Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Объективность. 
Сравнительная педагогика

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

При оценке субъективного подхода в сравнительной педагогике, по-видимому, важно опасаться чрезмерной идеологизации сравнительно-педагогического исследования. Понятно, что сравнительная педагогика не чужда идеологии. Однако, когда компаративисты обращаются к идеологическим мифам или в их исследования вмешивается идеологическая конфронтация, вряд ли можно рассчитывать на объективность исследования… Читать ещё >

Объективность. Сравнительная педагогика (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Объективность как методология сравнительной педагогики предполагает комплексное изучение проблем, выявление органических взаимосвязей факторов и феноменов образования и педагогической мысли. П. Россело, Ф. Хилкер, Г. Рохр ставят уровень объективности сравнительных исследований в зависимость от степени их актуальности, научной, практической значимости с точки зрения культуры, экономики, политики и т. п. Главным ориентиром рассматривается понимание общечеловеческих ценностей. Важной составляющей объективного научного результата сравнитологи называют также субъективную составляющую, особенно в виде участия ученых в исследуемых событиях (Г. Рохр).

При оценке субъективного подхода в сравнительной педагогике, по-видимому, важно опасаться чрезмерной идеологизации сравнительно-педагогического исследования. Понятно, что сравнительная педагогика не чужда идеологии. Однако, когда компаративисты обращаются к идеологическим мифам или в их исследования вмешивается идеологическая конфронтация, вряд ли можно рассчитывать на объективность исследования. В истории сравнительной педагогики известен этап 1950−1980;х гг., когда в силу такой конфронтации в трудах западных и советских компаративистов присутствовала идеологически мотивированная субъективность. Некоторые ученые Запада идеализировали воспитание и обучение в СССР (например, К. Бронфенбреннер). Другие (Е. Николас, Н. Грант, М. Мэтью и др.) ограничивались фактологическим описанием советской системы образования. Со своей стороны советские педагоги воспринимали любую критику в адрес советского образования как идеологические происки и использовали свои исследования для поиска недостатков школы и педагогики в капиталистических странах.

Положение изменилось с окончанием холодной войны, особенно после краха СССР. В Японии, например, уже более 20 лет действует группа исследователей во главе с Сатоши Каванобе, которая занимается объективным изучением постсоветского опыта образования. За рубежом публикуются работы, где предприняты попытки объективно представить достоинства и недостатки теории и практики образования в России (О. Анвайлер, Г. Шмидт (Германия); Дж. Зайда (Австралия) и др.). В свою очередь российские ученые приступили к взвешенному непредвзятому сравнительному анализу школьнопедагогического опыта России и зарубежья.

Системный подход

В конце 1960;х гг. сравнительная педагогика берет на вооружение системный подход. Планировалось тем самым преодолеть неэффективность компаративистских исследований, использовавших методологию жесткого разделения образовательных субъектов. Утверждалось, что следствием такой методологии зачастую оказывалось непонимание взаимосвязи между мировым развитием образования и генезисом образования в отдельных странах. Системный подход, по словам Ф. Кумбса, означает рассмотрение феноменов образования как множество взаимозависимых уровней, программ и процессов. При системном подходе инвариантнообобщенные проявления образования изучаются целостно, во взаимных связях, на материалах отдельных стран, групп государств и регионов. В результате выделяются наиболее существенные характеристики систем образования, вычленяются основные тенденции эволюции образования и факторы такой эволюции.

Для развития системного подхода на Западе была предложена идея «информационной компаративистики» или «информационного диалога» (Informed Dialogue). Американский ученый Ф. Реймерс видит в такой идее возможность эффективного компаративистского изучения проблем образования и школьной политики. В соответствии с идеей «информационной компаративистики» центром исследования становятся внутренние и внешние детерминанты генезиса педагогики и образования. Репрезентативность сравнительного анализа достигается при ориентации на качественные изменения в педагогике и образовании; изучении объективных, исторически обусловленных факторов развития образования; обращении к философским корням воспитания и обучения; раскрытии преемственности этапов развития педагогики и образования, перехода инновационного в традиционное; выработке типологических характеристик изменений в педагогике и образовании.

Российским педагогом И. Р. Луговской была сформулирована методология системного параметрического сравнительного анализа. Согласно такой методологии, выявление общего и особенного в системах образования должно осуществляться на основе совокупности определенных качественных и количественных параметров: образовательные стандарты, характеристики образовательных учреждений, способы управления школьным делом, ценностно-целевые, содержательно-организационные, оценочно-результативные составляющие образования. Условиями эффективного параметрического исследования названы: единая методика, презентативность, учет социокультурных различий, участие квалифицированных экспертов.

Междисциплинарность. При определении специфики сравнительной педагогики предлагается считать ее научной дисциплиной, которая изучает путем сравнения международные и национальные реальности образования в глобальном контексте, ставя когнитивные и прагматичные цели, чтобы, соприкасаясь с другими науками, не только понять, но и найти способы решения возникающих проблем (Д. Гру и Л. Порше).

Сравнительная педагогика развивается во взаимодействии с другими педагогическими отраслями научного знания: общей педагогикой, историей педагогики, школоведением, экспериментальной педагогикой и т. д. В ряду педагогических дисциплин сравнительная педагогика представляет высокий гносеологический уровень, поскольку охватывает множество феноменов педагогики и образования, вникает в самые разные образовательные ситуации. Результаты сравнительной педагогики расширяют и корректируют данные и выводы остальных педагогических наук, обеспечивают обратную связь между ними.

Для исследователей в педагогической компаративистике уже не достаточны общекультурная подготовка, компетентность в иностранных языках. Нередко современные компаративисты обладают подготовкой в двух-трех областях гуманитарных наук. И это знак необходимых перемен, которые предполагают участие в сравнительно-педагогических исследованиях специалистов, способных рассматривать проблемы с точек зрения философии, экономики, истории, социологии, демографии, культурологии, антропологии и т. д. Сложность и многоплановость проблем сравнительной педагогики вызывает потребность междисциплинарного подхода — опоры на широкий спектр научных знаний. Многие важные темы, попадающие в орбиту сравнительной педагогики, могут быть качественно изучены лишь при использовании положений и выводов философии, антропологии, социологии, политологии, культурологии, психологии, исторических, экономических и других наук о человеке и обществе.

О популярности междисциплинарного подхода свидетельствует международный мониторинг сравнитологов (2010). 80% респондентов сообщили, что опираются в исследованиях на социологические науки, 60% - систематически обращаются к результатам исторической науки, 50% - связывают эффективность своих изысканий с использованием экономических знаний.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой