Развитие письменной русской речи учащихся старших классов бурятской школы: На материале школ Агинского Бурятского автономного округа
Диссертация
Для решения выдвинутой гипотезы были изучены труды выдающихся физиологов, психологов и дидактов (И. П. Павлов, JI.C. Выготский, А. Р. Лурия, C. J1. Рубинштейн, Н. И. Жинкин, А. Н. Леонтьев, В. В. Давыдов, Л. В. Занков, И. Н. Лернер и др.), педагогов и методистов русской школы (К.Д. Ушинский, Н. А. Богородицкий, Д. Н. Ушаков, Л. В. Щерба, В. В. Виноградов, А. Н. Гвоздев, А. Б. Шапиро, С. И… Читать ещё >
Содержание
- Введение
- Глава 1. Научные основы развития письменной русской речи учащихся старших классов бурятской школы
- 1. 1. Психологические основы развития письменной русской речи учащихся
- 1. 2. Лингвистические основы развития письменной русской речи учащихся
- 1. 3. Дидактические основы развития письменной русской речи учащихся
- Глава 2. Состояние и уровень обученности письменной русской речи учащихся старших/v&pkcсов школ Агинского Бу-рятсквШЬ автономного округа
- 2. 1. Анализ — учебных планов, программ и учебно методических пособий в аспекте развития письменной русской речи старшеклассников
- 2. 2. Уровень знаний, умений и навыков письменной русской речи старшеклассников
- 2. 3. Анализ состояния методической работы по развитию письменной русской речи учащихся старших классов школ Агинского округа
- Глава 3. Методы, приемы и система упражнений по совершенствованию письменной русской речи учащихся старших классов бурятской школы
- 3. 1. Методы и приемы, проверенные практикой учителей, по развитию письменной русской речи
- 3. 2. Грамматические упражнения и двусторонний перевод как средству развития речи
- 3. 3. Стилистические упражнения и творческие письменные работы по развитию речи
Список литературы
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1968 — 105 с.
- Бабайцева В.В. Русский язык. Синтаксис и пунктуация. М.: Просвещение, 1979. — 170 с.
- Бабушкин. С.М. Вопросы обучения управлению существительных в методике преподавания русского языка в бурятской школе. Улан-Удэ, 1978. — 86 с.
- Бабушкин С.М. Прогнозирование и исправление ошибок в беспредложном управлении имен существительных в русской речи учащихся-бурят: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1979. — 20 с.
- Бабушкин С.М. Развитие методической науки в преподавании русского языка в бурятской школе / / Вопросы преподавания русского языка в национальном вузе. Иркутск, 1985. С. 19−24.
- Бабушкин С.М. Формирование и развитие бурятско-русского двуязычия у учащихся средней школы. Улан-Удэ, 1993. — 329 с.
- Бадмаев Ц. Б, Малышев А. А. Психология обучения речевому мастерству. М.: Владос, 1999. — 224 с.
- Баранников И. В. Обучение звуковой системе русского языка. Улан-Удэ: Бургиз, 1984. — 140 с.
- Бардаханова С.С. Малые жанры бурятского фольклора. -Улан-Удэ: Бургиз, 1984. 140 с.
- Батоев Б.Б. Бурятский язык. Графика, орфография, пунктуация. Улан-Удэ: Бурят.кн.изд-во, 1992. — 144 с.
- Батоев Б.Б. Некоторые вопросы развития родной речи учащихся 4−7 классов бурятской школы. Улан-Удэ, 1985. — 91 с.
- Беляев Б.В. Очерки по психологии обучения иностранным языкам. М.: Просвещение, 1965. — 129 с.
- Богуславская Н.Е., Капинос В. И., Купалова Н. А. и другие. Методика развития речи на уроках русского языка.- М.: Просвещение, 1991. 219 с.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. — 156 с.
- Будаин Б.Б. Лингвометодичёские основы обучения лексике бурятского языка в 5−6 классах: Автореф. дис.. канд. пед наук. Улан-Удэ, 1998. — 26 с.
- Буслаев Ф.И. О преподавании отечественного языка. -М.: 1944 140 с.
- Васильева И.Г. Подготовка учащихся к работе с письменным * текстом / / Русский язык в национальной школе.- 1976, № 4. С. 15−21.
- Вопросы бурятско-русского двуязыия. Состав. О. Г. Бильтагурова. Вып. 2. Улан-Удэ: Бурят.кн.изд-во, 1998. — 114 с.
- Вопросы развития речи учащихся в школах народов РСФСР. Сб.ст. М.: 1983. — 158 с.
- Вопросы синтаксиса современного русского языка. Общ.ред. В. В. Виноградов. М.: Учпедгиз, 1950. — с. 91 с.
- Выготский JI.C. Педагогическая псхология.. — М.: Педагогика, 1991. — 486 с.
- Гадельшин К.А. Русский язык. Учебное пособие для 9−10 классов национальных школ РСФСР Л.: Просвещение, 1977. — 175 с.
- Гальперин П.Я. Основные результаты исследований по цроблеме «Формирование умственных действий и понятий». -- М.: 1963. 121 с.
- Гальперин И.Г. Текст как объект лингвистического исследования. М., 1981. — 126 с.
- Граник Г. Г., Бондаренко С. М. Секреты пунктуации. Кн. для уч-ся. М.: Просвещение, 1986. — 146 с.
- Греков В.Ф., Крючков С. Е., Четко Л. А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы. М.: Просвещение, 1986. — 254 с.
- Демиденко Л.П. Речевые ошибки. Минск: Вышейшая школа, 1986. — 96 с.
- Дугаров С.Г. Пути перестройки преподавания русского и родного языков. Улан-Удэ: Бургиз, 1964. — 78 с.
- Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. М.: Наука, 1982. — 175 с.
- Жинкин Н.И. Механизмы речи. М.: АПН РСФСР, 1958. -364 с.
- Замошникова Н.К. Работа над изложением по тексту с диалогом // Русский язык в школе. 1986, № 1. С. 2429.
- Зарубина Н.Д. Текст: лингвистические и методические аспекты. М.: 1992. — 196 с.
- Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам. -М.: Просвещение, 1991. 196 с.
- Иргит 0.0. Модели текста как средство совершенствования русской письменной речи студентов-тувинцев. Авто-реф. дис.. канд.пед. наук. М.: 1996. — 21 с.
- Исламова JI.A. Методика обучения диалогической речи учащихся на уроках русского языка в 7−8 кл. башкирской школы: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1988. — 18 с.
- Капинос В.И., Сергеева Н. И., Соловейчик М. С. Развитие речи: теория и практика. М.: Линка-Пресс, 1994. -196 с.
- Кожин М.Н. 0 специфике художественной речи в аспекте функциональной стилистики. Пермь, 1966. — 116. с
- Коляденко Г. С., Сенкеевич М. П. Развитие речи с элементами стилистики. -Л.: Просвещение, 1981. 38 с.
- Коменский Я. А. Великая дидактика. Избр. пед. сочинения. М.: 1955. — 305 с.
- Кон И. С. Психология старшеклассника. М.: Просвещение, 1982. — 187 с.
- Крысин Л.П. Книга для учащихся старших классов // Русский язык в школе. 1984, № 1. С. 87 — 91.
- Ладыженская Т.А. Методика развития речи на уроках русского языка. М.: Просвещение, 1980. — 187 с.
- Леонтьев А.А. Язык, речь и речевая деятельность. -М.: Просвещение, 1969. 244 с.
- Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения в 2х томах. М.: Педагогика, 1983, т. 1. — 196 с.
- Мангадаев М.Н. Основные особенности грамматического строя русского и бурятского языков. Улан-Удэ: Бур-гиз, 1959. — 37 с.
- Мангадаев М.Н. Основы методики развития русской речи учащихся 4−8 классов бурятской школы. Улан-Удэ, 1983. — 203 с.
- Мангадаев М.Н. Формирование и развитие русской речи учащихся 5−10 классов бурятской школы. Улан-Удэ: Бургиз, 1968. — 289 с.
- Мнацакян Л.И. Личность и оценочные способности стра-шеклассников. М.: Просвещение, 1991. — 191 с.
- Морару Т.Ф. Эксперессивно-стилистические средства языка // Русский язык в школе, 1985 № 5. — С. 79• 81.
- Мучник Б.С. О точном употреблении слова // русский язык в школе, 1986. № 1. — С. 20−24.
- Мучник Б.С. Противоречие в тексте как сигнал синтак-тико стилистических ошибок // Русский язык в школе, 1981. — № 2. — С. 47−53.
- Назаров О.Л. Местные особености русской письменной речи в Туркмении // Русский язык в школе, 1982. С. 100−104.
- Напольнова Т.В. Особенности мышления и речи учащихся в условиях поисковой деятельности // Русский язык в школе, 1984. № 4. — С. 56−62.
- Нехуров Б.Б. О лингвистических основах обучения русской пунктуации в бурятской школе. Улан-Удэ, 1983. — 26 с.
- Нечаева О. А. Функционально-смысловые типы речи (описание, повествование, рассуждение). Улан-Удэ, 1974. — 261 с.
- Никоров А.В. Обучение русской орфографии в 5−8 классах бурятской школы. Улан-Удэ: Бургиз, 1964. — 132.
- Новожилова Ф.А. Изложение-миниатюра на уроках русского языка // Русский язык в школе. 1994. № 5. — С. 10−16.
- Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы. М., 1984. — 45 с.
- Оценка знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку. Сборник статей из опыта работы. (Сост.: Капинос В. И., Костякова Т.А.). М.: Просвещение, 1986. 144 с. j 70. Павлов И. П. Избранные произведения. — М.: Госполитиздат, 1951. 509 с. j
- Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иностранному говорению. М.: Просвещение, 1985. — 141 с с.
- Пашковская А.А. Лингводидактические основы обучения русскому языку. М.: Просвещение, 1990. — 190 с.
- Педагогика. Сост. Баранов В. Г. и другие. М.: Просвещение, 1987. — 363 с.
- Петрова Н.Р. Обучение грамматическому строю русского языка учащихся начальных классов бурятской школы. -Улан-Удэ, 1988. 77 с.
- Пинкин Н.А. О работе над сочинением // Русский язык в школе, 1980. № 3. — С. 48−53.
- Пичугов Ю.С. Обучение сочинениям на свободную тему в 7−8 классах. М.: Просвещение, 1986. — 206 с.
- Попова Т.Н. Понятия «стиль», «тип речи», «жанр» в системе работы по развитию речи // Русский язык в школе. 1980. № 3. — С. 48−53.
- Потебня А.А. Мысль и язык. Одесса, 1922. — 226 с.
- Программы по русскому языку для 4−10 классов бурятской школы. Улан-Удэ, Бургиз, 1987. — 152 с.
- Раднаев Э.Р. Буряад хэлэнэй орфоэпидэ Ъургалга. Улан-Удэ: Бур.кн. изд-во, 1976. 93.
- Раднаев Э.Р. Бурятский язык в школе. Улан-Удэ, 1979. — 102 с.
- Русова Н.Ю. Как стать грамотным. Нижний Новгород: Деком, 1994. — 160 с.
- Сабаткоев Р.Б. и другие. Русский язык. Учебник для 10−11 классов национальных школ. СПб.: Просвещение, I1995. 231 с.
- Сабаткоев Р.Б. и другие. Обучение русскому языку в 511 классах национальных школ. СПб.: Просвещение, 1993. — 239 с.
- Сажинов Ж.С. Сопоставительная грамматика русского и бурятского языков. Улан-Удэ: Бургиз, 1984. — 126 с. Ф
- Сельченкова М.Р. Развитие связной устной речи учащихся 6−7 классов в процессе изучения морфологии удмуртского языка. Автореф. дис.. канд. пед. наук.- М., 1990. 19 с.
- Тамбиева Г. Е. Уроки по развитию речи в период обучения грамоте. Л.: Просвещение, 1987. — 125 с.
- Текучев А.В. Методика русского языка в средней школе.- М.: Просвещение, 1980. 410 с.
- Ушинский К.Д. О значении отечественного языка в первоначальном обучении / / Полн. собр. соч., т. 6. С. 269−281.9 0. Ушинский К. Д. О первоначальном преподавании русского языка // Полн.собр.соч., т. 5. С. 356−372.
- Ушинский К.Д. Предисловие к первому изданию «Детского мира» // Избр. пед. соч. М., 1945. — 148 с.
- Фирсов Г. П. О значении работы над интонацией дляусвоения синтаксиса и пунктуации в школе. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962. — 76 с.
- Халезова Н.А. О возможности работы над речевым этикетом при изучении грамматического материала // Русский язык в школе. 1992. № 1. — С. 23−28.
- Хасанов Н.М. и др. Методика обучения русскому языку в 5−11 классах школ народов тюркской группы. Л.: Про-свещ., 1990. — 336 с.
- Ховалкина А.А. О речевых ошибках // Русский язык в школе. 1984. № 2. — С. 47−50.
- Хусаева А.Ц. Развитие речи учащихся- необходимое успешного усвоения материала учебного предмета. Матер, сем. 18−20 ноября 1981. Улан-Удэ, 1982.- 117 с.
- Цейтлин С.Н. Ошибки в письменной речи учащихся и способы их классификации // Русский язык в школе. 1984. № 2. — С. 40−47.
- Черемисин П.Г. Пособие по стилистике русского языка. М.: Просвещение, 1971. — 76 с.