Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Развитие письменной русской речи учащихся старших классов бурятской школы: На материале школ Агинского Бурятского автономного округа

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Для решения выдвинутой гипотезы были изучены труды выдающихся физиологов, психологов и дидактов (И. П. Павлов, JI.C. Выготский, А. Р. Лурия, C. J1. Рубинштейн, Н. И. Жинкин, А. Н. Леонтьев, В. В. Давыдов, Л. В. Занков, И. Н. Лернер и др.), педагогов и методистов русской школы (К.Д. Ушинский, Н. А. Богородицкий, Д. Н. Ушаков, Л. В. Щерба, В. В. Виноградов, А. Н. Гвоздев, А. Б. Шапиро, С. И… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Научные основы развития письменной русской речи учащихся старших классов бурятской школы
    • 1. 1. Психологические основы развития письменной русской речи учащихся
    • 1. 2. Лингвистические основы развития письменной русской речи учащихся
    • 1. 3. Дидактические основы развития письменной русской речи учащихся
  • Глава 2. Состояние и уровень обученности письменной русской речи учащихся старших/v&pkcсов школ Агинского Бу-рятсквШЬ автономного округа
    • 2. 1. Анализ — учебных планов, программ и учебно методических пособий в аспекте развития письменной русской речи старшеклассников
    • 2. 2. Уровень знаний, умений и навыков письменной русской речи старшеклассников
    • 2. 3. Анализ состояния методической работы по развитию письменной русской речи учащихся старших классов школ Агинского округа
  • Глава 3. Методы, приемы и система упражнений по совершенствованию письменной русской речи учащихся старших классов бурятской школы
    • 3. 1. Методы и приемы, проверенные практикой учителей, по развитию письменной русской речи
    • 3. 2. Грамматические упражнения и двусторонний перевод как средству развития речи
    • 3. 3. Стилистические упражнения и творческие письменные работы по развитию речи

Развитие письменной русской речи учащихся старших классов бурятской школы: На материале школ Агинского Бурятского автономного округа (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В настоящее время в системе народного образования Агинского Бурятского автономного округа происходят большие изменения, идет интенсивный процесс обновления национальной школы. В этом процессе значительное место занимает обучение русскому языку, который является государственным на всей территории Российской Федерации. Русский язык обслуживает основные сферы жизни Агинского округа. Как самостоятельный предмет он изучается в общеобразовательных средних учебных заведениях, в вузах, совершенствуется методика его преподавания. Несмотря на имеющиеся успехи, знания, умения и навыки учащихся по русскому языку в достаточной мере не отвечают современным требованиям. Многие вопросы методики преподавания русского языка в национальной школе остаются неисследованными, к числу которых относится методика развития письменной русской речи учащихся-бурят.

Вопросами развития речи школьников занимались известные советские методисты: К. Б. Бархин, Н. М. Соколов, М. А. Рыбникова, Е. И. Тихеева, В. А. Добромыслов, Н. В. Колокольцев, А. В. Миртов, Т. А. Ладыженская, В. И. Капинос и другие.

Эти ученые опирались при разработке проблем развития речи школьников на труды психологов П. П. Блонского, С. Л. Рубинштейна, Л. В. Выготского, А. Н. Леонтьева, Б. Г. Ананьева, Н. И. Жинкина, Д. Н. Богоявленского, Ф. Е. Жуйкова, Д.Б.Элькони-на, В. В. Давыдова и других, исследовавших прежде всего взаимосвязь речи и мышления.

К. Д. Ушинский писал о развитии устной и письменной речи детей: «Письменные упражнения дара слова должны уже следовать после известных в постепенности, сообразоваться с возрастом детей, их развитием, их навыком в механизме письма и их уменьем письменно излагать свои мысли». [К.Д.Ушинский. Полн. собр. соч.- Т. 5. — С.49.].

Известно, что основными задачами развития речи школьников является: словарная работа, усвоение ими правил построения словосочетаний и предложений, овладение ими навыками связной речи в ее устной и письменной формах, правильное произношение слов и выразительное чтение.

На основе фундаментальных лингвометодических работ составляются школьные программы по русскому языку. В программах дается перечень умений и навыков пользования связной речью в ее устной и письменной формах. В них предусматриваются также часы для обучения школьников изложениям, сочинениям, диктантам и другим видам письменных работ.

Наши наблюдения показывают, что учащиеся старших классов бурятских школ недостаточно владеют письменной русской речью. Это видно из письменных работ учащихся. Многие выпускники средних школ поступают в Агинский педагогический колледж. Известно, что при поступлении они пишут письменные работы: изложения, сочинения, диктанты. Нами проанализировано 1016 письменных работ выпускников школ Агинского округа и абитуриентов, поступающих в Агинский педагогический колледж. Анализ этих работ показывает, что выпускники и абитуриенты допускают ошибки орфографического, пунктуационного и стилистического характера.

Высокочастотными и достаточно регулярно воспроизводимыми ошибками в письменной речи учащихся являются:

1. Нарушение норм управления.

2.Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм.

3.Нарушение традиционного порядка слов.

4. Частое употребление одних и тех же слов, членов предложения в текстах творческого характера.

5. Необоснованный пропуск отдельных членов предложения.

6. Неуместное употребление слов из-за непонимания их точного смысла.

7. Употребление сказуемого, выраженнго глаголами в одном и том же времени.

8. Ошибки в конструировании предложений с обособленными оборотами.

9. Ошибки стилистического характера на разных языковых уровнях (особенно на лексическом уровне).

Кроме того, учащиеся старших классов национальной средней школы допускают ошибки по расстановке пунктограмм, а именно:

1. Процуск тире в конструкциях с составным сказуемым при отсутствии связки.

2. Постановка запятой при однородных членах.

3. Постановка запятой в конструкциях с причастными и деепричастными оборотами.

4. Постановка знаков препинания в сложносочиненных и сложноподчиненных предложениях.

5. Употребление пунктограмм в конструкциях с прямой речью.

Устойчивое появление пунктуационных ошибок в письменных работах учащихся объясняются следующими причинами: 1.

— неглубокое знание синтаксической структуры русского предложения;

— слабая ориентация в интонационной структуре как отдельного предложения, так и связного текста в целомнеразработанность лингвометодического материала, содержащего пунктограммы разной степени сложности;

— неразработанность системы упражнений, направленных на распознавание интонационной структуры текста и пунктограмм, изучаемых в средней школе.

Актуальность исследования определяется:

— практической важностью проблемы развития письменной русской речи учащихся-бурят;

— ее недостаточной разработанностью в лингвометодике и методике русского языка в бурятской школе.

Объектом исследования является обучение речевой деятельности на уроках русского языка в старших классах бурятских школ.

Предметом исследования служит процесс развития письменной речи старшеклассников бурятской школы.

Целью исследования — разработка научно обоснованной и экспериментально проверенной методики развития русской речи старшеклассников-бурят.

Исходя из поставленной цели сформулирована следующая рабочая гипотеза: эффективное формирование продуктивной письменной речи старшеклассников-бурят возможно, если:

— анализ типичных ошибок в письменной русской речи будет учитываться при определении содержания обучения речевой деятельности старшеклассников, а причины появления ошибок будут определять отбор методов и средств развития речевой деятельности в бурятской школебудут использоваться закономерности построения текста на бурятском языке при конструировании текстов на русском языкедвусторонний перевод будет служить основой сознательного разграничения языковых и речевых явлений, специфичных только для русского или родного языка;

— изучение грамматических правил будет сопровождаться выполнением письменных работ, имеющих коммуникативную направленность.

Для решения выдвинутой гипотезы были изучены труды выдающихся физиологов, психологов и дидактов (И. П. Павлов, JI.C. Выготский, А. Р. Лурия, C. J1. Рубинштейн, Н. И. Жинкин, А. Н. Леонтьев, В. В. Давыдов, Л. В. Занков, И. Н. Лернер и др.), педагогов и методистов русской школы (К.Д. Ушинский, Н. А. Богородицкий, Д. Н. Ушаков, Л. В. Щерба, В. В. Виноградов, А. Н. Гвоздев, А. Б. Шапиро, С. И. Абакумов, А. В. Текучев, Г. П. Фирсов, А. В. Дудников, А. Ф. Ломизов, В. П. Озерская и др., а также бурятских ученых-методистов (В. Д. Кудрявцев, И. В. Баранников, М. Н. Мангадаев, Ж. С. Сажинов, С, М. Бабушкин, А. Ц. Хусаева, Э. Р. Раднаев и др.), посвященных анализу сложных лингвометодических проблем, важных для совершенствования школьного курса грамматики и развития речи в целом.

В соответствии с целью и рабочей гипотезой необходимо было решить следующие задачи:

— изучить состояние преподавания, уровень знаний, умений и навыков письменной русской речи учащихся-бурят, описать причины появления устойчивых речевых и языковых ошибок и наметить пути их предупрежденияисследовать проблемы фонетики, морфологии, синтаксиса и пунктуации русского языка в сопоставлении с бурятским языком в аспекте сформулированной темы диссертации- 4.

— обобщить материалы психолого-педагогических основ развития письменной русской речи учащихся бурятской школы;

— экспериментально проверить эффективность разработанных автором лингвометодических материалов и системы упражнений.

Методологическую основу исследования составляют труды ученых в области лингвистики, психологии, дидактики, педагогики и других смежных наук. Были приняты во внимание идеи и место функционально-системного подхода современной лингвистики к языковым и речевым единицам. Учитывались также:

— дидактическая теория оптимизации учебного процесса, закономерности усвоения русской речи, психолингвистические идеи формирования и совершенствования продуктивной письменной речи.

Для реализации поставленных задач использовались следующие методы: теоретический (изучение лингвистических, методических, психолого-педагогических работ по развитию письменной речи);

— социолого-педагогический (изучение и анализ программ, учебников и учебно-методической литературы с позиций исследуемой проблемы, наблюдение, анкетирование учителей и учащихся, беседы с ними, тестирование и проведение контрольных работ со школьниками с целью выявления уровня обученности письменной речи) — экспериментальный (проведение констатирующего и обучающего экспериментов в старших классах бурятской школы) — - статистический (обработка данных по результатам экспериментов).

Научная новизна исследования заключается в том, что:

— исследованы морфологические и синтаксические особенности русского языка в сопоставлении с бурятским языком в аспекте развития письменной речи старшеклассников в условиях формирования билингвов в Агинском Бурятском автономном округе;

— впервые в практике бурятской школы разработана и экспериментально обоснована методика развития продуктивной письменной русской речи учащихся старших классовэкспериментально проверена предложенная система упражнений и заданий по развитию письменной русской речи старшеклассников-бурят ;

— разработаны методические рекомендации по совершенствованию программ, учебно-методических пособий в аспекте развитие письменной русской речи.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивают: последовательная реализация теоретико-методологических основ и целенаправленное использование взаимодополняющих методов исследования;

— педагогический эксперимент, который осуществлялся в ряде школ, и его положительные результаты;

— статистические показатели, подтверждающие эффективность предложенной системы.

Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты служили предметом обсуждения на научно-практической конференции по проблемам преподавания русского языка в национальной школе в Бурятском государственном педагогическом университете (февраль, 1999 г.), на ежегодных научно-практических конференциях преподавателей Забайкальского государственного педагогического университета (1994;1999гг.), применяются на лекциях, спецкурсах, спецсеминарах по методике преподавания русского языка и могут быть использованы при совершенствовании школьных программ и учебников.

Апробация исследования проводилась в следующих национальных школах: Улан-Одонская, Усть-Наринская, Нуринская средние школы Могойтуйского районасредние школы № 1,2,3 п. Агинское, Челутайская, Цокто-Хангильская, Урдо-Агинская средние школы Агинского районаТабьтанайская, Зуткулей-ская средние школы Дульдургинского района и лицейские классы Агинского педагогического колледжа.

Основные положения диссертации обсуждались на педагогических советах Агинской средней школы № 1, Агинского пег дагогического колледжа, на методических объединениях учителей русского языка Могойтуйского и Агинского районов, на ежегодных научно-практических конференциях преподавателей педагогических училищ Читинской области, на курсах повышения квалификации учителей округа.

На защиту выносятся следующие положения-.

— для совершенствования навыков письменной русской речи необходимо широко использовать творческие упражнения с учетом коммуникативной направленности обучения, трудностей овладения русской речью, обусловленных различиями в системе русского и бурятского языков, и возрастных особенностей учащихся;

— обучение неродному языку нерусских старшеклассников должно идти, прежде всего, через выполнение различных заданий к упражнениям, что подразумевает освоение языкового материала в процессе учебно-речевой деятельности;

— совершенствование русской письменной речи у старшеклассников-бурят должно базироваться на знаниях ими тек-стообразующих свойств частей речи, видов межфразовой связи, закономерностей организации текста.

ВЫВОДЫ ПО ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЕ 1. Для успешного обучения письменной русской речи учащихся старших классов бурятской школы необходима система специальных методов и приемов, а также система упражнений с учетом регионального билингвизма.

2. Если работа по развитию речи не связана с потребностью в коммуникации, она не дает положительного эффекта. Коммуникативные упражнения следует использовать на всех уроках русского языка в старших классах бурятской школы.

3. Перевод является эффективным средством развития речи в бурятской школе. Он повышает мотивационную активность учащихся в русской речевой деятельности.

4. Стилистические упражнения способствуют не только повышению культуры речи учащихся-бурят, но и являются средством развития речи. Сравнительный анализ стилистических упражнений на русском и бурятском языках обеспечивает повышение культуры русской речи старшеклассников-бурят .

5. Вопросы развития русской речи в бурятской школе необходимо увязывать с конструированием текста на родном языке. Знание структурной модели текста в обоих языках помогает и облегчает понимание, усвоение и воспроизведение текста старшеклассниками.

6. Изложения и сочинения в бурятской школе — основные письменные работы, способствующие не только развитию речи, но и повышению творческого потенциала ученика.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В результате исследования:

1. Установлено, что несмотря на актуальность и практическую значимость методика развития речи старшеклассников бурятской школы остается недостаточно разработанной ни в теоретическом, ни в практическом планах.

2. Проанализирован уровень знаний, умений и навыков учащихся-бурят по письменной русской речи, установлены причины речевых и грамматических ошибок, намечены пути их предупреждения. Серьезным недостатком школ округа является то, что изучение разных языковых уровней не всегда проводится в связи с работой по развитию речи.

3. Обоснованы и систематизированы основные принципы, методы и приемы развития русской речи у учащихся старших классов бурятской школы.

4. Доказано, что необходимым условием развития продуктивной русской речи у старшеклассников-бурят является выполнение речевых упражнений. В связи с этим представляется целесообразным изучение морфологии, синтаксиса на основе положений функциональной грамматики.

5. Установлено, что методика развития умений и навыков письменной русской речи старшеклассников может быть эффективной, если она учитывает закономерности построения текстов различных типов, стилей и жанров.

6. Предложены и экспериментально цроверены эффективные методы и приемы обучения продуктивной русской речи. Практическая направленность обучения обусловила необходимость выбора коммуникативного, сопоставительного методов и метода конструирования текстов как основных при развитии русской речи старшеклассников-бурят. Опытное обучение показало, что двусторонний перевод способствует лучшему пониманию законов построения русского текста, его стилистических особенностей, повышению культуры русской речи бурятских школьников.

7. Разработана и экспериментально проверена система упражнений по развитию письменной русской речи.

Введение

в учебный процесс специальных упражнений по развитию речи способствует^креплению навыков построения связного текста, обогащает язык старшеклассников, делает их речь свободной.

8. Установлено, что система упражнений, методы и приемы по развитию письменной русской речи, проверенные в ходе эксперимента, могут быть эффективными при использовании научно обоснованных данных психологии, лингвистики, дидактики.

9. В ходе экспериментального обучения в целом подтверждена правильность выдвинутой гипотезы, обоснована необходимость развития речи в тесной связи с изучением всех разделов грамматики русского языка с опорой на родной язык.

Показать весь текст

Список литературы

  1. .Г. Человек как предмет познания. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1968 — 105 с.
  2. В.В. Русский язык. Синтаксис и пунктуация. М.: Просвещение, 1979. — 170 с.
  3. . С.М. Вопросы обучения управлению существительных в методике преподавания русского языка в бурятской школе. Улан-Удэ, 1978. — 86 с.
  4. С.М. Прогнозирование и исправление ошибок в беспредложном управлении имен существительных в русской речи учащихся-бурят: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1979. — 20 с.
  5. С.М. Развитие методической науки в преподавании русского языка в бурятской школе / / Вопросы преподавания русского языка в национальном вузе. Иркутск, 1985. С. 19−24.
  6. С.М. Формирование и развитие бурятско-русского двуязычия у учащихся средней школы. Улан-Удэ, 1993. — 329 с.
  7. Бадмаев Ц. Б, Малышев А. А. Психология обучения речевому мастерству. М.: Владос, 1999. — 224 с.
  8. И. В. Обучение звуковой системе русского языка. Улан-Удэ: Бургиз, 1984. — 140 с.
  9. С.С. Малые жанры бурятского фольклора. -Улан-Удэ: Бургиз, 1984. 140 с.
  10. .Б. Бурятский язык. Графика, орфография, пунктуация. Улан-Удэ: Бурят.кн.изд-во, 1992. — 144 с.
  11. .Б. Некоторые вопросы развития родной речи учащихся 4−7 классов бурятской школы. Улан-Удэ, 1985. — 91 с.
  12. .В. Очерки по психологии обучения иностранным языкам. М.: Просвещение, 1965. — 129 с.
  13. Н.Е., Капинос В. И., Купалова Н. А. и другие. Методика развития речи на уроках русского языка.- М.: Просвещение, 1991. 219 с.
  14. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. — 156 с.
  15. .Б. Лингвометодичёские основы обучения лексике бурятского языка в 5−6 классах: Автореф. дис.. канд. пед наук. Улан-Удэ, 1998. — 26 с.
  16. Ф.И. О преподавании отечественного языка. -М.: 1944 140 с.
  17. И.Г. Подготовка учащихся к работе с письменным * текстом / / Русский язык в национальной школе.- 1976, № 4. С. 15−21.
  18. Вопросы бурятско-русского двуязыия. Состав. О. Г. Бильтагурова. Вып. 2. Улан-Удэ: Бурят.кн.изд-во, 1998. — 114 с.
  19. Вопросы развития речи учащихся в школах народов РСФСР. Сб.ст. М.: 1983. — 158 с.
  20. Вопросы синтаксиса современного русского языка. Общ.ред. В. В. Виноградов. М.: Учпедгиз, 1950. — с. 91 с.
  21. JI.C. Педагогическая псхология.. — М.: Педагогика, 1991. — 486 с.
  22. К.А. Русский язык. Учебное пособие для 9−10 классов национальных школ РСФСР Л.: Просвещение, 1977. — 175 с.
  23. П.Я. Основные результаты исследований по цроблеме «Формирование умственных действий и понятий». -- М.: 1963. 121 с.
  24. И.Г. Текст как объект лингвистического исследования. М., 1981. — 126 с.
  25. Г. Г., Бондаренко С. М. Секреты пунктуации. Кн. для уч-ся. М.: Просвещение, 1986. — 146 с.
  26. В.Ф., Крючков С. Е., Четко Л. А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы. М.: Просвещение, 1986. — 254 с.
  27. Л.П. Речевые ошибки. Минск: Вышейшая школа, 1986. — 96 с.
  28. С.Г. Пути перестройки преподавания русского и родного языков. Улан-Удэ: Бургиз, 1964. — 78 с.
  29. Н.И. Речь как проводник информации. М.: Наука, 1982. — 175 с.
  30. Н.И. Механизмы речи. М.: АПН РСФСР, 1958. -364 с.
  31. Н.К. Работа над изложением по тексту с диалогом // Русский язык в школе. 1986, № 1. С. 2429.
  32. Н.Д. Текст: лингвистические и методические аспекты. М.: 1992. — 196 с.
  33. И.А. Психология обучения иностранным языкам. -М.: Просвещение, 1991. 196 с.
  34. Иргит 0.0. Модели текста как средство совершенствования русской письменной речи студентов-тувинцев. Авто-реф. дис.. канд.пед. наук. М.: 1996. — 21 с.
  35. JI.A. Методика обучения диалогической речи учащихся на уроках русского языка в 7−8 кл. башкирской школы: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1988. — 18 с.
  36. В.И., Сергеева Н. И., Соловейчик М. С. Развитие речи: теория и практика. М.: Линка-Пресс, 1994. -196 с.
  37. М.Н. 0 специфике художественной речи в аспекте функциональной стилистики. Пермь, 1966. — 116. с
  38. Г. С., Сенкеевич М. П. Развитие речи с элементами стилистики. -Л.: Просвещение, 1981. 38 с.
  39. Я. А. Великая дидактика. Избр. пед. сочинения. М.: 1955. — 305 с.
  40. Кон И. С. Психология старшеклассника. М.: Просвещение, 1982. — 187 с.
  41. Л.П. Книга для учащихся старших классов // Русский язык в школе. 1984, № 1. С. 87 — 91.
  42. Т.А. Методика развития речи на уроках русского языка. М.: Просвещение, 1980. — 187 с.
  43. А.А. Язык, речь и речевая деятельность. -М.: Просвещение, 1969. 244 с.
  44. А.Н. Избранные психологические произведения в 2х томах. М.: Педагогика, 1983, т. 1. — 196 с.
  45. М.Н. Основные особенности грамматического строя русского и бурятского языков. Улан-Удэ: Бур-гиз, 1959. — 37 с.
  46. М.Н. Основы методики развития русской речи учащихся 4−8 классов бурятской школы. Улан-Удэ, 1983. — 203 с.
  47. М.Н. Формирование и развитие русской речи учащихся 5−10 классов бурятской школы. Улан-Удэ: Бургиз, 1968. — 289 с.
  48. Л.И. Личность и оценочные способности стра-шеклассников. М.: Просвещение, 1991. — 191 с.
  49. Т.Ф. Эксперессивно-стилистические средства языка // Русский язык в школе, 1985 № 5. — С. 79• 81.
  50. .С. О точном употреблении слова // русский язык в школе, 1986. № 1. — С. 20−24.
  51. .С. Противоречие в тексте как сигнал синтак-тико стилистических ошибок // Русский язык в школе, 1981. — № 2. — С. 47−53.
  52. О.Л. Местные особености русской письменной речи в Туркмении // Русский язык в школе, 1982. С. 100−104.
  53. Т.В. Особенности мышления и речи учащихся в условиях поисковой деятельности // Русский язык в школе, 1984. № 4. — С. 56−62.
  54. .Б. О лингвистических основах обучения русской пунктуации в бурятской школе. Улан-Удэ, 1983. — 26 с.
  55. О. А. Функционально-смысловые типы речи (описание, повествование, рассуждение). Улан-Удэ, 1974. — 261 с.
  56. А.В. Обучение русской орфографии в 5−8 классах бурятской школы. Улан-Удэ: Бургиз, 1964. — 132.
  57. Ф.А. Изложение-миниатюра на уроках русского языка // Русский язык в школе. 1994. № 5. — С. 10−16.
  58. Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы. М., 1984. — 45 с.
  59. Оценка знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку. Сборник статей из опыта работы. (Сост.: Капинос В. И., Костякова Т.А.). М.: Просвещение, 1986. 144 с. j 70. Павлов И. П. Избранные произведения. — М.: Госполитиздат, 1951. 509 с. j
  60. Е.И. Коммуникативный метод обучения иностранному говорению. М.: Просвещение, 1985. — 141 с с.
  61. А.А. Лингводидактические основы обучения русскому языку. М.: Просвещение, 1990. — 190 с.
  62. Педагогика. Сост. Баранов В. Г. и другие. М.: Просвещение, 1987. — 363 с.
  63. Н.Р. Обучение грамматическому строю русского языка учащихся начальных классов бурятской школы. -Улан-Удэ, 1988. 77 с.
  64. Н.А. О работе над сочинением // Русский язык в школе, 1980. № 3. — С. 48−53.
  65. Ю.С. Обучение сочинениям на свободную тему в 7−8 классах. М.: Просвещение, 1986. — 206 с.
  66. Т.Н. Понятия «стиль», «тип речи», «жанр» в системе работы по развитию речи // Русский язык в школе. 1980. № 3. — С. 48−53.
  67. А.А. Мысль и язык. Одесса, 1922. — 226 с.
  68. Программы по русскому языку для 4−10 классов бурятской школы. Улан-Удэ, Бургиз, 1987. — 152 с.
  69. Э.Р. Буряад хэлэнэй орфоэпидэ Ъургалга. Улан-Удэ: Бур.кн. изд-во, 1976. 93.
  70. Э.Р. Бурятский язык в школе. Улан-Удэ, 1979. — 102 с.
  71. Н.Ю. Как стать грамотным. Нижний Новгород: Деком, 1994. — 160 с.
  72. Р.Б. и другие. Русский язык. Учебник для 10−11 классов национальных школ. СПб.: Просвещение, I1995. 231 с.
  73. Р.Б. и другие. Обучение русскому языку в 511 классах национальных школ. СПб.: Просвещение, 1993. — 239 с.
  74. .С. Сопоставительная грамматика русского и бурятского языков. Улан-Удэ: Бургиз, 1984. — 126 с. Ф
  75. М.Р. Развитие связной устной речи учащихся 6−7 классов в процессе изучения морфологии удмуртского языка. Автореф. дис.. канд. пед. наук.- М., 1990. 19 с.
  76. Г. Е. Уроки по развитию речи в период обучения грамоте. Л.: Просвещение, 1987. — 125 с.
  77. А.В. Методика русского языка в средней школе.- М.: Просвещение, 1980. 410 с.
  78. К.Д. О значении отечественного языка в первоначальном обучении / / Полн. собр. соч., т. 6. С. 269−281.9 0. Ушинский К. Д. О первоначальном преподавании русского языка // Полн.собр.соч., т. 5. С. 356−372.
  79. К.Д. Предисловие к первому изданию «Детского мира» // Избр. пед. соч. М., 1945. — 148 с.
  80. Г. П. О значении работы над интонацией дляусвоения синтаксиса и пунктуации в школе. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962. — 76 с.
  81. Н.А. О возможности работы над речевым этикетом при изучении грамматического материала // Русский язык в школе. 1992. № 1. — С. 23−28.
  82. Н.М. и др. Методика обучения русскому языку в 5−11 классах школ народов тюркской группы. Л.: Про-свещ., 1990. — 336 с.
  83. А.А. О речевых ошибках // Русский язык в школе. 1984. № 2. — С. 47−50.
  84. А.Ц. Развитие речи учащихся- необходимое успешного усвоения материала учебного предмета. Матер, сем. 18−20 ноября 1981. Улан-Удэ, 1982.- 117 с.
  85. С.Н. Ошибки в письменной речи учащихся и способы их классификации // Русский язык в школе. 1984. № 2. — С. 40−47.
  86. П.Г. Пособие по стилистике русского языка. М.: Просвещение, 1971. — 76 с.
Заполнить форму текущей работой