Психологические механизмы формирования образа жизни личности: Дис. к. психол. н. Новосибирск. 1996. — 204с.
  102. Климова TJE. Подготовка будущего учителя к профессионально творческой деятельности: Авгореф. к. п. н. Челябинск: ЧТУ, 1995. — 22с.
  103. Книга о здоровье / Под ред. Лисицина ЮЛ М.: Медицина, 1988. — 512с.
  104. Ковалев ГА Три парадигмы в психологии три стратегии психологического воздействия // Вопросы психологии. 1987. — № 3. — С. 41−49.
  105. Ковалев CJVL Воспитание и самовоспитание. М.: Мысль, 1986. — 285с.
  106. МС. Некоторые вопросы взаимосвязи философии и педагогики // Советская педагогика. 1981. -№ 10. С.56−63.
  107. М.С., Маршненко AJB. Здоровый образ жизни: некоторые аспекты проблемы формирования // Сб. научно-методических материалов для службы формирования здорового образа жизни / ВНИЦ проф. мед. Минздрава СССР. М., 1991. -С. 3−10.
  108. КолбановВВ., Зайцев Г. К. Валеолошя в школе. Спб.: Образование, 1992. — 52с.
  109. НА. Теоретико-методологическая подготовка учителя к воспитательной работе в цикле педагогических дисциплин: Автореф. дис. д. п. н. JL, 1991. -37с.
  110. Кондрашова J1B. Теоретические основы воспитания нравственно психологической готовности студентов пединстгауга к профессиональной деятельности: Автореф. д. п. н. М, 1989. — 36с.
  111. Кондрашова J1B. Формирование нравственно-психологической готовности студентов к профессиональной деятельности в условиях внеаудиторной работы педвуза. Киев: Вища школа, 1987. — 37с.
  112. Кондрашова JLB. Методика подготовки будущих учителей к педагогическому взаимодействию с учащимися. М: Прометей, 1990. — 158с.
  113. Концепция самоорганизации: становление нового образа научного мышления / Под общ ред. rLT-Белкина. М: Арена, 1994. — 207с.
  114. Корнейчук В Л Научно-исследовательская работа студентов и некоторые проблемы формирования творческой активности личности в вузе. М: НИИВШ, 1981. -36с.
  115. Королев Б Л, Мельниченко OJB. Методика проблемного обучения в высшей и средней школе. Киев: ИПК, 1980 — 34с.
  116. В.Ф. Концепция специального профессионального образования в вузах физической культуры в современных условиях: Автореф. дис. д. п. н. Спб, 1997. -39с.
  117. НМ. Проблемное обучение как метод формирования профессиональных умений студентов института физической культуры: Автореф. дис. к. п. н. JL, 1979.-26с.
  118. Краевский BJB. Моделирование в педагогическом исследовании М., 1988. — С26.
  119. Кривчикова Е Д Организация курса «Введение в специальность «и основы самостоятельной работы как комплексной учебной дисциплины: Автореф. дис. к. п. н. Киев, 1989.-23с.
  120. Крохин ИЛ Особенности личности и самосознания у ажоголизирующихся подростков и юношей: Автореф. дис. психол. н. М., 1992. -16с.
  121. СМ. Учебно-исследовательская работа студентов активная форма самостоятельной работы студентов // Самостоятельная работа студентов в условиях перестройки учебного процесса. — Челябинск, 1988. — С. 126−127.
  122. В.Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. М.: Знание, 1991. — 80с.
  123. Кудума Г Л Деятельность преподавателя по организации самостоятельной работы студентов. Р.: РПИ, 1981. — 232с.
  124. Кузьмина EJE. Профессиональная подготовка как фактор социализации личности будущего учителя: Автореф. дис. к. п. н. М.: Изд-во Mill У, 1996. — 16с.
  125. Куликова JIM. Оптимизация непрерывной пед агогической практики как фактор профессиональной подготовки студентов института физической культуры: Автореф. дис. к. п. н. Челябинск, 1996. 26с.
  126. Кулюткин ЮЛ, Сухобская Г. С. Индивидуальные различия в мыслительной деятельности взрослых учащихся. М: Педагогика. 1971.- 111с.
  127. Кулюткин ЮЛ, Сухобская Г. С. Моделирование педагогической ситуации. М.: Педагогика, 1981. — 120с.
  128. AM. Подготовка студентов младших курсов к овладению научно-педагогическими знаниями в вузе: Д ис. к. п. н. JI, 1991. — 250с.
  129. А. С^моспгояггелькия работа студентов в процессе профессиональной подготовки учителя: Дис. д. п. и. -Чарджоу, 1993. -391с.
  130. ЛЕ., Петривняя ИВ. Учиться творчески, учиться рационально: приемы и методы обучения в вузе. Горький: Изд-во ГГПИ, 1985. — 69с.
  131. ГЛ., Новиков Ю. В. Книга о здоровом образе жизни. М.: Профиздат, 1987.-256с.
  132. АП. Физическая культура и спорт в формировании здорового образа жизни // Теория и практика физической культуры. 1986. № 7. — С. 13.
  133. Леонтьев АЛ Избранные психологические произведения в 2-х томах. М.: Педагогика, 1983. — Т.1. — 391с.
  134. Леонтьев АЛ Потребности, мотивы, эмоции сдвиг на цель. — М, 1971. — 40с.
  135. ЛЯ. Проблемное обучение. М, 1974. — 64с.
  136. Лисицин ЮЛ Образ жизни и здоровье населения. М: Знание, 1982. — 40с.
  137. Лисицын ЮЛ Образ жизни социалистический образ жизни — здоровый образ жизни: Комплексное социально-гигиеническое исследование. — М.: Ростов-на-Дону, 1983. — С. 5−30.
  138. Лисицын ЮЛ Слово о здоровье. М.: Советская Россия. 1987.- 192с.
  139. Лисицын ЮЛ, Сахно AJB. Здоровье человека социальная ценность. — М.: Мысль, 1989.-270с.
  140. Лубышева ЛЛ, Бальсевич ВJC Ценности физической культуры в здоровом стиле жизни // Современные исследования в области спортивной науки. Спб.: НИИФК, 1984,-С. 124−125.
  141. Ляхович AJB. Профилактика пьянства, наркомании, токсикомании, курения, СПИДа. М: ВНИЦ профилактической медицины, 1991. — 232с.
  142. Лях В Л, Мейкеон ГБ., Копылов Ю А. Оценка успеваемости по физической культуре // Физкультура в школе. 1991.-№. 11.-С. 3−8.
  143. Максименко JUL Здоровье сельских подростков в зависимости от социально-экономических факторов их жизни: Автореф. дис. к. мед. н. М., 1989. — 22с.
  144. Максимова BJHL Межпредметные связи в процессе обучения. М., 1988. — 192с.
  145. Маркова AJK. Психология труда учителя. М., 1993. — 192с.
  146. Маркова AJK. Формирование интереса к учению у школьников. М: Педагогика, 1986.-221с.
  147. Маркова AJK., Матис ТА, Орлов АБ. Формирование мотивации учения. М: Просвещение, 1990. — 192с.
  148. Маркова AJC, Никонова АЛ. Психологические особенности индивидуального стиля деятельности учителя // Вопросы психологии. 1987. № 10. — С. 40−48.
  149. Мартыненко AJB., Валентик КХВ. и др. Формирование здорового образа жизни молодежи (шшенический аспект). М: Медицина, 1988. — 192с.
  150. Матюшкин AJVL Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М. 1972.208с.
  151. Махмутов МЛ Проблемное обучение: основные вопросы теории. М.: Педагогика, 1975. — 368с.
  152. Методика психодиагаостики в спорте: Учебное пособие /Под ред. В ЛМаришук, ЮМБлудова и др. М: Просвещение, 1984. — 191с.
  153. Методические рекомендации для студентов педвузов по организации самообразования. Челябинск: Изд-во ЧГПИ, 1986. — 16с.
  154. Методические рекомендации по применению мозгового штурма для активизации обучения / Сост.: ЕЛКричевская, ВЛПарелешина, ТМЛопова. Киев, 1988. -16с.
  155. Метод ы системного педагогического исследования: Учебное пособие /Под ред. НБХузьминой. JL: Изд-во ЛГУ, 1980. — 172с.
  156. OA., Алексеев АА // Актуальные медико-социологические аспекты пропаганды здорового образа жизни. Иваново, 1986. — С. 4648.
  157. Митина JLM. Формирование профессионального самосознания учителя // Вопросы психологии. 1990. № 3. — С. 58−64.
  158. Мищенко АЛ, Мищенко ЛИ, Шиинов ЕЛ Теоретико-методолошческие основы формирования содержания педагогического образования. М: МГЛУ, 1991. -141с.
  159. Моделирование педагогических ситуаций // Проблемы повышения качества и эффективности общепедагогической подготовки учителей /Под ред.:
  160. Ю ЛКулюткина, Г. С. Сухобской. -М.: Педагогика, 1981. 120с.
  161. ВМ. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса Волгоград: Перемена, 1995. — 174с.
  162. Морозов ЕЛ, Пидкасистый ПЛ Подготовка учителей к инновационной деятельности// Советская педагогика 1991. Ж10. — С. 88−93.
  163. НГ. Пед агогическое воздействие на эмоциональную сферу в проблемно-диалоговой технологии обучения (на базе естественно-математических дисциплин): Автореф. дис. к. п. н. Казань, 1991. -18с.
  164. АВ. Общение как фактор воспитания школьников. М: Педагогика, 1984.-111с.
  165. Муравьев ЕМ Психолого-педагогические условия подготовки учителя к исследовательской работе: Автореф. дис. к. п. н. М., 1996. — 27с.
  166. Мышление учителя. Личностные механизмы и понятийный аппарат /Под ред. ЮЛКулюткина, Г. С. Сухобской. М: Педагогика, 1990. — 104с.
  167. Найденов НД Экономические аспекты формирования здорового образа жизни // Здоровый образ жизни: прикладные психологические аспекты. Сыктывкар: Сыктывкар. ун-т, 1989. — С. 23−34.
  168. Научно-исследовательская работа студентов в вузе /Сост.: ГАКолокольникова, ЛЛФедорук. Саратов, 1981. — 38с.
  169. Нечаева JLB. Подготовка студентов пед агогических институтов к взаимодействию с учащимися: Автореф. дис. к. п. н. Харьков, 1991. — 18с.
  170. Нечаева ТА Организационно-педагогические факторы активизации самостоятельной работы студентов: Дис. к. п. н. Спб., 1992. — 229с.
  171. АЛ. Психологические особенности индивидуального стиля педагогической деятельности учителя: Авгореф. дис. к. психол. н. М, 1986. — 27с.
  172. Новое педагогическое мышление /Под ред. АВПетровского. М: Педагогика, 1989. -280с.
  173. Околелов ОЛ Современные технологии обучения в вузе: Сущность, принципы проектирования, тенденции развитая // Высшее образование в России. 1994. № 2. -С. 45−50.
  174. АБ. Проблемы перестройки психолого-пед агогической подготовки учителя // Вопросы психологии. 1987. № 1. — С. 16−26.
  175. Орлов ЮМ Потребносшо-могивационные факторы эффективности учебной деятельности студентов вуза: Авгореф. дис. д. психол. н. М, 1984. — 33с.
  176. Осухова HJT. Гуманистические ориентации учителя: пересмотр целей и поиск технологий // Вестник высшей школы. 1991. № 12. — С. 30−35.
  177. Пастушек Г Л Формирование здорового образа жизни студентов педагогического вуза средствами физической культуры: Дис. к. п. н. Минск, 1992. — 201с.
  178. Панюшкин В Л Функции и фермы сотрудничества учителя и учащихся в учебной деятельности: Авгореф. дис. к. псих. н. М: 1984. — 24с.
  179. Педагог: наука, технология, практика Барнаул: Из-во БГПУ, 1996. — № 1. — 146с.
  180. Педагогический процесс как объект профессиональной подготовки учителей /Под ред. КДХмель. Алма-Ата: Мектеп, 1984. — 124с.
  181. Первая Российская ассмблея «Здоровье человека «/Под ред.: АР. Чугалина, B.C. Воробьева. М: Голос, 1992. — 512с.
  182. Перминова JLM. Дидактика: Учебное пособие для самостоятельной работы студентов. Курск, 1992. — 242с.
  183. Петленко В Л Валеология и мудрость здоровья. Спб., Петроградский и К, 1996. -Т. 1.-304с.
  184. Петленко В Л Гармония чувств и образ жизни. Спб.: Петроградский и К, 1997. -Т.5. — 360с.
  185. Петленко В JL Познай и сотвори себя: основные проблемы педагогической валео-логии //Здоровье и образование: концептуальные основы пед агогической валеоло-гии. Спб., 1994. — С. 26−28.
  186. ОБ. Теоретические основы подготовки студентов к профессиональной деятельности учителя физической культуры: Автореф. дис. д. п. н. Спб., 1996. -48с.
  187. ОБ. Формирование педагогического мастерства учителя физической культуры: Учебное пособие. М: Просвящение, 1980. — 112с.
  188. ПИ. О некоторых особенностях учебного процесса в вузе //Советская педагогика. 1986. № 7. — С. 38−40.
  189. ПИ. Самостоятельная деятельность учащихся. М.: Педагогака, 1972. -184с.
  190. Пидкасисгый ELK Стратегия развития вариативного образования в России. Педагогика: Учебное пособие. М: Российское педагогическое агенство, 1995. — С. 214 216.
  191. Пилоян РА Деятельностью подход при подготовке специалистов в сфере физической культуры // Теория и практика физической культуры. 1996. № 8. — С. 5−9.
  192. ЛС. Теоретические основы подготовки учителя к инновационной деятельности: Автореф. дис. д. п. н. М, 1996. — 32с.
  193. Подласый ИЛ Педагогика: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. М: Просвещение, 1996. — 432с.
  194. Похлебин В Л. Уроки здоровья: Книга для учителя: Из опыта работы. ML: 1992. -96с.
  195. Пономарчук В, А Физическая культура и становление личности (социально-философский подход): Д ис. в форме науч. доклада Д. филос. н. ML, 1994. — 45с.
  196. Поташник ММ В поисках оптимального варианта. М., 1988.- 192с.
  197. Проблемы повышения качества подготовки преподавателя физической культуры //Сб. научно-практич. тр. / Под ред. НСКозлова. Барнаул, 1995. — 146с.
  198. Проблемное обучение в педагогическом институте: Методические рекомендации. Вологда: Изд-во Вологодского пед. ин-та, 1983. — 54с.
  199. Раимова ЭЛ Готовность студентов к самоорганизации здорового образа жизни средствами физической культуры: Дис. к. п. н. М, 1992. — 201с.
  200. КР. Взгляд на психологию. Становление человека. М: Прогресс, 1994. -480с.
  201. КР. Несколько важных открытий // Вестник МГУ, сер. 14, Психология, 1990. № 2. — С. 58−65.
  202. Ростовецкая ЛА Самостоятельная личность в познании и общении. Ростов н/Д, 1975.-297с.
  203. Рубинштейн СЛ Основы общей психологии. М, Т2.1989. — 596с.
  204. Рубинштейн СЛ Проблемы общей психологии. М: Педагогика, 1976. — 416с.
  205. В.М. Междисциплинарность фактор активизации учебной деятельности студентов // Вестник высшей школы. 1986. — № 9. — С. 36−39.
  206. Самостоятельная работа студентов: поиски, проблемы, решения /Под ред. АМЛОркова. Росгов-н/Д: Изд-во РГУ, 1991. — 176с.
  207. АБ. Социология медицины и общественное здоровье. М: Знание, 1984. -64с.
  208. Седов АА, Седова Т Л Научно-исследовательская работа студентов неотъемлемая часть в подготовке специалиста физической культуры в условиях реформы образования //Специалист ФК и С в условиях социально-экономических реформ. -Ижевск, 1996. -С.87−89.
  209. Селевко ГДС Технологии развивающего обучения // Школьные технологии, 1997. -№ 4.-С. 22−47.
  210. ЮЗ. Гуманитарные основы педагогического образования: Курс лекций: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М: Академия, 2000. -235с.
  211. Сенько K) JB. Диалог в обучении // Вестник высшей школы. 1991. № 5. С. 35−40.
  212. Сербина ЛЛ Формирование творческого подхода к профессиональной деятельности у студентов института физической культуры: Авгореф. дис. к. п. н. Спб. 1995.-24с.
  213. Г. Н. Педагогические основы совершенствования управления самообразованием студентов: Дис. д. п. н. Челябинск, 1988. -360с.
  214. Сериков Г Л Самообразование: совершенствование подготовки студентов. Иркутск: Изд-во НГУ, 1992. — 227с.
  215. Симбирская МП Педагогические технологии профессиональной подготовки: Учебное пособие. Спб., 1995. — 79с.
  216. Симбирцев С А. Здоровье: педагогические и медико-биолошческие проблемы // Здоровье и образование. JL: ЗИМ, 1991. — С. 92−94.
  217. Ситаров В А, Маралов В Г. Педагогика ненасилия. М, 1994. -132с.
  218. АБ. Социально-педагогические аспекты формирования здорового образа жизни и физическая культура учащихся ill У: Авгореф. дис. к. п. н. -Минск, 1991.-23с.
  219. Сластенин В, А Формирование личности учителя советской школы в процессе его профессиональной подготовки. М: Просвещение, 1976. — 159с.
  220. Сластенин В А, Руденко ИГ. О современных подходах к подготовке учителя // Педагог. Наука, технология, практика. № 1.1996. — С. 17−28.
  221. Сластенин В А, Шиянов ЕЛ Гуманистическая концепция педагогического образования // Современная высшая школа. 1991. № 4. — С. 83−94.
  222. ПК. Валеология: пуп, к здоровью через образование. Самара, 1996. — С. 49−50.
  223. Социально-экономические проблемы образования в Запад но-Сибирском регионе России /Под ред.: ГА. Калачева, ВИФилиппова, ПК. Шалаева. Барнаул: БГТТУ, 1995. Т.1.-231с.
  224. Специалист физической культуры и спорта в условиях социально-экономических реформ /Отв. ред. Петров ELK. Ижевск, 1996. — 224с.
  225. Степанов АД, Изуткин ДА. Критерии здорового образа жизни и предпосылки его формирования // Советское здравоохранение. 1981. № 5. — С. 6−10.
  226. ТВ. Внеучебная деятельность студентов педагогического вуза как фактор формирования их профессиональной самостоятельности: Дис. к. п. н. Киев, 1988. — 187с.
  227. В.И. Гуманистическая ценность спорта как элемента образа жизни //
  228. С. куйьгуры. 911*+Л^бС- С. бю -х <. рел .о. е
  229. СголяровВ.Й. Прбекг'» Старт» иновая колтлекснаяшстемафгокудагурно- -v, споршвдай работы с целью духовного и физического оздоровления населения РоссшУ/Теорадипракш^физи^ 1993. № 4. -С. 10−14
  230. СубетгоАИ. Квализйетрия человека и высшее образование. М. инженерно-строшельньшинсошут. 1992.-С4−12,. .. ., ,.
  231. Супрунов СЛ Система управления самостоятельной работой студентов по-' • споршшо-педагопгаеским дисциплинам^ на примере’гамнастики и лыжного. спорта): Дис.к.1991^'214с.. ' .,.. —^
  232. Н.Ф. Деятельностный подход к построению модели специалиста // - Вестшквысшейпжольг. 1986,-№ 3.-С10−14. -:. » :.
  233. ТарасевичЩ^Шрегеш^гада^^ мастерства // Советская педагогика.1990. № 1-L G:73−77. ¦ > •. .. .. .
  234. ТатарниковаЛГ. Гуманистическая школа пуль к формированию здорового об-разажизниребенка-учиТел*//Тес^ социальной работы, отечестеен-шгоиЗарубежшгоопыгта,-1-Москва-Тула, 1993.-С 3843,. о,. ^
  235. Татарникова JUT. Российская школа здоровья и индивидуального развития детей. -Спб.: Спб. УПМ, 1993. -117с.
  236. ЛГ. Подготовка учителя и студентов педагогических институтов к работе в школах нового типа // Гуманитаризация образования. Л.: ЛГПИ, 1990. -С. 96−98.
  237. ТВ. Психологические условия выявления и предотвращения предрасположенности подростков к наркомании и токсикомании: Автореф. дис. к. псих. н. -М, 1990. -23с.
  238. ПИ. Практика управления современной школой (опыт педагогического менеджмента). М, 1995. — 204с.
  239. Физическая культура и здоровый образ жизни /Под ред. ПА. Виноградова. М, 1990.-109с.
  240. Физическая культура основа здорового образа жизни /Под ред. КВ. Барышевой. -Самара, 1996.-192с.
  241. Физическая культура, спорт и здоровый образ жизни населения Алтайского края /Под общ ред. В ЛТимофеева. Барнаул, 1996. — 62с.
  242. СМ. Формирование готовности специалиста физической культуры к педагогической самореализации: Дис. к. п. н. Спб., 1997. -165с.
  243. Филиппова В Л. Культура и мировоззрение учителя //Советская педагогика. 1992. -№ 3−4.-С. 58−63.
  244. Философский словарь /Под ред. И. Т. Фролова М: Политиздат, 1987. — 590с.
  245. Формирование здорового образа жизни молодежи (медико-социальные аспекты) / Под ред: А. В. Мартыненко, ЮВ. Валентик и др. М.: Медицина, 1988. — 192с.
  246. И.Ф. Педагогика: Учебное пособие. М: Высшая школа, 1990. — 575с.
  247. Харченко АД Практика как способ приобщения студентов к педагогическому творчеству: Автореф. дис. к. п. н. М. 1997. — 20с.
  248. НД. Теоретические основы профессиональной подготовки учителя: Акго-реф. дис. д. п. н. Киек 1986. — 46с.
  249. Царегородцев ГЛ В век прогресса без болезней // Коммунист. 1987. № 14. — С. 60−63.
  250. Царик AJB. Пути и факторы формирования потребности в физическом совершенствовании человека // Теория и практика физической культуры. 1984. № 3. — С. 3235.
  251. Царик AJB. Физическая культура как основа здорового образа жизни сегод ня и .в 21 веке // Теория и практика физической культуры 1991.-№ 1.-С.2−4.
  252. В.Т. Теоретические основы формирования профессиональной готовности специалиста в системе физкультурно-педашгического образования: Авгореф. дис. д. п. н. JVL, 1995. — 34с.
  253. Шалавина TJHL Формирование познавательной самостоятельности студентов в условиях сочетания проблемного и объяснительно-иллюстративного обучения: Ав-тореф. дис. к. п. н. М, 1984. — 17с.
  254. Шамова TJH, Давиденко Т. М. Управление процессом формирования системы качеств знаний учащихся: Методическое пособие. М.: Изд-во «Прометей» Ml ПИ, 1990.-112с.
  255. Шамова TJH, Перминова JIM. Рефлексия в учебном процессе //Психолого-педагогические основания познавательной деятельности в высшей школе. Курск: КГПИ, 1993.-130с.
  256. Шаулин BJHL Научные основы развития самостоятельности у учащихся 6−17 лет при формировании физической культуры: Авгореф. дис. д. п. н. М., 1996. — 65с.
  257. ВВ. Индивидуализация профессионального совершенствования специалистов физической культуры и спорта (организационные формы): Авгореф. дис. к. п. н. -ML, 19%. 25с.
  258. ГН. Подготовка будущих учителей к управлению учением школьников: Дис. к. п. н. М., 1996. — 253с.
  259. Шиняева ГА Здоровье человека: философско-методологический анализ: Авгореф. дис. к. ф. н. Саратов. 1994. — 17с.
  260. ШияноваЕ.Н. Гуманизация профессионального становления педагога //Советская педагогика. 1991.- № 9. С. 80−84.
  261. Г. И. От единого мировоззрения к личностным ценностям //Педагогика. 1994.- № 5. -С. 34−36.
  262. МГ. Средства и методы формирования дидактических умений в процессе непрерывной педагогической практики студентов в школе: Дис. к. п. н. М., 1989. -168с.
  263. АГ. Морфофункциональные показатели здоровья студентов в связи с различными видами учебной деятельности и влиянием физического воспитания: Автореф. дис. джн. Новосибирск. 1982. — 47с.
  264. AT. Понятие индивидуального здоровья центральная проблема валеологии. — Новосибирск, 1996. — 50с.
  265. А.И. Психологические основы формирования личности советского учителя в системе высшего пед агогического образования. JL: Просвещение, 1967. -263с.
  266. Щукина Г Л Деятельность основа педагогического процесса //Советская педагогика. М., 1982. № 8. С. 74−77.
  267. Щукина Г Л Проблема познавательного интереса в педагогике. М.: Педагогика, 1971.-351с.
  268. Щукина ГЛ Роль деятельности в учебном процессе. М: Просвещение, 1986. -142с.
  269. ДБ. Введение в психологию развития: В трад иции культурно-исторической теории JLC. Выготского. М.: Тривола, 1994. — 167с.
  270. ДБ. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. — 554с.
  271. Ф. Технологии обучения в системе высшего образования. М: Высшая школа, 1986. — 135с.
  272. Якимовская Л С. Разработка технологии личносгно-ориентированного обучения // Вопросы психологии. 1995. № 2. — С. 31−42.
  273. Яковлева HJVL Формирование исследовательских умений у студентов педвуза: Дис. к. п. н. Челябинск, 1977. — 192с.
  274. Якунин В, А Обучение как процесс управления: Психологические аспекты. JI, 1988.-160с.
  275. Япукова ИЛ Подготовка будущих учителей к выбору педагогических технологий: Д ис. к. п. н. Астрахань, 19%. 200с. I
Заполнить форму текущей работой