Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Виды и способы рефлексии

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Настроение человека, прежде всего, отражается в продуктах его деятельности: рисунках, рассказах, высказываниях и др. Чтобы прове рить, как воздействует обучение на состояние ребенка, целесообразно дать задание по рисованию на тему «Мое настроение». Красный цвет мягких тонов (розовый, оранжевый) — радостное, восторженное настроение. Использование в больших количествах яркого, слишком красного… Читать ещё >

Виды и способы рефлексии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Теоретический анализ и знакомство с педагогическим опытом развития рефлексивной культуры педагогов школ показал, что рефлексия может:

  • — выступать формой теоретической деятельности, способом мышления, раскрывающим цели, содержание, средства, способы собственной деятельности (интеллектуальная рефлексия);
  • — отражать внутреннее состояние человека (сенсорная рефлексия);

— быть средством самопознания.

Для развития рефлексивных умений мы рекомендуем включение в учебное занятие различные способы рефлексии, приведенные ниже.

1. Наш день (урок, мероприятие, игра) подошел к концу, и я хочу сказать…

Мне больше всего удалось…

А особенно удалось…

Что я получил от этого дня (урока, праздника)?

2. За что ты можешь себя похвалить?

За что ты можешь похвалить одноклассников?

За что ты можешь похвалить учителя?

  • 3. Что думал? Что чувствовал? Что приобрел? Что меня удивило? Как строил отношения?
  • 4. Считаете ли вы, что мы не напрасно провели эти минуты вместе?
  • 5. Для меня было открытием то, что…
  • 6. Что, на ваш, взгляд удалось?

Что, на ваш, взгляд не удалось? Почему? Что учесть на будущее?

7. Поделимся впечатлением о нашем уроке (мероприятии).

Зачем нам был нужен этот урок?

8. Отследите состояние своей души.

9. Мои достижения на уроке…

  • 10. Сегодня на уроке я:
    • — научился…
    • — было интересно…
    • — было трудно…
  • 11. Что мне этот урок дал для жизни?
  • 12. Какие задания вам понравились больше всего?
  • 13. Мне показалось важным…
  • 14. Урок:
    • — привлек меня тем…
    • — показался интересным…
    • — взволновал…
    • — заставил задуматься…
    • — навел меня на размышления…
  • 15. Что нового вы узнали на уроке?

Что вы считаете нужным запомнить?

Над чем еще надо поработать?

  • 16. Своей работой на уроке я:
    • — доволен;
    • — не совсем доволен;
    • — я недоволен, потому что…
  • 17. Я выбрал эти задания па уроке, потому что:
    • — они мне нравятся больше остальных;
    • — я чувствую, что справлюсь с ними пока хуже, чем с другими

заданиями;

  • — они легче остальных заданий;
  • -затрудняюсь ответить.

Рефлексивная методика «Рисуем настроение».

Настроение человека, прежде всего, отражается в продуктах его деятельности: рисунках, рассказах, высказываниях и др. Чтобы прове рить, как воздействует обучение на состояние ребенка, целесообразно дать задание по рисованию на тему «Мое настроение».

  • 1-й вариант: мокрый лист бумаги и краски. Попросите ребенка нарисовать свое настроение.
  • 2-й вариант: на общем листе ватмана с помощью красок каждый ребенок рисует свое настроение в виде полоски, облачка, пятнышка (в течение минуты).

Затем листочки передаются по кругу. Задача каждого: определить настроение друга и дополнить его, дорисовать. Это продолжается до тех пор, пока листочки не вернутся к своим хозяевам.

После этого обсуждают получившийся рисунок.

Чтобы определить настроение по использованному в рисунке цвету, можно применить характеристику цветов Макса Люшера:

  • — красный цвет мягких тонов (розовый, оранжевый) — радостное, восторженное настроение. Использование в больших количествах яркого, слишком красного цвета (цвет крови, пожара) говорит о нервозном, возбужденном состоянии, агрессии;
  • — синий — грустное настроение, пассивность, усталость, желание отдохнуть;
  • — зеленый — активность, но в то же время слишком большое внимание к зеленому цвету говорит о беззащитности ребенка, о желании быть защищенным;
  • -желтый — спокойный цвет (цвет дня, радости), но слишком большое внимание к этому цвету в рисунке говорит о возникающей пассивности ребенка;
  • -фиолетовый — беспокойное, тревожное настроение, близкое к разочарованию;
  • -серый — говорит о том, что ребенок не раскрывает своих возможностей, что-то его ограничивает, огорчает, останавливает;
  • -черный — уныние, отрицание, нежелание выполнять задание и осознание того, что его недооценивают или плохо к нему относятся;
  • — коричневый — цвет пассивности, беспокойства и неуверенности.

Интересна методика «Подведение итогов дня», которая учит младших школьников анализировать не только свою учебную деятельность, но и свои взаимоотношения, осознавать, что достигнутый результат зависит от характера учебного взаимодействия друг с другом. Приведем примеры рефлексии, которую можно использовать в конце дня.

«Огонек общения».

Дети встают в круг, обняв друг друга за плечи, и каждый говорит, что, по его мнению, было сегодня самым интересным.

Дети садятся в круг и передают по кругу сердечко. Тот, у кого в руках сердечко, говорит:

  • — Сегодня меня порадовало…
  • — Сегодня меня огорчило…

На парте у каждого ребенка лежат три кружка (цветка) разных цветов. Учитель объясняет детям:

— Голубой цветок вы дарите самому вежливому в общении (кому хочется сказать сегодня спасибо), зеленый — самому уступчивому, покладистому, фиолетовый — самому скромному с вашей точки зрения.

Формулировки указаний меняются по усмотрению учителя.

— Посмотрим, у кого самый большой букет получился. Как вы думаете, почему?

«Образная рефлексия».

Сравнить свое настроение с образом какого-либо животного (растения, цветка).

Нарисовать образ урока (мероприятия, игры).

Вылепить из цветного пластилина то, что соответствует твоему настроению.

«Древо творчества».

По окончании дела (дня, урока) дети прикрепляют на дереве листья, цветы, плоды. Плоды — дело прошло полезно, плодотворно. Цветок — довольно неплохо. Зеленый листик — что-то было, конечно, а вообще — ни то ни се.

Желтый листик — «чахлый», пропащий день.

«Метод пяти пальцев».

М (мизинец) — мыслительный процесс. Какие знания, опыт я сего дня получил?

Б (безымянный) — близость цели. Что я сегодня делал и чего достиг?

С (средний) — состояние духа. Каким было сегодня мое преобла дающее настроение, состояние духа?

У (указательный) — услуга, помощь. Чем я сегодня помог, чем по радовал или чему поспособствовал?

Б (большой) — бодрость, физическая форма. Каким было мое физическое состояние сегодня? Что я сделал для своего здоровья?

«Выбери утверждение».

  • — все понял, могу помочь другим; - запомню надолго;
  • — все понял; - однообразный;
  • -могу, но нужна помощь; - неинтересный;
  • — ничего не понял. — скучный;
  • — интересный; - день;
  • — хороший; - урок;
  • — отличный; - праздник и др.

Ощущал себя:

  • — хорошо; - глупо;
  • — уверенно; - неуверенно;
  • — смело; - испуганно;
  • — гордо; - сердито;
  • — комфортно; - грустно.

«Светофор».

«Зеленый» — побольше таких дел.

«Желтый» — понравилось, но не все.

«Красный» — дело не понравилось.

«Зеленый» — поучительно.

«Желтый» — интересно.

«Красный» — скучно.

«Радуга».

Семь цветов радуги — семь оценок дела или учебного цикла.

Каждый коллектив или все участники дела выставляют свои оцен ки — приклеивают цветные бумажные полоски на трафарет радуги.

«Солнышко».

Мое настроение похоже на:

  • — солнышко;
  • — солнышко с тучкой;
  • — тучку;
  • — тучку с дождиком;
  • — тучку с молнией.

«Гусеница».

Гусеница — ребенок. Яблоко — его внутренний, неведомый учителю мир. Насколько сегодня учитель смог «вытянуть» гусеницу наружу, насколько помог раскрыться, насколько заинтересовал — в зависимости от этого ребята либо прячут гусеницу внутрь, либо максимально достают ее из отверстия.

«Музыкальный тест».

Нотный стан каждого ребенка небольших размеров (с тетрадный лист). Ребенку дается маленькая нотка. Если дети знакомы с музыкальной грамотой, то для них не составит труда нахождение нот на нотном стане. Итак, прошел день (урок), детям предлагается оценить свое настроение по своеобразной восьмибалльной системе: от «ми» до «ми» октавой выше. Нотка прикрепляется в нужном месте. Неплохо узнать, минорное или ма жорное настроение преобладало сегодня у каждого ученика. В зависимо сти от этого палочка у нотки смотрит вниз (минор) или вверх (мажор).

«Роза настроения».

«Роза» делится на секторы — по количеству дней. Заполняется «роза» в конце дня. Дети, совещаясь, решают, какой цвет соответствует наиболее полно настроению в течение прожитого дня.

Желтый цвет — радостное, светлое, хорошее настроение.

Зеленый цвет — спокойное, уравновешенное.

Синий цвет — грустное, печальное, тоскливое.

В зависимости от этого дуга опускается вниз либо поднимается вверх, образуя таким образом один лепесток «розы». Далее лепесток закрашивается выбранным цветом. Если, по мнению ребят, настроение в конце дня изменилось, то при закрашивании один цвет плавно переходит в другой.

Внутри лепестка можно написать объяснение, почему выбраны та кой цвет и форма лепестка. В этом случае «роза» станет своеобразным дневником с оценкой каждого дня.

«Цветик-многоцветик».

Дети выбирают для себя лепесток, цвет которого наиболее подхо дит к цвету настроения. Затем все лепестки собирают в общий цветок.

«Почта».

В конце урока детям предлагается написать мини-письмо с поже ланиями, отзывом о работе на уроке. «Почтальон» или дежурный ученик разносит письма по адресам.

Современный вариант: послать SMS — сообщение о результатах своей работы на «мобильный телефон» учителя.

Итак, мы предложили разнообразные виды и способы рефлексии, которые помогут педагогу научить детей отражать свое настроение, оценивать свою деятельность, анализировать ее, сопоставлять результаты с поставленной задачей, а в целом — формировать рефлексивные умения, составляющие рефлексивную культуру.

Подводя итог нашему исследованию, мы убеждаемся, что проблема формирования рефлексивной культуры достаточно интересна как в научно — методическом, так и в опытно — практическом плане. Ее разработанность в современной психологической, педагогической и методической литературе, периодической печати свидетельствует о том, что рефлексия все больше признается как необходимый компонент учебной деятельности, фактор управления и регуляции процессом познания и самопознания, самоактуализации и самореализации, показателем степени удовлетворенности школьником своей учебной деятельностью, методом развития аналитического мышления.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой