Познают мир «руками» не только крохотные малыши — игрушки, которые требуют работы кисти, пальцев полезны и детям постарше. Развитие тонкой координации движений и ручной умелости предполагает известную степень зрелости структур головного мозга, от них зависит управление движениями руки.
Онтогенез движений рук ребёнка в психолого-педагогической литературе исследован достаточно полно многими авторами. Показана взаимосвязь развития моторики с созреванием соответствующих зон мозга и развитием важнейших психических функций, выявлена возрастная динамика этого процесса, показано его совершенствование в ходе развития ребёнка.
Необходимость развития моторики рук, обусловлена тесным взаимодействием ручной и речевой моторики. Совершенствование ручной моторики способствует активизации моторных речевых зон головного мозга и вследствие этого — развитию речевой функции. Рекомендуются различные виды упражнений, направленные на развитие ловкости, точности, координации, синхронности движений пальцев рук.
Развитие мелкой моторики и двигательной координации дошкольников обеспечивается и в процессе выполнения разнообразных видов ручной деятельности: рисования, аппликации, лепки, выкладывания узоров из мозаики, конструирования из некрупных деталей. В старшем дошкольном возрасте этому способствуют занятия рукоделием: шитьём, вышиванием, вязанием, макраме.
Проблемам развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста посвящены исследования многих физиологов, педагогов и психологов: Л. С. Выготского, А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина, И. П. Павлова, В. М. Бехтерева, И. М. Сеченова, М. М. Кольцовой, В. А. Сухомлинского, Ю. А. Соколовой, Н. И. Новикова, Т. В. Фадеевой, А. В. Мельниковой и других.
Исследования теоретических аспектов проблемы развития мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста в процессе ручного труда, позволили выдвинуть следующую гипотезу: ручной труд будет эффективным средством развития мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста, если:
- 1) содержание занятий ручным трудом соответствуют возрастным особенностям детей, их познавательным способностям;
- 2) занятия ручным трудом станут систематическими.
Для проверки данной гипотезы была проведена экспериментальная диагностическая и формирующая работа.
В экспериментальной работе участвовали дети четырех с половиной — пяти лет в количестве 12 человек.
Эксперимент был построен в три этапа. На первом этапе было проведено исследование уровня развития мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста.
В ходе первого этапа были получены данные, свидетельствующие о том, что большинство детей имеют низкие и средние показатели развития мелкой моторики рук.
Далее была организована работа кружка «Умелые ручки», направленная на развитие мелкой моторики рук в процессе ручного труда.
Работа кружка осуществлялась по трем направлениям: работа с крупой, бросовым материалом, природным материалом.
В ходе повторной диагностики были получены данные, которые свидетельствуют о росте уровня развития мелкой моторики рук у детей среднего дошкольного возраста.
То есть, в ходе экспериментальных исследований была подтверждена выдвинутая гипотеза.