Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Методы обучения. 
Организация современного урока

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Объяснение — это последовательное, систематизированное изложение учебного материала с показом различного рода связей, четким соблюдением логики развертывания информации. Объяснение включает и вывод формул, и выявление их научного смысла, и показ практической значимости изучаемого. Метод объяснения используется при изучении теоретического материала и может сочетаться с беседой, с иллюстрациями… Читать ещё >

Методы обучения. Организация современного урока (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Современному пониманию процесса обучения соответствует организационная классификация методов обучения, предложенная профессором Ю. К. Бабанским. Автор данной классификации считает, что любая деятельность, в том числе и учебная, в качестве неотъемлемых компонентов имеет три составляющих: организацию, стимулирование и контроль. В соответствии с данным подходом выделяются следующие группы методов обучения:

  • 1. Методы организации учебно-познавательной деятельности.
  • 2. Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности.
  • 3. Методы контроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.

Методы организации учебно-познавательной деятельности

В данной группе методов можно выделить методы организации учебной деятельности, ориентированные на достижение различных задач обучения:

  • 1. Методы получения новых знаний.
  • 2. Методы выработки практических умений и накопления опыта учебной деятельности.
  • 3. Методы закрепления изученного материала.
  • 4. Методы организации взаимодействия учащихся и накопления социального опыта.

1.1 Методы получения новых знаний

Методы получения новых знаний включают в себя такие методы, как рассказ, объяснение, лекция, беседа, работа с книгой, организация наблюдения, иллюстрация, демонстрация.

Данные методы относятся к категории пассивных методов (схема 1) — это форма взаимодействия обучающихся и преподавателя, в которой преподаватель является основным действующим лицом и управляющим ходом урока, а обучающиеся выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных директивам преподавателя. Связь учителя с обучающимися в пассивных уроках осуществляется посредством опросов, самостоятельных, контрольных работ, тестов и т. д. С точки зрения современных педагогических технологий и эффективности усвоения обучающимися учебного материала, пассивный метод считается самым неэффективным, но, несмотря на это, он имеет и некоторые плюсы. Это относительно легкая подготовка к уроку со стороны учителя и возможность преподнести сравнительно большее количество учебного материала в ограниченных временных рамках урока. Надо сказать, что в некоторых случаях этот подход успешно работает в руках опытного педагога, особенно если обучающиеся имеют четкие цели, направленные на основательное изучение предмета. Лекция — самый распространенный вид пассивного урока.

Схема 1 Пассивный метод Рассказ — метод повествовательного изложения содержания изучаемого материала преподавателем, чаще всего используемый при изложении нового материала, носящего описательный характер (например, рассказ об ученом, философе, о месте или событии). К данному методу предъявляются следующие педагогические требования:

  • — рассказ должен обеспечивать достижение дидактических целей урока;
  • — содержать достоверные и научно проверенные факты;
  • — включать достаточное количество ярких и убедительных примеров, фактов, доказывающих правильность выдвигаемых положений;
  • — иметь четкую логику изложения;
  • — быть эмоциональным;
  • — излагаться правильным, доступным языком;
  • — отражать элементы личного отношения преподавателя к излагаемым фактам, событиям.

В «чистом» виде рассказ используется сравнительно редко, чаще — в сочетании с другими элементами: рассуждениями преподавателя, анализом излагаемых фактов и примеров, сопоставлением различных явлений, т. е. рассказ сочетается с объяснением излагаемого материала.

Объяснение — это последовательное, систематизированное изложение учебного материала с показом различного рода связей, четким соблюдением логики развертывания информации. Объяснение включает и вывод формул, и выявление их научного смысла, и показ практической значимости изучаемого. Метод объяснения используется при изучении теоретического материала и может сочетаться с беседой, с иллюстрациями, с самостоятельной работой учащихся с учебником или другими источниками.

Лекция — это строгое научное изложение целостного фрагмента содержания учебного предмета. Лекция характеризуется логичностью, целостностью, системностью, теоретичностью. Обязательным элементом использования данного метода является сочетание его с приемами активизации познавательной деятельности обучающихся (выписывание основной мысли, конспектирование, составление схематической модели излагаемого материала). Как и объяснение, лекция может включать иллюстративный материал, элементы беседы.

Беседа — диалогический (в отличие от рассказа, объяснения, лекции) метод обучения, при котором преподаватель путем постановки тщательно продуманной системы вопросов побуждает обучающихся рассуждать и подводит их к пониманию нового материала или проверяет усвоение уже изученного. В зависимости от конкретных задач, содержания учебного материала, уровня творческой познавательной деятельности обучающихся и места беседы в дидактическом процессе выделяют несколько видов бесед. Беседа, предшествующая изучению нового материала, называется вводной. Цель вводной беседы — сформировать у обучающихся состояние готовности к изучению нового материала.

Сообщающие беседы используется для непосредственного сообщения новых знаний. Одна из форм сообщающей беседы — эвристическая беседа, в ходе которой преподаватель, опираясь на имеющиеся у обучающихся знания и практический опыт, подводит их к самостоятельному осознанию, открытию и формулированию правил и выводов.

По форме беседа может быть индивидуальной (если вопросы адресованы одному студенту), групповой (вопросы адресованы группе студентов), и фронтальной (вопросы адресованы всем студентам).

Педагогические требования, предъявляемые к фронтальной беседе:

  • — вопросы задаются всем обучающимся;
  • — вопросы должны быть краткими, четкими, содержательными и сформулированы так, чтобы побуждать обучающихся к размышлению;
  • — как можно реже надо использовать «подсказывающие» вопросы, вопросы, требующие односложных ответов, и альтернативные вопросы (требующие однозначных ответов типа «да» и «нет»);

Работа с книгой — метод, сущность которого заключается в овладении новыми знаниями, когда студент изучает материал и осмысливает содержащиеся факты, примеры, закономерности и параллельно с этим приобретает умение работать с книгой.

Эффективность работы с учебником зависит от правильной ее организации. В связи с этим при использовании данного метода необходимо соблюдать следующие требования:

  • — отбирать посильный материал, учитывая, что не всякий материал из учебника обучающиеся могут усвоить без предварительного объяснения преподавателя и психологической подготовки самого студента;
  • — начинать работу с учебником и учебной литературой с обстоятельного вступительного объяснения преподавателя, цель которого — ввести обучающихся в курс изучаемой темы, обратить их внимание на основные вопросы нового материала; иногда вопросы полезно визуализировать; необходимо также поставить перед обучающимися основные задачи выполнения задания и определить порядок работы;
  • — наблюдать за действиями студентов в процессе выполнения ими задания и фиксировать тех, у кого оно не получается;
  • — можно поэтапно выяснять, насколько успешно выполняется задание;
  • — сочетать работу с учебником и учебной литературой с другими формами и методами обучения;
  • — проверять качество усвоения изучаемого материала, проводить практические упражнения, связанные с накоплением опыта практической деятельности;
  • — работу с учебником можно организовать циклами: усвоение одного фрагмента и проверка качества усвоения, затем работа над вторым фрагментом и т. д.

Наиболее распространенными являются следующие приемы работы с книгой: чтение, подготовка пересказа, выделение главного, поиск ответов на вопросы, составление плана текста, подготовка тезисов, конспектирование, составление опорного конспекта текста, рецензирование.

Иллюстрация — показ обучающимся иллюстративных пособий: плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске, слайдов, электронных ресурсов и т. д. Используется в совокупности со словесными и практическими методами обучения.

Демонстрация — синтез словесных (рассказа, объяснения) и наглядных приемов, связанных с демонстрацией кинофильмов, приборов, опытов, технических установок и т. д.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой