Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Развитие профессионально-личностного потенциала государственных служащих в процессе повышения квалификации государственных служащих: на примере Республики Татарстан

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В настоящее время приходится констатировать, что организация' и управление учебно-воспитательной' подготовкой государственных, муниципальных служащих в большей степени4 базируются на правовом подходе. На основе теоретического исследования, проблемы и изучения практического опыта организации системы повышениям квалификации государственных служащих, выявляется противоречие между… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические предпосылки развития профессиональноличностного потенциала государственных служащих в условиях реализации личностно-ориентированного подхода в процессе повышения^ квалификации
    • 1. 1. Ретроспективный анализ системы непрерывного профессионального образования госслужащих
    • 1. 2. Психолого-педагогические аспекты развития профессионально
  • — личностного потенциала государственных служащих в условиях личностно-ориентированного подхода в процессе повышения квалификации
    • 1. 3. Эмпирическая характеристика процесса развития профессионально-личностного потенциала госслужащих^ условиях личностно-ориентированного подхода в процессе повышения квалификации
  • Выводы по11 главе
  • Глава 2. Развитие профессионально — личностного* потенциала госслужащих в условиях реализации^ личностно — ориентированного подхода в процессе повышения квалификации государственных служащих
    • 2. 1. Модель развития профессионально-личностного потенциала государственных служащих в условиях реализации личностно' ориентированного подхода в процессе повышения5квалификации
    • 2. 2. Организационно-педагогические условия реализации модели развития профессионально-личностного потенциала государственных служащих в процессе повышенияжвалификации

    2.3' Результаты экспериментальной проверки педагогических условий-развития профессионально-личностного потенциала государственных служащих в условиях реализации личностно -ориентированного подхода в процессе повышения квалифика

    Выводы по 2 главе.

Развитие профессионально-личностного потенциала государственных служащих в процессе повышения квалификации государственных служащих: на примере Республики Татарстан (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В настоящее время имеет место новое отношение к профессиональному образованию государственных и муниципальных служащих. Обновляются его функции в открытом демократическом обществе по-иному понимается его смысл: государственный служащийв процессе непрерывного повышения квалификации должен не просто адаптироваться к своей профессии или к быстро изменяющимся условиям социально-экономического, правового, научно-технического уровня развития общества, а непрерывно и целенаправленно повышать уровень своего профессионализма, совершенствуя* свою личность.

Внастоящее время «поступление на государственную службу происходит на^ конкурсной основе: Данное условие предъявляет к выпускникам жесткие требования: — наличие высокого уровняпрофессиональных знаний, владение навыками и умениямиобщей культуры, образованности-. а также присутствие качественных характеристик личности: ценностных^ ориентациисамосознания^физического*здоровьяш др. Ихуровень подготовленности не соответствует, предъявляемым? к ним требованиям: со стороны органов государственной власти и< местного самоуправленияРазрешение данной проблемы возможно лишь при совершенствовании качествашовышения квалификации государственных и муниципальных служащих.

Изучением проблем качества0 подготовки: государственных и муниципальных служащих успешно занимаются Э. А. Аблякимов, Ю. К Абрамов,.

A.Н: Аверин, В1К. Белолипецкий, В. Д. Данилов, A.A. Деркач, BiK. Егоров, Б. Н. Габричидзе, Т. Г. Калачева, В. М. Колонда, В: В. Лабекин, В: А. Мальцев,.

B.М. Манохина, В. П. Мельников, B.F. Нечипоренко, А. Ф. Ноздрачева, А. В. Понеделков, Т. Б. Пономаренко, JI.A. Чеканова и др. Исследованияе вопросов. управлениякачеством высшего образования нашли отражение в трудах следующих ученых: Ю. П. Акимова, В. И. Байденко, Е. А. Горбашко, E.A. Музыченко, В. П. Панасюка, Д. В. Пузанкова, Г. Б. Скока, В. П. Соловьева, А. И. Субетто, H.A. Селезнева, Ю. Г. Татура, Н. С. Толстова, И. В. Челпанова, В. Д. Шадрикова и др.

Различные аспекты создания и функционирования системы непрерывного образования в России рассматривались такими учеными как Т. Б. Журавлева, Р. П. Колосова, В. В. Коновалов, Т. Г. Мясоедова, Н. Мысляева, В. Н. Онушкин, Н. П. Сорокина, О. Ю. Нестерова, концептуальные исследования проблем непрерывного профессионального образования проведены В. П. Беспалько, Б. С. Гершуиским. П.Леонгардом. Г. В. Мухаметзяновой, Г. И. Ибрагимовым. А. М. Новиковым. И. В. Биочинским. А. А. Кабановым,.

B.Б.Синниковып, А. В. Тюриным и др.

Проблема непрерывного профессионального образования в государственном и муниципальном управлении в настоящее время, достаточно полно и всесторонне проработана ведущими учеными: B.C. Ледневой, В.А.Каль-ней, П. Ф. Кубрушко, В. Ю. Питюковой, С. Е. Шишовой, и др.

Особую значимость в контексте нашего исследования имели научные труды Г. В. Атаманчука, В. Г. Игнатова, В. А. Козбаненко, A.B. Оболонского, Ю. Н. Старилова, В. А. Сулемова, А. И1 Радченко, К. А. Титова, A.A. Деркач, А.К.Марковой' и др., посвященные вопросам подготовки государственных служащих.

В' последние годы уделяется все больше внимания реализации лично-стно-ориентированного подхода в организации учебного процесса, что отражено в" диссертационных исследованиях С. С. Амировой, В. В. Белякова, Н. Т. Волкова, А. В. Давыденко. Т. И. Купылиной, С. Г. Марфина и др. В этих работах, посвященных самым разным направлениям профессионального становления, показано, что развитие профессионализма^ тесным образом связано с личностным развитием.

Ценными для нашего исследования оказалисьработы по личностно-ориентированному подходу к профессиональной подготовке специалиста (В.В. Давыдов, И. А. Зимняя, В. П. Зинченко, А. Н. Леонтьев, C.B. Панюкова,.

C.Л. Рубинштейн и др.), теории системного подхода и преемственности обучения-(С.И, Архангельский, Н. В: Кузьмина, Ю. А. Кустов, И. Т. Гайсин и др.), концепции сущности и моделирования педагогического процесса 4.

Ю.А. Бабанский, В. И. Беспалько, В. В. Краевский, Б. Т. Лихачев и др.), теории развития мотивации учения (Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, Ж. Пиаже и др.).

Ряд исследований посвящен отдельным вопросам профессионально-личностного совершенствования государственных служащих в процессе повышения квалификации (В.Р.Келих, В. И. Шадрин, А. М. Шевченко идр.).

В исследованиях, посвященных организации процесса повышения квалификации государственных служащих, отмечается, что в его содержании, структуре и технологии непременно должен присутствовать прогностический компонент. Чтобы предвидеть оптимальный ход профессионального становления и профессиональной1 самоактуализации государственных служащих, а также усовершенствовать педагогическое управление этими, процессами, необходимо охватить все стороны единой системы становления государственных служащих как профессионала (A.B. Тюрин). Но при1 этом встает вопрос: сориентирована ли современная система непрерывного профессионального образования на такого рода организацию подготовки специалистов^ системе государственной службы?

Психологическую основу данной проблемы составляют работы по психологии личности (И.С. Кон, Ф-В. Константинов, К. Н. Корнилов, В. А. Крутецкий, А. Н. Леонтьев, A.B. Петровский, С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов, В: А. Ядови др.), по психологии отношений (В.Н. Мясищев), по психологии социокультурных отношений (А.Г. Асмолов, В.И. Слободчи-ков, Е. И. Исаев и др.) — по психологии межличностных отношений (теория персонификации A.B. Петровского).

Большуюценность для нашего исследования имели работы В.Э.Бой-кова, Б. Н. Габричидзе, A.A. Деркача, Т. Г. Калачевой, В.М.* Коланды, Е. В. Охотского и др. рассматривающих профессионализм госслужащих в разных аспектах.

В своем исследовании мы опирались на концепцию о целостности педагогического процесса и индивидуально-творческом характере педагогической деятельности (Г.Г. Габдуллин, Е.В. Коротаева), а также на работы по гуманизации общественных отношений (К.А Абульханова-Славская, А. Валеева, З. Г. Нигматов, А. К. Уледов, А. Маслоу, К. Роджерс).

Проблематика личностно-ориентированного обучения, если оценивать ее по специфической терминологии, в отечественной педагогике появилась сравнительно недавно (В.В.Сериков, И.С.Якиманская). Однако это не означает, что отдельные ее аспекты, не разрабатывались в русле иных подходов к организации образования:

В настоящее время приходится констатировать, что организация' и управление учебно-воспитательной' подготовкой государственных, муниципальных служащих в большей степени4 базируются на правовом подходе. На основе теоретического исследования, проблемы и изучения практического опыта организации системы повышениям квалификации государственных служащих, выявляется противоречие между необходимостьюстроить учебно-воспитательный — процесс повышения! квалификации, учитывая^ особенности и интересы личности, ее профессионального развития" с одной стороны^ а с другой.— отсутствием? как теоретических, так и практических разработок основных путей и средств! реализации личностно-ориентированного подхода в процессе повышения квалификации государственных служащих, возросшими требованиями общества к качеству повышения квалификации государственных, служащих и недостаточной разработанностью научно-педагогических основ совершенствования этого общественно-значимого процесса.

Отсюда вытекает проблема исследования и выявления организационно-педагогических условий развития профессионально-личностного потенциала государственных служащих в реализации личностно-ориентированного подхода в процессе повышения квалификации государственных служащих.

Значение и актуальность данной проблемы, стремление способствовать ее решению определили выбор темы диссертационного исследования «Развитие профессионально-личностного потенциала государственных служащих в процессе повышения квалификации (на примере Республики 6.

Татарстан)".

Объект исследования: процесс развития профессионально-личностного потенциала государственных служащих в ходе повышения квалификации.

Предмет исследования: организационно-педагогические условия и модель развития, профессионально-личностного потенциала государственных служащих в процессе повышения квалификациигосударственных служащих. РеспубликиТатарстан.

Цель исследования — теоретически обосновать и экспериментально проверить, организационно-педагогические условиями модель развития профессионально-личностного потенциала государственных служащих в условиях реализации личностно-ориентированного подхода В! процессе повыше-нияквалификации.

В соответствии с целью была выдвинута' гипотеза: развитие профессионально-личностного потенциала государственныхслужащих в условиях реализации личностно-ориентированного подхода в4 процессе повышения квалификации будет эффективным^ если:

1. будет разработана, выступающая в качестве цели и критерия эффективности реализации личностно-ориентированного подхода, модель развития- (саморазвития) — профессионально-личностного потенциала государственных служащих;

2. будетразработан и использован комплекс следующих организационно-педагогических условий:

• актуализация профессионально-смысловой ориентации личности госслужащего, способствующей, ее* адекватному самоопределению*и самореализации в профессиональной деятельности- • использование личностно-ориентированных и блочно-модульных технологий, обеспечивающих оптимальное сочетание теоретической и практической подготовки госслужащих на основе личностно-ориентированного подхода;

•' достижение единства развивающих технологических (системы методовприемовсредств) и ценностных установоккурсовых и межкурсовых мероприятий, всех форм обучения и самообразования, лично-стно-ориентированного характера образовательных программ блоч-но-модульной организации содержания образования госслужащих- • будут применены. разработанные критерии (адаптивно-репродуктивныйрепродуктивно-деятельностныйпродуктивно-деятельностныйэффективный? уровни) и методы оценки развития профессионально-личностного потенциала госслужащих. Задачи исследования:

1) выявить современные: требования к способствующимразвитию профессионально-личностного потенциала качествам* личности государственных служащих- '.

2) теоретически обосновать, сущность личностно-ориентированного подхода и основные условия его реализации в процессе, повышения квалификации государственных служащих- /.

3) разработать и экспериментально проверить модель развития профессионально-личностного потенциала государственных служащих в условиях личностно-ориентированного подхода в процессе повышения квалификации;

4) осуществить опытно-экспериментальную проверку выявленных организационно-педагогических — условийразвития" профессионально-личностного потенциала госслужащих в процессе повышения квалификации государственных служащих.

Теоретико — методологическойосновой^ исследования явились: системныйподход как общенаучный метод анализа всех факторов, влияющих на изучаемое явлениеконцептуальные исследования проблем непрерывного профессионального образования, проведенные В. П. Беспалько, Б. С. Гершунским, Г. В. Мухаметзяновой, Г. И. Ибрагимовым, А. М. Новиковым и другими известными ученымиидеи гуманизации профессионального образования, изложенные в трудах Н. Д. Никандрова, М. И. Махмутова и др.- 8 концепции личностно-ориентированного профессионального образования, разрабатываемые В: трудах Е. В. Бондаревской, В'.В.Серикова, Э. Ф. Зеера, Л. А. Воловича и др.- деятельностный подход к пониманию личности, представленный в трудах А. Н. Леонтьева и его учеников.

Основными методами исследования выступают: теоретический анализ данных прогноза о развитии сферы государственной службыанализ научных нормативных и статистических материалов, анализ учебно-программной документации по системе повышения квалификации, реальной практики обучения и работы специалистов государственной службыэмпирические методы (целенаправленное педагогическое наблюдение, беседы, анкетирование, тестирование, метод моделирования, методы опытных оценок и самооценки) — педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий) — количественный и качественный анализ полученной информации, графический метод (построение графиков, схем, таблиц для иллюстрации* результатов эксперимента).

Экспериментальная-база, исследования. Исследование проводилось с 1999 по 2008 год. Экспериментальная’работа осуществлялась в Академии государственного и муниципального управления при-Президенте Республики Татарстан. В эксперименте приняли участие 635 государственных и муниципальных служащих.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась в процессе педагогической деятельности соискателя в Академии государственного и муниципального* управления, при Президенте Республики Татарстан, материалы исследования, теоретические положения, выводы, и рекомендации обсуждались на заседаниях кафедры государственного управления социально — экономическими процессами Академии государственного и муниципального управления при Президенте РТ (1999;2007), кафедры педагогики 111 НУ (2002;2007) и получили одобрение на конференциях различного уровня Всероссийских научно-практических конференциях: «Интеграционный потенциал профессиональной направленности в содержании социокультурного образования» (Казань, 2002), «Педагогические аспекты 9 подготовки специалистов по антикризисному управлению» (Казань, 2003), «Современное российское общество: состояние и перспекти-вы"(Казань, 2004), «Развитие современных педагогических технологий на разных этапах урока"(Казань, 2005), «Современные проблемы географии населения и рынка труда"(Казань, 2004,2006), «Государственная и муниципальная служба: история и современность"(Н.Новгород, 2004) — региональной конференции: «Управление качеством образования в условиях инновационного развития' экономики"(Наб.Челны, 2005), республиканских конференциях: «Государство и качество: «Актуальные вопросы взаимодейст-вия"(Казань, 2007) посредством публикаций’в сборниках научных трудов.

Исследование проводилось в три этапа:

На первом этапе (1999;2002)в процессе теоретического осмысления темы была изучена научная, психолого-педагогическая литература, исследования по данной проблеме, проводился, анализ учебных планов^ программ, разрабатывались общие подходы решения проблемы, были определены тема, объект, предмет, гипотеза и цель исследования и сформулированы его задачи.

На втором этапе (2002;2007) были определены" методы исследования, проводилась и уточнялась гипотеза исследования, определялись психолого-педагогические аспекты повышения* квалификации государственных служащих, проводился структурно-функциональный анализ деятельности государственных служащих. Рассмотрены методологические и теоретические основы совершенствования системы повышения квалификации государственных служащих. Разрабатывалась модель в процессе повышения квалификации государственных служащих с позиций развития профессионально-личностного потенциала и обосновывались дидактические условия ее реализации. Разработана методика развития профессионально-личностного потенциала госслужащих в условиях тренингов. В ходе исследования конкретизировались педагогические условия. Проведен формирующий этап эксперимента и обобщены полученные результаты.

На третьем этапе (2007;2008) осуществлялсяколичественный и качественный анализ полученных результатов. Проведен обобщающий эксперимент, что позволило систематизировать результаты опытно-экспериментальной работы. Произведена систематизация, обобщение и статистическая обработка экспериментальных данных. Сформулированы выводы, завершено оформление диссертации.

Научная новизна исследования состоит в том, что: выявлены и обоснованы сущность и структура личностно-ориентированного подхода, определена роль профессионально важных качеств (организованность, дисциплинированность, инициативность, ответственность, работоспособность, работа в команде, коммуникативная компетентность, способность к постоянному самосовершенствованию, волевые качества, изобретательность, устойчивая направленность на соблюдение государственных интересов, интересов гражданского общества, лидерские качества, объективность, критичность и самокритичность, рефлексивный самоконтроль, профессиональное целеполагание) — специалиста государственной службы в структуре профессиональной компетентностикак основы готовности и способности к действию в профессиональных ситуациях с учетом сложившихся обстоятельств в рамках определенной компетенции на уровне заданной квалификацииразработана и апробирована* модель развития профессионально-личностного потенциала государственных служащих в процессе повышения квалификации включающая цель, принципы, компоненты, функции, учебные модули, технологии, критерий эффективностиобоснована совокупность организационно-педагогических условий развития профессионально-личностного потенциала госслужащих в условиях личностно-ориентированного подхода в процессе повышения квалификации: актуализация способствующей адекватному самоопределению и самореализации в профессиональной деятельности профессионально-смысловой ориентации личности госслужащегоиспользование личностно-ориентированных и блочно-модульных технологий, обеспечивающих оптип мальное сочетание теоретической и практической подготовки госслужащих на основе личностно-ориентированного подходадостижение единства развивающих технологических и ценностных установок курсовых и межкурсовых. мероприятий, всех форм обучения и самообразования, личностно-ориентированного характера образовательных программ, блочно-модульной организации, содержания образования госслужащихразработаны критерии развития профессионально-личностного потенциала госслужащих: адаптивно-репродуктивный, репродуктивно-деятельностный, эффективный.

Теоретическая, значимость исследования, состоит в том, что на основе ретроспективного1 и психолого-педагогического анализа дана сущностная характеристика личностно-ориентированного подхода в процессе повышения* квалификации государственных служащих. В результате исследования было установлено, что эффективность развития, профессионально-личностного потенциала государственных служащих в процессе повышения, квалификации зависит от комплекса педагогических условий-, способствующих реализации модели развития" профессионально-личностного потенциала государственных служащих.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования результатов исследования преподавателями вузов в практической работе с государственными служащими: С целью комплексного анализа уровневой динамики развитияпрофессионально-личностного потенциала госслужащих разработан системно-дидактический комплекс, включающий учебные планы модулей, методические рекомендации для госслужащих.

Достоверность исследования и обоснованность теоретических выводов и рекомендации подтверждены использованием современной методики научного познания: эмпирических и теоретических методов исследования, адекватных цели, задачам и выдвинутой гипотезесочетанием диагностического и формирующего этапов исследованиядостаточной длительностью опытно-экспериментальной работы, качественным и количествен.

12 ным анализом практического материала, опорой на передовой опыт творческой деятельностью госслужащих и опыт профессиональной деятельности автора — преподавателя кафедры Академии государственного и муниципального управления при Президенте Республики Татарстан.

Материалы и результаты исследования могут быть использованы при разработке комплексных программ подготовки кадров для органов местного самоуправления в процессе профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих.

На защиту выносятся:

1. Педагогическая модель развития профессионально-личностного потенциала государственных служащих в условиях личностно-ориентированного подхода в процессе повышения-квалификации.

2. Комплекс организационно-педагогических условий развития профессионально-личностного потенциала государственных служащих в процессе повышения квалификации.

3. Критерии и уровни" развития профессионально-личностного потенциала государственных служащих в процессе повышения квалификации.

Структура диссертации: Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы. В содержание диссертации вошли 6 диаграмм, 16 таблиц, 2 рисунка.

Проблема развития^ профессионально-личностного потенциала госслу жащих в процессе повышения квалификации приобретает особое значение в условиях быстро изменяющихся социально-экономических, правовых и др. условий, научно-технического уровня развития общества, реализации инно вационной^ образовательной педагогической парадигмы, определяющей до минанту на личностное развитие обучающихся, способность выходить за пределы нормативной деятельности и осуществлять эффективное управление государством. Вместе с тем процесс развития профессионально-личностного потен циала-госслужащих в процессе повышения, квалификации, осложняется от сутствием целостной организационно-педагогической системы, адекватно отражающей особенности проявления профессионально-личностного потен циала в. конкретной профессиональной деятельности госслужащих, а также условий его развития в системе повышения квалификации. В > специальной педагогической литературе не дано четкого определения профессионально личностного потенциала госслужащих, не отражены должным" образом спе цифика развития' профессионально-личностного потенциала госслужащих в процессе повышения квалификации, структура, содержание и организацион но-педагогические условия^такого развития. Очевидно, ЧТО’эти процессы могут быть успешными при качественно ином уровне теоретического осмыслениями практического развития профес сионально-личностного потенциала госслужащих в современном процессе повышения квалификации. В связи с этим, развитие и интеграция понятийного аппарата, цели и за дач процесса развития профессионально-личностного потенциала госслужа щих, разработка соответствующей модели и организационно педагогического ее сопровождения в условиях реализации личностно ориентированного подхода в системе повышения квалификации госслужа 198 щих выступает актуальной теоретико-методологической^ и практико орйентированной задачей настоящ-егоисследованияДиссертационное исследование подтвердило в ы д в и н у т у ю в начале рабо т ы рабочую гипотезу об успешном развитии профессионально-личностного потенциала госслужащих в условиях реализации личностно ориентированного подхода в процессе п о в ы ш е н и я к в, а л и ф и к, а ц и и в рамках комплекса организационно-педагогических условий, н, а п р, а в л е н н ы х н, а обес печение процесса формирования ! личностно-ориентированной образователь н о й рреды^, систематического развития-и саморазвития*госслужащим-профес сионально* важных качеств, активизации профессионально-личностной само реализации^ BJ контексте соответствующей педагогическойг модели развития профессионально-личностного потенциала.(c)рганизационно-педагогические условия эффективного^ ф у н к ц и о н и р о вания д, а н н о й модели были разработаны и, а п р о б и р о в, а н ь г в р, а м к, а х курсов по вышенияквалификацииш межкурсового периода и позволили проследить процесс развития! профессионально-личностного потенциала, госслужащих, в: целоми динамику изменений основных его компонентов, в частности. Итоги исследования и полученные фактологические результаты, в кон тексте: теоретико-экспериментального их анализа, — позволили? сделать, сле д у ю щ и е в ы в о д ы: .: .Г. Анализ философской, психолого-педагогическош и педагогической литературы позволил определить: «профессионально-личностный потен циши госслуукащих, как. совокупность^ качеств личности, включающего компоненты: .MomiieaijUOHHO-ценностный, теоретико-аналитический и опе рационально-деятельныйэлементы: профессиональное образованиеспе цифику государственной гражданской службыпрофессиональные знания, умениями навыкикачества личности госслужащего-, о п ы т управленческой профессиональной деятельности-, находящие свое целостное выражение в соответствующих уровнях профессионально-личностного развития: адап тивно-репродуктивном, репродуктивно-деятельиостном, продуктивно 199 деятелъностном, эффективном, в целостности способствующие актуализа ции вопросов профессионального самоопределения и развития и позволяю щие эффективно решать вопросы государственного управления». 2. Изучение структуры, содержания, развития профессионально личностного потенциала госслужащих в условиях реализации личностно ориентированного подхода в процессе повышения квалификации стало воз можным на основе содержательного и формально-логического раскрытия, уточнения основных ключевых понятий: «профессионализация», «профес сионализм», «профессиональная. активизация», «профессионально личностное развитие», «профессионально-личностный потенциал личности», «профессиональные качества личности» в их диалектической взаимосвязи, осмысленные с учетом специфики профессиональной деятельности и осо-.бенностей профессиональной компетентности госслужащих.3. Анализ-процесса развития профессионально-личностного потенциала госслужащих, глубина и степень его проявления позволили определить каче ственную зависимость уровня развития профессионально-личностного по тенциала госслужащих от степени его теоретической подготовки, уровня-мо тивационной направленности на профессиональное развитие (саморазвитие) и степени сформированности индивидуальных (аналитических, рефлексив ных и проектировочных) умений, формирующих профессиональную лич ность госслужащего.4. Структурно-функциональным отражением развития профессионально личностного потенциала госслужащих в условиях реализации личностно ориентированного подхода в процессе повышения квалификации выступает педагогическая-модель этого процесса. Модель представляет образователь ную технологию обеспечения педагогического сопровождения процесса ак туализации, совершенствования и самореализации госслужащим своего про фессионально-личностного потенциала через процессуально последователь ные этапы самореализации в курсовой и межкурсовой период обучения. Мо 200 дель включает в себя наиболее существенные свойства и взаимосвязи этого процесса: цель (развитие профессионально-личностного потенциала госслу жащих) — принципы (самостоятельной совместной деятельности, опоры на обучающихся, индивидуализации, системности, конкретности, элективности, развития профессионально-образовательных потребностей, осознанности) — компоненты (теоретико-аналитический, мотивационно-ценностный, рефлек сивно-проектировочный) — функции (гносеологическая, нормативно регулятивная, информационно-прогностическая, коррекционно регулятивная, развивающая) — учебные модули («Государственная слзгжба как социальный институт», «Правовая подготовка госслу}кащего»,-«Общепрофес сиональная» подготовка госслужащего") — технологии (проблемно-поисковые, исследовательские, креативныхколлективных, рефлексивных способов, ме тодов^ технологий обучения с выходом на реализацию индивидуальных про ектов) — критерий эффективности (динамика показателей развития профес сионально-личностного потенциала госслужащих).5. Разработаны критерии и показатели многоуровневого развития про фессионально-личностного потенциала госслужащих, отражающие актив ность и целостность овладения им теорией саморазвития и развития. Уровни развития^ профессионально-личностного потенциала госслужащих: первый уровень — адаптивно-репродуктивныйвторой — репродуктивно деятельностный (переход к непосредственной реализации профессионально личностного потенциала) — третий — продуктивно-деятельностный (процесс целенаправленного и системного развития профессионально-личностного.

потенциала) — четвертый — эффективный (целостное и системное развитие профессионально-личностного потенциала как профессионально личностного феномена).6. Организация процесса развития профессионально-личностного потен циала госслужащих в ходе повышения квалификации возможна на основе реализации соответствующих принципов (самостоятельной совместной дея тельности, опоры на обучающихся, индивидуализации, системности, кон 201 кретности, элективности, развития профессионально-образовательных по требностей, осознанности) и методов обучения (активные методы: тренинги, диалог, деловые игры, дискуссии и т. д.).Результаты эксперимента по апробации организационно-педагогических условий подтверждают эффективность их использования в процессе повы шения квалификации как важного фактора успешного развития профессио нально-личностного потенциала госслужащих. Таким образом, развитие профессионально-личностного потенциала* гос служащих в условиях реализации личностно-ориентированного подхода в процессе повышения квалификации можно представить как направленный процесс педагогического обеспечения профессионально-личностного восхо ждения, госслужащих на основе актуализации ценности педагогического раз вития* (саморазвития) своего профессионально-личностного потенциала. Учитывая сложность и многомерность проблемы развития профессио нально-личностного потенциала госслужащих в условиях реализации лично стно-ориентированного* подхода в процессе повышения квалификации, ис следование не претендует на ее полную и всестороннюю завершенность. Проведенное нами исследование и апробация его результатов создают осно ву для дальнейших поисков, направленных на оптимизацию технологических и содержательных аспектов процесса развития профессионально личностного потенциала госслужащих в системе непрерывного образования. Вместе с тем, экспериментальное освоение курсов повышения квалифи кации с учетом межкурсового периода в рамках разработанной нами педаго гической модели, позволяет прийти к выводу о том, что закономерности ус ловий и факторов личностнопрофессионального развития — основы профес сиональной карьеры — должны базироваться на всестороннем научно обоснованном и практико-ориентированном изучении самого объекта — лич ности госслужащего.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой