Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Преемственность в формировании экологической культуры воспитанников и учащихся образовательного учреждения «начальная школа — детский сад»

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Теоретическую базу исследования составляют труды педагогов, социологов, психологов, в которых раскрываются особенности структуры, содержания и генезиса познавательной деятельности детей (Б.Г.Ананьев, А. В. Брушлинский, В. В. Давыдов, А.Н.Леонтьев) — психология воспитания дошкольников и младших школьников, в том числе в аспекте непрерывности и преемственности педагогических воздействий (К.А… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретические предпосылки формирования экологической культуры детей дошкольного и младшего школьного возраста на основе преемственности
    • 1. Экологическая культура дошкольников и младших школьников как предмет исследования
    • 2. Характеристика программно-содержательного обеспечения процесса формирования экологической культуры дошкольников и младших школьников в аспекте преемственности
    • 3. Модель формирования на основе преемственности экологической культуры воспитанников и учащихся образовательного учреждения «Начальная школа — детский сад»
  • Глава II. Опытно-экспериментальная работа по формированию экологической культуры детей в образовательном учреждении «Начальная школа — детский сад»
  • ]. Программно-методическое и организационно-педагогическое сопровождение функционирования модели формирования экологической культуры детей в образовательном учреждении «Начальная школа — детский сад»
    • 2. Содержание, методика и результаты опытно-экспериментальной работы

Преемственность в формировании экологической культуры воспитанников и учащихся образовательного учреждения «начальная школа — детский сад» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Стремительный рост потребления природных ресурсов, загрязнение окружающей среды, негативное влияние техногенных факторов приводят к необратимым изменениям мировых экологических систем. Эта глобальная проблема человечества диктует настоятельную необходимость совершенствования экологического образования и воспитания подрастающего поколения, придания этому процессу адекватного современным требованиям значения. Его результатом должна стать экологическая культура личности, определяющая ответственное отношение последней к окружающей природной среде. Экологически культурный человек — гарант не только предотвращения катастрофических последствий нарушения баланса естественных процессов, но и существенного улучшения биологических и социальных условий развития всего живого на Земле.

Формирование основ экологической культуры начинается в дошкольном детстве. Однако изучение состояния экологического воспитания показывает, что в большинстве дошкольных учреждений этой проблеме уделяется недостаточное внимание, а опыт тех дошкольных учреждений, в которых осуществляется системная работа по формированию у детей экологической культуры, не получает своего естественного продолжения в условиях начального образования. Школа практически не координирует свою деятельность в этой области с дошкольным звеном, действуя автономно, в результате чего или нарушается единство и непрерывность образовательного процесса, возникает «разрыв», или все начинается заново, без учета достигнутого на предыдущей ступени.

Вариативность и дифференциация образовательного процесса вызвали появление значительного количества научной, учебной, методической литературы и аудио-видео продукции (учебники, рабочие тетради, хрестоматии, видеоматериалы, компьютерные программы, СО-диски, аудиокассеты), посвященной экологическому воспитанию детей дошкольного и младшего школьного возраста. Однако при этом не учитывается требование постепенного и поступательного накопления и усложнения экологической информации, движения от элементарных представлений, полученных в дошкольном детстве, к системе научных знаний.

В связи с планируемым переходом к обучению детей с пятилетнего возраста (12 лет общего среднего образования) в контексте модернизации образовательной отрасли возрастает значимость учреждений, которые устраняют прерывность между уровнями образования и образовательными программами, в частности, между дошкольным учреждением и начальной школой (ступенью) и их программами. Таким перспективным образовательным учреждением является созданное в 1998 году на основании Типового положения об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19 сентября 1998 года № 1204, государственное образовательное учреждение «Начальная школа — детский сад».

Образовательное учреждение «Начальная школа — детский сад» позволяет реализовать модель единого образовательного процесса на дошкольной и начальной школьной ступенях общего образования, в рамках которой решаются и частные задачи обучения, воспитания и развития детей в общем концептуальном контексте.

В то же время следует отметить, что потенциальные возможности названного учреждения в плане преемственного формирования экологической культуры детей дошкольного и младшего школьного возраста не реализуется автоматически. Их успешная реализация требует соответствующего теоретико-методического обеспечения, разработанного принципа преемственности. Создание такого обеспечения, разработка научно обоснованной модели формирования экологической культуры детей в условиях образовательного учреждения «Начальная школа — детский сад» представляется насущной исследовательской задачей.

Проблемам преемственности в образовании и воспитании посвящено значительное число исследований. Идея преемственности в обучении находит отражение в педагогическом наследии Я. А. Коменского, Ф.А. В. Дистервега, И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинского и др. необходимость реализации принципа преемственности рассматривалась в трудах отечественных психологов и педагогов — Б. Г. Ананьева, Ю. К. Бабанского, Л. И. Божович, Л. С. Выготского, Ш. И. Ганелина, В. В. Давыдова, М. А. Данилова, Б. П. Есипова, Л. В. Занкова,.

A.A. Люблинской, М. Н. Скаткина, А. П. Усовой, Д. Б. Эльконина и др. Вопросы преемственности между дошкольными учреждениями и школой освещены в ряде диссертационных работ (Е.А. Аникудимова, А. И. Аронина, Л. В. Богомолова, P.E. Герасимова, И. И. Гончарова, С. Н. Дмитриева, Т.А. Ко-вальчук, О. В. Ткаченко и др.), которые посвящены различным аспектам их образовательной и воспитательной деятельности.

Проблема экологического воспитания дошкольников явилась предметом специальных исследований Е. В. Гончаровой, A.B. Запорожца, Л.И. Егоренко-ва, Л. С. Игнаткиной, С. А. Козловой, H.H. Кондратьевой, Т. А. Копцевой,.

B.И.Логиновой, С. Н. Николаевой, H.H. Поддьякова, H.A. Рыжовой, A.M. Федотовой, И. А. Хайдуровой и др.

Проблеме экологического воспитания младших школьников посвящены исследования Л. Р. Ахметшиной, Н. Ф. Виноградовой, Н. С. Дежниковой, С. Н. Назаровой, И. В. Цветковой, Л. П. Салеевой, Л. П. Симоновой, A.A. Плешакова,.

A.Н.Захлебного и др.

Близкими к настоящему исследованию являются работы, в которых раскрываются проблемы:

— непрерывности развития экологической культуры учащихся (Л.Д. Бобылева, И. Т. Гайсин, О. Н. Головко, Л. Ю. Гладышева, А. Я. Кузнецова,.

B.Н.Огоньков, Н. З. Смирнова, В. А. Ясвин и др.);

— преемственности в учебно-воспитательном процессе и в отдельно взятых его компонентах (Б.Ш. Алиева, Э. Г. Ахметшина, И. Т. Гайсин, P.A. Должикова, Т. А. Ерахтина, JIM. Зайцева, C.B. Козин, Л. И. Колунтаева, В. Я. Лыкова, Г. К. Широкова и др.).

Разработаны комплексные и парциальные учебные программы для решения актуальных проблем экологического воспитания и формирования экологической культуры. Для детей дошкольного возраста: «Из детства — в отрочество: Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей 4−7 лет» Т. Н. Дороновой, Л. Г. Голубевой, Н. А. Гордовой и др.- «Юный эколог» С.Н. Николаевой- «Наш дом — природа» Н.А.Рыжовой- «Мы» H.H. Кондратьевой и др. Для детей младшего школьного возраста: «Экология и культура: Программа экологического воспитания школьников» под редакцией Н.С. Дежниковой- «Окружающий мир» Н.Ф.Виноградовой- «Семицветик» В. И. Ашикова, С.Г. Ашиковой- «Природа и художник» Т.А. Копцевой- «Маленький принц Земли» И. В. Цветковой и др.

В то же время специальных исследований, посвященных проблеме преемственности в формировании экологической культуры дошкольников и младших школьников в условиях образовательного учреждения «Начальная школа — детский сад», до настоящего времени проведено не было.

Несмотря на наличие научно-практических ра? ют, составляющих общий теоретический и методический фундамент процесса формирования экологической культуры в дошкольном и школьном возрасте, остается необходимым научное обоснование системного решения названной проблемы, что позволит исключить дискретность при переходе детей с дошкольной на начальную ступень образования и обеспечить преемственность этого процесса.

Таким образом, актуальность данного исследования обусловлена наличием ряда противоречий:

— между необходимостью обеспечения преемственности в процессе формирования экологической культуры детей при переходе с дошкольной на начальную ступень школьного образования и недостаточной теоретической разработанностью данного вопроса, как в содержательном, так и организационном планеонном плане;

— между потенциальными возможностями комплексного образовательного учреждения «Начальная школа — детский сад» осуществления преемственности в формировании экологической культуры дошкольников и младших школьников и отсутствием теоретического обоснования условий, способствующих их эффективной реализации.

Указанные противоречия определили проблему исследования: каковы содержательные и процессуальные основания обеспечения преемственности в формировании экологической культуры детей в условиях образовательного учреждения «Начальная школа — детский сад».

В современной науке создана теоретическая база, сформулирован круг идей, положений, продуктивных подходов, делающих своевременной постановку данной проблемы и позволяющих найти ее решение.

Все сказанное выше позволило сформулировать тему исследования: «Преемственность в формировании экологической культуры воспитанников и учащихся образовательного учреждения «Начальная школа — детский сад».

Объект исследования: процесс формирования экологической культуры детей дошкольного и младшего школьного возраста в условиях образовательного учреждения «Начальная школа — детский сад».

Предмет: преемственность в формировании экологической культуры воспитанников и учащихся образовательного учреждения «Начальная школадетский сад».

Цель исследования: определить содержательные и процессуальные основания обеспечения преемственности в формировании экологической культуры детей дошкольного и младшего школьного возраста в условиях образовательного учреждения «Начальная школа — детский сад».

Гипотеза исследования:

Образовательное учреждение «Начальная школа — детский сад» как форма осуществления единого образовательного процесса на дошкольной и начальной школьной ступенях общего образования создает предпосылки для преемственного формирования экологической культуры обучающихся в нем детей, которые, однако, реализуются не автоматически, а предполагают создание определенных условий. К последним относятся:

— согласование задач, содержания и организационных форм экологического обучения и воспитания детей на дошкольной и начальной школьной ступенях в образовательном учреждении «Начальная школа — детский сад», исключающее дискретность при переходе с одной ступени на другую и обеспечивающее непрерывность и поступательность этого процесса;

— разработка модели формирования на основе преемственности экологической культуры детей дошкольного и младшего школьного возраста в образовательном учреждении «Начальная школа — детский сад»;

— программно-методическое и организационно-педагогическое сопровождение функционирования модели формирования экологической культуры детей на дошкольной и начальной ступенях образования, подкрепленное сотрудничеством всех участников образовательного процесса (воспитанники, учащиеся, родители, педагоги).

Задачи исследования:

1. Конкретизировать научное представление о содержании понятия «экологическая культура личности» применительно к детям дошкольного и младшего школьного возраста".

2. Охарактеризовать с позиции преемственности наличное программно-содержательное обеспечение процесса формирования экологической культуры дошкольников и младших школьников.

3. разработать модель формирования на основе преемственности экологической культуры воспитанников и учащихся образовательного учреждения «Начальная школа — детский сад».

4. Разработать программно-методическое и организационно-педагогическое сопровождение функционирования модели формирования экологической культуры воспитанников и учащихся образовательного учреждения «Начальная школа — детский сад».

Методологической основой исследования являются философские положения о всеобщей связи, взаимообусловленности и цельности явлений реального мира, о диалектической сущности преемственности как одной из существенных черт закона «отрицания отрицания" — об отношении человека к окружающей среде, об объективных и субъективных факторах развития личности и обществаположения психологии и педагогики о духовно-нравственном развитии личности, о ребенке как субъекте воспитанияо взаимосвязи теории и практики обучения и воспитания в процессе онтогенеза, о воспитании как процессе трансляции опыта от поколения к поколению, о связи объема, содержания экологических знаний, социального опыта, навыков с возрастными особенностями личности. Методологическими основаниями исследования выступают также положения социальной экологии как науки, изучающей взаимоотношения человека с окружающей средой, законы его взаимодействия с природойпсихоэкологии, изучающей проблемы совместимости человеческого общества с особенностями природной среды, разрабатывающей технологии гармонизации природно-общественных взаимоотношенийкоэволюции как науки об устойчивом развитии человеческой цивилизации и др.

Методологическую функцию в исследовании реализовали системный (А.Н. Аверьянов, В. Г. Афанасьев, И. В. Блауберг, Н. В. Кузьмина, П.Г. Щедро-вицкий, Ю. П. Сокольников, Э.Г. Юдин) и личностно-деятельностный (Б.Г. Ананьев, Л. С. Выготский, И. А. Зимняя, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Д.И. Фельдштейн) подходы.

Теоретическую базу исследования составляют труды педагогов, социологов, психологов, в которых раскрываются особенности структуры, содержания и генезиса познавательной деятельности детей (Б.Г.Ананьев, А. В. Брушлинский, В. В. Давыдов, А.Н.Леонтьев) — психология воспитания дошкольников и младших школьников, в том числе в аспекте непрерывности и преемственности педагогических воздействий (К.А. Абульханова-Славская, П. П. Блонский, В. М. Бехтерев, Л. И. Божович, Е. Б. Весна, JI.C. Выготский, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, B.C. Мухина, Д. И. Фельдштейн, Г. Г. Шахвердов, Д. Б. Эльконин и др.) — аспекты развития и формирования качеств личности, обусловливающих готовность к различным видам деятельности (Р.Д. Санжаева, Д. Н. Узнадзе, Л. А. Чистякова и др.) — общие вопросы отбора содержания образования (В.Г. Богин, B.C. Леднев, М.Н. Скаткин) — теория развивающего обучения (Л.В. Занков, A.B. Хуторской, И.С. Якиманская) — эко-психологические аспекты развития личности (A.A. Алдашева, С. Д. Дерябо, В. И. Медведев, В. И. Панов, В.А. Ясвин) — вопросы методологии, содержания и организации общего экологического образования и формирования экологической культуры у детей (C.B. Алексеев, С. Н. Глазачев, Н. С. Дежникова, А. Н. Захлебный, И. Д. Зверев, С. Н. Николаева, И. Т. Суравегина, И. В. Цветкова и др.).

В процессе исследования на разных этапах использовался комплекс теоретических и эмпирических методов: моделирование, контент-анализ существующих воспитательно-обучающих программ для дошкольных образовательных учреждений и начальной школы, парциальных программ по экологическому воспитанию и формированию экологической культуры детей дошкольного и младшего школьного возрастаабстрагирование и конкретизация, аналогия, обобщение, сравнениеизучение документов и результатов практической деятельности (рисунков, поделок, опытных посадок и т. п.) — наблюдениеанкетирование, интервью, опрос (устный и письменный) — изучение и обобщение педагогического опытаметоды математической статистики и Интернет-поископытно-экспериментальная работа по реализации на различных площадках нормативной модели и педагогических технологий.

Опытно-экспериментальной базой исследования выступили образовательные учреждения гг. Москвы, Кирова, Перми, Краснодарского краяформирующий эксперимент осуществлялся в Государственном образовательном учреждении «Начальная школа — детский сад» № 1654 Юго-западного административного округа г. Москвы, являющимся экспериментальной площадкой г. Москвы, работающей по теме «Новая модель обучения и воспитания — Детский и юношеский центр «Экополис. Культура. Здоровье».

Организация и этапы исследования.

Исследовательская работа проводилась в несколько этапов.

Первый этап (2000 — 2002 гг.) — теоретический анализ научной, учебной, методической литературы, законодательных и нормативных документов по теме исследования. Основное внимание на данном этапе было обращено на определение предметной области, формулирование общей концепции исследованиясоставление схемы опытно-экспериментальной работы, определение характера и объема необходимой для получения достоверных выводов информации, способов её получения, источников, последовательности работы с нимиопределение эмпирической базы исследования. На данном этапе была обоснована проблема исследования, разработана его методология, уточнён понятийный аппарат и сформулирована гипотеза.

Проведены контент-анализ 15 наиболее известных эко-программ по экологическому воспитанию и формированию экологической культуры детей разного возраста: «Истоки», «Развитие», «Детство», «Из детства в отрочество», парциальных программ: «Юный эколог» С. Н. Николаевой, «Наш домприрода» Н. А. Рыжовой, «МЫ: Азбука экологии» Н. Н. Кондратьевой, «Природа и художник» Т. А. Копцевой, «Паутинка», «Семицветик» В.И. и С. Г. Ашиковых, «Зеленый дом» A.A. Плешакова, «Экология и культура» Н. С. Дежниковой, «Маленький принц Земли» И. В. Цветковой, «Окружающий мир» Н. Ф. Виноградовой, «Природоведение» З. А. Клепининойсодержательный анализ анкет 455 респондентов (детей, родителей, педагогов, руководителей образовательных учреждений) и опыта общеобразовательных учреждений: № 1151 Зеленограда г. Москвы, № 63 г. Пензы, № 9 г. Кирова- № 101 г. Перми, Восходовской средней школы Новокубанского района Краснодарского края.

Второй этап (2002 — 2004 гг.) — анализ собственных и полученных другими исследователями опытных данных, по итогам которого было определено направление дальнейшего научного поиска и разработана программа педагогического эксперимента, включающего констатирующий и формирующий этапы. В ходе констатирующего этапа эксперимента изучался процесс формирования экологической культуры у детей в Государственном образовательном учреждении «Начальная школа — детский сад» № 1654 Юго-западного административного округа г. Москвы и в других общеобразовательных учреждениях. Результаты констатирующего этапа эксперимента позволили установить базовые параметры моделирования этого процесса. Проведена систематизация полученных в ходе исследования результатов по отдельным направлениям.

Третий этап (2004 — 2006 гг.) — опытно-экспериментальная проверка теоретической модели на базе ГОУ «Начальная школа — детский сад» № 1654 Юго-западного административного округа г. Москвы, статистическая обработка опытных данных, обобщение и литературное оформление результатов исследования. Проверка всей совокупности полученных теоретических результатов на полноту охвата предметной области.

На протяжении всех этапов осуществлялись апробация и внедрение результатов исследования, теоретических и методических материалов в педагогическую практику, публикация статей.

Научная новизна исследования:

— конкретизировано научное представление о содержании понятия «экологическая культура личности» как системы, состоящей из ряда взаимосвязанных компонентов (образовательного, эмоционально-ценностного, нравственно-волевого и деятельностного), применительно к детям дошкольного и младшего школьного возрастаохарактеризовано с позиции преемственности программно-содержательное обеспечение формирования экологической культуры детей дошкольного и младшего школьного возраста, выявлены связанные с ним проблемы, препятствующие непрерывности и поступательности этого процесса;

— разработана модель формирования на основе преемственности экологической культуры детей дошкольного и младшего школьного возраста в условиях образовательного учреждения «Начальная школа — детский сад" — разработано программно-методическое и организационно-педагогическое сопровождение функционирования модели формирования экологической культуры воспитанников и учащихся образовательного учреждения «Начальная школа — детский сад», основу которого составляет авторская программа «Первый эко-шаг».

Теоретическая значимость исследования определяется его вкладом в развитие теории экологического образования и воспитания, в той части, которая посвящена обеспечению непрерывности этого процесса, реализации принципа преемственности при переходе с одной образовательной ступени на другую.

Результаты исследования конкретизируют и обогащают научные представления о содержательной и процессуальной сторонах экологического образования и воспитания, уточняют их специфику в исходном звене (детский сад — начальная школа), дополняют содержание сложившихся подходов к формированию экологической культуры личности теоретическими положениями и выводами об условиях, способствующих обеспечения единства и целостности образовательно-воспитательного процесса.

Практическая значимость исследования состоит в принципиальной возможности использования содержащегося в нем теоретического материала и выводов для обеспечения преемственности в формировании экологической культуры детей дошкольного и младшего школьного возраста как в комплексном образовательном учреждении «Начальная школа — детский сад», так и в традиционного типа дошкольных учреждениях и общеобразовательных школах.

Автором подготовлены и апробированы программно-методические разработки и рекомендации для педагогов дошкольного и начального звена школьного образования по осуществлению основанных на принципе преемственности экологического образования и воспитания детейрекомендации по освоению программы «Первый эко-шаг», разработке экопроектов, проведению экологических праздников и экодисантов.

Материалы диссертации могут быть использованы в процессе подготовки и переподготовки педагогов дошкольных образовательных учреждений и общеобразовательных школ.

Обоснованность и достоверность результатов исследования подтверждается опорой на фундаментальные методологические и теоретические позиции, данными педагогического эксперимента, сопоставимыми с эмпирическим материалом, полученным различными методами, адекватными объекту, предмету, цели, гипотезе, задачам научного исследованиядостаточностью и комплексным характером обработки эмпирических и опытно-экспериментальных данных.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Экологическая культура личности представляет собой систему, состоящую из ряда взаимосвязанных компонентов: образовательного (знания о природе, усвоенные нормы и правила взаимодействия с окружающей природной средой), эмоционально-ценностного (отношение к природе как к универсальной ценности), нравстенно-волевого (ответственность и способность к самоограничению), деятельностного (навыки экологически мотивированного поведения, природоохранной деятельности), которые в совокупности определяют характер ее функционирования в социоприродном пространстве.

Экологическая культура дошкольника и младшего школьника рассматривается как динамическое образование, то есть не только как результат образовательно-воспитательной работы, но и как процесс развития и обогащения каждого из ее компонентов, предполагающий поступательное продвижение ребенка от элементарных экологических представлений, положительного эмоционально-чувственного восприятия природы отдельных экологически ценных поступков к системе научных знаний, осмысленному ценностно-ориентированному отношению к природе и ответственному, экологически мотивированному поведению.

2. Анализ с позиции преемственности отечественных комплексных и парциальных программ для дошкольных образовательных учреждений и начальной школы, условно разделенных на три группы: экологической (в основном, биоэкологической), эстетико-экологической и социально-экологической направленности, показал, что при всех их достоинствах и несомненном воспитательно-образовательном потенциале, заключенном в каждой из них, они не способны в должной мере удовлетворить потребности комплекса «Начальная школа — детский сад», так как не рассчитаны на использование в единой системе дошкольного и начального образования.

В числе наиболее значимых проблем, имеющих место в современной педагогической практике формирования экологической культуры детей, отчасти обусловленных имеющимся программно-содержательным обеспечением, следует отметить: автономность, рассогласованность воспитательных усилий институтов формирования экологической культуры детей (семьи, детского сада, школы, учреждений дополнительного образования, общественных объединений) — дискретность при переходе детей с дошкольной на начальную ступень школьного образования, обусловленную отсутствием перспективности в формировании начал экологической культуры дошкольника и учета предыдущего опыта ребенка при построении содержания экологического образования в начальной школе.

3. Модель формирования на основе преемственности экологической культуры детей дошкольного и младшего школьного возраста в образовательном учреждении «Начальная школа — детский сад» представляет собой структуру, отражающую внутренние, существенные отношения объекта исследования: задачно-целевой блок, принципы, содержание (инвариантная и вариативная части, уровни и компоненты содержания учебно-воспитательного процесса), технологии, планируемые результаты, условия и критерии эффективности процесса формирования экологической культуры детей.

4. Программно-методическое и организационно-педагогическое сопровождение функционирования модели обеспечивается авторской программой «Первый эко-шаг», представляющей систему формирования экологической культуры воспитанников и учащихся образовательного учреждения «Начальная школа — детский сад» посредством комплекса специальных занятий, уроков, новых форм внеурочной работы и дополнительного образования. Ключевой элемент программы — дидактические, методически и организационно обеспеченные групповые экопроекты — пролонгированные практикоориенти-рованные учебно-воспитательные минипрограммы, участниками которых являются дети и их родители при консультативной роли педагогов.

Апробация и внедрение результатов диссертационного исследования.

Основные идеи исследования обсуждены и получили одобрение на ряде научно-практических конференций и семинаров, диссертант также выступил организатором проблемных педагогических советов и заседаний методических объединений. Наиболее значимые из названных мероприятий:

— круглый стол «Современная ситуация в образовании: преемственность между детским садом и школой» (Московский департамент образования, Зеленоградское окружное управление, 10.09.2002);

— научно-практическая конференция «Экология и культура: приоритеты воспитания XXI века» (Государственный НИИ семьи и воспитания, 10.12.2002);

— семинар «Проектная деятельность в начальной школе по теме: «Планета — наш общий дом» (Государственный НИИ семьи и воспитания, 29.01.2003);

— ярмарка инновационных идей «Актуальные проблемы в современном воспитании личности» (Юго-западное окружное управление образования Департамента образования г. Москвы, 12.03.2003);

— творческие семинары, научные сессии и научно-практические конференции (Государственный НИИ семьи и воспитания, 2002, 2003, 2004, 2005, 2006 гг.).

В период 2002;2006 гг. научно-исследовательская деятельность по проблеме диссертации проводилась на базе сетевой городской экспериментальной площадки — Государственное образовательное учреждение «Начальная школа — детский сад» № 1654 Юго-западного административного округа г. Москвы, где внедрены основные результаты исследования.

Часть научных разработок, внедряемых в практику, были выполнены в рамках темы «Моделирование процесса воспитания экологической культуры у детей и подростков в условиях модернизации образования» (№ государственной регистрации 1 200 301 795) Комплексной программы Российской академии образования «Воспитание как социальный феномен: состояние и перспективы развития» (2002;2006 гг.). Они используются в теоретической и практической работе в системе общего и профессионального образования России.

Структура диссертации.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Во введении обоснована актуальность избранной темы, определены проблема, цель, объект, предмет, гипотеза, задачи и методы исследования, охарактеризованы его научная новизна, теоретическая и практическая значимость, сформулированы основные положения выносимые на защиту.

В первой главе «Теоретические предпосылки формирования экологической культуры детей дошкольного и младшего школьного возраста на основе преемственности» рассматривается содержание понятия «экологичеекая культура личности», которое конкретизируется применительно к детям дошкольного и младшего школьного возрастараскрывается сущность понятия преемственности в обучении и воспитании и дается характеристика наличного программно-содержательного обеспечения экологического образования и воспитания дошкольников и учащихся начальной школы в аспекте преемственности, выявляются проблемы, препятствующие непрерывному и последовательному формированию экологической культуры детей при переходе с дошкольной на начальную ступень школьного образованиятеоретически обосновывается модель формирования на основе преемственности экологической культуры детей в условиях комплексного образовательного учреждения «Начальная школа — детский сад».

Во второй главе «Опытно-экспериментальная работа по формированию экологической культуры детей в образовательном учреадении «Начальная школа — детский сад» представлено программно-методическое и организационно-педагогическое сопровождение функционирования модели формирования экологической культуры дошкольников и младших школьников в образовательном учреждении «Начальная школа — детский сад», реализованное в авторской программе «Первый эко-шаг" — изложены содержание, методика и результаты опытно-экспериментальной работы по формированию экологической культуры детей в условиях образовательного учреждения «Начальная школа — детский сад» в соответствии с разработанными моделью и ее программно-методическим и организационно-педагогическим сопровождениемсформулированы методические рекомендации в адрес педагогов дошкольных учреждений и начальных школ.

В заключении охарактеризована выполненная работа в целом и сделаны выводы по итогам диссертационного исследования.

Результаты исследования показали эффективность использования, помимо традиционных подходов к формированию экологической культуры (наблюдение, труд в природе, игра и т. д.), инновационных подходов:

1) направленных на развитие личности ребенка:

• более широкое использование игровых приемов, моделирующих эмонионально-значимые для детей ситуации, в которых дети могли бы проявлять самостоятельность, инициативу, творчество, фантазию, ответственность (помимо дидактических игр с экологическим содержанием включать в работу игры-путешествия, КВН, викторины, экологические праздники и др.);

• цикличность содержания, способствующая использованию детьми собственного опыта экологической деятельности (спиралевидное построение программы);

• создание эколого-развивающей предметной среды, функционально моделирующей содержание детской деятельности;

• совместная природоведческая и природоохранная деятельность детей дошкольного и младшего школьного возраста. Это совместные праздники, субботники, уход за животными и растениями уголков природы, участие школьников на занятиях по экологии у дошкольников, подготовка материала к занятиям в группах.

2) направленных на интеграцию семьи в образовательный процесс:

• совместная деятельность педагогов, детей и родителей по проведению акций бережного отношения к природе, благоустройству территории, изготовлению скворечников, кормушек, поделок из природного и бросового материала;

• регулярный выпуск экологических газет, выполненных детьми совместно с педагогами и родителями. Каждая газета имеет свое название, эмблему, девиз. Например, газета четвертого класса называется «Живая планета», эмблема представляет собой Земной шар в теплой шапке и шарфе, держащийся за руки с детьми;

• обеспечение взаимосвязи занятий (фронтальных и подгрупповых) и уроков в школе с повседневной жизнью детей;

• интеграция с другими видами деятельности (речевым развитием, конструированием, художественным трудом, музыкой, изобразительной деятельностью, трудом в природе и т. д.);

3) направленных на повышение квалификации педагогов:

• изменение форм общения детей на занятиях и уроках, признание права ребенка на инициативные высказывания, право на ошибку (за партами и столами дети сидят только во время объяснения нового материала, а выполнение заданий творческого характера, решение проблемно-поисковых задач проходит в свободной форме, без ограничения в движении);

• использование преимущественно диалогической формы общения — в процессе работы организуются объединения детей и взрослых (групповые и подгрупповые) для выполнения экспериментальных, проблемно-поисковых экологических задач;

• повышение общей и собственной экологической культуры воспитателей (педагогов и родителей). Для формирования экологической культуры у детей необходимо, чтобы воспитатели осознавали важность экологического образования для развития гуманной личности с ответственным отношением к миру, были профессионально подготовлены, творчески развиты;

• широкое использование методов, активизирующих мышление, воображение и поисковую деятельность детейвведение элементов проблемности в обучение, дивергентных (открытого типа) задач, имеющих разные варианты «правильных» решений.

Настоящее исследование выявило актуальные научные и практические проблемы, требующие как продолжения начатой работы, так и новых исследований: теоретическое моделирование и реализация педагогических условий эффективности процесса формирования экологической культуры дошкольников и младших школьников- «удельный вес» государственной и общественной составляющих в развитии программы формирования экологической культуры, ее подробное экономическое обоснованиесравнительно-сопоставительный анализ концепций, моделей, примеров формирования экологической культуры детей и подростков в исторической ретроспективе и различных странах мираизучение и внедрение в практику инновационного опыта формирования экологической культуры на личностном, групповом, муниципальном, региональном, федеральном и международном уровняхсоотношение содержания, форм, средств и управления программой формирования экологической культурыприоритет экологического критерия в любом проявлении жизнедеятельности людей над всеми остальными (экономический, политический, социальный и др.) — организация экологического волонтерского движения и др.

Представленный в исследовании новый подход к формированию экологической культуры детей дошкольного и младшего школьного возраста требует изменений в организационных структурах, курирующих воспитательную деятельность детей в образовательных учреждениях, более высокой профессиональной подготовки педагогов, обновления методической документации (учебных планов, программ, пособий), обеспечивающих процесс нововведений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Исследование проблемы формирования экологической культуры детей с позиции преемственности подтвердило ее актуальность. Развитие экологической культуры дошкольников и младших школьников в настоящее время является главной целью и основным направлением общего экологического образования подрастающего поколения.

Учебно-воспитательный комплекс, как показали результаты исследования, предоставляет возможность интегрировать цели формирования экологической культуры дошкольного и начального школьного образования, решает проблемы созидательности, преемственности и непрерывности процесса экологического воспитания и обучения. Формирование экологической культуры наиболее продуктивно в комплексе «Начальная школа — детский сад», где происходит непрерывное формирование экологических знаний и умений, развитие характера, воли, нравственного облика дошкольника и младшего школьника.

Экологическая культура — опыт жизнедеятельности человека в его взаимодействии с окружающей природной средой, способствующий здоровому образу жизни, экологической безопасности страны и каждого человека в отдельности. Накопление опыта происходит через экологическое обучение и воспитание.

Формирование экологической культуры предполагает взаимодополнение учебной и воспитательной деятельности. Благодаря учебной деятельности, дети осваивают начальные представления о теории и практике взаимодействия человека, общества и природы, овладевают причинно-следственным мышлением в области экологии. Благодаря игре, дети обучаются принятию экологически целесообразных решений. Созидательная и преобразовательная общественно-полезная экологическая деятельность позволяет закрепить полученные знания и умения, внести реальный вклад в изучение и охрану местных экосистем, пропаганду экологических идей. Эффективность определяется также преемственностью экологической деятельности в условиях школы, семьи и окружающей среды.

Экологическая культура дошкольника и младшего школьника рассматривается как динамическое образование, то есть не только как результат образовательно-воспитательной работы, но и как процесс развития и обогащения каждого из ее компонентов, предполагающий поступательное продвижение ребенка от элементарных экологических представлений, положительного эмоционально-чувственного восприятия природы отдельных экологически ценных поступков к системе научных знаний, осмысленному ценностно-ориентированному отношению к природе и ответственному, экологически мотивированному поведению.

Определив приоритетные концептуальные подходы к организации образовательного процесса, мы обозначили, что успех в обучении и воспитании детей, в том числе и в формировании экологической культуры, зависит от принципа преемственности. В процессе формирования экологической культуры преемственность рассматривается нами как такая опора на пройденное, такое использование и дальнейшее развитие у детей знаний, умений и навыков, при которых создаются разнообразные связи, раскрываются новые идеи, в результате чего появляются интересы, потребности в новых отношениях с природой.

Разработанная в ходе исследования модель формирования на основе преемственности экологической культуры детей дошкольного и младшего школьного возраста в образовательном учреждении «Начальная школа — детский сад» представляет собой структуру объекта исследования: целевой блок, принципы, содержание, технологии, планируемые результаты, условия и критерии эффективности процесса формирования экологической культуры детей.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. — 299 с.
  2. А.Н. Системное познание мира: Методологические проблемы. -М.: Политиздат, 1985.-263 с.
  3. C.B., Симонова JI.B. Идея целостности в системе экологического образования младших школьников // Нач. шк.-1999.- № 1.- С. 19−22.
  4. C.B. Экология: наука и область образования: Метод, рекомендации.- СПб.: Санкт-Петербург, гос. ун-т пед. мастерства, 1994.- 54 с.
  5. .Ш. Преемственность в формировании экологической культуры у детей шести-восьми лет: (На традициях нар. педагогики Дагестана): Автореф. дис.. канд. пед. наук.-М., 1993- 17 с.
  6. Альтернативная система образования: опыт США и Великобритании // Педагогическое образование. 1990. — № 2. — 240 с.
  7. .Г. Человек как предмет познания. JL: Изд-во ЛГУ, 1968. — 339 с.
  8. В. Старая новая проблема: школа детский сад // Дошк. воспитание.-1994.-№ 1.-С.4−5.
  9. A.B. Эколого-педагогический кооператив «Юный натуралист» // Нач. шк.- 1989, — № 6.- С.73−79.
  10. Н. О преемственности в работе дошкольных образовательных учреждений и школ // Дошк. воспитание.-1994.- № 1.- С.5−11.
  11. Л.Р. Педагогические условия повышения качества экологической образованности детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дис. канд. пед. наук.- Казань, 2002.- 23 с.
  12. В.И., Ашикова С. Г. Семицветик: Прогр. и руководство по культ.-экол. воспитанию и развитию детей дошк. возраста.- М.: Пед. о-во России, 1998.- 170 с.
  13. Бабанский Ю. К. Понятие о педагогической системе // Бабанский Ю. К. Избранные педагогические труды / Состав. М. Ю. Бабанский. М.: Педагогика, 5 1989.-С. 250.
  14. Т.А. Эколого-краеведческая работа с младшими школьниками//Нач. шк.- 1993.-№ 9.-С.16−20.
  15. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте (Психологическое исследование). М.: Просвещение, 1968.-464 с.
  16. Л.И. Проблемы формирования личности. М.: Изд-во «Институт практической психологии», 1997. — 352 с.
  17. H.A. Проблемы формирования экологического сознания: Анализ проблем непрерыв. экол. образования // Педагогика.- 2004.- № 10 С.35−42.
  18. И.В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода.- М: Наука, 1973.- 270 с.
  19. Л.Д., Бобылева О. В. Экологическое воспитание младших школьников: Кружк. работа // Нач. шк.- 2003- № 5 С.64−75.
  20. О.С., Петрова В. И. Некоторые проблемы нравственного воспитания и развития младших школьников / Под ред. И. А. Каирова.- М.: Педагогика, 1972.- 104 с.
  21. С.А. Природа: что мы можем М.: Моск. рабочий, 1987.143 с.
  22. В.Д. Культура общения с природой.- М.: Агропромиздат, 1987, — 172 с.
  23. Т.М. Экологические занятия с детьми 6−7 лет: Практ. пособие для воспитателей и методистов ДОУ.- Воронеж: Учитель, 2006.-190 с.
  24. А.Б. Психология мышления и проблемное обучение. -М., 1983.-92 с.
  25. А.П. В дружбе с людьми и природой: Кн. для учителя.- М.: Просвещение, 1991.- 156 с.
  26. Г. В. Формирование экологической культуры младших школьников средствами краеведо-туристской деятельности: Автореф. дис.. канд. пед. наук.- М., 1997.- 18 с.
  27. Т.П. Формирование экологической культуры младших школьников в образовательном процессе на основе использования личностной ситуации: Автореф. дис. канд. пед. наук.- Воронеж, 2004. 22 с.
  28. И.В. Развитие экологической культуры детей в дополнительном образовании детского сада: Автореф. дис. канд. пед. наук.- М., 2001.- 18 с.
  29. Л.И., Сеничева Г. П., Сорокина A.B. Экологическая практика учащихся начальной школы: Пособие для учителя.- Вологда: ВИРО, 2004.- 70 с.
  30. Г. В. Воспитание основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста в условиях мегаполиса: Дис.. канд. пед. наук.-М., 2004, — 209 с.
  31. Васякина-Новикова Ж. Л. Паутинка. М., 1996. — 153 с.
  32. Л.А. Восприятие и обучение. (Дошк. возраст).- М.: Просвещение, 1969.-365 с.
  33. Венгер Л.А. A.B. Запорожец: гуманизация дошкольного воспитания// Дошк. воспитание.- 1990.-№ 8 С.2−6.
  34. H.H. Психологический анализ условий формирования основ экологического сознания: (На материале эксперим. учеб. программы по основам экологии для детей 6-ти лет): Автореф. дис. канд. психол. наук.- М., 1991.- 36 с.
  35. С.А. Ознакомление дошкольников с природой.- 3-е изд., перераб. и доп.- М.: Просвещение, 1980, — 269 с.
  36. В.И. Биосфера и ноосфера.- М: Айрис-Пресс, 2003.- 573 с.
  37. Н.Я. Воспитание у младших школьников любви к природе родного края, интереса к природоведческим знаниям // Нач. шк.-1998.- № 10 С.9−11.
  38. Взаимодействие общества и природы: Филос.-методол. аспекты экол. проблемы: Сб. ст. / Отв. ред. Е. Т. Фаддеев.- М.: Наука, 1986 348 с.
  39. Ю.Ф. Формирование экологической культуры младших школьников Ханты-Мансийск: Полиграфист, 2002 — 6 с.
  40. Н.Ф. Воспитание нравственного отношения к природе у шестилетних школьников.- М.: Б.и., 1993.- 80 с.
  41. Н.Ф. Окружающий мир в 1 -2 классах: Метод, беседы: Кн. для учителя.- 4-е изд.- М.: Просвещение, 2002.- 64 с.
  42. Н.Ф. Окружающий мир: 1−4 кл.: Методика обучения, — М.: Вентана-Граф, 2002.- 237 с.
  43. Н.Ф. Теоретические и научно-методические основы ознакомления детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста с окружающим миром: Автореф. дисд-ра пед. наук.- М., 1994.- 36 с.
  44. Н.Ф. Экологическое воспитание младших школьников: Проблемы и перспективы // Нач. шк.- 1997.- № 4 С.36−40.
  45. О.Б. Метод проектов в экологическом воспитании детей младшего школьного возраста: Автореф. дисканд. пед. наук.- М., 2004 22 с.
  46. Воспитание и развитие детей в процессе обучения природоведению: Из опыта работы: Пособие для учителей / Сост. Л. Ф. Мельчаков.- М.: Просвещение, 1981.- 158 с.
  47. Воспитание на пороге XXI века: реалии и перспективы: Информ.-метод. сб. / Отв. ред. Г. Д. Кузнецов.- М.: Центр инноваций в педагогике, 1998 -127 с.
  48. Воспитание экологической культуры у детей и подростков: Экол. занятия- Сюжет-ролевые игры- Сценарии лит.-экол. праздников: Учеб. пособие / Н. С. Дежникова, Л. Ю. Иванова, Е. М. Клемяшова и др.- М.: Пед. о-во России, 200 062 с.
  49. Воспитательный процесс: изучение эффективности: Метод, рекомендации / Под ред. E.H. Степанова.- М.: ТЦ «Сфера», 2000.- 121 с.
  50. Л.С. Развитие высших психических функций. Избр. труды. М.: Просвещение, 1984. — 198 с.
  51. И.Т. Преемственность системы непрерывного экологического образования: Автореф. дисд-ра пед. наук.- Казань, 2000.- 41 с.
  52. К. фон. О душевной сущности ребёнка: Реф. пер. с нем.-Минск: Творч.-произв. центр «Полифакт», 1991, — 73 с.
  53. В. Ф. Экскурсии по природоведению во 2 и 3 классах: Пособие для учителей.- Киев: Рад. шк., 1983.- 95 с.
  54. Э.В., Ширкова И. Ю. Экология и культура.- М.: Знание, 1989.63 с.
  55. С.Н. Сохраним ценности экологической культуры // Нач. шк.-1998.- № 6.- С. 13−14.
  56. Н.С. Экологическое воспитание дошкольников: Перспектив, планирование работы с детьми 3−7 лет.- М.: Мозаика-Синтез, 2004.- 38 с.
  57. О.Н. Генезис, современные технологии и тенденции развития системы непрерывного экологического образования: Автореф. дис.. д-ра пед. наук.- М, 2003.- 36 с.
  58. А.Л. Экологическая деятельность как предпосылка устойчивого развития общества: Автореф. дисканд. филос. наук М., 1995.- 23 с.
  59. И.И. Преемственность в формировании учебных умений у старших дошкольников и первоклассников: Автореф. дис. .канд. пед. наук. М., 1988.-16 с.
  60. В.П. Природа и люди: Хрестоматия по природоведению для учителей нач. кл.- М.: Просвещение, 1976.- 336 с.
  61. ГреховаЛ.И. В союзе с природой: Экол.-природовед, игры и развлечения с детьми: Учеб.-метод. пособие.- 5-е изд., стер.- М.: ЦГЛ- Ставрополь: Сервисшкола, 2003, — 285 с.
  62. В.Г. Влияние знаний детей о природе на воспитание положительного отношения к ней: Автореф. дис. канд. пед. наук М., 1969.- 20 с.
  63. Е.А. Экология для малышей: Учеб. пособие.- Ульяновск: ИПК ПРО, 1997.- 4.1.-56 е.- Ч.2.-61 с.
  64. Н.А. Воспитание основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста: (На материале природы родного края): Автореф. дис.. канд. пед. наук.- Ростов н/Д, 2001.- 20 с.
  65. JI.M., Уртенова З. Ю. Национальные традиции и их использование в экологическом воспитании детей // Нач. шк.- 1998.- № 6, — С.71−76.
  66. В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теорег. и экс-перим. психол. исслед М. Педагогика, 1986.- 240 с.
  67. М.А. Структура уроков, их типы и классификация (выписки, заметки). М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. — 112 с.
  68. М.А., Есипов Б. П. Дидактика. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1957.-518 с.
  69. Н.С., Цветкова И. В. Экологический практикум: научный поиск, педагогический опыт, авторские проекты.- М.: Пед. о-во России, 2001.- 94 с.
  70. Н.С. Экологическое воспитание в контексте социокультурной динамики // Научные труды Государственного научно-исследовательского института семьи и воспитания М., 2003.- Т.1.- С.31−40.
  71. В.А., Савельева С. С., Бабанский И. Т. Уроки экологического творчества // Нач. шк, — 1989.- № 12 С.40−44.
  72. Дерим-Оглу E.H., Томилина Н. Г. Материалы к проведению экскурсии в смешанный лес // Нач. шк 1990.- № 5.- С.28−34.
  73. С.Д. Субъективное отношение к природе детей дошкольного и младшего школьного возраста // Нач. шк.- 1998.- № 6- С. 19−26.
  74. С.Д., Ясвин В. А. Экологическая педагогика и психология: Учеб. пособие для студентов вузов Ростов н/Д: Феникс, 1996.- 476 с.
  75. Детский сад и школа: проблемы непрерывности развития личности: Материалы науч.-практ. конф., прошедшей 14 марта 2001 г. в Моск. гор. пед. унте.- М.: МГПУ, 2001.-210 с.
  76. Детство: Прогр. развития и воспитания детей в дет. саду / В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, H.A. Ноткина и др.- СПб.: Акцидент, 1995.- 284 с.
  77. С.Н. Реализация принципа преемственности в условиях учебно-воспитательного комплекса «Детский сад начальная школа»: Автореф. дис.канд. пед. наук. — Якутск, 2006. — 21 с.
  78. P.A. Преемственность образования детей в дошкольном образовательном учреждении и начальной школе: Автореф. дис.. канд. пед. наук.- Курган, 1998.- 22 с.
  79. Н.В. Формирование эколого-краеведческих знаний у младших школьников (на примере факультатива): Автореф. дис. .канд. пед. наук. -Комсомольск-на-Амуре, 2004.-21 с.
  80. Т., Якобсон С. Программа «Радуга» // Дошк. воспитание-1990, — № 10.-С.60−65.
  81. О.М. Совершенствование подготовки будущих учителей начальных классов к осуществлению экологического воспитания младших школьников: Автореф. дис. канд. пед. наук.-Киев, 1988.- 24 с.
  82. O.K., Лось В. А. Экология и устойчивое развитие: Учеб. пособие.- М.: Изд-во УРАО, 1997.- 222 с.
  83. Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников: Пособие для работников дошк. образоват. учреждений и учителей нач. школ.- М.: Аркти, 2001.- 125 с.
  84. H.H. Экологическая культура педагога: аксиолого-педагогический аспект: Автореф. дис— канд. пед. наук.- Томск, 2002.- 21 с.
  85. Л.Н. Экологическая сказка для первоклассников // Нач. шк.-1992.- № 11−12, — С. 19−22.
  86. .П. Проблемы улучшения самостоятельной работы учащихся на уроках // Советская педагогика. 1957. — № 8. — С. 9 — 22.
  87. П.М. Потребности человека.- М.: Мысль, 1990.- 364 с.
  88. Н.С. Состояние экологического воспитания учащихся // Нач. шк.-1989-№ 10−11.-С.78−81.
  89. Л.М. Преемственность в экологическом воспитании старших дошкольников и младших школьников: Дис.. канд. пед. наук.- Смоленск, 2001.196 с.
  90. А.Н. На экологической тропе: (Опыт экол. воспитания).-М.: Знание, 1986.- 77 с.
  91. А.Н. Школа и проблемы охраны природы: (Содержание природоохранит. образования).- М.: Педагогика, 1981.- 184 с.
  92. И. Охрана природы и экологическое воспитание школьников // Воспитание школьников, — 1985.- № 6, — С.30−35.
  93. И.Д. Экология в школьном обучении: Новый аспект образования.-М.: Знание, 1980.- 96 с.
  94. И.Д. Экология и педагогика // Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. / Гл. ред. В. В. Давыдов.- М., 1999.- Т.2.- С.602−605.
  95. Т.В. Умственное воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с явлениями неживой природы: Автореф. дис. канд. пед. наук.- М., 1982.- 23 с.
  96. Т.С. Экологическое образование и воспитание в начальной школе: Учеб.-метод. пособие.- М.: ЦГЛ, 2003.- 55 с.
  97. Из детства в отрочество: Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей 4−7 лет / Т. Н. Доронова, Л.Г. Го-лубева, H.A. Гордова и др.- М.: Просвещение, 2002.-142 с.
  98. Инновационные подходы в экологическом воспитании школьников: Учеб.-метод. пособие / Сост. С. К. Абдуллина, И. М. Максимова.- Уфа: Башк. ин-т развития образования, 2002.- 43 с.
  99. Искать сердцем: воспитание экологической культуры: Программа «Маленький принц Земли» / Сост. И.В.Цветкова- М.: Б.и., 1997.- 205 с.
  100. Истоки: Базис, программа развития ребёнка-дошкольника / Т. И. Алиева, Т. В. Антонова, Е. П. Арнаутова и др.- М.: Карапуз, 1997.- 278 с.
  101. Как знакомить дошкольников с природой: Пособие для воспитателей дет. сада / Под ред. П. Г. Саморуковой.- М.: Просвещение, 1983.- 207 с.
  102. Н.Г. Программа экологического воспитания для детей дошкольного возраста.- Казань: Б.и., 1994.- 29 с.
  103. И.М. Понятийно-терминологическая система педагогики: Jlo-гико-методол. проблемы.- М.: Педагогика, 1980.- 157 с.
  104. A.B. Подготовка и использование эколого-краеведческих заданий при изучении неживой природы младшими школьниками // Нач. шк.-1998.- № 6.-С.84−91.
  105. З.П. Экологическое образование и воспитание школьников в процессе изучения природы // Нач. шк.- 1989.- № 5.- С.25−27.
  106. H.H. Мировоззрение и экология, — Киев: Наук, думка, 1990.215 с.
  107. З.А. Природа и люди: Кн. для учителя нач. кн.: (1−4).- Смоленск: Ассоц. XXI век, 2001.- 345 с.
  108. Л.И. Преемственность в работе образовательных учреждений по обучению и развитию детей младшего школьного возраста и старших дошкольников // Практика адм. работы в шк, — 2002.- № 2.- С.43−46.
  109. Комплект программ по экологическому образованию учащихся: Начальная школа / Под ред. И. Т. Суравегиной М.: Центр инноваций в педагогике при Моск. департаменте образования, 1992.- 19 с.
  110. Кон И. С. Ребёнок и общество: (Ист.-этногр. перспектива).- М.: Наука, 1988.- 269 с.
  111. Концепция дошкольного воспитания // Дошк. воспитание 1989.- № 9.-С.48−69.
  112. Концепция содержания непрерывного образования. (Дошкольное и начальное звено).- М.: Гном и Д, 2004.- 32 с.
  113. O.B. Формирование экологической культуры младших школьников в учебной деятельности: (На примере курса природоведения): Автореф. дис.. канд. пед. наук М., 1999.-18 с.
  114. А.Н., Марков Ю. Г., Васильев Н. Г. Экологическое знание и сознание: особенности формирования.- Новосибирск: Наука, 1987.- 218 с.
  115. А.Я. Концептуальные основания непрерывности образования // Педагогика и психология преемственности: детский сад школа — вуз: Сб. науч. тр.- Новосибирск, 2005.- С. 19−25.
  116. Т.А. Воспитание познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста: (На материале экскурсий в природу): Автореф. дис.. канд. пед. наук.- М., 1978.- 21 с.
  117. Н.Г. Развитие познавательной деятельности детей в природе как основа воспитания экологической культуры личности: Автореф. дис.. канд. пед. наук.- Чита, 2000 22 с.
  118. В.В., Гагарин A.B. Воспитание гуманистически ориентированной личности в процессе взаимодействия учащихся с миром природы // Проблема формирования и развития личности в психологии и педагогике.- М., 2001.-С. 102−111.
  119. B.C. Содержание общего среднего образования. -М.: Педагогика, 1990.- 80с.
  120. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность.- 2-е изд.- М.: Политиздат, 1977.- 304 с.
  121. Листок на ладони: Метод, пособие по проведению экскурсий с целью экол. и эстет, воспитания дошкольников / Сост.: В. А. Степанова, И.А. Королева-СПб.: Детство-Пресс, 2003.- 110 с.
  122. .Т. Экология личности // Педагогика.- 1993.- № 2.- С. 19−23.
  123. Г. П. Экологическое воспитание первоклассников на уроках сельскохозяйственного труда // Нач. шк -1990.- № 9.- С.45−50.
  124. В.Л. Учим воспринимать эстетические свойства природы // Нач. шк.- 1988.- № 1.- С. 25−27.
  125. М.В. Детям о природе: Кн. для воспитателя дет. сада.- М.: Просвещение, 1989.- 139 с.
  126. В.Я. Последовательно и гармонично: преемственность в воспитании- Смоленск: СГИИ, 2001.- 130 с.
  127. И.И., Козлова О. Н., Глазачев С. Н. Путь к экологической куль-1уре.- М.: Горизонт, 2001.-194 с.
  128. Л.И. Формирование эколого-гуманистической картины мира у детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дис.. канд. пед. наук.-Якутск, 2003.- 18 с.
  129. М.Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста: Метод, пособие для воспитателей ДОУ и педагогов нач. шк, — М.: АРКТИ, 2004.- 316, 1. с.
  130. К.С. Альтернативная система образования: опыт США и Великобритании // Педагогическое образование.- 1990 № 2.- С. 121−124.
  131. М.В. Развивающая предметно-пространственная среда как условие формирования основ экологической культуры детей дошкольного возраста: Дисканд. пед. наук.- Архангельск, 2004.- 171 с.
  132. Е.П. Построение пространства экологического воспитания дошкольников и младших школьников // Построение дополнительного пространства развития дошкольников и младших школьников: интеграция современных подходов- Барнаул, 2004.- С. 86−90.
  133. В.М. Экологическое воспитание в начальных классах: Пособие для учителя.- Минск: Нар. асвета, 1987.-109 с.
  134. Мир природы и ребёнок: Методика экол. воспитания дошкольников: Учеб. пособие для пед. училищ / Под ред. Л. М. Маневцовой, П. Г. Саморуковой, — 3-е изд., стер.- СПб.: Детство-пресс, 2000.- 318 с.
  135. И.Э. Общеобразовательное учреждение как институт формирования экологической культуры личности: Автореф. дис.. канд. пед. наук.-Н.Новгород, 2004.- 23 с.
  136. H.H. Человек и ноосфера.- М.: Мол. гвардия, 1990.- 351с.
  137. Л.П. Экологические праздники для детей: Учеб.-метод. пособие, — М.: ЦГЛ, 2003.- 127 с.
  138. P.P. О работе экологической школы // Нач. шк.- 1999-№ 3.- С. 32−34.
  139. B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М.: «Академия», 2002. — 456 с.
  140. С.Н. Формирование экологического сознания младших школьников: Автореф. дис. канд. пед. наук.- Екатеринбург, 2003.- 31 с.
  141. Л.В. Становление экологической культуры старшего школьника в контексте бурятских национальных традиций: Автореф. дис. .канд. пед. наук. Красноярск, 2004. — 24 с.
  142. К. И. Формирование у подростков эколого-ориентированного мировоззрения: Автореф. дис. .канд. пед. наук. Волгоград, 2005.-23 с.
  143. С.Н. Обзор зарубежных и отечественных программ экологического образования и воспитания детей // Дошк. воспитание.- 2002.- № 7.- С.52−64.
  144. С.Н., Комарова И. А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников: Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа и лит. персонажами: Пособие для педагогов дошк. учреждений.- М.: ГНОМ и Д, 2003, — 127 с.
  145. С.Н. Эколог в детском саду: Программа повышения квалификации дошк. работников.- М.: Мозаика-Синтез, 2002.- 118 с.
  146. С.Н. Юный эколог: Программа экол. воспитания дошкольников.- 2-е изд., испр. и доп.- М.: Мозаика-Синтез, 2002.- 122 с.
  147. Е.В. Экологическая культура и факторы её формирования: Филос.-социол. аспект пробл.: Автореф. дисд-ра филос. наук.- М., 1994.- 50 с.
  148. Е.Ю., Лушников И. Д. Развитие экологической культуры учащихся.- Вологда: Вологод. ин-т развития образования, 2004.- 246 с.
  149. Образование для устойчивого развития: Материалы Всерос. совещания «Образование для устойчивого развития» / Под ред. Н. С. Касимова, В. С. Тикунова.-М.- Смоленск: Маджента, 2003.- 158 с.
  150. В.Н. Развитие экологической культуры учащихся на разных этапах непрерывного образования: (На примере район, центра): Автореф. дис.. канд. пед. наук.- Новгород, 1998.- 18 с.
  151. Опыт экологического воспитания: Информ.-метод. пособие.- М.: Гос-НИИ семьи и воспитания, 2004,-130 с.
  152. Е.С. Экологическое образование и воспитание младших школьников: Из опыта работы // Нач. шк.-1998, — № 5.- С.78−80.
  153. Л.Ф. В гармонии с природой: Программа и метод, пособие,-Ульяновск: ИПК ПРО, 1999.- 4.1.- 99 е.- Ч.2.- 79 с.
  154. Л.Ф. Экологическая сказка: Метод, рекомендации.- Ульяновск: ИПК ПРО, 2002.- 68 с.
  155. В.М., Кузнецова В. И. Методика преподавания природоведения.-М.: Просвещение, 1990.- 191 с.
  156. С.Г. Развитие познавательных способностей учащихся в процессе экологического образования: Автореф. дис.. канд. пед. наук.- Саратов, 2002.- 22 с.
  157. А.П. Методические рекомендации по формированию у детей мотивации к овладению экологическими знаниями // Нач. шк.- 1998.- № 6.- С. 2628.
  158. Т.И., Петров С. С. Экологическое образование младших школьников: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности31 200 Педагогика и методика нач. образования".- Стерлитамак: СГПИ, 2 003 103 с.
  159. A.A. Зелёный дом: Метод, пособие к системе учеб. курсов с экол. направленностью для нач. шк.- М.: Просвещение, 1997.- 252 с.
  160. A.A. Как знакомить детей с правилами поведения в природе // Нач. шк.-1988.- № 8.- С.40−46.
  161. A.A. Мир вокруг нас: Программа и темат. планирование для нач. шк.: Кн. для учителя.- 2-е изд.- М.: Просвещение, 2006.- 92 с.
  162. A.A. Экологические проблемы и начальная школа // Нач. шк, — 1991.-№ 5.- С.2−8.
  163. З.П. Формирование бережного и заботливого отношения к природе у детей 5-го и 6-го года жизни: Автореф. дис.. канд. пед. наук.- Киев, 1983, — 24 с.
  164. H.H. Мышление дошкольника М.: Педагогика, 1977.- 271с.
  165. H.A. Нетрадиционный подход к обучению естествознанию младших школьников // Экол. образование.- 2003.- № 1.- С.53−56.
  166. Л.И. Воспитание природолюбия в процессе экологического образования дошкольников: Моногр СПб.: МИНПИ, 2005.- 183 с.
  167. Т.И. Мир вокруг нас: Материалы комплекс, программы куль-тур.-экол. образования и нравств. воспитания детей дошк. и мл. шк. возраста.- М.: Линка-Пресс, 1998,-189 с.
  168. Е.А. Роль опорных схем в формировании природоведческих понятий //Нач. шк.-1991.-№ 2.-С.44−47.
  169. Преемственность в образовании: детский сад школа: Информ.-метод. сб. / Сост. Н. С. Голицына, Л. С. Киселёва.- М.: НМЦ ЮВУО, 1998.- 76 с.
  170. Преемственность в работе детского сада и начальной школы: Науч.-метод. и нормат.-правовые материалы / Под общ. ред. Г. К. Широковой М.: Ансел-Пресс: Ансел-М, 1998, — 96 с.
  171. Проблемы экологической безопасности и здоровье дошкольников: Материалы Всерос. науч.-практ. конф., Волгоград, 3−4 февр. 2004 г.- Волгоград: Перемена, 2004.- 198 с.
  172. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М. А. Васильевой и др.- 3-е изд., испр. и доп.- М.: Мозаика-Синтез, 2005- 205 с.
  173. Программа и методические рекомендации к детскому эколого-этнографическому проекту «Дом» (для внеклассной и внешкольной работы с детьми младшего школьного возраста) / Под ред. Т. В. Шпотовой. Обнинск: ЦЭО, 2000.-44 с.
  174. Профессионально-педагогическая практика. Учебно-методическое пособие / Под ред. Весна Е. Б. М.: МПСИ, 1999. — 80 с.
  175. В.П. Педагогические основы формирования экономической культуры как условия социализации личности младшего школьника в образовательном процессе: Автореф. дис. .канд. пед. наук. Смоленск, 2004. — 16 с.
  176. Радуга: программа воспитания, образования и развития детей дошк. возраста в условиях дет. сада / Т. Н. Доронова, С. ПЯкобсон, Е. В. Соловьёва.- 2-е изд.- М.: Просвещение, 2004, — 77 с.
  177. С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер Ком, 1999.-720 с.
  178. H.A. Интегрированный подход в экологическом воспитании дошкольников // Экол. образование в шк.- 1999.- № 1.- С.48−56.
  179. H.A. Экологическое образование в дошкольных учреждениях: теория и практика.- М.: Изд. центр Акад. проф. образования, 1999.-170 с.
  180. H.A. Я и природа: Учеб.-метод. комплект по экол. образованию дошкольников.- М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1996.- 55 с.
  181. Л.П. Опыт экологического воспитания младших школьников // Нач. шк.-1991.- № 4, — С.24−27.
  182. Л.П. Содержание экологического образования и воспитания в начальной школе И Биология в шк 1987.- № 3.- С.29−31.
  183. Jl.П. Экологическое образование в начальной школе: Учеб. пособие для студентов учреждений сред. проф. образования, обучающихся по пед. специальностям.- M.: Academia, 2000.- 159 с.
  184. Л.П. Этические беседы по экологии с младшими школьниками // Нач. шк.- 1999.- № 5.- С.45−51.
  185. В.В., Балуева Н. И., Парфёнова Г. М. Тропинка в природу: Экол. образование в дет. саду: Программа и конспекты занятий: Пособие для работников дет. дошк. учреждений.- СПб.: Союз: Изд-во РГПУ, 2003.- 208 с.
  186. Н.З. Методологические основы системы непрерывного экологического образования в условиях современных школ-комплексов: Автореф. дис.. д-ра пед. наук.- СПб., 2002.- 40 с.
  187. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений: Учеб. пособие: Для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений / Под ред. Т. И. Ерофеевой.- 2-е изд., стер.- М.: Academia, 2000.- 341 с.
  188. Т.Ю. Формирование экологической культуры младших школьников в условиях дополнительного образования: Дис.. канд. пед. наук-Киров, 2006.- 204 с.
  189. Н.В. Экологическая культура как показатель образа жизни современного общества: (Теорет.-методол. аспект): Автореф. дис.. канд. социол. наук.- Казань, 1994.- 21 с.
  190. Социокультурные аспекты экологического воспитания школьников: (Сб. науч. тр.).- М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2000.- Вып.2 / Под ред. Н. С. Дежниковой.- 80 с.
  191. Д.А. Формирование экологической культуры младших школьников на основе межпредметных связей: Автореф. дис.. канд. пед. наук-Брянск, 2001,-18 с.
  192. И.Т. Методическая система экологического образования // Советская педагогика.- 1988.- № 9.- С.31−35.
  193. И.Т., Сенкевич В. М., Кучер Т. В. Экологическое образование в школе // Советская педагогика.-1990.- № 12.- С.47−51.
  194. С.А. Формирование экологической культуры дошкольников в нерегламентированной деятельности ДОУ: Учеб.-метод. пособие.- Балашов: Николаев, 2005.- 65 с.
  195. Теория и практика экологического мониторинга в деятельности образовательных учреждений: Тез. докл. 2-го Всерос. науч.-метод. семинара, 1−4 нояб. 2000 г., Санкт-Петербург / Ред. А. Г. Муравьёв.- СПб.: Крисмас+, 2000.- 98 с.
  196. А.Е., Деев В. М. Приобщение младших школьников к тури-стско-краеведческой работе с целью их экологического образования // Нач. шк.-1998,-№ 6.- С.77−80.
  197. А.Е. Учебная природная тропа для младших школьников: Из опыта// Нач. шк.-1991.- № 9.- С. 10−14.
  198. Т.М. Воспитание любви к природе // Нач. шк.- 1986.- № 8.-С.63−64.
  199. З.И., Кваша Б. Ф. Культура любви к природе, экология и здоровье человека.- Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2003- 263 с.
  200. З.И., Сластенин В. А., Зотов В. В. На пути от обучения экологии к экологическому образованию: К проблеме взаимосвязи экол. образования с общ. и непрерыв. образованием // Пед. образование и наука — 2003- № 4.- С. 39−41.
  201. З.И., Аменд А. Ф. Экологическое строительство детской души.- Челябинск: Челяб. ин-т повышения квалификации и переподготовки работников образования, 1995.- 239 с.
  202. О.Ю. Формирование экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста: Дис. канд. пед. наук.- М., 1994 169 с.
  203. Г. А. Дошкольная психология: Учеб. пособие: Для студентов сред. пед. учеб. заведений.- 4-е изд., стер.- М.: Academia, 1999.- 334 с.
  204. Учебные стандарты школ России. Государственные общеобразовательные стандарты начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования / Под ред. В. С. Леднева и др.- М.: ТЦ «Сфера»: Прометей, 1998.- Кн. 1.-379 с.
  205. Д.И. Психология становления личности. М.: Педагогика, 1994.-192с.
  206. В. Экологическое воспитание это воспитание нравственности, духовности и интеллекта// Дошк. воспитание.-1995.-№ 7.- С. 11−14.
  207. О.М. Формирование экологического отношения к природе в процессе внеклассной работы по биологии: Автореф. дис. .канд. пед. наук. Москва, 2004.-21 с.
  208. И.В. Экологическое воспитание младших школьников: Теория и методика внеуроч. работы.- М.: Пед. о-во России, 2000.- 172 с.
  209. С.Н. Проблемы экологического воспитания в народной педагогике // Проблема формирования и развития личности в психологии и педагогике.-М, 2001.-С. 135−139.
  210. А.Е. Экология у нас дома: Малый экол. практикум // Нач. шк, — 1998, — № 6.- С.43−45.
  211. H.A. Формирование экологической культуры школьников в условиях учебно-производственного комбината: Автореф. дис. .канд. пед. наук. Ставрополь, 2004. — 22 с.
  212. Л.А. Формирование экологической культуры учащихся младших классов: Дисканд. пед. наук.- Челябинск, 1998.- 155 с.
  213. В. О новых программно-методических комплектах по дошкольному образованию: (№ 112/34−16 от 18.07.97)// Дошк. воспитание.- 1997.- № П.- С.4−6.
  214. М.А. Возможности экологизации учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе // Научные труды Государственного научно-исследовательского института семьи и воспитания.- М., 2003, — Т.1С. 109−118.
  215. Т.А. Зелёные сказки: Экология для малышей.- М.: Книголюб, 2005.- 99 с.
  216. Т.В. Курс программ для работы с детьми младшего школьного возраста «Игровая экология». М.: ИСАР, 2000. — 52 с.
  217. Т. В. Старых Л.П. Методические рекомендации к программе «Цвет Природы: «Экологическая прогулка» для работы с детьми дошкольного возраста. Обнинск: ЦЭО, 2000. — 44 с.
  218. А.К. Экологическое воспитание: Европейский опыт: Учеб. пособие.- М.: Копи-центр, 2003.- 57 с.
  219. Экологическое воспитание дошкольников / Под ред. А. М. Федотовой.-Пермь: Б.и., 1992, — 286 с.
  220. Экологическое воспитание дошкольников: Практ. пособие / Под ред. Л. Н. Прохоровой.- М.: АРКТИ, 2004.- 67 с.
  221. Экологическое образование в интересах устойчивого развития: (Попытка социол. исследования) / Н. Ф. Церцек, М. В. Рыбакова, Н. А. Шапошникова и др. // География и экология в школе XXI века.- 2004.- № 6 С. 48−52,57.
  222. Экологическое образование детей: Учеб.-метод. пособие, — Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2005.- 152 с.
  223. Экологическое образование и воспитание младших школьников / Сост. Ф. Р. Тхагова.- Майкоп: Аякс, 2003- 93 с.
  224. Экологическое образование школьников / Под ред. И. Д. Зверева, И.Т.Сура- вегиной М.: Педагогика, 1983.- 160 с.
  225. Экология: Учеб. прогр. для непрерыв. экол. образования: (Дет. сад -школа ВУЗ).- Борисоглебск: Борисоглеб. пед. ин-т, 1995.- 59 с.
  226. Экология и охрана природы: Сб. науч.-метод. материалов по актуал. проблемам экол. воспитания и обучения.- М.: НОУ ИСОМ, 2003.- 34 с.
  227. Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах: Избр. пси-хол. тр. / Под ред. Д. И. Фельдштейна.- М.: Ин-т практ. психологии- Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995.-414 с.
  228. Т.П. Педагогические основы нравственно-экологического воспитания младших школьников.- Екатеринбург: Урал. ГПИ, 1993. 118 с.
  229. Г. А. Экология и устойчивое развитие в системе образования // Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы. 2003.--№ 4.- С.3−7.
  230. И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М.: Сентябрь, 1996. — 96 с.
  231. Е.В. Развитие экологической культуры личности младших школьников: Дис. канд. пед. наук. М., 1996. — 175 с.
  232. Н.Э. Формирование экологической культуры младших школьников в процессе краеведческой деятельности: Автореф. дис.. канд. пед. наук.- Казань. 1998. 20 с.
  233. А.Л., Яншина Ф. Т. Ноосфера В.И.Вернадского // Нач. шк.-1998.-№ 6.--С. 4−11.
  234. О.В. Формирование экологических ориентаций школьников в системе дополнительного образования: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Оренбург, 2003.-21 с.
Заполнить форму текущей работой