Преемственность в формировании экологической культуры воспитанников и учащихся образовательного учреждения «начальная школа — детский сад»
![Диссертация: Преемственность в формировании экологической культуры воспитанников и учащихся образовательного учреждения «начальная школа — детский сад»](https://westud.ru/work/3222213/cover.png)
Диссертация
Теоретическую базу исследования составляют труды педагогов, социологов, психологов, в которых раскрываются особенности структуры, содержания и генезиса познавательной деятельности детей (Б.Г.Ананьев, А. В. Брушлинский, В. В. Давыдов, А.Н.Леонтьев) — психология воспитания дошкольников и младших школьников, в том числе в аспекте непрерывности и преемственности педагогических воздействий (К.А… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Теоретические предпосылки формирования экологической культуры детей дошкольного и младшего школьного возраста на основе преемственности
- 1. Экологическая культура дошкольников и младших школьников как предмет исследования
- 2. Характеристика программно-содержательного обеспечения процесса формирования экологической культуры дошкольников и младших школьников в аспекте преемственности
- 3. Модель формирования на основе преемственности экологической культуры воспитанников и учащихся образовательного учреждения «Начальная школа — детский сад»
- Глава II. Опытно-экспериментальная работа по формированию экологической культуры детей в образовательном учреждении «Начальная школа — детский сад»
- ]. Программно-методическое и организационно-педагогическое сопровождение функционирования модели формирования экологической культуры детей в образовательном учреждении «Начальная школа — детский сад»
- 2. Содержание, методика и результаты опытно-экспериментальной работы
Список литературы
- Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. — 299 с.
- Аверьянов А.Н. Системное познание мира: Методологические проблемы. -М.: Политиздат, 1985.-263 с.
- Алексеев C.B., Симонова JI.B. Идея целостности в системе экологического образования младших школьников // Нач. шк.-1999.- № 1.- С. 19−22.
- Алексеев C.B. Экология: наука и область образования: Метод, рекомендации.- СПб.: Санкт-Петербург, гос. ун-т пед. мастерства, 1994.- 54 с.
- Алиева Б.Ш. Преемственность в формировании экологической культуры у детей шести-восьми лет: (На традициях нар. педагогики Дагестана): Автореф. дис.. канд. пед. наук.-М., 1993- 17 с.
- Альтернативная система образования: опыт США и Великобритании // Педагогическое образование. 1990. — № 2. — 240 с.
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. JL: Изд-во ЛГУ, 1968. — 339 с.
- Андреева В. Старая новая проблема: школа детский сад // Дошк. воспитание.-1994.-№ 1.-С.4−5.
- Апраушев A.B. Эколого-педагогический кооператив «Юный натуралист» // Нач. шк.- 1989, — № 6.- С.73−79.
- Арапова Н. О преемственности в работе дошкольных образовательных учреждений и школ // Дошк. воспитание.-1994.- № 1.- С.5−11.
- Ахметшина Л.Р. Педагогические условия повышения качества экологической образованности детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дис. канд. пед. наук.- Казань, 2002.- 23 с.
- Ашиков В.И., Ашикова С. Г. Семицветик: Прогр. и руководство по культ.-экол. воспитанию и развитию детей дошк. возраста.- М.: Пед. о-во России, 1998.- 170 с.
- Бабанский Ю. К. Понятие о педагогической системе // Бабанский Ю. К. Избранные педагогические труды / Состав. М. Ю. Бабанский. М.: Педагогика, 5 1989.-С. 250.
- Бабакова Т.А. Эколого-краеведческая работа с младшими школьниками//Нач. шк.- 1993.-№ 9.-С.16−20.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте (Психологическое исследование). М.: Просвещение, 1968.-464 с.
- Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М.: Изд-во «Институт практической психологии», 1997. — 352 с.
- Бирюкова H.A. Проблемы формирования экологического сознания: Анализ проблем непрерыв. экол. образования // Педагогика.- 2004.- № 10 С.35−42.
- Блауберг И.В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода.- М: Наука, 1973.- 270 с.
- Бобылева Л.Д., Бобылева О. В. Экологическое воспитание младших школьников: Кружк. работа // Нач. шк.- 2003- № 5 С.64−75.
- Богданова О.С., Петрова В. И. Некоторые проблемы нравственного воспитания и развития младших школьников / Под ред. И. А. Каирова.- М.: Педагогика, 1972.- 104 с.
- Боголюбов С.А. Природа: что мы можем М.: Моск. рабочий, 1987.143 с.
- Бондаренко В.Д. Культура общения с природой.- М.: Агропромиздат, 1987, — 172 с.
- Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 6−7 лет: Практ. пособие для воспитателей и методистов ДОУ.- Воронеж: Учитель, 2006.-190 с.
- Брушлинский А.Б. Психология мышления и проблемное обучение. -М., 1983.-92 с.
- Букин А.П. В дружбе с людьми и природой: Кн. для учителя.- М.: Просвещение, 1991.- 156 с.
- Буковская Г. В. Формирование экологической культуры младших школьников средствами краеведо-туристской деятельности: Автореф. дис.. канд. пед. наук.- М., 1997.- 18 с.
- Буренина Т.П. Формирование экологической культуры младших школьников в образовательном процессе на основе использования личностной ситуации: Автореф. дис. канд. пед. наук.- Воронеж, 2004. 22 с.
- Буркина И.В. Развитие экологической культуры детей в дополнительном образовании детского сада: Автореф. дис. канд. пед. наук.- М., 2001.- 18 с.
- Бурова Л.И., Сеничева Г. П., Сорокина A.B. Экологическая практика учащихся начальной школы: Пособие для учителя.- Вологда: ВИРО, 2004.- 70 с.
- Васюкова Г. В. Воспитание основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста в условиях мегаполиса: Дис.. канд. пед. наук.-М., 2004, — 209 с.
- Васякина-Новикова Ж. Л. Паутинка. М., 1996. — 153 с.
- Венгер Л.А. Восприятие и обучение. (Дошк. возраст).- М.: Просвещение, 1969.-365 с.
- Венгер Л.А. A.B. Запорожец: гуманизация дошкольного воспитания// Дошк. воспитание.- 1990.-№ 8 С.2−6.
- Вересов H.H. Психологический анализ условий формирования основ экологического сознания: (На материале эксперим. учеб. программы по основам экологии для детей 6-ти лет): Автореф. дис. канд. психол. наук.- М., 1991.- 36 с.
- Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой.- 3-е изд., перераб. и доп.- М.: Просвещение, 1980, — 269 с.
- Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера.- М: Айрис-Пресс, 2003.- 573 с.
- Вершинин Н.Я. Воспитание у младших школьников любви к природе родного края, интереса к природоведческим знаниям // Нач. шк.-1998.- № 10 С.9−11.
- Взаимодействие общества и природы: Филос.-методол. аспекты экол. проблемы: Сб. ст. / Отв. ред. Е. Т. Фаддеев.- М.: Наука, 1986 348 с.
- Виноградов Ю.Ф. Формирование экологической культуры младших школьников Ханты-Мансийск: Полиграфист, 2002 — 6 с.
- Виноградова Н.Ф. Воспитание нравственного отношения к природе у шестилетних школьников.- М.: Б.и., 1993.- 80 с.
- Виноградова Н.Ф. Окружающий мир в 1 -2 классах: Метод, беседы: Кн. для учителя.- 4-е изд.- М.: Просвещение, 2002.- 64 с.
- Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 1−4 кл.: Методика обучения, — М.: Вентана-Граф, 2002.- 237 с.
- Виноградова Н.Ф. Теоретические и научно-методические основы ознакомления детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста с окружающим миром: Автореф. дисд-ра пед. наук.- М., 1994.- 36 с.
- Виноградова Н.Ф. Экологическое воспитание младших школьников: Проблемы и перспективы // Нач. шк.- 1997.- № 4 С.36−40.
- Волжина О.Б. Метод проектов в экологическом воспитании детей младшего школьного возраста: Автореф. дисканд. пед. наук.- М., 2004 22 с.
- Воспитание и развитие детей в процессе обучения природоведению: Из опыта работы: Пособие для учителей / Сост. Л. Ф. Мельчаков.- М.: Просвещение, 1981.- 158 с.
- Воспитание на пороге XXI века: реалии и перспективы: Информ.-метод. сб. / Отв. ред. Г. Д. Кузнецов.- М.: Центр инноваций в педагогике, 1998 -127 с.
- Воспитание экологической культуры у детей и подростков: Экол. занятия- Сюжет-ролевые игры- Сценарии лит.-экол. праздников: Учеб. пособие / Н. С. Дежникова, Л. Ю. Иванова, Е. М. Клемяшова и др.- М.: Пед. о-во России, 200 062 с.
- Воспитательный процесс: изучение эффективности: Метод, рекомендации / Под ред. E.H. Степанова.- М.: ТЦ «Сфера», 2000.- 121 с.
- Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. Избр. труды. М.: Просвещение, 1984. — 198 с.
- Гайсин И.Т. Преемственность системы непрерывного экологического образования: Автореф. дисд-ра пед. наук.- Казань, 2000.- 41 с.
- Гейдебранд К. фон. О душевной сущности ребёнка: Реф. пер. с нем.-Минск: Творч.-произв. центр «Полифакт», 1991, — 73 с.
- Гетьман В. Ф. Экскурсии по природоведению во 2 и 3 классах: Пособие для учителей.- Киев: Рад. шк., 1983.- 95 с.
- Гирусов Э.В., Ширкова И. Ю. Экология и культура.- М.: Знание, 1989.63 с.
- Глазачев С.Н. Сохраним ценности экологической культуры // Нач. шк.-1998.- № 6.- С. 13−14.
- Голицына Н.С. Экологическое воспитание дошкольников: Перспектив, планирование работы с детьми 3−7 лет.- М.: Мозаика-Синтез, 2004.- 38 с.
- Головко О.Н. Генезис, современные технологии и тенденции развития системы непрерывного экологического образования: Автореф. дис.. д-ра пед. наук.- М, 2003.- 36 с.
- Гончарова А.Л. Экологическая деятельность как предпосылка устойчивого развития общества: Автореф. дисканд. филос. наук М., 1995.- 23 с.
- Гончарова И.И. Преемственность в формировании учебных умений у старших дошкольников и первоклассников: Автореф. дис. .канд. пед. наук. М., 1988.-16 с.
- Горощенко В.П. Природа и люди: Хрестоматия по природоведению для учителей нач. кл.- М.: Просвещение, 1976.- 336 с.
- ГреховаЛ.И. В союзе с природой: Экол.-природовед, игры и развлечения с детьми: Учеб.-метод. пособие.- 5-е изд., стер.- М.: ЦГЛ- Ставрополь: Сервисшкола, 2003, — 285 с.
- Грецова В.Г. Влияние знаний детей о природе на воспитание положительного отношения к ней: Автореф. дис. канд. пед. наук М., 1969.- 20 с.
- Гринева Е.А. Экология для малышей: Учеб. пособие.- Ульяновск: ИПК ПРО, 1997.- 4.1.-56 е.- Ч.2.-61 с.
- Гуняга Н.А. Воспитание основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста: (На материале природы родного края): Автореф. дис.. канд. пед. наук.- Ростов н/Д, 2001.- 20 с.
- Гюльвердиева JI.M., Уртенова З. Ю. Национальные традиции и их использование в экологическом воспитании детей // Нач. шк.- 1998.- № 6, — С.71−76.
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теорег. и экс-перим. психол. исслед М. Педагогика, 1986.- 240 с.
- Данилов М.А. Структура уроков, их типы и классификация (выписки, заметки). М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. — 112 с.
- Данилов М.А., Есипов Б. П. Дидактика. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1957.-518 с.
- Дежникова Н.С., Цветкова И. В. Экологический практикум: научный поиск, педагогический опыт, авторские проекты.- М.: Пед. о-во России, 2001.- 94 с.
- Дежникова Н.С. Экологическое воспитание в контексте социокультурной динамики // Научные труды Государственного научно-исследовательского института семьи и воспитания М., 2003.- Т.1.- С.31−40.
- Деревянко В.А., Савельева С. С., Бабанский И. Т. Уроки экологического творчества // Нач. шк, — 1989.- № 12 С.40−44.
- Дерим-Оглу E.H., Томилина Н. Г. Материалы к проведению экскурсии в смешанный лес // Нач. шк 1990.- № 5.- С.28−34.
- Дерябо С.Д. Субъективное отношение к природе детей дошкольного и младшего школьного возраста // Нач. шк.- 1998.- № 6- С. 19−26.
- Дерябо С.Д., Ясвин В. А. Экологическая педагогика и психология: Учеб. пособие для студентов вузов Ростов н/Д: Феникс, 1996.- 476 с.
- Детский сад и школа: проблемы непрерывности развития личности: Материалы науч.-практ. конф., прошедшей 14 марта 2001 г. в Моск. гор. пед. унте.- М.: МГПУ, 2001.-210 с.
- Детство: Прогр. развития и воспитания детей в дет. саду / В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, H.A. Ноткина и др.- СПб.: Акцидент, 1995.- 284 с.
- Дмитриева С.Н. Реализация принципа преемственности в условиях учебно-воспитательного комплекса «Детский сад начальная школа»: Автореф. дис.канд. пед. наук. — Якутск, 2006. — 21 с.
- Должикова P.A. Преемственность образования детей в дошкольном образовательном учреждении и начальной школе: Автореф. дис.. канд. пед. наук.- Курган, 1998.- 22 с.
- Донских Н.В. Формирование эколого-краеведческих знаний у младших школьников (на примере факультатива): Автореф. дис. .канд. пед. наук. -Комсомольск-на-Амуре, 2004.-21 с.
- Доронова Т., Якобсон С. Программа «Радуга» // Дошк. воспитание-1990, — № 10.-С.60−65.
- Дорошко О.М. Совершенствование подготовки будущих учителей начальных классов к осуществлению экологического воспитания младших школьников: Автореф. дис. канд. пед. наук.-Киев, 1988.- 24 с.
- Дрейер O.K., Лось В. А. Экология и устойчивое развитие: Учеб. пособие.- М.: Изд-во УРАО, 1997.- 222 с.
- Егоренков Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников: Пособие для работников дошк. образоват. учреждений и учителей нач. школ.- М.: Аркти, 2001.- 125 с.
- Егорова H.H. Экологическая культура педагога: аксиолого-педагогический аспект: Автореф. дис— канд. пед. наук.- Томск, 2002.- 21 с.
- Ердаков Л.Н. Экологическая сказка для первоклассников // Нач. шк.-1992.- № 11−12, — С. 19−22.
- Есипов Б.П. Проблемы улучшения самостоятельной работы учащихся на уроках // Советская педагогика. 1957. — № 8. — С. 9 — 22.
- Ершов П.М. Потребности человека.- М.: Мысль, 1990.- 364 с.
- Жесткова Н.С. Состояние экологического воспитания учащихся // Нач. шк.-1989-№ 10−11.-С.78−81.
- Зайцева Л.М. Преемственность в экологическом воспитании старших дошкольников и младших школьников: Дис.. канд. пед. наук.- Смоленск, 2001.196 с.
- Захлебный А.Н. На экологической тропе: (Опыт экол. воспитания).-М.: Знание, 1986.- 77 с.
- Захлебный А.Н. Школа и проблемы охраны природы: (Содержание природоохранит. образования).- М.: Педагогика, 1981.- 184 с.
- Зверев И. Охрана природы и экологическое воспитание школьников // Воспитание школьников, — 1985.- № 6, — С.30−35.
- Зверев И.Д. Экология в школьном обучении: Новый аспект образования.-М.: Знание, 1980.- 96 с.
- Зверев И.Д. Экология и педагогика // Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. / Гл. ред. В. В. Давыдов.- М., 1999.- Т.2.- С.602−605.
- Земцова Т.В. Умственное воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с явлениями неживой природы: Автореф. дис. канд. пед. наук.- М., 1982.- 23 с.
- Иванова Т.С. Экологическое образование и воспитание в начальной школе: Учеб.-метод. пособие.- М.: ЦГЛ, 2003.- 55 с.
- Из детства в отрочество: Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей 4−7 лет / Т. Н. Доронова, Л.Г. Го-лубева, H.A. Гордова и др.- М.: Просвещение, 2002.-142 с.
- Инновационные подходы в экологическом воспитании школьников: Учеб.-метод. пособие / Сост. С. К. Абдуллина, И. М. Максимова.- Уфа: Башк. ин-т развития образования, 2002.- 43 с.
- Искать сердцем: воспитание экологической культуры: Программа «Маленький принц Земли» / Сост. И.В.Цветкова- М.: Б.и., 1997.- 205 с.
- Истоки: Базис, программа развития ребёнка-дошкольника / Т. И. Алиева, Т. В. Антонова, Е. П. Арнаутова и др.- М.: Карапуз, 1997.- 278 с.
- Как знакомить дошкольников с природой: Пособие для воспитателей дет. сада / Под ред. П. Г. Саморуковой.- М.: Просвещение, 1983.- 207 с.
- Калегина Н.Г. Программа экологического воспитания для детей дошкольного возраста.- Казань: Б.и., 1994.- 29 с.
- Кантор И.М. Понятийно-терминологическая система педагогики: Jlo-гико-методол. проблемы.- М.: Педагогика, 1980.- 157 с.
- Кваша A.B. Подготовка и использование эколого-краеведческих заданий при изучении неживой природы младшими школьниками // Нач. шк.-1998.- № 6.-С.84−91.
- Кириллова З.П. Экологическое образование и воспитание школьников в процессе изучения природы // Нач. шк.- 1989.- № 5.- С.25−27.
- Киселёв H.H. Мировоззрение и экология, — Киев: Наук, думка, 1990.215 с.
- Клепинина З.А. Природа и люди: Кн. для учителя нач. кн.: (1−4).- Смоленск: Ассоц. XXI век, 2001.- 345 с.
- Колунтаева Л.И. Преемственность в работе образовательных учреждений по обучению и развитию детей младшего школьного возраста и старших дошкольников // Практика адм. работы в шк, — 2002.- № 2.- С.43−46.
- Комплект программ по экологическому образованию учащихся: Начальная школа / Под ред. И. Т. Суравегиной М.: Центр инноваций в педагогике при Моск. департаменте образования, 1992.- 19 с.
- Кон И. С. Ребёнок и общество: (Ист.-этногр. перспектива).- М.: Наука, 1988.- 269 с.
- Концепция дошкольного воспитания // Дошк. воспитание 1989.- № 9.-С.48−69.
- Концепция содержания непрерывного образования. (Дошкольное и начальное звено).- М.: Гном и Д, 2004.- 32 с.
- Котко O.B. Формирование экологической культуры младших школьников в учебной деятельности: (На примере курса природоведения): Автореф. дис.. канд. пед. наук М., 1999.-18 с.
- Кочергин А.Н., Марков Ю. Г., Васильев Н. Г. Экологическое знание и сознание: особенности формирования.- Новосибирск: Наука, 1987.- 218 с.
- Кузнецова А.Я. Концептуальные основания непрерывности образования // Педагогика и психология преемственности: детский сад школа — вуз: Сб. науч. тр.- Новосибирск, 2005.- С. 19−25.
- Куликова Т.А. Воспитание познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста: (На материале экскурсий в природу): Автореф. дис.. канд. пед. наук.- М., 1978.- 21 с.
- Лаврентьева Н.Г. Развитие познавательной деятельности детей в природе как основа воспитания экологической культуры личности: Автореф. дис.. канд. пед. наук.- Чита, 2000 22 с.
- Лебединский В.В., Гагарин A.B. Воспитание гуманистически ориентированной личности в процессе взаимодействия учащихся с миром природы // Проблема формирования и развития личности в психологии и педагогике.- М., 2001.-С. 102−111.
- Леднев B.C. Содержание общего среднего образования. -М.: Педагогика, 1990.- 80с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность.- 2-е изд.- М.: Политиздат, 1977.- 304 с.
- Листок на ладони: Метод, пособие по проведению экскурсий с целью экол. и эстет, воспитания дошкольников / Сост.: В. А. Степанова, И.А. Королева-СПб.: Детство-Пресс, 2003.- 110 с.
- Лихачёв Б.Т. Экология личности // Педагогика.- 1993.- № 2.- С. 19−23.
- Логовеева Г. П. Экологическое воспитание первоклассников на уроках сельскохозяйственного труда // Нач. шк -1990.- № 9.- С.45−50.
- Лола В.Л. Учим воспринимать эстетические свойства природы // Нач. шк.- 1988.- № 1.- С. 25−27.
- Лучич М.В. Детям о природе: Кн. для воспитателя дет. сада.- М.: Просвещение, 1989.- 139 с.
- Лыкова В.Я. Последовательно и гармонично: преемственность в воспитании- Смоленск: СГИИ, 2001.- 130 с.
- Мазур И.И., Козлова О. Н., Глазачев С. Н. Путь к экологической куль-1уре.- М.: Горизонт, 2001.-194 с.
- Максимова Л.И. Формирование эколого-гуманистической картины мира у детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дис.. канд. пед. наук.-Якутск, 2003.- 18 с.
- Маханева М.Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста: Метод, пособие для воспитателей ДОУ и педагогов нач. шк, — М.: АРКТИ, 2004.- 316, 1. с.
- Махмурян К.С. Альтернативная система образования: опыт США и Великобритании // Педагогическое образование.- 1990 № 2.- С. 121−124.
- Машарина М.В. Развивающая предметно-пространственная среда как условие формирования основ экологической культуры детей дошкольного возраста: Дисканд. пед. наук.- Архангельск, 2004.- 171 с.
- Медведева Е.П. Построение пространства экологического воспитания дошкольников и младших школьников // Построение дополнительного пространства развития дошкольников и младших школьников: интеграция современных подходов- Барнаул, 2004.- С. 86−90.
- Минаева В.М. Экологическое воспитание в начальных классах: Пособие для учителя.- Минск: Нар. асвета, 1987.-109 с.
- Мир природы и ребёнок: Методика экол. воспитания дошкольников: Учеб. пособие для пед. училищ / Под ред. Л. М. Маневцовой, П. Г. Саморуковой, — 3-е изд., стер.- СПб.: Детство-пресс, 2000.- 318 с.
- Михеева И.Э. Общеобразовательное учреждение как институт формирования экологической культуры личности: Автореф. дис.. канд. пед. наук.-Н.Новгород, 2004.- 23 с.
- Моисеев H.H. Человек и ноосфера.- М.: Мол. гвардия, 1990.- 351с.
- Молодова Л.П. Экологические праздники для детей: Учеб.-метод. пособие, — М.: ЦГЛ, 2003.- 127 с.
- Мухамедьярова P.P. О работе экологической школы // Нач. шк.- 1999-№ 3.- С. 32−34.
- Мухина B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М.: «Академия», 2002. — 456 с.
- Назарова С.Н. Формирование экологического сознания младших школьников: Автореф. дис. канд. пед. наук.- Екатеринбург, 2003.- 31 с.
- Наранова Л.В. Становление экологической культуры старшего школьника в контексте бурятских национальных традиций: Автореф. дис. .канд. пед. наук. Красноярск, 2004. — 24 с.
- Настинова К. И. Формирование у подростков эколого-ориентированного мировоззрения: Автореф. дис. .канд. пед. наук. Волгоград, 2005.-23 с.
- Николаева С.Н. Обзор зарубежных и отечественных программ экологического образования и воспитания детей // Дошк. воспитание.- 2002.- № 7.- С.52−64.
- Николаева С.Н., Комарова И. А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников: Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа и лит. персонажами: Пособие для педагогов дошк. учреждений.- М.: ГНОМ и Д, 2003, — 127 с.
- Николаева С.Н. Эколог в детском саду: Программа повышения квалификации дошк. работников.- М.: Мозаика-Синтез, 2002.- 118 с.
- Николаева С.Н. Юный эколог: Программа экол. воспитания дошкольников.- 2-е изд., испр. и доп.- М.: Мозаика-Синтез, 2002.- 122 с.
- Никонорова Е.В. Экологическая культура и факторы её формирования: Филос.-социол. аспект пробл.: Автореф. дисд-ра филос. наук.- М., 1994.- 50 с.
- Ногтева Е.Ю., Лушников И. Д. Развитие экологической культуры учащихся.- Вологда: Вологод. ин-т развития образования, 2004.- 246 с.
- Образование для устойчивого развития: Материалы Всерос. совещания «Образование для устойчивого развития» / Под ред. Н. С. Касимова, В. С. Тикунова.-М.- Смоленск: Маджента, 2003.- 158 с.
- Огоньков В.Н. Развитие экологической культуры учащихся на разных этапах непрерывного образования: (На примере район, центра): Автореф. дис.. канд. пед. наук.- Новгород, 1998.- 18 с.
- Опыт экологического воспитания: Информ.-метод. пособие.- М.: Гос-НИИ семьи и воспитания, 2004,-130 с.
- Павленко Е.С. Экологическое образование и воспитание младших школьников: Из опыта работы // Нач. шк.-1998, — № 5.- С.78−80.
- Павленко Л.Ф. В гармонии с природой: Программа и метод, пособие,-Ульяновск: ИПК ПРО, 1999.- 4.1.- 99 е.- Ч.2.- 79 с.
- Павленко Л.Ф. Экологическая сказка: Метод, рекомендации.- Ульяновск: ИПК ПРО, 2002.- 68 с.
- Пакулова В.М., Кузнецова В. И. Методика преподавания природоведения.-М.: Просвещение, 1990.- 191 с.
- Паринова С.Г. Развитие познавательных способностей учащихся в процессе экологического образования: Автореф. дис.. канд. пед. наук.- Саратов, 2002.- 22 с.
- Пахомов А.П. Методические рекомендации по формированию у детей мотивации к овладению экологическими знаниями // Нач. шк.- 1998.- № 6.- С. 2628.
- Петрова Т.И., Петров С. С. Экологическое образование младших школьников: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности31 200 Педагогика и методика нач. образования".- Стерлитамак: СГПИ, 2 003 103 с.
- Плешаков A.A. Зелёный дом: Метод, пособие к системе учеб. курсов с экол. направленностью для нач. шк.- М.: Просвещение, 1997.- 252 с.
- Плешаков A.A. Как знакомить детей с правилами поведения в природе // Нач. шк.-1988.- № 8.- С.40−46.
- Плешаков A.A. Мир вокруг нас: Программа и темат. планирование для нач. шк.: Кн. для учителя.- 2-е изд.- М.: Просвещение, 2006.- 92 с.
- Плешаков A.A. Экологические проблемы и начальная школа // Нач. шк, — 1991.-№ 5.- С.2−8.
- Плохий З.П. Формирование бережного и заботливого отношения к природе у детей 5-го и 6-го года жизни: Автореф. дис.. канд. пед. наук.- Киев, 1983, — 24 с.
- Поддьяков H.H. Мышление дошкольника М.: Педагогика, 1977.- 271с.
- Полянцева H.A. Нетрадиционный подход к обучению естествознанию младших школьников // Экол. образование.- 2003.- № 1.- С.53−56.
- Пономарёва Л.И. Воспитание природолюбия в процессе экологического образования дошкольников: Моногр СПб.: МИНПИ, 2005.- 183 с.
- Попова Т.И. Мир вокруг нас: Материалы комплекс, программы куль-тур.-экол. образования и нравств. воспитания детей дошк. и мл. шк. возраста.- М.: Линка-Пресс, 1998,-189 с.
- Постникова Е.А. Роль опорных схем в формировании природоведческих понятий //Нач. шк.-1991.-№ 2.-С.44−47.
- Преемственность в образовании: детский сад школа: Информ.-метод. сб. / Сост. Н. С. Голицына, Л. С. Киселёва.- М.: НМЦ ЮВУО, 1998.- 76 с.
- Преемственность в работе детского сада и начальной школы: Науч.-метод. и нормат.-правовые материалы / Под общ. ред. Г. К. Широковой М.: Ансел-Пресс: Ансел-М, 1998, — 96 с.
- Проблемы экологической безопасности и здоровье дошкольников: Материалы Всерос. науч.-практ. конф., Волгоград, 3−4 февр. 2004 г.- Волгоград: Перемена, 2004.- 198 с.
- Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М. А. Васильевой и др.- 3-е изд., испр. и доп.- М.: Мозаика-Синтез, 2005- 205 с.
- Программа и методические рекомендации к детскому эколого-этнографическому проекту «Дом» (для внеклассной и внешкольной работы с детьми младшего школьного возраста) / Под ред. Т. В. Шпотовой. Обнинск: ЦЭО, 2000.-44 с.
- Профессионально-педагогическая практика. Учебно-методическое пособие / Под ред. Весна Е. Б. М.: МПСИ, 1999. — 80 с.
- Пфлюг В.П. Педагогические основы формирования экономической культуры как условия социализации личности младшего школьника в образовательном процессе: Автореф. дис. .канд. пед. наук. Смоленск, 2004. — 16 с.
- Радуга: программа воспитания, образования и развития детей дошк. возраста в условиях дет. сада / Т. Н. Доронова, С. ПЯкобсон, Е. В. Соловьёва.- 2-е изд.- М.: Просвещение, 2004, — 77 с.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер Ком, 1999.-720 с.
- Рыжова H.A. Интегрированный подход в экологическом воспитании дошкольников // Экол. образование в шк.- 1999.- № 1.- С.48−56.
- Рыжова H.A. Экологическое образование в дошкольных учреждениях: теория и практика.- М.: Изд. центр Акад. проф. образования, 1999.-170 с.
- Рыжова H.A. Я и природа: Учеб.-метод. комплект по экол. образованию дошкольников.- М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1996.- 55 с.
- Салеева Л.П. Опыт экологического воспитания младших школьников // Нач. шк.-1991.- № 4, — С.24−27.
- Салеева Л.П. Содержание экологического образования и воспитания в начальной школе И Биология в шк 1987.- № 3.- С.29−31.
- Симонова Jl.П. Экологическое образование в начальной школе: Учеб. пособие для студентов учреждений сред. проф. образования, обучающихся по пед. специальностям.- M.: Academia, 2000.- 159 с.
- Симонова Л.П. Этические беседы по экологии с младшими школьниками // Нач. шк.- 1999.- № 5.- С.45−51.
- Смирнова В.В., Балуева Н. И., Парфёнова Г. М. Тропинка в природу: Экол. образование в дет. саду: Программа и конспекты занятий: Пособие для работников дет. дошк. учреждений.- СПб.: Союз: Изд-во РГПУ, 2003.- 208 с.
- Смирнова Н.З. Методологические основы системы непрерывного экологического образования в условиях современных школ-комплексов: Автореф. дис.. д-ра пед. наук.- СПб., 2002.- 40 с.
- Современные образовательные программы для дошкольных учреждений: Учеб. пособие: Для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений / Под ред. Т. И. Ерофеевой.- 2-е изд., стер.- М.: Academia, 2000.- 341 с.
- Соколова Т.Ю. Формирование экологической культуры младших школьников в условиях дополнительного образования: Дис.. канд. пед. наук-Киров, 2006.- 204 с.
- Соловьёва Н.В. Экологическая культура как показатель образа жизни современного общества: (Теорет.-методол. аспект): Автореф. дис.. канд. социол. наук.- Казань, 1994.- 21 с.
- Социокультурные аспекты экологического воспитания школьников: (Сб. науч. тр.).- М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2000.- Вып.2 / Под ред. Н. С. Дежниковой.- 80 с.
- Стогова Д.А. Формирование экологической культуры младших школьников на основе межпредметных связей: Автореф. дис.. канд. пед. наук-Брянск, 2001,-18 с.
- Суравегина И.Т. Методическая система экологического образования // Советская педагогика.- 1988.- № 9.- С.31−35.
- Суравегина И.Т., Сенкевич В. М., Кучер Т. В. Экологическое образование в школе // Советская педагогика.-1990.- № 12.- С.47−51.
- Суркина С.А. Формирование экологической культуры дошкольников в нерегламентированной деятельности ДОУ: Учеб.-метод. пособие.- Балашов: Николаев, 2005.- 65 с.
- Теория и практика экологического мониторинга в деятельности образовательных учреждений: Тез. докл. 2-го Всерос. науч.-метод. семинара, 1−4 нояб. 2000 г., Санкт-Петербург / Ред. А. Г. Муравьёв.- СПб.: Крисмас+, 2000.- 98 с.
- Тихонова А.Е., Деев В. М. Приобщение младших школьников к тури-стско-краеведческой работе с целью их экологического образования // Нач. шк.-1998,-№ 6.- С.77−80.
- Тихонова А.Е. Учебная природная тропа для младших школьников: Из опыта// Нач. шк.-1991.- № 9.- С. 10−14.
- Трусова Т.М. Воспитание любви к природе // Нач. шк.- 1986.- № 8.-С.63−64.
- Тюмасева З.И., Кваша Б. Ф. Культура любви к природе, экология и здоровье человека.- Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2003- 263 с.
- Тюмасева З.И., Сластенин В. А., Зотов В. В. На пути от обучения экологии к экологическому образованию: К проблеме взаимосвязи экол. образования с общ. и непрерыв. образованием // Пед. образование и наука — 2003- № 4.- С. 39−41.
- Тюмасева З.И., Аменд А. Ф. Экологическое строительство детской души.- Челябинск: Челяб. ин-т повышения квалификации и переподготовки работников образования, 1995.- 239 с.
- Тютюнник О.Ю. Формирование экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста: Дис. канд. пед. наук.- М., 1994 169 с.
- Урунтаева Г. А. Дошкольная психология: Учеб. пособие: Для студентов сред. пед. учеб. заведений.- 4-е изд., стер.- М.: Academia, 1999.- 334 с.
- Учебные стандарты школ России. Государственные общеобразовательные стандарты начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования / Под ред. В. С. Леднева и др.- М.: ТЦ «Сфера»: Прометей, 1998.- Кн. 1.-379 с.
- Фельдштейн Д.И. Психология становления личности. М.: Педагогика, 1994.-192с.
- Фокина В. Экологическое воспитание это воспитание нравственности, духовности и интеллекта// Дошк. воспитание.-1995.-№ 7.- С. 11−14.
- Филатова О.М. Формирование экологического отношения к природе в процессе внеклассной работы по биологии: Автореф. дис. .канд. пед. наук. Москва, 2004.-21 с.
- Цветкова И.В. Экологическое воспитание младших школьников: Теория и методика внеуроч. работы.- М.: Пед. о-во России, 2000.- 172 с.
- Черябкина С.Н. Проблемы экологического воспитания в народной педагогике // Проблема формирования и развития личности в психологии и педагогике.-М, 2001.-С. 135−139.
- Чижевский А.Е. Экология у нас дома: Малый экол. практикум // Нач. шк, — 1998, — № 6.- С.43−45.
- Чикильдина H.A. Формирование экологической культуры школьников в условиях учебно-производственного комбината: Автореф. дис. .канд. пед. наук. Ставрополь, 2004. — 22 с.
- Чистякова Л.А. Формирование экологической культуры учащихся младших классов: Дисканд. пед. наук.- Челябинск, 1998.- 155 с.
- Шадриков В. О новых программно-методических комплектах по дошкольному образованию: (№ 112/34−16 от 18.07.97)// Дошк. воспитание.- 1997.- № П.- С.4−6.
- Шашурина М.А. Возможности экологизации учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе // Научные труды Государственного научно-исследовательского института семьи и воспитания.- М., 2003, — Т.1С. 109−118.
- Шорыгина Т.А. Зелёные сказки: Экология для малышей.- М.: Книголюб, 2005.- 99 с.
- Шпотова Т.В. Курс программ для работы с детьми младшего школьного возраста «Игровая экология». М.: ИСАР, 2000. — 52 с.
- Шпотова Т. В. Старых Л.П. Методические рекомендации к программе «Цвет Природы: «Экологическая прогулка» для работы с детьми дошкольного возраста. Обнинск: ЦЭО, 2000. — 44 с.
- Шульженко А.К. Экологическое воспитание: Европейский опыт: Учеб. пособие.- М.: Копи-центр, 2003.- 57 с.
- Экологическое воспитание дошкольников / Под ред. А. М. Федотовой.-Пермь: Б.и., 1992, — 286 с.
- Экологическое воспитание дошкольников: Практ. пособие / Под ред. Л. Н. Прохоровой.- М.: АРКТИ, 2004.- 67 с.
- Экологическое образование в интересах устойчивого развития: (Попытка социол. исследования) / Н. Ф. Церцек, М. В. Рыбакова, Н. А. Шапошникова и др. // География и экология в школе XXI века.- 2004.- № 6 С. 48−52,57.
- Экологическое образование детей: Учеб.-метод. пособие, — Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2005.- 152 с.
- Экологическое образование и воспитание младших школьников / Сост. Ф. Р. Тхагова.- Майкоп: Аякс, 2003- 93 с.
- Экологическое образование школьников / Под ред. И. Д. Зверева, И.Т.Сура- вегиной М.: Педагогика, 1983.- 160 с.
- Экология: Учеб. прогр. для непрерыв. экол. образования: (Дет. сад -школа ВУЗ).- Борисоглебск: Борисоглеб. пед. ин-т, 1995.- 59 с.
- Экология и охрана природы: Сб. науч.-метод. материалов по актуал. проблемам экол. воспитания и обучения.- М.: НОУ ИСОМ, 2003.- 34 с.
- Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах: Избр. пси-хол. тр. / Под ред. Д. И. Фельдштейна.- М.: Ин-т практ. психологии- Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995.-414 с.
- Южакова Т.П. Педагогические основы нравственно-экологического воспитания младших школьников.- Екатеринбург: Урал. ГПИ, 1993. 118 с.
- Ягодин Г. А. Экология и устойчивое развитие в системе образования // Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы. 2003.--№ 4.- С.3−7.
- Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М.: Сентябрь, 1996. — 96 с.
- Яковлева Е.В. Развитие экологической культуры личности младших школьников: Дис. канд. пед. наук. М., 1996. — 175 с.
- Якубова Н.Э. Формирование экологической культуры младших школьников в процессе краеведческой деятельности: Автореф. дис.. канд. пед. наук.- Казань. 1998. 20 с.
- Яншин А.Л., Яншина Ф. Т. Ноосфера В.И.Вернадского // Нач. шк.-1998.-№ 6.--С. 4−11.
- Ярушина О.В. Формирование экологических ориентаций школьников в системе дополнительного образования: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Оренбург, 2003.-21 с.