Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Программа тренинга для педагога по работе с подростками

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Попробуйте посмотреть на себя со стороны и попытайтесь подробно описать в дневнике и вскрыть причины своих чувств, мыслей, действий с начала встречи группы до конца. Особенно глубоко проанализируйте те моменты, когда вы были не согласны с мнением группы, когда говорили или вели себя не до конца искренне. Установка на успех. Успех рождает успех. Группа должна помочь каждому участнику осознать эти… Читать ещё >

Программа тренинга для педагога по работе с подростками (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Занятие 1

Цель — ознакомить участников с основными правилами тренинга. Начать освоение активного стиля общения.

Приветствие команды

Разминка

Назначение:

  • • снятие напряжения, усталости;
  • • развитие навыков свободного, раскованного общения.
  • 1. Игра «Смена мест»

Участники сидят на стульях по кругу, водящий стоит в центре и командует: «Меняются местами…» (продолжение фразы может быть любым, например: «все блондинки», «все, кто родился весной» и так далее). Во время смены мест водящий должен успеть занять свободный стул. Следующим водящим становится тот, кому не хватало места и т. д.[1]

2. Игра «Сборщики»

Множество всевозможных мелких предметов (приблизительно в два раза больше, чем участников) разбросаны на полу. Участники разбиваются на группы по три человека и берутся за руки. Задача: по сигналу ведущего двумя свободными руками каждой тройке собрать как можно больше предметов. После того, как все предметы собраны, каждая тройка подсчитывает число имеющихся у нее предметов. Объявляются победители.

Занятие 2

Цель — способствовать дальнейшему сплочению группы углублению процессов самораскрытия развитию умений самоанализа и преодолению психологических барьеров.

Приветствие команды

Разминка

Назначение:

  • • снятие усталости, напряжения;
  • • выработка свободного, раскованного общения.
  • 1. Игра «Не урони!»

Участники встают в круг и перебрасывают друг другу мяч, называя каждый раз, какой предмет он обозначает. Например: ручка, стол, ваза, телевизор и т. д. Тот, кто ловит мяч, должен изобразить, как бы он поймал этот предмет, соответственно его тяжести, хрупкости и т. д.

2. Игра «Оркестр»

Каждый участник выбирает себе какой-либо музыкальный инструмент, кто-то становится «дирижером», выбирается произведение, которое «оркестр» будет исполнять. «Оркестр» на воображаемых инструментах исполняет произведение, в котором солируют все по очереди.

Упражнение на установление контактов

Как вы приветствуете друг друга при встрече:

  • • когда приходите домой;
  • • видите знакомого;
  • • встречаете хорошего друга, с которым давно не виделись? Нетрадиционное приветствие:
  • • тыльной стороной ладоней;
  • • стопами ног;
  • • коленями;
  • • плечами;
  • • лбами;
  • • за мочки уха.

Подарите сегодня подарок от всей души. Спрашивать у партнера: «Что тебе подарить?» или «Что ты хочешь?» нельзя.

После вручения «подарка» ваш партнер должен высказать свое отношение к нему. Если понравился, то чем, если нет — то почему. И что бы он хотел получить в качестве подарка.

Социометрия

Назначение: определение места каждого участника в структуре групповых взаимодействий.

Вариант 1. Социологический опрос.

Каждому интересно знать мнение о себе окружающих людей.

Опросный лист

Тренинговое имя опрашиваемого

Мнение в баллах

Подпись опрашиваемого члена группы

Общительность

Обойти как можно больше членов группы. Оценка ответов:

+2 балла — ты очень общительный человек;

+1 балла — ты общительный, но есть более общительные;

О баллов — я тебя не знаю совсем с этой стороны;

  • -1 балла — ты необщительный, но есть менее общительные;
  • -2 балла — ты совсем необщительный.

Обратная связь.

Вариант 2.

Одному из членов группы предложить встать в центр круга, образованного остальными участниками. Попросить их по очереди расположиться по отношению к участнику, стоящему в центре, и тем, чья очередь наступила раньше, встать на таком расстоянии, которое символизирует психологическую дистанцию между членами группы.

Анализ можно не проводить, так как каждый участник наглядно определит свое место в структуре группы.

Занятие 3

Цель — закрепить коммуникативные навыки и умения участников, завершить работу группы и подвести итоги.

Приветствие команды

Разминка

Назначение:

  • • снятие напряжения и усталости;
  • • подготовка к ролевым играм.
  • 1. Ролевая гимнастика

Все участники по очереди декламируют любое стихотворение (например, «У лукоморья дуб зеленый…»):

  • • с пулеметной скоростью;
  • • со скоростью улитки;
  • • как будто вы страшно замерзли;
  • • как робот;
  • • как строгий родитель и т. д.
  • 2. Игра «Перемещение»

Водящий стоит в центре круга, образованного сидящими на стульях участниками. Один из стульев свободен. По сигналу ведущего участники должны перемещаться со стула на стул так, чтобы стоящий в центре не мог занять свободный стул.[2]

Качество

Самооценка

4. Грани сходства

Поразмышляем о том, что же нас объединяет в этом мире.

В течение 4—5 минут вы будете молча работать, заполняя листок под заголовком «Наше сходство». Имеется в виду сходство не только физическое или биографическое, но и психологическое. Обменяйтесь списками. Вычеркните то, что вас не устраивает.

Задание на самопознание

Назначение:

  • • отработка навыка рефлексии;
  • • формирование умений осмысления длительного периода жизни.

Проведите глубокую рефлексию тренинга. Нужно подробно описать и проанализировать в дневнике свои чувства, мысли, отношение к себе, другим. Ответить на вопросы:

  • 1) Что здесь происходило?
  • 2) Что вы получили?
  • 3) Что вы возьмете с собой?
  • 4) Чего вы никогда не сделаете?
  • 5) Что хотите и что будете делать? и т. д.

Занятие 4

Цель занятия — освоение бесконфликтного поведения в конфликте, методы разрешения конфликта.

Приветствие команды

Разминка (психологическая).

1. Упражнение «Замороженный»

Участники разбиваются на пары. Один из пары становится «замороженным» — ничего не чувствует, ни на что не реагирует. Задача другого — «разморозить» его, т. е. спровоцировать на эмоциональную реакцию. Возможен вариант игры, когда нельзя дотрагиваться до «замороженного».[3]

руемое действие, а остальные пытаются отгадать, что данный участник изобразил.

3. Упражнение: «Уверенные, неуверенные и агрессивные ответы»

На каждое предлагаемое высказывание надо ответить в уверенной, неуверенной и агрессивной формах:

  • • друг продолжает занимать вас разговором, а вам надо уйти;
  • • собака вашего соседа помяла вашу клубнику на вашей грядке;
  • • люди, сидящие сзади вас в кинотеатре мешают вам громким разговором;
  • • знакомый просит у вас взаймы денег.

Задание на самопознание

Назначение:

  • • отработка навыка рефлексии;
  • • развитие умения оказывать положительные знаки внимания;
  • • отработка умения слушать.
  • 1. Попробуйте посмотреть на себя со стороны и попытайтесь подробно описать в дневнике и вскрыть причины своих чувств, мыслей, действий с начала встречи группы до конца. Особенно глубоко проанализируйте те моменты, когда вы были не согласны с мнением группы, когда говорили или вели себя не до конца искренне.
  • 2. Подумайте, кто в группе больше всего нуждается в поддержке и помощи, найдите способ поддержать его (добрые слова, цветы, стихи, письмо, рисунок и т. д.).
  • 3. Отработайте умение слушать. Попробуйте начать это делать, разговаривая с младшими ребятами и с родителями. Задайте им вопрос и слушайте ответ, поставьте дополнительные вопросы: наводящие и уточняющие. Младших можно спросить о том, например, что они видели по телевизору. Старайтесь заинтересоваться их рассказами, понять их отношение к тому, о чем они говорят. Участвуя в беседе сверстников, поставьте перед собой цель не говорить, а слушать, задавая различные вопросы. Вопросы должны помочь вам правильно понять, о чем говорят товарищи, каково их отношение к рассказываемому.

Если вы разговариваете с одним из сверстников, попытайтесь так построить беседу, чтобы они с удовольствием говорили о себе, о своих делах, видя вашу заинтересованность, которая проявляется и в вопросах, и в мимике, и в репликах. Напишите в дневнике, какие трудности вы испытывали в ходе выполнения задания.

Ниже приводятся некоторые ситуации. Попытайтесь вжиться в них, представить, что ты — главное действующее лицо. Описать, какой была бы ваша первая искренняя реакция в этой ситуации.

  • 1. В школу приходит рассерженная мать и начинает скандалить, обвиняя педагога в том, что он предвзято относится к ее сыну. Какой будет ваша наиболее вероятная реакция (жестами, словами)?
  • 2. В учительской в присутствии других вам делает замечание коллега, указывая на методические ошибки, допущенные на уроке. Как вы отреагируете (жестами, словами)?
  • 3. Около входа в школу вас закидали снежками ребята. Вы не знаете, почему они это сделали? Ваша реакция (жестами, словами)?
  • 4. Вы приходите домой уставший и узнаете, что ваш ребенок пропустил уроки в школе, нагрубил педагогу.
  • 5. Как вы отреагируете по отношению к ребенку (жестами, словами)?

Какое место я занимаю в группе и почему?

Назначение:

  • • отработка навыков рефлексии;
  • • осмысление того, как участника видит группа;
  • • формирование умения осмысления ситуации «здесь и теперь».

Ведущий предлагает проанализировать дневниковые записи кого-либо из участников группы [51].

Примеры ситуаций для разыгрывания

  • • Вас вызвали к директору школы за то, что вы сорвали урок.
  • • Вам необходимо отпроситься у педагога с классного часа.
  • • Учительница оставила вас после уроков мыть парты, из-за того, что вы во время урока нечаянно провели по парте ручкой.[4]
  • • диагностика и отработка способов, стилей взаимодействия, психологических умений, необходимых для эффективного решения задач, стоящих перед группой;
  • • развитие внимания друг к другу.

Представьте, что вы попали на необитаемый остров. Когда вас спасут и смогут ли вообще это сделать — неизвестно. Естественно, перед вами стоит задача, во-первых, выжить и, во-вторых, остаться при этом цивилизованными людьми. Попытайтесь решить эти задачи в течение 30 минут.

Занятие 5

Цель занятия — получение установки на успех, повышение самооценки.

Установка на успех. Успех рождает успех. Группа должна помочь каждому участнику осознать эти успехи. Запрещается спорить и критиковать. Необходимо разбить группу на пятерки. В каждой пятерке каждый по очереди рассказывает о трех своих успехах за прошедшую неделю; за прошедший год; за прошедший месяц.

Приветствие команды

Разминка

1. Игра «Преодоление трудностей»

Все участники по очереди изображают, как они преодолевают трудности в жизни. Символически трудность может изображать любой предмет (стул, портфель и т. д.).

2. Игра «Колокол»

Все участники вместе с ведущим встают в круг, взявшись за руки. Делая вдох, все вместе резко выбрасывают руки вверх, затем на выдохе также резко опускают руки вниз, произнося «Бум-м-м!» (изображая колокол). Частоту «ударов» регулирует один из участников.[5]

сит речь на эту тему. Второй должен сначала передать своими словами идеи предыдущего оратора, затем высказать возражения и, если необходимо, задать вопросы своему противнику и т. д.

В ходе обсуждения ведущий обращает внимание:

  • • на используемые способы и приемы общения и то, к каким результатам они приводят;
  • • умение слушать и убеждать;
  • • чувства участников по поводу того или иного действия собеседников;
  • • соответствие вербальных и невербальных компонентов общения и т. д.
  • 4. Упражнение «Жизнь врасплох»

Назначение:

  • • определение стиля реагирования участников в непредвиденных ситуациях;
  • • развитие аналитических способностей, умений понять и принять другого человека.

На каждом шагу жизнь нам предлагает множество задач, и каждый раз мы проявляем искусство быть другим, оставаясь при этом самим собой. Каждому из вас будет предложена ситуация, ваша задача — быстро включиться в нее и моментально отреагировать, ведь в жизни случаев, когда нам приходится немедленно реагировать, более чем достаточно.

Ведущий просит всех участников, кроме тех, кто разыгрывает ситуацию, выйти за дверь, затем приглашает их в комнату по одному. После того, как все отреагировали в одной и той же ситуации, необходимо проанализировать все варианты, обозначить индивидуальные особенности каждого участника.

Рефлексия произошедшего в тренинге

Назначение: осмысление качественных изменений, которые произошли с группой и отдельным участником.

Ведущий с группой проводит рефлексию содержания происходящего в тренинге, метода, позиции консультанта. Стимулируется обсуждение следующих вопросов.

  • • Что дала вам тренинговая работа?
  • • Произошли в вас какие-то изменения?
  • • Можно ли использовать данный метод или отдельные процедуры в профессионально-педагогической деятельности?

• Что можно сказать о роли консультанта в тренинге?

Заканчивается встреча тем, что группа встает в круг и от участника к участнику передается или цветок, или клубок ниток со словами: «Я понял, что ты для меня.», «Я благодарен тебе за то, что…», «Ты мне стал близок благодаря…».

Вопросы и задания для самоконтроля

  • 1. Каковы основные причины педагогических конфликтов между педагогами?
  • 2. Перечислите причины педагогических конфликтов между педагогами и родителями.
  • 3. Обозначьте пути выхода из конфликтов «ученик — педагог» и «педагог — родитель».
  • 4. Обозначьте роль педагога-психолога в урегулировании конфликтов.
  • 5. Каковы основные причины конфликтов в педагогическом коллективе?
  • 6. Перечислите способы и педагогические приемы урегулирования конфликтов.
  • 7. Перечислите типы и формы педагогических конфликтов между родителями и детьми.
  • 8. Охарактеризуйте основные причины возникновения конфликтов между родителями и детьми.
  • 9. Перечислите способы и педагогические приемы урегулирования конфликтов между родителями и детьми.

Список рекомендуемой литературы

  • 1. Веснин, В. Р. Технологии и методы разрешения конфликтов: краткий курс / В. Р. Веснин. — М.: Проспект, 2018. — 96 с.
  • 2. Воробьева, И. В. Социально-психологическое взаимодействие личности и группы: учеб, пособие / И. В. Воробьева, О. Н. Шахматова. — Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2009. — 271 с.
  • 3. Грецов, А. Г. Тренинги развития с подростками / А. Г. Грецов. — СПб.: Питер, 2011. — 415 с.
  • 4. Емельянов, С. М. Конфликтология: учебник и практикум для акад. бакалавриата / С. М. Емельянов. — 4-е испр. изд., допол., 2018. — 322 с.
  • 5. Морева, Н. А. Тренинг педагогического общения: учеб, пособие для вузов / Н. А. Морева. — М.: Просвещение, 2003. — 304 с.
  • 6. Потанин, Г. М. Конфликты в школьном возрасте: пути их предупреждения и преодоления / Г. М. Потанин, А. И. Сахаров. — М.: Просвещение, 2006. — 114 с.
  • 7. Смирнова, Е. О. Конфликтные дети / Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова. — М.: ЭКСМО, 2006. — 176 с.
  • 8. Техники, игры и упражнения / под ред. В. В. Петрусинского. — М.: ВЛАДОС, 2010. — 122 с.
  • [1] 2
  • [2] Список качеств важных для общения Среди множества качеств, характеризующих человекаво всех его проявлениях, есть качества необходимые для общения. На первом этапе, объединившись в микрогруппы (7—8 человек), вы должны включить в список как можно больше качеств. Постарайтесь представить общительного человека. Какимон должен быть? Чем отличается от других ваш образ общительного человека? На втором этапе мы проведем дискуссию. Цель: выбрать общий список качеств важных для общения (мнения, аргументы, примеры). Качество включается в список, если за него проголосовалобольшинство. На третьем этапе список надо переписать в таблицуна листке.
  • [3] Игра «Ходьба» Каждый член группы сам придумывает, что он будет изображать (например, «ходьба над пропастью» или «движениепротив толпы» и т. п.). Затем каждый демонстрирует имити-
  • [4] Игра «Необитаемый остров» Назначение:
  • [5] Игра «Бой ораторов» Назначение: • отработка умений слушать другого и убеждать в правотесвоей точки зрения; • формирование индивидуальных способов эффективногообщения. Участвуют два человека. Определяется тема (например,"Нужна ли в школе единая форма"). Первый участник произно-
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой