Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Введение. 
Нравственное воспитание дошкольников с нарушением слуха

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Однако, в практике нравственное воспитание дошкольников с нарушением слуха в условиях специального коррекционного образовательного учреждения осуществляется согласно адаптированной программе дошкольного образования глухих и слабослышащих дошкольников, и по мнению многих исследователей, на занятиях по нравственному развитию, зачастую используются методики, неадаптированные к их особенностям, что… Читать ещё >

Введение. Нравственное воспитание дошкольников с нарушением слуха (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

. В современных условиях модернизации образования, в том числе и дошкольного, воспитательный процесс стал характеризоваться гуманизацией и обращением к личности ребенка. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» провозглашает дошкольное образование первым уровнем общего образования, которое предполагает необходимость создания условий для получения без дискриминации качественного образования всеми лицами, включая детей с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития на основе специальных педагогических подходов [49].

В воспитательном процессе с опорой на развитие человека как личности немалое внимание отводится эстетическому воспитанию подрастающего поколения как важнейшему средству нравственного развития ребенка дошкольного возраста. Так, согласно ФГОС дошкольного образования, содержание программы обучения дошкольников должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных образовательных областях, одна из которых является духовнонравственное развитие, предполагающее приобщение обучающихся к базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них нравственных чувств, нравственного сознания и поведения [36].

Дошкольный возраст считается периодом активного познания окружающего мира, человеческих отношений и формирования основ личности будущего гражданина. Поэтому актуальность нравственного воспитания (доброты, сочувствия, милосердия, чувства долга, чести, достоинства и т. п.) должны стать внутренними стимулами развития формирующейся личности еще в дошкольном возрасте.

Таким образом, нравственное воспитание детей дошкольного возраста с нарушениями слуха рассматривается как процесс целенаправленного формирования личности ребенка. Только в случае правильного раннее воспитания можно предупредить накопление ребенком отрицательного опыта, препятствовать развитию нежелательных навыков и привычек поведения. Воспитанные в детстве моральные качества и черты характера оказывают в дальнейшем большое влияние как на личность человека, так и на общество в целом [39].

Проблема формирования нравственности и гуманности у детей всегда была актуальной. Это прослеживается в трудах Б. Т. Лихачева, Л. И. Божович, Н. И. Болдырева, А. С. Макаренко, Н. И. Пьянковой, Л. Н. Толстого, В. А. Сухомлинского, В. Н. Шацкой, А. Б. Щербо и других. Необходимость нравственного воспитания дошкольников с нарушением слуха отмечается в работах таких авторов, как Н. А. Рау, Б. Д. Корсунская, Н. Г. Морозова. Исследователи утверждают, что в результате правильно поставленной коррекционной работы ребенок с нарушениями слуха, вполне сможет приобрести те же моральные, нравственные качества, что и его сверстник, не имеющий отклонения в развитии.

Однако, в практике нравственное воспитание дошкольников с нарушением слуха в условиях специального коррекционного образовательного учреждения осуществляется согласно адаптированной программе дошкольного образования глухих и слабослышащих дошкольников, и по мнению многих исследователей, на занятиях по нравственному развитию, зачастую используются методики, неадаптированные к их особенностям, что снижает эффективность таких занятий. нравственность воспитание дошкольный нарушение слух Успешное решение задач нравственного воспитания детей с нарушением слуха возможно лишь при использовании разнообразных форм взаимодействия педагогов с детьми и их родителями. Поэтому встает вопрос выбора эффективных форм взаимодействия всех участников образовательного процесса, для решения поставленных задач по нравственному воспитанию неслышащих дошкольников [39].

Таким образом, все вышеизложенное определяет актуальность выбранной темы работы: «Нравственное воспитание дошкольников с нарушением слуха».

Цель исследования состоит в изучении особенностей нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха.

Объектом исследования является нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха.

Предмет исследования — процесс воспитания нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха.

Гипотеза исследования заключается в предположении, что воспитание нравственных качеств у старших дошкольников с нарушениями слуха имеет свои особенности и предполагает создание таких педагогических условий, которые бы учитывали индивидуальные особенности развития детей с нарушением слуха и их особые образовательные потребности.

Согласно обозначенной цели и выдвинутой гипотезе в работе необходимо определить ряд задач:

  • — раскрыть понятие нравственного воспитания в психолого-педагогической литературе;
  • — дать характеристику развитию нравственных качеств у детей дошкольного возраста с нарушениями слуха;
  • — рассмотреть особенности коррекционной работы по нравственному воспитанию дошкольников с нарушением слуха;
  • — провести диагностику старших дошкольников с нарушениями слуха на определение уровня развития нравственных качеств;
  • — организовать работу по нравственному воспитанию старших дошкольников с нарушениями слуха;
  • — оценить результативность проведенной работы.

Методы исследования: анализ психологической, педагогической и специальной литературы по проблеме исследования; педагогическое наблюдение, беседа; изучение психолого-педагогической и медицинской документации; педагогический эксперимент, состоящий из констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов, количественная и качественная обработка полученных результатов.

Методы исследования: анализ психологической, педагогической и специальной литературы по проблеме исследования; педагогическое наблюдение, беседа; изучение психолого-педагогической и медицинской документации; педагогический эксперимент, состоящий из констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов, количественная и качественная обработка полученных результатов.

Исследование проводилось на базе ГБС (к) ОУ «Новозыбковская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат». В эксперименте приняло участие 12 детей с нарушениями слуха (7 мальчиков, 5 девочек) старшего дошкольного возраста (5−6 лет).

Научная новизна исследования заключается в том, что в работе обозначены уровни развития нравственных качеств и особенности их проявлений у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха; определены педагогические условия воспитания нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха; разработана и апробирована методика диагностики и воспитания нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха.

Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что на основании обширного изучения литературы по проблеме исследования, сделанные выводы и предложения, разработки и методические рекомендации, могут быть использованы педагогами специальных коррекционных образовательных учреждений для улучшения воспитательного воздействия по изученной теме.

Выпускная квалификационная работа включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой