Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Одноактный анализ профессиональной работы педагога

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Блок содержательный исчерпывается знаниями, умениями, отношениями детей. Это означает, что, наблюдая за работой педагога, следует задаваться вопросом: какие новообразования формируются в этот момент в психологической структуре ребенка? Новые знания о чем? Новые умения какого порядка? Какие проживаются отношения? Разумеется, широта новообразований имеет разные границы: могут расширяться уже… Читать ещё >

Одноактный анализ профессиональной работы педагога (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Выявив критерии оценки воспитательного процесса, мы легко производим оценку одного воспитательного акта, так как теперь профессиональное восприятие педагогической ситуации происходит через призму профессионально-оценочной установки.

Целостность воспитательного процесса значительно облегчает практическую реализацию такого профессионального анализа. Как при исследовании характеристик и качества воды бассейна нет надобности исследовать весь водный объем бассейна — достаточно одной капли воды, так и при выявлении педагогических характеристик воспитательного процесса открывается возможность в сопровождающем анализе хода воспитательного процесса через анализ отдельного акта взаимодействия педагога с детьми улавливать, фиксировать и оценивать основные профессиональные черты работы педагога с детьми.

Коль скоро воспитание есть организованная жизнь ребенка «здесь и сейчас» по нормам современной культуры, то и каждый момент проживания такой жизни может быть расценен как история жизни ребенка, как накопление прошлого и растрата будущего, как способ жизни на определенном уровне, окрашивающий прошлое и будущее ребенка во вполне определенные социально-психологические краски. Отдельным актом, подвластным педагогическому анализу, можно считать одно завершенное дело группы, но можно отнести к одноактному взаимодействию и отдельный элемент этого дела, например, приветствие или момент общения детей в процессе группового дела, или реакцию на напряженный эпизод.

Заглянем в группу детского сада, войдем в школьный класс, обратимся к учащимся учебной группы колледжа — все, что произойдет на наших глазах либо случится с нами во взаимодействии с воспитанниками, способно стать материалом для педагогического одноактного анализа. Преимущество такого анализа в том, что краткий момент проживается быстро, на нем участники события не останавливают внимания, поэтому их поведение свободно и естественно. Вот это поведение и служит «чистым» материалом для анализа.

С такой точки зрения видится каждый отдельный акт профессиональной работы педагога с детьми как выстраивание события жизни ребенка, а вернее, Со-бытия ребенка по отношению к жизни. Для него событием становится лишь та деятельность, в ходе которой он проживает отношение к объекту, к преобразованиям объекта, к себе как деятелю, совершающему социальные деяния, к окружающим людям, вступающим с ним в тончайшие взаимоотношения. Проживание происходящего как события возводит это событие в ранг значимого фактора развития личности и оставляет его нейтральным, не будучи наполненным отношениями. Ребенок живет, «когда относится». След проживаемого отношения — это связь между ребенком и тем явлением, которое свершалось в ходе деятельности. Происшедшее становится событием для личности, если личность «была» в событии через проживаемое отношение, а событие «было» отражением в личностной структуре ребенка.

Введение

понятия «событие» в педагогический инструментарий (В. И. Слободчиков и др.), позволяет понять многое в том ранее необъяснимом «влиянии по касательной», которое не затрагивает личность ребенка, оставляет его равнодушным, а деятельность педагогически непродуктивной. Событие тогда есть Со-бытие, когда оно проживается субъектом как часть его жизни, затрагивающая мир его ценностей.

Одноактный анализ предельно ясно раскрывает причину непрофессионально организованного дела — дела, из которого выхолощено отношение. Что дает такой одноактный анализ? Он гибок и подвижен. Он не требует особого времени и административной церемонии. Он экономичен. Такой анализ немедленно порождает корректирование взаимодействия с детьми. Он приносит педагогу немедленное удовлетворение от собственной деятельности, так как момент оценивания собственной работы не оттягивается в далекое будущее.

Одноактный анализ разом схватывает суть происходящего, а значит, способствует тому, чтобы педагог постоянно выступал в роли субъекта профессиональной деятельности. Он фокусирует в себе главные качества общего объекта, и, как капля моря, информирует о качестве всего явления в целом.

Один акт взаимодействия педагога с детьми — это отдельная завершенная часть общей деятельности с достижением определенного частного предметного результата, например, классный час или урок, субботник либо посещение театрального спектакля, прогулка по городу или конкурс чтецов художественного текста. Иногда такой отдельный акт называют воспитательным мероприятием. С таким названием можно согласиться, если отбросить бюрократическую трактовку понятия «мероприятие». Это дело, которое проводится ради какого-то желаемого результата: принимаются меры, чтобы содействовать движению к желаемому.

Существенными признаками такого дела становятся:

  • 1) осознанный объект деятельности и адекватность способов взаимодействия с объектом;
  • 2) осмысленное содержание деятельности;
  • 3) традиционные взаимоотношения между субъектами деятельности.

Первое предписывает оценить избранный объект активности, его актуальность для детей и четкость очертания, представленную для детей, а также соответствующие замыслу методики. Второе требует вычленить содержательную сторону протекаемой совместной деятельности. Третье направляет аналитический ум по трем векторам: взаимоотношения «педагог — дети», «дети — педагог», «дети — дети».

Социально-педагогический фон «схватывается» разом, но он оценивается периферийным сознанием профессионала, ибо в центре сознания названные три предмета оценки, и сам акт деятельности детей располагается тоже в центре внимания. А так как педагогический анализ имеет «свернутый» характер, то каждый миг протекаемого процесса становится объектом педагогического анализа и оценки.

Здесь многое зависит от профессионального опыта педагога и профессионального аналитического навыка — так чтобы отдельный миг работы с детьми, как в фокусе, собирал показатели профессиональной работы.

Профессиональное сознание одновременно направляется на указанные три объекта анализа и оценки.

Одноактный анализ профессиональной работы педагога.

Блок содержательный исчерпывается знаниями, умениями, отношениями детей. Это означает, что, наблюдая за работой педагога, следует задаваться вопросом: какие новообразования формируются в этот момент в психологической структуре ребенка? Новые знания о чем? Новые умения какого порядка? Какие проживаются отношения? Разумеется, широта новообразований имеет разные границы: могут расширяться уже имеющиеся знания, могут углубляться уже имеющиеся умения, могут проживаться свойственные детям отношения. Но всегда и непременно организованное взаимодействие с детьми должно быть наполняемо, чтобы не стать пустым.

Первый критерий одноактного анализа в вопросе: «Что собственно происходит?» — «Каково социально-психологическое наполнение дела?».

Ответ на данный вопрос дает основание сказать что-то о содержательной стороне групповых занятий.

Например: «Классный час богат содержанием. Дети открыли для себя новое явление, осмыслили значение его для жизни человека, а главное, проживали личностное отношение в процессе изучения данного объекта».

Методические характеристики организуемой деятельности группы таковы:

  • 1) методика вытекает из природы объекта взаимодействия (слушание музыки, осмысление понятия, изучение факта — требуют соответствующей методики);
  • 2) активность каждого ребенка должна быть методически обеспечена (нет ребенка, который бы «не хотел» активной работы, но есть педагог, который не позволил себе продумать методическую организацию дела);
  • 3) следует предоставлять каждому участнику совместной деятельности свободу индивидуальных проявлений (мнения, способа действия, средства, формы).

Критерием оценки деятельности группы является другой вопрос.

Какова мера активности каждого в достижении поставленной цели, а значит, какова мера обретения новообразований каждым ребенком в этот момент?

Профессиональное пристальное наблюдение позволяет увидеть особенные черты каждого ребенка в ходе общего дела, оценить его физическую и духовную активность, заметить характер состояния и проживания деятельностного отношения. «Видеть каждого, чтобы вовлечь максимально в активную деятельность каждого» — ценнейшее умение педагога.

Ответ на второй критериальный вопрос позволяет дать характеристику процессуальной стороне группового дела.

Например: «Проведенная работа с группой не может быть оценена положительно, так как некоторые дети не принимали участия в общем деле, для них прожитый час был потерян для развития души и тела».

Взаимоотношения всех участников группового дела как краткого эпизода групповой деятельности анализируются по трем векторам:

  • • вектор «педагог — дети», когда рассматривается профессионально характеристика гуманистического отношения педагога к детям;
  • • «дети — педагог», когда оценивается мера овладения детьми гуманистическим отношением к педагогу как человеку особой роли в их совместной работе;
  • • «дети — дети», когда фиксируется характеристика умения детей ценностно относиться друг к другу как человеку, проявляя уважение и гуманность.

Здесь критерий гуманистический.

Какие отношения к Человеку проявлялись в процессе деятельности?

При ответе на этот вопрос рождается третья оценочная характеристика группового дела, касающаяся вопроса атмосферы в группе.

Например: «Отношения открытости, доверительности, уважения и даже нежности по отношению друг к другу свидетельствуют о гуманистической воспитанности детей…».

Таким образом, алгоритм наблюдения за отдельным моментом работы педагога с детьми производится в определенном поле внимания. Вот как выглядит это поле профессионального аналитического внимания (рис. 15).

Алгоритм одноактного анализа.

Рис. 15. Алгоритм одноактного анализа

Очевидна простота и экономность усилий по аналитической оценке одного акта деятельности детей. По всем трем направлениям внимание профессионала прослеживает ход событий. Сразу обнаруживается значимость и смысл организованной деятельности, по ходу которой выявляется и то, что свойственно детскому коллективу, что стало привычным в данном коллективе и что принимается как естественное для детей. В одноактном анализе мы можем увидеть результат предыдущих профессиональных усилий педагогов и рождающийся на глазах результат сиюминутной активности детей, вовлеченных в определенные связи с окружающей действительностью.

Опытные профессионалы мгновенно оценивают работу своего коллеги, наблюдая за деятельностью детей. В этом нет ничего таинственного, мистического — их наблюдения целенаправленны, восприятие сфокусировано, оценка направлена на сущностные характеристики протекающего процесса.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой